Благовещенский Алексей Сергеевич Википедия

Алексей Сергеевич Благовещенский
Аляксей Сяргеевіч Благавешчанскі
Дата рождения 5 (18) октября 1909(1909-10-18)
Место рождения город Брест-Литовск Гродненской губернии Российской империи, ныне город Брест, Белоруссия
Дата смерти 25 мая 1994(1994-05-25) (84 года)
Место смерти город Москва
Принадлежность СССР СССР
Род войск ВВС
Годы службы 1927—1960
Звание генерал-лейтенант авиации
Командовал 2-й истребительный авиакорпус
Сражения/войны японо-китайская война
советско-финляндская война
Великая Отечественная война
Награды и премии

ru-wiki.ru

Благовещенский, Алексей Сергеевич — Википедия. Что такое Благовещенский, Алексей Сергеевич

Алексе́й Серге́евич Благове́щенский (5 [18] октября 1909; город Брест-Литовск Гродненской губернии Российской империи, ныне город Брест, Белоруссия — 25 мая 1994; город Москва) — Герой Советского Союза (14 ноября 1938), генерал-лейтенант авиации (1943), лётчик-испытатель 1-го класса (1950).

Биография

Родился 5 (18) октября 1909 года в городе Брест-Литовск (ныне — город Брест, Белоруссия). Белорус. С 1914 года жил в Курске. В 1927 году окончил Курский промышленно-экономический техникум.

В армии с апреля 1927 года. В 1928 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1929 году — Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС (в Брянске), с 1933 года — в авиации Тихоокеанского флота.

С сентября по декабрь 1937 года — лётчик-испытатель Научно-испытательного института ВВС. Провёл ряд испытательных работ на истребителях И-5, И-15 и И-16.

С декабря 1937 года по август 1938 года участвовал в боях с японскими захватчиками в Китае[1]. Был командиром истребительной авиаэскадрильи, затем — командиром истребительной авиагруппы. Совершил 73 боевых вылета на истребителе И-16, в 11 воздушных боях сбил лично 7 и в составе группы 16 самолётов противника.

Мемориальная доска в посёлке Чкаловский на доме, в котором жил А. С. Благовещенский

С октября 1938 года по январь 1939 года — вновь на лётно-испытательной работе в Научно-испытательном институте ВВС. Провёл ряд испытательных работ на истребителях И-153 и И-16.

В 1939 году окончил Курсы усовершенствования командного состава при Военной академии Генштаба. Командовал 54-й истребительной авиабригадой (в Ленинградском военном округе).

Участник советско-финляндской войны 1939—1940 годов в должности командира 54-й истребительной авиационной бригады. Совершил 39 боевых вылетов на истребителе И-16, участвовал в 3 воздушных боях.

С апреля 1940 года командовал 60-й истребительной авиационной бригадой, с августа того же года — командир 27-й истребительной авиационной дивизии (в Закавказском военном округе). С января 1941 года — заместитель командующего ВВС Дальневосточного фронта.

Участник Великой Отечественной войны: в октябре 1942-феврале 1945 — командир 2-го истребительного авиационного корпуса. Корпус под его командованием сражался на Калининском, Волховском, Западном, Брянском, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах. Участвовал в Великолукской операции, прорыве блокады Ленинграда, Ржевско-Вяземской и Орловской операциях, освобождении Белоруссии и Литвы, в Висло-Одерской операции. 9 февраля 1945 года был тяжело ранен (подорвался на мине) на аэродроме города Любин (Польша). До мая 1945 года находился на излечении в госпитале. За время войны совершил 48 боевых вылетов для оценки воздушной обстановки, участвовал в 3 воздушных боях.

В 1945—1947 — начальник Высшей офицерской школы воздушного боя (в городе Люберцы). В 1947—1949 — помощник командующего 7-й (с февраля 1949 года — 62-й) воздушной армией ПВО по строевой части (Бакинский округ ПВО).

В 1949—1952 — начальник Управления испытаний самолётов Государственного Краснознамённого научно-испытательного института (ГК НИИ ВВС), с апреля 1952 года по июль 1959 года — начальник ГК НИИ ВВС. Принимал участие в государственных испытаниях различных самолётов, в том числе реактивных истребителей Ла-15, МиГ-15, МиГ-15УТИ, МиГ-17, МиГ-19, СМ-12, СМ-50, реактивного разведчика Як-25Р, пассажирского самолёта Ил-18.

С апреля 1960 года генерал-лейтенант авиации А. С. Благовещенский — в запасе. Работал в ОКБ А. Н. Туполева: заместителем начальника (1962—1965), начальником лётно-испытательной базы (1965—1975), заместителем главного конструктора (1975—1983), ведущим конструктором (1984—1985).

Жил в посёлке Чкаловский (ныне — в черте города Щёлково) Московской области, затем — в Москве. Умер 25 мая 1994 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Награды и звания

Память

В посёлке Чкаловский (в черте города Щёлково Московской области) на доме (улица Ленина, дом 1), в котором в 1950—1959 годах жил А. С. Благовещенский, установлена мемориальная доска.

Примечания

  1. ↑ Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации А. С. Благовещенский. Суд памяти // журнал «Крылья Родины», № 6, 1969. стр.31

Литература

  • Великая Отечественная война: Комкоры. Военный биографический словарь. Том 2. — М.; Жуковский: Кучково поле, 2006. — С. 361-363. — 464 с.
  • Во славу Родины. К 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза генерал-лейтенанта Авиации А.С.Благовещенского. — М.: Авиация и Космонавтика, 2009. — № 10. — С. 25-29.
  • Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1987. — Т. 1 /Абаев — Любичев/. — 911 с. — 100 000 экз. — ISBN отс., Рег. № в РКП 87-95382.
  • Золотые Звёзды тихоокеанцев. — Владивосток, 1982. — С. 57-62.
  • Кузнецов И. И., Джога И. М. Первые Герои Советского Союза (1936-1939). — Иркутск, 1983. — С. 72-73.
  • Навечно в сердце народном. — 3-е изд., доп. и испр. — Минск: Белорус. Сов. Энциклопедия, 1984. — С. 59. — 607 с.
  • Республика Беларусь: Энциклопедия: В 6 т. — Минск: Беларуская Энцыклапедыя імя Петруся Броўкі, 2006. — Т. 2. — С. 405. — 912 с. — ISBN 985110371-3.

Ссылки

Благовещенский, Алексей Сергеевич. Сайт «Герои страны».

wiki.sc

Алексей Благовещенский — советский военный летчик Герой Советского Союза — Красные соколы: советские асы 1914

Родился 18 Октября 1909 года в городе Брест — Литовск, в семье железнодорожника. Белорус. Окончил Курский промышленно — экономический техникум. С 1927 года в рядах РККА. В 1928 году окончил Ленинградскую военно — теоретическую школу ВВС, а затем 2-ю военную школу лётчиков КВФ в Борисоглебске. Служил на Дальнем Востоке. За успехи в боевой, политической и технической подготовке был награждён орденом Красной Звезды.

С 1934 года работал лётчиком — испытателем в НИИ ВВС. В совершенстве зная многие самолёты, поражал всех удивительным хладнокровием в воздухе и виртуозной техникой пилотирования.

С Декабря 1937 по Август 1938 годов участвовал в национально — освободительной войне китайского народа с японскими захватчиками. Командовал истребительной авиагруппой. Совершил 73 боевых вылета, провёл 11 воздушных боёв, сбил 7 самолётов противника лично и 20 в группе. Награждён орденом Красного Знамени. Был награждён и китайским орденом.

Японское командование по разведывательным каналам получило донесение о новом пополнении китайских ВВС и решило, используя внезапность, ударить одновременно по всем аэродромам. Китайцы проявили благодушие, предположение наших советников подготовиться к возможному налёту японцев оставили без внимания. Но Благовещенский на своём аэродроме приказал рассредоточить самолёты, подготовить их к взлёту со стоянки. Проведя инструктаж прибывших лётчиков, создав боевые расчёты, он не ушёл спать, а, отобрав самых подготовленных лётчиков, занял место в кабине истребителя.

В то утро японская авиация весьма ощутимо потрепала китайские войска. Не было потерь лишь у предусмотрительного Благовещенского.

В Китае, во всей широте проявился его блестящий воинский талант командира — организатора, человека с широкой тактической эрудицией, умеющего предвидеть развитие боевых действий и способного навязать свою инициативу противнику. Он был опытен, храбр, изобретателен… Китайские руководители уважали его и почти всегда прислушивались к его советам.

18.02.1938 года капитан Благовещенский сбил командира группы истребителей, оказавшегося известным асом, одним из «непобедимых королей воздуха». Как шутили лётчики — «снял с него корону, вместе с головой». Был ранен.

Рассказывает Генерал — полковник авиации Рытов:

«На второй же день, получив с постов наблюдения сведения о появлении самолётов противника, группа наших истребителей во главе с Благовещенским вылетела им навстречу. Накануне, основываясь на опыте боёв в Испании, Рычагов подчеркнул, что ничто так не ошеломляет противника, как внезапность.

Всё было разработано детально: маршрут полёта, тактика боя, способы взаимной поддержки и выручки. Чтобы не обнаружить себя до времени, самолёты должны были идти над малонаселённой местностью. В районе предполагаемой встречи следовало быстро развернуться и ударить со стороны солнца в хвост японской колонны. Причём истребителям рекомендовалось идти не общим строем, как практиковалось до этого, а небольшими группами в несколько ярусов.

Этот замысел блестяще оправдал себя. Атака получилась внезапной. Специально выделенная группа лётчиков связала боем истребителей сопровождения противника, остальные ринулись на бомбардировщиков. Бой с самого начала принял стремительный, маневренный характер. Не выдержав удара, японские бомбовозы побросали груз куда попало и повернули обратно…

Японцы потеряли в этот день 15 бомбардировщиков и 4 истребителя. 2 наших самолёта тоже были подбиты, но лётчики выпрыгнули с парашютами и к вечеру прибыли в свою часть.

Алексею Сергеевичу Благовещенскому довелось драться в этом бою с лидером японских истребителей. Вдоль фюзеляжа самолёта самурайского аса тянулись красные полосы. Благовещенский сразу же обратил на них внимание и, не раздумывая, атаковал размалёванного хищника. Однако тот сумел сманеврировать, уклониться от прицельной очереди из пулемёта. Сделав разворот, он сам пошёл в атаку. Ему, видимо, хотелось ударить по Благовещенскому сзади. Но наш лётчик был начеку. Выполнив крутой вираж, он описал в небе кривую и точно вышел в хвост флагману. Позиция оказалась благоприятной. Короткая очередь вспорола обшивку неприятельского истребителя, но он продолжал держаться в воздухе.

Японские лётчики, заметив, что их ведущий в беде, кинулись на помощь. Теперь пришлось защищаться Благовещенскому и на время отступить от полосатой машины. Двое наших товарищей отсекли огнём японцев, теснивших Алексея Сергеевича.

— Такая меня досада взяла, — рассказывал потом Благовещенский, — что я готов был винтом рубануть полосатого дьявола. Дважды по нему стрелял, а он живой. Улучив момент, когда мы снова оказались один на один, я бросился на лидера сверху, сбоку и выпустил весь оставшийся боезапас. Очередь пришлась по кабине.

Благовещенский проследил, как тот, круто планируя, снизился над квадратами залитого водой рисового поля и при посадке перевернулся вверх колёсами.

Под вечер мы с врачом приехали к месту падения японского самолёта. Сквозь остекление кабины увидели мёртвого японского лётчика. Он висел на привязных ремнях вниз головой.

На следующий день в японских газетах в траурной рамке был опубликован портрет сбитого аса и подробной описание его былых заслуг.

Благовещенский тоже пострадал в этом бою. Пуля чиркнула его в левый бок. Разбитой оказалась и приборная доска. Спасла Алексея Сергеевича бронеспинка, установленная им накануне вылета…

Авторитет Алексея Сергеевича был непререкаем. Благовещенский прекрасно знал самолёт, виртуозно владел им, показывал личный пример храбрости и отваги в бою. Носил он вязаный свитер, серую замшевую куртку, которую в одном из боёв японцы основательно продырявили. Механик хотел починить её, но Алексей Сергеевич отказался:

— Что ты, милый !   С заплатой я буду ходить как оборванец, а тут боевая отметина. Чувствуешь разницу ? — и весело рассмеялся.

У Благовещенского были широкие, как у запорожца, штаны. Когда мы однажды спросили, почему он отдаёт предпочтение такой моде, Алексей Сергеевич на полном серьёзе ответил:

— Чтобы подчинённые не видели, как у меня дрожат колени, когда бывает страшно.

Он всегда искал что-то новое, рациональное и, когда находил, твёрдо проводил его в жизнь. Так, по его приказу с самолётов сняли аккумуляторы, а моторы стали запускать наземными средствами.

— К чему возить лишний груз ?   В бою аккумулятор — обуза.

По его же указанию в кабину каждого самолёта поставили бронеспинку. Это намного усилило живучесть машин и надёжно предохраняло лётчиков от пуль. На ручке управления своего самолёта Алексей Сергеевич сделал, кроме того, кнопочный спуск пулемётов.

Чтобы предотвратить внезапное воздушное нападение противника, лётчики с утра до вечера находились с парашютами у своих самолётов. Здесь же хлопотали техники и механики. Самолёт Благовещенского стоял рядом с командным пунктом. Достаточно было поступить сигналу о появлении противника, как на вышке взвивался синий флаг, означающий тревогу. Алексей Сергеевич взлетал обычно первым, за ним поднимались остальные».

14.11.1938 года Полковнику Благовещенскому Александру Сергеевичу было присвоено звание Герой Советского Союза. После учреждения медали «Золотая Звезда» ему была вручена медаль № 107.

В 1939 году окончил КУКС при Военной академии Генштаба.

Зимой 1939 — 1940 годов участвовал в Советско — Финляндской войне. Командовал авиабригадой. Так организовал её работу, что она была отмечена в приказе Наркома обороны СССР в числе лучших. На КП своего аэродрома организовал испытания первых наземных РЛС наведения «Редут», на нескольких И-16 установил радиостанции и опробовал их в боевой обстановке. Награждён вторым орденом Красного Знамени.

4.06.1940 года ему было присвоено воинское звание Генерал — майор авиации.

В 1940 — 1942 годах был заместителем командующего ВВС Дальневосточного фронта. С началом Великой Отечественной войны неоднократно подавал рапорта с просьбой отправить на фронт.

С 10.10.1942 года по 10.02.1945 года командовал 2-м Оршанским истребительным авиационным корпусом.

2-й ИАК был сформирован 10.10.1942 года. До конца года он действовал в составе 3-й Воздушной армии Калининского фронта. С начала Января до середины Февраля 1943 года в составе 14-й Воздушной армии Волховского фронта корпус участвовал в операции по прорыву блокады Ленинграда, после чего снова вернулся на Калининский фронт.

30.04.1943 года Благовещенскому было присвоено воинское звание Генерал — лейтенант авиации.

С 27.06.1943 года 2-й ИАК действовал в составе 1-й Воздушной армии Западного фронта. С конца Июля 1943 года он находился в оперативном подчинении 15-й Воздушной армии и обеспечивал боевые действия 11-й Гвардейской армии на карачевском направлении, совершив при этом около 1000 боевых вылетов.

Вспоминает Генерал — лейтенант авиации Семенов:

«Корпусом командовал Благовещенский. Я уже знал, что этот невысокого роста, плотный и энергичный Генерал в конце 1930-х годов вместе с другими нашими добровольцами сражался против японских захватчиков в Китае и именно там заслужил высокое звание Героя Советского Союза. Затем работал лётчиком — испытателем, но с началом Отечественной войны опять вернулся в войска. Мне довелось познакомиться с ним ещё в 1943 году, когда я служил в Управлении боевой подготовки ВВС.

Алексей Сергеевич Благовещенский пользовался у лётчиков большим авторитетом. Он всегда первым осваивал новые самолёты, часто вылетал на боевые задания, мастерски провёл множество воздушных боёв. В обращении с людьми был прост, высокую требовательность к подчинённым умел сочетать с отеческой заботой об их нуждах и запросах».

С Января 1945 года 2-й истребительный авиакорпус действовал в составе 2-й Воздушной армии на 1-м Украинском фронте. Благовещенский продолжал много летать, первым осваивал новые типы самолётов и лично участвовал в боевых вылетах. Сбил 5 самолётов противника лично и 5 в группе.

10.02.1945 года он был тяжело ранен.

Вспоминает Генерал — лейтенант авиации Семёнов:

«В середине дня, мне позвонил Благовещенский и приказал готовиться к перебазированию в Любен. При этом было сообщено, что вместе с нами на Любенский аэродром планируется посадить полк из другой дивизии. Командир корпуса собирался сам побывать там, осмотреть всё лично и затем дать дополнительные указания о размещении нас и соседей.

А через 2 — 3 часа мы узнали, что во время осмотра аэродрома машина Благовещенского наскочила на мину и он тяжело ранен. На санитарном самолёте, в сопровождении истребителей, его отправили во фронтовой госпиталь. Все очень сожалели о случившемся. А. С. Благовещенский принадлежал к числу таких командиров, которых подчинённые не только уважают, но и любят искренней сыновней любовью».

После войны Генерал — лейтенант авиации Благовещенский был лётчиком — испытателем.

В 1950 году его назначили начальником 1-го истребительного управления НИИ ВВС.

Весной 1951 года он возглавил группу лётчиков — испытателей, которая была направлена в Корею, с задачей захватить новейший американский истребитель F-86 «Сейбр».

Вспоминает Полковник Е. Г. Пепеляев:

«В конце Мая 1951 года на аэродром Андунь на транспортном самолёте ВВС прибыла группа лётчиков.

Через пару дней после прибытия этих ребят прояснилось, что они прибыли с задачей посадить на аэродром самолёт F-86 и отправить его в Москву в НИИ ВВС. Я поинтересовался — кто же вам поставил такую задачу и как вы мыслите её выполнять ?   Мне ответили, что задачу поставил Главком ВВС, а как выполнять, это наша забота, а от тебя требуется только одно — обеспечить полёты 12 самолётов МиГ-15бис с полным специальным, техническим и материальным обслуживанием.

Эту группу хотели включить в боевой расчёт 196-го иап. Я возразил и не согласился с такой постановкой вопроса. Генерал Благовещенский считал, что эта группа должна войти в состав полка как 4-я эскадрилья и все результаты боевой работы этой группы, сбитые ей самолёты и принудительно посаженный самолёт будут засчитаны 196-му полку. Я категорически отказался как от зачисления группы в полк, так и от их побед: всем, кроме участников группы, было ясно, что больших успехов и побед у них быть не может…

Никто из лётчиков, ни штабники, ни техники, не могли поверить в реальность выполнения такой задачи. У них, да и у меня в голове никак не укладывалась возможность принудительной посадки самолёта F-86. Все лётчики знали, что «Сейбр» имеет максимальную скорость больше, нежели самолёт МиГ-15бис. И если лётчик, сидящий в этой машине, захочет уйти от «МиГа», он всегда сумеет это сделать.

Этот самолёт в тех условиях можно было только сбить или повредить, убить или ранить летчика, но принудить к посадке — блеф…

По неофициальным данным, группа генерала Благовещенского провела подготовку к боевым действиям и встрече с американцами, находясь на тыловых аэродромах Китая. По моей личной договоренности с командованием дивизии и корпуса группа Благовещенского должна была работать самостоятельно.

В первый день полётов 12 лётчиков из группы генерала Благовещенского на самолётах МиГ-15бис выполняли задание по облёту района боевых действий. Увидев 2 самолёта В-29 на высоте 8000 метров, ведущий группы подполковник Дзюбенко решил всей группой их атаковать. Пойдя группой на сближение и перейдя в атаку на В-29, никто из лётчиков не увидел, что выше и сзади бомбардировщиков следовала десятка самолётов F-86. Завязался воздушный бой группы истребителей, к которому лётчики группы готовы не были. В результате атаки «Сейбров» бой получился недолгим. Группа Миг-15бис рассыпалась. Самолёт майора Перевозчикова был сбит, лётчик катапультировался, но погиб — выпал из лямок парашюта. Не были застегнуты лямки. Два самолёта МиГ-15бис из числа участвовавших в бою получили повреждения.

После похорон майора Перевозчикова генерал Благовещенский принял решение заняться с лётчиками изучением противника. Я и некоторые другие участники боёв 2 дня беседовали с лётчиками группы. Занимались вопросами тактики действий истребительной авиации противника. Мы дали понять вновь прибывшим лётчикам группы, что в самолётах F-86 сидят не слабаки, а зрелые, хорошо подготовленные лётчики…

В первых числах Июня лётчики группы генерала Благовещенского, после основательной теоретической подготовки, провели второй боевой вылет, но опять очень неудачно.

Воздушного боя не было. Все лётчики возвратились и заходят на посадку… Вдруг все увидели, как МиГ-15бис на спине, хвостом вперёд, колёсами вверх скользит по полосе. В воздухе находилось ещё около десятка самолётов. Я поспешил взять в руки микрофон и через несколько минут посадил все оставшиеся в воздухе самолёты. Перевернувшийся самолёт наполовину сгорел. Лётчик — подполковник Дзюбенко, погиб, попав в спутную струю впереди садящегося самолёта. Накренившись на посадке, он задел плоскостью за край бетонной полосы и скапотировал.

Так закончились бездарные и трагические приключения группы лётчиков Генерал — лейтенанта авиации А. С. Благовещенского.

Группу расформировали. Лётчики — испытатели улетели в Советский Союз, а лётчики ВВС были определены приказом в 176-й Гвардейский и 196-й авиаполки для дальнейшего прохождения службы».

В 1952 году А. С. Благовещенский был назначен начальником НИИ ВВС. Лично принимал участие в испытании МиГ-19, Ил-18 и других самолётов.

В 1956 году на международном салоне в Фарнборо в Англии после короткой консультации поднял в воздух учебно — тренировочный истребитель «Хантер» и показал высокий класс пилотажа.

С 1960 года Генерал — лейтенант авиации Благовещенский в запасе. Поводом для снятия с должности послужила катастрофа бомбардировщика Ту-16. Умер 24.05.1994 года.

Герой Советского Союза  ( 14.11.1938 ). Награждён двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, тремя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й степени, Богдана Хмельницкого 2-й степени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.

*     *     *

Полную версию статьи о А. С. Благовещенском читайте на сайте О. А. Шушакова.

airaces.narod.ru

Благовещенский, Алексей Сергеевич — Википедия

Алексе́й Серге́евич Благове́щенский (5 [18] октября 1909; город Брест-Литовск Гродненской губернии Российской империи, ныне город Брест, Белоруссия — 25 мая 1994; город Москва) — Герой Советского Союза (14 ноября 1938), генерал-лейтенант авиации (1943), лётчик-испытатель 1-го класса (1950).

Биография

Родился 5 (18) октября 1909 года в городе Брест-Литовск (ныне — город Брест, Белоруссия). Белорус. С 1914 года жил в Курске. В 1927 году окончил Курский промышленно-экономический техникум.

В армии с апреля 1927 года. В 1928 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1929 году — Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС (в Брянске), с 1933 года — в авиации Тихоокеанского флота.

С сентября по декабрь 1937 года — лётчик-испытатель Научно-испытательного института ВВС. Провёл ряд испытательных работ на истребителях И-5, И-15 и И-16.

С декабря 1937 года по август 1938 года участвовал в боях с японскими захватчиками в Китае[1]. Был командиром истребительной авиаэскадрильи, затем — командиром истребительной авиагруппы. Совершил 73 боевых вылета на истребителе И-16, в 11 воздушных боях сбил лично 7 и в составе группы 16 самолётов противника.

Мемориальная доска в посёлке Чкаловский на доме, в котором жил А. С. Благовещенский

С октября 1938 года по январь 1939 года — вновь на лётно-испытательной работе в Научно-испытательном институте ВВС. Провёл ряд испытательных работ на истребителях И-153 и И-16.

В 1939 году окончил Курсы усовершенствования командного состава при Военной академии Генштаба. Командовал 54-й истребительной авиабригадой (в Ленинградском военном округе).

Участник советско-финляндской войны 1939—1940 годов в должности командира 54-й истребительной авиационной бригады. Совершил 39 боевых вылетов на истребителе И-16, участвовал в 3 воздушных боях.

С апреля 1940 года командовал 60-й истребительной авиационной бригадой, с августа того же года — командир 27-й истребительной авиационной дивизии (в Закавказском военном округе). С января 1941 года — заместитель командующего ВВС Дальневосточного фронта.

Участник Великой Отечественной войны: в октябре 1942-феврале 1945 — командир 2-го истребительного авиационного корпуса. Корпус под его командованием сражался на Калининском, Волховском, Западном, Брянском, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах. Участвовал в Великолукской операции, прорыве блокады Ленинграда, Ржевско-Вяземской и Орловской операциях, освобождении Белоруссии и Литвы, в Висло-Одерской операции. 9 февраля 1945 года был тяжело ранен (подорвался на мине) на аэродроме города Любин (Польша). До мая 1945 года находился на излечении в госпитале. За время войны совершил 48 боевых вылетов для оценки воздушной обстановки, участвовал в 3 воздушных боях.

В 1945—1947 — начальник Высшей офицерской школы воздушного боя (в городе Люберцы). В 1947—1949 — помощник командующего 7-й (с февраля 1949 года — 62-й) воздушной армией ПВО по строевой части (Бакинский округ ПВО).

В 1949—1952 — начальник Управления испытаний самолётов Государственного Краснознамённого научно-испытательного института (ГК НИИ ВВС), с апреля 1952 года по июль 1959 года — начальник ГК НИИ ВВС. Принимал участие в государственных испытаниях различных самолётов, в том числе реактивных истребителей Ла-15, МиГ-15, МиГ-15УТИ, МиГ-17, МиГ-19, СМ-12, СМ-50, реактивного разведчика Як-25Р, пассажирского самолёта Ил-18.

С апреля 1960 года генерал-лейтенант авиации А. С. Благовещенский — в запасе. Работал в ОКБ А. Н. Туполева: заместителем начальника (1962—1965), начальником лётно-испытательной базы (1965—1975), заместителем главного конструктора (1975—1983), ведущим конструктором (1984—1985).

Жил в посёлке Чкаловский (ныне — в черте города Щёлково) Московской области, затем — в Москве. Умер 25 мая 1994 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Видео по теме

Награды и звания

Память

В посёлке Чкаловский (в черте города Щёлково Московской области) на доме (улица Ленина, дом 1), в котором в 1950—1959 годах жил А. С. Благовещенский, установлена мемориальная доска.

Примечания

  1. ↑ Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации А. С. Благовещенский. Суд памяти // журнал «Крылья Родины», № 6, 1969. стр.31

Литература

  • Великая Отечественная война: Комкоры. Военный биографический словарь. Том 2. — М.; Жуковский: Кучково поле, 2006. — С. 361-363. — 464 с.
  • Во славу Родины. К 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза генерал-лейтенанта Авиации А.С.Благовещенского. — М.: Авиация и Космонавтика, 2009. — № 10. — С. 25-29.
  • Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1987. — Т. 1 /Абаев — Любичев/. — 911 с. — 100 000 экз. — ISBN отс., Рег. № в РКП 87-95382.
  • Золотые Звёзды тихоокеанцев. — Владивосток, 1982. — С. 57-62.
  • Кузнецов И. И., Джога И. М. Первые Герои Советского Союза (1936-1939). — Иркутск, 1983. — С. 72-73.
  • Навечно в сердце народном. — 3-е изд., доп. и испр. — Минск: Белорус. Сов. Энциклопедия, 1984. — С. 59. — 607 с.
  • Республика Беларусь: Энциклопедия: В 6 т. — Минск: Беларуская Энцыклапедыя імя Петруся Броўкі, 2006. — Т. 2. — С. 405. — 912 с. — ISBN 985110371-3.

Ссылки

Благовещенский, Алексей Сергеевич. Сайт «Герои страны».

wiki2.red

Благовещенский, Алексей Сергеевич Википедия

Алексе́й Серге́евич Благове́щенский (5 [18] октября 1909; город Брест-Литовск Гродненской губернии Российской империи, ныне город Брест, Белоруссия — 25 мая 1994; город Москва) — Герой Советского Союза (14 ноября 1938), генерал-лейтенант авиации (1943), лётчик-испытатель 1-го класса (1950).

Биография

Родился 5 (18) октября 1909 года в городе Брест-Литовск (ныне — город Брест, Белоруссия). Белорус. С 1914 года жил в Курске. В 1927 году окончил Курский промышленно-экономический техникум.

В армии с апреля 1927 года. В 1928 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1929 году — Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС (в Брянске), с 1933 года — в авиации Тихоокеанского флота.

С сентября по декабрь 1937 года — лётчик-испытатель Научно-испытательного института ВВС. Провёл ряд испытательных работ на истребителях И-5, И-15 и И-16.

С декабря 1937 года по август 1938 года участвовал в боях с японскими захватчиками в Китае[1]. Был командиром истребительной авиаэскадрильи, затем — командиром истребительной авиагруппы. Совершил 73 боевых вылета на истребителе И-16, в 11 воздушных боях сбил лично 7 и в составе группы 16 самолётов противника.

Мемориальная доска в посёлке Чкаловский на доме, в котором жил А. С. Благовещенский

С октября 1938 года по январь 1939 года — вновь на лётно-испытательной работе в Научно-испытательном институте ВВС. Провёл ряд испытательных работ на истребителях И-153 и И-16.

В 1939 году окончил Курсы усовершенствования командного состава при Военной академии Генштаба. Командовал 54-й истребительной авиабригадой (в Ленинградском военном округе).

Участник советско-финляндской войны 1939—1940 годов в должности командира 54-й истребительной авиационной бригады. Совершил 39 боевых вылетов на истребителе И-16, участвовал в 3 воздушных боях.

С апреля 1940 года командовал 60-й истребительной авиационной бригадой, с августа того же года — командир 27-й истребительной авиационной дивизии (в Закавказском военном округе). С января 1941 года — заместитель командующего ВВС Дальневосточного фронта.

Участник Великой Отечественной войны: в октябре 1942-феврале 1945 — командир 2-го истребительного авиационного корпуса. Корпус под его командованием сражался на Калининском, Волховском, Западном, Брянском, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах. Участвовал в Великолукской операции, прорыве блокады Ленинграда, Ржевско-Вяземской и Орловской операциях, освобождении Белоруссии и Литвы, в Висло-Одерской операции. 9 февраля 1945 года был тяжело ранен (подорвался на мине) на аэродроме города Любин (Польша). До мая 1945 года находился на излечении в госпитале. За время войны совершил 48 боевых вылетов для оценки воздушной обстановки, участвовал в 3 воздушных боях.

В 1945—1947 — начальник Высшей офицерской школы воздушного боя (в городе Люберцы). В 1947—1949 — помощник командующего 7-й (с февраля 1949 года — 62-й) воздушной армией ПВО по строевой части (Бакинский округ ПВО).

В 1949—1952 — начальник Управления испытаний самолётов Государственного Краснознамённого научно-испытательного института (ГК НИИ ВВС), с апреля 1952 года по июль 1959 года — начальник ГК НИИ ВВС. Принимал участие в государственных испытаниях различных самолётов, в том числе реактивных истребителей Ла-15, МиГ-15, МиГ-15УТИ, МиГ-17, МиГ-19, СМ-12, СМ-50, реактивного разведчика Як-25Р, пассажирского самолёта Ил-18.

С апреля 1960 года генерал-лейтенант авиации А. С. Благовещенский — в запасе. Работал в ОКБ А. Н. Туполева: заместителем начальника (1962—1965), начальником лётно-испытательной базы (1965—1975), заместителем главного конструктора (1975—1983), ведущим конструктором (1984—1985).

Жил в посёлке Чкаловский (ныне — в черте города Щёлково) Московской области, затем — в Москве. Умер 25 мая 1994 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Награды и звания

Память

В посёлке Чкаловский (в черте города Щёлково Московской области) на доме (улица Ленина, дом 1), в котором в 1950—1959 годах жил А. С. Благовещенский, установлена мемориальная доска.

Примечания

  1. ↑ Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации А. С. Благовещенский. Суд памяти // журнал «Крылья Родины», № 6, 1969. стр.31

Литература

  • Великая Отечественная война: Комкоры. Военный биографический словарь. Том 2. — М.; Жуковский: Кучково поле, 2006. — С. 361-363. — 464 с.
  • Во славу Родины. К 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза генерал-лейтенанта Авиации А.С.Благовещенского. — М.: Авиация и Космонавтика, 2009. — № 10. — С. 25-29.
  • Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1987. — Т. 1 /Абаев — Любичев/. — 911 с. — 100 000 экз. — ISBN отс., Рег. № в РКП 87-95382.
  • Золотые Звёзды тихоокеанцев. — Владивосток, 1982. — С. 57-62.
  • Кузнецов И. И., Джога И. М. Первые Герои Советского Союза (1936-1939). — Иркутск, 1983. — С. 72-73.
  • Навечно в сердце народном. — 3-е изд., доп. и испр. — Минск: Белорус. Сов. Энциклопедия, 1984. — С. 59. — 607 с.
  • Республика Беларусь: Энциклопедия: В 6 т. — Минск: Беларуская Энцыклапедыя імя Петруся Броўкі, 2006. — Т. 2. — С. 405. — 912 с. — ISBN 985110371-3.

Ссылки

Благовещенский, Алексей Сергеевич (рус.). Сайт «Герои страны».

wikiredia.ru

Алексей Сергеевич Благовещенский Википедия

Алексей Сергеевич Благовещенский
Аляксей Сяргеевіч Благавешчанскі
Дата рождения 5 (18) октября 1909(1909-10-18)
Место рождения город Брест-Литовск Гродненской губернии Российской империи, ныне город Брест, Белоруссия
Дата смерти 25 мая 1994(1994-05-25) (84 года)
Место смерти город Москва
Принадлежность СССР СССР
Род войск ВВС
Годы службы 1927—1960
Звание генерал-лейтенант авиации
Командовал 2-й истребительный авиакорпус
Сражения/войны японо-китайская война
советско-финляндская война
Великая Отечественная война
Награды и премии

ru-wiki.ru

Благовещенский, Алексей Сергеевич — ВиКи

Родился 5 (18) октября 1909 года в городе Брест-Литовск (ныне — город Брест, Белоруссия). Белорус. С 1914 года жил в Курске. В 1927 году окончил Курский промышленно-экономический техникум.

В армии с апреля 1927 года. В 1928 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1929 году — Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС (в Брянске), с 1933 года — в авиации Тихоокеанского флота.

С сентября по декабрь 1937 года — лётчик-испытатель Научно-испытательного института ВВС. Провёл ряд испытательных работ на истребителях И-5, И-15 и И-16.

С декабря 1937 года по август 1938 года участвовал в боях с японскими захватчиками в Китае[1]. Был командиром истребительной авиаэскадрильи, затем — командиром истребительной авиагруппы. Совершил 73 боевых вылета на истребителе И-16, в 11 воздушных боях сбил лично 7 и в составе группы 16 самолётов противника.

  Мемориальная доска в посёлке Чкаловский на доме, в котором жил А. С. Благовещенский

С октября 1938 года по январь 1939 года — вновь на лётно-испытательной работе в Научно-испытательном институте ВВС. Провёл ряд испытательных работ на истребителях И-153 и И-16.

В 1939 году окончил Курсы усовершенствования командного состава при Военной академии Генштаба. Командовал 54-й истребительной авиабригадой (в Ленинградском военном округе).

Участник советско-финляндской войны 1939—1940 годов в должности командира 54-й истребительной авиационной бригады. Совершил 39 боевых вылетов на истребителе И-16, участвовал в 3 воздушных боях.

С апреля 1940 года командовал 60-й истребительной авиационной бригадой, с августа того же года — командир 27-й истребительной авиационной дивизии (в Закавказском военном округе). С января 1941 года — заместитель командующего ВВС Дальневосточного фронта.

Участник Великой Отечественной войны: в октябре 1942-феврале 1945 — командир 2-го истребительного авиационного корпуса. Корпус под его командованием сражался на Калининском, Волховском, Западном, Брянском, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах. Участвовал в Великолукской операции, прорыве блокады Ленинграда, Ржевско-Вяземской и Орловской операциях, освобождении Белоруссии и Литвы, в Висло-Одерской операции. 9 февраля 1945 года был тяжело ранен (подорвался на мине) на аэродроме города Любин (Польша). До мая 1945 года находился на излечении в госпитале. За время войны совершил 48 боевых вылетов для оценки воздушной обстановки, участвовал в 3 воздушных боях.

В 1945—1947 — начальник Высшей офицерской школы воздушного боя (в городе Люберцы). В 1947—1949 — помощник командующего 7-й (с февраля 1949 года — 62-й) воздушной армией ПВО по строевой части (Бакинский округ ПВО).

В 1949—1952 — начальник Управления испытаний самолётов Государственного Краснознамённого научно-испытательного института (ГК НИИ ВВС), с апреля 1952 года по июль 1959 года — начальник ГК НИИ ВВС. Принимал участие в государственных испытаниях различных самолётов, в том числе реактивных истребителей Ла-15, МиГ-15, МиГ-15УТИ, МиГ-17, МиГ-19, СМ-12, СМ-50, реактивного разведчика Як-25Р, пассажирского самолёта Ил-18.

С апреля 1960 года генерал-лейтенант авиации А. С. Благовещенский — в запасе. Работал в ОКБ А. Н. Туполева: заместителем начальника (1962—1965), начальником лётно-испытательной базы (1965—1975), заместителем главного конструктора (1975—1983), ведущим конструктором (1984—1985).

Жил в посёлке Чкаловский (ныне — в черте города Щёлково) Московской области, затем — в Москве. Умер 25 мая 1994 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

www.xn--b1aeclack5b4j.xn--j1aef.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *