20 лет назад самолет «Руслан» упал на жилые дома Иркутска
20 лет назад на жилые дома Иркутска рухнул груженый самолет «Руслан». О страшной катастрофе самого большого в мире самолета вспоминает «Газета.Ru».
6 декабря 1997 года стало черной датой в истории Иркутска: при взлете из аэропорта «Иркутск-2» самолет Ан-124 упал на жилой район города.
Ан-124 «Руслан» — советский тяжелый транспортник, крупнейший и самый грузоподъемный в мире серийный самолет.
Борт с номером RA-82005 был выпущен в 1986 году, принадлежал 556-му военно-транспортному полку (Сеща, Брянская область). В тот день «Руслан» вылетел по маршруту Иркутск–Владивосток–Вьетнам. В его грузовом отсеке находились два новых истребителя Су-27 общей массой сорок тонн, собранных местным авиазаводом. Истребители были куплены Вьетнамом по цене $30 млн каждый.
close
1997 год. Премьер-министр РФ Виктор Черномырдин (в центре) и министр МЧС Сергей Шойгу (второй слева) на месте авиакатастрофыПолную галерею можно посмореть
в отдельном репортаже
На борту самолета находились 23 человека, включая восемь членов экипажа. Командир – подполковник Владимир Федоров. Транспортник был заправлен 140 т топлива. Вскоре после взлета, который состоялся в 14.40 по местному времени,
у самолета один за другим отказали третий, второй и первый двигатели, после чего он начал падать.
Попытка командира Владимира Федорова удержать самолет в горизонтальном полете на одном двигателе не увенчалась успехом, и машина, войдя в правый крен, упала на жилые дома микрорайона Авиастроителей и полностью разрушилась. Падение пришлось на дом 45 по улице Гражданской, при этом был задет дом 120 по улице мира. Кроме того, обломки задели здание детского дома, две его воспитанницы погибли, находясь в душе.
Всего в катастрофе погибли 72 человека, включая всех, кто находился на борту. Среди них – 14 детей. Более 79 семей остались без крова.
Всю страну в тот день облетели сюрреалистические кадры с места катастрофы: разрушенные дома, дым, обломки самолета и гигантский хвост «Руслана», упершийся на кирпичную пятиэтажку.
К тяжелым последствиям привело большое количество топлива, моментально воспламенившегося после удара. «Он был заправлен «под пробку», лететь должен был далеко. Условия работы были довольно сложными, поскольку любая искра могла воспламенять топливо опять», – вспоминал подробности ликвидации последствий крушения Сергей Шойгу, занимавший тогда пост главы МЧС. Он лично руководил работами на месте падения самолета.
В ночь на 7 декабря он прилетел в город вместе с главой правительства Виктором Черномырдиным. Пожар был локализован только к утру, тогда же было решено опрокинуть застрявший на стене дома хвост самолета, а остовы сгоревших домов – снести.
Еще накануне указом премьера была создана правительственная комиссия по расследованию причин катастрофы, которую возглавил начальник Службы безопасности полетов авиации Вооруженных сил, генерал-полковник Анатолий Тарасенко.
Шойгу после катастрофы объявил, что экипаж не виноват: самолет пилотировали опытные, прекрасно подготовленные летчики.
Командир корабля Владимир Федоров имел 2800 часов налета, 110 из них он налетал в 1997 году.
Вскоре выяснилось, что внутренние переговоры членов экипажа не сохранились – бортовые самописцы оказались в эпицентре пожара.
«Черные ящики сгорели. Пленка пришла в негодное состояние, и мы не сможем определить, что было зарегистрировано на этой пленке», — пояснил вскоре Александр Назаров, начальник НИИ эксплуатации и ремонта авиатехники Министерства обороны.
Комиссия провела большую работу, однако точно установить причину последовательного отказа двигателей не смогла.
Между тем рядом специалистов высказывались претензии к двигателям Д-18Т производства Запорожского машиностроительного КБ «Прогресс». На эту же причину указал в одном из интервью бывший член комиссии, генерал-майор авиации Борис Туманов.
«На Ан-124 отказали три двигателя из-за помпажа, низкой газодинамической устойчивости.
Двигатель диаметром 3 метра, внутри вращается ротор. Необходимо сделать зазоры между лопатками ротора и корпусом такими, чтобы при нагреве до рабочей температуры они не касались. Это было достигнуто за счет увеличения зазора, но ухудшения газодинамической устойчивости двигателя, — рассказывал Туманов МК .— Эта проблема считалась у самолетов несущественной. Как насморк у людей. И были случаи, когда самолет, у которого вчера отказал двигатель из-за помпажа, на следующий день опять пускали в рейс».
Эту версию, впрочем отвергли на украинском заводе «Мотор-Сич». Окончательное заключение комиссии до сих пор не обнародовано.
Катастрофа «Руслана» в Иркутске стала одной из крупнейших и истории современной России и крупнейшей по масштабу разрушений и жертв с данным типом самолетов.
У «Руслана» случился помпаж – Картина дня – Коммерсантъ
В аэропорту Сандро Пертини итальянского Турина вчера утром произошло ЧП с самолетом Ан-124-100 «Руслан» авиакомпании «Волга-Днепр», являющейся одним из крупнейших российских грузовых авиаперевозчиков. Когда самолет начал выруливать на взлет, у него вспыхнули три двигателя. Возгорание удалось быстро ликвидировать. На борту Ан-124 находились 7 членов экипажа и 17 пассажиров. Никто не пострадал.
Возгорание двигателей произошло в 8.18 по местному времени, когда российский самолет вот-вот должен был подняться в небо. По информации итальянских СМИ, которые ссылаются на очевидцев, у Ан-124-100 (борт RA-82079) вспыхнул сначала один двигатель, а потом еще два. В пресс-службе аэропорта Турина “Ъ” подтвердили информацию об инциденте с российским самолетом: «Перед взлетом у Ан-124 загорелись три мотора из четырех. Огонь тут же потушили, никто не пострадал, грузу также не был причинен ущерб».
Как выяснилось, самолет перевозил телекоммуникационный спутник (проект Skymed) и оборудование для него, собранное в Италии на одном из предприятий промышленной группы Thales Alenia. Поэтому в числе пассажиров, сопровождавших груз, были технические специалисты этой компании. Как сообщают итальянские СМИ, самолет должен был доставить груз в Калифорнию (США). В пресс-службе Thales Alenia Space журналиста “Ъ” заверили, что в данном случае не было никакой аварии, а имела место «техническая неполадка».
Такого же мнения придерживаются и в авиакомпании «Волга-Днепр». Ее исполнительный президент Валерий Габриель сообщил “Ъ”, что «ничего страшного не произошло, никакого пожара не было, а просто произошел помпаж двух двигателей во время разбега на скорости 60 км/ч, и происшествие квалифицируется как прерванный взлет». (Помпаж — срывной режим работы авиационного турбореактивного двигателя, сопровождающийся хлопком, падением тяги и обратным выбросом пламени вследствие смены направления потока выходных газов из-за недостаточного давления, подаваемого в камеры сгорания воздушного потока.) Именно обратный выброс пламени при помпаже и был воспринят очевидцами как пожар, отмечают специалисты ГК «Волга-Днепр». По их словам, сразу сработала противопомпажная автоматика, и двигатели были выключены, «после чего самолет вырулил обратно на стоянку». По словам господина Габриеля, причин помпажа может быть несколько — как внешних, так и внутренних. Наиболее частая — это попадание в воздухозаборник посторонних предметов, чаще всего птиц (например, около десяти лет назад в Генуе украинский Ан-124 попал на взлете в стаю птиц, из-за чего случился одновременный помпаж сразу трех двигателей).
По словам исполнительного президента компании «Волга-Днепр», о конкретных причинах ЧП можно будет говорить только после исследования двигателей. Вчера в Турин для этого вылетела группа специалистов. Господин Габриель также отметил, что при помпаже «никаких разрушений двигателей не было» и он не исключает, что, если не будет выявлено серьезных технических причин или повреждений из-за внешней причины, двигатели могут быть снова допущены к дальнейшей эксплуатации.
После этого происшествия работа аэропорта Сандро Пертини была прервана почти на час, самолет был отведен в безопасное место для обследования. После проверки состояния взлетно-посадочной полосы полеты возобновились.
Алена Миклашевская, Елизавета Кузнецова; Сергей Титов, Ульяновск
Ан-124 РУСЛАН
- Дом
- История
- САМОЛЕТЫ
- АН-124 РУСЛАН
ТЯЖЕЛЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ
Первый полет 1982 г.24 декабря 1982 года с заводского аэродрома в Святошинском районе взлетел тяжелый стратегический военно-транспортный самолет Ан-124 «Руслан», способный перевозить до 150 тонн груза. Для обеспечения должного технического уровня при создании самолета Ан-124 «Руслан» впервые в СССР была разработана и реализована комплексная целевая программа. Программа предусматривала повышение эффективности всех составляющих самолета: аэродинамических характеристик, показателей прочности и выносливости конструкции, совершенствования массы, удельных характеристик силовой установки, функциональных возможностей систем оборудования, человеко-часов на техническое обслуживание и ремонт и т.д. Для выявления оптимального сочетания параметров было проанализировано 540 возможных конфигураций самолета, в аэродинамических трубах испытано 185 различных моделей, в том числе 36 вариантов крыльев. В итоге для крыла был выбран сверхкритический профиль: это позволило сделать крыло толстым, с большой глубиной конструкции, но с малым аэродинамическим сопротивлением.
Для самолета разработаны уникальные экструдированные панели длиной до 28 метров, крупногабаритные панели фюзеляжа, разработаны новые конструкционные материалы с улучшенными свойствами, в том числе полимерные композиционные материалы, долговечные элементы крепления. На самолете использовалось многостоечное шасси с функцией коленопреклонения. Два грузовых люка позволяют организовать сквозной проезд автомобилей, что значительно сокращает время погрузки/разгрузки. Использование двухпалубной компоновки фюзеляжа с раздельным наддувом палуб позволило снизить массу фюзеляжа и повысить ресурсные показатели, обеспечив при этом более высокую безопасность летного экипажа и бортпроводников при аварийной посадке. Ан-124 «Руслан» — последний самолет, разработанный под руководством Генерального конструктора Олега Константиновича Антонова. Это крупнейший в мире серийный транспортный самолет. Модифицированный «Руслан» — Ан-124-100 — успешно работает на мировом рынке коммерческих перевозок. Летно-испытательный аэродром ГП «АНТОНОВ» в Гостомеле (30 км от Киева) является базовым аэродромом транспортного крыла «Авиалиний Антонова», основным активом которого являются семь «Русланов».Характеристики
Основные характеристики
Длина (м) | 69.10 |
Высота (м) | 21.08 |
Размах крыла (м) | 73,30 |
Площадь крыла (м) | 2628 |
Летные характеристики
Крейсерская скорость (км/ч) | 800-850 |
Дальность действия (км) | 15700 |
Эксплуатационный потолок (м) | 11600 |
21 июня 1966 г. | издание Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 564-180 «Об основных направлениях развития авиационной техники и вооружений в период 1966–1970 гг.», в котором была поставлена задача увеличения грузоподъемности отечественных военно-воздушных сил до 100–120 тонн. В августе Министерство авиационной промышленности издает приказ о начале проектных работ по этому проекту в ОКБ Антонова. |
1968 | два концептуальных проекта сверхтяжелых самолетов – Ан-124 и Ан-126 – разрабатываются в ОКБ Антонова. |
июнь 1971 г. | интенсивная проектная работа под руководством В.А. Лотарев приступает к разработке в Запорожском КБ «ПРОГРЕСС» ТРД Д-18 для будущего Ан-124. |
2 февраля 1972 г. | военно-промышленная комиссия Совета Министров СССР принимает решение о разработке военно-транспортного самолета Ан-124. |
24 января 1977 г. | издание Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 79-23 о начале проектных работ и постройке опытной партии самолетов Ан-124. |
24 декабря 1982 г. | первый полет Ан-124. Экипаж: Владимир Терский (капитан), Александр Галуненко (второй пилот), Александр Поддубный (штурман), Михаил Тупчиенко (радист), Владимир Воротников и Александр Шулещенко (бортинженеры), Михаил Харченко (ведущий инженер-испытатель), Вячеслав Михайлов ( инженер-испытатель). |
Декабрь 1984 г. | первый полет первого Ан-124 (серийный номер 01-03), изготовленного на Киевском авиазаводе. За период производства самолетов на предприятии (1984-2003 гг.) построено восемнадцать самолетов. |
9 июня 1985 г.0027 | «Руслан» демонстрируется на XXXVI Международном авиационно-космическом салоне в Ле Бурже (Франция). |
30 октября 1985 г. | первый полет первого Ан-124 (серийный номер 01-07), построенного на Ульяновском авиазаводе, где за период производства самолета (1985–2004) построено 36 «Русланов». |
26 июля 1985 г. | Ан-124 (серийный номер 01-01), пилотируемый экипажем под командованием Владимира Терского, за один полет установил 21 мировой рекорд, в том числе абсолютный – груз массой 171219 кг был поднят на высоту 10750 м. |
24 декабря 1985 г. | Ан-124 (экипаж Александра Галуненко) выполняет уникальную транспортную операцию: из Владивостока в Полярный (Якутия) доставляется карьерный самосвал Euclid грузоподъемностью 152 тонны. |
27 декабря 1986 г. | завершение государственных испытаний самолета Ан-124. |
6-7 мая 1987 г. | Ан-124 (серийный номер 01-08), пилотируемый экипажем под командованием В.И. Терский установил мировой рекорд дальности полета по замкнутому кругу. За время полета 25 часов 30 минут без посадки и дозаправки в воздухе пройдено расстояние 20151 км. |
Январь 1989 г. | 120-тонный кран Liebherr доставлен из Киева в аэропорт Звартноц (Армения) для участия в ликвидации последствий сильного землетрясения. |
1 апреля 1989 г. | подписание Постановления Совета Министров СССР № 520 о создании в составе ГП «Антонов» авиатранспортного управления «Руслан» для эксплуатации самолетов Ан-124. |
Декабрь 1990 г. | На авиазаводе в Киеве завершено строительство первого серийного Ан-124-100 (серийный номер 02-08). |
1-4 декабря 1990 г. | экипаж 235-го военно-транспортного авиационного полка ВВС под командованием генерал-лейтенанта Л. В. Козлов, начальник Государственного летного центра ВВС, совершает на Ан-124 кругосветный маршрут от Австралии к Южному полюсу к Северному полюсу в Австралию с промежуточными посадками в Бразилии, Марокко и СССР, преодолев расстояние 50005 км за 72 часа 16 минут полета. При этом было установлено пять мировых рекордов скорости. |
10-14 января 1991 г. | Ан-124 перевозит 129 тонн груза (три трансформатора по 43 тонны каждый) из Барселоны (Испания) в Нумеа (Новая Каледония). Рекорд был включен в Книгу рекордов Гиннесса. |
Сентябрь 1993 г. | На борту Ан-124-100 перевозится рекордный груз – электрогенератор Siemens весом 135,2 тонны перевозится из Дюссельдорфа (Германия) в Дели (Индия). Эта транспортная операция занесена в Книгу рекордов Гиннесса. |
Передовые идеи и технологии очень востребованы в наше динамичное время. Именно это предлагает КОМПАНИЯ «АНТОНОВ» мировому рынку. Наша компания в настоящее время является одним из немногих предприятий, осуществляющих полный цикл разработки перспективной авиационной техники — от аванпроекта до постройки, испытаний, сертификации, производства и комплексного материально-технического обеспечения.
- Новый транспортный самолет «АН»
- Новый пассажирский самолет «АН»
Мой друг буквально бегает вокруг света, и я немного побегал с ним в эти выходные
В субботу я встретил старого друга. Ну.. «наехал» не совсем точную картину рисует, т.к. я проехал 90 минут, чтобы увидеть его. Я не видел его пару лет, и это был мой единственный шанс увидеть его на следующие пару лет.
Этот друг — Руслан Шакин, и он находится в многолетнем путешествии всей жизни, буквально бегая по миру. На данный момент он пробежал около 12 000 миль, пробежав через Японию, Австралию, Новую Зеландию, Южную Америку (Чили и Аргентину) и Южную Африку. Теперь он бежит по Соединенным Штатам, от Лос-Анджелеса до Нью-Йорка, и у него есть планы последовать за этим, пробежав через Европу и Россию, откуда он родом.
Его цель — пробежать 24 901 милю — расстояние вокруг Земли по экватору. Он почти на полпути!
Я так невероятно горжусь Русланом и так невероятно им вдохновляюсь. За пять лет, что я его знаю, я наблюдал, как он превратился в эту сверхмощную машину, совершающую вещи, которые я не могу себе представить.
Впервые мы встретились в 2015 году на тренировке перед предстоящим забегом по лестнице в Лос-Анджелесе. Мы вместе пробежали несколько гонок (включая очень памятную гонку в Стратосфере в Лас-Вегасе, где я опередил его на одну секунду), а потом Руслан сосредоточился на ультрамарафонах. Когда он впервые отправился в Японию и поделился в социальных сетях, что будет бежать от начала до конца, я был в восторге. И я понятия не имел, что это будет первый этап многоконтинентального приключения, которое заставит его провести много лет вдали от своего дома в Лос-Анджелесе.
Руслан бежит с коляской, которая снабжена всем необходимым. Палатка и походная печь, потому что он часто ночует вдоль дороги, а также еда, вода и припасы. Он сделал хороший знак, поэтому, когда люди обгоняют его, бегущего посреди ниоткуда, они знают, что он делает.
В этой коляске жизнь Руслана. Он отказался от своей квартиры в Лос-Анджелесе, когда уехал в Японию, и перевез свои вещи в хранилище. Когда он вернулся в Лос-Анджелес на небольшой перерыв (после пяти крупных пробегов по Японии, Австралии, Новой Зеландии, Южной Америке и Африке), он избавился от всего в хранилище. Осталось в этой коляске. «Я практикую минимализм, — с улыбкой сказал мне Руслан.
Во время этого пробега по Америке Руслан в среднем проходит около 25-30 миль каждый день. Дней отдыха нет. Иногда он бежит всю ночь, и если светит яркая луна, он даже не использует налобный фонарь. Бывали дни, когда он проезжал 50 или 60 миль, прежде чем остановиться, и если он ночевал в палатке, то еще час уходит на то, чтобы разгрузить коляску и поставить палатку, прежде чем он действительно сможет расслабиться и немного поспать.
«Первая миля, каждый день, хуже всего», — сказал мне Руслан, но потом он входит в ритм, и его тело разогревается, и он может идти часами, останавливаясь где-то раз в час, чтобы попить. и закуски.
Руслан подвернул ногу в Нью-Мексико. «Это замедлило меня», — сказал он мне, прежде чем признать, что в течение следующей недели или около того он пробегал «всего» около 20 миль в день. «Я преодолел свою беговую травму, бегая», — сказал он.
В деятельности Руслана есть и благотворительная составляющая. Во время этих путешествий он собирает деньги на различные цели, обычно те, которые имеют отношение к стране или региону, в котором он находится. Он собирает деньги во время своего пробега по США для Feeding America, общенациональной сети продовольственных кладовых, начиная с COVID-19.значительно увеличила потребность в продовольственной помощи.
Маршрут Руслана через США следовал по шоссе 66 из Лос-Анджелеса в Чикаго, а затем на восток в Нью-Йорк. Я следил за ним, потому что знал, что после Чикаго он будет проезжать через северный Огайо, направляясь на восток, а это было недалеко от меня. В начале прошлой недели я начал отслеживать успехи Руслана в Garmin и сказал ему, что приду встретиться с ним в субботу.
К утру субботы он добрался до Боулинг-Грин, штат Огайо, и мы с Джей-Джеем встретились с ним в ресторане с внутренним двориком. Мы встретились, позавтракали и поболтали добрых 90 минут, а потом все трое отправились на пробежку. Цель Руслана состояла в том, чтобы добраться до маленького городка под названием Монровиль, примерно в 50 милях к востоку, и я решил присоединиться к нему в первых 3,1 мили (5 км). Затем мы с Джей-Джеем должны были развернуться и бежать обратно к машине. Для меня это равнялось бы 10 км, что было бы отличной тренировкой в течение дня.
Я получил небольшой вкус от бега на плечах по двухполосным дорогам, что Руслан буквально делал тысячи миль. Его медленный темп с коляской примерно такой же, как мой обычный темп бега, так что мы были довольно подходящими. Бегать с другом всегда лучше, чем в одиночку, потому что время и расстояние пролетают быстрее. Джей-Джей был счастлив бегать, потому что он почти всегда бежит с удовольствием, потому что собаки любят бегать.
Проехав 3,1 км, мы с Русланом расстались. Он продолжал бежать по дороге, толкая свою коляску. Я наблюдал, пока он не скрылся за поворотом, в нескольких сотнях ярдов от него, что было намного ближе к завершению своего необычайного приключения, к выполнению того, что до него не удавалось столь немногим людям.
Мои глаза наполнились слезами, когда Руслан шел по этой дороге, отчасти из-за гордости за него, а также, я думаю, от того, что я находился в присутствии человека, выполняющего миссию, которая настолько внушает благоговейный трепет, что требует так много решимости и драйва. Я доказываю, что хорошие вещи могут прийти, если вы сосредоточитесь и усердно работаете, но иногда это сообщение может показаться запутанным или просто недостижимым. Иногда кажется, что это послание тускнеет, как фотография, оставленная на солнце. Проведенное с Русланом немного времени стало прекрасным напоминанием о том, что каждый способен удивлять. Это напоминание о том, что я не понимал, что мне нужен этот день, и я не забуду его в ближайшее время.
Так держать, Руслан!
НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ, чтобы увидеть список всех ссылок Руслана в социальных сетях, а также то, как вы можете поддержать его и его благотворительных партнеров.
Возвращение к машине прошло без происшествий. В тот момент было около 13:00, было жарко, и я, и Джей-Джей чувствовали жар. В итоге мы прошли пару коротких участков, но все равно преодолели 6,5 миль. (Мы пробежали, наверное, 5,5 миль.)
Так держать, Дэвид!
—————————
Следуй за мной! Я @keepitupdavid в Facebook, Instagram и Twitter.