Авианесущие корабли ВМС Китая — Варяг который стал Ляонин

Авианосцы Китая

Китайская Народная Республика удивляет мировую общественность своими разработками и амбициями с каждым годом все больше и больше. Не стал исключением и флот. Еще пару десятилетий назад не могло быть и речи о мощных военно-морских силах Поднебесья. Однако события последних лет показывают, что страна имеет далеко идущие планы и на сегодняшний момент выполняет все свои задачи согласно установленному графику. Так, Китай вошел в число стран, имеющих на вооружении авианосцы – корабли, выполняющие атакующие функции. Такое положение вещей в корне не устраивает США, однако пока они вынуждены лишь наблюдать за развитием восточной страны в сфере кораблестроения.

На сегодняшний день на вооружении ВМС КНР находится 1 тяжелый авианосец, второй проходит финальные испытания, а третий расположен на судостроительном заводе и должен быть спущен на воду к 2020 году. И пусть в данный момент эти судна далеки до мощнейших американских кораблей, но за последние годы был сделан очень большой рывок в оснащении флота, что вызывает уважение. В данной статье изучим подробнее предпосылки появления авианосных кораблей, текущие китайские разработки и планы на будущее.

Покупка Авианосца в качестве лома

Стоит отметить, что Китай давно наблюдает за развитием кораблестроения в мире. Так, он купил свой первый авианосец еще в 1985 году.

Авианосец «Маджестик»

Британский «Маджестик» – начало строительства авианосцев этого типа уходит в далекий 1943 год, более 30 лет прослужил Королевскому флоту Австралии. В 1982 году он был списан, а спустя 3 года КНР выкупила судно в качестве металлолома. Однако никто не спешил разбирать корабль. В течение долгих лет его изучали и разбирали по пластам, дотошно фиксируя все технологические разработки. И пусть это был очень старый несовременный авианосец – основы конструкции можно было изучать сколь угодно долго.

Все вооружение и электрика на «Маджестике» были сняты перед продажей. При этом катапульта и аэрофинишер оставались на судне. Это позволило инженерам-проектировщикам разобрать механизмы по элементам и наглядно увидеть принцип работы.

Австралийский корабль был разрезан лишь в 2002 году, когда в Китай пришел новый авианосец – «Варяг».

[flat_ab id=”1″]

История строительства ТАКР «Варяг» – будущего авианосца Китая

Советские власти только в 80-е годы решили начать строительство авианосцев. Было запланировано несколько идентичных кораблей, которые должны были встать на вооружение страны. Первое судно было спущено на воду 4 декабря 1985 года. Это был будущий ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». В этот же день на судостроительном заводе города Николаева (Украинская ССР) заложили новый авианосец – точную копию предшественника. Согласно планам Советского руководства, он должен был служить на Тихоокеанском флоте. Названный «Рига», корабль спустили на воду в 1988 году, после чего работы были продолжены. Через 2 года название было изменено на «Варяг». Развал Союза остановил строительство. Консервация «Варяга» произошла в тот момент, когда он был сделан на 67%.

“Воряг” модель корабля

Тяжелое финансовое положение страны – Украины, не позволило продолжать финансировать охрану военного объекта. А потому уже в 1993 году авианосец был разграблен.

Не понимая, что делать дальше с гигантским судном, Украина объявила тендер по продаже «Варяга». На завод приезжала делегация из России во главе с председателем правительства Черномырдиным. Однако в этот же период в самой России строился атомный ракетный крейсер «Петр Первый». В те годы страна находилась также в непростых условиях. Материальное обеспечение военно-морского флота, как, впрочем, и других военных объектов, было ограниченным, а значит, руководство могло позволить себе выделение бюджета на строительство только одного корабля. Ельцин сделал выбор в пользу «Петра Первого».

“Воряг” модель корабля

В 1998 году покупкой заинтересовалась туристическая компания Agencia Turistica e Diversoes Chong Lot Limitada, юридический адрес которой находился в Китае. Фирма планировала устроить на корабле плавучий развлекательный центр. Сделка была заключена. Тяжелый авианесущий крейсер «Варяг» был продан за смешные деньги – 20 миллионов долларов. Еще 7 миллионов долларов было потрачено на простой корабля до момента его отправки и на его подготовку к дальнему путешествию.

Первый китайский авианосец «Ляонин»

США уже тогда засомневались в правдивости истории с плавучим казино. А потому, они настойчиво рекомендовали Турции не пропускать корабль через свои воды.

Спустя 2 года после покупки, в 2000 году «Варяг» решили переправить в Китай. Предстоял длинный и сложный путь через три океана. Не стоит забывать, что судно было не на ходу – у него не было ни руля, ни двигателей, а потому его буксировали. Путешествие имело множество преград, самой большой из них оказался проход через пролив Босфор. Турция не пропускала авианосец, для согласования и сбора необходимых документов потребовалось целых 17 месяцев. Сумев договориться, корабль в Эгейском море попал в шторм, в результате которого порвались буксировочные концы – тросы. Следующие передвижения были длительными, но уже без серьезных проблем. «Варяг» пересек Средиземное море, вышел в Атлантику, полностью обогнув Африку, попал в Индийский океан и поплыл в Тихий океан. Всего авианосец проплыл на буксире 15 тысяч миль.

“Ляонин” модель

Через некоторое время после того, как корабль пришвартовали в Китае, мир узнал, что туристическая компания оказалась подставной. Реальными покупателями были морские силы Народно-освободительной армии КНР. США не ошиблись.

Первые три года судно просто изучали, лишь в 2005 году китайцы приступили к ремонту. Его внешний вид был удручающим, многие элементы пришлось заменить, однако корпус и внутренняя конструкция оставались в приемлемом состоянии. В 2011 году китайский авианосец впервые самостоятельно вышел в море на испытания. 25 сентября 2012 года, получив новое имя – «Ляонин», в честь провинции Китая, корабль официально заступил на службу.

“Ляонин” модель

На вооружении у него находится:

  • 26 истребителей J-15, являющиеся китайским аналогом российских Су-33;
  • 6 китайских вертолетов Z-18J с системой радиообнаружения и наведения;
  • 6 китайских противолодочных вертолетов Z-18F;
  • 2 многоцелевых вертолета Z-9S – лицензированная копия французского Aérospatiale Dauphin, сделанного в Китае.

Таким образом, можно сказать, что историческая справедливость «восторжествовала». Авианосец в советские годы строили для службы в Тихом океане, что собственно и произошло.

[flat_ab id=”2″]

Новый китайский авианосец «Шаньдун» проекта 001А

В 2013 году в Китае был заложен первый авианосец собственного производства. Он спроектирован по подобию имеющегося в наличии «Ляонин». Первоначальное название проекта было тип 001А. Сегодня в средствах массовой информации появилось официально неподтвержденное название корабля – «Шаньдун».

Авианосец проекта 001А «Шаньдун»

26 апреля 2017 года судно спустили на воду. В данный момент работы продолжаются. Уже в феврале 2018 года проводятся первые ходовые испытания в море. По прогнозам «Шаньдун» сможет войти в состав военно-морского флота Китая в 2020 году.

Некоторые элементы судна модернизированы в сравнении с «Ляонин» – установлен улучшенный радар, к тому же он вмещает увеличенное количество топлива и боеприпасов. А это значит, что появляется возможность нахождения на борту большего числа авиации – 36 истребителей J-15.

Длина судна составляет 315 метров, ширина 75 метров. Максимальная скорость хода достигает 31 узла. Паротурбинная двигательная установка остается без изменений относительно «Ляонина», который имеет советские корни.

Будущие и перспективные китайские авианосцы

Сколько авианосцев еще планирует построить Китай? Будут ли на них использованы новейшие технические разработки или это будут очередные копии советского образца? Естественно, такая информация строго засекречена. Однако экспертам удалось выяснить, что к 2030 году ВМС Китая хочет обладать четырьмя авианесущими кораблями. Учитывая события последний лет, эти планы не кажутся фантастическими.

Более того, сразу после спуска на воду авианосца типа 001А, в сухом доке началось строительство нового корабля, который выступит в качестве третьего плавучего острова для китайской авиации. Согласно неофициальным источникам, данное судно будет обладать большим размером. Его водоизмещение составит 80 тысяч тонн – строящийся «Шаньдун» имеет 70 тысяч тонн при полной загрузке. Ожидается, что данный корабль, в отличие от двух предшествующих авианосцев, не будет иметь трамплин для взлета самолетов. Он будет оснащен паровыми стартовыми катапультами. Это позволит использовать другие виды самолетов. По прогнозам судно спустят на воду уже в 2021 году.

На сегодняшний день авианосцы Китая, конечно, не в состоянии конкурировать с главным военно-морским гигантом – Соединенными Штатами Америки. Тем не менее их расширяющийся военно-морской флот значительно укрепил страну на политической арене. И в случае появления угрозы со стороны потенциального противника у Китая появилась возможность дать достойный отпор.

Вертолетоносцы ВМС Китая

Непростые отношения складываются у Китая с одним из соседей – Японией. Уровень оснащения японских современных авианосцев, несущих в качестве вооружения вертолеты, вынуждают Китай развивать и этот тип кораблей.

Вертолетоносец Type 075

Так, судостроительная компания Hudong Zhonghua Shipbuilding Company, расположенная в Шанхае, осуществила закладку одного из самих крупных вертолетоносцев в мире с функциями десантирования. В официальных документах он упоминается как Тип 075. Длина судна составляет 250 метров, водоизмещение находится в пределах 40 тысяч тонн. В качестве сравнения, водоизмещение французского «Мистраль» составляет 21,3 тысячи тонн, а американского «Уосп» – 40,5 тысяч тонн.

Type 075

Корабль сможет принять на борт около 30 вертолетов различных модификаций. Его зоной ответственности будет патрулирование в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях. В то же время он будет представлять собой десантный корабль, то есть сможет подтапливаться для того, чтобы была возможность загрузки и разгрузки военной техники с берега и на берег.

Спуск на воду строящегося судна запланирован на 2019 год. На проведение испытаний потребуется еще около года, после чего вертолетоносец встанет на вооружение ВМФ КНР.

Вертолетоносец Type 071 – «Циньчэньшань»

С 2007 года на вооружение ВМС Китая стал поступать еще один тип десантных вертолетоносцев – «Циньчэньшань». На данный момент в строю находится 4 из 6 запланированных кораблей. Водоизмещение каждого составляет 19 тысяч тонн. На борту находится 4 китайских многоцелевых вертолета Z-8, являющихся лицензионной копией французских Sud-Aviation SA.321 Super-Frelon. Кроме того, на корабле расположено 4 десантных корабля на воздушной подушке. Имеется возможность для размещения до 1000 солдат.

Type 071 “Циньчэньшань”

Судно одновременно может выполнять несколько задач:

  • Принимать вертолеты;
  • Осуществлять десантирование;
  • Выполнять функции плавучего госпиталя;
  • Являться центром командования в случае возникновения такой необходимости.

vmflot.ru

Сколько авианосцев у Китая в 2019 году?

На вооружении ВМФ КНР стоит два авианосца: «Ляонин» и «Проект 001А», который получит своё официальное название только к 2020-му году.

Ляонин

История этого авианосца крайне запутана и даже несколько драматична. В 1985 году в ныне украинском городе Николаеве на Черноморском судостроительном заводе началось создание нового авианосца для Тихоокеанского флота ВМФ СССР. Название судна несколько раз менялось, но, в конечном счёте, авианосец официально стал «Варягом». По своей конструкции новый корабль практически полностью совпадал с построенным ранее авианосцем «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

Однако в конце 1991 года государство СССР прекратило своё существование. Строительство авианосца «Варяг» на тот момент был закончено всего на 68%. Черноморский завод отныне принадлежал исключительно украинской стороне. Но из-за недостатка финансирования новые владельцы корабля не только не закончили постройку авианосца, но и не обеспечили ему должную охрану. С судна было украдено всё, что можно было вынести. Поэтому в 1997 году было объявлено о продаже корабля на металлом. Аукцион выиграла туристическая компания из Макао. Согласно официальному заявлению, покупатели планировали сделать из корпуса боевого корабля казино на воде. До этого китайские компании уже дважды покупали ветхие советские авианосцы для их переоборудования в плавучие развлекательные заведения. Тогда ещё никто не знал, что за подставной фирмой из Макао скрывалось руководство ВМС КНР, желавшее включить в состав китайского флота бывший советский авианосец.

Транспортировка «Варяга» заняла очень много времени, к китайским берегам корабль был пришвартован лишь весной 2002 года. Несмотря на то, что с 1991 года авианосец медленно разрушался, и в нём не хватало части оборудования, обшивка и внутренние механизмы оставались крепкими и надёжными.

Поскольку к судну не прилагалось никакой технической документации, китайские специалисты несколько лет изучали корабль. Только в августе 2011 китайской стороне удалось закончить строительство «Варяга», который с этого момента назывался «Ляонин». А в 2012 году списанный в утиль 15 лет назад авианосец получил вторую жизнь и стал полноценной боевой единицей китайского флота.

Проект 001А

А вот второй авианосец, стоящий на вооружении КНР, китайская сторона построила самостоятельно. Создание этого судна долгое время держалось в секрете. До общественности только изредка доходили отдельные слухи, но в 2015 году китайские власти официально объявили о строительстве нового боевого корабля. На этапе проектирования будущего судна были использованы чертежи «Ляонина». Поэтому, по иронии судьбы, и этот новейший китайский авианосец напоминает советское боевое судно.

Конечно, новый корабль будет иметь некоторые усовершенствованные детали. Например, большее водоизмещение, более длинные взлётные полосы, электромагнитную катапульту, электронику последнего поколения и многое другое.

Одновременно в Китае была закончена разработка модели новейших палубных истребителей, которыми будут укомплектованы оба авианосца.

В апреле 2017 года авианосец был спущен на воду, но пока он будет проходить дополнительные испытания. По всей вероятности, новой боевой единицей «Проект 001А» станет только в конце 2019 года. Министерство обороны предложило жителям Китая самим выбрать название для судна. Для этого даже было открыто интернет-голосование. Китайцы предпочли назвать свой боевой корабль в честь рака-богомола или ротоногого рака, населяющего моря Дальнего Востока.

mychinaexpert.ru

миф или реальность? » Военное обозрение

Споры о том, насколько далеко простираются военно-политические амбиции Китая — нарождающейся супердержавы, постоянно подогреваются как потоком реальных новостей, так и полуфантастическими «утечками» о военных мегапроектах Поднебесной. В последнее время на первый план вышла тема авианосного флота. Действительно ли Красный Дракон намерен побороться за господство над океанами с Америкой, или мы являемся свидетелями упражнений в искусстве блефа?
«Ляонин», единственный авианосец, находящийся сегодня на вооружении Военно-морских сил Народно-освободительной армии Китая, в прошлом носил имя «Варяг». Следующий авианосец китайцы намерены построить сами.

В январе этого года одна из гонконгских газет сообщила со ссылкой на Ван Мина, партийного руководителя китайской провинции Ляонин, что Китай приступил к постройке своего второго авианосца из четырех запланированных. Корабль будет строиться на верфи в городе Далянь, и на воду его спустят через шесть лет. Особая изюминка этой новости в том, что новый авианосец станет чисто доморощенным, китайским, в отличие от первого опыта КНР в данной области.

Все наверняка помнят историю с недостроенным тяжелым авианесущим крейсером проекта 1143.6, который назывался сначала «Рига», потом «Варяг», однако в связи с распадом СССР в строй так и не вступил. Оказавшись в собственности Украины, корабль в состоянии 67%-ной готовности был продан китайской компании якобы для создания плавучего парка развлечений. В версию о развлечениях не поверили США и сильно уговаривали Турцию не пропускать полуфабрикат через Босфор, однако к берегам Поднебесной едва ли не через два года после выхода из Николаева «Варяг» все-таки доплыл.


Индийский легкий авианосец
когда-то назывался тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал Горшков», а еще ранее — «Баку». В Индию поступил после глубокой модернизации, проведенной на заводе в Северодвинске.

Вырваться за цепь

А дальше случилось предсказуемое: Китай достроил корабль, правда не в формате ТАКР, а в виде авианосца, и в сентябре 2012 года под названием «Ляонин» принял его на вооружение ВМС Народно-освободительной армии. Следом поступили сообщения об успешной посадке истребителя Shenyang J-15 на палубу «Ляонина», что стало знаком обретения Китаем палубной авиации с фиксированным крылом. В декабре прошлого года ВМС НОАК провели в Южно-Китайском море учения с участием «авианосной боевой группы» и даже ухитрились войти в близкое соприкосновение с кораблями ВМС США, что едва не вызвало конфликт.

Теперь заявляется, что Китай к 2020 году намерен иметь уже четыре авианосца для действий как в прибрежных морях, так и в открытом океане. Значит, вскоре можно ожидать сообщения о закладке новых авианосцев, которые, вероятно, в целом будут повторять конструкцию «Варяга-Ляонина».

Чтобы понять, зачем вообще Китаю нужны авианосцы, стоит немного остановиться на том, как военные стратеги КНР видят положение своей исторически сугубо континентальной страны по отношению к окружающему ее тихоокеанскому пространству. Это пространство, с их точки зрения, делится на две части. Первая — прибрежные моря, ограниченные «первой цепью островов», на которых сильно военное присутствие крупных государств, прежде всего США, но также России и Японии. Это цепь архипелагов, тянущаяся от оконечности Камчатки через Японские острова до Филиппин и Малайзии.

И конечно, в этой цепочке присутствует основная головная боль КНР — Тайвань, военный конфликт вокруг которого из сценариев исключить никак нельзя. В отношении этой прибрежной зоны у Китая есть доктрина, обозначаемая обычно как A2/AD: «противодействие вторжению/закрытие зоны». Имеется в виду, что при необходимости НОАК должна иметь возможность противодействовать враждебным действиям противника в пределах «первой цепи» и в проливах между архипелагами.


На будущий американский суперавианосец Gerald R. Ford
устанавливают надстройку-«остров». Этот корабль призван стать витриной новейших кораблестроительных технологий.

В том числе предполагается противодействие авианосным ударным группам ВМС США. Но, чтобы воевать у своих берегов, совсем не обязательно иметь авианосцы — зона отлично простреливается береговыми средствами. В частности, особые надежды Китай возлагает на баллистическую противокорабельную ракету Dong Feng-21D наземного базирования, которая представляется как «убийца авианосцев».

Другое дело, что Китаю с его нарастающими амбициями не хотелось бы сидеть взаперти, за «первой цепью островов», и китайские адмиралы мечтают заполучить себе свободу действий в открытом океане. Чтобы эти желания не выглядели голословными, в прошлом году группа из пяти китайских кораблей миновала пролив Лаперуза (между Хоккайдо и Сахалином), затем обогнула Японию с запада и вернулась к своим берегам, пройдя севернее Окинавы. Этот поход был представлен китайским руководством как прорыв блокады «первой цепи островов».

Утечки или фан-арт?

Пока китайцы осваивают советские технологии и осторожно высовывают нос за пределы «первой цепи островов», на сайтах и форумах, посвященных военно-технической тематике, обсуждаются загадочные картинки с иероглифами. На них якобы показаны грядущие мегапроекты КНР в области авианосного кораблестроения. Растущая военная и экономическая мощь Китая столь сильно интригует весь мир, что изображения, больше смахивающие на фан-арт любителей компьютерных игр, никого не оставляют равнодушными.

Особенно впечатляюще выглядит авианосец-катамаран с двумя палубами, с которого имеют возможность стартовать сразу два самолета. Кроме многоцелевых истребителей, напоминающих наши Су-27, на палубах нашлось место вертолетам и самолету системы дальнего радиолокационного обнаружения.

Другой концепт подобного рода — авианосная подводная лодка: гигантский, судя по всему, корабль с уплощенным корпусом, располагающий, помимо набора ракет с ядерными боеголовками и противокорабельных ракет, еще и водонепроницаемым ангаром на 40 самолетов. Когда лодка находится в надводном состоянии, ворота ангара раскрываются, и самолеты могут отправляться на задание. Кроме того, огромная субмарина якобы будет способна служить базой для подводных лодок стандартных размеров.


На авианосце «Ляонин» базируются
22 истребителя Shenyan J-15, которые считаются клоном российской разработки Су-33 (Су-27К), но с радаром, двигателем и вооружением местного производства.

Похоже, именно мечта о выходе за «цепь островов» породила также идею циклопической плавучей базы, которую и кораблем назвать сложно. Выглядит это как спущенный на воду вытянутый параллелепипед, на верхней грани которого расположена взлетно-посадочная полоса длиной 1000 м. Ширина полосы — 200 м, высота конструкции — 35. Помимо функции аэродрома, база могла бы выполнять роль морского причала, а также стать местом дислокации подразделений морской пехоты.

То есть в основе идеи — желание вытащить эту штуковину буксирами куда-нибудь подальше в море и устроить в окружении вод мощный опорный пункт, который превосходил бы своими масштабами и оснащением любой американский авианосец.

Все эти фантастические «проекты» производят очень странное впечатление и своим явным несоответствием уровню современных китайских технологий, и в целом их инженерной состоятельностью и военной целесообразностью. Поэтому трудно сказать, имеем ли мы дело с реальными утечками дизайн-проектов, «черным пиаром» правительства КНР или просто с возросшей компьютерной грамотностью китайского населения, освоившего программы 3D-моделирования.


А вот это один из примеров, вероятно, популярных у дальневосточных дизайнеров фантазий
на тему грозных боевых кораблей. Созданный китайскими художниками макет не существующего в природе авианосца был показан на выставке в 2009 году.

Трамплин против катапульты

Так кого и зачем пытается догнать Китай со своей авианосной программой? Первый мотив, который приходит в голову, — соперничество с США. Однако, развивая тему авианосцев на базе проектов с индексом 1143, КНР вряд ли добьется многого. «Ляонин» способен взять на борт всего 22 самолета, что, разумеется, очень мало по сравнению, например, с атомными гигантами класса Nimitz, позволяющими разместить на 50 самолетов больше.

Когда-то конструкторы советских ТАКР, не решив проблему создания паровой катапульты для разгона самолетов на старте, придумали своего рода трамплин. Прокатившись по нему, истребитель как бы подбрасывался вверх, что создавало запас высоты для набора нужной скорости. Однако такой взлет сопряжен с серьезными ограничениями по весу летательных аппаратов, а значит, и по их вооруженности.

Правда, военные аналитики не исключают, что в новых версиях китайских авианосцев катапульта все же будет применена, и место J-15 займет более легкий самолет, возможно на основе истребителя (предположительно) 5-го поколения J-31. Но пока произойдут все эти усовершенствования, американский ВПК тоже не будет стоять на месте.


Крупнейшие авианосцы мира

Прошлой осенью прошло «крещение» первого американского авианосца Gerald R. Ford из одноименного нового класса, который придет на смену классу Nimitz. Он сможет взять на борт уже до 90 самолетов, но даже это не главное. Gerald R. Ford вобрал в себя множество новейших технологий, значительно повышающих его энергоэффективность и боевые возможности.

Если китайцы, возможно, «дорастут» до паровой катапульты, то на новом американском корабле от нее отказались как от воплощения технологий вчерашнего дня. Теперь там применяются электромагнитные катапульты на основе линейного электродвигателя. Они позволяют разгонять боевые самолеты более плавно и избегать слишком сильных нагрузок на конструкцию летательного аппарата.

Прогулки налегке

Впрочем, даже если избегать прямых сравнений китайского авианосца устаревшей конструкции с новейшими американскими, невозможно не заметить разницы в тактике использования кораблей этого типа в Китае и США. Американские авианосцы всегда следуют в центре авианосной ударной группы (АУГ), в составе которой обязательно идут боевые корабли, обеспечивающие прикрытие авианосца с воздуха, ведущие противолодочную борьбу, располагающие мощными противокорабельными средствами.

Во время учений в Южно-Китайском море вокруг «Ляонина» тоже попытались создать нечто вроде АУГ, но от американской она заметно отличалась. И не только количеством и мощью боевых кораблей, но и полным отсутствием такой важной составляющей, как суда обеспечения — плавучие рембазы, танкеры с топливом, суда, перевозящие боеприпасы. Уже из этого понятно, что китайский авианосец, во всяком случае пока, не может служить инструментом «проецирования силы» на океанских дальностях, и выбираться за «первую цепь островов» ему просто нет смысла.

Есть еще одна держава, с которой у КНР издавна непростые отношения. Это Индия. Хотя Индия является соседом Китая на суше, а не на море, ее военно-морские планы наверняка тщательно отслеживаются в Поднебесной. На сегодня Индия уже располагает двумя авианосцами. Один из них носит название «Викрамадитья» — он, как и «Ляонин», является кораблем советской постройки. Изначально он носил имя «Адмирал флота Советского Союза Горшков» (проект 1143.4) и был продан Индии Россией в 2004 году. Второй авианосец гораздо более старый: он был построен британской компанией Vickers-Armstrong в далеком 1959 году, а продан Индии в 1987-м. На 2017 год намечено его списание.

При этом Индия запустила программу строительства нового класса авианосцев, уже своими силами. Этот класс под названием Vikrant будет включать (по данным на сегодняшний день) два корабля — Vikrant и Vishai. Первый из них в прошлом году спущен на воду, хотя из-за финансовых трудностей принятие корабля на вооружение отложено до 2018 года. Корабль имеет характерный для советских конструкций «трамплин» в расчете на эксплуатацию 12 истребителей российского производства МиГ-29К. Также авианосец сможет взять на борт восемь легких истребителей местного производства HAL Tejas и десять вертолетов Ка-31 либо Westland Sea King.

Западные военные эксперты сходятся в том, что китайская авианосная программа — это скорее политическая декларация о намерениях, чем важный шаг в военном строительстве, и серьезную конкуренцию американским морским силам авианесущие корабли КНР составить не смогут. Вопросы безопасности в ближних водах Китай способен решать, опираясь на сухопутные базы, а заявить о себе всерьез в открытом океане ВМС НОАК пока не в состоянии. Однако если рассматривать авианосцы как непременный атрибут великой державы, то символический смысл планов Китая понять можно. Да и от Индии негоже отставать.

topwar.ru

Как Пекин обзавелся собственной длинной палубой: Оружие: Силовые структуры: Lenta.ru

Утром 26 апреля в китайском городе Далян был спущен на воду первый авианосец собственной китайской постройки. К созданию этого корабля на основе проекта авианосца «Ляонин» (в прошлом — советского тяжелого авианесущего крейсера «Варяг») Китай шел более 30 лет.

…«Мельбурн» (HMAS Melbourne) имел длинную историю. Заложенный в апреле 1943 года по заказу Королевского флота и спущенный на воду в феврале 1945-го под именем «Мажестик», новый авианосец был первым кораблем, построенным по усовершенствованному варианту проекта легкого флотского авианосца 1942 года. Этот проект был вызван необходимостью резко нарастить численность авианосцев из-за потерь в первые годы войны. Корабли должны были строиться гражданскими верфями с использованием технологий коммерческого судостроения, но при этом иметь характеристики, позволяющие действовать совместно с флотом, в отличие от эскортных авианосцев, использовавшихся в первую очередь для прикрытия конвоев.

С 1 июня 1942-го по 27 ноября 1943 года на различных британских верфях было заложено 16 кораблей, в том числе 10 по исходному проекту (авианосцы типа «Колоссус») и 6 по усовершенствованному (тип «Мажестик»). Лишь головной «Колоссус», вступивший в строй в декабре 1944-го, успел принять участие в боевых действиях на Тихом океане. Большинство кораблей нового проекта были сданы уже после войны и со значительными задержками. Среди них был и «Мажестик», который сдали заказчику спустя 10 лет после спуска на воду, в 1955 году, причем этим заказчиком оказался не британский Королевский флот, а в то время уже отдельная, хоть и близкородственная структура.

Переименованный в «Мельбурн» и получивший бортовой номер R21, корабль служил австралийскому Королевскому флоту почти 30 лет. За это время он совершил ряд дальних походов, как учебных, так и связанных с выходом на боевую службу, участвовал в учениях, был переклассифицирован из легкого многоцелевого в противолодочный авианосец, потопил в навигационных авариях два эсминца — австралийский «Вояджер» в феврале 1964-го и американский «Эванс» в июне 1969-го, и наконец летом 1982 года был выведен в резерв. Три года спустя корабль был продан на слом в Китай за 1,4 миллиона австралийских долларов.

Резать полученный авианосец на металл Китай, однако, не спешил. Он стал важным элементом китайской авианосной программы, притом что китайский военный эксперт контр-адмирал Чжан Чжаочжун, сын основателя ВМС Народно-освободительной армии Китая Чжан Айпина, утверждал, что ВМС НОАК не были осведомлены о покупке «Мельбурна» до его прибытия в Гуанчжоу.

Изучение и разборка (по факту — послойное препарирование) корабля продолжались очень долго. С авианосца до его передачи Китаю было демонтировано вооружение и радиоэлектронное оборудование, но паровая катапульта, аэрофинишер и оптическая система привода на посадку остались на месте. Окончательно «Мельбурн» был разрезан уже в 2002 году, когда в Китай прибыл приобретенный на Украине «Варяг».

…под индексом 1143 имел сложную историю. Многолетние дискуссии в советском руководстве о потребности ВМФ СССР в авианосцах и об их предпочтительном облике привели к появлению странных гибридов — авианесущих крейсеров, предназначенных для эксплуатации самолетов вертикального взлета и посадки и вертолетов, оснащенных мощным ударным вооружением. Четыре корабля этого типа — «Киев», «Минск», «Новороссийск» и «Баку» — стали первыми советскими кораблями, способными применять боевые самолеты с палубы. Опыт их эксплуатации, однако, заставил советское руководство и промышленность осознать необходимость возвращения к «классической» авианосной школе, предполагавшей строительство авианосцев, обеспечивающих эксплуатацию самолетов обычного взлета и посадки.

Первым таким кораблем стал пятый вымпел в семействе 1143, ныне входящий в состав ВМФ России под именем «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Приближающийся по размерам к суперавианосцам ВМС США, оснащенный угловой палубой, трамплином и аэрофинишером, «Кузнецов» (заложенный в 1982 году как «Рига», переименованный в том же году на стапеле в «Леонида Брежнева» и проходивший испытания после спуска на воду в 1985 как «Тбилиси») способен эксплуатировать классические самолеты, в том числе такие габаритные, как Су-33 — палубную версию тяжелого истребителя Су-27.

Фото: Андрей Лузик / пресс-служба Северного флота / ТАСС

25 ноября 1988 года со стапеля номер «0» Черноморского судостроительного завода сошел шестой корабль семейства 1143 — ТАВКР «Рига» (после переименования предшественника в «Брежнева» прибалтийскую республику решили не обижать). Два года спустя, накануне распада СССР, он был переименован в «Варяг». Тогда же «Тбилиси» был переназван в честь знаменитого советского главкома ВМФ, а «Баку» — в честь его многолетнего преемника Сергея Горшкова.

Материалы по теме

11:54 — 29 декабря 2015

«Кузнецов», уже проходивший испытания, успели перевести на Северный флот до распада СССР. «Варягу» же, по мнению некоторых специалистов, до вывода в море, который позволил бы увести корабль для последующей достройки в интересах ВМФ России, не хватило буквально нескольких недель. В итоге авианосец остался у достроечной стенки ЧСЗ и достался независимой Украине.

Распад Советскою Союза фактически зарубил отечественную авианосную программу. В 1992 году была отменена достройка атомного авианосца «Ульяновск», который должен был первым из советских авианосцев получить катапульты. Работы на «Варяге» приостанавливаются. В 1993 году на консервацию отправляются «Киев», «Минск» и «Новороссийск», в 1994 году после пожара к стенке встает «Адмирал Горшков».

Получив в свое распоряжение «Варяг», Украина начала искать покупателя. Довольно быстро стало ясно, что Россия им не станет, даже несмотря на то, что сторонники достройки авианосца организовали посещение корабля премьер-министром России Виктором Черномырдиным. По мнению некоторых специалистов, точку в судьбе «Варяга» поставило принятое Борисом Ельциным решение о достройке на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге атомного ракетного крейсера «Юрий Андропов» (ныне известен как «Петр Великий»). Денег на второй крупный корабль, да еще строящийся украинским предприятием, в бюджете уже не было.

«Киев», «Минск» и «Новороссийск» были проданы довольно быстро. «Киеву» повезло больше остальных: первый советский авианесущий крейсер, сохранивший на борту свое имя, стал частью военно-морского музея в Тяньцзине. Бизнес-проект по переоборудованию «Минска», который превратили в плавучий развлекательный центр, больших успехов не принес, а «Новороссийск» был разрезан на металл в Южной Корее.

«Киев» и «Минск» были изучены в том числе китайскими военно-морскими специалистами, однако наибольший интерес для них представлял «Варяг». Проданный в 1998-м корабль в 2000-2002 годах был отбуксирован в КНР. Покупателем выступила фирма Chong Lot Travel Agency Ltd, официально собиравшаяся перестроить авианосец в плавучий развлекательный центр. Вскоре, впрочем, стало ясно, что этот корабль вряд ли превратится в развлекательный объект.

Фото: Li Gang / Xinhua / Zumapress / Globallookpress.com

Авианосец проекта 001 «Ляонин», получивший бортовой номер 16, был введен в состав Военно-морских сил Народно-освободительной армии Китая в сентябре 2012 года. Весной 2015-го в доке начались работы по сооружению корабля проекта 001А. 26 апреля 2017 года, проведя в доке около двух лет, он был спущен на воду. Название корабля пока неизвестно, по некоторым данным, он называется «Шаньдун».

Новый китайский авианосец, практически точное воспроизведение «Ляонина», должен войти в состав флота к 2020-2021 годам. Состав его авиагруппы вчерне известен: ее основу составят истребители типа J-15 (китайская копия советской палубной машины Су-33), а в перспективе — палубные версии двухместного истребителя J-16, включая специализированный самолет радиоэлектронной борьбы.J-16D. Китай также разрабатывает палубный «летающий радар», известно о существовании экспериментальной машины с индексом JZY-01.

Уже при спуске нового корабля на воду внимательные наблюдатели обратили внимание на металлоконструкции рядом с построечным доком. Некоторые специалисты полагают, что это может говорить о скором начале работ по третьему кораблю. Каким он будет — мы пока не знаем, но кое-что можно предположить уже сейчас.

Анализируя известные данные о китайской военно-морской программе, можно прийти к выводу о том, что в настоящее время китайские авианосцы рассматриваются командованием ВМС НОАК как средство обеспечения боевой устойчивости соединений ВМФ. Ударная мощь флота при этом обеспечивается крылатыми ракетами боевых кораблей, включая ракетные крейсеры проекта 055. Учитывая, что в ближайшей перспективе Китай ставит задачу обеспечить операции своего флота в основном в прибрежной зоне и прилегающих морях, эта система, предполагающая взаимодействие палубной авиации, надводных кораблей, подводных лодок и береговой авиации и ракетных комплексов, может оказаться весьма устойчивой к внешнему воздействию.

Материалы по теме

00:22 — 25 октября 2016

00:02 — 27 октября 2016

Каков потенциал этих сил в сравнении, например, с ВМС США, основным потенциальным противником китайского флота? Прямое численное сопоставление невозможно. Для США палубная авиация сегодня является основой ударной мощи флота, а для Китая она и сейчас, и в перспективе будет частью распределенной системы, выполняющей скорее обеспечивающую роль. Прямое сравнение численности авианосцев и их палубных самолетов непродуктивно, но можно сказать, что два-три авианосца, которые Китай сможет использовать к середине 2020-х годов, в случае конфликта обеспечат присутствие в воздухе 50-70 истребителей, действующих совместно с береговой авиацией. Пекин активно работает над инфраструктурой для собственной авиации на спорных островах в Южно-Китайском море, что означает существенный рост боевого потенциала флота в целом: раньше китайский флот и дальние бомбардировщики-ракетоносцы в принципе не могли рассчитывать на истребительное прикрытие на расстоянии более нескольких сотен километров от континентального побережья.

Отчасти это напоминает ситуацию, складывавшуюся в СССР в конце 1980-х годов, накануне ввода в строй «Кузнецова» и последующих кораблей, к сожалению, так и не вошедших в состав советского флота. Разница в пользу Китая заключается в том, что СССР был вынужден делить свой военно-морской потенциал в океанской зоне между двумя изолированными театрами, на каждом из которых США и их союзники обладали существенным превосходством. Китай таких проблем с изолированностью своих флотов друг от друга не испытывает, и расстояния, на которые ВМС НОАК приходится перебрасывать силы, куда меньше.

Как может в этих условиях закончиться потенциальный конфликт КНР и США — сказать трудно. Вероятно, в ближайшие 10-15 лет мы станем свидетелями новой морской гонки, напоминающей дредноутную гонку 1900-1910-х годов. Тогда это соревнование завершилось Первой мировой войной.

lenta.ru

Китайский авианосец

25 ноября 1988 года со стапеля номер «0» Черноморского судостроительного завода сошел шестой корабль семейства 1143 — ТАВКР «Рига» (после переименования предшественника в «Брежнева» прибалтийскую республику решили не обижать). Два года спустя, накануне распада СССР, он был переименован в «Варяг». Тогда же «Тбилиси» был переназван в честь знаменитого советского главкома ВМФ, а «Баку» — в честь его многолетнего преемника Сергея Горшкова.

«Кузнецов», уже проходивший испытания, успели перевести на Северный флот до распада СССР. «Варягу» же, по мнению некоторых специалистов, до вывода в море, который позволил бы увести корабль для последующей достройки в интересах ВМФ России, не хватило буквально нескольких недель. В итоге авианосец остался у достроечной стенки ЧСЗ и достался независимой Украине.

Распад Советскою Союза фактически зарубил отечественную авианосную программу. В 1992 году была отменена достройка атомного авианосца «Ульяновск», который должен был первым из советских авианосцев получить катапульты. Работы на «Варяге» приостанавливаются. В 1993 году на консервацию отправляются «Киев», «Минск» и «Новороссийск», в 1994 году после пожара к стенке встает «Адмирал Горшков».

Получив в свое распоряжение «Варяг», Украина начала искать покупателя. Довольно быстро стало ясно, что Россия им не станет, даже несмотря на то, что сторонники достройки авианосца организовали посещение корабля премьер-министром России Виктором Черномырдиным. По мнению некоторых специалистов, точку в судьбе «Варяга» поставило принятое Борисом Ельциным решение о достройке на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге атомного ракетного крейсера «Юрий Андропов» (ныне известен как «Петр Великий»). Денег на второй крупный корабль, да еще строящийся украинским предприятием, в бюджете уже не было.

«Киев», «Минск» и «Новороссийск» были проданы довольно быстро. «Киеву» повезло больше остальных: первый советский авианесущий крейсер, сохранивший на борту свое имя, стал частью военно-морского музея в Тяньцзине. Бизнес-проект по переоборудованию «Минска», который превратили в плавучий развлекательный центр, больших успехов не принес, а «Новороссийск» был разрезан на металл в Южной Корее.

«Киев» и «Минск» были изучены в том числе китайскими военно-морскими специалистами, однако наибольший интерес для них представлял «Варяг». Проданный в 1998-м корабль в 2000-2002 годах был отбуксирован в КНР. Покупателем выступила фирма Chong Lot Travel Agency Ltd, официально собиравшаяся перестроить авианосец в плавучий развлекательный центр. Вскоре, впрочем, стало ясно, что этот корабль вряд ли превратится в развлекательный объект.

Авианосец проекта 001 «Ляонин», получивший бортовой номер 16, был введен в состав Военно-морских сил Народно-освободительной армии Китая в сентябре 2012 года. Весной 2015-го в доке начались работы по сооружению корабля проекта 001А. 26 апреля 2017 года, проведя в доке около двух лет, он был спущен на воду. Название корабля пока неизвестно, по некоторым данным, он называется «Шаньдун».

Авианесущий крейсер «Киев»

fishki.net

Китайский авианосец собственной постройки готов к ходовым испытаниям

Авианосец ВМС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) впервые выйдет в море и приступит к ходовым испытаниям уже в декабре этого года. Как сообщил в понедельник информационный портал Sina, основные работы над кораблем уже завершены.

По данным портала, недавно на корабль была установлена радиолокационная станция с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) 346A, которыми оснащаются эсминцы проекта 052D. 3 декабря над авианосцем были замечены клубы дыма, что может говорить о запуске силовой установки. Как указывает Sina, корабль выйдет в море 10 декабря или до конца этого месяца.


Авианосец является первым кораблем подобного класса, полностью построенным в Китае. Он пока не получил названия, но известен в китайских СМИ как «Шаньдун» или проект 001А. Корабль был спущен на воду 26 апреля текущего года и первоначально должен быть передан военным, по некоторым оценкам, не ранее чем в 2020 году. Однако, по данным гонконгских СМИ, Пекин намерен ускорить этот процесс и поставить авианосец на вооружение ВМС НОАК уже к концу 2018 года.

С 2012 года КНР располагает единственным действующим авианосцем «Ляонин», который был выполнен на базе бывшего советского тяжелого авианесущего крейсера «Варяг», купленного у Украины в 1998 году. Корабль проекта 001А сооружался по принципу «Ляонина», но имеет несколько большие габариты и ряд модификаций.

В феврале гонконгские СМИ сообщали о том, что Китай одновременно ведет строительство и своего третьего авианосца — проект 002, который представляет из себя совершенно новую разработку. По оценкам специалистов, на нем будут установлены паровые катапульты, в то время как на «Ляонине» и проекте 001A предусмотрен только взлет самолетов с трамплина. Корабль будет оснащен обычной силовой установкой, а его водоизмещение составит около 85 тыс. тонн, передает ТАСС

topwar.ru

Новые авианосцы. Китайский ученик превосходит своего учителя | Военное дело | ИноСМИ

25 апреля 2017 года Китай спустил на воду свой второй по счету авианосец, который одновременно стал первым из построенных непосредственно в КНР. Уже строится следующий такой корабль, и все чаще появляется информация о том, что в ближайшие 10 лет Китай хочет поставить на вооружение еще и атомные авианосцы. Однако Россия не хочет ударить в грязь лицом и к 2030 году собирается построить совершенно новый корабль этой категории, который в перспективе дополнит или заменит устаревающий «Адмирал Кузнецов».


Напомним, что российская и китайская программы строительства авианосцев связаны. «Адмирал Кузнецов» (это уже четвертое название корабля, который сначала носил имя «Рига», потом «Леонид Брежнев», а затем «Тбилиси») поступил на активную службу в 1990 году. В тот момент уже строился и родственный крейсер «Варяг», но распад Советского Союза привел к остановке строительства, когда корабль был готов на две трети. После этого «Варяг» несколько лет ржавел в украинском порту. После его купила сомнительная китайская фирма, и авианосец отбуксировали в Китай, чтобы там сделать из него плавучий отель и казино.


Таким образом, в Китай попало несколько списанных авианосцев из разных стран, два из которых действительно претерпели предполагаемые изменения. Но в случае «Варяга» все получилось по-другому. Вскоре выяснилось, что фирма- покупатель была «подставным лицом» китайских вооруженных сил, а фотографии с места проведения работ говорили о том, что судно готовят к выполнению его первоначальных функций. «Легенде» об отеле тогда никто не поверил, и в 2011 году китайский флот признал, что авианосец будет отремонтирован и введен в эксплуатацию, став первым кораблем подобного класса под китайским флагом.


Вскоре после этого авианосец отправили на первое ходовое испытание, а в 2012 году он был официально принят на вооружение под названием «Ляонин». Основным типом его палубных самолетов является истребитель J-15, по сути, копия советского Су-33, прототип и документацию которого Пекину удалось получить от Украины вместе с «Варягом», что россиян, разумеется, не обрадовало. Но это был не первый и отнюдь не последний случай, когда Китай своими действиями вызвал неудовольствие Москвы.


В 2013 году Китай начал строительство собственного авианосца, но по мере продвижения работ специалисты и любители не могли (в зависимости от национальности) скрыть злорадства или разочарования. Ведь новый китайский авианосец, по крайней мере, внешне, является явной копией советского аналога. Можно предположить, что внутри есть значительные отличия, но внешне этот корабль отличается от «Адмирала Кузнецова» и «Ляонина» в целом только набором радаров на командном «острове».

 

Китайский флот дает кораблям имена только перед постановкой на вооружение, и в случае нового авианосца это должно произойти, по всей видимости, в следующем или 2019 году. Поэтому пока корабль обозначается как Тип 001А («Ляонин» является Типом 001, то есть даже сами китайцы не скрывают происхождение дизайна), но, предположительно, будет назван «Шаньдун». Однако, как передают азиатские информагентства, Поднебесная пока только набирается сил и собирается значительно расширить свою флотилию, чтобы в перспективе располагать шестью — семью авианосцами разных концепций.


Уже сейчас на верфи в Шанхае строится корабль под проектным названием Тип 002, имеющий уже другую конструкцию, аналогичную американским судам. Возможно, в будущем появятся и другие корабли этой конструкции, а к концу следующего десятилетия флот под красным флагом получит атомный авианосец Тип 003 водоизмещением 100 тысяч тонн. Оба новых типа будут оборудованы катапультами, а это принципиальное отличие от советского дизайна, где для взлета самолетов используется стартовый трамплин.

The National Interest
The Epoch Times
Жэньминь жибао

Он представляет собой более простое техническое решение, которое, однако, накладывает серьезные ограничения на взлетную массу самолетов, что, в свою очередь, создает россиянам некоторые проблемы. Их палубные самолеты Су-33 и МиГ-29К не могут взлетать с полным вооружением или же вынуждены подниматься с минимальным запасом топлива, которое дозаправляют уже в воздухе сразу же после взлета. Но это лишь создает дополнительные трудности. Подобная концепция тесно связана с тем, каким было первоначальное предназначение советских авианосцев.


Русские официально называют свои авианосцы «авианесущими крейсерами». Иногда говорят о том, что это лишь игра слов, подчеркивающая отличие от американских авианосцев, ведь те были «инструментом агрессии империалистов». Конечно, это тоже сыграло свою роль, но факт в том, что советские корабли отличались по своей концепции. Уже хотя бы потому, что «Адмирал Кузнецов» располагает довольно большим спектром оружия против воздушных, надводных и подводных целей, тогда как американские и другие западные авианосцы лишь легко вооружены.


Таким образом, западные корабли создаются исключительно как носитель самолетов для «проекции силы», то есть как инструмент глобальной политики, для той самой «агрессии империализма», если хотите. Напротив, СССР, который представлял собой исключительно континентальную державу и уделял флоту явно меньше внимания, создавал свои авианосцы как средства для защиты побережья и морских сражений. Поэтому самолеты на советских авианесущих крейсерах должны были нести преимущественно зенитные управляемые ракеты, а не тяжелые заряды для поражения сухопутных целей, и именно поэтому на советских крейсерах не было и катапульт, ведь хватало стартового трамплина.


Однако вскоре стала очевидна ограниченность этой концепции, и во время недавнего использования «Адмирала Кузнецова» у берегов Сирии эти ограничения стали еще очевиднее. Несомненно, россиянам было крайне важно задействовать авианосец, чтобы приобрести опыт, однако подтвердилось, что взлет без катапульт не позволяет воспользоваться вместимостью самолетов в полной мере, и при нанесении ударов по наземным целям это создает большие трудности. Российский авианосец вернулся домой и сейчас находится в доке, где его ожидает комплексный ремонт и реконструкция.


Катапультами его не оборудуют, однако совершенно точно, что его сенсоры и вооружение пройдут модернизацию. Будут демонтированы батареи огромных противокорабельных ракет «Гранит», в функциональности и применимости которых есть основания сомневаться, а освободившееся пространство либо заполнят батареями новых ракет «Калибр» и «Оникс», способных поражать надводные и наземные цели, либо расширят за счет него ангары для самолетов. Обновленный «Адмирал Кузнецов» вернется в море приблизительно через два-три года.

Синьхуа

Но на самом деле это лишь временное решение, поскольку Россия тоже планирует строить новые атомные авианосцы с катапультами («Адмирал Кузнецов» оборудован традиционными двигателями). Кстати, еще в СССР успели спроектировать атомный авианесущий крейсер «Ульяновск», сочетавший стартовый трамплин и катапульты, однако крах красной империи похоронил этот проект. Не так давно Москва представила модель перспективного авианосца Проект 23000 Е «Шторм», который похож на возрожденный «Ульяновск» и уже в конце следующего десятилетия должен занять главное место в российской надводной флотилии.


Начало строительства, согласно российской военной программе, намечено на 2019 — 2025 годы, и уже даже начали выбирать название: фаворитом является «Маршал Жуков». Некоторые эксперты, в том числе российские, относятся к этим планам скептически и предупреждают, что для строительства такого крупного корабля у России нет ни верфи, ни людей, ни технологий, не говоря уже о финансовых средствах. Звучат даже мнения о том, что проект «Шторм» — это пропагандистский «пузырь».


Символическое, или пропагандистское, значение авианосцев, разумеется, не стоит недооценивать, и китайские усилия, по всей видимости, направлены, в том числе, на подтверждение своего статуса мировой державы. Кстати, то, что символическое значение авианосцев играет большую роль, доказывают споры и голосования о названиях новых китайских авианосцев, ведь на первом месте неизменно держится имя «Тайвань». Конечно, вопрос в том, остановит ли Китай свой выбор на столь «провокационном» названии, однако эта дискуссия подтверждает: китайцы хорошо понимают, каким потенциалом обладают авианосцы.


Нужно подчеркнуть, что боевые возможности «Ляонина» ограничены. Сама КНР заявляет, что авианосец будет использоваться преимущественно для обучения и приобретения опыта. С этой очень важной точки зрения китайцы по сравнению с россиянами пока остаются «профанами» — сравнивать их с американцами, разумеется, даже не приходится. Небезынтересно, что организация, порядок работы и униформа китайского палубного персонала почти в точности скопированы с американских.


Похоже, что КНР уже научилась у России всему, что могла, и теперь обращается к другому образцу, поскольку в палубных авиационных операциях ВМФ США бесспорный лидер. То, что китайский ученик уже начинает превосходить своего русского учителя, доказывают, наконец, и китайские планы по строительству новых авианосцев, которые резко контрастируют с туманными перспективами российского проекта «Шторм». Так, в конце следующего десятилетия Китай может располагать четырьмя или пятью авианосцами, тогда как в случае России даже самые ярые оптимисты предполагают всего два авианосца.


Желание брать пример с США говорит о том, что китайский флот хочет вырасти до уровня соперника ВМФ США, а вот советский или российский флот никогда не мог сравниться с американским даже близко. Но именно поэтому КНР стоит обратиться к опыту России (или СССР) и воспринять его как серьезное историческое предупреждение. Ведь не стоит ожидать, что Америка будет взирать на рост китайской флотилии сложа руки. Кстати, часто упоминаемый «тихоокеанский разворот» США — только попытка остановить подъем Китая.


Таким образом, КНР хоть и строит в области авианосцев большие планы (в отличие от России), а также обладает в основном всем необходимым для их реализации, существует реальный риск того, что Китай спровоцирует гонку морских вооружений. В ней он будет явно проигрывать Соединенным Штатам. Именно поэтому Китаю стоит обратиться к опыту 80-х, когда развернулась гонка стратегических и оборонительных вооружений, в результате которой Советский Союз выдохся и развалился.


Хотя СССР, в общем-то, рухнул бы так или иначе, потому что его неэффективная экономика просто не могла уже существовать, «гонка» с Америкой Рейгана значительно приблизила развязку. Китайская экономика тоже начинает пробуксовывать, и встает вопрос, не достигла ли эта (столь восхваляемая) «китайская модель» своих пределов, и не постигнет ли ее вскоре неизбежный крах. Китай должен помнить, что его авианосец «Ляонин», тогда еще под названием «Варяг», был торжественно спущен на воду в 1988 году, то есть незадолго до начала конца советской империи.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

inosmi.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *