Двигатель АЛ-41Ф-1 для Су-57. Мнение специалиста о технологии разработки авиационных двигателей
Автор: Роман Барский
26 апреля 2019, 04:37
«Государств, способных производить современные авиационные турбореактивные двигатели, меньше, чем стран, обладающих ядерным оружием. Или тех, что запускают в космос спутники.
Всего четыре страны — Великобритания, Россия, США и Франция — владеют технологиями полного цикла создания современных турбореактивных двигателей»
(Из интервью «Российской газете» академика РАН Евгения Каблова)
«Несмотря на предпринимаемые усилия, Китай производить современные авиадвигатели пока не может. Да, китайские ученые быстро скопировали наш истребитель, однако скопировать его двигатель АЛ31Ф им до сих пор не удалось.
Вот почему технологии разработки авиационных двигателей оберегаются как важнейшая государственная тайна. И касается это не только военной авиации, но и гражданского флота.», — сказал в интервью Генеральный директор Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов (ВИАМ), президент Ассоциации государственных научных центров «Наука», академик РАН Евгений Каблов.
Запущено серийное производство двигателя «первого этапа» АЛ-41Ф-1 для истребителя Су-57.
Преимуществом АЛ-41Ф-1 является плазменная бескислородная система розижга основной и форсажной камер сгорания.
Принципиально новая электронная система автоматического управления, создана и впервые применена на российской элементной базе.
Итак, двигатель «первого этапа» АЛ-41Ф-1 для истребителя Су-57 запущен в серийное производство. Сейчас идут работы над двигателем «второго этапа» для Су-57.
«Двигатель отличает способность обеспечивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, а также полностью цифровая система управления», — говорится в презентации о новом двигателе. Первый испытательный полет двигателя «второго этапа» состоялся в декабре 2017 в составе Су-57.
АЛ-41Ф-1 – авиационный высокотемпературный турбореактивный двухконтурный двигатель со смешением потоков, форсажной камерой и управляемым вектором тяги. (c) ПАО «ОДК-УМПО». Фото: diana-mihailova.livejournal.comНа данный момент
Созданный «ОКБ им. А. Люльки» филиалом ПАО «ОДК-УМПО» двигатель АЛ-41Ф-1 обеспечивает новейший перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации самолет Су-57 разработки ПАО «Компания «Сухой» конкурентоспособными характеристиками, такими как сверхманевренность, тяговооруженность, малая заметность.
(c) ПАО «ОДК-УМПО». Фото: diana-mihailova.livejournal.com
(c) ПАО «ОДК-УМПО». Фото: diana-mihailova.livejournal.com
Основные преимущества двигателя АЛ-41Ф-1 по сравнению с предшественниками:
- Повышенная тяга;
- Снижение заметности;
- Принципиально новая электронная система автоматического управления (САУ) двигателем на основе электронного цифрового регулятора с полной ответственностью, интегрированная с системой управления объектом, обеспечивающая управление, контроль и автоматизированное диагностирование изделия и его основных элементов.
- Многократное резервирование систем управления двигателем позволяющее сохранять работоспособность после воздействия различных поражающих факторов.
(c) ПАО «ОДК-УМПО». Фото: diana-mihailova.livejournal.com
Принципиально новая электронная система автоматического управления (САУ) двигателем на основе электронного цифрового регулятора. (c) ПАО «ОДК-УМПО». Фото: diana-mihailova.livejournal.com
Разработка двигателя АЛ-41Ф-1 начата в 2004 году. Двигатель успешно прошел государственные стендовые испытания, теперь передан в серийное производство.
Двигатель АЛ-41Ф-1 поколения «5-» для силовой установки ПАК ФА Су-57 — это первый отечественный двигатель для самолетов фронтовой авиации, обладающий свойствами малозаметности и оснащенный системой автоматического управления типа FADEC на российской компонентной базе. В ходе испытаний подтверждены требования, предъявляемые к двигателям боевой авиации.
(c) ПАО «ОДК-УМПО». Фото: diana-mihailova.livejournal.com
(c) ПАО «ОДК-УМПО». Фото: diana-mihailova.livejournal.com
В 2017 году завершены государственные стендовые испытания двигателя. В декабре 2017 года состоялся первый полет двигателя 5-го поколения в составе самолета Су-57. В феврале 2018 года оформлен Акт государственных стендовых испытаний.
Работа управляемого вектора тяги двигателей АЛ-41Ф1 (1-й этап) истребителя 5-го поколения Су-57.
Всего в ходе ОКР изготовлено 38 двигателей АЛ-41Ф-1. Изделия, предназначенные для лётных испытаний, проходят опытно-лётную эксплуатацию в составе 10 самолетов Су-57.
Двигатель АЛ-41Ф-1 является модернизацией двигателя АЛ-41Ф-1С разработки ОКБ им. А. Люльки, успешно прошедшего государственные стендовые испытания в 2014 году. Основным отличием от двигателя АЛ-41Ф-1С является новейшая электронная система управления, обеспечивающая адаптивное управление силовой установкой самолета Су-57 в различных условиях эксплуатации, во всем диапазоне применения. Именно эта система будет развиваться и применяться в последующих разработках.
Модификация электронной САУ двигателя АЛ-41Ф-1 применяется на следующей разработке ОКБ им.А. Люльки – двигателе для самолета Су-57 второго этапа.
(c) ПАО «ОДК-УМПО». Фото: diana-mihailova.livejournal.com
«Показатель высочайшего уровня развития машиностроения»
Евгений Каблов:
«В 70-е годы прошлого века перед авиационной промышленностью СССР стояла задача освоения в производстве ГТД четвертого поколения для новейших истребителей: легкого МиГ-29 и тяжелого Су-27. Изначально двигатели этого поколения имели турбину с литыми лопатками с высокой эффективностью охлаждения. Сложная конструкция внутренней полости охлаждаемой лопатки приводила к их термоусталостному разрушению при наработке только 30 процентов ресурса.
Разработанная в ВИАМ технология поверхностного модифицирования охлаждаемых лопаток нового двигателя обеспечила достижение заданного ресурса при сдаточных испытаниях на заводах. С учетом наших предложений началась кропотливая работа по увеличению ресурса двигателя в конструкторском бюро и на серийных заводах. Именно в этот период, когда имел возможность общаться и напрямую взаимодействовать с такими выдающимися конструкторами как академик Архип Люлька, академик Николай Кузнецов, Александр Саркисов, я получил и бесценные знания, и практический опыт. Прежде всего по доводке конструкции важнейшей детали турбины — той самой охлаждаемой лопатки, которая работает при температуре газа перед турбиной на 400°С выше точки плавления материала самой лопатки
Я больше скажу. Способность государства производить литые охлаждаемые лопатки — показатель высочайшего уровня развития машиностроения.»
Уже история (2011 год)
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Новости о науке, технике, вооружении и технологиях.
Подпишитесь и будете получать свежий дайджест лучших статей за неделю!
Email*
Подписаться
naukatehnika.com
41Ф1 — это… Что такое АЛ-41Ф1?
«АЛ-41Ф1» | |
---|---|
«АЛ-41Ф1С» на МАКС-2007 | |
Тип: | ТРДДФ |
Страна: | Россия |
Использование: | |
Годы эксплуатации: | с 2010 года |
Применение: | АЛ-41Ф1 — ПАК ФА АЛ-41Ф1С — Су-35С |
Создан на основе: | АЛ-31Ф и АЛ-41Ф[1] |
Развитие: | Изделие 129 (второй этап)[2] |
Производство: | |
Конструктор: | НПО «Сатурн» |
Производитель: | УМПО |
Обозначение: | Изделие 117 Изделие 117С |
Годы производства: | с 2008 года |
Варианты: | АЛ-41Ф1 АЛ-41Ф1С |
Массогабаритные характеристики | |
Сухая масса: | 1380 кг |
Длина: | 4950 мм |
Диаметр: | 1180 мм |
Рабочие характеристики | |
Тяга: | 8800 кгс |
Тяга на форсаже: | 15000 кгс |
Ресурс: | 4000 ч |
Зажигание: | плазменное |
Управление: | цифровое |
Удельная тяга: | 10,87 кгс/кг |
«АЛ-41Ф1» («Изделие 117») — российский авиационный высокотемпературный турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой и всеракурсно управляемым вектором тяги «первого этапа», разработанный в НПО «Сатурн» для перспективных истребителей пятого поколения. Основан на двигателях для истребителей 4 поколения АЛ-31Ф, АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги АЛ-31ФП и не вошедшим в серию двигателе для истребителей пятого поколения АЛ-41Ф, созданным для проекта МиГ 1.44[3].
Варианты
АЛ-41Ф1
В отличие от реактивных двигателей прошлого поколения, несмотря на схожую с АЛ-31Ф схему, «АЛ-41Ф1» на 80 % состоит из новых деталей. Основные из них:
- компрессор низкого давления
- компрессор высокого давления
- плазменная система зажигания[4]
- камера сгорания[4]
- турбина с увеличенным до 932 мм диаметром[3]
- форсажная камера сгорания
- всеракурсное управление вектором тяги, ±20° в плоскости, ±16° в любом направлении
- цифровая САУ с элементами распределенных параметров
Благодаря этим мерам удалось значительно повысить силу тяги (15000 кгс против 12500 у АЛ-31Ф), увеличить ресурс (4000 часов против 1000), надежность и снизить расход топлива[3]. Впервые была реализована плазменная система зажигания, благодаря чему обеспечена возможность бескислородного запуска двигателя:
До сих пор во всех системах розжига для повышения высотности, возможности запуска ТРДД на высоте применялась кислородная подпитка. Она требовала наличия целой кислородной системы на борту и соответствующей инфраструктуры на аэродроме. При создании ПАК ФА была поставлена задача обеспечить бескислородный запуск двигателя. Плазменная система розжига установлена в основной камере сгорания и в форсажной. По словам Евгения Марчукова, ноу-хау заложено в самой форсунке с плазменной системой: в ней одновременно с подачей керосина организуется дуга плазмы. Также очень серьёзное ноу-хау заложено в самих агрегатах зажигания, где нужно за короткое время подать очень высокое напряжение.
Система управления двигателя — цифровая с полной ответственностью, гидравлические агрегаты являются только исполнительными. Предусмотрен один центробежный генератор, благодаря которому, в случае отказа всей электроники (например, из-за воздействия ядерного взрыва), двигатель, работая на пониженном режиме, позволит вернуть самолет на базу.
Перед первым полетом ПАК ФА двигатели «АЛ-41Ф1» прошли летные испытания на летающей лаборатории Су-35 (ЛЛ Т-10М-8). 29 января 2010 года начались летные испытания перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации с двигателями «АЛ-41Ф1». На ноябрь 2010 года было выполнено более 40 испытательных полетов[5].
АЛ-41Ф1С
Авиационный турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой и управляемым вектором тяги (УВТ) поколения 4++, созданный ОАО «НПО „Сатурн“» по заказу ОАО «ОКБ Сухого» для истребителя Су-35С, является одним из вариантов двигателя «Изделие 117».
Двигатели АЛ-41Ф1С отличаются от АЛ-31Ф увеличенной тягой (14500 кгс против 12500), бо́льшим межремонтным ресурсом (4000 часов против 1000), сниженным расходом топлива, управляемым всеракурсно вектором тяги, а также позволяют самолету развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, что является одним из основных требований к истребителю пятого поколения. От «АЛ-41Ф1» двигатель отличается применением старой электромеханической системы управления и сниженной на 500 кгс тягой[6].
В феврале 2008 года НПО «Сатурн» сообщило о завершении испытания двигателя АЛ-41Ф1С, что позволило начать лётные испытания самолёта Су-35С[7].
20 февраля 2008 года прошли успешные испытания истребителя Су-35С с двигателями АЛ-41Ф1С[8]. Первые Су-35С, оснащенные двигателями «Изделие 117С» начнут поступать в российские войска в 2011 году.
9 августа 2010 года ОАО «УМПО» начало поставки двигателей АЛ-41Ф1С для многоцелевых истребителей Су-35С, строящихся в КнААПО, до 2015 года заключен контракт на поставку 96 двигателей[9], на 2015—2020 годы планируется закупка еще 96 двигателей.
См. также
Ссылки
Примечания
Турбореактивные авиационные двигатели марки «АЛ» и самолёты, на которых они устанавливались | ||
---|---|---|
Прототипы | ТР-1 · ТР-3 · ТР-2 | Су-11, Ил-22, И-211 |
АЛ-5 | Ил-46 | |
АЛ-7 | АЛ-7Ф · АЛ-7Ф-1 · АЛ-7Ф-2 · АЛ-7П · АЛ-7ПБ | Ил-54, Ла-250, Су-7Б, Су-9, Су-11, Ту-28, Бе-10, Ту-110 |
АЛ-21Ф | АЛ-21Ф-3 | Су-24, Су-17, МиГ-23Б |
АЛ-31Ф | АЛ-31ФП · Р-32 · АЛ-31Ф сер.3 · АЛ-31Ф-М1 · АЛ-31ФН · АЛ-31СТ | Су-27, П-42, Су-30, Су-33, Су-34, Су-35, Су-37 |
АЛ-41Ф | АЛ-41Ф1 (117) · АЛ-41Ф1С (117С) | Су-35С (АЛ-41Ф1С), ПАК ФА (АЛ-41Ф1) |
dic.academic.ru
АЛ-41Ф1 — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
АЛ-41Ф1 | |
---|---|
АЛ-41Ф1С на МАКС-2015 | |
Тип: | ТРДДФ |
Страна: | Россия Россия |
Использование: | |
Годы эксплуатации: | с 2010 года |
Применение: | АЛ-41Ф1 — ПАК ФА, АЛ-41Ф1С — Су-35С |
Создан на основе: | АЛ-31Ф и АЛ-41Ф[1] |
Развитие: | Тип 30 (второй этап)[2] |
Производство: | |
Конструктор: | НПО «Сатурн» |
Производитель: | УМПО |
Обозначение: | Изделие 117, изделие 117С |
Годы производства: | с 2008 года |
Варианты: | АЛ-41Ф1, АЛ-41Ф1С |
Массогабаритные</br>характеристики | |
Длина: | 4990 мм |
Рабочие характеристики | |
Тяга: | 8800 (9500 ПАК ФА 1 этапа) кгс |
Тяга на форсаже: | 14000 (15000 ПАК ФА 1 этапа) кгс |
Ресурс: | 4000 ч |
Зажигание: | плазменное |
Управление: | цифровое |
АЛ-41Ф1 (изделие 117) — российский авиационный высокотемпературный турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой и всеракурсно управляемым вектором тяги «первого этапа», разработанный в НПО «Сатурн» для перспективных истребителей пятого поколения. Основан на двигателях для истребителей 4 поколения АЛ-31Ф, АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги и не пошедшем в серию двигателе для истребителей пятого поколения АЛ-41Ф, созданном для проекта МиГ 1.44[3].
Варианты
АЛ-41Ф1
В отличие от реактивных двигателей прошлого поколения, несмотря на схожую с АЛ-31Ф схему, АЛ-41Ф1 (изделие 117) на 80 % состоит из новых деталей. Основные из них:
- компрессор низкого давления
- компрессор высокого давления
- плазменная система зажигания[4]
- камера сгорания[4]
- компрессор с увеличенным до 932 мм диаметром[3]
- форсажная камера сгорания
- всеракурсное управление вектором тяги, ±16° в любом направлении, и ±20° плоскости [5]
- цифровая АСУ с элементами распределённых параметров
Благодаря этим мерам значительно повысилась сила тяги двигателя АЛ-41Ф1: 15000 кгс против 12500 кгс у АЛ-31Ф, увеличился ресурс (4000 часов против 1000) и повысилась надёжность, снизился расход топлива[3]. Впервые была реализована плазменная система зажигания, благодаря чему обеспечена возможность бескислородного запуска двигателя:
Система управления двигателя — цифровая с полной ответственностью, гидравлические агрегаты являются только исполнительными. Предусмотрен один центробежный регулятор, благодаря которому, в случае отказа всей электроники (например, из-за воздействия ядерного взрыва), двигатель, работая на пониженном режиме, позволит вернуть самолёт на базу.
Перед первым полётом ПАК ФА двигатели АЛ-41Ф1 прошли лётные испытания на летающей лаборатории Су-35 (ЛЛ Т-10М-8). 29 января 2010 года начались лётные испытания перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации с двигателями АЛ-41Ф1. На ноябрь 2010 года было выполнено более 40 испытательных полётов[6].
АЛ-41Ф1С
Авиационный турбореактивный двухконтурный двигатель АЛ-41Ф1С (изделие 117С) с форсажной камерой и управляемым вектором тяги (УВТ) поколения 4++, созданный НПО «Сатурн» по заказу ОАО «ОКБ Сухого» для истребителя Су-35С, является одним из вариантов двигателя АЛ-41Ф1.
От АЛ-41Ф1 двигатель отличается применением старой электромеханической системы управления и сниженной на 500 кгс тягой[7].
От АЛ-31Ф двигатель АЛ-41Ф1С отличается увеличенной тягой (14500 кгс против 12500), бо́льшим межремонтным ресурсом (4000 часов против 1000), сниженным расходом топлива, управляемым всеракурсно вектором тяги, а также позволяют самолёту развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, что является одним из основных требований к истребителю пятого поколения.
В феврале 2008 года НПО «Сатурн» сообщило о завершении испытания двигателя АЛ-41Ф1С, что позволило начать лётные испытания самолёта Су-35С[8].
20 февраля 2008 года прошли успешные испытания истребителя Су-35С с двигателями АЛ-41Ф1С[9]. Первые Су-35С, оснащённые двигателями 117С начнут поступать в российские войска в 2011 году.
9 августа 2010 года ОАО «УМПО» начало поставки двигателей АЛ-41Ф1С для многоцелевых истребителей Су-35С, строящихся в КнААПО, до 2015 года заключён контракт на поставку 96 двигателей[10], на 2015—2020 годы планируется закупка ещё 96 двигателей.
См. также
Напишите отзыв о статье «АЛ-41Ф1»
Ссылки
- [www.mil.ru/848/1045/1273/vvs/19207/index.shtml?id=37297 В «НПО Сатурн» завершены испытания изделия 117С]
- [www.redstar.ru/2010/03/24_03/2_03.html Интервью с А. Давиденко]
- [www.redstar.ru/2007/08/11_08/5_02.html ПАК ФА — тендерные условия]
Примечания
- ↑ [www.redstar.ru/2007/08/11_08/5_02.html ПАК ФА: тендерные условия]
- ↑ [lenta.ru/news/2013/12/16/engine/ Разработан техпроект двигателя второго этапа для ПАК ФА]
- ↑ 1 2 3 [www.redstar.ru/2010/03/24_03/2_03.html «СУ»ДАРЬ РАСПРАВЛЯЕТ КРЫЛЬЯ]
- ↑ 1 2 [www.aviaport.ru/digest/2010/04/27/194329.html Двухконтурная интеграция] — Aviaport.ru
- ↑ [warfare.be/db/lang/rus/catid/255/linkid/2280/ ПАК-ФА Сухой Т-50]
- ↑ [rian.ru/defense_safety/20101122/299425254.html «Сухой»: второй истребитель 5-го поколения начнёт полёты до конца года]
- ↑ [www.redstar.ru/2010/03/24_03/2_03.html «Су»дарь расправляет крылья]
- ↑ [lenta.ru/news/2008/02/07/engines/ Двигатели для истребителей Су-35 прошли испытания]. Lenta.ru (7 февраля 2008). Проверено 13 августа 2010. [www.webcitation.org/6760HWdhQ Архивировано из первоисточника 21 апреля 2012].
- ↑ [lenta.ru/news/2008/02/20/su35/ Су-35 поднялся в воздух на новых двигателях]. Lenta.ru (20 февраля 2008). Проверено 13 августа 2010. [www.webcitation.org/6760IuFrz Архивировано из первоисточника 21 апреля 2012].
- ↑ [www.interfax-russia.ru/Povoljie/news.asp?id=165284&sec=1679 УМПО начало поставку двигателей 117С для истребителя Су-35С]
Турбореактивные авиационные двигатели марки «АЛ» и самолёты, на которых они устанавливались | ||
---|---|---|
Прототипы | ТР-1 · ТР-3 · ТР-2 | Су-11, Ил-22, И-211 |
АЛ-5 | Ил-46 | |
АЛ-7 | АЛ-7Ф · АЛ-7Ф-1 · АЛ-7Ф-2 · АЛ-7П · АЛ-7ПБ | Ил-54, Ла-250, Су-7Б, Су-9, Су-11, Ту-28, Ту-128, Бе-10, Ту-110 |
АЛ-21Ф | АЛ-21Ф-3 | Су-24, Су-17, МиГ-23Б |
АЛ-31Ф | АЛ-31ФП · Р-32 · АЛ-31Ф сер.3 · АЛ-31Ф-М1 · АЛ-31ФН · АЛ-31СТ | Су-27, П-42, Су-30, Су-33, Су-34, Су-35, Су-37 |
АЛ-41Ф | АЛ-41Ф1 (117) · АЛ-41Ф1С (117С) | Су-35С (АЛ-41Ф1С), ПАК ФА (АЛ-41Ф1) |
Отрывок, характеризующий АЛ-41Ф1
Графиня, тяжело вздохнув, опустила глаза.– Я к вашим услугам, – проговорила она.
Наташа знала, что ей надо уйти, но она не могла этого сделать: что то сжимало ей горло, и она неучтиво, прямо, открытыми глазами смотрела на князя Андрея.
«Сейчас? Сию минуту!… Нет, это не может быть!» думала она.
Он опять взглянул на нее, и этот взгляд убедил ее в том, что она не ошиблась. – Да, сейчас, сию минуту решалась ее судьба.
– Поди, Наташа, я позову тебя, – сказала графиня шопотом.
Наташа испуганными, умоляющими глазами взглянула на князя Андрея и на мать, и вышла.
– Я приехал, графиня, просить руки вашей дочери, – сказал князь Андрей. Лицо графини вспыхнуло, но она ничего не сказала.
– Ваше предложение… – степенно начала графиня. – Он молчал, глядя ей в глаза. – Ваше предложение… (она сконфузилась) нам приятно, и… я принимаю ваше предложение, я рада. И муж мой… я надеюсь… но от нее самой будет зависеть…
– Я скажу ей тогда, когда буду иметь ваше согласие… даете ли вы мне его? – сказал князь Андрей.
– Да, – сказала графиня и протянула ему руку и с смешанным чувством отчужденности и нежности прижалась губами к его лбу, когда он наклонился над ее рукой. Она желала любить его, как сына; но чувствовала, что он был чужой и страшный для нее человек. – Я уверена, что мой муж будет согласен, – сказала графиня, – но ваш батюшка…
– Мой отец, которому я сообщил свои планы, непременным условием согласия положил то, чтобы свадьба была не раньше года. И это то я хотел сообщить вам, – сказал князь Андрей.
– Правда, что Наташа еще молода, но так долго.
– Это не могло быть иначе, – со вздохом сказал князь Андрей.
– Я пошлю вам ее, – сказала графиня и вышла из комнаты.
– Господи, помилуй нас, – твердила она, отыскивая дочь. Соня сказала, что Наташа в спальне. Наташа сидела на своей кровати, бледная, с сухими глазами, смотрела на образа и, быстро крестясь, шептала что то. Увидав мать, она вскочила и бросилась к ней.
– Что? Мама?… Что?
– Поди, поди к нему. Он просит твоей руки, – сказала графиня холодно, как показалось Наташе… – Поди… поди, – проговорила мать с грустью и укоризной вслед убегавшей дочери, и тяжело вздохнула.
Наташа не помнила, как она вошла в гостиную. Войдя в дверь и увидав его, она остановилась. «Неужели этот чужой человек сделался теперь всё для меня?» спросила она себя и мгновенно ответила: «Да, всё: он один теперь дороже для меня всего на свете». Князь Андрей подошел к ней, опустив глаза.
– Я полюбил вас с той минуты, как увидал вас. Могу ли я надеяться?
Он взглянул на нее, и серьезная страстность выражения ее лица поразила его. Лицо ее говорило: «Зачем спрашивать? Зачем сомневаться в том, чего нельзя не знать? Зачем говорить, когда нельзя словами выразить того, что чувствуешь».
Она приблизилась к нему и остановилась. Он взял ее руку и поцеловал.
– Любите ли вы меня?
– Да, да, – как будто с досадой проговорила Наташа, громко вздохнула, другой раз, чаще и чаще, и зарыдала.
– Об чем? Что с вами?
– Ах, я так счастлива, – отвечала она, улыбнулась сквозь слезы, нагнулась ближе к нему, подумала секунду, как будто спрашивая себя, можно ли это, и поцеловала его.
Князь Андрей держал ее руки, смотрел ей в глаза, и не находил в своей душе прежней любви к ней. В душе его вдруг повернулось что то: не было прежней поэтической и таинственной прелести желания, а была жалость к ее женской и детской слабости, был страх перед ее преданностью и доверчивостью, тяжелое и вместе радостное сознание долга, навеки связавшего его с нею. Настоящее чувство, хотя и не было так светло и поэтично как прежнее, было серьезнее и сильнее.
– Сказала ли вам maman, что это не может быть раньше года? – сказал князь Андрей, продолжая глядеть в ее глаза. «Неужели это я, та девочка ребенок (все так говорили обо мне) думала Наташа, неужели я теперь с этой минуты жена , равная этого чужого, милого, умного человека, уважаемого даже отцом моим. Неужели это правда! неужели правда, что теперь уже нельзя шутить жизнию, теперь уж я большая, теперь уж лежит на мне ответственность за всякое мое дело и слово? Да, что он спросил у меня?»
– Нет, – отвечала она, но она не понимала того, что он спрашивал.
– Простите меня, – сказал князь Андрей, – но вы так молоды, а я уже так много испытал жизни. Мне страшно за вас. Вы не знаете себя.
Наташа с сосредоточенным вниманием слушала, стараясь понять смысл его слов и не понимала.
– Как ни тяжел мне будет этот год, отсрочивающий мое счастье, – продолжал князь Андрей, – в этот срок вы поверите себя. Я прошу вас через год сделать мое счастье; но вы свободны: помолвка наша останется тайной и, ежели вы убедились бы, что вы не любите меня, или полюбили бы… – сказал князь Андрей с неестественной улыбкой.
– Зачем вы это говорите? – перебила его Наташа. – Вы знаете, что с того самого дня, как вы в первый раз приехали в Отрадное, я полюбила вас, – сказала она, твердо уверенная, что она говорила правду.
– В год вы узнаете себя…
– Целый год! – вдруг сказала Наташа, теперь только поняв то, что свадьба отсрочена на год. – Да отчего ж год? Отчего ж год?… – Князь Андрей стал ей объяснять причины этой отсрочки. Наташа не слушала его.
– И нельзя иначе? – спросила она. Князь Андрей ничего не ответил, но в лице его выразилась невозможность изменить это решение.
– Это ужасно! Нет, это ужасно, ужасно! – вдруг заговорила Наташа и опять зарыдала. – Я умру, дожидаясь года: это нельзя, это ужасно. – Она взглянула в лицо своего жениха и увидала на нем выражение сострадания и недоумения.
– Нет, нет, я всё сделаю, – сказала она, вдруг остановив слезы, – я так счастлива! – Отец и мать вошли в комнату и благословили жениха и невесту.
С этого дня князь Андрей женихом стал ездить к Ростовым.
Обручения не было и никому не было объявлено о помолвке Болконского с Наташей; на этом настоял князь Андрей. Он говорил, что так как он причиной отсрочки, то он и должен нести всю тяжесть ее. Он говорил, что он навеки связал себя своим словом, но что он не хочет связывать Наташу и предоставляет ей полную свободу. Ежели она через полгода почувствует, что она не любит его, она будет в своем праве, ежели откажет ему. Само собою разумеется, что ни родители, ни Наташа не хотели слышать об этом; но князь Андрей настаивал на своем. Князь Андрей бывал каждый день у Ростовых, но не как жених обращался с Наташей: он говорил ей вы и целовал только ее руку. Между князем Андреем и Наташей после дня предложения установились совсем другие чем прежде, близкие, простые отношения. Они как будто до сих пор не знали друг друга. И он и она любили вспоминать о том, как они смотрели друг на друга, когда были еще ничем , теперь оба они чувствовали себя совсем другими существами: тогда притворными, теперь простыми и искренними. Сначала в семействе чувствовалась неловкость в обращении с князем Андреем; он казался человеком из чуждого мира, и Наташа долго приучала домашних к князю Андрею и с гордостью уверяла всех, что он только кажется таким особенным, а что он такой же, как и все, и что она его не боится и что никто не должен бояться его. После нескольких дней, в семействе к нему привыкли и не стесняясь вели при нем прежний образ жизни, в котором он принимал участие. Он про хозяйство умел говорить с графом и про наряды с графиней и Наташей, и про альбомы и канву с Соней. Иногда домашние Ростовы между собою и при князе Андрее удивлялись тому, как всё это случилось и как очевидны были предзнаменования этого: и приезд князя Андрея в Отрадное, и их приезд в Петербург, и сходство между Наташей и князем Андреем, которое заметила няня в первый приезд князя Андрея, и столкновение в 1805 м году между Андреем и Николаем, и еще много других предзнаменований того, что случилось, было замечено домашними.
wiki-org.ru
Двигатель АЛ-41Ф-1 «ОКБ им. А. Люльки» и ПАО «ОДК-УМПО» для ПАК ФА
Созданный «ОКБ им. А. Люльки» филиалом ПАО «ОДК-УМПО» двигатель АЛ-41Ф-1 обеспечивает новейший перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации самолет Су-57 разработки ПАО «Компания «Сухой» конкурентоспособными характеристиками, такими как сверхманевренность, тяговооруженность, малая заметность.
АЛ-41Ф-1 – авиационный высокотемпературный турбореактивный двухконтурный двигатель со смешением потоков, форсажной камерой и управляемым вектором тяги.
Основные преимущества двигателя АЛ-41Ф-1 по сравнению с предшественниками:
•Повышенная тяга;
•Снижение заметности;
•Плазменная бескислородная система розжига основной и форсажной камер сгорания;
•Принципиально новая электронная система автоматического управления (САУ) двигателем на основе электронного цифрового регулятора с полной ответственностью, интегрированная с системой управления объектом, обеспечивающая управление, контроль и автоматизированное диагностирование изделия и его основных элементов.
•Многократное резервирование систем управления двигателем позволяющее сохранять работоспособность после воздействия различных поражающих факторов.
Двигатель АЛ-41Ф-1 успешно прошел комплекс испытаний по подтверждению технических и эксплуатационных характеристик в рамках этапа предварительных испытаний, а именно:
•Ресурсные стендовые испытания;
•Специальные стендовые испытания;
•Летные испытания.
Разработка двигателя АЛ-41Ф-1 начата в 2004 году. На данный момент двигатель успешно прошел государственные стендовые испытания, идет передача в серийное производство.
Двигатель АЛ-41Ф-1 поколения «5-» для силовой установки ПАК ФА Су-57 — это первый отечественный двигатель для самолетов фронтовой авиации, обладающий свойствами малозаметности и оснащенный системой автоматического управления типа FADEC на российской компонентной базе.
По состоянию на март 2018 года суммарная стендовая и эксплуатационная наработка всех двигателей АЛ-41Ф-1 достигла 14 тыс. часов.
В ходе испытаний подтверждены требования, предъявляемые к двигателям боевой авиации.
В 2017 году завершены государственные стендовые испытания двигателя.
В декабре 2017 года состоялся первый полет двигателя 5-го поколения в составе самолета Су-57.
В феврале 2018 года оформлен Акт государственных стендовых испытаний.
Всего в ходе ОКР изготовлено 38 двигателей АЛ-41Ф-1. Изделия, предназначенные для лётных испытаний, проходят опытно-лётную эксплуатацию в составе 10 самолетов Су-57.
Двигатель АЛ-41Ф-1 является модернизацией двигателя АЛ-41Ф-1С разработки ОКБ им. А. Люльки, успешно прошедшего государственные стендовые испытания в 2014 году. Основным отличием от двигателя АЛ-41Ф-1С является новейшая электронная система управления, обеспечивающая адаптивное управление силовой установкой самолета Су-57 в различных условиях эксплуатации, во всем диапазоне применения. Именно эта система будет развиваться и применяться в последующих разработках.
Модификация электронной САУ двигателя АЛ-41Ф-1 применяется на следующей разработке ОКБ им. А. Люльки – двигателе для самолета Су-57 второго этапа.
Двигатель отличает способность обеспечивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, а также полностью цифровая система управления.
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
super-orujie.ru
TURBOFAN ENGINE AL-41F-1S 15.05.2015 МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-35С 12-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ САЛОН МАКС-2015 ПЕРСПЕКТИВНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ФРОНТОВОЙ АВИАЦИИ (ПАК ФА) Т-50 DEFEXPO 2016 — 9-Я МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА СУХОПУТНЫХ И ВОЕННО-МОРСКИХ ВООРУЖЕНИЙ INDO DEFENCE EXPO AND FORUM 2016 7-Я МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА И ФОРУМ ТРЕХ ВИДОВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ИНДОНЕЗИИ МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-30МКИ (СУ-30К) 09.08.2018 Московское ОКБ им. А. Люльки (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Госкорпорации Ростех) получило диплом конкурса «Авиастроитель года-2017» в номинации «За создание новой технологии» благодаря реализации проекта по созданию серийной технологии нанесения теплозащитного покрытия (ТЗП) для защиты рабочих лопаток турбины перспективного газотурбинного двигателя. 04.09.2018 МНОГОЦЕЛЕВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ СУ-30СМ ДВИГАТЕЛЬ «ПЕРВОГО ЭТАПА» АЛ-41Ф-1 ДЛЯ ИСТРЕБИТЕЛЯ СУ-57 ЗАПУЩЕН В СЕРИЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
Разработка двигателя с управляемым вектором тяги для Су-57 началась в 2004 году на основе двигателя истребителя Су-35С. Основное его отличие от предшественника — новейшая электронная система автоматического управления (САУ). «Впервые в России применена полностью цифровая САУ на отечественной элементной базе Модификация этой системы применяется на следующей разработке ОКБ имени А. М. Люльки — двигателе для самолета Су-57 второго этапа. В феврале 2008 года НПО «Сатурн» сообщило о завершении испытания двигателя АЛ-41Ф1С, что позволило начать лётные испытания самолёта Су-35С. АЛ-41Ф-1С — авиационный турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой и управляемым вектором тяги (УВТ) поколения 4++, является одним из вариантов двигателя «Изделие 117». Всего в ходе опытно-конструкторских работ было собрано 38 двигателей, из них 30 — для летных испытаний самолета Су-57. Двигатель «первого этапа» обеспечивает Су-57 такими характеристиками как сверхманевренность, тяговооруженность, малая заметность. Еще одним преимуществом является плазменная бескислородная система розжига основной и форсажной камер сгорания. МОДИФИКАЦИИ: ХАРАКТЕРИСТИКИ Габаритные размеры, мм: Источники: www.umpo.ru, bmpd.livejournal.com, tvzvezda.ru и др. ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВУХКОНТУРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ АЛ-41Ф-1С НА МАКС-2013 |
bastion-karpenko.ru
АЛ-41Ф1 — Википедия. Что такое АЛ-41Ф1
АЛ-41Ф1 | |
АЛ-41Ф1С на МАКС-2015 | |
Тип | ТРДДФ |
---|---|
Страна | Россия Россия |
Использование | |
Годы эксплуатации | с 2010 года |
Применение | Су-57 (АЛ-41Ф1), Су-35С (АЛ-41Ф1С) |
Создан на основе | АЛ-31Ф и АЛ-41Ф[1] |
Развитие | Тип 30 (Изделие 30) — двигатель «второго этапа»[2] |
Производство | |
Конструктор | НПО «Сатурн» |
Производитель | УМПО |
Обозначение | Изделие 117 |
Годы производства | с 2008 года |
Варианты | АЛ-41Ф1С (Изделие 117С) |
Массогабаритные характеристики | |
Сухая масса | 1608 кг |
Длина | 4990 мм |
Диаметр | 1180 мм |
Рабочие характеристики | |
Тяга | АЛ-41Ф1 — 8800 кгс АЛ-41Ф1С — 8800 кгс |
Тяга на форсаже | АЛ-41Ф1 — особый режим 15000 кгс АЛ-41Ф1С — 14000 (особый режим 14500 кгс) кгс |
Ресурс | 4000 ч |
Зажигание | плазменное |
Управление | цифровое (АЛ-41Ф1) электромеханическое (АЛ-41Ф1С) |
АЛ-41Ф1 (Изделие 117) — авиационный турбореактивный двухконтурный двигатель со смешением потоков, форсажной камерой и всеракурсно управляемым вектором тяги «первого этапа», разработанный в НПО «Сатурн» для истребителей пятого поколения. Основан на двигателях для истребителей четвёртого поколения АЛ-31Ф, АЛ-31ФП и не пошедшем в серию двигателе для истребителей пятого поколения АЛ-41Ф, созданном для проекта МиГ 1.44[3].
Варианты
АЛ-41Ф1
В отличие от реактивных двигателей прошлого поколения, несмотря на схожую с АЛ-31Ф схему, АЛ-41Ф1 (изделие 117) на 80 % состоит из новых узлов. Основные из них:
- компрессор низкого давления
- компрессор высокого давления
- плазменная система зажигания[4]
- камера сгорания[4]
- компрессор с увеличенным до 932 мм диаметром[3]
- форсажная камера сгорания
- всеракурсное управление вектором тяги, ±16° в любом направлении, и ±20° плоскости [5]
- цифровая АСУ с элементами распределённых параметров
Благодаря этим мерам значительно повысилась сила тяги двигателя АЛ-41Ф1: 15000 кгс против 12500 кгс у АЛ-31Ф, увеличился ресурс (4000 часов против 1000) и повысилась надёжность, снизился расход топлива[3]. Впервые была реализована плазменная система зажигания, благодаря чему обеспечена возможность бескислородного запуска двигателя:
До сих пор во всех системах розжига для повышения высотности, возможности запуска ТРДД на высоте применялась кислородная подпитка. Она требовала наличия целой кислородной системы на борту и соответствующей инфраструктуры на аэродроме. При создании Су-57 была поставлена задача обеспечить бескислородный запуск двигателя. Плазменная система розжига установлена в основной камере сгорания и в форсажной. По словам Евгения Марчукова, ноу-хау заложено в самой форсунке с плазменной системой: в ней одновременно с подачей керосина организуется дуга плазмы. Также очень серьёзное ноу-хау заложено в самих агрегатах зажигания, где нужно за короткое время подать очень высокое напряжение.
Система управления двигателя — цифровая с полной ответственностью, гидравлические агрегаты являются только исполнительными. Предусмотрен один центробежный регулятор, благодаря которому, в случае отказа всей электроники (например, из-за воздействия ядерного взрыва), двигатель, работая на пониженном режиме, позволит вернуть самолёт на базу.
Перед первым полётом Су-57 двигатели АЛ-41Ф1 прошли лётные испытания на летающей лаборатории Су-35 (ЛЛ Т-10М-8). 29 января 2010 года начались лётные испытания перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации с двигателями АЛ-41Ф1. На ноябрь 2010 года было выполнено более 40 испытательных полётов[6].
АЛ-41Ф1С
Двигатель АЛ-41Ф1С (изделие 117С) с УВТАвиационный турбореактивный двухконтурный двигатель АЛ-41Ф1С (изделие 117С) с форсажной камерой и управляемым вектором тяги (УВТ) поколения 4++, созданный НПО «Сатурн» по заказу ОАО «ОКБ Сухого» для истребителя Су-35С, является одним из вариантов двигателя АЛ-41Ф1.
От АЛ-41Ф1 двигатель отличается применением старой электромеханической системы управления и сниженной на 500 кгс тягой[7].
От АЛ-31Ф двигатель АЛ-41Ф1С отличается увеличенной тягой (14500 кгс против 12500), бо́льшим межремонтным ресурсом (4000 часов против 1000), сниженным расходом топлива, управляемым всеракурсно вектором тяги, а также позволяют самолёту развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, что является одним из основных требований к истребителю пятого поколения.
В феврале 2008 года НПО «Сатурн» сообщило о завершении испытания двигателя АЛ-41Ф1С, что позволило начать лётные испытания самолёта Су-35С[8].
20 февраля 2008 года прошли успешные испытания истребителя Су-35С с двигателями АЛ-41Ф1С[9]. Первые Су-35С, оснащённые двигателями 117С, начали поступать в российские войска в 2011 году.
9 августа 2010 года ОАО «УМПО» начало поставки двигателей АЛ-41Ф1С для многоцелевых истребителей Су-35С, строящихся в КнААПО, до 2015 года заключён контракт на поставку 96 двигателей[10], на 2015—2020 годы планируется закупка ещё 96 двигателей.
См. также
Ссылки
Примечания
Турбореактивные авиационные двигатели марки «АЛ» и самолёты, на которых они устанавливались | ||
---|---|---|
Прототипы | ТР-1 · ТР-3 · ТР-2 | Су-11, Ил-22, И-211 |
АЛ-5 | Ил-46 · Ла-190 · 150 (опытный бомбардировщик) | |
АЛ-7 | АЛ-7Ф · АЛ-7Ф-1 · АЛ-7Ф-2 · АЛ-7П · АЛ-7ПБ | Ил-54, Ла-250, Су-7Б, Су-9, Су-11, Ту-28, Ту-128, Бе-10, Ту-110 |
АЛ-21Ф | АЛ-21Ф-3 | Су-24, Су-17, МиГ-23Б |
АЛ-31Ф | АЛ-31ФП · Р-32 · АЛ-31Ф сер.3 · АЛ-31Ф-М1 · АЛ-31ФН · АЛ-31СТ | Су-27, П-42, Су-30, Су-33, Су-34, Су-35, Су-37 |
АЛ-41Ф | АЛ-41Ф1 (117) · АЛ-41Ф1С (117С) | Су-35С (АЛ-41Ф1С), Су-57 (АЛ-41Ф1) |
wiki.sc
41Ф — это… Что такое АЛ-41Ф?
«АЛ-41Ф» — советский/российский авиационный высокотемпературный турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой, разработанный НПО «Сатурн» для перспективных истребителей пятого поколения. Обладает изменяемой степенью двухконтурности, что позволяет развивать бо́льшую скорость без использования форсажа.
Разработка
Разработка двигателя для истребителей пятого поколения началась в 1982 году. Двигатель прошел испытания, было построено 28 штук, 17 из которых поддерживаются в рабочем состоянии.
Изначально двигатель предназначался для истребителей проекта МиГ 1.44 и удовлетворяет всем требованиям к двигателю для истребителя пятого поколения — легкий, экономичный, надежный, имеет высокую тягу и позволяет развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, для чего была реализована изменяемая степень двухконтурности[2]. Проект МиГ 1.44 был закрыт, поэтому в серию двигатель так и не вошел.
Варианты
- АЛ-41Ф — базовый вариант
- АЛ-41Ф1 — двигатель первого этапа «117» для перспективных истребителей пятого поколения ПАК ФА
- АЛ-41Ф1С — двигатель «117С» для истребителей Су-35С[1]
- АЛ-41Ф2 — модернизированный двигатель
- АЛ-41ФА — двигатель для истребителей пятого поколения размерности АЛ-31Ф[1]
АЛ-41Ф1
Для новых истребителей пятого поколения ПАК ФА двигатель АЛ-41Ф не подошел из-за слишком больших габаритов, поэтому на основе АЛ-41Ф, а также АЛ-31Ф и АЛ-31ФП был создан двигатель так называемого «первого этапа» — «Изделие 117» с меньшими размерами и, как следствие, меньшей тягой — 15000 кгс против 18000 кгс у АЛ-41Ф, однако, по сравнению с АЛ-31Ф и АЛ-31ФП, тяга выросла на 2500 кгс[3][4]. Несмотря на схожую с АЛ-31Ф схему, двигатель на 80% состоит из новых деталей[5]. Из отличительных особенностей двигателя «Изделие 117» стоит отметить плазменную систему зажигания, всеракурсное управление вектором тяги (±20° в плоскости, ±16° в любом направлении) и полностью цифровую систему управления, включающую в себя лишь один гидравлический центробежный регулятор, благодаря которому, в случае отказа всей электроники, самолет сможет вернуться на базу на пониженном режиме[5].
См. также
Примечания
Турбореактивные авиационные двигатели марки «АЛ» и самолёты, на которых они устанавливались | ||
---|---|---|
Прототипы | ТР-1 · ТР-3 · ТР-2 | Су-11, Ил-22, И-211 |
АЛ-5 | Ил-46 | |
АЛ-7 | АЛ-7Ф · АЛ-7Ф-1 · АЛ-7Ф-2 · АЛ-7П · АЛ-7ПБ | Ил-54, Ла-250, Су-7Б, Су-9, Су-11, Ту-28, Бе-10, Ту-110 |
АЛ-21Ф | АЛ-21Ф-3 | Су-24, Су-17, МиГ-23Б |
АЛ-31Ф | АЛ-31ФП · Р-32 · АЛ-31Ф сер.3 · АЛ-31Ф-М1 · АЛ-31ФН · АЛ-31СТ | Су-27, П-42, Су-30, Су-33, Су-34, Су-35, Су-37 |
АЛ-41Ф | АЛ-41Ф1 (117) · АЛ-41Ф1С (117С) | Су-35С (АЛ-41Ф1С), ПАК ФА (АЛ-41Ф1) |
dic.academic.ru