Можайский Александр Федорович | Авиаконструкторы
Родился 1825 — умер 1890.
Исследователь и изобретатель СССР, создатель первого отечественного самолёта, контр-адмирал (1886). В 1836-41 учился в Морском кадетском корпусе.
В 1841-62 и 1879-82 служил в военно-морском флоте, в 1862-79 — в гражданских ведомствах.
С 1856 заинтересовался вопросами летания; изучал полёт птиц, воздушных змеев.
В 1876 построил змей-планёр, на котором дважды поднимался в воздух (планёр буксировался тройкой лошадей).
В 1876-77 с успехом демонстрировал полёты модели своего самолёта, приводимой в действие часовой пружиной.
В 1877-78 разрабатывал проект самолёта. Комиссия Военного министерства дала отрицательное заключение по этому проекту, указав среди прочих замечаний на недостаточную мощность силовой установки. Можайский продолжил свои работы с моделями и воздушными винтами. По заявке от 4(16) июня 1880 Можайский получил 3(15) ноября 1881 г. «привилегию» на свой «воздухоплавательный снаряд» — первый в России патент на ЛА. Весной 1881 г. Можайский привёз из Великобритании 2 паровые машины (7,46 и 14,9 кВт) с водотрубным котлом и холодильником для своего самолёта и начал заготавливать материалы и детали к нему. Летом 1882 он приступил непосредственно к постройке самолёта на отведённом ему участке военного поля в Красном селе под Петербургом. Летом 1883 г.
Можайский завершил сборку самолёта, который стал первым отечественным натурным самолётом, доведённым до стадии лётных испытаний. Построенный самолёт имел существенные конструктивные отличия от заявленного в патенте; боковые винты с задних кромок крыла были перенесены в переднюю часть и приводились от более мощной паровой машины, все три винта были сделаны одного диаметра. Самолёт Можайского представлял собой моноплан деревянной конструкции с крылом малого удлинения, расчаленным к двум стойкам и ступицам четырёхколёсного шасси, с лодкой-фюзеляжем и хвостовым оперением с рулями высоты и направления. Привод боковых винтов осуществлялся от паровой машины с помощью ремённой передачи, а центрального — через шестерённый редуктор. Ещё зимой 1883 г. проект самолёта Можайского рассматривала специальная комиссия Воздухоплавательного отдела Русского технического общества под руководством М. А. Рыкачёва. Отметив интерес, который представляет опыт над полноразмерным ЛА, комиссия указала автору проекта на недостаточную мощность силовой установки.
В течение двух лет Можайский в ходе наземных испытаний доводил конструкцию самолёта. Во 2-й половине июля 1885 г. была предпринята попытка поднять самолёт в воздух. Во время разбега по горизонтально уложенным деревянным рельсам самолёт накренился и поломал крыло. После этого испытания Можайский, сняв паровые машины, принялся восстанавливать самолёт. Убедившись в недостаточности мощности силовой установки, он заказывает на Обуховском сталелитейном заводе два дубликата 15-киловаттной паровой машины, намереваясь поставить на самолёт 3 паровые машины по 15 кВт. Смерть Можайского оставила этот замысел неосуществлённым.
В 1979-81 гг. в ЦАГИ были проведены широкие исследования по установлению облика самолёта Можайского, его воздушных винтов, весовые и прочностные расчёты. Модель этого самолёта, построенная в масштабе 1:20, продувалась в аэродинамических трубах ЦАГИ с целью определения её аэродинамических характеристик. Основные параметры самолёта и результаты расчётов и продувок: размах крыла 23,2 м; площадь крыла 329 кв.м; удлинение крыла 1,64; площадь горизонтального оперения 41,4 кв. м; длина самолёта 25 м высота самолёта 7,5 м; колея шасси 3 м; база шасси 9,4 м; диаметр воздушных винтов 4,75
- « Назад
- Вперёд »
www.aircaft.ru
Можайский, Александр Фёдорович — Википедия
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Можайский.Алекса́ндр Фёдорович Можа́йский (
9 [21] марта 1825, Роченсальм, Выборгская губерния[1] — 20 марта [1 апреля] 1890, Санкт-Петербург) — русский военный деятель, контр-адмирал, изобретатель, пионер авиации.Родился 9 (21) марта 1825 года. Сын потомственного моряка, адмирала русского флота Фёдора Тимофеевича Можайского. Крестным отцом его был командир Роченсальмского порта капитан-командор И. Г. Степанов. Получил воспитание в Морском кадетском корпусе, в котором он завершил обучение 19 января 1841 года. Год спустя он был произведён в мичманы.
После семилетнего плавания на различных кораблях в Балтийском и Белом морях Можайский в 1849 году получил чин лейтенанта.
С 1850 по 1852 год Александр Можайский на Балтийском море. В 1853—1855 годах — на фрегате «Диана» участвовал в дальнем походе Кронштадт—Япония. В 1855 году назначен на бриг «Антенор», который ходил по Балтийскому морю и охранял подступы к Финскому заливу от диверсионных набегов англо-французских кораблей.
В книге «Ветка сакуры» Всеволод Овчинников пишет, что экипаж фрегата «Диана», в составе которого был А. Ф. Можайский, после того как фрегат был разбит цунами у берегов Японии в 1855 г., отплыл на родину на шхуне, построенной по чертежам А. Ф. Можайского, и что впоследствии по этим чертежам строилось первое в Японии килевое судно.
В 1858 году Можайский принял участие в Хивинской экспедиции, организуя её передвижение по воде на специально построенных для этой цели судах. Он составил первое описание водного бассейна Аральского моря и реки Амударья. По возвращении из экспедиции Можайский был назначен старшим офицером 84-пушечного корабля «Орел».
8 сентября 1859 года Можайский получил очередной чин капитан-лейтенанта. После спуска на воду клипера «Всадник» он был назначен его командиром и ходил на нем в Балтийском море до 1863 года.
В 1860 году откомандирован с флота и назначен на должность кандидата мирового посредника Грязовецкого уезда Вологодской губернии, здесь он поселился в сельце Котельниково (ныне Можайское).
В 1863 году Можайский ушёл в отставку в связи с вынужденным сокращением численности флота после Крымской войны. С 1869 по 1876 Можайский жил в поселке Вороновица Подольской губернии, расположенный в 20 км от Винницы.
В 1879 году Можайский был вновь зачислен на действительную военную службу в чине капитана 1 ранга и направлен в Морской кадетский корпус, где вёл курс морской практики.
В 1876 году Александр Можайский начал работать над проектом давно задуманного им летательного аппарата тяжелее воздуха. Во время службы в Морском корпусе Можайский, пользуясь консультацией крупнейших русских учёных, продолжал совершенствовать свой проект.
В июле 1882 года капитан 1 ранга Можайский был произведен в генерал-майоры с увольнением со службы «по домашним обстоятельствам».
…Производится:в генерал-майоры: Капитан 1-го ранга Можайский 1-й, с увольнением от службы, по домашним обстоятельствам, с мундиром и пенсионом по положению.
Главный начальник флота и Морского ведомства
Генерал-адъютант Алексей
— ЦГАВМФ, отдел научно-справочной литературы, д. 820, л. 36
Впоследствии Можайский был произведен в контр-адмиралы.
20 июля 1882 года был испытан летательный аппарат его конструкции.
Умер 21 марта 1890 года. Могила А. Ф. Можайского находится на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.
Постройка первого русского самолёта[править]
Самолёт был построен на собственные средства А. Ф. Можайского и испытан 20 июля 1882 года. Во время разбега самолёт оторвался от земли, но потерял скорость и рухнул на крыло, получив повреждения. А. Ф. Можайский пытался отремонтировать «прибор» и продолжить испытания, но средства у него закончились. Самолёт стоял много лет под открытым небом, потом был разобран. После смерти А. Ф. Можайского его сын пытался продать остатки самолёта правительству, но получил отказ.
- В 1859 году за участие в Хивинской экспедиции и походе в Бухару награждён орденом Святого Владимира 4 степени.
- Во время Крымской войны Александр Фёдорович командовал Амурской флотилией из малых судов и 10-пушечным транспортом «Двина», за что был награждён орденом Святого Станислава II степени, а также бронзовой медалью на Андреевской ленте «В память войны 1853—1856 гг.»
Можайский в культуре[править]
В 1950 году советский поэт Сергей Васильев опубликовал поэму «Первый в мире», посвящённую работе А. Ф. Можайского над своим самолётом. Вот как описаны в ней испытания самолёта Можайского:
Проснулась в машинах могучая сила,
снаряд весь напрягся, запел, задрожал
и, как бы очнувшись, легко побежал
по твёрдой дорожке прямого настила,
по струганным доскам, с уклона, с уклона.
Мгновенье — колёса вприпрыжку пошли
навстречу ромашкам, над кромкой зелёнойи вдруг отделились от грешной земли.
— Летит! — раздалось над полынным простором.
— Глядите же! Честное слово, летит! —
В едином порыве, с весёлым напором
«ура» раскатилось.Не помня обид,
не чуя от радости ног под собою,
внезапно и сказочно став молодым,
Можайский бежал за созданьем своим,
за гордой мечтой, завоёванной с бою,
за первой, последней любовью хмельною,
за ясным, волшебным рожденьем вторым.
Бежал, как безумный, не чувствуя ноши,
всей грудью дыша, приминая цветы,
не видя, не слыша, как били в ладоши,
как в знойное небо цветистой порошей
летели фуражки, перчатки, зонты.— Васильев С. А. Избранное. — М: Гослитиздат, 1960.
В 1950 году был снят художественный фильм «Жуковский» о научной деятельности Николая Егоровича Жуковского (режиссёр В. И. Пудовкин), в котором имеется эпизод с испытаниями самолёта Можайского. Для съёмок под руководством В. Б. Шаврова был изготовлен макет самолёта Можайского в половину натуральной величины
[2].В 2013 году белорусский автор Анатолий Евгеньевич Матвиенко опубликовал фантастический роман «Аэропланы над Мукденом» в жанре альтернативной истории. Согласно авторскому замыслу, у Можайского появились единомышленники и последователи, которые смогли преодолеть не только огромные инженерно-технические трудности на пути создания самолёта, но и такие препятствия как чиновничий произвол, национальную нетерпимость, желание сделать на «авось» там, где нужен математический расчёт. В итоге в романе российские авиаторы поднимают в небо аэропланы в ходе русско-японской войны[3].
Память об А. Можайском[править]



Другие пионеры авиации[править]
wp.wiki-wiki.ru
Александр Можайский Википедия
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Можайский.Александр Фёдорович Можайский | |||
---|---|---|---|
![]() | |||
Дата рождения | 9 (21) марта 1825 | ||
Место рождения | Роченсальм, Выборгская губерния, Великое княжество Финляндское | ||
Дата смерти | 20 марта (1 апреля) 1890 (65 лет) | ||
Место смерти |
| ||
Страна |
| ||
Род деятельности | морская служба, изобретательство | ||
Награды и премии | |||
Медиафайлы на Викискладе |
Алекса́ндр Фёдорович Можа́йский (9 [21] марта 1825, Роченсальм, Выборгская губерния[1] — 20 марта [1 апреля] 1890) — русский военный деятель — контр-адмирал, изобретатель — пионер авиации. Спроектировал и построил первый в России и один из первых в мире натурных[~ 1]самолётов. Согласно некоторым сообщениям, самолёт Можайского во время испытаний (закончившихся аварией) кратковременно отделился от земли.
- ↑ т. е. полномасштабный, предназначавшийся для подъёма человека
Содержание
- 1 Биография
- 1.1 Детство и юность
- 1.2 Служба в Российском императорском флоте 1841—1862
- 1.2.1 Начало службы во флоте
- 1.2.2 Участие в экспедиции в Японию
- 1.2.3 Участие в Хивинской экспедиции
- 1.2.4 Служба на корабле «Орёл» и командование клипером «Всадник»
- 1.3 Гражданская служба 1862—1879
- 1.4 Служба в Российском императорском флоте 1879—1882
- 1.5 Личная жизнь
ru-wiki.ru