История Арабского Халифата | История

   Родиной арабов является Аравия (вернее, Аравийский полуостров), названная так тюрками и фарсами (персами). Аравия расположена на стыке Азии, Африки и Средиземного моря. Для проживания более пригодна южная часть полуострова — здесь много воды, идут дожди. Кочевых арабов называют «бедуины» (люди пустыни). В конце VI — начале VII веков арабы были на стадии перехода от первобытного строя к феодализму. Самым большим торговым центром являлась Мекка. Характер Арабского Халифата и исламского обществ,
которые контролируются духовенством.

   Арабы изначально были идолопоклонниками. С 610 года Пророк Мухаммед стал проповедовать новую, исламскую религию. В 622 году Пророк переехал (хиджрат) из Мекки в Медину. Вернувшись в Мекку в 630 году, Мухаммед основал Арабское государство. Большинство арабов приняли ислам. Фундаментальная книга ислама — Коран состоит из 114 сур. Правоверный мусульманин должен соблюдать пять главных условий: 1) знать формулу свидетельства единства Аллаха; 2) молиться; 3) соблюдать пост; 4) давать милостыню; 5) при возможности посетить святые места (хадж) — Мекку. После ПророкаМухаммеда страной стали управлять халифы (продолжатель, заместитель). История Арабского государства делится на три периода:

  1. 630-661 годы. Период правления Пророка Мухаммеда и после него четырех халифов — Абу Бекра, Омара, Османа, Али. Столицей халифата были Мекка и Медина.
  2. 661-750 годы. Период правления династии Омейядов начиная с Муавии. Столицей халифата был город Дамаск.
  3. 750-1258 годы. Период правления Аббасидов. Столицей с 762 года был город Багдад. При Аббасидах в 120 км от Багдада, в городе Самира, была построена резиденция халифа. Как Арабский Халифат развился на протяжении всей истории?

   Арабы лавиной обрушились на Византию и Иран. Причиной их успешного наступления были: 1) большое войско, особенно многочисленная легкая конница; 2) Иран и Византия были истощены длительной войной друг с другом; 3) местные жители, измученные этой войной, смотрели на арабов как на избавителей.

   В начале VIII века арабы захватили Северную Африку и в 711 году во главе с Таригом переправились через Гибралтар (арабское название “Джабаллутариг” — в честь Тарига) и завоевали Пиренейский полуостров. В 732 году в битве при Пуатье арабы проиграли и отошли на юг. Войска мусульман завоевали Кавказ и Центральную Азию, на востоке они достигли Китая и долины реки Инд. В конце VII — первой половине VIII веков границы халифата простирались от Атлантического океана до Индии и Китая. Во главе страны стоял халиф, который во время войны был верховным главнокомандующим.

   Для управления различными отраслями хозяйства были созданы диваны: диван военных дел занимался обеспечением армии, диван внутренних дел контролировал сбор налогов. Важную роль играл в халифате диван почтовой службы. Использовались даже почтовые голуби. Все государственные дела в халифате велись на арабском языке. В пределах халифата имели хождение золотой динар и серебряный дирхем. Все завоеванные земли были собственностью государства. Чтобы закрепиться на завоеванных территориях, арабы широко практиковали переселен-ческую политику. При этом преследовались две цели:

  • создавая этническую опору, укрепиться;
  • переселяя тех, кто находился государственном обеспечении, освободить казну от лишних платежей.

   Народы, насильно включенные в состав халифата, восставали. В Центральной Азии под руководством Муганны в 783-785 гг. поднялось восстание. В основе учения Муганны лежало учение Маздака.

   В правление халифа Мохтасима (833-842) усилились военные позиции тюрков, была создана особая армия, состоящая только из тюрков. В борьбе с Византией и при подавлении восстаний Мохтасим привлекал тюрков.

   В государственных учреждениях тюркам давали высокие должности, так как они были более сведущими в административных делах.

   Управляющая Египтом династия Тулун была тюркского происхож­дения. Во времена египетского наместника Ахмеда ибн Тулуна была построена сильная флотилия, которая царила в Средиземном море. Тулун руководил строительными работами и заботился о благосостоянии народа. Египетские историки называют период его правления (868-884) «золотым временем».

   В середине VIII века Испания отделилась от халифата и здесь возник­ло независимое государство — Кордовский эмират. В IX веке Египет, Центральная Азия, Иран и Афганистан также откололись от халифата. В XI веке всеми территориями халифата завладели Сельджуки.

Вконтакте

Facebook

Pinterest

LinkedIn

Одноклассники

istoriyamira.ru

Арабский халифат

Арабский халифат – существовавшее на протяжении столетий религиозное средневековое государство, созданное на основе раннего арабского государственного образования, которое появилось благодаря пророку Мухаммеду. После смерти пророка власть перешла в руки его последователей и сподвижников, получивших титул халифов.

Арабы, выходцы из Аравии, много столетий занимались кочевым скотоводством, передвигаясь по просторам огромного полупустынного полуострова. В I тысячелетии до н. э. у аравийских народов уже были созданы зачатки государственности, но большинство племен продолжали кочевать. К V в. сформировались первые государства в Северной и Центральной Аравии (Гассан, Лахм, Кинда).

Бедуины, занимавшиеся в основном сопровождением или грабежами торговых караванов, вели между собой частые войны. Небольшие племена управлялись шейхами и эмирами. Жили и оседлые, и кочевые арабы в основном в оазисах и занимались скотоводством, земледелием и посреднической торговлей.

В погоне за военной добычей аравийские племена переселялись в долины Двуречья, на другие земли Западной Азии. Смешиваясь с местным населением, арабы положили начало таким народам, как аккадцы, халдеи, арамеи, и арабское завоевание заложило основы новых исторических этапов в жизни многих народов. Сложившаяся в результате смешения местных традиций и обычаев, религии и языка арабов уникальная культура оказала огромное влияние на цивилизационное развитие соседних с Аравией регионов.

Аравия – крупный полуостров на западе Азии, по площади в 5 раз больше территории современной Германии. В древности Аравийский полуостров был условно разделен на Счастливую Аравию (побережье Красного моря), Каменистую (Синайский полуостров) и Песчаную (внутренняя часть). В те времена арабы делились на две группы – оседлых (хаддези) и кочевых (бедуинов).

Самым древним арабским городом была Саба, расположена на побережье Аравийского моря. Вокруг каждого города тогда создавались земледельческие общины, возглавлявшиеся особым жрецом. Власть в городах брали в свои руки мелкие царьки, малики, во время войн становившиеся главными военачальниками.

Власть маликов в Сабейском государстве ограничивалась советом родоплеменной знати. Со временем арабы разбогатели – по большей части на торговле с Африкой и Индией. Одним из крупнейших торговых центров в V в. стала Мекка, будущая религиозная столица Арабского халифата. На тот период истории арабов, по сведениям современников, на всем Аравийском полуострове проживало не более 5 млн человек.

Ко времени появления пророка Мухаммеда торговля пришла в упадок и богатые жители довольно легко приняли новую монотеистическую религию, признававшую единого верховного бога – Аллаха.

На этой основе и выросло огромное государство, захватившее со временем обширные территории и утвердившее на них власть правителей-халифов. Население захваченных земель стояло на порядок выше самих завоевателей, что способствовало быстрому развитию культуры в новом государстве.

После правления четырех традиционно называемых праведными халифов (Абу Бакра, Умара I ибн ал-Хаттаба, Усмана ибн Аффана, Али ибн Абу Талиба) в стране сменились две династии, являвшиеся семье пророка кровными родственниками. Первая династия Омейядов просуществовала с 661 по 750 г. Во время ее правления были определены географические контуры нового арабского государства, в которое входили многие страны, начиная от Ирана на востоке и до Египта и других североафриканских территорий на западе.

В 750 г. Омейяды были отстранены от власти представителями другой линии рода пророка, чья династия получила наименование Аббасидов. Новые халифы правили в пределах одной династии до 1258 г., когда были разбиты и уничтожены завоевателями-монголами.

Во время перехода власти от одной династии к другой были истреблены сотни Омейядов, представлявшихся Аббасидам не только соперниками на троне, но и религиозными противниками. Династия Омейядов не совсем прекратила свое существование: на территории Пиренейского полуострова, в Испании, оставшимися в живых Омейядами был создан так называемый Кордовский халифат.

Рождение империи

Зарождение ислама. Мухаммед

Ислам – одна их трех мировых религий, завоевавшая мир наравне с христианством и буддизмом. Первые сведения о распространении ислама среди коренных жителей Аравийского полуострова относятся к началу VII в. В это время арабы представляли собой группу кочевых племен-язычников. Несмотря на обилие различных богов у каждого племени, Аллах почитался верховным божеством, отдаленным от людей.

Имя Аллаха образовано от тюркского слова «Илах» с добавленным артиклем и дословно переводится как «Бог по преимуществу». Некоторые историки считают, что Аллахом каждое племя называло своего верховного бога.

Язычники-арабы были знакомы и с другими древними религиями – христианством, иудаизмом и зороастризмом. В начале VII в. среди населения Аравийского полуострова начал читать свои проповеди Мухаммед, ставший легендарным основателем ислама.

Согласно источникам Мухаммед родился около 570 г. в семье купца Абдаллаха и являлся продолжателем древнего мекканского рода Хашим. Из-за ранней смерти родителей маленького Мухаммеда отдали на воспитание дяде Абу Талибу, скромному торговцу. Став взрослым, Мухаммед женился на вдове, умной и энергичной женщине, и занялся торговлей кожами. После 40 лет Мухаммеду стали сниться пророческие сны, в которых он превращался в пророка Аллаха. Через некоторое время Мухаммед наяву объявил себя посланником божьим и стал проповедовать арабам истинную веру. В ранних проповедях более всего говорилось о всемогуществе единого Бога, о возможном скором конце света, о грехах, т. е. проповеди напоминали христианские религиозные учения.

Соратники Мухаммеда стали называться мусульманами, т. е. «посвятившими себя». На молитвы собиралась в основном молодежь из семей среднего достатка.

Главным постулатом новой религии было признание единого для всех Бога – Аллаха, отрицание христианской Троицы. Ислам предписывал всем своим последователям молиться, подавать милостыню нищим, оказывать помощь неимущим родственникам и обязательно хотя бы раз в жизни совершить хадж – паломничество к святым местам в Мекку.

Сам Мухаммед открыто объявил себя наместником Аллаха на земле, проповедником истин новой религии. В 614 г. окруженный соратниками Мухаммед прочел первую публичную проповедь среди жителей Мекки, которые однако не оценили откровений Бога, переданных устами пророка, и на протяжении следующих 2 лет к приверженцам ислама относились настороженно. Вражда началась после того, как Мухаммед стал угрожать всем не обращенным в ислам соплеменникам адом после смерти. Жители Мекки отказывались отдавать своих дочерей за мусульман, объявляли им бойкот в торговых делах.

Более успешно проповеди Мухаммеда прошли в оазисе Йасрибе, где жили несколько иудейских племен. За 2 года все жители оазиса приняли мусульманство, сделав Мухаммеда своим религиозным предводителем. Укрепив свое положение, Мухаммед выступил против Мекки, нападал на ее торговые караваны. В 624 г. небольшой отряд Мухаммеда победил превосходящие силы мекканцев и его авторитет значительно укрепился, одновременно выросло и благосостояние его семьи.

Сделав своим постоянным местом пребывания Медину, Мухаммед весной 628 г. объявил о намерении совершить хадж в Мекку. Все участники святого похода дали клятву умереть за истинную веру. Битвы не состоялось, так как мекканцы подписали с Мухаммедом мирное соглашение на 10 лет. В последующие годы пророк вместе со своими приближенными обращал в ислам жителей соседних земель и готовил крупный поход к святыням Мекки. В начале 630 г. был совершен большой поход в Мекку, и мусульмане без боя вошли в город, после чего громко объявили основные положения мусульманской религии, а затем постепенно разрушили все языческие капища и святыни.

Усилившийся авторитет Мухаммеда убедил соседние арабские племена в необходимости принятия новой религии. В начале 632 г. группа племен, считавшая своим верховным божеством мекканскую Каабу, приняла ислам. После продолжительной болезни Мухаммед умер 8 июня 632 г. Преемники пророка утверждали, что Мухаммед не умер, а вознесся на гору Синай и вера его должна продолжать жить.

Кааба («куб» или «дом») – святилище над важнейшим предметом поклонения арабских племен Центральной Аравии, откуда был родом сам Мухаммед. Кааб – здание чаще кубической формы, ставилось над священными камнями. Самый крупный фетиш находился в Мекке, стоял окруженный меньшими по размеру святынями и почитался арабами как божественный символ. Этот символ Мухаммед превратил в мусульманскую святыню.

Захваты обширных территорий, вошедшие в историю как арабские завоевания, стали основой будущего огромного государства – Арабского халифата. Строилось это государство на общей религиозной основе – только что родившемся и уже распространившемся на многие земли исламе.

У истоков цивилизации

Династия родственников пророка

Первый этап Арабского халифата – правление четырех праведных халифов (Абу Бакра, Умара I ибн ал-Хаттаба, Усмана ибн Аффана, Али ибн Абу Талиба). Приближенные к Мухаммеду люди составили священную книгу мусульман – Коран. Мусульмане считали, что все, записанное в Коране, – внушенное пророку архангелом Гавриилом религиозное учение об Аллахе. Коран на протяжении долгих столетий с тех давних времен остается главной священной книгой всех мусульман.

Благодаря деятельности Мухаммеда было основано мощное государство, доказавшее свою силу уже при первых халифах.

При Абу Бакре (622–634 гг.) новое государство занимало территорию от берегов Инда до побережья Красного моря. При Умаре I (634–644 гг.) арабы завладели Дамаском, Иерусалимом, Антиохией, ослабили могущество Персии, распространив на ее народы ислам. При Усмане (644–656 гг.) арабское государство захватило Кипр и Родос.

После отравления четвертого праведного халифа Али, зятя пророка, обвиненного в убийстве предыдущего правителя, началась длительная борьба между династиями.

На мусульманском Востоке традиционно почитаемыми стали имена, которые когда-то были у Мухаммеда и его преемников-халифов, а также у членов их семей (Али, Умар, Осман, Хусейн, Фатима, Аиша). Популярностью пользовались имена, прославлявшие Аллаха, – Ахмед, Мустафа, Абд Алла (служитель Аллаха). Встречались и несколько видоизмененные библейские имена – Исмаил, Сулейман, Ильяс.

studfiles.net

Арабский халифат

Установление феодального строя в халифате.

В завоёванных странах арабы перенимали у местного населения его занятия, смешивались с ним Чаще и охотнее, чем раньше, занимались земледелием и ремеслом. На арабов сильно повлияла высокая культура покорённых стран. Арабская знать захватила огромные земельные владения. Ещё до арабского завоевания иранские, византийские, североафриканские, испанские феодалы эксплуатировали крепостных крестьян. Арабская знать сочла такой порядок очень удобным для себя и поддержала его, сохранив крепостнические отношения. Местные феодалы переходили в ислам, постепенно смешивались с арабской знатью.

Крестьяне должны были по-прежнему платить своим старым и новым господам, местным и арабским феодалам, большой денежный оброк, выполнять тяжёлую барщину. За пользование оросительными каналами они около половины урожая отдавали в казну халифов. Многих крестьян заставляли носить на шее свинцовые бирки с указанием их места жительства, чтобы они не могли покинуть своих господ. Особенно тяжело приходилось тем, кто не хотел переходить в новую веру.

В странах халифата возникли два класса. Знать, богатые землевладельцы, мусульманские священники и чиновники составляли класс феодалов. Трудившиеся на них крестьяне и ремесленники были зависимыми людьми. В халифате установился феодальный строй.

 

Народные восстания и распад халифата.

В состав халифата входили народы, говорившие Народные на различных языках, имевшие свои обычаи и восстания культуру. Они жестоко страдали от гнёта завоевателей, поднимались на борьбу с арабскими и местными феодалами.

Сильный удар нанесло халифату народное восстание в Средней Азии под предводительством Муканны. Муканна был бедняком, в молодости он занимался стиркой белья. Он поднял восстание против арабов, но был схвачен и посажен в тюрьму. Ему удалось бежать, и он вновь начал борьбу с арабами. По его призыву на борьбу поднялись массы крестьян, «людей в белых одеждах», как их называли. Восставшие истребляли арабские гарнизоны и уничтожали замки феодалов. Это восстание длилось целых 7 лет и с трудом было подавлено феодалами.

Мощные восстания крестьян происходили в Азербайджане, в Армении, в Ираке. Арабские халифы и феодалы топили народные восстания в крови. Однако эти восстания не проходили бесследно. Они подтачивали силы халифата изнутри, ослабляли его.

Как и во Франкской империи, в халифате крупные местные феодалы приобретали всё большую самостоятельность, стремились к полной независимости. Правители отдельных областей не хотели признавать власть халифов и создавали свои государства.

Всё это привело к тому, что уже в VIII веке Арабский халифат распался на ряд феодальных государств. Самым сильным из них был новый халифат со столицей в городе Багдаде. В Испании возникло самостоятельное государство со столицей в городе Кордове. Затем обособились Марокко, Египет, Сирия, Средняя Азия.

Так возникли многочисленные новые государства. Некоторые из них, пройдя длинный путь развития, существуют и в наше время.

 

Культура стран халифата.

Арабы по своему культурному уровню стояли ниже чем завоёванное ими оседлое население Ирана, Средней Азии и восточных областей Византии. Но в истории почти всегда бывает так, что более культурные народы подчиняют своему влиянию менее культурных завоевателей. Так случилось и на сей раз. Хотя в ходе завоевания покоряемые арабами страны были сильно опустошены, они быстро оправились. Вновь высокого развития достигли здесь наука и искусство. Учёные халифата с большим уважением относились к научным достижениям древних греков, усваивали и развивали их. «Чернила учёных,- говорили арабы,- столь же достойны уважения, как кровь мученика». Они разыскивали и переводили на арабский язык сочинения древнегреческих мыслителей: Аристотеля, Евклида, Птолемея.

Переведённые затем с арабского языка на европейские, многие из этих сочинений таким путём впервые стали известны и феодальной Европе.

Арабские путешественники побывали в странах Дальнего Востока, Южной и Центральной Азии, Африки и Европы. Все эти страны были описаны арабскими географами. Многие из них ездили и на Русь. Странствуя по разным местам, меняя профессии, наблюдая жизнь людей, географы-путешественники оставляли ценные сведения, дополненные личным жизненным опытом. Так, самому знаменитому арабскому путешественнику и географу X века Макдиси пришлось побывать за свою жизнь монахом, врачом, лавочником, проповедником, писцом, проводником караванов, переплётчиком, служителем церкви, студентом, послом, адвокатом, учителем, писателем, подмастерьем, князем, придворным, отступником от религии и разбойником. Странствия таких людей отражены в известных арабских «Сказках 1000 и 1 ночи».

Больших успехов достигли в халифате астрономия и математика. Великий узбекский учёный Хорезми составил астрономические таблицы, которыми пользовались многие астрономы. Он же познакомил арабов с индийской десятичной системой цифр. Этими «арабскими» цифрами мы пользуемся и сейчас. Другим великим астрономом и математиком был Аль-Бируни. Он тоже был родом из Узбекистана. Задолго до Коперника он высказывал предположение о том, что Земля вращается вокруг Солнца. Многие звёзды до сих пор называются так, как их назвали арабы.

Арабы организовывали целые экспедиции врачей на места сражений и, рассекая трупы, изучали строение человеческого тела. В начале XI века в Бухаре прославился великий таджикский мыслитель и учёный Ибн-Сина (его называли в Европе Авиценна). По его медицинским сочинениям долгие века учились европейские врачи. Но мусульманская церковь, как и христианская, противилась развитию науки, опасаясь, что наука подорвёт веру в Коран. Ибн-Сину обвинили в безбожии, предали проклятию, вынудили спасаться бегством.

Культура Арабского халифата оказала большое влияние на Европу. Об этом говорит хотя бы тот факт, что в европейские языки из арабского и других языков халифата перешло много различных слов: алгебра, адмирал, арсенал, базар, барак, гитара, графин, диван, камзол, караван, кафтан, кисет, лак, магазин, маринад, мармелад, матрац, огурец, персик, талисман, тюльпан, тюрбан, софа, черёмуха, цифра и др.

От арабов европейцы узнали, как разводить хлопчатник, лён, коноплю, бобы, апельсины и лимоны, финики и абрикосы, различные цветы (например, жасмин и розы). Арабы научили европейцев изготовлять сахар, конфеты и духи.

Высокого совершенства достигла в странах халифата архитектура. Арабские зодчие усвоили и развили достижения среднеазиатских, византийских, испанских мастеров и создали прекрасные творения строительного искусства. Особенного совершенства достигла архитектура в Кордовском государстве. До сих пор сохранилась, например, замечательная по своей красоте кордовская мечеть. Испания являлась в то время как бы воротами, через которые арабская культура проникала в Европу.

В странах халифата процветало художественное ремесло. В Египте изготовлялись сосуды из горного хрусталя, в Средней

Азии — посуда с узорчатым орнаментом. Сложные красивые узоры до сих пор называются арабесками.

Культурные достижения народов халифата внесли огромный вклад в развитие культуры всего человечества.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ — МУСУЛЬМАНСКИЙ ИСТОРИК О ПОЛОЖЕНИИ ПОКОРЕННЫХ НАРОДОВ В ХАЛИФАТЕ

Следует налагать печати на шеи немусульман во время сбора с них поголовной подати, пока не будет окончен смотр их. И следует приказать, чтобы не допускали ни одного из них походить на мусульман по одежде, способу передвижения и по внешности. Обязать их, чтобы они носили на животе повязку вроде грубого шнурка, которым каждый из них будет подпоясываться; чтобы их шапки были пикейные; чтобы они приделали к сёдлам своим подобие шара из дерева; чтобы»они клали ремни сандалий своих двойными и не выкраивали их, как выкраивают мусульмане; чтобы запретили их женщинам ездить на верблюдах, а им самим строить новые храмы или церкви в городе, кроме тех, которые они выговорили по договору. Немусульманам дозволят жить в городах и на рынках мусульманских продавать и покупать, но они не будут продавать ни вина, ни свиней и не будут в городах выставлять напоказ своих крестов. Прикажи правителям, чтобы они обязали немусульман соблюдать такую внешность, дабы их по внешности можно было отличить от мусульман.

  • < Арабы в VI-VII веках — Возникновение ислама, Образование халифата
  • -> Развитие феодального строя в xi-xv веках — Возникновение феодальных городов >

hist-world.com

Почему столица Арабского халифата часто переезжало?, история

Polinabar26

14 июня 2016 г., 15:36:03 (3 года назад)

Арабский халифат – существовавшее на протяжении столетий религиозное средневековое государство, созданное на основе раннего арабского государственного образования, которое появилось благодаря пророку Мухаммеду. После смерти пророка власть перешла в руки его последователей и сподвижников, получивших титул халифов.Арабы, выходцы из Аравии, много столетий занимались кочевым скотоводством, передвигаясь по просторам огромного полупустынного полуострова. В I тысячелетии до н. э. у аравийских народов уже были созданы зачатки государственности, но большинство племен продолжали кочевать. К V в. сформировались первые государства в Северной и Центральной Аравии (Гассан, Лахм, Кинда).Бедуины, занимавшиеся в основном сопровождением или грабежами торговых караванов, вели между собой частые войны. Небольшие племена управлялись шейхами и эмирами. Жили и оседлые, и кочевые арабы в основном в оазисах и занимались скотоводством, земледелием и посреднической торговлей.В погоне за военной добычей аравийские племена переселялись в долины Двуречья, на другие земли Западной Азии. Смешиваясь с местным населением, арабы положили начало таким народам, как аккадцы, халдеи, арамеи, и арабское завоевание заложило основы новых исторических этапов в жизни многих народов. Сложившаяся в результате смешения местных традиций и обычаев, религии и языка арабов уникальная культура оказала огромное влияние на цивилизационное развитие соседних с Аравией регионов.Аравия – крупный полуостров на западе Азии, по площади в 5 раз больше территории современной Германии. В древности Аравийский полуостров был условно разделен на Счастливую Аравию (побережье Красного моря), Каменистую (Синайский полуостров) и Песчаную (внутренняя часть). В те времена арабы делились на две группы – оседлых (хаддези) и кочевых (бедуинов).Самым древним арабским городом была Саба, расположена на побережье Аравийского моря. Вокруг каждого города тогда создавались земледельческие общины, возглавлявшиеся особым жрецом. Власть в городах брали в свои руки мелкие царьки, малики, во время войн становившиеся главными военачальниками.Власть маликов в Сабейском государстве ограничивалась советом родоплеменной знати. Со временем арабы разбогатели – по большей части на торговле с Африкой и Индией. Одним из крупнейших торговых центров в V в. стала Мекка, будущая религиозная столица Арабского халифата. На тот период истории арабов, по сведениям современников, на всем Аравийском полуострове проживало не более 5 млн человек.Ко времени появления пророка Мухаммеда торговля пришла в упадок и богатые жители довольно легко приняли новую монотеистическую религию, признававшую единого верховного бога – Аллаха.На этой основе и выросло огромное государство, захватившее со временем обширные территории и утвердившее на них власть правителей-халифов. Население захваченных земель стояло на порядок выше самих завоевателей, что способствовало быстрому развитию культуры в новом государстве.После правления четырех традиционно называемых праведными халифов (Абу Бакра, Умара I ибн ал-Хаттаба, Усмана ибн Аффана, Али ибн Абу Талиба) в стране сменились две династии, являвшиеся семье пророка кровными родственниками. Первая династия Омейядов просуществовала с 661 по 750 г. Во время ее правления были определены географические контуры нового арабского государства, в которое входили многие страны, начиная от Ирана на востоке и до Египта и других североафриканских территорий на западе.В 750 г. Омейяды были отстранены от власти представителями другой линии рода пророка, чья династия получила наименование Аббасидов. Новые халифы правили в пределах одной династии до 1258 г., когда были разбиты и уничтожены завоевателями-монголами.Во время перехода власти от одной династии к другой были истреблены сотни Омейядов, представлявшихся Аббасидам не только соперниками на троне, но и религиозными противниками. Династия Омейядов не совсем прекратила свое существование: на территории Пиренейского полуострова, в Испании, оставшимися в живых Омейядами был создан так называемый Кордовский халифат.

istoria.neznaka.ru

Арабский халифат

Всё про Арабский халифат

Создатель новой мировой религии — ислама — пророк Мухаммад стал основателем и нового государства, известного в истории под названием Арабский халифат. Это государство было абсолютно теократическим.

Мухаммад и наследовавшие ему халифы происходили из племени мекканских курайшитов.

Мухаммад (пророк) ум. 632

После смерти пророка Мухаммада общиной мусульман последовательно руководили выборные правители — халифы («преемники»). Все они были старыми сподвижниками Мухаммада.

 

Выборные (Праведные) халифы, 632—661 гг.

Абу Бакр ибн Усман (632—634)

Умар I ибн ал-Хаттаб (634-644)

Усман ибн Аффан (644-656)

Али ибн Абу Талиб (656-661)

Хасан ибн Али 661

Считается, что выборных халифов было четыре, но фактически был и пятый, — в Куфе, после убийства Али, халифом был провозглашён его сын Хасан. Но против него выступил сирийский наместник Муавия. Поняв, что сил для противостояния у него недостаточно, Хасан отрёкся от своих прав, заключив с Муавией соглашение.

 

Династия Омеййадов, 661—750 гг.

Муавия был сыном Абу Суфийана, руководителя общины мекканских курайшитов, современника пророка Мухаммада. Старший сын Абу Суфийана Йазид командовал арабскими войсками в Сирии. После его смерти от чумы в 639 году сирийским наместником стал его брат Муавия.

Муавия не признал четвёртого выборного халифа Али и повёл с ним борьбу. В это время в халифате созрел заговор, участники которого решили физически устранить виновников раскола в мусульманской общине. Заговорщики убили Али, а Муавию сумели только ранить. Имея в своём распоряжении закалённую в боях армию, Муавия быстро захватил власть, расправившись со всеми противниками.

Основанная им династия халифов делилась на две ветви: Суффианидов (первые три халифа) и Марванидов (все остальные).

Муавия I (661-680)

Йазид I  680-683

Муавия II  683-684

Марван I  684-685

Абдаллах ибн аз-Зубайр (антихалиф, в Мекке) 684-692

Абд ал-Малик (685-705)

ал-Валид I 705-715

Сулайман  715-717

Умар II (717-720)

Йазид II 720-724

Хишам 724-743

ал-Валид II  743-744

Йазид III 744

Ибрахим  744

Марван II  744-750

В восточных провинциях халифата против Омеййадов возникло мощное движение, в котором на время объединились самые разные силы. Во главе его стоял Абу Муслим, умелый организатор и прекрасный оратор. Войска Омеййадов потерпели поражение, династия была свергнута и практически поголовно истреблена. Марван II бежал в Египет, но был убит в Газе. Лишь одному омеййадскому принцу Абд ар-Рахману, внуку халифа Хишама, удалось спастись. Он бежал на Пиренейский полуостров, где основал независимое от халифа государство.

 

Династия Аббасидов, 750—1258 гг.

Аббасиды вели своё происхождение от дяди пророка ал-Аббаса (ум. в 653 г.). В отличие от Алидов никаких особых прав на главенство в мусульманской общине они не имели. Поэтому, не очень стесняясь в средствах в борьбе с Омеййадами, Аббасиды старались привлечь на свою сторону самые разные силы — шиитов, хариджитов, новых мусульман, прежде всего в Иране и других восточных провинциях халифата. Но после прихода к власти они по возможности быстро постарались избавиться от прежних союзников. По приказу второго халифа ал-Мансура был убит обеспечивший им победу Абу Муслим, казнены или изгнаны многие другие видные шииты, выступления Алидов беспощадно подавлялись.

Абу-л-Аббас ас-Саффах (750-754)

Абу-Джаффар ал-Мансур (754-775)

ал-Махди  775-785

ал-Хади  785-786

Харун 786-809

ал-Амин 809-813

ал-Мамун  813-833

Ибрахим ибн ал-Махди (в Багдаде) 817—819

ал-Мустасим  833—842

ал-Васик 842-847

ал-Мутаваккил 1 847—861

ал-Мустансир  861—862

ал-Мустаин  862—866

ал-Мутазз   866—869

ал-Мухтади  869-870

ал-Мутамид 870-892

ал-Мутадид  892-902

ал-Муктафи  902-908

ал-Муктадир 908—932

ал-Кахир  932-934

ал-Ради   934-940

ал-Муттаки 940-944

ал-Мустакфи  944—946

ал-Мути 946-976

ат-Таи  976-991

ал-Кадир  991-1031

ал-Каим  1031-1075

ал-Муктади  1075-1094

ал-Мустазхир  1094-1118

ал-Мустаршид  1118—1135

ар-Рашид  1135—1136

ал-Муктафи  1136—1160

ал-Мустанджид 1160—1170

ал-Мустади  1170-1180

ан-Насир 1180-1225

аз-Захир 1225-1226

ал-Мустансир  1226—1242

ал-Мустасим  1242—1258

Власть халифов постепенно слабела, от государства отделялись окраины. В 945 году дейлемитские Буиды захватили столицу халифата Багдад и превратили халифов в своих марионеток, оставив за ними только духовное руководство.

В 1055 году Багдад завоевали турки-сельджуки. Политическая власть перешла к их султанам. В конце XII века сельджукидское государство распалось, и халифы постепенно восстановили свою власть. Но в 1258 году халифат был уничтожен монгольским ханом Хулагу, который приказал казнить халифа ал-Мустасима. В результате этого правоверные сунниты лишились своего духовного лидера. Тогда же среди беглецов из Багдада в Каире появился один, который называл себя дядей последнего халифа. Хотя его происхождение вызывало сомнения, управлявшие Египтом мамлюки сочли выгодным ему поверить. Он был провозглашён халифом, а после его скорой гибели халифом стал его брат. Никакой реальной власти ни они, ни их потомки не имели. Мамлюкские султаны держали при своём дворе халифов в качестве главных духовных лиц. Халифы своим авторитетом укрепляли власть султанов.

 

Аббасидские халифы в Каире, 1261-1517 гг.

ал-Мустансир  1261

ал-Хаким I  1261-1302

ал-Мустакфи I 1302-1340

ал-Васик I  1340-1341

ал-Хаким II 1341-1352

ал-Мутадид I 1352-1362

ал-Мутаваккил I  1362-1377

ал-Мутасим 1377

ал-Мутаваккил I (вторично)  1377-1383

ал-Васик II 1383-1386

ал-Мутасим (вторично) 1386—1389

ал-Мутаваккил I (в третий раз)  1389—1406

ал-Мустаин  1406-1414

ал-Мутадид II  1414—1441

ал-Мустакфи II  1441—1451

ал-Каим  1451-1455

ал-Мустанджид 1455—1479

ал-Мутаваккил II  1479-1497

ал-Мустамсик  1497—1508

ал-Мутаваккил III   1508-1516

ал-Мустамсик (вторично)   1516—1517

ал-Мутаваккил III (вторично) 1517

В 1517 году османский султан Селим I завоевал Египет. Последнего мамлюкского султана по его приказу казнили. Аббасидский же халиф Мутаваккил III жил далее при дворе Селима I, который присвоил себе титул халифа правоверных.

Использованы материалы кн.: Сычев Н.В. Книга династий. М., 2008. с. 695-770.

 

Арабский халифат (главы из книги).

 

Далее читайте:

Арабы — группа народов, населяющих страны Западной Азии и Северной Африки.

Арабские государства (справочная статья и описание домусульманских государств).

Шиитские имаматы.

Марокко с 789 г. до наших дней.

Магриб — регион в Африке в составе Туниса, Алжира, Марокко и пр.

Египет при мусульманских династиях.

Иордания, Иорданское Хашимитское Королевство.

Ирак (описание правящих монархов).

Йемен, мусульманские династии Йемена.

Саудовская Аравия, королевство в Центральной Аравии.

Хиджаз (королевство в 1916—1925 гг.)

Джебель-Шаммар, эмират.

Кувейт, сначала эмират Курейн, затем эмират Кувейт.

Оман (правящие династии).

Бахрейн, архипелаг и государство.

Катар, полуостров и государство.

Объединённые Арабские Эмираты (ОАЕ).

На Пиренеях:

Кордовский эмират (с 929 года — халифат).

Мурсийский эмират.

Гранадский эмират.

 

 

www.hrono.info

Арабский халифат

Арабский халифат

Создатель новой мировой религии — ислама — пророк Мухаммад стал основателем и нового государства, известного в истории под названием Арабский халифат. Это государство было абсолютно теократическим.

Мухаммад и наследовавшие ему халифы происходили из племени мекканских курайшитов.

Мухаммад (пророк) ум. 632

После смерти пророка Мухаммада общиной мусульман последовательно руководили выборные правители — халифы («преемники»). Все они были старыми сподвижниками Мухаммада.

 

Выборные (Праведные) халифы, 632—661 гг.

Абу Бакр ибн Усман (632—634)

Умар I ибн ал-Хаттаб (634-644)

Усман ибн Аффан (644-656)

Али ибн Абу Талиб (656-661)

Хасан ибн Али 661

Считается, что выборных халифов было четыре, но фактически был и пятый, — в Куфе, после убийства Али, халифом был провозглашён его сын Хасан. Но против него выступил сирийский наместник Муавия. Поняв, что сил для противостояния у него недостаточно, Хасан отрёкся от своих прав, заключив с Муавией соглашение.

 

Династия Омеййадов, 661—750 гг.

Муавия был сыном Абу Суфийана, руководителя общины мекканских курайшитов, современника пророка Мухаммада. Старший сын Абу Суфийана Йазид командовал арабскими войсками в Сирии. После его смерти от чумы в 639 году сирийским наместником стал его брат Муавия.

Муавия не признал четвёртого выборного халифа Али и повёл с ним борьбу. В это время в халифате созрел заговор, участники которого решили физически устранить виновников раскола в мусульманской общине. Заговорщики убили Али, а Муавию сумели только ранить. Имея в своём распоряжении закалённую в боях армию, Муавия быстро захватил власть, расправившись со всеми противниками.

Основанная им династия халифов делилась на две ветви: Суффианидов (первые три халифа) и Марванидов (все остальные).

Муавия I (661-680)

Йазид I  680-683

Муавия II  683-684

Марван I  684-685

Абдаллах ибн аз-Зубайр (антихалиф, в Мекке) 684-692

Абд ал-Малик (685-705)

ал-Валид I 705-715

Сулайман  715-717

Умар II (717-720)

Йазид II 720-724

Хишам 724-743

ал-Валид II  743-744

Йазид III 744

Ибрахим  744

Марван II  744-750

В восточных провинциях халифата против Омеййадов возникло мощное движение, в котором на время объединились самые разные силы. Во главе его стоял Абу Муслим, умелый организатор и прекрасный оратор. Войска Омеййадов потерпели поражение, династия была свергнута и практически поголовно истреблена. Марван II бежал в Египет, но был убит в Газе. Лишь одному омеййадскому принцу Абд ар-Рахману, внуку халифа Хишама, удалось спастись. Он бежал на Пиренейский полуостров, где основал независимое от халифа государство.

 

Династия Аббасидов, 750—1258 гг.

Аббасиды вели своё происхождение от дяди пророка ал-Аббаса (ум. в 653 г.). В отличие от Алидов никаких особых прав на главенство в мусульманской общине они не имели. Поэтому, не очень стесняясь в средствах в борьбе с Омеййадами, Аббасиды старались привлечь на свою сторону самые разные силы — шиитов, хариджитов, новых мусульман, прежде всего в Иране и других восточных провинциях халифата. Но после прихода к власти они по возможности быстро постарались избавиться от прежних союзников. По приказу второго халифа ал-Мансура был убит обеспечивший им победу Абу Муслим, казнены или изгнаны многие другие видные шииты, выступления Алидов беспощадно подавлялись.

Абу-л-Аббас ас-Саффах (750-754)

Абу-Джаффар ал-Мансур (754-775)

ал-Махди  775-785

ал-Хади  785-786

Харун 786-809

ал-Амин 809-813

ал-Мамун  813-833

Ибрахим ибн ал-Махди (в Багдаде) 817—819

ал-Мустасим  833—842

ал-Васик 842-847

ал-Мутаваккил 1 847—861

ал-Мустансир  861—862

ал-Мустаин  862—866

ал-Мутазз   866—869

ал-Мухтади  869-870

ал-Мутамид 870-892

ал-Мутадид  892-902

ал-Муктафи  902-908

ал-Муктадир 908—932

ал-Кахир  932-934

ал-Ради   934-940

ал-Муттаки 940-944

ал-Мустакфи  944—946

ал-Мути 946-976

ат-Таи  976-991

ал-Кадир  991-1031

ал-Каим  1031-1075

ал-Муктади  1075-1094

ал-Мустазхир  1094-1118

ал-Мустаршид  1118—1135

ар-Рашид  1135—1136

ал-Муктафи  1136—1160

ал-Мустанджид 1160—1170

ал-Мустади  1170-1180

ан-Насир 1180-1225

аз-Захир 1225-1226

ал-Мустансир  1226—1242

ал-Мустасим  1242—1258

Власть халифов постепенно слабела, от государства отделялись окраины. В 945 году дейлемитские Буиды захватили столицу халифата Багдад и превратили халифов в своих марионеток, оставив за ними только духовное руководство.

В 1055 году Багдад завоевали турки-сельджуки. Политическая власть перешла к их султанам. В конце XII века сельджукидское государство распалось, и халифы постепенно восстановили свою власть. Но в 1258 году халифат был уничтожен монгольским ханом Хулагу, который приказал казнить халифа ал-Мустасима. В результате этого правоверные сунниты лишились своего духовного лидера. Тогда же среди беглецов из Багдада в Каире появился один, который называл себя дядей последнего халифа. Хотя его происхождение вызывало сомнения, управлявшие Египтом мамлюки сочли выгодным ему поверить. Он был провозглашён халифом, а после его скорой гибели халифом стал его брат. Никакой реальной власти ни они, ни их потомки не имели. Мамлюкские султаны держали при своём дворе халифов в качестве главных духовных лиц. Халифы своим авторитетом укрепляли власть султанов.

 

Аббасидские халифы в Каире, 1261-1517 гг.

ал-Мустансир  1261

ал-Хаким I  1261-1302

ал-Мустакфи I 1302-1340

ал-Васик I  1340-1341

ал-Хаким II 1341-1352

ал-Мутадид I 1352-1362

ал-Мутаваккил I  1362-1377

ал-Мутасим 1377

ал-Мутаваккил I (вторично)  1377-1383

ал-Васик II 1383-1386

ал-Мутасим (вторично) 1386—1389

ал-Мутаваккил I (в третий раз)  1389—1406

ал-Мустаин  1406-1414

ал-Мутадид II  1414—1441

ал-Мустакфи II  1441—1451

ал-Каим  1451-1455

ал-Мустанджид 1455—1479

ал-Мутаваккил II  1479-1497

ал-Мустамсик  1497—1508

ал-Мутаваккил III   1508-1516

ал-Мустамсик (вторично)   1516—1517

ал-Мутаваккил III (вторично) 1517

В 1517 году османский султан Селим I завоевал Египет. Последнего мамлюкского султана по его приказу казнили. Аббасидский же халиф Мутаваккил III жил далее при дворе Селима I, который присвоил себе титул халифа правоверных.

Использованы материалы кн.: Сычев Н.В. Книга династий. М., 2008. с. 695-770.

Далее читайте:

Арабы — группа народов, населяющих страны Западной Азии и Северной Африки.

Арабские государства (справочная статья и описание домусульманских государств).

Шиитские имаматы.

Марокко с 789 г. до наших дней.

Магриб — регион в Африке в составе Туниса, Алжира, Марокко и пр.

Египет при мусульманских династиях.

Иордания, Иорданское Хашимитское Королевство.

Ирак (описание правящих монархов).

Йемен, мусульманские династии Йемена.

Саудовская Аравия, королевство в Центральной Аравии.

Хиджаз (королевство в 1916—1925 гг.)

Джебель-Шаммар, эмират.

Кувейт, сначала эмират Курейн, затем эмират Кувейт.

Оман (правящие династии).

Бахрейн, архипелаг и государство.

Катар, полуостров и государство.

Объединённые Арабские Эмираты (ОАЕ).

На Пиренеях:

Кордовский эмират (с 929 года — халифат).

Мурсийский эмират.

Гранадский эмират.

 

 

pravitelimira.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *