Содержание

Проект 971 — серия многоцелевых атомных подводных лодок: характеристики

Подводные лодки с давних пор являются основной ударной силой нашего флота и средством противодействия потенциальному противнику. Причина этого проста: с авианосцами у нашей страны исторически не сложилось, зато ракеты, пущенные из-под воды, гарантированно могут поразить любую точку на земном шаре. Именно поэтому еще в Советском Союзе придавалось огромное значение разработке и созданию новых типов субмарин. В свое время настоящим прорывом стал проект 971, в рамках которого создавались многоцелевые малошумные корабли.

Новые «Щуки»

В 1976 году было принято решение о проектировании и постройке новых субмарин. Задание было поручено небезызвестному предприятию «Малахит», на который всегда рассчитывал атомный флот страны. Особенность нового проекта в том, что при его разработке были полностью использованы наработки по «Барракудам», а потому стадия эскизного проектирования и многие расчеты были пропущены, что существенно удешевило сам проект и ускорило проводимые в его рамках работы.

В отличие от «предков» семейства 945, проект 971, по предложению инженеров из Комсомольска-на-Амуре, не предполагал использования титана в производстве корпусов. Это было связано не только с огромной стоимостью и дефицитом этого металла, но и с чудовищной трудоемкостью работ с ним. Фактически потянуть подобный проект мог только «Севмаш», мощности которого и так были полностью загружены. На стапели уже были отправлены первые комплектующие… как разведкой были предоставлены сведения о новой американской подлодке типа «Лос-Анджелес». Из-за этого проект 971 был срочно отправлен на доработку.

Уже в 1980 году она была полностью завершена. Еще одной особенностью новых «Щук» было то, что большая часть работ по их проектированию и созданию велась в Комсомольске-на-Амуре. До того тихоокеанские верфи находились на положении «бедного родственника» и выполняли только функции ведомых.

Прочие особенности проекта

Мало кто знает об этом историческом факте, но в самом начале 80-х годов наша страна приобрела у Японии продукцию Toshiba — особо точные станки для обработки металла, которые позволяли делать новые винты, производящие при работе минимум шума. Сама сделка была особо секретной, но США, к тому времени практически «колонизировавшие» Японию, узнали о ней почти сразу. В результате компания «Тошиба» даже попала под экономические санкции.

Благодаря винтам и некоторым другим особенностям конструкции, проект 971 отличала поразительная тишина плавания. Во многом это заслуга академика А. Н. Крылова, который несколько лет работал над понижением шумности субмарин, будучи задействован еще в создании «Барракуд». Усилия заслуженного академика и целого коллектива возглавляемого им НИИ не остались без вознаграждения: лодки проекта 971 «Щука-Б» шумели в несколько раз меньше новейшего американского «Лос-Анджелеса».

Назначение новых подлодок

Новые субмарины были способны достойно встретить любого противника, так как их ударное вооружение и его разнообразие поражало даже видавших виды мореманов. Все дело в том, что «Щуки-Б» должны были уничтожать надводные и подводные суда, вести постановку мин, проводить разведывательные и диверсионные рейды, участвовать в специальных операциях… Словом, делать все, чтобы оправдать характеристику «многоцелевая подлодка проекта 971 «Щука-Б»».

Новаторские решения и идеи

Как мы и говорили, первоначальную конструкцию подводных лодок этого типа пришлось заметно подкорректировать. Единственным слабым звеном наших субмарин в сравнении с их американскими аналогами стало отсутствие цифрового комплекса фильтрации помех. Но по общим боевым характеристикам новые «Щуки» их все равно сильно превосходили. Например, на их вооружении стояли новейшие противокорабельные ракеты «Гранат», позволявшие в случае необходимости сильно проредить любую надводную корабельную группировку противника.

Но уже после «доработки напильником» в 1980 году «Щуки» все же получили цифровой комплекс обработки помех «Скат-3», а также новейшие системы наведения, которые допускали использование самых совершенных крылатых ракет. Впервые была достигнута комплексная автоматизация средств управления боем и самим вооружением, была массово внедрена в конструкцию особая всплывающая капсула для спасения всего экипажа, которая была успешно апробирована еще на «Барракудах».

Конструктивные особенности

Как и все основные субмарины СССР такого класса, подлодки проекта 971 использовали ставшую классической двухкорпусную схему. Впервые в истории «подводного» судостроения был широко использован опыт блочного сочленения фрагментов субмарины, что позволило выполнить большую часть работ в комфортных условиях цеха. Широко использовались также зональные блоки оборудования, которые после завершения монтажа просто соединялись с централизованными шинами передачи данных.

Как удалось снизить уровень шума?

Помимо особых винтов, о которых мы уже неоднократно упоминали, используются особые системы амортизации. Во-первых, все механизмы установлены на специальных «фундаментах». Во-вторых, каждый зональный блок имеет еще одну систему амортизации. Такая схема позволила не только значительно снизить объемы генерируемых подлодкой шумов, но и дополнительно защитить экипаж и технику подлодки от действия ударных волн, образующихся при взрывах глубинных бомб. Так что наш флот, подводные лодки для которого практически всегда являлись основной ударной силой, получил весомый «аргумент» для сдерживания потенциального противника.

Как и все современные субмарины, «Щуки» имеют развитое килевое оперение с выдающимся булем, в котором размещается буксируемая антенна радиолокационного комплекса. Особенность оперения этих лодок в том, что оно сделано как бы единым целым с силовыми элементами основного корпуса. Все это сделано ради того, чтобы максимально минимизировать количество завихрений. Последние могут вывести на след судна гидроакустиков противника. Эти меры дали свои законные плоды: «Щуки» считаются самыми малозаметными подводными судами на сегодняшний день.

Размеры субмарины и экипаж

Надводное водоизмещение корабля составляет 8140 тонн, подводное — 10 500 тонн. Максимальная длина корпуса составляет 110,3 м, ширина не превышает 13,6 м. Среднестатистическая осадка в надводном положении приближается к десяти метрам.

За счет того что в конструкции лодки массово применены различные решения по комплексной автоматизации управления ей, экипаж удалось сократить до 73 человек в сравнении с американскими 143 членами экипажа (на «Лос-Анжелесе»). Если сравнивать новые «Щуки» с предыдущими разновидностями этого семейства, то были значительно улучшены условия жизни и работы экипажа. За счет сокращения численности последнего также появилась возможность расположить людей в двух наиболее защищенных отсеках (жилых).

Силовая установка

Сердцем корабля является реактор мощностью 190 мВт. Имеет в составе четыре парогенератора и одну турбину, средства управления и механизации которой многократно дублированы. Мощность, выдаваемая на вал, составляет 50 000 л. с. Винт – семилопастной, с особым сечением лопастей и уменьшенной скоростью вращения. Максимальная скорость корабля под водой, если переводить в понятные «сухопутным» значения, превышает 60 км/ч! Проще говоря, лодка может двигаться в плотной среде быстрее многих спортивных яхт, не говоря уже о тяжелых боевых кораблях. Все дело в том, что корпуса лодок разрабатывались целым «батальоном» академиков, имеющих многочисленные работы в сфере гидродинамики.

Средства обнаружения кораблей противника

Настоящей изюминкой новой «Щуки» являлся комплекс МГК-540 «Скат-3». Он умеет не только отсеивать помехи, но и самостоятельно засекать пеленг шумов от винтов любого корабля. Кроме того, «Скат» может быть использован в качестве обычного гидролокатора при прохождении незнакомых фарватеров. Дальность обнаружения подлодок противника выросла в три раза по сравнению с субмаринами предшествующих поколений. Помимо этого, «Скат» значительно быстрее определяет характеристики преследуемых целей и выдает прогноз по времени боевого соприкосновения.

Уникальной особенностью любой подлодки проекта 971 является установка, позволяющая обнаружить любой надводный корабль по оставляемому им кильватерному следу. Аппаратура вычисляет расходящиеся от него волны даже спустя несколько часов после прохождения судна в этом квадрате, что дает возможность скрытного слежения за корабельными группировками противника на безопасном от них удалении.

Характеристики вооружения

Основной ударной силой являются четыре ракетно-торпедных аппарата калибра 533 мм. Но куда более внушительно выглядят еще четыре установки калибра 650 мм ТА. Всего на борту субмарины может находиться до 40 ракет и/или торпед. «Щука» может вести огонь ракетами «Гранат», а также «Шквалами», одинаково эффективными в подводном и надводном положениях. Разумеется, есть возможность стрелять обычными торпедами и выпускать из торпедных аппаратов автоматические мины, которые самостоятельно ставятся в боевое положение.

Кроме того, с помощью этой субмарины можно выставлять и обычные минные заграждения. Так что ассортимент средств поражения очень широк. При запуске крылатых ракет их наведение и сопровождение происходят в полностью автоматическом режиме, не отвлекая внимание экипажа от выполнения других боевых задач. Увы, но в 1989 году, после заключения крайне невыгодных для нашей страны соглашений с американцами, подводные лодки проекта 971 выходят на боевое дежурство без «Гранатов» и «Вихрей», так как эти средства поражения могут нести ядерный заряд.

Значимость «Щук» для отечественного кораблестроения

Как мы и говорили, эти субмарины стали первым самостоятельным проектом верфей Дальнего Востока, которые впервые получили государственный заказ такой сложности и важности. Лодка К-284, ставшая флагманом серии, была заложена в 1980 году и уже через четыре года поступила на вооружение флота. Во время постройки в конструкцию оперативно вносились мелкие исправления, которые были штатно использованы при создании всех последующих субмарин.

Уже в процессе первых испытаний моряки и члены Министерства обороны были в восторге от того, насколько малошумной оказалась подводная лодка. Эти показатели были настолько хороши, что позволили с полной уверенностью говорить о выходе советского кораблестроения на принципиально новый уровень. С этим оказались вполне согласны западные военные советники, которые признали «Щуки» оружием нового класса и присвоили им шифр Akula.

Благодаря своим особенностям подводные лодки проекта 971 могут преодолевать глубокоэшелонированную противолодочную оборону, оборудованную стандартными средствами акустического обнаружения. Учитывая мощное вооружение, субмарина вполне может постоять за себя даже в случае своего обнаружения.

Даже в зоне господства противника тихие и незаметные АПЛ проекта 971 могут наносить врагу чувствительные потери, вплоть до обстрела прибрежных целей средствами ядерного уничтожения. «Щукам» вполне по плечу надводные и подводные корабли, а также уничтожение стратегически важных командных центров, пусть даже расположенных на значительном удалении от прибрежной зоны.

Значение проекта «Щука-Б» для нашей страны

Появление АПЛ проекта 971 спутало американцам все карты. До этого они вполне справедливо считали свои наступательные надводные силы сильнейшими в мире, а Советский флот, который имел значительно меньше надводных кораблей, их экспертами оценивался довольно низко. «Щуки» же вышли на совершенно новый уровень игры. Они могут спокойно работать даже в глубоком тылу противника, заходя за линии противолодочной обороны. В случае полномасштабной войны от ядерного удара из-под воды не застрахован ни один командный центр, а уж о полномасштабной перерезке морских путей сообщения и говорить не стоит.

Любая наступательная операция потенциального противника в таких условиях превращается в аналог танца на минном поле, а уж о внезапности нападения можно забыть. Руководство США «Щуки» (особенно модернизированные) сильно беспокоят. Уже в 2000 годах они неоднократно предпринимали попытки пробить законодательно договор о сильном ограничении их использования, но интересы РФ к подобным «взаимовыгодным» соглашениям не располагают.

Модификации и дальнейшее развитие проекта

Впоследствии «Щука» (проект 971) неоднократно улучшалась, особенно в части гидролокационной малозаметности. Особенно отличаются от прочих суда «Вепрь» и «Дракон», построенные по индивидуальному проекту 971У. Их сразу заметно по измененным обводам корпуса. Последний был удлинен сразу на четыре метра, что позволило штатно разместить дополнительное оборудование для пеленгации и применять новые конструктивные решения, направленные на снижение уровня шумности. Более чем на полторы тонны возросло водоизмещение в надводном и подводном положениях.

Значительно изменилась и силовая установка, которую питает реактор модели ОК-650Б3. Изменения были настолько очевидны, что новая атомная многоцелевая подводная лодка в зарубежных СМИ сразу была окрещена Improved Akula. По тому же проекту должны были построить еще четыре субмарины, но в итоге на верфях были заложены и созданы только две из них. Первая из них, К-335 «Гепард», вообще была построена по спецпроекту 971М, который предусматривал использование в конструкции новейших достижений радиоэлектронной промышленности.

Эта лодка вообще стала для западных военных моряков известна как Akula II, так как ее отличия от базового проекта были разительны. Вторая достроенная субмарина, она же К-152 «Нерпа», также создавалась по особому проекту 971И, изначально предназначаясь для передачи в аренду ВМС Индии. В основном «Нерпа» отличается от своих «собратьев» максимально упрощенной радиоэлектронной начинкой, в которой нет секретных комплектующих.

Преемственность поколений

Изначально все лодки этой серии имели только индекс, не обозначаясь именами собственными. Но в 1990 году К-317 получила имя «Пантера». Оно было дано в честь субмарины еще Российской Империи, которая первой открыла боевой счет. В дальнейшем «именинницей» стала АПЛ «Тигр» проекта 971. Вскоре все подводные лодки этого семейства также получили имена собственные, перекликающиеся с обозначениями кораблей, бывших в составе Императорского и Советского ВМФ. Единственное исключение, которое имеет проект 971, «Кузбасс». Ранее это судно именовалось «Морж». Сперва его назвали в честь одной из первых подлодок Империи, но впоследствии почтили память советских моряков.

Но наиболее значимыми стали АПЛ, выпущенные на Севмаше. Вся их серия получила кодовое наименование «Барс». За это все субмарины проекта получили на западе прозвище «кошки».

«Полубоевая» работа

Во время агрессии НАТО по отношению к Сербии в 1996 году К-461 «Волк» несла боевое дежурство в Средиземном море. Американские гидроакустики сумели засечь ее месторасположение во время прохождения Гибралтарского пролива, но наши подводники сумели от них уйти. Повторно обнаружить «Волка» удалось только непосредственно у берегов Югославии. В этом боевом походе АПЛ прикрывала отечественный авианосец «Адмирал Кузнецов» от потенциальных агрессивных действий «западных партнеров». В это же время «Волк» проводил скрытное слежение за шестью АПЛ НАТО, в числе которых была одна лодка «конкурирующего» типа «Лос-Анджелес».

В том же году еще одна «Щука-Б», находившаяся под командованием А. В. Буриличева, несла боевое дежурство в водах Атлантики. Там экипаж обнаружил ПЛАРБ ВМС США, а затем скрытно сопровождала корабль на всем протяжении его боевого дежурства. Если бы дело было в условиях войны, американский ракетоносец пошел бы ко дну. Командование все это отлично понимало, а потому Буриличев сразу после «командировки» получил звание Героя Российской Федерации. Это еще одно свидетельство высоких боевых качеств и скрытности любой лодки проекта 971.

О случаях аппендицита в море…

В конце февраля все того же 1996 года и вовсе произошел анекдотический случай. Тогда как раз проводились масштабные учения флота НАТО. Ордер противолодочных кораблей только-только успел выйти на связь с командованием и доложить об отсутствии субмарин потенциального противника по курсу следования конвоя… Через несколько минут с английскими кораблями связался командир российской подводной лодки. А вскоре перед ошалевшими британскими моряками всплыла и сама «виновница торжества».

Экипаж сообщил, что один из моряков находится в тяжелом состоянии из-за лопнувшего аппендицита. В условиях подлодки успех операции не гарантировался, а потому капитан принял беспрецедентное решение о связи с зарубежными коллегами. Больного быстро погрузили на английский вертолет и отправили в госпиталь. Что чувствовали в этот момент британские моряки, только что отчитавшиеся об отсутствии вражеских подлодок, сложно представить. Что еще интереснее, они не смогли тогда засечь лодку проекта 971 старой серии! С тех пор проект 971 «Акула» пользуется глубоким уважением у ВМФ Великобритании.

Современное положение дел

В настоящее время все субмарины этой серии находятся в строю, служат в составе Тихоокеанского и Северного флотов. Упомянутая выше «Нерпа» находится на службе в ВМФ Индии и, по условиям контракта, пробудет там до 2018 года. Возможно, что после этого индусы предпочтут продлить контракт, так как ими высоко оцениваются боевые качества российской субмарины.

К слову говоря, в индийском флоте «Нерпу» назвали Chakra. Интересно, что ранее точно такое же имя носила лодка 670 «Скат», которая также на условиях лизинга прослужила Индии в промежутке от 1988 до 1992 года. Все служившие там матросы стали настоящими профессионалами своего дела, а некоторые офицеры с первой «Чакры» уже успели дослужиться до адмиралов. Как бы там ни было, но российские «Щуки» сегодня активно используются в нелегком деле несения боевого дежурства и служат одним из гарантов государственного суверенитета нашей страны.

Сегодня, когда флот начинает постепенно восстанавливаться после 90-х годов, уже идут разговоры о том, что атомные подводные лодки пятого поколения должны базироваться именно на разработках проекта 971, так как суда этой серии успели неоднократно доказать свою перспективность. Сами же «Щуки» соответствуют по своим параметрам субмаринам четвертого поколения. Косвенным подтверждением этого служит тот факт, что они неоднократно обманывали гидроакустическую систему обнаружения SOSUS, которая в свое время создавала немало проблем советским морякам.

fb.ru

Пятнадцать АПЛ проекта 971

Пятнадцать АПЛ проекта 971

опубликовал milstar 3701 день 5 часов 56 минут назад командир нашего «Волка» Алексей Буриличев — ныне вице-адмирал — в 1995 году стал Героем России. В конце 90-х годов прошлого столетия также получил звание Героя Российской Федерации командир однотипной с «Волком» подлодки «Пантера» капитан 1 ранга Сергей Справцев. Его АПЛ сто пятьдесят часов кряду следила за опять-таки американским подводным стратегическим ракетоносцем.

Поэтому смело можно утверждать, что качественно новый этап в истории соединения начался 31 декабря 1988 года, когда в состав дивизии вошла многоцелевая АПЛ проекта 971 под командованием капитана 2 ранга Сергея Ефременко. Особенностью нового ударного атомохода стало значительное снижение уровня шумности. По скрытности субмарина впервые в истории отечественного подводного кораблестроения превзошла лучший американский аналог — многоцелевую ПЛА типа Los-Angeles.

Кстати, и в прошлом году АПЛ «Тигр» победила в состязаниях Военно-морского флота России по поиску и уничтожению атомной подводной лодки условного противника с выполнением торпедной атаки. Командира «Тигра» капитана 1 ранга Александра Коновалова признали лучшим командиром на Северном флоте и по итогам учебного года наградили автомобилем «Шевроле-авео».

И все равно, на мой взгляд, в дивизии очень молоды, в частности, командиры кораблей. Тридцать четыре года? Капитан 1 ранга и командир современнейшей атомной подлодки? Понятно! У кого-то даже возникнет мысль, что сплошь и рядом чьи-то протеже.
— Это, может быть, где-то на сухопутье и при штабах можно «вырасти» по протекции, — категорично резюмировал контр-адмирал Минаков. — В подплаве такие вещи не проходят. Здесь, если тебе только за тридцать, а ты уже командир атомной подлодки, это только подчеркивает твой профессионализм во всех отношениях…

По оценке заокеанских экспертов, ПЛА типа «Los-Angeles», обладающая на сегодняшний день самой совершенной гидроакустикой в мире, сможет обнаружить российскую атомную подлодку проекта 971 типа «Akula-II» не далее, чем за десять километров, то есть слишком поздно для того, чтобы хоть как-то защититься от нее.

А в 1996 году участников создания данного проекта АПЛ отметили… Государственной премией Российской Федерации.http://www.redstar.ru/2009/06/10_06/2_02.html


 

Комментарии

добавил milstar 3699 дней 21 час 41 минуту назад НЕРПА» В ЛИЗИНГ

ВМС Индии получат атомную подводную лодку «Нерпа» проекта 971 «Акула» к концу 2009 года.

В октябре АПЛ будет принята ВМФ РФ, а затем передана по договору аренды ВМС Индии. Соглашение стоимостью около 700 миллионов долларов о завершении постройки АПЛ проекта 971 и передаче ее в аренду индийским ВМС подписано Индией и Россией в 2004 году. В соответствии с его условиями Индия должна была приобрести две АПЛ и четыре реактивных самолета Ту-22M, но позднее стороны договорились о поставке одной АПЛ. После завершения программы заводских и приемочных морских испытаний подлодку передадут индийским ВМС в середине 2009 года и в течение 10 лет она будет эксплуатироваться в соответствии с положениями подписанного лизингового контракта.
Однако поставка подлодки была перенесена в связи с произошедшим 8 ноября 2008 года инцидентом, который привел к выбросу фреона, используемого для аварийного пожаротушения, и гибели в двух носовых отсеках АПЛ «Нерпа» 20 человек. После несчастного случая морские испытания подводной лодки были временно приостановлены.

Арендованная подлодка необходима ВМС Индии для отработки навыков эксплуатации АПЛ, а также подготовки экипажей для ввода в строй национальных многоцелевых атомных подводных лодок проекта ATV (Advanced Technology Vessel).
Программу создания национальной АПЛ Индия реализует начиная с 70-х годов. В настоящее время на ВМБ «Висакхапатнам» в процессе постройки в рамках проекта ATV находится три АПЛ. Как сообщил командующий индийских ВМС адмирал Сюреш Мехта, головная АПЛ ATV может быть спущена на воду в 2009 году и к 2012-му войти в состав ВМС Индии. Всего к 2025 году предусматривается постройка пяти АПЛ.

добавил milstar 3700 дней 10 часов 55 минут назад ? dlja sprawki

настоящий момент известно о ведущихся работах над проектом нового РПКСН, МЦАПЛ(ПЛАРК) и ПЛА, которые начались в 1997-98 г.г., и должны завершиться в 2005-7 г.г. закладкой головных кораблей пятого (первого постсоветского) поколения. ТТХ этих кораблей, установленные ТЗ, являются секретными, однако поразмышлять на эту тему никто не мешает:

Новый РПКСН.
На основе проекта 955, (ЦКБ «Рубин») со следующими характеристиками:
двухкорпусная, одновальная, двухреакторная АПЛ.

Водоизмещение подводное — 17-20000 т.
Длина — 175-180 м.
Ширина — 14-14,5 м.
Осадка — 10-11 м.
Скорость полного подводного хода — 29-31 уз.
Глубина погружения — 600 м.
Вооружение — 16 МБР с РГЧ ИН, мощность РГЧ- 100-150 КТ,
не менее 7 ГЧ на одну ракету, всего не менее 112 ГЧ на один РПКСН. 6 ТА калибра 533мм. Боезапас — 24 торпеды, ракето-торпеды, ложные цели.
Экипаж — 100 чел.

Эти и нижеперечисленные корабли должны войти в строй в 2010-2020 г.г.

МЦАПЛ(ПЛАРК) проекта АПЛ-V (ЦКБ «Рубин»), со следующими примерными характеристиками:

Двухкорпусная, двухвальная, двухреакторная АПЛ, м.б. с титановым корпусом.
Водоизмещение подводное — 17-18000 т.
Длина — 150-160 м.
Ширина — 15-16 м.
Осадка — 9-9,5 м.
Скорость полного подводного хода — 40-43 уз.
Глубина погружения — 700-800 м.
Вооружение — 24 многофункциональные шахты вертикального пуска.

Боекомплект варьируется в зависимости от решаемых задач и загружаемого вооружения — от 24 до 96 ед. (от 1 до 4х ед. в шахте). В состав боекомплекта могут входить: малогабаритные БР с моноблочной боевой частью, ОТР, КР, ПКР различных классов, СКР, ЗУР подводного пуска, компоненты ПРО на ТВД и национальной ПРО, сверхмалые ПЛ-роботы, легкие РН для экстренного запуска низкоорбитальных разведывательных спутников, и т.д.
4 ТА калибра 650 мм.
4 ТА калибра 533 мм. Боезапас – 40-48 торпед, ракето-торпед, КР, ложных целей, морских мин, аппаратов спецназначения.

Экипаж — 45-65 человек, сокращенный за счет высокой автоматизации.

ПЛА проекта Н-АПЛ (Малахит), со следующими примерными характеристиками:

Двухкорпусная, одновальная, однореакторная АПЛ.
Водоизмещение подводное — 10-11000 т.
Длина — 110-115 м.
Ширина — 13-14 м.
Осадка — 9-9,5 м.
Скорость полного подводного хода — 33-35 уз.
Глубина погружения 500-600 м.
Вооружение:
4 ТА калибра 650 мм.
4-8 ТА калибра 533 мм (часть неперезаряжаемые в походе, для КР).
Боезапас — 30-40 торпед, ракето-торпед, КР, морских мин, ложных целей, аппаратов спецназначения.
Экипаж — 35-40 чел.

http://forums.airbase.ru/2003/12/t23684—obzor-sostoyaniya-podvodgnogo-VMF-RF,per.2955.html

добавил milstar 3700 дней 11 часов 8 минут назад Подводные лодки 21 века.
Спасский И.Д.

Генеральный конструктор — начальник ЦКБ МТ «Рубин», академик РАН.

В недалеком будущем наступит время,когда шумность советских подводных лодок будет уменьшена до такой степени, что их обнаружение с помощью пассивных гидроакустических станций станет возможно только на малых дистанциях, если вообще будет возможно”. Что это? Самореклама российских конструкторов-подводников? Нет, это цитата из заявления главного конструктора американских подводных лодок, опубликованного в трудах Военно-морского института США. Высокие показатели бесшумности российской дизель-электрической подводной лодки пр.877 (класса “Kilo” — по классификации, принятой в НАТО) подтверждаются и американскими данными. Отдавая должное американским ученым, всегда считавшим, что противника лучше переоценить, нежели недооценить, следует отметить реалистичность их суждений. В нашей стране противники размещения стратегических межконтинентальных баллистических ракет на подводных лодках в качестве основного возражения выдвигали тезис о шумности отечественных атомных подводных лодок, что, якобы, позволяет американским силам противолодочной обороны “висеть на хвосте” у наших ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПК СН) и с началом войны уничтожить их ранее, чем они смогут произвести пуск ракет. Отчасти эти возражения были справедливы по отношению к подводным лодкам, спроектированным более 30 лет назад. Сегодня же специалистов ВМС США больше всего волнует вопрос: окажется ли уровень шумности их новейшей атомной подводной лодки “Seawolf” соизмерим с уровнем шумности российских подводных лодок того же поколения? Значимость подводных лодок в современных условиях подтверждается стремлением многих стран мира строить их или приобретать. В мире сейчас нет и в ближайшее время не предвидится более скрытного, неуязвимого и при этом относительно дешевого по совокупной оценке оружия. Страны третьего мира с динамично развивающейся экономикой, осознающие свои морские интересы, все больше проникаются пониманием выгод, которые можно получить, обладая собственными подводными силами. Первый шаг на этом пути — приобретение неатомных подводных лодок у стран, которые их производят. Выход российских подводных лодок (ПЛ) на мировой рынок имел и имеет не только политическое значение, но и дает возможность поддержать отечественное судостроение в переживаемый страной сложный период, а также заставляет в жесткой конкурентной борьбе находить и интенсивно внедрять новые научно-технические решения, учитывающие многообразные специфические требования потенциальных заказчиков. Общеизвестно, что самыми малошумными ПЛ в мире являются российские дизель-электрические подводные лодки пр. 877, но перспективные неатомные подводные лодки начала XXI века типа “Амур” будут иметь при меньшем водоизмещении и более высокой боевой эффективности существенно меньшую шумность, что характеризует уровень технологий,в том числе в области скрытности, используемых в подводном кораблестроении России.

В последние десятилетия боевые и эксплуатационные качества (в том числе скрытность) российских атомных лодок всех классов неуклонно повышались. Например, 25 августа 1996 г. тяжелый подводный крейсер ТК-20 (типа “Тайфун”) всплыл в нескольких метрах от Северного полюса и произвел учебный пуск межконтинентальной баллистической ракеты с разделяющимися головными частями по боевому полю. Этот пуск напомнил, что подводные силы ВМФ России в случае необходимости способны нанести ответный удар, в том числе в самых сложных навигационных условиях. Именно возможность безусловного нанесения ответного ядерного удара (удара возмездия) с неприемлемым ущербом (потеря не менее 20-25% населения и 50% промышленного потенциала, по определению бывшего министра обороны США Р. Макнамары) охладила горячие головы и привела к прекращению безудержной гонки вооружения в мире. Договоры об установлении паритетных соотношений стратегических вооружений, по существу, стали возможны только после того, как реальным и неотвратимым оружием ответного ядерного удара стали стратегические подводные лодки бывшего СССР. Каждая такая ПЛ несет большое количество ракет (боевых блоков) и способна оперативно менять стартовые позиции, сочетая скрытность, огромную ударную мощь, мобильность, живучесть и постоянную готовность к немедленному применению оружия после получения сигнала боевого управления. К приведенным выше доводам следует добавить тот факт, что старт морских ракет, имеющих разделяющиеся головные части, не менее чем в пять раз дешевле старта наземных ракет. Это соображение может считаться одним из основных аргументов не только в условиях бюджетного дефицита. Для других ядерных держав это давно аксиома, В выводах специальных слушаний в конгрессе США (1993 г.)содержится следующая фраза: “Морская компонента триады является сильнейшей, а по критерию “эффективность — стоимость” — самой выгодной”. Конструкторы, проектирующие РПК СН, неоднократно обвинялись в создании больших и дорогих подводных ракетоносцев, но с каждым новым проектом величина водоизмещения, приходящаяся на тонну стартовой массы ракеты или на один боевой блок, непрерывно снижалась. Эта тенденция не характерна для наземных ракет, особенно в условиях договоров по ограничению стратегических вооружений, в которых оговорено моноблочное снаряжение наземных межконтинентальных баллистических ракет. Еще больше разница в средствах, затрачиваемых на содержание личного состава. Например, на одну ракетную шахту на подводной лодке (исходя из полного состава экипажа) приходится около 10 чел., что в 15-20 раз меньше, чем в ракетных войсках стратегического назначения.Решая масштабные проблемы, связанные с определением состава вооружений для страны, необходимо не забывать и учитывать следующие положения: взаимоуважение в межгосударственных отношениях, к сожалению, в значительной мере определяется военной мощью субъектов. Об этом громко не говорится, но этот фактор является одной из реалий современной жизни; недопустимость монополизма силы, последствия которого могут привести к краху мировой цивилизации. В этом свете, к величайшему достижению человеческого разума следует отнести процедуры договоров по ограничению количества и качества различных вооружений, и если бы еще научились эффективно проводить их на паритетных условиях — цены бы им не было. Очень хотелось бы, чтобы некоторые не слишком дальновидные наши политики поняли, что, несмотря на сложные и тяжелые экономические условия, страна должна иметь минимум необходимой военной силы, который позволил бы ей в интересах всего человечества занимать достойное место великой державы и эффективно защищать свои национальные интересы. Высказанные соображения свидетельствуют и подтверждают, что подводные лодки (как стратегического назначения — для отдельных держав, так и оперативно-тактического и тактического назначения) и в XXI веке будут не только необходимой, но и основной составляющей военно-морских флотов различных стран. Какие же цели и задачи могут быть поставлены перед будущими подводными лодками? Какие, исходя из этих целей, будут классы ПЛ? Можно ли, хотя бы приблизительно, обрисовать их будущий облик и характеристики? Делать прогнозы в быстро меняющейся политической и геополитической обстановке, а следовательно и в трансформируемых военных доктринах,- дело непростое и, может быть, даже неблагодарное. Тем не менее, создатель военной техники должен смотреть в будущее и, опираясь на развитие науки и техники, а также обобщая многообразные факторы, обязан выбрать оптимальное решение. Это уже, как правило, во многом граничит с искусством. Итак, какие же задачи будут поставлены перед подводными лодками и подводным кораблестроением в целом в первой половине XXI века? О стратегических задачах кратко сказано выше. Что касается задач тактического плана, необходимо отметить следующее: уже сейчас морские силы других стран могут достаточно близко подойти к морским границам России, что определяет возможность нанесения ударов по важным объектам на территории нашей страны морским ядерным и неядерным высокоточным тактическим оружием с дальностью действия до 3000 км. Это делает территорию России достаточно уязвимой и требует соответствующего противодействия, поэтому основная задача наших ПЛ должна заключаться в возможности скрытного слежения за надводными и подводными кораблями противника и предотвращении нанесения удара по нашей стране; не менее важной задачей, а может быть даже основной, будет охрана собственных ракетных подводных лодок, в том числе путем постановки в угрожаемый период минных заграждений в охраняемых зонах; международный опыт последних десятилетий показал, что ПЛ достаточно успешно могут участвовать в совместных операциях разнородных сил при урегулировании масштабных региональных конфликтов, что также должно учитываться в моделях их использования и, соответственно, в технических характеристиках. Все изложенное выше свидетельствует о том, что в составе ВМФ для решения упомянутых задач потребуется иметь два класса подводных лодок. Это РПК СН и многоцелевые ПЛ как с атомной энергетикой (для действий в океанских зонах, в том числе на большом удалении от границ), так и с дизель-электрическими установками (для ближних и дальних морских зон), причем последние в своем составе должны иметь определенное число лодок, дополнительно укомплектованных анаэробными энергетическими установками,С учетом оборонительного характера военной доктрины России, большой протяженности ее морских границ, а также развитых морских интересов, общую численность подводных лодок упомянутых основных классов можно оценить в 90-100 ед., из которых примерно 10-15% — подводные атомные ракетоносцы стратегического назначения и 85-90% — многоцелевые ПЛ с атомной и дизель-электрической (в том числе анаэробной) энергетическими установками. Кроме того, с целью надежной и оперативной защиты районов патрулирования РПК СН (и это особенно важно для России) в дополнение к многоцелевым атомным ПЛ необходимо иметь небольшую серию специальных подводных минных заградителей. В СССР перед второй мировой войной уже были созданы ПЛ — минные заградители типа “Ленинец”, которые успешно решали боевые задачи. Возможно, будет необходимо создание небольшого числа ПЛ специального назначения (исследовательские, транспортные, буровые, подводные суда для добычи минерального сырья, подводные кабельные суда и т.п.), но это определится в каждом конкретном случае в зависимости от развития соответствующих программ.
Прогнозируемое число ПЛ основных классов (90-100 ед.) примерно в три раза меньше, чем было в СССР до “перестройки”, и обуславливается новой доктриной оборонной достаточности, хотя данное число нельзя воспринимать как догму. Особенно это относится к стратегическим подводным ракетоносцам. По мере потепления международной обстановки, численность ПЛ может сокращаться на паритетной основе. Здесь уместно напомнить, что всего в составе флотов стран НАТО в настоящее время находится 217 ПЛ, из них атомных стратегических — 23,атомных многоцелевых — 101. Безусловно, с учетом состояния и возможностей экономики страны, должна быть разработана программа (на 15-20 лет) поддержания в боеспособном состоянии необходимого числа имеющихся ПЛ и программа их восполнения (по мере утилизации) новыми, более эффективными подводными лодками.На основании опыта строительства и эксплуатации ПЛ, накопленного за столетний период их проектирования в ЦКБ МТ “Рубин” (таблица), можно в общих чертах спрогнозировать некоторые главные особенности развития технического облика будущих подводных лодок XXI века.
Подводное кораблестроение в XX веке.

Страна Число ПЛ, построенных за 100-летний период (из них АПЛ) Доля от общего числа ПЛ %

Германия 1705 33.1
Россия 1096(241) 21.4
США 640(182) 12.5
Великобритания 578(24) 11.2
Япония 263 5.1
Италия 256 5.0
Франция 232(12) 4.5
Прочие страны 372 7.2
Всего 5142(456) 100
Архитектурный облик ПЛ, особенно многоцелевых, к концу XX века — с точки зрения гидродинамики — близко подошел к оптимуму. Однако специалистам-подводникам потребуется решить еще целый ряд сложных технических задач. Назову только основные:
для повышения малошумной скорости хода предпочтительнее однокорпусное исполнение подводной лодки на большей части длины. При этом необходимо находить разумный компромисс для обеспечения максимально возможных требований по непотопляемости, что определит целесообразность запаса плавучести объемом порядка 15%. Напомню, что подводные лодки России в основном имеют запас плавучести около 25%, а ПЛ США — около 10%;

подводные лодки, как правило,будут одновальными, с целью значительного уменьшения шумности и, видимо, на основе чистого электродвижения. Это будет несколько снижать живучесть ПЛ, что следует учитывать при обеспечении безопасного плавания в арктических условиях подо льдом. Поэтому потребуются надежные резервные средства движения типа откидных или выдвижных колонок или иные конструктивные решения, не нарушающие плавность обводов корпуса;

по совокупности многих качеств при проектировании главных движителей более широкое применение могут найти водометные движители; дополнительно должны быть исследованы все “за” и “против” традиционно принятых конструкций и форм ограждения рубки. Ограждение, функциональная нагрузка которого, главным образом, связана с обеспечением плавания ПЛ в надводном и перископном положениях, негативно сказывается на качествах ПЛ в подводном положении (снижается скорость хода, растет шумность движителя, возникает крен на циркуляции). Целесообразно вообще отказаться от ограждения рубки, но только после создания принципиально новых конструкций антенн радиосвязи и радиолокации, а также перископных систем (оптико-волоконные всплывающие оконечные устройства) и шахт подачи воздуха. Возможно, это можно реализовать путем плавного приполнения надстройки и применения конструкции выдвижного (из прочной шахты) мостика для несения ходовой вахты в надводном положении. Осуществление изложенных принципов дело будущего.

Основные характеристики подводных лодок — скорость, глубина погружения, автономность, видимо, не претерпят существенных изменений. Заманчиво было бы идти на большие глубины погружения, особенно после того, как все проектные и технологические проблемы, связанные с предельной глубиной погружения до 1000 м, были успешно преодолены на атомной ПЛ “Комсомолец”. Это дает заметные тактические преимущества для многоцелевых лодок, однако преградой встает экономика, так что реализацию достигнутого на единичном экземпляре технического уровня следует отнести на далекое будущее. У России большой опыт строительства атомных ПЛ из титановых сплавов (построено 13 ед.). Применение этого материала для корпуса лодок открывает дорогу к увеличению глубины погружения и резкому снижению магнитного поля лодки, уменьшает эксплуатационные расходы на содержание корпуса, но пока ощутимо отражается на стоимостных показателях. В серийном производстве ПЛ титан в обозримом будущем не будет применяться, за исключением единичных подводных объектов специального назначения. Торпедное вооружение калибра 533 мм, по существу, исчерпало себя (по мощности боезаряда и дальности хода), что определяет необходимость увеличения калибра и длины торпед. Безусловно, дальнейшее развитие получат ракетоторпеды, выстреливаемые из торпедных аппаратов. Однако эффективное развитие средств противодействия в воздушном пространстве потребует от проектантов-подводников большего внимания к истинно морскому подводному оружию — торпедам, имеющим значительно большую вероятность поразить цель. Останется, вероятно, и небольшое число торпедных аппаратов калибра 533 мм для использования средств самообороны (противоторпеды, имитационные

www.lenpravda.ru

Оч. интересно про модернизацию ПЛА пр.971 Щука-Б: prokhor_tebin — LiveJournal

С приходом в 2011 году и принятием в ремонт АПЛ «Леопард» «Звездочка» открыла эпоху ремонта и модернизации многоцелевых лодок проекта 971 (шифр «Щука-Б»), более известных корабелам и военным морякам как «Барсы». Сегодня рядом с «Леопардом» на стапеле заводского эллинга стоит «Волк» — второй представитель этой серии из состава подводных сил Северного флота. Два их собрата с Тихого океана – «Братск» и «Самара» ещё ждут своей очереди встать на твёрдое основание.

Несмотря на загруженность предприятия ремонтом и модернизацией подводных и надводных кораблей различных проектов, строительством серии судов спецназначения для ВМФ единственным исполнителем контрактов по обновлению «Щук-Б» была выбрана именно «Звёздочка».

Дело в том, что Центр судоремонта «Звёздочка» на сегодняшний день остался единственным в России предприятием, которому по плечу масштабная программа по модернизации АПЛ. Поэтому командованием ВМФ было принято решение по закреплению за головным предприятием Центра судоремонта и его филиалом – «Нерпой» реализации части программы по поддержанию боеготовности группировки многоцелевых АПЛ. Более того, в отечественном судоремонте «Звёздочка» — наиболее развитое предприятие, обладающее огромным и, самое главное, актуальным опытом работы в технически сложных проектах. Таким проектом, например, была модернизация всех стратегических ракетоносцев проекта 667БДРМ – основы морской составляющей сил ядерного сдерживания. Этими обстоятельствами и объясняется тот факт, что тихоокеанские «Барсы» прибыли на усовершенствование именно на ягринскую верфь.

Всех их помимо ремонта ждёт глубокая модернизация, после которой изменится и шифр проекта. Работы по модернизации коснуться как «начинки» — всех систем и комплексов, так и корпуса корабля. Многоцелевые АПЛIII поколения проекта 971М по обновлённым тактико-техническим характеристикам приблизятся к АПЛ следующего поколения – проекту 885 «Ясень». Можно сказать, что будет создан новый корабль в старом корпусе.

Неизбежный вывод из действующего состава подводных лодок II и IIIпоколения,физическое и моральное устаревание АПЛ проекта 971, имеющих за плечами более 20 лет службы, особенно в отсутствие необходимого ремонта, в совокупности с крайне низкими темпами ввода в строй кораблей IV поколения, заставляет командование ВМФ со всей серьёзностью относиться к поддержанию существующей группировки многоцелевых атомных подводных лодокСеверного и Тихоокеанского флотов.

Проводимый в последние годы ремонт по фактическому состоянию не может преодолеть моральное старение средств радиоэлектронного вооружения и технических средств. Да и характеристики ударного комплекса кораблей уже не отвечают в должной мере современным требованиям. Для поддержания группировки многоцелевых АПЛ, говоря о проекте 971, требуются ремонт и модернизация, по мнению специалистов включающая в себя ряд обязательных элементов. Эти направления должны охватывать переход на современный уровень систем управления, связи и навигации, гидроакустики, БИУС и других систем РЭВ, внедрение передовых образцов ракетно-торпедного вооружения широкой номенклатуры, средств обеспечения ядерной безопасности, живучести,обитаемости, эксплуатационной надёжности, уменьшения акустической заметности.

Общий комплекс работ по ремонту и модернизации позволит продлить срок службы данных кораблей ещё на 15 лет. Если учесть, что срок их службы только лишь с поддерживающим ремонтом составляет четверть века, то полтора десятка лет до момента ввода в строй необходимого количества АПЛ IV поколения — достаточная гарантия поддержания боеспособности многоцелевой группировки.

Под реализацию столь масштабной задачи даже много десятилетий успешно справляющейся с ремонтом АПЛ верфи пришлось проводить серьёзнейшую подготовку, начиная от согласования конструкторской документации с проектантом до реконструкции своих производственных мощностей.

К сожалению, благие начинания, как часто случается, столкнулись с суровой реальностью. Классическая схема «спервапроект,затем исполнение в металле» фактически была поставлена с ног на голову. Корабли приходят в ремонт, а НИОКР и техперевооружение верфи ещё продолжаются, несмотря на то, что отмашка о начале выполнения контракта дана. Из-за спешки с выполнением общей задачи судоремонтники вынуждены идти впереди проектантов, которым в свою очередь в срочном порядке приходится вносить постоянные корректировки в «сырую» конструкторскую документацию, подолгу отрабатывая вопросы, требующие оперативного решения.Такаярассинхронизация между проектантом и исполнителем неизбежно выливалась в отставание от плановых задач. И это только одна составляющая непростого процесса обновления «Барсов».

Лодки данного проекта относятся к III поколению, в которое советскими проектантами и конструкторами были привнесены самые новейшие на тот период научные и технические разработки. Повышение роли автоматизации процессов в управлении системами и комплексами корабля позволило снизить количество членов экипажа.С другой стороны, это выразилось в плотной компоновке оборудованием внутреннего пространства лодки. Был изменён и подход к строительству кораблей проекта 971, с переходом на блочный, когда зональные блоки в готовом виде помещали в корпус. Всё это, несомненно, усложняет и так непростой процесс модернизации данных АПЛ, требуя новых концепций реализации данной программы.

На примере первенца серии для предприятия – «Леопарда» можно судить о тех сложностях, что выпали на долю корабелов «Звёздочки».Уже на этапе демонтажа оборудования, корпусных конструкций, дефектации корпуса и оборудования пришлось столкнуться с инертностью проектных организаций, до нескольких месяцев задерживающих выпуск конструкторской и технологической документации. Отдельной строкой в общем ходе ремонта и модернизации идёт процесс изготовления и ремонта оборудования заводами-изготовителями. Ситуация, к сожалению, характерна не только по отношению к данным кораблям. Многие предприятия еле сводят концы с концами, некоторые вовсе исчезли из когда-то всесоюзной сети промышленной кооперации. Надо признать, что задержки поставок основного оборудования и ЗИП для ремонта стали головной болью для строителей «Звёздочки».

Тем не менее, процесс идёт. Продолжается монтаж фундаментов под оборудование, испытания элементов корпуса и цистерн. С существенной задержкой, но «Леопард» предъявлен к электромонтажным работам и они уже вовсю выполняются. Набранный темп работ и поступающее оборудование (хоть и с более чем полугодовой задержкой) позволяют с уверенностью сказать, что заказ будет сдан в обозначенный госконтрактом срок. Анализ ошибок, полученных при работах на головном корабле серии «Барсов» существенно сократит срок возвращения в строй остальных кораблей данного проекта.

Своевременное выполнение поставленной задачи требует от предприятия также реализации ряда инвестиционных проектов по техническому перевооружению и реконструкцию производственных мощностей «Звёздочки».Помимо этого потребовалось внедрение широчайшего перечня средств технического оснащения заказов, в том числе стендов для испытаний и настройки систем и механизмов, средств обеспечения ремонта. Всё это предстояло «обкатать» на головном для «Звёздочки» «Леопарде». О том, какая обширная работа была проведена, говорят цифры. С момента подготовки и во время мероприятий по выгрузке и ремонту оборудования по сегодняшний день было изготовлено более 1400 единиц средств техоснащения заказов проекта 971М, что составляет более половины от требуемого количества. Создание и внедрение новых стендов при этом продолжается, для чего задействованы научно-исследовательские и проектные институты.

Что касается инфраструктуры, то нужно отметить: для проведения программы среднего ремонта и модернизации АПЛ III поколения в рамках федеральной целевой программы, рассчитанной до 2018 года, ведётся реконструкция и строительство ряда производственных и технических объектов верфи. За счёт многомиллиардных бюджетных и собственных средствпроведена реконструкция котельной пара низкого давления, реконструкция цеха № 10, идёт техническое перевооружение цеха № 15 – стапельных цехов предприятия. В стадии реализации строительство и перевооружение ещё нескольких объектов. В их числе гидротехнические сооружения (в первую очередь, глубоководная и мелководная набережные), судоподъёмный и транспортно-передаточный комплексы, винтообрабатывающее производство.

К сожалению, именно данная совокупность факторов: запаздывание с реализацией программы техперевооружения(действительно длительной по времени и трудоёмкой), пробелы в предварительной проектной и организационной работе, невыполнение работ контрагентами -неминуемо сдвигали и продолжают сдвигать вправо выполнение госконтрактов на ремонт и модернизацию группы АПЛ проекта 971.

Подобная ситуация не нова для «Звёздочки». Аналогичным образом начинался старт многолетнего этапа заводских ремонтов АПЛ проекта 667БДРМ. Первоначальные трудности и нестыковки были общими усилиями ликвидированы, и в дальнейшем ремонт стратегических ракетоносцев поставлен на конвейер. С большой долей уверенности думается, что и в программе ремонта и модернизации «Барсов» изначальные шероховатости будут устранены, а последующие корабли проекта 971М будут возвращаться в строй согласно контрактным срокам.

prokhor-tebin.livejournal.com

ВМФ решил модернизировать подлодки проектов 949 и 971

ВМФ России проведет глубокую модернизацию около 10 многоцелевых атомных подводных лодок (АПЛ) проектов 971 и 949, сообщил главком ВМФ России Виктор Чирков. «Там будет все новое. Все узлы, механизмы, радиоэлектроника», — сказал главком, отметив, что после глубокой модернизации флот получит практически новые АПЛ по своему вооружению и корабельным системам, передает ТАСС.

Модернизация проводится на заводе «Звездочка» (Северодвинск) и «Звезда» (Приморье). «Строительство надводных и подводных кораблей будет вестись таким образом, чтобы через короткое время, когда на вооружение поступят новые ракеты и торпеды, их было легко установить. Лодки этих проектов имеют огромный модернизационный запас, и мы этим воспользуемся», — сообщил Чирков.

«Наряду с этим идет проектирование АПЛ пятого поколения. Могу сказать, что они будут обладать более широкими возможностями», — добавил он.

Многоцелевые атомные подводные ракетные крейсеры (АПРК) проекта 949 и 949А «Антей»

Многоцелевые атомные подводные ракетные крейсеры (АПРК) третьего поколения проекта 949 и 949А «Антей» были разработаны на ленинградском КБ «Рубин» в 1980-х годах. Они оснащены ядерной установкой и вооружены противокорабельными крылатыми ракетами «Гранит». Их основное предназначение — нанесение ударов по корабельным соединениям противника.

Многоцелевые  АПЛ проекта 971 («Щука-Б»)

Многоцелевые  АПЛ проекта 971 («Щука-Б») разработаны ленинградским КБ «Малахит». Их отличает пониженный уровень шумности. На этих кораблях автоматизированы боевые и технические средства и всплывающая спасательная камера, управление кораблем и его вооружением сосредоточено в главном командном пункте.

Лодки обоих проектов состоят на вооружении Северного и Тихоокеанского флотов. Глубокая модернизация лодок этих проектов, как считают в ВМФ, позволит избежать необоснованной траты финансовых и других средств на преждевременную утилизацию этих кораблей.

/По материалам www.vz.ru/

army-news.ru

Российский флот получит 4 Суперакулы проекта 971М: gmorder — LiveJournal

4 атомные подводные лодки ВМФ России К-328 «Леопард», К-461 «Волк», К-391 «Братск» и К-295 «Самара» будут модернизированы по проекту 971М (по классификации НАТО AKULA-IV). Первую серьезно обновленную субмарину наш флот получит уже в 2018 году.

Эти 110-метровые подводные лодки относятся к проекту 971, они построены более 20 лет назад: «Братск» (1988 год), «Леопард» (1992 год), «Волк» (1991 год), «Самара» (1995 год). Атомный реактор мощностью 190 МВт позволяет им развивать под водой скорость до 35 узлов. У АПЛ данного проекта двухкорпусная схема. Прочный корпус выполнен из высококачественной легированной стали. Используется двухкаскадная система амортизации: все механизмы размещены на амортизированных фундаментах, кроме того каждый зональный блок изолирован от корпуса резинокордными пневматическими амортизаторами. Кроме снижения общей шумности лодки, такая схема позволяет уменьшить воздействие подводных взрывов на оборудование и экипаж. Изначально советские АПЛ проекта 971 были вооружены различными торпедами, противолодочными ракетами ПЛРК-6 «Водопад» и ПЛРК-7 «Ветер» с возможностью использования ядерной боевой части, крылатыми ракетами С-10 «Гранат» дальностью полета до 2500 км с ядерной БЧ (200 килотонн). Для запуска ракет и торпед используются пусковые установки калибра 533 мм и 650 мм (по 4 каждого типа).

Новая модернизация в проект 971М предполагает полное переоснащение 4 подводных лодок современным радиоэлектронным оборудованием, мощными гидроакустическими станциями. Изменения коснутся главной энергетической установки и комплекса вооружения. Практически всё вместе — это новая «начинка» кораблей. Подводные лодки получат на вооружение крылатые ракеты «Калибр». Такая серьезная переделка советских подводных лодок получила неофициальное наименование «Суперакулы». По данным, опубликованным в открытых источниках, АПЛ проекта 971М приблизятся после модернизации по своим возможностям к современным российским многоцелевым атомным субмаринам проекта 885 «Ясень».

На фото: АПЛ К-295 «Самара» проекта 971 ВМФ России

http://tehnoomsk.ru/node/2698

gmorder.livejournal.com

АПЛ 971 проекта. | Военное видео

Появление ядерных реакторов кардинально изменило облик и методы боевой работы подводных лодок. Теперь можно было неделями не подниматься на поверхность, выслеживая корабельное соединение противника. Кроме того, мощность новых энергоустановок позволила значительно увеличить размеры подлодок и благодаря этому оснастить их новым вооружением. Ряд новых технологий привел к тому, что в пятидесятых годах прошлого века ведущие страны мира активно создавали новые проекты подводных лодок и вооружений для них. Настолько активно, что с завидной регулярностью стали появляться самые смелые идеи, которые теперь можно было воплотить в жизнь.

В конце пятидесятых годов СКБ-143 (ныне СПМБМ «Малахит») одновременно разрабатывало сразу несколько проектов подводных лодок, в которых применялись те или иные новые конструкторские решения. В 1959 году конструктор А.Б. Петров предложил создать проект малогабаритной одновальной атомной подводной лодки (АПЛ) с уменьшенным составом экипажа и большим количеством средств автоматизации. Кроме того, предложение подразумевало обеспечение высоких ходовых характеристик: при подводной скорости свыше 40 узлов перспективная субмарина могла бы в кратчайшие сроки выходить в необходимый район мирового океана и выполнять поставленные перед ней задачи. Интересной особенностью такой подлодки стала бы возможность уходить от торпед противника за счет высокой скорости.

Руководство СКБ-143 заинтересовалось новой идеей и выдвинуло ее для обсуждения. Обсуждение предложения с участием представителей военно-морского флота, судостроительной промышленности и руководства страны получилось достаточно длительным и бурным. Дебаты привели к корректировке некоторых нюансов облика будущей подлодки. В доработанном виде предложение получило поддержку министра судостроительной промышленности Б.Е. Бутомы и главнокомандующего ВМФ адмирала С.Г. Горшкова.

В июне 1960 года ЦК КПСС и Совмин СССР издали совместное постановление о начале разработки проекта с кодовым обозначением «705» и названием «Лира». В проекте АПЛ предполагалось использовать массу оригинальных технических решений и новых технологий, призванных обеспечить выполнение технических требований. Из-за этого в мае 1961 года появилось новое постановление, в соответствии с которым конструкторам СКБ-143 разрешалось отступать от существовавших в то время норм и правил военного судостроения, если они смогут доказать необходимость подобных мер. Майское 1961 года постановление фактически развязало руки инженерам и позволило воплотить в жизнь все или почти все планы.

Главным конструктором проекта 705 «Лира» стал М.Г. Русанов, а общее руководство программой разработки и строительства подлодки стало задачей академика А.П. Александрова. От военно-морского флота за проектом наблюдали В.В. Гордеев и К.И. Мартыненко. Проект создания атомной подводной лодки «705» имел высокий приоритет и к его созданию были привлечены несколько научных и конструкторских организаций.

Проект 705

По результатам анализа нескольких вариантов общей архитектуры был выбран наиболее удачный. АПЛ проекта 705 предполагалось строить по двухкорпусной одновальной схеме. Для улучшения гидродинамических характеристик и повышения скорости подводного хода к проекту привлекли специалистов московского филиала ЦАГИ. Группу ученых-гидродинамиков, занимавшихся расчетом облика перспективной подлодки, возглавил К.К. Федяевский. В результате появилась рекомендация выполнить корпус лодки в виде тела вращения с небольшим обтекаемым ограждением рубки на верхней части.

В качестве основного материала для конструкции корпусов предлагались сталь и титан. В течение некоторого времени параллельно шла разработка двух вариантов корпуса, отличавшихся лишь материалом. Титановый корпус имел лучшие характеристики в сравнении со стальным. Поэтому проектирование последнего прекратилось, а титан стал основным материалом корпуса подлодки. В процессе разработки титанового корпуса активное участие приняли специалисты ЦНИИ металлургии и сварки во главе с академиком И.В. Горыниным.

Внутренний объем прочного корпуса при помощи герметичных переборок разделили на шесть отсеков. При этом третий отсек, в котором размещались бытовые помещения и главный командный пункт, имел переборки сферической формы. Благодаря этому третий отсек мог выдерживать такое же давление воды, как и сам прочный корпус. Еще одной мерой, принятой для обеспечения безопасности экипажа, стала всплывающая рубка. В случае аварии рубка могла стать спасательной камерой для всего экипажа. Конструкция рубки позволяла всплывать с предельной глубины и при большом крене или дифференте.

Предварительный проект перспективной АПЛ подразумевал сокращение экипажа до 16 человек. Однако отсутствие ряда важных приборов, способных взять на себя часть работы экипажа, привело к значительным изменениям. По требованию флота экипаж увеличили до 29 человек, а затем довели до окончательного значения – 32 офицера и мичмана. Запасов продовольствия должно было хватать на автономное плавание продолжительностью до 50 суток.

Надводное водоизмещение подлодки проекта 705, согласно расчетам, должно было превысить 2250 тонн, подводное – 3180 т. Максимальная длина подлодки составила 79,6 метра, ширина корпуса – 10 метров. На ранних стадиях проекта предполагалось, что водоизмещение субмарины не превысит 1500-2000 тонн.

Требования по максимальной скорости подводного хода с учетом габаритов и веса лодки потребовали создать новую мощную энергетическую установку. Из нескольких вариантов был выбран вариант с одним реактором, использующим жидкометаллический теплоноситель. По сравнению с существовавшими на тот момент водо-водяными реакторами такая энергетическая установка получалась компактнее и легче. Согласно расчетам, экономия веса достигала 300 тонн.

Реактор ОК-550, разработанный в горьковском ОКБМ под руководством И.И. Африканова, установили на балочном фундаменте, применявшемся в предыдущих проектах. Для турбозубчатого агрегата с мощностью на валу до 40 тыс. л.с. была разработана новая амортизационная установка, что позволило снизить уровень шума, производимого подлодкой. Еще несколько шумных агрегатов установили на отдельных пневматических амортизаторах. Основой электрической системы подлодки стали два генератора мощностью по 1500 кВт (напряжение 400 В, частота 400 Гц). Кроме того, лодку оснастили вспомогательным дизель-генератором (500 кВт) и аварийной аккумуляторной батареей.

Сокращение экипажа до минимально возможного уровня было возможно только при условии создания нового комплекса электронного оборудования. В связи с этим ЦКБ завода им. Кулакова (ныне ЦНИИ «Гранит») создало новую боевую информационно-управляющую систему «Аккорд», позволившую управлять всеми техническими средствами и системами с центрального поста. Различные компоненты системы «Аккорд» предназначались для сбора и обработки информации об окружающей обстановке, управления системами вооружения, кораблевождения и т.д.

Использование автоматизированной информационно-управляющей системы позволило изменить методы эксплуатации оборудования. Так, проект 705 не предусматривал постоянное дежурство членов экипажа у отдельных агрегатов и механизмов. Вместо этого предполагалось периодически производить профилактический осмотр отсеков. Боевая смена подлодки состояла всего из восьми человек.

Главным средством обнаружения целей АПЛ проекта 705 должен был стать гидроакустический комплекс «Океан». Для навигации лодку оснастили комплексом «Сож», для управления оружием – комплекс «Сарган». Честь своих функций эти системы выполняли в автоматическом режиме, что позволило значительно снизить нагрузку на экипаж. Помимо указанных систем перспективная подлодка должна была получить ряд другой аппаратуры, предназначенной для управления различными системами.

Перспективная подлодка получила шесть торпедных аппаратов калибра 533 мм. Пневмогидравлические аппараты позволяли производить стрельбу на любой глубине, от перископной до предельной. Боезапас АПЛ проекта 705 состоял из 20 торпед САЭТ-60 или САТ-65. При необходимости субмарины могли брать на борт до 24 мин ПМР-1 или ПМР-2.

Подлодки проекта 705 должны были иметь следующие характеристики. Максимальная скорость в надводном положении должна была достигать 14 узлов, в подводном – превышать 40 узлов. Рабочая глубина погружения – 320 метров, предельная – 400 м. Для управления по курсу подлодка получила рули на вертикальных кормовых стабилизаторах. Одна пара рулей глубины размещалась на горизонтальных стабилизаторах, вторая – в носовой части корпуса, при необходимости ее можно было убирать под легкий корпус.

2 июня 1968 года на стапеле Ленинградского адмиралтейского объединения была заложена первая подлодка проекта 705. Уже 22 апреля 1969 года лодку К-64 спустили на воду. 31 декабря 1971 году она вошла в состав Северного флота. Необходимо отметить, что во время ходовых испытаний новую субмарину, в конструкции которой использовалось большое количество смелых и оригинальных идей, постоянно преследовали различные технические проблемы. Неоднократно возникали неполадки реактора, а также были выявлены трещины в титановом корпусе. В 1972 году во время выполнения учебно-боевой задачи снова начались проблемы с реактором. В этот раз жидкометаллический теплоноситель начал застывать, из-за чего пришлось заглушить реактор. Проблемы с реактором привели к тому, что в августе 1974 года подлодку К-64 вывели из боевого состава Северного флота.

До начала серьезных проблем с реактором К-64 промышленность успела начать строительство еще трех подлодок проекта 705. В связи с неполадками реактора головного корабля было принято решение о приостановке строительства до выявления и исправления имеющихся недостатков.

На решение имеющихся проблем ушло достаточно много времени. Из-за этого серийные лодки проекта вошли в состав флота лишь в конце семидесятых годов.
В строительстве новых подлодок участвовали как ленинградские корабелы, так и рабочие северодвинского завода «Севмаш». Серийные корабли, последовавшие за лодкой К-64, отличались от нее длиной корпуса. При доработке, проведенной в начале семидесятых, реакторный отсек подлодок проекта 705 стал немного длиннее. Из-за этого общая длина подлодок выросла до 81,4 м. По проекту 705 было построено лишь четыре субмарины, после чего новые корабли строились в соответствии с обновленным проектом 705К.

Проект 705К

Три построенные подлодки проекта 705К были заложены в начале семидесятых годов. Их предполагалось строить в соответствии с проектом 705. В некоторых источниках упоминается строительство четвертой подлодки проекта 705К, которая была заложена, но позже разобрана на стапеле.

Примененный на подлодке К-64 ядерный реактор не устроил военных, из-за чего для новых субмарин «705К» пришлось разработать новую энергетическую установку. Одновременно с реактором ОК-550 шла разработка другой энергоустановки. Конструкторы ОКБ «Гидропресс» во главе с В.В. Стекольниковым создали предварительный проект реактора БМ-40А, однако для использования на подлодках была выбрана другая система. После анализа проблем, возникших в ходе эксплуатации АПЛ К-64, было решено продолжить проект БМ-40А. Новая главная энергетическая установка имела другой состав агрегатов и монтировалась на фундаменте с двойной амортизацией. Реактор, использующий теплоноситель в виде свинцово-висмутового сплава, развивал тепловую мощность до 150 МВт. Использование новой энергоустановки позволило уменьшить длину подлодки в сравнении с серийными кораблями проекта 705.

Эксплуатация

Седьмая подлодка проекта «Лира» (К-463) вошла в состав ВМФ в последних числах декабря 1981 года. Новые субмарины произвели настоящий фурор в соответствующих кругах. Несмотря на проблемы с различными системами, новые подводные корабли имели высочайшие характеристики. Во время испытаний субмарины проектов 705 и 705К развивали подводную скорость до 41 узла. Таким образом, по скорости подводного хода «Лиры» уступали лишь подлодке К-222, построенной по проекту 661 «Анчар» и развивавшей скорость свыше 42 узлов. Новая ядерная энергетическая установка могла переходить на максимальные параметры работы без специальных процедур. Благодаря этому подлодка была способна набирать полный ход всего лишь за 1-1,5 минуты и производить поворот на 180° за 40-45 секунд.

Уникальные ходовые характеристики подлодок «Лира» позволили создать несколько новых методик ухода от торпед противника. Вовремя обнаружив атаку, субмарина могла быстро набрать нужную скорость и уйти от торпеды. Кроме того, в ходе уклонения от атаки противника АПЛ могла развернуться и контратаковать. С четом того, что единственным оружием подлодок проектов 705 и 705К были торпеды, подобные возможности стали одним из главных факторов, определившим их боевой потенциал.

Появление новых советских подлодок с высочайшими скоростными характеристиками произвело большое впечатление на командование вероятного противника. Самые современные противолодочные вооружение резко утратили свою эффективность и не могли гарантированно поразить новые советские субмарины, получившие в НАТО обозначение Alfa. Ряд зарубежных противолодочных ракет и торпед, используемых до сих пор, обязаны своим существованием именно советским лодкам проектов 705 и 705К.

Как всегда бывает с новыми смелыми проектами, эксплуатация субмарин «Лира» сопровождалась рядом проблем. Прежде всего, необходимо отметить принципиально неустранимый недостаток, связанный с применением в реакторе жидкометаллического теплоносителя. Чтобы сплав-теплоноситель не застыл, требовалось постоянно поддерживать определенную температуру реактора, что соответствующим образом сказалось на эксплуатации подлодок. В частности, затруднялось базирование с использованием существующей инфраструктуры. Кроме того, требовалось постоянно следить за состоянием жидкометаллического теплоносителя и регулярно проводить его регенерацию – очистку от окислов. Наконец, предполагалось сформировать по два экипажа для каждой подлодки проекта. Один из них должен был работать на субмарине в море, второй – следить за состоянием систем при нахождении на базе. Тем не менее, до конца службы все «Лиры» так и остались с одним экипажем.

Несмотря на недостатки конструкции или проблемы с эксплуатацией, АПЛ проектов 705 и 705К активно использовались моряками Северного флота. Субмарины регулярно участвовали в учениях и совершали автономные походы. Во время одного из походов лодка «Лира» наглядно показала свои боевые возможности. Согласно некоторым источникам, в середине восьмидесятых годов одна из подводных лодок этого типа, находясь в Северной Атлантике, в течение 22 часов преследовала субмарину НАТО. Лодка вероятного противника неоднократно предпринимала попытки уйти от преследования, но высокие характеристики «Лиры» не позволили ей сделать это. Советские моряки оставили натовцев лишь после соответствующей команды из штаба.

В середине восьмидесятых годов в Советском Союзе начались серьезные экономические и политические реформы. Их результатом, среди прочего, стало значительное снижение количества учений и походов. Одной из первых жертв начавшейся Перестройки стала подлодка К-123. В середине 1983 года ее отправили на капитальный ремонт, который предполагалось завершить за несколько лет. Однако сокращение финансирования привело к тому, что ремонт закончился лишь в конце лета 1992 года. Незадолго до этого, в начале июня, все семь подлодок проектов 705 и 705К получили новые наименования. В соответствии с обновленной номенклатурой, в названии кораблей литера «К» была заменена на «Б». Цифры остались прежними.

После завершения ремонта АПЛ К-123, переименованная в Б-123, осталась единственной субмариной проекта, находившейся в боевом составе ВМФ. Все остальные лодки были выведены из него еще в 1990 году. Б-123 оставалась в строю до 1997 года. В девяностых годах, из-за финансовых проблем и невозможности своевременного обслуживания, началась утилизация всех субмарин проектов 705 и 705К. Процесс разборки лодок и утилизации радиоактивных материалов продолжается до сих пор.

Атомные подводные лодки проектов 705 и 705К прослужили не более 15-20 лет, в течение которых эффективно выполняли учебно-боевые задачи и несли дежурство в заданных районах мирового океана. К сожалению, из-за технических и экономических проблем военно-морской флот Советского Союза получил лишь семь таких кораблей, но и столь небольшое количество субмарин могло оказать большое влияние на ход гипотетического конфликта.

Высокие боевые качества подлодок «Лира» были обусловлены большим количеством новых оригинальных технических решений. Применение максимально автоматизированных систем управления реактором, вооружением и т.д. позволило не только сократить экипаж, но и получить большой опыт в деле создания корабельной электроники. Вероятно, именно широкое применение автоматики позволило избежать серьезных аварий и жертв. Так, за годы службы было несколько аварий разного рода, в том числе два нарушения работы реактора с загустением и затвердением жидкометаллического теплоносителя. Тем не менее, во время борьбы за живучесть экипажи подлодок не потеряли ни одного человека. Все лодки были сохранены, хотя головная К-64 всего через несколько лет после начала службы была выведена из состава флота.

Нереализованные проекты на основе «Лиры»

В 1963 году начались работы по глубокой модернизации проекта 705. В ходе проекта с новым обозначением «705А» планировалось создать на базе «Лиры» подводный корабль, способный уничтожать корабли противника при помощи крылатых ракет «Аметист». Помимо изменения компоновки корпусов требовалось доработать ряд систем различного назначения, а также создать боевую информационно-управляющую систему, способную управлять ракетным вооружением. Отдельно требовалось обеспечить целеуказание для ракет при помощи гидроакустического комплекса.

Эскизный вариант проекта 705А разрабатывался в СКБ-143. Однако в дальнейшем командование ВМФ и руководство судостроительной промышленности решили закрепить все проекты АПЛ с ракетным вооружением за одним конструкторским бюро. В середине шестидесятых годов все материалы по новому проекту были переданы горьковскому ЦКБ-112 (ныне ЦКБ «Лазурит»), где проект 705А получил новый индекс – 686. По ряду причин проект 705А/686 так и не был завершен, но некоторые наработки использовались в более поздних проектах многоцелевых атомных субмарин.

В начале шестидесятых годов появилось предложение создать на базе проекта «Лира» подводную лодку, способную нести баллистические ракеты. Проект с индексом «705Б» создавался конструкторами СКБ-143. Уже первые анализы возможностей показали, что подлодка проекта 705 будет способна нести баллистические ракеты лишь после ряда крупных доработок, следствием которых должно было стать увеличение ее габаритов и ухудшение ходовых характеристик. Решением проблемы могла стать новая баллистическая ракета с размерами, вписывающимися в габариты «Лиры», наподобие американской Polaris. В таком случае можно было незначительно увеличить габариты подлодки и оснастить ее восемью ракетами, сохранив достаточно высокую скорость подводного хода.

Подлодки проекта 705Б могли нести и использовать ракеты Р-27К комплекса Д-5. К 1964 году сотрудники СКБ-143 создали несколько вариантов эскизного проекта, отличавшиеся друг от друга различными деталями, в том числе и количеством ракет: боекомплект одного из них составлял 12 единиц. Уже в 1962 году документацию по проекту 705Б передали в ЦКБ-16 (позже переименовано в ЦПБ «Волна», ныне входит в состав СПМБМ «Малахит»), где разработка получила новый индекс «687». Проектирование перспективного подводного ракетоносца стратегического назначения продолжался до 1969 года, после чего его закрыли в пользу проекта 667А.

В конце шестидесятых годов СКБ-143 начало работы по созданию проекта 705Д. Литера «Д» означала «довооруженный», что полностью отражало назначение проекта. Предполагалось, что новые субмарины в дополнение к шести торпедным аппаратам получат четыре или шесть пусковых установок ракетоторпед калибра 650 мм. Для упрощения проекта и исключения серьезных доработок прочного корпуса контейнеры с ракетами должны были размещаться внутри ограждения рубки. Основой для проекта 705Д стал проект 705К.

Эскизный вариант проекта 705Д был готов в 1970 году, а через два года командование ВМФ утвердило техническое задание. Помимо дополнительного вооружения в виде ракетоторпед модернизированные подводные лодки должны были получить еще несколько новых систем и агрегатов, улучшающих характеристики и облегчающих работу экипажа. В первом квартале 1974 года СКБ-143 представило на рассмотрение технический проект перспективной АПЛ с усиленным вооружением. Проект был утвержден, но на этом все работы остановились. Из-за затянувшейся разработки перспективная лодка уже не выглядела пригодной для эксплуатации в будущем.

voennoe-video.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *