«Одним именем своим внушал ужас»: за что современники ненавидели атамана Ермака

Кириллица

Атаман Ермак был фигурой загадочной и мрачной, и если одни историки считают его героем, первопроходцем, положившим начало освоению Сибири, то другие говорят о его жестокости, физической силе и жажде золота и славы. Татарские националисты говорят о том, что это из-за Ермака количество сибирских татар, проживающих на территории Сибирского ханства, к концу XVI века уменьшилось на 80% – одних уничтожили, а других вытеснили в Среднюю Азию, на территории проживания мусульман. Создатель официальной истории Российского государства Николай Михайлович Карамзин не питал никаких иллюзий по поводу Ермака и писал о нем следующее: «Это таинственная и мрачная личность, одним именем своим внушавшая ужас, был человеком без роду и племени. Ни один народ не может нести за него какой-либо нравственной ответственности».

© Кириллица

Кем он был и в кого верил – неизвестно

Видео дня

Настоящее имя этого человека неизвестно. Неизвестно и как он выглядел, все описания историки относят к недостоверным. Тобольский боярин Семен Ремезов в «Истории Сибирской» описывал его как человека, имевшего облик стeпнякa – «плoскoлиц, чёрен брaдою и влaсы». Одни считают, что Ермак – это прозвище, означающее «жернов для мельницы», другие считают, что это сокращенное прозвище от Ермолая, третьи уверены – Ермака звали Василием. Летописец XVII века Савва Есипов писал, что дед Ерамака из Суздаля, что звали его самого «Василей» Тимофеевич Аленин, а прозвище Ермак значило – артельный котел. Было и другое прозвище – Токмак, что значило – «бить», «калечить» и говорило о нраве атамана. Но называют его и Ермилой, и Германом, и Еремеем. Некоторые считают Ермака ногайцем или даже сибирским татарином – выходцем из семьи местных князей, которых разорил хан Кучум. Хану Кучуму Сибирская летопись приписывает такие слова о Ермаке: «самозванец приидох корысти ради и величия». Мусульманские устные легенды говорят о том, что Ермак был мусульманином, и бек Елычай хотел отдать замуж за Ермака дочь, и что хоронили Ермака по мусульманским обычаям. Не знаем мы ничего и годе его рождения. Вроде бы к моменту похода на Кучума, Ермаку было 40–45 лет. И это все.

Под «англицким» флагом?

До сих пор сохранились три знамени, под которыми Ермак ходил в Сибирское ханство. На одном из них изображение библейского героя Иисуса Навина с Архангелом Михаилом, а два других изображают единорога и льва. Это весьма похоже на английские гербы Викторианской эпохи, на которых эти звери держат щиты. Однако историки считают. что единорог Ермака ведет свое происхождение от печати Ивана Грозного, на которой был изображен этот зверь. В православии этот зверь был символом чистоты и непорочности.

Он был бандитом

Сибирская летопись свидетельствует о том, что Ермак был «силен, велeрeчив и остр», ходил на стругах по рекам, работал, но прибрав к рукам небольшую ватагу, «пошел от работы на разбой» – то есть начал для власти и денег, а не от нужды, грабить караваны. Англичанин Джонн Белл писал о Ермаке, что тот собрал шайку и начал разбойничать по дорогам и натворил столько дел, что царю пришлось отправить против него войска. Тогда Ермак сбежал в Персию, но персы, прознав о его преступлениях, выгнали его, после чего он объявился на Урале – искал убежище (историки А. Ю. Борисенко, Ю. С. Худяков «Малоизвестные версии о покорении Сибири Ермаком»). Даже официальная история признает, что Строганов по сути «спровадил» банду Ермака за Урал, так как тот, по просьбе промышленника укротив «местных татар», начал бесчинствовать и разорять местные народы.

Он убивал и вешал

Об этом пишет в своей летописи историк Семен Ульянович Ремезов (XVII век). Когда Ермак завоевал «Назымские волости» и взял боем крепость в Аремзяме, то первое, что он сделал – это перебил всех врагов, лучших из них «повесил за ногу», а сдавшимся князькам приказал целовать окровавленную саблю и приносить присягу русскому царю. Столица Сибирского ханства Искер была разграблена и сожжена дотла. Несмотря на то, что Ермак дрался с ханом под знаменами царя, грабил он вполне по-бандитски, и отнюдь не все отправлял царю. Историк Сибири Сергей Владимирович Бахрушев в своих «Очерках истории…» указывал, что и золото, и соболей ушкуйники делили между собой. Казахский историк М.К. Зиманов в книге «Алтайская звезда. Национальная идея Турана» приписывает Ермаку трагедию, разыгравшуюся в Сарайшике – бывшей золотоордынской столице, в 1581 году, где ушкуйники убили все население в 2 000 человек, изнасиловали женщин, а потом разрыли могилы ханов Золотой Орды, разграбили их, а кости ханов сожгли. Собственно, оправдать ушкуйников можно – они по-своему, по-бандитски, отомстили за те издевательства, которые Русь терпела от монголов и татарского ига.

То ли утонул, то ли скормили собакам

Как ничего не известно о корнях человека, покорившего хана Кучума, так по сути ничего неизвестно и о его смерти. Возник из неоткуда и исчез в никуда, даже могилы не осталось Одни историки говорят, что погиб он, просто перескакивая с одного струга в другой: упал в воду и не выплыл. Другие, что на его лагерь ночью напали воины Кучума, перебили казаков, а Ермак утонул, пытаясь доплыть до струга. Русские считают, что тело Ермака находится на дне Иртыша. Историк Федор Иванович Миллер пишет, что тело атамана выловил из реки сын хана Беким-Бека Яныш, после чего мусульмане устроили настоящий праздник, а после все же похоронили врага на мусульманском погосте Бегиша. В казахском эпосе «Сатбек батыр» Ермака убивает герой эпоса Сатбек, мстя за смерть жены и детей. Он отрубает Ермаку руку, а потом спускает на врага огромного черного пса. Впрочем, в этом эпосе Ермак предстает изгоем татарского народа и «ордынским разбойником». В других казахских легендах храбрые герои скармливают тело Ермака собакам. Но тут, очевидно, авторы легенд выдают желаемое за действительное. Хотя никто не знает, как все было на самом деле.

Другое, Николай Карамзин, Михаил Архангел, Иван Грозный

был ли покоритель Сибири русским по национальности — Кириллица — энциклопедия русской жизни

2022-04-07 14:59:59

Личность Ермака уже давно обросла легендами. Порой не ясно, историческая ли это фигура или мифологическая. Мы достоверно не знаем, откуда он родом, кто по происхождению и зачем отправился покорять Сибирь?

Атаман неизвестных кровей

«Родом неизвестный, душой знаменитый» Ермак по-прежнему таит для исследователей много загадок, хотя версий его происхождения хоть отбавляй. Только в Архангельской области родиной Ермака себя называют как минимум три деревни. Согласно одной из гипотез, покоритель Сибири – уроженец донской станицы Качалинской, другая находит его родину в Перми, третья – в Бирке, расположенной на Северной Двине. Последнюю подтверждают строки Сольвычегодского летописца: «На Волге казаки, Ермак атаман, родом з Двины з Борку разбили государеву казну, оружие и порох и с тем поднялись на Чусовую».

Существует мнение, что Ермак родом с вотчин промышленников Строгановых, ушедший впоследствии «полевать» (вести вольную жизнь) на Волгу и Дон и вступивший в казачество. Однако последнее время все чаще слышаться версии о благородном тюркском происхождении Ермака. Если обратиться к словарю Даля, то мы увидим, что слово «ермак» имеет тюркские корни и означает «малый жернов для ручных крестьянских мельниц».

Некоторые исследователи предполагают, что Ермак – это разговорный вариант русского имени Ермолай или Ермила. Но большинство уверены, что это не имя, а прозвище данное герою казаками, и происходит оно от слова «армак» – большой котел, используемый в казачьем быту.

Слово Ермак, употребляемое как кличка, нередко встречается в летописных источниках и документах. Так, в Сибирском летописном своде можно прочесть, что при закладке Красноярского острога в 1628 году участвовали атаманы тобольские Иван Федоров сын Астраханев и Ермак Остафьев. Не исключено, что Ермаками моли называть многих казацких атаманов.

Была ли у Ермака фамилия, достоверно не известно. Однако встречаются такие варианты его полного имени, как Ермак Тимофеев, либо Ермолай Тимофеевич. Иркутский историк Андрей Сутормин утверждал, что в одной из летописей он встретил настоящее полное имя покорителя Сибири: Василий Тимофеевич Аленин. Эта версия нашла место в сказке Павла Бажова «Ермаковы лебеди».

Разбойник с Волги

В 1581 году польский король Стефан Баторий осадил Псков, в ответ русские войска направились в Шклов и Могилев, готовя контрудар. Комендант Могилева Стравинский доложил королю о подходе русских полков и даже перечислили имена воевод, среди которых оказался «Ермак Тимофеевич — атаман казацкий».

По другим источникам известно, что осенью того же года Ермак был в числе участников снятия осады Пскова, в феврале 1582 года он отметился в битве под Лялицами, в котором войско Дмитрия Хворостина остановило продвижение шведов. Историки также установили, что в 1572 году Ермак был в отряде атамана Михаила Черкашенина, участвовавшего в знаменитой битве при Молодях.

Благодаря картографу Семену Ремезову мы имеем представление о внешности Ермака. Как заявляет Ремезов, его отец был знаком с некоторыми выжившими участниками похода Ермака, которые и описали ему атамана: «вельми мужествен, и человечен, и зрачен, и всякой мудрости доволен, плосколиц, черн брадою, ростом середней, и плоск, и плечист».

В трудах многих исследователей Ермак называется атаманом одной из дружин волжских казаков, промышлявших на караванных путях грабежом и разбоем. Доказательством этого могут служить челобитные «старых» казаков, адресованные царю. К примеру, соратник Ермака Гаврила Ильин писал, что он двадцать лет «полевал» с Ермаком в Диком поле.

Русский этнограф Иосаф Железнов, ссылаясь на уральские предания, утверждает, что атаман Ермак Тимофеевич считался у казаков «полезным колдуном» и «имел в послушании у себя малую толику шишигов (чертей). Где рати не доставало, там он и выставлял их».

Однако Железнов здесь скорее использует фольклорный штамп, согласно которому подвиги героических личностей зачастую объяснялись магией. К примеру, современник Ермака казацкий атаман Миша Черкашенин, согласно легенде, был заговорен от пуль и сам умел заговаривать пушки.

В самоволку в Сибирь

В свой знаменитый сибирский поход Ермак Тимофеевич скорее всего отправился после января 1582 года, когда был заключен мир между Московским государством и Речью Посполитой, так считает историк Руслан Скрынников. Сложнее ответить на вопрос, какие интересы двигали казачьим атаманом, направившимся в неисследованные и опасные районы Зауралья.

В многочисленных работах о Ермаке фигурируют три версии: приказ Ивана Грозного, инициатива Строгановых или своеволие самих казаков. Первая версия очевидно должна отпасть, так как русский царь, узнав о походе Ермака, отправил Строгановым наказ незамедлительно вернуть казаков для обороны рубежных поселений, на которые в последнее время участились нападения отрядов хана Кучума.

Строгановская летопись, на которую опираются историки Николай Карамзин и Сергей Соловьев, говорит о том, что идея организовать экспедицию за Урал принадлежит непосредственно Строгановым. Именно купцы позвали волжских казаков на Чусовую и снарядили их в поход, присоединив к отряду Ермака, состоявшему из 540 человек, еще 300 ратных людей.

Согласно Есиповской и Ремизовской летописям инициатива похода исходила от самого Ермака, а Строгановы сделались лишь невольными соучастниками этой затеи. Летописец повествует, что казаки изрядно пограбили продовольственные и ружейные запасы Строгановых, а когда хозяева попытались воспротивиться учиненному произволу, то им пригрозили «живота лишить».

Жажда мести

Однако и самовольный поход Ермака в Сибирь некоторыми исследователями ставится под сомнение. Если казаками двигала идея обильной наживы, то они, следуя логике, должны были отправиться по хоженой дороге через Урал в Югру – северные земли Приобья, которые уже довольно долго были московскими вотчинами. Здесь и пушнины было много, и местные ханы сговорчивее. Искать новые пути в Сибирь – значит идти на верную смерть.

Писатель Вячеслав Софронов, автор книги о Ермаке, отмечает, что на подмогу казачеству в Сибирь власти посылают помощь в лице князя Семена Болховского вместе с двумя военачальниками — ханом Киреевым и Иваном Глуховым. «Все трое – нечета безродному казацкому атаману!», – пишет Софронов. При этом со слов писателя, Болховский переходит в подчинение Ермаку.

Вывод Софронов делает такой: Ермак – человек родовитого происхождения, он вполне мог быть потомком князей сибирской земли, которых затем истребил явившийся из Бухары хан Кучум. Для Сафронова становится понятным поведение Ермака, не как завоевателя, а как хозяина Сибири. Именно желанием мести Кучуму он объясняет смысл этого похода.

Истории о покорителе Сибири рассказывают не только русские летописи, но и тюркские легенды. По одной их них Ермак происходил из Ногайской Орды и занимал там высокое положение, но все же не равное статусу княжны, в которую он был влюблен. Родственники девушки, узнав об их любовной связи, вынудили Ермака бежать на Волгу.

Еще одна версия, опубликованная в журнале «Наука и религия» в 1996 году (правда, ни чем не подтвержденная), сообщает, что Ермака в действительности звали Ер-Мар Темучин, как и сибирский хан Кучум он принадлежал к роду Чингизидов. Поход в Сибирь – это было не что иное, как попытка отвоевать престол.

Читайте наши статьи на Дзен

Россия расширяется на восток

У монголов появился новый сосед на севере. В 1558 году царь Иван IV [Иван Грозный] передал земли к западу от Приуралья, включая бассейн реки Камы, купцу Григорию Строганову. Наделяя свои земли весьма своеобразным торговцем и крестьянином, Строганов постепенно расширял и свою территорию, и контроль на восток. К 1754 году Строгановы владели землями к востоку от Уральских гор вплоть до реки Тобол и начали добычу в этом районе серебряной и железной руды.

Сибирь становится Сибирью

     Это положило начало казакам, жителям окраин. Русское слово казак происходит от турецкого и означает авантюрист. Когда Литва, Украина и Белоруссия попали в земли поляков, бывшие свободные крестьяне этих земель превратились в крепостных. Многие бежали от крепостного права и основали свои общинные поселения в степях Украины как первые казаки. Русские цари сначала использовали эту крупную силу для защиты своих границ, а затем превратили казаков в главный инструмент своей имперской экспансионистской политики.

     В Строгановский край прибыла рота казаков во главе с атаманом Ермаком Тимофеевичем. Ермак, разбойник и беглец, сдал царю захваченные им земли, за что был помилован и пожалован в чин атамана (старейшины казачьей роты). В 1579 году Ермак направил свою роту из 840 человек против Татарского ханства за пределами восточной границы России. После нескольких лет войны Ермак захватил татарского хана Кучиима и отодвинул границу России к реке Иртыш. Обширная территория к востоку от Уральских гор стала называться по имени татарской столицы Сибирью, а Тобольск, недалеко от этого татарского города, стал административным центром нового русского владения.

Происхождение бурядов 

     В это время территория вокруг озера Байкал была землей монгольских родов и племен Хори, Терн, Баргад, Тавнан, Сонгул и Булгад, народа, который много позже будет известен как Буриад. Входящие в состав урянхайских туменов во времена Даян-хана 300 туменов, эти племена находились под юрисдикцией Засагт-хана и Тушит-хана. Сегодня все они известны как Буриада.

     Различие Буриада больше политико-географическое, чем этнологическое. Один из монгольских родов, впервые столкнувшихся с русскими, звали бурядами. Поскольку это слово звучало близко к русскому brat (брат), тех монголов, которые добровольно признавали суверенитет русского царя, стали называть «буриадами» и «братами». Различные монгольские племена и роды, присоединившиеся к России, смешивались и сливались, пока не образовали целостную общность, придававшую культурно-этническую окраску слову «буриад».

Россия идет к Тихому океану

     В начале семнадцатого века казаки предприняли три неудачных вторжения в Хиву. Поэтому они решили двигаться на восток, в негостеприимный край густых таежных лесов. Вскоре были основаны казаки, русские военные форпосты (остроги) в землях ненцев, хантов и кетов. К 1619 г. на реке Таз (современная Обь) обосновался мангазейский острог, а на Енисее — енисейский острог. Оттуда казаки двинулись вглубь эванских и тунгусских земель до рубежа, где в 1628 г. они столкнулись лицом к лицу с монголами.

     Сотник Петр Бекенов, начальник казачьего века, перебрался в Якутию и основал Ленский острог на реке Лене, где он впервые столкнулся с монголами, которые помешали его экспансии на юг. Открыв в 1636 г. реку Амон, Бекетов в 1639 г. достиг Охотского моря, и таким образом Россия направилась на восток к Тихому океану.

Русские сталкиваются с монголами

     В 1644 г. Курбат Иванов сражался с класом буряд в районе современного Братска. В том же году атаман Василий Колесников убивал и грабил свой путь по Ангаре. В следующем году он достиг озера Байкал. Красота этой земли побудила русских к большой активности. Они приступили к освоению территории путем строительства острогов и военных поселений: в Верхнеангарске в 1646 г., Баргузине в 1648 г., Селенгинске в 1665 г., Верхнеудинске в 1666 г.

     Многие бедствующие русские крестьяне стали селиться в этих местах и ​​вскоре стали превращать пастбища в пашни, притесняя при этом коренное кочевое население. В результате в 1658 г. местные монгольские племена подняли свой первый вооруженный мятеж и, разбитые казаками, бежали в Монголию.

Отношения хальхов с русскими ухудшаются

     Будучи слишком малочисленными и разрозненными, буриады могли вступать в бой только один на один, а не оказывать широкомасштабное сопротивление. Монголы, со своей стороны, были настолько поглощены хальх-ойрадскими спорами и борьбой с маньчжурами, что почти не замечали, что их земли на севере грабили. Наконец, в 1688-89 гг.Племя Тушит-хана Чихундоя шло походом на Селенгинск и Удэ. Целью этого похода было возвращение бывших монгольских земель, а поводом для его начала послужили кровавые казачьи репрессии, последовавшие за бурятским восстанием. Хотя до Чихундоя у монголов было пять стычек с русскими, последняя привела к резкому ухудшению отношений между халхами и Россией. Затем Россия начала искать прямой контакт с цинским Китаем и Джунагрским ханством.

Хронология

  • 1581: Ермак напал на Сибирь.
  • 1582: После победы над армией Кучума. Ермак вторгся в сибирскую столицу Искер.
  • 1587: Основана сибирская столица Тобольск.
  • 1604: Русские встретились с тюркскими племенами, служившими Алтан-хану у реки Томь.
  • 1628: Основан Красноярский форт в Сибири.
  • 1654: Часть монгольских бурядов присоединилась к России.
  • 1666: В Бурят-Удэ построен русский военный форт.
  • 1685: Тушит-хан Чихундорж окружил русские военные форты у рек Селенга, Жид и Цох и вынудил их покинуть территорию Монголии.
  • 1689: Династия Цин и Россия подписали свой первый договор, который будет известен как Нерчинский договор.
  • 1698: Русская военная крепость в Удэ стала городом и получила название Деед-Удэ.
  • 1727: Россия и династия Цин подписывают Хиагтский договор и устанавливают халхско-российскую границу. При установлении монголо-российской границы был построен небольшой город, который впоследствии стал основой города Хиагт. Хиагт стал торговым и экономическим центром Монголии, России и Китая.

Популярная литература, художественная литература и песни в имперской России онлайн — Brill

Красочные дешевые рассказы и песенники, наводнившие Россию в 19-20 веках, иллюстрируют богатство русского народного воображения. Литература лубок , названный по гравюрам, ходившим в той же среде, был повсеместным выражением народного вкуса.

Находясь между сказкой и мифом, он представляет собой важный аспект русской культурной традиции; изнанка великой литературы, в которой большие темы сведены к их самым рудиментарным элементам. Коллекция включает в себя гротескные ужастики, историческую прозу, рыцарские и бандитские сказки, детективы, семейные драмы, песенники и многое другое. В сборник также вошли рассказы о социальной мобильности, о приключениях в Сибири и на Кавказе, рассказы об оккультном мире волшебников и волшебниц. Кроме того, читатели могут найти современные популярные рассказы о поездке по новым железным дорогам. Взятые вместе, эти живые тексты иллюстрируют меняющиеся стереотипы пола, этнической принадлежности и социального класса. Их авторы также взывают к исторической памяти, отмечая выдающихся личностей и эпохи, представляющие интерес для их читателей.

Практически неизвестные читателям в советское время, эти грубые тексты теперь признаны предшественниками постсоветской массовой фантастики. В имперской России, как и сегодня, популярные авторы играли на надеждах и мечтах читателей, а также на их враждебности и страхах. Тогда, как и сейчас, коммерческие авторы создавали диковинные сюжеты, получившие вторую жизнь в кино.

Коллекция ок. 200 наименований иллюстрируют основные жанры русской популярной литературы начала XIX века, в том числе рыцарские повести, историческую прозу и обновленные сказки, а также рассказы о приключениях, бандитизме, детективах, успехах, войне и империи, женщинах и гендере, а также оккультизм. Среди замечательных названий — полный текст первого в России по-настоящему популярного романа Н. И. Пастухова.

Бандит Чуркин (1883-84), среди тысяч читателей которого был Антон Чехов. Здесь также представлены оригинальные и более поздние версии классических рыцарских сказок начала девятнадцатого века, таких как приключения Бовы Королевича, рассказ, отмеченный Белинским, Толстым и Достоевским. В сборник также вошли сказки о Петре Великом и Иване Грозном, казаках-бунтовщиках Стеньке Разине и Пугачеве, героях русско-турецкой войны 1877-78 годов, войны с Японией и Первой мировой войны.

Авторы этих грубых текстов воспевали бурную жизнь русских городов. Поклонники русского детектива могут насладиться русскими воплощениями Шерлока Холмса, Нэта Пинкертона и Ника Картера, как и критик и детский писатель Корней Чуковский. В сборник также вошли рассказы о социальной мобильности, о приключениях в Сибири и на Кавказе, рассказы об оккультном мире волшебников и волшебниц. Кроме того, читатели могут найти современные популярные рассказы о поездке по новым железным дорогам, такие как Миша Евстигнеев.

Железная дорога: новые юмористические описания сцен в поезде (1877 г.), а также драмы битвы полов, разыгрываемые на фабриках, в доходных домах и среди слуг богатых купцов.

В сборнике представлены популярные версии известных народных сказок, таких как История Ивана-Царского Сына , Серый Волк и Жар-птица , прославленная Стравинским. Песенники с такими названиями, как Кочегар (1915 г.), Маруся любила своего друга (1910 г.