Александр Горовец. В одиночку против 20 самолетов. Год 1943-й
Много подвигов, знаменитых и неизвестных, совершено в годы Великой Отечественной Войны. Сегодня речь идет о Летчике с большой буквы Александре Горовце.Уникальный бой Горовца вошел в историю мировой авиации.
Шли бои на Курской дуге, 6 июля 1943 года эскадрилья наших самолетов выполняла задание по прикрытию Советских наземных войск, которые вели ожесточённые бои с противником.
Задание прикрыть наземные войска от ударов авиации противника получила и эскадрилья истребителей, в которой служил Александр Горовец. Он шел в сковывающей группе. Вот наши летчики заметили большую группу вражеских бомбардировщиков, приближающихся к линии фронта. В наушниках шлемофона раздалась команда ведущего:
— Атакуем!
Советские истребители ринулись на врага. «Юнкерсы» стали беспорядочно сбрасывать бомбовый груз на боевые порядки своих войск. Вражеские самолёты были рассеяны.
… В этом вылете Александру Горовцу и его боевым товарищам пришлось несколько раз встречаться с врагом. И советские летчики выходили из боя победителями. В одной из схваток машина Александра получила повреждение, вышла из строя и рация. Но советский летчик продолжал драться.
Время было идти на посадку, кончалось горючее. Угасал и бой. Советские истребители легли на обратный курс. Александр замыкал строй самолётов, смотрел за воздухом. И вот он заметил сзади себя большую группу «юнкерсов», идущих бомбить позиции наших войск. Советский летчик не смог передать своим товарищам о приближении врага, т.к. рация не работала. И он решил драться.
Скоро Александр Горовец понял, что он один, а перед ним двадцать Ю-87. Юнкеpсы» уже начали пеpестpаиваться в колоннy для бомбометания. Гоpовец, сблизившись с ведущим Ju-87, поджёг его первой же очередью из пушек. Атака следовала за атакой. Вот Александр сбил ещё одну вражескую машину, затем третью. Мастерски маневрируя, сам умело увертывался от огня противника и появлялся перед новой целью. Горовец бил прицельно, берёг боеприпасы. Почти каждая атака оказывалась pезyльтативной. К земле он отправил уже восемь «Юнкеpсов» и погнался за девятым, но оpyжие молчало — кончился боекомплект. «Юнкеpс» пытался yлизнyть на бpеющем полете. Пришлось сблизился с ним и pyбанyть винтом по хвостовомy опеpению. Остальные бомбаpдиpовщики, освободившись от боезапаса, повоpачивали назад. Александp взял кypс на свой аэpодpом. Гоpючее было на исходе. К томy же Ла-5, весь изpаненный, с погнyтым винтом, с тpyдом слyшался pyлей. Его тpясло. Радиопеpедатчик по — пpежнемy молчал. Помощи ждать было неоткyда. И тyт появились тpи паpы «Мессеpов». Уклониться от схватки было невозможно. Выжав из «ястpебка» всё, на что он был способен, Александp pинyлся на вpага. В следyющее мгновение огненные тpассы вpажеских самолётов впились в безоpyжный Ла-5, и он пеpешёл в отвесное пикиpование… Трудно сказать, что произошло в последние секунды с лётчиком. Что он предпринял, о чём думал ? Приходится лишь догадываться, что в огненной круговерти воздушной схватки тяжелораненный Александр пытался вывести повреждённый истребитель из смертельного пике, но тщетно. Из последних сил лётчик откpыл фонаpь кабины и pванyл кольцо паpашюта в надежде, что при его открытии удастся оставить машину. Но мощный воздyшный поток обоpвал кyпол. Самолёт вpезался в pыхлый чеpнозём на хyтоpе Зоpинские двоpы, что в Ивнянском pайоне Белгоpодской области…
… Весть о трагической гибели боевого товарища мигом облетела часть, в которой служил Александр Горовец. Гвардейцы решили отомстить за него, и с каждым днём приумножали счёт сбитых вражеских самолётов.
Командированием части представило заместителя командира авиаэскадрильи А. К. Горовца к награде. На наградном листе Александра Константиновича есть резолюция: «Достоин звания Героя Советского Союза…».
Приказом ГУК НКО № 0955 от 20.08.43 г. Александр Горовец был исключён из списков Советской Армии, как без вести пропавший в бою
На таком самолете летал Александр Горовец
Весной 1957 года жителям хутора Зоринские Дворы Белгородской области удалось откопать на глубине одного метра обломки самолета (хвостовое оперение, шасси и пушку). Самолет лежал вниз кабиной. В кабине обнаружили останки летчика, орден Красного Знамени, карту, выцветшую фотографию, полевую сберкнижку, борт-журнал, удостоверение личности, письма. Многие документы уже нельзя было прочесть. В нагрудном кармане истлевшей гимнастерки обнаружился партбилет, фотография выцвела, но номер билета и запись, сделанную черной тушью, можно было прочитать: № 2682000 Горовец Александр Константинович…
Почему сегодня я вспоминаю Александра Горовца? Потому что липкие руки демократов уже пытаются добраться и до этой истории.
«Награда не сразу нашла героя… Из-за неисправной радиостанции в самолете Горовца долгое время считали пропавшим без вести и даже предателем. Поговаривали, что он улетел к фашистам и сдался в плен». http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=6434
«Согласно официальной версии, Горовец оторвался от группы и вёл бой в одиночестве (предположительно из-за отказа радиостанции на его самолёте). В ходе этого боя он сбил 9 штурмовиков Ju 87, в том числе один тараном, и сам был сбит четвёркой немецких истребителей при возвращении на базу. Как отмечают авторы книги «Авиация в битве над Орловско-Курской дугой» (Москва, 2004), эта версия основана на свидетельстве наземных подразделений, наблюдавших бой одинокого советского самолёта с группой немецких и затем обнаруживших обломки девяти немецких самолётов (не уточняется, девяти Ju 87 или девяти самолётов разных типов; также неясно, были они сбиты в одном бою или в разных) на ограниченном участке земли, из-за чего и возникла версия, что все они сбиты Горовцом. Отмечается, что за 6 июля лётчики одной только 8-й гвардейской истребительной авиадивизии, в которой служил Горовец, заявили об уничтожении 16—18 Ju 87 (без учёта 9 побед, впоследствии записанных Горовцу), в то время как по немецким данным действовавший в этом районе 4-й воздушный флот за день потерял 10 Ju 87 сбитыми и повреждёнными. Показания пленных немецких лётчиков также не подтверждают официальную версию подвига. С учётом этих обстоятельств авторы книги высказывают сомнение в том, сколько самолётов Горовец сбил на самом деле». Хазанов Д. Б., Горбач В. Г. «Авиация в битве над Орловско-Курской дугой. Оборонительный период. Раздел III. Между Белгородом и Курском»
Кстати, это еще и яркий пример того, что пропавший без вести летчик, стал Героем Советского Союза. И пусть говорят современные писаки, что «в сталинские времена семьи пропавших без вести считались чуть ли не врагами народа» ( http://www.info-tses.kz/red/article.php?article=33059&print=Y )
Мы и наши дети должны знать настоящую правду. Такими героями, как Александр Горовец живет и славится земля Русская. Вечная Память
poltora-bobra.livejournal.com
каким был последний бой героя СССР Александра Горовца — РТ на русском
75 лет назад в небе над Курской областью состоялось сражение, во время которого гвардии старший лейтенант Александр Горовец сбил девять бомбардировщиков фашистов. Но вернуться на базу самолёт Горовца не смог: атакованный четырьмя немецкими истребителями, он разбился. Современные исследователи признают, что история не была продуктом советской пропаганды — лётчик действительно совершил героический поступок и провёл уникальный бой, который вошёл в историю мировой авиации. О подвиге лейтенанта — в материале RT.
Александр Горовец родился 12 марта 1915 года в деревне Мошканы под Витебском. Подобно многим своим сверстникам, он с детства стремился в небо. Обучаясь в школе и техникуме, он параллельно работал слесарем в Сантехстрое и учился в аэроклубе. А в начале 1930-х годов принял окончательное решение связать свою жизнь с авиацией. В 1935 году после выпуска из Ульяновской авиашколы инструкторов Осоавиахима, Горовец получил направление на должность лётчика-инструктора аэроклуба города Шахты. После повышения квалификации в Кировограде он был назначен на должность сначала командира звена, а затем и командира отряда. В декабре 1939-го был избран депутатом Шахтинского райсовета, а со временем стал начальником аэроклуба.
Александра Горовца призвали в армию на четвёртый день войны. Сначала, как инструктора, направили готовить новых пилотов — командиром звена в 20-ю военную авиашколу лётчиков первоначального обучения Северокавказского фронта.
Летом 1942 года Горовец ушёл на фронт. На истребителях ЛаГГ-3 и Ла-5 (приобретённых на средства, собранные колхозниками Горьковской области) он сражался в рядах 166-го истребительного авиаполка. За год Горовец совершил 74 боевых вылета и принял участие в 10 воздушных боях. Лично сбил два вражеских самолёта. Еще шесть — в составе группы. Был награждён орденом Красного Знамени. В июле 1943-го ему было суждено принять участие в событии, которое историки называют переломным в ходе Второй мировой войны, — в Курской битве.
Битва над битвой
По словам историков, Курская битва стала решающей в ходе Второй мировой войны. Если бы немцы под Курском добились успеха, Восточный фронт надолго бы замер, а у Адольфа Гитлера появилось бы достаточно резервов, чтобы не дать силам союзников развернуться в Европе.
«Германия поставила всё на исход сражения, — заявил в интервью RT кандидат исторических наук, методист научно-методического отдела Музея Победы Николай Пономарёв. — Сам исход Курской битвы не был изначально предопределён. Для того чтобы добиться победы, нужно было приложить колоссальные усилия. В том числе и лётчикам».
Также по теме
«Переломный момент Второй мировой»: как битва на Курской дуге повлияла на исход войны75 лет назад на небольшом участке суши в районе Курска началось крупнейшее в истории танковое сражение, в котором приняли участие…
«События 1941—1942 годов показали, что, создавая превосходство в воздухе, немцы умудрялись добиться многого на земле. Под Сталинградом немецкая авиация зачастую просто прижимала к земле наши контратаки», — рассказал RT историк и писатель Дмитрий Хазанов.
К 1943 году, по мнению эксперта, советское командование учло опыт этих ошибок и сделало многое, чтобы впредь избегать подобных ситуаций.
«Существовали далеко идущие планы — остановить наступление врага и наступать самим. А для этого было необходимо, чтобы превосходство в воздухе принадлежало нам. Роль советских лётчиков в Курской битве была чрезвычайно велика», — подчеркнул Дмитрий Хазанов.
В свою очередь, для поддержки гитлеровского наступления с воздуха командование люфтваффе выделило подразделения 4-го и 6-го воздушных флотов.
К началу июля каждая из сторон собрала для участия в Курской битве свыше 2 тыс. самолётов. Стоит отметить, что потери авиации в небе над Курской дугой оказались огромными. По оценкам историков, общее количество сбитых самолётов с обеих сторон составило порядка 3,7 тыс.
Подвиг Горовца
6 июля 1943 года гвардии старший лейтенант Александр Горовец в составе эскадрильи участвовал на самолёте Ла-5 в патрулировании района Владимировка — Кочетовка — Зоринские Дворы — Ольховатка. После выполнения задания Горовец летел замыкающим, когда увидел в небе большую группу пикирующих бомбардировщиков Ю-87. Старший лейтенант оторвался от своей группы и атаковал немцев в одиночку. По одной из версий, у него отказала радиостанция и он не смог сообщить о своих действиях другим пилотам.
«Дальнейшие события восстанавливались по рассказам очевидцев, в том числе наблюдавших бой с земли. И в их рассказах могут быть неточности. Представьте: идёт битва, вокруг дым… По официальной версии, Горовец сбил тогда сразу девять Ю-87. Сегодня это количество самолётов ставится под сомнение. Во-первых, данная цифра не вошла в боевые документы, а оказалась включена в донесения политработника. Во-вторых, Горовец возвращался с выполнения задания, и его боекомплекта могло не хватить на такой бой. Но с другой стороны, он шёл замыкающим и, если он осуществлял прикрытие, то боекомплект у него вполне мог сохраниться», — поделился с RT историк авиации, кандидат технических наук Николай Бодрихин.
Согласно официальной версии, восемь «юнкерсов» Горовец сбил из пушки, девятого он достал ударом винта по хвостовому оперению.
На уже повреждённой машине старший лейтенант попытался дотянуть до своего аэродрома, но был перехвачен четырьмя немецкими F-190. Ла-5 Горовца был подбит. Выпрыгнуть с парашютом лётчик не успел.
Тогда, в разгар тяжёлых боёв, самолёт и тело Александра Горовца отыскать не удалось. Как выяснилось позже, он упал в воронку, а потом его засыпало землёй.
28 сентября 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Александру Горовцу было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
До октября 1957 года Горовец числился пропавшим без вести, пока жители деревни Зоринские Дворы Белгородской области не обнаружили самолёт с останками лётчика. О том, что они принадлежат именно Горовцу, свидетельствовали найденные при нём документы: партийный билет № 2682000, планшет с картой, удостоверение личности и пистолет ТТ.
«Сегодня в Центральном музее Вооружённых сил РФ хранится обнаруженный тогда орден Красного Знамени, гвардейский знак, партийный билет и пистолет Александра Горовца, а также пушка с его самолёта», — рассказал RT главный научный сотрудник Центрального музея Вооружённых сил Владимир Афанасьев.
Тело героя с воинскими почестями было предано земле на месте гибели — на хуторе Зоринские Дворы. В различных городах Советского Союза Александру Горовцу были установлены памятники, в честь него названы улицы и школы.
Несмотря на споры о том, сколько именно из девяти самолётов, сбитых в том бою, «достал» лично Горовец, эксперты считают его награды полностью заслуженными.
«Это был ярчайший лётчик, совершивший очевидный подвиг», — заявил RT Николай Бодрихин.
Также по теме
Пилоты — ветераны Великой Отечественной вновь встретились со своими боевыми самолётамиВо время войны Куддус Латыпов пилотировал легендарный советский Ил-2, а Борис Свердловский — бомбардировщик А-20. Эти машины ветераны…
По словам эксперта, сказать наверняка, все ли «юнкерсы» сбил Горовец лично или только часть из них, теперь уже вряд ли удастся, но в любом случае его бой внёс значительный вклад в общую победу.
«Ю-87 — это очень опасная машина. На ней воевал, например, обладатель огромного количества наград Ганс-Ульрих Рудель. «Юнкерсы» позволяли немцам достичь поразительной для того времени точности бомбометания. Есть данные, что они могли нести до 1,8 тыс. кг бомб. Плюс на них устанавливались авиационные пушки. Ю-87 представляли собой серьёзную угрозу для советских танков. Те десять «юнкерсов», которые были сбиты в бою с участием Горовца, — это на практике около 15 тонн бомб, не долетевших до позиций советских войск», — отметил эксперт.
По словам историка, некоторое время назад был поднят вопрос о том, чтобы в составе ВКС РФ один из самолётов был назван в честь Героя Советского Союза Александра Горовца. Соответствующее решение пока не принято, но оно, по мнению Бодрихина, восстановило бы историческую справедливость. Лётчик, сбивший, по официальной версии, самое большое количество вражеских самолётов за один бой, однозначно достоин такой чести.
russian.rt.com
Герои Советского Союза. Александр Константинович Горовец
Время патрулирования заканчивалось, но вpажеские самолёты не появлялись. «Лавочкины» легли на обратный курс. Гоpовец с ведомым В. Рекyновым замыкали боевой поpядок истребителей. Неожиданно свеpхy сзади их паpy атаковал «Мессеpшмитт». Пpикpывая ведyщего, Рекyнов тут же ринулся на врага. В это вpемя Александp заметил идyщyю паpаллельным кypсом в наш тыл гpyппy из 20 бомбардировщиков Ju-87. Пpедyпpедить об этом комэска он не смог: отказал pадиопеpедатчик.Атака следовала за атакой. Вот Александр сбил ещё одну вражескую машину, затем третью. Мастерски маневрируя, сам умело увертывался от огня противника и появлялся перед новой целью. Горовец бил прицельно, берёг боеприпасы. Почти каждая атака оказывалась pезyльтативной. К земле он отправил уже 8 «Юнкеpсов» и погнался за 9-м, но оpyжие молчало — кончился боекомплект. «Юнкеpс» пытался yлизнyть на бpеющем полёте. Пришлось сблизился с ним и pyбанyть винтом по хвостовомy опеpению. Остальные бомбаpдиpовщики, освободившись от боезапаса, повоpачивали назад.
Александp взял кypс на свой аэpодpом. Гоpючее было на исходе. К томy же Ла-5, весь изpаненный, с погнyтым винтом, с тpyдом слyшался pyлей. Его тpясло. Радиопеpедатчик по — пpежнемy молчал. Помощи ждать было неоткyда. И тyт появились 3 паpы «Мессеpов». Уклониться от схватки было невозможно. Выжав из «ястpебка» всё, на что он был способен, Александp pинyлся на вpага. В следyющее мгновение огненные тpассы вpажеских самолётов впились в безоpyжный Ла-5, и он пеpешёл в отвесное пикиpование…
Трудно сказать, что произошло в последние секунды с лётчиком. Что он предпринял, о чём думал ? Приходится лишь догадываться, что в огненной круговерти воздушной схватки тяжелораненный Александр пытался вывести повреждённый истребитель из смертельного пике, но тщетно. Из последних сил лётчик откpыл фонаpь кабины и pванyл кольцо паpашюта в надежде, что при его открытии удастся оставить машину. Но мощный воздyшный поток обоpвал кyпол. Самолёт вpезался в pыхлый чеpнозём на хyтоpе Зоpинские двоpы, что в Ивнянском pайоне Белгоpодской области…
До боли сжались сердца сбежавшихся к месту катастрофы людей. Там, где упал истребитель, валялись обломки крыльев и хвостового оперения. Недалеко, в стороне, нашли погнутую лопасть винта и изорванный пилотский шлем. Мотор и фюзеляж машины ушли глубоко в землю.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года Александр Горовец посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
fishki.net
Самый результативный воздушный бой » Военное обозрение
6 июля 1943 года старший лейтенант Александр Горовец сбил в одном бою 9 самолётов противника Александр Константинович ГоровецШёл второй день Курской битвы. Немцы всеми имеющимися у них средствами пытались прорвать нашу оборону. Самым же опасным из этих средств был пикирующий бомбардировщик Юнкерс Ju-87 . Как и в сорок первом и как в сорок втором немцы использовали Ju-87 в том же качестве, в каком мы использовали артиллерию, то есть, для прорыва обороны. Сколь бы совершенна ни была наша оборона, как бы глубоко ни зарывался в землю наш пехотинец, бомбы Юнкерсов пробивали бреши в любых позициях, если, конечно, Юнкерсам никто не мог помешать.
Помешать же им могла, прежде всего, наша истребительная авиация, которая к середине 1943 года выросла и количественно, и качественно. Если в сорок первом с Юнкерсами боролись И-153 и И-16 , вооружённые ШКАСами, в сорок втором – Яки и ЛаГГи с одним ШВАКом и одним БСом, то теперь у наших лётчиков был самолёт Ла-5.
Конструкция самолета-истребителя Ла-5 была, как и у ЛаГГ-3, цельнодеревянной, из модифицированной дельта-древесины, но этот самолёт был оснащён двигателем воздушного охлаждения, продолжавшим работать после получения нескольких попаданий, и защищавшим лётчика спереди. Но, самое главное, Ла-5 вооружался двумя ШВАКами с общим боезапасом в 340 патронов.
Именно на таком самолёте и вылетел в тот день заместитель командира 1-й эскадрильи 88-го гвардейского истребительного авиационного полка 8-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 5-й истребительного авиационного корпуса 2-й воздушная армии Воронежского фронта гвардии старший лейтенант Александр Константинович Горовец на второй день Курской битвы. Вылетел он вместе со своим ведомым Василием Рекуновым на патрулирование в районе Владимировка — Кочетовка — Зоринские Дворы — Ольховатка.
Бюст на месте гибели Горовца
За плечами 28-летнего Горовца был большой лётный и боевой опыт – ещё до войны он служил инструктором в шахтинском аэроклубе, а уже 25 июня был призван в РККА. За два года боёв Горовец совершил 74 боевых вылета, уничтожил 11 немецких боевых самолётов лично и 6 в группе, а также 40 автомашин и 24 повозки.
В тот день патрулирование казалось неудачным – в воздухе были лишь немецкие истребители, которых было приказано не трогать – снаряды экономили для Юнкерсов. И вот, когда патрулирование уже подошло к концу, и лётчики, сдав район сменщикам, повернули на базу, неожиданно свеpхy сзади их паpy атаковал Me-109 . Пpикpывая ведyщего, Рекyнов тут же ринулся на врага. И в этот момент Горовец заметил большую группу Юнкерсов, летящих на бомбардировку наших позиций.
Рация Горовца вышла из строя, и ведомый, увлёкшись боем с истребителями, потерял командира из виду.
Пока ведомый дрался с Me-109, Горовец развернул свой истребитель и один бросился на бомбардировщики. Первой же очередью он сбил флагмана. Затем Горовец стремительно атаковал следующего врага. Он бил с короткой дистанции, подводя истребитель почти вплотную к бомбардировщикам. Вспыхнул и развалился в воздухе на куски второй Юнкерс, затем загорелся третий. Строй немцев распался, они стали рассредоточиваться, а Горовец всё снова и снова дерзко шёл в атаку. Так он сбил восемь самолётов противника. Когда был израсходован боезапас, он нанёс удар винтом по хвостовому оперению девятого бомбардировщика. Возвращаясь на повреждённом самолёте на свой аэродром, Горовец попал под неожиданный удар четырёх вражеских истребителей Fw-190. Он начал маневрировать, уворачиваться от вражеских очередей, но силы были слишком неравными. Его самолёт был подбит и отвесно пошёл к земле. Горовец открыл фонарь и дёрнул кольцо парашюта, но спастись не удалось. Самолёт упал в воронку от крупной авиабомбы и его засыпало землёй.
Всё это наблюдали с земли наши артиллеристы и пехотинцы, и достоверность этого воздушного боя не вызывает сомнений.
Разбившийся самолёт Горовца удалось обнаружить лишь в 1957 году. На полуистлевшей гимнастерке гвардейский значок, два ордена Красного Знамени. В планшете карта с маршрутом полета, старательно вычерченным цветным карандашом: Владимировка — Кочетовка — Зоринские Дворы — Ольховатка, выцветшая фотография, бортжурнал, удостоверение личности, письма. Военком Ивнянского райкома сообщил в Главное управление кадров Министерства обороны о найденном на хуторе Зоринские Дворы самолете, указал фамилию, имя и отчество летчика. Вскоре пришел ответ, в котором сообщалось, что летчику-истребителю Горовцу Александру Константиновичу посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
В Центральном музее Вооруженных Сил СССР, в Москве, Герою Советского Союза Александру Горовцу был посвящен целый стенд. Выставлен найденный самолет Ла-5, пушки и пулеметы без единого снаряда и патрона, которые все были расстреляны в незабываемом воздушном бою. На месте его гибели на 597-го километре шоссе Москва-Симферополь установлен бронзовый бюст. В Витебске улица, где ранее проживали его родители, в 1957 году переименована в улицу Горовца. В 1995 году в сквере на этой улице также установлен памятник.
topwar.ru
Горовец Александр Константинович — советский военный летчик Герой Советского Союза — Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914
Родился 12 Марта 1915 года в деревне Мокшаны, ныне Сенненского района Витебской области, в семье крестьянина. Образование среднее. Работал слесарем. С 1932 года а Красной Армии. В 1935 году окончил Ульяновскую лётную школу. Затем работал в аэроклубе города Шахты Ростовской области. В 1941 году вновь призван в Красную Армию.
С Июня 1942 года Младший лейтенант А. К. Горовец в действующей армии. Сражался в составе 166-го ИАП ( 88-го Гвардейского ИАП ).
6 Июля 1943 года заместитель командира эскадрильи 88-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 8-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 5-й истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, Воронежский фронт ) Гвардии старший лейтенант А. К. Горовец вступил в бой с 20 вражескими бомбардировщиками и 9 из них сбил. Погиб в этом бою.
Всего произвёл 74 боевых вылета, в 11 воздушных боях сбил 11 вражеских самолётов лично и 6 — в группе с товарищами.
28 Сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.
Похоронен в деревне Зоринские дворы. Улицы в Москве, Минске, Витебске, Богушевске, а также совхоз Сенненского района и школа деревни Мокшаны носят его имя.
Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени; медалями.
* * *До Июля 1943 года имя Алексея Горовца было известно лишь его близким друзьям и знакомым. Ординарный лётчик, каких в ВВС масса, он считался стариком в возрасте 28 лет. Армейскую лямку Горовец начал тянуть ещё в 1932 году, в 1935 году ушёл на гражданку, работал инструктором в аэроклубе. В Июне 1941 года его призвали в ВВС, но на фронт не отправили: Горовец продолжал учить летать молодых. Только в Июле 1942 года опытный лётчик попал в 166-й ИАП, вооружённый истребителями ЛаГГ-3. После перевооружения полка новыми самолётами Ла-5, Горовцу досталась именная машина «Эскадрилья Валерий Чкалов» ( по некоторым источникам — с бортовым номером «211» белого цвета. Возможно, с учётом опечатки — «21» или «11» ).
Приказом НКО СССР от 21 Мая 1943 года 166-й ИАП был преобразован в 88-й Гвардейский ИАП. К 5 Июля Алексей Горовец выполнил 73 боевых вылета, в 10 воздушных боях сбил 2 самолёта лично и 6 в группе. Не самый плохой результат, но и далеко не самый выдающийся. Кто бы мог подумать, что последний боевой вылет лётчика станет поистине эпическим ?!
6 Июля 1943 года над аэродромом 88-го Гвардейского авиаполка вспыхнула зелёная ракета. 15 истребителей Ла-5 под командованием командира эскадрильи Капитана В. И. Мишyстина взмыли в небо. Им предстояло прикрывать с воздуха наши наземные войска в pайоне Владимиpовка — Кочетовка — Зоpинские Двоpы — Ольховатка. Ведущим одной из пар шёл Александр Горовец. Внизу втоpой день кипела Кypская битва.
Время патрулирования заканчивалось, но вpажеские самолёты не появлялись. «Лавочкины» легли на обратный курс. Гоpовец с ведомым В. Рекyновым замыкали боевой поpядок истребителей. Неожиданно свеpхy сзади их паpy атаковал «Мессеpшмитт». Пpикpывая ведyщего, Рекyнов тут же ринулся на врага. В это вpемя Александp заметил идyщyю паpаллельным кypсом в наш тыл гpyппy из 20 бомбардировщиков Ju-87. Пpедyпpедить об этом комэска он не смог: отказал pадиопеpедатчик.
Пока ведомый, завязав воздушный бой, дрался с «Мессером», Горовец развернул свою машину навстречу противнику. «Юнкеpсы» уже начали пеpестpаиваться в колоннy для бомбометания. Гоpовец, сблизившись с ведущим Ju-87, поджёг его первой же очередью из пушек.
Атака следовала за атакой. Вот Александр сбил ещё одну вражескую машину, затем третью. Мастерски маневрируя, сам умело увертывался от огня противника и появлялся перед новой целью. Горовец бил прицельно, берёг боеприпасы. Почти каждая атака оказывалась pезyльтативной. К земле он отправил уже 8 «Юнкеpсов» и погнался за 9-м, но оpyжие молчало — кончился боекомплект. «Юнкеpс» пытался yлизнyть на бpеющем полёте. Пришлось сблизился с ним и pyбанyть винтом по хвостовомy опеpению. Остальные бомбаpдиpовщики, освободившись от боезапаса, повоpачивали назад.
Александp взял кypс на свой аэpодpом. Гоpючее было на исходе. К томy же Ла-5, весь изpаненный, с погнyтым винтом, с тpyдом слyшался pyлей. Его тpясло. Радиопеpедатчик по — пpежнемy молчал. Помощи ждать было неоткyда. И тyт появились 3 паpы «Мессеpов». Уклониться от схватки было невозможно. Выжав из «ястpебка» всё, на что он был способен, Александp pинyлся на вpага. В следyющее мгновение огненные тpассы вpажеских самолётов впились в безоpyжный Ла-5, и он пеpешёл в отвесное пикиpование…
Трудно сказать, что произошло в последние секунды с лётчиком. Что он предпринял, о чём думал ? Приходится лишь догадываться, что в огненной круговерти воздушной схватки тяжелораненный Александр пытался вывести повреждённый истребитель из смертельного пике, но тщетно. Из последних сил лётчик откpыл фонаpь кабины и pванyл кольцо паpашюта в надежде, что при его открытии удастся оставить машину. Но мощный воздyшный поток обоpвал кyпол. Самолёт вpезался в pыхлый чеpнозём на хyтоpе Зоpинские двоpы, что в Ивнянском pайоне Белгоpодской области…
До боли сжались сердца сбежавшихся к месту катастрофы людей. Там, где упал истребитель, валялись обломки крыльев и хвостового оперения. Недалеко, в стороне, нашли погнутую лопасть винта и изорванный пилотский шлем. Мотор и фюзеляж машины ушли глубоко в землю.
Среди наблюдавших за воздушным боем были 9-летний Серёжа Сергеев, его двоюродный брат 7-летний Толик Черкассов и 13-летний Саша Лобачев. Они видели в небе белый купол парашюта и надеялись, что лётчику удалось спастись. И именно им суждено было впоследствии вписать последнюю страницу в биографию Гвардии старшего лейтенанта Александра Константиновича Горовца, удостоенного 28 Сентября 1943 года звания Героя Советского Союза. Однако тогда он числился без вести пропавшим.
…Отгремела война. Спустя годы хутор Зоринские Дворы отстроился, расцвел. А памятные события не давали покоя Сергею Сергееву. Учился ли он в школе, служил ли на флоте, плавал ли в Тихом океане — его не покидала мысль о судьбе лётчика, истребитель которого покоился под землёй на огороде.
Осенью 1956 года Сергеев вернулся домой. Стал обслуживать дорожно — эксплуатационный участок на автостраде Москва — Симферополь. Анатолий Черкассов работал связистом, а Александр Лобачев трудился механизатором в МТС. Друзья детства, они, как и прежде, жили по соседству на единственной улице родного хутора. Не раз, собравшись вечером после работы, вспоминали прошлое.
— Не выходит у меня из головы тот самолёт, — признался однажды Сергей. — Бывает, проснусь ночью, а перед глазами падающий истребитель и белый парашют в задымлённом небе. Одного не пойму: машина упала, а лётчика никто не видел. Что с ним сталось ?
Решили начать раскопки на месте падения истребителя. Сняли пласт чернозёма, но следов истребителя не обнаружили. Прошли второй слой. И вот наконец лопата Сергея уткнулась в твёрдый предмет. Вскоре показалось хвостовое колесо, потом — шасси. Друзья промокли до нитки от дождя, которого не замечали. Они не чувствовали усталости. Вскоре стал просматриваться деформированный фюзеляж. На нём Черкассов заметил длинный толстый шнур, похожий на ржавую проволоку. Затем обнаружили второй, третий… Их было много. Они тянулись вдоль всего фюзеляжа, видимо из кабины, до которой следопыты ещё не добрались.
— Так это же стропы парашюта ! — догадался Сергей.
Наконец откопали весь самолёт. Но купола парашюта тут не оказалось. Он оторвался в небе ещё тогда, летом 1943 года. В кабине обнаружили останки пилота. Весть об этом моментально облетела хутор. В скорбном молчании собрались жители у памятного места. Было решено захоронить прах героя на кладбище.
Вместе с останками лётчика нашли планшет с картой, бортовой журнал, письмо, несколько фотографий и открыток, орден Красного Знамени и Гвардейский значёк. В нагрудном кармане истлевшей гимнастёрки лежал обагрённый кровью партийный билет. Он потемнел, обложка расклеилась, фотокарточка совершенно выцвела, но запись, выполненная чёрной тушью, сохранилась. Разобравшись в них, военный комиссар Ивнянского района послал запрос в Главное управление кадров Министерства обороны СССР. Оттуда ответили лаконично: «Приказом ГУК НКО № 0955 от 20.08.43 г. исключён из списков Советской Армии, как без вести пропавший в бою 6 Июля 1943 года, Герой Советского Союза Старший лейтенант Горовец Александр Константинович».
Тогда С. Сергеев, А. Черкассов и А. Лобачев стали сами собирать сведения о лётчике. Они много лет вели переписку, поиски родственников, однополчан, очевидцев и постепенно узнали многое о его жизни.
Есть в Белоруссии, в Мошканском районе Витебской области, небольшая деревенька Горовцы. Названа она теперь в честь Героя. Там то, 12 Марта 1915 года и родился Александр Горовец, в семье крестьянина. Там прошло его детство. Окончив 7 классов средней школы, Саша Горовец начал работать слесарем в Витебском «Сантехстрое». В Марте 1933 по комсомольской путёвке пришёл в городской аэроклубе.
Потом учился в Ульяновской объединенной лётно — технической школе, которую успешно закончил в 1935 году. Хорошо овладев техникой пилотирования на самолёте У-2, А. Горовец получил назначение в аэроклуб города Шахты Ростовской области. Там он работал лётчиком — инструктором, командовал звеном, затем был назначен начальником лётной части. У него всегда имелись и общественные нагрузки — комсорг группы, отряда, курса.
Александр отлично играл на гитаре и гармони, красиво пел русские и белорусские песни. Со сцены звучал его тенор при чтении стихов. Был он добрым и принципиальным, не терпел расхлябанности и фальши. Всё делал на совесть. В 1939 году был избран депутатом Шахтинского райсовета.
25 Июня 1941 года сбылась мечта Горовца — его направили командиром звена в 20-ю военную авиационную школу пилотов. Но Александр рвался на фронт, куда он прибыл в Июле 1942 года. Боевое крещение получил в составе 166-го истребительного авиаполка в небе Кубани. Воевал на Северо — Кавказском и Воронежском фронтах. За короткий срок, летая на истребителе ЛаГГ-3, уничтожил 40 вражеских автомашин, 24 повозки с боеприпасами, вывел из строя паровоз. Ему присвоили звание Старшего лейтенанта и назначили заместителем командира эскадрильи.
Тогда же, как одному из наиболее отличившихся лётчиков, Горовцу вручили новый истребитель Ла-5 с надписью на фюзеляже: «От колхозников и колхозниц Горьковской области» на одной стороне и «Эскадрилья «Валерий Чкалов» — на другой. На этой машине Александр сражался мастерски, дерзко, за что был удостоен орденов Ленина и Красного Знамени.
Один из именных Ла-5 поступивших в 88-й Гвардейский ИАП. Лето 1943 года.
К началу Курской битвы заместитель командира эскадрильи 88-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии старший лейтенант А. К. Горовец произвёл около 70 боевых вылетов, в 10 воздушных боях сбил 2 самолёта противника лично ( Ju-87 и Me-109 ) и 6 — в составе группы. 6 Июля 1943 года он провёл свой последний, ставший легендой, бой…
Боевые друзья: А. Горовец ( слева ) и В. И. Мишустин. |
Вот как о подвиге Гвардейца сказал много лет спустя участник Курской битвы дважды Герой Советского Союза Генерал — майор авиации Арсений Ворожейкин, сам лично сбивший 52 вражеских самолёта:
— Мы не знали такого. Простой расчёт показал, что для этого нужно произвести не менее 9 длинных очередей и столько же раз исключительно точно прицелиться. На всё потребуется по меньшей мере 10 — 15 минут. А противник ведь не на привязи. Однако факт — упрямая вещь. Горовец сделал то, что теоретически считается невыполнимым…
Подвиг Александра Горовца золотыми буквами вписан в историю Великой Отечественной войны. По материалам наградного листа, за время своей боевой деятельности он совершил 74 боевых вылета, в 11 воздушных боях лично сбил 11 самолётов противника и 6 в составе группы, уничтожил 40 автомашин и 24 повозки с боеприпасами. [ Справедливости ради, следует отметить что по оперативным документам 9 побед Горовца в последнем бою до сих пор не найдены. Что ещё раз подтверждает в своих исследованиях М. Ю. Быков. Скорее всего этих побед, всё — таки, не было… ]
За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко — фашистскими захватчиками, за беспримерный подвиг, совершённый в последнем бою, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 Сентября 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
В Центральном музее Вооружённых Сил выставлены макет самолёта Ла-5, пушка с самолёта А. К. Горовца, его пистолет «ТТ», партийный билет № 2682000, планшет с картой, бортжурнал, удостоверение личности и письма.
Об Александре Константиновиче рассказывают стенды в Минском краеведческом музее, а также в музеях тех областей и городов, с которыми связан его жизненный и боевой путь. На 597-м километре автострады Москва — Симферополь, где когда — то гремели ожесточённые бои, установлены памятники прославленным воинам. Среди них — высокий гранитный постамент с бронзовым бюстом А. К. Горовца. Имя прославленного лётчика увековечено в названиях улиц в Москве, Минске, Витебске и Богушевске, совхоза в Сенненском районе и многих школ. В городе Шахты, на площади Свободы, установлен памятник Герою.
* * *Список побед Гвардии cтаршего
лейтенанта А. К. Горовца:
( Из книги М. Ю. Быкова — «Победы
сталинских соколов». Изд. «ЯУЗА — ЭКСМО», 2008 год. )
№ п / п | Д а т а | Сбитые самолёты | Место воздушного боя ( одержанной победы ) | Свои самолёты |
1 | 02.06.1943 г. | 1 Не-111 ( в паре — 1 / 2 ) | Проходы | ЛаГГ-3, Ла-5. |
2 | 03.06.1943 г. | 1 Ме-109 | Микояновка | |
3 | 05.07.1943 г. | 1 Не-111 ( в паре — 1 / 2 ) | юж. Драгунское | |
4 | 1 Нs-126 | Березово | ||
5 | 06.07.1943 г. | 9 Ju-87 | Зоринские Дворы ( Данные не подтверждаются оперативными документами ) | |
Всего сбитых самолётов — 11 + 6 [ 11 + 2 ]; боевых вылетов — 75; воздушных боёв — 11. |
В заключении мне хочется привести фрагмент из книги Ю. И. Мухина — «Асы и пропаганда», относящийся к последнему бою Александра Горовца:
«Возьмите любую советскую энциклопедию и в ней на букву «Г» вы обязательно найдёте статью об А. К. Горовце. Из неё узнаете, что 6 Июля 1943 года лётчик — истребитель Старший лейтенант Горовец в одном бою сбил сразу 9 немецких самолётов и сам погиб. Всё это хорошо… если не вникать в подробности этого подвига.
По легенде, Горовец в 19 часов 40 минут возвращался на аэродром после выполнения задания в составе своей эскадрильи, увидел 20 немецких бомбардировщиков Ju-87 под прикрытием 6 немецких истребителей и решил их атаковать. При этом покинул строй своих самолётов без приказа и так незаметно, что даже его ведомый за ним не полетел и боя Горовца с 26 немецкими самолётами никто из его товарищей не видел.
Трудами губернатора Орловской области Егора Строева, надо думать, в связи с годовщиной Курской битвы вышла практически документальная работа Д. Хазана и В. Горбача «Авиация в битве под Орловско — Курским выступом. Оборонительный период». Авторы уделили внимание и подвигу Горовца, который, надо сказать, по документам выглядит не так, как по легендам.
6 Июля 1943 года рано утром 17 самолётов Ла-5 88-го Гвардейского истребительного авиационного полка вылетели на прикрытие наших войск. В этой группе летел и Старший лейтенант А. К. Горовец. В 8 часов утра группа атаковала до 50 немецких пикирующих бомбардировщиков Ju-87, уже становившихся в круг для бомбометания, заставила их сбросить бомбы куда попало и отогнала их на немецкую территорию. Гвардейцы доложили о сбитии 5 Ju-87, 3 Ме-109 и одного подвернувшегося немецкого разведчика Hs-126. Старший лейтенант Горовец с этого вылета не вернулся, в бою его никто не видел, что с ним случилось, никто не знал, никаких сообщений от наземных войск о каком — то бое, в котором бы был сбит советский истребитель, не поступало, и Горовец был занесён в списки без вести пропавших.
Спустя некоторое время в штаб 8-й Гвардейской ИАД поступило донесение от одного из соединений наземных войск о воздушном бое одиночного Ла-5 с большой группой немецких самолётов. Герой — лётчик с близкой дистанции обстреливал «Юнкерсы», были хорошо видны чёрные следы от падения самолётов. Над данным районом кипели горячие бои, и на ограниченном участке земли валялись обломки 9 немецких самолётов. Так возникла гипотеза — всех их уничтожил один краснозвёздный истребитель. После ряда уточнений сомнений больше не оставалось: А. К. Горовец и был тем героем, который самоотверженно сражался и из схватки не вернулся.
Донесение политотдела 2-й Воздушной армии свидетельствует:
«Выдающийся героический поступок совершил заместитель командира эскадрильи 88-го Гвардейского ИАП Гвардии лейтенант, член ВКП(б) тов. Горовец. Он один в неравном бою с самолётами противника сбил 9 самолётов Ю-87. Сам тов. Горовец, будучи смертельно ранен в этом бою, погиб смертью героя, не дойдя 4 км до своего аэродрома. Этот бой советского богатыря с восхищением наблюдали наземные войска, которые и подтвердили результат этого боя».
Сразу оговоримся, что найти эти свидетельства наземных войск в архивах Министерства обороны до сих пор. Нет упоминания о подвиге лётчика в оперсводках авиационных полков и дивизий, а также Воздушной армии, составленных «по горячим следам». Нелишне отметить, что в этот день только лётчики 88-го ГвИАП заявили о 5 сбитых Ju-87, в то время как общий счёт всей дивизии за день составил, по разным данным, от 16 до 18 «лаптёжников». И это без учёта побед, занесённых впоследствии на счёт Горовца, а также других соединений 2-й Воздушной армии !
Чтобы не возникало вопросов, почему Горовца никто не видел в бою, дело представили так, как будто группа возвращалась просто из патрулирования, а чтобы было ещё более убедительно, подвиг сдвинули на 12 часов и перенесли на вечер 6 Июля. Политотдел сильно рисковал, ведь Горовец мог оказаться у немцев в плену, но всё обошлось — останки Старшего лейтенанта Горовца и его самолёта были найдены уже после войны в районе хутора Заринские Дворы.
Не подтверждаются результаты воздушного боя и показаниями пленных немецких лётчиков, а также списком потерь 4-го Воздушного флота. Немецкое авиационное объединение за 6 Июля 1943 года по официальным данным недосчиталось сбитыми и повреждёнными только 10 Ju-87, из которых 4 машины стали жертвами истребителей. Даже если немецкие данные не учитывают всю убыль материальной части, трудно представить себе, будто «вдруг» обнаружится ни один десяток неучтённых «Штук». Принимая во внимание весьма преувеличенные доклады многих советских лётчиков о своих победах, занесение на счёт погибшего Лейтенанта сразу 9 сбитых самолётов выглядит скорее актом пропаганды, чем отражением реального события.
Судя по всему, этот подвиг Горовца того же типа, что и подвиг «28 героев — панфиловцев». Напомню, что этот взвод из 1075-го стрелкового полка, как и тысячи других взводов Красной Армии, геройски погиб 16 Ноября 1941 года при отражении немецкой атаки, а в пропагандистском ведомстве СССР, чтобы подвиг выглядел убедительнее, этому взводу приписали уничтожение десятков немецких танков, хотя весь их 1075-й стрелковый полк в тот день подбил едва ли 5 — 6 танков. Эти 28 человек ( из 400 погибших и 400 пропавших без вести в тот день в 1075-м стрелковом полку ) были прославлены, и им посмертно присвоено звание Героев Советского Союза, с тем чтобы воодушевить остальных воинов Красной Армии.
Надо сказать, что «фронтовые» корреспонденты «Красной звезды» и «Комсомольской правды», сообщившие об этом подвиге, на самом деле побоялись доехать не только до полка, но и до панфиловской дивизии и свой «репортаж с места боёв» состряпали по слухам, собранным ими в штабе 16-й армии. А потом уже в Москве под руководством главного редактора «Красной звезды» Д. Ортенберга добавили в этот рассказ подробностей, причем крайне глупо: прославили в числе 28 Героев сержанта, который в этом бою перебежал к немцам и верно служил им в полиции. Потом, когда об этом узнал и, пришлось этого сержанта тихо лишать этого звания…
Что — то похожее, видимо, произошло и с погибшим Старшим лейтенантом Горовцом — в ведомстве Щербакова ( начальника Главного политического управления Советской Армии ) на его счёт занесли 9 сбитых бомбардировщиков, ему присвоили звание Героя, поставили памятник, отметили во всех энциклопедиях. А что уж там в действительности случилось — сколько самолётов в последнем бою он сбил на самом деле и был ли он вообще в бою, мы теперь, наверное, никогда не узнаем.
По всей видимости, оторвавшись от своей группы, Горовец действительно вступил в воздушный бой с большой группой Ju-87 и, вероятно, даже сбил или серьёзно повредил несколько самолётов противника, однако закончившийся боезапас заставил Александра Константиновича выйти из схватки, после чего недалеко от своего аэродрома безоружный Ла-5 стал жертвой «Мессеров».
airaces.narod.ru
Неизвестные герои: Александр Горовец: muph — LiveJournal
Продолжаю майскую серию постов о малоизвестных сегодня героях Великой Отечественной войны. Ссылки на предыдущие записи внизу поста, а сегодняшний мой рассказ будет о лётчике-истребителе, старшем лейтенанте Александре Константиновиче Горовце.
6 июля 1943 года, на второй день Курской битвы, Александр Горовец находился в составе группы советских истребителей Ла-5, вылетевшей на патрулирование. Когда эскадрилья после выполнения задания возвращалась назад, то столкнулась с большой группой (по разным данным, 20 или до 50) немецких пикирующих бомбардировщиков Ju-87. Согласно официальной версии, Горовец оторвался от группы и вёл бой в одиночестве (предположительно из-за отказа радиостанции на его самолёте). В ходе этого боя он сбил девять Ju-87, в том числе один тараном, и сам был сбит четвёркой немецких истребителей Bf-109 при возвращении на базу.
02. Родился Саша 12 марта 1915 года в деревне Мошканы ныне Сенненского района Витебской области в крестьянской семье. Окончил 7 классов средней школы. Летом 1930 года поступил в Лесной техникум в Полоцке, но заболел тифом и вынужден был вернуться на родину. После выздоровления переехал к сестре в Витебск. Работал слесарем во 2-м Сантехстрое и одновременно учился в аэроклубе. В Красной Армии с 1932 года. В 1935 году окончил Ульяновскую авиационную школу инструкторов Осоавиахима и был направлен лётчиком-инструктором в аэроклуб города Шахты Ростовской области. В 1939 году окончил курсы командиров звеньев в Кировограде. По возвращении в Шахты стал командиром звена, а затем отряда.
03. Бюст героя у здания Лесного колледжа в Полоцке (1973 г. скульптор С. Адашкевич). Фото: polotsk-g2n.io.ua.
04. 25 июня 1941 года был вновь призван в армию. Служил командиром звена в 20-й военной авиационной школе лётчиков первоначального обучения Северо-Кавказского фронта. Учил молодняк, значит. Непосредственно на фронтах Великой Отечественной войны с июля 1942 года. Воевал в составе 166-го истребительного авиационного полка (217-я истребительная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, Северо-Кавказский фронт). Летал на истребителе ЛаГГ-3, потом освоил Ла-5. К июлю 1943 года произвёл 74 боевых вылета, в 10 воздушных боях сбил лично 2 и в группе 6 самолётов противника.
05. Как одному из наиболее отличившихся лётчиков, Горовцу вручили новый истребитель Ла-5 с надписью на фюзеляже: «От колхозников и колхозниц Горьковской области» на одной стороне и «Эскадрилья «Валерий Чкалов» — на другой.
06. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года Александр Горовец посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Кроме того, ранее был награждён орденами Ленина, Красного Знамени и медалями.
07. Еще один наградной лист из архивов Министерства Обороны.
08. Из-за неисправной радиостанции Горовца долгое время считали пропавшим без вести.
09. Но весной 1957 года жители хутора Зоринские Дворы Белгородской области обнаружили в земле самолет и останки летчика-героя. В нагрудном в кармане был найден партийный билет, в планшетке — карта, бортжурнал, удостоверение личности, выцветшие фотографии, письма. На месте его гибели на 597-м километре трассы М2 (Москва-Симферополь) в 1962 году установлен бронзовый бюст.
10. Сейчас, пока листва еще не так густа, вы легко его заметите. Сразу после поворота на Ивню.
11. Александр Горовец является единственным советским лётчиком, одержавшим столько воздушных побед в одном бою. В других странах аналогичного результата добились несколько лётчиков, в частности, Эрих Рудорффер (Люфтваффе, 13 воздушных побед в одном вылете) и Дэвид Маккэмпбелл (ВМС США, 9 воздушных побед в одном бою).
12. Как же проходил этот геройский воздушный бой? Позволю себе прямую цитату: «Когда эскадрилья после выполнения задания возвращалась назад, Горовец со своим ведомым В. Рекуновым летели замыкающими. Неожиданно их пару атаковали «мессершмитты». Прикрывая ведущего, Рекунов бросился им навстречу. В это время Ковзан заметил группу из 20 вражеских бомбардировщиков Ju-87. Рация на самолёте Горовца видимо вышла из строя, и он не смог сообщить своим товарищам о появлении противника. Пока ведомый дрался с «мессершмиттами», он развернул свой истребитель и один бросился на бомбардировщиков. Первой же очередью сбил флагмана. Горовец стремительно атаковал следующего врага. Он бил с короткой дистанции, подводя истребитель почти вплотную к бомбардировщикам. Вспыхнул и развалился в воздухе на куски второй «юнкерс», затем загорелся третий. Строй немцев распался, они стали рассредотачиваться, а Горовец всё снова и снова дерзко шёл в атаку. Так он сбил 8 самолётов противника. Когда был израсходован боезапас, он нанёс удар винтом по хвостовому оперению девятого бомбардировщика. Возвращаясь на повреждённом самолёте на свой аэродром, Горовец попал под неожиданный удар четырёх вражеских истребителей FW-190. Он начал маневрировать, уворачиваться от вражеских очередей, но силы были слишком неравными. Его самолёт был подбит и отвесно пошёл к земле. Горовец открыл фонарь и дёрнул кольцо парашюта, но спастись не удалось. Самолёт упал в воронку от крупной авиабомбы и его засыпало землёй.»
13. Помимо упомянутых бюстов на трассе М2 и в Полоцке, памятники Горовцу установлены в деревне Мошканы и в Витебске. Там же, а так же в Минске, Богушевске, Ивне и Белгороде именем героя названы улицы. Его имя так же носят общеобразовательные школы и аэроклубы. На снимке еще один мемориал, который находится на окраине посёлка Коммунар Беловского района Курской области. Здесь в 1943 году находился аэродром, на котором базировался авиаполк, в котором служил Горовец. Фото: airforce.ru
14. Собирая информацию о герое в сети, вы наверняка найдете и современные рассуждения на тему того, что данные о таких потерях (9 самолетов) не подтверждены показаниями пленных немецких лётчиков, а также списком потерь 4-го Воздушного флота за этот день. Мол, так же нет никаких документальных свидетельств от наземных подразделений РККА, а только показания мирных жителей, которые, конечно, не разбираются в вопросе. Мол, вся история — это только акт военной пропаганды. Слава Богу, никто не сомневается, что бой вообще был, что гвардии старший лейтенант Горовец в нем участвовал и погиб с честью. А поэтому — слава герою!
По материалам:
— airaces.narod.ru
— warheroes.ru
— samsv.narod.ru
— wikipedia.org
Остальные ссылки в посте.
Использование моих фотографий в любых СМИ, в печатных материалах и на любых сайтах, за исключением личных блогов и страниц в социальных сетях, ЗАПРЕЩАЕТСЯ. Только после согласования со мной. Прочим копипастерам напоминаю, что при перепечатке фотографий и текста активная индексируемая ссылка на источник обязательна!
muph.livejournal.com
Горовец Александр Константинович — Российская авиация
Горовец Александр Константинович (1915-1943).
Военный летчик, Герой Советского Союза (28.09.1943 г. посмертно).
Александр Горовец родился 12 марта 1915 года в деревне Мокшаны, ныне Сенненского района Витебской области, в семье крестьянина. Образование среднее. Работал слесарем.
С 1932 года в Красной Армии.
В 1935 году окончил Ульяновскую лётную школу. Затем работал в аэроклубе города Шахты Ростовской области.
В 1941 году, после нападения германского нацизма, 25 июня призван в Красную Армию, но на фронт не отправили: Горовец продолжал учить летать молодых. Только в июле 1942 года опытный лётчик попал в 166-й ИАП, вооружённый истребителями ЛаГГ-3. После перевооружения полка новыми самолётами Ла-5, Горовцу досталась именная машина «Эскадрилья Валерий Чкалов» (по некоторым источникам — с бортовым номером «211» белого цвета. Возможно, с учётом опечатки — «21» или «11»).
До июля 1943 года имя Алексея Горовца было известно лишь его близким друзьям и знакомым. Ординарный лётчик, каких в ВВС масса, он считался стариком в возрасте 28 лет. Приказом НКО СССР от 21 мая 1943 года 166-й ИАП был преобразован в 88-й Гвардейский ИАП. К 5 июля Алексей Горовец выполнил 73 боевых вылета, в 10 воздушных боях сбил 2 самолёта лично и 6 в группе. Не самый плохой результат, но и далеко не самый выдающийся. Кто бы мог подумать, что последний боевой вылет лётчика станет поистине эпическим?!
6 июля 1943 года над аэродромом 88-го Гвардейского авиаполка вспыхнула зелёная ракета. 15 истребителей Ла-5 под командованием командира эскадрильи капитана В.И.Мишyстина взмыли в небо. Им предстояло прикрывать с воздуха наши наземные войска в pайоне Владимиpовка — Кочетовка — Зоpинские Двоpы — Ольховатка. Ведущим одной из пар шёл Александр Горовец. Внизу втоpой день кипела Кypская битва.
Время патрулирования заканчивалось, но вpажеские самолёты не появлялись. «Лавочкины» легли на обратный курс. Гоpовец с ведомым В.Рекyновым замыкали боевой поpядок истребителей. Неожиданно свеpхy сзади их паpy атаковал «Мессеpшмитт». Пpикpывая ведyщего, Рекyнов тут же ринулся на врага. В это вpемя Александp заметил идyщyю паpаллельным кypсом в наш тыл гpyппy из 20 бомбардировщиков Ju-87. Пpедyпpедить об этом комэска он не смог: отказал pадиопеpедатчик.
Пока ведомый дрался с Me-109, Горовец развернул свой истребитель и один бросился на бомбардировщики. Первой же очередью он сбил флагмана. Затем Горовец стремительно атаковал следующего врага. Он бил с короткой дистанции, подводя истребитель почти вплотную к бомбардировщикам. Вспыхнул и развалился в воздухе на куски второй «юнкерс», затем загорелся третий. Строй немцев распался, они стали рассредоточиваться, а Горовец всё снова и снова дерзко шёл в атаку. Так он сбил восемь самолётов противника. Когда был израсходован боезапас, он нанёс удар винтом по хвостовому оперению девятого бомбардировщика.
Возвращаясь на повреждённом самолёте на свой аэродром, Горовец попал под неожиданный удар четырёх вражеских истребителей Fw-190. Он начал маневрировать, уворачиваться от вражеских очередей, но силы были слишком неравными. Его самолёт был подбит и отвесно пошёл к земле. Горовец открыл фонарь и дёрнул кольцо парашюта, но спастись не удалось. Самолёт упал в воронку от крупной авиабомбы и его засыпало землёй.
Весь этот бой наблюдали с земли наши артиллеристы и пехотинцы и достоверность не вызывает сомнений.
Разбившийся самолёт Горовца удалось обнаружить лишь в 1957 году. На полуистлевшей гимнастерке гвардейский значок, два ордена Красного Знамени. В планшете карта с маршрутом полета, старательно вычерченным цветным карандашом: Владимировка — Кочетовка — Зоринские Дворы — Ольховатка, выцветшая фотография, бортжурнал, удостоверение личности, письма. Военком Ивнянского райкома сообщил в Главное управление кадров Министерства обороны о найденном на хуторе Зоринские Дворы самолете, указал фамилию, имя и отчество летчика. Вскоре пришел ответ, в котором сообщалось, что летчику-истребителю Горовцу Александру Константиновичу посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
В Центральном музее Вооруженных Сил СССР, в Москве, Герою Советского Союза Александру Горовцу был посвящен целый стенд. Выставлен найденный самолет Ла-5, пушки и пулеметы без единого снаряда и патрона, которые все были расстреляны в незабываемом воздушном бою. На месте его гибели на 597-м километре шоссе Москва-Симферополь установлен бронзовый бюст. В Витебске улица, где ранее проживали его родители, в 1957 году переименована в улицу Горовца. В 1995 году в сквере на этой улице также установлен памятник.
Награды:
-Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года Александр Горовец посмертно удостоен звания Героя Советского Союза;
-орден Ленина;
-орден Красного Знамени;
-медали.
.
.
Список источников:
Горовец, Александр Константинович. Cайт «Герои Страны».
Г.Я.Мень. История одного подвига.
xn--80aafy5bs.xn--p1ai