Ак Барс (подводная лодка) Википедия

К-480 «Ак Барс»
Государство флага Россия
Современный статус утилизирован
Тип корабля МПЛАТРК
Обозначение проекта 971У «Щука-Б»
Кодификация НАТО «Akula-I»
Скорость (надводная) 11,6 узлов
Рабочая глубина погружения 520 м
Предельная глубина погружения 600 м
Автономность плавания 100 суток
Экипаж 73, из них 31 офицер
Водоизмещение надводное 9 830 т
Водоизмещение подводное 12 770 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
114,3 м
Ширина корпуса наиб. 13,6 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
9,7 м
ядерный реактор, 1 турбина мощностью 43 000 л.с.
Торпедно-
минное вооружение
4 х 650-мм ТА 4 х 533-мм ТА, (28 ракет, торпед или мин)
У этого термина существуют и другие значения, см. Ак Барс.

К-480 «Ак Барс» — российская атомная подводная лодка проекта 971 «Щука-Б», заводской номер 821. Первая лодка проекта, заложенная и построенная на «Севмаше».

История

3 мая 1984 года официально зачислена в списки кораблей ВМФ СССР.

Церемония закладки состоялась 22 февраля 1985 года. 16 апреля 1988 года спущена на воду. 29 декабря 1989 года введена в состав 24-й ДиПЛ 3-й ФлПЛ Северного флота.

Из боевого состава ВМФ выведена 1 октября 2002 года, после чего передана в ОРВИ на долговременное хранение в губе Сайда.[1] В 2007 году отбуксирована на СРЗ «Звёздочка» для разделки на металлолом. 1 декабря 2008 года[2]

спущен военно-морской флаг и подводная лодка передана ОАО ЦС для утилизации. В апреле 2009 года начались подготовительные работы к выгрузке отработанного ядерного топлива.[3]19 февраля 2010 года в 14.45 на утилизируемой подлодке в трюме третьего отсека во время проведения газорезательных работ начался пожар.[4][5] Пострадавших не было, ОЯТ к этому времени было выгружено.[4][5]

Конструкции К-480 были использованы при строительстве стратегической АПЛ «Владимир Мономах».

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Подводные лодки (часть 5) — Атомная подводная лодка пр. 971 «Барс».

July 9th, 2013


12:45 am — Подводные лодки (часть 5) — Атомная подводная лодка пр. 971 «Барс».
Серия «зверей» пришла на смену проекту 671РТМ(К), которые были в свою очередь тоже были довольно неплохими, к тому же самыми массовыми из атомных лодок СССР.Но я решил их здесь не рассматривать по небольшой (практически несущественной) причине. В лодках проекта 671РТМ (К) так и не была решена проблема охлаждения навигационного комплекса. В связи с этим им категорически не рекомендовалось плавать в теплых морях. Как только лодка шла в теплое море — начинались проблемы. А за последние годы (еще до того, как было принято утилизировать последние 4 лодки проекта 671 РТМК, и когда две из них на Северном флоте считались очень сильно ходовыми и боеспособными),  проблема с охлаждением уже давно возникала сразу же при выходе из базы в Баренцевом море и не заканчивалась в течении всего выхода. Кстати, незадолго до того, как было принято решение об утилизации, у одной из этих лодок под названием «Тамбов» в заводе «Нерпа» города Снежногорск заменили зону ядерного реактора, соответственно потратив на это колоссальные ресурсы (РПГ). Это было вместо предисловия.
   Поэтому остановимся мы на более новых, более скоростных, более глубоководных многоцелевых лодках проекта 971.

  Если сравнивать эту лодку с американской многоцелевой атомной подводной лодкой типа «лос-анжелес», и даже вообще — атомные лодки СССР с атомными лодками США, то первое, что может обратить внимание — это конструкция корпуса. Большим плюсом советских лодок является их живучесть по сравнению с лодками США. Корпус сконструирован так, что лодка останется на плаву с полностью затопленым одним из отсеков. Поэтому, собственно говоря, отсеков на советских лодок больше. Другим из преимуществ советских подводных лодок — является их скорость. Как бы там ни было, они быстрее американских.Третьим преимуществом является их торпедное вооружение — ничего, похожего на толстую торпеду 65-76 у американцев нет. Что касается шумности, то здесь ситуация с точностью да наоборот противоположная. В СССР-рии с шумностью были большие проблемы. 651 проект лодок (дизель-электрические с крылатыми ракетами постройки 60-х годов) за свои выдающиеся акустические достижения был прозван «ревущей коровой».
   В подводной лодке 971 проекта шумность была снижена путем соглашения с японской фирмой «Toshiba» у которой Советский Союз закупил партию высокоточных металлорежущих станков, которые позволяли применять новые технологии при обработке гребных винтов. Сделка была секретной, но информация о ней почему-то просочилась в мировую прессу. И США ввели против Тошибы экономические санкции. Уже на ходовых испытаниях головного корабля было выявлено, что у него уровень шумности в три раза меньше, чем у проекта 671 РТМ(К).
В отношении оборудования ПЛ в Википедии можно прочитать следующее: «Для упрощения монтажа оборудования, лодка спроектирована с использованиемзональных блоков
, что позволило перенести значительный объём работ из стеснённых условий отсеков подлодки непосредственно в цех.» Правда что-то напоминает? Пусть и отдаленно. Особенностью проекта является плавно сопряжённое соединение хвостового оперения с корпусом. Это сделано для уменьшения гидродинамических завихрений, создающих шум.
  Скорость подводная максимальная — 33 узла. Разумеется, на такой скорости акустика ничего не слышит и применить торпедное оружие на такой скорости невозможно. Такими скоростями обычно пользуются для совершения маневра подскока или уклонения.
 Глубина погружения: рабочая — 480 м. Предельная — 600 метров. (671 РТМК: рабочая -320, предельная — 600м).
Вооружение:
Торпедно-
минное вооружение
Торпедные аппараты: 4 x 650 мм, 12 торпед, 4 x 533 мм, 28 торпед
Ракетное вооружениеракето-торпеды, крылатые ракетыРК-55 «Гранат», подводные ракеты вместо части торпед
ПВОПЗРК «Стрела-ЗМ», 3 пусковых контейнера, 18 ракет
Ракета РК — 55 — это дозвуковая малогабаритная стратегическая крылатая ракета, совершающая полет с огибанием рельефа местности на малой высоте, предназначена для использования против важных стратегических обьектов противника с заранее разведанными координатами. Дальность стрельбы до 3000км. Может быть оснащена ядерной головной боевой часть мощность 200 кт.
  Во время военной акции войск США в Сербии в 1996 году подводная лодка К-461 «Волк» осуществляла боевую службу в Средиземном море[11]. Она была обнаружена при прохождении Гибралтара,(командир не учел возможность «проданной войны») . однако через некоторое время контакт с лодкой был потерян, и обнаружилась она только у берегов Югославии. «Волк» осуществлял защиту ТАКР «Адмирал Кузнецов» от подводных лодок, за время боевой службы было выполнено слежение за несколькими субмаринами НАТО, в том числе за американской атакующей субмариной типа «Лос-Анджелес». Больше ничего сделать Волку не дали. А ведь в принципе мог бы.
 
  

Подводные лодки (часть 5) — Атомная подводная лодка пр. 971 «Барс». — sashabodrun — LiveJournal

> Recent Entries
> Archive
> Friends
> Profile

sashabodrun.livejournal.com

Подводная лодка «БАРС» » Военное обозрение

28 сентября 1913 года заложена на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. 28 сентября 1913 года зачислена в списки кораблей Балтийского флота. 2 июня 1913 года спущена на воду. 25 июля 1915 года подводная лодка вступила в строй и вошла в состав 1 дивизиона Дивизии подводных лодок Балтийского флота. В 1915 году на подводной лодке установлено приспособление для размещения 8 мин на палубе по бортам вдоль рубки. Испытания этого устройства показали не вполне удовлетворительные результаты и мины на подводную лодку не ставились. В 1916 году на подводной лодке наружные решетчатые торпедные аппараты Джевецкого были подняты на палубу надстройки. Весной 1916 года подводная лодка подготовлена к боевым действиям. В 1917 году базировалась на Ревель. С 1916 по 1917 года приняла участие в Первой мировой войне: поисковые действия на коммуникациях противника в Балтийском море, обеспечение и прикрытие минно-заградительных и набеговых действий легких сил флота, совершила 15 боевых походов.

В мае 1917 года подводная лодка «Барс» погибла при выполнении пятнадцатого боевого похода по неизвестной причине на позиции в Балтийском море. Предполагаемая дата гибели — 8 мая 1917 года в районе Хефринга. Вероятная причина — подрыв на мине (по немецким данным). 29 мая 1918 года подводная лодка «Барс» исключена из списков кораблей Балтийского флота.
В феврале 1993 года командующий военно-морскими силами Швеции вице-адмирал Дик Бьерессон направил российскому послу в Стокгольме письмо. В нем адмирал Бьерессон сообщал, что шведским минным тральщиком «Landsort» во время учений в Балтийском море на глубине 127 метров от точки с координатами: 58° 21,033 N и 19° 51,902 Е в международных водах, но в экономической зоне Швеции, обнаружена подводная лодка, возможно, одна из русских и рядом две торпеды. Никто на лодку не спускался, но дистанционно управляемым подводным роботом снят видеофильм, который прилагался к письму. «Отдельные детали видеозаписи, – сообщал адмирал Бьерессон, – показывают, что, возможно, это – подводные лодки «Барс» или «Львица», согласно опубликованным данным погибшие в мае и июне 1917 года». По мнению адмирала, более точная идентификация невозможна без спуска человека к лодке. Письмо, датированное 24 февраля 1993 года, было переслано в Москву, в Министерство иностранных дел, и оттуда передано в Главный штаб ВМФ. Позже стало известно, что шведский видеофильм на короткое время появился в Санкт-Петербурге, где его просмотрели специалисты по подводному кораблестроению. Один из них так оценил видеофильм: «Запись невысокого качества, «мутная» и чего-либо, кроме того, что это – подводная лодка типа «Барс», сказать нельзя». По-видимому, на просмотре рассматривался и вопрос о возможности подъема лодки. И, скорее всего, был решен отрицательно, поскольку в ответе командующему шведскими ВМС Главком ВМФ России лишь сообщил, что «планируется использовать имена погибших членов экипажа подлодки «Львица» для мемориальной доски в целях увековечения памяти российских моряков-подводников». Нет нужды говорить, что это намерение так и осталось невыполненным.

Первой реакцией в прессе на сделанную шведами находку стала статья в декабрьском номере «Нового времени» 1993 года «Панихида по «Барсу». Ее автор не имел в виду собственно «Барса». Помимо него и «Львицы» в этом районе Балтики мог погибнуть и пропавший в октябре 1917 года «Гепард». Автор предлагал провести «опознание по приметам» затонувшей лодки, найденной шведским тральщиком, и «как минимум, бросить венок на место гибели и отслужить панихиду по погибшим морякам». О своем ответе шведам ВМФ России не сообщил Министерству иностранных дел, которое решило, что Военно-морской флот находка не заинтересовала. И в марте 1997 года 2-й Европейский департамент МИД предложил провести опознание лодки старейшему российскому журналу путешествий и приключений «Вокруг света», имеющему широкие связи с людьми, занимающимися историей отечественного флота и ведущего специальную рубрику «Исторический розыск». Опознание подводной лодки, оказалось провести не так просто. Более то-то, не было найдено ни одного человека, который бы видел эту запись. Не видели ее и специалисты исторической группы ВМФ, готовившие справку для ответного письма главкома ВМФ. То, что затонувшая лодка — «Львица» (о чем было сообщено шведам), выводилось, при том однозначно, из упоминания в письме шведского адмирала о лежащих на дне рядом с лодкой двух торпедах.

По мнению составителя справки, торпеды могли попасть на дно, выпав из разрушившихся наружных аппаратов Джевецкого, которые по его сведениям в 1917 году остались только на одной из лодок типа «Барс» — «Львице». В конце концов удалось узнать, что эти сведения якобы почерпнуты из редкого издания «Таблицы элементов судов, входящих в составы Балтийского и Черноморского флотов, флотилии Северного ледовитого океана и флотилий, возникших во время войны» по сведениям, собиравшимся с февраля 1916 года по февраль 1917 года. Статистическое отделение Морского генерального штаба, Петроград, 1917. Однако в этой книге о снятии аппаратов Джевецкого с лодок типа «Барс» ничего не говорится. На всех лодках, в том числе, самом «Барсе» и «Гепарде», аппараты Джевецкого указаны в составе минного вооружения. Возвращаясь к шведской видеозаписи, следует сказать, что после поисков, которые могли бы стать сюжетом детективной повести, она была найдена дома у отставного флотского начальника, и в апреле 1997 года стала, наконец, доступна для «опознания по приметам».

Первое, что удалось выявить, просматривая видеозапись, – расположение якоря и клюза по левому борту. На русских подводных лодках того времени для стоянки в надводном положении устанавливался один якорь — об этом говорится в книге бывшего капитана корпуса корабельных инженеров А.Н. Щеглова «Архитектура подводных лодок», Ленинград, 1929. Причем на лодках Балтийского судостроительного и Механического завода в Санкт-Петербурге он ставился по левому борту, а на лодках завода судостроительного акционерного общества «Ноблесснер» в Ревеле – по правому. Именно так якорь был установлен на «Львице», построенной на «Ноблесснере» в 1916 году. Это хорошо видно на ее фотографиях, где на глухом левом борту читается написанное славянской вязью название. На затонувшей лодке по левому борту расположен якорь системы Морелля-Ризбека, и поэтому она не может быть «Львицей». Оставалось решить дилемму: «Барс» это или «Гепард»? Но как различить между собой лодки одного проекта, построенные на одном Балтийском заводе и спущенные в один день, 25 мая 1915 года?

Удалось выяснить, что осенью 1915 года у «Барса» появилось одно важное и, главное, заметное конструктивное отличие. Речь идет об установке на нем предложенного капитаном 1 ранга Шрейбером «приспособления для сбрасывания мин заграждения», как по заводским документам называлось это устройство минирования.

Устройство представляло собой две слегка вогнутые металлические платформы, крепившиеся по обеим сторонам рубки (современные специалисты предпочитают более точный конструктивный термин – ограждение боевой рубки, хотя в годы Первой мировой войны говорилось именно о рубке с указанием, в случае необходимости, о кожухе, окружающем рубку). На платформах располагалось по четыре мины заграждения, которые сбрасывались в воду по выступающим с бортов решеткам, которые назывались кринолинами. Устройство минирования хорошо видно на фотографиях «Барса», сделанных после ремонта зимой 1915 – 1916 годов. Оно указано в ответе на запросный лист Статистического отдела Морского генштаба. Установка устройства минирования вызвала необходимость сдвинуть рубочный трап со штатного места возле середины рубки к кромке ее кормовой части. На «Гепарде» устройство минирования так и не было поставлено, хотя такое намерение имелось в ноябре 1915 года, когда лодка ставилась в ремонт. В упоминавшемся выше ответе на запросный лист, командир «Гепарда» по состоянию на март 1916 г. сообщил: «мин заграждения нет». Рубочный трап остался на штатном месте, что хорошо видно на фотографии «Гепарда», сделанной после ремонта 1915-1916 годов — телеграмму об окончании ремонта из Ревеля в Петроград контр-адмирал Левицкий, командовавший Балтийском отрядом подводного плавания, дал 5 мая 1916 года.

На видеозаписи затонувшей лодки хорошо видно, что рубочный трап установлен именно на самой кромке кормовой части рубки. Точно так, как на фотографии всплывающего «Барса», сделанной летом 1916 года. На некоторых кадрах видеозаписи видно и само устройство минирования, вернее его отдельные детали: кринолин с бортовым креплением, решетка крепления минной платформы. Таким образом, лодка с устройством минирования не может быть «Гепардом», следовательно, это – «Барс». Есть еще одно конструктивное отличие «Барса» от всех других лодок этого типа, не проявившееся в документах, но выявившееся при просмотре фотографии его и других лодок. Речь идет о носовом орудии «Барса», чей снимок с такой подписью помещен в «Морском сборнике» № 2—3 за 1918 год.

По проекту, автором которого был известный русский кораблестроитель И.Г. Бубнов, подводные лодки типа «Барс» не имели артиллерийского вооружения. Главным оружием считалось минное, которое было представлено двенадцатью торпедными аппаратами: четырьмя трубчатыми – в носу и корме и восемью наружными решетчатыми аппаратами конструкции С.К. Джевецкого. Однако уже после первой кампании 1915 года вооружение подводных лодок артиллерией было отнесено к ряду «главнейших из желательных изменении и нововведении». В указанном выше ответе на запросный лист Статистического отделения МГШ командир «Барса», которым с декабря 1915 года был старший лейтенант Н.Н. Ильинский, сообщал, что по состоянию на март 1916 года артиллерийское вооружение лодки составляют два орудия калибра 57 мм, одно 37-мм орудие и пулемет. Такое же артиллерийское вооружение было на «Львице» и «Гепарде», но дополнительно указывалось, что 57-мм орудия имеют длину 40 калибров.

Фотографии этих орудий с характерным плечевым упором для горизонтальной наводки не оставляют сомнения, что это – орудия системы Готчкиса. На фотографиях «Барса» носовое орудие выглядит иначе, чем его же кормовое, а также орудия на других лодках этого типа. Длина ствола — больше сорока калибров, тумба орудия более массивная, отсутствует плечевой упор и имеется оптическая трубка наведения.

Судя по фотографиям и чертежам палубных артустановок Российского флота, это – также пушка Готчкиса, но длиной 50 калибров. Это подтверждают относительные замеры длин стволов на фотографии всплывающего «Барса», где носовое и кормовое орудия практически находятся в одной плоскости. Именно это орудие хорошо видно на затонувшей лодке. И поскольку такого не было на других, в частности, ни на «Львице», ни на «Гепарде», это лишний раз подтверждает, что найденная шведами на дне Балтийского моря русская подводная лодка – «Барс».

В письме российскому послу шведский адмирал полагал, что без спуска человека на лодку ее точная идентификация невозможна. И поначалу все усилия были направлены на то, чтобы такое обследование организовать. Но оказалось, что в нынешних условиях это не под силу ни Российской академии наук, располагающей подводными обитаемыми аппаратами, ни Военно-морскому флоту России, имеющему в составе своей поисково-спасательной службы не только средства подводного наблюдения, но и подъема затонувших подводных лодок. И тогда пришлось сосредоточиться на «опознании по приметам», сохранившимся в архивных документах и старинных фотографиях в музеях и частных коллекциях.

Также необходимо рассмотреть последний вопрос: почему «Барс», который по опубликованным немецким данным был потоплен у побережья Швеции близ мыса Ландсорт и плавучего маяка Хефринге, оказался найденным в 50 милях к востоку? Ответ на это может быть следующим: в свой последний, пятнадцатый боевой поход «Барс» под командованием старшего лейтенанта Н.Н. Ильинского вышел в составе 1-го дивизиона подводных лодок Балтийского моря 6 мая 1917 года из Гангэ. Дивизион в составе «Волка» (под брейд-вымпелом командира капитана 2 ранга В.Ф. Дудкина), «Барса», «Гепарда» и «Вепря» следовал на перехват немецких транспортов с военными грузами, перевозившимися из портов нейтральной Швеции. Подводным лодкам предписывалось выйти на пути караванов, оттуда перейти на либавские позиции и позицию у Форе – северной оконечности острова Готланд и 13 мая прибыть на дагергортский створ – западную оконечность острова Даго. Предписание в точности выполнили «Вепрь» и «Гепард», вечером 13 мая вернувшиеся в Гангэ. Оказалось, что «Волк» вернулся сюда еще 10 мая. 9 мая на лодке произошла авария двигателей, и в 18.30 на одном оставшемся исправным «Волк», не заходя на новую позицию, начал возвращение на базу, куда и пришел в 21.15 следующего дня. «Барс» на базу не вернулся. Четырнадцатого мая капитан 2 ранга Дудкин передал в Ревель, в штаб дивизии подводных лодок Балтийского моря телеграмму с донесением о походе своего дивизиона. Среди прочего он сообщил, что «Вепрь» 8 мая в 18.40 и 9 мая в 12.50 на меридиане мыса Ландсорт и параллели маяка Хсфринге видел подлодку на малых глубинах. Что это за лодка, не сообщалось, но согласно предписанию в эти дни и в этом месте должен был находиться «Барс». После этого, следуя предписанию, он должен был перейти на новую позицию. И как раз 10 мая «Волк», следуя на базу и находясь в точке с координатами 58° 36′ N и 20′ 10′ Е, встретил лодку, идущую на S. «Возможно, «Барса», — как об этом было сказано в «Заметках о походах дивизии подводных лодок Балтийского моря», которые велись флагманским штурманом дивизии лейтенантом Эссеном.

В «Ежемесячнике подводного плавания», изданном в июле 1917 года штабом дивизии, об этом было сказано более определенно: «10 мая в 11 час. Дня «Волк», меняя свою позицию, встретился с «Барсом», причем «Барс» погрузился, приняв «Волка» за неприятельскую подводную лодку». Этому удивляться не приходится, так как в этом время на подводных лодках еще не было найдено решения задачи опознавания «свой – чужой». Известный советский адмирал, ученый-радиотехник А.И. Берг, бывший в 1917 году русским штурманским офицером на английское лодке Е-8, входившей вместе с другими семью английскими лодками в состав дивизии, вспоминал «Полная отчужденность лодки начиналась с того момента, когда она выходила в море. Становясь, потенциальной добычей чужих и своих, она дол жил была пройти двойное испытание: не попасться на глаза ни врагу, ни другу… На опознание на связь нет времени, секунда решает судьбу. Закон военного времени жесток и логичен: атакуй, пока не успели атаковать тебя». По-видимому, именно встреча «Волка» с «Барсом», после которой он навсегда исчез, и породила слухи о том, что «Барс» по ошибке был потоплен своими. В сводке разведывательного отделения оперативной части штаба командующего флотом Балтийского моря за май 1917 года в разделе «Потери» было сказано: «…около 12 мая подводная лодка «Барс» погибла от неизвестной причины в районе первой (либавской) позиции. В «Списке судов, погибших во время войны 1914—1917 годов», составленном в 1918 году мобилизационно-экономическим отделом еще существовавшего МГШ, было указано другое место гибели «Барса» — у мыса Ландсорт (по иронии судьбы такое название носил и шведский тральщик, нашедший «Барса» на дне Балтийского моря). Именно это место значится и в немецких данных, публиковавшихся в трудах по истории морской войны 1914—1918 годов.

Вполне возможно, что последний бой «Барса» выглядит так: 19 мая 1917 года «Барс» на подходе к Хефринге был обнаружен и атакован немецким миноносцем, сбросившим глубинную бомбу. После того, как она не взорвалась в бой вступили минные тральщики с 2 «драконами» – специальными глубоководными тралами с укрепленными на них тротиловыми зарядами. Четыре тральщика прочесывали подозрительный район, пока не раздались два взрыва, и на поверхности появилось увеличивающееся в размерах масляное пятно. Тогда на это место были сброшены глубинные бомбы. Однако сообщение об этом бое вызывает сомнение: не была ли со стороны немцев обычная в такой ситуации «погоня за призраком»? Во-первых, обращает внимание различие приводимых в разных источниках дат боя, из которых наиболее вероятной считается 28 (15) мая. Хотя «Барса» в это время на позиции у шведских берегов быть уже не могло: после смены позиции, еще 13 мая он должен был вернуться в Гангэ. Во-вторых, почему безоговорочно утверждается, что потоплен именно «Барс»? Наконец, почему нигде не сообщаются названия кораблей, участвовавших в бою? Все это свидетельствует о том, что в основе немецкого сообщения лежат чьи-то рассказы, а не донесение о произошедшем бое с указанием кораблей, принимавших участие, точной даты и предположения, что неприятельской лодкой, вероятнее всего, был «Барс», о гибели которого известили ревельские газеты: 28 мая (по старого стилю) в соборе Святого Александра Невского при огромном стечении народа прошла панихида по морякам «Барса». Но самое существенное возражение против версии гибели «Барса» в бою заключается в том, что на видеозаписи затонувшей лодки не заметно повреждений, которые наверняка были бы при ее гибели от взрывов глубинных бомб или «драконовских» зарядов тротила.

Если вернуться к хронике похода 1-го дивизиона, то видно, что 10 мая «Волк» встретил подводную лодку, которую в июле 1917 года уже точно считали «Барсом». И координаты, в которых «Волк» встретил лодку: 58° 36′ N и 20° 10′ Е – очень близки к тем, где на глубине 127 метров был обнаружен «Барс»: 58° 21,033 N иЧ9° 51,902 Еб а встреченная подводная лодка следовала курсом на юг. Все это дает веское основание предположить, что утром 10 мая «Барс» шел на свою новую, либавскую позицию. Но не дошел до нее, затонув в точке с указанными координатами и вряд ли успев дать «радио» на базу о встрече с «Волком.

Вполне возможно, что «Барс», приняв «Волка» за неприятельскую подводную лодку, срочно погрузился на месте, называемом Готландской впадиной, где глубины достигают более 100 метров. И это погружение могло стать аварийным – история подводного плавания знает не один случай срочных погружений, оказавшихся из-за неисправности последними.

Подводная лодка «Барс» не смогла остановиться на рабочей глубине, не превышающей для лодок этого типа 50 метров, и провалилась в пучину Готландской впадины, ставшей ее могилой.

topwar.ru

Атомные подводные лодки проекта 971 (шифр «Барс»)

АПЛ пр. 971 (шифр «Барс») разработана в СПМБМ «Малахит» под руководством Г.Н. Чернышова. Относится к ПЛА третьего поколения и является в полном смысле этого слова многоцелевой. Она предназначена для поиска, обнаружения и слежения за ПЛАРБ и АУГ противника, их уничтожения с началом боевых действий, а также нанесения ударов по береговым объектам. При необходимости лодка может нести мины.

Первоначально АПЛ пр. 971 рассматривалась как «стальной» аналог титановой атомной подводной лодки пр. 945, предназначавшийся для увеличения темпов постройки ПЛА третьего поколения. Однако СПМБМ «Малахит», имея большой опыт проектирования многоцелевых лодок, на базе вооружения, механизмов и оборудования, созданных для пр. 945, разработало, по-существу, новый корабль третьего поколения. Самые малошумные отечественные АПЛ По мнению специалистов, по уровню физических полей сопоставимы с такими кораблями, как АПЛ ВМС США Seawolf.АПЛ пр. 971 является двухкорпусной и имеет «лимузинное» ограждение выдвижных устройств, а также высокое кормовое оперение, на котором расположен обтекатель для буксируемой антенны ГАК. Прочный корпус выполнен из высокопрочной стали с высоким пределом текучести (100 кгс/мм2) и делится прочными переборками на шесть отсеков.


Все основное оборудование и боевые посты АПЛ пр. 971 размещены на амортизаторах в зональных блоках, представляющих собой пространственные каркасные конструкции с палубами. Зональные блоки изолированы от корпуса лодки резинокордными пневматическими амортизаторами. Благодаря использованию зональных блоков удалось существенно уменьшить уровень акустического поля, обезопасить экипаж и оборудование от динамических нагрузок, а также рационализировать технологию постройки корабля. В частности, монтаж оборудования и систем осуществлялся в цехе в зональном блоке, который затем заводился в обечайку отсека. Легкий корпус и наружная поверхность прочного корпуса облицованы единым резиновым противогидролокационным и шумопоглощающим покрытием.Корабль имеет традиционное двухрядное расположение ТА. В носовом отсеке расположены стеллажи для хранения боезапаса с устройствами продольной, поперечной подач» и УБЗ. Под ТА находится выгородка с основной антенной ГАК. В ограждении рубки и выдвижных устройств размещаются некоторые из антенн ГАК и ВСК на весь экипаж.

Легкому корпусу приданы формы, оптимальные для подводного хода. Все отверстия и вырезы на нем закрываются обтекателями. На ПЛА пр. 97/ удалось реализовать комплексную автоматизацию боевых и технических средств, сосредоточить управление кораблем, его оружием и вооружением в ГКП. Все это позволило сократить экипаж до 73 человек. Начиная с К-263, на лодках пр. 97/ устанавливается СОКС, а с К-391— в надстройке ПУ для запуска средств комплекса гидроакустического противодействия, аварийная система порохового продувания ЦГБ (пороховые генераторы) и аварийные силовые сети.Одновременно с постройкой кораблей данного типа осуществляется программа их модернизации, направленная на совершенствование акустических характеристик и расширение боевых возможностей. В частности, К-157 и К-335 при сохранении прежних обводов имеют вставку миной несколько метров для установки нового оборудования.Первоначально предполагалось построить 20 ПЛА пр. 971. Зав. № 520 и зав. № 521, заложенные соответственно в 1990 и 1991 гт. на ССЗ им. Ленинского комсомола, 18.03.1992 г. исключили из списков флота. На этот момент они имели техническую готовность соответственно 25 и 12%. Задел оборудования и механизмов продолжает сохраняться на заводе-строителе.

Источник http://kollektsiya.ru/

vilingstore.net

Макет атомной подводной лодки проекта 971 «Барс»

Артикул: 00204756

в желания Под заказ

Скачать/полистать/читать on-line

Многоцелевая АПЛ проекта 971 (Барс) Akula II- class (Fleet submarine SSN)

Водоизмещение: 8140/10500 т. Размеры: 110,3Х13,6 (max 15,4)Х9,68м. 4 — 533 мм. и 4-650 мм. торпедных аппарата, 1 реактор, 1 паровая турбина, 43000 л.с., скорость 10/35 узлов, экипаж 73 человека.

Модель построена с очень высокой точностью, что позволяет отнести ее к классу «макет».
Материал макета — сферопластик, обладающий уникальными свойствами, применяющийся при строительстве настоящих АПЛ.
Макет изготовлен в г. Северодвинск, на предприятиии, выпускающем настоящие АПЛ.
Макет построен в следующей последовательности:
1. Конструкторско-технологическая подготовка.
2. Изготовление деталей.
3. Изготовление корпусов моделей.
4. Изготовление надстроек и конструкций.
5. Покраска.
6. Сборка.

Проводится компьютерное согласование обводов теоретического чертежа корпуса и конструкторская разработка геометрии деталей [1]. Все конструкции
модели проектируются с использованием компьютерной объемной графики [2].
Затем вычерчиваются чертежи деталей [3] и назначается технологический
процесс их изготовления и сборки. В спецификации каждая деталь имеет свой уникальный номер,что позволяет легко ориентироваться в огромном количестве деталей при их изготовлении и сборке узлов. Для сборки вычерчиваются чертежи конкретных узлов в трех проекциях и в аксонометрии [4].
Согласно техпроцессу составляются программы и производится вырезка листовых
деталей с использованием станка с ЧПУ [5].
Отдельно ведется изготовление токарных [6] и ручных деталей [7].
Готовые детали передаются на сборку [8].
В зависимости от сложности обводов и масштаба модели корпуса выполняются
цельными, наборными, выклеенными или композитными. Производится неоднократное шпаклевание и прошкуривание до получения гладкой поверхности под покраску [9].
По чертежам узлов выполняется сборка, пайка и склеивание надстроек и конструкций из отдельных деталей [10].
Производится покраска и сборка модели по схеме конкретной для каждой модели.
Процесс работы планируется и контролируется с использованием компьютерной
программы управления проектами «Project». Эта организационная схема, используемая современными передовыми судостроительными предприятиями адаптирована для изготовления этой модели.

Размеры макета:
Ширина 8 см
Длина 36 см
Высота 11 см

www.morkniga.ru

📌 Подводные лодки типа «Барс»

ДПЛ типа «Барс»
«Барс», головная лодка проекта, 1916 год.
Основные характеристики
Тип корабляторпедная подводная лодка
Обозначение проекта«Барс»
Главный конструкторИ. Г. Бубнов
Скорость (надводная)18 узлов
Скорость (подводная)9 узлов
Экипаж33 человека
Размеры
Водоизмещение надводное650 тонн
Водоизмещение подводное780 тонн
Длина наибольшая (по КВЛ)68 м
Ширина корпуса наиб.4,5 м
Высота3,9 м
Силовая установка

Дизель-электрическая, двухвальная

  • 2 дизеля завода Нобеля мощностью по 1320 л.с. (проект), 2 дизеля мощностью по 250 л.с. (фактически, у большинства)
  • 2 электродвигателя мощностью по 450 л.с.
Вооружение
Артиллерия1 орудие калибра 57, 63 или 75 мм, 1 орудие калибра 37 мм
Торпедно-
минное вооружение
2 носовых и 2 кормовых ТА калибра 18 дюймов (457 мм), 8 наружних ТА системы Джевецкого
ПВО1 пулемёт
Изображения на Викискладе

Подводные лодки типа «Барс» — серия российских подводных лодок начала XX века. Всего было построено 24 лодки — эта серия была самой многочисленной из всех российских проектов субмарин тех лет.

История проектирования и строительства

«Барс» стал пятым проектом профессора и известного специалиста в строительстве подводных лодок И. Г. Бубнова. Первоначально первый вариант проекта был разработан одновременно с типом «Морж» и отличается от него бо́льшим водоизмещением, запасом топлива и мощностью двигателей. Из-за отсутствия средств постройка таких кораблей начата не была, и в марте 1912 года из-за отсутствия заказов И. Бубнов уволился с Балтийского завода.[1] 11 апреля того же года Морской генеральный штаб утвердил технические требования к новому проекту мореходных подводных лодок и выслал их Балтийскому заводу и новому Судостроительному акционерному обществу «Ноблесснер», которое ещё только планировало построить у Ревеля специальный завод для изготовления подводных лодок. 2 августа 1912 года были рассмотрены поданные проекты. Проект Бубнова был представлен от имени «Ноблесснера» и был принят к строительству. До 1917 года планировалась постройка 18 кораблей: 12 на заводе «Ноблесснер», из них 8 для Балтики и 4 для Сибирской флотилии, и шести на Балтийском заводе, в том числе четырёх для Балтфлота и двух для отправки на Дальний Восток.

В качестве двигателей надводного хода на каждой лодке должны были стоять по два дизеля завода «Л. Нобель» мощностью по 1320 л.с., заказанные в Германии у Круппа, однако заказ был сорван, и штатные дизели получили только «Кугуар» и «Змея». Две другие лодки, «Единорог» и «Угорь» довольствовались парами дизелей «Нью-Лондон» по 420 л. с., четыре лодки и вовсе получили по два 250-сильных дизеля Коломенского завода, снятых с канонерских лодок типа «Шквал».

В 1915 году были дозаказаны ещё шесть лодок для Чёрного моря, заложенные на заводе в Николаеве. Две из них получили штатные дизели «Л. Нобель», ещё на двух стояли Коломенские, по 250 л. с.

Конструкция

Подводная лодка «Волк», 1916 год

Лодки типа «Барс» были однокорпусными и безотсечными. Балластные цистерны располагались в оконечностях лодки. Безотсечная конструкция позволяла командиру иметь весь экипаж на виду и эффективнее им управлять. Однако, отсутствие внутренних переборок делало лодку крайне уязвимой в случае тарана или сильной течи.

Вооружение

Лодка была вооружена двумя носовыми и двумя кормовыми ТА калибра 18 дюймов (457 мм) без запасных торпед, а также восемью наружными решётчатыми аппаратами системы Джевецкого (снятые с вооружения до Первой Мировой войны).

Представители

Балтийский флот — построены на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, или верфи «Ноблесснер», специально созданной в Ревеле для строительства подводных лодок.

КорабльИстория службы
БарсПропала без вести в мае 1917
ЕдинорогЗатонула 25 февраля 1918
ГепардЗатонула 28 октября 1917
Кугуарразобрана? 1922
ЛеопардПереименована в Красноармеец — разобрана? 1936
ЛьвицаПогибла в июне 1917
ПантераПотопила британский эсминец HMS Vittoria во время английской интервенции в Советскую Россию, переименована в Комиссар, переименована в Б-2, в 1941 году переформирована в учебное судно, использовалась как ПЗС.
РысьПереименована в Большевик, затонула после аварии 13 сентября 1935
ТигрПереименована в Коммунар разобрана? 1936
ТурПереименована в Товарищ затонула после аварии 25 июня 1935
УгорьЗатонула 27 марта 1920
Вепрьразобрана 1922
Волкзатоплена 1936
Ягуарзатоплена 1936
Язьразобрана в 1922
ЗмеяПереименована в Пролетарий затонула в результате аварии 22 мая 1931
ЁршЗатонула после аварии 22 мая 1931
Форельразобрана в 1922

Черноморский флот, построены на Николаевском заводе, Николаев.

КорабльИстория службы
Буревестникзахвачена немцами, переименована в US 1 и передана белогвардейцам в 1918. Интернирована, разобрана в 1924 году
Гагаразахвачена немцами, переименована в US 4, затоплена 26 апреля 1919 года
Лебедьне достроена, захвачена немцами, затоплена 26 апреля 1919 года
Орланзахвачена немцами и затоплена 26 апреля 1919 года
Пеликанне достроена, захвачена немцами и затоплена 26 апреля 1919 года
Утказахвачена немцами и передана белогвардейцам в 1918, интернирована и разобрана в 1924 году

Современный статус

В 2009 году затонувшая подводная лодка «Единорог» была обнаружена на дне Финского залива научно-исследовательским судном Морского музея Эстонии «Mare».[2]

В том же, 2009 году в Балтийском море, районе острова Готска-Сандён, шведскими моряками была обнаружена лодка типа «Барс» (предположительно «Гепард»).[3]

Примечания

Литература

  • Э. А. Ковалёв Рыцари глубин. Хроника зари российского подплава. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. — 445 с. — ISBN 5-9524-1473-7
  • В. Н. Лавров Первые российские подводные плаватели. — СПб.: «Судостроение», 2006. — 216 с. — ISBN 5-7355-0686-2

Ссылки

dic.academic.ru

Подводная лодка типа «Барс»

Подводные лодки типа «Барс» («Барс», «Гепард», «Вепрь», «Волк», «Змея», «Единорог», «Угорь», «Ерш», «Форель», «Тигр», «Львица», «Пантера», «Кугуар», «Рысь», «Леопард», «Тур», «Ягуар», «Язь», «Гагара», «Утка», «Орлан», «Буревестник», «Пеликан», «Лебедь») строились на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, в г. Николаеве, а также обществом «Ноблесснер» в г. Ревеле в 1912−1917 гг. Этот 5-й проект И. Г. Бубнова, близкий к проекту ПЛ типа «Морж», отличался от него удлинением на 3 шпации, более мощными дизелями и увеличенным запасом топлива. Серьезными недостатками русских лодок по-прежнему оставались медленное погружение, отсутствие водонепроницаемых переборок прочного корпуса, (что значительно уменьшало их живучесть), пренебрежение средствами регенерации воздуха. Из-за задержек поставок двигателей мощностью 1320 л.с. на большинстве новых субмарин были установлены нештатные дизели. ПЛ типа «Барс» активно участвовали в Первой мировой войне, составляя основу российских подводных сил. Многие из них погибли, 4 ПЛ остались недостроенными.


Основные тактико-технические элементы:
— водоизмещение
(надводное / подводное), т     650 / 780
— длина, ширина, осадка, м       68×4,5×3,9
— глубина погружения, м            50
— количество и мощность двигателей
(надвод./ подвод. хода), л.с.    2×250 / 2×450
— скорость хода
(надвод./ подвод.), уз.              11,5 / 8,5
— дальность плавания, мили
(надвод./ подвод. Ходом)         2500 / 30
— вооружение:
орудия (количество, калибр)    1×57-мм
1×37-мм
пулеметы, шт.                            1
носовые трубчатые ТА, шт.      2
кормовые трубчатые ТА, шт.    2
наружные решетч. ТА, шт.        8

Смотрите также

podlodka.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *