Российские владения в Арктике. История и проблемы международно-правового статуса

9 апреля 2019, 11:33

Форум «Арктика — территория диалога» — 2019

ТАСС-ДОСЬЕ. 9 апреля 2019 года в Санкт-Петербурге в «Экспофоруме» начал работу V Международный арктический форум «Арктика — территория диалога».

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о российских владения в Арктике.

История

Впервые Россия заявила о своих правах на арктические территории в 1916 году. Министерство иностранных дел направило зарубежным государствам ноту о включении в состав своей территории всех земель, «расположенных к северу от азиатского побережья Российской Империи». СССР в меморандуме Народного комиссариата иностранных дел от 4 ноября 1924 года, направленном всем государствам, подтвердил положения ноты 1916 года о принадлежности РСФСР всех земель и островов, составляющих северное продолжение Сибирского материкового плоскогорья.

Вопрос о границах советской арктической зоны был урегулирован в постановлении Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года. «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане». Документ гласил, что «территорией Союза ССР являются все как открытые, так и могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья Союза ССР до Северного полюса в пределах между меридианом 320 градусов 4 мин. 35 сек. восточной долготы от Гринвича, проходящим по восточной стороне Вайда-губы через триангуляционный знак на мысу Кекурском, и меридианом 168 градусов 49 мин. 30 сек. западной долготы от Гринвича, проходящим по середине пролива, разделяющего острова Ратманова и Крузенштерна группы островов Диомида в Беринговом проливе».

Постановление делало исключение для земель и островов, принадлежность которых иностранным государствам была ранее признана советским правительством (имелись в виду архипелаг Шпицберген и остров Медвежий, владение которыми Норвегией закреплено Парижским договором от 9 февраля 1920 года).

В 1979 году СССР уточнил восточные границы своих полярных владений с «168 градусов 49 мин. 30 сек.» на «168 градусов 58 мин. 49,4 сек.».

Арктическая зона РФ

2 мая 2014 года президент РФ Владимир Путин подписал указ «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации». Согласно этому документу, российская часть Арктики включает Мурманскую, Архангельскую области; Республику Коми и Якутию; Красноярский край; Ненецкий, Чукотский, Ямало-Ненецкий автономные округа, Беломорский, Кемский и Лоухский районы Карелии, а также «земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане и некоторые улусы Якутии, которые были объявлены территорией СССР постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года». С российской арктической зоной граничат территории четырех государств: США, Канады, Норвегии и Дании, которая владеет Гренландией.

Общая площадь арктических владений России составляет порядка 3 млн кв. км (18% всей территории РФ), в том числе 2,2 млн кв. км суши, где проживает около 2,4 млн человек. Это менее 2% населения России и около 40% от общего населения всей Арктики.

По словам секретаря Совета безопасности РФ Николая Патрушева, Арктика обеспечивает 11% национального дохода России, здесь создается 22% объема общероссийского экспорта.

Проблемы международно-правового статуса

На данный момент международно-правовой статус Арктики окончательно не урегулирован. В отличие от сухопутных участков побережья и островов, арктический шельф, простирающийся до Северного полюса, не принадлежит ни одному из государств. На него претендуют Россия, Норвегия, Дания, Канада и США.

Существует два конкурирующих подхода к определению статуса арктических территорий. С одной стороны, они могут рассматриваться как открытое море. С другой — как особый вид государственной территории прилегающих стран, в связи с тем, что Северный Ледовитый океан в своей значительной части представляет ледяную поверхность.

Согласно второй точке зрения, приарктические государства в силу своего географического положения и исторических причин заявляют особые, преимущественные права на так называемые арктические сектора. Под этим термином понимают пространство, основанием которого служит побережье страны, а боковыми линиями — меридианы от Северного полюса до восточной и западной границ этого государства. Площадь арктического сектора РФ, определяемого согласно данному подходу, составляет около 9 млн кв. км, из которых 6,8 кв. км — морская акватория Северного Ледовитого океана.

Действующее международное законодательство, однако, не признает особых прав приарктических стран. Согласно Конвенции ООН по морскому праву (1982 год; ратифицирована РФ в 1997 году), полный суверенитет прибрежного государства охватывает только 12-мильную зону прибрежных территориальных вод. Частичный суверенитет распространяется на 200-мильную исключительную экономическую зону, где государство имеет суверенное право разрабатывать природные ресурсы. В случае отказа от утверждения секторального разделения Арктики Россия теряет суверенные права на 1,7 млн кв. км своего арктического сектора.

Согласно ст. 77 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. прибрежные государства также имеют суверенные права (в частности, на разработку природных ресурсов) в области своего континентального шельфа. При этом согласно ст. 76, континентальный шельф прибрежного государства включает морское дно и недра «на всем протяжении естественного продолжения» под водой сухопутной территории государства, вплоть до внешней границы окраины материка.

Российская заявка в ООН

В 2001 году Россия впервые направила в Комиссию ООН по границам континентального шельфа представление о расширении своих внешних границ по арктическому шельфу. Основанием послужили исследования рельефа морского дна, в ходе которых выяснилось, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева, проходящие по дну Северного Ледовитого океана, являются продолжением Сибирской континентальной платформы. Первая заявка была отклонена, однако в августе 2015 года была подана новая, дополненная результатами последних исследований. Ее презентация в ООН состоялась 9 февраля 2016 года. Процесс рассмотрения заявки может занять до пяти лет. В случае ее одобрения, площадь российского континентального шельфа увеличится на 1,2 млн кв. км (в настоящее время — 4,1 млн кв. км). 3 апреля 2019 года подкомиссия ООН приняла промежуточное решение, признав геологическую принадлежность части территорий Арктики к континентальному шельфу России. Рассмотрение вопроса в ООН продолжается.

Законодательная база, ведомства, курирующие развитие Арктики

Главным документом в области российской арктической политики являются «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», утвержденные президентом РФ Дмитрием Медведевым 19 сентября 2008 года. В феврале 2015 года для реализации «Основ…» и координации деятельности органов власти на всех уровнях при решении задач по развитию российской Арктической зоны создана Государственная комиссия по вопросам развития Арктики. 26 февраля 2019 года указом президента РФ Владимира Путина Министерство РФ по развитию Дальнего Востока было переименовано в Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики. Расширение полномочий ведомства было произведено в целях повышения эффективности госуправления в сфере развития Арктической зоны.

Военная сфера

Во времена СССР Арктика рассматривалась как граница с основным потенциальным противником — США, поэтому в регионе были обустроены аэродромы стратегической авиации, развернута группировка средств ПВО, на Чукотке размещалась 14-я десантная армия Дальневосточного военного округа.

В 1990-е годы большинство российских военных объектов в Арктике было заброшено, в настоящее время ведется работа по восстановлению постоянного военного присутствия в регионе.

Согласно «Основам государственной политики РФ в Арктике», Россия создает в регионе группировку войск (сил) общего назначения, «способных обеспечить военную безопасность в различных условиях военно-политической обстановки».

С 1 декабря 2014 года на базе Северного флота действует объединенное стратегическое командование «Север», задачей которого стало обеспечение защиты национальных интересов России в арктической зоне. 31 декабря 2014 года в составе береговых войск СФ была образована 80-я отдельная арктическая мотострелковая бригада, базирующаяся в пос. Алакуртти (Мурманская обл.). Сформированы группировки войск на островных территориях РФ в Арктике, в том числе на Новой Земле, Земле Франца-Иосифа, Новосибирских островах, на острове Врангеля и мысе Шмидта.

Природные ископаемые

Добываемые в пределах Арктики полезные ископаемые, их разведанные запасы и прогнозные ресурсы составляют основную часть минерально-сырьевой базы РФ. По словам президента РФ Владимира Путина, разведанные запасы газа промышленных категорий арктической зоны составляют 80% общероссийских. «По оценкам Российской академии наук, в арктической зоне сосредоточена подавляющая доля общероссийских и общемировых запасов, в том числе золота — 40%, нефти — 60%, газа — от 60 до 90%, хрома и марганца — 90%, платиновых металлов — 47%, коренных алмазов — 100% и так далее», — отметил глава государства. Стоимость минерального сырья арктических недр превышает 30 трлн долларов США, причем две трети из них — это стоимость энергетических ресурсов.

В настоящее время в Арктической зоне РФ добывается 100% алмазов, сурьмы, апатита, редкоземельных металлов, 95% газа, 90% никеля и кобальта, 60% меди и нефти, а общая стоимость разведанных запасов минерального сырья арктических недр составляет примерно $1,5-2 трлн. 

Транспорт

Главным морским транспортным коридором в Арктике является Северный морской путь. В 2018 году объем грузоперевозок по нему составил 20,2 млн т (в 2017 году — в 10,7 млн т, в 2016 году — 7,5 млн т).

Туризм

В арктической зоне действует национальный парк «Русская Арктика» (северная часть архипелага Новая Земля, создан в 2009 году). В 2016 году в его состав включена территория природного заказника федерального значения «Земля Франца-Иосифа» (создан в 1994 году). Кроме того, на острове Врангеля действует государственный заповедник, включенный в список объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. В Арктику в летние месяцы ежегодно осуществляется 10-20 круизных туров, в частности, на российском атомном ледоколе «50 лет Победы». Общее число туристов составляет около 2 тыс. человек.

2 апреля 2019 года Госдума РФ в первом чтении приняла законопроект, который позволяет высаживать на берег иностранных туристов в ряде портов Арктики и Дальнего Востока для осмотра достопримечательностей. По словам замминистра экономического развития РФ Сергея Галкина, эта мера позволит увеличить турпоток в российской части Арктики в два-три раза.  

Теги:

Путин, Владимир ВладимировичМедведев, Дмитрий АнатольевичПатрушев, Николай ПлатоновичКанадаСШАДанияНорвегияРоссияФорум «Арктика — территория диалога» — 2019

Арктические амбиции Поднебесной — Россия в глобальной политике

Двадцать шестого января 2018 г. в КНР опубликован документ, определивший китайское видение арктического региона и места Поднебесной в нем – первое издание Белой книги «Арктическая политика Китая». Это действительно знаковое событие, так как ранее анализировать приоритеты Пекина в регионе можно было лишь на основе выступлений и комментариев представителей китайской политической элиты, отличавшихся сдержанностью формулировок, или же экспертов, с чьей стороны, наоборот, было слишком много необоснованных претензий, зачастую плохо коррелирующих с действующими нормами международного морского права. Теперь же, во всяком случае на концептуальном уровне, проблема решена: новый документ имеет всеохватывающий характер, затрагивая практически все сферы, в той или иной степени связанные с арктической проблематикой, а его пафос заключен в максимально полном позиционировании Китая в Арктике.

На первый взгляд, китайская Белая книга – документ предельно сдержанный, уж никак не направленный на то, чтобы вызвать возмущение или какие-либо опасения со стороны других, прежде всего региональных, стран. Не случайно особый акцент сделан на уважении прав всех арктических государств, а также норм международного права. Однако это лишь первое впечатление, дьявол кроется в деталях, а точнее – в конкретных формулировках, свидетельствующих о весьма амбициозных целях Пекина в Арктике. При этом в ряде случаев эти амбиции противоречат национальным интересам государств, побережья которых омываются водами Северного Ледовитого океана.

Так, Китай заявляет, что развитие ситуации в Арктике выходит за пределы региона и интересов исключительно арктических стран и имеет жизненно важное значение не только для внерегиональных игроков, но и для всего международного сообщества. Ни много ни мало декларируется, что от ситуации здесь зависит «выживание, развитие и общее будущее всего человечества».

Действительно, тезис об Арктике как о всеобщем достоянии чрезвычайно популярен среди неарктических стран, хотя и имеет абсолютно внеправовой, скорее умозрительный характер. Он дает им возможность обосновывать свои растущие интересы в регионе, связанные с освоением и эксплуатацией его пространств и ресурсов. Особый аргумент – утверждение о климатообразующей роли Арктики, а именно о том, что изменения, происходящие здесь, могут затронуть значительное число государств. В частности, таяние арктических льдов приведет к повышению уровня Мирового океана, что чревато не только затоплением ряда островных государств, но и способно воздействовать на состояние береговой линии прибрежных стран. Китай, кстати, именно в таком духе обосновывает свою роль в процессе борьбы с глобальным потеплением и необходимость участия в выработке решений, касающихся Арктики в целом.

Признавая за внерегиональными странами законность и обоснованность интереса к региону, отечественная правовая доктрина, позиция которой находит поддержку и у ряда зарубежных экспертов, исходит из того, что Северный Ледовитый океан – уникальный район Мирового океана, который принципиальным образом отличается от Атлантического, Индийского или Тихого.

Среди этих отличий:

  • фактическая окруженность побережьями исключительно пяти арктических государств;
  • малая площадь;
  • мелководность;
  • значительная протяженность шельфовой зоны;
  • особые климатические условия, включая наличие ледовой обстановки;
  • наконец, экологическая уязвимость. Например, негативные последствия любой чрезвычайной ситуации (авария нефтеналивного танкера; взрыв на нефтегазодобывающей платформе) затронут прежде всего арктические государства, и уже потом, вследствие циркуляции вод Мирового океана, внерегиональные страны. 

В этой связи, принимая во внимание особую географическую изолированность Северного Ледовитого океана, а также тот факт, что за исключением анклава открытого моря в центральной его части, скованного льдами значительную часть года, большее пространство его акватории – это зоны суверенитета и юрисдикции арктических государств, вполне обоснована необходимость приоритетного учета их интересов.

Вполне логично отождествление этого самого маленького по площади из океанов с Балтийским или Средиземным морем. Это означает его правовую классификацию в качестве полузамкнутого морского региона, где прибрежные страны в рамках ст. 122–123 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. наделены дополнительными полномочиями в управлении живыми ресурсами, защите морской среды, проведении научных исследований. С нашей точки зрения, «Арктическое Средиземноморье» было бы наиболее удачной концепцией, предельно точно характеризующей возможный режим управления Арктикой с приоритетным учетом интересов арктических государств.

Китай без лишней скромности позиционирует себя в Арктике как активного подрядчика и спонсора, который не жалеет усилий для развития региона. Интересы Пекина не ограничены судоходством и разработкой минеральных ресурсов дна и недр, они связаны и с выловом водных биологических ресурсов, защитой морской среды и ее биоразнообразия, проведением научных исследований. Пожалуй, единственное, что опущено в Белой книге, – это военно-стратегическое значение, которое Китай отводит арктическому региону. Бесспорно, сделано это вполне осознанно.

КНР рассматривает себя как государство, готовое отвечать за выработку и усовершенствование правил поведения в Арктике, более того – системы управления Арктическим регионом в целом. Цель такой системы предельно универсалистская – создать условия для защиты, развития и управления Арктикой в интересах всего человечества. Для этого Пекин готов сотрудничать не только с арктическими государствами, но и со всеми другими странами и участниками мирового сообщества, включая международные государственные и негосударственные институты и организации. Фактически это амбициозная попытка возглавить процесс активизации внерегиональных игроков, закамуфлированное желание играть среди них одну из лидирующих ролей в формировании повестки дня.

Однако режим управления в Арктике, усовершенствовать который намеревается Пекин, уже давно существует. Он основан прежде всего на положениях общего международного права, а также договорных нормах, в частности кодифицированных в рамках ключевого международного соглашения в этой области – Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

  Последняя играет для Арктики, как и для всего Мирового океана, роль не только своеобразной Конституции морей, но и так называемого «правового зонтика», под которым формируются более конкретно-фрагментированные правовые режимы, зачастую регионального значения. На следующем уровне – национальное законодательство прибрежных, в данном случае – арктических, государств.

Китай признает два из вышеуказанных уровней регулирования – широкий международный и более узкий региональный. Проблема лишь в том, что он де-факто сводит подробно разработанный региональный уровень до единственного соглашения – Парижского договора 1920 г. о Шпицбергене, участником которого является с 1925 года. А ведь применительно к Арктике существует целый ряд договоренностей (соглашение по белому медведю; по сохранению морских котиков северной части Тихого океана и др.), которые полноценно работают уже не одно десятилетие. Параллельно с этим в рамках Арктического совета идет процесс улучшения регионального регулирования за счет новых договоренностей (Соглашения по поиску и спасению, по ликвидации нефтеразливов, по научному сотрудничеству).

Ссылка на Договор по Шпицбергену чрезвычайно важна для Китая, так как позволяет ему позиционировать себя как государство, которое с 1925 г. – то есть уже более 90 лет – вовлечено в арктическую проблематику. Кроме того, Шпицберген с начала 2000-х гг. стал для китайцев своеобразным научным плацдармом, и Пекин не готов снижать здесь свое присутствие. Правда, ссылка на такую богатую собственную предысторию в Арктике выглядит немного нелепой. В отличие от СССР и России, имеющих не только многолетнюю историю присутствия на архипелаге, но и определенные правовые основания для этого (русские поморы открыли и активно осваивали пространства и воды архипелага), интерес Пекина к Шпицбергену возник лишь в начале 1990-х годов.

Кроме того, позиция КНР в отношении правового статуса архипелага и масштабов проецирования суверенитета Норвегии над ним до сих пор четко не сформулирована. Хотя в Белой книге повторены выдержки из Парижского договора 1920 г. о равных правах его участников на различные виды деятельности на архипелаге и водах вокруг него, Китай вряд ли готов идти на обострение разногласий с Осло по этому вопросу. Напомним, что норвежские власти ставят нормы и положения Конвенции 1982 г. выше норм и положений Договора о Шпицбергене, пытаясь тем самым узаконить формирование полного объема морских зон вокруг архипелага (территориальное море, исключительная экономическая зона, режим континентального шельфа) и ограничить присутствие и осуществление морехозяйственной деятельности других государств – участников договора.

Россия и некоторые другие страны (Исландия, Испания) выступают основными противниками, резонно полагая, что норвежский суверенитет хоть и распространяется на Шпицберген, но ограничен определенными изъятиями в рамках Парижского договора. Для Китая же ссылка на безапелляционность применения положений Конвенции 1982 г. к Арктике, абсолютизация ее значения – основа правопритязаний на освоение и эксплуатацию пространств и ресурсов региона. Стратегия Пекина предельно проста: он будет выступать против любых ограничений прав стран – участниц Договора о Шпицбергене, но никогда не заявит о приоритете последнего над Конвенцией 1982 года.

Возвращаясь к уровням регулирования в Арктике, Пекин в Белой книге упускает из виду (вероятно, абсолютно осознанно), что помимо международного и регионального существует еще и страновой уровень, базирующийся на национальном законодательстве прежде всего СССР/России и Канады, как государств с наиболее протяженной береговой линией в Арктике. Это законодательство разработано задолго до вступления в силу Конвенции 1982 г. (произошло в 1994 г.) и остается действующим вплоть до сегодняшнего дня. Так, например, именно национальные нормы регулирования являются основой правовых позиций России и Канады в отношении контроля судоходства по Северному морскому пути (СМП) и Северо-Западному проходу (СЗП).

Позиция Китая в отношении СМП и СЗП, сформулированная в Белой книге, несколько противоречива. С одной стороны, заявляется, что КНР «уважает законодательные, правоприменительные и судебные полномочия арктических стран в водах, находящихся под их юрисдикцией». То есть можно подумать, что Пекин признает национальный уровень регулирования. Однако уже в следующем пассаже утверждается, что «управление арктическими судоходными маршрутами должно осуществляться в соответствии с договорами, включая Конвенцию 1982 г. и общее международное право, и что свобода судоходства, которой пользуются все страны… и их права на использование арктических морских путей, должны быть обеспечены».

Как известно, позиция России, в основном идентичная позиции Канады в отношении СЗП, строится на том, что СМП – это национальная транспортная артерия, находящаяся под нашим полным государственным контролем и регулированием. Она никогда не являлась международным судоходным маршрутом, а ее освоение и эксплуатация (включая строительство береговой инфраструктуры, проведение навигационно-гидрографических работ и т.д.) осуществлялись за счет существенных финансовых вливаний СССР/России.

В этой связи наша страна настаивает на своем приоритетном праве вводить разрешительный порядок прохода через все акватории СМП (это не только внутренние воды и территориальное море, но и исключительная экономическая зона (ИЭЗ)) как гражданских судов, так и военных кораблей, а также предоставлять обязательную ледокольную и лоцманскую проводку. Дополнительной правовой основой для таких действий служит ст. 234 «Покрытые льдом районы» Конвенции 1982 г., которая дает прибрежным странам право в районах, большую часть года покрытых льдами, в пределах своей 200-мильной ИЭЗ вводить дополнительные меры регулирования судоходства для защиты морской среды от загрязнения с судов.

Основным противником этой правовой позиции являются США. Они не признают приоритетные права России и Канады по регулированию судоходства в арктических водах и считают, что право мирного прохода должно быть применимо в пределах территориального моря, конвенционное право свободы судоходства должно быть гарантировано в пределах 200-мильной ИЭЗ, а арктические проливы (как российской Арктики, так и канадского арктического архипелага) – это международные проливы с правом транзитного прохода, которое одинаково применимо как в отношении гражданских судов, так и военных кораблей, и не может быть никогда и никем приостановлено. С их точки зрения, введение разрешительного порядка прохода иностранных судов и в особенности военных кораблей, а также обязательное использование исключительно российской ледокольной и лоцманской проводок (а это платные услуги!) – признак расширительного толкования ст. 234 Конвенции 1982 г. со стороны Российской Федерации.

Нет сомнений, что для КНР, заинтересованной в вывозе российских минеральных и энергетических ресурсов по СМП на свой внутренний рынок, а также во включении СМП в проект «Полярного Шелкового пути» для расширения возможностей экспорта китайских товаров, свобода судоходства дает гораздо большие преимущества, нежели весьма жестко регламентированный уровень регулирования, на котором настаивает Россия.

Однако было бы наивно ожидать, что позиции Москвы по этому ключевому вопросу изменятся в ущерб национальным интересам. А для КНР, как представляется, крайне опасно связывать свою позицию по этой проблеме с позицией Соединенных Штатов, учитывая прямые нарушения Пекином конвенционных прав в области судоходства в прилежащих к ее берегам акваториях. 

К сожалению, излишняя претенциозность, необоснованные амбиции, непоследовательность, а также ряд правовых ошибок и географических нелепостей – отличительные черты китайского документа. Хотя в различных его разделах справедливо указывается, что прибрежные арктические страны обладают в регионе суверенитетом, суверенными правами и юрисдикцией, которые должны уважаться другими государствами, в одном из абзацев допущена настораживающая неточность. В частности, заявлено, что «эти страны имеют в пределах своей юрисдикции внутренние воды, территориальные моря, прилегающие зоны, исключительные экономическое зоны и континентальные шельфы в Северном Ледовитом океане». На первый взгляд все корректно, но это не совсем так.

Государство действительно наделено определенными видами юрисдикции в пределах внутренних вод и территориального моря (уголовной, например), но объем его прав гораздо шире: на эти акватории, воздушное пространство над ними, морское дно и его недра распространяется полный государственный суверенитет (!). В пределах же 200-мильной ИЭЗ и соответствующего ей континентального шельфа государство не обладает никаким суверенитетом, здесь его юрисдикция преимущественно ресурсная: оно имеет исключительные (т. е. те, которые не могут быть оспорены) права по разведке, разработке и освоению живых и неживых ресурсов. Соответственно, понятие юрисдикции намного уже понятия суверенитета, юрисдикция – это уменьшенный набор прав по сравнению с суверенитетом, она лишь является его составной частью. Такое упущение авторов документа, возможно, случайно и даже связано с трудностью корректного перевода с китайского на английский язык. Более того, оно может быть обусловлено тем, что в некоторых китайских документах, касающихся судоходства, фигурирует такое понятие, как «юрисдикционные воды», куда Пекин включает все акватории под его суверенитетом и юрисдикцией, но это понятие некорректное и внеправовое, никак не коррелирующее с нормами и положениями Конвенции 1982 года. Если же это осознанная неточность, направленная на принижение уровня прав арктических государств в прилежащих морских акваториях, в таком случае стоит задать неудобные вопросы нашим китайским партнерам.

Вторая неточность, присутствующая в документе, касается констатации того факта, что за пределами зон национальной юрисдикции арктических государств в Северном Ледовитом океане расположен:

а) район открытого моря и

б) непосредственно Район (Area).

С первой частью утверждения нельзя не согласиться – центральная часть Северного Ледовитого океана за пределами 200-мильной зоны от исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря, это действительно анклав открытого моря со всеми вытекающими свободами открытого моря (всего их – шесть). Вторая же часть утверждения о том, что здесь расположен Район, в данном случае имеется в виду Международный район морского дна (МРМД), – крайне спекулятивное заявление.

Дело в том, что, пока эксперты Комиссии по границам континентального шельфа не вынесли рекомендаций ни по доработанной российской заявке по определению внешних границ континентального шельфа России в Арктике, ни по датской заявке, часть претензий которой пересекается в районе Северного полюса и хребта Ломоносова с российской, ни по потенциальной канадской заявке – ни де-факто, ни де-юре никакого Района здесь не сформировано.

Да, потенциальная вероятность возникновения таких районов (по крайней мере одного-двух) чрезвычайно велика, иногда их исключительно в ознакомительных целях даже указывают на картах и схемах. Но процесс рассмотрения заявок может растянуться на 15 и даже 20 лет, срок сложно сегодня прогнозировать. Кроме того, Комиссия не принимает «решений», она дает лишь «рекомендации», с которыми государство может согласиться или не согласиться. Соответственно, не факт, что рекомендации Комиссии устроят перечисленные страны и они не решат проводить дополнительные исследования по обоснованию своих претензий на ту или иную часть подводной окраины материка. 

Лишь после окончательного установления границ между так называемым «расширенным» континентальным шельфом арктических стран в Арктике и глубоководным районом Северного Ледовитого океана последний будет рассматриваться как Международный район морского дна, а его ресурсы получат статус Общего наследия человечества, их разработка в интересах всех государств, в том числе не имеющих выхода к морю, будет курироваться Международным органом по морскому дну (МОМД).

Китай, безусловно, заинтересован в освоении минеральных ресурсов потенциального Района в Арктике, так как это сделает его одним из главных бенефициаров «открытия» этого морского региона для внерегиональных стран. Необходимый опыт и технологии Пекин уже накапливает под эгидой МОМД в других районах Мирового океана, ведя работы по разведке и оценке глубоководных полиметаллических конкреций и сульфидов, а также кобальтоносных марганцевых корок в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах. Однако провокационно и поспешно выдавать желаемое за действительное, в особенности если это сделано, как в случае с предшествующим сюжетом, преднамеренно.

Наконец, не может не вызвать удивления тот факт, что Китай уже не первый раз, но теперь на официальном уровне, вводит в отношении себя понятие «околоарктическое государство» (Near-Arctic State), что безусловно является внеправовым термином, да и с географической точки зрения весьма спорно.

В существующей иерархии принято выделять пять арктических государств, побережья которых непосредственно омываются водами Северного Ледовитого океана (Дания (Гренландия), Канада, Норвегия, Россия, США), а также три приарктические страны – Исландию, Финляндию и Швецию, которые являются полноправными членами Арктического совета вследствие того, что часть их территории находится за Полярным кругом.

КНР объясняет термин «околоарктический» тем, что ее территория весьма близка к Полярному кругу. Однако северной точкой территории Китая является координата 53° северной широты, а береговой зоны – 40° северной широты, в то время как координаты Полярного круга – 66° северной широты. В подобной логике такие прибрежные страны, как Великобритания, Бельгия, Германия, Польша, Украина, Франция, чьи территории также проходят по 53-му градусу северной широты, могут считать себя «околоарктическими».

Надо признать, что некоторые их них примерно так и делают. Франция в своей Дорожной карте 2016 г., посвященной Арктике, называет себя «полярной нацией» (polar nation). Однако такая характеристика обоснована не географией, а так называемыми «полярными традициями», а именно тем, что французские исследователи активно участвовали в изучении обоих полярных регионов и их имена давно вписаны в учебники по этой тематике. Кроме того, среди заморских территорий Франции – острова Сен-Пьер и Микелон, расположенные в Северной Атлантике к югу от о-ва Ньюфаундленд, принадлежащего уже арктической стране – Канаде. И хотя координаты северной точки французских островов – 47° северной широты, тем не менее Северный Ледовитый океан можно хотя бы условно считать продолжением Северной Атлантики, в отличие, например, от Желтого или же Восточно- и Южно-Китайского морей.

В итоге позиция Китая относительно Арктики строится на том, что это некий «общий морской регион», где интересы всех государств, в том числе и внерегиональных, имеют законные основания на существование. Пекин при этом ставит перед собой основную задачу – сделать режим управления в Арктике еще более совершенным, разработать и внедрить некие новые международные правила поведения в Арктике, гарантирующие права всех заинтересованных стран. Очевидно, что такая позиция означает одно: Пекин всячески стремится размыть эксклюзивный характер сотрудничества и взаимодействия стран арктической пятерки (Дания, Канада, Норвегия, Россия, США), заменив его на более инклюзивный, то есть основанный на более широком привлечении внерегиональных государств и игроков. Фактически речь идет о максимальной интернационализации арктических пространств и ресурсов в угоду некоему абстрактному «международному сообществу». Такой подход, как представляется, не только не отвечает национальным интересам России, но и, без сомнений, вряд ли найдет поддержку других арктических государств.

#Арктика #власть #Китай #Международное право #Национальные интересы #ООН #природные ресурсы #Россия #США #территориальные споры #Франция

Насколько велик Северный Ледовитый океан? И восемь других арктических фактов | Истории

Арктика — одно из самых суровых и красивых мест на Земле. Огромные пространства паковых льдов покрывают глубокие океаны, составляя самый большой и наименее фрагментированный населенный регион планеты.

Арктика, где обитает множество видов — от белых медведей до китов — сталкивается с угрозами, связанными с добычей нефти и газа и изменением климата. WWF работает с правительствами, предприятиями и сообществами, чтобы помочь сохранить богатое биоразнообразие региона.

Взгляните на некоторые общие вопросы и ответы об этой важной территории, которую защищает WWF:

1. Сколько стран охватывает Арктика?
Арктический регион охватывает части восьми стран: Канады, Гренландии, Исландии, Норвегии, Швеции, Финляндии, России и США. Эти страны способствуют сотрудничеству, координации и взаимодействию через межправительственный форум под названием Арктический совет. Имея наземные команды во всех арктических странах, WWF имеет уникальную возможность работать со всеми государствами-членами и сотрудничает с Арктическим советом еще до его создания. .

 

2. Вся ли Арктика покрыта снегом?
Арктика состоит не только из заснеженной местности, которую ожидают люди. Его разнообразные и часто драматические ландшафты включают морской лед, прибрежные водно-болотные угодья, горную тундру, ледники, горы, широкие реки и само море.

 

3. Насколько велик Северный Ледовитый океан?
Площадь Северного Ледовитого океана составляет около 5,4 миллиона квадратных миль — примерно в 1,5 раза больше площади США, — но это самый маленький океан в мире.

 

4. Какие угрозы стоят перед Арктикой?
Арктика сталкивается с угрозами, связанными с добычей нефти и газа, управлением рыболовством, горнодобывающей промышленностью и судоходством. Но изменение климата — самая большая угроза для Арктики. Ожидается, что потепление в Арктике будет в два-три раза больше, чем в остальном мире. Даже незначительное изменение температуры потенциально может привести к освобождению Арктики ото льда уже в этом столетии. В течение четырех десятилетий WWF был частью движения по борьбе с этим глобальным кризисом. Наше видение — это мир, основанный на возобновляемых источниках энергии, в котором сообщества и экосистемы устойчивы к изменениям климата.

 

5. Какое значение имеет Арктика?
В Арктике проживает несколько миллионов человек. Многие жители Арктики являются коренными жителями, приспособившимися к жизни в одной из самых суровых природных условий в мире. Арктика также является богатой средой обитания для диких животных и содержит огромные ресурсы, такие как огромные запасы пресной воды, ископаемое топливо и рыболовство.

 

6. Какие виды обитают в Арктике?
Разнообразие ландшафта Арктики означает наличие большого количества диких животных. Здесь обитают такие виды, как белуга, тихоокеанский лосось, бурый медведь, морж, арктический волк, песец, нарвал и серый кит. Белые медведи остаются самыми знаковыми арктическими видами и живут только в этом ландшафте.

 

7. С какими угрозами сталкиваются белые медведи?
Изменение климата представляет огромную угрозу для белых медведей. Белые медведи полагаются на морской лед, чтобы получить доступ к тюленям, которые являются их основным источником пищи, а также для отдыха и размножения. Из-за того, что морского льда с каждым годом становится все меньше, белые медведи и многие другие существа, зависящие от льда, находятся в опасности. Белые медведи фактически классифицируются как морские млекопитающие, потому что они проводят большую часть своей жизни на морском льду Северного Ледовитого океана. Поскольку таяние морского льда вынуждает белых медведей проводить больше времени на суше, люди и медведи могут конфликтовать. WWF работал напрямую с жителями, чтобы создать патруль «Умки» на Чукотке, Россия, и обеспечить лучшее освещение для населенных пунктов. WWF также распространяет образовательные материалы, чтобы уменьшить количество конфликтов между медведями и людьми, и работает с местными жителями над сбором научной информации о медведях.

 

8. Откуда произошло название «Арктика»?
«Арктика» происходит от греческого слова «медведь»: Arktos. Название происходит не от культового белого медведя, а от созвездий на северном небе Арктики: «Малая Медведица» (Маленькая Медведица) и «Большая Медведица» (Большая Медведица).

 

9. Почему ледники важны?
Ледниковый лед — это крупнейший резервуар пресной воды на планете, в котором хранится примерно 75 процентов мировых запасов. По оценкам, только на Аляске насчитывается более 100 000 ледников. Длина ледника может варьироваться от эквивалента футбольного поля до более чем 100 миль.

Узнайте больше об Арктике.

  • В этой истории:
    • Последствия изменения климата
    • Белый медведь
    • Арктика
    • Серый кит
    • Сохранение мест
    • Песец
    • Арктический волк
    • Тихоокеанский лосось
    • Охрана дикой природы
    • Бурый медведь
    • Нарвал
    • Белуга

В какой стране находится Арктика?

Арктика состоит из Северного Ледовитого океана и близлежащих морей. В отличие от Антарктиды, это не континент.

Однако разные страны претендуют на различные части Арктики, включая определенные океаны и ледяные шапки, в рамках Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву. Этот договор позволяет странам претендовать на океан и лед, которые ранее не принадлежали ни одной конкретной стране. Сегодня Дания (Гренландия), Норвегия, Швеция, Финляндия, Россия, Канада, Исландия и США имеют территорию, которая находится за Полярным кругом.

Претензия на Арктику с ее природными ресурсами, туристическими и исследовательскими возможностями может оказаться невероятно ценной для этих стран. Поскольку изменение климата все больше влияет на Арктику (и остальной мир), растет интерес к политическому и экологическому управлению регионом.

Из земель, на которые сегодня претендуют различные народы, многие изначально были оккупированы и продолжают заниматься коренными народами. Коренные жители Арктики в основном являются потомками древнего народа туле и населяли этот регион на протяжении тысячелетий. Эти местные культуры сохранились как в археологических памятниках, таких как 4000-летний Сермермиут, так и во многих общинах, которые до сих пор практикуют традиционный образ жизни.

Итак, как попасть в Арктику?

В зависимости от того, какую часть Арктики вы посещаете, ваше путешествие может начаться в любом месте. Например, если вы исследуете Землю Франца-Иосифа, вы, скорее всего, начнете с России. Если вы исследуете Гренландию, вы можете прилететь из Исландии или из материковой части Дании. Можно даже отправиться из Абердина, остановиться на отдаленном шотландском острове Фэр-Айл, а затем продолжить круиз на Шпицберген. Вам нужно будет соблюдать визовые правила для страны, из которой вы вылетаете, а также для стран, которые претендуют на арктическую территорию, через которую вы путешествуете. Пожалуйста, свяжитесь с вашим агентом по бронированию для получения дополнительной информации о получении арктических виз.