Битва за Карабах. 30 лет назад началась самая затяжная война на территории бывшего СССР: Закавказье: Бывший СССР: Lenta.ru
Ровно 30 лет назад, в августе 1992 года депутаты Верховного совета непризнанной Нагорно-Карабахской республики (НКР) ввели военное положение на территории региона и объявили всеобщую мобилизацию. Конфликт между Арменией и Азербайджаном вышел на новый виток эскалации: с распадом СССР союзные власти уже не контролировали противоборствующие стороны, которые получили возможность использовать вооружение, оставленное Советской армией. Первая карабахская война, которая продлилась до мая 1994 года, унесла жизни более 30 тысяч человек, более миллиона человек сделала беженцами. Этот конфликт стал определяющим фактором постсоветской истории и неотъемлемой частью современной идентичности азербайджанцев и армян. История первой кровопролитной войны в Нагорном Карабахе — в фотографиях Александра Неменова.
Предвестник бури
Армянский солдат в селе Хин Тагер (азербайджанское название — Кёгна Таглар)
Фото: Александр Неменов
Современная история конфликта начинается с горбачевской перестройки 1980-х годов и подъема национальных движений на территории Советского Союза. В составе Азербайджанской ССР Нагорный Карабах имел статус автономной области, но был населен преимущественно армянами.
Еще в конце 1980-х годов армяне обратились к руководству СССР с просьбой перевести их под юрисдикцию Армянской ССР. Движение за объединение Карабаха с Арменией вызвало всплеск эмоций в Азербайджанской ССР. Столкновения между представителями общин очень скоро вылились в исход азербайджанского населения из Армянской ССР и Нагорного Карабаха и погромы в азербайджанских городах, в том числе в Баку. Советское руководство попыталось решить вопрос силой, но это привело только к росту популярности идей национальной идентичности в обеих республиках.
В декабре 1991 года в Нагорном Карабахе был проведен референдум, большинство участников которого высказалось за независимость от Азербайджанской ССР, после чего начался вооруженный конфликт.
Процессы распада
Азербайджанские солдаты ведут огонь из пулемета на линии фронта недалеко от города Агдам, май 1992 года
Фото: Александр Неменов
В 1991 году, с началом распада Советского Союза, борьба за Нагорный Карабах вышла на новый этап. Сначала 30 августа 1991 года независимость провозгласила Азербайджанская Республика, а 2 сентября — непризнанная Нагорно-Карабахская республика. В Баку решение Степанакерта не признали. Что же касается Еревана, то декларацию о независимости там приняли еще 23 августа 1990 года, а 23 сентября 1991 года официально объявили результаты референдума о выходе из Советского Союза.
Кремль еще пытался взять под контроль ситуацию в Нагорном Карабахе, и на какое-то время это удалось: Советская армия и милиция Азербайджанской ССР проводили совместные операции против армянских отрядов. Но к концу 1991 года СССР распался, и Советской армии просто не стало. 27 декабря Внутренние войска МВД России полностью покинули регион, ситуация в регионе стала неконтролируемой.
Померились силой
К началу войны вооруженные силы Азербайджана значительно превосходили армянские и карабахские подразделения — как по численности, так и по техническому оснащению. При этом против армян на азербайджанской стороне воевали украинские националисты, афганские моджахеды и боевики из мусульманских республик постсоветского пространства и Ближнего Востока. Среди последних — известные чеченские террористы Салман Радуев и Шамиль Басаев, арабский наемник и полевой командир Хаттаб.
На стороне Армении выступили многочисленные добровольцы из международной армянской диаспоры. Некоторые из них приезжали с Ближнего Востока. Кроме того, поддержку силам Нагорного Карабаха оказывали и представители других непризнанных республик — Абхазии, Приднестровья и Южной Осетии.
Крепкий орешек
Армянский солдат неподалеку от села Хцаберд (азербайджанское название — Чайлаккала) Гадрутского района Нагорного Карабаха, апрель 1993 года
Фото: Александр Неменов
Переломным моментом в годы войны 1992-1994 годов стал захват армянскими подразделениями города Шуша. Построенный вокруг крепости, возведенной на горном плато площадью в два-три квадратных километра, он стал неприступным региональным форпостом. Овладение им во многом определяло исход дальнейшего противостояния.
Бои за город закончились 9 мая 1992 года. На штурм у армянских военных ушли примерно сутки, а участие в нем принимали многие люди, сделавшие впоследствии серьезную политическую карьеру, — в частности, будущий президент НКР, а затем и Армении Роберт Кочарян и будущий министр обороны НКР Самвел Бабаян.
В оставленном городе азербайджанские военные бросили бронетехнику и ракетные установки, там они потеряли 150-200 человек. Потери армянской стороны составили около полусотни погибших.
Потери сторон
Азербайджанские женщины плачут на могиле солдат, погибших в Карабахе, май 1992 года
Фото: Александр Неменов
Несмотря на численное и техническое превосходства Баку, военная удача в карабахском конфликте оказалась на стороне Еревана и Степанакерта. Общие данные о потерях никто достоверно не подтвердил, но по наиболее реалистичным подсчетам они составили 7-8 тысяч убитых с армянской стороны и 15-18 тысяч — с азербайджанской.
В ходе вооруженного конфликта Армения признала потерю 52 танков Т-72, 54 БМП, 40 БТР, 6 орудий и минометов. Азербайджан, по неофициальным данным, потерял 186 танков (Т-72 и Т-55), 111 БМП, 8 БТР, 7 самоходных артиллерийских установок, 47 орудий и минометов, не менее 7 вертолетов и около 11 самолетов.
Гуманитарная катастрофа
Азербайджанские беженцы из Карабаха получают бесплатный хлеб в городе Имишли, 250 километров от Баку, февраль 1994 года
Фото: Александр Неменов
Война в Нагорном Карабахе обернулась серьезными потерями для мирных жителей. В результате боевых действий с азербайджанской и армянской сторон сотни тысяч людей из карабахских сел были вынужден покинуть свои дома. Потери армянского гражданского населения в результате обстрелов и бомбежек в Нагорном Карабахе составили более тысячи человек. По поводу погибших азербайджанцев данных нет. Беженцами и переселенцами с обеих сторон стали более миллиона человек.
В темном небе
Армянские солдаты грузят на борт вертолета тела убитых и раненых товарищей недалеко от села Хин Тагер (азербайджанское название — Кёгна Таглар) Гадрутского района, апрель 1993 года
Фото: Александр Неменов
Жертвами снарядов нередко становились и воздушные суда с некомбатантами. Так, 20 ноября 1991 года, еще до начала полномасштабных боевых действий, возле села Каракенд в Нагорном Карабахе армянские военные сбили вертолет Ми-8 Внутренних войск МВД СССР, на борту которого находились высокопоставленные чиновники Азербайджанской ССР и наблюдатели от РСФСР и Казахской ССР.
28 января 1992 года армянские военные сбили азербайджанский гражданский вертолет Ми-8, летевший в Шушу. Жертвами катастрофы стали несколько десятков человек. 3 марта того же года возле села Гюлистан был подбит направлявшийся в Ереван российский военно-транспортный вертолет Ми-26, вывозящий из населенного пункта почти полсотни женщин и детей. В результате погибли 16 человек.
Хрупкий мир
По итогам войны Нагорный Карабах получил фактическую независимость от Азербайджана. Кроме того, армянские подразделения образовали пояс безопасности вокруг Нагорного Карабаха, присовокупив полностью или частично семь соседних районов бывшей Азербайджанской ССР: Кельбаджар, Лачин, Кубатлы, Джебраил, Зангелан, Агдам, Физули. Вместе с территорией самого Нагорного Карабаха это примерно 19 тысяч квадратных километров.
В мае 1994 года в Бишкеке был подписан трехсторонний протокол о прекращении огня, под которым поставили подписи министр обороны Азербайджана Мамедрафи Мамедов, министр обороны Армении Серж Саргсян (будущий президент) и министр обороны непризнанной Нагорно-Карабахской республики Самвел Бабаян.
Это положило начало переговорному процессу, который длится по сей день уже под эгидой Минской группы ОБСЕ при участии России, Франции и США.
На грани
Азербайджанские женщины на могиле солдат, погибших в Карабахе, Баку, февраль 1994 года
Фото: Александр Неменов
Продолжавшиеся с тех пор встречи и переговоры, в том числе под эгидой Минской группы ОБСЕ, не привели к каким-либо результатам. Ближе всего к прорыву стороны были в 2001 году, когда в американском городе Ки-Уэст президент Азербайджана Гейдар Алиев и президент Армении Роберт Кочарян встретились для подписания мирного соглашения. Но в последний момент подписание соглашения сорвалось.
Карабах в 1988: начало современного этапа национально-освободительной борьбы
Перестройка1, декларированная Генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым в 1987 году и положившая начало либерализации политической системы в СССР, была воспринята народом Нагорного Карабаха как возможность исправления ошибок прошлого. Начался современный этап национально-освободительной борьбы арцахцев, проходивший на фоне новых процессов, не свойственных прежней системе: возникли народные движения, власть от партийных органов перешла к Советам депутатов, усилилась роль союзных республик.
В течение 1987 г. почти на всех предприятиях, в учреждениях, колхозах и совхозах НКАО состоялись собрания коллективов, принявшие решения о необходимости воссоединения НКАО с Армянской ССР. Под петицией к властям СССР с аналогичным требованием в том же году было собрано 80 тысяч подписей. Начиная с 13 февраля 1988 года в столице области Степанакерте прошли массовые митинги, собирающие несколько десятков тысяч людей.
20 февраля 1988 г. внеочередная сессия Совета народных депутатов НКАО ХХ-го созыва приняла решение обратиться к Верховным Советам Азербайджанской ССР и Армянской ССР «проявить чувство глубокого понимания чаяний армянского населения Нагорного Карабаха и решить вопрос о передаче НКАО из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР, одновременно ходатайствовать перед Верховным Советом Союза о положительном решении вопроса передачи НКАО из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР».
На демократическое волеизъявление армян Арцаха Азербайджан попытался посредством насилия запугать население НКАО и заставить его отказаться от постановки вопроса о реализации своих прав.
22 февраля 1988 года после митинга в Агдаме толпа азербайджанцев, насчитывающая по различным данным от 2 до 3 тысяч молодых мужчин, двинулась к Аскерану, армянскому поселку на территории НКАО. Толпа крушила все на своем пути и была остановлена лишь на окраине Аскерана, благодаря вмешательству милиции. В результате столкновений было ранено несколько десятков армян, двое азербайджанцев были убиты. Хотя, по свидетельствам самих азербайджанцев, по крайней мере, один из убитых азербайджанцев был застрелен азербайджанским милиционером2, тем не менее, в ходе официального расследования так и не было выявлено, кто стрелял.
27-29 февраля в азербайджанском городе Сумгаите была организована резня армянского населения, которая сопровождалась убийствами, изнасилованиями, погромами, грабежами. Позже волна армянских погромов прокатилась по всей территории Азербайджана.
В марте 1988 года в Нагорном Карабахе на волне народного движения была создана организация «Крунк» («Журавль»), которая координировала освободительное движение армян Арцаха.
13 июня 1988 года Президиум Верховного Совета Азербайджанской ССР категорически отказался удовлетворить просьбу армянского населения Нагорного Карабаха о передаче области из Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР. Двумя днями позже Верховный Совет Армянской ССР дал «согласие на вхождение Нагорно-Карабахской автономной области в состав Армянской ССР». 12 июля 1988 г. восьмая сессия Совета народных депутатов НКАО ХХ-го созыва объявила о «выходе Нагорно-Карабахской автономной области из состава Азербайджанской ССР».
В сложившейся ситуации Президиум Верховного Совета СССР своим указом от 12 января 1989 года временно ввел в НКАО особую форму управления. Согласно указу, полномочия Совета народных депутатов НКАО и его исполнительного комитета приостанавливались впредь до проведения выборов нового состава Совета. Его полномочия в полном объеме передавались новообразованному Комитету особого управления (КОУ) НКАО, который подчинялся непосредственно высшим органам государственной власти и управления СССР. Возглавивший КОУ Аркадий Вольский3 предлагал снять напряженность путем развития экономики Карабаха, установления прочных хозяйственных и культурных связей НКАО с Арменией и предотвращения дискриминации армянского населения4.
КОУ, сменивший законно избранные органы власти в НКАО и получивший неограниченные административные полномочия, в то же время был лишен какой бы то ни было возможности руководить экономической жизнью области. Средства, выделенные Нагорному Карабаху, оставались в распоряжении азербайджанского руководства, которое развернуло масштабное строительство в азербайджанских населенных пунктах, готовя жилье и рабочие места для азербайджанских переселенцев. Безрезультатными были и попытки Комитета особого управления снять или хотя бы ослабить осуществляемую Азербайджаном блокаду Нагорного Карабаха.
В НКАО решение о расформировании областных структур было воспринято негативно, так как этот шаг закрывал возможности полноправного диалога. Выход был найден в создании Национального Совета — по образцу Национального Совета, существовавшего в Карабахе в 1918-1920 гг.
16 августа 1989 г. съезд народных представителей образовал Национальный Совет Нагорного Карабаха. Все пленумы партийных комитетов и сессии Советов депутатов приняли решение признать Национальный Совет НКАО высшим органом власти на территории Арцаха и делегировать ему право по руководству официальными структурами.
Однако с началом процесса суверенизации советских республик робкие попытки центральных властей СССР предложить решение карабахской проблемы, исходя из баланса интересов сторон, сменились однозначной позицией по подавлению волеизъявления народа Арцаха.
28 ноября Постановлением Верховного Совета СССР был упразднен Комитет особого управления НКАО и вместо него создан республиканский оргкомитет, который возглавил 2-й секретарь ЦК Компартии Азербайджана Виктор Поляничко5.
Это решение Верховного Совета СССР вызвало крайне негативную реакцию как в самом Карабахе, так и в Армении. Ответом явились многотысячные митинги в НКАО, на которых принимались резолюции, призывающие к гражданскому неповиновению, бойкоту этого решения, отказу от сотрудничества с союзными властями, принимались обращения к Национальному Совету Нагорного Карабаха и Верховному Совету Армянской ССР с требованием провозгласить воссоединение Армении и НКАО. Отражением этих настроений стало постановление «О воссоединении Армянской ССР и Нагорного Карабаха», принятое 1 декабря 1989 года в Ереване на совместной сессии Верховного Совета Армянской ССР и Национального Совета Нагорного Карабаха.
15 января 1990 года, в то время как в Баку шла резня армянского населения города, Президиум Верховного Совета СССР объявил в НКАО чрезвычайное положение.
Введение чрезвычайного положения явилось на самом деле поддержкой репрессивных мер властей Азербайджана против армянского населения и было направлено против армянской стороны — как властных структур, так и физических лиц. Деятельность республиканского оргкомитета была направлена на постоянную эскалацию террора и насилия. Начиная с марта по декабрь 1990 года произошло ужесточение режима и расширение карательных акций, которые приобрели особо жестокий характер, сопровождаясь не только избиениями, но и убийствами гражданских лиц. С декабря 1990 по апрель 1991гг. осуществлялся повсеместный террор и выдавливание армянского населения путем создания невыносимых условий для проживания: постоянные избиения, аресты, уничтожение посевов и объектов жизнеобеспечения. С апреля по август 1991г. начинаются боевые действия против армянского населения Нагорного Карабаха и его депортация6.
После провала августовского путча7 в Нагорном Карабахе складывается новая ситуация. Степанакерт срочно покидает республиканский оргкомитет во главе с В.Поляничко8. Военная комендатура города предпочла соблюдать нейтралитет. Была восстановлена деятельность Совета народных депутатов НКАО. Тем самым Азербайджан лишился как органов управления в НКАО, так и механизмов карательных акций. А без поддержки Советской Армии и Внутренних войск МВД СССР Азербайджан вынужден был заморозить действия ОМОН и боевых отрядов Народного фронта Азербайджана, которые закрепились исключительно в пунктах, населенных азербайджанцами9.
30 августа 1991 г. Верховный Совет Азербайджана принял Декларацию о восстановлении государственной независимости Азербайджанской Республики как правопреемницы Азербайджанской демократической республики, существовавшей с 1918 по 1920 г.
2 сентября 1991 года, основываясь на Законе СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из состава СССР», совместная сессия депутатов всех уровней НКАО и Шаумянского района провозгласила Нагорно-Карабахскую Республику (НКР). В Декларации, в частности, отмечалось, что она выражает «волю народа, закрепленную фактически проведенным референдумом и в решениях органов власти НКАО и Шаумянского района в 1988–1991 гг., его стремление к свободе, независимости, равноправию и добрососедству»10.
В ответ Азербайджан 26 ноября 1991 года принимает закон «Об упразднении Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской Республики», в котором создание в 1923 году автономии квалифицируется как «фактор, противоречащий национальным интересам азербайджанского народа». Однако данное решение 28 ноября было признано Комитетом конституционного надзора СССР как нарушающее Конституцию СССР. Нагорный Карабах, согласно Конституции СССР, был отнесен к категории автономий, которые рассматривались конституционным правом СССР как проявление права на самоопределение и за которыми признавалось право самоопределения. Поскольку автономия армян Нагорного Карабаха являлась проявлением права народов на самоопределение, то как ее ликвидация, так и ее преобразования возможны только по волеизъявлению самого народа11.
10 декабря 1991 г. в Нагорно-Карабахской Республике состоялся референдум. В бюллетень для голосования был внесен следующий вопрос: «Согласны ли вы, чтобы провозглашенная Нагорно-Карабахская Республика была независимым государством, самостоятельно определяющим формы сотрудничества с другими государствами и сообществами?». Из 132 328 имеющих право голоса приняло участие в голосовании 108 736 человек (82, 2%), “за” проголосовало 108 615 человек (99,89 % от числа голосовавших)12.
6 января 1992 года Верховный Совет НКР13 принял Декларацию о государственной независимости НКР, тем самым законодательно закрепив как результаты референдума, так и те ранее принятые правовые акты, в которых реализовалось право народа Нагорного Карабаха на самостоятельное определение своего политического статуса.
8 января 1992 года сессия Верховного Совета НКР избрала руководителя законодательного органа республики — Артура Мкртчяна. Председателем Совета Министров был утвержден Олег Есаян.
1. Общее название реформ и новой идеологии советского партийного руководства, используемое для обозначения перемен в экономической и политической структуре СССР, инициированных Генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачевым в 1987—1991 годах.
2. Александр Василевский, «Туча в горах», «Аврора», № 10, 1988
3. К моменту назначения председателем Комитета особого управления НКАО А.Вольский заведовал отделом машиностроения ЦК КПСС. Начиная с апреля 1988 г. он неоднократно бывал в Карабахе в качестве представителя ЦК КПСС.
4. В программной статье «Мир земле Карабаха», опубликованной в газете «Правда» 15 января 1989 года, А.Вольский предельно ясно излагает причины, породившие карабахский кризис: «Вспомним хотя бы, как возникало и развивалось карабахское движение. Почему люди поставили вопрос о соединении с Арменией? Потому что они видели, что прежнее руководство Азербайджана все больше и больше загоняло область в тупик, стремилось оборвать естественные связи армянского населения с Арменией в области культуры, языка, чинило определенные препятствия армяноязычной интеллигенции. Все это — действительность! Все это — правда!» (С. Золян. Нагорный Карабах: Проблема и конфликт. — Ереван. Издательство «Лингва», 2001)
5. До назначения в 1990 г. 2-м секретарем ЦК Компартии Азербайджанской ССР В. Поляничко в 1985-1988 работал в Афганистане советником ЦК КПСС при Политбюро ЦК Национально-демократической партии Афганистана
6. С. Золян. Нагорный Карабах: Проблема и конфликт. — Ереван. Издательство «Лингва», 2001
7. Попытка отстранения Михаила Горбачева с поста президента СССР и смены проводимого им курса, предпринятая 19 августа 1991 года Государственным комитетом по чрезвычайному положению (ГКЧП) — группой консервативно настроенных деятелей из руководства ЦК КПСС, правительства СССР, армии и КГБ. Путч завершился 22 августа арестом большинства членов ГКЧП.
8. Во время августовского путча руководство Азербайджана поддержало ГКЧП. Председатель оргкомитета по НКАО, второй секретарь ЦК компартии Азербайджана Виктор Поляничко по бакинскому радио делился карабахским опытом, предлагая распространить его на СССР
9. С. Золян. Нагорный Карабах: Проблема и конфликт. — Ереван. Издательство «Лингва», 2001
10. Декларация «О провозглашении Нагорно-Карабахской Республики»
11. Ю. Барсегов. Нагорный Карабах в международном праве и мировой политике. Том 2. Москва. «МЕЛИХОВО» — С. 256
12. Для контроля за ходом проведения референдума о статусе НКР в республику прибыла группа независимых наблюдателей, которая свое заключение о результатах референдума о независимости Нагорно-Карабахской Республики зафиксировала в соответствующем Акте, подписанном 23 наблюдателями — народными депутатами СССР, РСФСР и Моссовета, руководителями и представителями группы советских и зарубежных правозащитных общественных организаций.
13. Выборы в Верховный Совет НКР были проведены 28 декабря 1991 года
Война в Арцахе и ее глобальные последствия
Военный конфликт на Кавказе / Adobe Stock Photos
n 27 сентября 2020 года Азербайджанская Республика напала на Армянскую Республику Арцах (также известную как Нагорный Карабах), которая под защитой Республики Армения. С тех пор ведется неравная война между Арцахом с населением около 150 тысяч человек и Азербайджаном с населением более 10 миллионов человек. Между тем, некоторые другие регионы в пределах Армении, как защитника Арцаха, также подверглись атакам беспилотников и бомб. В разгар этого кризиса турецкое правительство дало понять, что поддерживает Азербайджан всеми средствами, что сделало ситуацию в Арцахе еще более невыносимой. С обеих сторон уже погибли тысячи людей. Основная тема этого поста — обратиться к истокам этой катастрофы и возможным глобальным последствиям, которые она может иметь.
Историческая справка
Арцах – древняя армянская территория на Южном Кавказе, история которой насчитывает несколько тысяч лет. С IV века Арцах, как и другие армянские территории, попал под иностранное управление, время от времени становясь частично автономным. Благодаря восстановлению Армянского царства через династию Багратидов в 885 году Армения, включая Арцах, снова стала независимой. Начиная с XI века несколько тюркских племен (турки-сельджуки, монголо-татары и др.) начали вторжение на армянские территории, что оказало влияние и на Арцах. В 1555 году Армения была разделена между Османской империей и Персией и стала яблоком раздора между ними. Такая ситуация продолжалась до вмешательства России. После русско-персидской войны 1804–1813 гг. по Гюлистанскому договору (1813 г.) Арцах вошел в состав Российской империи. Этот статус был дополнительно подтвержден после русско-персидской войны 1826–1828 гг. Туркменчайским мирным договором (1828 г.), по которому Восточная Армения, включая Арцах, попала под власть Российской империи.[1]
На протяжении всех этих исторических событий Арцах всегда был заселен армянами. Он оставался армянским во всех отношениях. Богатое культурное наследие Арцаха до сих пор является живым доказательством этого. Красивые средневековые армянские церкви и монастыри, хачкары (хачкары), ковры и другие культурные ценности стали неотъемлемой частью этой территории.
Фото: хачкары (хачкары) / Adobe Stock Photos
В 1917–1918 годах после Февральской революции в Закавказье образовались три республики: Республика Армения (Арцах оставался неотъемлемой частью республики), Республика Грузия и Азербайджанская Республика. С 4 по 5 июля 19 г.21 января российское и закавказское большевистские правительства обсуждали статус Арцаха, более 90% населения которого составляли армяне. 4 июля 1921 года было решено, что Арцах и другая армянская территория, Нахичевань, должны войти в состав Армении, как это было всегда. Однако в результате вмешательства большевистских правительств, особенно Ленина и Сталина, 5 июля 1921 года было принято решение о присоединении обеих армянских территорий к Азербайджану, придав им тем временем статус автономных областей.[2]
Республика Арцах (1991) и азербайджанские нападения
В результате антиармянской политики, проводимой Азербайджаном, в 1988-1989 гг. начались конфликты между армянами и азербайджанцами. В Баку, Кировабаде и других городах азербайджанское правительство начало жестокие расправы и изгнание армян (1988–1990). Эта ситуация привела к войне 1988–1994 годов. У армян не было ни оружия, ни армии, но они сумели защитить себя, так как их стремление освободить родной Арцах было непреодолимым. 2 сентября 1991, в соответствии с конституцией СССР, Арцах провозгласил свою независимость в составе Республики Арцах. Это означало, что Арцах перестал быть частью Азербайджана еще до распада СССР 26 декабря 1991 года (важный юридический аспект). Несмотря на это, Республика Арцах в настоящее время не признана ни одним другим государством, так как ее статус с точки зрения международного права (как защиты территориальной целостности Советского Азербайджана) является спорным. С точки зрения национального самоопределения претензии арцахцев бесспорны. Немецко-армянская ассоциация юристов дает понять, что заявлять, что Арцах принадлежит Азербайджану, неправильно даже с точки зрения международного права. Через семьдесят лет после незаконной передачи Нагорного Карабаха Азербайджанской ССР Сталиным Арцах применил право на самоопределение в 1991, согласно которому четыре резолюции ООН не затрагивают его территорию (по состоянию на 1991 г.).
После того, как правительство Азербайджана потребовало переговоров, армяне согласились, и война закончилась в 1994 году. Однако конфликт между армянами в Арцахе и азербайджанцами так и не был умиротворен. Ситуация ухудшилась, особенно в последнее время. В апреле 2016 года Азербайджан напал на Арцах, и была короткая, но жестокая война, в которой погибло много людей с обеих сторон. Основной причиной такой ситуации, видимо, является то, что президент Азербайджана Ильхам Алиев (президент с 2003 года) уже несколько лет пытается скрыть негативные последствия своего длительного режима в условиях арцахского конфликта. Тем временем, поддерживаемый режимом президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана (премьер-министр 2003–2014 гг., президент с 2014 г.), Алиев повторяет попытки вернуть Арцах. Между армянскими и азербайджанскими политиками состоялось несколько переговоров, в которых Минская группа ОБСЕ также активно участвует в содействии мирному урегулированию конфликта. Тем не менее переговоры пока не принесли видимых результатов.
Фото: Карта Нагорно-Карабахского конфликта 2020 / Википедия , тоже азербайджанский). Проблематично, что пропаганда ненависти к армянам (происходит манипулирование азербайджанским населением со стороны правительства через СМИ и социальные сети) настолько глубоко укоренилась в Азербайджане за последние 25 лет, что препятствует армяно-азербайджанским отношениям. Однако отчасти это связано и с тем, что армяне положительно относятся к меньшинствам (лезгинам, талышам и др.), проживающим в Азербайджане, чтобы жить с ними в дружеских соседях.
Более широкие политические интересы
Не только Эрдоган неоднократно заявлял, что поддерживает попытки Азербайджана оккупировать Арцах, обвиняя армян в войне, которая фактически началась из-за нападения Азербайджана 27 сентября 2020 года, но и и правительства Арцаха неоднократно подтверждали, что Турция активно участвует в войне (посредством оружия, экспертов и т. д.). Между тем, есть несколько свидетельств того, что Турция отправляла исламских джихадистов на передовую войны в Арцахе для поддержки азербайджанцев. Это показывает, что Эрдоган просто подливает масла в огонь. Но какова его цель?
В конце концов, Турция следует политике неопантюркизма и пытается ликвидировать русское влияние на Востоке (несмотря на то, что армяне стали независимыми от России). Пантюркизм был движением, начатым в 1880-х годах тюркскими интеллектуалами из Ширвана (ныне в Азербайджане) и турками-османами, пытавшимися добиться объединения всех тюркских народов. По мнению некоторых ученых, пантюркизм был связан с процессом этнической чистки[3] (например, резня армян, греков и ассирийцев). Пол Гобл утверждает, что в последние годы Турция снова перешла от продвижения пантюркизма в тюркоязычных постсоветских странах к поддержке неоосманизма. Хотя он считает пантюркизм более светским и демократичным, он видит в неоосманизме более авторитарный характер. Последнее отражает как события внутри Турции, так и оценки Анкарой того, что лучше всего будет отвечать ее интересам на постсоветском пространстве: одних государств эта идеология привлекает (в том числе Азербайджан), а другие осознают, что может означать принятие этой идеологии. для них. Действительно, за этой идеологией скрывается опасность, угроза подчиниться Турции и потерять свою автономию. Как подтверждает внешняя политика Эрдогана, он ведет довольно экспансивную политику и постоянно пытается вмешиваться в политику других государств (например, Сирии, Ливии, Кипра и т. д.). Как далеко может зайти стремление Эрдогана к расширению, неясно. Недавно он ясно заявил: «Иерусалим — наш город, город от нас». Это заявление, к которому следует серьезно отнестись.
В этих условиях азербайджанцы должны переосмыслить, действительно ли им нужна война с армянами. Недавно известный турецкий журналист Левант Гюльтекин заявил, что Азербайджан — это не государство, это племя, там нет ни права, ни демократии, а есть авторитарное правительство, у которого много денег. До сих пор азербайджанцы не могли установить нормальное государство. Это ли не замечание, что пора Азербайджан присоединять к Турции и тем самым формировать там настоящее государство? Все эти свидетельства показывают, что Армения и Арцах на самом деле не враги Азербайджана. Это стены, которые защищают Азербайджан от экспансионистских турецких амбиций. Есть угроза, что Азербайджан и другие соседние страны (Грузия) могут стать турецкими провинциями, если однажды Арцах и Армения исчезнут с карты. Кроме того, Азербайджану угрожают замешанные сирийские джихадисты, которые очень скоро могут вторгнуться на его территорию.
Наконец, также важно подчеркнуть, что, несмотря на вмешательство Турции в войну на стороне Азербайджана, армяне сохраняют свою независимость от иностранного вмешательства. После нападения Азербайджана 27 сентября 2020 года ни Арцах, ни Армения никогда не просили поддержки у России, даже после того, как беспилотники атаковали саму Армению. В противовес этому армяне своим независимым поведением пытаются удержать Россию от конфликта и тем самым расширить свою независимость. Единственным «вмешательством» России на данный момент была ее попытка добиться прекращения огня между Азербайджаном и Арцахом 10 сентября 2020 года (особенно для обмена трупами), но даже это соглашение было нарушено из-за продолжающихся азербайджанских бомбардировок Арцаха.
Глобальная тревога: жизнь армян имеет значение
Нападение Азербайджана на Арцах унесло жизни многих невинных людей, не только молодых солдат, но и мирных жителей Армении. Вдобавок к этому армяне заблокированы между соседними странами, получая лишь некоторую гуманитарную помощь из внешнего мира через Иран. В этой ситуации Армения и Арцах находятся в смертельной опасности. Однако некоторые государства (Израиль, Турция, Беларусь и др.) продолжают продавать оружие Азербайджану. Азербайджанская армия использует, по ряду свидетельств, даже запрещенные виды оружия (например, кассетные бомбы и т. д.), которые также оказывают опасное воздействие на окружающую среду. Кроме того, некоторые страны не только не осуждают действия Азербайджана и Турции против Арцаха, но некоторые из них даже выказывают поддержку Азербайджану.
Азербайджанская агрессия в Арцахе, интервенция и экспансионистская политика Турции опасны не только для Южного Кавказа, но и для всего мира. Армяне защищают теперь не только свою страну и свою жизнь. Они защищают мир от дальнейших войн, несправедливости и насилия, а также от ущерба окружающей среде. Кроме того, Арцах сейчас является пионером в борьбе с международным терроризмом: он стал защитником мирного будущего мира. Следовательно, каждая страна и каждая организация обязаны поддержать Арцах и помочь остановить войну, помочь остановить продажу оружия Азербайджану и помочь установить мир в Арцахе – прямо сейчас, пока не стало слишком поздно.
Наш мир в настоящее время находится на таком уровне, когда многие страны с несколькими учреждениями и организациями осознают важность мира и справедливости и защищают их. Но некоторые события, такие как война в Арцахе, показывают, что в мире еще много пробелов, которые нужно заполнить. Ситуация в Арцахе сигнализирует о том, что в этом мире необходимо больше политической этики, глобального мышления и действия, более глобальной заботы о других, о своих соседях и даже о тех, кто живет далеко, потому что рано или поздно их проблема стать проблемой для всех, если мир не поможет вовремя их решить. Папа Франциск недавно опубликовал новую энциклику «Fratelli Tutti», в которой предлагает поставить любовь и солидарность в центр политики. Независимо от того, с какой религиозной точки зрения, его видение политики действительно является единственно правильным путем для обеспечения нашего общего дома и нашего мирного и устойчивого будущего в этом мире.
Несколько политиков во Франции, в США, в Европейском Союзе и других местах уже продемонстрировали свою глобальную озабоченность и возвысили свой голос против агрессии Азербайджана в Арцахе, против применения там запрещенного оружия, против турецкой интервенции и участие террористов. Однако одних только словесных осуждений недостаточно, и бедствие продолжается. Необходимы политические, экономические и, при необходимости, даже военные санкции, чтобы остановить Азербайджан и Турцию от вторжения на территорию Армении (например, путем прекращения военной поддержки и продажи оружия, таможенных тарифов, исключения из членства в выгодной международной организации и т. д.). Городской совет Женевы уже принял 2 октября 2020 года резолюцию (R-271), в которой осуждается военная агрессия Азербайджана в Арцахе, признается право Арцаха на самоопределение, а также содержится требование заморозить финансовые активы Алиевых в Швейцария. Пора и другим государствам перейти от осуждений и просьб к четким действиям в поддержку Арцаха.
|
[1] Подробнее об истории Арцаха см. ախի պատմությունը հնադարից մինչև մեր օրերը, Ереван: Амарас. [2] Для получения дополнительной информации см. Оганнес Геукджян (2016), Этническая принадлежность, национализм и конфликты на Южном Кавказе. Нагорный Карабах и наследие советской национальной политики, Лондон/Нью-Йорк: Routledge, 66–71. [3] Ссылаясь на Геноцид армян, Мелсон заявляет: «Именно в этом контексте изоляции и войны CUP принял решение уничтожить армян как жизнеспособную национальную общину в Турции и пантюркской империи». Роберт Мелсон, с предисловием Лео Купера (1996), Революция и геноцид: об истоках геноцида армян и Холокоста, Чикаго/Лондон: The University of Chicago Press, 139. См. также Флавию Латтанци / Эмануэлу Пистойю, ред. (2018), Резня армян 1915–1916. Сто лет спустя. Открытые вопросы и предварительные ответы в международном праве (Исследования по истории права и правосудия 15), Рим/Терамо: Springer, 68f. |
Нападения на школы во время Нагорно-Карабахской войны
После боев, в конце ноября, перемещенные лица из районов, переданных Азербайджану, временно укрылись в классах. Позже они съехали, а в январе наконец-то начался давно запланированный ремонт школы, приостановленной из-за боевых действий.[42] Но есть и другая, более долгосрочная задача: российские миротворческие силы разместили базу на соседнем спортивном стадионе, включающую как минимум семь больших общежитий-палаток.
20 января российские миротворцы проводили военные учения по Нагорному Карабаху, а в Мардакерте не предупредили школу. «Внезапно раздался ужасный шум, вокруг бегали дети и кричали, что снова начались боевые действия», — рассказал один из сотрудников. «БТР действительно въехал во двор школы. Солдаты стреляли из автоматов; разверзся ад». Они также подарили школе оконные стекла взамен оконных, разбитых азербайджанскими обстрелами во время боевых действий, сказал сотрудник. «Это было много, достаточно [нам], чтобы заменить большую часть разбитых окон. У них есть свой госпиталь на этой базе, и они говорят, что мы можем использовать его, если он нам понадобится. Но вы знаете, со всеми военнослужащими, их оружием, их снаряжением некоторые дети напуганы».[44]
Мартакертская школа №2 состоит из трех небольших зданий, построенных более века назад. Один из них служил военным пунктом при царе, с подвальной гарнизонной тюрьмой. Теперь в толстой каменной стене, окружающей их, есть зияющая дыра, вызванная ракетой «Град», по словам ремонтника, который сказал, что нашел остатки боеприпаса. Ущерб от взрыва соответствует атаке Града: в одном здании обрушился потолок; дождь и снег испортили то, что осталось внутри. «Здесь мы учили первоклассников, и [в здании] была библиотека, научная лаборатория и наш спортзал», — говорит директор школы Мелсида Кардумян[45].
Первоклассные классы были перенесены, но библиотека, лаборатория и спортзал пропали. Эта школа тоже была разграблена. «Все оборудование из лаборатории и спортзала пропало, украдено. У нас больше нет даже скакалки», — сказал один из сотрудников. [46] К концу февраля большинство студентов и 22 недавно перемещенных ребенка были зачислены, и ожидалось, что еще 35 бывших студентов вернутся из Армении. «Они просто не влезут, поэтому нам придется учить в две смены. Что нам действительно нужно, так это новая школа с бомбоубежищем. У этого нет усиленного подвала», — сказал Кардумян. Как и многие жители, она не верит, что прекращение огня будет постоянным.
Путь впередАзербайджан выделил 2,2 миллиарда манатов (1,29 миллиарда долларов США) на восстановление территорий, которые он взял под свой контроль в конце шестинедельной войны, в том числе первоначальные 7 миллионов манатов (4,1 миллиона долларов США) на отремонтировать поврежденные школы. Министр образования Азербайджана сказал нам, что надеется сотрудничать с международным сообществом для создания «городов, благоприятных для детей». поколение, может реализовать эти высокие образовательные надежды. Район загрязнен наземными минами, и большая часть инфраструктуры была разрушена. Более четверти жертв наземных мин с 1990-е были детьми.
Армения и Азербайджан должны призвать к развертыванию международного независимого наблюдателя за соблюдением прав человека в районах, затронутых конфликтом в 2020 году, для документирования нарушений прав человека и предоставления регулярных публичных отчетов о ситуации с правами человека и возникающих проблемах и рисках. Международные партнеры Армении и Азербайджана должны публично призвать к установлению такого наблюдательного присутствия на местах.
Поскольку Азербайджан и Армения строят и ремонтируют школы, обе стороны должны взять на себя обязательство обеспечить всем детям, в том числе детям с ограниченными возможностями, доступ к школе в этом учебном году.
Сообщается, что американские военные стратеги изучают роль, которую серийные турецкие и израильские беспилотные летательные аппараты – дроны – сыграли в успехе Азербайджана на поле боя. Сообщения о том, что удары беспилотников повредили школы и ранили ребенка, указывают на необходимость изучения неудач на поле боя, которые привели к таким разрушительным последствиям для образования.[48]
В Армении, где правительство подверглось публичной критике за соглашение о прекращении огня, но выиграло июньские выборы, власти должны расследовать или, по крайней мере, признать и принять меры по искоренению использования школ в военных целях и их разграбления. Армения является одной из почти 111 стран, принявших Декларацию о безопасных школах, которая обеспечивает защиту образования во время вооруженного конфликта. Повреждения и разрушения десятков школ минометами, тяжелыми артиллерийскими снарядами, ракетами «Град» и «Смерч», а также баллистическими ракетами подчеркивают необходимость ограничения применения оружия взрывного действия с большой площадью поражения.
Нажмите, чтобы развернуть изображение
Армянский солдат на детской площадке рядом со школой №1 в Мартуни, которую военные использовали в качестве общежития в ноябре-декабре 2020 года. © 2020 Дмитрий Беляков для Хьюман Райтс Вотч[1] Все ссылки на местных чиновников в Нагорном Карабахе в этом отчете следует читать с пониманием того, что они представляют де-факто власти.
[2] Интервью Хьюман Райтс Вотч. Ереван, 28 ноября 2020 г.
[3] Письмо министерств образования, юстиции Армении, уполномоченного по правам человека Армении и уполномоченного по правам человека Республики Арцах в адрес Хьюман Райтс Вотч от 1 марта 2021 г..
[4] Там же.
[5] Интервью Хьюман Райтс Вотч, 28 февраля 2021 г.
[6] Интервью Хьюман Райтс Вотч, Шикихах, 8 ноября 2020 г.
[8] Интервью Хьюман Райтс Вотч. Гянджа, 7 ноября 2020 г.
[9] Интервью Хьюман Райтс Вотч. Барда, 9 ноября 2020 г. Интервью Хьюман Райтс Вотч. Дуярлы, 8 ноября 2020 г.
[12] Интервью Хьюман Райтс Вотч. Дуярлы, 8 ноября 2020 г. и уполномоченному по правам человека Республики Арцах — Хьюман Райтс Вотч, 1 марта 2021 г.
[14] Интервью Хьюман Райтс Вотч с начальником отдела образования и науки Министерства образования Арцаха Раей Мусаелян. Степанакерт, 18 февраля 2021 г.
[15] Интервью Хьюман Райтс Вотч с практикующей медсестрой, ноябрь 2020 г.
[16] Интервью Хьюман Райтс Вотч с заместителем директора школы № 29, Гянджа, 7 ноября 2020 г.
[17] Там же.
[18] Там же.
[19] Отдельные интервью Хьюман Райтс Вотч с жителями Юсифом Исмаиловым, Камилем Алиевым и местным представителем Биринджи Бахарлы, 10 ноября 2020 г.
[20] Там же.
[21] Интервью Хьюман Райтс Вотч с Миграном Дживаняном, в то время директором школы № 2, а впоследствии назначенным представителем местного Министерства образования. Мартуни, 18 февраля 2021 г.
[22] Письмо министерств РА образования, юстиции, уполномоченному по правам человека в Армении и уполномоченному по правам человека в Республике Арцах — Хьюман Райтс Вотч, 1 марта 2021 г.
[23] Интервью Хьюман Райтс Вотч с исследователями МППЧ, 28 ноября 2020 г. [25] Даты и время нападений согласно интервью с госчиновником Ровшаном Гараевым, Махризли, ноябрь 2020 г.
[26] Письмо министерств образования, юстиции Армении, уполномоченного по правам человека Армении и Управления по правам человека омбудсмена Республики Арцах — Хьюман Райтс Вотч, 1 марта 2021 г.
[27] Там же; также интервью Хьюман Райтс Вотч с представителями местного министерства образования. Степанакерт, 18 февраля 2021 г. 18 февраля 2021 г.
[29] Интервью Хьюман Райтс Вотч с сотрудником Мартунинской школы № 1, 18 февраля 2021 г. директор школы № 2, Мартуни, 18 февраля 2021 г.
[31] Письмо министерств образования, юстиции РА, уполномоченного по правам человека Армении и уполномоченного по правам человека Республики Арцах в адрес Хьюман Райтс Вотч от 1 марта 2021 г.
[32] Хьюман Райтс Вотч интервью с начальником управления образования и науки Министерства образования Республики Арцах Раей Мусаелян, Степанакерт, 18 февраля 2021 г.
[33] Там же.
[34] Интервью Хьюман Райтс Вотч с директором школы Маргаритой Саакян. Тагавард Мартунинского района, 20 февраля.
[35] Интервью Хьюман Райтс Вотч с сотрудниками школы. Тагавард, 20 февраля.
[36] Интервью Хьюман Райтс Вотч с Давидом Маиляном, Григорием Мартиросяном и Русанной Исраелян, управление образования. Аскеран, 19 февраля 2021 г.
[37] Интервью Хьюман Райтс Вотч с Раей Мусаелян. Степанакерт, 18 февраля 2021 г.] Письмо министерств образования, юстиции Армении, уполномоченного по правам человека в Армении и уполномоченного по правам человека в Республике Арцах Хьюман Райтс Вотч от 1 марта 2021 г.
[40] Интервью Хьюман Райтс Вотч с сотрудником ученица школы № 1, Мартакерт, 19 февраля 2021 г.
[41] Интервью Хьюман Райтс Вотч с ученицей школы № 1, Мартакерт, 19 февраля 2021 г. Давид лалаян, представитель министерства образования Арцаха, Мартакерт, 19 февраля, 2021.
[43] Интервью Хьюман Райтс Вотч с ученицей школы № 1. Мартакерт, 19 февраля 2021 г.
[44] Там же.
[45] Интервью Хьюман Райтс Вотч с директором школы № 2 Мелсидой Кардумян, Мартакерт, 19 февраля 2021 г.