Содержание

Калибровка великанов. Зачем атомоходы «Антей» вооружают новыми ракетами

https://ria.ru/20181215/1548001411.html

Калибровка великанов. Зачем атомоходы «Антей» вооружают новыми ракетами

Калибровка великанов. Зачем атомоходы «Антей» вооружают новыми ракетами — РИА Новости, 29.11.2019

Калибровка великанов. Зачем атомоходы «Антей» вооружают новыми ракетами

Современная система навигации, повышенная живучесть, вдвое увеличенный срок службы и новое высокоточное ракетное вооружение — после масштабной модернизации… РИА Новости, 29.11.2019

2018-12-15T08:00

2018-12-15T08:00

2019-11-29T13:11

безопасность

тихоокеанский флот вмф россии

калибр

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/105753/33/1057533357_0:358:2942:2013_1920x0_80_0_0_1efc393164b27b471646f12d2c5ba032.jpg

МОСКВА, 15 дек — РИА Новости, Николай Протопопов. Современная система навигации, повышенная живучесть, вдвое увеличенный срок службы и новое высокоточное ракетное вооружение — после масштабной модернизации атомные подводные лодки проекта 949А станут действительно универсальными и смогут решать более широкий круг задач. На днях командующий Тихоокеанским флотом адмирал Сергей Авакянц сообщил, что «Антеи» адаптируют под ракетный комплекс «Калибр». О целях «тюнинга» — в материале РИА Новости. Гроза авианосцевПодводные крейсера с крылатыми ракетами проекта 949А «Антей» заступили на службу в начале 1980-х и изначально предназначались для борьбы с авианосными группами ВМС США. При удачном стечении обстоятельств одна субмарина способна вывести из строя сам авианосец и несколько кораблей из группы охранения. Основное оружие лодок — сверхзвуковой ракетный комплекс П-700 «Гранит». По расчетам советских инженеров, для преодоления ПВО авианосной группы и гарантированного уничтожения флагмана требовалось не менее 20 ракет. Каждая субмарина несет 24 ПКР. «Граниты» уникальны тем, что сами определяют крупную цель в ордере кораблей и идут к ней. В этом помогают средства обнаружения корабля-носителя или космическая система целеуказания. Также может быть задействован авиационный комплекс на базе Ту-95РЦ. Ракета летит по сложной траектории — после пуска из подводного или надводного положения поднимается на высоту до 17 километров, но как только обнаруживает и захватывает цель, снижается до 25 метров, скрываясь от корабельных РЛС. Боевая часть либо фугасная, либо ядерная, мощностью до 500 килотонн. Дальность поражения надводных целей — порядка 600 километров. «Основное предназначение «Гранитов» — удары по надводным целям, — объясняет РИА Новости экс-командир АПЛ, Герой России Александр Астапов. — У «Калибра» более широкий спектр условий применения, больший боезапас, ему не нужна космическая система наблюдения». Новый форматКомплекс «Калибр» располагает ракетами для ударов по наземным целям, противокорабельными и противолодочными ракетоторпедами для поражения субмарин. Дальность стрельбы достигает 2,5 тысячи километров. Еще одно преимущество — возможность размещения на самых разных типах носителей, от атомной подводной лодки до малого ракетного корабля. Особого внимания заслуживает система наведения и навигации ракет, действующая круглосуточно и в любых метеоусловиях. Полет выполняется по непредсказуемой для противника траектории — ракета может зайти на цель с любого направления. Основная часть пути проходит в режиме «молчания», и ракета остается невидимой для средств ПВО. На конечном участке «Калибр» снижается на высоту 20 метров и разгоняется до сверхзвуковой скорости в два Маха. Этот комплекс разрабатывался для многоцелевых подводных лодок «Ясень». Но, как выяснилось, новые ракеты идеальны и для менее крупных носителей. Из подлодок первыми после «Ясеней» их получили «дизелюхи» модернизированного проекта 636.3. Шесть таких субмарин после 2014-го пополнили боевой состав Черноморского флота. Три из них — «Краснодар», «Великий Новгород» и «Колпино» — в 2017-м нанесли серию ударов «Калибрами» по позициям боевиков в Сирии. «Модернизация атомоходов проекта 949А под «Калибры» — абсолютно правильное решение, — убежден экс-командующий Северным флотом Вячеслав Попов, с которым удалось связаться РИА Новости. — О том, что подводные лодки типа «Антей» и «Акула» надо адаптировать под крылатые ракеты большой дальности, я говорил еще 20 лет назад. Это соответствует требованиям времени, перспективного планирования и возможного применения военной силы в будущем».Железные «батоны»»Антеи» построены по двухкорпусной схеме, поэтому они очень прочные и живучие, но заметно тяжелее западных однокорпусных конкурентов. За размеры и приплюснутую форму 154-метровые корабли прозвали «батонами». Максимальная глубина погружения — 600 метров, скорость — до 32 узлов. Несмотря на солидный возраст, крейсеры до сих пор остаются «рабочими лошадками» подводников, основным и одним из немногих эффективных «противоядий» от авианосных ударных соединений. Всего планировалось построить два десятка таких сумбарин, но к распаду Советского Союза успели спустить на воду только 11. С этим проектом связана одна из самых трагичных страниц истории российского флота — в 2000-м в результате катастрофы в Баренцевом море затонула подводная лодка «Курск». Сейчас в составе флота числятся восемь «Антеев». Три несут службу на Северном флоте, пять — на Тихоокеанском. Причем «северные» крейсера недавно прошли ремонт с модернизацией в Центре судоремонта «Звездочка». Теперь пришла очередь «восточных». Модернизация подразумевает замену почти всего внутреннего оборудования — не трогают только корпус. Расходы на это сравнимы со стоимостью нового изделия. Однако руководство ВМФ и представители оборонно-промышленного комплекса приняли, по мнению большинства военных экспертов, единственно верное решение: подлодки с невыработанным ресурсом «под нож» не пускать.

https://ria.ru/20171211/1510530729.html

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2018

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/105753/33/1057533357_0:0:2732:2048_1920x0_80_0_0_49bf663a001b21da4d690aae94f8f8c1. jpg

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

безопасность, тихоокеанский флот вмф россии, калибр

МОСКВА, 15 дек — РИА Новости, Николай Протопопов. Современная система навигации, повышенная живучесть, вдвое увеличенный срок службы и новое высокоточное ракетное вооружение — после масштабной модернизации атомные подводные лодки проекта 949А станут действительно универсальными и смогут решать более широкий круг задач. На днях командующий Тихоокеанским флотом адмирал Сергей Авакянц сообщил, что «Антеи» адаптируют под ракетный комплекс «Калибр». О целях «тюнинга» — в материале РИА Новости.

Гроза авианосцев

Подводные крейсера с крылатыми ракетами проекта 949А «Антей» заступили на службу в начале 1980-х и изначально предназначались для борьбы с авианосными группами ВМС США. При удачном стечении обстоятельств одна субмарина способна вывести из строя сам авианосец и несколько кораблей из группы охранения.

Основное оружие лодок — сверхзвуковой ракетный комплекс П-700 «Гранит». По расчетам советских инженеров, для преодоления ПВО авианосной группы и гарантированного уничтожения флагмана требовалось не менее 20 ракет. Каждая субмарина несет 24 ПКР. «Граниты» уникальны тем, что сами определяют крупную цель в ордере кораблей и идут к ней. В этом помогают средства обнаружения корабля-носителя или космическая система целеуказания. Также может быть задействован авиационный комплекс на базе Ту-95РЦ. Ракета летит по сложной траектории — после пуска из подводного или надводного положения поднимается на высоту до 17 километров, но как только обнаруживает и захватывает цель, снижается до 25 метров, скрываясь от корабельных РЛС. Боевая часть либо фугасная, либо ядерная, мощностью до 500 килотонн. Дальность поражения надводных целей — порядка 600 километров.

«Основное предназначение «Гранитов» — удары по надводным целям, — объясняет РИА Новости экс-командир АПЛ, Герой России Александр Астапов. — У «Калибра» более широкий спектр условий применения, больший боезапас, ему не нужна космическая система наблюдения».

Комплекс «Калибр» располагает ракетами для ударов по наземным целям, противокорабельными и противолодочными ракетоторпедами для поражения субмарин. Дальность стрельбы достигает 2,5 тысячи километров. Еще одно преимущество — возможность размещения на самых разных типах носителей, от атомной подводной лодки до малого ракетного корабля.

Особого внимания заслуживает система наведения и навигации ракет, действующая круглосуточно и в любых метеоусловиях. Полет выполняется по непредсказуемой для противника траектории — ракета может зайти на цель с любого направления. Основная часть пути проходит в режиме «молчания», и ракета остается невидимой для средств ПВО. На конечном участке «Калибр» снижается на высоту 20 метров и разгоняется до сверхзвуковой скорости в два Маха.

11 декабря 2017, 13:16

Вступились за своих. Как Россия помогла Сирии победить

Этот комплекс разрабатывался для многоцелевых подводных лодок «Ясень». Но, как выяснилось, новые ракеты идеальны и для менее крупных носителей. Из подлодок первыми после «Ясеней» их получили «дизелюхи» модернизированного проекта 636.3. Шесть таких субмарин после 2014-го пополнили боевой состав Черноморского флота. Три из них — «Краснодар», «Великий Новгород» и «Колпино» — в 2017-м нанесли серию ударов «Калибрами» по позициям боевиков в Сирии.

«Модернизация атомоходов проекта 949А под «Калибры» — абсолютно правильное решение, — убежден экс-командующий Северным флотом Вячеслав Попов, с которым удалось связаться РИА Новости. — О том, что подводные лодки типа «Антей» и «Акула» надо адаптировать под крылатые ракеты большой дальности, я говорил еще 20 лет назад. Это соответствует требованиям времени, перспективного планирования и возможного применения военной силы в будущем».

Железные «батоны»

«Антеи» построены по двухкорпусной схеме, поэтому они очень прочные и живучие, но заметно тяжелее западных однокорпусных конкурентов. За размеры и приплюснутую форму 154-метровые корабли прозвали «батонами». Максимальная глубина погружения — 600 метров, скорость — до 32 узлов. Несмотря на солидный возраст, крейсеры до сих пор остаются «рабочими лошадками» подводников, основным и одним из немногих эффективных «противоядий» от авианосных ударных соединений.

Всего планировалось построить два десятка таких сумбарин, но к распаду Советского Союза успели спустить на воду только 11. С этим проектом связана одна из самых трагичных страниц истории российского флота — в 2000-м в результате катастрофы в Баренцевом море затонула подводная лодка «Курск». Сейчас в составе флота числятся восемь «Антеев». Три несут службу на Северном флоте, пять — на Тихоокеанском. Причем «северные» крейсера недавно прошли ремонт с модернизацией в Центре судоремонта «Звездочка». Теперь пришла очередь «восточных».

Модернизация подразумевает замену почти всего внутреннего оборудования — не трогают только корпус. Расходы на это сравнимы со стоимостью нового изделия. Однако руководство ВМФ и представители оборонно-промышленного комплекса приняли, по мнению большинства военных экспертов, единственно верное решение: подлодки с невыработанным ресурсом «под нож» не пускать.

Кулак «Антея»: какими будут подлодки 949А после модернизации

Россия намерена нарастить численный состав активной группировки надводных и подводных крейсеров управляемого ракетного оружия путем восстановительного ремонта и модернизации атомных ракетоносцев третьего поколения проекта 949А «Антей».

Очередное подтверждение тому получено в ходе февральской поездки на Дальний Восток замминистра обороны Юрия Борисова. По его словам, уже к 2021 году Тихоокеанский флот (ТОФ) сможет получить четыре подобных атомохода в варианте с крылатыми ракетами комплекса «Калибр», которые отлично показали себя в ходе контртеррористической операции в Сирийской Арабской Республике (САР).

Беседуя с журналистами на судоремонтном заводе «Звезда», Борисов сказал: по результатам обсуждения данного проекта на предприятии, «мы думаем, что 2021 — это реальный срок», причем заказ на модернизацию АПЛ «Омск» может быть выполнен уже в текущем году. Министерство обороны серьезно рассматривает вопрос дозагрузки предприятия, добавил он.

Обоснование модернизации

Как показывает опыт эксплуатации атомных подводных лодок третьего поколения, в случае своевременного и качественного обслуживания они, даже при интенсивной эксплуатации, способны оставаться в строю на протяжении нескольких десятилетий. Например, срок службы восемнадцати субмарин класса Ohio, построенных фирмой General Dynamics Electric Boat в период с 1981 по 1997 гг., продлен до 42 лет. Хотя, с подписанием соглашений по сокращению стратегических наступательных вооружений между Москвой и Вашингтоном, ВМС США пришлось снять межконтинентальные баллистические ракеты Trident D5 с четырех лодок данного класса (SSBNs 726-729), они, вместо списания, были выведены из состава Ядерной Триады и (в период 2002-2008гг.) переоснащены крылатыми ракетами Tomahawk с обычными боевыми частями. Тем самым, в истории морских вооружений возник прецедент.

Стоит ли нам игнорировать иностранный опыт, когда дело заходит о столь сложной технике? Пожалуй, нет.

В этом смысле программа по перевооружению атомных подводных крейсеров проекта «Антей» идет в русле опыта ведущих морских держав, и знаменует отход от практики недавнего прошлого по досрочному списыванию крупных боевых единиц флота с большим остаточным ресурсом. Напомним, что на рубеже веков наша страна утилизировала около двухсот атомных субмарин, в основном первого и второго поколений. Но среди разделанных на металл оказались представители более позднего, третьего поколения, что стало причиной общественной дискуссии: а не слишком ли мы «разбрасываемся», отправляя на слом столь дорогостоящую технику? Тем более, что подводных атомоходов третьего поколения промышленность построила не так уж и много – всего 38 кораблей пяти базовых проектов в период с 1975 по 2009 гг.

Тема повышения сроков службы отечественных субмарин третьего поколения довольно долго обсуждалась на страницах печати с участием государственных деятелей, военачальников, лидеров промышленности и представителей общественности.

Пришли к консенсусу: порочную практику списания боевых кораблей первого класса с остатком ресурса следует прекратить, а вместо нее постараться внедрить иной подход, по бережному сохранению созданного тяжелым трудом имущества во благо государства и российского флота. Среди государственных деятелей, первым, заявившим о принципиальном решении не утилизировать, а модернизировать АПЛ третьего поколения, стал вице-премьер Дмитрий Олегович Рогозин. В 2011 году он сказал, что после модернизации подобные атомоходы могут прослужить «еще лет семь». Последующий более тщательный анализ позволил представителям разработчика обрисовать более радужные перспективы. По словам генерального директора ЦКБ МТ «Рубин» Игоря Владимировича Вильнита, срок эксплуатации лодок проекта 949А можно увеличить вдвое.

Приводятся следующие аргументы в обоснование программы модернизации сохранившихся кораблей. Они обладают большим запасом ресурса по энергетической и другим системам, который еще можно выбрать в ходе последующей эксплуатации. Для этого лодки необходимо подвергнуть ремонту в условиях судостроительного или судоремонтного завода. За время простоя их можно переоснастить новым оружием, коль скоро комплекс «Гранит», принятый на вооружение в 1983 году, устарел и давно снят с производства. Хотя стоимость работ получается немалой, строительство полностью новых лодок обойдется существенно дороже и займет больше времени.

На Севере и Тихом Океане

Промышленность сдала флоту тринадцать атомных подводных лодок с ракетным комплексом «Гранит». Среди них была и пара кораблей проекта 949, построенных в 1981 году, прослуживших до 1997-го и разобранных на металл в 2006-м при выработке ресурса 25-30%. Фактически, они выступили опытовыми судами для опробования десятков новейших систем, что впоследствии пошли в серию и ставились на одиннадцать серийных кораблей улучшенного проекта 949А. Из них «Курск» погиб летом 2000 года, а «Краснодар» и «Красноярск» — утилизированы.

 

Сегодня ВМФ России обладает восемью АПЛ проекта 949А, включая три на Северном Флоте. В период с 2011 по 2017гг. «Воронеж», «Смоленск» и «Орел» последовательно прошли ремонт с модернизацией в Центре Судоремонта «Звездочка». Заметим, что по времени (ноябрь 2013 г.) заход «Орла» в северодвинскую бухту совпал с церемонией передачи индийскому заказчику авианосца INS Vikramaditya, перестроенному в Северодвинске из крейсера «Адмирал Горшков» по проекту 11430. Проходящая устьем Северной Двины гигантская субмарина вызвала огромный интерес многочисленных иностранных гостей, включая министра обороны и его свиты, а также более полутора тысяч членов экипажа корабля. Подобное развитие событий дало повод спекуляциям насчет дальнейшей судьбы «Орла», как то возможная передача в аренду партнеру России по военно-техническому сотрудничеству. Вопреки слухам и домыслам, прошедшая модернизацию субмарина прошлым летом вернулась в пункт базирования.

Общий ход работ на лодках Северного флота освещался пресс-службой ЦС «Звездочка». В частности, но без подробностей, говорилось о модернизации ракетного вооружения. Возможно, внедренные здесь новшества сделали возможным успешную стрельбу АПЛ «Смоленск» по «сложной мишенной позиции» в глубине острова Северный архипелага Новая Земля 16 октября 2016 года. Затем, в июле 2017 года, цель на полигоне Кура Камчатского края, поразил АПЛ «Томск». Насколько известно, то были первые стрельбы по береговым целям противокорабельными ракетами комплекса «Гранит» с субмарин в подводном положении. Получается, что «убийцы авианосцев», как образно называют лодки проекта 949А, недавно приобрели — и продемонстрировали на практике — способность действовать также и по наземным целям.

Плохое состояние ремонтной базы на Тихом Океане нашло отражение в меньшем числе ходовых субмарин. Единственным кораблем проекта 949А, недавно прошедшим ремонт (2014г.), является «Томск». Исправить положение призвана многоплановая программа по возрождению кораблестроения и судоремонта на Дальнем Востоке. Главные усилия сосредоточены на восстановлении и развитии СРЗ «Звезда» в населенном пункте Большой Камень. Сегодня здесь находятся «Иркутск», «Челябинск» и «Омск», а позднее ожидается и «Тверь».

Ракетное оружие

Главным «калибром» АПЛ проектов 949/949А выступает комплекс «Гранит» с ракетами П-700 (индекс ГРАУ: 3М-45). Они созданы «МПО машиностроения» в подмосковном Реутове как противокорабельные, полностью автономные в полете (после пуска, участие носителя в их наведении не требуется). Для семидесятых годов прошлого века, П-700 представляла весьма передовую разработку, как по части аэродинамики и силовой установки, так и благодаря широкому внедрению цифровой вычислительной техники. Если выполнен групповой пуск, ракеты ведут между собой обмен данными, и, согласно заложенным в электронную память алгоритмам, автоматически распределяют между собой цели, выполняют сложные траекторные маневры и ставят помехи, дабы избежать поражения средствами ПВО противника и с наивысшей эффективностью поразить наиболее важные корабли в ордере. Все было направлено на обеспечение высокой вероятности уничтожения вражеского авианосца, прикрытого кораблями эскорта.

Предельная дальность полета – до 600 км. На таком удалении обнаружить и классифицировать надводную цель средствами гидролокации (АПЛ оснащалась ГАК МГК-540 «Скат-3» с встроенными антеннами и буксируемыми «Пеламидой» и «Ласточкой») не просто. Самолеты Ту-95РЦ и вертолеты Ка-25Ц со специальной аппаратурой целеуказания давно списаны, а космическая группировка МКРЦ «Легенда» со спутниками радиотехнической (УС-П) и радиолокационной (УС-А) разведки, развернутая в 1983 году, с тех пор серьезно деградировала. Восстанавливать сеть воздушно-космических средств накладно и неразумно ввиду большого числа компонентов, разработанных и выпущенных на Украине и других республиках бывшего Советского Союза. Осознание этого факта подталкивало к разработке планов по радикальной модернизации «Антея».

Планы перевооружения АПЛ проекта 949А предлагались различные, сначала – на «Болид» и «Метеорит-М», позднее – «Оникс» и «Калибр». Первая информация об ОКР по достройке ранее заложенных корпусов по проекту 949АМ с 120 крылатыми ракетами появилась в 2005-м, однако три года работу свернули.

Еще через четыре года «Белгород» перезаложили как корабль спецназначения, а следующие за ним и по сей день остаются на Севмаше в виде блоков. Внимание окончательно переключилось с достройки на модернизацию строевых кораблей, и, начиная с 2010 года, различные представители промышленности и министерства обороны стали говорить о некой конкретике. Суть актуального плана сводится к доработкам существующих пусковых установок комплекса «Гранит» под размещение других, более современных типов ракет.

Мировой тенденцией последних лет стала унификация пусковых установок под размещение и не одного, а нескольких типов ракетного оружия. Применительно к нашему случаю, вместо одной 3М-45 доработанная пусковая установка, может, чисто геометрически, вмесить три П-800 «Оникс» и еще больше — 3М-14/3М-54/91Р комплекса «Калибр». Благо, что габариты первой — длина около девяти, диаметр корпуса 0,85 метров – превосходят таковые у более современных. При этом можно использовать опыт, накопленный при разработке, строительстве и испытаниях АПЛ проекта 885 «Ясень».

Напомним, что на головном корабле проекта – АПЛ «Северодвинск» установлены универсальные вертикальные пусковые установки длиной десять и диаметром два метра. Правда, полной аналогии не получится: на проекте 949А пусковые контейнеры СМ-225А диаметром 1,82 метра вварены в элементы силового набора корпуса под углом 45 градусов, а не вертикально, как СМ-346 на «Ясене».

Стартовый вес ракеты комплекса «Гранит» составляет свыше семь тонн, вдвое превосходя соответствующий показатель PJ-10 совместного российско-индийского предприятия BrahMos Aerospace, фактически представляющий коммерческий варианта «Оникса». При этом максимальная скорость (М=2,5…2,83) и другие параметры полета (минимальная высота 25 метров, максимальная – 14-17 км и т.п.), а также общие принципы выполнения атаки сохраняются. Согласно международным соглашениям, дальность полета экспортных версий ударных крылатых ракет ограничена 300 км, и может быть выше для основного варианта исполнения. Для наведения на радиоконтрастную цель, PJ-10 использует активный бортовой радиолокатор с рекламной дальностью обнаружения цели типа «крейсер» 75 км, аналогичный по принципу действия. Получить общее представление о комплексе «Калибр» можно по экспортному варианту «Клаб», в состав которого входят ракеты трех типов: противолодочкая 91Р с самонаводящейся малогабаритной торпедой, ударная 3М14 и противолодочная 3М54. Последняя выполняется в нескольких вариантах, с увеличенной боеголовкой, или с третьей ступенью с собственным двигателем, разгоняющим ее до сверхзвуковых скоростей непосредственно перед атакой цели. Все они по длине (от 6 до 8,2 метров) и стартовой массе (1,8-2,3 тонны) существенно уступают «Граниту». Дальность пуска экспортных ракет – до 300 км, у 3М14Т рассчитанной для главного заказчика – на порядок больше.

Главным итогом перевооружения АПЛ проекта 949А на новые ракеты станет превращение этих кораблей, спроектированных под решение весьма специфической задачи по уничтожению авианосных соединений ВМС США, в универсальные «подводные арсеналы», способные успешно решать широкой круг задач, как в условиях глобальной ядерной войны, так и локальных конфликтов, а также контртеррористических операций.

Макет атомной подводной лодки проекта 949 А «Антей». Класс НАТО- ОСКАР-2. (Масштаб 1:400)

Артикул: 00204759

в желания Нет в наличии

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения
Проект 949А (Антей) Класс НАТО — «Оскар — II»
Водоизмещение: 13400/18000 т. Размеры: 154Х18,2Х9м. 24 пусковые установки ракет комплекса «Гранит», 2 — 650 мм. торпедных аппарата, 4 — 533 мм. торпедных аппарата, запас 16 торпед, 2 реактора, 2 паровые турбины, 2 винта в насадках, 98000 л.с. скорость 28 узлов, экипаж 130 человек.

Модель построена с очень высокой точностью, что позволяет отнести ее к классу «макет».
Материал макета — сферопластик, обладающий уникальными свойствами, применяющийся при строительстве настоящих АПЛ.
Макет изготовлен в г. Северодвинск, на предприятиии, выпускающем настоящие АПЛ.
Макет построен в следующей последовательности:
1. Конструкторско-технологическая подготовка.
2. Изготовление деталей.
3. Изготовление корпусов моделей.
4. Изготовление надстроек и конструкций.
5. Покраска.
6. Сборка.

Проводится компьютерное согласование обводов теоретического чертежа корпуса и конструкторская разработка геометрии деталей [1]. Все конструкции
модели проектируются с использованием компьютерной объемной графики [2].
Затем вычерчиваются чертежи деталей [3] и назначается технологический
процесс их изготовления и сборки. В спецификации каждая деталь имеет свой уникальный номер,что позволяет легко ориентироваться в огромном количестве деталей при их изготовлении и сборке узлов. Для сборки вычерчиваются чертежи конкретных узлов в трех проекциях и в аксонометрии [4].
Согласно техпроцессу составляются программы и производится вырезка листовых
деталей с использованием станка с ЧПУ [5].
Отдельно ведется изготовление токарных [6] и ручных деталей [7].
Готовые детали передаются на сборку [8].
В зависимости от сложности обводов и масштаба модели корпуса выполняются
цельными, наборными, выклеенными или композитными. Производится неоднократное шпаклевание и прошкуривание до получения гладкой поверхности под покраску [9].
По чертежам узлов выполняется сборка, пайка и склеивание надстроек и конструкций из отдельных деталей [10].
Производится покраска и сборка модели по схеме конкретной для каждой модели.
Процесс работы планируется и контролируется с использованием компьютерной
программы управления проектами «Project». Эта организационная схема, используемая современными передовыми судостроительными предприятиями адаптирована для изготовления этой модели.

Проект 949А»Антей» | Не Лев Толстой

ПЛАРК проекта 949А «Антей» — атомные подводные лодки оснащенные крылатыми ракетами оперативного назначения, предназначены для противодействия авианосным ударным группировкам (АУГ) вероятного противника.

ПЛАРК проекта 949А «Антей»

ПЛАРК проекта 949А «Антей»

Разработка данного проекта началась в 1969 году в ЦКБ «Рубин» Ленинград. Изначально было построено две ПЛАРК проекта 949 (1980 — 1982), а затем началось серийное производство модификации 949А. Подлодки проекта «Антей» строились подлодки с 1982 по 1996 год. Всего было построено 11 ПЛАРК из 18 запланированных, 12 подлодка заложенная еще в 1992 году достривается по специальному проекту как атомная подводная лодка специального назначения. Эта ПЛ «Белгород» будет носителем «Посейдона», должна войти в строй в 2021 году. Строительство этих ПЛАРК велось в Северодвинске на » Севмаше».

Корпус ПЛ имеет цилиндрическую форму, в отличие от проекта 949, проект 949А имеет не 9, а 10 отсеков и на 10 метров длиннее. По бортам, между легким и прочным корпусами располагаются ПУ для запуска крылатых ракет «Гранит».

Скриншот

Скриншот

Из — за этого » Антей» имеет приплюснутую форму и имеет прозвище «батон».

  • В носовом отсеке торпедное вооружение и аккумуляторы ;
  • Во 2 и 3 отсеках располагаются: центральный пост, радиорубка, другие посты, аккумуляторы;
  • В 4 отсеке жилые помещения;
  • 5 и 6 отсеки: вспомогательные агрегаты;
  • 7 отсек реакторный;
  • 8 и 9 отсеки: паровые турбины;
  • Кормовой отсек: электромеханика.

Внутри ограждения выдвижных устройств находится спасательная капсула.

ТТХ:

  • Водоизмещение подводное 23900 тонн, длина 154 м, ширина 18,2 м, 9,2 м;
  • Глубина: рабочая 529 м, предельная 600 м, скорость 32 узла;
  • Автономность плавания 120 дней, экипаж 107 человек.

Вооружение:

  • Ракетное вооружение: 24 крылатые ракеты «Гранит», после модернизации (проект 949 АМ) 72 ракеты «Калибр», «Оникс», » Циркон»;
  • Торпедное вооружение: 2х650 мм, 4х533 мм до 28 ракет и ракето торпед.
  • ПВО : ПЗРК «Игла — 1», «Верба».

В 2011 году ЦКБ » Рубин» разработало проект модернизации ПЛАРК 949 АМ с заменой устаревших ракет «Гранит» на «Калибр», «Оникс», » Циркон». Вместо 24 ракет «Гранит» можно разместить 72 новые ракеты.

Из 11 построенных ПЛ 3 подлодки списаны и утилизированы, одна подлодка «Курск» затонула из — за взрыва учебной торпеды ТА 650мм, итого в составе ВМФ осталось 7 ПЛАРК.

2 ПЛ на СФ : одна «Орел» прошла модернизацию в 2013 — 2017 гг. и первой получила новые ракеты, 2 ПЛ «Смоленск» в строю и ждет своей очереди на модернизацию.

На ТОФ 5 «Антеев»: 3 — «Томск», «Омск» и «Тверь» в строю, а две уже проходят перевооружение: «Иркутск» (до 2022 г. ), «Челябинск» (до 2023 г.).

Не Лев Толстой

Умер конструктор атомных подлодок проекта «Антей» — РБК

Игорь Баранов, конструктор атомный подлодок проектов 949 и 949А, умер в Петербурге в возрасте 85 лет

Игорь Баранов (Фото: Сергей Смольский / ТАСС)

В Санкт-Петербурге умер генеральный конструктор атомных подлодок, вооруженных крылатыми ракетами, Игорь Баранов. Ему было 85 лет. Об этом РБК сообщили в пресс-службе Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин», где он работал.

«Это случилось вчера вечером, 25 декабря. Игорь Леонидович болел», — заявили в пресс-службе.

Информация о месте и дате похорон уточняется.

Баранов родился в 1932 году в Ташкенте, окончил Ленинградский кораблестроительный институт в 1956 году, после чего работал в «Рубине», передает ТАСС. В 1977 году стал его главным конструктором. Работал над проектами атомных подлодок 675 и его модификаций, а также проектами 949 и 949А («Антей»).

Головная лодка проекта 949, АПЛ «К-525», поступила в состав военно-морского флота СССР в 1980 году, говорится на сайте «Рубина».

история создания, конструкция, вооружение, технические характеристики

В Советском Союзе в середине 70-х годов остро ощутили уязвимость собственного Военно-Морского флота от растущей военно-морской мощи США. Появление в составе американского флота мощных авианосных ударных групп, ядром которых являлись атомные авианосцы, нарушало существующий баланс сил на море в сторону вероятного противника. Разумным решением в такой ситуации стала постройка новых ударных кораблей дальней морской зоны. Для выполнения подобной цели высшее военное руководство Советского Союза и Главный Морской Штаб ВМФ СССР решили идти двумя путями.

Первый предполагал постройку крупных надводных кораблей с атомной энергетической установкой, оснащенных комплексом ударных вооружений. Второй вариант предусматривал строительство крупной серии атомных субмарин класса «Ракетные подводные крейсера», вооруженные противокорабельными ракетами. Результатом развития советской военно-морской стратегии стали тяжелые атомные крейсера класса «Киров» и атомные подводные лодки проекта 949а Антей.

Эти корабли были созданы специально под ударные средства вооружений. К этому времени советские оружейники сумели создать мощный противокорабельный ракетный комплекс П-700 «Гранит». Появление в составе советского военного флота подобных кораблей позволило нивелировать создавшуюся угрозу. С этого момента любой иностранный военный кораблей не мог находиться в полной безопасности. Новые советские военные корабли получили за рубежом прозвище «убийцы авианосцев», став реальной силой на море.

История создания

Разработка советских АПЛ третьего поколения началась в 1969 году после правительственного постановления о принятии программы строительства военных кораблей. Предполагалось разработать подводный стратегический ракетоносец, многоцелевую ударную подлодку и субмарину, вооружённую противокорабельными крылатыми ракетами. Именно последняя идея и воплотится в виде подводных лодок проекта 949.

К подлодкам нового поколения изначально предъявили жёсткие требования по снижению заметности, причем, если ранее этого пытались добиться, повышая глубину погружения, то, теперь подход изменился. Новым АПЛ предстояло стать незаметными за счёт малой шумности. Подводные лодки проекта 949 «Гранит», проектируемые в конструкторском бюро «Рубин», оказались первыми АПЛ третьего поколения по времени создания. Это заставило конструкторов других лодок унифицировать свои проекты именно с «949».

Техническое задание предполагало создание субмарины, способной самостоятельно находить авианосные группы противника, следить за ними, а также иметь возможность уничтожить вражеские корабли ракетным залпом, а затем уйти, пользуясь высокой скоростью и бесшумностью. Чтобы подводный крейсер имел возможность выполнить такую задачу, специально для него стали разрабатывать и тяжёлые крылатые ракеты П-700, названные, как и проект АПЛ, «Гранит».

Солидные размеры будущей ракеты, равно как и необходимость разместить на подлодке большое количество пусковых установок, определили габариты и водоизмещение будущего крейсера.

Поскольку получалось, что такую большую подлодку сможет строить только завод в Северодвинске (СМП), конструкторы подготовили и вариант проекта с «ограниченными возможностями», строительство которого можно было бы развернуть и на других верфях. Но утвердили всё-таки основной вариант. Головной корабль – К-525 – заложили в 1975 году, а второй – К-206 – в 1979 году.

Они стали единственными подводными лодками проекта 949 «Гранит». Это не означало отказ от строительства – просто остальные запланированные корабли строились по усовершенствованному проекту, названному «949А «Антей». Они отличались удлиненными корпусом (добавившим 10 метров длины), в котором появился дополнительный отсек. За счёт этого смогли лучше разместить внутренние механизмы. Кроме того, дополнительно понизили уровень шумности. Первый «Антей» заложили в 1982 году, он получил обозначение К-148.

Командиры[ | ]

  • 1988—1996: гвардии кап. 1 ранга Кизилов В. А.
  • 1996—1999: гвардии кап. 1 ранга Ефимов Н. А.
  • 1999—2002: гвардии кап. 1 ранга Сидоров И. Н.
  • 2002—2005: гвардии кап. 1 ранга Покрасов А. В.
  • 2005—2006: гвардии кап. 1 ранга Ляпин Руслан Фуадович[12].
  • 2006—2007: гвардии кап. 1 ранга Шульга П. Н.
  • 2007—2016: гвардии кап. 1 ранга Журов В. А.[1][2]
  • 2016—2017: гвардии кап. 2 ранга Кузнецов А.А.
  • 2017- по наст. время гвардии кап. 1 ранга Абрамов А. Л.

Командиры 2-го экипажа[ | ]

(150-й экипаж)

  • 1991—1997 г. — кап. 1 ранга Ежов С. Н.
  • 1997—1998 г. — кап. 1 ранга Абрамов К. К.
  • 1998—2001 г. — кап. 1 ранга Якуби́на О. Г.[13]

Конструкция

Прочный корпус имеет форму цилиндра и выполнен из стали. Переборки делят его на девять (на подводных лодках проекта «Гранит») или десять (у «Антеев») отсеков. По бортам, между лёгким и прочным корпусами,помещаются пусковые установки противокорабельных ракет «Гранит».

За счёт такого размещения вооружения лёгкий корпус получил характерную «сплюснутую» форму, за которую лодку прозвали «батон».

Ограждение «надстройка» закрывает собой ходовой мостик, выдвижные устройства (перископы и прочее) и системы подачи воздуха к дизель-генераторам и вентиляции.

В носовом отсеке – торпедное вооружение и аккумуляторы. В двух следующих отсеках находятся центральный пост, другие боевые посты, радиорубка. Эти отсеки тоже служат для размещения аккумуляторов. Четвёртый отсек – жилой, в пятом находятся вспомогательные механизмы. Дополнительный отсек, появившийся на проекте 949А, тоже содержит вспомогательные агрегаты.

Реакторный отсек – седьмой, за ним в отдельных отсеках размещены паровые турбины. Кормовой отсек – для электромеханики. Основа энергетической установки крейсера — два водо-водяных реактора ОК-650М и две паровые турбины, вращающие через редукторы два винта фиксированного шага.

Внутри ограждения выдвижных устройств субмарины находится всплывающая спасательная капсула. С её помощью можно эвакуировать с подлодки весь экипаж, даже если лодка находится на предельной глубине.

В носовой зоне спасения предусмотрены аварийно-спасательный люк, через который можно выйти, будучи одетым в спасательное снаряжение. Люк в кормовой зоне спасения дополнительно оснащён площадкой для посадки спасательных аппаратов. Оповещать о произошедшей аварии должны всплывающие буи В-600, способные отделяться от корпуса автоматически.

Отличия имелись не только между «Гранитом» и «Антеем», но и между индивидуальными кораблями проектов. Это было связано с тем, что проекты непрерывно модернизировались, в расчёте на постепенное внедрение пока не разработанных и не продуманных механизмов и конструкторских решений. Так, место для установки буксируемой антенны «Пеламида» появилось на К-206, а первым крейсером, фактически получившим эту антенну, стал К-148.

К-173 (второй «Антей») получил новые пусковые установки, которые можно было использовать для запуска перспективных ракет, к тому же снизившие массу ракетных комплексов на 60 тонн.

На субмарине К-132 установили новый гидроакустический комплекс, а К-119 получила новый перископ и иную систему продувки уравнительных цистерн.

Устройство АПЛ 949

Подводные лодки типа «Антей» имеют двухкорпусную схему: легкий внешний гидродинамический корпус цилиндрической формы окружает внутренний, который отличается от наружного высокой прочностью. Толщина его стенок превышает 6 см. За счет такой двухкорпусной архитектуры АПЛ обладают следующими преимуществами:

  • Субмаринам обеспечена высокая плавучесть.
  • АПЛ защищены от подводных взрывов.
  • Подводные лодки обладают повышенным водоизмещением.

Корпус атомных подводных лодок состоит из следующих отделов:

  • Торпедного.
  • Управленческого.
  • Отсека для боевых постов и радиорубки.
  • Жилого помещения.
  • Отдела для электрооборудования и вспомогательных механизмов.
  • Реакторного.
  • Отдела ГТЗА.
  • Отсека с гребными электродвигателями.

В случае аварии атомный подводный корабль оборудован двумя зонами (носовая часть и корма), в которых экипаж может ждать спасение. Экипаж состоит из 130 человек. Согласно другим данным, численность не превышает 112. В автономном режиме субмарина может пребывать не более 120 суток.

Вооружение

Главное оружие «Антеев» — крылатые ракеты «Гранит» — в дополнительных представлениях не нуждается. Достаточно сказать, что единственными надводными кораблями, способными их использовать, были тяжёлые крейсера проекта «Орлан», причём там ракет было на четыре меньше, чем на подводных крейсерах.

Запуск всех 24 ракет одним залпом, по расчётам конструкторов, позволил бы прорвать любую противоракетную оборону, а возможность ракет обмениваться данными между собой давала возможность оптимально распределить цели «самостоятельно». Запуск ракет производится из-под воды. Для наведения П-700 на цели, находящиеся на максимальной дальности, применялись данные либо с самолётов Ту-95РЦ, либо от спутниковой разведывательной системы «Лиана».

Поздние лодки серии предполагалось вооружить перспективными ракетами «Болид», а уже построенные должны были перевооружиться ими в ходе ремонтов. Однако в 90-е годы постройку заложенных лодок заморозили, а работы по теме «Болид» закрыли. А вот разработанная тогда же схема перевооружения «Антеев» ракетами «Оникс» и «Калибр» реализовалась уже в следующем веке.

С 2013 года модернизируется подлодка К-123 «Иркутск», ожидается, что в ходе ремонта субмарины К-442 «Челябинск» она тоже будет перевооружена.

В дальнейшей перспективе перевооружённые лодки смогут использовать и новейшие ракеты «Циркон».

Через два торпедных аппарата калибра 650мм крейсера проекта «Антей» могли запускать торпеды 65-76. Эти 4-тонные торпеды могли развивать скорость до 70 узлов (по некоторым данным), а их боевая часть содержала более полутоны взрывчатого вещества. Боезапас составлял восемь торпед, на некоторых лодках – 12. Торпеды 65-76 сняли с вооружения после гибели подлодки «Курск», придя к выводу, что катастрофа произошла из-за взрыва боеголовки такого типа оружия.

Четыре торпедных аппарата калибра 533мм используются для запуска самонаводящихся электрических торпед УСЭТ-80. Они развивают до 45 узлов и содержат боевой заряд массой до 300 кг.

Через 533мм аппараты также можно запускать ракето-торпеды «Водопад» и «Шквал», развивающие с помощью гидрореактивного двигателя и движения в паровом пузыре маршевую скорость в 375 км/ч.

Для самообороны от летательных аппаратов экипаж «Антея», находящегося в надводном положении, применяет переносной зенитно-ракетный комплекс «Игла», на борту находится 16 таких ракет.

Чем вооружены подлодки?

Вооружение АПЛ типа «Антей» представлено двумя типами:

  • Противокорабельными ракетами (ПКР) П-700 «Гранит» (24 единицы). Местом расположения ракетных контейнеров стали обе стороны рубки за стенкой прочного корпуса (средняя часть подлодки). Для их закрытия используются специальные крышки-обтекатели, которые являются частью внешнего корпуса. Контейнер установлен под наклоном 40 градусов. Ракеты могут применяться как обычные (весом до 750 кг), так и оснащенные ядерными боевыми частями. ПРК движутся со скоростью 2,5 м/с и рассчитаны на расстояния до 550 км.
  • Мино-торпедными аппаратами (четыре штуки). Два из них имеют калибр 533 мм, остальные – 650 мм. Они предназначены для стрельбы как обычными торпедами, так и торпедо-ракетами. Местом расположения этих аппаратов стала носовая часть АПЛ. За счет системы, отвечающей за автоматическое заряжение, торпедное оружие обладает высокой скорострельностью. Всего за несколько минут весь боезапас, состоящий из ракетных торпед (12 единиц) и торпед (16 единиц), может выпустить подводная лодка «Антей».

Тактико-технические характеристики

Несмотря на то, что выражение «не имеет аналогов» зачастую используется в ироничном ключе, про подводные лодки проекта «Антей» иначе не сказать. Поколение американских субмарин, появившееся в те же годы, включало в себя два типа кораблей – стратегические ракетоносцы «Огайо» и многоцелевые ударные лодки «Лос-Анджелес».

Подводные крейсера, способные самостоятельно уничтожать советские эскадры, просто не разрабатывались. С другой стороны, в 2000-х годах самые старые лодки класса «Огайо» переоборудовали в носители крылатых ракет «Томагавк», став достаточно близким аналогом «Антеев», перевооружённых ракетами «Оникс».

Проект 949АМПЛАРК класса «Огайо»
Водоизмещение, тонн14700/2400016764/18750
Длина, метров154170
Ширина, метров1813
Скорость, узлов3225
Экипаж, человек130155
Вооружение2 торпедных аппарата калибра 650мм, 4 торпедных аппарата калибра 533мм, 72 КР «Оникс»4 торпедных аппарата калибра 533мм, 154 КР «Томагавк»

Понятно, что в шахтах от баллистических ракет «Трайдент» удалось разместить больше крылатых ракет, чем на месте «Гранита». В то же время американская подлодка и сохранила сравнительно невысокую скорость хода, и уступает «Антею» по глубине погружения. Всё-таки носителю стратегических ракет не было необходимости незаметно следить за кораблями и быстро уходить от преследования. Да и при обстреле береговых и наземных целей эти качества решающими не станут.

Большего от старых лодок и не требуют – лишь бы дослужили срок. А вот перевооружённый «Антей» должен сохранить и возможности противодействия ударным группам флота, и насколько высоки они будут – неизвестно.

Боевое управление субмариной

Для АПЛ «Антей» предусмотрены гидроакустические комплексы МГК-540 «Скат-3» и системы, обеспечивающие космическую разведку, целеуказание и боевое управление подлодкой. Информация, полученная спутником или самолетом, поступает в подлодку при помощи специальных антенн. Дополнительно субмарины класса «Антей» оборудованы буксируемой антенной «Зубатка».

Местом ее расположения является кормовой стабилизатор. Буйковый тип антенны «Зубатка» предназначается для приема радиосообщений и сигналов лодкой, пребывающей на очень большой глубине или под толстым слоем льда.

Навигацию в подводной лодке обеспечивает специальный комплекс «Симфония-У». Высокая точность, большой радиус действия и объем обрабатываемой информации являются характерными чертами этого навигационного комплекса.

Эксплуатация

На протяжении 80-х годов флоту передали шесть «Антеев» и две лодки, построенные по первоначальному проекту. С 1992 по 1996 годы удалось достроить и сдать в эксплуатацию ещё шесть субмарин. Все они несли службу на Северном и Тихоокеанском флотах. В девяностые крейсера получили в дополнение к буквенно-цифровым индексам собственные имена.

Называли лодки в честь городов.

Хотя поддержание субмарин в боеготовом состоянии было объявлено приоритетной задачей, критическое состояние экономики государства вынудило по мере достройки новых «Антеев» списывать наиболее старые. К концу десятилетия списали «Архангельск» и «Мурманск» — лодки проекта «Гранит». За ними списки флота покинули первые «Антеи» — «Краснодар» и «Красноярск». Самым «старым» крейсером остался «Иркутск», заложенный в 1985 году и вошедший встрой в 1988 году.

Широкую известность «Антеи» получили в 2000 году, но при таких обстоятельствах, что лучше бы и не получали. Со всем экипажем во время учений погибла новейшая лодка проекта 949А Северного флота – «Курск». При этом буи оповещения не сработали, а воспользоваться средствами спасения моряки не смогли.

Три лодки, строительство которых было приостановлено, к началу 2000-х годов находились в достаточно высокой степени готовности. От двух из них в 2012 году окончательно отказались, и они были разобраны на металл. А вот лодку «Белгород» решили перезаложить и достроить по особому проекту. Она станет носителем глубоководных аппаратов. Оставшиеся восемь «Антеев», вопреки пессимистическим прогнозам, были успешно отремонтированы и либо несут боевую службу, либо модернизируются.

Хотя подводные лодки проекта 949А разрабатывались ещё в 70-е годы, они до сих пор остаются грозным оружием.

Лучше всего об этом свидетельствует то, что именно их, в отличие от надводных крейсеров проекта 1144 пытались всеми силами сохранить в тяжелейшие девяностые. Все «Орланы» тогда отправились в резерв, а вот «Антеи» оставались в строю и достраивались.

Высокие боевые качества и огромная огневая мощь подводного крейсера сомнению не подвергаются. Сомневаются аналитики в другом – а не был ли «Антей», огромная, дорогая и довольно узкоспециализированная лодка – тупиковой веткой развития? Возможно, что правы были американцы, сделавшие ставку на относительно дешёвые и массовые многоцелевые лодки. Но для своего времени субмарины проекта 949А, безусловно, были актуальны и необходимы. А их время, возможно, ещё не прошло.