Содержание

Подводная лодка Акула - проект 941, русская АПЛ типа Тайфун, какие размеры, ТТХ, длина, высота и экипаж

Советский Союз и США до начала 70-х годов сохраняли по отношению друг к другу ядерный паритет. Ни та, ни другая сторона не обладали подавляющим превосходством друг над другом в количестве ядерных боеголовок и средств доставки. В СССР ставку делали на шахтные установки ядерных межконтинентальных ракет и атомный подводный флот. Стратегическая авиация была малочисленна и не обладала теми качествами, которые бы обеспечили ей превосходство в воздухе над противником. В Соединенных Штатах, наоборот, на тот момент уже существовала ядерная триада, в которой основной акцент делался на стратегическую авиацию и шахтные пусковые установки МБР.

Акула

Однако даже такое большое количество ядерных боезарядов и средств доставки, способное многократно уничтожить все живое на планете, не могло удовлетворить ни советскую, ни американскую сторону. В обеих странах шел поиск пути для создания преимущества первого удара. Стремительно развивавшаяся гонка вооружений в этом направлении привела к появлению самых крупных в истории человечества подводных кораблей, советских атомных подводных лодок проекта 941 типа «Акула».

Причины, объясняющие появление стального монстра

Огромный стальной монстр с размером в 9-ти этажный дом стал ответом на появление в США в составе ВМС АПЛ типа «Огайо». Эта подводная лодка могла нести на борту 24 межконтинентальные ракеты. Ни один подводный корабль в СССР не обладал подобной огневой мощью. Наличие у противника подобных субмарин сводило на нет существующее равновесие в средствах доставки, с таким трудом достигнутое к этому времени. Разработанный в Советском Союзе проект 941 мог не только лишить американцев превосходства в морской компоненте ядерной триады, но и дать определенное преимущество.

Этим и вызван очередной виток морской гонки вооружения. В советских конструкторских бюро и за океаном закипела работа. Каждая из стран старалась первой создать стратегический подводный ракетоносец.

Спуск на воду Огайо

Причины же появления корабля таких размеров объясняются технической стороной вопроса. Все дело в том, что советская атомная субмарина создавалась с расчетом опередить американцев по мощности ракетного залпа. АПЛ проекта 941 должна была нести на борту новые межконтинентальные баллистические ракеты Р-39, которые превосходили американские межконтинентальные ракеты «Трайдент-1», размещенные на подводных ракетоносцах типа «Огайо». Советская ядерная дубинка могла нести 10 ядерных боеголовок, вместо 8 на американской ракете, и летела ракета Р-39 гораздо дальше, чем ее американская коллега. Новая советская ракета имела три ступени и по проекту должна была весить до 70 тонн. Имея такие технические характеристики основного средства вооружения, советским конструкторам предстояло решить сложную задачу — создать соответствующую пусковую платформу.

К тому же на новом атомном подводном ракетоносце планировалось сразу установить 20 таких ракет. Ввод в строй новых советских атомоходов должен был охладить воинствующий пыл заокеанских стратегов. Как отмечали иностранные источники, советская подводная лодка «Акула класса «Тайфун» по классификации НАТО одним своим залпом могла стереть с лица земли все Западное побережье США. Наличие у Советов 3-4 ракетоносцев этого типа поставило бы под угрозу всю территорию США, не говоря уже об уязвимости территорий стран-союзников по блоку НАТО.

Загрузка ракетной шахты

Огромная разрушительная мощь сродни удару тайфуна, которой обладала советская субмарина, стала поводом для того, чтобы ей на Западе присвоили соответствующее название «Тайфун». По классификации лодки проекта 941 имели шифр «Typhoon».

Для справки: По классификации НАТО подводными лодками «Акула» назывались советские многоцелевые подводные корабли типа «Щука-Б» проекта 971, построенные уже в середине 80-х годов. Шифр НАТО «Akula»присвоен этим кораблям по названию головного корабля проекта АПЛ К-284 «Акула», вошедшей в строй Тихоокеанского флота в 1984 году.

Рождение рекордсмена

В Советском Союзе уже были случаи создания образцов техники – рекордсменов. Это и самый большой в мире транспортный самолет АН-22 «Антей» и первый в мире атомный ледокол «Ленин». В военном плане СССР также доставлял американским военным немало хлопот, создавая превосходную военную технику. Советские межконтинентальные баллистические ракеты последнего поколения наводили ужас за океаном. Не отставал в этом плане и военно-морской флот, поэтому самая большая в мире атомная подводная лодка «Акула» не стала для советской страны неожиданностью.

Сравнение размеров

Советский корабль, построенный в начале 80-х годов XX века, остается и в наши дни непревзойденным достижением конструкторской мысли. По многим техническим параметрам новая атомная субмарина по праву считается самым грандиозным советским военным проектом. Уже только технические измерения корабля потрясают воображение, не говоря о стоимости постройки судна таких масштабов. Длина корабля составляет 173 метра, а ширина корпуса составляет 23 метра. Корпус лодки — это стальная сигара величиной с 9-ти этажное здание. Только осадка лодки составляла 12 метров. Такие размеры соответствовали и огромному водоизмещению. Советский подводный ракетоносец имел водоизмещение линкора времен Второй Мировой войны – 50 тыс. тонн.

По водоизмещению АПЛ «Акула» втрое превосходила своего оппонента-  подводную лодку типа «Огайо». Если говорить о названии корабля, то советский вариант имеет народное происхождение. Еще на стапелях лодку стали называть акулой. Это сравнение было настолько удачным, что в последствие прижилось в военных и в политических кругах. Впервые на широкой публике новый атомный ракетный крейсер назвал «Акулой» Генеральный Секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев.

Первая Акула

Для справки: В отечественном флоте первая подводная лодка, носившая название «Акула», была создана еще в 1909 году. Конструктором субмарины стал Иван Бубнов. Лодка погибла в Первую Мировую войну во время боевого похода.

История строительства советского подводного атомохода проекта 941

С задачей разработать проект советского подводного супер-крейсера прекрасно справились конструкторы ЦКБ морской техники «Рубин» — флагмана советской кораблестроительной отрасли. В 1972 году ленинградцами было получено техническое задание на разработку проекта подводной атомной лодки стратегического назначения III поколения. Проектные работы возглавил талантливый советский конструктор С.Н. Ковалев, за плечами которого были уже готовые и успешные проекты. Его детища бороздили моря и океаны, оставаясь надежным щитом Советского государства. С 1973 года, после Решения советского правительства в стенах ЦКБ «Рубин» закипела работа над созданием проекта.

Местом постройки новых судов такого размера стало предприятие «Севмаш». Для постройки новых кораблей на территории верфи были специально возведен новый эллинг громадных размеров. В акватории судостроительного завода для прохода кораблей такого большого водоизмещения были проведены дноуглубительные работы.

Акула на стапеле

Уже через три года на стапелях «Севмаша» была заложена первая головная субмарина проекта 941. Корабль получил заводской индекс ТК-208 (тяжелый крейсер – 208). Всего планировалось построить по данному проекту 7 судов на протяжении последующих 10-15 лет. Следует отметить, что советские конструкторы сумели обогнать своих американских коллег, раньше создав готовый проект нового подводного ракетоносца. Спуск на воду в сентябре 1980 году новой советской субмарины колоссальных размеров стал для американцев настоящим шоком. Первая лодка типа «Огайо» сошла на воду в декабре 1981 года, когда советский ракетоносец вошел в состав действующего флота.

За 8 лет, начиная с 1981 по 1989 гг., в Советском Союзе было построено 6 однотипных судов. Запланированный к постройке седьмой корабль так и остался на стапелях, даже с учетом того, что для субмарины были готовы основные корпусные конструкции. Постройку советских атомных ракетоносцев проекта 941 обеспечивало более 1000 предприятий-смежников. На одной только верфи «Севмаш» над строительством корабля трудилось 1200 человек.

Интересная деталь: из 6 кораблей, построенных по проекту, самый первый оказался долгожителем. Субмарина КТ-208, спущенная на воду в далеком 1981 году продолжает оставаться в строю и сегодня. Теперь это ТПРКСН (тяжелый подводный ракетный крейсер стратегического назначения) «Дмитрий Донской», лодка КТ-208 проекта 941.

Особенности конструкции подводного ракетоносца проекта 941

Для непосвященных, лодка представляет собой огромную стальную сигару китообразной формы. Однако для специалистов особое внимание вызывают не столько размеры корабля, сколько его компоновка. Субмарина имеет двухкорпусную схему. За внешней оболочкой легкого корпуса, изготовленного из стали, находится сдвоенный основной прочный корпус. Другими словами – внутри лодки имеется два отдельных корпуса, расположенных параллельно друг другу по схеме катамаран. Прочные корпуса изготовлены из титанового сплава. Торпедный отсек, центральный пост и кормовой механический отсеки на корабле помещены в закрытые отсеки, капсулы.

Пространство между двумя прочными корпусами заполнено шахтными пусковыми установками в количестве 20 штук. Боевая рубка смещена к хвостовой части лодки. Вся передняя палуба представляет собой одну большую стартовую площадку. Такое расположение пусковых установок предполагает возможность одновременного пуска всего боезапаса. При этом пуск ракет должен осуществляться с минимальным временным интервалом. Советский ракетоносец способен осуществлять пуски ракет из надводного и из подводного положения. Рабочая глубина погружения для осуществления пуска составляет 55 метров.

Корабль имеет 19 отсеков, каждый из которых имеет сообщение с другими. В легком корпусе носовой части лодки установлены горизонтальные рули. Боевая рубка имеет усиленную конструкцию, специально рассчитанную на экстренное всплытие корабля в условиях наличия сплошного ледового щита на поверхности. Повышенная прочность является основной отличительной особенностью советских ракетоносцев III поколения. Если американские АПЛ типа «Огайо» строились для патрулирования в чистых водах Атлантики и Тихого океана, то советские подводные лодки главным образом действовали в акватории Северного Ледовитого океана, поэтому и конструкция корабля создавалась с запасом прочности, способным преодолевать сопротивление ледового панциря 2-х метровой толщины.

Снаружи лодка имеет специальное противорадиолокационное и звукоизолирующее покрытие, общий вес которого составляет 800 тонн. Другой особенностью конструкции корабля является наличие систем жизнеобеспечения в каждом отдельном отсеке. Внутренняя планировка лодки спланирована и оборудована таким образом, чтобы обеспечить выживаемость экипажа корабля в самых непредвиденных ситуациях.

Сердцем атомохода является два ядерных реактора ОК-650ВВ суммарной мощностью 380 МВт. В движение субмарина приводится уже посредством работы двух турбин мощностью 45-50 тыс. л/с каждая. Такой огромный корабль имел и соответствующего размера гребные винты – 5,5 м в диаметре. В качестве резервных двигателей на лодке были установлены два дизель-генератора мощностью 800Вт.

Гребные винты

Атомный ракетоносец в надводном положении мог развивать скорость хода 12 узлов. Под водой субмарина водоизмещением уже в 50 тыс. тонн могла двигаться со скоростью 25 узлов. Рабочая глубина погружения составляла 400 м. При этом лодка имела некоторый запас критической глубины погружения, составляющие еще дополнительные 100 м.

Экипаж

Кораблем таких больших размеров и с такими ТТХ управлял экипаж численностью 160 человек. Их этого числа треть приходилась на офицерский состав. Внутренние жилые помещения на подводной лодке были оборудованы всем необходимым для длительного и комфортного проживания. Офицеры и мичманы обитали в 2-х и 4-х местных комфортабельных каютах. Матросский и старшинский состав проживали в специально оборудованных кубриках. Все жилые помещения на лодке обслуживались системой кондиционирования воздуха. Во время длительных походов экипаж корабля, свободный от боевой смены, мог проводить время в спортивном зале, посещать  кинотеатр и библиотеку. Следует отметить, автономность корабля превышала все существующие до этого времени нормативы — 180 суток.

Основные сравнительные характеристики корабля проекта 941

Советский атомоход, вступивший в строй в 1981 году, в сравнении с другими однотипными кораблями зарубежной постройки обладал значительным превосходством. Вероятными противниками советского ракетоносца III поколения являлись:

  • американская АПЛ типа «Огайо» с 24 МБР Trident на борту, построено 18 единиц;
  • английская АПЛ «Вэнгард» с 16 МБР Trident, построено 4 единицы;
  • французская АПЛ «Триумфан» с 16 МБР М45, построено так же 4 корабля.

Советская атомная подводная лодка превосходила все перечисленные суда по водоизмещению в три раза. Имела общий вес залпа из 20 МБР Р-39 — 51 тонну. Британские и французские субмарины в этом параметре значительно проигрывали советскому ракетоносцу. Английские и французские АПЛ могли выпустить по противнику боевые заряды общим весом 44 тонны. Только американские субмарины типа «Огайо», которых было спущено неполные два десятка, могли составить конкуренцию советским подводным гигантам.

Вэнгард

Ни один другой корабль, отечественные ракетоносцы проектов 667БДРМ и 955, не могли сравниться по водоизмещению и боевой мощи с подводными лодками типа «Акула». Советские атомные субмарины, спущенные на воду в 80-е годы прошлого века, составили основу ракетно-ядерной мощи СССР и стали заделом для ядерной морской компоненты современной России.

Атомоход КТ-208 «Дмитрий Донской» остается единственным действующим кораблем этого класса в составе российского Военно-Морского флота. Два судна, КТ-17 «Архангельск» и КТ-20 «Северсталь» выведены в резерв, в 2006 и в 2004 гг. соответственно. Окончательное решение о судьбе этих двух легендарных кораблей пока не принято. АПЛ КТ-208 получила в 2002 году новое название – КТ-208 «Дмитрий Донской». Лодка единственная из всех кораблей этого типа, которая сохранила свой технологический ресурс. Это в свою очередь позволило провести на корабле в 1999-2002 гг. модернизацию по проекту 941М. Целью модернизации стало переоборудование корабля под новую БРПЛ «Булава».

Ракета Булава

Оснащение корабля новыми баллистическими ракетами не планируется. Субмарина используется в качестве самоходного плавучего испытательного комплекса новых образцов ракетной техники. Решением высокой правительственной комиссии стало продление срока эксплуатации судна до 2020 года. Атомный ракетоносец базируется на военно-морскую базу Западная Лица и входит в состав Северного флота РФ.

comp-pro.ru

Подводные лодки проекта 941 «Акула»

TR | UK | KK | BE | EN |
подводные лодки проекта 941 акула детская, подводные лодки проекта 941 акула одежда
Тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула» (SSBN «Typhoon» по кодификации НАТО) — самые большие в мире атомные подводные лодки (и подводные лодки вообще). Проект разработан в ЦКБМТ «Рубин» (Санкт-Петербург). Задание на разработку было выдано в декабре 1972 года.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Конструкция
    • 2.1 Корпус
    • 2.2 Силовая установка
    • 2.3 Обитаемость
    • 2.4 Регенерация среды
  • 3 Вооружение
  • 4 Сравнительная оценка
  • 5 Представители
  • 6 Утилизация
    • 6.1 ТК-202
    • 6.2 ТК-12
    • 6.3 ТК-13
  • 7 Современный статус
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
    • 9.1 Фото и видео
  • 10 Литература

История

Тактико-техническое задание на проектирование было выдано в декабре 1972 года, главным конструктором проекта был назначен С. Н. Ковалёв. Новый тип подводных крейсеров позиционировался как ответ на строительство США ПЛАРБ типа «Огайо» (первые лодки обоих проектов были заложены практически одновременно в 1976 году). Размеры нового корабля обуславливались габаритами новых твердотопливных трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р-39 (РСМ-52), которыми планировалось вооружить лодку. По сравнению с ракетами «Трайдент-I», которыми оснащались американские «Огайо», ракета Р-39 обладала лучшими характеристиками дальности полёта, забрасываемой массы и имела 10 блоков против 8 у «Трайдента». Однако, при этом Р-39 оказалась почти вдвое длиннее и втрое тяжелее американского аналога. Для размещения столь больших ракет стандартная схема компоновки РПКСН не подошла. 19 декабря 1973 года правительством было принято решение о начале работ по проектированию и строительству стратегических ракетоносцев нового поколения.

Первая лодка этого типа ТК-208 (что означает «тяжелый крейсер») была заложена на предприятии «Севмаш» в июне 1976 года, спуск на воду состоялся 23 сентября 1980 года. Перед спуском в носовой части ниже ватерлинии на борт подлодки было нанесено изображение акулы, позднее нашивки с акулой появились и на форме экипажа.. Несмотря на более поздний запуск проекта, головной крейсер вышел на морские испытания на месяц раньше американской «Огайо» (4 июля 1981 года). ТК-208 вступил в строй 12 декабря 1981 года. Всего с 1981 по 1989 год было спущено на воду и введено в строй 6 лодок типа «Акула». Планировавшийся седьмой корабль так и не был заложен; для него готовились корпусные конструкции (см. ниже).

Строительство «9-этажных» подводных лодок обеспечивало заказами более 1000 предприятий Советского Союза. Только на «Севмаше» 1219 человек, участвовавших в создании этого уникального корабля, получили правительственные награды.

Впервые о создании серии «Акула» заявил Леонид Брежнев на XXVI съезде КПСС, сообщив:

Американцами создана новая подводная лодка «Огайо» с ракетами «Трайдент-I». Аналогичная система — «Тайфун» имеется и у нас.

Брежнев специально назвал «Акулу» «Тайфуном», чтобы ввести противников по холодной войне в заблуждение.

Для обеспечения перезарядки ракетами и торпедами в 1986 году был построен дизель-электрический транспорт-ракетовоз «Александр Брыкин» проекта 11570 с полным водоизмещением 16 000 т, он принимал на борт до 16 БРПЛ.

В 1987 году ТК-12 «Симбирск» осуществил длительный высокоширотный поход в Арктику с неоднократной заменой экипажей.

27 сентября 1991 года во время учебного пуска в Белом море на ТК-17 «Архангельск» в шахте взорвалась и сгорела учебная ракета. Взрывом была сорвана крышка шахты, а боевая часть ракеты — выброшена в море. Во время инцидента экипаж не пострадал; лодка была вынуждена встать на небольшой ремонт.

В 1998 году на Северном флоте прошли испытания, в ходе которых был произведён «одновременный» пуск 20 ракет Р-39.

Конструкция

Энергетическая установка выполнена в виде двух независимых эшелонов, расположенных в разных прочных корпусах. Реакторы оснащены системой автоматического гашения при потере электроснабжения и импульсной аппаратурой для контроля состояния реакторов. При проектировании в ТТЗ включался пункт о необходимости обеспечения безопасного радиуса, для этого были разработаны и проверены экспериментами в опытных отсеках методы расчёта динамической прочности сложных узлов корпуса (крепление модулей, всплывающих камер и контей

www.turkaramamotoru.com

Подводная Лодка Акула(1909) — Global wiki. Wargaming.net

Служба


Россия

Исторические данные

7 декабря 1906 Заложен
22 августа 1909 Спущен на воду
октябрь 1909 Выход на испытания
19 ноября 1911 Сдан
15 ноября 1915 Гибель

Общие данные

360 / 468 т. Водоизмещение
(надводное/подводное)
56 / 3,73 / 3,3 м. Размерения
(длина/ширина/осадка)
10,65 узл. Скорость хода надводная
6,39 узл. Скорость хода подводная
50 / м. Глубина погружения
(рабочая/предельная)
1000 миль Дальность плавания надводная
28 миль Дальность плавания подводная

Энергетическая установка

Дизельно - электрическая . Тип энергетической установки
3 х Дизельмотора по 300 л.с. к-во/л.с. Двигатели надводного хода
1 х Гребной электродвигатель 300 л.с. к-во/л.с. Двигатели подводного хода

Вооружение

1 х 47 мм с 1915г . Артиллерийское
8 ТА х 45 см мин обр. 1904г шт Торпедное
2 пулемета с 1915 г шт Авиационное

Экипаж

35 чел. Общая численность
4 чел. Офицеры
31 чел. Матросы

«Акула» — российская средняя подводная лодка, построенная на верфи в Кронштадте в 1906—1910 годах по проекту, разработанному в 1905 году И. Г. Бубновым и являвшемуся развитием проекта «Касатка». Подводная лодка в 1914–1915 гг. совершила 17 боевых походов. Впервые использовалась как крейсер в поисках цели в открытом море. Была модернизирована как минный заградитель. Под влиянием потери «Акулы», командование Балтийским флотом отказалось от дальнейшего применения подводных лодок для минных постановок.

История создания

Проект включили на рассмотрение заседания Кораблестроительного и Минного отделов МТК, проект представлял собой новой подводной лодки водоизмещением 380т с рядом усовершенствований в отличие от ПЛ Дельфин и Касатка. Основная цель создания такого проекта являлась заполучить в состав флота крейсерские ПЛ. Дав одобрительное решение по этому проекту на совещании МТК, постройку поручили Балтийскому заводу, а контроль возлагался на инженера И.Г.Бубнова. 9 февраля 1906 года Отдел сооружений ГУКиСА выдал наряд №4457 на постройку двух подводных лодок на 117т и 360т сроком на 20 месяцев.

Предпосылки к созданию

После Русско-Японской войны Главный морской штаб принял решение о необходимости патрулирования берегов и боевых действий в открытом море подводных лодок. Штаб не устраивало вооружение Касаток из внешних решётчатых аппаратов системы Джевецкого. Для этого инженер И. Г. Бубнов специально разработал два проекта: малый получил название «Минога», большой — «Акула». Обе лодки считались Морским техническим комитетом (МТК) «опытными, постройками которые должны послужить к самостоятельному развитию отечественного подводного строительства.

Проектирование

Схема подводной лодки VIIB серии

Имея перед собой чёткие цели и потребности в октябре 1906 года разработали проект большой подводной лодки водоизмещение 360т с трехвальной силовой установкой и четырьмя трубчатыми торпедными аппаратами, именовавшиеся впоследствии Акула. Вносимые И.Г.Бубновым изменения в проекте, особенно последние кардинально изменили проект вот так в 1906 году Акула считалась передовой подводной лодкой, но из за ряда причин постройка растянулась на 5 лет и была закончена только в 1911 году, и к этому времени Акула считалась технологически и морально устаревшей.

Постройка и испытания

Технические условия и спецификация Акулы были утверждены 7 декабря 1906 года. Первая партия стали для ПЛ прибыла 30 марта 1907 года и Балтийскому заводу, не имея точных планов, но имея сроки пришлось начать строительство, не было известно габариты и масса дизельмоторов. За счёт данного факта строительство проходило медленно, дизельмоторы прибыли с опозданием на целый год и только 22 августа 1909 состоялся спуск Акулы на воду.В октябре 1909 года Акула была готова на испытания,в ходе были заменены гребной электродвигатель, гребные винты, установки волнорезов. 20 октября 1910 года Акула вышла из Петербурга в Ревель, повредила себе правый винт и ограждение среднего, так же вышел из строя один дизельмотор. Зимой 1910-1911 годов прошла незначительная модернизация установили систему парового отопления и улучшили вентиляция носового отделения. Исходя из результатов испытаний подводка лодка была далека от своего изначального проектирования, но государство не могло больше выделять финансы на данный проект и присутствовал факт в потребности подводной лодки. Так 19 ноября 1911 года контр-адмирал М.В.Бубнов утвердил решение о вступлении Акулы в строй.

Описание конструкции

Корпус

Компоновка стального корпуса была рассчитана на глубину 45 метров. Имелась никелевая обшивка 12мм, к которой снизу приклепывался лист толщиной 12мм и к оконечностям утончался до 7мм. Концевые сферические переборки на шпангоутах 30 и 155 (толщина 12 миллиметров) отделяли корпус от оконечностей ПЛ, которые состояли из шпангоутов (уголки 80х40х6 миллиметров) с 4,5-мм обшивкой и 305-м шпангоутом. Боевая рубка (шпангоуты 86-97), склепывалась из маломагнитной 12мм стали. Поверх корпуса компоновалась легкая надстройка (бимсы и стойки из угольников 45х30х4 миллиметров, шаг 305 миллиметров, толщина обшивки 3 миллиметра). Носовая балластная цистерна (емкость 29,1 тонн) заполняла всю носовую оконечность и заполнялась через клинкет с левого борта помпой. Внутри цистерны размещались хранилища запасных торпед носовые трубчатые торпедные аппараты. Дифферентная цистерна (емкость 1,3 тонны), баллер носовых горизонтальных рулей. Кормовые дифферентная и балластная цистерны имели точно такое же устройство и отличались только емкостью (1,2 и 26,1 тонн). В кормовой и носовой частях подводной лодки были спроектированы водонепроницаемые двери. В цистернах, в которой присутствовал личный состав находясь в надводном положении, были изготовлены иллюминаторы. При переходе между надводным и подводным положениями наполнялось около 100 тонн балласта. При всплытии дифферентные и средние цистерны могли на предельной глубине продуваться сжатым воздухом. В концевых цистернах вода откачивалась двумя реверсивными центробежными насосами системы "Мажино" (но это происходило в зависимости от глубины погружения производительность составляла 10-362 тонн в час), установленные в кормовом и носовом отделениях. Они же соединялись со средними и дифферентными цистернами трубопроводом. В дополнении ручная и электрическая трюмные помпы. В нижней части носового отделения размещалась аккумуляторная батарея (емкость 5050 А-ч), которая состояла из 126 элементов системы "Мэто". Аккумуляторная батарея сверху закрывалась деревянным настилом, который служил палубой для носового отделения. В трюме размещалось 13 воздухохранителей, один из которых был предназначен для ведения огня из носовых торпедных аппаратов. На настиле были установлены рундуки, крышки которых служили местами отдыха членов экипажа, а так же камбуз с рефрижератором, а также различные вспомогательные механизмы размещались с правого борта. С левого борта размещались электрокомпрессор, трюмный насосом и умывальником. В Средней части подводной лодки (шпангоуты 74-87, в нос от боевой рубки) находились офицерские помещения, которые состояли из кают-компании и трех кают, под палубой которых размещались цистерны для пресной воды.

Энергетическая установка и ходовые качества

Прямо под боевой рубкой (шпангоуты 87-97) побортно размещались топливные цистерны (суммарная емкость 17 тонн). При этом расходуемое топливо замещала забортная вода. Вся кормовая часть до сферической переборки была отведена под машинное отделение с тремя 4-цилиндровыми реверсивными дизелями, работавшими на отдельный вал. В диаметральной плоскости размещался электромотор, который использовался как гребной двигатель для подводного хода или динамомашина. По проекту на ПЛ стояли бензиновые двигатели, но такие двигатели очень опасны в эксплуатации и имеют огромную взрывоопасность на подводной лодке,за счёт данного факта Бубнов предложил заменить их на дизельные.В начале первой мировой войны установлен русский образец устройства РДП — работы дизеля под водой, разработанный командиром подводной лодки Н. А. Гудимом.

Экипаж и обитаемость

В ходе испытаний была выполнена проверка обитаемости подводной лодки, она была вполне удовлетворительна, но присутствовала огромная необходимость в чистом воздухе, так как при зарядке аккумуляторной батареи и во время хода под водой, ввиду недостаточной вентиляции, воздух отравлялся газами.

Вооружение

Минно-торпедное вооружение

Вооружение составляло четыре трубчатых торпедных аппаратов два по носу и два в корме, запас составлял четыре 450мм торпеды. Еще имелось четыре торпедных аппаратов Джевецкого, которые были установлены в вырезах надстройки. Визуальное наблюдение осуществлялось через 5 иллюминаторов выполненных в боевой рубке и пару выдвижных перископов системы Герца (длина 5 м, время подъема 20 секунд).

Вспомогательная/зенитная артиллерия

Во время Первой мировой войны дополнительно было установлено 47-мм орудие и два пулемета.

Модернизации и переоборудования

В связи с отсутствием в составе Балтийского флота подводных минных заградителей специальной постройки ПЛ "Акула" к осени 1915 г. оборудовали устройство для транспортировки и поставки 4 таких же мин, которые использовались на подводном минном заградителе Черноморского флота "Краб". Мины крепились бугелями в гнездах на верхней палубе позади рубки, а после освобождения вручную походных креплений скатывались за борт по наклонным кронштейнам.

История службы

  • 1911 сентябрь - вступила в строй;
  • 1913 - при организации Бригады подводных лодок Балтийского моря вошла в состав 1-го дивизиона;
  • 1914-1915 учавствовала в 1 мировой войне поисковые действия на коммуникациях противника в Балтиском море, обеспечение и прикрытие минно-заградительных и набеговых действий лёгких сил флота
  • 1914 9 октября - при выходе из Соэлозунда вместе с ПЛ Аллигатор, обе подводные лодки сели на мель. ПЛ Акула удалось сняться с мели самостоятельно.
  • 1914 8 ноября - обнаружила крейсер Amazone у Готска-Скандэ и с расстояния около 7 каб. в 4.05 выстрелила одной торпедой по приближающимся миноносцам. Немцы, заметили пенную дорожку от торпеды, и успели отвернуть;
  • 1915 - при Бригаде подводных лодок Балтийского моря дивизии вошла в 3 дивизион;
  • 1915 8 мая - обнаружила крейсер типа Бремен была предпринята попытка сблизиться с ним, но ПЛ была атакована гидросамолётом, сбросившим 4 бомбы.
  • 1915 21 мая - на траверзе озера Папанзее промахнулась двумя торпедами по германскому броненосцу береговой обороны Beowulf.

Гибель

15 ноября 1915 года начался 17 боевой поход целью которого была минная постановка у Мемеля, вечером 15 ноября 1915 года подводную лодку "Акула" еще видели с береговых постов у берега, где судно укрывалось от шторма это были последние сведения - обстоятельства гибели ПЛ "Акула"

В Балтийском море близ острова Хийумаа заметили водолазы Танель Урм и Мадис Тапупере из организации «Technical Diving Estonia», она находится на глубине в 30 метров. Они считают, что речь идет о российской подлодке «Акула» времен Первой мировой войны. Совместные погружения 29 июня 2014 года дайверов проекта «Поклон кораблям Великой Победы», эстонской команды Deep Explorer и латвийских водолазов определили, что найден уникальный объект, который искали почти 100 лет — русская боевая подводная лодка «Акула». Как рассказал Мадис Тапупере, передняя часть подлодки пострадала от взрыва (предположительно, это был взрыв мины), в условиях очень хорошей видимости удалось на левой стороне кормовой части подлодки под слоем ракушек найти чёткую, хорошо сохранившуюся надпись „Акула“» в целом, по его словам, судно хорошо сохранилось, у лодки цел перископ, капитанский мостик и компас еще на месте, и сохранилось три винта сзади.Поднимать судно на поверхность скорее всего, не будут. Российская подводная лодка "Акула", затонувшая во время Первой мировой войны неподалеку от эстонского острова Хийумаа, взята под охрану государства, сообщила в среду газета Postimees. "Министр культуры Эстонии Урве Тийдус подписала указ, согласно которому останки подводной лодки "Акула" признаны историческим объектом морской археологии международного значения и взяты под охрану государства. Теперь без официального разрешения эстонского департамента культурного наследия в районе затонувшей подлодки запрещена любая деятельность, которая может негативно повлиять на останки "Акулы".

Место гибели

В Балтийском море близ острова Хийумаа

Командиры

  • Власьев С.Н. (19.11.1907 - 20.02.1915)
  • Виноградов В.А. (1909)
  • Гудим Н.А. (20.021915 -15.11.1915)

См. также

Примечания

Видео

Литература и источники информации

Галерея изображений

wiki.wargaming.net

Виртуальная экскурсия по ТПРК проекта 941 "Акула"

Камрады, приглашаю вас на экскурсию по тяжелому атомному подводному ракетному крейсеру проекта 941 «Акула» (по классификации НАТО — Typhoon). Поскольку самопровозглашенный (модное нынче словечко) экскурсовод демобилизовался, когда сие чудо, за свое громадное, превосходящее все разумные пределы водоизмещение — около 50000 тонн — прозванное «водовозом» (примерно половину этого веса составляет балластная вода) еще только проходило испытания и «экскурсовод» видел его только снаружи, прошу строго не судить. Обещаю комментировать только то, о чем знаю или с высокой степени достоверностью догадываюсь.

Небольшое уточнение. Эту лодку за два прочных корпуса часто называют катамараном, что в корне неправильно — легкий корпус один, а что там внутри напихано — это уже третий вопрос. Кроме того, прочных объемов не два, а пять: в носовой части между корпусами находится торпедный отсек с 6-ю 533-мм торпедными аппаратами, боезапасом из 20-и торпед и устройством быстрого заряжания; за ракетными шахтами (20 шт.), размещенными между корпусами, под ограждением выдвижных устройств находится прочный модуль из двух отсеков — ГКП и отсек радиотехнического вооружения; и наконец в корме расположен еще один прочный модуль, обеспечивающий переход из корпуса в корпус. Всего на лодке 19 отсеков.

А сейчас начнем нашу «экскурсию». Общий вид «водовоза» вы неоднократно видели на других фотографиях, начнем с подъема на корпус.

1. Вид на ракетную палубу со стороны обтекателя всплывающих спасательных камер и ограждения рубки.

2. Вид на корму. Хорошо виден приоткрытый люк и кабели приема питания с берега — во время стоянки в базе реактор заглушен и для обеспечения корабля электричеством пользуемся береговой станцией.

3. Кормовой входной люк. Серое кольцо между красным и белым как раз и есть та зеркальная площадка для посадки спасательных средств, которая на «Курске» якобы треснула, что не позволило спасателям посадить свои устройства.

4. Видеокамера телевизионного комплекса МТК-100.

5. Вид на ракетную палубу с открытой крышкой ракетной шахты.

6. Снова вид в корму. Хорошо видны выступающие из воды кольцевые насадки винтов, снижающие шумность.

7. Пора и внутрь. В ограждении рубки, нам еще придется подняться на мостик.

8. Трап, ведущий на мостик.

9. Прежде, чем зайти на мостик, осмотримся на выдвижные устройства. Насколько я могу судить, перед нами РЛК «Радиан».

10. То же, но покрупнее.

11. Еще одно выдвижное — рамка радиопеленгатора «Зона».

12. Антенна космической связи «Синтез». Кроме представленных здесь, есть и другие выдвижные устройства — два перископа, разные антенны, РДП, но их фото нету.

13. Могу ошибаться, но возможно это часть одной из двух всплывающих камер.

14. А вот и мостик. Здесь коротает время вахтенный офицер.

15. Это тоже мостик, здесь несет вахту рулевой-сигнальщик. Сюда же, по возможности, мы выходили покурить.

16. Вид с «верхнего» мостика в нос корабля. Видна съемная леерная стойка. В походе их не ставили, только в базе для обеспечения обслуживания выдвижных устройств.

17. То же в корму. Видна крышка одного из выдвижных.

18. Наконец — вниз. Красная кольцевая конструкция одевается сразу после открытия верхнего рубочного люка и предохраняет комингс от повреждения. Под ногами — деревянные решетчатые конструкции, именуемые рЫбинами. Перед погружение они тоже снимаются и прячутся в ограждении рубки.

19 — 20. Путь вниз. У нас на «букахе» это метров 7-8, на «Акуле» надо думать поболее.

21- 26. ГКП — главный командный пункт. На лодках более в ходу центральный пост или просто центральный.

27. Переходим в следующий отсек.

28. Коридор. Слева — один из многочисленных распредщитов, справа — каюты личного состава.

29. Межпалубный трап.

30. Станция управления воздушными клапанами. Повернул рычажок влево — под действием ВСД (воздуха среднего давления — 30-60 атмосфер) клапан закрывается, повернул вправо — открывается. Очень удобно, а то до иных клапанов пока доберешься... Кроме ВСД есть еще ВВД — воздух высокого давления, на моей лодке — 400 атмосфер. Он применяется в основном для продувания балластных цистерн. За станцией видны закрепленные по штормовому ящики ЗИП.

31. Снова коридор, теперь уже ГРЩ по обе стороны.

32. Ну а как же без наглядной агитации? Творчество замполита.

33. Окрашенное красным — средства борьбы за живучесть, в данном случае — раздвижной упор и деревянная доска.

34. Жизнь подводника — нижний выходной люк. Штуковина из обрезиненного брезента вокруг него — тубус. При аварийном покидании лодки люк открывается, опускается тубус (где-то 1 метр от палубы) и отсек затапливается. Когда вода покроет нижний край тубуса, затапливание прекращается. В отсеке создается противодавление, соответствующее глубине погружения, первый моряк включается в дыхательный аппарат, подныривает под тубус и лезет наверх. С собой он тащит буй-вьюшку — деревянный бочонок с катушкой внутри, на которую намотан буйреп с карабином на конце. Морячок отдраивает верхний люк, закрепляет карабин за специальную скобу рядом с люком и отпускает буй. Благодаря положительной плавучести тот всплывает, разматывая буйреп. Морячек застегивает закрепленный на поясе специальный карабин с подпружиненным штоком за буйреп и перебирая руками буйреп начинает всплытие. Процедура это непростая. Дело в том, что под повышенным давлением в крови растворяется находящийся в воздухе азот и если не соблюдать режим декомпрессии, с понижением давления азот начинает интенсивно выделяться и кровь как бы закипает. В результате — кессонка и в лучшем случае инвалидность. Для предотвращения печальных последствий на буйрепе на определенных расстояниях от буя закреплены деревянные шары - мусинги, достигнув первого из которых шток карабина зацепляется за него и всплывающий знает, что надо отсидеться определенное время, дав азоту выйти из крови. Время зависит от глубины затопления. Отсидевшись, всплывающий рычажком убирает шток и продолжает всплытие.

35. Снова коридор. Почему я остановился на похожей фотке? Дело в том, что здесь, в районе светильников виден красный предмет. Это аварийный фонарь. В штатном режиме он закреплен в зарядном устройстве. В случае исчезновения электричества его надо найти, снять, ну и далее понятно. Естественно, мы их использовали и при необходимости работы в слабоосвещенных местах.

36-40. Всякоразные механизмы, просто для наглядности.

41. Станция ЛОХ — лодочная объемная химическая система пожаротушения. Используется, когда другими средствами пожар не потушить. Как видите, с одного поста можно подать огнегасящий (точнее — связывающий кислород) состав сразу в несколько отсеков.

42-44. Снова всякоразные механизмы.

45. Бочонок с якорем — УРМ (установка регенеративная морская), поглощает СО2. Это здоровенные бочки, наполненные специальной абсорбирующей смесью и аппаратурой, обеспечивающей их работу.

46. Токарный станок. Зачем нужен, думаю всем понятно.

47. Еще один межпалубный трап, на сей раз не вертикальный. Таких не много, в основном вертикальные. Знаете как прикольно спускаться по вертикальному трапу по аварийной тревоге с огнетушителем в руках! Возле поручней вы видите трубопровод с зелеными кольцами. Это значит, что по нему течет вода. Желтые кольца — масло, синие — воздух.

48. Какая то выгородка. Судя по знаку на двери и красному фонарю над дверью — что-то связанное с реактором, но еще не он сам.

49. А вот и вход в реакторный отсек. Вверху, пониже красного и зеленого ящиков некая конструкция, тоже красного цвета. Это зарядное устройство аварийного фонаря. Сам фонарь, как видите, отсутствует.

50-51. Его величество реактор. Снимали через стекло, т. к. аппаратные выгородки постоянно закрыты на замок, ключи у спецтрюмных.

52. Та же переборка, зарядное аварийного фонаря в левом верхнем углу.

53. Трап в комнаты отдыха.

54-56. Устройства быстрого заряжания ТА.

57. Задняя крышка ТА №5.

58. Тренажерный зал.

59. Игровой автомат «Торпедная атака». В то время подобные автоматы стояли в фойе чуть ли не каждого кинотеатра. Как видите, нашлось им место на борту подводного крейсера.

60. Бассейн.

61. Местное народное творчество: «Акула» во льдах.

62. Комната отдыха.

63. Ну и последнее, играющее в жизни подводников отнюдь не последнюю роль — гальюн. Здесь он в крайне непотребном виде, на боевых кораблях — сияет, как котовы яйца.

64-65. «Наскальная живопись» КДЖ.

66. Инструкция по продуванию гальюна.

Теперь о гальюне подробнее. Сам по себе он сильно напоминает такую же конструкцию железнодорожного вагона. С одной мааааленькой, но существенной разницей: когда в вагонный туалет вы приносите «все, что нажито непосильным трудом» и нажимаете педальку, это самое нажитое размазывается по окружающей среде. На подводной лодке, в силу обстоятельств, это невозможно. «Все, что нажито» собирается в специальный баке, объемом, если мне не изменяет склероз, 200 литров. И вот когда бак заполнен, приходит специально обученный человечек из дивизиона королей гнавна, воды и пара, тобищь дивизиона живучести и этот бак продувает. Делается это так: сначала закрывается клапан между отсеком и баком, потом открывается забортный клапан и в бак подается ВВД. Так, чтоб давление было на самую малость больше забортного. Тут главное — клапана не перепутать и не выдуть каку в трюм. А то ведь всяко бывает.

Был у нас случай. Необходимо было продуть гальюн десятого отсека. Пришел трюмный, осмотрелся — бяда! Не работает клапан между отсеком и баллоном. Шо делать, куда бежать? Ну, трюмные — народ ушлый, на экипаже шутили: «У матери было два сына, один умный, другой — трюмный». Короче, решил он, что глубина не большая, 60 метров (обычная глубина патрулирования), захлопка педальки должна выдержать. И тут новая бяда — пружина захлопки лопнула, та неплотно прилегает к горловине и при даче ВВД в отсек попрет вонючий воздух.

Но он же трюмный! Не долго думая берет аварийный конус (деревянная байда длиной метра полтора и диаметром сантиметров тридцать) и кувалдой заколачивает в дырку унитаза. Хорошо так заколачивает, старательно. Заколотил, попробовал пошатать рукой — вроде держит. Открыл забортный клапан и дал ВВД. Дал аккуратненько, как положено по инструкции.

Одна атмосфера, две, пять... Вот-вот пойдет процеес... И вдруг — взрыв, вонь и ничего не видно — это давлением вырвало конус и все двести литров продукта жизнедеятельности вынесло в помещение гальюна. Как при этом конусом не пришибло «короля» - только ему и конусу известно. Долго мы еще корму вентилировали, пытаясь избавится от неимоверной вонищи...

Ну вот, собственно, и все. Извините, если что не так. Источник

fun-space.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *