Корабли Армагеддона. Тяжелые авианесущие крейсера проекта 1143 » Военное обозрение
Читая статью «Самые абсурдные корабли в истории военно-морского флота», вышедшую из под пера уважаемого Олега Капцова, я с удивлением обнаружил, что в перечень номинантов «военно-морского абсурдизма» попали советские тяжелые авианесущие крейсера проекта 1143. Данная статья представляет собой попытку разобраться, насколько уместно пребывание наших ТАКР в этом рейтинге.
Олег Капцов пишет:
Американцы боялись советских подлодок, а над ТАКРами насмехались, называя их суррогатными детищами адмирала С.Г. Горшкова. И ведь было над чем смеяться. Гибрид ракетного крейсера и авианосца оказался совершенно неэффективен как крейсер и полностью небоеспособен в роли авианосца.
С этим трудно не согласиться. Действительно, корабли типа «Киев» явно несостоятельны в роли крейсеров, для этого они были чрезмерно велики, но недовооружены. И уж тем более ТАКР-ы не годились в авианосцы – из-за неспособности принимать самолеты горизонтального взлета и посадки, они не получили адекватного авиакрыла, способного выполнять все многообразие задач истребительной, штурмовой и разведывательной палубной авиации. Но достаточно ли этого, чтобы признать их бесполезными или даже абсурдными? Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим обстоятельства появления проекта 1143 на свет.
Первенцами авианесущего советского флота стали корабли проекта 1123: «Москва» и «Ленинград», представлявшие собой своеобразный тип противолодочного вертолетоносца с неплохим оборонительным вооружением.
Они появились как «наш ответ Чемберлену» на американские атомные подводные лодки, оснащенные баллистическими ракетами «Поларис А1». Для того времени это было весьма грозное оружие, но, чтобы его применить, субмаринам США следовало подойти к береговой черте СССР поближе, потому что дальность пуска таких ракет на тот момент не превышала 2200 км, и далеко не все их цели располагались на побережье. К примеру: на севере старт «Поларисов» ожидался непосредственно из акватории Баренцева моря.
В то же время советские средства акустики были еще не слишком хороши, и организовать эффективный поиск вражеских ПЛАРБ можно было только, если в дополнение к имеющимся противолодочным кораблям разместить поисковую аппаратуру на самолетах и вертолетах. Так что строительство специализированного противолодочного вертолетоносца как будто напрашивалось само собой – причем, вопреки расхожему мнению, действовать вертолетоносцу предстояло отнюдь не в мировом океане, а в непосредственной близости от родного берега. Собственно говоря, на это прямо указывает ОТЗ, в котором русским по белому сказано, что основной задачей противолодочного крейсера проекта 1123 является: “поиск и уничтожение быстроходных атомных подводных лодок-ракетоносцев в дальних зонах противолодочной обороны в составе группы кораблей во взаимодействии с авиацией ПЛО”. Иными словами, под «дальней зоной ПЛО» понимался отнюдь не океан, а такое расстояние от берега, на котором корабли могли действовать совместно с самолетами ПЛО сухопутного базирования (никаких иных самолетов ПЛО на тот момент в СССР не было). Интересно, что первоначально планировалось уместить противолодочный вертолетоносец в водоизмещение всего лишь 4000-4500 тонн, при этом авиагруппа должна была составить 8 вертолетов, а скорость — достигнуть 35 узлов. Но вскоре стало ясно, что в таких размерах вертолетоносец создать не получится, к тому же расчеты показали, что для обеспечения круглосуточного поиска следует базировать на корабле не менее 14 машин. С огромным трудом удалось добиться разрешения на рост водоизмещения сперва до 8 тыс. тонн, потом – до 9,6 тыс. и, наконец, до окончательных 11 920 т. В стремлении всячески сократить массу строящихся кораблей в ход пошли такие «интересные» требования «свыше», как радикальное сокращение экипажа, отказ от дублирования технических средств и боевых постов, уменьшение жилой площади вплоть до нормативов подводных лодок и т.д. (к счастью, от большинства из них удалось отвертеться).
Но откуда взялась эта тяга к минимализму? И почему вообще создание авианесущих кораблей в СССР началось с вертолетоносцев, уязвимых к нападению палубной авиации США и НАТО, если (по крайней мере — теоретически) в то время советская промышленность вполне могла создать полноценные авианосцы?
Многоцелевой авианосец как средство войны на море куда предпочтительнее противолодочного вертолетоносца. Он обладает значительно большим функционалом, а в части противолодочной борьбы авианосец заметно выигрывает у вертолетоносца за счет способности обеспечивать боевую устойчивость соединений, поскольку может не только искать вражеские субмарины с баллистическими ракетами, но еще и прикрывать противолодочные корабли, палубные вертолеты, самолеты ПЛО мощью базирующейся на нем истребительной авиации.
Увы — в те годы, с легкой руки Никиты Сергеевича Хрущева, все на флоте, что не являлось ракетой либо подводной лодкой, подлежало всеобщему порицанию и скорейшей экстерминации: большие надводные корабли в соответствии с генеральной линией партии считались пережитками прошлого, мишенями для противокорабельных ракет. Что же касается наиболее крупных из них – авианосцев – так тех вообще заклеймили оружием агрессии, которому в советском флоте места не было и быть не могло.
А ведь советские моряки давно уже осознали необходимость авианосцев! Впервые корабли этого класса «всплывали» в перспективных программах строительства советских военно-морских сил еще до войны. После ее завершения, в 1945 году Кузнецовым была создана комиссия по выбору необходимых типов кораблей, и она также обосновала создание авианосцев. Главный морской штаб включил в перспективный план строительства ВМФ СССР девять больших авианосцев (шесть для Тихого и три для Северного флотов) и шесть малых для Северного флота. Правда, все они, в итоге, были вычеркнуты оттуда И.В. Сталиным.
Но главком ВМС Кузнецов не опускал руки. В августе 1953 года он представил министру обороны СССР Булганину доклад, в котором подчеркивалось, что «в послевоенных условиях без наличия авианосцев в составе ВМС решение основных задач флота обеспечено быть не может». Кузнецов до конца боролся за авианосцы, но его снятие с поста главкома ВМФ в 1956 году поставило крест на его идеях, потому что новый главком ВМФ С.Г. Горшков долгое время об авианосцах не говорил.
Трудно сказать, почему так получилось. Возможно, новый главком первоначально недооценивал роли палубной авиации в ВМФ, но скорее он просто понимал, что плетью обуха не перешибешь, потому что в конце 50-х — начале 60-х политическая обстановка складывалась так, что об авианосцах можно было только мечтать (но не вслух). Однако какие-то авианесущие корабли советскому флоту были нужны – хотя бы для наработки опыта, да и промышленность достаточно окрепла для их создания. И, судя по всему, противолодочные крейсера проекта 1123 как раз и стали компромиссом между желаемым и политически возможным. Обосновав необходимость строительства вертолетоносцев понятной и оттого приемлемой для руководства страны концепцией «борьбы с вражескими ракетными подлодками», флот в конце 60-х получил свои первые авианесущие корабли. Отсутствие на них истребительной авиации в какой-то мере компенсировалось наличием приличного ПВО и тем, что данные корабли предполагалось использовать в ближней морской зоне, в радиусе действия авиации сухопутного базирования.
Однако к тому времени, как «Москва» и «Ленинград» вошли в состав советского флота, произошел целый ряд событий, чрезвычайно повлиявших на дальнейшее развитие авианесущих кораблей ВМФ СССР:
Первое. В США было разработано следующее поколение баллистических ракет для подводных лодок, дальность их применения увеличилась до 4600 км. Теперь американским ПЛАРБ уже не было нужды приближаться к берегам СССР – оперируя в том же Средиземном море, атомарины США держали под прицелом множество важнейших целей на территории нашей страны. Поэтому к концу 60-х в зонах действия советской авиации сухопутного базирования американских ПЛАРБ уже не было, а там, где они теперь находились, господствовали надводные силы и палубная авиация НАТО. Конечно же, отправка немногочисленных и не прикрытых с воздуха советских поисковых групп в районы развертывания ПЛАРБ США в то время ничем хорошим закончиться не могла. Тем не менее, флоту ничего не оставалось делать, кроме как вменить в обязанность новопостроенным кораблям проекта 1123 самоубийственную задачу — поиск и уничтожение ПЛАРБ в отдаленных районах и в том числе в акватории Средиземного моря.
Второе. ОКБ Яковлева продемонстрировало экспериментальный самолет вертикального взлета и посадки (СВВП) Як-36.
Третье. Могущественный Д.Ф. Устинов, на тот момент – секретарь ЦК КПСС по оборонным отраслям промышленности, поверил в большое будущее СВВП. Он предполагал, что после освоения околозвуковых СВВП у Яковлева получатся сверхзвуковые истребители и тем самым СВВП смогут стать «ассиметричным» ответом мощи палубных авиакрыльев США. Справедливости ради замечу, что не имею представления о том, насколько к формированию такого мнения у Д.Ф. Устинова приложил руку сам Яковлев.
Четвертое. 28 декабря 1967 года Совет Министров СССР принял постановление о создании на базе опытного СВВП Як-36 легкого палубного штурмовика Як-36М и более совершенного Як-36МФ, который должен был стать истребителем-перехватчиком флота и фронтовым истребителем ВВС.
Хочется особо отметить, что в 1967 году произошла кардинальная смена приоритетов в области морской авиации: уже не только руководство ВМФ, но и руководители страны (Устинов, а за ним и Совет Министров) вполне осознали потребность флота в палубных самолетах. Отныне спор между моряками и их сухопутными руководителями заключался не в том, быть или не быть авианосцу: и те и другие признавали необходимость авианесущих кораблей, но «сухопутчики» полагали, что с задачами палубных самолетов справится СВВП, в то время как моряки мечтали о самолетах горизонтального взлета и посадки. По свидетельствам очевидцев, идея о палубном СВВП исходила не от флота, а от Д.Ф. Устинова — в то время как ВМФ желал разрабатывать и строить классические авианосцы с аэрофинишерами и катапультами, ему настоятельно предлагалось создать все те же вертолетоносцы, адаптированные под базирование СВВП.
И здесь главком ВМФ принимает достаточно странное, на первый взгляд, решение. Он не спорит с Устиновым по поводу создания новых тяжелых авианесущих крейсеров-носителей СВВП и, более того, «засучив рукава», берется за дело – так начинается история создания кораблей проекта 1143. Но одновременно С.Г. Горшков продолжает настаивать на создании полноценных авианосцев, и первоначально ему даже как будто сопутствует успех: Совет Министров уже в 1969 г. принимает постановление о разработке аванпроектов авианосца (проект 1160 «Орел») и палубных самолетов. В 1969-1972 гг. Невским ПКБ проводится «Ордер» — научно-исследовательская работа по военно-экономическому обоснованию создания и эксплуатации авианосца. Всего было спроектировано 8 вариантов с различными ГЭУ и водоизмещением от 40 до 100 тыс. тонн., причем наиболее проработанным оказался атомный авианосец в 80 тыс. тонн. Были выполнены аванпроекты аэрофинишеров, паровых катапульт, аварийных барьеров, но, увы — решением Д.Ф. Устинова разработка пр.1160 была прекращена в пользу развития проекта 1143 с СВВП.
С.Г. Горшков не сдавался, и в 1977 году по результатам совещания у Главкома, Невскому ПКБ поручено разработать техническое предложение, а НИИ ВМФ и ВВС – техническое задание на авианосный корабль с катапультами, аэрофинишерами и самолетами с горизонтальным взлетом и посадкой. На сей раз С.Г. Горшков стремился «вырастить» авианосец из проекта 1143, раз уж лобовые атаки ни к чему не привели… Впоследствии именно это его начинание увенчалось пускай половинчатым, но все же успехом – строительством единственного в ВМФ РФ авианосца «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».
Исходя из вышесказанного, можно смело утверждать, что С.Г. Горшков не был согласен с Д.Ф. Устиновым в оценке СВВП и не верил, что носители СВВП смогут заменить катапультный авианосец. Однако, как уже было сказано выше, продвигая идею полноценного авианосца, главком ВМФ вовсе не протестовал против СВВП и, более того, приложил все усилия для создания тяжелых авианесущих крейсеров проекта 1143.
Из-за этого сегодня многие упрекают С.Г. Горшкова, видя в таких его действиях соглашательство, а то и откровенный карьеризм и нежелание ссориться с вышестоящим руководством. Но, обдумывая сложившуюся ситуацию, приходишь к выводу, что никакого другого выхода у главкома попросту не было. Как мог бы С.Г. Горшков отказаться от навязываемых ему СВВП? Для этого ему нужно было либо доказать полную бесперспективность СВВП в качестве основного самолета палубной авиации, либо же объявить, что флот совершенно не нуждается в палубных. Но если уж Д.Ф. Устинов был уверен в светлом будущем самолетов вертикального взлета, то как мог переубедить его С.Г. Горшков? А объявить о ненужности палубной авиации флоту ВООБЩЕ, главком не мог тем более – ведь тогда ему пришлось бы отказываться и от катапультных авианосцев тоже!
Скорее всего, главком рассудил так – шансы на то, что получится «протолкнуть» строительство классических авианосцев сейчас невелики, а флот нуждается в палубной авиации. Поэтому, пускай пока будут ТАКР-носители СВВП, тем более что строительство этих кораблей, которым так благоволит Устинов, пойдет без сучка и задоринки, а уж работа для них найдется.
Возможно также, что С.Г. Горшков рассматривал и такой «макиавеллевский» замысел: по результатам эксплуатации ТАКР проекта 1143 обосновать несоответствие задач авианесущего крейсера возможностям его авиакрыла. Во всяком случае, следует принять во внимание то, что задачи, которые были сформулированы в 1968 году для ТАКР проекта 1143 никак не могли быть решены авиагруппой с СВВП и С.Г. Горшков не мог об этом не знать. Перечень этих задач:
— прикрытие корабельных соединений от ударов с воздуха, их противолодочное и противокатерное обеспечение;
— обеспечение боевой устойчивости ракетных подводных крейсеров стратегического назначения в районах боевого патрулирования;
— обеспечение развертывания подводных лодок;
— прикрытие морской ракетоносной, противолодочной и разведывательной авиации в зоне досягаемости корабельной истребительной авиации;
— поиск и уничтожение ракетных подводных лодок противника в составе группировок разнородных противолодочных сил;
— поражение группировок надводных кораблей противника;
— обеспечение высадки морских десантов.
Исчерпывающе описывает функционал полноценного авианосца и, конечно же, для их решения требовалась мощная авиагруппа самолетов горизонтального взлета и посадки. Также следует обратить внимание на то, что следующий «штурм авианосных высот» — создание техзадания на катапультный авианосец, предпринят С.Г. Горшковым через год после вступления в строй Северного флота первенца проекта 1143 – тяжелого авианесущего крейсера «Киев».
Вот в таких, совсем непростых условиях, проектировался и создавался тяжелый авианесущий крейсер-носитель СВВП проекта 1143. Его тактико-технические характеристики выглядят, по меньшей мере, странно, и более того – заставляют усомниться во вменяемости тех, кто проектировал этот корабль. Но если мы на секундочку откажемся от задорновского «Ну, тупыыыые!!!» и примем в качестве гипотезы, что:
1) Флот желал полноценные авианосцы, но не мог настоять на их строительстве.
2) Флоту в качестве палубной авиации были навязаны СВВП, которых он не хотел и в боевые возможности которых он не верил.
3) Флот не имел благовидного предлога отказаться от носителей СВВП, не дискредитируя при этом саму идею палубной авиации, чего флот делать категорически не желал.
4) В заданных выше условиях флот постарался создать крупный и полезный для ВМФ СССР корабль, способный выполнять важные боевые задачи.
То мы посмотрим на проект 1143 совершенно иными глазами и многие решения, кажущиеся нелогичными и непродуманными, предстанут перед нами совсем в другом свете.
Ведь что представлял из себя ТАКР проекта 1143?
Это тот идеал противолодочного вертолетоносца, который желали, но который из-за малого водоизмещения не получили в проекте 1123 («Москва»). Корабль, способный нести 22 вертолета (из них 20 противолодочных) способен был обеспечить круглосуточное нахождение в воздухе двух-трех таких машин и даже немножко сверх того. Островная надстройка «Киева» не препятствовала взлетно-посадочным операциям вертолетов, как это было на противолодочных крейсерах проекта 1123, у которых надстройка создавала значительные завихрения воздуха.
Но зачем ВМФ СССР нужен был этот «идеальный» вертолетоносец? Как уже было сказано выше, после увеличения дальности американских баллистических ракет морского базирования их «убийцы городов» больше не имели причин развертываться в ближней морской зоне СССР. А идти за ними в океан, где наши противолодочные группы не могли прикрывать сухопутные истребители, стало бы изощренной формой самоубийства.
И, тем не менее, задачи для советских вертолетоносцев вполне могли найтись, да еще какие! Все дело в том, что в конце 60-х СССР оказался на пороге маленькой военно-технической морской революции, а в 1969 году она свершилась – начались (и вполне успешно) испытания межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования, получившей впоследствии индекс Р-29. Уже первые модификации этой «баллисты» имели дальность 7 800 км, так что отныне новейшим советским подводным лодкам стратегического назначения — носителям Р-29 не было нужды идти в мировой океан. Свой вклад в ядерный Армагеддон они могли внести, располагаясь в прилегающих к территории СССР морях — Баренцевом, Белом, Карском, Норвежском, Охотском, Японском.
Соответственно, одной из важнейших задач флота в полномасштабном ракетно-ядерном конфликте становилось организация «защищенных боевых районов» в прилегающих морях, в которых скрытность наших ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) гарантировалась целым комплексом мер, таких как: минные заграждения, развернутые многоцелевые подводные лодки, морская авиация сухопутного базирования и, конечно, надводные корабли. И тяжелые авианесущие крейсера проекта 1143 вполне могли стать становым хребтом обороны таких районов – оперируя в ближней морской зоне, они великолепно дополняли действия наземной противолодочной авиации. А отсутствие на них истребителей до известной степени компенсировалось наличием у СССР мощнейшей авиации сухопутного базирования, способной если не прикрыть отряды надводных кораблей в прилегающих морях, то хотя бы нанести сильнейшие удары по развертывавшимся у наших берегов АУГ.
Ценность ТАКР проекта 1143 в полномасштабном ракетно-ядерном конфликте могла оказаться весьма высокой – в период эскалации напряженности (когда весь мир ожидает войны, но войны еще нет) ТАКР-ы-вертолетоносцы способны были вскрывать местоположение вражеских подводных лодок (как ни крути, а вертолет – страшный враг подводника) и выдавливать их из «защищенных районов», либо же быстро уничтожать таковые с началом конфликта. Разумеется, вражеские авианосные ударные группировки могли сокрушить наши ТАКР и приданные им корабли (если их самих до того не уничтожит морская ракетоносная авиация) но и что же с того? От советского надводного флота в «защищенных районах» вряд ли ожидали победы, его задачей было продержаться достаточно времени, чтобы не дать в обиду РПКСН, пока те наносят ракетно-ядерный удар. И эту задачу наши корабли проекта 1143 вполне способны были выполнить – не зря же наши противолодочные вертолетоносцы оснащались весьма мощной для того времени ПВО.
Кстати будет сказано, утверждение, что ЗРК «Киева» быстро устарели в связи с появлением С-300, на мой взгляд, не совсем верно. Во-первых, официальное принятие на вооружение морской модификации С-300Ф произошло только в 1984 году, так что если «штормы» и устарели, то не быстро. А во-вторых, несомненные плюсы С-300Ф вовсе не сделали «Шторм-М» хуже, чем он был, а был он весьма грозным ЗРК. Иными словами, автомат Калашникова великолепен, но от его появления трехлинейка хуже убивать не стала.
Но вернемся к использованию ТАКР-ов вертолетоносцев в качестве опорных кораблей «защищенных боевых районов». Что могли бы противопоставить этой тактике американские и натовские ВМФ? Не слишком многое. Заблаговременное развертывание столь же многочисленных, сколь и малошумных АПЛ в советских морях уже нельзя было считать панацеей, а что еще? В период напряженности ввести в советские «защищенные районы» авианосные ударные группировки? Но гнать АУГ в Баренцево или Охотское моря еще до начала войны, означало обречь их на почти неминуемую гибель. Обнаруженные и отслеживаемые еще в мирное время авианосцы в наших внутренних морях неминуемо стали бы непростой, но все же законной добычей советских надводных, подводных и воздушных сил.
Конечно, можно было попробовать вести противолодочный поиск палубными самолетами и вертолетами с авианосцев, маневрирующих в известном отдалении о «защищенного района», благо боевой радиус палубной противолодочной авиации вполне позволял это делать, но… Много нелестных слов было сказано по поводу наличия на наших ТАКР-ах тяжелого ракетного вооружения – противокорабельных ракет «Базальт».
Мол, плавучему аэродрому ракеты не нужны, его функция – обеспечивать действие своей авиагруппы и именно под эту задачу и должна быть «заточена» конструкция корабля. Все это верно – для авианосца. Но для наших ТАКР-ов наличие «Базальтов» в известной мере гарантировало отсутствие вражеских авианосных групп в радиусе 550 километров от корабля. Чтобы там не говорили сегодняшние аналитики, но американцы даже и в мирное время старались держать свои АУГ вне пределов досягаемости советских дальнобойных ПКР.
Конечно, можно рассуждать и так – зачем ставить ПКР на вертолетоносец, лучше сделать его поменьше и подешевле, а ракеты пусть несут специально предназначенные ракетные крейсера, как надводные, так и подводные. Но есть нюанс – в СССР ни в 70-е годы, ни позднее вовсе не было изобилия тяжелых кораблей, способных нести дальнобойные ПКР «Базальт»/«Гранит». И идея сделать качественный аэродром для 22 вертолетов, а потом увеличить его еще немножко и поставить «Базальты» вовсе недурна – это проще и дешевле, чем строить отдельный корабль для 8 пусковых установок ПКР, установленных на ТАКР-ах проекта 1143. Поэтому получается совсем интересно – автор, безусловно, согласен с тем, что на авианосцах ПКР не нужны, но сожалеет, что ТАКР-ы проекта 1143 несли всего 8, а не, скажем, 16 пусковых «Базальтов» — в отличие от авианосцев, на них «Базальты» были вполне уместны.
В итоге в период предвоенного развертывания ТАКР проекта 1143 представлял собой тот еще «сюрприз» — его вертолеты были способны контролировать подводную обстановку на сотни километров, не давая наши подводные лодки в обиду, но в то же время никакой вражеский корабль, оказавшийся ближе, чем в 550 км не чувствовал себя в безопасности. АУГ, конечно, могла нанести удар палубной авиацией с дистанции и 600 и 800 км и уничтожить ТАКР, но время, которое затратит авианосец на нанесение такого удара, а потом — на выход в «защищенный район» и поиск наших РПКСН было слишком велико, чтобы надеяться уничтожить наши «стратеги» до запуска ими баллистических ракет.
Было и еще одно место, где ТАКР-ы проекта 1143 могли принести ощутимую пользу –Средиземное море, вотчина 6-го флота США. Общеизвестно, что наша 5 ОПЭСК, постоянно присутствующая в этом регионе, имела совершенно самоубийственную задачу в лучших традициях японского «божественного ветра» — камикадзе. Ни при каких условиях корабли 5 ОПЭСК не могли выжить в войне — в условиях отсутствия баз и превосходства средиземноморских флотов НАТО они могли только погибнуть в неравном бою. Но перед смертью они должны были нанести тяжелейший, неприемлемый ущерб противостоящим им силам и развернутым в средиземноморье натовским ПЛАРБ, разменяв свои жизни на 6-ой флот США, имевший важное стратегическое значение. В открытом океане соединение во главе с ТАКР с СВВП безусловно проигрывала бой АУГ, но особенность средиземноморского театра в том, что он относительно невелик и во многих местах, расположившийся посредине моря ТАКР перекрывал его «Базальтами» от европейского до африканского берега. Здесь 5 ОПЭСК действительно имела возможность следить за АУГ 6-го флота и в случае Армагеддона нанести свой первый и последний удар. Здесь вертолеты ТАКР могли в преддверии войны «вести» вражеские субмарины или контролировать действия корабельных соединений, а с началом войны тяжелые ПКР оказались бы очень даже кстати. Даже применение СВВП имело какие-то шансы на успех, если слежение за неприятельскими силами осуществлялось с дистанции 80-120 километров или ближе.
Что интересно, для задач сопровождения АУГ в средиземноморье наши ТАКР-ы проекта 1143, возможно, подходили даже лучше, чем классические авианосцы. Следить за противником в преддверии ядерного апокалипсиса они могли немногим хуже, ведь для того, чтобы осуществлять круглосуточное наблюдение с относительно небольших дистанций не обязательно иметь самолеты ДРЛО, сойдут и вертолеты, если их достаточное количество (а их было как раз столько, сколько нужно). В условиях подавляющего натовского превосходства в воздухе, наши авиагруппы в любом случае не смогли бы защитить корабли 5 ОПЭСК, и были бы уничтожены, тут качественное преимущество самолетов с горизонтальным взлетом с катапультного авианосца вряд ли чем-то могло помочь. В то же время ТАКР проекта 1143 обходился куда дешевле авианосца – имея стандартное водоизмещение в 30,5-32 тыс. тонн три наших ТАКР-а весили примерно столько же, сколько один американский «Нимиц» и по цене вряд ли сильно его превосходили.
Конечно, логика кошмарная: «Ему все равно погибать, так пусть будет хоть ценою подешевле!», но ведь сама концепция 5 ОПЭСК, которая должна была умереть, попутно изувечив противника… Что тут скажешь? Только то, что доблесть наших экипажей, заступавших на боевое дежурство, будучи обреченными на гибель в случае начала конфликта, достойна всяческого уважения и памяти благодарных потомков.
Суммируя вышесказанное, можно констатировать: конечно, многое из того, что «умеет» многоцелевой авианосец с авиацией горизонтального взлета, оставалось для наших тяжелых авианесущих крейсеров недоступным, но все же ТАКР-ы проекта 1143 отнюдь не стали бесполезными кораблями и, более того, значительно усилили мощь советского военно-морского флота на случай полномасштабного ракетно-ядерного конфликта. Не являлись бесполезными ТАКР-ы проекта 1143 и в мирное время – флот наконец-то получил какую-никакую палубную авиацию и приступил к освоению нового для себя оружия, приобретая тем самым бесценный опыт.
Вместо постскриптума хотелось бы отметить, что ставка на СВВП, которую сделал Д.Ф. Устинов, к сожалению, себя совершенно не оправдала, а ОКБ Яковлева с треском провалило задание, порученное ему Партией и Правительством. Решение о создании истребителя-перехватчика вертикального взлета и посадки было принято в 1967 году, но даже спустя 24 года переживший трех генеральных конструкторов Як-141 все еще не был готов к серии. И это при том, что по своим ТТХ он сильно уступал не только палубному перехватчику Су-33, но даже и Миг-29. Конечно, можно было бы потратить еще кучу времени на его доводку, но во времена, когда создавался Су-30 и шли работы по машинам пятого поколения, такое решение вряд ли могло считаться хоть сколько-то разумным.
В статье использовались материалы:
1. В.П. Заболоцкий «тяжелый авианесущий крейсер «Киев»
2. С.А. Балакин «Противолодочный крейсер «Москва»»
3. А. Грек «Авианосцы России: 6 забытых проектов»
4. В.П. Заболоцкий «Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»»
topwar.ru
Тяжелые авианесущие крейсеры пр. 1143, 1143.2, 1143.3, 1143.4 («Кречет»)
Характеристики тяжелых авианесущих крейсеров проекта 1143 «Кречет» | |
---|---|
Страна: | СССР |
Тип: | Тяжелый авианесущий крейсер |
Дата выпуска: | 1975 г. (введен в строй головной корабль) |
Водоизмещение: | Стандартное: 30530 т, нормальное: 36300 т, полное: 41370 т |
Длинна: | 273 м |
Ширина: | 49,2 м (31 v по ватерлинии) |
Осадка: | 8,95 м (средняя), 11,1 м (учитывая обтекатель антенн) |
Бронирование: | Нет |
Экипаж: | 1642 человека (из них 430 человек — авиагруппа). |
Силовая установка: | Котлотурбинная установка из 4х ТВ-12-3, суммарной мощностью 180000 л.с. |
Дальность хода: | 4600 миль (полным ходом), 8000 миль (экономным ходом) |
Максимальная скорость: | 30 узлов (18 узлов экономный ход) |
Вооружение: | |
Авиагруппа: | До 30 самолетов вертикального взлета Як-38 и/или вертолетов Ка-25ПС. |
«Советские авианосцы проекта 1143, 1143.2, 1143.3, 1143.4. История создания и характеристики»
Характеристики приведены для авианесущего крейсера «Киев»
Примечание: так получилось, что из 7 авианосцев Советского Союза построенных формально по проекту 1143, каждый корабль представлял собой следующую ступень эволюции, причем изменения были так значительны, что начав в 1970 г. с «тяжелого крейсера с функциями авианосца» «Киев», к 1981 г. получили уже полноценный авианосец (нынешний «Адмирал Кузнецов»). По этой причине, проекту 1143 будет посвящено две статьи: текущая, про «тяжелые авианесущие крейсеры» (пр. 1143-1143.4) и отдельная, про «авианосцы» (пр.1143.5-1143.6).
Советские авианосцы проекта 1143 «Кречет»
История создания тяжелых авианесущих крейсеров проекта
1143 (1143, 1143.2, 1143.3, 1143.4)
К началу 1970-х г.г., Невским ПКБ под руководством Аркадия Васильевича Маринича был разработан проект тяжелого авианесущего крейсера проекта 1143 «Кречет». Проект был дальнейшим развитием противолодочного корабля проект 1123 «Кондор», и первоначально предполагал лишь создание увеличенного и усиленного корабля, лишенного недостатков прародителя и способного действовать в удаленных районах мирового океана (чем «Кондоры» проекта 1123 похвастаться не могли).
Надо отметить, что в отличие от главного конкурента — США, флот СССР практически не имел кораблей узкой специализации. Чтобы добиться паритета с НАТО, СССР всегда вынужден был строить корабли более универсальные, тяжело вооруженные, и совмещавшие целый ряд функций. Иногда (как в случае с «универсалами» проекта 1134Б) это удавалось проделать блестяще, а иногда…
Тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143 «Киев»
Тяжелые авианесущие крейсеры проекта 1143 и 1143.2 («Киев» и «Минск»)
Иногда получались довольно причудливые гибриды. Таким гибридом был и заложенный в 1970 г. головной корабль проекта 1143 «Кречет», под названием «Киев». Первоначально корабль классифицировался как «противолодочный крейсер с авиационным вооружением», но с июля 1975 г. значился уже как «тяжелый авианесущий крейсер».
Сама идея «тяжелого авианесущего крейсера» была прекрасной — обладая мощным противолодочным и артиллерийским вооружением, корабль мог бы эффективно бороться с подводными лодками и надводными кораблями, а располагая собственным авиакрылом из самолетов с вертикальным взлетом-посадкой, не менее эффективно, мог обеспечивать воздушное прикрытие группировки советских кораблей в любой точке океана.
Однако прекрасную идею подвела техника. Доступные флоту самолеты вертикального взлета — Як-38, были очень ограничены в боевых возможностях. Небольшая скорость, скромное вооружение, отсутствие РЛС — всё это не позволяло использовать их как полноценные истребители. А в качестве легкого штурмовика атаковать в современном морском бою надводный корабль, означало бы гарантированную потерю самолета. Вся надежда была на перспективу — на полноценные истребители вертикального взлета Як-141, однако перспектива эта была отнюдь не близкой — в середине 1970-х от Як-141 было готово только название.
При этом, использовать тот же «Киев» в качестве противолодочного корабля, было бы слишком расточительно — те же упомянутые выше БПК проекта 1134Б несли практически такой же комплект вооружения, но при этом уступали водоизмещением «Кречетам» почти в пять раз.
Тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143 «Минск»
Таким образом, первые «Кречеты» проекта 1143 представляли собой довольно странные боевые корабли: несущие слишком мало летательных аппаратов для своего водоизмещения, они, тем не менее, были излишне перегруженные другими боевыми системами. Всё это было бы вполне терпимо, если бы не другие недостатки:
Размеры надстройки затрудняли полеты летательных аппаратов, высокое расположение погребов боезапаса и цистерн с авиационным топливом снижало боевую живучесть корабля, угловая палуба при сильном волнении заливалась водой. Но главной проблемой была не рациональная система обогрева помещений, из-за чего постоянно образующийся конденсат разрушал внутренние конструкции корабля. Чтобы как-то бороться с этой напастью силовая установка тяжелого авианесущего крейсера «Киев» вынуждена была «молотить» круглосуточно, что естественно серьезно снижало её ресурс.
Тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.3 («Новороссийск»)
Все эти проблемы на первом корабле проекта 1143 были неизбежными «болезням роста». И разумеется, конструкторы не сидели на месте, и постоянно совершенствовали конструкцию кораблей. Ещё до передаче флоту «Киева», был готов технический проект 1143М «Кречет», значительно повышавший эксплуатационные характеристики корабля (по нему, также известному как проект 1143.2 был достроен второй авианесущий крейсер — «Минск»).
А в 1978 г. на основе опыта эксплуатации первенцев проекта 1143, был разработан следующий проект ставший основным для последующих кораблей, и получивший новый шифр: 1143.3 (с 1981 г. 11433). По нему достраивался «Новороссийск».
Тяжелый авианесущий крейсер проекта 11433 «Новороссийск»
В отличие от первых двух авианесущих крейсеров: «Киева» и «Минска», третий корабль, «Новороссийск» значительно отличался конструктивно: перепланировке подверглись 40% помещений корпуса и надстроек, была существенно расширена авиагруппа, увеличен на 50% запас авиатоплива на борту, взлетная полоса корабля была оборудована тремя газоотводными устройствами под перспективные Як-141 (казалось, ещё немного, и они начнут поступать на вооружение), также на корабле могли базироваться летательные аппараты массой до 15 тонн, а приземление на палубу (без постановки в ангар), обеспечивалось даже для таких громад как транспортный вертолет Ми-6.
Планировалось значительно усилить ПВО корабля за счет а счет установки двух РЛС обнаружения НЛЦ «Подкат», замены ЗРК «Оса-М» новейшим ЗРК «Кинжал», а 30-мм АУ АК-630М — ЗРАК «Кортик».
Однако по ряду причин, самый совершенный из трех «Кречетов» на тот момент, «Новороссийск» получился самым обиженным в плане вооружения: он не только не дождался своих Як-141, ЗРАК «Кортик» и ЗРК «Кинжал», но и… лишился штатной ЗРК «Оса». РЛС «Подкат» же была установлена так нерационально, что обе её антенны имели «закрытый сектор» из-за высокой палубной надстройки, а на первых порах ещё и забивали сигнал друг друга. Исправить эти неприятные мелочи удалось далеко не сразу.
Чертеж тяжелого авианесущего крейсера «Киев» проекта 1143 «Кречет»
Тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.4 («Адмирал Горшков», бывший «Баку»)
Новое развитие проект 1134 «Кречет» получил под руководством уже другого конструктора — Василия Федоровича Аникиева. Проект 1143.4 (11434) изначально проектировался под многострадальные Як-141, и был наиболее совершенным в серии. Авиагруппа авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» («Баку») включала 36 самолетов (Як-141 и Як-38), основой зенитного вооружения должны были стать ЗРК «Кинжал» и ЗРАК «Кортик», целеуказание которым обеспечивали две РЛС «Подкат» и новейший РЛК обнаружения ВЦ с ФАР «Марс-Пассат». Вместо РБУ-6000 корабль получил РКПТЗ «Удав-1», а количество ПУ ПКРК «Базальт» увеличили до 12 единиц.
На этом «Кречете» (единственном) внедрили конструктивную броневую защиту ангара и погребов боезапаса, уменьшили габариты надстройки, изменили кормовые обводы корпуса, с целью исключить гидравлические удары на попутном волнении в штормовых условиях, а верхнюю кромку левого борта в нос от места соединения спонсона с основным корпусом выполнили скругленной, с завалом к диаметральной плоскости корабля, для уменьшения турбулентности воздушных потоков. Той же цели служило новое конструктивное оформление кромок верхней палубы и выравнивающее устройство (подвижное, а не стационарное, как на ранних кораблях).
Для обеспечения группового вылета 12 истребителей Як-41 за время не более чем 8 минут предполагалось оборудовать три взлетные полосы, однако в итоге их заменили одной полосой с поднимающимся газоотбойным щитом из жаростойкого покрытия, предохраняющим стоящие на старте самолеты от воздействия жара двигателей взлетающего самолета.
Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» («Баку»)
Энергетическая установка «Адмирала Горшкова» была такой же как у «Киева», «Минска» и «Новороссийска», но для экономии ресурса, в ней была обеспечена возможность использования эшелонов в различных комбинациях. Благодаря этой особенности, планово-предупредительный ремонт силовой установки можно было проводить прямо в море.
Итак, четвертый «Кречет» проекта 11434, уже действительно можно было называть полноценным «тяжелым авианесущим крейсером», способным в полной мере решать те задачи, что ставились ещё перед «Киевом» в начале 1970-х г. И снова подвела техника. Хотя «Адмирал Горшков» был сдан флоту в 1987 году, основные самолеты своей авиагруппы он увидел только в 1991 г. Да и то, вместо запланированных двух десятков Як-141, их было всего два. Причем один из них сгорел прямо во время пробных вылетов с корабля. А в следующем же 1992 году, аккурат через 10 лет после предполагавшегося на 1982-й год запуска в серийное производство, проект истребителя-перехватчика с вертикальным взлетом Як-141 был свернут за отсутствием финансирования.
Так «Адмирал Горшков», наиболее совершенный к тому моменту представитель «тяжелых авианесущих крейсеров» проекта 11344, был фактически приговорен. Баснословно дорогой в обслуживании корабль, оставшийся в трудное для страны время без основного вооружения — авианосной группы, превратился в балласт для бюджета.
Рисунок тяжелого авианесущего крейсера «Киев»
Прерванный полет «Кречетов»
В 1995 г. начались переговоры о его продаже в Индию, которые с переменным успехом шли на протяжении десяти лет. Закончилось это радикальной модернизацией крейсера «Адмирал Горшков» под нужды заказчика: с последнего «классического» «Кречета» убрали излишнее вооружение (включая противокорабельные ракеты «базальт» и артиллерию), полетную палубу за счет этого продлили до носовой оконечности, оборудовали взлетный трамплин, расширили ангар, а вместо так и «не взлетевших» Як-141, переоснастили авиагруппу морским вариантом фронтового истребителя МиГ-29К.
Фактически «Адмирал Горшков» (теперь уже «Викрамадитья») был превращен в подобие российского авианосца «Адмирал Кузнецов» — как уже говорилось в начале статьи, также принадлежащего к разношерстному семейству «Кречетов», но строившегося по проекту 11435 и изначально являвшегося не авианесущим крейсером, а «чистым» авианосцем.
Авианосец «Викрамадитья» (бывший «Адмирал Горшков»)
Стоит, однако отметить, что первый путь развития, вершиной которого стал «Адмирал Горшков» — вовсе не тупиковый, как может показаться изначально. Сгубило первых «Кречетов» не их несовершенство, а то, что эти корабли строились с через чур бескомпромиссной верой в технологии будущего, каким представлялись хотя бы те же перехватчики Як-141 вертикального взлета. И сейчас, на втором десятке лет 21-го века полного аналога Як-141 в мире не существует (американская «калька» с него, F-35, не оправдывает ожиданий американского флота), и кто знает, возможно через некоторое время к идее тяжелого авианесущего крейсера, универсального боевого корабля оснащенного в качестве главной ударной силы новейшими истребителями вертикального взлета и посадки, кораблестроителям ещё предстоит вернуться.
Конструкция тяжелых авианесущих крейсеров проекта 1143 (
1143, 1143.2, 1143.3, 1143.4)
Как мы уже говорили ранее, тяжелые авианесущие крейсеры проекта 1143 «Кречет» не были авианосцами в классическом понимании, хотя и имели ряд конструктивных особенностей, присущих этому классу кораблей: «сквозную» полетную палубу, консольный свес угловой палубы и надстройка — «остров».
Однако, перед разработчиками была поставлена и задача разместить на корабля проект 1143 совершенно несвойственную для авианосцев громадную номенклатуру ракетного, артиллерийского и противолодочного оружия, что предопределило «гибридный» тип его конструкции. Её характерными, визуально различимыми особенностями были планировка полетной палубы, с совмещением взлетного и посадочного участков, а также загромождение верхней палубы протяженной надстройкой и различными системами вооружения, что совершенно не свойственно современным авианосцам.
Корабли имели стальной гладкопалубный корпус с небольшим подъемом в носовой оконечности, с продольным набором в центральной части и поперечным в оконечностях. Корпус делился водонепроницаемыми переборками, доходившими до полетной палубы, на 19 отсеков, имел шесть палуб и две платформы.
Самолет вертикального взлета Як-38. Один из виновников гибели советских авианосцев
Двойное дно простиралось по всей длине корабля и с района машинно-котельных отделений и до погребов боезапаса переходило в двойной борт, доходивший до палубы ангара. Междонное пространство использовалось для хранения топлива и воды, а межбортовое — в качестве специальных цистерн. Машинно-котельные отделения, отсеки с электростанциями, большая часть погребов боезапаса и хранилища авиационного топлива сверху защищались ангаром, а снизу — подводной конструктивной защитой. Непотопляемость корабля обеспечивалась при затоплении четырех смежных водонепроницаемых отсеков.
Надстройка кораблей имела девять ярусов, до третьего яруса она была вертикальной, а выше, вместе с дымовой трубой имела завал внутрь на 10 градусов. Обшивка корпуса и двух нижних ярусов надстройки изготавливалась из 30-мм листов стали АК-25 или 35-мм стали АК-27, а верхние ярусы надстройки и наружные поверхности дымовой трубы — из алюминиево-магниевых сплавов.
У четвертого корабля серии (пр. 11434, «Адмирал Горшков») надстройка несколько отличалась формой от трех более ранних кораблей, из-за стремления уменьшить её габаритные размеры для обеспечения безопасности взлетно-посадочных операций и увеличения сектора обзора для двух РЛС «Подкат» и системы «Резистор-К4».
В качестве активных средств успокоения качки использовалась пара бортовых управляемых рулей, а в качестве пассивных — скуловые кили.
«Адмирал Горшков», авианесущий крейсер проекта 11434
Ангар занимал большую часть длины корабля и был ограничен с бортов коридорами. Летательные аппараты поднимались на полетную палубу при помощи двух лифтов, расположенных слева и в корму от надстройки. Первый служил для спуска, а второй — для подъема летательных аппаратов. Ангар был оборудован автономной системой вентиляции с автоматическим отключением при пожаре, системами контроля состояния воздуха, орошения забортной водой и воздушно-пенного пожаротушения. При помощи асбестовых штор он делился на шесть изолированных зон, перемещение самолетов и вертолетов по нему было организованно при помощи системы продольно-поперечной буксировки. Ангар вмещал до 36 единиц техники.
На полетной палубе (площадь 6200 кв.м) имелось 10 технических позиций для подготовки к полетам, сама палуба была покрыта специальным теплостойким покрытием АК-9Ф.
Главная энергетическая установка кораблей проекта 1143 была котлотурбинной, четырехвальной и размещалась в двух машинно-котельных отделениях. Электростанции находились в смежных с машинно-котельными отделениями энергоотсеках. Элементы главных механизмов, генераторные агрегаты и электрооборудование были унифицированы с кораблями проекта 1123.
Главная энергетическая установка управлялась при помощи автоматизированной системы «Терек-2». Все ее механизмы имели двухкаскадную амортизацию, а их фундаменты были оклеены звукоизолирующими материалами.
В процессе постройки корпус корабля разбивался на 10 так называемых строительных районов, закладной район вмещал оба машинно-котельных отделения с энергетическими отсеками. Каждый из районов формировался из объемных секций большой массы (до 75 т) и габаритов.
При строительстве 4-го корабля серии, авианесущего крейсера «Адмирал Горшков», масса объемных секций достигала уже 150 т., и была доведена (за счет установки на верфи двух кранов «KONE») к концу строительства до 1000 тонн. Именно такой вес имела надстройка, смонтированная на корабль единым блоком.
Вид на один из «Кречетов» (пр.1143) сверху
История службы тяжелых авианесущих крейсеров проекта 1143, 1143.2, 1143.3, 1143.4 («Кречет»)
Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет
armedman.ru
Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»
ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» | ||
---|---|---|
Основная информация | ||
Тип | Тяжёлый авианесущий крейсер | |
Государство флага | Россия | |
Порт приписки | Североморск | |
Принадлежность | Северный флот России | |
Верфь | Черноморский судостроительный завод | |
Спущен на воду | 1985 | |
Введён в эксплуатацию | 1991 | |
Современный статус | В составе флота | |
Параметры | ||
Тоннаж | 60 000 т | |
Длина | 302,3 м | |
Ширина | 71 м | |
Высота | 66 м | |
Осадка | 10,4 м | |
Технические данные | ||
Мощность | Паротурбины: 4×50 000 л.с. Турбогенераторы: 9×1500 кВт Дизель-генераторы: 6×1500 кВт | |
Скорость | 29 узлов | |
Автономность плавания | 45 суток | |
Экипаж | 1960 человек | |
Вооружение | ||
Ракетное вооружение | 12 противокорабельных ракет «Гранит» 60 ракет «Удав-1» | |
Зенитное вооружение | Комплекс ПВО «Клинок» (192 ракеты, 24 пусковые установки) Комплекс ПВО «Каштан» (256 ракет) | |
Авиация | Вертолёты: 24 Ка-27 Самолёты: 16 Як-41М 12 Су-27К |
«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» (прежние названия — в порядке присвоения — «Советский союз» (проект), «Рига» (закладка), «Леонид Брежнев» (спуск на воду), «Тбилиси» (испытания)) — тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.5, единственный в составе ВМФ России в своём классе (по состоянию на 2009 год). Предназначен для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от атак вероятного противника.
Назван в честь Николая Герасимовича Кузнецова, адмирала флота. Построен в Николаеве, на Черноморском судостроительном заводе.
На авианесущем крейсере во время походов базируются самолёты Су-25УТГ и Су-33 279-го корабельного истребительного авиационного полка (аэродром базирования — Североморск-3) и вертолёты Ка-27 и Ка-29 830-го отдельного корабельного противолодочного вертолётного полка (аэродром базирования — Североморск-1).
5 декабря 2007 года «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» возглавил отряд боевых кораблей, отправившихся в поход в Атлантический океан и Средиземное море. Таким образом, ВМФ России возобновил своё присутствие в мировом океане.[1][2]
Постройка
Пятый по счёту тяжёлый авианесущий крейсер СССР — «Тбилиси»[3] был заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода 1 сентября 1982 года.[4] От своих предшественников он отличался впервые обеспеченной возможностью взлётов и посадки на него самолётов традиционной схемы, модифицированных вариантов сухопутных Су-27, МиГ-29 и Су-25. Для этого он имел значительно увеличенную полётную палубу и трамплин для взлёта самолётов. Постройка впервые в СССР проводилась прогрессивным способом формирования корпуса из крупных блоков массой до 1400 тонн.
Переименования
Еще до окончания сборки, после смерти Леонида Брежнева, 22 ноября 1982 года крейсер был переименован в его честь в «Леонида Брежнева». Спущен на воду 4 декабря 1985 года, после чего продолжалась его достройка на плаву.
11 августа 1987 года переименован в «Тбилиси». 8 июня 1989 года начались его швартовые испытания, а 8 сентября 1989 года — заселение экипажа. 21 октября 1989 года недостроенный и недоукомплектованный корабль был выведен в море, где провёл цикл лётно-конструкторских испытаний самолётов, предназначенных для базирования у него на борту. В рамках этих испытаний были произведены первые взлёты и посадки самолётов на него. 1 ноября 1989 года произведены первые посадки МиГ-29К, Су-27К и Су-25УТГ. Первый взлёт с него произведён МиГ-29К в тот же день и Су-25УТГ и Су-27К на следующий день, 2 ноября 1989 года. После завершения цикла испытаний 23 ноября 1989 вернулся на завод для достройки. В 1990 году много раз выходил в море для проведения заводских и государственных испытаний.
4 октября 1990 года переименован в очередной раз и стал называться «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».
Служба
25 декабря 1990 года, спустя 8 лет, 3 месяца и 24 дня после закладки подписан приёмный акт крейсера. 20 января 1991 года он был официально зачислен в состав Северного флота, 20 января на нём поднят военно-морской флаг. После распада СССР в связи с опасениями предъявления на него претензий с украинской стороны, 1 декабря 1991 года был экстренно и тайно выведен из Севастополя и начал переход на Северный флот. 21 декабря корабль прибыл в Видяево. В 1992-1994 годах продолжались различные испытания корабля, его вооружения и авиагруппы, крейсер по три-четыре месяца в год проводит в море, участвует в учениях. В 1993 году для его авиагруппы стали поступать первые серийные Су-33[5]. Зимой 1994-1995 произведён ремонт главных котлов.
В год 300-летия российского флота, 23 декабря 1995 года в составе корабельной многоцелевой группы вышел на боевую службу в Средиземное море, имея на борту авиагруппу в составе 13 Су-33, 2 Су-25УТГ и 11 вертолётов. Гибралтар пройден через 10 суток похода, 4 января 1996 года. 7 января 1996 встал на якорь у берегов Туниса до 17 января. Там состоялся обмен визитами с флотом США, включая посадки российских вертолётов на американский авианосец и наоборот, а также провозки российских пилотов на самолётах США. С 28 января по 2 февраля совершал деловой заход в Тартус. 4 февраля заход на остров Крит. 17-18 февраля совершил визит в Ла-Валетту. 2 марта — учения ПВО авианосной многоцелевой группой с отработкой Су-33 перехватов самолётов и крылатых ракет. 6 марта — проход Гибралтара. На завершающем этапе похода принял участие в командно-штабных учениях СФ. В рамках учений проведено условное отражение атаки 4 Ту-22М3. Они были перехвачены на удалении 450 км от центра ордера. 22 марта 1996 года пришвартовался на базе. Всего в походе пройдено 14156 миль, совершено 524 полёта самолётами, из них более 400 — Су-33 и 996 полётов корабельных вертолётов. Фактически перехвачены 12 воздушных целей, обнаружены две иностранные подводные лодки, проведены стрельбы артиллерийско-ракетным вооружением, включая ракетный комплекс «Гранит». Весь поход сопровождался серьёзнейшими проблемами с главной энергетической установкой, в результате которых корабль неоднократно лишался хода, и не мог развивать полную скорость, а также различными неполадками с корабельными системами.
С 1996 по 1998 год находился в ремонте, сильно затянувшемся в результате недофинансирования. В 1998 году принимал участие в крупных учениях Северного флота. В 1999 году дважды выходил в море на боевую подготовку. В 2000 году участвовал в крупных учениях, на которых погибла подводная лодка «Курск», принимал участие в спасательной операции. В результате этой трагедии был отменён второй поход крейсера на боевую службу в Средиземное море, который должен был состояться в конце 2000 года.
С 2001 по 2004 год находился на плановом среднем ремонте. В 2004 в составе группы из 9 кораблей Северного флота, включающей тяжёлый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», ракетный крейсер «Маршал Устинов», эскадренный миноносец «Адмирал Ушаков» и суда обеспечения участвовал в месячном походе в Северную Атлантику, в ходе которого в проводились также и лётно-конструкторские испытания Су-27КУБ. В 2005—2007 годах нес боевую службу, два-три раза в год выходил в море. 5 декабря 2007 в составе корабельной ударной группы вышел в свой второй поход на боевую службу в Средиземное море, который продлился до 3 февраля 2008 года.
8 декабря 2008 года был завершен ремонт, проводившийся в течение 7 месяцев на мощностях ОАО «Центр судоремонта «Звездочка».[6] На корабле была обновлена главная энергетическая установка, выполнены работы по ремонту котельного оборудования, системы кондиционирования воздуха, механизмов для подъема самолетов на летную палубу. Заменены кабельные трассы, восстановлены отдельные блоки систем вооружения крейсера.
Технические характеристики
Измерения: [7]
- Длина — 302,3 метра
- Длина по ватерлинии — 270 метров
- Ширина — 72,3 метра
- Ширина по ватерлинии — 35,4 метра
- Осадка — 9,14 метра
- Стандартное водоизмещение — 43000 тонн
- Полное водоизмещение — 55000 тонн
- Максимальное водоизмещение — 58600 тонн
Энергетическая установка
- Паровые турбины — 4 x 50000 лошадиных сил
- Количество котлов — 8
- Количество винтов — 4
- Мощность турбогенераторов — 9 x 1,500 киловатт
- Максимальная скорость — 29 узлов
- Дальность плавания на максимальной скорости — 3850 миль при скорости 29 узлов
- Экономическая скорость — 18 узлов
- Максимальная дальность плавания — 8500 миль при скорости 18 узлов
- Автономность — 45 дней
Вооружение
- Самолеты — 12 x Су-27K (Су-33) или МиГ-29K
- Вертолёты — 4 x Ka-27ЛД, 18 x Ka-27ПЛО, 2 x Ka-27С
- 12 x ПКРК 4К80 «Гранит»
- 4 x ЗРК «Кинжал» (192 ракеты)
- ЗРАК 3М87 «Кортик» — 8 х пусковых установок (256 ракет) и 6 х 30-мм шестиствольных артиллерийских установки АК-630М (48000 снарядов)
- 2 х РБУ-12000 «Удав»
Экипаж
- Экипаж — 1960 человек
- Авиаперсонал — 626 человек
- Командный состав — 55 человек
Происшествия
- В 1996 году во время захода на посадку в сложных метеоусловиях разбился истребитель Су-33. Причиной катастрофы стал отказ бортовой электроники. Пилот Виталий Кузьменко погиб.[8]
- 18 октября 2004 года произошла авария Су-25УТГ. Самолёт совершил жёсткую посадку, вследствие чего у него сломалась правая стойка шасси. Больших разрушений на крейсере удалось избежать благодаря тому, что Су-25УТГ зацепился посадочным крюком за трос аэрофинишера. Среди предполагаемых причин аварии — ошибка экипажа и усталостное напряжение металла.[9]
- 5 сентября 2005 года в Северной Атлантике на авианесущем крейсере произошли две аварийные посадки истребителей Су-33. Один из истребителей упал в океан и затонул на глубине 1100 метров (управлявший самолётом подполковник Юрий Корнеев катапультировался), второй удержался на палубе. Причиной обеих аварий был обрыв троса аэрофинишера.[8][10] Затонувший самолёт планировалось уничтожить глубинными бомбами в связи с наличием секретной аппаратуры (например, системы опознавания «свой-чужой»),[11] однако выяснилось, что это сделать невозможно.[12] Командование ВМФ выразило надежду, что самолёт разрушится сам.[13]
- 6 января 2009 года во время стоянки на рейде в рамках проведения военных учений в турецком порту Акзас-Карагач на борту авианосца в одном из носовых помещений произошел пожар. Ликвидировать пожар удалось силами команды авианосца. В результате отравления угарными газами погиб матрос срочной службы Дмитрий Сычев.[14] По заявлению специалистов авианосец не получил серьезных повреждений и 11 января принял участие в совместных учениях с Грецией.
- 17 февраля 2009 г. «Адмирал Кузнецов» стал главным «подозреваемым» в одном из крупнейших разливов нефти — в Северное море попало более 500 тонн топлива и образовалось нефтяное пятно площадью несколько десятков квадратных километров. Во время возникновения разлива нефти «Адмирал Кузнецов» заправлялся в море от танкера.
Изображения
ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», находящийся на обслуживании в плавучем доке в Росляково Мурманской обл. Фото 2006 г. | «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» на портовом рейде. Средиземное море, Итальянские территориальные воды, 1991 год | ТАКР Адмирал Кузнецов на почтовом блоке 300 лет Российскому флоту | Символика АК «Адмирал Кузнецов» |
Су-33 на палубе «Адмирала Кузнецова» | Схема размещения трёх стартовых позиций |
Примечания
Ссылки
Литература
- Заблоцкий В. П. Морская коллекция 7/2005 «Тяжёлый авианесущий крейсер „Адмирал Кузнецов“»
- Андрей Фомин. Су-33. Корабельная эпопея.
В строю: Адмирал флота Советского Союза Кузнецов
Выведены из состава флота или в постройке: Киев | Минск | Новороссийск | Варяг | Ульяновск | «Адмирал Горшков»
эрзац-авианосцы: Коммунна
гидрокрейсера: Алмаз
гидроавиносцы: Орлица (Императрица Александра), Император Александр I (Республиканец), Император Николай I (Авиатор), Румыния
аэростатоносцы: Русь
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
Статья №14. Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.6 «Варяг». |
ТАВКР проекта 1143.6 «Варяг».
«…Удивительно, как могло позволить себе руководство страны и командование ВМФ, зная о понесенных при строительстве таких кораблей миллиардных затратах при напряжении всего народа, через полтора десятка лет легко продать их на лом, получив при этом копейки»
Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.6 разработан в Невском проектно-конструкторском бюро под руководством В.Ф.Аникиева (в 1986 году его сменил П.А.Соколов, в 1989 году – Л.В.Белов). ТАВКР «Рига» (заводской №106) зачислен в списки кораблей ВМФ 21 августа 1985 года и 6 декабря он заложен на Черноморском судостроительном заводе №444 в Николаеве. Это событие произошло через 20 минут после спуска на воду ТАВКР «Леонид Брежнев», а ныне «Адмирал Кузнецов».
Крейсер спущен на воду 25 ноября 1988 года. 19 июня 1990 года он был переименован в «Варяг». Сдача в эксплуатацию планировалась на 1993 год. Корабль предназначался для службы на Краснознаменном Тихоокеанском флоте.
По конструкции «Варяг» был аналогичен ТАВКР «Адмирал Кузнецов». Но форма надстройки и кормовой части корпуса несколько отличались. Длина его составляла 306 метров, ширина 72 метра, водоизмещение 67 000 тонн. В системе противоторпедной защиты вместо многослойной брони применена монолитная броня. Вместо РЛС «Марс-Пассат» установлены две РЛС «Форум», вместо системы РЭБ «Кантата-1143.5″ установлена самая современная ТК-146 «Созвездие-БР», изменено размещение антенн ЛЛС. Всё это привело к перестройке 150 помещений надстройки.
На борту могли базироваться 26 самолётов (МиГ-26К или Су-33) и 24 вертолёта (Ка-27, Ка-29 и Ка-31).
Вертолет радиолокационного дозора Ка-31.
Также предусматривалась возможность размещения самолётов ДРЛО Як-44 и самолётов СУВВП Як-141. Всего планировалось разместить авиационную группу в 60 единиц самолетов и вертолетов
Вооружение корабля состояло из 12 пусковых установок ракетного комплекса «Гранит» с крылатыми ракетами П-700, 4-х шестиствольных пусковых установок ЗРК «Кинжал» (192 ракеты), 8-и пусковых установок «Кортик» (256 ракет), 6-и шестиствольных 30-мм. артиллерийских установок АК-630М, 2-х установок РБУ-12000 «Удав».
В январе 1992 года строительство было приостановлено и «заморожено» при 67% технической готовности. Корабль был законсервирован. Долгое время с Украиной велись переговоры о возможности достройки корабля, но безрезультатно. А в 1994 году Россия полностью отказалась от участия в достройке корабля.В 1995 году корабль был исключён из списков флота России и передан заводу-изготовителю в счёт долгов.
Продажа «Варяга»
Третьей сделкой по приобретению Китаем авианесущего корабля на рынке постсоветского периода стала покупка на Украине ТАКР «Варяг». Учитывая, что для поддержания на плаву корабля николаевским судостроителям приходилось тратить до 1 млн. долларов США в год, а гарантии на корабельное оборудование уже истекли, то для Украины не имело смысла продолжать дальнейшее строительство авианосца. Правительство Украины активно принялось искать способ избавиться от авианесущего крейсера, продав его по приемлемой цене. Покупатель нашелся только в 1998 году.
В марте 1998 году ТАВКР «Варяг» был продан за 20 миллионов долларов США (стартовая цена тендера) китайской фирме Agencia Turistica e Diversoes Chong Lot Limitada, расположенной и зарегистрированной в Макао (Makao, Aomen – бывшей португальской колонии на юге Китая). Эта компания стала единственным участником международного тендера объявленного Украиной и, соответственно, единственным покупателем корабля.Корабль необходимо было вывести из Черного моря через Босфорский пролив и отбуксировать в Аомынь (Макао) для последующего ремонта и переоборудования в плавучий пятизвездочный отель. На семи уровнях авианосца владельцы предполагали разместить номера, рестораны, казино, бары, дискотеки и торговые центры. Официально было заявлено о намерении превратить корпус в плавучий отель и комплекс атракционов, но не исключалась возможность достройки его как боевого корабля для флота КНР.
ТАКР «Варяг» навсегда покидает г. Николаев, 14 июня 2000 г.
14 июня 2000 года ТАКР «Варяг» вышел из Николаева на буксире и отправился в Аомынь (Макао). Совершенная сделка неожиданно наткнулось на жесткое сопротивление Турции, которой принадлежит право пропуска и менеджмента судоходства в проливе. Из-за отказа Турции пропустить авианосец через Черноморские проливы, он почти полтора года кружился у входа в Босфор. Турция долгое время не соглашалась вести переговоры на эту тему мотивируя свой отказ угрозой для судоходства при проходе через узкий пролив Стамбула. Отказав в пропуске судна, Турция, по всей вероятности, руководствовалась не только «угрозой судоходству». По замечаниям экспертов немалую роль в этом сыграли США, которые были крайне обеспокоены действиями китайцев в этом направлении. По сообщениям прессы, ссылающейся на информированные источники, руководство НАТО и соответствующие службы США выражали сомнения в том, что построенный на 70 процентов авианосец будет использован для создания гостиничного комплекса, а не для постройки, соответствующего его профилю, корабля. Учитывая, что компанию возглавляли военные, хотя и бывшие – глава компании бывший высокопоставленный военный, а из шести членов совета директоров – четверо отставные офицеры Военно-Морских Сил КНР, а также тот факт, что в 1999 году Макао перешла под юрисдикцию КНР – вероятность такого исхода представлялась вполне возможной.
Смущал также тот факт, что для перестройки боевого авианосца в гостиничный комплекс была запланирована значительная сумма в полтора миллиарда долларов США. К разрешению этой скандальной ситуации подключились государственные органы Китая в лице МИДа. Во время визита министра иностранных дел Китая Тан Цзясюань (Tang Jiaxuan) в Турцию этот вопрос был обсужден и правительство Турции пошло навстречу.
Проданный Китаю ТАКР пр.1143.6 «Варяг» бусируют через Босфор.
Через Босфор ТАВКР «Варяг» провели только 4 ноября 2001 года. После этого он едва не был брошен в Эгейском море из-за обрыва буксиров во время шторма. 3 марта 2002 года корабль прибыл в порт Далянь (Дальний).
По данным тайваньских экспертов, корабль, который китайцы купили у Украины, чтобы превратить его в плавучее казино, на самом деле тайно достраивали, чтобы, как полагают специалисты, использовать для подготовки морских пилотов. По мнению экспертов, если бы китайцы хотели превратить корабль в казино, то эти работы осуществлялись бы в Шанхае или Гуанчжоу, но не в порту Далянь на северо-востоке Китая. Кроме того, за семь лет, работы по обустройству развлекательного центра должны были завершиться. И, наконец, фирма Diversoes Chong Lot Limitada, которая купила на Украине авианосец за 20 миллионов долларов, исчезла. Ее больше нет ни в справочниках, ни физически — в офисе компании уже пять лет как находится другая контора.
Тяжёлый авианесущий крейсер проекта 1143.6 «Варяг» в Даляне, Китай, 2003 год.
В реальности корабль попал в руки китайских военных, которые приложили усилия, чтобы довести его «до ума» и получить первый авианосец КНР. В 2011 году авианосец приступил к ходовым испытаниям, итоги которых в этом же году были признаны положительными. Еще ранее в Китае был построен внушительный тренировочный центр по подготовке летчиков палубной авиации. А не так давно, 25 cентября 2012 года на военно-морской базе Китая в Даляне (бывший русский Порт-Артур) на авианесущем крейсере LiaoNing был поднят флаг ВМС КНР и боевой корабль официально вошел в состав флота этой страны. Ранее «Ляонин» назывался «Варягом» и «служил» в советском, а затем украинском флотах.
Теперь это авианосец «Ляонин» с бортовым номером 16.
Китайский телеканал CCTV13 показал кадры внутренних помещений первого китайского авианосца «Ляонин» (экс — «Варяг»)
Китайский истребитель J-15 Flying Shark совершает первый взлет и посадку на палубу авианосца «Ляонин».
Авианосец «Ляонин»- авианесущий корабль проекта 1143.6, 2012 год.
Основные тактико-технические характеристики авианосца «Ляонин» имеют следующие значения:
— длина — 305 м.; — луч — 67 м.; — осадка — 11 м.; — ангарные палубы длиной — 183 м.; — вес — 46 600 т.; — вес при полной загрузке — 59 400 т; — экипаж — 1960 человек; — летный состав — 626 человек; — работники штаба — 40 человек; — скорость — 29 узлов; — котлы — 8; — паровые турбины — 4х37.3 МВт.
Воздушное вооружение: — истребители Су-33 — 12ед., один истребитель Су-25УТГ/UBP; — 2 вертолета Ка-27С, 4 вертолета Ка-27LD32, 18 вертолетов Ка-27PLO.
Поскольку «Варяг» является родным «братом» однотипного российского авианесущего крейсера «Кузнецов», то не исключено, что российские специалисты помогли китайцам освоить новое плавсредство. Будучи еще министром обороны РФ Анатолий Сердюков заявлял, что Россия обещает устранить все недостатки корабля. Всего же у китайцев весьма амбициозные планы – к 2020 году КНР планирует иметь уже от 4 до 6 авианосцев, базовым проектом для которых, возможно, будет именно «Варяг».
Стоит отметить, что западные военные эксперты весьма прохладно оценивают эффективность «трофейного» для Китая авианосца (у него, вероятно, также, как и у «Кузнецова», отсутствуют катапульты и аэрофинишеры).
razgromflota.ru
Тяжёлый авианесущий крейсер СССР — «Тбилиси» («Адмирал Кузнецов»). Фото, видео
Тяжёлый авианесущий крейсер СССР — «Тбилиси» («Адмирал Кузнецов»). Фото, видео
В отличие от предшественников новый крейсер отличался впервые обеспеченной возможностью взлётов и посадки на него модифицированных вариантов сухопутных Су-27, МиГ-29 и Су-25 по традиционной схеме. Для этого была продумана значительно увеличенная полётная палуба и трамплин для взлёта самолётов. Постройка проводилась впервые в СССР прогрессивным способом формирования корпуса из крупных блоков массой до 1400 тонн.
Водоизмещение (надводное/подводное): 60 000 т
Размеры: длина — 302,3 м, ширина — 71 м, осадка — 10,4 м
Скорость хода: 29 узлов
Дальность плавания: над водой — 45 суток
Силовая установка: Паротурбины: 4×50 000 л.с.
Турбогенераторы: 9×1500 кВт Дизель-генераторы: 6×1500 кВт
Вооружение тяжёлого авианесущего крейсера «Тбилиси» :
Ракетное вооружение 12 противокорабельных ракет «Гранит»
60 ракет«Удав-1»
Зенитное вооружение
Комплекс ПВО «Клинок» (192 ракеты)
Радиоэлектронное вооружение: БИУС «Лесоруб», Комплекс связи «Буран-2», ГАК «Полином-Т», ГАС «Звезда-М1», комплекс РЭБ «Созвездие-БР»
Авиационная группа: 50 самолётов и вертолётов, по проекту:26 МиГ-29К или Су-27К, 4 Ка-27РЛД, 18 Ка-27 или Ка-29, 2 Ка-27ПС Фактически:14 Су-33, 2 Су-25УТГ, 10 МиГ-29К, 4 МиГ-29КУБ
Экипаж: 1960 человек
Переименования тяжёлого авианесущего крейсера «Тбилиси»
Еще до окончания сборки, после смерти Леонида Брежнева, 22 ноября 1982 года крейсер был переименован в его честь в «Леонида Брежнева». Спущен на воду 4 декабря 1985 года, после чего продолжалась его достройка на плаву.
1 августа 1987 года переименован в «Тбилиси». 8 июня 1989 года начались его швартовые испытания, а 8 сентября 1989 года — заселение экипажа. 21 октября 1989 года недостроенный и недоукомплектованный корабль был выведен в море, где провёл цикл лётно-конструкторских испытаний самолётов, предназначенных для базирования у него на борту. В рамках этих испытаний были произведены первые взлёты и посадки самолётов на
него. 1 ноября 1989 года произведены первые посадки МиГ-29К, Су-27К и Су-25УТГ. Первый взлёт с него произведён МиГ-29К в тот же день и Су-25УТГ и Су-27К на следующий день, 2 ноября 1989 года. После завершения цикла испытаний 23 ноября 1989 вернулся на завод для достройки. В 1990 году много раз выходил в море для проведения заводских и государственных испытаний.
4 октября 1990 года переименован в очередной раз и стал называться «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»
Авианосец «Адмирал Кузнецов» является единственным настоящим авианосцем когда-либо стоявшем на вооружении российского военно-морского флота. Фотогалерея полностью…
«Адмирала Кузнецова» модернизируют за два года
Во время ремонта планируется капитально отремонтировать силовую установку корабля «Адмирал Кузнецов». В планах — обновление палубной авиации.
Фото: mil. ru
Грандиозная модернизация запланирована на конец мая этого года, сообщает информационное агентство RNS. Она будет проходить на одном из ремонтных заводов Мурманской области. Авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Николай Кузнецов» станет на длительный ремонт — на два года. На корабле установят дополнительное оборудование для палубной авиации и систему обеспечения полетов. Читать больше…
Кунижев Андрей
www.militarytimes.ru