Содержание

Фото-отчет о перестройке авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» в авианосец «Викрамадитья»

Введенный в состав советского военно морского флота в 1982 году, тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» прослужил в боевом ядре флота сравнительно недолгую жизнь для корабля такого размера и возможностей. В 1992 году «Горшков» встал на ремонт в Мурманске, но из-за отсутствия финансирования «застоялся» до начала 2000-х г.г.

Уже в 1994 году начались переговоры с Индией о продаже корабля, ставшего на родине не нужным, однако только в 2004 году (то есть опять же спустя 10 лет!) сделка, наконец, состоялась, правда, если первоначально предполагалось продавать корабль «как есть», то теперь решено было модернизировать «Горшкова», превратив из авианесущего крейсера в полноценный авианосец, по типу российского «Адмирала Кузнецова».

В 2008 году в Северодвинске начались работы по перестройке гигантского корабля. С этого времени авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» не стало, зато появился авианосец «Викрамадитья». 16 ноября 2013 «Викрамадитья» был передан ВМС Индии, и в роли флагманского корабля этой страны, будет служить ближайшие 30 лет.

В этой статье вы сможете увидеть в деталях весь процесс переделки «Адмирала Горшкова» в «Викрамадитья», запечатленный различными фотографами, на протяжении всего срока модернизации корабля, проходившей в Северодвинске .

Любопытно — статья о «Горшкове», а на заглавном снимке его «систершип» — «Новороссийск». Просто очень уж фотография хороша!

«Адмирал Горшков» у причальной стенки. Состояние корпуса красноречиво свидетельствует о том насколько нужен был стране этот корабль

«Адмирал Горшков» в Северодвинске

Подготовительные работы по модернизации ТАКР «Адмирал Горшков»

Подготовительные работы по модернизации ТАКР «Адмирал Горшков»

авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» перед перестройкой

Технические работы на палубе крейсера «Адмирал Горшков»

Буксиры у борта ТАКР «Адмирал Горшков»

Корма ТАКР «Адмирал Горшков»

Начало работ по модернизации ТАКР «Адмирал Горшков»

Начало работ по модернизации ТАКР «Адмирал Горшков»

ТАКР «Адмирал Горшков» превращается в авианосец «Викрамадитья»

ТАКР «Адмирал Горшков» превращается в авианосец «Викрамадитья»

Носовая часть ТАКР «Адмирал Горшков» перед модернизацией

Тележки на переднем плане вскоре примут на себя вес громадной туши корабля

Перестройка ТАКР «Адмирал Горшков» в авианосец «Викрамадитья»

ТАКР «Адмирал Горшков» с демонтированным обтекателем РЛС в носовой части

ТАКР «Адмирал Горшков» с демонтированным обтекателем РЛС в носовой части

ТАКР «Адмирал Горшков» поставленный на «тележки» с фото выше.

Корпус будущего «Викрамадитья», носовая часть

Корпус будущего «Викрамадитья», корма. Пока ещё даже старое название не закрашено

Постройка «Викрамадитья», хорошо видны строительные леса на рубке авианосца

Только когда авианосец вытащен на сушу, можно по-настоящему оценить его размеры

Перестройка ТАКР «Адмирал Горшков» в авианосец «Викрамадитья» идет полным ходом

Корма «Адмирала Горшкова»-«Викрамадитья»

Корма «Адмирала Горшкова»-«Викрамадитья»

Перестройка ТАКР «Адмирал Горшков» в авианосец «Викрамадитья»

Последние дни авианосца со старым именем

Это уже не «Горшков», а «Викрамадитья». Силуэт корабля изменился до неузнаваемости

Монтаж «фирменного» трамплина для самолетов на носовую часть авианосца «Викрамадитья».

Монтаж фирменного трамплина для самолетов на носовую часть авианосца «Викрамадитья».

«Викрамадитья» принимает узнаваемые и характерные очертания российского авианосца «Адмирал Кузнецов»

«Викрамадитья» принимает узнаваемые и характерные очертания российского авианосца «Адмирал Кузнецов»

На палубе индийского авианосца пока ещё царит рабочий беспорядок

На палубе индийского авианосца пока ещё царит рабочий беспорядок

Строительные леса в носовой части авианосца «Викрамадитья»

Строительные леса в носовой части авианосца «Викрамадитья»

Полетная палуба авианосца «Викрамадитья» была значительно расширена по сравнению с ТАКР «Адмирал Горшков»

Постройка авианосца «Викрамадитья» для ВМС Индии

Строительные леса на корпусе авианосца «Викрамадитья» (бывший «Адмирал Горшков»)

Носовая часть строящегося авианосца «Викрамадитья»

Носовая часть строящегося авианосца «Викрамадитья», внизу хорошо виден обтекатель новой РЛС корабля

Носовая часть строящегося авианосца «Викрамадитья», вид спереди

ТАКР «Адмирал Горшков» превращается в авианосец «Викрамадитья»

ТАКР «Адмирал Горшков» превращается в авианосец «Викрамадитья»

Постройка авианосца «Викрамадитья» в Северодвинске

Постройка авианосца «Викрамадитья» в Северодвинске

постройка авианосца Викрамадитья-Горшков-47

Строящийся «Викрамадитья» в сухом доке, вид сверху

Финальный этап работ над копусом авианосца «Викрамадитья»

Корма авианосца «Викрамадитья», свежеокрашенная, к тому же украшенная новым именем корабля

Работы на палубе «Викрамадитья» продолжаются, на рубке корабля пока ещё не смонтированы антенны

Носовая часть авианосца «Викрамадитья»

Кормовая часть авианосца «Викрамадитья»

Кормовая часть авианосца «Викрамадитья»

Заканчиваются работы над трамплином авианосца, смонтированном в носовой части корабля

Защитная пленка прикрывает РЛС «Викрамадитья»

Сквозь черты «Викрамадитья» ясно проглядывает «Адмирал Горшков»

Окончательный вид носовой части авианосца «Викрамадитья» (бывший «Адмирал Горшков») после модернизации

Достройка «Викрамадитья» на плаву

Окончательный вид силуэта авианосца «Викрамадитья» (бывший «Адмирал Горшков»)

Постройка индийского авианосца Викрамадитья

Как не огромен авианосец, на фоне верфей Северодвинска, даже он кажется не таким уж и большим

Вид на надстройку «Викрамадитья»

Корпус «Викрамадитья» уже собран, осталась «начинка» корабля и палубное оборудование

Надстройка индийского авианосца «Викрамадитья» в процессе модернизации

Надстройка индийского авианосца «Викрамадитья» с установленными строительными лесами

авианосец «Викрамадитья» (бывший ТАКР «Адмирал Горшков»)

Название корабля — «Викрамадитья» написанное на санскрите и на английском языке. Кстати, само слово Викрамадитья — это имя одного из легендарных индийских царей-героев прошлого

Обратите внимание на главное отличие индийского «Викрамадитья» от российского «Кузнецова» — дополнительную надстройку-мачту, установленную, позади основной

Монтаж надстройки-мачты и окончательная достройка «Викрамадитья» на плаву

Окончательно достроенный «Викрамадитья», вид спереди

Окончательно достроенный «Викрамадитья», вид спереди

Авианосец «Викрамадитья», вид спереди

Авианосец «Викрамадитья», вид сзади

Авианосец «Викрамадитья» (бывший «Адмирал Горшков») во всей красе

Авианосец «Викрамадитья» (бывший «Адмирал Горшков»)

Носовая часть индийского авианосца «Викрамадитья»

Вид с палубы на надстройку индийского авианосца «Викрамадитья»

Авианосец «Викрамадитья» (бывший «Адмирал Горшков»), вид сзади

Авианосец «Викрамадитья» (бывший «Адмирал Горшков»), вид спереди

Индийский флагман — авианосец «Викрамадитья» (бывший ТАКР «Адмирал Горшков»)

armedman.ru

Авианосцы адмирала Горшкова » Военное обозрение

ТАКР «Минск»-пополнение запасов от ККС «Березина», 1978г


ТАКР пр.1143.5 «Леонид Брежнев» — «Тбилиси» — «Адмирал Флота Кузнецов»

ТАКР пр.1143 «Минск»

ТАКР пр.1143.2 «Новороссийск»

ТАВКР «Баку» — «Адмирал Горшков»

В 1987 году, когда мне было 10 лет, отец взял меня в Севастополь, где я с ним пробыл целый день на ТАВКР «Баку» (впечатление на всю жизнь)… Моряки подарили большую фотографию 30 х 40 см., которая и сейчас висит у меня на стене- в память об отце (сейчас это фото свободно выложено в сети Internet, а по меркам 1987 года иметь изображение современного боевого корабля- это было что- то):

Так вот, казалось бы, этот новейший корабль должен стать украшением и главным событием парада на день ВМФ- 1987 в Севастополе, но его там… не было. Граждане СССР не имели возможности видеть новейшие образцы военной техники и гордиться достижениями своей страны. Можно было свободно купить в магазине книгу «Надводный флот НАТО», но узнать что- то о своих вооружениях- невозможно. Достижения военной промышленности СССР скрывались от своих граждан. Даже С.Г. Горшков в «Морской мощи государства» 1976 (!) года издания не посмел упомянуть о советских ТАВКРах, а ведь это был наш национальный приоритет (корабль- носитель СВВП). Я не большой поклонник творчества Кучеренко («Калашникова»), но в чём- то он прав: в послевоенном СССР граждан намеренно лишали всякой информации о вооружённых силах. Поскольку достижения науки и техники в позднем СССР концентрировались в сфере военного производства, их сокрытие объективно работало на американцев, стремящихся внушить народу, что он- вечно пьяное быдло, не способное сделать ничего лучше «Жигулей»…

Serbal Капитанъ I ранга (http://tsushima.su)

ТАКР «Киев» проект 1143

ТАКР «Ульяновск», корабль проекта 1143.7

Китайский сон «Варяга»

Проданный Китаю ТАКР пр.1143.6 «Варяг» бусируют через Босфор. 01.11.2001 г.

topwar.ru

Адмирал Горшков (авианосец) Википедия

Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Горшков»
Служба
СССР, Россия
Назван в честь Сергей Георгиевич Горшков
Класс и тип судна Тяжёлый авианесущий крейсер
Порт приписки Мурманск-35
Организация Северный флот ВМФ СССР Северный флот ВМФ России
Изготовитель Черноморский судостроительный завод
Строительство начато 26 декабря 1978 года[1]
Спущен на воду 31 марта 1982 года[1]
Введён в эксплуатацию 20 декабря 1987 года[1]
Выведен из состава флота 5 марта 2004 года
Статус Продан 20 января 2004 года, включён в состав ВМС Индии под названием «Викрамадитья»
Основные характеристики
Водоизмещение 45 390 т наибольшее[1]
44 490 т полное[1]
38 970 т нормальное[1]
33 440 т стандартное[1]
Длина 242,86 м по ватерлинии[1]
273,08 м наибольшая[1]
Ширина 31,0 м по ватерлинии[1]
52,9 м наибольшая[1]
Высота 60,30 м габаритная[1]
Высота борта (от КВЛ):[1]
24,96 м в носу
21,63 м на миделе
21,61 м в корме
Осадка Средняя (от ОП):[1]
при нормальном водоизмещении 8,47 м
при полном водоизмещении 9,42 м
Наибольшая: 11,52 м[1]
Бронирование Катаная сталь, дублирование корпуса «сухими отсеками»
Двигатели Котлотурбинная, четырёхвальная[1]
4 ГТЗА ТВ-12-3
8 котлов КВН 98/64
Мощность Паротурбины: 4 × 45 000 л.с.
Турбогенераторы: 6 × 1500 кВт
Дизель-генераторы: 4 × 1500 кВт
Движитель 4, четырёхлопастные[1]
Скорость хода 14,05 узла экономического хода[1]
18,32 узла боевого экономического хода[1]
29 узлов полного хода[1]
32,5 узла максимального хо

ru-wiki.ru

Адмирал Горшков (авианесущий крейсер) — Howling Pixel

«Адмирал Флота Советского Союза Горшков» (изначально — «Харьков», потом, до 4 октября 1990 года, — «Баку») — тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР), единственный корабль проекта 1143.4 (главный конструктор В. Ф. Аникиев)[3]. Экипаж крейсера — войсковая часть 20366.

Продан Индии 20 января 2004 года. 5 марта 2004 года крейсер исключён из боевого состава ВМФ РФ, действующее наименование аннулировано, торжественно спущен Андреевский флаг. В настоящее время корабль после полной перестройки введён в состав ВМС Индии в качестве авианосца «Викрамадитья».

Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Горшков»
Служба
СССР,Россия
Назван в честь Сергей Георгиевич Горшков
Класс и тип судна Тяжёлый авианесущий крейсер
Порт приписки Мурманск-35
Организация Северный флот ВМФ СССР Северный флот ВМФ России
Изготовитель Черноморский судостроительный завод
Строительство начато 26 декабря 1978 года[1]
Спущен на воду 31 марта 1982 года[1]
Введён в эксплуатацию 20 декабря 1987 года[1]
Выведен из состава флота 5 марта 2004 года
Статус Продан 20 января 2004 года, включён в состав ВМС Индии под названием «Викрамадитья»
Основные характеристики
Водоизмещение 45 390 т наибольшее[1]
44 490 т полное[1]
38 970 т нормальное[1]
33 440 т стандартное[1]
Длина 242,86 м по ватерлинии[1]
273,08 м наибольшая[1]
Ширина 31,0 м по ватерлинии[1]
52,9 м наибольшая[1]
Высота 60,30 м габаритная[1]
Высота борта (от КВЛ):[1]
24,96 м в носу
21,63 м на миделе
21,61 м в корме
Осадка Средняя (от ОП):[1]
при нормальном водоизмещении 8,47 м
при полном водоизмещении 9,42 м
Наибольшая: 11,52 м[1]
Бронирование Катаная сталь, дублирование корпуса «сухими отсеками»
Двигатели Котлотурбинная, четырёхвальная[1]
4 ГТЗА ТВ-12-3
8 котлов КВН 98/64
Мощность Паротурбины: 4 × 45 000 л.с.
Турбогенераторы: 6 × 1500 кВт
Дизель-генераторы: 4 × 1500 кВт
Движитель 4, четырёхлопастные[1]
Скорость хода 14,05 узла экономического хода[1]
18,32 узла боевого экономического хода[1]
29 узлов полного хода[1]
32,5 узла максимального хода[1]
Дальность плавания При скорости 18 узлов — 7590 миль[1]
Автономность плавания 30 суток[1]
Экипаж По штату: 1615 человек
Со штабом: 1665 человек
Авиагруппа: 430 человек
Вооружение
Навигационное вооружение Комплекс «Салгир»
Комплекс «Тайфун-1»
Эхолоты НЭЛ-6 и НЭЛ-10
Радиолокационное вооружение РЛС общего обнаружения:
1 × РЛК с ФАР «Марс-Пассат»
1 × РЛС МР-710М-1 «Фрегат-М1»
2 × РЛС МР-360 «Подкат»
3 × РЛС «Вайгач»
СУ авиацией:
1 × «Резистор-К4»
2 × «Газон»
Радиоэлектронное вооружение БИУС «Лесоруб-434»
Комплекс связи «Буран»
ГАК «Полином»
Комплекс РЭР и РЭБ «Кантата-М»
Аппаратура РЭБ «Погоня» и «Каскад-У»
Артиллерия 2 × 1 АК-100 (600 снарядов)
Зенитная артиллерия 8 × 6 АК-630 (48 000 снарядов)
Ракетное вооружение 6 × 2 ПУ ПКРК «Базальт»
4 × 6 модулей ЗРК «Кинжал» (192 ракеты)
Противолодочное вооружение 2 × 10 РБУ-12000 (60 бомб)
Авиационная группа 20 самолётов,
16 вертолётов

По проекту:[1]
14 × СВВП Як-41М
6 × СВВП Як-38М
10 × Ка-27ПЛ
2 × Ка-27ПС
4 × Ка-27РЛД

История

Строительство

17 февраля 1978 года в списки ВМФ СССР был зачислен четвёртый авианесущий крейсер проекта 1143, получивший название «Баку» в честь лидера эсминцев проекта 38. 26 декабря, сразу после спуска на воду ТАВКР «Новороссийск», на освободившемся стапеле «0» Черноморского судостроительного завода произошла закладка нового корабля, получившего заводской номер С-104. Строился ТАВКР «Баку» по изменённому проекту 1143.4. Весь корпус корабля при постройке разбили на 10 районов, работа началась с первого (закладного) района, включавшего «сердце» корабля — машинное отделение, а далее шла одновременно в нескольких направлениях — в нос и корму, а также вверх. Сборка осуществлялась из заранее готовых секций, масса которых не превышала 150 тонн. Одновременно с постройкой крейсера осуществлялась и реконструкция самого стапельного комплекса (в рамках подготовки к строительству ТАВКР проекта 1143.5) — были установлены три портальных крана (грузоподъёмностью по 80 тонн каждый), а также два больших козловых крана финской фирмы «Konecranes» (грузоподъёмностью по 900 тонн каждый, работая вместе могут поднимать блоки массой до 1400 тонн). Первый раз новые краны были использованы в октябре 1981 года — с их помощью на корабль была установлена собранная на предстапельной площадке надстройка массой 1000 тонн. В феврале 1982 года краны использовали для монтажа блоков спонсона. Спуск корабля на воду состоялся 31 марта (спусковая масса около 19000 тонн), после чего ТАВКР «Баку» достраивался у заводской стенки. Из-за постоянных срывов поставок нового оборудования, а также вносимых по ходу строительства изменений в проекте достройка корабля затянулась. К швартовным испытаниям ТАВКР приступил только 2 июня 1986 года. 23 сентября на корабль заселился экипаж, 1 декабря были завершены швартовные испытания, а 4 декабря корабль отправился в Севастополь (докование на Севморзаводе с 7 по 22 декабря).[1]

Испытания

Ходовые испытания ТАВКР «Баку» начались 9 января 1987 года. После их окончания на переднюю кромку спонсона был установлен обтекатель, кроме того на корабле было смонтировано устройство, выравнивающее воздушные потоки над полётной палубой. 21 апреля начались государственные испытания ТАВКР «Баку», в ходе которых, в частности, были проведены стрельбы главного ударного комплекса (использовались макеты ракет, было осуществлено 3 пуска, в том числе один залпом из 2 ракет). 8 июля с палубы корабля совершил первый взлёт штурмовик Як-38М (методом короткого разбега). 11 декабря по результатам испытаний был подписан приёмный акт — ТАВКР «Баку» был зачислен в состав ВМФ СССР. 20 декабря на корабле был торжественно поднят военно-морской флаг СССР.[1]

Боевая служба

27 апреля 1988 года ТАВКР «Баку» был зачислен в состав сил постоянной готовности, и уже в конце мая началась подготовка к его первой боевой службе. Была укомплектована авиагруппа корабля, включившая 12 штурмовиков Як-38М, 1-2 спарки Як-38У, 16 противолодочных вертолётов Ка-27ПЛ, 2 поисково-спасательных Ка-25ПС и 2 целеуказателя Ка-25ДЦ (позже их заменили на Ка-27ПС). Переход к месту постоянного базирования было решено совместить с первой боевой службой. 7 июня ТАВКР «Баку» покинул Севастополь. В ходе боевой службы в Средиземном море ТАВКР, в частности, осуществлял постоянное наблюдение за американским атомным многоцелевым авианосцем «Дуайт Эйзенхауэр» (АВМА). По разным причинам во время первой службы корабля были потеряны два летательных аппарата — Як-38У и Ка-27ПЛ (соответственно, 12 июля и 11 августа), лётчики не пострадали. 17 декабря ТАВКР «Баку» прибыл в Североморск и был зачислен в состав 170-й бригады противолодочных кораблей 7-й оперативной эскадры.[1]

В дальнейшем корабль больше не выходил на боевую службу, хотя занятия боевой подготовкой продолжались. В 1989 году ТАВКР трижды принимал участие в отработке обеспечения высадки морского десанта, корабельные штурмовики совершили 171 полёт, а вертолёты — 1142. 4 октября 1990 года ТАВКР переименовали в «Адмирал Флота Советского Союза Горшков». За 1990 год было совершено 47 полётов самолётов и 1211 полётов вертолётов. В дальнейшем интенсивность боевой подготовки стала снижаться. За 1991 год палубными вертолётами было совершено 417 полётов. В сентябре-октябре 1991 года на борту крейсера прошёл корабельный этап испытаний нового палубного истребителя ВВП Як-141, который в перспективе должен был заменить списанные штурмовики Як-38 в роли основной палубной машины. 26 сентября оба лётных образца по очереди совершили посадку на палубу ТАВКР, а 30 сентября — первый взлёт. 5 октября случилась авария, приведшая к потере одного самолёта (лётчик уцелел). После этого испытания прекратили и уже больше не возобновляли. Через год программа разработки Як-141 была закрыта.[1]

1 февраля 1992 года в результате аварии паропровода и возникшего пожара в кормовом машинном кормовом отсеке погибли 6 человек. 3 февраля 1992 года ТАВКР поставили на ремонт на СРЗ-35 в Росте (Мурманск). 26 июля военно-морской флаг СССР был заменён на Андреевский флаг. После этого корабль перевели в Росляково.[1]

Продажа крейсера

В 1994 году начались переговоры о продаже корабля Индии. Документы были подписаны в октябре 2000 года, но сумма контракта до 2002 года оставалась предметом торга. Подписанное 20 января 2004 года соглашение предусматривало выделение 974 млн долларов США на восстановление и модернизацию ТАВКР и 530 млн долларов США на поставку 16 истребителей МиГ-29К и противолодочных вертолётов Ка-31 и Ка-27. Корабль должны были сдать заказчику в конце 2008 года. Выплатив около 458 млн долларов США, с января 2007 года Индия приостановила дальнейшие платежи по контракту. В ноябре 2007 года российская сторона подняла вопрос о недооценке объёма работ. В декабре 2008 года, после визита Президента РФ Дмитрия Медведева в Индию, комитет индийского правительства по безопасности одобрил начало переговоров о новой цене модернизации корабля.

В июле 1999 года ТАВКР отбуксировали в Северодвинск для прохождения модернизации по заказу индийских ВМС.

В 2007 году, по словам главы госкорпорации «Ростехнологии» Сергея Чемезова, ремонт ТАВКР задерживался из-за нехватки кадров:

Для исполнения экспортного контракта приходится собирать рабочих со всей страны, для ремонта крейсера «Адмирал Горшков» не хватает сварщиков, их приходится привозить со всей страны.[4]

3 июля 2013 ТАВКР вышел в Белое море на ходовые испытания: в течение месяца проверялась работа в разных режимах всех котлов главной энергетической установки. С 3 августа по 30 сентября в Баренцевом море прошли летные испытания с участием самолётов и вертолётов палубной авиации и сдача системы «корабль-самолет». 16 ноября 2013 г. состоялась торжественная передача авианосца ВМС Индии[5].

Память

3 июля 2014 года отреставрированный носовой знак ТАВКР, остававшийся на верфи после переоборудования корабля для индийских ВМС, установлен в качестве памятника около морской кадетской школы имени адмирала П. Г. Котова в Северодвинске[6].

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Балакин С. А., Заблоцкий В. П. Советские авианосцы. Авианесущие крейсера адмирала Горшкова. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. — С. 126—151. — 240 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-699-20954-5.
  2. ↑ RussianShips.info
  3. ↑ «Адмирал Горшков»
  4. ↑ Чемезов объяснил задержку ремонта крейсера «Адмирал Горшков», 22.12.2007
  5. ↑ Авианосец «Викрамадитья», который переделывали 10 лет, наконец передали Индии
  6. ↑ Последний символ советского крейсера. Севмаш (3 июля 2014). Дата обращения 14 июля 2014.

Ссылки

Викрамадитья (авианосец)

«Викрамадитья» (санскр. विक्रमादित्य) — авианосец ВМС Индии, сменивший авианосец «Вираат», выработавший свой ресурс. «Викрамадитья» стал флагманом ВМФ Индии; его перестройку осуществило Северное машиностроительное предприятие в Северодвинске из тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» путём глубокой модернизации. 16 ноября 2013 года корабль передан ВМС Индии.

Боевые надводные корабли ВМФ СССР в послевоенный период

Основные классы

Боевые катера

Корабли специального назначения ВМФ СССР

См. также: {{Вспомогательные корабли ВМФ СССР в послевоенный период}}, {{ВМФ СССР (1951—1991)}}

На других языках

This page is based on a Wikipedia article written by authors (here).
Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

howlingpixel.com

Авианесущий Крейсер «Адмирал Горшков»: фото, видео, характеристики


«Адмирал флота Советского Союза Горшков» это советский и российский тяжелый авианесущий крейсер, проданный Индии в январе 2004 года. В том же году авианосец получил название «Викрамадитья», затем подвергся полной перестройке и введен в ВМС Индии.

 

Содержание:

1. Фотографии
2. Видео
3. Тактико-Технические характеристики

3.1 Основные характеристики

3.2 Вооружение

4. История

4.1 Строительство

4.2 Испытания

4.3 Боевая служба

4.4 Продажа крейсера

 

1. Фотографии

 

2. Видео

 

3. Тактико-Технические характеристики

3.1 Основные характеристики

  • Водоизмещение: 45 390 т наибольшее, 44 490 т полное, 38 970 т нормальное, 33 440 т стандартное.
  • Длина: 242,86 м по ватерлинии, 273,08 м наибольшая.
  • Ширина: 31,0 м по ватерлинии, 52,9 м наибольшая.
  • Высота: 60,30 м габаритная. Высота борта (от КВЛ): 24,96 м в носу, 21,63 м на миделе, 21,61 м в корме.
  • Осадка: средняя (от ОП): при нормальном водоизмещении 8,47 м, при полном водоизмещении 9,42 м. Наибольшая: 11,52 м.
  • Бронирование: катаная сталь, дублирование корпуса «сухими отсеками»
  • Двигатели: котлотурбинная, четырёхвальная, 4 ГТЗА ТВ-12-3, 8 котлов КВН 98/64.
  • Мощность: паротурбины: 4 × 45 000 л.с., Турбогенераторы: 6 × 1500 кВт, Дизель-генераторы: 4 × 1500 кВт.
  • Движитель: 4, четырёхлопастные.
  • Скорость хода: 14,05 узла экономического хода, 18,32 узла боевого экономического хода, 29 узлов полного хода, 32,5 узла максимального хода.
  • Дальность плавания: при скорости 18 узлов — 7590 миль.
  • Автономность плавания: 30 суток.
  • Экипаж: по штату: 1615 человек, со штабом: 1665 человек, авиагруппа: 430 человек.

 

3.2 Вооружение

  • Радиолокационное вооружение: РЛС общего обнаружения: 1 × РЛК с ФАР «Марс-Пассат», 1 × РЛС МР-710М-1 «Фрегат-М1», 2 × РЛС МР-360 «Подкат», 3 × РЛС «Вайгач». СУ авиацией: 1 × «Резистор-К4», 2 × «Газон».
  • Радиоэлектронное вооружение: БИУС «Лесоруб-434», комплекс связи «Буран», ГАК «Полином», комплекс РЭР и РЭБ «Кантата-М», аппаратура РЭБ «Погоня» и «Каскад-У».
  • Артиллерия: 2 × 1 АК-100 (600 снарядов).
  • Зенитная артиллерия: 8 × 6 АК-630 (48 000 снарядов).
  • Ракетное вооружение: 6 × 2 ПУ ПКРК «Базальт», 4 × 6 модулей ЗРК «Кинжал» (192 ракеты).
  • Противолодочное вооружение: 2 × 10 РБУ-12000 (60 бомб)
  • Авиационная группа: 36 самолётов и вертолётов. По проекту: 14 × СВВП Як-41М, 6 × СВВП Як-38М, 10 × Ка-27ПЛ, 2 × Ка-27ПС, 4 × Ка-27РЛД.

 

4. История

4.1 Строительство

В феврале 1978 года в списки ВМФ СССР был введен авианосец «Адмирал флота Советского Союза Горшков» проекта 1143.4, названный сначала «Баку». Перед 1979 годом, на стапеле Черноморского судостроительного завода, освободившемся от спущенного на воду ТАКР «Новороссийска», были начаты работы над постройкой «Баку». Сборка осуществлялась из готовых секций, массой до 150 тонн. На воду крейсер был спущен 31 марта (спусковая масса равнялась примерно 19000 тонн), после чего он подвергся достройке у стены завода. Из-за сбоев доставки оборудования и вносящихся изменений авианосец приступил к швартовым испытаниям лишь 2 июня 1986 года. 4 декабря корабль отплыл в Севастополь, где две недели доковывался.

 

4.2 Испытания

В январе 1987 года на «Баку» начались ходовые испытания. После них авианосец дополнили обтекателем, установленным на спонсон, а также устройством, выравнивающим воздушные потоки над полетной палубой. Госиспытания начались в апреле, тогда провелись стрельбы главного ударного комплекса. В декабре корабль был зачислен в ВМФ СССР.

 

4.3 Боевая служба

В апреле 1988 года крейсер был зачислен в состав сил постоянной готовности, а в следующем месяце его начали подготавливать к боевой службе. В авиагруппу вошли СПАРКи Як-38У, поисково-спасательные Ка-25ПС, штурмовики Як-38М, противолодочные вертолеты Ка-27ПЛ и целеуказатели Ка-27ПС. Было принято решение совместить первую боевую службу с переходом к точке постоянной дислокации. В июне авианосец отплыл из Севастополя в Средиземное море. Там крейсер в частности наблюдал за атомным авианосцем США «Дуайт Эйзенхауэр». В декабре того же года крейсер прибыл в Североморск, где был зачислен в 170-ю бригаду противолодочных кораблей 7-й ОпЭск.

 

Затем крейсер уже не нес дальние боевые службы, но при этом не отменялись занятия по боевой подготовке. В 1989 году авианосец три раза участвовал в отработке обеспечения высадки морского десанта, с него вертолеты совершили 1142 полета, а корабельные штурмовики – 171 полет. В октябре следующего года корабль получил имя «Адмирал флота Советского Союза Горшкова». В 1990 году состоялось свыше 1200 полетов вертолетов и 47 – самолетов. В следующем году активность боевой подготовки снизилась. Тогда вертолеты, например, совершили свыше 400 полетов. В сентябре-октябре на авианосце прошли испытания палубного истребителя ВВП Як-141, от которых ожидалась замена списанных Як-38 на посту основных палубных машин. Когда в начале октября произошла авария, повлекшая потерю самолета, испытания прекратились и в дальнейшем не проводились. Спустя год разработка Як-141 отменилась.

 

В феврале 1992 года, в Мурманске, авианосец начали ремонтировать. В июле Военно-морской флаг был спущен, а поднят Андреевский.

 

4.4 Продажа крейсера

Через два года начались переговоры с Республикой Индией о продаже ей крейсера. В 1999 году «Адмирал Горшков» был переправлен с помощью буксира в Северодвинск для модернизации. Вся необходимая документация была подписана в 2000 году, но цена договора не была точно установлена вплоть до 2002 года. В начале 2004 года было подписано соглашение, по которому выделялось 530 млн. долларов на поставку морских противолодочных вертолетов Ка-27 и Ка-31 и 16 самолетов-истребителей МиГ-29 К, а также 974 млн. долларов, предназначенных на модернизацию и восстановление авианосца. Россия обязалась сдать его Индии в конце 2008 года. Но Индия с начала 2007 года сделала приостановку платежей, выплатив всего примерно 450 млн. долларов. Плюс в этом году ремонт задерживался из-за недостатка кадров. После того, как Президент Российской Федерации Д. Медведев нанес в Индию визит, их власти одобрили начало переговоров о новой стоимости модернизации авианосца.

 

Летом 2013 года авианосец прошел в Белом море ходовые испытания, в ходе которых проводилась проверка работы котлов главной энергоустановки во всех режимах. Затем в Баренцевом море крейсер подвергся летным испытаниям, в которых участвовали вертолеты и самолеты палубной авиации, также прошла сдача системы «корабль-самолет». В ноябре «Адмирал Горшков» был передан Индии.


contract-army.ru

Адмирал Горшков (авианосец) Википедия

Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Горшков»
Служба
СССР, Россия
Назван в честь Сергей Георгиевич Горшков
Класс и тип судна Тяжёлый авианесущий крейсер
Порт приписки Мурманск-35
Организация Северный флот ВМФ СССР Северный флот ВМФ России
Изготовитель Черноморский судостроительный завод
Строительство начато 26 декабря 1978 года[1]
Спущен на воду 31 марта 1982 года[1]
Введён в эксплуатацию 20 декабря 1987 года[1]
Выведен из состава флота 5 марта 2004 года
Статус Продан 20 января 2004 года, включён в состав ВМС Индии под названием «Викрамадитья»
Основные характеристики
Водоизмещение 45 390 т наибольшее[1]
44 490 т полное[1]
38 970 т нормальное[1]
33 440 т стандартное[1]
Длина 242,86 м по ватерлинии[1]
273,08 м наибольшая[1]
Ширина 31,0 м по ватерлинии[1]
52,9 м наибольшая[1]
Высота 60,30 м габаритная[1]
Высота борта (от КВЛ):[1]
24,96 м в носу
21,63 м на миделе
21,61 м в корме
Осадка Средняя (от ОП):[1]
при нормальном водоизмещении 8,47 м
при полном водоизмещении 9,42 м
Наибольшая: 11,52 м[1]
Бронирование Катаная сталь, дублирование корпуса «сухими отсеками»
Двигатели Котлотурбинная, четырёхвальная[1]
4 ГТЗА ТВ-12-3
8 котлов КВН 98/64
Мощность Паротурбины: 4 × 45 000 л.с.
Турбогенераторы: 6 × 1500 кВт
Дизель-генераторы: 4 × 1500 кВт
Движитель 4, четырёхлопастные[1]
Скорость хода 14,05 узла экономического хода[1]
18,32 узла боевого экономического хода[1]
29 узлов полного хода[1]
32,5 узла максимального хода[1]
Дальность плавания При скорости 18 узлов — 7590 миль[1]
Автономность плавания 30 суток[1]
Экипаж По штату: 1615 человек
Со штабом: 1665 человек
Авиагруппа: 430 человек
Вооружение
Навигационное вооружение Комплекс «Салгир»
Комплекс «Тайфун-1»
Эхолоты НЭЛ-6 и НЭЛ-10
Радиолокационное вооружение РЛС общего обнаружения:
1 × РЛК с ФАР «Марс-Пассат»
1 × РЛС МР-710М-1 «Фрегат-М1»
2 × РЛС МР-360 «Подкат»
3 × РЛС «Вайгач»
СУ авиацией:
1 × «Резистор-К4»
2 × «Газон»
Радиоэлектронное вооружение БИУС «Лесоруб-434»
Комплекс связи «Буран»
ГАК «Полином»
Комплекс РЭР и РЭБ «Кантата-М»
Аппаратура РЭБ «Погоня» и «Каскад-У»
Артиллерия 2 × 1 АК-100 (600 снарядов)
Зенитная артиллерия 8 × 6 АК-630 (48 000 снарядов)
Ракетное вооружение 6 × 2 ПУ ПКРК «Базальт»
4 × 6 модулей ЗРК «Кинжал» (192 ракеты)
Противолодочное вооружение 2 × 10 РБУ-12000 (60 бомб)
Авиационная группа 20 самолётов,
16 вертолётов

По проекту:[1]
14 × СВВП Як-41М
6 × СВВП Як-38М
10 × Ка-27ПЛ
2 × Ка-27ПС
4 × Ка-27РЛД

 Медиафайлы на Викискладе[2]

«Адмирал Флота Советского Союза Горшков» (изначально — «Харьков», потом, до 4 октября 1990 года, — «Баку») — тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР), единственный корабль проекта 1143.4 (главный конструктор В. Ф. Аникиев)[3]. Экипаж крейсера — войсковая часть 20366.

Продан Индии 20 января 2004 года. 5 марта 2004 года крейсер исключён из боевого состава ВМФ РФ, действующее наименование аннулировано, торжественно спущен Андреевский флаг. В настоящее время корабль после полной перестройки введён в состав ВМС Индии в качестве авианосца «Викрамадитья».

История

Строительство

17 февраля 1978 года в списки ВМФ СССР был зачислен четвёртый авианесущий крейсер проекта 1143, получивший название «Баку» в честь лидера эсминцев проекта 38. 26 декабря, сразу после спуска на воду ТАВКР «Новороссийск», на освободившемся стапеле «0» Черноморского судостроительного завода произошла закладка нового корабля, получившего заводской номер С-104. Строился ТАВКР «Баку» по изменённому проекту 1143.4. Весь корпус корабля при постройке разбили на 10 районов, работа началась с первого (закладного) района, включавшего «сердце» корабля — машинное отделение, а далее шла одновременно в нескольких направлениях — в нос и корму, а также вверх. Сборка осуществлялась из заранее готовых секций, масса которых не превышала 150 тонн. Одновременно с постройкой крейсера осуществлялась и реконструкция самого стапельного комплекса (в рамках подготовки к строительству ТАВКР проекта 1143.5) — были установлены три портальных крана (грузоподъёмностью по 80 тонн каждый), а также два больших козловых крана финской фирмы «Konecranes» (грузоподъёмностью по 900 тонн каждый, работая вместе могут поднимать блоки массой до 1400 тонн). Первый раз новые краны были использованы в октябре 1981 года — с их помощью на корабль была установлена собранная на предстапельной площадке надстройка массой 1000 тонн. В феврале 1982 года краны использовали для монтажа блоков спонсона. Спуск корабля на воду состоялся 31 марта (спусковая масса около 19000 тонн), после чего ТАВКР «Баку» достраивался у заводской стенки. Из-за постоянных срывов поставок нового оборудования, а также вносимых по ходу строительства изменений в проекте достройка корабля затянулась. К швартовным испытаниям ТАВКР приступил только 2 июня 1986 года. 23 сентября на корабль заселился экипаж, 1 декабря были завершены швартовные испытания, а 4 декабря корабль отправился в Севастополь (докование на Севморзаводе с 7 по 22 декабря).[1]

Испытания

Ходовые испытания ТАВКР «Баку» начались 9 января 1987 года. После их окончания на переднюю кромку спонсона был установлен обтекатель, кроме того на корабле было смонтировано устройство, выравнивающее воздушные потоки над полётной палубой. 21 апреля начались государственные испытания ТАВКР «Баку», в ходе которых, в частности, были проведены стрельбы главного ударного комплекса (использовались макеты ракет, было осуществлено 3 пуска, в том числе один залпом из 2 ракет). 8 июля с палубы корабля совершил первый взлёт штурмовик Як-38М (методом короткого разбега). 11 декабря по результатам испытаний был подписан приёмный акт — ТАВКР «Баку» был зачислен в состав ВМФ СССР. 20 декабря на корабле был торжественно поднят военно-морской флаг СССР.[1]

Авианесущий крейсер «Баку».
Севастопольский рейд. 1987 год

Боевая служба

27 апреля 1988 года ТАВКР «Баку» был зачислен в состав сил постоянной готовности, и уже в конце мая началась подготовка к его первой боевой службе. Была укомплектована авиагруппа корабля, включившая 12 штурмовиков Як-38М, 1-2 спарки Як-38У, 16 противолодочных вертолётов Ка-27ПЛ, 2 поисково-спасательных Ка-25ПС и 2 целеуказателя Ка-25ДЦ (позже их заменили на Ка-27ПС). Переход к месту постоянного базирования было решено совместить с первой боевой службой. 7 июня ТАВКР «Баку» покинул Севастополь. В ходе боевой службы в Средиземном море ТАВКР, в частности, осуществлял постоянное наблюдение за американским атомным многоцелевым авианосцем «Дуайт Эйзенхауэр» (АВМА). По разным причинам во время первой службы корабля были потеряны два летательных аппарата — Як-38У и Ка-27ПЛ (соответственно, 12 июля и 11 августа), лётчики не пострадали. 17 декабря ТАВКР «Баку» прибыл в Североморск и был зачислен в состав 170-й бригады противолодочных кораблей 7-й оперативной эскадры.[1]

В дальнейшем корабль больше не выходил на боевую службу, хотя занятия боевой подготовкой продолжались. В 1989 году ТАВКР трижды принимал участие в отработке обеспечения высадки морского десанта, корабельные штурмовики совершили 171 полёт, а вертолёты — 1142. 4 октября 1990 года ТАВКР переименовали в «Адмирал Флота Советского Союза Горшков». За 1990 год было совершено 47 полётов самолётов и 1211 полётов вертолётов. В дальнейшем интенсивность боевой подготовки стала снижаться. За 1991 год палубными вертолётами было совершено 417 полётов. В сентябре-октябре 1991 года на борту крейсера прошёл корабельный этап испытаний нового палубного истребителя ВВП Як-141, который в перспективе должен был заменить списанные штурмовики Як-38 в роли основной палубной машины. 26 сентября оба лётных образца по очереди совершили посадку на палубу ТАВКР, а 30 сентября — первый взлёт. 5 октября случилась авария, приведшая к потере одного самолёта (лётчик уцелел). После этого испытания прекратили и уже больше не возобновляли. Через год программа разработки Як-141 была закрыта.[1]

1 февраля 1992 года в результате аварии паропровода и возникшего пожара в кормовом машинном кормовом отсеке погибли 6 человек. 3 февраля 1992 года ТАВКР поставили на ремонт на СРЗ-35 в Росте (Мурманск). 26 июля военно-морской флаг СССР был заменён на Андреевский флаг. После этого корабль перевели в Росляково.[1]

Продажа крейсера

Авианесущий крейсер на ходовых испытаниях в Северодвинске 3 июля 2013 года

В 1994 году начались переговоры о продаже корабля Индии. Документы были подписаны в октябре 2000 года, но сумма контракта до 2002 года оставалась предметом торга. Подписанное 20 января 2004 года соглашение предусматривало выделение 974 млн долларов США на восстановление и модернизацию ТАВКР и 530 млн долларов США на поставку 16 истребителей МиГ-29К и противолодочных вертолётов Ка-31 и Ка-27. Корабль должны были сдать заказчику в конце 2008 года. Выплатив около 458 млн долларов США, с января 2007 года Индия приостановила дальнейшие платежи по контракту. В ноябре 2007 года российская сторона подняла вопрос о недооценке объёма работ. В декабре 2008 года, после визита Президента РФ Дмитрия Медведева в Индию, комитет индийского правительства по безопасности одобрил начало переговоров о новой цене модернизации корабля.

В июле 1999 года ТАВКР отбуксировали в Северодвинск для прохождения модернизации по заказу индийских ВМС.

В 2007 году, по словам главы госкорпорации «Ростехнологии» Сергея Чемезова, ремонт ТАВКР задерживался из-за нехватки кадров:

Для исполнения экспортного контракта приходится собирать рабочих со всей страны, для ремонта крейсера «Адмирал Горшков» не хватает сварщиков, их приходится привозить со всей страны.[4]

3 июля 2013 ТАВКР вышел в Белое море на ходовые испытания: в течение месяца проверялась работа в разных режимах всех котлов главной энергетической установки. С 3 августа по 30 сентября в Баренцевом море прошли летные испытания с участием самолётов и вертолётов палубной авиации и сдача системы «корабль-самолет». 16 ноября 2013 г. состоялась торжественная передача авианосца ВМС Индии[5].

Память

3 июля 2014 года отреставрированный носовой знак ТАВКР, остававшийся на верфи после переоборудования корабля для индийских ВМС, установлен в качестве памятника около морской кадетской школы имени адмирала П. Г. Котова в Северодвинске[6].

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Адмирал Горшков (авианосец) — это… Что такое Адмирал Горшков (авианосец)?

«Адмирал флота Советского Союза Горшков»
ТАКР «Баку» у берегов Италии (1988 год)
Основная информация
ТипТяжёлый авианесущий крейсер
Государство флага Россия
Порт приписки Мурманск-35
Принадлежность Северный флот ВМФ России
Верфь Черноморский судостроительный завод
Строительство начато26 декабря 1978 года[1]
Спущен на воду31 марта 1982 года[1]
Введён в эксплуатацию20 декабря 1987 года[1]
Выведен из состава флота5 марта 2004 года
Современный статусПродан 20 января 2004 года, включён в состав ВМС Индии под названием «Викрамадитья»
Параметры
Водоизмещение45 390 т наибольшее[1]
44 490 т полное[1]
38 970 т нормальное[1]
33 440 т стандартное[1]
Длина242,86 м по ватерлинии[1]
273,08 м наибольшая[1]
Ширина31,0 м по ватерлинии[1]
52,9 м наибольшая[1]
Высота60,30 м габаритная[1]
Высота борта (от КВЛ):[1]
24,96 м в носу
21,63 м на миделе
21,61 м в корме
ОсадкаСредняя (от ОП):[1]
при нормальном водоизмещении 8,47 м
при полном водоизмещении 9,42 м
Наибольшая: 11,52 м[1]
БронированиеКатанная сталь, дублирование корпуса «сухими отсеками»
Технические данные
Силовая установкаКотлотурбинная, четырёхвальная[1]
4 ГТЗА ТВ-12-3
8 котлов КВН 98/64
МощностьПаротурбины: 4 × 45 000 л.с.
Турбогенераторы: 6 × 1500 кВт
Дизель-генераторы: 4 × 1500 кВт
Винты4, четырёхлопастные[1]
Скорость14,05 узла экономического хода[1]
18,32 узла боевого экономического хода[1]
29 узлов полного хода[1]
32,5 узла максимального хода[1]
Дальность плаванияПри скорости 18 узлов — 7590 миль[1]
Автономность плавания30 суток[1]
ЭкипажПо штату: 1615 человек
Со штабом: 1665 человек
Авиагруппа: 430 человек
Вооружение
Навигационное вооружениеКомплекс «Салгир»
Комплекс «Тайфун-1»
Эхолоты НЭЛ-6 и НЭЛ-10
Радиолокационное вооружениеРЛС общего обнаружения:
1 × РЛК с ФАР «Марс-Пассат»
1 × РЛС МР-710М-1 «Фрегат-М1»
2 × РЛС МР-360 «Подкат»
3 × РЛС «Вайгач»
СУ авиацией:
1 × «Резистор-К4»
2 × «Газон»
Радиоэлектронное вооружениеБИУС «Лесоруб-434»
Комплекс связи «Буран»
ГАК «Полином»
Комплекс РЭР и РЭБ «Кантата-М»
Аппаратура РЭБ «Погоня» и «Каскад-У»
Артиллерийское вооружение2 × 1 АК-100 (600 снарядов)
Зенитная артиллерия8 × 6 АК-630 (48 000 снарядов)
Противокорабельное вооружение6 × 2 ПУ ПКРК «Базальт»
Противолодочное вооружение2 × 10 РБУ-12000 (60 бомб)
Зенитное ракетное вооружение4 × 6 модулей ЗРК «Кинжал» (192 ракеты)
Авиационная группа36 самолётов и вертолётов
По проекту:[1]
14 × СВВП Як-41М
6 × СВВП Як-38М
10 × Ка-27ПЛ
2 × Ка-27ПС
4 × Ка-27РЛД

«Адмирал флота Советского Союза Горшков» (до 4 октября 1990 года «Баку», в последнее время в официальных документах именуется в упрощенном виде «Адмирал Горшков») — советский и российский тяжёлый авианесущий крейсер, единственный корабль проекта 1143.4[2], продан Индии 20 января 2004 года. 5 марта 2004 года крейсер исключен из боевого состава ВМФ РФ, действующее наименование аннулировано, торжественно спущен Андреевский флаг. В настоящее время корабль после полной перестройки введен в состав ВМС Индии в качестве авианосца «Викрамадитья» и находится на достройке на плаву, у одного из причалов Северного машиностроительного предприятия.

История

Строительство

17 февраля 1978 года в списки ВМФ СССР был зачислен четвёртый авианесущий крейсер проекта 1143, получивший название «Баку» в честь лидера эсминцев проекта 38. 26 декабря, сразу после спуска на воду ТАКР «Новороссийск», на освободившемся стапеле «0» Черноморского судостроительного завода произошла закладка нового корабля, получившего заводской номер С-104. Строился «Баку» по изменённому проекту 1134.4. Весь корпус корабля при постройке разбили на 10 районов, работа началась с первого (закладного) района, включавшего «сердце» корабля — машинное отделение, а далее шла одновременно в нескольких направлениях — в нос и корму, а также вверх. Сборка осуществлялась из заранее готовых секций, масса которых не превышала 150 тонн. Одновременно с постройкой крейсера осуществлялась и реконструкция самого стапельного комплекса (в рамках подготовки к строительству ТАКР проекта 1143.5) — были установлены три портальных крана (грузоподъёмностью по 80 тонн каждый), а также два больших козловых крана финской фирмы «Konecranes» (грузоподъёмностью по 900 тонн каждый, работая вместе могут поднимать блоки массой до 1400 тонн). Первый раз новые краны были использованы в октябре 1981 года — с их помощью на крейсер была установлена собранная на предстапельной площадке надстройка массой 1000 тонн. В феврале 1982 года краны использовали для монтажа блоков спонсона. Спуск корабля на воду состоялся 31 марта (спусковая масса около 19000 тонн), после чего «Баку» достраивался у заводской стенки. Из-за постоянных срывов поставок нового оборудования, а также вносимых по ходу строительства изменений в проекте достройка корабля затянулась. К швартовным испытаниям ТАКР приступил только 2 июня 1986 года. 23 сентября на крейсер заселился экипаж, 1 декабря были завершены швартовные испытания, а 4 декабря корабль отправился в Севастополь (докование на Севморзаводе с 7 по 22 декабря).[1]

Испытания

Ходовые испытания ТАКР «Баку» начались 9 января 1987 года. После их окончания на переднюю кромку спонсона был установлен обтекатель, кроме того на корабле было смонтировано устройство, выравнивающее воздушные потоки над полётной палубой. 21 апреля начались государственные испытания ТАКР «Баку», в ходе которых, в частности, были проведены стрельбы главного ударного комплекса (использовались макеты ракет, было осуществлено 3 пуска, в том числе один залпом из 2 ракет). 8 июля с палубы корабля совершил первый взлёт штурмовик Як-38М (методом короткого разбега). 11 декабря по результатам испытаний был подписан приёмный акт — «Баку» был зачислен в состав ВМФ СССР. 20 декабря на корабле был торжественно поднят Военно-морской флаг.[1]

Боевая служба

27 апреля 1988 года «Баку» был зачислен в состав сил постоянной готовности, и уже в конце мая началась подготовка к его первой боевой службе. Была укомплектована авиагруппа корабля, включившая 12 штурмовиков Як-38М, 1-2 спарки Як-38У, 16 противолодочных вертолётов Ка-27ПЛ, 2 поисково-спасательных Ка-25ПС и 2 целеуказателя Ка-25ДЦ (позже их заменили на Ка-27ПС). Переход к месту постоянного базирования было решено совместить с первой боевой службой. 7 июня «Баку» покинул Севастополь. В ходе боевой службы в Средиземном море ТАКР, в частности, осуществлял постоянное наблюдение за американским атомным авианосцем «Дуайт Эйзенхауэр». По разным причинам во время первой службы корабля были потеряны два летательных аппарата — Як-38У и Ка-27ПЛ (соответственно, 12 июля и 11 августа), лётчики не пострадали. 17 декабря «Баку» прибыл в Североморск и был зачислен в состав 170-й бригады противолодочных кораблей 7-й ОпЭск.[1]

В дальнейшем корабль больше не ходил на дальние боевые службы, хотя занятия боевой подготовкой продолжались. В 1989 году ТАКР трижды принимал участие в отработке обеспечения высадки морского десанта, корабельные штурмовики совершили 171 полёт, а вертолёты — 1142. 4 октября 1990 года крейсер переименовали в «Адмирала флота Советского Союза Горшкова». За 1990 год было совершено 47 полётов самолётов и 1211 полётов вертолётов. В дальнейшем интенсивность боевой подготовки стала падать, что было подкреплено снятием с вооружения штурмовиков Як-38. За 1991 год палубными вертолётами было совершено 417 полётов. В сентябре-октябре 1991 года на борту крейсера прошёл корабельный этап испытаний нового палубного истребителя ВВП Як-141, который в перспективе должен был заменить списанные штурмовики Як-38 в роли основной палубной машины. 26 сентября оба лётных образца по очереди совершили посадку на палубу ТАКРа, а 30 сентября — первый взлёт. 5 октября случилась авария, приведшая к потере одного самолёта (лётчик уцелел). После этого испытания прекратили и уже больше не возобновляли. Через год программа разработки Як-141 была закрыта.[1]

3 февраля 1992 года ТАКР поставили на ремонт на СРЗ-35 в Росте (Мурманск). 26 июля советский Военно-морской флаг был сменён на Андреевский. 2 февраля 1994 года корабль пострадал от пожара, а 7 февраля в результате аварии паропровода погибли 6 человек. После этого корабль перевели в Росляково.[1]

Продажа крейсера

В 1994 г. начались переговоры о продаже корабля Индии. Документы были подписаны в октябре 2000, но сумма контракта до 2002 г. оставалась предметом торга. Подписанное 29 января 2004 года соглашение предусматривало выделение 974 млн долларов на восстановление и модернизацию «Адмирала Горшкова» и 530 млн долларов на поставку 16 истребителей МиГ-29К и морских противолодочных вертолетов Ка-31 и Ка-27. Корабль должны были сдать заказчику в конце 2008 года. Выплатив около 458 млн долларов, с января 2007 года Индия приостановила дальнейшие платежи по контракту. В ноябре 2007 года российская сторона подняла вопрос о недооценке объема работ. В декабре 2008 года, после визита президента РФ Дмитрия Медведева в Индию, комитет индийского правительства по безопасности одобрил начало переговоров о новой цене модернизации крейсера.

В июле 1999 авианесущий крейсер отбуксировали в Северодвинск для прохождения модернизации по заказу индийских ВМС.

В 2007 году, по словам главы госкорпорации «Ростехнологии» Сергея Чемезова, ремонт крейсера задерживался из-за нехватки кадров:

Для исполнения экспортного контракта приходится собирать рабочих со всей страны, для ремонта крейсера «Адмирал Горшков» не хватает сварщиков, их приходится привозить со всей страны.[3]

В 2008 году СМИ, со ссылкой на анонимный источник, даже запустили слух о том, что при несоблюдении Индией объёмов финансирования модернизации корабля не исключён вариант вступления «Адмирала Горшкова» в состав ВМФ России[4].

В начале 2011 года передача корабля индийскому ВМФ планировалась на конец 2012 года.[5]

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *