Содержание

Можайский Александр краткая биография — Сочинения, Рефераты, Доклады

Дата рождения: 21 марта 1825 года.
Дата смерти: 1 апреля 1890 года.
Место рождения: Выборгская губерния Российской империи.

Можайский Александр Федорович – именитый русский изобретатель и военный. Также Александр Можайский был известен как контр-адмирал.

Александр появился на свет в Великом княжестве Финляндском в семье адмирала российского флота. Его крестным стал командир порта города, где мальчик родился – Роченсальма. Естественно, что и Александр решил стать моряком и начал обучение в Морском кадетском корпусе.

После окончания его молодой мичман отправился в плавание по Балтийскому и Белому морям. Экспедиции проводились на разных судах и в целом продлились около семи лет. Вслед за ними последовало получение звания лейтенанта.

Затем началась служба на Балтике. Во время нее осуществился двухлетний поход в Японию на фрегате. По некоторым данным, фрегат был разрушен во время цунами, и Александр спроектировал шхуну, на которой и вернулся на родину.

Затем Александр в составе команды брига «Антенор» участвовал в охране Финского залива от несанкционированных вторжений недружественных судов.

После этого последовала экспедиция по Средней Азии, на специально оборудованных судах по водному бассейну Аральского моря. После удачного завершения похода и возвращения в ведение офицера поступил участок ответственности на «Орле» -корабле, имевшем более полусотни пушек. Карьера Александра развивалась, он получил очередной чин и стал командовать кораблем сам.

Так, клипером «Всадник» он руководил около четырех лет. После начала проблем во флоте из-за Крымской войны, Александр оставил службу и поселился недалеко от Винницы.

Спустя десять лет Александра попросили о возвращении на воинскую службу, и он был отправлен в уже знакомый ему Морской корпус, правда, уже преподавателем морской практики.

Примерно с этого времени Александр начал работу над воплощением давно задуманного проекта. Этим проектом был аппарат, способный подниматься в воздух, несмотря на свой вес. Работа в Морском корпусе помогла разработке, так как исследователь имел возможность консультироваться с различными техническими специалистами – сотрудниками корпуса.

Вскоре первый летательный аппарат был построен, во время испытаний он взлетел, но вскоре завалился на крыло и рухнул. К сожалению, средств на починку у конструктора не было и повторных попыток полетов не проводилось.

Изобретатель скончался в 1890 году, не успев достроить свой второй опытный образец из-за постоянной финансовой нужд и постоянных отказов правительства в финансировании проекта.

Достижения Александра Можайского:

• Участвовал в первом описании водного бассейна Арала и Амударьи
• По одной из версий, первым в мире построил самолет
• Впервые поднялся в воздух на воздушном змее, опередив последователей без малого на десяток лет
• Создал прототип элеронов за тридцать лет до их официального изобретения

• Разработал первый фюзеляжный самолет

Даты из биографии Александра Можайского:

• 1825 г. появился на свет
• 1841 г. получил ранг мичмана
• 1841 г. стал лейтенантом
• 1850 г. начало службы на Балтике
• 1853 г. поход в Японию на «Диане»
• 1855 г. получил назначение на бриг, осуществлявший берегоохранные функции
• 1858 г. участие в Хивинском походе
• 1859 г. стал капитан-лейтенантом
• 1869 г. поселился в Вороновицах
• 1879 г. начал преподавать морскую практику
• 1882 г. стал генерал – майором, первые летные испытания изобретения
• 1990 г. скончался

  • < Назад
  • Вперёд >

referat5top.ru

📌 Можайский Александр Федорович — это… 🎓 Что такое Можайский Александр Федорович?

Алекса́ндр Фёдорович Можа́йский (9(21).03.1825— 20.3(1.04).1890) — контр-адмирал, пионер авиации.

Александр Фёдорович Можайский

Биография

9 (21) марта 1825 г. родился в Котке (Роченсальме) (Выборгская губерния, Великое княжество Финляндское)[1] в семье потомственного моряка, адмирала русского флота Фёдора Тимофеевича Можайского. А. Ф. Можайский получил воспитание в Морском кадетском корпусе, который он блестяще окончил 19 января 1841 г. Год спустя он был произведен в мичманы.

После семилетнего плавания на различных кораблях в Балтийском и Белом морях Можайский в 1849 г. получил чин лейтенанта.

1850—1852 гг. Можайский плавал на Балтийском море.

1853—1855 гг. он на фрегате «Диана» участвовал в дальнем плавании Кронштадт — Япония.

1855 г. Можайский назначен на бриг «Антенор», который крейсировал в Балтийском море и охранял подступы к Финскому заливу от диверсионных набегов англо-французских кораблей.

1858 г. Можайский принял участие в Хивинской экспедиции, организуя её передвижение по воде на специально выстроенных для этой цели судах. Он составил первое описание водного бассейна Аральского моря и реки Амударья. По возвращении из экспедиции Можайский был назначен старшим офицером 84-пушечного корабля «Орел».

8 сентября 1859 г. Можайский получил очередной чин капитан-лейтенанта. После спуска на воду клипера «Всадник» он был назначен его командиром и плавал на ней в Балтийском море до 1863 г.

1860 откомандирован с флота и назначен на должность кандидата мирового посредника Грязовецкого уезда Вологодской губернии, здесь он поселился в сельце Котельникове (ныне Можайское).

1863 г. Можайский был уволен в отставку в связи с вынужденным сокращением численности флота после Крымской войны, но в 1879 г. был вновь зачислен на действительную военную службу в чине капитана 1 ранга и направлен в Морской кадетский корпус, где вел курс морской практики.

1876 г. Можайский начал работать над проектом давно задуманного им летательного аппарата тяжелее воздуха. Во время службы в Морском корпусе Можайский, пользуясь консультацией крупнейших русских ученых, продолжал совершенствовать свой проект.

1882 июль капитану 1 ранга Можайскому было присвоено звание генерал-майора с увольнением от службы «по домашним обстоятельствам». Впоследствии Можайскому было присвоено звание контр-адмирала.

1882 20 июля был испытан летательный аппарат его конструкции.

1890 21 марта — смерть. Могила А. Ф. Можайского находится на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

Чертежи моноплана А. Ф. Можайского

Адреса в Санкт-Петербурге

1886 — 21.03.1890 года — Усачев переулок, 2, кв. 10.

Самолет имел два паровых двигателя общей мощностью 30 л.с., расчетную скорость полета до 40 км/час, полетный вес около 950 кг, размах крыльев 24 м и длину фюзеляжа 15 м. Наземные испытания самолета Можайский проводил на протяжении нескольких лет, начиная с 1882 года. В записке Главного инженерного управления Военного министерства, составленной по результатам испытаний в 1883 году, отмечалось, что самолёт Можайского «был приводим в действие… но взлететь не мог»[1]

21 января 1883 г., после того как был разработан новый проект самолета, Можайский представил его в VII (воздухоплавательный) отдел Русского технического общества. На специально созванном заседании Можайский сделал сообщение о создании нового самолёта. Для подробного рассмотрения новых работ контр-адмирала в отставке Можайского была создана комиссия, в которую помимо представителей воздухоплавательного отдела вошли представители и от II (механического) отдела Русского технического общества. Комиссия, ознакомившись с результатами работ изобретателя, признала желательным, «…чтобы VII отдел оказал содействие А. Ф. Можайскому — окончить его прибор и произвести интересные опыты над летательным прибором столь больших размеров». Вместе с тем, она указала на недостаточную мощность силовой установки на самолете Можайского. Оказать материальной помощи VII отдел не мог, и Можайский вынужден был снова обратиться в военное министерство. Из министерства ему ответили, что «…продолжение испытания изобретенного им аппарата приняло на себя императорское русское техническое общество, которому и назначена определенная на этот предмет сумма». Однако никакой суммы ни изобретатель, ни Русское техническое общество так и не получили. Как впоследствии выяснилось, военное министерство решило не выделять средств на сомнительные изобретения.

В 1885 г. Можайский подал заявление в Главное инженерное управление, в котором указывал, что им получены новые практические выводы, «представляющие возможность сделать изложение теории более ясным, а вычисления более определенными» и просил не отказать в отпуске средств на производимые им работы. Комиссия, рассмотрев заявление изобретателя на своем заседании 29 июня 1885 г., отметила, что она «…не видит никакого повода к ходатайству о пособии г. Можайскому».

В июле 1885 г. Можайский попытался поднять самолет в воздух, в присутствии представителей военного ведомства и Русского технического общества.Пилотировал механик И. Н. Голубев. Во время разбега по горизонтально положенным деревянным рельсам самолет накренился и поломал крыло. Современные испытания модели самолета Можайского, проведенные в ЦАГИ 1979—1981 гг., продемонстрировали «невозможность установившегося горизонтального полета самолета Можайского из-за недостаточной тяги». Тем не менее, до сих пор периодически появляются утверждения, будто самолет Можайского оторвался от земли. Сообщения этого рода впервые появились в газете в 1909 г.,[2] были повторены в статье о Можайском в «Военной энциклопедии» 1916 г.[3] и затем широко запущены в оборот в эпоху борьбы с космополитизмом

Потерпев неудачу, Можайский начал на личные средства восстанавливать самолет и заказал для него на Обуховском заводе новые, более мощные машины. С этими новыми двигателями по заключению ЦАГИ, сделанному в 1982 году, мощности было бы вполне достаточно для взлета

[2]. По тому времени это были наиболее легкие и мощные паровые машины с воздушным поверхностным холодильником для пара. Общая мощность двух машин составляла 50 л.с. при удельном весе 4,9 кг на 1 л.с. После смерти изобретателя его самолет долгие годы стоял под открытым небом в Красном селе и, после того как военное ведомство отказалось его купить, был впоследствии разобран и перевезен в имение Можайских близ Вологды.

Точные чертежи самолёта не сохранились. Уже в XX веке обнаружены эскизы аппарата, выполненные от руки, а также его текстовое описание. Все существующие изображения и модели самолёта Можайского основаны на них.

Мнения о теоретической возможности полета самолета Можайского

По мнению Андрея Веймарна, теоретически самолет Можайского мог взлететь, так как наличие встречного ветра, который «в тот день» (имеется в виду 20 июля, хотя день испытаний не установлен точно) по данным Пулковской метеостанции достигал 10 метров в секунду, наклонной взлетной полосы и «воздушной подушки» у земли были эквивалентны значительному увеличению мощности двигателя.

Память об А. Можайском

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

📌 Можайский, Александр Федорович — это… 🎓 Что такое Можайский, Александр Федорович?

Алекса́ндр Фёдорович Можа́йский (9(21).03.1825— 20.3(1.04).1890) — контр-адмирал, пионер авиации.

Александр Фёдорович Можайский

Биография

9 (21) марта 1825 г. родился в Котке (Роченсальме) (Выборгская губерния, Великое княжество Финляндское)[1] в семье потомственного моряка, адмирала русского флота Фёдора Тимофеевича Можайского. А. Ф. Можайский получил воспитание в Морском кадетском корпусе, который он блестяще окончил 19 января 1841 г. Год спустя он был произведен в мичманы.

После семилетнего плавания на различных кораблях в Балтийском и Белом морях Можайский в 1849 г. получил чин лейтенанта.

1850—1852 гг. Можайский плавал на Балтийском море.

1853—1855 гг. он на фрегате «Диана» участвовал в дальнем плавании Кронштадт — Япония.

1855 г. Можайский назначен на бриг «Антенор», который крейсировал в Балтийском море и охранял подступы к Финскому заливу от диверсионных набегов англо-французских кораблей.

1858 г. Можайский принял участие в Хивинской экспедиции, организуя её передвижение по воде на специально выстроенных для этой цели судах. Он составил первое описание водного бассейна Аральского моря и реки Амударья. По возвращении из экспедиции Можайский был назначен старшим офицером 84-пушечного корабля «Орел».

8 сентября 1859 г. Можайский получил очередной чин капитан-лейтенанта. После спуска на воду клипера «Всадник» он был назначен его командиром и плавал на ней в Балтийском море до 1863 г.

1860 откомандирован с флота и назначен на должность кандидата мирового посредника Грязовецкого уезда Вологодской губернии, здесь он поселился в сельце Котельникове (ныне Можайское).

1863 г. Можайский был уволен в отставку в связи с вынужденным сокращением численности флота после Крымской войны, но в 1879 г. был вновь зачислен на действительную военную службу в чине капитана 1 ранга и направлен в Морской кадетский корпус, где вел курс морской практики.

1876 г. Можайский начал работать над проектом давно задуманного им летательного аппарата тяжелее воздуха. Во время службы в Морском корпусе Можайский, пользуясь консультацией крупнейших русских ученых, продолжал совершенствовать свой проект.

1882 июль капитану 1 ранга Можайскому было присвоено звание генерал-майора с увольнением от службы «по домашним обстоятельствам». Впоследствии Можайскому было присвоено звание контр-адмирала.

1882 20 июля был испытан летательный аппарат его конструкции.

1890 21 марта — смерть. Могила А. Ф. Можайского находится на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

Чертежи моноплана А. Ф. Можайского

Адреса в Санкт-Петербурге

1886 — 21.03.1890 года — Усачев переулок, 2, кв. 10.

Самолет имел два паровых двигателя общей мощностью 30 л.с., расчетную скорость полета до 40 км/час, полетный вес около 950 кг, размах крыльев 24 м и длину фюзеляжа 15 м. Наземные испытания самолета Можайский проводил на протяжении нескольких лет, начиная с 1882 года. В записке Главного инженерного управления Военного министерства, составленной по результатам испытаний в 1883 году, отмечалось, что самолёт Можайского «был приводим в действие… но взлететь не мог»[1]

21 января 1883 г., после того как был разработан новый проект самолета, Можайский представил его в VII (воздухоплавательный) отдел Русского технического общества. На специально созванном заседании Можайский сделал сообщение о создании нового самолёта. Для подробного рассмотрения новых работ контр-адмирала в отставке Можайского была создана комиссия, в которую помимо представителей воздухоплавательного отдела вошли представители и от II (механического) отдела Русского технического общества. Комиссия, ознакомившись с результатами работ изобретателя, признала желательным, «…чтобы VII отдел оказал содействие А. Ф. Можайскому — окончить его прибор и произвести интересные опыты над летательным прибором столь больших размеров». Вместе с тем, она указала на недостаточную мощность силовой установки на самолете Можайского. Оказать материальной помощи VII отдел не мог, и Можайский вынужден был снова обратиться в военное министерство. Из министерства ему ответили, что «…продолжение испытания изобретенного им аппарата приняло на себя императорское русское техническое общество, которому и назначена определенная на этот предмет сумма». Однако никакой суммы ни изобретатель, ни Русское техническое общество так и не получили. Как впоследствии выяснилось, военное министерство решило не выделять средств на сомнительные изобретения.

В 1885 г. Можайский подал заявление в Главное инженерное управление, в котором указывал, что им получены новые практические выводы, «представляющие возможность сделать изложение теории более ясным, а вычисления более определенными» и просил не отказать в отпуске средств на производимые им работы. Комиссия, рассмотрев заявление изобретателя на своем заседании 29 июня 1885 г., отметила, что она «…не видит никакого повода к ходатайству о пособии г. Можайскому».

В июле 1885 г. Можайский попытался поднять самолет в воздух, в присутствии представителей военного ведомства и Русского технического общества.Пилотировал механик И. Н. Голубев. Во время разбега по горизонтально положенным деревянным рельсам самолет накренился и поломал крыло. Современные испытания модели самолета Можайского, проведенные в ЦАГИ 1979—1981 гг., продемонстрировали «невозможность установившегося горизонтального полета самолета Можайского из-за недостаточной тяги». Тем не менее, до сих пор периодически появляются утверждения, будто самолет Можайского оторвался от земли. Сообщения этого рода впервые появились в газете в 1909 г.,[2] были повторены в статье о Можайском в «Военной энциклопедии» 1916 г.[3] и затем широко запущены в оборот в эпоху борьбы с космополитизмом

Потерпев неудачу, Можайский начал на личные средства восстанавливать самолет и заказал для него на Обуховском заводе новые, более мощные машины. С этими новыми двигателями по заключению ЦАГИ, сделанному в 1982 году, мощности было бы вполне достаточно для взлета[2]. По тому времени это были наиболее легкие и мощные паровые машины с воздушным поверхностным холодильником для пара. Общая мощность двух машин составляла 50 л.с. при удельном весе 4,9 кг на 1 л.с. После смерти изобретателя его самолет долгие годы стоял под открытым небом в Красном селе и, после того как военное ведомство отказалось его купить, был впоследствии разобран и перевезен в имение Можайских близ Вологды.

Точные чертежи самолёта не сохранились. Уже в XX веке обнаружены эскизы аппарата, выполненные от руки, а также его текстовое описание. Все существующие изображения и модели самолёта Можайского основаны на них.

Мнения о теоретической возможности полета самолета Можайского

По мнению Андрея Веймарна, теоретически самолет Можайского мог взлететь, так как наличие встречного ветра, который «в тот день» (имеется в виду 20 июля, хотя день испытаний не установлен точно) по данным Пулковской метеостанции достигал 10 метров в секунду, наклонной взлетной полосы и «воздушной подушки» у земли были эквивалентны значительному увеличению мощности двигателя.

Память об А. Можайском

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

📌 Можайский Александр Фёдорович — это… 🎓 Что такое Можайский Александр Фёдорович?

Алекса́ндр Фёдорович Можа́йский (9(21).03.1825— 20.3(1.04).1890) — контр-адмирал, пионер авиации.

Александр Фёдорович Можайский

Биография

9 (21) марта 1825 г. родился в Котке (Роченсальме) (Выборгская губерния, Великое княжество Финляндское)[1] в семье потомственного моряка, адмирала русского флота Фёдора Тимофеевича Можайского. А. Ф. Можайский получил воспитание в Морском кадетском корпусе, который он блестяще окончил 19 января 1841 г. Год спустя он был произведен в мичманы.

После семилетнего плавания на различных кораблях в Балтийском и Белом морях Можайский в 1849 г. получил чин лейтенанта.

1850—1852 гг. Можайский плавал на Балтийском море.

1853—1855 гг. он на фрегате «Диана» участвовал в дальнем плавании Кронштадт — Япония.

1855 г. Можайский назначен на бриг «Антенор», который крейсировал в Балтийском море и охранял подступы к Финскому заливу от диверсионных набегов англо-французских кораблей.

1858 г. Можайский принял участие в Хивинской экспедиции, организуя её передвижение по воде на специально выстроенных для этой цели судах. Он составил первое описание водного бассейна Аральского моря и реки Амударья. По возвращении из экспедиции Можайский был назначен старшим офицером 84-пушечного корабля «Орел».

8 сентября 1859 г. Можайский получил очередной чин капитан-лейтенанта. После спуска на воду клипера «Всадник» он был назначен его командиром и плавал на ней в Балтийском море до 1863 г.

1860 откомандирован с флота и назначен на должность кандидата мирового посредника Грязовецкого уезда Вологодской губернии, здесь он поселился в сельце Котельникове (ныне Можайское).

1863 г. Можайский был уволен в отставку в связи с вынужденным сокращением численности флота после Крымской войны, но в 1879 г. был вновь зачислен на действительную военную службу в чине капитана 1 ранга и направлен в Морской кадетский корпус, где вел курс морской практики.

1876 г. Можайский начал работать над проектом давно задуманного им летательного аппарата тяжелее воздуха. Во время службы в Морском корпусе Можайский, пользуясь консультацией крупнейших русских ученых, продолжал совершенствовать свой проект.

1882 июль капитану 1 ранга Можайскому было присвоено звание генерал-майора с увольнением от службы «по домашним обстоятельствам». Впоследствии Можайскому было присвоено звание контр-адмирала.

1882 20 июля был испытан летательный аппарат его конструкции.

1890 21 марта — смерть. Могила А. Ф. Можайского находится на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

Чертежи моноплана А. Ф. Можайского

Адреса в Санкт-Петербурге

1886 — 21.03.1890 года — Усачев переулок, 2, кв. 10.

Самолет имел два паровых двигателя общей мощностью 30 л.с., расчетную скорость полета до 40 км/час, полетный вес около 950 кг, размах крыльев 24 м и длину фюзеляжа 15 м. Наземные испытания самолета Можайский проводил на протяжении нескольких лет, начиная с 1882 года. В записке Главного инженерного управления Военного министерства, составленной по результатам испытаний в 1883 году, отмечалось, что самолёт Можайского «был приводим в действие… но взлететь не мог»[1]

21 января 1883 г., после того как был разработан новый проект самолета, Можайский представил его в VII (воздухоплавательный) отдел Русского технического общества. На специально созванном заседании Можайский сделал сообщение о создании нового самолёта. Для подробного рассмотрения новых работ контр-адмирала в отставке Можайского была создана комиссия, в которую помимо представителей воздухоплавательного отдела вошли представители и от II (механического) отдела Русского технического общества. Комиссия, ознакомившись с результатами работ изобретателя, признала желательным, «…чтобы VII отдел оказал содействие А. Ф. Можайскому — окончить его прибор и произвести интересные опыты над летательным прибором столь больших размеров». Вместе с тем, она указала на недостаточную мощность силовой установки на самолете Можайского. Оказать материальной помощи VII отдел не мог, и Можайский вынужден был снова обратиться в военное министерство. Из министерства ему ответили, что «…продолжение испытания изобретенного им аппарата приняло на себя императорское русское техническое общество, которому и назначена определенная на этот предмет сумма». Однако никакой суммы ни изобретатель, ни Русское техническое общество так и не получили. Как впоследствии выяснилось, военное министерство решило не выделять средств на сомнительные изобретения.

В 1885 г. Можайский подал заявление в Главное инженерное управление, в котором указывал, что им получены новые практические выводы, «представляющие возможность сделать изложение теории более ясным, а вычисления более определенными» и просил не отказать в отпуске средств на производимые им работы. Комиссия, рассмотрев заявление изобретателя на своем заседании 29 июня 1885 г., отметила, что она «…не видит никакого повода к ходатайству о пособии г. Можайскому».

В июле 1885 г. Можайский попытался поднять самолет в воздух, в присутствии представителей военного ведомства и Русского технического общества.Пилотировал механик И. Н. Голубев. Во время разбега по горизонтально положенным деревянным рельсам самолет накренился и поломал крыло. Современные испытания модели самолета Можайского, проведенные в ЦАГИ 1979—1981 гг., продемонстрировали «невозможность установившегося горизонтального полета самолета Можайского из-за недостаточной тяги». Тем не менее, до сих пор периодически появляются утверждения, будто самолет Можайского оторвался от земли. Сообщения этого рода впервые появились в газете в 1909 г.,[2] были повторены в статье о Можайском в «Военной энциклопедии» 1916 г.[3] и затем широко запущены в оборот в эпоху борьбы с космополитизмом

Потерпев неудачу, Можайский начал на личные средства восстанавливать самолет и заказал для него на Обуховском заводе новые, более мощные машины. С этими новыми двигателями по заключению ЦАГИ, сделанному в 1982 году, мощности было бы вполне достаточно для взлета[2]. По тому времени это были наиболее легкие и мощные паровые машины с воздушным поверхностным холодильником для пара. Общая мощность двух машин составляла 50 л.с. при удельном весе 4,9 кг на 1 л.с. После смерти изобретателя его самолет долгие годы стоял под открытым небом в Красном селе и, после того как военное ведомство отказалось его купить, был впоследствии разобран и перевезен в имение Можайских близ Вологды.

Точные чертежи самолёта не сохранились. Уже в XX веке обнаружены эскизы аппарата, выполненные от руки, а также его текстовое описание. Все существующие изображения и модели самолёта Можайского основаны на них.

Мнения о теоретической возможности полета самолета Можайского

По мнению Андрея Веймарна, теоретически самолет Можайского мог взлететь, так как наличие встречного ветра, который «в тот день» (имеется в виду 20 июля, хотя день испытаний не установлен точно) по данным Пулковской метеостанции достигал 10 метров в секунду, наклонной взлетной полосы и «воздушной подушки» у земли были эквивалентны значительному увеличению мощности двигателя.

Память об А. Можайском

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Можайский Александр Федорович. Биография | Основоположники и теоретики авиации

Родился Александр 9(21) марта 1825 года в Роченсальме (ныне Котка, Финляндия), где служил его отец, Федор Можайский. В 1836 году Александр поступил в Морской кадетский корпус, кончил его в 1841 году и служил на Балтике. Наиболее ярким событием морской биографии молодого офицера явился поход на фрегате «Диана», который вышел из Кронштадта 4 октября 1853 года, чтобы сменить обветшавший фрегат «Паллада», на котором дипломатическую миссию в Японии осуществлял адмирал Е.В.Путятин.

Командиром «Дианы» был капитан-лейтенант С.С.Лесовский. Фрегат в осеннем плавании сопровождал до Северного моря пароход «Отважный», при благоприятной погоде буксировавший парусник. Далее корабль двигался в одиночестве. В это время ожидали разрыва дипломатических отношений с Англией. Поэтому ненадолго задержались только у Канарских островов, затем зашли в Рио-де-Жанейро, обогнули мыс Горн и после ремонта в Вальпараисо прибыли на Гавайские острова. Здесь стало известно, что началась война России с Англией и Францией и что суда противника появились в тихоокеанских водах. Лесовский оставил Гонолулу и 11 июня 1854 года соединился с отрядом Путятина в заливе Де-Кастри.

Такое плавание само по себе было хорошей школой для молодого моряка. Но его ждало еще более суровое испытание. В середине сентября, несмотря на опасность встречи с англо-французской эскадрой, Путятин направился в Японию. «Диана» заходила в Хакодате, Осаку; переговоры начались в бухте Симода. Утром 11 декабря землетрясение вызвало цунами, смывшее город. Фрегат из-за резкой смены уровня воды так трясло несколько часов, что его корпус не выдержал. Позднее на берегу нашли обломок киля. Кое-как исправив повреждения, русские моряки с помощью японцев попытались перевести фрегат для ремонта в бухту Симода, но налетевший шквал погубил фрегат окончательно.

С другими членами экипажа Можайский оказался на берегу. Вскоре Путятин отправил Лесовского с 8 офицерами и 150 матросами на американской шхуне в Петропавловск, среди офицеров был и Можайский. Так как русские суда оставили порт после героической его обороны, моряки на другой американской шхуне перешли в Де-Кастри.

Летом 1855 года А.Ф.Можайский командовал Амурской флотилией из малых судов и 10-пушечным транспортом «Двина». Осенью он берегом вернулся в Россию и преподнес великому князю Константину Николаевичу альбом с выполненными им акварелями Японии. За участие в походе «Дианы» и командование флотилией капитан-лейтенанта наградили 30 ноября 1855 года орденом Св. Станислава II степени, а 26 августа 1856 года — бронзовой медалью на Андреевской ленте «В память войны 1853—1856 гг.». В 1857 году Можайский получил назначение в экспедицию русской военной миссии в Хиву и Бухару, служил в хивинской экспедиции под руководством А.И.Бутакова и 23 марта 1859 года после успешного завершения миссии был награжден орденом Св. Владимира IV степени.

После Крымской войны по Парижскому миру Россия потеряла право держать флот на Черном море. Офицерам, не находившим места на кораблях после уменьшения их численности, предоставляли возможность заниматься другой деятельностью. С 21 октября 1861 года капитан-лейтенант Можайский находился в четырехмесячном отпуске для составления уставных грамот и в ноябре женился на 18-летней Любови Дмитриевне Кузьминой, дочери надворного советника. Она умерла в 1866 году, оставив сыновей: Александра двух лет и Николая — двух месяцев. В 1863 году Можайский занимал должность кандидата мирового посредника Грязовецкого уезда Вологодской губернии.

Все это время моряк числился во флоте. В начале 1866 года его произвели в капитаны 2-го ранга, а в марте 1869 года уволили для службы на коммерческих судах. Он служил на Балтике и получил «благодарность его императорского величества за сооружение спасательных лодок и станций в Балтийском море». В апреле, получив чин капитана 1-го ранга, Можайский поступил в акционерное Русское общество пароходства и торговли (РОПиТ), с директором которого, Н.М.Чихачевым, познакомился на Дальнем Востоке.

Со смертью брата Николая Александр Можайский стал опекуном его детей и управлял имением в Барцлавском уезде Подольской губернии; с 1873 года он был почетным мировым судьей Барцлавского уезда и в августе 1878 года утвержден в этой должности (продолжая числиться в РОПиТ). Однако 26 мая 1879 года моряка вновь призвали во флот. С ноября 1879 по май 1880 года он состоял временным членом Военно-морского суда при Санкт-Петербургском порте.

Длительная служба на суше позволила А.Ф.Можайскому заняться воздухоплаванием.


  1. Ссылки по теме:

www.paraskif.com

Александр Фёдорович Можайский — биография и семья

Биография

Александр Можайский родился 9 (21) марта 1825 в семье потомственного моряка, адмирала русского флота Фёдора Тимофеевича Можайского. Крестным отцом его был командир Роченсальмского порта капитан-командор И. Г. Степанов. Получил воспитание в Морском кадетском корпусе, который он блестяще окончил 19 января 1841 года. Год спустя он был произведен в мичманы.

После семилетнего плавания на различных кораблях в Балтийском и Белом морях Можайский в 1849 году получил чин лейтенанта.

С 1850 по 1852 год Александр Можайский на Балтийском море. В 1853—1855 годах — на фрегате «Диана» участвовал в дальнем плавании Кронштадт—Япония. В 1855 году назначен на бриг «Антенор», который крейсировал в Балтийском море и охранял подступы к Финскому заливу от диверсионных набегов англо-французских кораблей.

В 1858 году Можайский принял участие в Хивинской экспедиции, организуя её передвижение по воде на специально выстроенных для этой цели судах. Он составил первое описание водного бассейна Аральского моря и реки Амударья. По возвращении из экспедиции Можайский был назначен старшим офицером 84-пушечного корабля «Орел».

8 сентября 1859 года Можайский получил очередной чин капитан-лейтенанта. После спуска на воду клипера «Всадник» он был назначен его командиром и плавал на ней в Балтийском море до 1863 года.

В 1863 году Можайский был уволен в отставку в связи с вынужденным сокращением численности флота после Крымской войны. С 1869 по 1876 Можайский поселился в поселке Вороновица Подольской губернии, расположенный в 20 км от г.Винницы. В 1879 году Можайский был вновь зачислен на действительную военную службу в чине капитана 1 ранга и направлен в Морской кадетский корпус, где вел курс морской практики.

В 1876 году Александр Можайский начал работать над проектом давно задуманного им летательного аппарата тяжелее воздуха. Во время службы в Морском корпусе Можайский, пользуясь консультацией крупнейших русских учёных, продолжал совершенствовать свой проект.

В июле 1882 года капитану 1 ранга Можайскому было присвоено звание генерал-майора с увольнением от службы «по домашним обстоятельствам».

Впоследствии Можайскому было присвоено звание контр-адмирала.

20 июля 1882 года был испытан летательный аппарат его конструкции.

Умер 21 марта 1890 года. Могила А. Ф. Можайского находится на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

Постройка первого русского самолёта

Самолёт был построен на собственные средства А.Ф Можайского и испытан 20 июля 1882 года. Во время разбега самолёт оторвался от земли, но потерял скорость и рухнул на крыло, получив повреждения. А. Ф. Можайский пытался отремонтировать «прибор» и продолжить испытания, но средства у него закончились. Самолёт стоял много лет под открытым небом, потом был разобран. После смерти А.Ф Можайского его сын пытался продать остатки самолёта правительству, но получил отказ.

Награды

  • В 1859 году за участие в Хивинской экспедиции и походе в Бухару награжден орденом Святого Владимира 4 степени.
  • Во время Крымской войны Александр Федорович командовал Амурской флотилией из малых судов и 10-пушечным транспортом «Двина», за что был награжден орденом Святого Станислава II степени, а также бронзовой медалью на Андреевской ленте «В память войны 1853-1856 гг.»

Память об А. Можайском

  • Приказом НКО СССР № 0812 объявлено о создании на базе Ленинградского института инженеров ГВФ Ленинградской военно-воздушной академии Красной Армии (с 1955 г. — им. А. Ф. Можайского). Ныне это Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского.
  • В Вологодской области открыт Историко-мемориальный дом-музей А.Ф.Можайского.
  • Памятник А. Ф. Можайскому установлен в Красном Селе.
  • именем А. Ф. Можайского назван Военный инженерный краснознаменный институт в Санкт-Петербурге
  • именем А. Ф. Можайского назван улица в городе Твери
  • именем А. Ф. Можайского названа формула

Адреса в Санкт-Петербурге

1886 — 21.03.1890 года — Усачев переулок, 2, кв. 10.

Интересные факты

В книге «Ветка сакуры» Всеволод Овчинников пишет:

people-archive.ru

Можайский Александр Федорович


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Можайский Александр Фёдорович [9(21).3. 1825, Роченсальм, ныне Котка, Финляндия,— 20.3(1.4).1890, Петербург], русский исследователь и изобретатель в области создания летательных аппаратов (ЛА) тяжелее воздуха, контр-адмирал (1886). В 1841 году окончил Морской кадетский корпус. В 1841—1862 и 1879—1882 служил в военно-морском флоте, в 1862—1879 — в гражданских ведомствах. С 1856 года М. начал исследовать возможность создания ЛА тяжелее воздуха и посвятил этой цели всю дальнейшую жизнь. Круг его научных интересов в этой области был весьма обширен: он всесторонне изучал строение крыльев птиц, их способность к парящему полёту, исследовал работу воздушных винтов, динамику полёта, одновременно строил модели ЛА. В отличие от многих изобретателей того времени, пытавшихся строить ЛА с машущими крыльями, М. твёрдо стал на путь создания машины с неподвижным относительно корпуса крылом. В 1876 году с успехом публично демонстрировал полёты своих моделей. 3 ноября 1881 года (по заявке от 4 июня 1880) получил первую в России привилегию на изобретённый им «воздухолетательный снаряд» (самолёт). В том же году начал постройку самолёта с двумя паровыми двигателями мощностью 20 и 10 л. с. (ок. 15 и 7,5 кВт соответственно) на военном поле в Красном Селе под Петербургом. Постройка самолёта в основном была завершена летом 1882 года. Официальные документы о полёте на этом самолёте не сохранились, но известно, что с 1882 по 1885 годы М. ежегодно получал разрешения штаба войск гвардии и Петербургского военного округа на проведение опытов со своим «воздухолетательным снарядом». Описания, относящиеся к 1909 и более позднему времени, свидетельствуют о том, что попытка полётов окончилась неудачно. ЛА тяжелее воздуха, созданный М., его деятельность первоначинателя в области авиации представляют большой интерес для истории как одна из первых попыток создать самолёт, пилотируемый человеком.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 5.


Можайский Александр Федорович (1825, г. Роченсальм Выборгской губ. — 1890, Петербург) — изобретатель в области воздухоплавания. Род. в семье морского офицера. В 1841 окончил Морской кадетский корпус и в 1853-1855 принял участие в походе на фрегате «Диана» к берегам Японии через Атлантический и Тихий океаны. В 1862 оставил флотскую службу и переселился в свое имение на Украину. Служил в Росс. обществе пароходства и торговли. Серьезно заинтересовался возможностью полета на аппарате тяжелее воздуха. Выйдя в отставку, в 1876 переехал в Петербург, где приступил к строительству летательного аппарата, и в ноябре 1881 получил патент на «воздухоплавательный снаряд». Военное министерство не оказало Можайский никакой поддержки, считая создание летательных аппаратов тяжелее воздуха преждевременным и нецелесообразным делом. Причиной такого мнения послужили неудачные испытания машины в воздухе в 1883. «После разбега самолет отделился от земли и поднялся в воздух. В следующий момент он по неизвестным причинам резко изменил направление и налетел на высокий забор, повредив крыло и шасси». Несмотря ни на что, Можайский продолжил работу. Не имея средств, Можайский был вынужден продать не только свои имения в Вологодской губ. и на Украине, но и личные вещи. Завершить свои труды М. не успел. Работа по созданию летательного аппарата — одна из первых попыток практического самолетостроения.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.


Достойный сын вологодчины

Среди многих достойных сынов вологодчины значится имя контр-адмирала А.Ф.Можайского. «Я желал быть полезным своему отечеству» — такие слова написал он в одном из писем. Согласно послужных списков семейной династии Можайских, семь офицеров флота находились на службе России более 100 лет. За верность военной присяге, за мужество и героизм они награждены многими орденами и медалями.
А.Ф.Можайский окончил морской кадетский корпус, основанный Петром I в Санкт-Петербурге, службу начал гардемарином на военных судах Балтийского флота. В 1854-1856 годах в чине старшего лейтенанта принял участие в кругосветном путешествии, побывал в Японии. До сих пор в этой стране свято чтут память о русском офицере, благодаря которому японцы получили представление о создании больших европейских судов. Под его руководством, совместными усилиями русских и японцев, была построена шхуна «Хеда». Во время пребывания на японском берегу Можайский занимался рисованием, он отразил характерные особенности архитектуры, жизни и быта японского народа. По возвращении на Родину художник привез более 20 картин, которые по сей день хранятся в Военно-Морском музее г. Санкт-Петербурга.
Имя Александра Федоровича известно в российской истории не только как офицера флота, известны его разносторонние интересы, эрудиция, умение ориентироваться в самых сложных ситуациях. Он вынашивал дерзновенные мечты о создании летательного аппарата тяжелее воздуха, занимался научными исследованиями по вопросам воздухоплавания. Ради осуществления этой мечты Можайский оставил службу.
Неподалеку от Вологды, на 12-м километре Пошехонского шоссе, сохранился памятник архитектуры ХIХ века. Ученые называют этот дом «Колыбелью Российской авиации».
В 1860 году А.Ф.Можайский временно откомандирован с флота и назначен на должность кандидата мирового посредника Грязоветского уезда Вологодской губернии. России были нужны грамотные, волевые люди. Им предстояло провести работу по введению в жизнь «Положения о крестьянской реформе 1861 г.» Со свойственной Можайскому энергией он достойно справился с порученной задачей.
Далее в жизни офицера произошло важное событие. На одном из балов в Дворянском собрании состоялось его знакомство с будущей невестой и женой Любовью Дмитриевной Кузьминой. После венчания в церкви Святой Екатерины в Вологде молодые поселились в сельце Котельникове (ныне Можайское) в доме, полученном в приданое женой А.Ф.Можайского.
И снова офицер в центре всех важных событий. Он присутствует на заседаниях Вологодского статистического комитета по подготовке и участию в первой этнографической выставке в Москве.
Но одним из главных вопросов для Можайского являлись научные разработки по воздухоплаванию. Он оборудовал кабинет и столярную мастерскую, наблюдал за полетом птиц на Кубенском озере и реке Тошне. Старожилы сельца рассказывали о том, как Можайский проводил опыты с разными «змеями».
Сам ученый впоследствии назвал годы, проведенные в Котельникове, под Вологдой, «…годами плодотворного труда по вопросам воздухоплавания».
При жизни А.Ф.Можайского обустраивалась его усадьба. До наших дней сохранился старинный парк. Специалисты считают его уникальным памятником истории и культуры садово-паркового хозяйства. Липовые аллеи и рощицы, березовые и хвойные, редкие породы деревьев и кустарников, разнотравье — все это создавалось опытным мастером-садовником — по просьбе А.Ф.Можайского.
Существенную помощь уникальному памятнику всегда оказывали жители поселка Можайское и учащиеся Спасской средней школы.
Парковое хозяйство очень сложное, и с учетом возраста деревьев (многим из них более 140 лет) для ухода за ним нужны сильные руки. И такие руки нашлись.
В один из весенних дней на экскурсию по филиалу Вологодского государственного музея-заповедника, мемориальному дому А.Ф.Можайского прибыли военнослужащие части, которой командует полковник Владимир Рыбицкий. Солдаты познакомились с историей старинной усадьбы, основанной русским офицером-моряком, его славной биографией.
Между музеем и частью завязалась дружба. Воины предложили свою помощь. Ранней весной они очистили ров, окружающий парк. Созданная их руками аллея преобразила памятник архитектуры на территории музейного комплекса.
За выполненную работу, за бережное отношение к памяти наших славных предков — заведующая филиалом дома-музея А.Ф.Можайского Н.А.Садокова тепло поблагодарила военнослужащих. Особую признательность Надежда Александровна выразила полковнику В.Рыбицкому, начальнику клуба части Елене Борисовой, ефрейторам М.Суходолину, Д.Атаманову, рядовым В.Ковалевскому, В.Вырдину, С.Будько и другим.
Надежда Александровна надеется на дальнейшее сотрудничество с военнослужащими части и со всеми неравнодушными к истории Отечества людьми. Несмотря на все сегодняшние бури и ненастья, музейный комплекс будет сохранен для будущих поколений.
Будем помнить простые и проникновенные слова нашего выдающегося литературоведа, общественного деятеля академика Д.С.Лихачева:

«Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, — значит он не любит их.
Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, — значит у него нет любви к своему городу.
Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны — он, как правило, равнодушен и к своей стране».

Николай ЧЕПУРНЫХ


Литература:

Александр Федорович Можайский — создатель первого самолета. Сборник документов. М., 1955;

Вишенков С. А. Александр Можайский. М., 1952;

Космодемьянский А.А. Александр Федорович Можайский // Вопросы истории естествознания и техники, М., 1975. Вып. 2 (51)

Шавpов В. Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 года. М., 1969.

 

www.hrono.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *