Содержание

Ан-72 Википедия

Ан-72 (по кодификации НАТО: Coaler — «Угольщик», народные прозвища: «Чебурашка») — военно-транспортный самолёт. Разработан в ОКБ им. О. К. Антонова для замены самолёта Ан-26. Состоит на вооружении ВКС России и ряда других стран.

История

В ноябре 1983 года лётчиками-испытателями М. Попович и С. Максимовым на Ан-72 были установлены мировые рекорды максимальной высоты полёта — 13 410 метров, и высоты горизонтального полёта — 12 980 метров, для самолётов этого класса.
В 1985 году лётчик-испытатель С. Горбик на Ан-72 развил скорость 681,8 км/ч на замкнутом 2000-км маршруте.

Разработка

На первоначальном этапе разработки нового самолета инициатива исходила от самого ОКБ в силу необходимости потратить выделяемые бюджетные деньги, так как в противном случае оставшиеся нереализованные средства изымались, а на следующий год финансирование бюро урезалось. Предложение встретило поддержку Главного штаба ВВС, который был заинтересован в создании легкого транспортного самолета для перевозок войск и техники в прифронтовой полосе и снабжения аэродромов. Требования к самолету были утверждены совместно представителями ОКБ, Управления заказов ВВС и Министерства авиационной промышленности.Техническое предложение ОКБ предусматривало проектирование фронтового транспортного самолета грузоподъемностью до 5 тонн и возможностью воздушного десантирования. Воздушное судно должно было иметь сравнительно небольшие размеры для базирования и маскировки, высокие скороподъемность и прочность для обеспечения взлета-посадки на слабоподготовленных площадках.

После согласования и утверждения тема легкого фронтового транспортного самолета была включена в план работ ОКБ. Ведущим конструктором по самолету назначили Я. Г. Орлова. Основной упор достижения КВП делался на использование эффекта Коанда: О.К.Антонов образно описывал сотрудникам, как "могучий поток газов, с большой скоростью вытекающий из сопла реактивного двигателя, пройдет над крылом, создавая дополнительную подъемную силу".

Теоретические расчеты подтверждались экспериментальными продувками моделей самолета в аэродинамических трубах: прирост подъемной силы был довольно значительным и на некоторых режимах достигал 20%. Особенно эффективным обдув крыла становился при выпущенной механизации: "прилипание" струи обеспечивало безотрывное обтекание и значительное повышение качества на взлете и посадке. При этом в создании подъемной силы принимали участие одновременно крыло, закрылок и двигатель, а для изучения их взаимодействия потребовалось провести исследования на специальных натурных стендах, моделирующий обдув крыла и механизации.

Конструкция

Высокоплан. Имеет стреловидное крыло. Необычное расположение двигателей сверху крыла в выдвинутой вперёд мотогондоле увеличивает подъёмную силу за счёт эффекта Коанда. При отклонённых предкрылках и закрылках реактивная струя, вырывающаяся из сопла двигателей, «прилипает» к крылу, обтекая без отрыва верхнюю поверхность крыла и закрылка, разгоняет воздушный поток над ним. По законам аэродинамики увеличение скорости потока приводит к уменьшению давления воздуха. А чем больше разность давлений под и над крылом, тем больше подъёмная сила, и следовательно улучшаются взлётно-посадочные характеристики самолёта.[2]

Крыло самолета площадью 89,6 м2 имеет мощную механизацию: практически всю его заднюю крышку занимали выдвижные закрылки (двухщелевые на центроплане и трехщелевые на консолях), а по передней кромке консолей установлены предкрылки. На верхней части центроплана и консолей располагаются по четыре секции интерцепторов. Внешние интерцепторы предназначены для работы совместно с элеронами и гашения подъемной силы при снижении с крутой глиссадой на площадки ограниченных размеров. Внутренние применяются при пробеге или в случае прерванного взлета для увеличения сопротивления самолета и нагрузки на шасси. Применение интерцепторов позволяет повысить эффективность торможения на 20%. Помимо этого, для сокращения пробега двигатели оборудованы реверсом тяги, а в хвостовой части самолета установлен тормозной парашют.

Судьбоносным моментом всего проекта было прежде всего наличие подходящего двигателя - турбовентиляторного Д-36 с тягой на взлетном режиме 6500 кг. Хотя О.К.Антонов и был убежденным приверженцем экономичных турбовинтовых двигателей, именно ТРДД с высокой степенью двухконтурности позволяли реализовать эффект Коанда на практике. Д-36, созданный в ОКБ "Прогресс" В.А.Лотарева, обеспечивал достаточный расход воздуха, и, что особенно ценно, сравнительно "холодную" выхлопную струю газов, направляемых на обдув крыла.

Для обеспечения путевой устойчивости на самолете установлен мощный киль. Руль направления имеет оригинальную двухшарнирную конструкцию, повышавшую его эффективность при невысоких скоростях, и разделен на две секции по высоте. Нижняя задняя часть руля управляется непосредственно педалями летчика, а остальные - бустерами системы управления. Для уменьшения усилий в системе управления в широком диапазоне режимов полета и центровок самолета рули имеют весовую и аэродинамическую балансировку, нижняя секция второго звена руля направления оснащена триммером, а руль высоты - триммерами и сервокомпенсаторами. Такое решение дает возможность летчикам парировать нарушение балансировки самолета при выпуске механизации крыла (при этом картина обтекания самолета резко меняется и на малых скоростях он буквально "висит" на двигателях) и пилотировать самолет вручную даже при отказе бустеров.

Грузовая кабина самолета размером 9000x2200x2100 мм обеспечивает размещение типовой номенклатуры перевозимых грузов, в том числе до 32 солдат с вооружением, автомобилей типа ГАЗ-66 и УАЗ-469, авиационных двигателей, стандартных контейнеров и грузовых поддонов. Устройство рампы имело патентованную антоновскую конструкцию: при загрузке и выгрузке она опускалась до земли, а для сброса грузов в полете откатывалась по направляющей под фюзеляж. Особое внимание при проектировании "самолета 200" уделяется конструкции шасси. На фирме уже имели солидный опыт работы в этом направлении - все ее машины могли эксплуатироваться с грунтовых аэродромов. По таким показателям, как эквивалентная одноколесная нагрузка (доля массы самолета, приходящейся на каждое из колес шасси) и проходимости по грунту Ан-22 превосходил даже более современный Ил-76. Однако теперь задача ставилась несколько иначе - самолет должен был иметь возможность взлета и посадки на площадках с размокшим и неровным покрытием.

В конечном счете, выбор сделан в пользу обычного убирающегося шасси с управляемой передней стойкой и четырьмя мощными основными стойками с независимой рычажной подвеской колес. Прочность и энергопоглощение амортизаторов рассчитывались на преодоление "стандартной кочки" высотой до 35 см. Для повышения безопасности основные стойки не имеют замков убранного положения, которые могли бы забиться грязью на взлете и не открыться. Убранные стойки лежат на створках ниш шасси и при их открытии свободно опускались. При отказе гидросистемы шасси выпускается механически, а при отказе одной из основных стоек самолет мог приземлиться на трех оставшихся

[3].

Модификации

Модификации семейства самолётов Ан-72[4]
Тип Описание Единиц построено
Ан-71 Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО). 3
Ан-72
(по заводским документам — 72.04)
Транспортный самолёт. ~ 35
Ан-72
(по заводским документам — 72.10)
Пассажирский самолёт в варианте «салон». ~ 60
Ан-72-100 Транспортный самолёт, сертифицированный по международным нормам.
Ан-72-100Д Пассажирский самолёт в варианте «салон», сертифицированный по международным нормам. Переоборудовались серийные машины. 3
Ан-72А «Арктический» Переделанный опытный Ан-72, в дальнейшем получивший развитие как Ан-74[5]. 1
Ан-72АТ Модификация для перевозки стандартных авиационных контейнеров.
Ан-72В Транспортный самолёт. Экспортная модификация, разработанная по заказу ВВС Перу. 1
Ан-72П Самолёт для несения патрульной службы в прилегающей к побережью 200-мильной морской зоне Прицельно-навигационное и пилотажное оборудование обеспечивает автоматическое самолетовождение на всех этапах полета, вывод самолета в заданную точку, аппаратурный поиск, определение координат надводных судов, их скоростей и курсов движения. Для пресечения действий судов-нарушителей Ан-72П вооружен пушкой ГШ-23Л с 250 снарядами, двумя блоками неуправляемых ракет и четырьмя бомбами калибром 100 кг. Фотооборудование, установленное на самолете, обеспечивает аэрофотосъемку целей в дневное время и с помощью осветительных патронов СФП-2А - в ночное время. Также именовался Ан-76[6]. 18
Ан-72ПС Поисково-спасательный самолёт. 1
Ан-72Р («изделие 88») Самолёт радиоэлектронной разведки. Разрабатывался как аналог Boeing E-8A J-Stars. Предназначался для радиолокационной разведки и обнаружения на большом расстоянии наземных целей и наведения на них наземных и воздушных средств поражения. (АиВ №3/2008). Переоборудовались серийные машины. 4
Ан-72С Административный самолёт.
Ан-74 Многоцелевой самолёт. Создавался для применения в условиях Крайнего Севера, имеются модификации как гражданские, так и военные (патрульные и военно-транспортные). 81

Лётно-технические характеристики

Технические характеристики
Лётные характеристики
Вооружение

Лётные происшествия

Потери

Инциденты

  • 5 июля 1994 года Ан-72В (72966) выполнял перелёт из Новосибирска в Киев. На борту находилась делегация АНТК, пилотировал самолёт заслуженный лётчик-испытатель СССР Герой Советского Союза В. В. Мигунов. В полёте произошёл тепловой разгон аккумуляторной батареи с последующим обесточиванием бортового оборудования. В том числе перестали проходить команды к исполнительным механизмам выпуска шасси и механизации крыла, топливо могло вырабатываться только из третьей группы баков. Ан-72 совершил аварийную посадку в аэропорту Кургана на скорости 340 км/ч (нормальная посадочная — 220 км/ч), при пробеге произошло разрушение правого заднего пневматика и самолёт на скорости 50 км/ч выкатился с ВПП. Никто из пассажиров и экипажа серьёзно не пострадал
    [4]
    .
  • 7 июля 2000 года при полёте из Моздока в Москву произошла разгерметизация самолёта. Экипаж не отреагировал на предупреждающий сигнал и продолжил полёт. В результате из-за наступившей гипоксии экипаж и пассажиры полностью потеряли работоспособность. Самолёт с высоты 8500 метров начал неуправляемое снижение. Находящийся в кабине в качестве пассажира полковник Валерий Геннадьевич Шалагин смог привести в чувство членов экипажа, которым удалось восстановить управление полётом. Самолёт совершил посадку в аэропорту Ростова-на-Дону в штатном режиме. По результатам расследования происшествия экипаж был уволен[12][13].

Операторы

См. также

Примечания

  1. ↑ web.archive.org
  2. ↑ Lenta.ru: Наука и техника: Оружие: От Коппа-Этчеллса до Прандтля-Глоерта
  3. ↑ Антонов АН-72 (неопр.). www.airwar.ru. Дата обращения 3 июня 2019.
  4. 1 2 3 «Авиация и время» № 3/2008 // Ростислав Мараев «Реактивный вездеход»
  5. ↑ Антонов Ан-74 CCCP-72003
  6. ↑ http://testpilot.ru/russia/antonov/an_list.php
  7. 1 2 3 4 5 Ошибка в сносках?: Неверный тег <ref>; для сносок реестр не указан текст
  8. ↑ Как я падал в самолете: воспоминания уцелевшего в авиакатастрофе
  9. ↑ Ан-70: последние 23 секунды жизни самолёта и экипажа (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 16 апреля 2016. Архивировано 24 апреля 2016 года.
  10. ↑ «Лётный риск». Владимир Ткаченко (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 16 апреля 2016. Архивировано 22 апреля 2016 года.
  11. Крылья границы. — М.: Граница, 2008. — С. 279. — 1500 экз. — ISBN 978-5-98759-035-5.
  12. ↑ Награды за безопасность полетов, 2003 год // Некоммерческое партнерство «Безопасность полетов»
    Архивировано 31 августа 2012 года.
  13. ↑ Смертельное пике Ан-72 // «Совершенно секретно»
  14. ↑ The Military Balance 2016,p.430
  15. ↑ The Military Balance 2016,p.193
  16. ↑ The Military Balance 2016,p.195
  17. ↑ The Military Balance 2016,p.200
  18. ↑ The Military Balance 2016,p.201
  19. ↑ The Military Balance 2016,p.186
  20. ↑ The Military Balance 2016,p.343
  21. ↑ The Military Balance 2016,p.188
  22. ↑ The Military Balance 2016,p.471
  23. ↑ The Military Balance 2016,p.206
  24. ↑ Spotters.Aero — Результат поиска
  25. ↑ The Military Balance 2016,p.443

Ссылки

wikiredia.ru

Ан-72. Энциклопедия современной военной авиации 1945-2002: Часть 1. Самолеты

МНОГОЦЕЛЕВОЙ ТРАНСПОРТНЫЙ САМОЛЕТ

Ан-72 (код НАТО — «Coaler-А») предназначен для десантирования воздушных десантов, перевозки войск, вооружения, боеприпасов и материальных средств, эвакуации раненых и больных.

Ан-72 разработан в ОКБ им. O. K. Антонова для замены самолета Ан-26. Первый полет опытного самолета состоялся 22 декабря 1977 г.

На базе самолета создано несколько модификаций.

АН-72А, AH-72AT — транспортные самолеты (код НАТО — «Coaler-C»).

АН-72П — патрульный самолет.

Ан-74 — транспортный самолет (код НАТО — «Coaler-В») для эксплуатации в условиях Арктики.

Ан-74А — вариант самолета Ан-72А с новым БРЭО и более мощной бортовой РЛС.

АИ-74ТК, Ан-74ТК-100 — грузопассажирские самолеты.

АН-74П-100 — самолет-салон, предназначенный также для грузовых перевозок.

Ан-71 — самолет ДРЛО (код НАТО — «Madcap»), опытный, программа прекращена.

Самолет выполнен по схеме «высокоплан». Свойства Ан-72 как СКВП, обусловлены мощной механизацией крыла и повышенной тяговооруженностью. Особенность схемы самолета — расположение двигателей над поверхностью крыла, что практически исключает попадание в них посторонних предметов с земли, обеспечивает увеличение подъемной силы на взлете и посадке, благодаря обдуву верхней поверхности крыла и закрылков газовыми струями двигателей, приводит к снижению шума на местности и в кабине за счет экранирования крылом струй ТРДД. Широкое применение в конструкции планера самолета композиционных материалов позволило снизить его вес.

Силовая установка состоит из двух двухконтурных турбореактивных двигателей Д-36 с тягой по 63,74 кН/6500 кгс каждый или Д-436 (73,5 кН/7500 кгс) с системой реверса тяги.

Грузовой люк в хвостовой части фюзеляжа, опускающаяся на землю или убирающаяся под фюзеляж рампа и низкое расположение пола обеспечивают удобные условия для десантирования людей, техники и грузов а также для их загрузки и выгрузки Герметичный грузовой отсек способен вмещать 68 пассажиров, 57 парашютистов или 24 раненых на носилках. По своим транспортным возможностям Ан-72 превосходит свой зарубежный аналог G 222 на 40 %, а самолет Ан-26 — в 5 раз.

Бортовое оборудование обеспечивает транспортировку и десантирование людей и грузов днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях и включает пилотажно-навигационное, радиосвязное и десантно-транспортное оборудование, электрооборудование, систему автоматического регулирования давления в кабине и противообледенительную систему.

Пилотажно-навигационное оборудование состоит из навигационно-метеорологической РЛС, системы автоматического управления, автомата углов атаки и перегрузки, радиовысотомера, резервного авиагоризонта, указателя скорости и числа М, высотомера, указателя поворота и вертикальной скорости, навигационной вычислительной системы, картографического планшета, системы воздушных сигналов, самолетного ответчика, автоматического радиокомпаса. Радиосвязь обеспечивается КВ-радиостанцией и двумя комплектами MB- и ДМВ-радиостанций, самолетным переговорным устройством.

Герметизированный грузовой отсек способен вмещать 68 пассажиров, 57 парашютистов или 24 раненых. Длина грузовой кабины — 10,50 м, ширина пола грузовой кабины — 2,15 м, высота грузовой кабины — 2,20 м. Для парашютного десантирования грузов используется напольное рольганговое оборудование, для загрузки и перемещения грузов в грузовой кабине — 2 электротельфера.

Основными источниками электроэнергии служат 2 генератора переменного тока. Две аккумуляторные батареи производят автономный запуск вспомогательной силовой установки как на земле, так и в полете.

Система автоматического регулирования давления поддерживает давление воздуха в кабине и позволяет проводить аварийную разгерметизацию. Для защиты от обледенения самолет оснащен воздушно-тепловыми и электротермическими противообледенительными устройствами.

На самолете ДРЛО на киле установлена антенная РЛС, имеющая круглую в плане форму.

Самолет находится в серийном производстве.

Ан-72П предназначен для патрулирования территориальных вод и прибрежной 200-мильной экономической зоны днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, на высоте 500–1000 м, со скоростью 300–350 км/ч, в течение более 7 ч.

Создан на базе самолета Ан-72 для выполнения патрульных задач в составе авиации пограничных войск. Кроме того, самолет может применяться для перевозки людей, грузов и техники, а также в санитарном варианте. Переоборудование грузовой кабины для решения перечисленных задач производится в условиях эксплуатации. Ан-72П отличается сниженными максимальной взлетной массой и массой груза при транспортных перевозках.

На самолете в обтекателе перед левой основной стойкой шасси установлена дневная обзорная телевизионная система (в нерабочем состоянии закрывается шторкой), которая обеспечивает разрешение 10 м на дальности 3000 м.

Вооружение самолета включает два блока НАР на подкрыльевых узлах подвески и универсальный пушечный контейнер с двуствольной пушкой ГШ-23, расположенный в правом обтекателе перед основной стойкой шасси. В грузовой кабине над грузовой рампой установлены 4 бомбодержателя (боеприпасы могут сбрасываться в полете при откате рампы под фюзеляж).

Фотооборудование обеспечивает аэрофотосъемку целей в дневное и ночное время (с помощью осветительных патронов СФП-2А).

Самолет состоит на вооружении пограничных войск России.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Экипаж, чел. 5

Скорость, км/ч:

максимальная 705

максимальная для Ан-72П 720

крейсерская 550–600

патрулирования для Ан-72П 300–350

Практический потолок, м 11 800

Практический потолок для Ан-72П м 10 100

Дальность, км:

перегоночная 4800

действия (в зависимости от нагрузки) 800–2000

действия для Ан-74 1150 Масса, кг:

максимальная взлетная 34 500

максимальная взлетная для Ан-72П 32 000

нормальная взлетная (с ВПП — 1000 м) 27 500

пустого самолета 19 050

Максимальная нагрузка, кг

полезная 10 000

полезная для Ан-72П 5000

боевая для Ан-72П 650

Длина разбега (при нормальной взлетной массе), м 620

Длина пробега, м 420

Потребная длина ВПП для Ан-72П 1400

Габариты самолета, м:

размах крыла 31,89

длина 28,07

высота 8,65

Двигатель: ТРД Д-36 (Д-436), кгс 2 по 6500/7500

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Ан-72 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ан-72 (по кодификации НАТО: Coaler — «Угольщик», народные прозвища: «Чебурашка») — военно-транспортный самолёт. Разработан в ОКБ им. О. К. Антонова для замены самолёта Ан-26 (на основе Боинг YC-14, как полагают западные авиационные обозреватели).[2] Состоит на вооружении ВКС России и ряда других стран.

История

В ноябре 1983 года лётчиками-испытателями М. Попович и С. Максимовым на Ан-72 были установлены мировые рекорды максимальной высоты полёта — 13 410 метров, и высоты горизонтального полёта — 12 980 метров, для самолётов этого класса.
В 1985 году лётчик-испытатель С. Горбик на Ан-72 развил скорость 681,8 км/ч на замкнутом 2000-км маршруте.

Видео по теме

Конструкция

Высокоплан. Имеет стреловидное крыло. Необычное расположение двигателей сверху крыла в выдвинутой вперёд мотогондоле увеличивает подъёмную силу за счёт эффекта Коанда. При отклонённых предкрылках и закрылках реактивная струя, вырывающаяся из сопла двигателей, «прилипает» к крылу, обтекая без отрыва верхнюю поверхность крыла и закрылка, разгоняет воздушный поток над ним. По законам аэродинамики увеличение скорости потока приводит к уменьшению давления воздуха. А чем больше разность давлений под и над крылом, тем больше подъёмная сила, и следовательно улучшаются взлётно-посадочные характеристики самолёта.[3]

Модификации

Модификации семейства самолётов Ан-72[4]
Тип Описание Единиц построено
Ан-71 Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО). 3
Ан-72
(по заводским документам — 72.04)
Транспортный самолёт. ~ 35
Ан-72
(по заводским документам — 72.10)
Пассажирский самолёт в варианте «салон». ~ 60
Ан-72-100 Транспортный самолёт, сертифицированный по международным нормам.
Ан-72-100Д Пассажирский самолёт в варианте «салон», сертифицированный по международным нормам. Переоборудовались серийные машины. 3
Ан-72А «Арктический» Переделанный опытный Ан-72, в дальнейшем получивший развитие как Ан-74[5]. 1
Ан-72АТ Модификация для перевозки стандартных авиационных контейнеров.
Ан-72В Транспортный самолёт. Экспортная модификация, разработанная по заказу ВВС Перу. 1
Ан-72П Самолёт для несения патрульной службы в прилегающей к побережью 200-мильной морской зоне Прицельно-навигационное и пилотажное оборудование обеспечивает автоматическое самолетовождение на всех этапах полета, вывод самолета в заданную точку, аппаратурный поиск, определение координат надводных судов, их скоростей и курсов движения. Для пресечения действий судов-нарушителей Ан-72П вооружен пушкой ГШ-23Л с 250 снарядами, двумя блоками неуправляемых ракет и четырьмя бомбами калибром 100 кг. Фотооборудование, установленное на самолете, обеспечивает аэрофотосъемку целей в дневное время и с помощью осветительных патронов СФП-2А - в ночное время. 18
Ан-72ПС Поисково-спасательный самолёт. 1
Ан-72Р («изделие 88») Самолёт радиоэлектронной разведки. Разрабатывался как аналог Boeing E-8A J-Stars. Предназначался для радиолокационной разведки и обнаружения на большом расстоянии наземных целей и наведения на них наземных и воздушных средств поражения. (АиВ №3/2008). Переоборудовались серийные машины. 4
Ан-72С Административный самолёт.
Ан-74 Многоцелевой самолёт. Создавался для применения в условиях Крайнего Севера, имеются модификации как гражданские, так и военные (патрульные и военно-транспортные). 81

Характеристики

Технические характеристики
Лётные характеристики
Вооружение

Лётные происшествия

Потери

Инциденты

  • 5 июля 1994 года Ан-72В (72966) выполнял перелёт из Новосибирска в Киев. На борту находилась делегация АНТК, пилотировал самолёт заслуженный лётчик-испытатель СССР Герой Советского Союза В. В. Мигунов. В полёте произошёл тепловой разгон аккумуляторной батареи с последующим обесточиванием бортового оборудования. В том числе перестали проходить команды к исполнительным механизмам выпуска шасси и механизации крыла, топливо могло вырабатываться только из третьей группы баков. Ан-72 совершил аварийную посадку в аэропорту Кургана на скорости 340 км/ч (нормальная посадочная — 220 км/ч), при пробеге произошло разрушение правого заднего пневматика и самолёт на скорости 50 км/ч выкатился с ВПП. Никто из пассажиров и экипажа серьёзно не пострадал[4].
  • 7 июля 2000 года при полёте из Моздока в Москву произошла разгерметизация самолёта. Экипаж не отреагировал на предупреждающий сигнал и продолжил полёт. В результате из-за наступившей гипоксии экипаж и пассажиры полностью потеряли работоспособность. Самолёт с высоты 8500 метров начал неуправляемое снижение. Находящийся в кабине в качестве пассажира полковник Валерий Геннадьевич Шалагин смог привести в чувство членов экипажа, которым удалось восстановить управление полётом. Самолёт совершил посадку в аэропорту Ростова-на-Дону в штатном режиме. По результатам расследования происшествия экипаж был уволен[10][11].

Операторы

См. также

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 Реестр самолётов типа Антонов Ан-72/74 Архивировано 10 февраля 2015 года.
  2. ↑ New Soviet Cargo Plane. // Air Defense Artillery. — Spring 1983. — No. 2 — P. 58.
  3. ↑ Lenta.ru: Наука и техника: Оружие: От Коппа-Этчеллса до Прандтля-Глоерта
  4. 1 2 3 «Авиация и время» № 3/2008 // Ростислав Мараев «Реактивный вездеход»
  5. ↑ Антонов Ан-74 CCCP-72003
  6. ↑ Как я падал в самолете: воспоминания уцелевшего в авиакатастрофе
  7. ↑ Ан-70: последние 23 секунды жизни самолёта и экипажа
  8. ↑ «Лётный риск». Владимир Ткаченко
  9. Крылья границы. — М.: Граница, 2008. — С. 279. — 1500 экз. — ISBN 978-5-98759-035-5.
  10. ↑ Награды за безопасность полетов, 2003 год // Некоммерческое партнерство «Безопасность полетов» Архивировано 31 августа 2012 года.
  11. ↑ Смертельное пике Ан-72 // «Совершенно секретно»
  12. ↑ The Military Balance 2016,p.430
  13. ↑ The Military Balance 2016,p.193
  14. ↑ The Military Balance 2016,p.195
  15. ↑ The Military Balance 2016,p.200
  16. ↑ The Military Balance 2016,p.201
  17. ↑ The Military Balance 2016,p.186
  18. ↑ The Military Balance 2016,p.343
  19. ↑ The Military Balance 2016,p.188
  20. ↑ The Military Balance 2016,p.471
  21. ↑ The Military Balance 2016,p.206
  22. ↑ Spotters.Aero — Результат поиска
  23. ↑ The Military Balance 2016,p.443

Ссылки

wiki2.red

Многоцелевой транспортный самолёт Ан-72. Фото Ан-72.

Ан-72 (в кодификации НАТО назван Coaler — «Угольщик») — военно-транспортный самолёт. Разработан в киевском ОКБ имеми О.К.Антонова для обновления устаревающего парка самолётов Ан-26. Самолёт Ан-72 предназначен высадки десантов, а также для перевозки войск, вооружения, боеприпасов и других материальных средств. Модификация Ан-72П (патрульный) используется для патрулирования прибрежных экономических зон и территориальных вод. Самолет имеет гражданские модификации.

История Ан-72

Первый полёт опытного образца самолета Ан-72 состоялся в августе 1977 года (31 августа).

Расположение двигателей на самолете Ан-72 позволяет использовать Эффект Коанды. Подобные разработки проводились в США, американский эксперементальный аналог - самолет Boeing YC-14.

По некоторым данным, всего было выпущено примерно 200 самолётов Ан-72 включая его модификации. Девять бортов было потеряно в катастрофах или серьёзных авариях.

Ан-72 используется в как служебный самолет командующим Космическими Войсками России.

В 1983 году, в ноябре, лётчиками-испытателями С.Максимовым и М.Попович на самолете Ан-72 были установлены следующие мировые рекорды:

  1. рекорд высоты горизонтального полёта — 12.980 метров
  2. рекорд максимальной высоты полёта — 13.410 метров для самолётов такого класса.

В 1985 году лётчик-испытатель Сергей Александрович Горбик на замкнутом маршруте в 2000 километров на самолете Ан-72 достиг скорости 681,8 км/ч.

Оборудование Ан-72

Навигационно-метеорологическая РЛС (радиолокационная станция), радионавигационное оборудование, доплеровская цифровая навигационная система, индикатор с подвижной картой. Военно-транспортный самолет Ан-71 оснащен инерциальной навигационной системой (ИНС).

Герметизированный грузовой отсек Ан-72 способен вмещать в себя 69 пассажиров или 58 парашютистов или 24 раненых. На борту имеются средства механизации погрузочных и разгрузочных операций. На Ан-71 (модификация Ан-72 в самолёт ДРЛО) на киле была установлена антенна радиолокационной станции, имевшая в плане круглую форму.

Модификация с индексом Ан-72П (патрульный) оснащена дневной обзорной телевизионной системой ОТВ, которая расположенна в обтекателе перед левой основной стойкой шасси самолета, обеспечивающей разрешение в 10 метров на дальности в 3000 метров. Перед обтекателем другой, правой основной стойки шасси самолета установлена двуствольная 23-миллиметровая пушка ГШ-23Л (двухствольная авиационная пушка тульского ОКБ-575) в контейнере УПК-2-23 на подкрыльевые пилоны самолета подвешиваются по одному блоку неуправляемых реактивных снарядов УБ-32М или же авиабомбы калибром до 100 килограмм.

Модификации Ан-72

На базе самолёта Ан-72 создано несколько модификаций (некоторые):

  • Ан-72А и Ап-72ЛТ — транспортные модификации самолёта
  • Ан-72П — патрульный вариант самолёта
  • Ан-72О — административная модификация
  • Ан-74 — транспортный самолёт для применения в условиях крайнего Севера, имеет увеличенный состав экипажа
  • Ан-74А — модификация самолёта Ан-72А с более мощной бортовой РЛС (радиолокационная станция) и новым БРЭО (бортовое радиоэлектронное оборудование)
  • Ан-74П-100 — самолёт-салон, или Ан-74VIP
  • Ан-74ТК и Ан-74ТК-100 — грузопассажирские варианты самолёта
  • Ан-71 — самолёт дальнего радиолокационного обнаружения (самолет ДЛРО) (программа прекращена)

Самолет Ан-72 состоит на вооружении пограничных войск Российской Федерации. Летчики прозвали самолёт Ан-72 - «Чебурашка», за характерное расположение двигателей.

Фото Ан-72

www.avia-mir.com

72 - это... Что такое Ан-72?

Ан-72 (по кодификации НАТО: Coaler — «Угольщик») — военно-транспортный самолёт. Разработан в ОКБ им. О. К. Антонова для замены самолёта Ан-26. Состоит на вооружении ВВС России и ряда других стран. За характерное расположение двигателей самолёт прозвали «Чебурашка»[источник не указан 193 дня]. Имеет гражданские модификации.

История

В ноябре 1983 года лётчиками-испытателями М. Попович и С. Максимовым на Ан-72 были установлены мировые рекорды максимальной высоты полёта — 13410 метров, и высоты горизонтального полёта — 12980 метров для самолётов этого класса. В 1985 году лётчик-испытатель С.Горбик на Ан-72 развил скорость 681,8 км/ч на замкнутом 2000-км маршруте.

Модификации

Тип Описание Единиц построено
Модификации семейства самолётов Ан-72[2]
Ан-72
(по заводским документам — 72.10)
Пассажирский самолёт в варианте «салон». ~60
Ан-72
(по заводским документам — 72.04)
Транспортный самолёт. ~35
Ан-72-100 Транспортный самолёт, сертифицированным по международным нормам.
Ан-72-100Д Пассажирский самолёт в варианте «салон», сертифицированный по международным нормам. Переоборудовались серийные машины. 3
Ан-71 Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения. 3
Ан-72Р («изделие 88») Самолёт радиоэлектронной разведки. Переоборудовались серийные машины 4
Ан-72ПС Поисково-спасательный самолёт. 1
Ан-72В Транспортный самолёт. 1
Ан-72П Патрульный самолёт. 18
Ан-72А «Арктический» Переделанный опытный Ан-72, в дальнейшем получивший развитие как Ан-74[3]. 1
Ан-74 Многоцелевой самолёт. Создавался для применения в условиях крайнего Севера, имеются модификации как гражданские, так и военные (патрульные и военно-транспортные).

Характеристики

Технические характеристики


Лётные характеристики

Вооружение

Лётные происшествия

Аварии и катастрофы

Инциденты

  • 5 июля 1994 года Ан-72В (72966) выполнял перелёт из Новосибирска в Киев. На борту находилась делегация АНТК, пилотировал самолёт заслуженный лётчик-испытатель СССР Герой Советского Союза В. В. Мигунов. В полёте произошёл тепловой разгон аккумуляторной батареи с последующим обесточиванием бортового оборудования. В том числе перестали проходить команды к исполнительным механизмам выпуска шасси и механизации крыла, топливо могло вырабатываться только из третьей группы баков. Ан-72 совершил аварийную посадку в аэропорту Кургана на скорости 340 км/ч (нормальная посадочная — 220 км/ч), при пробеге произошло разрушение правого заднего пневматика и самолёт на скорости 50 км/ч выкатился с ВПП. Никто из пассажиров и экипажа серьёзно не пострадал[2].
  • 7 июля 2000 года при полёте из Моздока в Москву произошла разгерметизация самолёта. Экипаж не отреагировал на предупреждающий сигнал и продолжил полёт. В результате из-за наступившей гипоксии экипаж и пассажиры полностью потеряли работоспособность. Самолёт с высоты 8500 метров начал неуправляемое снижение. Находящийся в кабине в качестве пассажира полковник Валерий Геннадьевич Шалагин смог привести в чувство членов экипажа, которым удалось восстановить управление полётом. Самолёт совершил посадку в аэропорту Ростова-на-Дону в штатном режиме. По результатам расследования происшествия экипаж был уволен[6][7].

См. также

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Самолет Ан-72: технические характеристики, особенности

С первого управляемого полета братьев Уилбура и Орвилла Райт прошло чуть больше ста лет, но история авиации обогатилась множеством моделей самолетов. Гражданские и военные, транспортные и пассажирские, огромные и совсем не большие. В статье расскажем о советской машине Ан-72, задуманной как военный транспортер, но далеко перешагнувшей за пределы своего проекта.

Предпосылки

Идея транспортного самолета, который не требует специальных взлетно-посадочных площадок, стара, как и вся история авиастроения. Попытки создать машину, сочетающую высокие летные характеристики и небольшую посадочную скорость, предпринимались неоднократно. В 70-х годах прошлого столетия наиболее удачным проектом был Ar-242 «Арадо» (Германия), который мог перевозить грузы на неподготовленные площадки.

В Советском Союзе в 1972 году по инициативе главного конструктора в ОКБ имени Олега Антонова начались работы по проекту самолета короткого взлета и посадки с высокой грузоподъемностью. Именно Олег Константинович предложил использовать для повышения подъемной силы аэродинамического эффекта Коанда (прилипания струи воздуха к крылу), который стал «изюминкой» военного Ан-72, прозванного «Чебурашкой», а по кодификации НАТО – Coaler («Угольщик»).

Начало

Перед конструкторами стояла задача создания не тяжелого транспортного самолета, предназначенного для перевозки войск и техники и выполнения функций снабжения аэродромов, где сосредоточены боевые самолеты. Эта машина должна была иметь грузоподъемность до 5 тонн, не большие размеры, высокую скороподъемность, возможность взлета на малоподготовленных площадках.

В проектной документации 1972 года будущий Ан-72 был обозначен как «самолет 200», конструкция которого опиралась на эффект Коанда, дававший прирост подъемной силы в 20 %. В обеспечении этого прироста принимали участие крыло, закрылок, двигатель (он был вынесен перед центропланом).

Турбовентиляторный двигатель Д-36, который был изготовлен в ОКБ «Прогресс» (Запорожье, Украина) позволял на практике реализовать эффект Коанда – он обеспечивал достаточный расход воздуха, «холодную» выхлопную газовую струю, направленную на обдув крыла. Это был опробованный двигатель, который уже использовался на самолетах Як-42, а по экономичности был близок к лучшим западным двигателям.

Оптимальная машина

Проектирование шло быстро. На базе ОКБ Антонова – Киевском механическом заводе – шло изготовление опытных образцов «изделия 72». Таких моделей было изготовлено семь. Первый свой полет самолет Ан-72 с серийным номером 03 совершил 31.08.1977 года на испытательную базу в Гостомеле. Отзывы экипажа, командиром которого был заслуженный летчик СССР и шеф-пилот конструкторского бюро В. И. Терский, были восторженными.

Кроме простоты пилотирования, легкости управления, продуманной эргономики кабины, машина отвечала проектным требованиям. Она просто «прыгала в небо», с грузом до 3,5 тысяч тонн самолет отрывался от земли на скоростях порядка 185 км/ч, сделав разбег всего на 450 метрах. Это были отличные характеристики Ан-72; нового легкого грузового самолета с небольшой посадочно-взлетной скоростью и возможностью взлета на коротких и неприспособленных полосах.

Выход в свет

Конец 1979 года – на аэросалоне в Ле-Бурже легкий реактивный военно-транспортный Ан-72 выполняет невероятные для такого класса самолета маневры: тот самый «прыжок в небо» — взлет с очень коротким разбегом и крутой набор высоты, точечная посадка, даже бочка и полупетля. Машина получила восторженные отклики.

На Киевском авиационном производственном объединении готовился серийный выпуск этой модели Ан-72. Но на производстве шла сборка Ан-32, который имел большие коммерческие перспективы. После долгих переговоров запуск производства транспортного самолета Ан-72 было решено перенести в Харьков, и первый серийник взлетел в небо в декабре 1985 года.

А затем им заинтересовалась гражданская авиация, и появились гражданские модификации «Чебурашки». Эти экземпляры имели увеличенную дальность полета и повышенную грузоподъемность.

Ан-72: технические характеристики

Реактивному транспортному самолету присущи следующие характеристики.

Двигатель

Д-36, запорожский МКБ «Прогресс»

Взлетная тяга

2 х 6500 кгс

Размах крыла

31,89 м

Длина

28,068 м

Высота

8,65 м

Площадь крыла

102 кв. м

Габаритная длина грузовой кабины

10,5 м

Габаритная ширина грузовой кабины

2,15 м

Габаритная высота грузовой кабины

2,20 м

Масса самолета

19,05 т

Нормальная взлетная масса

27,5 т

Максимальная взлетная масса

34,5 т

Запас топлива

12,950 т

Максимальная масса коммерческого груза

7,5 т

Максимальная/крейсерская скорость

720 км/ч, 550-600 км/ч

Дальность полета при максимальной загрузке

1 тысяча километров

Перегоночная дальность полета

4,3 тысячи километров

Практический потолок дальности полета

10,1 тысяч километров

Длина разбега

620 м

Длина пробега

420 м

Экипаж

3-5 человек

Для наглядности можно ознакомиться с изображением, продемонстрированным ниже.

Конструкционные решения

Ан-72 - это высокоплан с сильно механизированными крыльями, мощным килем и Т-образным оперением хвоста. Над стреловидным крылом расположены двигатели, которые находятся в выдвижной гондоле. Именно такая конструкция позволяет использовать эффект Коанда для увеличения подъемной силы. Кроме того, именно поэтому самолет получил свое прозвище – «Чебурашка». Реверс по типу ковша.

Шасси имеет пять самоубирающихся опор, абсолютно независимые подвески основных стоек. Грузовой люк в хвостовой части фюзеляжа, может убираться под днище или опускаться на поверхность, что позволяет заезжать самоходной технике.

Модификации

На основе базовой модели создано целое семейство транспортных и при этом легких реактивных самолетов. Сегодня в небе летают:

  • Ан-72-100. Транспортный гражданский авиалайнер.
  • Ан-72-100Д. Грузопассажирский авиалайнер. Переоборудованные серийные машины, выпущено 3 экземпляра.
  • Ан-72В. Единственный экспортный вариант для ВВС Перу.
  • Ан-72П. Военный самолет погранвойск. Патрульная морская авиация. Построено 18 машин.
  • Единственный Ан-72ПС. Поисково-спасательная машина.
  • Ан-72Р. Самолет радиоэлектронной разведки. На балансе ВВС – 4 переоборудованные серийные машины.
  • Ан-720. Административный (салон) лайнер.
  • Ан-72А. «Арктический» самолет, переделанный для северных широт (получил развитие как Ан-74). Построен в единственном экземпляре.

Достижения «Чебурашки»

На Ан-72 установлено около 20 мировых рекорда для самолетов этого класса. Два из них в 1983 году:

  • Максимальная высота полета – 13 410 метров.
  • Высота горизонтального полета – 12 980 метров.

Кроме того, еще в 1985 году на этом самолете летчик-испытатель С. Горбик на замкнутом 2000-километровом маршруте сумел развить скорость 681,8 км/ч.

В 1986 году «Арктический» самолет спас 27 полярников с дрейфующей полярной станции № 27. Он взлетел с полосы всего 300 метров длиной.

В 1988 году Ан-72А побывал в Антарктиде. Кроме обычной работы по связи и снабжению, он совершил неплановый полет в Аргентину и доставил в больницу больного полярника.

А вот в 1997, 1998 (2 самолета) и 1999 (4 самолета) годах эти транспортники брали участие в обеспечении ралли Париж-Дакар.

Потери

С этим самолетом связано 8 катастроф, самыми масштабными из которых были:

  • 16.09.1991. Самолет взлетел с перегрузом, механизация разрушилась в воздухе. Машина упала в лесу. Погибли 6 членов экипажа и 7 пассажиров.
  • 05.06.1994, перелет Ан-72В Новосибирск – Киев. Тогда в полете было обесточено бортовое оборудование. Причина – тепловой разгон аккумуляторов. Самолет произвел вынужденную посадку в Кургане, при этом он выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы с разрушенным правым задним пневматиком. Экипаж и пассажиры не пострадали.
  • 10.02.1995. Ан-72В с тремя членами экипажа сопровождал прототип Ан-70 с 7 членами экипажа на борту. Самолеты столкнулись в небе над Бородянским районом Киевской области. Ан-72 уцелел и сумел совершить посадку в аэропорту Антонова. Ан-70 упал в лес, все члены экипажа погибли.
  • 07.06.2000, перелет Моздок-Москва. В воздухе произошла разгерметизация самолета. С высоты 8,5 тысяч метров самолет начал неуправляемое снижение, так как в результате гипоксии экипаж и пассажиры потеряли ориентацию. Тем не менее, экипаж сумел посадить самолет в Ростове-на-Дону.
  • 25.12.2012. Катастрофа под Шимкентом. Самолет пограничной службы республики Казахстан в сложных метеоусловиях упал на землю с высоты 800 метров. Причина – ошибка экипажа. Погибли 7 членов экипажа и 20 пассажиров.

В заключение

К лету 1993 года выпущено порядка 145 этих транспортных самолетов. С распадом СССР, Ан-72 остался для Украины единственным строящимся на ее заводах. На внешнем рынке эта машина стоимостью 12,5 миллионов долларов не выдержала конкуренции, а единственным в аренде на Западе стал самолет, арендованный Колумбией.

Однако многочисленные заказы поступали от бывших союзных республик. Сравнительно не дорогой Ан заменил старый самолетный парк Казахстана и Туркменистана.

Вопрос о выпуске этой модели на российских заводах в Омске и Арсеньеве остается открытым.

fb.ru

Ан-72 — Википедия. Что такое Ан-72

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ан-72 (по кодификации НАТО: Coaler — «Угольщик», народные прозвища: «Чебурашка») — военно-транспортный самолёт. Разработан в ОКБ им. О. К. Антонова для замены самолёта Ан-26 (на основе Боинг YC-14, как полагают западные авиационные обозреватели).[2] Состоит на вооружении ВКС России и ряда других стран.

История

В ноябре 1983 года лётчиками-испытателями М. Попович и С. Максимовым на Ан-72 были установлены мировые рекорды максимальной высоты полёта — 13 410 метров, и высоты горизонтального полёта — 12 980 метров, для самолётов этого класса.
В 1985 году лётчик-испытатель С. Горбик на Ан-72 развил скорость 681,8 км/ч на замкнутом 2000-км маршруте.

Конструкция

Высокоплан. Имеет стреловидное крыло. Необычное расположение двигателей сверху крыла в выдвинутой вперёд мотогондоле увеличивает подъёмную силу за счёт эффекта Коанда. При отклонённых предкрылках и закрылках реактивная струя, вырывающаяся из сопла двигателей, «прилипает» к крылу, обтекая без отрыва верхнюю поверхность крыла и закрылка, разгоняет воздушный поток над ним. По законам аэродинамики увеличение скорости потока приводит к уменьшению давления воздуха. А чем больше разность давлений под и над крылом, тем больше подъёмная сила, и следовательно улучшаются взлётно-посадочные характеристики самолёта.[3]

Модификации

Модификации семейства самолётов Ан-72[4]
Тип Описание Единиц построено
Ан-71 Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО). 3
Ан-72
(по заводским документам — 72.04)
Транспортный самолёт. ~ 35
Ан-72
(по заводским документам — 72.10)
Пассажирский самолёт в варианте «салон». ~ 60
Ан-72-100 Транспортный самолёт, сертифицированный по международным нормам.
Ан-72-100Д Пассажирский самолёт в варианте «салон», сертифицированный по международным нормам. Переоборудовались серийные машины. 3
Ан-72А «Арктический» Переделанный опытный Ан-72, в дальнейшем получивший развитие как Ан-74[5]. 1
Ан-72АТ Модификация для перевозки стандартных авиационных контейнеров.
Ан-72В Транспортный самолёт. Экспортная модификация, разработанная по заказу ВВС Перу. 1
Ан-72П Самолёт для несения патрульной службы в прилегающей к побережью 200-мильной морской зоне Прицельно-навигационное и пилотажное оборудование обеспечивает автоматическое самолетовождение на всех этапах полета, вывод самолета в заданную точку, аппаратурный поиск, определение координат надводных судов, их скоростей и курсов движения. Для пресечения действий судов-нарушителей Ан-72П вооружен пушкой ГШ-23Л с 250 снарядами, двумя блоками неуправляемых ракет и четырьмя бомбами калибром 100 кг. Фотооборудование, установленное на самолете, обеспечивает аэрофотосъемку целей в дневное время и с помощью осветительных патронов СФП-2А - в ночное время. 18
Ан-72ПС Поисково-спасательный самолёт. 1
Ан-72Р («изделие 88») Самолёт радиоэлектронной разведки. Разрабатывался как аналог Boeing E-8A J-Stars. Предназначался для радиолокационной разведки и обнаружения на большом расстоянии наземных целей и наведения на них наземных и воздушных средств поражения. (АиВ №3/2008). Переоборудовались серийные машины. 4
Ан-72С Административный самолёт.
Ан-74 Многоцелевой самолёт. Создавался для применения в условиях Крайнего Севера, имеются модификации как гражданские, так и военные (патрульные и военно-транспортные). 81

Характеристики

Технические характеристики
Лётные характеристики
Вооружение

Лётные происшествия

Потери

Инциденты

  • 5 июля 1994 года Ан-72В (72966) выполнял перелёт из Новосибирска в Киев. На борту находилась делегация АНТК, пилотировал самолёт заслуженный лётчик-испытатель СССР Герой Советского Союза В. В. Мигунов. В полёте произошёл тепловой разгон аккумуляторной батареи с последующим обесточиванием бортового оборудования. В том числе перестали проходить команды к исполнительным механизмам выпуска шасси и механизации крыла, топливо могло вырабатываться только из третьей группы баков. Ан-72 совершил аварийную посадку в аэропорту Кургана на скорости 340 км/ч (нормальная посадочная — 220 км/ч), при пробеге произошло разрушение правого заднего пневматика и самолёт на скорости 50 км/ч выкатился с ВПП. Никто из пассажиров и экипажа серьёзно не пострадал[4].
  • 7 июля 2000 года при полёте из Моздока в Москву произошла разгерметизация самолёта. Экипаж не отреагировал на предупреждающий сигнал и продолжил полёт. В результате из-за наступившей гипоксии экипаж и пассажиры полностью потеряли работоспособность. Самолёт с высоты 8500 метров начал неуправляемое снижение. Находящийся в кабине в качестве пассажира полковник Валерий Геннадьевич Шалагин смог привести в чувство членов экипажа, которым удалось восстановить управление полётом. Самолёт совершил посадку в аэропорту Ростова-на-Дону в штатном режиме. По результатам расследования происшествия экипаж был уволен[10][11].

Операторы

См. также

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 Реестр самолётов типа Антонов Ан-72/74 Архивировано 10 февраля 2015 года.
  2. ↑ New Soviet Cargo Plane. // Air Defense Artillery. — Spring 1983. — No. 2 — P. 58.
  3. ↑ Lenta.ru: Наука и техника: Оружие: От Коппа-Этчеллса до Прандтля-Глоерта
  4. 1 2 3 «Авиация и время» № 3/2008 // Ростислав Мараев «Реактивный вездеход»
  5. ↑ Антонов Ан-74 CCCP-72003
  6. ↑ Как я падал в самолете: воспоминания уцелевшего в авиакатастрофе
  7. ↑ Ан-70: последние 23 секунды жизни самолёта и экипажа
  8. ↑ «Лётный риск». Владимир Ткаченко
  9. Крылья границы. — М.: Граница, 2008. — С. 279. — 1500 экз. — ISBN 978-5-98759-035-5.
  10. ↑ Награды за безопасность полетов, 2003 год // Некоммерческое партнерство «Безопасность полетов» Архивировано 31 августа 2012 года.
  11. ↑ Смертельное пике Ан-72 // «Совершенно секретно»
  12. ↑ The Military Balance 2016,p.430
  13. ↑ The Military Balance 2016,p.193
  14. ↑ The Military Balance 2016,p.195
  15. ↑ The Military Balance 2016,p.200
  16. ↑ The Military Balance 2016,p.201
  17. ↑ The Military Balance 2016,p.186
  18. ↑ The Military Balance 2016,p.343
  19. ↑ The Military Balance 2016,p.188
  20. ↑ The Military Balance 2016,p.471
  21. ↑ The Military Balance 2016,p.206
  22. ↑ Spotters.Aero — Результат поиска
  23. ↑ The Military Balance 2016,p.443

Ссылки

wiki.sc

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о