Арии | это… Что такое Арии?
Ожерелье, датируемое I-м тысячелетием до н. э., найденное при раскопках на территории современного Ирана в ГилянeА́рии (др.-инд. ā́rya-, авест. airya-, др.-перс. ariya-) — самоназвание исторических народов Древнего Ирана и Древней Индии (II—I тыс. до н. э.), говоривших на арийских языках индоевропейской семьи языков. Языковая и культурная близость этих народов заставляет исследователей предполагать существование изначальной праарийской общности (древних ариев), потомками которой являются исторические и современные арийские, или как их ещё называют, индоиранские народы.
Содержание
|
Этимология
Для этнонима *a/āri̯a- предполагается возведение к индоевропеской форме *ar-i̯-o-, отражённой, по всей вероятности, также в др.-ирл. aire «знатный», «свободный» и др.-сканд. (рунич.) arjōstēR «знатнейшие». Последние слова, однако, никогда не использовались в качестве этнонима, в то время как в языках индоиранских (арийских) народов помимо значения «благородный», слово имело ярко выраженную этническую коннотацию, противопоставлявшую ариев («своих людей») окружающим чужим народам — др. -инд. anā́rya-, авест. anairya- «не-арий», «варвар».
Предлагались различные версии происхождения *ar-i̯-o-, начиная от уже оставленных в академических кругах версий XIX века: от глагола «передвигаться» (то есть «кочевник») или от глагола «пахать» (то есть «земледелец»). В 1938 году Паулем Тиме была выдвинута получившая в своё время широкое распространение и критически переосмысленная Э. Бенвенистом этимология *ar-i̯-o- как «проявляющий гостеприимство» по отношению к *ari (др.-инд. arí «друг», «враг», «чужестранец»)[1].
Данная гипотеза подтверждается наличием др.-инд. aryá- (←*ari̯a-) «господин», «хозяин дома», прямо соответствующего иранским вариантам этнонима (с кратким а-). При этом древнеиндийский вариант с долгим ā- (ā́rya-) можно трактовать как вриддхи-форму от aryá-, то есть «член союза домохозяев-aryá, в котором проявляется взаимное гостеприимство». С этим соотносится и такое важное общеарийское обожествляемое понятие как *ari̯aman- (др. -инд. aryaman-, авест. airyaman-) — Арьяман, букв. «арийство», божество дружбы, гостеприимства и свадьбы.
Др.-инд. arí «друг» (но и «враг» как «чужак»), по всей видимости, имеет параллели в хетт. ara- («товарищ») и с арм. ari («ари» — «мужественный»). Для этого слова Семереньи предполагал ближневосточный источник (ср. угар. ′arj «родственник», «товарищ»)[2][3].
Между тем, Иллич-Свитыч, опираясь на то, что сама морфология слова не соответствует индоевропейской структуре (начальное a- вместо ожидаемого ларингала *He-, наличие двух сонантов подряд), выводил пра-и.е. *ar-i̯-o- напрямую из семитских языков (ср. др.-евр. ḥōrim «знатные», «свободнорожденные» и др., корень ḥ-r-r «освобождать»)[4].
Использование в древности
В древнюю эпоху термин *a/āri̯a- (арий/арья) был основным надплеменным этнонимом, обозначавшим у индоиранских народов совокупность племён, с которыми они ощущали родство и непосредственную этническую связь. Широко применялся термин также и в лингвистическом смысле: арийский язык — родной язык индоиранцев. Между тем, исторические свидетельства бытования этнонима относятся ко времени после распада индоиранского единства, который с течением веков только усугублялся. Поэтому для индоиранской этнонимии характерно с одной стороны исключение из охвата этнонимом арья окружающих народов такого же арийского происхождения, родственная связь с которыми в данной общности перестаёт осознаваться, а с другой — постепенное забвение этого этнонима и вытеснение его более локальными самоидентификациями.
В Индии
В Ведах
Для ведийской литературы характерно использование ārya- в качестве общего этнонима всех арийских племён, исповедовавших ведийскую религию и противопоставленных anārya- «неарий», dasyu-, dāsa «враги-аборигены» (дасы), mleccha- «варвар». В значении «благородный» он объединял три «дваждырождённых» варны (брахманы, кшатрии и вайшьи), противопоставленные шудрам как неарийской по происхождению варне. В значении «народ» им обозначались преимущественно вайшьи (то есть «простой люд») в противопоставление брахманам и кшатриям.
В Ригведе этноним упоминается 36 раз в 34 гимнах. Арийский мир в Ригведе охватывает прежде всего Sapta Sindhavaḥ (Семиречье, реки Пенджаба) и объединяет 5 больших племён: Anu, Druhyu, Yadu, Turvaśa и Pūru. В эпоху более поздних Вед центр индоариев смещается к востоку, в нынешнюю Харьяну, где возвышаются племя Bhārata[5][6][7][8]. Значение слова ārya- всё больше связывается с ведийским религиозным культом, появляется понятие vratya- («отступники») — группы людей арийского происхождения, не придерживающиеся всех установлений Вед.
В эпоху смрити
АрьявартаВ более поздней санскритской литературе появляется понятие Арьяварты (Āryāvarta, «страна ариев»), сердце брахманистской цивилизации. Согласно Законам Ману, Арьяварта простирается от Гималаев до гор Виндхья и от восточного моря до западного[9], то есть охватывает Северную Индию от долины Инда до Бенгалии и прежде всего междуречье Ганга и Джамны.
Если для эпохи Ригведы западная граница арийского мира неясна и, возможно, некоторые из перечисленных в этом памятнике арийских племён относились скорее к близкородственным иранским народам, то в эпоху смрити западные народы (иранцы) уже не рассматривались в качестве соотечественников и к ним не применялось обозначение арии.
Сам термин ārya- на протяжении эпического периода продолжает употребляться в этническом значении («благородный дваждырождённый индиец»), хотя его значение всё больше смещается в этико-религиозную сторону, начиная с Рамаяны и Махабхараты эпитет арья (ārya-) означает прежде всего «благочестивый», «достойный» и прилагается к разным персонам в зависимости от их поведения и образа жизни.
В буддизме
В буддистской литературе ārya (пали ariya) в значении «благородный», «святой» употребляется даже чаще, чем в индуистской. Буддистское учение часто именуется ariyassa dhammavinayo «благородная дхарма и виная», четыре благородные истины — cattāri ariyasaccāni («четыре арийские истины»), восьмеричный путь — ariyamagga («арийский путь»), сами буддисты — ariyapuggala («арийские люди»), а их противники — anārya («неарии»). В некоторых текстах говорится, что ārya dharma (учение Будды) было проповедано всем: ариям (ārya), дасью, дэвам, гандхарвам и асурам.
В иранском мире
В древнеиранскую эпоху
Основная статья: География Авесты
В Авесте широко используется имя (airya-) в качестве этнической самоидентификации создателей памятника: airyanąm «из ариев» (о стрелке Эрехше), airyå daiŋʹhāwō «арийские страны», airyābyō pāδaēbyō «от арийских мест», airyō.šayanəm «обиталище ариев» и др., а также легендарный airyanəm vaējō «Аирьяна Ваэджо», «Эранвеж» (ср. также название горы airyō.xšuθa- «арийское удовлетворение»).
Не совсем ясно, какой именно круг народов включался в ариев. Михр-яшт, 13-14 включает в Аирьошаяну (обиталище ариев) шесть стран: Ишкату и Поуруту (в горах Гиндукуша), Моуру и Харою (Мерв и Герат), Гава-Сугду и Хваиризем (Согдиана и Хорезм). Видевдад 1 перечисляет 16 «наилучших стран», начиная с Аирьяна Ваэджо, не именуя правда их прямо «арийскими». В них включаются и некоторые области Западной Индии. С другой стороны, в Авесте уже встречается перечисление пяти «народов»: ариев (airya-) — самоназвание создателей Авесты — и противопоставленных им туирьев (tūirya-), саиримов (sairima-), саини (sāini-) и дахов (dåŋha-), при этом последние четыре также относятся к ираноязычным (то есть арийским) народам. Из этого авестийского концепта в дальнейшем выросло противопоставление Ирана (то есть земли ариев, см. ниже) и Турана.
В древнеперсидских надписях этноним ariya- используется в трёх контекстах:
- арийский — название языка надписей Дария I в Бехистуне (древнеперсидского)
- «арий» (ariya), «арийского рода» (ariya-čiça) — этническое происхождение Дария (Накш-е Рустам)
- Ахура Мазда, бог ариев — в эламской версии Бехистунской надписи.
Древним грекам также было известно общее название иранских народов: «арии» (ἄριοι) — о мидийцах[10], «арийский (ἄρειον) род» — о магах и их пастве[11]. Из греческих источников известно также прилагательное *aryāna- (авест. airyana-) «арийский», «ариец»: Αρειανοί — народ, к которому принадлежал Зороастр[12], ἡ ‘Αρειανή — Ариана[13] (страна ариев, Иран), например у Страбона: «Название
В среднеиранскую эпоху
Кушанский царь Канишка в составленной на бактрийском языке Рабатакской надписи называет сам язык надписи «арийским» (αριαο)[17].
Представление об ариях как этнической общности пережило парфянский период (династия Аршакидов), что видно из парфянских версий надписей Сасанидов, где царь именуется šāhān šāh aryān «царь царей ариев (MLKYN MLKʾ ʾryʾn)», хотя сведений, что так себя называли сами Аршакиды, нет.
В среднеперсидском языке этноним ариев развивался с эпитезой: *arya- > *airya- > ēr (ʾyr), множ. числ. ērān (ʾyrʾn) «иранцы», «благородные». При этом к этнической коннотации добавляется религиозная, ēr по сути становится синонимом слову weh(dēn) «следующий Благой (Вере)», «зороастриец», противопоставленным термину anēr «неарий», «незороастриец». Ранние Сасаниды именуют себя ēr māzdēsn (ʾyr mʾzdysn) «арий, почитатель Мазды»[18].
При этом Сасаниды выносят вперёд политическое значение этнонима и впервые формулируют идею «Иранской империи» — парф. aryānšahr (ʾryʾnḥštr), ср.перс. ērānšahr (ʾylʾnštr) < др. иран. *aryānām xšaθra- «Царство ариев», именуя себя «царь Эрана и Анерана» (ариев и неариев) — ср.перс. šāhān-šāh Ērān ud Anērān (MLKʾn MLKʾ ʾyrʾn W ʾnyrʾn), др.-греч. βασιλεύς βασιλέων ἀριανων. Термин Эран (совокупность ариев, арийские земли) широко используется в новой титулатуре чиновничества, в топонимах, в религиозной и политической пропаганде[19].
В эту эпоху на другом конце ираноязычного мира, в южнорусских и северокавказских степях, «ариями» именует себя другой иранский народ — аланы (*alān < др. иран. *aryāna-). Подобно тому, как сасанидские иранцы не считали «ариями» незороастрийские иранские народы, в частности, аланов, сами аланы также распространяли этот древний этноним только на самих себя.
Современные рефлексы
Ни один из современных индоиранских народов уже не называет себя ариями и на уровне традиционной культуры в целом не осознаёт арийского происхождения и родства со всеми арийскими народами на почве общеарийского наследия. Сохранившиеся вторичные производные от этого корня в качестве этнонимов редки, большинство индоиранских народов именуют себя локальными или племенными названиями.
В нуристанских языках
В нуристанских языках, локальных языках архаичных племён Пригиндукушья, рефлексы этнонима *ari̯a- неизвестны. Более того, не совсем ясно, именовали ли себя ариями ариоязычные предки нуристанцев.
В Индии
В Индии сохраняется книжное («учёное») употребление санскр. ārya- в религиозном значении «благочестивый», «придерживающийся дхармы», иногда используемое (под западным влиянием) в националистическом смысле, например, в названии основанного в 1875 г. общества Арья-самадж.
Живое употребление бывшего этнонима сохранилось, по иронии судьбы, в Южной Индии, населённой дравидоязычными (то есть неариоязычными) народами в ayya — уважительном обращении к человеку.
В иранском мире
Сасанидский концепт «Арийского царства» (ērānšahr) находит продолжение в современном названии страны Иран (перс. ایران [ʔiˈɾɒn]), тадж. Эрон). Последнее было принято как официальное только в 1935 г. До этого имя Иран бытовало как неофициальное название обширного этнокультурного региона (т. н. «Большой Иран»), что прежде всего поддерживалось популярностью национального иранского эпоса Шах-наме (X в.), где описывается противостояние осёдлого Ирана и кочевого Турана, продолжающих авестийские airya- и tūirya-.
От имени Ирана происходит самоназвание современных жителей страны: ایرانی [ʔiˈɾɒni]). Перс. آریا [ʔɒrjɒ]) «арий» представляет собой «книжное» слово, имеющее недавнее историографическое происхождение.
Рефлекс аланского (то есть «арийского») самоназвания в виде аллон сохраняется у осетин только в сказках. Предполагаемое иногда как рефлекс *arya- самоназвание осетин-иронцев (ир, ирæттæ), как считает Абаев, имеет субстратное происхождение и никак не связано с ариями[20].
Происхождение
Археологические культуры, связанные с миграциями индоиранских народов. Андроновская культура выделена красным цветом, маргианская — оранжевым, язская — зеленоватым, гандхарская (Swat) — малиновым, культура кладбища H — фиолетовым, культура охряной расписной керамики (Copper Hoard) — темно-синим, культура серой расписной керамики выделена светло-голубым цветом.Основная статья: Индоарийские миграции
См. также: Доведийский субстрат
Изучение древних арийских языков и архаичных арийских культур (авестийской и ведийской) свидетельствуют, что древние арии изначально были единым народом. При этом разделение двух основных арийских ветвей (индоарийской и иранской) датируется началом II тыс. до н. э. Таким образом существование праариев как предков всех индоарийских и иранских народов, с одной стороны и одной из ветвей, выделившейся из праиндоевропейской общности — с другой, можно определить в хронологических рамках III—II тыс.
до н. э.Определение арийской прародины, под которой обычно понимают область распада арийской общности на первичные ветви, предполагает соотнесение первых сведений об исторических ариях с данными лингвистики и археологии[21]. Отсутствие прямых свидетельств существования праариев в тех или иных регионах и неоднозначность косвенных вынуждает исследователей строить противоречивые теории доисторических миграций ариев и их этногенеза.
Общая картина появления ариев на историческом горизонте: Митанни (~1600 г. до н. э.), Гандхара-Пенджаб (~1700-1500 гг. до н. э.), мидийцы и древние персы (~900 г. до н. э.), скифы и киммерийцы (~600 г. до н. э.), — указывает на среднеазиатский регион как исходный для арийских миграций
Сохранявшиеся в южносреднеазиатском регионе иранские языки демонстрируют отсутствие специфического субстрата, в отличие от иранских языков Западного Ирана и индоарийских языков Индии. Вычленяемый во всех индоиранских языках общий субстрат предположительно соотносится именно с доарийской культурой БМАКа. Кроме того, наблюдается перенос некоторых географических названий из южносреднеазиатского региона в Индию (ср. авест. Harōiuua-, др.перс. Haraiva- «Арея» ~ др.инд. Saráyu-; авест. Haraxᵛaitī-, др.перс. Harauvati- «Арахозия» ~ др.инд. Sárasvatī-.
Язык
Распад арийской языковой общности по Д. И. ЭдельманОсновная статья: Арийские языки
Языки старейшей из самхит Ригведы и древнейшей части Авесты Гат — древнейших из зафиксированных представителей соответственно индоарийской и иранской ветвей (2-я пол. II тыс. до н. э.) — демонстрируют значительную близость не только на уровне фонологии, морфологии и лексики, но и на уровне устойчивой поэтической фразеологии. Ср. например, ведийск. uttānáhastanámasā (РВ 6.16.46) и авест. nəmaŋhāustānazasta- (Y. 28.1) «с руками, протянутыми в поклонении» или hrdāˊ mánasā (РВ1.61.2) и авест. zərədāčā manaŋhāčā (Y. 31.12) «сердцем и умом». Данная близость указывает на существование единого арийского праязыка и общих для предков ариев поэтических традиций.
Не имеющие памятников древнейшей эпохи дардские языки традиционно рассматривались как особая подветвь индоарийских, однако современные исследования показывают, что выделение предка дардских происходило в эпоху, соотносимую с разделением праиндоарийским и праиранского, дардские по некоторым параметрам занимают промежуточное положением между индоарийскими и иранскими. Поэтому дардские языки скорее следует рассматривать как отдельную ветвь индоиранских [25].
С точки зрения относительной хронологии выделение предка нуристанских языков следует отнести к бо́льшей древности, чем распад собственно индоиранских языков (индоарийского, дардского и иранского)[26]. Таким образом выделение архаичных нуристанских языков может считаться наиболее ранней филиацией праарийского языка.
Культура и религия
Материальная и духовная культура древних ариев (индоиранцев) восстанавливается на основании свидетельств древнейших литературных памятников индоариев (Веды) и иранцев (Авеста), а также исторических свидетельств о древних индоиранских народах, археологических данных, данных поздних эпических сказаний (Махабхарата, Рамаяна, Шах-наме) и этнографических исследованиях современных архаичных индоиранских народов.
Материальная культура
Предки исторических ариев были полукочевым народом, в хозяйстве которых ведущую роль играло скотоводство, а земледелие носило подчинённый характер. Главным домашним животным ариев была корова/бык (др.инд. go-, авест. gao-) — основа материального благополучия, источник продуктов питания и тягловая сила. Разводились также овцы (др.инд. paśu-, авест. pasu-), козы (др. инд. aja-, авест. aza-), ослы (др.инд. khara-, авест. xara-), верблюды (др.инд. uṣṭra-, авест. uštra-). Собаки (др.инд. śvan-, авест. span-) охраняли жилище и сторожили скот. Арии пахали землю плугом, запряжённым волами, и сеяли ячмень (др.инд., авест. yava-). Изготавливался также хмельной напиток, вероятно, на молочной основе (др.инд. sura-, авест. hura-)
Основой боевого могущества был конь (др.инд. aśva-, авест. aspa-), впрягаемый в легкую и быструю колесницу (др.инд. ratha-, авест. raθa-). Основным оружием были стрелы (др.инд. iṣu-, авест. išu-) и палица (др.инд. vajra-, авест. wazra-).
Ариям были известна примитивная ирригация (др.инд. yavyā-, др.перс. yauviyā- «канал»), выкапывание колодцев (др.инд. cātvāla-, авест. cāt-), изготовление кирпичей (др.инд. iṣṭakā-, авест. ištiia-), выплавка медных (др.инд. ayas-, авест. ayaŋh- «металл», «медь») и золотых (др.инд. hiranya-, др.перс. daraniya- «золото») изделий . Другими областями деятельности были ткачество, плотничество, целительство.
Социальная структура
Основу арийского общества составляла патриархальная семья, населявшая отдельную постройку (др.инд., авест. dam-). Социальными субъектами были главы таких семей (др.инд. pati-, авест. paiti-), под их властью объединялись люди (члены семьи, рабы-пленники и другие зависимые люди) и скот (др.инд. paśuvīra-, авест. pasu.wīra- «скот и люди»), количество которых определяло богатство семьи. Семьи объединялись в роды (др.инд. viś, авест. wīs-), занимавшие селения-общины (др.инд. vr̥jana-, авест. wərəzana-). Группы общин составляли племена, часто объединявшиеся в непрочные и враждующие между собой союзы.
Трехклассовая структура общества, фиксируемая в древних индийском и иранском обществах, вероятно, только формировалась и основные названия для классов варьируют в разных ветвях ариев. Во главе общества стояли жрецы (др.инд. ātharvan-, hotar-, uśij- авест. āθrauuan-, zaotar-, usij-), среди которых особо выделялись поэты-провидцы (др.инд. kavī-, r̥ṣi-, авест. kauuī-, ərəši-), и аристократическая верхушка, обладатели власти (др.инд. kṣatra-, авест. xšaθra-), состоявшая из воинов-колесничих (др.инд. ratheṣṭā-, авест. raθaēštā-). Третий класс, составлявший простой народ, состоял из пастухов, при необходимости составлявших ополчение-войско (др.инд senā-, авест. haēnā-). Война (как с соседними племенами ариев, так и с неарийскими народами), мотивированная захватом добычи (прежде всего скота) и новых территорий для расселения и выпаса скота, была основной формой социальной активности.
Духовная культура
Основная статья: Праиндоиранская религия
Основой духовной культуры, пронизывающей все виды деятельности ариев, была религия. Индоиранская религия строилась вокруг жертвоприношения (др.-инд. yajñá-, авест. yasna-), устраиваемого в праздничные или прочие знаменательные дни жрецами по заказу и на средства жертвующих мирян. Смыслом жертвоприношения было поддержание Мирового Порядка (др.-инд. ṛta-, авест. aša-, др.-перс. (a)rta-), проявляющегося в космических циклах и в общем благополучном функционировании вселенной, обеспечивающем ариям умножение материальных благ. На жертвоприношении жрецы воспевали гимны божествам, приносили им дары, призванные укрепить их силу и призвать их на помощь ариям. Важная роль при этом отводилась огню (др.-инд. agni-, пережиточно авест. aɣni-) — посреднику в передаче даров от людей богам. В процессе священнодействия готовился галлюциногенный или возбуждающий напиток (др.-инд. soma-, авест. haoma-), вызывавший у верующих религиозный экстаз. Священники воспевали священные формулы (др.-инд. mantra-, авест. mąθra-), оказывающие магическое действие на мироздание и пробуждали потаённую святую силу, скрытую во всех вещах (др. -инд. brahman-, др.-перс. brazman-).
Поэты-провидцы устраивали состязания по импровизации религиозных гимнов, часто задействуя метафоры конных состязаний, на которых арии устраивали гонки на колесницах — своё любимое развлечение, так же имевшее религиозное значение. На церемониях пение религиозных песен сопровождалось аккомпанементом на музыкальных инструментах (прежде всего лютне).
Боги назывались дэвами (др.-инд. deva-, авест. daēuua-), от индоевропейского корня *di̯u- «блистать», «сиять». Другим божественным эпитетом было *asura- (др.-инд. asura-, авест. ahura-) «господин», «владыка». В исторических арийских религиозных системах наблюдается размежевание разных богов по этим двум группам, при этом одна из этих групп постепенно демонизируется.
Основными божествами ариев были: бог договора Митра (др.-инд. Mitra-, авест. Miθra-), Индра (др.-инд. indra-, авест. iṇdra-), Шарва (соотносимый с Рудрой, др.-инд. śarva, авест. sauruua-), Насатья (др.-инд. Nāsatya-, авест. Nåŋhaiθya-) и др. Известен был также миф о прародителе людей, «Близнеце, сыне Виваcванта» (др.-инд. Yama-, авест. Yima-, см. Яма и Джамшид).
Сохранившимися до нашего времени религиями, возникшими на арийской почве, являются индуизм, джайнизм, буддизм, религия калашей и кафиров Гиндукуша и зороастризм.
Употребление термина «арии»/«арийцы» в XIX — начале XX веков
Слово арий в трудах европейских исследователей в XIX веке (в связи с установленным в начале XIX века генетическим единством индоевропейских языков, выявлением ряда общеиндоевропейских мифов и т. п.), было ошибочно принято за самоназвание всех древних индоевропейцев. Особую известность оно получило во времена нацистской Германии, идеологи которой часто употребляли его в расовом смысле, и даже взяли один из арийских символов — свастику. Идеологи нацизма считали, что «северные народы» (которые также называют «германскими народами») представляют собой идеальную и чистую расу — истинных арийцев[27].
С конца ХХ в. тема о «древних ариях» часто развивается в стиле фолк-хистори в рамках неакадемических исследований и неофашизма[28].
Расовые теории
Арийская расовая теория была разработана французским литератором Артюром де Гобино, который, выделив три основные расы по цвету кожи (белую, жёлтую и чёрную), считал высшей расой белую, а внутри неё на высшее место ставил «арийцев». Современная наука отвергает арийскую теорию как ненаучную.
См. также
- Ведийская цивилизация
- Авеста
- Индоарийские языки
- Иранские языки
Примечания
- ↑ Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. М., 1995. С. 240—242.
- ↑ O. Szemerinyi. Structuralism and substratum — Indo-Europeans and Semites in the Ancient Near East (LINGUA. International Review of General Linguistics, v. 13: 1-29) 1977. P. 122.
- ↑ протосемит. *ʔary-
- ↑ Иллич-Свитыч В. М. Древнейшие индоевропейско-семитские языковые контакты // Проблемы индоевропейского языкознания. Этюды по сравнительно-исторической грамматике индоеврпейских языков. М., 1964. С. 7. (254 Кб, djvu)
- ↑ Массагеты // БРЭ. Т.19. М.,2011.
- ↑ Иссык // БРЭ. Т.12. М.,2008.
- ↑ Андроновская культура // БРЭ. Т.1. М.,2005.
- ↑ Бхаратаварша // БРЭ. Т.4. М.,2006.
- ↑ Ману-смрити, 2:22
- ↑ Геродот. История, 7.62
- ↑ Евдем Родосский.
- ↑ Диодор Сицилийский. 1.94.2
- ↑ Ариана // БРЭ. Т.2. М.,2005.
- ↑ Бактрия // БРЭ. Т.2. М.,2005.
- ↑ Бактра // БРЭ. Т.2. М.,2005.
- ↑ География, 15.8
- ↑ N. Sims-Williams, «Further notes on the Bactrian inscription of Rabatak, with the Appendix on the name of Kujula Kadphises and VimTatku in Chinese». Proceedings of the Third European Conference of Iranian Studies (Cambridge, September 1995). Part 1: Old and Middle Iranian Studies, N. Sims-Williams, ed. Wiesbaden, pp 79-92
- ↑ Gherardo Gnoli. ĒR, ĒR MAZDĒSN
- ↑ G. Gnoli. IRANIAN IDENTITY ii. PRE-ISLAMIC PERIOD
- ↑ В. Абаев, Историко-этимологический словарь осетинского языка, Т. 1, стр. 576
- ↑ Арии // БРЭ. Т.2. М.,2005.
- ↑ Оранский И. М. Иранские языки. М., 1963, стр 33-37
- ↑ Michael Witzel, The Home of the Aryans
- ↑ Mallory, J.P. (1989), In Search of the Indo-Europeans: Language, Archaeology, and Myth, London: Thames & Hudson
- ↑ Коган, А. И. Дардские языки: Генетическая характеристика. М.: Восточная литература РАН, 2005.
- ↑ Эдельман Д. И. Нуристанские языки / Дардские и нуристанские языки. Серия «Языки мира». М., стр. 99
- ↑ Widney, Joseph P. Race Life of the Aryan Peoples New York: Funk & Wagnalls. 1907 In Two Volumes: Volume One—The Old World Volume Two—The New World ISBN B000859S6O
- ↑ Станислав Дмитриевский. Куда идут мастера фолк-хистори? Часть 2
Ссылки
- Арии // Большая советская энциклопедия
- Бонгард-Левин Г. М., Грантовский Э. А. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история. — М.: Мысль, 1974. — 206 с.
- Кузьмина Е. Е. Арии — путь на юг. — М.: Летний сад, 2008. — 560 с.: илл.
- Встает забытый мир// Знание — сила. 1978. № 4.
- Индоарии и цивилизация в долине Ганга
- Кольцо Сибири. Арийцы: Тюменские историки считают, что нашли прародину легендарных ариев
Арийская цивилизация и Индия | Аюрведа-Тур
Поделиться с друзьями:Арийская цивилизация внесла свой культурный вклад не только в развитие всей Еразии, но и Древней Индии. Изначально арийская цивилизация состояла из разрозненных кочевых племен, обосновывающих свои города-государства по всей Евразии. Наибольшее количество поселений древних ариев обнаружены в России, на Южном Урале. Примерно с середины II тысячелетия до н. э. через горные перевалы на северо-западе Индостана эти степные племена, носители арийской цивилизации, проникли в Индию.Их вторжению предшествовала длительная история переселения народов, говоривших на индоевропейских языках. Причина, вынудившая их покинуть свою древнейшую прародину, остаётся пока до конца не выясненной. Столь же спорным является и вопрос о том, где находилась их прародина. Предположения касаются огромной территории: от Балканского полуострова до приуральских степей и Малой Азии. Наиболее значительные археологические находки касающиеся истоков древней арийской цивилизации найдены в России, на Южном Урале.
Племена разводили скот и кочевали от пастбища к пастбищу. С появлением боевых колесниц арии стали совершать военные набеги, покорили соседние племена и народы. На захваченных землях они смешивались с местным населением, cоответственно менялись уклад жизни, язык и религия. В основном, древние арии кочевали по приуральским и прикаспийским степям. Одна из групп племён приблизительно в III тысячелетии до н. э. дошла до современного Афганистана, а оттуда позже проникла в Индию. С этого и начинается длительная история индийских ариев.
В долине Инда и его притоков, куда вторглись арии, некогда процветала Хараппская цивилизация. Ко времени арийского вторжения она пережила свой расцвет (примерно 2700—2100 гг. до н. э.) и клонилась к упадку. Вместе с ариями в Индию пришёл совсем иной мир религиозных представлений. Чужеземцы принесли с собой древних богов. Они совершали сложный ритуал жертвоприношения — яджну — и приносили щедрые дары своим богам, главным образом жареное говяжье мясо и пьянящий напиток — сому.
Гимны и молитвы, которые арии возносили богам, составили огромное собрание священных преданий. Они называются ведами, «священным знанием» (слово «веда» родственно русскому слову «ведать», т. е. «знать»). Веды образовали ядро священного канона. Его создание заняло более тысячи лет. В ведах запечатлены все знания ариев того времени о самих себе и об окружающем мире. Известны четыре веды: Ригведа (веда гимнов), Самаведа (веда напевов, священных мелодий), Яджурведа (веда жертвенных формул) и Атхарваведа (веда магических заклинаний). Они называются также самхитами — сборниками.
Постепенно арии осваивали новые территории, селились в новых местах, и ведийская религия распространялась по Индостану, встречаясь с народными неарийскими верованиями, чужими богами, древними культами — змей, деревьев, камней. Религиозные воззрения ведийских ариев, наложившись на древние верования жителей протоиндийских городов, образовали необычайно глубокий и прочный фундамент, на котором зиждется всё здание современного индуизма, хотя многое в ведийской традиции оказалось с течением времени забытым или переосмысленным.
Сильно изменился и характер жертвоприношения, но всё же ведийский ритуал с неукоснительным соблюдением всех предписанных в древности процедур можно встретить и сегодня. Многие древние обряды и обычаи пережили тысячелетия и сквозь их толщу «проросли» в современном индуизме.
История пряностейСледы ведической цивилизации в культурах мираСвященные писания ИндииСикхи и тюрбаны - О компании
- Политика конфендициальности
- Оплата
- Контакты
- Агентствам
- Вакансии
- Аюрведа
- Туры
- На Шри-Ланку
- На Мальдивы
- На Бали
- В Индию
- Отели
- На Шри-Ланке
- На Мальдивах
- На Бали
- В Индии
- Визы
- В Китай
- В Индию
Facebook ВК Instagram Twitter OK Youtube
Ария — Энциклопедия всемирной истории
Определение
Карта империи Ахеменидов
Фабиенхан (CC BY-SA)
Ария (или Арея) всегда понималась как территория вокруг реки Арейос, сегодня Хари Руд в Афганистане (Арриан, Анабасис IV. 6.6). Он был ограничен на севере Маргианой и Бактрией, где начинается область реки Маргос; на запад большой Карманской пустыней; на юг Дрангианой; а на востоке могучими горами Паропамисадай. Арейос был основой региона, протекавшим по земле: Ария почти точно соответствует современной провинции Герат, что свидетельствует о важности реки на протяжении всей истории.
Продуктивная часть Арии представляла собой довольно узкий участок земли протяженностью около 150 км по обоим берегам Арейоса. Ни в одном месте на его пути не было долины шириной более 25 км, даже если некоторые озера упоминаются в Авесте (Вендидад, Фаргард I.9). Тем не менее, этот район, тесно связанный с рекой, был известен своей плодородностью и производством одних из лучших вин в мире. Его столицей была Александрия Арийская (современный Герат), древняя Артакоана. Земля была разделена, согласно Птолемею (VI.17), между речной областью, населенной оседлыми арианами в городах и деревнях, и кочевыми племенами в окружающих горах и пустынях. Птолемей перечислил множество городов, подтверждая мысль о том, что в то время этот район был могущественным.
История
Его население было разделено на оседлых жителей многочисленных городов равнины и кочевников пустынь и гор. Его история воспроизвела одну и ту же схему между персами, греками, парфянами и саками. Хотя мало что известно о ранней Арии, этот район стал персидской сатрапией, когда он был завоеван Киром Великим. Артакоана (современный Герат) стала столицей региона. В то время Ария была важной частью империи Ахеменидов (ок. 550–330 до н. э.), и Страбон (XI.10.1) даже сообщает, что Дрангиана была административной частью Арии. Похоже, что на ариев сильно повлияли северные скифские народы, поскольку изображения ариан можно увидеть в ахеменидском искусстве в Сузах и Персеполе.
YouTube Следите за нами на YouTube!Когда Александр вторгся в Среднюю Азию, он прибыл в Арию в 330 г. до н.э. и был принят сатрапом Сатибарзаном.
Когда Александр Македонский вторгся в Среднюю Азию, он прибыл в Арию в 330 г. до н.э. и был принят местным сатрапом по имени Сатибарзан. Арриан ( Anabasis III. 25) сообщает нам, что сатрап предал Александра, поэтому македонянин был вынужден осадить Артакоану. Александр использовал осадные башни, чтобы взять Артакоану и захватить город; жители были убиты или проданы в рабство. Опустевший город был перестроен и назван Александрией. Ария была одной из самых восточных частей империи Селевкидов (312–63 гг. до н. э.), но, по крайней мере частично, была уступлена Чандрагупте Маурье после войны между этим индийским царем и Селевком I Никатором в 303 г. до н. э. (Страбон XV. 2–9).).
Когда Диодот сделал Бактрию независимой в 250 г. до н.э., Ария, тем не менее, была быстро завоевана и управлялась греко-бактрийскими царями. Единственная известная нам битва греко-бактрийских царей произошла в Арии, между Антиохом III и Евтидемом, во время которой катафракты Евтидема были разгромлены конницей Селевкидов (Полибий, «Истории», X. 27-31). Источники скудны, но этот район, похоже, оставался под контролем Греции до тех пор, пока Парфия не вторглась в греко-бактрийские земли в 140-х годах до нашей эры. В последующие десятилетия в этом районе стали селиться группы саков, вытесненных северными юэчжэями. В какой степени эти саки контролировали Арию, мы не знаем, но кажется, что этот район продолжал оставаться более или менее зависимым от парфян на протяжении большей части их истории, начиная с Митридата, а затем под властью Кушанов.
Вам понравилось это определение?
Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.
Библиография
- Coloru, O. Da Alessandro a Menandro: il regno greco di Battriana. Фабрицио Серра, редактор, Пиза/Рим, 2009, 383.
- Видеманн, Ф. Преемники Александра Ле Великого в Центральной Азии. Париж, 2009 г.
- Арриан. Арриан. Издательство Гарвардского университета, 1983.
- Клавдий Птолемей. География Клавдия Птолемея. Классика Козимо, 2011.
- Х.К. Гамильтон и В. Фальконер. География Страбона. Независимая издательская платформа CreateSpace, 2014 г.
- Полибий. Полное собрание рассказов Полибия. Digireads.com, 2009 г.
Об авторе
Антуан Симонен
Увлечен древней Средней Азией. Поддерживает сайт «От Бактрии до Таксилы». Работает в проекте Europa Barbarorum.
Переводы
МалайскийИспанскийТурецкийМы хотим, чтобы люди во всем мире узнавали историю. Помогите нам и переведите это определение на другой язык!
Бесплатно для всего мира, поддерживается вами
Энциклопедия всемирной истории — некоммерческая организация. Всего за 5 долларов в месяц вы можете стать участником и поддержать нашу миссию по привлечению людей с культурным наследием и повышению качества образования по истории во всем мире.
Стать участником ПожертвоватьРекомендуемые книги
Ария: персонализированная записная книжка для тех, кому посчастливилось иметь целый мир?
Написано Pewter, Penelope & Journals, Notebooks и , опубликовано независимой издательской платформой CreateSpace (2017)
5,49 $
Ария
Автор: Хартманн, Дженнифер , опубликовано IndependentlyPublished (2022)
14,99 $
Я желаю тебе счастья Ария
Написано Вонгом, Майклом и Бараташвили, Энн и Майлзом, Дэвидом , опубликовано Picco Puppy (2021)
12,99 $
A для Арии: Персонализированная Алфавитная книга Все о тебе!
Написано Custom Kids Books, Li’l Llama , опубликовано IndependentlyPublished (2020)
14,99 $
Я всегда буду тобой гордиться, Ария
Автор: Вонг, Майкл и Витале, Брук и Югай, Зина , опубликовано Picco Puppy (2022)
12,99 $
Лицензия и авторское право
Представлено Antoine Simonin, опубликовано 19 января 2013 г. Правообладатель опубликовал этот контент на условиях следующей лицензии: Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike. Эта лицензия позволяет другим микшировать, настраивать и использовать этот контент в некоммерческих целях, если они указывают автора и лицензируют свои новые творения на тех же условиях. При повторной публикации в Интернете гиперссылка на исходный URL-адрес источника контента должна быть включена. Обратите внимание, что контент, связанный с этой страницей, может иметь другие условия лицензирования.
Королевства Центральной Азии — Ария / Герат / Ариана
Королевства Центральной Азии — Ария / Герат / Ариана@import «../css/history_kinglists.css»;
|