ШКАС (7,62-мм) — War Thunder Wiki

ШКАС-турельный вариант

Описание

Принятие на вооружение в 1932 г. 7,62-мм авиационного пулемёта ШКАС открыло новую страницу в истории развития стрелкового оружия не только в СССР, но и во всём мире. Пулемёт ШКАС (Шпитальный-Комарицкий авиационный скорострельный) специально проектировался для применения в авиации. Он не являлся переделкой какого-либо сухопутного образца в авиационную модель, а представлял собой совершенно самостоятельную конструкцию.

Машины оснащающиеся этим вооружением

Основные характеристики

Всего было принято на вооружение 3 типа пулеметов ШКАС:

Название Вес/скорострельность Начальная
Скорость
пули
Описание
ШКАС (т) — турельный 10,5 кг / 1800 выстр./мин 825-830 м/с Турельный, первая модификация.
ШКАС (к) — крыльевой 9,8 кг / 1800 выстр./мин 825-830 м/с Крыльевой пулемет ШКАС был взаимозаменяем с турельным и имел только те различия, которые диктовались удобством эксплуатации. Ручка заряжания в нем была заменена тросовым механизмом.
ШКАС (с) — синхронный 11,1 кг / 1650 выстр./мин 850-870 м/с Синхронный вариант пулемета ШКАС был создан в 1936 г. конструкторами В. Н. Салищевым, К. Н. Рудневым и В. П. Котовым. Отличительной особенностью конструкции синхронного механизма этого пулемета являлось перенесение всех основных его деталей, за исключением бойка и рычага взвода, с затвора на ствольную коробку. Увеличение длины ствола снизило скорострельность, но увеличило начальную скорость пули.

Состав лент

ШКАС (к) и ШКАС (с):

Название ленты Состав Описание
Стандартная Т-П-П-БЗ-ПЗ Стандартная лента, доступна сразу при покупке самолета, обладает низким бронебойным и зажигательным эффектом, что несколько компенсируется высокой скорострельностью оружия. Имеет в составе трассирующие пули, что позволяет вести более точную стрельбу, но демаскирует вас.
Универсальный вариант Т-БЗ-ПЗ-БЗТ Походит для атак практически всех целей. Отлично поджигает противников, как бронированных — бомбардировщики, так и ранних бипланов с полотняной обшивкой.
Трассирующая БЗТ Лента полностью состоящая из БЗТ выстрелов. Отлично подходит для изучения баллистики полета пули. Эффективна против всех видов целей.
Скрытая атака БЗ-БЗ-БЗ-ПЗ Самая эффективная лента, однако требует навыка стрельбы и знания баллистики оружия. Вариант для опытных игроков.

ШКАС (т):

Название ленты Состав Описание
Стандарт Т-П-П-БЗ-ПЗ Идентична ленте используемой в ШКАС (с) и ШКАС (к)
Бронецели БЗ-БЗ-БЗ-БЗТ Эффектиная лента для борьбы с нападающими истребителями противника. Из минусов обладает малым количеством трассеров что снижает точность стрельбы.
Универсальная БЗТ-БЗТ-БЗТ-ПЗ Альтернативный вариант, при чуть худшей баллистике пуль, позволяет более точно вести огонь.

Типы используемых боеприпасов:

1 — пристрелочная пуля
2 — трассирующая пуля
3 -бронебойно-зажигательная пуля
4 — пристрелочно-зажигательная пуля
5 — бронебойно-зажигательная трассирующая пуля
  • П — пристрелочная пуля, как видно на изображении — цельнометаллическая пуля. В условиях игры обладает наименьшим поражающим действием.
  • Т — трассирующая пуля, пуля с запрессованным в днище трассирующим составом, в связи с чем обладает несколько худшей баллистикой, но позволяет значительно точнее вести огонь, благодаря заметному дымному шлейфу.
  • БЗ — Бронебойно-зажигательня пуля, пуля сочетающая в себе бронебойное и зажигательное действие, наиболее эффективная пуля из представленных в игре, обладая неплохой баллистикой, позволяет пробивать легкобронированные цели, в том числе баки бомбардировщиков, мотогондолы двигателей и бронестекло кабины пилота. При этом не несет демаскирующего эффекта трассирующих пуль.
  • ПЗ — Пристрелочно-зажигательная пуля, не обладая бронебойным эффектом отлично поджигает полотняную и фанерную обшивку ранних самолетов, но малоэффективная против любых типов бронирования.
  • БЗТ — Бронебойно-зажигательная трассирующая пуля, фактически теже БЗ боеприпасы с дополнительным эффектом трассера, обладают чуть худшей баллистикой, чем обычные БЗ пули.

Шаблон:Пулеметы МК

Как видно из сравнения самый «медленный» ШКАС (с) скорострельнее любого из конкурентов минимум на 500 выстрелов в минуту.

Так же ШКАС может похвастаться неплохой надежностью, благодаря его барабанной механике, уникальной системе подачи патрона и экстракции гильзы, однако стрельба длинными очередями не рекомендовалась, т.к. значительно увеличивался износ ствола.

Стоит отметить что ШКАС разрабатывался именно как авиационный, в то время как основные аналоги были адаптацией пехотных пулеметов для установки на самолеты.

Применение в бою

Наиболее эффективен данный вид вооружения против легких истребителей противника, при дистанции стрельбы не более 350 (максимум 400) метров, при стрельбе на большие расстояния указанной — пуля теряет энергию, а следовательно и поражающее действие. Так же тактика применения зависит от типа и места установки пулеметов:

ШКАС (с) , т.е. синхронный, устанавливается носу самолета, что обеспечивает высокую точность стрельбы на предельные дистанции, не беспокоясь о расстоянии сведения, как основное оружие устанавливается только на ранних самолетах СССР, наиболее видными представителями которых являются И-16 «Ишак» и И-153 «Чайка». Вести огонь по истребителям рекомендуется очередями по 1-2 секунды. При атаке бомбардировщиков стоит выцеливать уязвимые места такие как двигатели, экипаж, баки. Даже не смотря на высокую скорострельность атаки по корпусу бомбардировщика малоэффективны, что характерно для всех пулемето винтовочного калибра.

ШКАС (к) — крыльевой. Аналогично выше описанному ШКАС (с), только с поправкой на дистанцию сведения.

ШКАС (т) — турельный. Благодаря высокой скорострельности, является неплохим оборонительным вооружением на ранних этапах игры. Открывать огонь рекомендуется на расстоянии не более 600м, вести огонь лучше по двигателю, крыльям и пилоту машины неприятеля.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Высокая скорострельность;
  • Высокая надежность;
  • Низкая отдача;
  • Хорошая кучность стрельбы;
  • Большой боекомплект;
  • Быстрая перезарядка турельных пулеметов;
  • Хороший выбор лент.

Недостатки:

  • Низкая эффективность на дистанции более 400 метров;
  • Низкая эффективность против более поздних самолетов;
  • Невысокая настильность траектории полета пули.

Историческая справка

Впервые ШКАСы на советских истребителях применялись в воздушных боях в ноябре 1936 г. над Мадридом (тогда же в небе Испании воевали и бомбардировщики СБ, также несшие ШКАСы). Год спустя вооруженные ими И-15 и И-16 сражались с японскими самолетами над Китаем. Проявили себя ШКАСы и в боях на Халхин-Голе, и в советско-финской войне. Однако, к началу 40-х годов повышение пассивной защиты самолётов (бронирование рабочих мест экипажа, протектирование бензобаков) привело к тому, что эффективность пулемётов винтовочного калибра, в том числе и ШКАС, в борьбе с вражескими самолётами резко снизилась, они могли разрушить вражеский самолёт только при очень большом числе попаданий.

После войны Б. Г. Шпитальный писал: «Когда наши доблестные войска, взявшие штурмом Берлин, ворвались в канцелярию третьего рейха, то среди многочисленных трофеев, захваченных в канцелярии, оказался, на первый взгляд, необычного вида образец оружия, тщательно накрытый стеклянным колпаком, и лист бумаги с личной подписью Гитлера. Прибывшие для осмотра этого образца специалисты с удивлением обнаружили под стеклом тульский авиапулемет ШКАС-7,62, и находившийся при нем личный приказ Гитлера, гласящий о том, что тульский пулемет будет находиться в канцелярии до тех пор, пока немецкие специалисты не создадут такой же пулемет для фашистской авиации. Этого, как известно, гитлеровцам так и не удалось сделать. Немецкие специалисты не сумели раскрыть все секреты тульского пулемета». Для пулемёта ШКАС под руководством Н. М. Елизарова были отработаны патроны, которые имели трассирующие, зажигательные и комбинированного действия бронебойно-зажигательные пули, способные воспламенять бензиновые баки, защищённые броней. В этих патронах для предотвращения распатронирования (демонтажа) патрона при огромном темпе стрельбы в 30-50 выстрелов в секунду, утолщены стенки гильзы, усилено крепление капсюля в гнезде, введён двойной кольцевой обжим пули в дульце гильзы. На дне гильзы патронов для пулемётов ШКАС, помимо стандартных обозначений, ставилась буква «Ш». Капсюль окрашен в красный цвет. В остальном окраска стандартная для соответствующих типов пуль. Патроны, предназначенные для пехотного оружия в пулемётах ШКАС не могли применяться. Патроны к пулемёту ШКАС явились первыми в мире авиационными патронами, так же как сам ШКАС был первым мире авиаионным пулеметом.

Медиа

  • Турельный пулемет ШКАС

  • Устройство ШКАС (т)

  • Установка пулемета ШКАС (к) в крыле штурмовика ИЛ-2

  • Стрелок ведет огонь из ШКАС (т)

  • Внешний вид и краткое описание пулемета ШКАС (т) на развороте журнала «Техника Молодежи»

См. также

  • ШВАК — первая советская авиационная малокалиберная автоматическая пушка калибра 20 мм.
  • ТНШ (20-мм) — танковый вариант пушки ШВАК

Ссылки

 · Авиационные пулемёты
Америка  7,62-мм: Browning
  12,7-мм: Browning M2 · Browning M3
Германия  7,92-мм: MG 15 · MG 17 · MG 81
  13-мм: MG 131
СССР  7,62-мм: ДА · ПВ-1 · ШКАС
  12,7-мм: УБ · УБС · УБТ
Англия  7,7-мм: Lewis · Vickers E · Vickers K · Browning .303
Япония  Армейские:
  7,7-мм: Te-1 · Type 89 · Type 89 special
  7,92-мм: Type 98
  12,7-мм: Ho-103 · Ho-104
  Флотские:
  7,7-мм: Type 92 · Type 97
  13-мм: Type 2
  13,2-мм: Type 3
Италия  7,7-мм: Breda-SAFAT da 7,7 mm
  12,7-мм: Breda-SAFAT da 12,7 mm
Франция  7,5-мм: MAC 1934

wiki.warthunder.ru

СОВЕТСКАЯ ШКОЛА. АВИАЦИОННЫЙ ПУЛЕМЁТ ШКАС

7,62-мм авиационный скорострельный пулемёт Шпитального-Комарицкого (ШКАС) представляет из себя один из образцов советской оружейной школы, обладавший на момент своего появления действительно уникальными качествами. Фантастический для тех времён темп стрельбы в 1800 выстр./мин. обеспечивал ШКАСу абсолютное превосходство над всеми пулемётами мира.

7,62-мм авиационный скорострельный пулемёт Шпитального-Комарицкого (ШКАС). При темпе стрельбы 1800 выстр./мин. 13 патронов из ленты на фото расходовались примерно за 0,4 с. Предмет из фондов ВИМАИВиВС. Публикуется впервые

Автоматика пулемёта работает за счёт отвода пороховых газов через боковое отверстие в стенке ствола, запирание канала ствола осуществляется перекосом затвора. Высокий темп обеспечивается оригинальной конструкцией с коротким ходом подвижных частей и дискретной (многотактной) подачей патрона, когда извлечение патрона из ленты и его подача на линию досылания осуществляется пошагово с согласованным радиально-продольным перемещением сразу нескольких патронов за один цикл автоматики.

Схема работы пулемёта ШКАС из иностранных источников

Пулемёт был принят на вооружение в 1932 году и продолжал совершенствоваться уже в ходе организации серийного производства в Туле. В конце 30-х годов появилась модификация пулемёта под названием УльтраШКАС с темпом стрельбы до 3000 выстр./мин. Но, как и следовало ожидать, такая нагрузка на одноствольную систему оказалась чрезмерной и приемлемой надёжности добиться не удалось даже с учётом применения для всех ШКАСов спецпатронов с упрочнённой гильзой и усиленным креплением пули и капсюля. Для синхронного (стреляющего через вращающийся винт) варианта ШКАСа существовали специальные патроны с особыми требованиями к стабильности времени срабатывания капсюля.

Этот экземпляр был подарен Иосифу Сталину в феврале 1934 года тульскими оружейниками

Турельные, крыльевые и синхронные пулемёты ШКАС устанавливались на многие модели советских боевых самолётов вплоть до середины Великой Отечественной войны, тогда как адаптация этого образца для сухопутного использования в целом оказалась невозможной из-за проблем с охлаждением и нетерпимости к загрязнениям.

Схемы пулемёта ШКАС из книги А. А. Благонравова «Материальная часть стрелкового оружия»

Похожие статьи

www.kalashnikov.ru

Пулемет ШКАС — Коттоблог — LiveJournal

Период с 30-х до 40-х годов прошлого века, пожалуй, самый интересный с точки зрения создания разных образцов вооружения. В этот короткий промежуток времени, по сути, зародились все виды оружия, которые используются до сих пор: какие-то в значительно модернизированном виде, а какие-то почти без изменений. Одна из областей, которая серьезно продвинулась в это время, была, конечно же, авиация. В частности — истребительная. Все страны соревновались в создании самого быстрого, скороподъемного и маневренного самолета. СССР тоже участвовал в этой гонке и благодаря усилиям гениального конструктора Поликарпова были созданы такие передовые для своего времени истребители, как И-15, а позже — И-16. Но истребитель — это не только сам самолет, но и вооружение: не таранить же вражеские машины. А чтобы поражать скоростные самолеты нужен скорострельный пулемет. С этим, увы, были проблемы.

Основным пулеметом Красной армии в тридцатые годы был известный всем «Максим». Несмотря на то, что пулемет был создан аж в 1883 году и успел морально устареть, он все еще активно использовался в армии. Вторым по популярности был не менее известный пулемет Дегтярева. Оба пулемета делались в разных исполнениях: на станке, на турели, танковые, зенитные и т.д. За неимением альтернативы на базе Максима и Дегтярева делали их авиационные модификации, которые назывались, соответственно, ПВ-1 (Пулемёт Воздушный) и ДА (Дегтярёв Авиационный). Тут и выяснилось, что пулеметы, пригодные для пехоты совершенно не годятся для авиации. И главная причина — упомянутая выше скорострельность.

Возьмем тот же Максим. Максимальная скорострельность у него 600 выстрелов в минуту. Для обстрела пехоты — это просто за глаза. Потому его, собственно, и использовали в армии в течении всей войны: да, неудобный, устаревший, сложный. Но задачу свою при этом выполняет. Смотрим на современнный для того времени Дегтярёв. У него максимальная скорострельность того меньше — порядка 550 выстрелов в минуту. Казалось бы — 10 выстрелов в секунду! Это же так много! Но это много, когда стреляешь по бегущему со скоростью 7 км/час пехотинцу. Если стрельнуть по нему с короткой очереди, то он всю ее в себя и примет. А когда ведешь огонь по самолету, летящему со скоростью 350 км/ч это очень мало. Пехотинцу одна-две пули — смерть, а самолету надо гораздо больше. Да и маневрирует он, зараза, постоянно. Не дает прицелиться. Поэтому в тот короткий промежуток, когда он попал в перекрестие прицела надо успеть нашпиговать его максимальным количеством пуль.

Потому товарищи военные начали понимать, что переделки пехотных пулеметов лишь переходный этап, а авиации нужны специальные авиационные пулеметы с повышенной скорострельностью. Понял это и инженер Шпитальный, который напару с Комарицким создали свой пулемет ШКАС — Шпитального — Комарицкого авиационный скорострельный. 11 октября 1932 года пулемет был принят на вооружение. Вышел он для своего времени просто передовым! Калибр был стандартным 7,62×54 мм R, а вот скорострельность поражала — 1800 выстрелов в минуту. Но Шпитальный с Комарицким на этом не остановились. Они продолжали дорабатывать свое детище и в итоге появился УльтраШКАС с совсем уж заоблачной скорострельностью в 3000 выстрелов в минуту.

1. Сам пулемет выглядит так:

В пулемете заметен барабан — там проходит лента. Это фотография из музея техники Задорожного, если что. Увы, в моей коллекции такой красоты нет.

2. А вот лента с патронами как раз есть:

Тут видно два типа ленты. Если присмотритесь, увидите разницу. Она не только в сохране.

3. Рядом с обычной лентой от пулемета Калашникова:

В авиационном вооружении используются не сплошные, а рассыпные ленты — после извлечения из ленты патрона звено улетает вместе с гильзой.

4. Чтобы был понятен механизм, проиллюстрирую. Вот лента заходит в барабан:

5. Из нее вытаскивается назад патрон:

6. Досылается в патронник:

А звено в этот момент уже свободно и улетает. Следом за ним через мгновение полетит и гильза.

7. Как я писал, в ШКАСе используются патроны 7,62×54 мм R. Но не обычные. Здесь слева обычный бронебойный патрон, а справа — для ШКАС:

Внешне разница незаметна, а на деле она была. Для ШКАСа выпускались отдельные партии патронов с утолщенными стенками гильзы, усиленным обжимом пули в гильзе и надежно закрепленным капсюлем. Потому у пулемета и была такая потрясающая скорострельность: инженеры создали полноценный комплекс оружие-патрон. Кстати, этот патрон был первым в мире специализированным авиационным патроном (хоть и сделанным на базе обычного).

8. Бронебойная пуля обычного патрона и ШКАСовского:

9. Клейма на донце:


На втором патроне видна буковка «Ш» — именно так маркировались патроны для ШКАС. Маркировка такая была необходима, так как при внешней похожести в ШКАСе нельзя было применять стандартные патроны 7,62×54 — с ними во время стрельбы появлялись проблемы.

Разумеется этот пулемет был выполнен во всех авиационных модификациях: крыльевой, синхронный (который стреляет через крутящийся винт), турельный. Он устанавливался почти на всех отечественных самолетах довоенного и военного периода, в том числе на легендарном штурмовике Ил-2

Ну и рассказывая про ШКАС нельзя упомянуть такой момент. В книжке Новикова «Накануне и в дни испытаний» есть такой отрывок:
«Когда наши доблестные войска, взявшие штурмом Берлин, ворвались в канцелярию третьего рейха, — писал после войны Б. Г. Шпитальный, — то среди многочисленных трофеев, захваченных в канцелярии, оказался на первый взгляд необычного вида образец оружия, тщательно накрытый стеклянным колпаком, и бумаги с личной подписью Гитлера. Прибывшие для осмотра этого образца специалисты с удивлением обнаружили под стеклом тульский авиапулемет ШКАС 7,62-мм и находившийся при нем личный приказ Гитлера, гласивший о том, что тульский пулемет будет находиться в канцелярии до тех пор, пока немецкие специалисты не создадут такой же пулемет для фашистской авиации. Этого, как известно, гитлеровцам так и не удалось сделать».

Учитывая, что эту легенду рассказал о своем же пулемете сам Шпитальный мне в правдивость как-то не очень верится. Чую, приврал инженер. Пулемет великолепный — спору нет! Но чтоб уж так, прям в канцелярии да под стеклом… Еще меня настораживает, что больше ни в одном источнике эта информация не встречалась.

kottoblog.livejournal.com

Авиационный пулемет шкас. — О самолётах и авиастроении

Разработчик: Шпитальный, Комарицкий
Страна: СССР
Изготовление опытного образца: 1930 г.
Опробования: 1932 г.
Принятие на вооружение: 1932 г.

Первый пример советского скорострельного авиационного пулемета ШКАС был изготовлен в первой половине 30-ых годов двадцатого века. Уже в первых числах Июня 1932 года Шпитальный, Комарицкий и представитель ВВС Пономарев показали пулемет наркомвоеномору К.Е.Ворошилову. Находившийся наряду с этим представитель Оружпултреста И.Глотов потом воспоминал:

«На демонстрации пулемета объяснения давали Шпитальный и Комарицкий, и представитель ВВС Пономарев. По окончании демонстрации пулемета мною, по предварительному согласованию с изобретателями, было предложено испытать его в местном тире, на что Ворошилов дал собственный согласие. С некоторым в полной мере понятным беспокойством поднялся за пулемет Комарицкий, и открытая по команде наркома обороны стрельба, казалось, слилась в один замечательный шквал выстрелов… Все механизмы пулемета ШКАС действовали при стрельбе безотказно… Таковой итог внепланового опробования пулемета привёл к одобрению Ворошилова. Он поздравил изобретателей с достигнутым успехом…»

Целый 1931 года шла доводка оружия. Не обращая внимания на явную перспективность этого примера, он был весьма сложным и настойчиво попросил больших технологов и усилий конструкторов, направленных на оптимизацию технических ответов, на увеличение живучести оружия. К доводке совокупности подключился целый инженерно-конструкторский коллектив: И.Пастухов, П.Морозенко, И.Сомов, С.Ярцев, М.Мамонтов, К.Руднев, Г.Никитин, А.Троненков и др.

7 октября Реввоенсовет одобрил результаты полигонных опробований, а 7 октября 1932 года Реввоенсовет СССР одобрил результаты полигонных октября года и 11 испытаний 1932 пулемёта принял распоряжение о принятии его на вооружение под наименованием «7,62-мм летный скорострельный пулемет совокупности Шпитального — Комарицкого примера 1932 года — ШКАС» (Шпитального — Комарицкого летный скорострельный).

Производство пулемета, освоенное Тульским оружейным заводом, проводилось полукустарными способами из-за чересчур сложной конструкции оружия. Переход советской оружейной индустрии к изготовлению авиационного автоматического оружия с высокой скорострельностью настойчиво попросил увеличения производственной культуры, громадной точности в чертежах, расчетах допусков, применения особенно термической обработки и качественных сталей подробностей, определявших безотказность и живучесть работы автоматики.

Отечественные оружейные производства, не смотря на то, что они и пребывали на достаточно большом техническом уровне, все же были неподготовленными для того чтобы для того чтобы класса. Громаднейшие трудности появились при подборе высокопрочных особых сталей для самых пружин и напряжённых деталей, и при создании разработки их термической обработки. Как раз этим разъясняется малая живучесть первых пулеметов ШКАС, составлявших на первых порах ничтожные 1500-2000 выстрелов.

В один момент с выдачей в марте 1933 года заказа на первую большую партию пулеметов конструкторам внесли предложение расширить живучесть до 5000 выстрелов. В апреле 1933 года представлен доработанный вариант пулемета, узнаваемый под внутризаводским обозначением КМ-33 (конструкторская модель 1933 года), что отправился в производство в июле. Переход с полукустарного на серийное производство случился лишь в начале 1934 года.

Исходя из этого пулемет больше известен под обозначением «7,62-мм летный скорострельный пулемет совокупности Шпитального — Комарицкого обр. 1934 г. (ШКАС)». Доводка продолжалась и по окончании постановки производства.

Громадную работу в этом направлении совершила несколько экспертов под управлением отечественного инженера-оружейника П.И.Майна.

Пулемет ШКАС КМ-33 ранний.

Неприятности приходилось решать на ходу. Как мы знаем, витые пружины при высоких циклических скоростях теряют собственные упругие особенности, становясь, по сути, жёстким телом. В пулемете ШКАС, возвратная пружина газового поршня, которая именно трудилась в аналогичных условиях, скоро выходила из строя.

Было нужно применить многожильную пружину, что существенно повысило ее стойкость. Для предотвращения экстракции и облегчения гильзы ее обрыва в каморе патронника ввели канавки Ревелли. При выстреле часть пороховых газов устремлялась в канавки, уменьшая силу сцепления гильзы со стенками патронника и облегчая тем самым ее экстракцию.

Были введены кроме этого пружинные буфера затворной затвора и рамы, каковые смягчали удар подвижной совокупности в заднем положении и повышали скорость ее возврата вперед. В спусковой механизм для повышения живучести ввели буферную пружину шептала.

Первыми вариантами пулемета ШКАС были крыльевая и турельная версии, освоенные индустрией в 1933-1934 годах. С 1935 года в производство отправилась пара поменянная версия КМ-35, которая отличалась снаружи от ранних моделей укороченным кожухом, охватывающего ствол с газоотводной трубкой, а в следующем году — окончательная серийная версия КМ-36 с рядом малозаметных снаружи технологических доработок.

Первым из серийных самолетов получил это оружие тип и-16 истребитель 4 — на нем установили крыльевые пулеметы с системой и тросовым механизмом перезаряжания тросов для спуска.

ШКАС Крыльевой.

Установка пулемёта ШКАС в крыле И-16.

Открытая турельная установка Тур-8, созданная Н.Ф.Токаревым, принята на вооружение весной 1934 года. В турельном варианте на дульной части ствола крепилась стойка флюгер-мушки (либо переднего визира), на кожухе — стойка кольцевого прицела (заднего визира), на затыльнике — рукоятка удержания. Имелась рукоятка управления со спусковым крючком, связанным с шепталом через передаточный рычаг, Флажковый предохранитель закрывал шептало.

Рукоятка перезаряжания служила для отвода подвижной совокупности в крайнее заднее положение и при стрельбе оставалась неподвижной.

28 марта 1935 года Ворошилов писал Орджоникидзе: «… в 1936 г. все самолеты серийного производства будут выпущены с этими пулеметами.»

Позднее, с созданием новых типов самолетов создали и другие варианты турельных (блистерных) установок с прозрачным экраном, к примеру верхние турели совокупности Г.М.Можаровского и И.В.Веневидова МВ-5 (ставилась на самолет Су-2) и МВ-3 (самолеты СБ, ТераБайт-3). Для бомбардировщиков СБ и ДБ-3 Можаровским и Веневидовым под ШКАС создана выдвижная нижняя люковая установка МВ-2 с перископическим прицелом.

Верхняя турель ТСС-1 и нижняя МВ-2 на бомбардировщике Ар-2.

Во второй половине 30-ых годов XX века был принят синхронный вариант, созданный в тульском ЦКБ-14 К.Н.Рудневым, В.И.Салищевым, В.А.Галкиным, В.П.Котовым, а во второй половине 30-ых годов XX века — установка синхронного ШКАСа разработки Г.Г.Куренкова, М.И.Владимирского, В.А.Галкина. Синхронизатор, допуская стрельбу через винт, снижал ее темп до 1650 выстр/мин.

Дабы компенсировать понижение скорострельности на синхронном варианте ШКАСа применили удлиненный на 150 мм ствол, что пара улучшало внешнюю баллистику пули, увеличивая ее начальную скорость. Конструкция синхронного пулемёта ШКАС отличалась от оригинала переносом всех главных подробностей, за исключением рычага взвода и бойка, с затворного блока на ствольную коробку. Наряду с этим на базе удлиненного синхронного ШКАСа существовали параллельно две версии — с тросовым механизмом заряжения и ручным.

ШКАС Синхронный.

ШКАС Синхронный, удлиненный с рукояткой заряжения.

В первой половине 40-ых годов двадцатого века показалась последняя версия ШКАСа с длиной ствола на 75 мм меньше, чем у синхронной. ШКАС модели 1941 года предназначался только для крыльевой установки штурмовиков Ил-2.

ШКАС в крыле Ил-2. Схема.

Сначала, для стрельбы из пулемёта использовались валовые винтовочные патроны калибра 7,62 мм со всеми существовавшими в то время видами пуль, предназначенные для стрельбы из карабинов, ружей, пулемётов. Но в ходе опробований стало известно, что они не подходят для стрельбы из ШКАСа.

Механизмы оружия, владеющего высоким темпом стрельбы (порядка 1800 выстр./мин), так скоро создают извлечение патрона из ленты и досылание его в патронник, что появляющиеся наряду с этим инерционные перегрузки смогут привести к демонтажу патрона. Задержки, каковые появлялись при стрельбе из ШКАСа обычными патронами (излом и демонтаж патрона, выпадение капсюля, западание пули в гильзу, разрушение капсюльного состава) были позваны как раз инерционными перегрузками. Устранение большинства из перечисленных выше задержек потребовало разборки пулемёта, что на протяжении полёта, конечно, нереально.

Несовершенство патронов ставило под угрозу выполнение и жизнь лётчика боевой задачи. Замечательно спроектированное оружие, как выяснилось, обогнало по совершенству патроны, которыми стреляло — достаточно редкое явление в истории оружейной техники. Выход из создавшегося положения напрашивался сам собой: нужны особые авиационные патроны.

За их разработку взялся коллектив конструкторовпод руководством Н.М.Елизаровым. К середине 30-х годов работа закончилась и, в следствии, показались 7,62-мм патроны для пулемёта ШКАС.

Снаряд к авиационному пулемёту по внешнему виду фактически не отличаются от сухопутных винтовочных патронов. К тому же, в их конструкции имеются малозаметные, но серьёзные отличия, каковые отражают специфику применения снаряда как раз в оружии, владеющем высоким темпом стрельбы.

Для повышения прочности крепления пули в гильзе патроны с обычными пулями «Л» (лёгкая, обр. 1908 г.) и «Д» (тяжёлая дальнобойная обр. 1930 г., лишь для ГАУ), выпускавшиеся ТПЗ, имели двойной обжим дульца гильзы по высоте. С целью этого пули в таких патронах посажены глубже на 1,3 мм если сравнивать с простым патроном обр. 1908 г. На пулях отсутствуют канавки (каннелюры). Патроны, выпускавшиеся ППЗ, имели усиленный двойной обжим на краю дульца гильзы, что производился 4-мя плашками.

По окончании первого обжима патрон поворачивался на маленький угол и после этого производился повторный обжим на том же уровне. Протяженность патронов ППЗ оставалась стандартной, лёгкие пули имели возможность как иметь, так и не иметь каннелюру.

Если сравнивать с гильзой простого патрона гильзы для патронов к пулемёту ШКАС имели громадную толщину дна и стенок. Это увеличило их прочность и разрешило существенно уменьшить возможность поперечного разрыва гильз при выстреле — задержки, полностью неустранимой в полёте. Гильзы к патронам ШКАС изготавливались как из бронзы, так и из биметалла (сталь, плакированная томпаком), а потом лишь из биметалла (на ТПЗ начиная с 1935-1936 гг., на ППЗ — с 1938 г.)

Для предотвращения перемещения капсюля в гнезде довольно часто использовалось его кольцевое кернение, сам капсюль уменьшился по высоте. Дабы сохранить массу ударного состава при уменьшении высоты капсюля, запрессовка состава осуществлялась фигурным пуансоном, что распределял ударный состав по краям капсюля. Капсюльный состав с фольгой закреплялся в колпачке капсюля при помощи намерено подобранных стойких лаков.

Кроме патронов с обычными пулями «Л» и «Д» к пулемёту ШКАС были созданы патроны с пулями особого назначения. Их номенклатура была достаточно широка и включала в себя:
— патрон с бронебойной пулей Б-30;
— патрон с бронебойно-зажигательной Б-32;
— патроны с трассирующими пулями Т-30 и Т-46;
— патрон с бронебойно-трассирующей пулей БТ;
— патрон с бронебойно-зажигательно-трассирующей пулей БЗТ;
— патроны с зажигательно-пристрелочной пулей ЗП и ПЗ.

Для отличия 7,62-мм «шкасовских» патронов от обычных с 1938 года на фланце гильзы выштамповывалась буква «Ш».

Для стрельбы из пулемёта ШКАС патроны снаряжались в железную рассыпную ленту, звенья которой соединялись между собой самими патронами. При стрельбе звенья ленты вместе с гильзами выбрасывались из пулемётной установки за борт самолёта либо в особый кошель.

Звенья патронов в ленте для пулемета ШКАС.

Патроны к пулемёту ШКАС, как и другие, укупоривались в «деревянные» ящики и цинки, на каковые наносился особый символ — надпись «ШКАС». Дополнительно наносился символ в виде красного либо тёмного пропеллера.

Наличие красного пропеллера обозначает, что патроны допущены к стрельбе через винт самолёта. В этом случае перемещение подвижных частей пулемёта согласовывалось с вращением коленчатого вала двигателя через особенное устройство — синхронизатор. Для допуска к стрельбе через винт, патроны подвергались тщательной аттестации.

Главным контролируемым параметром было, так именуемое, время срабатывания капсюльного состава, от которого значительно зависит момент, в то время, когда пуля покидает канал ствола оружия. Помимо этого, более строго проверялись баллистические характеристики, герметичность патронов и др. На укупорку патронов удачно прошедших аттестацию наносился красный пропеллер, у не прошедших — тёмный.

Патроны, у которых на коробке имелся символ в виде тёмного пропеллера были допущены для стрельбы из всех авиапулемётов, не считая синхронных.

В 30-е годы 7,62-мм патроны для пулемёта ШКАС выпускались на Тульском (ТПЗ) и Подольском (ППЗ) патронных фабриках.

С началом ВОВ патрон к пулемёту ШКАС с пулей Л приобрёл стандартную длину наряду с этим прочность посадки пули в гильзе обеспечивалась за счёт более плотного обжима пули и строго контролировалась. Пуля имела возможность иметь либо не иметь каннелюру. По большей части такие патроны употреблялись для учебных стрельб.

На протяжении войны 7,62-мм винтовочные патроны с пулями особого назначения выпускались на фирмах, трудящихся по заказам ГУ ВВС (главная потребность в них была как раз у авиации). Фабрики создавали такие патроны лишь со «шкасовскими» гильзами, имеющими утолщённые стены.

В первой половине 40-ых годов XX века стало известно, что патроны со спецпулями, поступающие в сухопутные армии с этих фабрик (заказы по линии ГАУ) при применении в пехотном оружии (пулемёты «Максим» и ДП, винтовка Мосина) дают задержки — наблюдались тугие экстракции гильзы. Для устранения этого недочёта гильз патронов, отгружаемых в сухопутные армии, покрывались особым лаком.

Воздействие автоматики пулемета происходило за счет энергии пороховых газов, отводимых из канала ствола. Питание пулемета производилось посредством железной звеньевой разъемной ленты. Пулемет был снабжен пружинными буферами затворной затвора и рамы.

Основной «изюминкой» ШКАСа была совокупность питания, фактически, и разрешившая достигнуть столь большого темпа стрельбы — 1800 выстр./мин. Подача патрона производилась зубчаткой (барабаном) на 10 гнезд, вращавшейся на продольной оси в неподвижного кожуха. На внутренней поверхности и оси зубчатки кожуха выполнялся винтовой паз. При перемещении штока поршня назад его криволинейный гребень давил на ведущий ролик рычага подачи, качавшегося в горизонтальной плоскости, и поворачивал его влево.

Рычаг своим пальцем проворачивал зубчатку. Патрон, подхваченный зубчаткой, входил закраиной гильзы в винтовой паз. За один цикл автоматики зубчатка поворачивалась на 1/10 оборота, наряду с этим патрон скользил по винтовому пазу, извлекался из звена рассыпной ленты и перемещался назад.

Так, извлечение патрона из ленты и его подача происходили медлено — к приемному окну ствольной коробки патрон доходил за полный оборот, т.е. 10 выстрелов. Тут его подхватывал рычажный подаватель и прижимал к приемному окну, удерживая немного поднятым вверх. Это разрешало сократить длину хода затвора.

Постоянная работа подающего механизма, понижение патрона движения и скоростей ленты при подаче на линию досылания предотвращало их повреждения, разрушение либо перекос (действительно, крепления и прочность гильзы в ней пули у авиационных патронов все же было нужно расширить). Помимо этого, обрисованная совокупность разрешала уменьшить длину оружия, что важно для размещения на самолете. При заряжании пулемета следовало высвободить зубчатку, подвести к ней патронную ленту и посредством откидной рукоятки заряжания провернуть зубчатку, введя в нее 8-9 патронов, после этого включить подаватель.

не меньше остроумно был устроен выбрасывающий механизм. Его работа раскладывалась на два этапа. При перемещении назад затворная рама поворачивала в поперечной плоскости отражатель.

Тот выталкивал гильзу из лапок затвора в боковое гнездо ствольной коробки, где она удерживалась подпружиненным гильзоулавливателем. Из этого ее выталкивал через гильзоотводное отверстие выступ штока при перемещении вперед.

В затыльнике монтировались пружинные буферы затвора и затворной рамы. Они не только смягчали удар подвижной совокупности в заднем положении, но и повышали начальную скорость ее возврата вперед. В сочетании с совмещением и хода малой длиной затвора по времени операций перезаряжания это уменьшало продолжительность цикла автоматики и повышало темп стрельбы.

Схема работы пулемета ШКАС.

Вес пулемета ШКАС составлял: турельный вариант 10,5 кг; крыльевой 9,8 кг; синхронный — 11,1 кг. темп и Баллистика стрельбы у турельного и крыльевого вариантов однообразны: при весе пули 9,6 г и заряде 3,2 г табличная начальная скорость 825 м/с, а темп 1800 выстр./мин. У синхронного варианта темп стрельбы ниже — до 1650 выстр./мин.

Но начальная скорость немного выше (850 м/с) за счет большей длины ствола.

Турельный вариант устанавливался на самолетах Ил-4, Пе-8, ТераБайт-4, ТераБайт-3 (на ТУР-6), Ер-2, ДБ-3, СБ, У-2ВС, Р-5 и других. Крыльевой вариант устанавливался на истребителях И-16 и штурмовиках Ил-2, а синхронный — на истребителях И-16, И-153, ЛаГГ-3, Як-1, Як-7 и др.

Серийное производство пулеметов ШКАС всегда росло. В первой половине 30-ых годов XX века было выпущено 365 экз., в первой половине 30-ых годов XX века — 2476, в 1935 году — 3566, во второй половине 30-ых годов XX века — 13005, во второй половине 30-ых годов XX века — 19687, в первой половине 40-ых годов двадцатого века — 34233, в первой половине 40-ых годов двадцатого века — 29450, в первой половине 40-ых годов XX века — 36255 и в 1945 году — 12455.

Пулемет ШКАС был оружием выдающимся во многих отношениях, по сути, являясь первым отечественным чисто авиационным пулеметом, сконструированным с учетом требований собственного времени. Постоянная подача ленты, многожильная возвратно-боевая пружина, свирепая скорострельность — это было реализовано в ШКАС в первый раз.

К негативным моментам конструкции ШКАСа относится высокая трудоемкость и сложность конструкции пулемета. Кроме этого к недочётам возможно отнести невозможность смены направления подачи ленты. Из-за замысловатой схемы перемещения патрона, подача осуществлялась лишь снизу справа, что правда пара снижало остроту данной неприятности, если сравнивать с хорошими схемами подачи патрона чисто слева либо чисто справа.

С возникновением ШКАСа в советской школе стрелкового оружия случился отход от концепции унификации оружия для всех видов армии, за которую ратовали советские мэтры Дегтярев и Федоров. Не смотря на то, что ШКАСы время от времени использовались и в качестве ручных, и зенитных на разных импровизированных станках, большой темп стрельбы делал их живучесть в «сухопутном варианте» очень малой. Что ж, это было закономерной платой за выдающиеся качества этого оружия.

Среди современников — пулеметов, созданных в других государствах, не было оружия равного ШКАСу по темпу стрельбы. Кое-какие образцы зарубежных пулеметов, само собой разумеется достигали таких параметров как у ШКАСа, но лишь за счет понижения надежности.

Модификации:

ШКАС (т) — турельный, первая модификация.

ШКАС (кр) — крыльевой пулемет ШКАС был взаимозаменяем с турельным и имел лишь те различия, каковые диктовались удобством эксплуатации. Ручка заряжания в нем была заменена тросовым механизмом. Вес — 9,8 кг; при весе пули 9,6 г и заряде 3,2 г табличная начальная скорость 825 м/с, а темп 1800 выстр./мин.

Крыльевой вариант устанавливался на истребителях И-16 и штурмовиках Ил-2.

ШКАС (с) — синхронный вариант пулемета ШКАС был создан во второй половине 30-ых годов двадцатого века конструкторами В.Н.Салищевым, К.Н.Рудневым и В.П.Котовым. Отличительной изюминкой конструкции синхронного механизма этого пулемета являлось перенесение всех главных его подробностей, за исключением бойка и рычага взвода, с затвора на ствольную коробку. Вес — 11,1 кг, темп стрельбы- до 1650 выстр./мин, начальная скорость — 850 м/с.

Характеристики:

Калибр, мм: 7,62
Патрон: 7,62 х 54 мм R
Принципы работы: Отвод пороховых газов
Скорострельность,
выстрелов/мин: 1800 (ШКАС (с) — 1650)
Вид боепитания: ленточное
Вес (турельный), кг: 10,5
Темп стрельбы, выст./мин: 1800
Начальная скорость, м/с: 825

Пулемет ШКАС в музейной экспозиции.

Пулемет ШКАС в музейной экспозиции.

Вариант пулемета ШКАС для установки на турель.

Стрелок-радист за турелью пулемета ШКАС бомбардировщика СБ.

ШКАС в разобранном виде.

7,62-мм летный пулемёт ШКАС. Рисунок.

ШКАС. Схема.

.

.

 Перечень источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного оружия.
Евгений Аранов. Авиационное оружие СССР.
Семен Федосеев. Авиационные высокотемпные.
Сайт «Уголок неба». 2017 г. страница: «ШКАС 7,62-мм летный пулемет».

Пулемет из СССР опередивший время на десятки лет!

Увлекательные записи:
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
  • Авиационный пулемет пв-1.

    Разработчик: А.В.Надашкевич Страна: СССР Начало разработки: 1923 г. Опробования: 1926 г. Принят на вооружение: 1926 г. Первые попытки применять 7,62-мм…

  • Шкас

    7,62-мм летный скорострельный пулемет В первый раз ШКАСы на советских истребителях использовались в воздушных битвах в ноябре 1936 г. над Мадридом (тогда…

  • Авиационный крупнокалиберный пулемет уб.

    Разработчик: М.Е.Березин Страна: СССР Начало разработки: 1937 г. Опробования: 1938 г. Принят на вооружение: 1941 г. Во второй половине 30-ых годов XX…

  • Шкас — шпитальный комарицкий авиационный скорострельный

    Большинство данной статьи о самоё известном советском авиационном пулемете авторской не есть. Так что, коллеги, не судите строго за вынужденный плагиат,…

  • Авиационный крупнокалиберный пулемет дак-32 (днк, дшка, дшта).

    Разработчик: В.А.Дегтярев Страна: СССР Начало разработки: 1929 г. Начало опробования: 1931 г. История отечественных крупнокалиберных пулеметов восходит к…

  • Авиационный пулемет ю-7,62.

    Разработчик: Ю.Ф.Юрченко Страна: СССР Начало опробований: 1938 г. На рубеже 3 и 4 десятилетия 20-го века на Ковровском пулеметном заводе появился один из…

stroimsamolet.ru

Авиационный скорострельный пулемёт ШКАС. Оружие и военная техника. Добавил Паша Маслов — VilingStore.net

ШКАС (Шпитального — Комарицкого авиационный скорострельный) — первый советский скорострельный авиационный пулемёт.

В 1920 году, работая механиком на одном из заводов, Шпитальный задался целью изготовить скорострельный пулемёт. Но в то время у него не было необходимого опыта, не хватало знаний. После окончания Московского механического института молодой инженер приступил к осуществлению своего замысла и вскоре представил проект такого пулемёта, который обратил на себя внимание исключительной смелостью решений ряда сложных вопросов конструирования автоматического оружия. Когда проект был готов, для оказания помощи Шпитальному в доработке образца и скорейшем изготовлении его к нему был прикомандирован опытный оружейный конструктор И. А. Комарицкий.

1930 год. Был изготовлен первый образец скорострельного авиационного пулемёта, созданный Шпитальным при участии Комарицкого. Это была первая в мире авиационная система, которая сразу выдвинула СССР на первое место в этой области вооружения.

1932 год. Была завершена окончательная отладка конструкции.

13 февраля 1932 года артиллерийское управление дало заказ на изготовление 7 пулемётов.

Июнь 1932 года пулемёт был представлен К. Е. Ворошилову
14 июля 1932 года пулемёт был одобрен правительством, которое приняло решение форсировать его доработку и предъявить на государственные испытания.
7 октября 1932 года Реввоенсовет одобрил результаты полигонных испытаний пулемёта.
11 октября 1932 года принял постановление о принятии его на вооружение под наименованием «7,62-мм авиационный скорострельный пулемёт системы Шпитального — Комарицкого образца 1932 года.

Особенности конструкции
В системе применили принцип построения автоматики, основанный на отводе части пороховых газов. Газы, проходя камеру закрытого типа, оказывают давление на поршень, связанный непосредственно со штоком, который и приводит в движение систему. Этот принцип автоматики был использован в дальнейшем при создании ряда удачных конструкций.
Запирание канала ствола осуществляется перекосом затвора вниз. Ударно-спусковой механизм действует от возвратно-боевой пружины. Спусковой механизм обеспечивает ведение только непрерывного огня. Он снабжен предохранителем флажкового типа, запирающим шептало. Питание патронами производится из металлической звеньевой разъемной ленты. Механизм подачи ленты к приемнику барабанного типа, приводится в действие от затворной рамы. Экстракция стреляной гильзы производится лапками затвора, а её отражение — подвижным отражателем, связанным со штоком затворной рамы. Пулемёт снабжен пружинными буферами затворной рамы и затвора.
Высокий темп стрельбы в пулемёте ШКАС получен за счёт короткого хода подвижных частей автоматики и совмещения ряда операций по перезаряжанию. Во избежание демонтажа патрона его извлечение из звена ленты осуществляется за десять циклов работы автоматики, что достигается за счет винтового паза на кожухе зубчатки. Для смягчения ударов подвижных частей на шептало, при посадке и после окончания очереди, установлена буферная пружина.

Патроны
Для пулемёта ШКАС под руководством Н. М. Елизарова были отработаны патроны, которые имели трассирующие, зажигательные и комбинированного действия бронебойно-зажигательные пули, способные воспламенять бензиновые баки, защищённые броней. В этих патронах для предотвращения распатронирования (демонтажа) патрона при огромном темпе стрельбы в 30-50 выстрелов в секунду, утолщены стенки гильзы, усилено крепление капсюля в гнезде, введён двойной кольцевой обжим пули в дульце гильзы. На дне гильзы патронов для пулемётов ШКАС, помимо стандартных обозначений, ставилась буква «Ш». Капсюль окрашен в красный цвет. В остальном окраска стандартная для соответствующих типов пуль. Патроны, предназначенные для пехотного оружия в пулемётах ШКАС не могли применяться. Патроны к пулемёту ШКАС явились первыми в мире авиационными патронами.

Необычные осечки
Неожиданно при стрельбе возникли осечки. Для выяснения причин была создана специальная комиссия. Ее возглавил главный маршал артиллерии Н. Н. Воронов.
«Мы организовали опытные стрельбы. Они показали, что все сомнительные патроны в обычных винтовках, ручных и станковых пулемётах сухопутных войск работают безотказно, а в авиационных пулемётах продолжают давать осечки. Выяснилось и то, что есть какие-то партии патронов, которые не дают осечек при стрельбе из ШКАС. Но какие и почему — этого никто не мог точно установить. На очередном заседании комиссии я обратил внимание на лежащие на столе образцы боевых капсюлей. Стал внимательно их рассматривать и обнаружил одну деталь: фольга в месте крепления с капсюлем была покрыта чёрным или красным лаком. Красный лак был импортным, а чёрный — отечественным. Провели новые стрельбы. Капсюли, покрытые импортным лаком, не давали осечек. Вторые, наоборот, давали осечки. Все патроны с капсюлями, покрытыми чёрным лаком, были немедленно изъяты из ВВС и переданы для использования в сухопутные войска. Военно-воздушные силы стали снабжаться патронами с капсюлями, покрытыми красным лаком. Комиссия предложила также провести тщательное исследование отечественного лака. Оказалось, что наши химики не доработали: лак, предложенный ими, вредно влияет на фольгу. Было предложено срочно устранить этот дефект. Вскоре создали новый лак, вполне отвечающий предъявляемым к нему требованиям. Осечки прекратились».


Модернизация
При всех достоинствах пулемётов системы ШКАС их первые выпуски, изготовленные по чертежам опытного образца, имели недостаточный ресурс — около 1500—2000 выстрелов.
В марте 1933 г. советское правительство, давая заказ на первую крупную партию пулемётов, предложило конструкторам повысить их живучесть, доведя её до 5000 выстрелов.
В апреле 1933 г. Шпитальный и Комарицкий представили образец, который отличался от своего предшественника не только лучшей живучестью, но и некоторыми изменениями, положительно сказавшимися на простоте конструкции пулемёта. В новой модели была существенно изменена её основная деталь — коробка, введены пять новых деталей вместо тринадцати упразднённых. Эти переделки повлекли за собой значительное количество изменений размеров и допусков сопряжённых деталей.
В июле 1933 г. начался выпуск пулемётов по новым чертежам.
24 декабря 1934 г. закончено испытание пулемёта ШКАС с витой трёхжильной возвратно-боевой пружиной. Предыдущая возвратно-боевая пружина часто выходила из строя, не выдерживая более 2500—2800 выстрелов. Пробовали различные сорта стали, меняли диаметр пружин и толщину проволоки, но ничего не помогало, и после определённого количества выстрелов, стрельбу приходилось останавливать для замены пружины. Оригинальное решение было найдено Шпитальным, который предложил делать пружину многожильной витой. Испытания показали, что живучесть витой трёхжильной возвратно-боевой пружины равна 14 000 выстрелов.
В 1935—1936 гг. К. Н. Рудневым, В. Н. Полюбиным и А. А. Троненковым была разработана механическая спарка пулемётов ШКАС, в которой суммарный темп стрельбы двух пулемётов был доведён до 6000—6400 выстрелов в минуту.
15 мая 1937 г. Шпитальный и Комарицкий закончили изготовление опытного образца пулемёта УльтраШКАС. Применив в нём принцип подвижного ствола при ходе вперёд, они достигли скорострельности — 2800—3000 выстрелов в минуту.

С 1936 г. пулемёты системы ШКАС заняли доминирующее положение в системе вооружения советской авиации.

vilingstore.net

ШКАС Википедия

ШКАС

Крыльевой вариант пулемёта ШКАС (перевёрнут)
Тип авиационный пулемёт
Страна СССР СССР
История службы
На вооружении СССР СССР
→Испания Испания
Монголия Монголия
Китай Китай
Китайская Республика Китайская Республика
КНДР КНДР
Войны и конфликты Гражданская война в Испании,
Бои на Халхин-Голе,
Зимняя война,
Великая Отечественная война,
Гражданская война в Китае,
Корейская война

ru-wiki.ru

Патроны Мосина 7.62 к авиационным пулеметам ШКАС — Патроны

Отдельно следует уделить внимание патронам, производимым к авиационным пулеметам системы ШКАС, где первые буквы названия пулемета расшифровывались как Шпитальный-Комарицкий Авиационный Скорострельный. Вслед за созданием в 1932 году пулемета появилась необходимость и производства именно для него 7,62-мм винтовочно-пулеметного патрона с усиленной фиксацией пули и капсюля в гильзе, также изменения штатного патрона коснулись в виде утолщения стенок гильзы, применения лака- герметизатора на капсюле. Ниже будет детально рассмотрено каждое из перечисленных изменений, вошедших в патрон к ШКАСам. Ранние выпуски патронов производились с применением легких пуль “Л” обр. 1930 года. На донце еще отсутствовал штамп буквы “Ш”, а имелось лишь клеймо завода (Т — Тульский патронный завод, и последних двух цифр года выпуска патрона, в данном случае “37” — 1937 год). Но уже начиная с 1938 г. на донце наносился штамп “Ш” (для ШКАС).


На фото буквой “Ш” отмечены гильзы патрона ШКАС, которые имели утолщение стенок для предотвращения разрыва гильзы при выстреле. Справа обычная гильза.

Капсюль изнутри покрывался лаком-герметиком, который предотвращал повреждение фольги с ударным составом. Фольга фиксировалась опрессовкой про краям. Сам капсюль по высоте был немного короче обычного.


Слева обычный капсюль, справа капсюль патронов ШКАС.

Вслед за принятым в 1932 году патроном для ШКАС, который включал номенклатуру пуль Л, Т-30, Б-32 и БТ, в начале 1936 года на вооружение принимается патрон с бронебойно-зажигательной трассирующей пулей БЗТ-44, разработанной в ОКБ-44, впоследствии заменивший патрон БТ. Данное решение было продиктовано тем, что патрон с пулей БТ обладал малым заброневым действием по цели. Конструкция пули БЗТ-44 состояла из стальной плакированной томпаком оболочки, в носовую часть перед стальным сердечником был помещен зажигательный состав №7, вследствие чего длина пули была увеличена до 40 мм в сравнении с пулей БТ длиной 39,5 мм. За стальным сердечником располагался стальной стаканчик с трассирующим составом и калибровочное кольцо. В период с 1935 по 1936 года для патронов к авиационным пулеметам ШКАС для замены патронов с латунными гильзами разрабатывается и начинается производство биметаллической гильзы с усиленным круговым обжимом капсюля. Впоследствии данная технология производства стальных плакированных томпаком гильз стала применяться и для патронов применяемых сухопутными войсками.

Патрон к ШКАС с легкой пулей “Л”.

Для обеспечения надежной фиксации в гильзе пули “Л” обр. 1930 года дульце имело усиленный двойной обжим, а также более глубокую посадку пули, а капсюль имел усиленное кольцевое кернение.


Патрон к ШКАС с легкой пулей и биметаллической гильзой в сравнении с патроном для сухопутных войск в латунной гильзе.

Патрон к ШКАС с бронебойно-зажигательной трассирующей пулей БЗТ и ЗБ-46.

Патрон с пулей БЗТ-44.

Индекс ГРАУ 57-БЗТ-425 (ГЖ, ШКАС).
Маркировка — вершинка пули окрашена в
фиолетовый цвет с красным пояском.
-Длина патрона — 75,91-77,16мм.
-Масса патрона — 20,27-23,15г.
-Тип пороха — бездымный, пироксилиновый
-Марка пороха — ВТ .
-Масса порохового заряда — 3,12-3,16г.
-Масса пули — 9,0-9,2г.
-Длина пули — 39,9-40,4мм.
-Материал сердечника пули
инструментальная сталь У12А.
-Масса сердечника пули — 2,3-2,4г.

Патрон к ШКАС с пулей ЗБ-46.

Ввиду того, что пуля БЗТ-44 имела довольно большую длину, стволы пулеметов подвергались быстрому износу, в результате было принято решение модернизировать пулю, путем создания на ней характерных трех поперечных круговых канавок (каннелюр), которые уменьшали площадь соприкосновения пули
со стволом и увеличивали его живучесть. В разные года сборки пуль применяли трассирующие стаканчики не только из стали, но и из латуни. Также изменения коснулись и обработки сердечника, что было связано с дефицитом материалов при производстве патронов в военное время.

Патрон к пулеметам ШКАС с  опытной пулей МДЗ.

Патрон с опытной пулей предположительно мгновенного действия зажигательной.Состав смеси — гексоген с неизвестным дополнительным составом. В носовой части пули имеется полость, затем следует капсюль с ударным составом, который при ударе о преграду инициирует ВВ и зажигательный состав в самой пуле. Предположительно патроны разрабатывались в период 1940-1941 гг

Учебный патрон 7.62 ШКАС


Фрагмент ранней рассыпной ленты к авиа 7,62  пулемету. ШКАС обр. 1934
Боекомплект состоял из 650 патронов


Фрагмент рассыпной ленты к авиационному 7,62-мм пулемету ШКАС позднего выпуска, обр. 1939 г. Звенья имеют ребра жесткости для предотвращения деформации их во время работы механизмов пулемета

Автор Мусихин Алексей aka legioner539

xn--80aaxgqbdi.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *