Биография Героя Советского Союза летчика Александра Горовца

12 марта 2020, 05:00

ТАСС-ДОСЬЕ. 12 марта 2020 года исполняется 105 лет со дня рождения военного летчика Героя Советского Союза Александра Горовца.

Александр Константинович Горовец родился 12 марта (6 марта по старому стилю) 1915 года в деревне Мокшаны Сенненского уезда Могилевской губернии Российской империи (ныне — Сенненский район Витебской области Белоруссии) в крестьянской семье.

Окончил семь классов средней школы. Работал слесарем. В 1930-1931 годах учился в техникуме города Полоцк.

В 1932 году был призван в Красную армию. Окончив в 1935 году Ульяновскую авиационную школу пилотов, стал летчиком-инструктором в аэроклубе города Шахты Ростовской области (ныне — Шахтинский авиационно-технический спортивный клуб РОСТО имени Героя Советского Союза А. К. Горовца), затем — командиром звена. В 1939 году прошел курсы командиров авиационных звеньев в городе Кировоград. В декабре 1939 года был избран депутатом Шахтинского районного совета.

Великая Отечественная война

25 июня 1941 года Александр Горовец был мобилизован в армию. Служил командиром звена в 20-й военной авиационной школе летчиков первоначального обучения Северо-Кавказского фронта.

С июля 1942 года Горовец воевал на Северо-Кавказском фронте в составе 166-го истребительного авиационного полка (иап) 217-й истребительной авиационной дивизии 4-й воздушной армии. В составе полка Александр Горовец принимал участие в боях на Кубани. Регулярно вылетал на штурмовки наземных частей противника.

27 февраля 1943 года командир звена 166-го иап лейтенант Александр Горовец за «совершенные 34 боевых вылета и уничтожение 36 автомашин, 22 повозок с боеприпасами, до двух взводов пехоты и выведение из строя одного паровоза противника, проявленную в боях храбрость и отвагу» был награжден орденом Красного Знамени.

1 мая 1943 года 166-й иап был переформирован в 88-й гвардейский иап.

В 1943 году Александр Горовец служил заместителем командира 1-й эскадрильи в 88-м гвардейском иап 8-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 5-го истребительного авиационного корпуса 2-й воздушной армии. В составе полка он принимал участие в боях на Воронежском фронте. Летал на истребителях ЛаГГ-3 и Ла-5.

Бой 6 июля 1943 года

6 июля 1943 года, на второй день Курской битвы, гвардии лейтенант Александр Горовец в составе эскадрильи самолетов Ла-5 вылетел на воздушное патрулирование в район Владимировка — Ольховатка.

Во время полета советские истребители столкнулись с группой из более чем 20 немецких пикирующих бомбардировщиков Junkers Ju 87 Stuka. Самолет Александра Горовца на аэродром не вернулся. По официальной версии, на машине Горовца отказала радиостанция, он оторвался от группы и вел бой в одиночку. Горовец сбил девять Ju 87, протаранив один из них, когда закончились боеприпасы. При возвращении на аэродром поврежденный самолет Александра Горовца был сбит истребителями противника. Обломки самолета оперативно обнаружить не удалось, летчик был признан погибшим. За воздушным боем с земли наблюдали пехотинцы. Основанием для подтверждения совершенного подвига стали обнаруженные ими обломки девяти немецких самолетов, из-за чего была принята версия, что всех их сбил Горовец. Горовец является единственным советским летчиком, одержавшим девять воздушных побед в одном бою. Среди пилотов союзников по антигитлеровской коалиции такой же результата только у американца Дэвида Маккэмпбелла, который 24 октября 1944 года сбил девять японских самолетов за один вылет.

Всего за время войны Александр Горовец совершил 74 боевых вылета, уничтожил 11 самолетов противника лично и шесть в группе.

Указом президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с врагом, за доблесть и мужество, а также за сбитые в воздушном бою девять самолетов противника» заместитель командира 1-й эскадрильи 88-го гвардейского иап Александр Горовец посмертно был награжден званием Героя Советского Союза.

В том же году он был посмертно награжден орденом Ленина.

Останки Александра Горовца и обломки его самолета были обнаружены в ходе поисковых работ в октябре 1957 года. Установить его личность удалось по партийному билету и ордену Красного Знамени, которым летчик был награжден незадолго до гибели. Александр Горовец похоронен в районе деревни Зоринские дворы Ивнянского района Белгородской области. На месте гибели летчика в 1963 году установили его бюст. 

Как летчик Горовец сбил 9 самолетов врага в одном бою

Свежий номер

РГ-Неделя

Родина

Тематические приложения

Союз

Свежий номер

Рубрика:

История

07.07.2020 10:57

Николай Грищенко

На второй день Курской битвы гвардии старший лейтенант Александр Горовец сбил девять немецких бомбардировщиков Ju 87. Однако вернуться на аэродром базирования и доложить о подробностях уникального боя не сумел, так как его самолет был сбит, а сам летчик погиб.

РИА Новости

К моменту совершения подвига 28-летний Александр Горовец считался опытным пилотом. С начала войны он совершил 74 боевых вылета и лично сбил два немецких самолета и еще два в группе, а также уничтожил около 40 автомашин и один паровоз. За боевые успехи был награжден орденом Красного Знамени.

Шестого июля 1943 года гвардии старший лейтенант Александр Горовец в составе эскадрильи 88-го авиаполка вылетел на прикрытие наших войск в район Куросавка — Владимировка — Ольховатка — Кочетовка — Зоринские Дворы. В 19 часов 40 минут, когда кончилось время патрулирования, эскадрилья повернула на обратный курс. Неожиданно сверху из облаков вынырнул Ме-109 и попытался атаковать пару Горовца и Рекунова, который ввязался в бой. В это же время у деревни Засоринье Александр Горовец заметил группу из 20 немецких пикирующих бомбардировщиков Ju 87. Сообщить о немецких самолетах по рации летчик не мог, видимо передатчик вышел из строя, и тогда советский истребитель с надписью «От колхозников и колхозниц Горьковской области» атаковал противника.

Дальнейшие события восстанавливались по рассказам очевидцев, в том числе наблюдавших бой с земли.

«По официальной версии, Горовец сбил тогда сразу девять Ju 87. Сегодня это число ставится под сомнение. Во-первых, оно не вошло в боевые документы, а оказалось включено в донесения политработника. Во-вторых, Горовец возвращался с выполнения задания, и его боекомплекта могло не хватить на такой бой», — считает историк авиации, кандидат технических наук Николай Бодрихин.

После боя старший лейтенант попытался дотянуть до своего аэродрома, но был перехвачен четырьмя немецкими истребителями FW-190. Советский самолет был подбит и рухнул в огородах хутора Зоринские Дворы. Отыскать тело пилота и самолет в разгар тяжелых боев не удалось, так как воронку, в которую упал Ла-5, засыпало землей от других взрывов. 28 сентября 1943 года Александру Горовцу было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Историк Олег Каминский пишет, что по немецким данным эскадра StG.77 потеряла в тот день подбитыми и уничтоженными десять пикировщиков Ju 87.

Николай Бодрихин считает, что сказать наверняка, все ли «юнкерсы» сбил Горовец лично или только часть из них, теперь уже вряд ли удастся, но в любом случае его бой внес значительный вклад в общую победу.

«Те десять «юнкерсов», которые были сбиты в бою с участием Горовца, — это на практике около 15 тонн бомб, не долетевших до позиций советских войск», — отметил эксперт.

В октябре 1957 года жители хутора Зоринские Дворы Белгородской области обнаружили разбившийся Ла-5 с останками летчика. Также найден был партийный билет, гвардейский значок, планшет с картой, удостоверение личности и пистолет ТТ. На месте гибели пилота установлен бронзовый бюст. В Витебске улица, где ранее проживали его родители, переименована в улицу Горовца, в 1995 году там установлен памятник.

#самолеты

#Великая Отечественная война

Главное сегодня

  • Цена на газ в Европе вновь превысила 500 долларов за тысячу кубометров

  • Марочко: Командование ВСУ наращивает группировку войск в районе Артемовска

  • Сбербанк в тестовом режиме увеличил лимит для покупок без PIN-кода

  • Financial Times: Украина получила одну из обещанных США и ФРГ систем Patriot

  • Экс-конгрессвумен Габбард объяснила появление «украинской» версии по «Северным потокам»

  • FT: Минфин США призвал крупнейших нефтетрейдеров без опаски торговать российской нефтью

9 немецких самолетов в одном бою: уникальный рекорд Александра Горовца

Героя 01. 02.20 9 немецких самолетов в одном бою: уникальный рекорд Александра Горовца

Герой Советского Союза летчик Александр Горовиц – легендарная личность. Он является рекордсменом по количеству сбитых за один вылет немецких самолетов. К сожалению, воздушный бой 6 июля 1943 года стал для летчика-истребителя последним.

Военная биография

Александр Горовиц — уроженец Витебской области Белоруссии. Когда началась Великая Отечественная война, ему было 26 лет, и он работал в аэроклубе в городе Шахты Ростовской области, после школьной отработки в Ульяновске. После призыва поступил в авиашколу, где обучал других пилотов, а в 19На фронте выполнили 42 боевых задания. На момент гибели имел звание лейтенанта и служил заместителем командира эскадрильи 88-го гв истребительного авиаполка (Воронежский фронт, 88-й гв истребительный авиаполк)

Подвиг

Шел второй день Великой битвы под Курск. Александр Горовец на одномоторном истребителе Ла-5 вместе с другими летчиками своего полка вылетел на патрулирование участка между поселками Владимировка, Зоринские дворы и Ольховатка. На этом направлении противнику был нанесен мощный удар южнее Курска, и для подкрепления с воздуха на авиакрыле поднялось от 20 до 50 бомбардировщиков Ю-87 («Юнкерс») под прикрытием «мессершмиттов».

В какой-то момент немецкие истребители догнали советскую эскадрилью, возвращавшуюся с задания. Последней группой летели Горовиц и Василий Рекунов. Первым навстречу «Мессершмидту», прикрывая своего напарника, летел Рекунов, выполняя по совместительству функцию ведомого. Горовиц в это время заметил десятки бомбардировщиков.

Якобы на борту Ла-5, которым управлял Горовиц, не работала рация, и он мог передавать информацию другим пилотам. Поэтому, оставив Рекунова сопротивляться истребителям, Горовиц перешился на уничтожение Ju-87, начиная с флагманского самолета. Один за другим он пулеметным огнем сбивал вражеские бомбардировщики. Для борьбы с противником летчик подходил к противнику вплотную и вел по нему огонь. Второй сбитый «Юнкерс» развалился в воздухе, а третий загорелся. Остальные бомбардировщики попытались рассеяться, но Горовец, преследуя их, один за другим подбил шесть «юнкерсов».

Боеприпасов не было, и советский летчик сделал отчаянный шаг – ударил девятый вражеский бомбардировщик в хвост их же винтом. Ju-87 упал, и Горовиц улетел на аэродром.

Однако на подходе к базе АС атаковали 4 немецких истребителя BF-109. Ла-5 был поврежден, поэтому избежать Горовица не удалось. В итоге одна из очередей оказалась в корпусе советского истребителя, и он в вертикальном положении стал падать на землю. Горовиц пытался эвакуироваться на парашюте, но не смог. Его самолет разбился в образовавшейся от взрыва воронке, но долгие годы оставалось неизвестным, где именно он упал.

Посмертная судьба

Посмертная звезда Героя присвоена Александру Горовцу 28 сентября 1943. О его подвигах командирам стало известно со слов других участников полета.

Уникальность ведения Горовицем воздушного боя заключалась в том, что почти каждый боеприпас поражал цель при маневрировании противника. Для этого летчику приходилось исключительно точно наводить длинную очередь. Раньше это считалось невозможным даже в теории.

В 1957 году жители поселка Зоринские дворы откопали самолет Горовец. Были обнаружены документы на имя пилота и другие личные вещи. Героя похоронили в этом же селе с почестями, а на его смерть позже поставили бронзовый бюст.

Современные комментаторы высказывают сомнения в реальности подвига Горовца, приписывая его прославление военной пропаганде. Однако серьезные историки не видят причин отрицать истинность события.

Горовиц был одним из самых успешных боевых пилотов Второй мировой войны. Его рекорд был побит только как люфтваффе Эрих Рудорфер, который 6 ноября 1943 года сбил 11 советских самолетов. Среди союзников тот же результат с Горовицем 24 октября 1944 года в небе над Филиппинами сделал американец Дэвид Маккэмпбелл.

Источник:
© Русская семерка

см. также: выбор редакции «Русской семерки»Воры в законе накануне Олимпиады-80 боролись с преступностью было самым большим сюрпризом немцев в СССР после начала валупедии Черных черт в Хакасии: самое загадочное место в Сибирике, чтобы понять, что в организме дефицит Белореченская статья также Слушайте подкаст «Русская семерка» Поделиться: Комментарии

Комментарии к статье «9 немецких самолетов в одном бою: уникальный рекорд» Александра Горовца» Пожалуйста, войдите, чтобы оставить комментарий! br>
Поделиться на Tumblr

ПРОГНОЗ ПОГОДЫ

введите местоположение

-0,4 ° С

1,9 °

-2 °

ПОПУЛЯРНЫЕ ЗАГОЛОВКИ

Последние новости

DNUNJNINKNWNCNGLFXELNIDCTYBC

Александр Горовец: русский стрелок | Сегодняшний урок истории

6 июля Джоэл

Историю Александра Горовца я наткнулся некоторое время назад в книге, которую читал. Но, конечно, я не записал

, какая книга, поэтому, когда пришло время говорить о нем, я потерял свой основной справочник. Я полагал, что поиск в Интернете выдаст всю необходимую мне информацию. Я был неправ… и когда я начал читать, какие мелкие крохи были доступны, некоторые факты отличались от того, что я помнил.

Потом я расстроился и снова покопался в недавно открытых книгах… ничего. Я просмотрел несколько журналов… ни слова. Так что делать? Я решил рассказать вам основную историю, потому что она постоянна, а затем позвольте вам решить детали… или указать мне на правильные ответы. Это двусторонняя версия Сегодняшний урок истории .

Вчера мы упоминали о Курской битве и о высокой концентрации наземной огневой мощи. Курск больше всего известен своими танковыми сражениями, и это хорошо, потому что это было самое крупное танковое сражение в долгой истории войн. Но самолетов в воздухе было почти столько же, сколько танков на земле. И вот тут на сцену выходит наша тема.

6 июля 1943 года лейтенант пролетал над полем боя, когда заметил 20 Юнкерс Ю-87 Штукас . Stuka во время Второй мировой войны был почти самым близким к «точному» бомбардировщику из существующих. Хотя к 1943 году он явно устарел, как любой истребитель, в своей роли «танкового прострела» он был смертельно опасен. Неся одну 500-фунтовую бомбу под фюзеляжем, он был разрушительным для брони. Горовец знал, что 20 из них запросто могут уничтожить 20 танков. И вот он атаковал.

А на земле русская пехота могла с изумлением наблюдать, как Александр рубил Stukas , сбил один, потом второй, потом еще два, потом еще. Stukas просто не могли бороться с дополнительным весом бомбы. И поэтому они сбросили свои бомбы и рассеялись в поисках более безопасной территории. Но прежде чем они успели сбежать, лейтенант Александр Горовец в одиночку уничтожил 9 из них… и тут его пушки закончились.

Но пока его слава только начиналась (ему будет присвоено звание Героя Советского Союза), жизнь Александра подошла к концу. Вернувшись на базу, он был атакован 4-м кораблем из 9 человек.0079 Focke-Wulf Fw-190 . Из-за нехватки топлива и без боеприпасов для защиты охотник стал легкой добычей, а Горовец был сбит и убит.

Ничего из этого не оспаривается.

Вот мое замешательство. В моих записях указывалось, что наш герой летал на Bell P-39 Airacobra . Airacobra (показан слева) был маркой США, отправленной в Россию по ленд-лизу. Это был боеспособный (хотя и не выдающийся) истребитель, который, вероятно, добился наибольшего успеха в руках русских летчиков. Но все другие источники утверждают, что Горовец летал на российском 9-м0079 Лавочкин Ла-5 (показан справа), очень боеспособный самолет наравне с

Focke-Wulfs , который его сбил.

В любом случае достижения Горовца были замечательны, независимо от того, на каком самолете он летал. Я просто хотел бы найти упоминание о том, что он летает на P-39 . Если кто-нибудь из вас когда-нибудь сталкивался с этим…

Нравится:

Нравится Загрузка.