Атаман II и Комбат — журнал За рулем
На рубеже столетий Горьковский автозавод вел массовые разработки легковых внедорожников. Необычные с виду новые модели показали на Московском мотор-шоу 1999 года.
В первой части нашей истории проектов ГАЗа шла речь о прототипах Аскет, Атаман и Ермак. Но параллельно создавали и другие модели, которые, кажется, были в полушаге от конвейера. Сегодня речь пойдет о внедорожнике ГАЗ-3106, он же Атаман II, и о ГАЗ-2169 Комбат.
Привет от хомячка
Создавая ГАЗ‑2308, завод построил, по сути, универсальную платформу: раму с подвесками и трансмиссией, пригодную для установки разных двигателей и кузовов. ГАЗ‑3106 (он же – Атаман II) в основе имел эту самую платформу, но с укороченной до 2820 мм базой.
Первый вариант ГАЗ‑3106 выглядел очень смело и своеобразно.
Салон первого ГАЗ‑3106 – российский шик рубежа столетий.
Дизайн разрабатывали совместно с американской компанией Venture Industries, приложившей руку и к Волге ГАЗ‑3111.
Кто-то сравнивал необычное лицо машины даже с Роллс-Ройсом, иные – с мордочкой хомячка. И именно они, по-моему, были правы – с «лица» автомобиль действительно походил на удивленного щекастого зверька.
Универсальную внедорожную платформу, разработанную в Нижнем Новгороде, отличали отсутствие промежуточного вала между коробкой передач и раздаткой. Существовал вариант с задней пружинной подвеской.
Полноприводное шасси с задней рессорной подвеской и пятицилиндровым дизелем ГАЗ‑5611.
Нерожденные внедорожники ГАЗа: Аскет, Атаман и Ермак
Под капотом стоял новейший тогда, несерийный 5‑цилиндровый дизель ГАЗ‑5611 – в первой жизни Steyr. Оснащенный интеркулером дизель объемом 2,67 л выдавал 136 л.с. при 3500 об/мин. Неплохо даже по нынешним меркам.
Вскоре появились первые сведения о планируемых ценах. ГАЗ‑23081 оценивали в 8–11 тысяч долларов, а ГАЗ‑3106 – около 15 тысяч долларов.
Полноприводных автомобилей подобного класса за такие деньги на российском рынке в тот момент не было. Нива, в зависимости от модификации, стоила 4–6 тысяч, но она была существенно меньше. УАЗ‑3160 на рубеже 2000‑х обходился в 7–9 тысяч долларов. Но Атаман был заметно вместительнее, а Атаман II, он же ГАЗ‑3106, – богаче по комплектации. А все близкие по конструкции иномарки были несравненно дороже.
Комбат
ГАЗ‑2169 Комбат сделали по мотивам дизайна знаменитого ГАЗ‑69.
ГАЗ‑2120 – вариант Комбата с жесткой крышей.
Забытые автопроекты СССР и России: Роствертол, Заря, Канонир…
В 2000 году на выставке показали еще и ГАЗ‑2169 Комбат – эдакую вариацию на тему внедорожника Jeep Wrangler с дизайном по мотивам ГАЗ‑69.
На построенном все на той же платформе (но с базой 2350 мм) автомобиле стоял дизель ГАЗ‑561 объемом 2,13 л и мощностью 110 л.с. Этот двигатель позже выпускали серийно и ставили на ГАЗели и Волги, но в 95‑сильном варианте – без интеркулера.
Сделали и вариант Комбата с жесткой съемной крышей – ГАЗ‑3120, но эти машины с самого начала логично воспринимали лишь как выставочные шоу-стоперы.
ГАЗ-3106: работа над ошибками
Про огромный Атаман-Бурлак как-то незаметно забыли, а вот над ГАЗ‑3106 завод работал. Базу уменьшили до 2670 мм, «успокоили» дизайн, убрав вызывающие хомячьи черты и приведя внешность к усредненной для внедорожников тех лет.
Второй вариант ГАЗ‑3106 с измененными деталями.
Салон ГАЗ-3106 следующей итерации выглядел убедительно. За управление полным приводом, понижающей передачей и блокировку дифференциалов отвечал лишь один рычаг.
Машину с клиренсом 200 мм и раздаточной коробкой с понижающей передачей 2,68 теперь позиционировали как люксовую. Планировали заволжский двигатель ЗМЗ‑4064 с турбонаддувом (так и не доведенный до ума) мощностью 205 л.с. при 4800 об/мин. Салон отделали богато настолько, насколько завод себе это в ту пору мог позволить, предполагали даже вариант с раздельными сиденьями сзади.![]()
«Люксовый» внедорожник получился тесноватым сзади. Но эту-то проблему можно было решить.
Уменьшение базы привело к тесноте на заднем сиденье. Да и задняя дверь, особенно для люксового автомобиля, была узковата. Впрочем, это можно было доработать, да и двигатель подобрать пожизнеспособней, пусть и не столь мощный.
ГАЗ‑3106 с более приземленным по сравнению с версией 1999 года дизайном проходил заводские испытания.
Самые провальные автомобили XXI века
Но в декларируемые планы начать производство к 2006 году уже мало кто верил, даже на заводе. Слишком много в те годы на ГАЗе затевали странных и сомнительных проектов, начиная от новой Волги собственной разработки и заканчивая Волгой-Сайбер и забытым уже ныне фургоном Maxus.
Скоро компания логично сконцентрировалась на том, что у нее действительно получалось хорошо, – ГАЗелях и Соболях.
***
С экономической точки зрения история газовских внедорожников на стыке веков закончилась логично. Да и неизвестно, смог бы ГАЗ‑3106 потеснить на рынке УАЗ, тем более – конкурировать с иномарками. Немного жаль даже не этих, не ставших серийными машин, а скорее романтического времени смелых, хотя часто и авантюрных проектов, наивных порывов сделать что-то необычное – свое, и не менее наивной веры в то, что может и получиться.
Альтернативы тех лет
Появись бы ГАЗ‑3106 по той цене, о которой шла речь, у него на нашем рынке, помимо УАЗа, оказалась бы всего пара конкурентов.
Индийский автомобиль Mahindra Marshal оснащали 2‑литровым 123‑сильным бензиновым двигателем, постоянным полным приводом, 5-ступенчатой механической коробкой и понижающей передачей. По иронии судьбы, около ста таких машин собрали на ГАЗе и с трудом продали через дилерскую сеть по цене около 20 тысяч долларов. После этого о поставке запчастей и обслуживании тут же забыли.
Mahindra Marshal
Kia Sportage
Корейский Kia Sportage первого поколения с мотором мощностью 128 л.
с. и подключаемым передним приводом стал в России довольно популярен. Особенно после того, как сборку машин по цене от 14 тысяч долларов начали в Калининграде.
Фото: из архива «За рулем»
ГАЗ-3106 Атаман-2 Двигатель Габаритные размеры Вес
Легковой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-3106 «Атаман» представлен в 1996. В его просторном салоне могут разместиться 7 человек, для перевозки грузов предусмотрен большой багажный отсек. ГАЗ 3106 имеет выразительную внешность. Изящество и уверенность линий дизайна отражает такие качества автомобиля, как динамичность, плавность хода и в то же время способность продолжать движение даже там, где нет хорошего покрытия.
ГАЗ-3106 Атаман-2 — видео
Благодаря постоянному полному приводу, гидроусилителю рулевого управления и антиблокировочной системе тормозов обеспечивается не только высокая проходимость автомобиля, но и устойчивость при движении на высоких скоростях.
ГАЗ 3106 имеет рамную конструкцию. Кузов устанавливается на раму на виброизолирующих подушках, что обеспечивает хорошую шумо- и виброизоляцию. Большинство элементов платформы ГАЗ 3106 унифицировано с применяемыми в конструкции автомобиля ГАЗ 2308 «Атаман»: передний и задний ведущие мосты, передняя подвеска, рулевое управление, тормозная система и колеса.Редуктор, ступичный узел и тормозной механизм максимально унифицированы с применяемыми на «Соболе».
Жесткий задний мост на рессорной подвеске предусматривает возможность установки узла блокировки. ГАЗ 3106 имеет зависимые заднюю и переднюю подвески, что обеспечивает постоянство просвета между дорогой и редукторами мостов, а значит — лучшую проходимость. В конструкции передней подвески применены пружины и мощные продольные рычаги. Оригинальная, сблокированная с коробкой передач раздаточная коробка соединена цепной передачей с передним мостом. Предусмотрено оснащение автомобиля рядными 4-цилиндровыми бензиновыми и 5-цилиндровыми дизельными двигателями ГАЗ 560 («STEYR»), а также V-образными 6- и 8-цилиндровыми бензиновыми.
Джип ГАЗ-3106 разработан автозаводскими конструкторами, первый опытный образец изготовлен в содружестве с американской инжиниринговой фирмой «Venture».
Технические характеристики ГАЗ-3106 Атаман-2
— Количество мест: 7
— Колёсная формула: 4×4
Двигатель ГАЗ-3106 Атаман-2
— Объем двигателя: 2460 см3
— Мощность: 152 л.с. при 5200 об.мин
— Крутящий момент: 211 Нм при 4000 об.мин
Максимальная скорость ГАЗ-3106 Атаман-2
— 155 км/ч
Коробка передач: 5 ступенчатая механическая
Габаритные размеры ГАЗ-3106 Атаман-2
— Длина: 4570 мм
— Ширина: 1960 мм
— Высота: 1880 мм
— Клиренс: 200 мм
— Колёсная база: 2670 мм
— Колея задняя: 1620 мм
— Колея передняя: 1620 мм
Вес ГАЗ-3106 Атаман-2
— Снаряженная масса, кг: 2000
Размер шин ГАЗ-3106 Атаман-2
— 225/75 R16
Фото ГАЗ-3106 Атаман-2 образца 2000 года
ГАЗ-3106 Атаман-2 образца 2004 / 2005 годов
Фото ГАЗ-31061 Атаман-2 образца 2005 года
Салон ГАЗ-31061 Атаман-2
Добавить комментарий
Атаман — характеристики, фото, видеообзор, цена
ГАЗ-Атаман — автомобиль повышенной проходимости, а его презентация состоялась в 1996 году.
Производство автомобиля было завершено до того, как его удалось запустить. Он был спроектирован годом раньше (1995) и за короткое время смог оказаться в центре внимания. Жители Нижнего Новгорода были удивлены, увидев этот автомобиль в своем городе.
И их чувства понять можно, ведь модель была нетипичной для РФ машиной. Если быть точнее, то это был пикап, но не простой, а весьма колоритный вид. Из-за собственного нелепого внешнего вида машина получила массу красноречивых прозвищ, вроде «колосс на глиняных ногах», «глазастый парень» и «клубок противоречий», что весьма кстати. Весь модельный ряд ГАЗ.
Content: [Show]
- Car history
- Exterior
- Interior
- Specifications
- Powertrain
- Transmission
- Suspension
- Steering wheel control
- Brake system
- The pros and cons
- Summing up
- ГАЗ-Атаман фото
- Тест-драйв
- Видеообзор
История автомобиля
Еще до своего появления ГАЗ-Атаман берет свое начало в середине 1990-х, когда горьковское предприятие переживало кризис перепроизводства не устаревающей Волги.
Людей, стоявших в те годы у руля завода, всерьез стала волновать задача сохранения мощностей цехов легковых автомобилей. Практически сразу они смогли найти выход.
На платформе уже уверенной в себе легковушки (Волги) смогли сконструировать грузовик Бурлак, обещавший завоевать новейшую полку автомобильного рынка. Хотя модификаций было не так много, но они были достаточно значительными.
Поскольку пришлось увеличить базу пикапа на 300 миллиметров, это повлекло за собой удлинение карданного вала и торосов ручника. При этом подвеску пришлось усилить, а заднюю часть машины оснастить рамой, которая стыковалась с лонжеронами.
Но вдруг капризы рынка позволили исправить ситуацию с Волгой, хотя с грузовиками все равно не ладилось. Поэтому понятно, почему Бурлака решил сослаться на грузовой выпуск, где под влиянием некоторых факторов (маленькая покрасочная камера, и переизбыток некоторых разновидностей сборочных позиций) на его платформе родился пикап ГАЗ-2307. .
Эта машина не могла сосуществовать с грузовиком ГАЗ-3307 (где была оригинальная носовая часть) и транспортной базой типа «Волга» на «бурлатском» шасси. Фактически это был прообраз Атамана.
После этого грузовик был оснащен рамой, индивидуальным мостком и перечнем силовых агрегатов, где был 4-цилиндровый бензиновый двигатель, V-образный 8-цилиндровый бензиновый двигатель и 4-цилиндровый турбированный двигатель, работающий на дизельном топливе .
ГАЗ-Атаман смог создать такую модель, которая могла произвести настоящий фурор. Многие даже не ожидали такого пикапа.
Если говорить о полноприводном ГАЗ-2308 «Атаман» и его вариациях с задним приводом ГАЗ-2309, который в шутку называли «Атаманшем», то обе машины выглядели довольно нелепо и смешно.
На самом деле в машинах все было на месте, но значительная часть присутствующих на мероприятии, увидев модель, начала улыбаться. В данной статье будут описаны газ 3106 атаман 2 и газ 2308 атаман.
Внешний вид
Если обратить внимание на внешний вид модели, то он вызывает довольно смешанные чувства. Автомобиль получил 16-дюймовые колесные диски, что положительно сказалось на его внешности. Колесная база достигает в длину 3100 миллиметров.
Чтобы лучше это понять, можно сравнить со знаменитой «Волгой», у которой этот параметр на 300 миллиметров меньше. Высота дорожного просвета автомобиля Горьковского автозавода составляет 215 миллиметров, что говорит об отличной проходимости.
Рама кузова расположена достаточно высоко над землей и легко входит в пикап по ступенькам. Например, модель ГАЗ-3106 получила выразительную внешность. У первых моделей была кабина «жезловая палочка», что могло немного сбивать с толку. Со временем выпускались более поздние версии «джипа».
Элегантные и уверенные линии облика грузовика говорят о дерзости грузовика, его динамичности, плавности хода и способности не останавливаться там, где хорошего дорожного покрытия просто нет.
Эта модель уже немного походила на иномарку.
Интерьер
В трехместном салоне обоих автомобилей было много места. Благодаря тому, что была установлена огромная площадь остекления, была отличная обзорность, что очень важно. Говоря об интерьере, это был грузовой и спартанский пикап.
Имел заднеприводную и полноприводную компоновку, кроме количества рычагов трансмиссии. Внедорожная версия имела рычажную 5-ступенчатую механическую коробку передач вместе с парой вспомогательных коробок передач. Это были тихоходные коробки передач и блокировки межосевого дифференциала. Место водителя было отделено от пассажирского.
Приборная панель имела много общего с грузовиками Горьковского автозавода. Самым большим датчиком на нем был спидометр. Руль получил двухспицевую форму и не очень тонкий обод.
Технические характеристики
Силовой агрегат
Говоря о двигателях, пикапы имели разные характеристики. Атаман получил V-образную 100-сильную грузовую «восьмерку» рабочим объемом 4,25 литра.
А вот заднеприводная версия имела четырехцилиндровый двигатель объемом 2,89 литра, мощность которого также составляла 100 лошадиных сил.
Перечень силовых агрегатов для такой машины был представлен двумя двигателями, среди которых был бензиновый 4-цилиндровый 2,5-литровый двигатель, развивавший до 150 лошадей и дизельный 4-цилиндровый двигатель, выдававший 110 лошадиных сил.
Такой двигатель оснащался опциональным интеркулером и турбокомпрессором. Такие двигатели позволяли машине развивать скорость 120-140 километров в час. Но нельзя сказать, что у моторов были маленькие аппетиты – около 15,8 литров в городском режиме.
Хотя не стоит забывать, что автомобиль приобретался не для городских поездок, а также, такой немалый расход топлива, оправданный массой, габаритами и мощностью.
Что касается педального узла, то особенно педаль сцепления было очень тяжело нажимать, для регулировки которой приходилось прикладывать много усилий. Более свежие вариации пикапа получили рядные 4-цилиндровые бензиновые и 5-цилиндровые дизельные двигатели ГАЗ 560 («STEYR») и V-образные шести- и восьмицилиндровые двигатели, работающие на бензине.
Версия автомобиля ГАЗ-3106 разработана автомобильными конструкторами, а дебютная версия выполнена совместно с инжиниринговой компанией из Америки Venture.
Трансмиссия
В паре с этими двигателями грузовик работал с пятиступенчатой механической раздаточной коробкой передач, которая получила систему постоянно активного полного привода и блокировку межосевого дифференциала.
Подвеска
Прохождение булыжной спецплощадки, позволило в полной мере оценить преимущества шасси. Чувствовалось, что горьковские специалисты провели над ним много часов. Что приятно, удалось достичь компромисса.
Удалось снизить «тряску» до минимума, а также обеспечить машине хорошую грузоподъемность – 800 кг. Основная заслуга в этом была за счет длинноходных рессор спереди и рессорной подвески, установленной сзади.
Заднеприводная версия, оказавшись на рыхлом песке, вдруг начала закапываться, что подчеркивало ее заднеприводный характер.
Полноприводная версия не испытывала проблем с песком, более того, она даже умудрялась растянуть заднеприводную версию Атамана и продолжала бороздить пересеченную местность в любом направлении.
Короче говоря, у автомобиля впереди рычажная подвеска, где есть поперечный стабилизатор и винтовая пружина. А сзади подвеска имеет стабилизатор поперечного типа, мост с разрезной балкой и рессоры.
Конструкторы Горьковского автозавода хорошо поработали над техническим оснащением машины, в результате модель отличалась отличной проходимостью, большим клиренсом, что в совокупности с системой полного привода сделало это настоящий внедорожник.
Управление рулевым колесом
Оснащался гидроусилителем руля для всех версий грузовика и отлично работал своей легкостью.
Тормозная система
Тормоза ГАЗ-Атаман представлены дисковыми приводами спереди и барабанами сзади.
Более поздние модели 3106 получили антиблокировочную тормозную систему, которая не только повышает проходимость автомобиля, но и делает его более устойчивым при движении на высоких скоростях.
Плюсы и минусы
Плюсы авто
- Допустимая высота дорожного просвета;
- Отличная проходимость автомобиля;
- Есть система полного привода;
- Есть гидроусилитель руля;
- Силовые агрегаты мощные;
- Простенькая модель;
- Много свободного места внутри;
- Мужской силуэтный станок;
- Может перевозить около 800 кг багажа;
- АБС установлена;
- Не боится плохой дороги;
- Передние колеса оснащены дисковыми тормозами;
- Хорошая видимость.
Минусы автомобиля
- Модель ГАЗ-2308, имеет довольно скудный и аскетичный салон, который можно встретить на грузовиках;
- Высокий расход топлива;
- Большие размеры;
- Пластиковая передняя панель низкого качества;
- Высокий коэффициент аэродинамического сопротивления.

Подведение итогов
В целом пикапы производства Горьковского автозавода смогли произвести приятное впечатление. Они смогли проявить себя достаточно продуктивно и соответствовали своему времени. Модель 2309, можно сказать, создавался для дорожного полотна с хорошим покрытием, а вот 2308, может преодолевать любые проблемные дороги.
Только последний вариант смог получить «разрешение» на серийное производство. Поставить автомобиль на конвейер планировалось в 2000 году. Однако именно тогда в компании сменилось руководство, что повлекло за собой кардинальную реструктуризацию, поставившую крест на подобном проекте.
В итоге было выпущено всего около сотни опытных автомобилей «Атаман», и после этого все было кончено. Многие автомобили ушли в небытие, а некоторые из них, купленные частными лицами, эксплуатируются до сих пор.
Атаман имел своеобразную внешность и мог удивить сразу многих. Его внедорожным характеристикам могли бы позавидовать даже многие иностранные варианты.
Конечно, внутри уровень комфорта и качество используемых материалов оставляли желать лучшего, но модель только начинала развиваться.
Возможно, что в дальнейшем, если бы машины были запущены в серийное производство, их можно было бы постепенно улучшать. Хотя, не стоит забывать и о модели 3106 атаман 2 газ, которую можно было сделать лучше и приятнее, чем предшественница.
Советуем прочитать статью: ГАЗ – история производства автомобилей.
ГАЗ-Атаман фото
Тест-драйв
Видеообзор
Por que ГАЗ 3106 «Атаман» децепция?
Poucas persoas saben sobre o desenvolvemento interno do SUV ГАЗ 3106 de luxo. Нет главного исполнительного директора, это estrela illuminouse baixo o nome де «Атаман 2». Novidade foi Presentada no Salón do Automóbil de Moscova hai 13 anos.
Кошечка todoterreno por 10 000 долларов США
O prototipo foi Presentado ao publico co motor Diesel modernizado de cinco cilindros ГАЗ-561, cuxa potencia age de 141 cv. Desafortunadamente, xa en 2001 todo o traballo sobre a produción posterior do SUV GAZ 3106 «Ataman 2» por motivos económicos desapareceu rapidamente. Con todo, os éxitos de UAZ e Shevi-Niva inspiraron tanto aos autores que no 2004 представляет unha variante do jeep GAZ 3106 do orzamento.
Классический внедорожник для бездорожья
Новый ГАЗ 3106 Parecía и классический внедорожник. Tiña un bastidor, un corpo con cinco portas, depende da suspensión, tracción ás catrorodas, unha boa caixa de transferencia de dúas velocidades e, por suposto, houbo un bloqueo do diferencial interaxular. O prototipo estaba equipado cunha unidade de potencia con capacidade de 147 forzas co marcado ZMZ-405. Para a máquina non se ve baleiro, estaba equipado con reforzo hidráulico, airbags e outros equipos. finais де 2006, este coche экспериментальный debía entrar en serie. О ГАЗ 3106, cuxa foto foi Presentada ao Público, parecía moi prometedora. Rastrexou continuidade doutros modelos de GAZ, pero había algo propio, único.
En 2005, os «coches rusos» представляет интересную версию прототипа ГАЗ 3106 VIP. Un Salón de coiro de catro prazas, un dispositivo eléctrico completo, asentos traseiros separados con axustes eléctricos — todo iso estaba no coche, subliñou o seu estado especial. Elite engadiu un acabado de madeira do taboleiro de tools orixinal, cromo e baixo o capó roared un poderoso turbo a gasolina coa posibilidade de enfriamiento intermedio — ZMZ-4054 R4 16V 2,5 литра. Дейшу 204 резюме. Разгоняйтесь до 170 км/ч. En xeral, эпоха un coche moi bo, que ten todas as calidades off-road necesarias e cómodo интерьер. O público estaba interesado en comprar внедорожник. Манила é un prezo aceptable, deseño interesante e calidade relativamente boa do coche. Con todo, Esta vez os autores do auto rehusaron lanzalo en serie por рассмотрев экономические. Ao parecer, é máis fácil para eles producir e vender GAZELS, que para promover SUVs domésticos ás masas. Унха пена. Как perspectivas para o coche foron interesantes.


