Советские подводные лодки проекта 667

Атомные подводные лодки, оснащенные ядерными ракетами, во времена Холодной войны были одним из сдерживающих факторов, избавивших человечество от ужасов войны горячей. В соревновании двух сверхдержав того времени – США и СССР, обладавших так называемыми «триадами» ядерного вооружения — подводные лодки играли важнейшую роль.

Краткая история создания

Термин «гонка вооружений» можно понимать практически буквально — обе страны гнались друг за другом в стремлении не отстать и не допустить хотя бы малейшего превосходства своего потенциального противника. Особенно это касалось стратегических вооружений, к числу которых относились и атомные субмарины. Работы над созданием советской подводной лодки проекта 667 начались в 1958 году в ответ на американский проект «Лаффайет», предусматривающий реализацию масштабной программы создания серии субмарин, оснащенных ядерным оружием. По аналогии с американцами, каждый советский подводный ракетоносец должен был обладать 16 пусковыми установками. В ходе конструкторских работ изначально задуманная конструкция, предполагавшая крепление ракет вне корпуса и оснащение лодок поворотными устройствами, переводящими ракеты из походного в боевое положение, была отвергнута и заменена на вертикальные пусковые шахты, располагающиеся внутри прочного корпуса лодки.

«Генеральский эффект»

Не последнюю роль в изменении конструкции подводной лодки проекта 667 сыграл откровенный провал демонстрации модели с поворотным механизмом тогдашнему руководителю страны Н.С. Хрущеву. В процессе демонстрации этот механизм не сработал, и ракеты застряли в промежуточном наклоне, так и не сумев перейти в боевое положение.

Строительство первой подлодки

Поражают сроки строительства и проведения испытаний первого образца подводной лодки проекта 667. Она получила обозначение проект 667А. Будучи заложенной в стапель в Северодвинске в конце 1964 года, она была спущена на воду уже в августе 1966, а в строй вступила на следующий год. Подводный корабль был назван «Ленинец» и получил обозначение К-137. В настоящее время такие темпы немыслимы, даже для обычных надводных кораблей, не говоря уже о подлодках, которые строятся зачастую десятилетиями.

Серийное производство

Освоение производства подводных лодок проекта 667 также было произведено ударными темпами. Лодки производились на двух заводах, в Северодвинске и в Комсомольске-на-Амуре. Темпы производства также были впечатляющими. В 1967 году на вооружение были принята одна лодка, в 1968 – уже четыре, еще через год – пять. С 1969 года к Северодвинску подключился и завод на Дальнем Востоке. Советский Союз в очередной раз пытался догнать американцев, построивших к концу 60-х годов уже 31 атомный подводный крейсер.

Конструкция

Подводная лодка проекта 667 имела традиционный для того времени двухкорпусную конструкцию, рули глубины располагались на рубке, ракетные шахты – за рубкой в корпусе. Атомоход был вооружен 16 пусковыми установками с баллистическим ракетами Р-27, оснащенными ядерными боеголовками по 1 мегатонне каждая и дальностью в 2500 км. Силовая установка была представлена двумя автономными блоками общей мощностью в 5200 лошадиных сил, позволявшая развивать подводную скорость до 28 узлов. Любопытный факт: американцы, не ожидавшие такой «прыти» от советской промышленности, дали неофициальное название этой лодки «Янки». На нашем флоте атомная подводная лодка «азуха» проекта 667 также получила свое неофициальное название, очевидно, из-за аббревиатуры АЗ – автомат защиты, впервые внедренном на этой лодке.

Развитие конструкции

В начале 70-х годов, в рамках логики гонки вооружений, в США была введена достаточно эффективная система гидроакустической локации подводных лодок, которая сделала отчетливо видимым местоположение советских подводных лодок на боевом дежурстве вблизи берегов Северной Америки. В результате возникла необходимость отодвинуть границы боевого дежурства от берегов потенциального противника, но для этого требовалось увеличить дальность действия ракетного вооружения. Так появились подводные лодки проекта 667 Б, получившие обозначение «Мурена».

Эти субмарины были оснащены ракетами Р-29, которые обладали межконтинентальной дальностью стрельбы и, в отличие от Р-27, были двухступенчатыми. Ракета имела значительно более крупные габариты. Соответственно, была изменена конструкция подводной лодки. Несколько увеличилась длина и особенно высота лодки за счет характерного выступа за рубкой, похожего на горб. Из имевшихся ранее 16 ракет осталось лишь 12, но с большей мощностью заряда.

Последняя серия подводных лодок

Развитие конструкции и боевых возможностей подводной лодки проекта 667 происходило непрерывно и постоянно. Совершенствовались системы вооружения, системы навигации, радиосвязи, управления огнем, а также основные и вспомогательные силовые установки, проводились работы по снижению заметности, шумности и повышению боевой живучести. Подводные крейсера этой серии выпускались, помимо уже упомянутых проектов 667А «Навага» и 667Б «Мурена», также и под литерами АУ «Налим», АМ «Навага-М», М «Андромеда», АТ «Груша», БДР «Кальмар», БД «Дельфин».

Последней серией этого типа подлодок были лодки БДРМ. Первые чертежи подводных лодок проекта 667 БДРМ появились в середине 70-х годов. Количество и качество изменений подводило лодку уже к 3-му поколению атомных ракетоносцев. Эти лодки до сих пор находятся в действующем составе подводного флота России. Оснащенные межконтинентальными баллистическими ракетами Р-27РМ и Р-27РМУ2 «Синева», с дальностью поражения до 8300 км, подводные лодки проекта 667 БДРМ продолжают оставаться эффективным инструментом сдерживания потенциального агрессора. Первая лодка этой серии была заложена в 1981 году и поступила в состав ВМФ в конце 1984 года. Всего было построено 7 подводных лодок проекта 667 БДРМ, одна из которых переоборудована в носитель маломерных подводных аппаратов.

Мирная и военная служба

Дважды с подводной лодки проекта 667 БДРМ были осуществлены запуски спутников, причем один из этих спутников был немецкого производства. Лодки практически постоянно находятся на боевом дежурстве, выполняют учебные стрельбы, в основном из акватории Баренцева моря, и совершают автономные переходы, в том числе и через Северный полюс.

fb.ru

Атомная подводная лодка «Груша» К-423 проект 667АТ

Надо же знать на каком корабле я служил

В 70-е годы в США, опираясь на успехи, достигнутые в области создания миниатюрных высокоэкономичных воздушно-реактивных двигателей, приступили к разработке малоразмерных дозвуковых стратегических крылатых ракет воздушного и морского базирования. Последние должны были запускаться из стандартных торпедных аппаратов калибром 533 мм, совершать полет на малой высоте и поражать наземные цели ядерными БЧ на дальности до 2000–2500 км с относительно высокой точностью (КВО менее 200 м). Появление нового высокоэффективного оружия грозило нарушить уже сложившийся между сверхдержавами баланс в области стратегических ядерных вооружений. Это потребовало от Советской стороны поиска «адекватного» ответа.

Перед отраслевой наукой и промышленностью была поставлена задача провести оценку технической возможности и военной целесообразности создания стратегических крылатых ракет, аналогичных американской КР типа «Томагавк». Анализ показал, что задача может быть решена в течение пяти-шести лет, однако относительно целесообразности проведения подобных работ мнения специалистов разделились, многие считали ненужным создание стратегических КР, так как они будут значительно уступать баллистическим ракетам в способности преодоления ПРО противника, потребовав при этом значительных государственных ассигнований на создание и развитие инфраструктуры, обеспечивающей их использование. В частности, для КР нужно было создать цифровые карты местности территории вероятных противников и мощные вычислительные центры, необходимые для обработки и ввода в системы наведения ракет информации о рельефе местности по маршрутам полета.

В пользу КР говорили их относительная простота и дешевизна, возможность использования различных (в том числе и не специально созданных) носителей, а также высокая вероятность преодоления ПВО противника за счет маловысотного профиля полета и малой радиолокационной заметности.

В результате руководство СССР в 1976 году приняло принципиальное решение о разработке стратегических крылатых ракет воздушного, морского и наземного базирования. При этом предполагалось создать морские КР двух типов — малоразмерные дозвуковые, способные стартовать из ТА подводных лодок, и более крупные сверхзвуковые, стартующие из специальных вертикальных ПУ.

Создание дозвуковой крылатой ракеты 3М-10 (РК-55) «Гранат», являющейся аналогом американской ракеты «Томагавк», было поручено свердловскому НПО «Новатор», возглавляемому Л.В. Люльевым. Разработка КР была начата в 1976 году. В 1984 году, на четыре года позже, чем американский аналог («Томагавк»), ракета была принята на вооружение.

Для обеспечения боевого применения КР, оснащенных экстремальной корреляционной системой наведения, в ВМФ был создан специальный вычислительный центр по формированию цифровых карт местности предполагаемых театров военных действий и выработке полетных заданий. Аппаратура системы управления ракеты, подводной лодки и берегового вычислительного центра была разработана НИИ авиационного приборостроения (директор и главный конструктор А.С. Абрамов).

Технический проект по переоборудованию АПКР пр. 667А (пр. 667АУ) в АПКРРК по пр. 667АТ (шифр «Груша») создавался ЦКБ МТ «Рубин». Корабль данного типа предназначен для нанесения ударов по военным, промышленным и административным объектам на территории противника дозвуковыми стратегическими крылатыми ракетами ЗМ-10 (РК-55) комплекса «Гранат».

Стратегическая крылатая ракета РК-55 «Гранат» имеет стартовую массу 1700 кг, длину 8,09 м и диаметр корпуса 0,51 м. Она оснащена турбореактивным маршевым двигателем и твердотопливным стартовым ускорителем. КР несет ядерную боевую часть мощностью 100 кТ. Крейсерская скорость соответствует М=0,7, максимальная дальность — 3000 км, система наведения — инерциальная, с экстремальной корреляцией по рельефу местности.

Крылатая ракета ЗМ-10 запускалась из ТА, в котором она находится со сложенными консолями крыльев, пристыкованным стартовым ускорителем и с загерметизированным маршевым двигателем.

Перед пуском ТА заполняется водой кольцевого зазора, и для открывания передней крышки давление воды в нем сравнивается с забортным. После выхода ракеты из ТА запускается стартовый ускоритель, с помощью которого она выносится на поверхность. При этом раскрываются консоли крыльев и запускается маршевый ТРД, а стартовый ускоритель отделяется.

Первоначально в качестве носителей комплекса «Гранат» предполагалось использовать ПЛА второго и третьего поколений, а также АПКР пр. 667А, выведенные из состава МСЯС в соответствии с договором ОСВ-1. На последних вместо вырезанных ракетных отсеков с шахтами для БР вставили блок из двух отсеков, в кормовом из которых находились восемь бортовых 533-мм ТА (по четыре на борт, расположенных под углом к диаметральной плоскости корабля), стеллажами на 24 КР комплекса «Гранат» (при общем боезапасе в 32 ракеты, восемь из которых находятся в ТА) и устройствами быстрого перезаряжания ТА. Компоновка механизмов и оборудования в других отсеках прочного корпуса осталась без изменений, только в носовом торпедном отсеке 400-мм ТА заменили на 533-мм ТА, доведя их общее число до четырнадцати (в некоторых источниках говорится (скорее всего ошибочно) о сохранении торпедного вооружения 667-го проекта — четыре 533-мм торпедных аппарата с боекомплектом 12 торпед типа 53–65К и СЭТ-65, а также два 400-мм ТА (восемь торпед СЭТ-73)). Длина нового блока оказалась больше вырезанных ракетных отсеков. В результате возросли длина и водоизмещение корабля.

Одновременно с переоборудованием, было заменено РТВ. С целью повышения боевой устойчивости лодки на ней реализовали комплекс мероприятий, направленных на снижение уровня первичных акустических полей и помех работе ГАК. В ходе модернизации корабли получили усовершенствованный навигационный комплекс «Тобол-667АТ» и ряд других новых или модернизированных систем. ГЭУ и основные общекорабельные системы остались фактически без изменений.

Изначально по проекту 667АТ предполагалось переоборудовать шесть АПКР пр. 667А, в том числе по три на СРЗ «Звезда» (г. Владивосток) и на МП «Звездочка» (г. Северодвинск). Причем новые блоки должны были изготавливаться соответственно на ССЗ им. Ленинского комсомола (Комсомольск-на-Амуре) и на СМП (г. Северодвинск). Головным АПКРРК проекта 667АТ должна была стать К-236 (зав. № 153) со сдачей в 1985 г. Однако из-за неготовности СРЗ «Звезда» к столь масштабным работам они велись крайне медленно, и головной стала К-423, проходившая переоборудование на МП «Звездочка».

Одновременно с переоборудованием кораблей шли испытания комплекса «Гранат» (на одной из ПЛА проекта 671РТМ СФ), которые успешно завершились в 1984 г. Завод им. Ленинского комсомола изготовил два новых средних блока для К-236 (зав. № 153) и К-399 (зав. № 151). На первом корабле даже вварили средний блок и полностью сформировали корпус.

Однако из-за прекращения финансирования в марте 1990 г. работы свернули, а ПЛА передали ОФИ на долговременное хранение. К-408 (зав. № 416) — третью тихоокеанскую лодку, предполагавшуюся к переоборудованию по проекту 667АТ, 17.07.1988 г. исключили из боевого состава флота. На ней какие-либо работы не проводились вообще.

ПЛ «К-253»

03.11.1966 г. зачислена в списки кораблей ВМФ и 01.11.1969 г. вступила в строй ВМФ СССР.
28.11.1969 г. включена в состав КСФ. 12 эскадра ПЛ СФ, позже в 31 дивизию 3 Фл. ПЛ СФ.
04.1970 г. во время маневров «Океан-70» впервые в ВМФ произвела стрельбу БР из района Северо-Восточной Атлантики по наземному полигону «Норильск», за что получила приз МО СССР «За успешные ракетные стрельбы».
17.05.84–20.12.88 на СРЗ «Звездочка» в Северодвинске была модернизирована по проекту 667АТ (по другим данным 1986–1989гг.).
03.06.1993 г. исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ и поставлена на прикол в губе Сайда (г. Гаджиево).
В 2000 г. передана на СРЗ «Нерпа» для утилизации.

ПЛ «К-395»

21.06.1967 г. зачислена в списки кораблей ВМФ и 05.12.1969 г. вступила в строй ВМФ СССР.
09.01.1970 г. включена в состав КСФ. 12 эскадра ПЛ СФ.
1971 г. завоевала приз ГК ВМФ по ракетной подготовке.
10.1972 г. ПЛ совершила поход к Северному Полюсу, за что 24.11.1972 г. награждена Вымпелом МО СССР «За мужество и доблесть».
24.06.88–30.12.91 на СРЗ «Звездочка» в Северодвинске была перевооружена модернизирована по проекту 667АТ.
01.09.2002 г. Выведена из боевого состава флота.

ПЛ «К-399»

21.06.1967 г. зачислена в списки кораблей ВМФ СССР и 24.12.1969 г. вступила в строй ВМФ СССР.
09.01.1970 г. включена в состав КТОФ.
24.11.1972 г. Награждена Вымпелом МО СССР «За мужество и воинскую доблесть».
18.01.1982 г. на ДВЗ «Звезда» в пос. Большой Камень Приморского края поставлена для модернизации и перевооружения по проекту 667АТ).
19.04.1990 г. Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ, поставлена на прикол в б. Павловского (г. Фокино).

ПЛ «К-423»

12.01.1968 г. Зачислен в списки кораблей ВМФ и 13.11.1970 г. вступила в строй ВМФ СССР.
24.11.1970 г. включена в состав КСФ. 19 дивизия 3 Фл. ПЛ СФ.
16.10.78–27.12.87 на СРЗ «Звездочка» в Северодвинске была модернизирована по проекту 667АТ (по другим данным 1980–1986гг.).
В 1991 г. заняла 1 место на СФ по минной постановке.
05.07.1994 г. исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ и поставлена на прикол в губе Сайда (г. Гаджиево).

Тактико-технические характеристики Проект 667АТ «Груша»
Водоизмещение надводное, м. куб. 8880
Водоизмещение подводное, м. куб. 11400
Длина, м 141,7
Ширина, м 12,8
Осадка, м 7,8
Суммарная тепловая мощность ЯР, МВт 180
Скорость в надводном положении, узлов 16,5
Скорость в подводном положении, узлов 27
Глубина погружения рабочая, м 320
Глубина погружения предельная, м 400
Автономность, суток 70
Экипаж, чел. 121

Вооружение ракетное: тип ракетного комплекса «Гранат», количество и калибр ТА для РК 8 х 533, боекомплект (тип) КР РК-55 32 (ЗМ-10), вид старта подводный, из ТА тип ПЗРК «Стрела-2М». Количество контейнеров для хранения ЗР — 1, боекомплект ЗР — 6.
Вооружение торпедное: количество и калибр ТА, мм 6 х 533, боезапас (тип) торпед 14 (СЭТ-65, САЭТ-60М и 53–65М).
Вооружение радиоэлектронное: БИУС «Омнибус-АТ», НК «Тобол-АТ», система КН «Шлюз» (АДК-ЗМ), КСС «Молния-ЛМ 1», ГАК «Рубикон» (МГК-400), РЛК «Альбатрос» (РЛК-101), с приставкой «Корма» (РЛК-57), СОРС «Залив-П» (МРП-21A), ТК МТ-70.

turbulentt.livejournal.com

Почему РПКСН проекта 667-А послан на гибель к берегам Америки





Катастрофы

В этом году исполнилось и исполняется 20-летие двух самых страшных трагедий, случившихся в годы перестройки, — аварии на Чернобыльской АЭС и гибели стратегического подводного ракетоносца К-219. Трудно сказать, можно ли было предотвратить Чернобыльскую драму, но, уверены, ЧП на борту атомохода можно было избежать. Хотя бы просто не послав этот корабль на боевую службу в океан. Для этого имелись не только чисто организационные, но и политические причины. Генсек Михаил Горбачев как раз собирался в Рейкьявик на встречу c Рональдом Рейганом.
Вообще-то в годы правления Михаила Горбачева мы потеряли две атомные подлодки (в 1989 г. — «Комсомолец»), но то, что произошло в 500 милях от Бермудских островов с К-219, трудно объяснить с помощью логики, разве что логики начинавшегося развала флота. Во что, кстати, первый (и последний) президент СССР внес свой весомый «вклад».

Из варии в… катастрофу

Почему происходят катастрофы на море и под водой? Этот вопрос, нам представляется, волнует не только моряков, но и вызывает живой интерес у любого человека на земле. И не удивительно. Ведь, как известно, при катастрофе на море гибнет значительное число людей. Кроме этого, море всегда таило и таит необъяснимую тайну. Все это достаточно обосновано во множестве книг, излагающих трагедии на море. При этом рискованность морской профессии с особой остротой проявилась, когда начались массовые плавания подводных лодок, да еще оснащенных атомной энергетикой. Считалось, что в прошлом главной первопричиной аварийной ситуации на судах были в основном природные аномалии — штормы, шквалы, цунами. Человек, в свою очередь, совершенствовал сами суда, системы и механизмы, повышал их техническую оснащенность. Но вместе с развитием цивилизации, совершенствованием техники, бурным ростом кораблестроительной промышленности именно эти новые технические решения, как правило, и становились первопричиной — вначале аварии, а затем и катастрофы. Но это не значит, что природные силы перестали быть опасными при воздействии на корабль или подводную лодку. Просто они как бы отошли на второй план, а первопричиной аварий стали или допущенные просчеты в каком-либо техническом узле, или так называемый человеческий фактор. Однако после проявления этого первоначального фактора в силу вступала природа, переводя аварию в катастрофу. И тогда море поглощало корабль, доведенный, казалось бы, до совершенства. Вместе с кораблем погибал его экипаж. Оказать помощь в этом случае могла только современная, высокооснащенная поисково-аварийная спасательная служба.

В этой связи берем на себя смелость утверждать: именно прогресс (правда, не сам по себе, а сверхусложнение техники и оружия, которые становятся неподвластны человеку в экстремальных условиях) сегодня надо рассматривать как первопричину аварии.

Фактор неизвестности

Считаем, что следует «разложить» на отдельные составляющие корабельную аварийность. Предлагаем разделить ее на навигационную и конструктивно-техническую (назовем ее инженерной). Первая в большей степени зависит от личных промахов человека, вторая — от надежности, совершенства и живучести корабля, его систем. Конечно, такое деление весьма условно. И все-таки опыт плавания, анализ аварий и катастроф дает право сделать такое допущение. К этому следует добавить, что для предотвращения навигационных аварий прежде всего надо иметь высокое судоводительское мастерство штурманов и хорошо подготовленных командиров кораблей. Для исключения же инженерных аварий и катастроф необходимы конструктивное совершенство и высокое качество строительства кораблей.

Конечно, и в предотвращении инженерных аварий нельзя исключать профессионального мастерства экипажа, но все же главным, первейшим звеном в предотвращении инженерных аварий является надежная конструкция корабля. А если случилась авария, то требуется усилиями людей не допустить ЧП. Безусловно, в аварийной обстановке многое зависит от экипажа, от уровня его подготовки к борьбе за живучесть корабля. Но это уже вторично. И еще. Хотя действия по борьбе за живучесть и отрабатываются в базе и на ходу, все же действительное умение бороться за живучесть всегда проявлялось в фактических условиях той или иной аварийной ситуации конкретного корабля, терпящего бедствие.

По своему опыту знаем: на новых кораблях в критических ситуациях нередко возникали трудности, которые становились непреодолимы не только из-за психологической неготовности, недостаточных практических навыков человека, но и из-за технических особенностей сложнейшего устройства, каковым является современный корабль. К тому же морская стихия всегда была и остается для людей фактором повышенной опасности.

Однако в послевоенный период, когда началось бурное развитие подводных лодок, особенно атомных, принято было считать, что современный корабль обладает исключительной надежностью, живучестью, совершенными средствами обеспечения точности и безопасности плавания. Это, конечно, так. Тем не менее нельзя забывать, что современный корабль — это сложнейший продукт развития крупной промышленности, а море — исключительно опасная среда для столь тяжелого сооружения, да еще перенасыщенного пожароопасными компонентами, да и обслуживают его не автоматы-роботы, а люди, которым свойственно ошибаться.

Приведенные рассуждения, возможно, в какой-то мере объясняют, что с ростом научно-технических достижений в военном деле (и не только в нем) аварийность не уменьшается, а фактически возрастает. История развития флота подтверждает эту закономерность. Если конец первого послевоенного десятилетия в советском ВМФ был отмечен трагедией крупного надводного корабля — гибелью линкора «Новороссийск», представляющего относительно «старую» технологию, то во втором десятилетии произошла серия аварий и даже катастроф на новейших по тем временам ПЛ. Так, в 1956 г. погибла вторая из серии лодок проекта 615 М-256 (командир капитан 3-го ранга Ю. Вавакин) в районе Таллина. 22 августа 1957 г. затонула еще одна ПЛ этого проекта на Черном море (на выходе из Балаклавы). Ее удалось поднять, жертв среди личного состава не было.

На СФ 27 января 1961 г. погибла в море со всем экипажем ракетная лодка проекта 644 С-80 (командир капитан 3-го ранга А. Ситарчик). 4 июля 1961 г. на Севере еще одна трагедия — авария на борту первого советского ракетного атомохода проекта 658 К-19 (командир капитан 2-го ранга Н. Затеев). Это была первая авария советской АПЛ с гибелью людей от радиоактивного облучения. 11 января 1962 г. на СФ произошел пожар, а затем взрыв боевой торпеды на дизельной ПЛ Б-37 (командир капитан 2-го ранга А. Бегеба), стоявшей у пирса. Пожар и последовавший за ним взрыв торпеды привели к гибели части экипажа Б-37. Другая лодка, стоявшая борт о борт с Б-37, получила серьезные повреждения. Всего эта трагедия унесла 122 жизни моряков с обеих ПЛ и людей, оказавшихся неподалеку на пирсе и на берегу.

По-разному складывались обстоятельства, приведшие к перечисленным катастрофам ПЛ. Из всех аварий, если они перерастали в катастрофы, на наш взгляд, наиболее болезненно воспринималась гибель атомных подводных лодок. Крайне остро на это реагировала общественность, но и сами моряки воспринимали очень болезненно эти трагедии.

Самая первая катастрофа атомной подводной лодки в мире произошла в ВМС США. 10 апреля 1963 г. в Атлантическом океане на расстоянии 22 миль от крупнейшего промышленного центра и порта США Бостона затонула «лучшая ударная противолодочная подводная лодка» «Трешер». «Самая глубоководная!», «Самая бесшумная!», «Самая быстроходная!» — так рекламировалась в американской печати эта субмарина.

11 апреля 1963 г. все телеграфные агентства мира передали весть о беспрецедентной в истории подводного флота катастрофе. Это была первая гибель АПЛ в истории. На борту субмарины находились 129 офицеров, матросов и гражданских специалистов, обеспечивавших испытание корабля после ремонта. Все они погибли.

«Трешер» — головной корабль в серии из 30 единиц по плану создания атомных противолодочных ПЛ, обладавших высокой подводной скоростью — до 30 узлов и глубиной погружения — до 360 м. Строительство «Трешера» продолжалось три года и два месяца. Корабль обошелся американскому налогоплательщику в 60 млн. долларов. 3 августа 1961 г. АПЛ «Трешер» была передана ВМС. С этого дня начался гарантийный период эксплуатации, рассчитанный на один год.

Летом 1962 г. истек срок гарантийного периода, и «Трешер» был поставлен на судоверфь для устранения выявленных дефектов. Всего за год эксплуатации было обнаружено и устранено порядка 875 различных дефектов, подавляющее большинство которых касалось быта экипажа и удобства эксплуатации, однако 130 из них требовали конструктивных изменений, а 5 представляли потенциальную угрозу безопасности корабля.

На следующий день после трагедии с «Трешером» была создана следственная комиссия по выяснению причин гибели корабля. Причины установить не удалось, как, впрочем, и в большинстве случаев при гибели ПЛ в любой из стран. В материалах комиссии, опубликованных только через полтора года, вина за гибель «Трешера» возлагалась на высших американских военных руководителей.

Серия катастроф

Американские ВМС в 1968 г. потеряли еще одну АПЛ — «Скорпион», и с тех пор до сегодняшнего дня, то есть почти за сорок лет, в США подобных ЧП не было. Можно предположить и даже утверждать, что прекращение катастроф в американских ВМС во многом определено наличием открытой информации, на основе которой были приняты оперативные организационно-технические меры.

Казалось бы, в советском ВМФ на начальном этапе дела обстояли более благополучно. При двух катастрофах подводных атомоходов США в СССР не было ни одного подобного случая. Но это было кажущееся благополучие.

8 сентября 1967 г. на АПЛ К-3 «Ленинский комсомол», первой советской атомной ПЛ, известной всей стране по походу в июне 1962 г. к Северному полюсу, произошел пожар. Погибли 39 человек — практически весь личный состав, находившийся в двух носовых отсеках. Корабль удалось спасти, он своим ходом возвратился в базу.

Через три года, в апреле 1970 г., происходит ЧП с торпедной АПЛ К-8 в Атлантике. Она затонула через много часов после начала пожара на ее борту.

Гибель К-8 — это не только первая катастрофа советского атомного подплава, но это и первая потеря ПЛ по точно установленной причине — из-за возникшего на ее борту пожара. По служивому люду выводы были сделаны, а вот в техническом плане: Годами после гибели К-8 прививалась мысль, что новые корабли обладают исключительной надежностью, живучестью, совершенными средствами обеспечения безопасности плавания. Достижения в этих областях, бесспорно, были, но и конструкции кораблей, их вооружение и техника становились все сложнее, а море по-прежнему оставалось крайне опасной средой для любого корабля, да еще перенасыщенного пожароопасными компонентами.

В констатирующей части приказов главкома ВМФ по каждому случаю аварии или катастрофы значились привычные на флоте выражения: «низкая организация службы», «безответственность», «слабые знания», «слабый контроль». В приказной части требовалось «усилить», «повысить», «добиться», «исключить» и т.п. Но фактически радикально ничего не повысили и ничего не добились. На практике трагедия с К-8 не стала уроком на будущее, так как после этого именно из-за пожаров погибли К-219 и «Комсомолец».

Опасная ракета

Напомним, определяющее влияние на развитие ПЛ оказало оружие. Особенно интенсивно протекал процесс развития баллистических ракет. В течение 20 лет было создано и принято на вооружение ПЛ несколько баллистических ракетных комплексов с последовательным увеличением их дальности стрельбы, точности попадания и степени поражения. Для повышения точности стрельбы ракеты большой дальности оснащались автономными системами и приборами астрокоррекции.

Все ракетные подводные крейсера стратегического назначения (РПКСН) проектировались в одном и том же КБ под руководством главного конструктора С.Н. Ковалева. Главным наблюдающим от ВМФ длительное время был М.С. Фадеев, а затем — С.А. Новоселов и Ю.Ф. Пилюгин.

Создание первого РПКСН проекта 667-А, вооруженного 16 баллистическими ракетами (ракетный комплекс Д-4), стало важным шагом и фактически новым этапом в совершенствовании советского ракетного подводного флота.

Этот комплекс по компоновке ракет на ПЛ, конструкции пусковой установки с амортизацией ракеты в шахте, автоматизации систем предстартовой подготовки и повседневного обслуживания стал базой для развития жидкостных ракет большой дальности стрельбы всех модификаций последующих комплексов морских баллистических ракет.

Пусковые установки ракет размещались в вертикальных стационарных шахтах, равнопрочных прочному корпусу ПЛ. Шахты располагались симметрично диаметральной плоскости в два ряда по восемь шахт в четвертом и пятом ракетных отсеках. Установленная на лодке боевая информационная система стала первой отечественной многоцелевой автоматизированной корабельной системой, позволяющей решать задачи применения ракетного и торпедного оружия.

Рубочные горизонтальные рули, в отличие от носовых горизонтальных рулей, устанавливаемых на лодках предшествующего поколения, обеспечили возможность бездифферентно изменять глубину ПЛ на малых скоростях хода, упростили удержание лодки на стартовой глубине при использовании ракетного оружия. Расположение горизонтальных рулей на ограждении рубки повысило их эффективность по сравнению с носовыми горизонтальными рулями такой же площади. Лодка проекта 667-А — это еще и первая советская АПЛ, перешедшая на энергоснабжение переменным током, что обуславливалось необходимостью повышения надежности электроэнергетической системы, продолжительности ее работы без ремонта, а также возможности трансформации напряжения при обеспечении различного рода потребителей.

Дальнейшее развитие ракетоносцев второго поколения с баллистическими ракетами шло по пути совершенствования ракетного оружия. Именно под оружие сдавался каждый из последующих проектов РПКСН.

Проект 667-Б. Размещение на этой ПЛ более мощного и тяжелого ракетного оружия привело к сокращению числа ракетных шахт до 12, к увеличению нормального водоизмещения примерно на 1000 т и к снижению скорости полного хода более чем на 2 узла. Важной особенностью явилась возможность старта всего боекомплекта ракет в одном залпе. В системе управления ракетным оружием была предусмотрена автономная корабельная цифровая вычислительная система.

Проект 667-БД. Количество ракет — 16 (за счет удлинения по сравнению с проектом 667-Б прочного корпуса на 16 метров в районе четвертого и пятого ракетных отсеков и соответственно возросшего водоизмещения более чем на 1500 т).

Проекты 667-БДР и 667-БДРМ. В основу этих РПКСН были положены новые ракеты, более совершенные радиоэлектронное вооружение и торпедное оружие, выполнен ряд конструктивных работ по снижению шумности. В частности, были применены малошумные гребные винты с улучшенными гидроакустическими характеристиками.

Обобщая развитие баллистического ракетного оружия семейства АПЛ проекта 667, в том числе и 667-БДРМ, следует отметить, что все образцы баллистических ракет базировались на использовании жидких компонентов ракетного топлива, а начатые работы по твердотопливной ракете еще для модифицированного проекта 667-А на одном из кораблей были на несколько лет отложены. Требовалось преодолеть целый ряд сложностей по созданию твердого топлива, главной из которых было обеспечение безопасности при работе ракетного двигателя.

Необходимость создания твердотопливных баллистических ракет для РПКСН диктовалась существенными недостатками жидкостных ракет, компоненты топлива которых были высокотоксичными, пожаро- и взрывоопасными и агрессивными к окружающей среде. Нарушение герметичности топливных баков этих ракет (вероятность чего резко возрастала в условиях боевого воздействия) и соединение окислителя с горючим являлись сильнейшим источником пожара или взрыва. Кроме того, специфика жидкостных ракет требовала при осуществлении подводного старта предварительно заполнять кольцевой зазор шахт забортной водой — так называемый «мокрый старт». Для этого была создана разветвленная сеть трубопроводов и значительно увеличен объем цистерн забортной воды, что привело к увеличению водоизмещения ПЛ, а установленные высокой производительности перекачивающие насосы в период предстартовой подготовки создавали повышенный уровень шумов, демаскирующих приготовление ракет к старту. Эти недостатки можно было полностью исключить при использовании ракет с двигателями на твердом топливе.

Заметим также, что ракеты, оснащенные двигателями на твердом топливе, были менее пожаро- и взрывоопасными, а следовательно снижали риск возможной аварии при взрыве компонентов топлива в ракетной шахте. Но в СССР все РПКСН 667-го семейства оснащались ракетами жидкотопливными. Всего к середине 1986 г. в составе советского ВМФ находилось следующее количество РПКСН:

1. АПЛ проекта 667-А с различной степенью модернизации насчитывалось 34 единицы. Из них на СФ — 24. Первая лодка К-137 вступила в строй 5 ноября 1967 г., последняя — К-444 — 9 декабря 1972 г. К-219 вошла в состав СФ 31 декабря 1971 г. При этом предполагалось (согласно договору ОСВ-2 между СССР и США от 18 июня 1979 г.), что все лодки проекта 667-А будут выведены из состава ВМФ к 1989 г. с вырезкой ракетных отсеков.

2. АПЛ проекта 667-Б имелось 18 единиц, последняя ПЛ из этой серии вступила в строй в 1977 г.

3. На СФ были также и более совершенные РПКСН проекта 667-БД — 4 единицы, вступившие в строй в 1975 г., а также 14 РПКСН проекта 667-БДР, вошедших в состав флота в период 1976-1981 гг. Также на СФ к 1986 г. в строю находилось две новейшие АПЛ проекта 667-БДРМ, а еще пять таких же ПЛ находилось в постройке. Это, поясним, РПКСН типа «Карелия», на которой в 2000 г. выходил в море президент России В.В. Путин. Такие крейсера считались наиболее надежными и безопасными в эксплуатации.

Каких-либо серьезных аварий на 667 модификаций от Б до БДРМ за всю историю их существования не было. Так что в 1986 г. в составе СФ имелось достаточное количество РПКСН для направления их в океан для несения боевого патрулирования, при этом существовала минимальная вероятность возможной аварии на борту ракетоносца.

Решили и… забыли

Полностью исключить аварию на корабле, а тем более на ПЛ в море невозможно. При этом послевоенный период свидетельствовал, что первопричиной аварии и даже катастрофы служили возникающие на борту кораблей пожары. Это подтвердил и англо-аргентинский конфликт в 1982 г. По его результатам главнокомандующий ВМФ С.Г. Горшков 6 июля 1982 г. провел специальное совещание. К недостаткам, допущенным англичанами, наш главком отнес большие потери ими корабельного состава. И это в условиях, когда на протяжении перехода в 8 тыс. миль не было никакого противодействия. Да и Аргентина — не самый сильный противник на море. В то же время союзником британцев были США, обеспечивающие корабли королевских ВМС разведданными и материальными ресурсами. Франция также фактически помогла Лондону, не поставив Аргентине обещанные крылатые ракеты по ранее заключенным договорам.

Всего англичане потеряли 7 кораблей, 17 имели повреждения. Все удары аргентинцы нанесли крылатыми ракетами с самолетов и лишь один раз — береговой ракетной установкой 4-ракетным залпом, из которого одна ракета попала в английский эсминец. Но британские корабли тонули не только из-за разрушений, но и из-за сильных пожаров, возникавших на борту. Все это высказал главком ВМФ и поставил задачу: срочно на кораблях по возможности заменить оборудование из горючих материалов на негорючие, особое внимание обратить на борьбу с пожарами и отработку нормативов по борьбе за живучесть.

Анализ С.Г. Горшкова, его личные выводы и рекомендации по опыту англо-аргентинского конфликта не вызывали сомнений в их правомерности. Но как эти указания реализовать, не уточнялось и не раскрывалось. Так, многие из требований носили декларативный, эмоциональный характер. Фактически же радикальных мер по предотвращению катастроф из-за пожаров на кораблях не было предпринято. ЧП на борту К-219 — трагическое тому подтверждение.

Как известно, перед пожаром на лодке произошел взрыв. При этом отдельные военные начальники высказываются, что, мол, пожара и не было. Эти версии для любого моряка сомнительны. В замкнутом пространстве (имеется в виду отсек ПЛ) находятся многочисленные электроприборы, электросистемы, все это под напряжением. В случае затопления отсека, прежде чем все это обесточат, наверняка будет короткое замыкание. И, естественно, в силу этого возникает очаг возгорания, перерастающий в пожар (вокруг лакокрасочное покрытие, другие горючие материалы).

Политическое пламя

Пожар как первопричина или как последствие взрыва на борту ПЛ создает крайне тяжелые условия для борьбы за жизнь корабля. А сохранение атомного корабля — это особая забота экипажа, чтобы не допустить радиоактивного заражения окружающей среды. В случае же с К-219 была еще одна сторона, требующая особого подхода. Именно в это время срочно готовилась встреча М.С. Горбачева с Р. Рейганом (она состоялась 11-12 октября). Напомним, тема их переговоров предусматривала «не ограничение ядерных вооружений», как это было в договорах ОСВ-1, ОСВ-2, а откровенные мнения «о ликвидации их в сравнительно короткие сроки» (см. Горбачев М.С., Перестройка и новое мышление. М.: Политиздат, 1987, с.251).

И вот в такой обстановке посылается к берегам США на боевую службу атомоход проекта 667-А. Зачем? Для чего в такой момент отправлять туда РПКСН, да еще, как оказалось, неготовый к безаварийному плаванию (ракетоносцы, к примеру, проекта 667-Б несли боевое патрулирование у своих берегов, так как их МБР обладали повышенной дальностью и прямо от родного пирса «доставали» Штаты). При этом для К-219 это был последний поход, а далее, по планам, следовал вывод корабля из боевого состава ВМФ.

Но сначала о самом ЧП, как мы его представляем. Один из авторов (И.Г. Костев. — Прим. ред.) в момент катастрофы К-219 находился в море, командуя подводной лодкой проекта 671-РТМ и получил радиограмму о том, что на борту К-219 взрыв и пожар в ракетной шахте. А другой автор (Г.Г. Костев. — Прим. ред.) находился в оперативном управлении штаба Северного флота, когда туда поступила радиограмма об аварии на борту РПКСН. Вот некоторые детали этого происшествия. Рано утром 3 октября при нахождении в районе патрулирования на лодке, имевшей ход от одного борта энергетической установки, в подводном положении произошел взрыв в ракетной шахте №6 четвертого отсека. Ударной волной сорвало крышку шахты и повредило ее коммуникации, связанные с отсеком. В отсек начали поступать компоненты ракетного топлива, возник пожар. К-219 всплыла в надводное положение. Часть личного состава четвертого отсека отравилась токсичными парами топлива и продуктами его горения.

По приказанию из центрального поста люди покинули четвертый отсек. Командира БЧ-2 и двух матросов вынесли на руках в бессознательном состоянии. Вскоре они скончались. Четвертый отсек загерметизировали. Ввели в действие второй борт энергоустановки. Пожар в четвертом отсеке усиливался, в отсек продолжала поступать забортная вода. После короткого замыкания в электросети сработала аварийная защита реактора правого борта. Левый борт ядерной энергетической установки продолжал исправно работать. По мере поступления воды внутрь прочного корпуса осадка К-219 медленно увеличивалась. Лодка оставалась на ровном киле. Командир принял решение эвакуировать экипаж на подошедшие советские суда, используя их спасательные плавсредства. Сам же, как положено, остался с 10 членами экипажа в ограждении рубки. И только когда вода стала подступать к ногам, приказал всем покинуть РПКСН, сойдя с борта тонущего корабля последним из оставшихся на верхней палубе. Море было спокойным. Вскоре лодка потеряла плавучесть, продольную остойчивость и с дифферентом на нос, оголив винты, ушла под воду.

Внутри РПКСН в реакторном отсеке навечно остался матрос С.А. Преминин. До вывода людей наверх с реакторным отсеком поддерживалась постоянная, непрерывная связь из центрального поста. Преминин после остановки реакторов опустил поглотители на нижние концевики вручную, однако сам выйти из отсека не смог — возникшая разность давления не позволила ему отдраить переборочную дверь, а попытки оказать ему помощь из смежного отсека не увенчались успехом.

6 октября 1986 г. в 11.03 атомоход в 500 милях от Бермудских островов ушел в морскую пучину на глубину более 5000 метров с матросом Сергеем Премининым в реакторном отсеке и 16 баллистическими ракетами с ядерными боеголовками. Так К-219 навечно стала подводной лодкой. Спустя 11 лет, в 1997 г., Преминину за совершенный им подвиг было присвоено звание Героя России.

Все это произошло в период горбачевской перестройки. Именно тогда, когда наш генсек напрямую включил свои Вооруженные Силы, и особенно их высшее руководство, в бессмысленный процесс обсуждения «нового мышления», хотя на Западе в это же время армии и флоты активно развивались. Без каких-либо оговорок Горбачев заявил: «Новое политическое мышление: категорично диктует характер военных доктрин. Они должны быть строго оборонительными». В СССР наступила пора бесплодных дискуссий, на которых ученые мужи и маршалы были вынуждены выдумывать (в буквальном смысле этого слова) обоснования о соотношении наступательных и оборонительных действий как в целом для государства, так и по видам Вооруженных сил: для Сухопутных войск, ВВС, ВМФ, РВСН. Все это было далеко от практики и теории военного искусства. Сам Горбачев, не имея ни малейшего представления о войне и военной науке, провозгласил: «Формула — : война есть продолжение политики, только другими средствами — безнадежно устарела. Ее место в библиотеке». Система строительства и подготовки армии и флота начала стремительно рушиться.

Возвращаясь к событиям 1986 г., когда генсек усиленно начал демонстрировать свою дружбу с Западом, нужно, на наш взгляд, отметить и следующее. Казалось бы, заявления Горбачева и его поведение должны были насторожить руководство Вооруженных Сил, в том числе и ВМФ. То есть требовалось проявить осторожность, даже выжидание, чтобы определить истинную реакцию Запада на поведение нового советского вождя. Отсюда следует, что наши РПКСН направлять в удаленные районы океана и нацеливать их на США вряд ли тогда было целесообразно. Тем более если Верховный главнокомандующий провозгласил тезис, что война — это теперь не продолжение политики! И еще сам лично демонстрировал явное равнодушие к Вооруженным Силам. Такая позиция главы государства не могла не породить негативных процессов в армии и на флоте, в частности снижения боеспособности частей, а в Военно-морском флоте — кораблей. Отсюда падение уровня выучки экипажей. Естественно, возрастал риск аварийности, особенно в дальних походах.

Да, это самое «новое мышление» и стало одной из первых причин понижения боеспособности Вооруженных Сил СССР. И самое главное, началась потеря престижа воинской службы. Нарастала из года в год утрата ответственности за боеготовность и сплоченность воинского коллектива сверху донизу. Так что трагедия К-219 — это еще и показатель начального звена грядущего падения ВМФ.

Правда так и не раскрыта

К сожалению, в работах, рассматривающих катастрофу К-219, многие детали так и не раскрыты, хотя эти книги и статьи вышли уже в постсоветской России. Приведем лишь перечень наиболее значительных из них, в которых рассказывается о трагедии, произошедшей в октябре 1986 г.:

— 1997 г. Адмирал флота В.Н. Чернавин. Атомный подводный флот. М.: «Андреевский флаг», с.354-357;

— 1999 г. Контр-адмирал Н.Г. Мормуль. Катастрофы под водой. Мурманск, с.147-164;

— 2000 г. Адмирал флота И.М. Капитанец. На службе океанскому флоту. М.: «Андреевский флаг», с.587-589;

— 2002 г. Вице-адмирал Е.Д. Чернов. Тайны подводных катастроф. С.-Пб, Издательский дом «Нева «. М.: «Олма-Пресс», с.39-62;

— 2005 г. В.И. Ларин. Русские атомные акулы. М.: КМК, с.158-159.

Принципиальных отличий в описании катастрофы К-219 в указанных работах практически нет. Но различия в подходах к причине трагедии имеются. В этом плане особо выделяется книга Е.Д. Чернова. Так, он полагает, что на борту лодки пожара не было. Не считает он виновным в катастрофе и командира К-219 капитана 2-го ранга И.А. Британова.

В этой связи выскажем наше мнение как командиров АПЛ в прошлом, а также не раз выходивших в море старшими на борту подводных лодок:

1. Утверждаем, что с поступлением в отсеки лодки воды, она заливает электросистемы, приборы, что вызывает короткое замыкание, а с ним и возгорание, то есть пожар.

2. На наш взгляд, с отходом корабля от пирса всю полноту ответственности несет командир корабля (за подготовленность своего экипажа, за готовность корабля, за предотвращение аварии, за безопасность плавания и т.д.). В случае какого-либо личного сомнения в благополучном исходе похода командир корабля всегда обязан доложить по команде, вплоть до письменного рапорта о неготовности выйти в море.

Не останавливаясь на других работах, описывающих катастрофу К-219, так как в них нет принципиальных различий, нам представляется важным донести сейчас до наших читателей мнения главнокомандующих ВМФ, озвученные в 1985 и 1986 гг. Возможно, тогда читателю будут более ясны обстоятельства и причины трагедии лодки Британова.

1985 г. был последним годом руководства советским ВМФ С.Г. Горшковым. Обратимся к оценкам, которые он давал в последний месяц своего пребывания на посту главкома. Это было последнее, при этом более чем двухчасовое выступление престарелого главнокомандующего перед руководящими лицами флотов практически по всем проблемам советского ВМФ за 1984-1985 гг. Состоялось выступление 2 ноября 1985 г. с 15 часов 15 минут до 17 часов 50 минут без перерыва. Это были итоги двух лет деятельности всех флотов, а также разъяснение указаний министра обороны СССР на последующие два года — 1986-й и 1987-й. Центральная идея заключалась в том, какие надо принять меры и что надо сделать для отработки умения воевать.

Надо сказать, что в выступлении С.Г. Горшкова превалировали практически только негативные примеры о состоянии дел на кораблях, в соединениях и в целом в ВМФ. Из глобального положительного прозвучала только общая формулировка, что в целом корабли и части флотов успешно решали задачи, а из конкретных фактов приведено лишь пополнение флотов в 1984-1985 гг. атомными подводными лодками третьего поколения.

Отдельно была выделена проблема боевой службы. За 1985 г. было совершено 494 похода лодок и надводных кораблей! Однако перед выходом меняют состав экипажей. Так, на одной из ПЛ за 15 суток до выхода заменили 20% личного состава и даже: командира(!). И в таком составе лодка вышла с базы ТОФ в Индийский океан. Результат: погибли 2 человека, пришлось возвратить ПЛ в базу как неподготовленную.

В выступлении были отмечены высокий процент аварийности, низкий уровень практической подготовленности личного состава в борьбе за живучесть: не умеют на ПЛ даже пользоваться «ипами» (изолирующие противогазы), не выполняют НБЖ и т.п. Низка дисциплина. В результате, указал главком, до 2 ноября 1985 г. (за неполный год) погибли 306 человек, осуждены 1325 моряков. Он также сообщил, что за полтора минувших года по причине пьянства из ВМФ уволены 500 офицеров и 1000 мичманов.

Все эти факты мы привели только затем, чтобы представить картину состояния флотов. 2 ноября 1985 г. Сергей Георгиевич так и сказал: воевать на море флоты (имеются в виду СФ, ТОФ, БФ, ЧФ) не готовы. Получилась невольная жесткая оценка и самого себя. Конечно, главком ВМФ имел в виду прежде всего руководителей на флотах. Но все же объективно он не мог себя исключить из этого процесса. И через 4 недели в прощальной речи, хотя и мягко, но свою причастность к вышеуказанной нами печальной картине, к нарастающему кризису в ВМФ С.Г. Горшков подтвердил: «Не все у нас было гладко, бывали тяжелые происшествия».

Это было сказано при передаче флота новому главнокомандующему — адмиралу флота В.Н. Чернавину. Можно сказать, Горшков флот сдал, Чернавин флот принял. Первый серьезный доклад нового главкома ВМФ состоялся ровно через год после итогового выступления Горшкова (23 ноября 1986 г. — Чернавин, Горшков — 2 ноября 1985 г.). Приведем лишь один тезис из выступления нового главнокомандующего по катастрофе К-219. Адмирал отметил, что этот РПКСН отправили в район с большими нарушениями. В течение 45 суток перед походом сменились 3 старших помощника: 25 суток был один, второй — 5 суток и третий (тот, что вышел на боевую службу) до выхода в море пробыл в должности 15 суток.

По К-219 главкома В. Н. Чернавина дополнил член военного совета — начальник политуправления ВМФ адмирал П.Н. Медведев. В своем выступлении он назвал грубейшими нарушениями со стороны командования СФ, 3-й флотилии СФ (и в ее составе 19-й дивизии АПЛ) замену личного состава БЧ-2 (ракетчиков) перед выходом: 50% офицеров и 60% мичманов. И еще добавил: «Проверили готовность по бумагам, формально». В свете вышеизложенного еще раз повторим вопрос: надо ли было вообще посылать к Америке этот РПКСН с ракетами, нацеленными на США? Ведь позиция Горбачева — это не предпринимать никаких решительных шагов против Соединенных Штатов. Ситуация на грани абсурда. Понятно, что Горби пренебрегал интересами СССР. Но окончательно «разошелся» он с собственной страной все же несколько позже. Уже под занавес «царствования», в 1990 г., Горбачев, имея в подчинении крупнейшие в мире Вооруженные Силы, добровольно уничтожил более 50% советских обычных вооружений. При этом в целом было уничтожено значительно больше ракет и их пусковых установок, чем в США.

Знак беды

Трудно сказать, как работала разведка генсека, но известен факт, что после Рейкьявика госсекретарь США Шульц в 1986 г. говорил: «Он клал подарки к нашим ногам… Они (русские) делали самые лучшие уступки». А Бжезинский даже признался: «Мы не могли понять, что русских можно купить сначала лестью, а потом деньгами». Горько читать! Тем более что тот же Бжезинский цинично считает, что «Америка должна основывать свою политику на собственных интересах, имитируя уважение к чужим интересам».

Конечно, невозможно предвидеть истинные намерения нашего генсека в то время. И все же конкретно по К-219 считаем, что был более оптимальный вариант, достаточно безопасный для АПЛ. Даже не понимая подспудных замыслов Горбачева (даже если он тогда полагал, что военно-политическая обстановка диктует необходимость развертывания РПКСН у побережья США), нужно было проявить осторожность и сдержанность. Зачем в сложившихся условиях подводный крейсер проекта 667-А направлять на боевую службу, да еще фактически не готовым к ее несению. Эти АПЛ в 1986 г. уже в количестве 50% от общего их числа вывели из состава ВМФ, согласно ОСВ-2, поставив их в отстой. В наличии имелись, как мы уже отмечали, более совершенные и более новые РПКСН проекта 667-Б и последующие разновидности 667. Возможно, их и надо было задействовать, а не К-219, намеченную к выводу из боевого состава флота после этого похода. Эта трагедия — знак того, что страна пошла к развалу.

Ныне, в начале ХХI века, как никогда за весь послевоенный период, состояние ВМФ крайне плачевно. Боевые возможности флотов после развала СССР сократились в 2,5-5 раз (см. Волков Л.И., Россия на пути к светлому будущему. М.: Издательство СИП РИА, 2006, с.75). В этой связи считаем очень важным, чтобы прошлые просчеты стали уроком на будущее. Выражаем надежду, что после 15-летнего провала в развитии страны наш флот все же возродится.

Показать источник
Автор: 1. Георгий КОСТЕВ, контр-адмирал в отставке; 2. Игорь КОСТЕВ, капитан 1-го ранга запаса.
Просмотров: 22254

Вооружение по теме:

Проект 667 БДРМ — ракетные подводные крейсера стратегического назначения


Другие статьи по теме:

Морские ядерные силы, стратегическая триада России


В представленой статье изложена точка зрения автора, ее написавшего, и не имеет никакого прямого отношения к точке зрения ведущего раздела. Данная информация представлена как исторические материалы. Мы не несем ответственность за поступки посетителей сайта после прочтения статьи. Данная статья получена из открытых источников и опубликована в информационных целях. В случае неосознанного нарушения авторских прав информация будет убрана после получения соответсвующей просьбы от авторов или издателей в письменном виде.


Сотрудничество
Реклама на сайте


army.lv

Подводные лодки проекта 667АТ «Груша»

Подводные лодки-носители крылатых ракет С-10 «Гранат».

В 70-е годы США начали разработку дозвуковых стратегических ракет морского и воздушного базирования. Они могли лететь на низких высотах и поражать цели ядерными БЧ с высокой точностью на расстоянии до 2000−3000 км. Появление такого высокоэффективного оружия создало предпосылки нарушения сложившегося баланса в области стратегических ядерных вооружений между СССР и США. Поэтому промышленности Советского Союза поставили задачу провести оценку военной целесообразности и технической возможности создания крылатых ракет, аналогичных американским ракетам «Томагавк».

В результате проведенных оценок было приняло решение о разработке стратегических крылатых ракет морского, воздушного и наземного базирования. Предполагалось создать морские крылатые ракеты двух видов: малоразмерные дозвуковые, которые способны стартовать из торпедных аппаратов, и крупные сверхзвуковые, стартующие из специальных вертикальных пусковых устройств.

Создание крылатой ракеты С-10 «Гранат» было поручено НПО «Новатор». Разработка началась в 1976 году, а в 1984 была принята на вооружение.

В качестве носителя новой ракеты планировалось использовать АПЛ проекта 667А. Технический проект по модернизации в 667АТ «Груша» создавался в конструкторском бюро «Рубин». Будущая субмарина и ее вооружение предназначались для ударов по военным, административным и промышленным объектам на территории противника дозвуковыми стратегическими крылатыми ракетами ЗМ-10 (РК-55) комплекса «Гранат».

В 1978 году на Северодвинскую «Звездочку» пришла К-423 — первая АПЛ проекта 667А, которую планировалось модернизировать по проекту 667АТ. В результате проведения модернизационных работ ракетные отсеки (отсек № 5) были вырезаны, на их место установили двухотсечный блок. В нем находилось восемь бортовых 533-мм торпедных аппаратов, стеллажи на 24 крылатые ракеты «Гранат» и механизм быстрой перезарядки торпед. Были заменены торпедные аппараты носового отсека с 400-мм на 533-мм. Был установлен модернизированный навигационный комплекс «Тобол-667АТ» и множество других новых систем. В результате проведенных изменений выросло водоизмещение и длина.

Изначально по проекту планировалось модернизировать шесть АПЛ 667А, три на предприятии «Звездочка» (К-423, К-395, К-253) и три на предприятии «Звезда» на Дальнем Востоке (К-399, К-236, К-408). Новые отсеки для подлодок должны были изготавливаться на судостроительном заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре и на Севмаше в Северодвинске.

Северодвинск со своей задачей справился, в результате чего первой переоборудованной по проекту 667АТ стала подводная лодка К-423.

Из-за неготовности дальневосточных предприятий к масштабным работам процесс переоборудования подлодок был приостановлен, и в дальнейшем недостроенные заказы были выведены из состава флота и утилизированы.

Подводные лодки, переоборудованные на северодвинском предприятии «Звездочка»:
  • К-423. Вступила в строй (СФ) в ноябре 1970 года. Модернизация проходила с 1983 по 1986 год. Исключена из состава в 1994 году. Ограждение выдвижных устройств (рубка) установлены в городе Красавино как экспонат музея памяти Героя России Сергея Преминина (Вологодская область). Летом 2013 года экспедицией «Военный Интернет» была проведена ее покраска и частичный ремонт.
  • К-253. Вступила в строй (СФ) в ноябре 1969 года. Модернизация проходила с 1984 по 1988 год. Исключена из состава в 1993 году.
  • К-395. Вступила в строй (СФ) в декабре 1969 года. Модернизация проходила с 1988 года по 1991 год. Исключена из состава в 2002 году.

defendingrussia.ru

Подводные лодки проекта 667А «Навага» Википедия

РПКСН проекта 667А «Навага»
Тип корабля РПКСН
Обозначение проекта 667А «Навага»
Разработчик проекта ЛПМБ «Рубин»
Главный конструктор А. С. Кассациер, С. Н. Ковалёв
ификация НАТО «Yankee»
Скорость (надводная) 15 узлов
Скорость (подводная) 28 узлов
Рабочая глубина погружения 320 м
Предельная глубина погружения 650 м
Автономность плавания до 90 суток
Экипаж 140 человек: 32 офицера, 38 мичманов, 49 матросов,
Водоизмещение надводное 11740 т
Водоизмещение подводное 18200 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
132 м
Ширина корпуса наиб. 11,7 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
7,9 м
Главная
  • 2 водо-водяных реактора ВМ-2-4
  • 2 паротурбинных установки ОК-700
  • 2 турбозубчатых агрегата ТЗА-635
  • 2 турбогенератора
Вспомогательная
  • 2 дизель-генератора ДГ-460
  • 2 группы АБ по 112 элементов 48-СМ
  • 2 гребных ЭД ПГ-153 по 225 КВт
Торпедно-
минное вооружение
ТА 4 x 533 мм (16 торпед, из них 2 — с ядерными зарядами), 2 x 400 мм (4 торпеды)[1].
Ракетное вооружение ракетный комплекс Д-5, 16 ПУ БРПЛ Р-27 (РСМ-25)
 Медиафайлы на Викискладе

Подводные лодки проекта 667А «Навага» — серия советских РПКСН — атомных подводных лодок, оснащенных комплексом Д-5 с 16 баллистическими ракетами Р-27 на борту.

История создания[ | ]

Работа по созданию подводного ракетоносца второго поколения была начата в 1958 году в ЦКБ-18 под руководством главного конструктора

ru-wiki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *