ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА —[ Биографии ]— Крылов В.Я. Александр Федорович Можайский

ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА —[ Биографии ]— Крылов В.Я. Александр Федорович Можайский

Примечания

{1}Все даты приводятся по старому стилю.

{2}Сохранились три послужных списка Александра Федоровича Можайского. В одном годом его рождения назван 1825 год, в двух других — 1826. Метрическое свидетельство Александра Федоровича — документ, выдававшийся родителям ребенка и указывающий точный год его рождения, до сих пор не найден. Год рождения Александра Федоровича Можайского 9 (21) марта 1825 года подтверждается справкой, которую выдал старший лекарь Свеаборгского гарнизона при поступлении юного Можайского в Морской корпус, где указано, что «сыну капитан-лейтенанта Можайского Александру» привита предохранительная коровья оспа в 1825 году. Вторым подтверждением является список кандидатов Морского корпуса, где значится: Александр Можайский, родившийся 9 марта 1825 года, а Николай — 23 мая 1826 года.

{3}Крузенштерн, Иван Федорович (1770-1846), — адмирал, замечательный русский мореплаватель, путешественник и морской деятель, много способствовавший усовершенствованию русского флота. В 1803-1806 гг., командуя шлюпом «Надежда», возглавлял первую русскую кругосветную экспедицию, в состав которой входил также шлюп «Нева», под командованием Лисянского. Во время этого плавания было сделано много открытий и наблюдений, описание которых с приложением богатейшего атласа рисунков и карт, было переведено на все европейские языки. Крузенштерн разработал план второго русского кругосветного плавания, осуществленного под командованием О. Е. Коцебу. В 1827 году Крузенштерн был назначен директором Морского кадетского корпуса, где способствовал улучшению подготовки морских офицеров. На памятнике Крузенштерну, поставленному на набережной Невы в Ленинграде, перед зданием, где помещался Морской кадетский корпус, написано: «Первому русскому плавателю вокруг света. …»

{4}Для преподавания в Морском корпусе Крузенштерном были приглашены выдающиеся русские ученые.

Остроградский, Михаил Васильевич (1801-1861) — замечательный русский математик, действительный член Петербургской и некоторых зарубежных академий наук. Его научные работы посвящены теории вероятностей, небесной механике, баллистике.

Буняковский, Виктор Яковлевич (1804-1889) — один из крупнейших математиков прошлого столетия. С 1864 года вице-президент Академии наук.

Соловьев, Михаил Федорович (умер в 1856) — первый профессор химии в основанном в 1819 году Петербургском университете. Современная химическая номенклатура в основном разработана Соловьевым.

Гесс, Герман Иванович (1802-1850) — врач по образованию, работал в области химических исследований, был избран академиком. В 1840 году открыл закон постоянства сумм тепла в химических реакциях — одно из самых непосредственных следствий закона сохранения энергии.

Купфер, Адольф Яковлевич (1799 — 1865) — сначала профессор Казанского университета, впоследствии директор Главной физической обсерватории, широко известен своими исследованиями по метеорологии и метрологии.

Ленц, Эмилий Христианович (1804-1865) — работал в области физической географии, участвовал в качестве физика в кругосветном путешествии Коцебу. После избрания академиком перешел к исследованию вопросов электромагнетизма. Установил единство природы электрического тока; формулировал «правило Ленца», позволяющее определить направление индуктированных токов; открыл «закон Ленца». В последние годы жизни был деканом физико-математического факультета Петербургского университета, затем — ректором.

Тарханов, Павел Васильевич (1787 — 1839) — крупный русский астроном. В 1826 году избран академиком.

Дядин, Алексей Васильевич (1789 — 1864) — выдающийся специалист в области артиллерии, почти сорок лет преподавал артиллерию в военно-учебных заведениях. Была введена специальная премия его имени, ее выдавали через каждые пять лет за лучшие сочинения по артиллерии.

{5}Гончаров, Иван Александрович (1812-1891) — знаменитый русский писатель, автор романов: «Обломов», «Обрыв», «Обыкновенная история». В 1852 году на фрегате «Паллада» совершил плавание к берегам Японии, в качестве секретаря начальника экспедиции Е. В. Путятина. Результатом наблюдений во время плавания явились «Очерки кругосветного плавания», вышедшие в 1858 году отдельным изданием под названием «Фрегат Паллада», В июле 1854 года, у берегов Восточной Сибири, произошла встреча фрегата «Паллада» с фрегатом «Диана», пришедшим из Кронштадта, на борту которого, в составе экипажа, находился и молодой лейтенант Александр Можайский.

{6}Головнин, Василий Михайлович (1776 — 1831) — адмирал, замечательный русский мореплаватель, дважды совершил кругосветные плавания. В 1807 году на шлюпе «Диана» Головнин отправился в северную часть Тихого океана; в 1817 — 1819 годах — на шлюпе «Камчатка», во время которого была произведена опись берегов Северной Америки.

{7}Лазарев, Михаил Петрович (1788 — 1851) — адмирал, замечательный моряк старого русского флота. В 1819 — 1821 году во время плавания в южные широты с капитаном русского флота Ф. Ф. Беллинсгаузеном, на шлюпах «Восток» и «Мирный», был открыт шестой материк — Антарктида.

Замечательные качества командира Лазарев проявил в морском сражении при Наварине в 1827 году. Впоследствии был назначен командующим Черноморским флотом. Следуя славным традициям знаменитого русского флотоводца Ф. Ф. Ушакова, М. П. Лазарев создал школу прославленных русских моряков, из которой вышли доблестные герои Севастопольской обороны, адмиралы Павел Степанович Нахимов (1803-1855), Владимир Алексеевич Корнилов (1806 — 1854), Владимир Иванович Истомин (1807 — 1855) и другие. Его учеником был и Степан Степанович Лесовский (1817 — 1884), командир фрегата «Диана», впоследствии адмирал, управляющий морским министерством.

{8}Боливар, Симон (1783-1830) — один из руководителей войны за независимость испанских колоний в Америке. Активное участие в борьбе за независимость начал принимать с 1810 года, При всей прогрессивности борьбы против испанского владычества, деятельность Боливара определялась интересами имущих классов. Стремился сохранить и увековечить систему полуфеодальной эксплуатации крестьян помещиками, превратить Южную Америку в одну федеративную республику, мечтая стать диктатором. Планы Боливара не осуществились. Им мешало противодействие со стороны Англии и США, боявшихся возникновений сильного южноамериканского государства, и внутренняя экономическая и политическая разобщенность буржуазных группировок латиноамериканских стран.

{9}Невельской, Геннадий Иванович (1813-1876) — адмирал, продолжатель дела русских землепроходцев. Исследовал обширный район в бассейне рек Амур и Уссури; пройдя Татарским проливом, установил, что Сахалин является островом — открытие, имевшее важное военно-тактическое значение для русского флота. Основал (1851) Николаевский пост, ныне город Николаевск-на-Амуре. Прогрессивная деятельность Г. И. Невельского встречала сильнейшее противодействие со стороны реакционных представителей царского правительства.

{10}Полный текст письма А. Ф. Можайского опубликован в статье Л. Илляшевича «Русский флот на Восточном поморье в 1849 — 1856 годах», помещенной в журнале «Морской сборник», 1876, № 7, отдел неофициальный, стр. 58.

{11}История ВКП(б), Краткий курс, стр. 5.

{12}Семенов-Тян-Шанский, Петр Петрович (1827 — 1914) — замечательный русский географ, путешественник, зачинатель исследования Центральной Азии. В 1856 году исследовал горный хребет Тян-Шань. В 1906 году, в ознаменование 50летия путешествия, получил право, вместе со всем нисходящим потомством, именоваться Семеновым-Тян-Шанским, Уделял большое внимание вопросам экономической статистики, был инициатором проведения Первой всероссийской переписи населения 1897 года. В своей книге «Развитие капитализма в России» В. И. Ленин положительно оценивает статистико-экономические работы П. П. Семенова-Тян-Шанского. К концу своей жизни П. П. Семенов-Тян-Шанский состоял в почетных списках 66 ученых учреждений России и Европы.

{13}Крылов, Алексей Николаевич (1863-1945) — выдающийся русский математик, механик и инженер.

Крупнейший специалист в области теории корабля. Блестяще применял математику к решению сложнейших инженерных, практических задач. В 1916 году избран академиком. В 1943 году ему присвоено звание Героя Социалистического Труда. Выдающиеся заслуги А. Н. Крылова перед наукой и Советской страной отмечены присвоением его имени Военно-Морской Академии Кораблестроения и Вооружения.

{14}Ньютон, Исаак (1642-1727) — один из величайших математиков. Президент английского Королевского общества (академии наук). Открыл закон всемирного тяготения, установил основные законы механики, создал дифференциальное исчисление, работал в области теории света. Большинство его трудов оказало прогрессивное действие на развитие науки. Однако гипотеза о природе сопротивления среды, вследствие неточности исходных предположений, привела к расхождению теоретических данных с результатами опыта.

{15}Менделеев, Дмитрий Иванович (1834-1907) — великий русский ученый, творец периодической системы химических элементов, крупнейший специалист в области авиации и воздухоплавания.

Поборник развития авиации в России, выдвинул идею стратостата (1875), проектировал дирижабль, построил сверхчувствительный высотомер и создал (1880) свою капитальную монографию «О сопротивлении жидкостей и о воздухоплавании». Д. И. Менделеев был центральной фигурой, вокруг которой в 70-80-х годах XIX века группировались зачинатели отечественной авиации и воздухоплавания. Оказал энергичную поддержку начинаниям А. Ф. Можайского по испытанию летающих моделей и по созданию самолета.

{16}Неждановский, Сергей Сергеевич (1850-1920) — с 1876 года работал над решением различных научно-технических проблем, преимущественно в области авиации. В 90-х годах построил много интересных воздушных змеев, создал планеры оригинальных конструкций, изобрел стабилизатор. Работал под руководством профессора Н. Е. Жуковского. Многие, впервые высказанные им, идеи оказали большое воздействие на направление работ иностранных авиаконструкторов и в ряде случаев были ими заимствованы.

{17}Ломоносов, Михаил Васильевич (1711-1765) — гениальный русский ученый, первый русский академик. По необъятности интересов ему принадлежит одно из самых видных мест в истории культуры всего человечества. Изучал физику, химию, геологию, метеорологию, плавку стекла, электричество, строение атмосферы, создал мозаичные картины, писал стихи. Пушкин сказал, что Ломоносов «был первым нашим университетом».

Важные работы Ломоносова и в развитии авиации, В 1754 году построил первую летающую модель изобретенного им винтокрылого летательного аппарата — вертолета. Гений Ломоносова позволил сделать огромный скачок и в познании строения атмосферы.

{18}Эйлер, Леонард (1707 — 1783) — действительный член Петербургской Академии наук, друг Ломоносова, знаменитый математик XVIII столетия и ученый энциклопедист. Большая часть научной деятельности Эйлера протекала в Петербурге, где он прожил свыше тридцати лет, скончался и похоронен. Работы в области создания теории струйного течения жидкостей легли в основание развития гидродинамики, а впоследствии, и аэродинамики.

{19}Бернулли, Даниил (1700-1782) — действительный член Петербургской Академии наук. Многие годы прожил в Петербурге. Здесь в 1738 году написал работу «Гидродинамика», в которой содержится вывод уравнения, получившего имя ученого и являющегося одним из важнейших в современной гидро- и аэродинамике.

{20}Жуковский, Николай Егорович (1847 — 1921) — великий русский ученый. Написал несколько сот работ по вопросам механики твердых, жидких и газообразных тел.

С 80-х годов профессор Московского Университета и Московского высшего технического училища, занимался вопросами авиации. Превратил аэродинамику в стройную и точную научную дисциплину, создал метод аэродинамического расчета самолетов, вывел знаменитую теорему о подъемной силе крыла, разработал вихревую теорию винта.

Родоначальник высшего авиационного образования в России; создал научные школы, из которых вышло основное ядро ученых, исследователей, конструкторов, обеспечивших развитие советской авиации.

По инициативе Н. Е. Жуковского, поддержанной партией и советской властью в первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции, были созданы Центральный Аэро-Гидродинамический институт (ЦАГИ) и Военно-воздушная инженерная академия, ныне носящая имя профессора Н. Е. Жуковского, 3 декабря 1920 года Владимир Ильич Ленин, в специальном декрете, отмечающем деятельность Николая Егоровича Жуковского, назвал его «отцом русской авиации».

{21}Рыкачев, Михаил Александрович (1840-1919) — морской офицер по образованию, крупный русский ученый в области метеорологии. Совершил с научной целью полеты на аэростатах, построил (1870) прибор для определения силы, развиваемой воздушным винтом. Впервые подал идею создания двигателей внутреннего сгорания.

С 1868 года помощник директора Главной физической обсерватории, в которой проработал 47 лет, став впоследствии ее директором. В 1900 году избран действительным членом Академии наук. Написал свыше 200 печатных трудов.

Являясь первым председателем воздухоплавательного отдела Русского технического общества, оказал большую поддержку А. Ф. Можайскому в создании первого в мире самолета.

{22}Федоров, Евграф Степанович (1853-1919) — известный русский ученый, академик. Создал теоретические основы современной кристаллографии. Со студенческой скамьи активный участник революционного движения. В 1905 году, в знак протеста против действий реакционного большинства академиков, вышел из состава Академии наук, в которую был избран в 1901 году. Написал множество научных работ по кристаллографии, геометрии, минералогии.

{23}Юрьев, Борис Николаевич — ученик Н. Е. Жуковского, крупный советский ученый в области авиации, академик. Студентом в 1909 году разработал схему и успешно осуществил первый в мире одновинтовой вертолет. Написал много работ, основные труды в области экспериментальной аэродинамики.

{24}Испытательная тележка, которой пользовался А. Ф. Можайский для производства первых в мире аэродинамических опытов, реконструирована советским специалистом, инженером Г. А. Молюковым, на основании материалов, опубликованных в «Записках Русского технического общества».

{23}Формулы, которыми пользовался А. Ф. Можайский при выполнении им аэродинамического расчета своего самолета, имели следующий вид: для силы лобового сопротивления:

P = z * v2 / (2g) * F * n * sin a

для определения подъемной силы:

Y = z * v2 / (2g) * F * n * cos a

для подсчета полного сопротивления:

R = z * v2 / (2g) * F * n

Можно заменить обозначения, принятые Можайским, нашими современными, то есть сказать, что его F — площадь крыла — это наше S; силу лобового сопротивления обозначить через X. Коэффициент Z обозначится в настоящее время как Сr а, следовательно Z sin а равен коэффициенту лобового сопротивления Сx; a Z cos a равен коэффициенту подъемной силы Су. Отношение удельного веса воздуха (n) к ускорению силы тяжести (g) есть массовая плотность воздуха (р). При соответствующей подстановке все формулы, которыми пользовался А. Ф. Можайский, приобретают современный вид:

X = Cx * S * p * v2 / 2

Y = Cy * S * p * v2 / 2

R = Cr * S * p * v2 / 2

Это обстоятельство показывает, что расчеты Можайского базировались на совершенно правильных формулах и, следовательно, должны были привести к верным выводам.

{24}И. В. Сталин. Речь на совещании стахановцев 17 ноября 1935 года. Вопросы ленинизма, изд. 11, стр. 502.

{25}Константинов, Константин Иванович (1817 — 1871) — профессор Михайловской артиллерийской академии, генерал-майор. Обобщил основные положения ракетной, техники в труде «О боевых ракетах» (1864). Константинов выступал как пионер в области автоматики и, в частности, электроавтоматики. В середине 50-х годов написал две работы по вопросам воздухоплавания, в которых большое внимание уделено рассмотрению полета воздушных змеев.

{26}Лилиенталь, Отто (1848 — 1896) — немецкий инженер, один из пионеров планеризма, исследователь в области авиации. В 90-х годах совершил множество полетов на построенном им балансирном планере, изучая условия парения в воздухе.

{27}Федоров, Евгений Степанович (1850-1908) — военный инженер и профессор, один из первых исследователей в области экспериментальной аэродинамики. Автор многих работ по различным вопросам авиации. В конце 80-х годов проектировал самолет оригинальной схемы. Активный деятель Воздухоплавательного отдела Русского технического общества, поборник развития отечественного самолетостроения.

{28}Петров, Николай Павлович (1836 — 1920) — известен как создатель гидродинамической теории смазки. Первая работа 1883 года по этому вопросу была удостоена Ломоносовской премии. Состоял профессором Николаевской инженерной академии и Петербургского технологического института. В конце прошлого века был избран президентом Русского технического общества.

{29}Чиколев, Владимир Николаевич (1845 — 1898) — выдающийся конструктор, исследователь и изобретатель в области электротехники. Своими работами по дроблению света, то есть включению большого числа источников в цепь, питаемую одним генератором, и созданием дифференциальной дуговой лампы, Чиколев, в конце 70-х годов, внес в электротехнику вклад громадной значимости. Работы в области прожекторной техники сохраняют значение до настоящего времени. В 1880 году создал журнал «Электричество», редактировал его; в 1880 году предложил организовать в Петербурге первую в мире выставку по применению электричества; широко популяризовал технические знания.

{30}Макаров, Степан Осипович (1848 — 1904) — адмирал, кораблестроитель, знаменитый флотоводец, замечательный ученый-исследователь. В русско-турецкой войне 1876 — 1878 гг. впервые применил минные катера. Провел большие гидрографические работы в Черном море и во время кругосветного плавания (1885) корвета «Витязь». Создал первый в мире ледокол «Ермак», законченный постройкой в 1898 году. Погиб в районе Порт-Артура на броненосце «Петропавловск», командуя Тихоокеанским флотом.

{31}Высказывание Николая Павловича Петрова о деятельности Г. Е. Паукера (1822-1869) цитируется по статье Рабиновича И. М. «Деятели русской строительной механики XIX столетия и Военно-инженерная Академия».

{33}Алымов, Илья Павлович (1831-1884) — Окончил офицерские классы при Морском кадетском корпусе. С 1854 года преподавал в том же училище. Напечатал много работ по вопросам кораблестроения, по теории теплоты и о паровых машинах. В 1878 — 1879 годах в печати энергично поддерживал мысли А. Ф. Можайского о возможности создания летательного аппарата с неподвижными крыльями — самолета.

{34}Костович, Игнатий Степанович (1850-1916) — далматинец по рождению, участвовал добровольцем в русско-турецкой войне 1876 — 1878 гг., навсегда остался в России. Сделал около ста изобретений в области морского дела, вооружения, воздухоплавания, самолето- и моторостроения. В 80-х годах по его проекту строился первый в мире жесткий дирижабль «Россия». Работал над проектом самолета. В начале 80-х годов построил первый в мире четырехтактный авиационный двигатель внутреннего сгорания.

{35}Братья Жозеф-Мишель (1740-1810) и Жак-Этьен (1745 — 1799) Монгольфье — французские фабриканты, 52 года спустя после полета Крякутного самостоятельно повторившие его изобретение. Построенный братьями Монгольфье большой бумажный шар, наполненный горячим воздухом, совершил свой первый полет 5 июня 1783 года.

{36}Захаров, Яков Дмитриевич (1765 — 1836) — русский академик, совершивший в июне 1804 года первый в истории науки подъем на аэростате с исследовательскими целями. Результаты наблюдений во время полета намного расширили знания о строении и свойствах атмосферы. Брат знаменитого русского зодчего, строителя Адмиралтейства — Адриана Захарова.

{37}Соковнин, Николай Михайлович (1811-1894) — контр-адмирал. В 1866 году издал свою работу «Воздушный корабль», в которой описал разработанную им схему жесткого дирижабля. Предполагал применить для создания подъемной силы негорючий газ, использовать газообразное топливо, удельный вес которого должен быть равен удельному весу воздуха. Предлагал использовать в конструкции летательных аппаратов алюминий, который впоследствии получил огромное применение в авиации.

{38}Кузьминский, Павел Дмитриевич (1840-1900) — выдающийся русский изобретатель. Его труды посвящены анализу различных схем тепловых машин-двигателей, вопросам кораблестроения. К 1892 году создал новый тип двигателя — газовую турбину, проектировавшуюся им, главным образом, для целей авиации. Новатор в технике и горячий патриот, он неутомимо боролся против рабского преклонения перед иностранной культурой и техникой.

{39}Лодыгин, Александр Николаевич (1847 — 1923) — знаменитый электрик, инженер, изобретатель электрической лампы накаливания, энергичный борец за развитие промышленной электротермии. Пытался применить электродвигатель на летательном аппарате, В 1869 году разработал проект винтокрылого летательного аппарата с электродвигателем — электролет, наметил решение, на основе которого позже французы осуществили управляемый аэростат с электрическим двигателем.

{40}Самолет может набирать высоту в случае, если существует положительная разность между мощностью, развиваемой силовой установкой самолета, и мощностью, необходимой для возможности совершения горизонтального полета.

Самолет, построенный А. Ф. Можайским, такой положительной разностью мощностей обладал и, следовательно, имел возможность совершать не только горизонтальный полет, но и набор высоты, хотя и с очень малым значением вертикальной скорости.

{41}Джевецкий, Степан Карлович (1843-1938) — получил высшее техническое образование в Париже. В 1873 году изобрел автоматический прокладчик курса корабля. В России занялся изобретательной деятельностью в области подводного плавания, уделял много внимания и опубликовал ряд работ по вопросам авиации. Будучи одним из руководителей Воздухоплавательного отдела Русского технического общества, не поддерживал работ А. Ф. Можайского по созданию самолета. Еще в дореволюционный период и в последние годы жил во Франции.

{42}Чаплыгин, Сергей Алексеевич (1869 — 1942) замечательный ученик профессора Н. Е. Жуковского, выдающийся теоретик авиационной науки, академик, Герой Социалистического Труда, заложил фундамент новой науки — газодинамики; написал много работ по различным вопросам теоретической аэродинамики, теории крыла и пр. После смерти профессора Н. Е. Жуковского возглавлял руководство Центральным Аэро-Гидродинамическим институтом.

{43}Циолковский, Константин Эдуардович (1857 — 1935) — великий ученый в области реактивной техники, воздухоплавания, авиации. Научно разработал вопрос о космическом полете, создал конструкцию цельнометаллического дирижабля. Автор проекта первого электрического автопилота, первого цельнометаллического самолета (1895). Написал около четырехсот научных работ, большинство — в годы советской власти, когда партия и советское правительство создали ученому нормальную обстановку для научного творчества.

{44}Котов, Виктор Викторович (год рождения неизвестен, умер в 1898 году) — произвел много опытов над бумажными летающими моделями самолетов и разрабатывал вопросы устойчивости летательного аппарата с неподвижными крыльями. Написал работы «Устройство самолетов-аэропланов» и «Самолеты-аэропланы, парящие в воздухе». В предисловии к последней Д. И. Менделеев высоко оценил значимость полученных результатов.

{45}Чернов, Дмитрий Константинович (1839 — 1921) — великий русский металлург, заложил научные основы сталелитейного дела. Автор важнейших работ в области металлургии и металлообработки и артиллерийского производства. Проявлял серьезный интерес к геологии и ботанике, фотографии и музыке, математике и авиации. В 1893 году выступил в заседании Русского технического общества с докладом, в котором пропагандировал идею полета на крылатом летательном аппарате, построенном по типу самолета. Впервые выдвинул идею разрезного крыла, которое широко применяют в практике современной авиации. Деятельный участник Воздухоплавательного отдела Русского технического общества.

{46}Григорович, Дмитрий Павлович (1883-1938) — крупный русский конструктор в области самолетостроения, основоположник морской авиации. В советские годы по его проекту было построено множество самолетов, из которых особенно большой известностью пользовались истребители «И-5».

{47}Нестеров, Петр Николаевич (1886 — 1914) — знаменитый русский летчик. Смелый новатор в области авиационной техники. В 1913 году впервые выполнил фигуру высшего пилотажа — «мертвую петлю». Исследовал оригинальную, изобретенную им, схему хвостового оперения. Совершил ряд выдающихся по тому времени перелетов. Погиб смертью героя, протаранив, впервые в истории авиации, самолет противника.

{48}И. В. Сталин, Сочинения, т. 13, стр. 178.

{49}Доклад т. Жданова о журналах «Звезда» и «Ленинград», 1946 г., Госполитиздат, стр. 36.

{50}Чкалов, Валерий Павлович (1904-1938) — великий летчик Сталинской эпохи. В 1936 году совершил, вместе с Г. Ф. Байдуковым и Л. В. Беляковым, большой перелет по Сталинскому маршруту: из Москвы, через арктические районы Сибири, на Петропавловск-на-Камчатке, Дальний Восток. В 1937 году, при том же составе экипажа, совершен первый в истории авиации перелет из Москвы в США через Северный полюс.

Содержание

Изобретение первого самолета: кто изобрел

Братья Райт сумели добиться успеха в издательской сфере, возглавляя редакционную коллегию «Новостей Вестсайда». Не найдя поддержки в лице крупных инвесторов, они начали вкладывать большую часть заработанных средств на реализацию своих авиационных опытов. Данное решение созрело у братьев еще в конце 19-го столетия, когда они были впечатлены результатами практических экспериментов инженера из Германии по имени Отто Лилиенталь. Мечта о создании планера, оснащенного двигателем, привела разработчиков из Америки к созданию первого прототипа современного самолета.

Содержание

  1. История авиации
  2. Кто и когда изобрел первый самолет?
  3. Достижения братьев Райт
  4. Краткая биография
  5. Изобретение
  6. Первый русский авиаконструктор — А. Ф. Можайский
  7. Краткая биография изобретателя
  8. Летательный аппарат Можайского
  9. Сантос Дюмонт и 14 Бис
  10. Первые военные самолеты
  11. Первые пассажирские самолеты
  12. История развития реактивных самолетов

История авиации

Создателем первого прототипа летательного аппарата считается Леонардо Да Винчи, однако покорить небо инженерам и конструкторам удалось лишь несколько столетий спустя. Попытки создать прототип современного самолета были предприняты англичанином Джорджем, подробно изложившим принципы работы и постройки машины, которая могла бы взлетать и передвигаться в воздушном пространстве. Лавры отца-основателя сегодняшней авиации принадлежат Уильяму Хенсону, создавшему проект летательного аппарата в середине 19-го столетия.

Летательный аппарат Леонардо Да Винчи

В России данным проектом заинтересовался конструктор Телешов, запатентовавший воздухоплавательную систему с закрытым фюзеляжем. Первыми изобрели самолет, способный перенести пилота на весьма скромное расстояние, двое братьев Райт в 1903 году, на практике доказавшие возможность управляемых полетов. Самолет Можайского был разработан русским военным деятелем путем многократных экспериментов и корректировки конструкции.

Кто и когда изобрел первый самолет?

По одной из версий, первым считается самолет Можайского. Ученый представил проект воздухоплавательной машины в 1876 году чиновникам, работавшим в военном министерстве. Невзирая на непонимание со стороны государственных структур, Можайским были вложены денежные средства, привлеченные самостоятельно. Дебютные испытания завершились аварией, в результате которой аппарат был разрушен. Несмотря на данный факт, благодаря разработкам русского ученого развитие авиации вышло на новый виток.

Вы считаете, что первый самолет был изобретен братьями Райт?

ДаНет

Среди историков по сей день не стихают споры о том, кто же все-таки первым изобрел самолет. Ряд исследователей полагает, что слава пионера в области конструкции прототипа современного самолета принадлежит Альберту Сантосу-Дюмону, который сумел собрать летательную машину, пролетевшую более 6 десятков метров на высоте около 2,6 метра на испытаниях в 1906 году. Через месяц создатель первого самолета сумел установить первый рекорд, совершив перелет более 200 метров длиной на этом же прототипе.

12 и 17 декабря 1903 года состоялись дебютные испытания самолета, который изобрели братья Райт (Wright — англ. ). Следующая модель Флайер-1», выпущенная в том же году, была оснащена бензиновым силовым агрегатом. Вес биплана составлял 280 кг, а пробные полеты на нем совершал как Уилбур, так и Орвил, пролетевший 6 десятков метров на трехметровой высоте.

Достижения братьев Райт

Одним из главных достижений братьев Райт считается рекордная величина продолжительности полета, составившая 12 секунд. В экспериментальном запуске машине удалось преодолеть дистанцию более, чем в 3 десятка метров. Уилбур и Орвилл Райт (Wright) с третьей попытки успешно запустили самолет, дальность полета которого составила 278 метров на высоте более 13 метров. Биплан был оснащен рядным четырехцилиндровым двигателем и рассчитан на одного члена экипажа в лице пилота.

Братья подписали контракт с американским Министерством обороны и рядом частных французских компаний. В 1909 году они официально зарегистрировали собственный авиастроительный завод, занимавшийся выполнением заказов для военных структур и инвесторов, вкладывавших средства в развитие гражданской и коммерческой авиации. В октябре того же года Уилбур совершил получасовой облета Статуи Свободы и центральной части Нью-Йорка.

Краткая биография

Биография Орвилла и Уилбура Райта начиналась в семье епископа, воспитывавшего семь детей. Отец мальчиков много времени проводил в поездках, и однажды привез им необычный подарок в виде игрушки-вертолета. Игрушечный летательный аппарат был выполнен из пробки, бамбука и бумаги, поэтому довольно быстро вышел из строя. Недолго думая, братья сделали похожее устройство, которое положило начало их гениальному тандему. Братьям не суждено было получить аттестаты о завершении средней школы, и некоторое время Уилбур и Орвилл предпринимали попытки наладить собственный бизнес, связанный с издательским делом.

Позднее, на волне велосипедного бума, они решили открыть магазин с мастерской по ремонту двухколесного транспорта. Когда дела пошли в гору, братья наладили производство качественных велосипедов, пользовавшихся высоким спросом. Это детище братьев Райт в дальнейшем обеспечило их средствами для проведения первых опытов в деле самолетостроения. Весной 1986 года был совершен дебютный запуск летательного аппарата, функционирующего на паровом двигателе. Летом того же года известным авиатором Октавом Шанютом были проведены испытания планеров разных типов, часть из которых закончилась трагически. Цепочка событий впечатлила братьев, твердо решивших связать свою дальнейшую жизнь с самолетами.

Изобретение

История изобретения первого самолета началась с детального изучения братьями планера-биплана, созданного по проекту Херринга-Шанюта, удачно прошедшего испытания в 1896 году. Братьями Райт были внесены следующие изменения в конструкцию планера: руль высоты стал расположен спереди, а не сзади крыльев, что увеличило безопасность летательного аппарата. На испытаниях в 1990 году роль пилота выполнял груз из мешка, набитого песком. Планером управляли братья с поверхности земли. В следующем году они усовершенствовали существующий прототип, обладавший слабой подъемной силой.

Двигатель на первом самолете братьев Райт работал на четырех цилиндрах. Биплан развивал скорость до 47 км/час благодаря крутящему моменту, толкающие винты которого вращались в разных направлениях. Детище братьев Райт под названием «Flyer» сумело подняться в воздух на тягах собственного силового агрегата, выполненного на 80% из высококачественного алюминия. Мотор самолета представляет собой примитивный вариант современного инжекторного двигателя.

«Flyer» братьев Райт

Интересный факт! Цепная передача на первом самолете братьев Райт была реализована по аналогии с велосипедной передачей. На текущий момент взглянуть на оригинальную модель биплана, разработанную братьями, можно посетив один из залов Национального музея космонавтики и авиации при Смитсоновском университете.

Первый русский авиаконструктор — А. Ф. Можайский

Советские СМИ утверждали, что придумали аэроплан первыми не братья Райт, а контр-адмирал, морской офицер и известный русский изобретатель А. Ф. Можайский. Александр Можайский проявлял неподдельный интерес к летательным аппаратам, над проектами которых он начал работать еще в 1877 году. Поскольку у двигателей внутреннего сгорания был серьезный недостаток — большой вес, Александр Федорович решил заменить их паровыми агрегатами. Первые 2 образца были заказаны в Великобритании. Испытал свой самолет Можайский А. Ф. в 1884 году, однако достоверных сведений о его крушении в документах не сохранилось.

Краткая биография изобретателя

Можайский Александр Федорович воспитывался в семье дочери зажиточного купца и адмирала. Высшее образование получил на базе Морского кадетского корпуса, сразу после окончания которого получил звание мичмана. 7 лет бороздил воды Белого и Балтийского морей, в результате чего дослужился до лейтенанта. Потерпел крушение на фрегате «Диана» неподалеку от японского порта. Во время своего пребывания в стране контр-адмирал глубоко проникся ее культурой, и после возвращения домой продолжал сохранять трепетное отношение к Японии, украшая свой дом живописью и предметами искусства Страны восходящего солнца.

Можайский Александр Федорович

Ряд компетентных источников утверждает, что А. Ф. Можайский — изобретатель первого в мире самолета. Идея спроектировать летательный аппарат пришла к офицеру после длительного наблюдения за полетом птиц и изучения их анатомических особенностей. Осенью 1876 года Можайский начал серию опытов с летательными аппаратами, оснащенных пружинными двигателями. Спустя несколько лет прототип самолета был готов, однако он потерпел крушение при проведении масштабных испытаний. После смерти контр-адмирала проект был приостановлен по решению властей.

Летательный аппарат Можайского

Военная энциклопедия редакции 1914 года утверждает, что русский исследователь и изобретатель, создавший первый самолет, упорно работал над проектом даже после прекращения его финансирования. Самолет Можайского функционировал на силовом агрегате внутреннего сгорания, который был модернизирован электрическим зажиганием и некоторыми другими нововведениями. Можайский самолет оснащался облегченной паровой машиной, заказанной у английской компании, поставлявшей агрегаты для миноносцев.

Первый самолет в мире по проекту Можайского был испытан в 80-х годах 19-го столетия, но потерпел неудачу и разбился при взлете из-за повреждений шасси и крыла. Документация с подробностями экспериментального полета не сохранилась до наших дней, поэтому точные сведения о данном опыте отсутствуют. Свидетели утверждают, что летательному аппарату удалось оторваться от земли и поднять в воздух механика, управлявшего самолетом. После смерти русского испытателя и военного деятеля работа над проектом была заморожена.

Сантос Дюмонт и 14 Бис

Знаменитый авиаконструктор и автор первого управляемого воздушного шара родился в Бразилии. Большая часть его сознательной жизни прошла в Париже, где он занимался постройкой дирижабля, а позднее вертолетов и самолетов. Наиболее известным летательным аппаратом, сконструированным по проекту Сантоса Дюмонта, считается «14 Бис», оснащенный подвижными поверхностями, позволявшими добиться высокой боковой стабильности.

Альберто Сантос-Дюмон

Биплан отличается коробчатой конструкцией и является первым в мире самолетом, взлетавшим исключительно при помощи собственного силового агрегата.

Интересный факт! Бразильский изобретатель является мировым рекордсменом по максимальной дальности полета. Совершил он его на биплане «14 Бис», который был экипирован тяжелым двигателем.

Первые военные самолеты

Изобретение самолета «Флаер» Братьев Райт и «14-Бис» Сантоса-Дюмона не осталось незамеченным военными. Если американские предприниматели изначально разрабатывали летательный аппарат для расширения возможностей армии США, то французский изобретатель бразильского происхождения был настроен решительно против применения авиации в вооруженных конфликтах. Первый самолет, который был приобретен войсками Америки — биплан, разработанный братьями Райт и развивавший скорость до 70 км/час.

Первым русским самолетом с установленным на нем пулеметом стал «Дыховичный-1», выполненный по принципу винтового биплана. Самолет был предназначен для атаки объектов и целей, расположенных на поверхности земли. На развитие авиации повлияла Первая мировая война. Летательные аппараты стали оснащаться турелями, позволявшими пулеметам вращаться на 360 градусов, а также синхронизаторами стрельбы.

Первые пассажирские самолеты

Первый полет прототипа современного пассажирского самолета состоялся в 1914 году благодаря стараниям ученого Сикорского и успешным испытаниям «Ильи Муромца», совершившего воздушный перелет на рекордную дистанцию. Судно смогло поднять в воздух дюжину пассажиров, а в Первую мировую войну было задействовано для транспортировки снарядов. Его салон был оборудован климатической системой и комфортабельными креслами.

Самолет Илья Муромец

Ряд источников утверждает, что первый самолет, катавший пассажиров — «Limousine Bleriot», спроектированный французскими инженерами.

Самолет Limousine Bleriot

В 20-е годы 20-го столетия в Советском Союзе был разработан самолет «К-1», созданный Константином Алексеевичем Калининым. Летательный аппарат выполнен в форм-факторе одномоторного подкосного высокоплана. Его конструкция состоит из гофрированного алюминия на сварном каркасе из труб, выполненных из качественной стали.

Самолет «К-1»

Первый пассажирский самолет, попавший в массовое производство в США — «Ford Trimotor», прозванный «Жестяным Гусем» за особенности своего внешнего вида. Инвестиции в развитие пассажирского авиатранспорта сделал известный предприниматель Генри Форд. Презентация его трехмоторного прототипа состоялась летом 1926 года.

Самолет Ford Trimotor

История развития реактивных самолетов

Появился первый самолет с реактивным двигателем незадолго до начала Второй мировой войны. Heinkel He 178 был разработан компанией «Heinkel», развивал скорость до 710 км/час и мог преодолеть до 2 сотен километров без дозаправок.

Heinkel He 178

Британский реактивный самолет «Gloster Meteor» хорошо проявил себя в боях с германскими «ФАУ-1», отразив множество атак войск Люфтваффе.

Gloster Meteor

Первым советским реактивным истребителем считается «МИГ-9», разработанный в конструкторском бюро Микояна и Гуревича.

МИГ-9

Можайский Александр

Официальный:

Можайский Александр Федорович. 9 (21) марта 1825 — 20 марта (1 апреля) 1890. Изобретатель, пионер авиации, построил первый самолёт.

 

Жизнь и работа:

1. «Сильное землетрясение 1855 года застало русский фрегат Диана у берегов Японии. Она была разрушена гигантской волной и затонула. Экипажу удалось выжить. Русские моряки просили разрешения закупить материал и нанять плотников для постройки небольшой шхуны для возвращения на родину… Чертежи, по которым был построен первый в Японии килевой корабль, выполнены рукой русского морского офицера Можайского. ” Русский морской офицер Можайский, описанный в книге Всеволода Овчинникова Филиал Сакуры , известен не своими морскими разработками. Александр Федорович известен тем, что первым в России научил летать самолеты.

 

2. Русский изобретатель Александр Можайский родился 21 марта 1825 года в Роченсальме, ныне город Котка в Финляндии. Место неудивительное — семья Можайских дала российскому флоту несколько поколений моряков. Его отец Федор Тимофеевич служил в морской команде в Выборгской губернии. Крёстным отцом новорождённого стал командир порта Роченсальме.

 

3. Может быть, поэтому в названии снаряда, который изобрел Можайский, есть слово «навтика», хотя никакого отношения к морю оно не имеет. Потомственный моряк, выпускник морской пехоты, офицер, дослужившийся до контр-адмирала, был одержим мечтой построить «снаряд для воздухоплавания».

 

4. Но прежде чем приступить к этому строительству, будущий контр-адмирал свободно плавал по морям и океанам, участвовал в Хивинском походе, изучал и описывал Аральское море и реку Амударью.

 

5. В 1860 г. Можайский был откомандирован в Вологду от флота для проведения освободительной реформы. В Вологде он женился и поселился в имении жены в деревне Котельниково, в 12 километрах от губернского центра. Сейчас этот небольшой поселок носит имя Можайского.

 

6. После Крымской войны Россия сократила флот, а Можайский был отправлен в отставку. Примерно в это же время он увлекся аэронавтикой. Старожилы потом рассказывали, что часто видели Александра Федоровича наблюдающим за птицами и запускающими воздушных змеев.

 

7. После смерти жены Александр Федорович переехал в родовое имение Вороновицы под Винницей. Сейчас его называют колыбелью российской авиации — именно там Можайский несколько лет работал над идеей самолета.

 

8. В 1876 году Можайский вернулся в Петербург и стал воплощать мечту в рисунках и моделях. Через три года его вернули на флот и направили преподавать в Морской кадетский корпус. Все это время он продолжал работать над проектом, консультируясь с ведущими российскими учеными.

 

9. Александр Федорович изучал строение крыльев птиц, работу винтов, динамику полета, экспериментировал с воздушными змеями. Он сразу же отверг идею машущих крыльев и построил модели самолетов с неподвижным крылом. Его модели могли летать.

 

10. Военное ведомство сочло опыты Можайского слишком дорогими и несвоевременными, а сумму в 18 895 рублей, которую он требовал для продолжения работ, спецкомиссия сочла слишком большой.

 

11. Можайский начал работы на свои деньги. Ему пришлось продать свое имение и имущество вплоть до обручальных колец и посуды. Кстати, ему очень помог знаменитый Михаил Дмитриевич Скобелев, герой русско-турецкой войны.

 

12. 15 ноября 1881 года капитан первого ранга Можайский получил первую в России привилегию, или, говоря современным языком, патент на «воздушно-летающий снаряд». В том же году он начал строить самолет с двумя паровыми двигателями. Двигатели оказались недостаточно мощными, и первый полет провалился. Можайский продолжал свои воздухоплавательные эксперименты, но у него кончились деньги.

 

13. Но ему все же удалось полетать, пусть это был не самолет, а воздушный змей — три лошади тянули телегу с привязанной к ней веревкой, и воздушный змей конструкции Можайского взлетел вместе с его конструктором, который был крепится к нему с помощью специального устройства.

 

14. Память о первооткрывателе авиации увековечена в названии формулы, позволяющей приблизительно найти взлетную массу самолета, исходя из его эксплуатационных, конструктивных или летных свойств.

 

15. Памятник Можайскому находится в Красном Селе, где когда-то была выделена площадка для постройки и испытаний самолета. В 1950 году поселок Дудергоф Ленинградской области, где находился этот участок, был переименован в Можайский.

Aerospaceweb.org | Спросите нас — кто первым полетел II

Кто первым полетел 2

    Я читал о парне по имени Феликс дю Темпл, который должен был летать раньше братьев Райт. Почему он не считается первым летающим?
    — вопрос от Рона
    Можете ли вы рассказать мне о Можайском? Некоторые источники говорят, что он действительно совершил первый полет на своем «летающем Шелл еще в 1860-х гг. Есть ли доказательства этому?
    — вопрос от имени скрыт
Вопрос, на который мы ответили ранее, описывает ряд конкурентов Райтов за титул первым, кто управлял самолетом с двигателем. Еще два возможных претендента на это Достижением стали Flix du Temple de la Croix и Александр Можайский.

Фликс дю Темпл (1823–1890) был офицером французского флота, активно работавшим в новой области воздухоплавания с 1850-х по 1870-е годы. Он наиболее известен двумя попытками полета с двигателем. Первым из них был беспилотный моноплан с одним паровым двигателем, приводящим в движение тягач. Прежде чем построить свой самолет, дю Темпл построил несколько моделей на основе птиц и пришел к выводу, что лучший дизайн будет использовать двугранный для повышения устойчивости. Он также взмахнул крыльями вперед, чтобы сместить вес автомобиля как можно дальше вперед и повысить эффективность установленных на корме руля высоты и руля направления поверхности. Его конструкция также включала трехколесное убирающееся шасси и паровой двигатель, установленный внутри самолета. фюзеляж в виде корпуса. Весь автомобиль был около 24 футов (7,3 м) в длину с размахом 55 футов (16,8 м). Ремесло был спущен с холма, и в 1857 году ему удалось совершить короткий прыжок.


Фликс дю Темпл и его беспилотный самолет 1857 года

Вдохновленные этим успехом, Фликс и его брат Луи приступили к созданию новой версии того же дизайна, что и был способен нести пилота. Хотя общая форма нового самолета была сохранена, Du Temple Братья не смогли найти достаточно легкий и мощный паровой двигатель, чтобы приводить в движение транспортное средство. Двое тогда решили построить собственную паровую машину с «горячим воздухом», запатентованную в 1867 году. Решив вопрос с двигателем, братья продолжили свою работу и завершили новый самолет в 1874 году. Фюзеляж, основанный на форме корпус лодки, состоящий из внутреннего каркаса из дерева или железа, обтянутого тканью. Аналогично, крыло моноплана было построенный с использованием изогнутых лонжеронов из дерева или металла и обтянутый натянутой шелковой тканью. И крылья, и пар двигатель крепился к центральному корпусу, где сидел пилот. Двигатель приводил в движение один большой винт с большим количеством лопастей. Компания Flix также разработала систему управления, состоящую из горизонтального и вертикального хвосты. Горизонтальное оперение было шарнирно закреплено в месте крепления к корпусу, так что его можно было использовать в качестве лифт для управления шагом. Меньшее и отдельное вертикальное хвостовое оперение располагалось под рулем высоты и служило в качестве руль для поворота направо и налево. Готовый самолет имел размах крыла около 40 футов (12 м) и весил около 160 кг. фунт (72,5 кг) пустой.


Пилотируемый моноплан du Temple 1874 года

Сведений очевидцев о попытках этого самолета подняться в воздух не сохранилось, но некоторые источники указывают, что французский моряк вызвался управлять транспортным средством в 1874 году. Говорят, что кораблю удалось совершить короткий прыжок в нескольких футах от землю после того, как он скатился вниз по наклонному склону, пролетел небольшое расстояние и благополучно приземлился. Если этот аккаунт действительно, Flix du Temple удалось запустить первый пилотируемый самолет с неподвижным крылом и двигателем тяжелее воздуха, но двигательная установка была слишком слабой, чтобы поддерживать полет, а система управления была неэффективной. дю Темпл братья, по-видимому, потеряли интерес к проекту, поскольку нет никаких указаний на то, что какие-либо дальнейшие полеты были запланированы. сделал. Позднее был процитирован один из тогдашних французских энтузиастов авиации по имени Тиссандье: «Не несмотря на самые настойчивые усилия, при экспериментировании с этим аппаратом не удалось получить никаких практических результатов».

Пионер русской авиации Александр Можайский (1825-1890), также, возможно, пишется Можайский или Можайский, был родился на территории нынешней Финляндии и большую часть своей жизни провел на службе в российском флоте. Я не мог найти доказательств того, что он летал в 1860-х годах, но в то десятилетие у него действительно возник интерес к воздухоплаванию. Он начал свои усилия изучая птиц, строение их крыльев и взаимосвязь между площадью их крыльев и их масса. В эти первые годы Можайский также изучал воздушных змеев и пропеллеры. Для дальнейшего его работы, Можайский смог получить некоторое государственное финансирование от Военного министерства для своих исследований. К сожалению, в 1878 г. правительство решило прекратить его поддержку, и Можайский был вынужден продвигаться вперед. его собственный. Ему удалось сконструировать самолет, и в 1881 году он получил патент на свое изобретение.


Александр Можайский и два вида конструкции его самолета

Конструкция Можайского была хорошо продумана и включала в себя основные черты, которые мы видим на современных самолетах. Самолет включал крыло моноплана, прикрепленное к фюзеляжу, хвостовое оперение для управления по тангажу и рысканию, два паровых двигателя двигателей и колесной ходовой части. Строительство началось в 1881 году после того, как Можайскому удалось добиться правительства. Грант на приобретение паровой машины мощностью 10 л.с. и двух по 20 л.с. Самолет был оснащен одной паровой машиной мощностью 20 л.с. приводит в действие тяговый винт в носовой части фюзеляжа и паровой двигатель мощностью 10 л.с., приводящий в движение два толкающих гребных винта. которые устанавливались либо возле задней кромки крыла, либо вокруг середины корабля. В целом самолет был около 46 футов (14 м) в длину с размахом крыла 74 фута (22,5 м).

Считается, что постройка самолета была завершена в 1882 году, но нет подробных записей о его первом полете. когда-либо были найдены. Наилучшая доступная информация, по-видимому, предполагает, что самолет совершил единственную попытку полета. в 1884 г. в Красном Селе, под Петербургом. Корабль не смог взлететь с ровной поверхности, но сообщает указывают на то, что он был запущен с использованием наклонной аппарели, чтобы подняться в воздух. Отчеты об успехе полета конфликтуют. Ранние отчеты конца 1800-х и начала 1900 показывают, что самолет почти сразу опрокинулся на одно крыло и разбился вскоре после взлета. В более поздних отчетах указано, что самолет может совершили короткий прыжок на расстояние от 65 до 100 футов (от 19,8 до 30,5 м), прежде чем он рухнул на землю. Однако это Следует отметить, что эти более амбициозные заявления об успехе не делались до 1949 г., когда националистический советский лидер Иосиф Сталин утверждал, что Можайский был истинным изобретателем самолета.

В любом случае и попытки дю Темпла, и попытки Можайского были еще двумя вехами на пути к созданию Возможен самолет с двигателем. Оба, возможно, преуспели в том, чтобы заставить самолет с двигателем на короткое время подняться в воздух, но оба ремеслу не хватало достаточной мощности и адекватного управления. По этим причинам полеты не были устойчивыми или повторяемый. Тем не менее, очевидно, что Фликс дю Тампль и Александр Можайский были дальновидными авиаторами. первопроходцами, которые понимали многие ключевые характеристики дизайна, необходимые для создания практичного летательный аппарат тяжелее воздуха.
— ответ Джеффа Скотта , 18 апреля 2004 г.

Похожие темы:

    У меня есть несколько ранних журналов со ссылками и фотографиями А. Селедка… Говорят, что примерно в 1900 году он первым построил самолет с двигателем. Может ли быть, что Братья Райт… как-то знали Херринга?

    Почему Zeppelin упускается из виду при обсуждении первого полета с двигателем? Цеппелин успешно летал.