Книга «Авиационная энциклопедия в лицах»

  • Книги
    • Художественная литература
    • Нехудожественная литература
    • Детская литература
    • Литература на иностранных языках
    • Путешествия. Хобби. Досуг
    • Книги по искусству
    • Биографии.
      Мемуары. Публицистика
    • Комиксы. Манга. Графические романы
    • Журналы
    • Печать по требованию
    • Книги с автографом
    • Книги в подарок
    • «Москва» рекомендует
    • Авторы • Серии • Издательства • Жанр

  • Электронные книги
    • Русская классика
    • Детективы
    • Экономика
    • Журналы
    • Пособия
    • История
    • Политика
    • Биографии и мемуары
    • Публицистика
  • Aудиокниги
    • Электронные аудиокниги
    • CD – диски
  • Коллекционные издания
    • Зарубежная проза и поэзия
    • Русская проза и поэзия
    • Детская литература
    • История
    • Искусство
    • Энциклопедии
    • Кулинария. Виноделие
    • Религия, теология
    • Все тематики
  • Антикварные книги
    • Детская литература
    • Собрания сочинений
    • Искусство
    • История России до 1917 года
    • Художественная литература.
      Зарубежная
    • Художественная литература. Русская
    • Все тематики
    • Предварительный заказ
    • Прием книг на комиссию
  • Подарки
    • Книги в подарок
    • Авторские работы
    • Бизнес-подарки
    • Литературные подарки
    • Миниатюрные издания
    • Подарки детям
    • Подарочные ручки
    • Открытки
    • Календари
    • Все тематики подарков
    • Подарочные сертификаты
    • Подарочные наборы
    • Идеи подарков
  • Канцтовары
    • Аксессуары делового человека
    • Необычная канцелярия
    • Бумажно-беловые принадлежности
    • Письменные принадлежности
    • Мелкоофисный товар
    • Для художников
  • Услуги
    • Бонусная программа
    • Подарочные сертификаты
    • Доставка по всему миру
    • Корпоративное обслуживание
    • Vip-обслуживание
    • Услуги антикварно-букинистического отдела
    • Подбор и оформление подарков
    • Изготовление эксклюзивных изданий
    • Формирование семейной библиотеки

Расширенный поиск

Региональные энциклопедии.

Ульяновская область

Главная > Ресурсы > Библиографические и справочные ресурсы > Региональные энциклопедии  > Библиография >

содержание

Универсальные энциклопедии и энциклопедические справочники

Ульяновская — Симбирская энциклопедия : в 2 т. / ред.-сост. В. Н. Егоров. — Ульяновск : Симб. кн., 2000–2004.
Т. 1 : А — М. — 2000. — 397 с. : ил., карты, пл., портр. — 4000 экз.
Т. 2 : Н — Я. — 2004. — 590 с. : ил., карты, пл., портр. — Темат. указ.: с. 506–529. Имен. указ.: с. 530–574. — Библиогр.: с. 585–588. — 2500 экз.

С К-5 / 438

Электронная копия


Электронные версии:

Ульяновская — Симбирская энциклопедия [Электронный ресурс] : интерактив. справ. по Ульян. обл. / ред. и сост. В. Н. Егоров ; редсовет: О. Е. Бородина [и др.] ; разработ. А. В. Моржавин [и др.]. — Ульяновск, 2005. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : зв., цв.

CD 2016-2 / 1181

Ульяновская — Симбирская энциклопедия [Электронный ресурс] / Адм. Ульян. обл., Компания «Интернет-технологии» ; ред. и сост. В. Н. Егоров. — Ульяновск, 2008. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : зв., цв.

CD 2016-3 / 473

Электронная версия: Ульяновская — Симбирская энциклопедия [Электронный ресурс] // Информационный портал Ульяновского областного отделения Русского географического общества. — [Ульяновск, 2008–2012]. — Ссылка на печатное издание отсутствует. — URL: https://ulrgo.ru/region/enc/ (06.06.2022).



* * *

Ульяновская википедия [Электронный ресурс] // Информационный портал Ульяновского областного отделения Русского географического общества. — Ульяновск, 2012– . — URL: http://ulrgo.ru/region/wiki/ (18.11.2016).

Отраслевые и тематические энциклопедии и энциклопедические справочники

Музыкальный словарь Симбирска — Ульяновска / Ульян. гос. техн. ун-т ; сост. И. А. Каторгина. — Ульяновск : УлГТУ, 2008. — 209, [1] с. : ил., портр. — 1000 экз.

С 2009-2 / 194

Электронная копия

Историческая энциклопедия. Радищевский район. Ульяновская область / [ред.-сост. М. А. Качалина]. — Ульяновск : Корпорация технологий продвижения, 2015. — 375 с. : ил., портр. — 200 экз.

С 2016-5 / 44

Электронная копия

Татары Симбирского — Ульяновского края : энцикл. справ. / [ред.-сост., авт. идеи Р. Ф. Ахмедуллов ; ред. совет: Э. А. Ганеев (пред.) и др.]. — Ульяновск, 2016. — 229 с. : ил., карты, портр., [16] л. ил. — 1000 экз.

С 2016-4 / 25

Ульяновская авиационная энциклопедия / НИИ экономики, истории и культуры Ульян. обл. им. Н. М. Карамзина ; [отв. ред. Т. Б. Качкина]. — Ульяновск, 2017. — 360 с. : ил., портр. — Библиогр.: с. 337–342. — 1000 экз.

С 2018-4 / 20

Города и поселения Ульяновской области : [науч. -попул. энцикл.] / Центр стратегич. исслед. Ульян. обл. [и др. ; редкол.: С. А. Прокопенко и др.]. — Ульяновск, 2019– .
Т. 1 : [города Ульяновск, Димитровград, Новоульяновск. Ульяновский и Новоульяновский городские округа. Базарносызганский и Барышский районы] / [под ред. В. Н. Егорова и С. А. Прокопенко]. — 2019. — 371 с. : ил., карты, портр. — Имен. указ.: с. 348–371. — 1000 экз.

2019-9 / 313

Симбирская-Ульяновская флотская энциклопедия / Ин-т истории и культуры региона. Центр стратег. исследований Ульян. обл., Союз краеведов Ульян. обл., Науч.-производств. об-ние «Марс» ; [гл. ред. Т. Б. Качкина]. — Ульяновск, 2021. — 399 с. : ил., портр. — На тит. л.: Издание посвящено 60-летию ФНПЦ АО «НПО “Марс”». — Библиогр.: с. 394–397. — 2500 экз.

С 2021-4 / 49

Татары Симбирского — Ульяновского края : энцикл. изд. дополненное / [ред. совет: Мухамедов Р. А. и др. ; ред.-сост., авт. идеи Р. Ф. Ахмедуллов]. — Ульяновск, 2021. — 268 с. : ил., портр., [16] л. ил. — Библиогр.: с. 254–255, 268. — 1200 экз.

С 2022-4 / 20

Минералы и горные породы Ульяновской области : энцикл. изд. / Кривошеев В. А. ; Рус. геогр. о-во. Ульян. обл. отд-ние. — Ульяновск, 2022. — 80, [2] с. : ил. — На тит. л.: Посвящается членам клуба «Плутония» и его бессменному руководителю Ефимову В. М. — 150 экз.

Описано по экземпляру РГБ.

содержание


Jane’s Encyclopedia of Aviation Technology History of

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

  • Нажмите, чтобы увеличить

Редкая находка

Цена: €18,13

Загрузка

Доступен только 1

Включая НДС (где применимо), плюс стоимость доставки

2300 продаж |

5 из 5 звезд

Исследуйте другие похожие поисковые запросы

Внесен в список 28 февраля 2023 г.

Сообщить об этом элементе в Etsy

Выберите причину… С моим заказом возникла проблемаОн использует мою интеллектуальную собственность без разрешенияЯ не думаю, что это соответствует политике EtsyВыберите причину…

Первое, что вы должны сделать, это связаться с продавцом напрямую.

Если вы уже это сделали, ваш товар не прибыл или не соответствует описанию, вы можете сообщить об этом Etsy, открыв кейс.

Сообщить о проблеме с заказом

Мы очень серьезно относимся к вопросам интеллектуальной собственности, но многие из этих проблем могут быть решены непосредственно заинтересованными сторонами. Мы рекомендуем связаться с продавцом напрямую, чтобы уважительно поделиться своими проблемами.

Если вы хотите подать заявление о нарушении авторских прав, вам необходимо выполнить процедуру, описанную в нашей Политике в отношении авторских прав и интеллектуальной собственности.

Посмотрите, как мы определяем ручную работу, винтаж и расходные материалы

Посмотреть список запрещенных предметов и материалов

Ознакомьтесь с нашей политикой в ​​отношении контента для взрослых

Товар на продажу…

не ручной работы

не винтаж (20+ лет)

не ремесленные принадлежности

запрещены или используют запрещенные материалы

неправильно помечен как содержимое для взрослых

Пожалуйста, выберите причину

Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила. Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила.

Авиация | Encyclopedia.com

САМОЛЕТ ОТПРАВЛЯЕТСЯ НА ВОЙНУ
ТРЕБУЕМЫЙ МИР
ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
СТРОИМ ЕВРОПУ С ПОМОЩЬЮ АВИАЦИИ
СУМЕРКИ?
БИБЛИОГРАФИЯ

Как орудие войны, средоточие массовой культуры и инкубатор технологий, полет с двигателем является определяющим элементом современной Европы. Его быстрое развитие было обусловлено уникальными военными преимуществами самолетов с точки зрения мощности, характеристик и универсальности; его достижения требовали огромных долгосрочных инвестиций, что делало отрасль сильно зависимой от правительств и политики. Но авиация также дала началу двадцатого века некоторые из его самых сильных метафор прогресса, как признал архитектор Ле Корбюзье, провозгласив самолет «авангардом победоносных армий Новой Эры», способным пробудить «нашу энергию и нашу веру». (стр. 10).

В то время как полеты братьев Райт в 1903–1905 годах были американским триумфом, наследие авиации было европейским. Само слово было создано в 1863 году французским писателем Габриэлем де ла Ланделем, объединив avis (лат. птица) с действием. Воздушный шар (1783 г.), парашют (1797 г.) и дирижабль (1852 г.) были созданы во Франции. В 1849 г. поднялся в воздух первый планер, разработанный англичанином Джорджем Кэли. В 1877 г. итальянец Энрико Форланини успешно продемонстрировал модель вертолета с паровым двигателем. Немец Отто Лилиенталь совершил почти две с половиной тысячи полетов на планере и разбился насмерть в 189 г.6, когда он начал экспериментировать с самолетами с двигателями. Бразилец Альберто Сантос Дюмон в конце концов совершил первый полет с двигателем в Европе 23 октября 1906 года. В течение трех лет Луи Блерио пролетит через Ла-Манш.

Самолет преодолел отметку в двести километров в час в 1913 году, олицетворяя революцию скорости и влияя на искусство во всех его формах, от более сложных произведений до плакатов, предназначенных для массового потребления. В свою очередь, искусство создавало культурные коды полета, определяя устойчивые интерпретационные категории. Самолеты были характерной чертой авангардных движений. с 1909 года движение футуристов объявило о своем плане заменить музеи, женщин и прошлое скоростью, войной и машинами. Самолеты предлагали новую точку зрения: не только высоту, уже обеспечиваемую башнями, вершинами холмов и воздушными шарами, но и скорость. Серия агрессивных манифестов теоретизировала его включение во все, от театра до поэзии и живописи. Футуризм предлагал использовать двигатели в качестве музыкальных инструментов, и саундтрек к фильму Филиппо Масоэро « Vertigine » (1932) полностью состоял из рева двигателей. Влияние футуристического искусства на изобразительное искусство скоро проявится менее радикально в популярной графике и рекламе, а также в идентификации самолеты с техникой. Это изменило прежний подход к легитимации авиации путем заимствования устоявшихся и обнадеживающих образов.

В 1910 году Элиза Дерош стала первой в мире женщиной-пилотом, а два года спустя Мелли Биз открыла летную школу в Германии. Несмотря на это и постепенное устранение культурных и правовых барьеров, авиация оставалась, за немногими исключениями, преимущественно мужским делом.

Вклад Европы в авиацию заключался в превращении ее из спорта в оружие. В 1910 году французский генерал Пьер-Огюст Рок предвидел, что армиям понадобятся самолеты так же, как пушки и винтовки, и предупредил, что те, кто сознательно отказывается принять этот факт, рискуют быть навязанными им против их воли. Джулио Дуэ, итальянский офицер и теоретик, писал, что боевые действия в воздухе стали «неизбежными» в тот самый момент, когда человечество научилось летать. 1911 Во время турецко-итальянской войны капитан Карло М. Пьяцца совершил первый в мире боевой вылет на самолете тяжелее воздуха, что, возможно, стало самым значительным полетом после полета Райтов 17 декабря 1903 г.

В 1914 г. . Первая мировая война обеспечила спрос на авиационную промышленность. Только на Великобританию приходилось около одной трети из 172 000 самолетов, построенных в Европе, за которыми следовали Германия и Франция. Головокружительное расширение истощало возможности и ресурсы, иногда усугубляя проблемы с контролем качества. Невооруженные и во многом похожие бипланы с деревянными фермами и тканевой обшивкой вскоре стали различаться по роли и характеристикам. В 1915 января итальянцы развернули первые в мире тяжелые бомбардировщики, задуманные Джанни Капрони. Металлическая конструкция, двигатели с наддувом и тяжелое вооружение были одними из передовых функций, появившихся к концу войны.

Конфликт также сформировал взгляды на отношения между человеком и машиной. В финальной сцене своего романа 1910 года « Forse che sì, forse che no » (Может быть, да, может быть, нет) Габриэле Д’Аннунцио описал старуху, приветствующую пилота, только что совершившего дерзкий полет, красноречивыми словами: «Сын, там не бог, если ты не тот». Этот сверхчеловеческий статус, возможно, является архетипом военного мифа о пилоте как современном рыцаре, участвующем в рыцарских поединках с такими же благородными противниками. Идентификация была наиболее заметна в появлении «аса» — неофициального титула, которым награждали пилотов, сбивших не менее пяти вражеских самолетов, которые использовались в пропагандистских целях в военных, националистических и промышленных целях. Его распространение подкреплялось потребностью в личном признании и мастерстве в войне масс и промышленного производства. Имена ведущих асов по-прежнему пользуются большим народным признанием, чем их главнокомандующие: Манфред фон Рихтгофен, так называемый Красный барон, более известен, чем Эрих Людендорф, а Луиджи Кадорна затмевает Франческо Баракка, чей черный значок с гарцующим конем украшает спортивные состязания Ferrari. легковые автомобили.

Своей дурной славой асы искажают относительную важность военного применения авиации. К 1918 году авиация стала незаменимой для выполнения самых разных задач, от корректировки артиллерийских орудий до противолодочного патрулирования и от дальней разведки до бомбометания. В большинстве стран на разведку ближнего действия приходилось половина и более, а на тяжелые бомбардировщики — менее одной десятой. Только в Британских Королевских ВВС (RAF) истребители составляли большую часть передовой силы. Широкое использование дирижаблей немцами и итальянцами подтвердило их уязвимость и громоздкость. Хотя ни одна битва не решалась авиацией, война привела авиаторов к выводу, что весь ее потенциал можно будет использовать только в том случае, если доверить контроль над ней летчикам. RAF, первая в мире воздушная служба, независимая от армии и флота, была создана 1 апреля 19 года.18. Его первоначальной целью было улучшение защиты Лондона от наступления немецких бомбардировщиков.

Авиаторы вскоре пошли дальше этого, утверждая, что будущие войны будут решаться воздушными атаками на боевой дух и ресурсы противника. Основным сторонником этой доктрины был Дуэ, который выступал за массовые бомбардировки бомбардировщиков химическим и зажигательным оружием по населенным пунктам противника, утверждая, что полученный в результате шок приведет к быстрой капитуляции и более коротким войнам, избегая бессмысленной бойни на западном фронте. (На самом деле, Дуэ считал, что простая угроза такого разрушения послужит сдерживающим фактором.) Из этого следовало, что военно-воздушные силы должны быть независимы от надводных сил и должны получать приоритеты в финансировании, идея, которую повсеместно оспаривают армии и флоты: во Франции их оппозиция отложил создание Armée de l’Air до 1933, через пять лет после создания Министерства авиации.

Но теория военно-воздушных сил также противоречила насущным потребностям. Королевские ВВС доказали свою ценность, контролируя внутренний конфликт в Ираке. Итальянская Regia Aeronautica, независимая с 1923 года, выполняла тактические функции в эфиопской кампании (1935–1936) и гражданской войне в Испании (1936–1939). По иронии судьбы, эти нежелательные обязанности во многом сделали военно-воздушные силы приемлемыми для других служб. Немецкие военные никогда не верили в стратегическую авиацию, но люфтваффе успешно продемонстрировали ее значение на оперативном уровне в Испании и в 19-м веке. 39–1940 Блицкриг.

Версальский договор сильно ограничил немецкие полеты, но по всей Европе перемирие поставило перед авиацией задачу выжить без огромных военных заказов. Поскольку обилие военных самолетов, столь же дешевых, сколь и устаревших, душило техническое развитие, зрелищные спортивные подвиги помогали привлекать капитал и поощрять «воздушное мышление» среди населения. Знаменитый одиночный переход Чарльза Линдберга через Атлантический океан в 1927 году не должен затмевать тот факт, что к 1920 году европейские самолеты и экипажи уже летали из Канады в Ирландию, из Великобритании в Южную Африку и Австралию и из Италии в Японию. В 1926 декабря дирижабль Norge совершил облет Северного полюса.

В 1919 году тринадцать стран, девять из которых были европейскими, подписали первую международную аэронавигационную конвенцию, заложив основу для коммерческих услуг. Пилоты и промышленники надеялись, что авиакомпании будут поддерживать авиацию, но ограниченная полезная нагрузка и производительность сделали компании зависимыми от субсидий авиапочты.

Изобилие мужества компенсирует нехватку ресурсов; достижения граничили с легендарными. Открытие Latécoère (позже Aéropostale) почтовая служба из Франции в Алжир в 1919. Десять лет спустя он достиг Чили и в 1933 году заменил корабли самолетами даже на трансатлантических участках маршрута. Среди его пилотов был Антуан де Сент-Экзюпери, который использовал опыт для своих знаменитых романов. Чтобы повысить эффективность, в 1933 и 1934 годах Франция и Италия сосредоточили свои субсидии на государственных флагманских авиаперевозчиках Air France и Ala Littoria.

Все страны ухватились за ценность авиации для укрепления национальной идентичности и продвижения идеологий. Соревнования быстро вышли за рамки средств и целей отдельных производителей. Массированная государственная поддержка гидросамолетов Schneider Cup позволила подняться на скорости от четырех до семисот километров в час между 1926 и 1934; другие записи следовали аналогичной схеме. Этот прогресс позволил профессионализму заменить удачу и талант как ключ к успеху. Чтобы обозначить это изменение и распространить образ страны, брошенной фашизмом в современность, Итало Бальбо, итальянский министр аэронавтики, возглавил групповые полеты в Бразилию (1930–1931) и Соединенные Штаты (1933). Советский Союз сформировал пропагандистскую эскадрилью, в состав которой входили гигантские самолеты АНТ-20, оснащенные кинотеатром, типографией, фотолабораторией и мощной радиовещательной аппаратурой.

Но участие правительства в авиации, которое часто включало национализацию отраслей, было вызвано более вескими причинами. Передав Советскому Союзу свои технологии по созданию авиалиний и самолетов, Германия обошла версальские ограничения. Экспорт самолетов способствовал попыткам Бенито Муссолини подорвать британское влияние на Ближнем Востоке и американское влияние в Китае.

На фоне роста международной напряженности в 1935 году Адольф Гитлер объявил о создании Люфтваффе и развернул международные программы перевооружения. Одновременное внедрение цельнометаллических монопланов с усиленной обшивкой, винтами изменяемого шага и убирающимся шасси придало новым конструкциям превосходные летно-технические характеристики. Лучшие самолеты того времени, такие как Messerschmitt Bf 109.(впервые поднялся в воздух в 1935 г.) и Supermarine Spitfire (1936 г.) — производились до 1945 г., хотя и в сильно усовершенствованных вариантах. В 1937 году гибель дирижабля Hindenburg , загоревшегося в Нью-Джерси после коммерческого рейса из Германии, ознаменовала закат дирижабля.

Вклад люфтваффе в разгром Польши в сентябре 1939 года показал, что авиация будет играть ключевую роль в новом глобальном конфликте. Производство резко расширилось, и соответственно выросли организации. Германия построила около 118 000 самолетов, а Великобритания — почти 132 000. К 1945 Королевские ВВС насчитывали 1 000 000 человек. Производство в Италии было ограничено примерно 12 000 самолетов, но даже для этого требовалось 160 000 военнослужащих военно-воздушных сил и столько же промышленных рабочих.

Впервые судьба народов решалась авиацией. Летом 1940 года Германия начала воздушное наступление, призванное смягчить Британию перед десантом через Ла-Манш. Ожидалось, что одинокий и беззащитный остров последует за судьбой Франции. Но Королевские ВВС одержали победу благодаря сочетанию превосходных технологий, превосходного руководства и грубых ошибок противника в наведении на цель; вторжение было сначала отложено, а затем отменено. Битва за Британию мгновенно стала определяющим эпизодом в британской истории, и общественное мнение о том, что страну спасли ураганы и «Спитфайры», все еще сохраняется.

Но война также связала самолеты с массовым уничтожением, навсегда запятнав их имидж. Авиация потеряла свою невинность в Гернике, баскском городе, разрушенном немцами в 1937 году и увековеченном в знаменитой картине Пабло Пикассо. Затем последовали Роттердам, Ковентри, Дрезден и бесчисленное множество городов, подвергшихся бомбардировкам с воздуха. Сначала наступление бомбардировщиков было единственным доступным Британии средством нанести ответный удар по Германии. Под командованием маршала авиации Артура Харриса, главнокомандующего бомбардировочной авиацией, позже это стало попыткой выиграть войну в одиночку. С жестоким прагматизмом его политика наведения на «площадь» или «насыщение» обходила трудности точного определения военных или промышленных целей ночью. Прицельные дневные бомбардировки были оставлены американцам, чей подход основывался на детальном анализе немецкой экономики и ее узких мест. Германия была опустошена 1,5 миллионами тонн бомб, но ожидаемого сокрушительного удара так и не последовало. Война на истощение в воздухе стоила почти ста тысяч летных экипажей и шестнадцати тысяч бомбардировщиков и убила до миллиона немцев, но ее успех остается предметом горячих споров.

Война привела к крупным достижениям, включая герметичные кабины и газотурбинные двигатели («реактивные самолеты»). Последние были чисто европейским делом, достигнутым отдельно в 1937 году Фрэнком Уиттлом в Великобритании и Гансом фон Охайном в Германии. Простые и эффективные по своей сути реактивные двигатели значительно улучшили характеристики. Бортовой радар ознаменовал начало электронной эры. Крупносерийное производство допускало некоторую степень производственной инженерии, чего явно не хватало в довоенных закупках по частям.

Чак ​​Йегер преодолел скорость звука в 1947 году, закрепив господство Америки в реактивном веке. В Европе только Британия вышла из войны с неповрежденной промышленностью. Имперские заблуждения превратились в ошибочный план послевоенного развития, в котором не были определены приоритеты государственной поддержки. Типичным примером такого отношения было принятое в 1946 году решение построить три разных реактивных ядерных бомбардировщика по одним и тем же требованиям.

На Германию снова наложен запрет на полеты. Его промышленность лежала в руинах, но его передовые технологии оплодотворяли мир. В то время как Вернер фон Браун разрабатывал ракеты в Соединенных Штатах, Вилли Мессершмитт проектировал учебные реактивные самолеты и сверхзвуковые истребители в Испании, а команда BMW запустила французскую программу турбореактивных двигателей. Советский Союз тоже охотился на немецкие таланты, но его реактивная программа расцвела только после 19-го века.46 передача технологий Rolls-Royce идеологически мотивированным британским лейбористским правительством.

Если берлинская блокада 1948–1949 гг. ознаменовала начало холодной войны, то последующая англо-американская переброска по воздуху доказала политическую ценность «мягкой» применения авиации. Это также привело к созданию Организации Североатлантического договора (НАТО) и послужило стимулом для восстановления авиационной промышленности. Вскоре стало ясно, что конкурировать с американскими технологиями будет сложно, особенно при поддержке щедрых финансовых условий и работы по «офшорным закупкам». Но правительства по-прежнему могли выбирать между поддержкой авиации в основном из-за ее технологических преимуществ, как во Франции, или защитой занятости, как в Италии. Небольшие страны, такие как Швеция, производили замечательные самолеты, обращаясь к промышленности с просьбой поддержать их нейтралитет.

Прогресс и опыт военного времени позволили авиакомпаниям предлагать надежные трансатлантические перевозки. Европейский воздушный транспорт процветал благодаря регулированию не меньше, чем чему-либо другому. Двусторонние соглашения неизменно передавали права на перевозки национальным перевозчикам, чья коммерческая практика часто включала разделение доходов от маршрутов.

Запрет снят, Западная Германия вступила в НАТО в 1955 году. Три года спустя ее выбор американского истребителя F-104G Starfighter, способного нести ядерное оружие, положил начало самой крупной международной авиационной программе, предпринятой до того времени. Полторы тысячи истребителей-бомбардировщиков, построенных в Европе, проложили путь для континентального аэрокосмического сотрудничества.

В 1961 году Великобритания использовала революционный реактивный самолет с вертикальным взлетом P.1127, позже преобразованный в Harrier, чей коммерческий успех распространился на Соединенные Штаты, но отмена в 1965 году штурмовика TSR.2 ознаменовала конец британских амбиций независимости и быстро умножились европейские совместные программы. В 1967 году Великобритания запустила четыре военные программы с Францией. Затем она объединилась с Германией и Италией для разработки ударного самолета Tornado (1974 г. ). Его успех, каким бы дорогим он ни был, был продемонстрирован в 1991 войны в Персидском заливе и привели к очень амбициозному Eurofighter (1994). Программа теперь включала Испанию, в то время как Франция предпочла действовать в одиночку с очень похожим Dassault Rafale.

Хотя эти программы в целом были успешными, только Германия и Франция имели долгосрочную стратегию преодоления фрагментации отрасли и создания глобальных конкурентов с точки зрения технологий, финансов и размера. При политической поддержке промышленники, такие как Людвиг Бёльков и Анри Циглер, превратились в компанию Airbus, основанную в 1970 правительствами Франции и Германии. Предыдущие европейские испытания привели к появлению замечательных реактивных лайнеров, в том числе De Havilland Comet (1949 г.) и Sud-Est Caravelle (1955 г.), и столь же значительным потерям. Англо-французский Concorde олицетворял собой категорию «великолепных неудачников»: двадцать построенных сверхзвуковых транспортных средств показали операционную прибыль только после того, как правительства списали их затраты на разработку и производство. Компания Airbus, к которой позже присоединились Великобритания и Испания, изменила ситуацию и в конечном итоге стала ведущим мировым производителем авиалайнеров, опередив Boeing. Гигантский авиалайнер A380 бросил вызов Boeing 747 скорее по символическим, чем по деловым соображениям. К 2003 году Airbus был провозглашен символом европейского единства, равно как и его общей валюты, а его успех был приписан исключительно европейским ценностям и подходам.

Запуск в 1977 году трансатлантического рейса Фредди Лейкера без резервирования и без излишеств стал редкой проблемой, на которую British Airways немедленно ответила жесткими антиконкурентными мерами. Когда в 1990-х годах Европейский союз (ЕС) принял решение о дерегулировании воздушного транспорта, это потрясло давно самодовольную отрасль. Акцент на новом рынке привел к банкротству таких авиакомпаний, как Sabena (флагийский авиаперевозчик, который никогда не получал прибыли с момента своего основания в 1923 году), Swissair и Olympic. Распространение недорогих авиаперелетов быстро лишило отрасль всякого укоренившегося менталитета элиты. Ryanair, ирландская авиакомпания без излишеств, обратилась к ЕС с просьбой освободить ее автобусный сервис от дорогостоящих правил авиакомпаний, в том числе тех, которые предназначены для защиты потребителей. Он проиграл, но его аргументация подтвердила новый образ массового воздушного транспорта.

В 1960-х годах в авиации закончились вехи производительности. Граница переместилась за пределы атмосферы, за пределы человеческого взгляда (и, во многом, интереса), в пространство, оспариваемое американской и советской сверхдержавами. Не имея возможности конкурировать индивидуально, в начале десятилетия пять европейских стран присоединились к программам Европейской организации по разработке ракет-носителей (ELDO) и Европейской организации космических исследований (ESRO), посеяв семена Европейского космического агентства (1975 г.), история которого выходит за рамки этой записи.

Осуществив мечты первооткрывателей, авиация сменила героизм на деловой подход. Развитие пошло менее гламурным путем: безопасность, доступность, профессионализм, возможности и даже воздействие на окружающую среду. Инновационные композитные материалы позволили добиться исключительного снижения веса планера, но вряд ли это будет интересно. Вездесущая электроника, ныне составляющая основную часть стоимости самолетов, превратила самолеты в «платформы» для «систем». Автоматизированный полет — встречен со всеобщим скептицизмом, когда Дунканом Сэндисом, британским министром обороны, было предсказано в его весьма оклеветанном 1957 Белая книга — теперь реальность, угнетающая остатки романтизма.

Когда в 1989 году пала Берлинская стена, промышленность с опозданием была вынуждена сократить хронический избыток производственных мощностей. Несмотря на тенденцию к приватизации, это усилило ее зависимость от политических решений, сделав «Покупай европейское» неписаным требованием для членства в ЕС или даже заявлением. В 2000 году правительства Франции и Германии объединили свои авиационные отрасли, включая Airbus, в гигантскую Европейскую компанию по аэрокосмической обороне (EADS). Чтобы уравновесить управление Париж-Берлин, Великобритания и Италия сблизились и вступили в союз с американской промышленностью. Эта стратегия принесла свои плоды в компании AgustaWestland, ныне ведущем мировом производителе вертолетов, которая в январе 2005 года была выбрана для поставки американского президентского транспортного вертолета.

Когда Европа праздновала столетие Райтов, авиация сократила время в пути, уменьшила мир, изменила образ жизни отдельных людей, смешала культуры и сделала возможной глобализацию. Платой за такой впечатляющий успех и всеобщее признание стала потеря вековой привлекательности.

См. также Автомобили; блицкриг; Великобритания, битва; Футуризм; Герника; Общественный транспорт; Технологии; Военное дело.

Первичные источники

Дуэ, Джулио. Командование ВВС . Перевод Дино Феррари. 1942. Переиздание, Вашингтон, округ Колумбия, 1983. Перевод Il dominio dell’aria .

Ле Корбюзье. Самолет. Лондон, 1935 год.

Сент-Экзюпери, Антуан де. «Южная почта» и «Ночной рейс». Перевод Кертиса Кейт. Лондон, 1971. Перевод Courrier du sud и Vol de nuit.

Вторичные источники

Шадо, Эммануэль. Авиационная промышленность Франции, 1900–1950 . Париж, 1987.

Кристьен, Шарль и Пьер Лиссараг. История французской военной авиации . Перевод Фрэнсис Кианка. Вашингтон, округ Колумбия, 1986.

Корум, Джеймс С. Люфтваффе: создание оперативной воздушной войны, 1918–1940. Lawrence, Kans., 1997.

Davies, REG A History of the World’s Airlines . Лондон, 1964.

Фрицше , Питер. Нация летчиков: немецкая авиация и народное воображение . Кембридж, Массачусетс, 1992.

Кинг, Питер. Рыцари Воздуха. Лондон, 1989 г.

Морроу, Джон Х. мл. Великая война в воздухе . Вашингтон, округ Колумбия, 1993.

Овери, Р. Дж. Воздушная война, 1939–1945 .