О чем молчит «Акула». Топ самых интересных фактов об атомной подлодке «Дмитрий Донской»

28 декабря 2021, 14:18

Статья

40 лет назад, 29 декабря 1981 года, был подписан приемный акт тяжелого атомного подводного ракетного крейсера «Дмитрий Донской» (ТК-208), знаменитой головной «Акулы» — подлодки проекта 941. Этот атомоход — гордость корабелов северодвинской судоверфи «Севмаш» (в составе Объединенной судостроительной корпорации).

«Для того чтобы построить и передать военно-морскому флоту (ВМФ) серию ракетоносцев проекта 941, на предприятии провели масштабную реконструкцию — был построен эллинг, который до сих пор остается самым крупным крытым сооружением для строительства атомных подводных лодок (АПЛ) в Европе, — рассказал ТАСС генеральный директор Севмаша Михаил Будниченко. — Корабелы успешно освоили передовой модульно-агрегатный метод строительства АПЛ. Он позволил сократить сроки строительства подводных кораблей проекта 941. Ветераны вспоминают, что работали без выходных и праздников, фактически как в войну, чтобы обеспечить выполнение поставленной задачи».

Строительство тяжёлого атомного ракетного подводного крейсера «Дмитрий Донской» в эллинге судоверфи «Севмаш»

© ПО «Севмаш»

Он отметил, что в Центральном конструкторском бюро морской техники «Рубин» спроектировали отличный корабль. «Тяжелые атомные подводные крейсеры сыграли главную роль в обеспечении паритета с Соединенными Штатами Америки. А для личного состава эти корабли стали настоящим домом — подлодка приспособлена и для службы, и для жизни», — подчеркнул гендиректор.

Считаю, что АПЛ «Дмитрий Донской» — это грандиозный атомоход. Такой проект могла реализовать только великая страна. Ни один другой флот мира не обладает подобными кораблями и в ближайшем будущем обладать не будет

Михаил Будниченко

генеральный директор ПО «Севмаш»

Сегодня отечественная оборонная промышленность и ВМФ продолжают укреплять морские границы страны.

Севмаш передает в состав флота современные АПЛ четвертого поколения проектов «Ясень-М» и «Борей-А». «Морские рубежи уже охраняют головные корабли серий «Казань» и «Князь Владимир». 21 декабря 2021 года мы подняли Андреевские флаги на первых серийных атомоходах — АПЛ «Новосибирск» и «Князь Олег». Они усилят боевой потенциал Тихоокеанского флота», — сказал Будниченко. 

АПЛ «Князь Владимир» проекта «Борей-А»

© Лев Федосеев/ТАСС

По его словам, корабли четвертого поколения — «это боевые единицы ВМФ, оснащенные по последнему слову техники». «В проекты внедрены новые технические решения, повышена безопасность, маневренность, снижены шумность и уровень физических полей, реализован комплекс мер, связанных с импортозамещением, — отметил он. — Рядом с новыми АПЛ, выходящими на испытания от набережных Севмаша, всегда идет подводный крейсер проекта 941 «Дмитрий Донской». Он, как старший брат, помогает нашим кораблям делать первые морские шаги».

Об АПЛ «Дмитрий Донской»

Главный конструктор корабля — С. Н. Ковалев. Под его руководством был разработан совершенно необычный проект подводного крейсера водоизмещением 25 тыс. т. 

• Заводской номер — 711.

• Утверждение технического проекта — 1974 год.

• Закладка на стапеле — 30 июня 1976 года.

• Спуск на воду — 27 сентября 1980 года.

• Подписание приемного акта — 29 декабря 1981 года.

• Включение в состав Краснознаменного Северного флота — 9 февраля 1982 года.

 

Для постройки АПЛ третьего поколения (проекты 941, 949, 949А) на Севмаше была проведена грандиозная реконструкция: построены новый эллинг, глубоководная набережная, организовано стапельно-сдаточное производство.

 

Уникальные характеристики корабля:

 

• размеры и водоизмещение;

• двухкорпусная катамаранная архитектура прочного корпуса;

• принципиально новый комплекс ракетного оружия, оснащенный ракетами, по своим габаритам и основным параметрам значительно превосходящими аналогичные системы;

• новейшие гидроакустические покрытия;

• малошумные агрегаты, механизмы и комплексы нового поколения;

• прогрессивный модульно-агрегатный метод постройки.

 

Преимущества проекта, по мнению Ковалева, состоят в том, что:

 

• они имеют две автономные энергетические установки, размещенные в отдельных корпусах, работающие каждая на свой винт, так что авария любой установки не отражается на работоспособности установки другого борта;

• корпуса сообщены между собой в носу, в корме и в средней части. При пожаре в любом отсеке или его затоплении личный состав имеет возможность перехода из одного корпуса в другой, сообразно обстановке;

• любая авария ракеты не ведет к повреждению корпуса и травмированию личного состава.

 

Над созданием АПЛ работали более 1 тыс. организаций и предприятий. За выдающийся вклад в создание новейших образцов военной техники более 1 200 работников Севмаша были награждены высокими государственными наградами. Главному инженеру предприятия А.И. Макаренко и бригадиру сборщиков КСП А.Т. Максимову было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Предприятие было награждено третьим орденом Ленина. С 1982 года начался период интенсивной эксплуатации корабля, были проведены расширенные испытания ракетного оружия корабля.

Самая большая в мире

За свои размеры «Дмитрий Донской» был занесен в Книгу рекордов Гиннесса (1988 год). Атомоходы этого проекта оказались еще и единственными в мире катамаранного типа — с двумя независимыми друг от друга прочными корпусами. Такая конструкция значительно повысила живучесть подводного крейсера и сохранность личного состава. Вместе с тем увеличилось и водоизмещение — в подводном положении оно равнялось 48 тыс. т. Для сравнения — американская АПЛ «Огайо» имела подводное водоизмещение в 18 тыс. т.

Тяжёлый атомный ракетный подводный крейсер «Дмитрий Донской»

© ПО «Севмаш»

Субмарина проекта 941 имеет 172 м в длину, 23 м в ширину. Высотой атомоход сравним с девятиэтажным домом. Но даже при таких габаритах АПЛ этого проекта относились к числу самых малошумных среди советских подводных кораблей. Всего на Севмаше было построено шесть атомных подводных лодок проекта 941.

© TASS/YouTube

Подводный грузовик

Ранее предполагалось переоборудование части атомоходов проекта 941 в транспортные. Планировалось, что такие подводные лодки будут перевозить грузы по трансполярным и кроссполярным подледным маршрутам кратчайшим путем, связывающим страны Европы, Северной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Обогрев шахт

При строительстве АПЛ проекта 941 возникли сложности с отоплением ракетных шахт из-за их расположения между двумя прочными корпусами. Вопрос требовал немедленного решения, но все предлагаемые конструкторами и кораблестроителями варианты оказались нежизнеспособными.

Читайте также

«Одна подлодка контролирует полмира». О сверхмощной «Акуле», ставшей легендой ВМФ России

Выход из ситуации нашел Сергей Ковалев, главный конструктор проекта 941. Идея пришла спонтанно — на глаза академику попалась брошюра одного профессора, предлагавшего изготавливать нагревательные элементы на основе специальной токопроводящей резины. Подобные агрегаты уже применялись в инкубаторах. Технология оказалась подходящей и для тяжелых атомных подводных крейсеров. После некоторых уговоров и воздействия со стороны властей нагревательные элементы в срочном порядке изготовил завод резинотехнических изделий в Свердловске. Испытывали их на стенде конструкторского бюро «Рубин».

Директор корабля

Самую короткую и емкую характеристику деятельности ответственного сдатчика на АПЛ дал бывший генеральный директор Севмаша Давид Пашаев. Перед посещением подводного крейсера «Дмитрий Донской» он представил тогдашнему мэру Москвы Юрию Лужкову ответственного сдатчика корабля Евгения Слободяна. 

Читайте также

«Здесь построено больше половины всего атомного флота нашей страны». Чем знаменит «Севмаш»

На вопрос Юрия Михайловича, что это за должность такая, Пашаев пояснил: «Ответственный сдатчик является директором конкретного корабля со всеми полномочиями от генерального директора и при необходимости может докладывать генеральному директору о проблемах в любое время». Бывший директор Севмаша Анатолий Макаренко отмечал, что сдатчик должен уметь дирижировать производственным оркестром на производстве и при испытаниях.

 

«По самым худшим чертежам»

Директор Севмаша в 1986–1988 годах Анатолий Макаренко вспоминал: «Было время, когда мы неделями не выходили с завода, работали круглые сутки. Я помню, назначал проведение производственных проверок на 10 часов вечера. Рабочие, оценивая напряженность труда, говорили: «Работаем, как в войну».

Строительство тяжёлого атомного ракетного подводного крейсера «Дмитрий Донской» в эллинге судоверфи «Севмаш»

© ПО «Севмаш»

По установленному директором распорядку проверки по головным кораблям начинались в 16 часов ежедневно, кроме воскресенья, а заканчивались иногда в 22–23 часа. И такой режим работы практически в течение года. В 1981 году коллектив предприятия успешно и в генеральный срок сдал головной корабль проекта 941.

Читайте также

Секретный «Ленинский комсомол». Топ-10 неизвестных фактов о первой атомной подлодке России

На торжественном собрании, посвященном сдаче головной АПЛ проекта «Акула» и проходившем в северодвинском Дворце культуры, Сергей Ковалев в своем выступлении сказал, что «самая лучшая в мире лодка была построена по самым худшим в мире чертежам». Зал встретил эти слова бурными аплодисментами.

При строительстве атомоходов третьего поколения широко внедрялся модульно-агрегатный метод постройки. Корабли стали собирать на стапеле из крупных блоков корпуса, функциональных агрегатов и зональных блоков. Они поступали как на конвейер из разных цехов и с других предприятий. Наиболее ярко метод проявился на головном корабле проекта «Акула».

Не без сюрпризов

Директор Севмаша в 1988–2004 годах Давид Пашаев рассказывал о спуске на воду головной АПЛ проекта 941: «Сентябрь подошел, и вывод 711-го заказа состоялся. При этой операции присутствовали министр судостроения М.В. Егоров, его первый заместитель И.С. Белоусов, генеральный конструктор ЦКБ «Рубин» С.Н. Ковалев, главком ВМФ С.Г. Горшков, командующий Краснознаменным Северным флотом В.Н. Чернавин и много других высоких гостей. Все прошло, как мы говорим, в основном штатно. Разбивались бутылки шампанского в нужное время и в нужном месте. Был короткий митинг, и Гимн Советского Союза, и флотский духовой оркестр».

Читайте также

Топ-5 самых известных атомных подлодок «Севмаша», которые всплывали во льдах Арктики

Но не обошлось и без сюрпризов. «Как и всегда, к началу движения заказа все механизмы и системы стапель-поезда неоднократно проверялись, — вспоминал он. — Надо ли говорить, что в этом случае проверки были особенно тщательными, вывод корабля обеспечивали лучшие специалисты-гидравлисты во главе с бригадиром Алексеем Ивановым, и тем не менее проявился и здесь пресловутый человеческий фактор. Отказал перепускной клапан в системе гидравлики. Кто-то по невнимательности перевернул его. Потребовалось время на то, чтобы разобраться в причине и устранить неисправность».
Пашаев спросил бригадира, сколько на это потребуется времени. Тот ответил, что причина пока неясна, но, как он считает, в течение часа разберутся. 

Спуск на воду тяжёлого атомного ракетного подводного крейсера «Дмитрий Донской»

© ПО «Севмаш»

«Доложил руководству и предложил пройти всем в специальную комнату попить чаю. Министр судостроительной промышленности стал возмущаться, — рассказывает Пашаев. — Обстановку разрядил Борис Вениаминович, сказав министру: «Ты можешь починить? Нет. Вот! И я не смогу. Пойдем в кабинет пить чай, ребята разберутся и позовут, когда будут готовы».

Читайте также

«К кораблю привыкают и любят как ребенка». О том, как строят «Ясени» и «Бореи» ВМФ России

Через 40 минут причину сбоя выявили, неисправность устранили, и вывод благополучно состоялся. «Неоценимы такое понимание и поддержка. В памяти осталось и такое, последовавшее за этим разговором, — вспоминал Пашаев. — Секретарь обкома сказал буквально следующее: «Впереди еще много дел. Напряжение будет возрастать; опять и опять круглосуточная работа, но уже сдаточной командой, о многих участниках строительства можно и забыть. Но их работа заслуживает высокой государственной оценки. Уже сейчас составляйте списки по награждению отличившихся, никого не забудьте. Мы ваше предложение всячески поддержим». Думаю, что такое не забывается. Это была и оценка труда рабочих, и всего коллектива предприятия».

АПЛ для «Булавы»

Когда АПЛ «Дмитрий Донской» находилась на стапеле в высокой степени готовности после модернизации, представители Севмаша вышли с предложением использовать крейсер для отработки ракетного комплекса «Булава» в условиях, приближенных к реальным. Справедливости ради необходимо отметить, что до этого уже были успешно проведены наземные бросковые испытания под Санкт-Петербургом. Давид Пашаев горячо поддержал предложение. Севмаш в тесном взаимодействии с КБ «Рубин» и ВМФ достроил атомоход и подготовил его к проведению испытаний ракетного комплекса.
Достройка лодки была непростой задачей для Севмаша. Министерство обороны финансировало этот заказ по остаточному принципу. И все же гендиректор сдержал обещание и обеспечил спуск на воду крейсера в 2002 году.

Пуск ракеты «Булава» с тяжёлого атомного ракетного подводного крейсера «Дмитрий Донской»

© ПО «Севмаш»

Проверка лодки

Главный конструктор проекта 941 Сергей Ковалев вспоминал: «На первом выходе головной подводной лодки проекта 941 я с мостика кидал за борт всякую деревянную тару от провизии и наблюдал, не затянет ли ее в насадки гребных винтов. Этот «научный» эксперимент меня утешил: мусор от винтов отводило в сторону. Вообще на головной лодке проекта 941 мы с командиром Ольховиковым и заместителем председателя правительственной комиссии Рыковым делали многое не предусмотренное программой».

Роман Азанов
ТАСС благодарит за помощь в подготовке материала пресс-службу ПО «Севмаш» 

Спущена на воду первая советская подводная лодка класса «Акула»

4

На судостроительной верфи города Северодвинск 23 сентября 1980 года, на гладь Белого моря спущена первая советская подводная лодка класса «Акула». Когда корпус ее был еще в стапелях, на его носу, ниже ватерлинии, виднелась нарисованная оскалившаяся акула обвивающая трезубец. И хотя после спуска, когда лодка встала на воду, акула с трезубцем скрылась под водой и больше ее никто не видел, в народе крейсер уже окрестили «Акулой».

Все последующие лодки этого класса продолжали именовать так же, а для их экипажей была введена особая нарукавная нашивка с изображением акулы. На Западе же лодке присвоили кодовое имя «Typhoon». Впоследствии Тайфуном эту лодку стали называть и у нас.

В начале 1970-х годов в США началась реализация крупномасштабной программы «Трайдент», предусматривающей создание новой твердотопливной ракеты с межконтинентальной дальностью, способной нести 24 таких ракеты и обладающей повышенным уровнем скрытности. Корабль водоизмещением 18 700 тонн обладал максимальной скоростью 20 узлов и мог выполнять ракетные пуски на глубине 15-30 метров.

Политическое руководство СССР потребовало от промышленности «адекватного ответа» на очередной американский вызов. Тактико-техническое задание на тяжелый атомный подводный ракетный крейсер-проект 941 — было выдано в декабре 1972 года. Правительство 19 декабря 1973 года приняло постановление, предусматривающее начало работ по проектированию и строительству нового ракетоносца. Проект разрабатывался ЦКБ «Рубин», возглавляемым генеральным конструктором Игорем Спасским, под непосредственным руководством главного конструктора Ковалева.

Применяли принципиально новую технологию постройки — агрегатно-модульный метод, что позволило значительно сократить сроки. Сейчас этот метод применяется во всем, и подводном и надводном кораблестроении, но для того времени это был серьезный технологический прорыв. Длинна подводной лодки составляла 173 метра, это почти два футбольных поля.

Бесспорные эксплуатационные преимущества, продемонстрированные первой отечественной морской баллистической ракетой на твердом топливе Р-31, а также американский опыт обусловили категорическое требование оснастить подводный ракетоносец 3-го поколения твердотопливными ракетами. Применение таких ракет позволяло существенно сократить время предстартовой подготовки, устранить шумность ее проведения, упростить состав оборудования.

При создании нового корабля была поставлена задача расширения зоны его боевого применения подо льдами Арктики вплоть до предельных широт за счет совершенствования навигационного и гидроакустического вооружения. Для пуска ракет из-под арктического «ледового панциря» лодка должна была всплывать в полыньях, проламывая ограждением рубки лед толщиной до 2-2,5 метров.

Строительство подводных лодок происходило в Северодвинске. Для этого на Северном машиностроительном предприятии пришлось соорудить новый цех — самый большой крытый эллинг в мире. Всего быо построено 6 субмарин этого класса.

Связанные статьи

Связанные новости и события

  • 22.09.2018

    Этим днем в 1980 году был спущен на воду первый Атомный подводный крейсер проекта «Акула»

    На судостроительной верфи города Северодвинск 23 сентября 1980 года, на гладь Белого моря была спущена первая советская подводная лодка класса «Акула». Когда корпус ее был еще в стапелях, на его носу, ниже ватерлинии, виднелась нарисованная оскалившаяся акула обвивающая трезубец. И хотя после спуска, когда лодка встала на воду, акула с трезубцем скрылась под водой и больше ее никто не видел, в народе крейсер уже окрестили «Акулой».

    Читать дальше

4

Дата события: 23 сентября 1980 года (42 года назад)

Категории Технологии, Флот

Регионы Северодвинск, Архангельская область, Россия

Теги #завод, #субмарина, #техника

справочная информация

ЗАКРЫТЬ X

  • Дата события: 23 сентября 1980 года (42 года назад)

  • Категории Технологии, Флот

    Регионы Северодвинск, Архангельская область, Россия

    Теги #завод, #субмарина, #техника

«Неделя акулы» акула тьмы: гнев подводной лодки (телевизионный эпизод 2014)

Shark Week

S27. E3

Все эпизоды

All

  • CAST & CREW
  • Пользовательские обзоры

IMDBPRO

  • Эпизод
  • IMDBPRO

    • Эпизод

    IMDBPRO

    • Эпизод

    . 10 августа 2014 г.

  • TV-PGTV-PG
  • 1H 22M
  • RATE акулы заполонили воды у берегов Африки. Этот документальный фильм подробно описывает рассказы выживших об ужасных событиях… Читать всеМегаакула, известная как Подводная лодка, угрожает пассажирам тонущей лодки в кишащих акулами водах у берегов Африки. В этом документальном фильме выжившие рассказывают об ужасных действиях, в то время как их попутчикам угрожала огромная большая белая акула, известная как Субмар. .. Читать всеМегаакула, известная как Субмарина, угрожает пассажирам тонущей лодки в кишащих акулами водах у побережья Африки. . В этом документальном фильме выжившие рассказывают об ужасных действиях, когда их попутчикам угрожала огромная большая белая акула, известная как Субмарина. Это дебютировало во время Недели акул на канале Discovery в 2014 году. Ужасающий документальный фильм.

    IMDb RATING

    5.6/10

    76

    YOUR RATING

    • Director
      • Doug Glover
    • Writers
      • Brian Leff
      • John McLaughlin
    • Stars
      • Leon Clingman
      • Kelsey Egan
      • Мариан Фризелл
    • Директор
      • Дуг Гловер
    • Сценаристы
      • Брайан Лефф
      • Джон Мак0010
    • Stars
      • Leon Clingman
      • Kelsey Egan
      • Marian Frizelle
  • See production, box office & company info
  • See more at IMDbPro
  • Photos

    Top cast

    Leon Clingman

    • Капитан Буревестник

    Келси Иган

    • Линдси

    Мэриан Фризелл

    • Мэри Стейн

    Майкл Кирч

    • Tourist

    Lauren McGregor

    • Jennifer

    Lindsay Sullivan

    Brett Williams

    • Burt Rogan
    • Director
      • Doug Glover
    • Writers
      • Brian Leff
      • John McLaughlin
    • Все актеры и съемочная группа
    • Производство, кассовые сборы и многое другое на IMDbPro

    Сюжетная линия

    Отзывы пользователей5

    Обзор

    Избранный обзор

    1/

    10

    Полная чепуха

    Полностью сфабриковано, скрыто за незначительным заявлением об отказе от ответственности. Слово «документальный» не должно быть рядом с этим.

    Полезно • 0

    0

    • Mghvyew
    • Dec 31, 2020

    Подробная информация

    • Дата выпуска
      • Август 10, 2014 (Соединенные Штаты)
    • .
    • Официальный сайт
      • Официальный сайт
    • Язык
      • Английский
    • также известен как
      • Tiburón Summarino
    • Производственная компания
      • Pilgrim Studios
      • Pilgrim Studios
      • Pilgrim Studios
      • .
      • Продолжительность работы

        1 час 22 минуты

      • Цвет

      Новости по теме

      Внести вклад в эту страницу

      Предложить редактирование или добавить отсутствующее содержимое

      Top Gap

      Какой план сюжета на английском языке для Shark of Darkness: Wrath of Submarine (2014)?

      Ответить

      Еще для изучения

      Недавно просмотренные

      У вас нет недавно просмотренных страниц

      Акула-монстр больше подводной лодки снята учеными, когда она пытается съесть их ружье

      Группа исследователей сняла невероятные кадры близкого столкновения с древним видом акулы, известной как тупорылая шестижаберная.

      Команда под руководством Дина Граббса из Университета штата Флорида проводила погружения в подводном аппарате под названием «Надир» в рамках экспедиции, организованной OceanX, чтобы пометить одну из акул в их глубоководной среде.

      Во время одного из погружений команде посчастливилось подойти близко и лично к огромной самке тупоносой — = одной из самых больших акул в мире — которую один из исследователей на видео описывает как «определенно больше». чем длиннее сабвуфер».

      Суббригада пребывала в состоянии благоговейного трепета перед столкновением: «Боже мой, это потрясающе», — комментирует один из членов команды, в то время как другой говорит: «Это чудовище. Она огромна». В какой-то момент акула даже пытается откусить ружье, прикрепленное к Надиру.

      Тупоносая ( Hexanchus griseus ) является частью старой линии акул, которая может быть прослежена 180 миллионов лет назад в летописи окаменелостей. Исследователи говорят, что на самом деле это, пожалуй, самая старая из ныне живущих акул в мире. Они очень своеобразны из-за того, что у них есть шесть больших заметных жаберных щелей, отсюда и название. У большинства акул их всего пять.

      «У них есть один спинной плавник, который расположен далеко позади по средней линии рядом с хвостом», — сказал Newsweek Гэвин Нейлор, один из ученых, участвовавших в экспедиции Флоридской программы исследования акул во Флоридском музее естественной истории.

      . «Сообщается, что они вырастают до 5 метров [16 футов] в длину и весят более тонны. Они живородящие. Самки могут иметь более 80 детенышей в помете. когда представится возможность. Самки крупнее самцов».

      Тупоносые шестижаберники распространены в тропических и умеренных водах по всему миру, обычно живя на глубине от 650 до 3300 футов, хотя они были замечены на глубине до 5000 футов под поверхностью. Однако исследователям очень мало известно об этом загадочном виде. Пометка их может позволить ученым узнать больше об их биологии и поведении, а также защитить их от угроз.

      «Примерно половина всех живых видов акул на планете всю свою жизнь проводит в морских глубинах», — сказал Граббс Newsweek . «Тем не менее, мы практически ничего не знаем об их биологии и экологии. Сравните это с объемами научной информации о таких видах, как белые акулы и тигровые акулы. Однако по мере того, как коммерческий промысел во всем мире продвигается все глубже, глубоководные акулы вылавливаются все чаще, особенно в качестве прилова».

      «Часто считается, что эти глубоководные акулы умрут, если их выпустить на свободу», — сказал он. «Мы начали этот проект в 2005 году, чтобы выяснить, выживают ли глубоководные акулы, пойманные и поднятые на поверхность, если их отпустить. С тех пор мы пометили более 20 тупоносых шестижаберных акул с помощью архивных спутниковых меток и еще 50 — с помощью простых идентификационных меток. из них пометили, вытащив акул на поверхность и пометив их рядом с лодкой или даже вынеся на палубу корабля».

      Эта метка показала исследователям, что почти все тупорылые шестижабрые выживают, будучи пойманными и поднятыми на поверхность. Кроме того, данные интригующе показали, что эти акулы мигрируют вертикально каждый день и ночь.

      «В сумерках они поднимаются по склону иногда в толще воды на более мелкие глубины, где температура воды составляет около 62 градусов по Фаренгейту, оставаясь там на ночь, а затем на рассвете они возвращаются на более глубокие глубины, где температура составляет 41 градус по Фаренгейту», — сказал Граббс. . «В проливе Эксума [Багамы] это соответствует погружению на глубину 400–500 метров [1312–1640 футов] ночью и оставлению на 900–1200 метров [2952–3937 футов] в течение дня. Это красиво повторяющийся вертикальный рисунок, который акулы проходят каждый день».

      «Одна из вещей, которые мы заметили, это то, что у всех этих акул был начальный период около двух дней после мечения, когда акулы не показывали этого. и, казалось, вели себя немного более беспорядочно, а затем каждый день после этого они переходили в эту отчетливую вертикальную миграцию, — сказал он. — Мы интерпретировали эту беспорядочную фазу как возможный период восстановления из-за кратковременного физиологического стресса, связанного с отловом и вынесены на поверхность»

      Этого стресса может быть достаточно, чтобы временно изменить это поведение, даже несмотря на то, что акулы терпят, когда их поднимают на поверхность. Это открытие побудило команду вместо этого попытаться пометить тупоносого в глубоком море.

      «Итак, как мы можем проверить теорию о том, что эта первоначальная разница в поведении представляет собой восстановление после захвата?» — сказал Граббс. «Мы идем прямо к акулам в их естественной среде обитания и метим их на глубине. Это побудило нас попытаться пометить этих акул на глубине. зайти, а затем попытаться пометить их. Мы подходили очень близко много раз, но ни разу не попали в цель, или в одном случае акула выбила копье из ружья и выбила метку! Но, наконец, во время последнего погружения на этом последнем экспедиции [в проливе Эксума] мой коллега Гэвин Нейлор успешно пометил шестижаберного с субмарины!»

      Эта метка будет оставаться на акуле в течение 3 месяцев, прежде чем она отсоединится, всплывет на поверхность и загрузит собранные данные через спутниковую связь в центр обработки, где их можно будет проанализировать.

      «Если наша теория верна, мы ожидаем увидеть то же поведение вертикальной миграции, которое продемонстрировали другие акулы, но без первых двух дней неустойчивого поведения», — сказал Граббс. «К сожалению, нам приходится с нетерпением ждать ответа от этого тега!»

      В настоящее время мировая популяция тупорылых шестижаберников неизвестна, но они занесены в Красную книгу Международного союза охраны природы как «находящиеся под угрозой исчезновения».