Содержание

Крейсера проекта 1164 «Атлант» — это… Что такое Крейсера проекта 1164 «Атлант»?


Крейсера проекта 1164 «Атлант» («Слава») (код НАТО — англ. Slava class) — тип советских ракетных крейсеров, занимающий промежуточное положение между кораблями класса «Ушаков» (пр. 1144 «Орлан», ранее «Киров») и эсминцами класса «Современный» (проект 956), ракетные крейсера класса «Слава» с мощным ракетным вооружением класса «поверхность-поверхность» стали важной частью ВМФ России и Украины после раздела флота СССР.

Назначение

Основными задачами корабля, сформулированными в техническом проекте 1972 г., являлись:

  1. придание боевой устойчивости силам флота в отдалённых районах морей и океанов;
  2. уничтожение надводных кораблей противника, в том числе авианосцев.[1]

Позднее к задачам крейсеров проекта 1164 были добавлены: нанесение ударов по крупным надводным кораблям, и ударным группировкам противника, решение задач коллективной ПВО, соединений и конвоев в удалённых районах морей и океанов, борьба с ПЛ, поддержка десантов и обстрел побережья, занятого противником.

История разработки проекта

Официальной датой начала разработки проекта является 20 апреля 1972 г., когда было принято решение Комиссии при Совете министров СССР по военно-промышленным вопросам № 87.[1] Тактико-техническое задание на эскизный проект 1164 «Атлант» было выдано Северному ПКБ в октябре 1972 года. Главным конструктором был назначен директор Северного ПКБ А. К. Перьков (с 1979 г. — В. И. Мунихин), главным наблюдающим от ВМФ — капитан 2 ранга А. Н. Блинов.[2] При полном водоизмещении, равном 10000 т., предполагалось вооружить крейсера проекта 12 ПУ «Базальт», 8х8 ЗРК С-300Ф, 2 ЗРК «Оса», 2х1 100-мм АУ АК-100, 2х5 ТА, ЗАК самообороны АК-630. В декабре 1972 г. эскизный проект был рассмотрен. Технический проект был утверждён 21 августа 1974 г.

История строительства

Всего предполагалось построить 10 крейсеров проекта 1164. Однако заложено было всего 7 крейсеров этого типа, а введено в строй — 4.

Закладка головного корабля — крейсера «Слава» (заводской № 2008) — состоялась 4 октября 1976 г.

Впервые появившиеся в 1983 году, крейсера класса «Слава» должны были контролировать жизненно важные для безопасности СССР зоны мирового океана, такие как к примеру Северная Атлантика, и в случае получения соответствующего приказа были обязаны в первую очередь нанести ракетные удары по ударным авианосным группировкам ВМС США и НАТО. Основное вооружение крейсеров этого класса — 16 крылатых ракет П-500 «Базальт», в том числе и с ядерными боеголовками.

Эти корабли являются одними из самых мощных кораблей в своем классе, именно благодаря этим ракетам, имеющих мощную БЧ и дальность стрельбы 550 км. Они могут уничтожить даже такую крупную и защищенную цель как авианосец.

Вооружение

  • Противокорабельное — 16 пусковых установок комплекса «Базальт» (боекомплект 16 ракет ПКР П-500) ракета массой до 6 тонн и скоростью полета 900 м/с с частичным бронированием оснащена мощной (500 кг) обычной фугасно-кумулятивной или ядерной (350 кт) боевой частью и способна поражать назначенные цели на дальности до 550 км. Полет ПКР к цели осуществляется по сложной траектории. Она оснащена системой телеуправления и бортовой станцией радиоэлектронного противодействия средствам ПВО атакуемого корабля. Длина ракеты 11,7 м, размах крыла 2,6 м, диаметр ракеты 0,88 м.
  • Противолодочное — два торпедных аппарата (боекомплект 10 торпед для борьбы с подводными лодками противника) калибр 533 мм, длина 7 м, масса 2 т, заряд взрывчатого вещества 400 кг дальность до 22 км, скорость до 55 узлов (100 км/ч).
  • Две реактивные бомбовые установки РБУ-6000 (боекомплект из 96 ракет, вес ракеты 110 кг, вес боевой части 25 кг, длина 1,8 м, калибр 212 мм) реактивные глубинные бомбы предназначены, в основном, для защиты корабля от торпед и подводных лодок, путем ведения одиночной или залповой стрельбы, дальность стрельбы 6 км, глубина погружения 500 м.
  • Противолодочный вертолет Ка-25/Ка-27 корабельного базирования с ангаром и вертолетной площадкой.
  • Двухорудийная корабельная артиллерийская установка — 130 мм АК-130 (боекомплект 600 снарядов) предназначена для ведения огня по морским, воздушным и береговым целям на дальность до 24 км, при скорострельности 60 выстр/мин. Масса установки достигает 98 т, масса снаряда — 86 кг, начальная скорость снаряда 850 м/с. В боекомплект АК-130 входят унитарные патроны с осколочно-фугасным снарядом, оснащаемые тремя типами взрывателей.
  • Шесть ЗАК — АК-630 (боекомплект 16000 патронов по 2000 патронов в ленте) предназначены для поражения воздушных целей, ПКР, малоразмерных судов, всплывающих мин и легко бронированных наземных целей. Начальная скорость снаряда диаметром 30 мм, массой 0,834 кг достигает 900 м/с, скорострельность 6000 выстр./мин дальность до 8 км.
  • Две установки ЗРК «Оса-МА» (боекомплект 48 ракет, масса ракеты 128 кг) малой дальности предназначены для самообороны корабля от ударов самолетов, вертолетов и ПКР, а также ведения стрельбы по надводным целям. Боевые возможности ЗРК позволяют уничтожать воздушные цели со скоростью до 600 м/с на дальности до 15 км и высоте до 5 км, длина ракеты 3 м, масса 128 кг.
  • Восемь ЗРК С-300Ф «Форт» (боекомплект 64 ракеты в 8 пусковых установках револьверного типа под палубой, длина — 7,9 м, диаметр — 0,34 м, вес — 1600 кг) предназначен для защиты ордера кораблей от атак самолетов, крылатых ракет и других средств воздушного нападения противника, скорость до 2000 м/с, дальность до 90 км и до 25 км по высоте.

История эсплуатации

Общая оценка проекта

Представители

В настоящее время три крейсера этого проекта находятся в составе ВМФ России. «Москва» (бывшее название — «Слава») является флагманом Черноморского флота, «Маршал Устинов» входит в состав Северного флота, «Варяг» — флагман Тихоокеанского флота. Четвёртый крейсер, «Украина» (бывший «Адмирал Флота Лобов») в 1993 году вошёл в состав ВМС Украины, решение о его достройке было принято в 1998 году, но ввести его в строй Украина не может, и потому крейсер стоит у пирса, рассматриваются варианты продажи крейсера

[3][4].

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Проект 1164 (Атлант) — это… Что такое Проект 1164 (Атлант)?


Крейсера проекта 1164 «Атлант» («Слава») (код НАТО — англ. Slava class) — тип советских ракетных крейсеров, занимающий промежуточное положение между кораблями класса «Ушаков» (пр. 1144 «Орлан», ранее «Киров») и эсминцами класса «Современный» (проект 956), ракетные крейсера класса «Слава» с мощным ракетным вооружением класса «поверхность-поверхность» стали важной частью ВМФ России и Украины после раздела флота СССР.

Назначение

Основными задачами корабля, сформулированными в техническом проекте 1972 г., являлись:

  1. придание боевой устойчивости силам флота в отдалённых районах морей и океанов;
  2. уничтожение надводных кораблей противника, в том числе авианосцев.[1]

Позднее к задачам крейсеров проекта 1164 были добавлены: нанесение ударов по крупным надводным кораблям, и ударным группировкам противника, решение задач коллективной ПВО, соединений и конвоев в удалённых районах морей и океанов, борьба с ПЛ, поддержка десантов и обстрел побережья, занятого противником.

История разработки проекта

Официальной датой начала разработки проекта является 20 апреля 1972 г., когда было принято решение Комиссии при Совете министров СССР по военно-промышленным вопросам № 87.[1] Тактико-техническое задание на эскизный проект 1164 «Атлант» было выдано Северному ПКБ в октябре 1972 года. Главным конструктором был назначен директор Северного ПКБ А. К. Перьков (с 1979 г. — В. И. Мунихин), главным наблюдающим от ВМФ — капитан 2 ранга А. Н. Блинов.

[2] При полном водоизмещении, равном 10000 т., предполагалось вооружить крейсера проекта 12 ПУ «Базальт», 8х8 ЗРК С-300Ф, 2 ЗРК «Оса», 2х1 100-мм АУ АК-100, 2х5 ТА, ЗАК самообороны АК-630. В декабре 1972 г. эскизный проект был рассмотрен. Технический проект был утверждён 21 августа 1974 г.

История строительства

Всего предполагалось построить 10 крейсеров проекта 1164. Однако заложено было всего 7 крейсеров этого типа, а введено в строй — 4.

Закладка головного корабля — крейсера «Слава» (заводской № 2008) — состоялась 4 октября 1976 г.

Впервые появившиеся в 1983 году, крейсера класса «Слава» должны были контролировать жизненно важные для безопасности СССР зоны мирового океана, такие как к примеру Северная Атлантика, и в случае получения соответствующего приказа были обязаны в первую очередь нанести ракетные удары по ударным авианосным группировкам ВМС США и НАТО. Основное вооружение крейсеров этого класса — 16 крылатых ракет П-500 «Базальт», в том числе и с ядерными боеголовками.

Эти корабли являются одними из самых мощных кораблей в своем классе, именно благодаря этим ракетам, имеющих мощную БЧ и дальность стрельбы 550 км. Они могут уничтожить даже такую крупную и защищенную цель как авианосец.

Вооружение

  • Противокорабельное — 16 пусковых установок комплекса «Базальт» (боекомплект 16 ракет ПКР П-500) ракета массой до 6 тонн и скоростью полета 900 м/с с частичным бронированием оснащена мощной (500 кг) обычной фугасно-кумулятивной или ядерной (350 кт) боевой частью и способна поражать назначенные цели на дальности до 550 км. Полет ПКР к цели осуществляется по сложной траектории. Она оснащена системой телеуправления и бортовой станцией радиоэлектронного противодействия средствам ПВО атакуемого корабля. Длина ракеты 11,7 м, размах крыла 2,6 м, диаметр ракеты 0,88 м.
  • Противолодочное —
    два торпедных аппарата
    (боекомплект 10 торпед для борьбы с подводными лодками противника) калибр 533 мм, длина 7 м, масса 2 т, заряд взрывчатого вещества 400 кг дальность до 22 км, скорость до 55 узлов (100 км/ч).
  • Две реактивные бомбовые установки РБУ-6000 (боекомплект из 96 ракет, вес ракеты 110 кг, вес боевой части 25 кг, длина 1,8 м, калибр 212 мм) реактивные глубинные бомбы предназначены, в основном, для защиты корабля от торпед и подводных лодок, путем ведения одиночной или залповой стрельбы, дальность стрельбы 6 км, глубина погружения 500 м.
  • Противолодочный вертолет Ка-25/Ка-27 корабельного базирования с ангаром и вертолетной площадкой.
  • Двухорудийная корабельная артиллерийская установка — 130 мм АК-130 (боекомплект 600 снарядов) предназначена для ведения огня по морским, воздушным и береговым целям на дальность до 24 км, при скорострельности 60 выстр/мин. Масса установки достигает 98 т, масса снаряда — 86 кг, начальная скорость снаряда 850 м/с. В боекомплект АК-130 входят унитарные патроны с осколочно-фугасным снарядом, оснащаемые тремя типами взрывателей.
  • Шесть ЗАК — АК-630 (боекомплект 16000 патронов по 2000 патронов в ленте) предназначены для поражения воздушных целей, ПКР, малоразмерных судов, всплывающих мин и легко бронированных наземных целей. Начальная скорость снаряда диаметром 30 мм, массой 0,834 кг достигает 900 м/с, скорострельность 6000 выстр./мин дальность до 8 км.
  • Две установки ЗРК «Оса-МА» (боекомплект 48 ракет, масса ракеты 128 кг) малой дальности предназначены для самообороны корабля от ударов самолетов, вертолетов и ПКР, а также ведения стрельбы по надводным целям. Боевые возможности ЗРК позволяют уничтожать воздушные цели со скоростью до 600 м/с на дальности до 15 км и высоте до 5 км, длина ракеты 3 м, масса 128 кг.
  • Восемь ЗРК С-300Ф «Форт» (боекомплект 64 ракеты в 8 пусковых установках револьверного типа под палубой, длина — 7,9 м, диаметр — 0,34 м, вес — 1600 кг) предназначен для защиты ордера кораблей от атак самолетов, крылатых ракет и других средств воздушного нападения противника, скорость до 2000 м/с, дальность до 90 км и до 25 км по высоте.

История эсплуатации

Общая оценка проекта

Представители

В настоящее время три крейсера этого проекта находятся в составе ВМФ России. «Москва» (бывшее название — «Слава») является флагманом Черноморского флота, «Маршал Устинов» входит в состав Северного флота, «Варяг» — флагман Тихоокеанского флота. Четвёртый крейсер, «Украина» (бывший «Адмирал Флота Лобов») в 1993 году вошёл в состав ВМС Украины, решение о его достройке было принято в 1998 году, но ввести его в строй Украина не может, и потому крейсер стоит у пирса, рассматриваются варианты продажи крейсера[3][4].

Морская служба крейсеров проекта

В настоящее время в составе ВМФ России находится три крейсера проекта 1164 «Атлант»: по одному на Черноморском, Северном и Тихоокеанском флотах. Четвёртый построенный крейсер входит в состав ВМС Украины и находится в консервации.

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

От А до Я — РКР «Атлант» пр.1164

Ракетный крейсер пр.1164 (шифр «Атлант») разработан Северным ПКБ под руководством А.К. Перькова, а затем В.И. Мутихина. Корабль предназначен для слежения и нанесения ударов по корабельным группировкам противника (в первую очередь по его авианосным соединениям). Кроме того, он может осуществлять зональную противовоздушную оборону своих сил.

Разработка эскизного проекта заняла всего несколько месяцев — он был утвержден 13 апреля 1973 года. За основу чертежа приняли проект 1134Б. Но сходство проектов 1134Б и 1164 не имело места, почти всё в проекте 1164 было новым или другим. Новое оружие: ПКРК, главный ЗРК, артиллерия потребовали кардинального новой схемы общего расположения, причем не только в «надстроечной» части, но и в корпусной. Эта задача оказалась очень сложной. Окончательно зафиксировать облик корабля удалось только в техническом проекте, разработки которого заняла больше года и завершилась 21 августа 1974 г. Однако постройка головного корабля отодвинулась больше чем на два года. В принципе, начав выпуск рабочих чертежей, можно было заложить корабль уже в декабре того же 1974 г., поскольку стапель на Николаевском заводе им. 61 Коммунара, где решено было строить, освобождался после спуска «Петропавловска», 5 корабля проекта 1134Б. Однако проект корабля значительно опередил его оружие. Поставки «Базальта», ЗРК С-З00Ф и АУ АК-130 даже не намечались.

Корпус корабля гладкопалубный, стальной, с усиленными обшивкой корпуса и конструкциями его набора, двойным дном на всей протяженности. Крейсер оснащен активными успокоителями качки в виде управляемых бортовых рулей, а также скуловыми килями. Три развитые надстройки (за исключением газоходов и дымовых труб) и две мачты выполнены с широким использованием алюминиево-магниевых сплавов. Газотурбинная установка состоит из двух агрегатов М-21, каждый из которых включает два форсажных (или основных) реверсивных ГТД и один маршевый.

Основным вооружением крейсера пр.1164 является ПКРК «Базальт». 16 ПКР размещены в восьми спаренных ненаводящихся ПУ контейнерного типа на верхней палубе. Система управления «Аргон» позволяет вести залповую стрельбу всеми ракетами. Выдача целеуказания на столь значительную дистанцию (свыше 500 км) обеспечивается комплексом системы МКРЦ «Корвет», а также аппаратурой приема информации как от самолетов Ту-95РЦ, так и от бортовых вертолетов.

Зенитные огневые средства представлены ЗРК С-300Ф «Форт». ПУ ЗРК вертикальные, в виде барабанов (по 8 ЗУР каждый). В состав системы управления 3Р41 входит стрельбовая многоканальная РЛС с ФАР. От проекта 1134Б 1164-ому достались в наследство еще два ЗРК самообороны «Оса-М». Этот комплекс, разработанный параллельно с самоходным ЗРК сухопутных войск и принятый на вооружение еще в 1972 году, хорошо зарекомендовал себя и был освоен на флотах. Несмотря на солидное зенитно-ракетное вооружение крейсера проекта 1164, этого, казалось, было мало. На крейсера проекта 1164 были поставлены артиллерийские установки AK-130, второй артиллерийский калибр на корабле был представлен ставшим стандартным 30-мм МЗАК АК-630/МР-123. На крейсере удалось разместить три батареи, по два автомата с одной СУ «Вымпел» (МР-123) в каждой. Наиболее консервативным осталось противолодочное оружие крейсера: две традиционные 12-ствольные РБУ-6000 и два пятитрубных аппарата ПТА-53-1164.

Радиосвязное вооружение представлено комплексами космической радиосвязи «Тайфун-2» и «Цунами-БМ». Управление боевыми подсистемами корабля «возглавляла» боевая информационно-управляющая система третьего поколения «Лесоруб-1164», разработанная НПО «Марс». БИУС создавалась на новой элементной базе, с повышенной автоматизацией и быстродействием, а следовательно — с повышенной обоснованностью и оперативностью принимаемых решений.

Корабль имеет комплекс защиты по физическим полям и локальную конструктивную защиту в районе погребов боезапаса, ГКП и ряда боевых постов. Экипаж крейсера проекта 1164 состоит из 66 офицеров, 64 мичманов и 355 матросов. Автономность достигала 30 суток.

Закладка головного ракетного крейсера, получившего очень удачное и ко многому обязывающее имя «Слава», состоялась 4 октября 1976 года. Название «Слава», «освободившееся» после сдачи на слом крейсера проекта 26, в русском флоте носили еще четыре боевых корабля, самым знаменитым из которых был, конечно, линкор постройки 1905 г. — герой Первой мировой воины. Головной корабль строили больше шести лет, спустили на воду 27 июля 1979 года, а сдали 28 декабря 1982 года.

В июле 1989 г. на крейсере «Слава» проводился советско-американский эксперимент по возможности дистанционного обнаружения ядерных КРМБ. Американская группа участников использовала прибор с полупроводниковым детектором гамма-излучения на основе кристалла высокочистого германия с энергетическим разрешением около 2 кэв. Детектор размещался непосредственно на ПУ «убийцы авианосцев» (такое прозвище получили крейсера проекта 1164 на Западе). Полученный в течение 10 минут спектр излучений с пиковыми значениями, характерными для различных изотопов урана, плутония и некоторых продуктов их распада, подтверждал наличие ядерной боеголовки. При этом результаты измерений показали, что таким путём практически нельзя получить дополнительную информацию о конструкции боеголовки, что устраивало обе стороны. В начале декабря 1989 г. ракетный крейсер «Слава» принимал участие в обеспечении первой встречи Генерального секретаря Компартии СССР Михаила Горбачева с президентом США Джорджем Бушем (старшим) на о. Мальта.

В 90-м «Славу» поставили на стапеля Николаевского завода для частичной модернизации. Плановые восемь месяцев превратились в долгие восемь с половиной лет. Финансирование не поступало вообще, и первые пять лет крейсер сохранялся только благодаря самоотверженности экипажа. Только шефская помощь столичной мэрии и лично Юрия Лужкова позволили найти средства для окончания ремонта. Без действенной и всесторонней помощи москвичей, активной и принципиальной позиции командующих ЧФ адмиралов Игоря Касатонова, Виктора Кравченко и Владимира Куроедова корабль, наверное, и по сей день продолжал бы оставаться неподвижным памятником былому могуществу советского флота. 22 июня 1995 г. приказом Главнокомандующего ВМФ РФ крейсер получил новое имя – «Москва».

12 июня 1997 г. на корабле был поднят Андреевский флаг. 13 мая 1998 г. с целью сохранения на флоте гвардейских традиций кораблю переданы флаг и гвардейское звание от выводимого из состава ЧФ гвардейского сторожевого корабля «Красный Кавказ». 19 июля 1999 г., после нескольких переносов времени выхода, «Москва» наконец покинула Николаев. В районе Очакова крейсер приняли уже наши флотские буксиры, и спустя три дня, 21 июля, корабль известил вечерний Севастополь о своем возвращении залпами салютных пушек. 25 июля 1999 года, в День ВМФ России, флагман ЧФ России стоял в парадном строю в Севастопольской бухте. В апреле 2000 г. впервые за 10 лет «Москва» вышла в море для проверки ходовых механизмов. После проверки оружия, в ноябре крейсер вошел в состав сил постоянной готовности. В 2002 г. «Москва» снова вышла в на боевую службу в Средиземное море, а в 2003 году в составе соединения кораблей ЧФ участвовала в совместных учениях с Тихоокеанским флотом и ВМС Индии в Индийском океане. Во время похода в Средиземное море (2003 г.) на борту крейсера прошла встреча президента России В.Путина и президента Италии С.Берлускони.

Корабли пp.1164 явились заметным, этапным явлением в истории отечественного коpаблестpоения. Советская, русская констpуктоpская мысль, констpуктоpская школа в очередной раз доказала всему миру, что по уровню пpоектиpования, по многим хаpактеpистикам и техническим решениям наши корабли превосходят или, во всяком случае, не уступают таковым зарубежных «коллег». Только один, но очень важный и хаpактеpный показатель: относительный вес вооружения, т.е. «полезной нагрузки», РКР пр. 1164 составляет около 18% (!). Никто в мире подобного не добивался никогда.

www.ot-a-do-ya.org

Крейсера проекта 1164 «Атлант» Википедия

Ракетные крейсеры проекта 1164 «Атлант» («Слава»)

Гвардейский ракетный крейсер «Москва» проекта 1164
Проект
Страна
  • СССР СССР
    Россия Россия
Изготовители
  • Судостроительный завод имени 61 коммунара
Запланировано 10
Построено 4
В строю 3
В консервации 1
Основные характеристики
Водоизмещение 11 380 т (полное)
Длина 186 м
Ширина 20,8 м (максимальная)
Двигатели ГТУ М21 общей мощностью 110000 л. с. состоит из: 2 маршевых ГТ двигателей М70 мощностью 9993 л. с. и 4 форсажных ГТ двигателей М90 мощностью 19986 л. с.
Скорость хода 34 узла (полная)
Экипаж 510 человек
Вооружение
Артиллерия 1×2-130мм артиллерийская установка АК-130
Зенитная артиллерия 6×6-30мм ЗАК АК-630
Ракетное вооружение 16 ПУ ПКР П-1000 «Вулкан»
8×8 ПУ ЗРК дальнего рубежа обороны С-300Ф «Форт», 2 ПУ ЗРК ближнего рубежа обороны «Оса-М»
Противолодочное вооружение 2 РБУ-6000
Минно-торпедное вооружение 2×5 533мм торпедных аппарата
Авиационная группа 1 вертолёт Ка-25РЦ
 Медиафайлы на Викискладе

ru-wiki.ru

Проект 1164 шифр «Атлант» — ракетные крейсеры России

Проект 1164 шифр «Атлант» — ракетные крейсеры России.

Советское военное руководство инициировало разработку ракетных крейсеров по проекту под номером 1164 (шифр «Атлант», обозначение НАТО — Slava class) как кораблей, занимающих промежуточное положение между сверхмощными атомными ракетными крейсерами проекта 1144 шифра «Орлан» (нынешний «Пётр Великий») и эсминцами. Основными задачами кораблей проекта 1164 являлись: — усиление флотских группировок, действующих автономно как в жизненно важных для безопасности СССР, так и в отдаленных регионах Мирового океана: обеспечение совместной противовоздушной обороны флотской группировки, борьба с подводными лодками и т. д.; — поиск и уничтожение надводных кораблей противника, действие против ударных группировок противника, в том числе авианосных группировок ВМС США и НАТО после получения специального приказа; — поддержка десантных операций на берегах противника.

История ракетных крейсеров проекта 1164 шифр «Атлант»

Технический проект на корабли проекта 1164 был оформлен в 1972 г. на высшем уровне — специальной Комиссией по вопросам военно-промышленного комплекса при Совмина Советского Союза. Конструкторские работы были поручены Северному ПКБ. К созданию головного корабля под обозначением «Слава» официально приступили 4 октября 1976 г. По современным меркам мощность и энерговооруженность ракетных крейсеров проекта 1164 позволяют им соперничать с такими эффективнейшими кораблями, как американские ракетные крейсеры типа Ticonderoga. Неудивительно, что после распада Советского Союза они были включены в состав флота России в качестве одной из важнейших частей. Всего было построено четыре корабля проекта 1164. На 2010 г. три из них находились в составе ВМФ России, в том числе «Москва» (создавался как «Слава») — флагманский корабль Черноморского флота, «Варяг» (первоначально — «Червона Украина») — флагманский корабль Тихоокеанского флота и «Маршал Устинов» — бывший флагман Северного флота, сейчас стоит на капремонте. Крейсер «Украина» (создавался как «Адмирал флота Лобок») в 1993 г. после раздела флота СССР поступил на вооружение флота Украины. В декабре 1989 г. ракетный крейсер «Москва» (тогда он еще назывался «Слава»), стоявший в то время у берегов Мальты, на короткий промежуток времени стал центром политической жизни планеты. На его борту состоялась ветреча двух мировых лидеров: главы СССР М. С. Горбачева и президента США Дж. Буша (старшего). Кают-компания стала местом переговоров. В августе 1990 г. на крейсере была проведена Ялтинская международная конференция по контролю за ядерным вооружением. Довелось «Москве» поучаствовать и в реальных военных событиях. В августе 2008 г. он был задействован в вооруженном конфликте с Грузией.

Конструкция ракетных крейсеров проекта 1164 шифр «Атлант»

Корпус корабля проекта 1164 выполнен из стали и разделен на 15 отсеков. Толщину листов обшивки было решено довести до 8 мм, чтобы превысить по запасу расчетные нормы. Для обеспечения безопасности и живучести артиллерийские погреба пришлость разнести по кораблю, оборудовать системами пожаротушения и разделить непроницаемыми переборками. Специальные меры обеспечивают живучесть крейсера после затопления любых трех смежных отсеков. В состав электронного оборудования крейсера «Москва» входят боевая информационно-управляющая система, а также системы управления артиллерийской, торпедной и ракетной стрельбой (из 130-мм и 30-мм артустановок, противокорабельными и противовоздушными ракетами, а также торпедами). Имеются РЛС обнаружения воздушных целей. Радиоэлектронное противодействие обеспечивают активная и пассивная системы, система электронных помех из двух пусковых устройств ПК2 (200 ракет). Для точного наведения ракет на борту корабля установлена глобальная спутниковая морская космическая система типа «Легенда» (на вооружении находится с 1976 г.), осуществляющая разведку и целеуказание. На борту крейсера имеется кран грузоподъемностью 8,5 т, который в походном положении складывается и закрепляется.

Вооружение ракетных крейсеров проекта 1164 шифр «Атлант»

Эти корабли относятся к числу самых вооруженных в своем классе. Благодаря наличию мощных ракет крейсеры проекта 1164 могут успешно атаковать даже такую защищенную цель, как авианосец. Основой вооружения крейсеров этого типа являлись 16 крылатых ракет П-500 «Базальт», которые могли оснащаться в том числе и ядерными боеголовками. Скорость полета ракеты составляла 2600 км/ч, дальность — 550 км. При модернизации на всех крейсерах проекта 1164 они заменены еще более эффективными ракетами П-1000 «Вулкан» (скорость полета составляет 31 00 км/ч, дальность — 700 км). Ракетное вооружение представлено двумя зенитными ракетными установками «Осима» (боекомплект — 48 ракет) дальности действия до 15 км и высоты до 5 км, восьмью зенитными ракетными комплексами С-300Ф «Форт» (боекомплект — 64 ракеты) с дальностью полета до 90 км и высотой до 25 км. Эти средства предназначены для уничтожения самолетов, вертолетов и противокорабельных ракет. Для борьбы с подводными лодками, а также с выпущенными торпедами корабль оборудуется двумя пятитрубными торпедными аппаратами калибра 533 мм, двумя реактивными бомбометами РБУ-6000, а также противолодочным вертолетом типа Ка-25 (либо Ка-27), для которого на борту имеются ангар и взлетно-посадочная площадка. В боекомплект входят 10 торпед и 96 реактивных глубинных бомб. Ствольная артиллерия представлена спаренной 130-мм корабельной автоматической установкой АК-130 (боекомплект — 600 снарядов, дальность стрельбы — до 24 км, скорострельность — 90 выстрелов в минуту) и шестью зенитными артиллерийскими комплексами АК-630 с дальностью стрельбы до 8 км (в боекомплект входит 16 000 патронов, скорострельность составляет 6000 выстрелов в минуту).

Технические характеристики ракетных крейсеров проекта 1164 шифр «Атлант»

Вам также могут быть интересны следующие оружейные статьи:

rus-guns.com

Проект 1164 (Атлант) Википедия

Ракетные крейсеры проекта 1164 (шифр «Атлант», код НАТО — англ. Slava class) — класс советских ракетных крейсеров, занимающий промежуточное положение между тяжёлыми атомными ракетными крейсерами типа «Киров» (проект 1144 «Орлан») и эскадренными миноносцами типа «Современный» (проект 956 «Сарыч»). Ракетные крейсера проекта 1164 с мощным ракетным вооружением класса «поверхность-поверхность» стали важной частью ВМФ России после раздела флота СССР.

Назначение

Основными задачами корабля, сформулированными в техническом проекте 1972 года, являлись:

  1. придание боевой устойчивости силам флота в отдалённых районах морей и океанов;
  2. уничтожение надводных кораблей противника, в том числе авианосцев[1].

Позднее к задачам крейсеров проекта 1164 были добавлены: нанесение ударов по крупным надводным кораблям и ударным группировкам противника, решение задач коллективной ПВО соединений и конвоев в удалённых районах морей и океанов, борьба с ПЛ, поддержка десантов и обстрел побережья, занятого противником.

История разработки проекта

Официальной датой начала разработки проекта является 20 апреля 1972 года, когда было принято решение Комиссии при Совете Министров СССР по военно-промышленным вопросам № 87.[1] Тактико-техническое задание на эскизный проект 1164 «Атлант» было выдано Северному ПКБ в октябре 1972 года. Главным конструктором был назначен директор Северного ПКБ А. К. Перьков (с 1979 года — Мутихин, Валентин Иванович), главным наблюдающим от ВМФ — капитан 2 ранга А. Н. Блинов[2]. При полном водоизмещении 10 000 тонн предполагалось вооружить крейсера этого проекта 12-ю ПУ КР «Базальт», 8х8 ЗРК С-300Ф, 2 ЗРК «Оса», 2х1 100-мм АУ АК-100, 2х5 ТА, ЗАК самообороны АК-630. В декабре 1972 года эскизный проект был рассмотрен. Технический проект был утверждён 21 августа 1974 года.

История строительства

Всего предполагалось построить 10 крейсеров проекта 1164, затем программу сократили до 6 единиц. Однако заложено было всего 4 крейсера этого типа, а введено в строй — 3.

Закладка головного корабля — крейсера «Слава» (заводской № 2008) — состоялась 4 октября 1976 года.

Впервые появившиеся в 1983 году, крейсера класса «Атлант» должны были контролировать жизненно важные для безопасности СССР зоны мирового океана, такие как к примеру Северная Атлантика, и в случае получения соответствующего приказа были обязаны в первую очередь нанести ракетные удары по ударным авианосным группировкам ВМС США и НАТО. Основное вооружение крейсеров этого класса — 16 крылатых ракет П-500 «Базальт», в том числе и с ядерными боеголовками (при модернизации на всех российских крейсерах пр. 1164 заменены на ракеты П-1000 «Вулкан»).

Эти корабли являются одними из самых мощных кораблей в своем классе, именно благодаря этим ракетам, имеющим мощную БЧ и дальность стрельбы 550 км. Они могут уничтожить даже такую крупную и защищенную цель как авианосец.

Представители

В настоящее время три крейсера этого проекта находятся в составе ВМФ России:

Конструкция

Конструкция корпуса и надстройки

По конструкции корабль длиннополубачный, с развитой трёхостровной надстройкой, башнеподобными пирамидальными фок- и грот-мачтами. Для лучшей мореходности и остойчивости шпангоуты имеют сильный развал, а форштевень сильно наклонен. В первом отсеке по носовую таранную переборку располагаются вспомогательные помещения и кладовые. Во втором отсеке ниже ватерлинии находится выгородка ГАС «Платина», выше неё — цепной ящик, кладовые и шпилевое отделение. Третий отсек занимает подбашенное отделение и погреба АК-130, вентиляторные помещения и боевые посты корабля. Четвёртый отсек отведён под кубрики и каюты личного состава, с агрегатными помещениями в трюме. В пятом отсеке, помимо жилых помещений, расположен погреб боезапаса для РБУ-6000 «Смерч-2». В шестом отсеке размещены боевой информационный центр, БИУС, которые соединены с боевой рубкой командирским лифтом. В шестом отсеке расположены вспомогательные механизмы. Также в шестом отсеке находятся приводы носовой пары успокоителей качки. В седьмом отсеке располагается носовое машинное отделение (НМО) с маршевыми турбинами М-21, редукторами, теплоутилизационным контуром и паровыми вспомогательными турбинами на общей раме. Восьмой отсек — вспомогательные механизмы и вторая пара успокоителей качки. Затем кормовое машинное отделение (КМО) с форсажными турбинами М-8КФ. Десятый отсек — вспомогательные механизмы, в двенадцатом — подпалубные погреба ЗРК «Форт» с пусковыми установками вертикального пуска револьверного типа, а также погреба и приводы системы постановки помех ПК-2, грузовой лифт. В тринадцатом и четырнадцатом отсеках размещаются кубрики экипажа, имеются вспомогательные и служебные помещения, торпедные аппараты, а в районе 300—310 шпангоутов находятся погреба и пусковые установки зенитных ракет «Оса-М». Кормовой отсек, в основном, служит для размещения буксируемого антенного устройства и систем для его опускания и подъёма, также в корме выгорожен ахтерпик. На всем протяжении корабля под топливными цистернами имеется двойное дно во избежание разлива ГСМ при аварийных ситуациях. Основные погреба боезапаса разнесены по кораблю, разделены непроницаемыми переборками и снабжены системами орошения и пожаротушения. Все эти меры конструктивно обеспечивают живучесть и непотопляемость крейсера при затоплении любых трёх смежных отсеков, кроме машинных отделений.

В конструкции лёгких выгородок внутри корпуса используются наряду со сталью алюминиевые сплавы типа АМГ. Надпалубные надстройки в районах воздействия пламени от пуска ракет стальные, верхние конструкции изготовлены из алюминиевых сплавов. На нижних ярусах находится флагманский командный пункт, каюты старших офицеров, кают-компания. Блоки надстройки имеют технологические разрезы для исключения повреждений надстройки из-за напряжений изгиба. Дымоходы с системами воздухозабора размещены поперек корабля. За дымовыми трубами установлен кран грузоподъёмностью 8,5 тонн, который в походном положении опускается между дымоходами и закрепляется.

В кормовой части главной палубы в виде отдельного острова размещен вертолётный ангар, который венчает антенна 3Р41 «Волна», служащая для сопровождения и подсветки цели корабельного зенитного ракетного комплекса «Форт», далее в корме вертолётная площадка с системами обеспечения взлёта и посадки. Имеются, помимо набора спасательных средств, разъездной командирский катер проекта 1404 и рабочий катер проекта 1402.[5]

Вооружение

  • Противокорабельное — 16 пусковых установок комплекса «Вулкан» (боекомплект 16 ракет ПКР П-1000) ракета массой до 6 тонн и скоростью полёта 3077 км/ч оснащена мощной (500 кг) обычной фугасно-кумулятивной или ядерной (350 кт) боевой частью и способна поражать назначенные цели на дальности до 700 км. Полет ПКР к цели осуществляется по сложной траектории. Она оснащена системой телеуправления и бортовой станцией радиоэлектронного противодействия средствам ПВО атакуемого корабля. Длина ракеты 11,7 м, размах крыла 2,6 м, диаметр ракеты 0,88 м.
  • Противолодочное — два пятитрубных торпедных аппарата (боекомплект 10 торпед для борьбы с подводными лодками противника) калибра 533 мм, длина торпеды 7 м, масса 2 т, заряд взрывчатого вещества 400 кг дальность до 22 км, скорость до 55 узлов (100 км/ч). Торпедные аппараты совместимы с противолодочным комплексом «Водопад-НК» и универсальным ракетным комплексом «Калибр-НК».
  • Две реактивные бомбовые установки РБУ-6000 (боекомплект из 96 реактивных глубинных бомб, вес бомбы 110 кг, вес боевой части 25 кг, длина 1,8 м, калибр 212 мм) реактивные глубинные бомбы предназначены, в основном, для защиты корабля от торпед и подводных лодок, путём ведения одиночной или залповой стрельбы, дальность стрельбы 6 км, глубина погружения 500 м.
  • Вертолёт Ка-25РЦ корабельного базирования с ангаром и вертолётной площадкой.
  • Двухорудийная корабельная артиллерийская установка — 130 мм АК-130 (боекомплект 600 снарядов) предназначена для ведения огня по морским, воздушным и береговым целям на дальность до 24 км, при скорострельности 90 выстр/мин. Масса установки достигает 98 т, масса выстрела — 86,2 кг, снаряда 33,4 кг, начальная скорость снаряда 850 м/с. В боекомплект АК-130 входят унитарные патроны с осколочно-фугасным снарядом, оснащаемые тремя типами взрывателей.
  • Шесть ЗАК — АК-630 (боекомплект 16000 патронов по 2000 патронов в ленте) предназначены для поражения воздушных целей, ПКР, малоразмерных судов, всплывающих мин и легко бронированных наземных целей. Начальная скорость снаряда диаметром 30 мм, массой 0,834 кг достигает 900 м/с, скорострельность 6000 выстр./мин дальность до 8 км.
  • Две установки ЗРК «Оса-МА» (боекомплект 40 ракет, масса ракеты 128 кг) малой дальности предназначены для самообороны корабля от ударов самолётов, вертолётов и ПКР, а также ведения стрельбы по надводным целям. Боевые возможности ЗРК позволяют уничтожать воздушные цели со скоростью до 600 м/с на дальности до 15 км и высоте до 5 км, длина ракеты 3 м, масса 128 кг.
  • Восемь ЗРК С-300Ф «Форт» (боекомплект 64 ракеты в 8 пусковых установках револьверного типа под палубой, длина — 7,9 м, диаметр — 0,34 м, вес — 1600 кг) предназначен для защиты ордера кораблей от атак самолётов, крылатых ракет и других средств воздушного нападения противника, скорость до 2000 м/с, дальность до 75 км и до 25 км по высоте[6].

История эксплуатации

  • В декабре 1989 года ракетный крейсер «Слава» (ныне «Москва») обеспечивал встречу Президента СССР М. С. Горбачёва с президентом США Дж. Бушем-старшим на Мальте. В 1990 году вернулся на Николаевский завод для модернизации, где простоял 8,5 лет.
  • Ракетный крейсер «Москва» c 9 по 12 августа 2008 года участвовал в вооружённом конфликте с Грузией в водах Абхазии.
  • Крейсера проекта 1164 принимали участие в совместных учениях с ВМС Индии, Италии, Японии, США, обеспечивали прикрытие авиационной группировки ВКС России в Сирии[7].
  • В 2011-2018 все 3 корабля проекта прошли ремонт и модернизацию[7].

Общая оценка проекта

В целом, РКР проекта 1164 стали альтернативой чрезмерно дорогим крейсерам проекта 1144 «Орлан». Имея ограниченное водоизмещение, крейсера проекта 1164 располагали практически эквивалентным наступательным вооружением и сопоставимым оборонительным. По современным классификациям эти РКР соответствуют ракетным крейсерам/«большим эсминцам», таким как ракетные крейсера типа «Тикондерога», эсминцы типа «Атаго» и типа «Король Седжон», имеющим сходное водоизмещение в районе 9000-11000 тонн.

Однако приоритет в создании крейсеров проекта 1164 был отдан наступательным, а не оборонительным характеристикам. Корабли имеют уменьшенный запас ракет С-300Ф — 64, в сравнении с 96 на крейсере проекта 1144; слабым местом является ПВО самообороны, состоящая из всего двух устаревших ЗРК «Оса-М» (для сравнения — крейсера проекта 1144 имеют 16 ПУ «Кинжал»).

Кроме того, ввиду наличия только одной РЛС наведения ракет 3Р41 «Волна», зенитный комплекс «Форт» может быть задействован для отражения атаки только с одного направления одновременно, и в случае выхода единственной РЛС 3Р41 «Волна» из строя, дальняя ПВО корабля окажется полностью парализованной. Для сравнения — крейсера проекта 1144 имеют две РЛС 3Р41, что позволяет им отражать атаки одновременно с нескольких направлений и не рисковать потерей обороноспособности при выходе РЛС из строя.

В целом, корабль в полной мере соответствует «поздней» доктрине Советского флота — использование для ударных функций надводных ракетоносцев, прикрытых палубной авиацией.

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Ракетные крейсера проекта 1164 «Атлант» — Энциклопедия безопасности

Ракетные крейсера проекта 1164 шифр «Атлант» (по кодификации НАТО – класс «Слава») – класс русских, позже русских крейсеров, которые занимают среднее положение меж кораблями проектов «Ушаков» (пр. 1144 «Орлан») и эсминцами типа «Современный» (проект 956).

После развала СССР ракетные крейсера типа «Атлант», вооруженные массивными ракетами класса «поверхность-поверхность», стали принципиальной частью ВМФ Рф. Всего было выстроено 4 корабля данного типа, в строй было введено – 3 единицы. Ракетный крейсер «Москва» является флагманом Черноморского флота, «Варяг» флагманом Тихоокеанского флота, «Маршал Устинов» считается в составе Северного флота, в текущее время он проходит ремонт и модернизацию. 

Ракетные крейсера пр. 1164 созданы для нанесения ударов по ударным группировкам и большим кораблям противника, для обеспечения боевой стойкости противолодочных поисково-ударных групп кораблей, также выполнения задач коллективной ПВО соединений и конвоев в удаленных районах мирового океана. Вспомогательными задачками кораблей данного класса является огневая поддержка десантов, борьба с подлодками, обстрел побережья, занятого неприятелем. 

Всего русский флот собирался заказать 10 боевых кораблей данного типа (по 4 на Тихоокеанский и Северный флот и по 1 для Черноморского и Балтийского флота). Начиная с 5-ого корабля серии (Октябрьская революция), крейсера должны были строиться по освеженному проекту 11641. Данные суда должны были иметь удлиненный на 6 метров корпус, также вооружаться крылатыми ракетами «Вулкан» (заместо «Базальта»), 5 боевыми модулями ЗРАК «Кортик» (заместо 6 установок АК-630М), также новым радиотехническим оборудованием и 2 вертолетами. Кроме этого на крейсерах проекта 11641 планировалось поменять тяжкий и массивный подъемный кран на более легкий, владеющий наименьшими размерами. Но из-за денежных ограничений Минобороны СССР в 1990 году отказалось от предстоящего строительства кораблей данного проекта.

Время критического изготовления крейсера к бою и походу составляет всего 12 минут, автономность плавания добивается 30 суток, мореходность ничем не ограничена. Внедрение основных комплексов вооружения корабля может быть при наличии бокового наклона до 15 градусов и килевой качке до 5 градусов, также ветре до 20 м/сек. Поперечник циркуляции корабля составляет 655 метров. На корабле употребляется особая система успокоения качки – УК 134-6, которая имеет 4 автоматических крыла общей площадью по 6 квадратных метров, с завышенной скоростью перекладки. 

Описание конструкции крейсера

По конструкции крейсера пр. 1164 – это длиннопалубные суда с развитой трехостровной надстройкой, пирамидальными башнеподобными фок- и грот-мачтами. Для улучшения мореходности и остойчивости ракетного крейсера шпангоуты корпуса владеют сильным развалом, а форштевень имеет сильный наклон. На всем протяжении крейсера имеется двойное дно (где находятся топливные цистерны). Главные погреба боезапаса разнесены по всему крейсеру, разбиты переборками и оборудованы системами орошения и затопления. Данные меры ориентированы на обеспечении непотопляемости и живучести корабля и обеспечивают непотопляемость судна при затоплении 3-х всех отсеков, не считая машинных отделений. Крейсер обладает комплексом защиты по физическим полям, также локальной конструктивной защитой в районе погребов боезапаса, боевых постов и ГКП.

В первом отсеке корабля, по носовую таранную переборку находятся кладовые и вспомогательные помещения. Во 2-м отсеке, ниже ватерлинии размещена выгородка гидроакустической станции «Платина», выше ватерлинии – шпилевая, цепной ящик и кладовые. 3-ий отсек корабля практически вполне занят под подбашенное отделение и погреба для 130-мм артиллерийской установки, также боевые посты и вентиляторные. 4-ый отсек крейсера отведен под каюты и кубрики с агрегатными помещениями в трюме. В 5-ом отсеке, не считая жилых помещений, находится погреб боезапаса для глубинных бомб. В шестом отсеке крейсера находится БИУС, боевой информационный центр, которые соединяются с боевой рубкой особым командирским лифтом. В седьмом отсеке находятся вспомогательные механизмы крейсера. В восьмом отсеке размещено носовое машинное отделение с редукторами, маршевыми турбинами, ТУК и паровыми вспомогательными турбинами, установленными на общей рампе. В девятом отсеке размещаются вспомогательные механизмы. В десятом отсеке находится кормовое машинное отделение с форсажными турбинами. В одиннадцатом отсеке опять вспомогательные механизмы. В двенадцатом отсеке – подпалубные погреба ЗРК «Форт» с пусковыми барабанами ракет, грузовой лифт и приводы и погреба системы постановки помех ПК-2 (с каждого борта). В 13 и 14 отсеках размещены кубрики команды, служебные и вспомогательные помещения, торпедные аппараты крейсера. В районе 300-310 шпангоутов находятся погреба и ПУ для ЗРК «Оса». Кормовой отсек крейсера, в главном, употребляется для хранения буксируемого антенного устройства и систем для его постановки и подъема, также тут выгорожен ахтерпик (балластная цистерна). 

В конструкции корабля употребляются наряду со сталью и сплавы алюминия. Элементы надпалубной надстройки крейсера в районах воздействия на их открытого пламени выполнены из стали, в то время как верхние конструкции для облегчения произведены из сплавов алюминия. На нижних ярусах размещены каюты старших офицеров, кают-компания и флагманский командный пункт. Блоки надстройки корабля владеют технологическими разрезами, для того чтоб они не врубались в общую крепкость корпуса судна и не лопались из-за напряжений извива. Развитые дымопроводы крейсера, владеют системами воздухозабора и размещены поперек крейсера. Сходу за ними смонтирован кран, владеющий грузоподъемностью в 8,5 тонн. 

На главной палубе в кормовой ее части в виде отдельного острова находится вертолетный ангар, который венчает большая 30-тонная антенна ЗРК «Форт», дальше в корме находится вертолетная площадка с системами обеспечения посадки и взлета. Кроме набора спасательных средств на корабле находятся рабочий катер пр. 1402 и разъездной командирский катер пр. 1404.

Газотурбинная установка ракетного крейсера состоит из 2-х агрегатов М-21, любой из которых включает в собственный состав 2 форсажных (либо главных) газотурбинных реверсивных мотора, которые работают на спаривающий однобокий редуктор, также 1 маршевый газотурбинный реверсивный движок, который работает на двухскоростной редуктор. Форсажные движки находятся в кормовом машинном отделении на однокаскадной амортизации, маршевые движки находятся в носовом машинном отделении и владеют двухкаскадной амортизацией. 

Редукторы 2-ух форсажных и маршевого ГТД подсоединены к одной полосы вала при помощи неотключаемых звукоизолирующих муфт. Управление ГТД делается из центрального поста при помощи механической системы. Тепло отработавших газов (приблизительно 400°С) отбирается при помощи теплоутилизационного контура – ТУК и потом подается на особые паровые котлы, которые приводят в движение дополнительно смонтированные паровые турбины, работающие на гребные валы через редуктор совместно с маршевыми газотурбинными движками, что позволяет достигнуть роста подаваемой на валы мощности с 6400 до 8000 л.с. и ведет к росту КПД основных устройств на 12 процентов. Это самая комбинированная и непростая газотурбинная установка, применяемая на современных боевых кораблях. 

Вооружение крейсера

Главным вооружением ракетного крейсера является комплекс ударного ракетного орудия П-500 «Базальт» с системой управления «Аргон-1164», антенный пост которой находится на носовой стороне фок-мачты. Данный комплекс предназначен для поражения принципиальных групповых и одиночных надводных целей и в состоянии вести залповую и одиночную стрельбу. На крейсере имеется 8 сдвоенных ненаводящихся ПУ СМ-248, которые размещены побортно с углом наклона в 30 градусов. Боезапас крейсера составляют 16 противокорабельных ракет. Выдача целеуказания для стрельбы осуществляется при помощи приема спутниковой инфы «Корвет-5», также приема инфы от собственного корабельного вертолета разведки и целеуказания либо самолетов Ту-95РЦ. Наибольшая дальность ведения огня составляет 550 км. Боевая часть ракет может быть как фугасно-кумулятивной либо ядерной (до 350 кт).

На 3-ем ракетном крейсере пр. 1164 «Червона Украин», в текущее время – «Варяг» заместо «Базальта» вначале был установлен комплекс П-1000 «Вулкан», владеющий наибольшей дальностью ведения огня в 700 км. Перезарядка ракет «Базальт» и «Вулкан» вероятна только на базе при помощи использования особых ракетно-разгрузочных устройств. Данные крейсера являются одними из более массивных в собственном классе, конкретно благодаря своим противокорабельным ракетам, владеющим большой дальностью стрельбы и большой мощностью БЧ. Данные ракеты могут поразить и убить даже такую отлично защищенную и крупную цель, как авианосец. По этой причине данные корабли время от времени именуют «убийцами авианосцев». 

Основное зенитное вооружение корабля – это комплекс ЗРК «Форт» (С-300Ф). Данный комплекс предназначен для поражения маневренных, скоростных и малоразмерных целей во всем спектре высот, также морских целей средних размеров. Боезапас крейсера – 64 ракеты. В состав данного комплекса заходит подпалубная ПУ барабанного типа с 8-ю барабанными устройствами на 8 транспортно-пусковых контейнеров. Дальность стрельбы до 90 км, по высоте — 25 км. ЗРК близкого радиуса деяния представлены 2-мя одноканальными комплексами «Оса-МА», которые созданы для самообороны крейсера от низколетящих вертолетов, самолетов, ракет, также поражения надводных целей на удалении от 1 до 15 км. и по высоте до 5 км. Комплекс установлен побортно, общий боезапас – 48 ракет. 

Артиллерийское вооружение представлено двуствольной автоматической артиллерийской установкой калибра 130-мм АК-130, наибольшая скорострельность 85 выстрелов за минуту, дальность ведения огня – 24,1 км, боезапас 360 снарядов на ствол, живучесть каждого ствола 1500 выстрелов. Для борьбы с низколетящими воздушными целями на рубеже дострела, также ликвидирования плавающих мин, поражения легкобронированных объектов используются скорострельные 30-мм шестиствольные автоматы АК-630М – три батареи в составе 2-х установок и одной СУ. Темп стрельбы до 5000 выстрелов за минуту, наибольшая дальность 8 км, дальность поражения по высоте – 5 км, общий боезапас 48 000 выстрелов. 

Противолодочное вооружение корабля содержит в себе ГАК «Платина». Дальность обнаружения подлодок при помощи данного комплекса при подходящих критериях составляет до 15 км. При включении специальной буксируемой антенны переменной глубины реализуется возможность «прослушивать» горизонты ниже слоя температурного скачка. Главным противолодочным вооружением корабля являются 2 пятитрубных торпедных аппарата ПТА-53-1134 калибра 533 мм, общий боекомплект 10 торпед. Также для борьбы с подводными лодками может употребляться вертолет Ка-27 корабельного базирования.

Также в состав вооружения крейсера входят 2 реактивных бомбовых установки РБУ-6000 (общий боекомплект 96 реактивных глубинных бомб). Реактивные глубинные бомбы в главном созданы для защиты корабля от торпед, подлодок, подводных диверсантов методом воплощения залповой стрельбы. Дальность стрельбы до 6 км, глубина погружения бомб 500 метров. Кроме этого установка может употребляться для ведения огня по береговым целям. 

На ракетном крейсере установлено 2х2 ПУ помех ПК-2 и 12х10 ПУ помех системы ПК-10, также имеется полный набор радиолокационного вооружения комплекса МП-152 «Кольцо», который предназначен для обнаружения локационных и радиостанций, головок самонаведения ракет и их пеленгованию, угнетению трактов наведения ракет и другого противодействия, другими словами корабль обладает наступательными способностями средств РЭБ, которые также позволяют ему «скрываться».

Крейсера пр. 1164 «Атлант» на практике реализуют принцип ударного корабля, способного действовать без надежного прикрытия с воздуха. Они соединяют внутри себя высшую маневренность, мореходность, скорость и могут действовать в удаленных районах мирового океана без собственного гарантийного прикрытия с воздуха. Используя свою сильную систему ПВО, корабль в состоянии подойти к авианесущей группе противника на расстояние деяния собственных ПКР и разгромить ее. Неофициальная оценка кораблей данного проекта довольно высока, применяя свое орудие и средства РЭБ, крейсер в состоянии выдержать получасовой бой с хоть каким соединением противника, сбив за этот период времени до 40-45 ракет, атакующих корабль. При всем этом для нанесения неприемлемого вреда для кораблей данного типа, по оценкам западных профессионалов, требуется попадание 6-и противокорабельных ракет «Гарпун» (боеголовка 227 кг) либо 3-х «Томагавков» (рядовая боеголовка 454 кг ВВ).

Уместно привести слова южноамериканского профессионала Тома Бернхарда, который занимается исследованием русской техники. По его словам, компьютер кораблей данного типа содержит больше шестеренок, чем часы его деда и построен с расчетом на то, чтоб выдержать электрический импульс после ядерного взрыва, который способен вывести из строя более современные ЭВМ. Для каждой автоматической системы на крейсере существует дублирующая механическая система. Российские исходят из самого отвратительного сценарии, при развитии которого пушки корабля продолжили бы стрелять даже тогда, когда флаг уже ушел под воду.

survincity.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *