Блог детского психолога Александра Покрышкина — LiveJournal

Originally published at Александр Покрышкин. You can comment here or there.

Добрый день! Сегодня мы поговорим о туалетных страхах и прочих сложностях при переходе к горшку.

Детское развитие — процесс полный неожиданностей. Одной из них может стать приучение к горшку. Внезапно, может оказаться, что у вашего ребенка сложности в этом деликатном вопросе. Некоторые дети отказываются сразу, некоторые после того, как испытают определенный дискомфорт, хотя переход от подгузника на горшок прошел гладко. Критичный вариант развития событий следующий: каждый «поход в туалет» заканчивается слезами, уговоры и наставления не помогают, ребенок терпит изо всех сил, иногда не посещает туалет несколько дней, начинаются запоры и приходится обращаться за медицинской помощью. На помощь приходят и психологи, снимая напряжение у детей и помогая родителям, что ускоряет достижение положительного результата. Опишу причины возникновения этих сложностей и способы их избежать.

Туалетные трудности вызывают особое удивление у родителей, поскольку нам кажется, что это незамысловатый процесс и ничего  тут сложного быть не может. Это не так: для ребенка это отдельная задача. Достаточно вспомнить, что для перехода с подгузника на горшок требуется целая совокупность факторов (по данным Союза педиатров России):

1) Физиологическая готовность. Ребенок владеет мышцами сфинктера мочевого пузыря и кишечника.

2) Психологическая готовность. Ребенок понимает, что он, например, пописал и сообщает об этом взрослым, ему важно быть чистым.

3) Эмоциональная готовность. Ребенок спокойно относится к горшку, легко пересаживается на него. Многие дети испытывают определенную брезгливость перед горшком, боятся сидеть на нем и т.д. К этой стороне вопроса тоже надо привыкнуть.

Отмечу отдельно, что средняя (!) возрастная норма перехода на самостоятельное пользование туалетом приходится на 18-24 месяца по данным Союза Педиатров России, и 24-48 месяцев по данным их канадских коллег. Это значит, что даже если все знакомые дети в песочнице, Инстаграме и Фейсбуке уже активно пользуются унитазом, ваш ребенок может еще ходить в памперсе и не проявлять никакого интереса к горшку. Более того, любые попытки этот процесс ускорить, приведут к обратному — все будет сложнее и медленнее.

«Туалетные страхи» появляются тогда, когда ребенок еще не готов к переходу, а вот взрослые уже не готовы больше ждать. Они настаивают именно на горшке, ругают памперсы и стыдят ребенка, если он продолжают ими пользоваться, «как маленький». И чтобы избежать всего этого, ребенок всячески избегать этих неприятных процедур и разговоров, он начинает терпеть, сдерживаться и не замечать позывы организма. Это и приводит к запорам или к энкопрезам, когда ребенок, наоборот, перестает контролировать кишечник.

Что делать, если начались сложности с переходом на горшок?

  1. Консультироваться с педиатром. Есть нюансы, которые лучше обсудить с врачом. Обычно речь идет об особой диете и растительных слабительных, хотя бывают и исключения.
  2. Проверить себя. Если вы хотя бы иногда упрекаете ребенка при «туалетных неудачах», то это может быть причиной того, что ему пока сложно осуществить этот переход. Более того, пока он не готов по всем пунктам (см.выше), то ничего не получится. Так что лучший способ помочь — это перестать спешить.
  3. Работать с детским психологом. Если «туалетная тема» беспокоит вас уже больше месяца, то, скорее всего, ребенок напряжен довольно сильно. В этом случае психологические занятия, например, недирективная игровая терапия помогут ему отыграть проблемы и страхи и быстрее преодолеть свое беспокойство.

На мой взгляд, все налаживается, когда родители ловят настоящий темп ребенка и идут вместе с ним. Постепенно он сам отказывается от подгузников, о чем негласно свидетельствует количество, например, первоклассников в памперсах. То есть, если у ребенка нет особенностей, которые замедляют или вообще не позволяют ему пользоваться туалетом самостоятельно, то он им пользоваться начнет. Другое дело, что речь не идет о том, чтобы пускать это на самотек и ждать, когда ребенок сам всему научится. Ему нужна наша разумная помощь. Вот основные шаги.

Как помочь ребенку освоить «туалетные навыки»

  1. Определить слова, которыми вы будете называть то, что происходит с ребенком. Важно, чтобы все домашние использовали один и тот же словарь.
  2. Убедиться, что горшок легко доступен ребенку, он может им пользоваться самостоятельно. Если это унитаз, то на нем должно быть установлено специальное сидение и подставка для ног.
  3. Поощрять ребенка говорить о том, что он хочет в туалет. Хвалить его, даже если он ничего не сказал.
  4. Сделать момент перехода от памперса к обычным трусикам особенным событием. Многим детям нравится делать что-то как взрослые, возможно, это воодушевит и вашего.
  5. Избегать наказаний и упреков при «неудачах». Выше говорили об этом подробнее.
  6. Договориться со всеми взрослыми о единой стратегии поведения.

apokryshkin-ru.livejournal.com

Обо мне в семи пунктах – Александр Покрышкин

Всех приветствую! В последнее время у меня появилось много новых подписчиков в социальных сетях, поэтому думаю, что стоит еще раз представиться.

1. Меня зовут Александр Покрышкин, я – детский психолог, живу и работаю в Москве, сыну Феде 9 лет. Принимаю очно (в удобно расположенном кабинете в центре Москвы) и в Skype (apokryshkin). Моя почта для связи:[email protected], телефон: +7 926 708 6033 (calls, sms, whatsapp, viber). Мой сайт: www.apokryshkin.ru

2. Я окончил РГГУ и работаю с 2004 года. Почти 8 лет я работал в системе образования г. Москвы (в приюте, в школе, в большом психологическом центре ЦППРиК «На Таганке», в ЦТР «Гуманитарные технологии», www.gt.ru, www.proforientator.ru), а с 2012 года я ушел оттуда и работаю только частно.

4. Я принимаю детей с 0 до 18 лет и, конечно же, их родителей.

3. Я помогаю детям. Я с ними, конечно же, разговариваю, но больше – играю, рисую, леплю, строю, играю в прятки и дерусь. Я использую методы Игровой терапии (Play-Therapy), Песочной терапии (Sand-Play) и Арт-терапии. Про них можно и нужно подробно рассказывать, что я делаю у себя в блоге на сайте и в соц.сетях, например, по тегу #моя_игровая_терапия. Главное в этих методах то, что для того, чтобы помочь ребенку, не нужно вести с ним «душеспасительных» бесед, а достаточно просто дать ему новый жизненный опыт и он сам всему научится. Именно так я и провожу свои занятия.

4. Я помогаю родителям. Я не заставляю их в обязательном порядке «копаться» в своих проблемах, рассказывать о собственном детстве и отношениях в семье, хотя иногда это действительно необходимо. Моя задача – помочь им разобраться в том, что происходит с их ребенком и научиться ему помогать самостоятельно.

5. Я знаю, что быть родителем непросто, этому можно и нужно учиться. Поэтому я провожу семинары для родителей. Они проходят в Москве и онлайн. На них я рассказываю, как научиться быть психологом собственным детям: как их понимать, как их поддерживать, как вводить им разумные ограничения так, чтобы не ранить их, и как сделать так, чтобы проводить все это время с удовольствием. Я даю алгоритмы, привожу примеры и помогаю участникам разобраться в собственных детях. А еще я обучаю родителей Игровой терапии, и тогда они сами собирают специальный игровой набор и становятся моими коллегами, пусть и только для своих деток.

6. Еще я обучаю психологов. Я провожу курсы по Игровой терапии для профессионалов и по системному подходу в работе детского психолога. Это когда психолог упорядочивает все то, что знает, учится говорить просто и начинает быстро и уверенно работать с живыми людьми. Также я организую специальный психологический клуб, где все желающие могут принести коллегам для разбора случаи из своей практики, получить новую информацию и завести полезные знакомства.

Анонсы всех мероприятий можно найти у меня в соц.сетях: https://vk.com/psyholog иhttps://www.facebook.com/pokryskin и в специальном разделе моего сайта.  Хотите получить информацию сразу себе на почту? Отправьте заявку на адрес: [email protected]

7. Последнее. В литературе я всегда отдавал предпочтение краткой художественной форме: Чехов, Зощенко, Довлатов и Вуди Аллен – мои любимые авторы. Может это и просто совпадение, но и в работе я предпочитаю действовать легко, быстро и по делу.

Буду рад ответить на ваши вопросы под этим постом и хорошей вам летней недели!


Tags: apokryshkin.ru детская психология детский психолог для родителей моя_игровая_терапия новости родителям

apokryshkin.ru

Почему игровая терапия работает? – Александр Покрышкин

почему игровая терапия работает

Продолжаю #Покрышкин_об_игровой_терапии. Кстати мои свежие  статьи легко найти по тегу #статья_Покрышкина. Давайте поговорим о том, чем занимается игровой терапевт на занятии. Тема серьезная, поскольку такие занятия отличаются от тех, к которым мы привыкли. Приведу пример:

Ребенок: Я буду строить тут железную дорогу.
Терапевт: Ты хочешь построить железную дорогу здесь.
Р.: А вот и поезд!
Т.: Ты нашел поезд.

Р.: Да, это же железная дорога, тут обязательно должен быть поезд!
Т.: Тебе важно, чтобы на железной дороге был поезд.

Если вы считаете, что терапевт в этом отрывке просто повторяет почти дословно речь ребенка и совсем не играет с ним, то я вас прекрасно понимаю. Дело в том, что это недирективная игровая терапия, которая использует свободную игру детей.  То есть ребенок сам решает во что и как ему играть, а терапевт по специальной технологии устраняется от процесса принятия решений.  Он играет с ребенком, только если тот его об этом попросит, но не будет инициировать это сам. Что же тогда происходит на занятии и почему игровая терапия работает?

1. Игровой терапевт поддерживает доброжелательную атмосферу. Мало сказать ребенку, что он может играть с любыми игрушками.  Нужно, чтобы он почувствовал себя в безопасности и смог начать свою игру. Поэтому взрослый доброжелателен и активно это демонстрирует своему маленькому клиенту.

2. Предоставляет выбор. Свободная игра – еще и ответственность. Часто ребята в начале терапии волнуются и ждут прямых указаний взрослого, четких инструкций во что и как играть. Постепенно благодаря уважительному и поддерживающему уважению терапевта они позволяют себе все больше и больше и переносят эту уверенность и в жизнь.

3. Помогает выразить ребенку свои чувства. Терапевт распознает оттенки детских эмоций, помогает их распознать и с уважением говорит о них. Это помогает детям быстрее отреагировать свои эмоции, снизить уровень напряжения, а еще развивает саморефлексию – умение замечать их самостоятельно.

4. Устанавливает ограничения в случае необходимости. Несмотря на свободную и творческую обстановку на занятиях, терапевт следит за безопасностью: ребенка, своей и оборудования. Так что нельзя сказать, что «свободная игра» означает «вседозволенность». А если вспомнить, что нельзя уносить игрушки с собой и занятие заканчивается в одно и то же время, то становится понятным, что ребенок на игровой терапии учится еще и гибкости и умению распознавать границы.

5. Поддерживает самоуважение ребенка. Терапевт обращает его внимание на мелкие достижения и это придает веры в свои силы и учит самостоятельно оценивать свои результаты.

Так что получается, игровой терапевт не играет вместе с ребенком, но сопровождает и поддерживает его игру ребенка, помогая ему лучше понять ее, а значит и себя. И что недирективная игровая терапия основана на теплых и доверительных отношениях ребенка со взрослым, и именно это, а не специальные игры, помогают ребятам снизить напряжение, преодолеть трудности и приобрести умения саморегуляции и саморефлексии. Ну и взрослым (психологам, педагогам и родителям), которые начинают работать в этом подходе, приходится развивать в себе наблюдательность и эмпатии, что обычно тоже получается использовать и за стенами игровой комнаты.

Вы уже пробовали недирективную игровую терапию? Как прошло ваше знакомство? Есть вопросы? Давайте обсудим в комментариях.


apokryshkin.ru

Обучение психологов – Александр Покрышкин

[vc_row full_width=”stretch_row” parallax=”” parallax_image=”” gmbt_prlx_bg_type=”parallax” gmbt_prlx_break_parents=”99″ gmbt_prlx_smooth_scrolling=”” gmbt_prlx_video=”” gmbt_prlx_video_mute=”” gmbt_prlx_video_force_hd=”” gmbt_prlx_opacity=”100″ gmbt_prlx_video_aspect_ratio=”16:9″ gmbt_prlx_parallax=”none” gmbt_background_repeat=”” gmbt_background_position=”top” gmbt_prlx_speed=”0.3″ gmbt_prlx_enable_mobile=”” css=”.vc_custom_1435668234117{padding-top: 100px !important;padding-bottom: 100px !important;background-color: #f4f4f4 !important;}” gmbt_prlx_image=”5285″][vc_column width=”1/1″ offset=”vc_col-lg-4 vc_col-md-4 vc_col-xs-1″][/vc_column][vc_column width=”1/1″ css=”.vc_custom_1429261263356{padding-top: 30px !important;padding-right: 40px !important;padding-bottom: 40px !important;padding-left: 40px !important;}” offset=”vc_col-lg-8 vc_col-md-8 vc_col-xs-12″ el_class=”bgWhite”][vc_column_text]

Обучение психологов

Я провожу обучающие программы и тренинги с 2009 года. Основные темы: недирективная игровая терапия (Play-Therapy), песочная терапия (Sand-Play), консультирование родителей, системный подход в работе детского психолога. Также я провожу интервизии и Психологический клуб для коллег, а с 2014 года – все программы имеют свою онлайн версию.


Подпишитесь на информационную рассылку о моих мероприятиях: [mc4wp_form]


По вопросам организации выездных семинаров обращайтесь к Анне Воробьевой по телефону: 8 926 552 20 02 или напишите на почту: [email protected]

[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row full_width=”” parallax=”” parallax_image=”” gmbt_prlx_bg_type=”parallax” gmbt_prlx_break_parents=”0″ gmbt_prlx_smooth_scrolling=”” gmbt_prlx_video=”” gmbt_prlx_video_mute=”” gmbt_prlx_video_force_hd=”” gmbt_prlx_opacity=”100″ gmbt_prlx_video_aspect_ratio=”16:9″ gmbt_prlx_parallax=”none” gmbt_background_repeat=”” gmbt_background_position=”” gmbt_prlx_speed=”0.3″ gmbt_prlx_enable_mobile=””][vc_column width=”1/2″][vc_single_image image=”5392″ alignment=”” style=”” border_color=”grey” img_link_large=”” img_link_target=”_self” css_animation=”” img_size=”full”][/vc_column][vc_column width=”1/2″][vc_column_text css_animation=””]

Недирективная игровая терапия: введение в практику


 

Провожу этот курс с 2010 года. Основная задача: познакомить участников с методом, дать все необходимые алгоритмы для начала собственной практики. В программе: теория, отработка навыков, собственная работа в качестве клиента/игротерапевта, вопросы и обсуждение тонкостей.[/vc_column_text][vc_btn title=”Читать полную программу” style=”flat” shape=”rounded” color=”blue” size=”md” align=”inline” i_align=”left” i_type=”fontawesome” i_icon_fontawesome=”fa fa-adjust” i_icon_openiconic=”vc-oi vc-oi-dial” i_icon_typicons=”typcn typcn-adjust-brightness” i_icon_entypo=”entypo-icon entypo-icon-note” i_icon_linecons=”vc_li vc_li-heart” css_animation=”” button_block=”” add_icon=”” i_icon_pixelicons=”vc_pixel_icon vc_pixel_icon-alert”][/vc_column][/vc_row][vc_row full_width=”” parallax=”” parallax_image=”” gmbt_prlx_bg_type=”parallax” gmbt_prlx_break_parents=”0″ gmbt_prlx_smooth_scrolling=”” gmbt_prlx_video=”” gmbt_prlx_video_mute=”” gmbt_prlx_video_force_hd=”” gmbt_prlx_opacity=”100″ gmbt_prlx_video_aspect_ratio=”16:9″ gmbt_prlx_parallax=”none” gmbt_background_repeat=”” gmbt_background_position=”” gmbt_prlx_speed=”0.3″ gmbt_prlx_enable_mobile=””][vc_column width=”1/2″][vc_single_image image=”4170″ border_color=”grey” img_link_large=”” img_link_target=”_self” img_size=”full”][/vc_column][vc_column width=”1/2″][vc_column_text]


Современный формат обучения. Очень удобно для тех, кто живет за пределами Москвы или не имеет возможности посещать очные занятия.

На сегодняшний день я провожу две длительные программы: «Работа с детьми от А до Я» и «Консультирование родителей от А до Я». На них есть все, что необходимо для полноценного обучения: большое количество информации, бурные обсуждения, домашние задания и новые навыки. Помимо этого я провожу отрытые вебинары на важные для детских психологов темы: консультирование родителей, клиентоориентированность для психологов, частная психологическая практика, полезные книги для психологов и т.д.[/vc_column_text][vc_btn title=”Читать подробные описания вебинаров” style=”flat” shape=”rounded” color=”blue” size=”md” align=”inline” i_align=”left” i_type=”fontawesome” i_icon_fontawesome=”fa fa-adjust” i_icon_openiconic=”vc-oi vc-oi-dial” i_icon_typicons=”typcn typcn-adjust-brightness” i_icon_entypo=”entypo-icon entypo-icon-note” i_icon_linecons=”vc_li vc_li-heart” css_animation=”” button_block=”” add_icon=”” i_icon_pixelicons=”vc_pixel_icon vc_pixel_icon-alert”][/vc_column][/vc_row][vc_row full_width=”” parallax=”” parallax_image=”” gmbt_prlx_bg_type=”parallax” gmbt_prlx_break_parents=”0″ gmbt_prlx_smooth_scrolling=”” gmbt_prlx_video=”” gmbt_prlx_video_mute=”” gmbt_prlx_video_force_hd=”” gmbt_prlx_opacity=”100″ gmbt_prlx_video_aspect_ratio=”16:9″ gmbt_prlx_parallax=”none” gmbt_background_repeat=”” gmbt_background_position=”” gmbt_prlx_speed=”0.3″ gmbt_prlx_enable_mobile=”” el_id=””][vc_column width=”1/2″][vc_single_image image=”5492″ border_color=”grey” img_link_large=”” img_link_target=”_self” img_size=”full”][/vc_column][vc_column width=”1/2″][vc_column_text css_animation=””]


Как известно, профессионалами становятся не за один день, а лишь благодаря постоянной постоянной работе. Клуб «Психологический клуб» является именно такой площадкой: местом, куда можно принести свой случай для интервизии, послушать или выступить с актуальным докладом, встретить коллег, которые также как и вы увлечены работой с детьми.

[/vc_column_text][vc_btn title=”Read more” style=”flat” shape=”rounded” color=”blue” size=”md” align=”inline” i_align=”left” i_type=”fontawesome” i_icon_fontawesome=”fa fa-adjust” i_icon_openiconic=”vc-oi vc-oi-dial” i_icon_typicons=”typcn typcn-adjust-brightness” i_icon_entypo=”entypo-icon entypo-icon-note” i_icon_linecons=”vc_li vc_li-heart” css_animation=”” button_block=”” add_icon=”” i_icon_pixelicons=”vc_pixel_icon vc_pixel_icon-alert”][/vc_column][/vc_row][vc_row full_width=”” parallax=”” parallax_image=”” gmbt_prlx_bg_type=”parallax” gmbt_prlx_break_parents=”0″ gmbt_prlx_smooth_scrolling=”” gmbt_prlx_video=”” gmbt_prlx_video_mute=”” gmbt_prlx_video_force_hd=”” gmbt_prlx_opacity=”100″ gmbt_prlx_video_aspect_ratio=”16:9″ gmbt_prlx_parallax=”none” gmbt_background_repeat=”” gmbt_background_position=”” gmbt_prlx_speed=”0.3″ gmbt_prlx_enable_mobile=”” el_id=””][vc_column width=”1/2″][vc_single_image image=”5495″ border_color=”grey” img_link_large=”” img_link_target=”_self” img_size=”full”][/vc_column][vc_column width=”1/2″][vc_column_text]

Выездные мероприятия. Если вы хотите организовать мой семинар у себя в городе, то моя команда будет рада вам в этом помочь.

Мы предлагаем:

  • Готовую программу тренинга (недирективная игровая терапия (Play-Therapy), песочная терапия (Sand-Play), арт-терапия с детьми и подростками, консультирование родителей, кризисное консультирование и т.д.).
  • Рекламные материалы (анонсы для интернета, социальных сетей, печатные брошюры и т.д.).
  • Привезем все необходимые для курса материалы (игрушки, расходные и раздаточные материалы).
  • Поможем найти место для проведения семинара в Вашем городе.

По вопросам организации выездных семинаров обращайтесь к Анне Воробьевой по телефону: 8 926 552 20 02 или напишите на почту: [email protected]

[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row full_width=”stretch_row” parallax=”” parallax_image=”” gmbt_prlx_bg_type=”parallax” gmbt_prlx_break_parents=”0″ gmbt_prlx_smooth_scrolling=”” gmbt_prlx_video=”” gmbt_prlx_video_mute=”” gmbt_prlx_video_force_hd=”” gmbt_prlx_opacity=”100″ gmbt_prlx_video_aspect_ratio=”16:9″ gmbt_prlx_parallax=”none” gmbt_background_repeat=”” gmbt_background_position=”” gmbt_prlx_speed=”0.3″ gmbt_prlx_enable_mobile=”” css=”.vc_custom_1428918758386{margin-top: -20px !important;margin-bottom: -30px !important;padding-top: 85px !important;padding-bottom: 85px !important;}” el_class=”brandC-bg”][vc_column width=”1/1″][vc_column_text]

Я обучаю психологов

[button url=”#” color=”white”]Смотреть расписание курсов[/button] [/vc_column_text][/vc_column][/vc_row]

apokryshkin.ru

Александр Покрышкин, детский психолог

t

e W w s m P g p

Psychologies.ru – официальный сайт журнала Psychologies (Психoлоджиc). На его страницах мы говорим о психологии, о смысле того, что с нами происходит в жизни, – интересно, просто, ясно, не искажая сути. Каковы скрытые мотивы наших поступков? Чем определяется тот или иной жизненный выбор? В чем причины наших успехов и неудач? Как наладить личную жизнь и найти настоящую любовь? Как раскрыть сексуальность, научиться слушать себя и своего партнера? Что значит быть «хорошей матерью» (или отцом)? Чем может помочь психотерапия и по каким критериям следует выбирать психотерапевта? Наконец, каково точное значение таких терминов, как психодиагностика, психоанализ и психология? На страницах онлайн-версии журнала Psychologies (Психoлоджиc) вы найдете ответы на эти и многие другие вопросы. В создании наших статей, в онлайн-консультациях на сайте участвуют ведущие эксперты в области психологии, психотерапии, психоанализа, философии и социологии. Десятки профессиональных психологических тестов помогут вам открыть новые грани вашей личности и, возможно, изменить отношение к давно знакомым чертам вашего характера. В рубрике «Досье» мы пытаемся дать всесторонний анализ одного из аспектов нашей жизни – будь то проблема выбора, отношения с матерью или искусство общения, – чтобы в чем-то пересмотреть привычное мироощущение и по-новому воспринять знакомые ситуации. Psychologies.ru – онлайн-журнал для тех, кто интересуется психологией и психотерапией, хочет лучше понять себя и других, открыт новому и любит удивляться, стремится жить яркой, насыщенной и осознанной жизнью.

© 2006- Psychologies, Hearst Shkulev Publishing LLC / OOO «Хёрст Шкулёв Паблишинг». Все права защищены. 16+

16+

www.psychologies.ru

«Разговор о куклах с детским психологом» – Александр Покрышкин

Вчера выступил в передаче «Взлетная полоса» на «Радио России». Запись не смог найти, Москва ФМ, которая выручала в таких случаях, теперь не ведет архив эфиров. Если кто-то подскажет, как можно найти, буду признателен, а пока выложу основные тезисы.

Вопрос: Могут ли куклы «Monster High»  нанести вред психике ребенка? Не опасно ли детям играть с ними?
Ответ: Если вы посмотрите мультфильм, то вы увидите, что его герои – безобидные. Фактически он рассказывает о жизни подростков и рассчитан на ребят примерно 9-14 лет. Напугать такая игрушка может только того, который мультфильм не смотрел и отличается впечатлительностью. Родители обычно знают про такие особенности своих детей, здесь нужна обычная в таких случаях осторожность. А вообще агрессивные и “страшные” игрушки полезны для развития ребенка: это и отреагирование негативных эмоций и просто важный опыт.

В: Чем плоха кукла Барби? Как она влияет на развитие девочек?

О: К куклам типа Барби у психологов традиционно  две претензии: формирование представлений о женской красоте и недостаточное стимулирование воображения. В мире Барби толстых не было до недавнего времени, и такие игрушки,  как “классическая Барби” дают ребенку понять как это: быть счастливой и иметь «нестандартный» размер одежды. Что до воображения, то из-за большого количества подробностей в этих игрушках, деталей, воображение ребенка не стимулируется. Чем меньше конкретных деталей на кукле или другой игрушке, чем меньше в ней интерактива, тем больше  она стимулирует психическое развитие ребенка. (Подробно пишу об этом здесь).

В: А если мальчик играет в куклы, то когда имеет смысл начать беспокоиться?
О: Никогда. В такой игре ребенок отыгрывает опыт общения с мамой, отношения детей и взрослых. Почему его надо лишать этой возможности? Это также часть его жизни, как споры и драки – часть жизни девочек. И поэтому такая игра абсолютно нормальна, не прячьте куклы от мальчиков.


Tags: воспитание детская психология детский психолог для родителей раннее развитие

apokryshkin.ru

Александр Покрышкин, детский психолог: ЗА — КиберПедия

Я считаю, что использование гаджетов не вредит психике ребенка. Скорее, наоборот, гаджеты помогают ребенку развиваться и приспосабливаться ко взрослому миру. Просто есть риски, о которых нужно знать заранее. Это как с потреблением соли или сахара, например. Важна умеренность. Чтобы не было зависимости и прочих неприятностей, ребенка нужно ограничивать и развивать разносторонне. Час – в компьютере, два часа – подвижные игры и занятия.

Татьяна Гилева, психолог: ПРОТИВ

Спор о гаджетах идет давно и яростно – на форумах, телеканалах, детских площадках и даже в рамках одной семьи. Дадим оценку ситуации. Для этого честно ответьте на следующие вопросы: как часто мой ребенок использует гаджеты, что он получает от них, где нахожусь я в это время? Если в другой реальности ребенок не просто развивается или сбрасывает стресс реального мира, а получает что-то, чего не даем мы, это – повод бить тревогу. Является ли компьютерная игра единственным местом, где малыш встречается с папой лицом к лицу? Дает ли мама телефон ребенку, чтобы отвлечь его, пока она общается с подругами? И, главный, самый важный вопрос: умеет ли ребенок играть сам (без гаджетов) и просить помощи в организации такой игры?

Коллеги-нейропсихологи делятся данными о том, что дети, часто играющие в планшеты, теряют (или не обретают) навык восприятия мира в объеме – они видят и воспринимают только плоское изображение, не активируя при этом важные участки мозга.

Главная беда гаджетов совсем не в том, что они портят зрение – современные качественные устройства куда менее опасны для глаз, а в том, что они лишают ребенка самостоятельности и воображения, предлагая ему пусть и множество, но уже готовых стандартных решений.

В комментариях поделитесь своим мнением о гаджетах? С какого возраста и какие устройства вы даете своему ребенку?

Что делать, если ребенок вас «не слышит»?

Как реагировать маме на «избирательную глухоту» ребенка? Ситуации из жизни и профессионального опыта разобрала Виттория Филинова – детский и семейный психолог сети частных детских садов «Интересный Детский сад».

– Очень часто в своей работе детского психолога я сталкиваюсь с жалобами родителей на сложности воспитания, в частности такими: почему нужно десять раз повторять одну и ту же просьбу? Почему ребенок слышит и выполняет мое требование только тогда, когда я уже начала кричать? Почему часть моих просьб вообще игнорируется, как будто я и не просила ни о чем? – говорит Виттория.



Все подобные вопросы касаются одного явления, которое называется «избирательная глухота». Конечно, речь не идет о физическом нарушении слуха у ребенка, ведь приятные просьбы, ласковые слова, интересные беседы взрослых ребенок прекрасно слышит и правильно реагирует на них. Однако нарушение все же есть, но оно лежит совершенно в другой области – области коммуникаций. Оказывается, что не всегда бывает просто донести свою просьбу до ребенка так, чтобы он ее услышал и сразу же начал исполнять.

Причины

Одной из причин игнорирования ваших просьб ребенком является его возраст и особенности нервной системы. Понаблюдайте за малышом, который занят крайне интересным для него делом. В этот момент для него действительно не существует ничего вокруг. И если в этот момент озвучить просьбу, каковы у родителя шансы быть услышанным? Они практически равны нулю. Кроме того, быстро, как взрослый, переключаться с одного вида деятельности на другую ребенок просто не в состоянии, поэтому указание закончить игру на планшете и идти мыть руки перед обедом, скорее всего, останется без ответа.

Мама четырехлетней Иры жалуется, что девочка никогда не слышит с первого раза ее просьбы. На приеме выясняется, что в основном проблема касается ситуаций, когда Ирочка сидит у телевизора или играет на планшете. Прямо в моем кабинете устраиваем эксперимент – мама включает ребенку мультик. Иришка полностью погружается в просмотр. Через небольшое время по ее отрешенному виду становится понятно, что действие на экране полностью поглотило ребенка. Договариваемся с мамой, что в следующий раз перед началом просмотра Ире будет сказано, до какого места она может смотреть мультфильм, а также мама должна рассказать ей, что они будут делать после того, как просмотр будет закончен – идти за стол, собираться на улицу и т.д. Эффект от таких простых действий оказался очень результативным.



История из жизни

Простые правила

Правила помогут вам легче доносить до ребенка дошкольного возраста свои пожелания. Если ребенок занят чем-то увлекательным, а вам требуется, чтобы он закончил свое дело и выполнил вашу просьбу, не кричите из другой комнаты в надежде, что будете услышаны. Для начала дойдите до малыша. Посмотрите, что его так увлекло. Если есть время, задайте ему пару вопросов, относящихся к его занятию. Ваше внимание настроит ребенка на позитивный лад.

После этого постройте свою фразу следующим образом: «Я вижу, ты очень увлечен постройкой гаража. Ты уже сложил два этажа, а впереди еще столько работы – нужно построить пандус для заезда машин, организовать здесь мойку и заправку! Ты все так здорово придумал! Давай не будем разбирать эту постройку, она очень классная. Но сейчас пришло время обеда, и пора заканчивать игру. Тебе нужна еще пару минут, чтобы достроить третий этаж, или ты уже сейчас можешь прерваться, чтобы идти мыть руки?»

Таким образом взрослый показывает ребенку, что его игра – это важное и интересное дело. Он дает возможность закончить ее, а не бросать тут же, предупреждает о дальнейших событиях заранее. Все эти действия увеличивают шансы на послушание многократно!

Конечно, далеко не всегда мы располагаем достаточным временем, чтобы вести длинные беседы с ребенком перед тем, как озвучить свою просьбу. Возьмите на вооружение следующий способ: обнимите ребенка за плечи или дотроньтесь до руки, посмотрите в глаза, назовите по имени и начните свою просьбу словами: «Маша, сейчас очень важно, чтобы ты меня послушала. Мы опаздываем в поликлинику, поэтому прямо сейчас нужно отложить игрушки (ты сможешь доиграть в эту игру вечером) и надевать платье и носки. Они уже ждут-не дождутся тебя на диване».

Очень важно похвалить ребенка, если он сразу послушался. Причем лучше всего сказать: «Как здорово, что у меня растет такая внимательная девочка! Мне не нужно было повторять десять раз свою просьбу: я всего один раз попросила, а ты сразу услышала. Какая же ты молодец! Теперь мы наверняка успеем к врачу, а по дороге я расскажу тебе интересную историю».

cyberpedia.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *