Япония: История и Культура: Бакумацу ч.2. Синсэнгуми ч.2
Пролог
Доподлинно известно, что предпоссылками к формированию Синсенгуми, послужили события, которые произошли после 30 сентября 1863 года или 18 августа по лунному календарю. Из императорского дворца были изгнаны семеро сановников княжества Тёсю. Основном обвинением был их комплот против сёгуна и приверженность идеалам «Сонно Дзёй». Ситуацию осложнил и тот факт, что вооруженные силы Тёсю, которые в скором времени прознали об изгнании их представителей из дворца, тутже поспешили на место событий со стремлением проникнуть во дворец. Но они встретили жесткий отпор со стороны сил княжеств Айдзу и Сацума (Сацума в те времена все еще была лояльна по отношению к сегунату). Один из входов во дворец защищали Мибу Росигуми, получившие приказ явиться на место действия. После того, как армия Тёсю отступила и, подчинившись приказу правительства, вернулась в свою провинцию вместе с изгнанными сановниками, Мибу Росигуми — в благодарность за защиту дворцовых ворот — получили новое название:История

Мацудайра Катамори назвал трёх командиров Синсэнгуми: Кондо Исами, Сэридзаву Камо и Ниими (Симми) Нисики. Ниими, однако, был командиром лишь номинально и не обладал реальной властью, тяготея к Сэридзаве. Вначале внутри Синсэнгуми выделились три фракции, между которыми не было единства: во главе одной из них стоял Кондо, другой командовал Сэридзава, а третьей — Тоноути Ёсио. Тоноути был убит вскоре после основания отряда в процессе борьбы за власть, и его фракция перестала существовать. Основное противоборство развернулось между фракциями Кондо и Сэридзавы.
Сонно Дзёи (尊皇攘夷) — японское политическое движение времён Периода Эдо, название происходит от лозунга «Да здравствует Император, долой варваров!».
Харакири (腹切り) или сэппуку (切腹) — ритуальное самоубийствометодом вспарывания живота, принятое среди самурайского сословия средневековой Японии.
Кондо Исами, Сэридзава Камо и Ниими Нисики (о каждом из них будет отдельная биографическая статья).
Во внутренней борьбе победу одержала группа Кондо Исами. В октябре 1863 года правая рука Сэридзавы Ниими Нисики был признан виновным в вымогательстве денег для использования в личных целях, после чего его вынудили совершить сэппуку. Недовольство вызывали и действия Сэридзавы: находясь на посту командира, он устроил дебош в одном из чайных домов Симабары и драку с сумоистами в Осаке, в результате которой погибло несколько человек.
Кроме того, Сэридзава полностью разрушил магазин киотского торговца тканями, использовав для этого единственную находившуюся в распоряжении Синсэнгуми пушку. Подобное поведение командира снискало отряду дурную славу, и Синсэнгуми получили прозвищеИнцидент в Икэда-я

В июле 1864 года в ходе расследования поджога, совершенного человеком из клана Тёсю, Ямазаки Сусуму отправился в Икэда-я, гостиницу в южной части Киото, которая распорлогалась недалеко от резиденции клана Тёсю. Гостиница была известна притон для заговорщиков. Задержанные в ходе расследования люди из Тёсю рассказали, что в планы заговорщиков входило поджечь Киото с четырех сторон при наступлении подходящей ветреной ночи. В неразберихе, которая бы возникла из-за пожара, они собирались убить
Накагаву Кио и Мацудайру Катамори, а также многих других сторонников сегуна. Императора заговорщики собирались украсть и заставить его подписать приказ об отставке сегуна. Место предстоящей встречи заговорщиков не было известно наверняка. Несмотря на то, что Кондо послал Мацудайре просьбу о как можно скорейшей мобилизации других лояльных бакуфу отрядов, до вечера предполагаемой встречи подмога не подошла. Синсэнгуми смогли мобилизовать только 34 человека, и для поисков заговорщиков разделились на три отряда.Отряд из 10 человек под командованием Кондо нашел заговорщиков, которых оказалось больше 20-ти человек, в гостинице Икэда-я. В ходе схватки, которая продолжалась два часа при помощи подошедшего отряда под командованием
Продолжение следует…
hojap.blogspot.com
Айдзу — Howling Pixel
А́йдзу (яп. 会津 Айдзу) — область, занимающая западную часть японской префектуры Фукусима. Крупный город области — Айдзу-Вакамацу. В период Эдо на её месте существовало феодальное княжество (хан) Айдзу (яп. 会津藩 Айдзу-хан), которое было частью провинции Муцу.
История
На протяжении большей части периода Эдо ханом Айдзу управлял род Хосина, бывшие старшие вассалы рода Такэда. В начале XVII века Хосина Масамицу, глава рода, усыновил Масаюки, незаконного сына второго сёгуна Токугавы Хидэтады. В результате богатство семьи Хосина стало возрастать, им жаловали всё бо́льшие и большие участки земли, и наконец в середине XVII века они получили во владение хан Айдзу, доход от которого в те времена оценивался в 240 тысяч коку. Усыновлённый Хосина Масаюки, ставший в свою очередь новым главой семьи, был заметной политической фигурой во время правления своего брата по отцу Токугавы Иэмицу, а впоследствии выполнял обязанности регента при малолетнем четвёртом сёгуне Токугаве Иэцуне. В конце XVII столетия род Хосина получил разрешение использовать камон (родовой герб) правящего клана Токугава и новую фамилию — Мацудайра. С этого времени род Хосина был известен как Айдзу-Мацудайра, а старой фамилией члены рода пользовались главным образом во внутреннем документообороте хана. В кодексе рода Мацудайра, установленном Масаюки, существовало отдельное предписание служить сёгуну с безоговорочной преданностью, и члены рода старались выказывать приверженность этому предписанию, даже если их истинными целями было повышение своего статуса и веса в обществе.
Хан Айдзу был известен своей военной мощью: в его распоряжении находилась регулярная армия численностью более 5000 воинов, которую нередко посылали на охрану северных границ страны вплоть до южного Сахалина. Незадолго до прибытия «чёрных кораблей» коммодора Мэттью Перри войска Айдзу наряду с другими силами охраняли бухту Эдо, продолжив службу и после отплытия Перри. Армия Айдзу имела два набора правил ведения войны, «Правила для командиров» (яп. 将長禁令 Сё:тё: кинрэй) и «Правила для солдат» (яп. 士卒禁令 Сисоцу кинрэй). Они были введены в 1790-х годах и устанавливали профессиональные, современные стандарты проведения военных операций. В «Правилах для солдат» имелись два пункта, защищавшие гражданское население на территории врага; подобная интерпретация прав человека при военных действиях была записана в правилах Айдзу более чем за 70 лет до первой Женевской конвенции 1864 года.
- 敵地といえども猥りに田畑を踏荒らすべからざる事。
«На вражеской территории запрещено без причины вытаптывать рисовые поля.»
- 敵地に入って、婦女を犯し、老幼を害し、墳墓を荒らし、民家を焼き、猥りに畜類を殺し、米金を掠取り、故なく林木を伐り、作毛を刈取べからざる事。
«Вступая на вражескую территорию, запрещено насиловать женщин, причинять вред детям и старикам, осквернять могилы, сжигать дома, резать скот без нужды, присваивать деньги и рис, без причины вырубать лес и жать созревающий рис.»
Во время правления девятого главы рода, Мацудайры Катамори, хан Айдзу направил большое количество военных сил в Киото, где Катамори занимал пост защитника Киото (яп. 京都守護職 Кё:то Сюгосёку). В годы бакумацу, предшествующие реставрации Мэйдзи, хан Айдзу встал на сторону просёгунских сил, сражаясь со сторонниками императора, происходившими в основном из ханов Тёсю и Сацума. Род Мацудайра, следуя указаниям сёгунского правительства, стал первым официальным покровителем Синсэнгуми, военной полиции, действовавшей в Киото.
В 1868 году сёгун был свергнут, и Мацудайра Катамори ушёл со своего поста вместе с ним. Императорский двор, состоявший из уроженцев Сацумы и Тёсю, объявил Катамори и весь хан Айдзу «врагами императора», призывая покарать их. Катамори пытался уладить дело мирным путём — в частности, много раз приносил официальные извинения новому правительству — однако оно не обратило на них внимания. В конце концов силы хана Айдзу вступили в войну Босин наряду с войсками Северного Альянса (Оуэцу Рэппан Домэй), но уже в октябре 1868 года императорская армия осадила замок Цуруга, цитадель хана Айдзу. С этой осадой связан трагический инцидент — самоубийство членов Бяккотая («Отряда белого тигра»), группы молодых самураев (преимущественно подростков), совершивших харакири на вершине холма после того, как дым, поднимающийся от замка, убедил их в том, что главная крепость Айдзу пала.
Известные люди
- Для персоналий, родившихся до реставрации Мэйдзи, указан традиционный японский порядок имён: Фамилия Имя
- Сиба Горо — генерал, участвовавший в подавлении китайского восстания ихэтуаней.
- Ямамото Яэко — защитница Айдзу в период войны Босин, позже — одна из основателей университета Досися в Киото.
- Ямамото Какума — бывший самурай, брат Ямамото Яэко, вместе с ней принявший участие в основании университета Досися.
- Такаминэ Хидэо — бывший самурай, получивший образование в США. В эпоху Мэйдзи стал педагогом, внедрял в Японии образовательные методы Песталоцци.
- Ибука Кадзиносукэ — бывший самурай, в период Мэйдзи принявший христианство и основавший в Японии отделение YMCA (Христианской организации молодых людей).
- Ямакава Кэндзиро — выпускник Йельского университета, физик, исследователь, ректор Токийского университета и Киотского университета.
- Ямакава Сутэмацу — сестра Ямакавы Кэндзиро, выпускница Вассарского колледжа. Принимала участие в основании колледжа Цуда, организатором которого была Цуда Умэко, дочь известного японского агронома Цуды Сэна и подруга Сутэмацу.
- Ямакава Хироси — брат Кэндзиро и Сутэмацу, военный деятель, генерал Императорской армии Японии.
- Ямакава Футаба — сестра Кэндзиро, Сутэмацу и Хироси, педагог, коллега Такаминэ Хидэо.
- Накано Такэко — защитница Айдзу, погибшая в бою во время осады замка.
- Сайго Таномо — бывший главный советник рода Мацудайра, впоследствии синтоистский священник и преподаватель боевых искусств, в частности, учитель Сокаку Такэды.
- Урю Ивако — работница социальной сферы, много сделавшая для помощи беднякам и сиротам.
- Акидзуки Тэдзиро — бывший самурай, позднее преподаватель.
- Для персоналий, родившихся после реставрации Мэйдзи, указан стандартный порядок имён: Имя Фамилия
- Сюнроку Хата — фельдмаршал императорской армии Японии. На Токийском процессе был приговорён к пожизненному заключению.
- Хидэё Ногути — врач, сделавший значительный вклад в борьбу с сифилисом. Его портрет размещён на банкноте в 1000 иен (по состоянию на 2007 год).
- Цунэо Мацудайра — сын Мацудайры Катамори, был послом Японии в США и Великобритании.
- Исао Мацудайра — внук Мацудайры Катамори, политик, губернатор префектуры Фукусима в 1976—1988 годах.
- Сэцуко Мацудайра — дочь Цунэо Мацудайры, принцесса императорского дома, вышедшая замуж за брата императора Хирохито.
- Киёси Сайто — художник.
Список даймё
№ | Имя | Годы правления |
---|---|---|
Род Гамо (тодзама, 919 000 коку), 1590—1598 | ||
1 | Гамо Удзисато (яп. 蒲生氏郷) | 1590—1595 |
2 | Гамо Хидэюки (яп. 蒲生秀行) | 1595—1598 |
Род Уэсуги (тодзама, 1 200 000 коку), 1598—1601 | ||
1 | Уэсуги Кагэкацу (яп. 上杉景勝) | 1598—1601 |
Род Гамо (тодзама, 600 000 коку), 1601—1627 | ||
3 | Гамо Хидэюки (яп. 蒲生秀行) | 1601—1612 |
4 | Гамо Тадасато (яп. 蒲生忠郷) | 1612—1627 |
Род Като (тодзама, 400 000 коку), 1627—1643 | ||
1 | Като Ёсиаки (яп. 加藤嘉明) | 1627—1631 |
2 | Като Акинари (яп. 加藤明成) | 1631—1643 |
Род Хосина/Мацудайра (симпан, 230 000, впоследствии 280 000 коку), 1643—1868 | ||
1 | Хосина Масаюки (яп. 保科正之) | 1643—1669 |
2 | Хосина Масацунэ (яп. 保科正経) | 1669—1681 |
3 | Мацудайра Масаката (яп. 松平正容) | 1681—1731 |
4 | Мацудайра Катасада (яп. 松平容貞) | 1731—1750 |
5 | Мацудайра Катанобу (яп. 松平容頌) | 1750—1805 |
6 | Мацудайра Катаоки (яп. 松平容住) | 1805 |
7 | Мацудайра Катахиро (яп. 松平容衆) | 1806—1822 |
8 | Мацудайра Кататака (яп. 松平容敬) | 1822—1852 |
9 | Мацудайра Катамори (яп. 松平容保) | 1852—1868 |
10 | Мацудайра Нобунори (яп. 松平喜徳) | 1868 |
Литература
- 野口 信一. 会津藩. — 東京: 現代書館, 2005. — 206 с. — ISBN 4-7684-7102-1. (Синъити Ногути. Айдзу-хан. — Токио: Гэндай Сёкан, 2005. — 206 с. — ISBN 4-7684-7102-1.)
- Harold Bolitho. Proceedings of the British Association for Japanese Studies. — London, 1977. — Т. 2. — С. 1-17.
Ссылки
I»sI»s (яп. アイズ айдзу) — манга художника Масакадзу Кацуры. С 1997 по 1999 годы манга издавалась в журнале Weekly Shonen Jump, принадлежащему известной японской издательской компании Shueisha, а впоследствии была издана в 15 томах.
В 2002 году студией Studio Pierrot, по мотивам манги «I»s» был создан OVA-сериал, однако он не получил широкого признания фанатов оригинальной манги, вышли всего две серии. Но несмотря на неудачу, популярность манги заставила Studio Pierrot в сотрудничестве со студией ARMS выпустить в 2005 году новый вариант OVA-экранизации под названием «I»s Pure», то есть «Чистый Айдзу», что должно было подчеркнуть отличие нового сериала от предыдущей попытки и приверженность его сюжетным линиям манги.
Манга официально переведена на английский язык, также существуют любительские переводы на ряд других языков, в том числе и на русский.
Название манги происходит от начальных букв имён главных персонажей, записанных ромадзи, все они начинаются на «i». Также есть информация, что оно может записываться иероглифами 愛図 айдзу, что можно перевести как «карта любви».
АидзувакамацуАидзувакама́цу (яп. 会津若松市 Аидзувакамацу-си) — город в Японии, находящийся в префектуре Фукусима. Площадь города составляет 383,03 км², население — 122 834 человека (1 августа 2014), плотность населения — 320,69 чел./км².
Айдзу Кагэ-рюКагэ-рю (яп. 陰流 кагэ-рю:, «теневая школа»), также известная как Айдзу Кагэ-рю (яп. 会津陰流, «теневая школа Айдзу») — древняя школа кэндзюцу, классическое японское боевое искусство (корю), основанное приблизительно в 1490 году Айдзу Хьюга-но-Ками Ико (яп. 愛洲移香斎久忠), также известного под именем Айдзу Икосаи Хисатада (яп. 愛洲移香斎 尚忠).
Айки-дзюдзюцуАйки-дзюдзюцу (合気柔術) — японская боевая техника, являющаяся предшественником айкидо.
Бандай (вулкан)Бандай (яп. 磐梯山 Бандай-сан), также известный как Айдзу-Бандай (яп. 会津磐梯山), Айдзу-Фудзи (яп. 会津富士) и Айдзу-нэ (яп. 会津嶺, «Пик Айдзу») — стратовулкан в Японии, в префектуре Фукусима.
Во время извержения Бандая 15 июля 1888 года долина реки Нагасэ на площади 71 км² была покрыта грязевыми лавинами, погиб 461 человек. Вулкан дал название одному из видов извержений — бандайсанского (бандайского) типа с проявлением так называемого высокоэксплозивного вулканизма. В 1987 и 2000 годах вблизи окрестностей вулкана наблюдались землетрясения.
Битва при Тоба — ФусимиБитва при Тоба — Фусими (яп. 鳥羽・伏見の戦い тоба-фусими но татакай) — первая битва во время войны Босин в Японии 1868—1869 годов. Состоялась 27 — 30 января 1868 года на южных окраинах японской столицы Киото между войсками нового Императорского правительства и сторонниками ликвидированного сёгуната.
После того как сёгун Токугава Ёсинобу вернул государственную власть Императору, антисёгунская оппозиция сформировала новое правительство. От имени Императора она приняла указ о ликвидации сёгуната и реставрации прямого Императорского правления. Новое правительство лишило экс-сёгуна всех титулов и большинства землевладений. В ответ Ёсинобу перебрался из Киото в Осакский замок, где начал подготовку к свержению оппозиции и возвращению власти. Однако его сторонники поддались на провокации нового правительства и 26 января самовольно отправились в Киото с целью захватить город и восстановить сёгунат.
На следующий день, 27 января, 15 000 самураев экс-сёгуна, а также отряды княжеств Айдзу и Кувана сошлись в районе Тоба и Фусими с 5 000 воинов княжеств Сацума и Тёсю, охранявших столицу. Несмотря на численный перевес сторонников Ёсинобу, они уступали в вооружении и боевом духе солдатам правительственной армии. Силы княжеств Сацума и Тёсю разбили их за три дня. Узнав о поражении, Ёсинобу бежал из Осаки в Эдо, что ещё больше подорвало дух его войск. Через месяц правительство объявило экс-сёгуна «врагом трона» и начало поход на восток.
БяккотайБяккотай (яп. 白虎隊, «Отряд Белого тигра») — группа молодых самураев княжества Айдзу, защищавших его во время войны Босин. Бяккотай получил известность после инцидента, в результате которого 20 его членов совершили харакири, ошибочно считая, что их княжество проиграло войну.
Война БосинВойна Босин (яп. 戊辰戦争 Босин сэнсо:, буквально «Война года Дракона», 1868—1869) — гражданская война между сторонниками Сёгуната Токугава и проимператорскими силами в Японии. Закончилась поражением сил сёгуната, что привело к Реставрации Мэйдзи.
Война стала следствием ряда социальных, экономических и политических неурядиц, которые постигли Японию в первой половине XIX века, что стало причиной падения популярности сёгунского правительства и роста сторонников реставрации прямого императорского правления.
3 января 1868 года император Мэйдзи провозгласил реставрацию всей полноты императорской власти. Через семь дней, после того, как сёгун Токугава Ёсинобу объявил о том, что императорская декларация «незаконна», началась война. Войска Ёсинобу атаковали Киото, резиденцию императора. Несмотря на соотношение сил 3:1 и помощь французских военных советников, первая значительная битва возле Тоба и Фусими привела к поражению 15-тысячной армии сёгуна, и Ёсинобу был вынужден бежать в Эдо. Сайго Такамори повёл победоносную императорскую армию на северо-восток Японии, что привело к капитуляции Эдо в мае 1868 года.
После того, как Ёсинобу капитулировал, бо́льшая часть Японии признала императорское правление, но ядро сторонников сёгуната, возглавляемых кланом Айдзу, продолжало сопротивление. После затяжного сражения, продолжавшегося месяц, клан Айдзу наконец признал своё поражение 23 сентября 1868 года. С этой осадой связан трагический инцидент — самоубийство членов Бяккотай («Отряд белого тигра»), группы молодых самураев (преимущественно подростков), совершивших харакири на вершине холма после того, как дым, поднимающийся от замка, ошибочно убедил их в том, что главная крепость Айдзу пала. Через месяц Эдо был переименован в Токио и началась эпоха Мэйдзи.
В финальной стадии войны адмирал флота сёгуната, Эномото Такэаки, с остатками флота и несколькими французскими советниками бежал на остров Хоккайдо и организовал там республику Эдзо, объявив себя президентом, но в мае 1869 года был разгромлен войсками императора, после чего война была закончена.
В армиях обеих сторон участвовало около 120 000 человек. Из них погибло около 4000 чел..
После победы Императорское правительство отказалось от политики изоляции от Запада и направило свои усилия на модернизацию и вестернизацию Японии. Многие из бывших лидеров сегуната были помилованы и заняли правительственные посты.
Бывший сёгун Ёсинобу был помещён под домашний арест. Однако в 1872 году он был освобождён и ему были возвращены часть привилегий. В 1902 году Токугава Ёсинобу получил титул герцога, но после ликвидации сёгуната он утратил интерес к политике и полностью ушёл от участия в общественной жизни.
Под влиянием японской монархическо-националистической историографии XIX—XX веков война Босин идеализируется в японском искусстве, литературе и кино.
Дайто-рю Айки-дзюдзюцуДайто-рю Айки-дзю-дзюцу (яп. 大東流合気柔術 Дайто:-рю: Айки-дзюдзюцу, ромадзи: Daitō-ryū Aiki-jujutsu) — японское боевое искусство, созданное Такэдой Сокаку. Дайто-рю создано на базе айки-дзюцу, которое в свою очередь корнями уходит к началу второго тысячелетия нашей эры.
Замок АидзувакамацуЗамок Аидзувакамацу (яп. 会津若松城 айдзу вакамацу-дзё:) или замок Вакамацу (яп. 若松城 вакамацу-дзё:) — японский средневековый замок в городе Аидзувакамацу, префектура Фукусима.
Также может носить название замок Цуруга (яп. 鶴ヶ城 цуруга-дзё:).
В средневековых документах известен под именем «Замок Курокава» (яп. 黒川城) или замок Айдзу (яп. 会津城).
Замок Аидзувакамацу входит в число национальных исторических памятников Японии.
Итто-рюИтто-рю (яп. 一刀流, «школа одного меча») — древняя школа кэндзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное в XVI веке известным самураем по имени Иттосай Кагэхиса.
Кагэ-рюКагэ-рю (яп. 影流 кагэ-рю:) — древняя школа баттодзюцу, классическое японское боевое искусство (корю), основанное Ямамотой Хисаем Масакацу (яп. 山本久弥正胜). Кагэ-рю не имеет никакого отношения к стилям Айдзу Кагэ-рю и Синкагэ-рю.
Школа фокусируется на техниках обнажения длинного меча, известного как тёкэн (choken).
Мацудайра КатамориМацудайра Катамори (яп. 松平 容保, 15 февраля 1836 — 5 декабря 1893) — крупный государственный и военный деятель Японии в начале периода Мэйдзи, 9-й даймё Айдзу-хана (1852—1868), военный комендант Киото (1863—1864, 1864—1867).
Мидзогути-ха Итто-рюМидзогути-ха Итто-рю (яп. 溝口派一刀流) — древняя школа кэндзюцу, классическое боевое искусство Японии, основанное приблизительно в XVII веке мастером по имени Мидзогути Сингоэмон Масакацу.
Минамиайдзу (уезд)Минамиайзу (яп. 南会津郡 Минамиайдзу-гун) уезд расположен в префектуре Фукусима, Япония. Он составляет южную треть Айдзу региона в западной префектуре Фукусима.
По оценкам на 1 апреля 2017 года, население составляет 26,085 человек, площадь 2341.53 км ², плотность 170 человек / км ².
Сайто ХадзимэСайто Хадзимэ (яп. 斎藤 一 Сайто: Хадзимэ, 18 февраля 1844 — 28 сентября 1915) — японский самурай, наиболее известный как командир третьего подразделения Синсэнгуми, отряда военной полиции города Киото. Сайто был одним из нескольких основных членов Синсэнгуми, переживших падение сёгуната Токугава и сопровождавшие его гражданские войны (войну Босин и войну Сэйнан).
Северный союз (Япония)Северный союз (яп. 奥羽越列藩同盟 о:уэцу рэппан до:мэй, «союз ханов Муцу, Дэвы и Этиго») — военно-политический союз анти-императорских ханов (княжеств) Северной Японии в Гражданской войне 1868—1869 годов. Существовал в июне — октябре 1868 года.
Такэда, СокакуСокаку Такэда (яп. 武田 惣角 Такэда Сокаку, 10 октября 1859 — 25 апреля 1943) — основатель одной из школ Дзю-дзюцу, известной как Дайто-рю Айки-дзюцу. Родился в провинции Айдзу (современная префектура Фукусима).
Фукусима (префектура)Фукусима (яп. 福島県 Фукусима-кэн) — префектура Японии, которая находится в регионе Тохоку. Площадь префектуры составляет 11 636,28 км², население — 1 038 364 человека (1 августа 2014), плотность населения — 89,24 чел./км². Административный центр — город Фукусима.
На других языках
This page is based on a Wikipedia article written by authors
(here).
Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.
howlingpixel.com
Такэко Накано – последняя женщина-самурай из Айдзу
Написано clover , 16 Январь 2017 · 1 541 Просмотров
Nakano Takeko ~ Onna-bugeisha, Samurai Warrior
(перевод clover)
В историях, прославляющих подвиги самураев, в основном рассказывается о мужчинах, однако, существует немало документальных свидетельств, повествующих о том, что и женщины-самураи (* и дети то же) нередко демонстрировали несгибаемый дух, хранили честь и сражались в битвах наравне с мужчинами.
Женщины-самураи точно также, как мужчины изучали БИ, и история хранит немало женских имен, которые стали блистательными мастерами, особенно в искусстве нагината.
Например, в знаменитом сказании «Хэйкэ моногатари» есть множество сюжетов, рассказывающих о храбрости и преданности женщин-самураев; Tomoe-Gozen, которая была супругой Minamoto Yoshinaka, и Hojo Masako, которая была супругой Minamoto Yoritomo, и которую прозвали Ама-сёгун — «Монахиня-сёгун» (после смерти ее мужа, она стала монахиней — традиционная судьба вдов высокопоставленных самураев). Масако былавыдающимся политическим деятелем своего времени.
Эти истории говорят о том, что ожидания самурайского общества в отношении поведения женщин были такими же, как и для мужчин. В начале 13 в., законы, регулирующие деятельность сёгунского суда, предписывали рассмотрение прав женщин-самураев на наследование наравне с их братьями. Супруга самурая – владельца земель имела весьма высокий статус, она контролировала все финансы хозяйства, распоряжалась слугами и работниками, была обязана в случае отсутствия супруга дома организовывать сохранность имущества, а также устраивать посильную защиту дома в случае войны. Кроме того, она была обязана растить и воспитывать детей, а также обеспечивать им хорошее образование.
На протяжении веков, которые последовали за этим, практика выгодной выдачи дочерей замуж в ходе различных политических интриг (это был важный «инструмент» в борьбе за власть), а также влияние нео-конфуцианского догматизма постепенно привели к тому, что социальный статус женщин-самураев существенно снизился. Вместо идеалов самурайства от женщин стали ожидать безропотного пассивного послушания, которое выражалось в фразе: «Кани — Окусан» (самый малозначимый человек в самурайской семье). К 17 в. дело дошло до того, что в самурайской среде широко распространилось мнение, что женщины нужны только для того, чтобы рожать детей, а чтобы быть спутниками жизни мужчин-самураев — они не годятся. Не смотря на то, что гомосексуальные отношения в среде самураев были строго запрещены, все же было немало воинов, которые предпочитали мужчин женщинам. В 1687 г. Ihara Saikaku написал свою знаменитую книгу «Nanshoku okagami» (Большое зеркало мужской любви), в которой описал любовные отношения между самураями-мужчинами. Он писал, среди прочего: «Женщина – существо, которое не имеет абсолютно никакого значения, истинная любовь возможна только между мужчинами».
Тем не менее, во все времена считалось, что женщины-самураи должны выказывать презрение смерти, если требуется защитить честь их мужей. Жены самураев, приносящие себя в жертву ради верности мужу, является одной самых популярным тем в японской драме. Идеалы самопожертвованности являлись императивом для женщин вплоть до конца 19 в., несмотря на распространение в Японии западных идей.
В 1905 г. Inanzo Nitobe опубликовал книгу «Бусидо – душа Японии», в которой одну из глав посвятил женщинам-самураям. Говоря о второстепенной роли женщины в семье, он писал: «Дочь служила отцу и брату, жена – мужу и детям, поэтому, с самой юности, женщин-самураев приучали ставить интересы других выше собственных.».
Тем не менее, дух боевой доблести в женщинах-самураях окончательно не угас. Например, во время восстания Сацума в 1877 г, женщины-самураи из Кагосима принимали участие в сражениях против императорской армии. В 1868 г. женщины-самураи воевали в рядах сторонников сёгуната против тех, кто поддерживал идею реставрации императорской власти (война Босин).
Такэко Накано – последний женщина-самурай из Айдзу
Такэко Накано (1847–1868) была женщиной-самураем из Айдзу, имя которой прославилось во время войны Босин (* Война кланов императора vs. кланов сёгуната. Ядро сторонников сёгуна находилось в Айдзу).
Такэко Накано родилась в Эдо (ныне — Токио), она была дочерью Nakano Heinai, самурая из домена Айдзу. Учителем Такэко (приемным отцом) с раннего детства стал Akaoka Daisuke*, который преподавал ей боевые искусства, а также дал ей хорошее образование, по меркам того времени, на основе изучения различных классических трактатов по философии и искусству. (1)
(По другим сведениям — Такэко изучала искусство нагината у Dengoro Kurokochi (Kurokochi Dengoro Kanenori (黒河内傳五郎兼規) 1814-1869; Его учеником также был Cокити Такэда, который был учителем Сокаку Такэда. Книга о нем. Одно из известных высказываний мастера Дэнгоро Курокоти: «Дзю-дзюцу включает в себя методы из всех боевых искусств, поэтому освоение дзю-дзюцу позволит с легкостью изучить любые другие боевые искусства».), другие виды БИ и искусство каллиграфии у TaisukeAkazeki. Она каждое утро практиковалась в 1000 ударов мечом (Takeda, p. 2). Ее младшая сестра Yuko и их мать Kouko также практиковались в искусстве нагината (Female Samurai , p. 3).
В 1860 г. (* Сокаку Такэда, который родился в Айдзу, исполнился всего 1 год) Такэко, в возрасте 13 лет, стала признанным мастером и одним из главных инструкторов БИ в Айдзу. В 1968 г., в возрасте 21 года, Накано стала участником войны в Айдзу.
Самураи Айдзу (* главой домена Айдзу был род Мацудайра, с одним из членов которого был знаком Фунакоси), сторонники сёгуната, защищали свой замок в Wakamatsu от 20 тысячной хорошо вооруженной императорской армии без всякой надежды на помощь извне. В рядах Айдзу насчитывалось 3 тысячи человек. Оказавшись в отчаянном положении они призвали на помощь всех тех, кто мог владеть оружием. Среди тех, кто откликнулся на призыв была и Такэко, которая сформировала отряд из 20 женщин, практиковавшихся с нагината. В армии Айдзу этот отряд получил прозвище Jōshitai (Joshigun) или «Отряд женщин-самураев». Однако, отряд Такэко действовал самостоятельно (без армейских приказов), поскольку командывание не согласилось зачислить его в ряды армии Айдзу. (2)
Такэко убила нагината 5-6 солдат, вооруженных винтовками, во время сражения с отрядами домена Ōgaki, которые воевали на стороне императорской армии (3), но была смертельно ранена выстрелом в грудь. Чтобы ее голова, как военный трофей не досталась врагу, она попросила свою младшую сестру, Yūko, отрубить ей голову и спрятать ее. Позднее голова Такэко была доставлена в храм Hōkai-ji (в Aizu Bangemachi, преф. Фукусима), где она была похоронена под сосной. Позднее на этом месте был установлен памятник, одним из учредителей которого стал адмирал японского императорского флота Shigetō Dewa (* тот самый, о котором писал в своих мемуарах Фунакоси, рассказывая о том, как адмирал Дэва стал свидетелем демо Каратэ на Окинаве в 1912), который также был из Айдзу и участвовал в войне Босин в отряде Бяккотай. (4) На памятнике написано: «Она не была могучим воином… И все же она способна воспламенять тысячи сердец японцев своей могучей храбростью». (* У Такэко Накано два памятника: один у храма Хокай-дзи, а другой на месте ее гибели под сосной в Kozashi-machi.)
Во время ежегодного осеннего фестиваля в Айдзу группа молодых девушек, одетые в хакама и с белыми повязками на головах, принимает участие в торжественном шествии в память о Такэко Накано и ее отряде Joshigun.
Michael Hoffman в статье «Women Warriors ofJapan», опубликованной 9 октября 2011 в «The Japan Times» писал: «Жизни Hangaku и Nakano разделяют 7 веков истории, и все же этих двух женщин-самураев связывает нечто общее — они могли бы с легкостью понять друг друга. Их общность заключается и в искусстве нагината, которое они изучали, и в общей участи — стать защитниками замка (хотя замок 12-го в. больше походил на крепость) во время войны, их следованию долгу верности клану, а также их самоотверженность». Хотя, случай Хангаку менее удивителен, чем Накано, поскольку в те времена статус женщин-самураев в обществе был очень велик, и они действовали соответствующим образом.
Не смотря на то, что все это произошло на исходе эпохи самураев: «Последние самураи-женщины из Айдзу», — писал в своей книге Тёрнбулл, — «стали самыми доблестными женщинами-воинами за всю историю Японии».
В результате войны Босин, клан Айдзу (столица — Вакамацу в современной префектуре Фукусима), который в войне Босин выступал на стороне сёгуната Токугава, был практически полностью уничтожен войсками императорской армии.
Новое правительство Мэйдзи, пришедшее к власти в 1868 г., было ориентировано на модернизацию, индустриализацию и вестернизацию Японии, чтобы иметь возможность «побеждать западных «варваров» в их собственной же игре». Постепенно феодальный период правления Токугава стал ассоциироваться у японцев с эпохой самоизолированности Японии от других государств, с патриархальностью и архаизмом. Против новых общественных перемен и выступал клан Айдзу, самураи которого, и вместе с ними Такэко Накано, выступили с мечами против имераторских пушек (* точнее — пулеметов Гатлинга Видео). Преданность старым традициям и возможность закончить свою жизнь, как подобает самураям, были источником их вдохновения. Погибая в осажденном замке, самураи Айдзу оставили после себя множество предсмертных стихов, и среди них одна из женщин-самураев:
«Покидая этот мир,
Я знаю, что непременно вновь вернусь в него,
Самураем».
Ссылки
1. Yamakawa Kenjirō; Munekawa Toraji (1926). Hoshū Aizu Byakkotai jūkyūshi-den. Wakamatsu: Aizu Chōrei Gikai. P. 63
2. Hoshi Ryōichi (2006). Onnatachi no Aizusensō. Tokyo: Heibonsha. P. 80
3. Yamakawa Kenjirō; Munekawa Toraji (1926). Hoshū Aizu Byakkotai jūkyūshi-den. Wakamatsu: Aizu Chōrei Gikai.P. 69
4. Yamakawa Kenjirō; Munekawa Toraji (1926). Hoshū Aizu Byakkotai jūkyūshi-den. Wakamatsu: Aizu Chōrei Gikai. P. 65
Документальный фильм о Такэко Накано (канал History, 2015) на русском языке. Трейлер к фильму .
Беседа о Дайто-рю на форуме E-Budo (перевод на русский)
Айки-агэ и Айки-сагэ в Дайто-рю
Хидэминэ Дзибики: «Путь Мягкости»
Сёген Окабаяси: что такое Айки дзю-дзюцу?
Отрывок из интервью с Токимунэ Такеда (Дайто-рю Айки Будо)
Одори в Дайто-рю Айки дзю-дзюцу
Распространение Айки в Рюкю и Японии
Юкиёси Сагава о Будзюцу и Ки-рёку
budo.community
Сиба Горо, «Вспоминая Айдзу» — 5: _chimera_ — LiveJournal
Последствия капитуляцииЧерез два дня после сдачи правительственные войска вошли в замок. Катамори был отправлен под арест в храм на окраине Вакамацу, а люди из замка — в лагерь в Инавасиро. Среди пленных оказалась женщина, Ямамото Яэко. Облачённая в одежду погибшего под Киото брата, она потребовала, чтобы её называли именем убитого — и сражалась наравне с мужчинами.
Мужчин из пограничных отрядов ждал лагерь в Сиокава. Старики и женщины были вольны поступать так, как считали нужным. В 10-м месяце 1868 г. Катамори отправили в Токио, смертную казнь ему заменили пожизненным домашним арестом.(*)
(*) Одному из выживших старейшин клана правительство велело совершить сэппуку.
Земли клана были конфискованы. В следующем году самураев клана отправили в лагеря для интернированных в Токио и Таката на побережье Японского моря.
В 11-м месяце 1869 г.малолетнему сыну Катамори позволили возродить имя и дом Мацудайра. Ему отвели земли на полуострове Симокита, северо-восточной оконечности острова Хонсю, в настоящее время известные как префектура Аомори. Земли нового клана, названного Тонами, состояли из двух отдельных территорий, покрытых вулканическим пеплом и погребённых под снегом половину года. Официально считалось, что доход от этих земель составляет 30 000 коку риса в год, но в действительности не набиралось и четверти этого количества. Поздней весной 1870 г. самураи Айдзу отправились из лагерей в Токио и Такате в Тонами. Вскоре и их семьям разрешили присоединиться к ним. Число переселённых составило около 14800 человек — или 2797 семей самураев. Их доход в коку был прискорбно мал. Они ничего не знали о земледелии, но попытались возделывать эти бесплодные земли. Без соответствующей одежды, без укрытия от непогоды многие из них пали жертвами болезней и голода. Местные жители частенько видели поселенцев, поедающих дикие коренья и травы — и прозвали их «гусеницами из Айдзу».
Посмотреть на Яндекс.Фотках
ТОНАМИ
После уничтожения клановой системы в 7-м месяце 1871 г. эти земли стали префектурой Тонами, и вскоре были объединены с соседними мелкими префектурами, став префектурой Аомори. Самураям Айдзу предложили либо остаться здесь, либо вернуться в Айдзу. Около 200 семей осталось.
Люди Айдзу так никогда и не простили лидеров Тёсю и Сацума. Земли многих северо-восточных кланов были значительно урезаны после Реставрации, но только Айдзу был полностью уничтожен, и только его самураи отправились в ссылку. Следует отметить, что даже сегодня некоторые выходцы из Вакамацу враждебно относятся к Тёсю и Сацума. Местные историки бывшего клана Айдзу называют армии Тёсю и Сацума не «правительственными войсками», что общепринято, а «западной армией». История Сибы Горо — яркое свидетельство трагических событий тех давних лет.
Примечания к тексту
Не совсем ясно, когда именно Сиба Горо записал свои воспоминания. В предисловии к печатному изданию (Тюо Коронся, 1971 г.) редактор, Исимицу Махито (1904-1975), пишет, что Сиба показал ему рукопись в 1942 году, во время Второй Мировой войны, с просьбой поправить стиль. Исимицу по профессии был журналистом; его отец, выпускник Армейского кадетского корпуса, подружился с Сибой в юности. Исимицу забрал рукопись домой почитать, и история Сибы его «ошеломила» и «вызвала трепет» . С позволения Сибы он скопировал рукопись — и затем ещё несколько раз заходил побеседовать, прояснить некоторые детали, уточнить хронологические и фактические несоответствия. Исимицу вспоминает, что во время этих визитов Сиба бывал порой взволнован до слез. К тому времени как Исимицу закончил работу над текстом, Сибе было уже под восемьдесят; его братья, сестры, жёны (он был женат дважды) и даже несколько внуков уже умерли. Когда в августе 1945 г. Япония потерпела поражение в войне, Сиба попытался совершить самоубийство; он скончался от полученных ран через четыре месяца.
С позволения родственников Сибы Исимицу отнес отредактированную рукопись в издательский дом «Тюо Корон Синся». Она была опубликована в 1971 г.под названием «Ару Мэйдзин но кироку: Айдзу-дзин Сиба Горо но исё» («Хроники человека эпохи Мэйдзи: завещание Сибы Горо из клана Айдзу»). С тех пор книга, включающая и эссе Исимицу, выдержала 33 издания.
Считалось, что оригинал рукописи Сибы был утерян; но в начале 90-х его правнук, Сиба Ёсифуми, пересматривая старые фамильные документы, внезапно наткнулся на рукопись. Текст написан кистью на рисовой бумаге и переплетён в японском стиле. На титульном листе написано просто «Босин дзюннан кайкороку» («Мемуары жертвы войны Босин»).
Разница между оригинальным текстом Сибы, который я прочёл, и опубликованной версией состоит в основном во вставках Исимицу для создания исторического контекста. Это весьма ценный вклад, хотя Исимицу привнес собственную, более современную интерпретацию истории. Когда повествование переходит от частного к общему, это обычно и есть вставки, сделанные Исимицу. В примечаниях я кое-где отмечаю такие вставки.
Повествование Исимицу иногда перескакивало к отдаленным событиям, и я взял на себя смелость переставить такие фрагменты в хронологическом порядке. Похоже, Исимицу придает особенное значение некоторым диалогам в оригинальном тексте — вероятно, на основе своих бесед с Сибой. Некоторый материалы рукописи были опущены – в основном второстепенные: списки имён, несколько довольно безыскусных стихотворений, отчёт о путешествии с друзьями в Камакуру и на гору Фудзи. Значительным (и необъяснимым, на мой взгляд) упущением было отсутствие рассказа Сибы о группе соседских мальчишек, которой, по его же словам, он обязан сохранившейся на всю жизнь привычке «полагаться лишь на себя». Я восстановил этот отрывок, снабдив соответствующими комментариями в сносках. Литературный стиль Сибы и Исимицу очень сходен, исключая некоторые «красивости», добавленные последним – это сдержанный классический стиль (бунготай), популярный среди людей, получивших образование в начале эпохи Мэйдзи. Названия глав были добавлены Исимицу. Примечания и сноски, заключённые в квадратные скобки, сделаны переводчиком.
Техническая информация
И во вступлении, и в тексте перевода я использовал даты, приведённые в опубликованном тексте. Они приведены по японскому лунно-солнечному календарю, использовавшемуся вплоть до перехода на григорианский 1 января 1873 года. Таким образом, для простоты я пишу 1868/8/22 вместо «22-й день восьмого месяца 1868-го года». Нечего и говорить, что год 1868-й по западному календарю вовсе не полностью совпадает с 1868-м годом по календарю лунно-солнечному; в зависимости от каждой даты точнее было бы сказать, например «Кэйо 4-й» (четвёртый год Кэйо) или «Мэйдзи 1-й» (первый год Мэйдзи). Каждые несколько лет в лунно-солнечный календарь приходится добавлять дополнительный високосный месяц; это отмечено как 1862/i8. В самом переводе я использовал фразы наподобие «двадцать второй день восьмого месяца», чтобы сохранить особенности японского текста. Когда это было существенно, я приводил даты и по западному календарю.
Ещё я считал возраст по японскому обычаю, когда ребёнок сразу после рождения считается годовалым, а через календарный год – двухгодовалым. Сибе, родившемуся в 3-й день пятого месяца 1859 г., было около девяти лет и четырех месяцев во время осады в 1868-м (високосном) году.
В Японии принято сначала записывать фамилию, потом – имя. Когда я не мог выяснить чтение имён или когда в источниках были расхождения, я выбирал наиболее распространённое чтение. Ещё мне пришлось поправить некоторые ошибки в транслитерации имён собственных, допущенные при первой публикации.
В восточной Японии, где жил Сиба, основой денежной системы служило золото. Стандартной единицей был рё. Один рё составлял четыре бу, или шестнадцать сю. В западной Японии за основу брали серебро. Курс обмена золота на серебро практически не менялся на протяжении всего периода Токугава: один золотой рё равнялся шести серебряным моммэ). Однако в 60-х годах 19 века серебро стало падать в цене, и к 1871 г.один рё равнялся уже 192 моммэ. Повсеместно использовались медные монеты, моны. Медь тоже неуклонно девальвировалась, и к 1871 г. один рё стоил около восьми тысяч монов. Согласно Новому Монетному акту от 1871 г. в качестве основной единицы расчетов рё заменила йена. Одна йена стала равна ста сэнам, или тысяче рин. В 1872 г., когда Сиба отправился на службу в Токио, один сё (1.805 литров) риса стоил около четырех сэн. За один сэн и пять рин можно было сходить в общественную баню, а за двадцать пять сэн — подстричься и побриться. Англо-японский словарь стоил две йены пятьдесят сэн. В 1875-м году можно было купить миску гречневой лапши за восемь рин, миску супа из бобов «адзуки» — за три сэна, сладкую булочку — за пять рин. Зарплата начинающего полицейского составляла шесть-семь йен. Читатель может заметить, что за время повествования Сиба употребляет различные наименования.
Статус клана оценивался с точки зрения его среднего дохода в коку риса (один коку равняется 5.1 бушелей США). Жалование самурая, или то количество риса в год, на которое он имел право, также измерялось в коку.
(исходный текст перевода тут)
users.livejournal.com
Тоcиcиро Обата «Самурайское айкидзюцу» Глава 2 Люди Айдзу
Тоcиcиро Обата
«Самурайское айкидзюцу»
Глава 2
Поскольку Дайто-рю Айки-дзюцу, известное также как Такэда-рю Айки-дзюцу, развивалось в семье Такэда, оно было передано верхушке клана самураев Айдзу через Такэда Куницугу. Эта ветвь семьи Такэда, вполне естественно называвшаяся Айдзу Такэда, учила многие последующие поколения последователей из Айдзу также и искусству владения мечом. В то время для молодого самурая считалось необходимым развитие как тела, так и духа. Несомненно, важнами были навыки владения оружием, но большое значение придавали и пониманию морального кодекса самураев, поэтому для подготовки молодых представителей касты самураев существовали специальные школы. Школа клана Айдзу, организованная в 1664 году, называлась Ниссинкан. Тренировочный зал, где она разместилась, был выстроен в 1674 году.
Боевые искусства нигде не процветали так, как в районе Айдзу. В школе Ниссинкан учили пяти стилям работы с мечом и двум стилям Дзюдзюцу — Мидзу-но Синто-рю и Синмё-рю. Кроме того, в районе Айдзу было много частных тренировочных залов, в том числе 22 зала для Кэн-дзюцу (искусство работы с мечом, для тренировок в котором использовались учебные мечи из бамбука или других пород дерева), 14 — для Батто-дзюцу (фехтования настоящими мечами), 16 — для Дзю-дзюцу, 7 — для стрельбы из лука, 16 — для упражнений с огнестрельным оружием и 4 — для работы с копьем. Желающие ученики могли также заниматься Нагината-дзюцу (работа с алебардой), Кусари-дзюцу (работа с цепью) и Бо-дзюцу (работа с деревянной палкой), а также Кактю Кумиути (работа в доспехах без оружия) и Дзинтю Нин-дзюцу (техника шпионажа). Всего в районе Ацдзу работало 94 школы боевых искусств.
Некоторые боевые искусства были доступны только для самураев самого высокого положения и считались Отомэ-рю (Госикиути) — секретными искусствами. Не допускались ни передача этих систем последователям более низких уровней, ни техническое смешение стилей, а показательные выступления могли наблюдать только члены школы (Рюха). Боевые искусства, на которые распространялись эти ограничения, включали Айки-дзю-дзюцу и Айдзу Мизогути Ха Итто-рю.
Боевые системы самураев Айдзу передавались от поколения к поколению, постоянно шлифуясь и совершенствуясь. Переходя от отца к сыну в десяти поколениях самураев семьи Такэда из Айдзу, они со временем достались группе выдающихся людей. Эта небольшая, но очень талантливая группа смогла защитить сокровенное искусство от политических воздействий, сопровождавших выход Японии на международную арену в конце XIX века — от сил, разрушивших многие старейшие и уважаемые традиции Японии в области боевых искусств.
После более чем двух веков правления сёгуната Токугава, в течение которых страна практически не менялась, Япония начала постепенно втягиваться, часто против своего желания, в жизнь второй половины XIX века. Прогрессивные силы начали оказывать такое давление, против которого не могли выстоять ни самураи, ни правительство. Наконец, началась гражданская война между последователями сёгуна и теми, кто хотел восстановить власть императора, и эта война по своей длительности и количеству пролитой крови достигла уровня, невиданного со времен эпохи Сэнгоку три столетия назад.
Поддержка как партии императора, так и партии сёгуна была организована по линиям кланов. Самураи из Айдзу под предводительством Катамори Мацудайра, служившие сёгуну в течении веков, продолжали служить ему и принимали участие в войнах «бакумацу» (1853-1867) в качестве основных военных сил сёгуна. После сражений при Тоба и Фусими в январе 1868 года поддерживавшие императора кланы Сацума и Тёсю преследовали последнего из сёгунов, Ёсинобу Токугава, и тот скрылся из Осаки и перебрался в Эдо — но лишь затем, чтобы вскоре передать свою власть и свой замок новому правителю Японских островов.
В составе самураев Айдзу, поддерживавших сёгуна в сражении при Фусими, был Таномо Сайго (1830-1905) — ученик Соэмона Такэда и эксперт в Дайто-рю Айки-дзюцу. Осенью 1868 года Таномо Сайго, возглавлявший клан Айдзу, выступил против объединенных сил Сацума и Тёсю в сражении при Сиракавагути, и после кровопролитной битвы был побежден. Но они были настолько благородны в бою и настолько верны этическим принципам самураев при поражении, что имя клана Айдзу навсегда останется в сердцах Японского народа, а имена его людей сохранятся, словно высеченные в камне.
Когда члены семьи Таномо Сайго узнали, что их воины проиграли битву, они поняли, что Таномо Сайго мертв, и не забыли о своем долге. Понимая, что им предстоит встретить вторжение войск, победивших их воинов, чтобы избежать неуважения и плохого обращения с их стороны и чтобы не быть обузой для защитников родной земли женщины и дети — всего 21 человек — покончили жизнь самоубийством.
Войска Сацума, вступившие на землю Айдзу, встретили сопротивление. Группа вооруженных алебардами женщин-самураев под предводительством Такэко Накамура упорно сражалась с завоевателями, как и Бякко Тай — группа из 40 подростков в возрасте от 15 до 17 лет. Когда эти юноши случайно потеряли своего предводителя, они заняли позицию на горе Иимори. Увидев город Айдзу в огне, последние 20 ребят из этого отряда лишили себя жизни, чтобы поддержать честь своих семей. Но, как очень часто бывает, храбрые и справедливые были отомщены.
На десятый год правления императора Мэйдзи войска Сацума, вызвавшие падение клана Айдзу, восстали против власти императора, и началась Сэйнанская война. После того, как клан Айдзу был разбит при Сиракавагути, пногие самураи и простые жители района Айдзу вступили в императорскую полицию или армию, и получилось так, что они столкнулись с восставшими войсками Сацума. У них остались свежие воспоминания об их потерях, и их вдохновляли подвиги группы подростков и женщин под предводительством Такэко Накамура. В сражении при Табарудзака они сражались как дьяволы, добившись отмщения, которое должно было удовлетворить их погибших предков, и отправили в забвение остатки того, что некогда было могущественным кланом Сацума.
Таномо Сайго, выживший в сражении при Сиракавагути, позднее сыграл решающую роль в переходе Дайто-рю Айки-дзюцу в современную эпоху.
ki-moscow.narod.ru
Сацума — Улицы Киото — LiveJournal
Такара Горо,временный глава представительства.34 года, в Киото полгода
Такара Горо временно исполняет обязанности главы клана, потому что прежнего перевели в Эдо после блистательно проведенного инцидента Бункю, а нового все никак назначить не могут.
1. Политическая позиция
Выраженной политической позиции у Такары Горо нет. Он везде ищет выгоды для клана.
2. Ружья
Если бы можно было найти поставщика ружей для Сацумы — это очень укрепило бы позиции Такары.
3. Киото
Киото до сих пор — чужой для сацумцев город. Несомненно, о нем нужно узнать как можно больше — и выжать из него максимум.
4. Айдзу.
Кажется, они не справляются с ситуацией. Это надо обратить себе на пользу. Сацума должна для начала получить от военного коменданта право патрулировать город, дальше можно развернуться.
5. Тёсю
Ну, тут понятно.
Нынешний взлет Сацумы (а она очень укрепила позиции за последнее время) произошел за счет Тёсю. Скорее всего, они вас порядком ненавидят. Но ведь и это можно обратить на пользу Сацуме.
6. Тоса
Терра инкогнита. Даймё Тоса Яманоути Ёдо вроде как поддерживает сёгунат, но что там думают его люди…
Это тоже можно использовать во благо Сацумы.
7. Инцидент в Терада-я весной прошлого года.
9 самураев Сацума — сторонников императора — были убиты при сопротивлении аресту (арестовывали их представители своего же клана). Ещке несколько человек были авзяты, доставлены в клан и совершили сэппуку. Один из приговоренных, Нитто Ёсимэ, бежал. Вообще неплохо бы его найти и казнить (не сэппуку, а просто обезглавливание). Но, возможно, и его можно обратить на пользу Сацуме?
8. Горный старец
Приемный отец Такары Горо, Такара Синтаро, три года назад, находясь на слубе в Эдо, ослеп.
Не вынеся такой жизни, он через три месяца покончил с собой. Горо предположил, что здесь нечисто. Он вычислил, кому было более всего выгодно отстранение Такары-старшего. С несколькими друзьями, среди которых был Хайяма Макото, похитил его (они понимали, что совершают отчаянный поступок) и допросил. Тело надежно укрыл залив Эдо.
Его навели на чайный домик, где работала красивая проститутка. С ней произошло то же самое. Девица не выдержала пыток, и сообщила, что она использовала редкий яд, который подложила в жареного кальмара, переодевшись уличной торговкой. А всм эти шиноби-штучкам обучил ее Тамба-сэнсэй, Горный старец, приверженец учения Алмазной колесницы.
Такара Горо с дурзьями нашли дом Тамбы год назад и убили и его, и его малолетних учениц.
9. Господин Нара Миягоро
Нара Миягоро был очень высокопоставленный самурай Сацума. Однажды он по какому-то вопросу разошелся во мнениях с другим самураем, из Мацумаэ (это самый север Японии, остров Эдзо (Хоккайдо)). И погиб. Вроде бы его убил кто-то из молодых самураев Мацумаэ. Убийцу Мацумаэ не выдали.
ну, конечно, дело чести Сацума — паренька найти и пришить. Назвали имя вроде Нагакура.
10. Финансы
С финансами все очень бедненько. Среднее жалование самурая Сацума в сезон -1 рё. На какие-то мегапроекты типа закупки партии ружей выделят крупную сумму, но пока вертитесь как хотите.
11. Состав представительства — Исоно Сотаро и Исоно Содзиро, сыновья высокопоставленного самурая, племянники Исоно Цурумару. В 1851 году он совершил сэппуку во времена очередного передела власти в клане, и тем самым спас жизни многими членам своей фракции. Его жена с ребенком на руках утопилась.
12. зимой прошлого года, как слышал Такара, в Киото убили самурая Сацума по прозвищу «Красный краб», который обеспечивал наблюдение за дворцом и делами придворных, и для этого часто бродил по Киото, переодетый. Убили, скоере всего, в случайной драке. Ну, убили и убили…
13. Десять дней назад недалеко от собственного представительства были убиты самураи Сацума Аваи Монтаро и Рури Минору. Рядом обнаружена записка — «Небесное Возмездие».
Непонятно, кто это. Тёсю, бандиты, дурацкая случайность?
Хайяма Макото, высокопоставленный самурай
1. «Расэцу»
Два года назад ты и твой брат Матаро по поручению клана исполняли в Эдо тайную миссию.
Ходили слухи, что доктор Ямагути Акира создает снадобье «Расэцу» (это демон такой), чтобы воины Ямато стали сильными-сильными и сбросили иностранцев в море.
Решили, что такое снадобье очень пригодилось бы Сацуме.
Макото удалось познакомиться с зятем доктора, тоже врачом, Ямагути Исами (нормальное дело — фамилия у зятя, такая же как у тестя, зятя приняли в семью).
Макото надеялся прсто напоить его и расспросить, но молодой врач не желал говорить. Пришлось похищать и допрашивать.
Ямагути-младший сообщил, что ему приходится через якудзу доставать зятю опий, и тому вроде как удалось добиться многого, но чего именно — он не знает. Пришлось убить его и бросить тело.
Почти то же самое получилось с самим доктором. Он ничего не сказал. Братья Хайяма и их люди вынуждены были убить его с женой и сжечь дом.
Хотя нить и потеряна — «Расэцу» все равно должет оказаться в руках Сацумы!
2. Год назад Матаро был убит в Киото, Хайяма даже не смог приехать на его похороны. Рассказывали, что убивали его странно — рана в бедре, рядом валялся его же вакадзаси, окровавленный. И рана от меча. Скорее всего, убивал левша…
3. Три дня назад у тебя была встреча в Тецуми-окия с Хиросавой Кейдзи, обсуждали районы патрулирования Киото. Он остался на подольше, наутро его нашли убитым.
Исоно Сотаро и Исоно Содзиро, молодые самураи
Исоно Цурумару — старший брат отца Сотаро и Содзиро. Мальчиков вырастили в почтении к этому человеку. Во время очередного витка кланового передела власти, в 1851 году, он совершил сэппуку и тем спас от репрессий несколько знатных самураев своей фракции, а за ним покончила с собой, утопившись в заливе, его жена О-Хана. Неизвестно, куда делась маленькая дочь Цурумару, Миюки. Считается, что О-Хана взяла дочь с собой, просто тело не нашли. Однако родные подозревают, что девочка жива — родители любили ее до безумия и вряд ли стали бы убивать.
Прошлой ночью Содзиро подрался с пьяным пареньком своего возраста. По говору — с севера.
Нитто Ёсиме, ронин
Нитто Ёсимэ — самурай хана Сацума, в прошлом (1862) году послан служить в представительстве клана в Киото. В прошлом году в Терада-я
собирались молодые люди — поговорить о том, как Японии жить дальше. Там было много сторонников императорского правления и противников
сёгуната.
Нитто позвал один из друзей, он с интересом слушал спор. Раньше он не думал о таких сложных вещах — его воспитали в почтении к клану, а об императоре в Сацуме не слишком было принято говорить.
Внезапно в гостиницу ворвалась группа сацумских самураев, которые потребовали, чтобы собравшиеся пошли за ними. Завязался бой, погибло 9 человек, остальных арестовали и доставили в клан. Нитто должен был
совершить сэппуку, но бежал. До него дошли вести, что его жена покончила с собой.
Проскитавшись по Японии полгода, он пришел в Киото. В итоге снова оказался в Терада-я. Тамошняя хозяйка, очень хорошая женщина, согласилась его приютить.
bakumatsu-game.livejournal.com
📌 Айдзу — это… 🎓 Что такое Айдзу?
А́йдзу (яп. 会津 Айдзу?) — область, занимающая западную часть японской префектуры Фукусима. Крупнейший город области — Айдзу-Вакамацу. В период Эдо на её месте существовало феодальное княжество (хан) Айдзу (яп. 会津藩 Айдзу-хан?), которое было частью провинции Муцу.
История
На протяжении большей части периода Эдо ханом Айдзу управлял род Хосина, бывшие старшие вассалы рода Такэда. В начале XVII века Хосина Масамицу, глава рода, усыновил Масаюки, незаконного сына второго сёгуна Токугавы Хидэтады. В результате богатство семьи Хосина стало возрастать, им жаловали всё бо́льшие и большие участки земли, и наконец в середине XVII века они получили во владение хан Айдзу, доход от которого в те времена оценивался в 240 тысяч коку. Усыновлённый Хосина Масаюки, ставший в свою очередь новым главой семьи, был заметной политической фигурой во время правления своего брата по отцу Токугавы Иэмицу, а впоследствии выполнял обязанности регента при малолетнем четвёртом сёгуне Токугаве Иэцуне. В конце XVII столетия род Хосина получил разрешение использовать камон (родовой герб) правящего клана Токугава и новую фамилию — Мацудайра. С этого времени род Хосина был известен как Айдзу-Мацудайра, а старой фамилией члены рода пользовались главным образом во внутреннем документообороте хана. В кодексе рода Мацудайра, установленном Масаюки, существовало отдельное предписание служить сёгуну с безоговорочной преданностью, и члены рода старались выказывать приверженность этому предписанию, даже если их истинными целями было повышение своего статуса и веса в обществе.
Хан Айдзу был известен своей военной мощью: в его распоряжении находилась регулярная армия численностью более 5000 воинов, которую нередко посылали на охрану северных границ страны вплоть до южного Сахалина. Незадолго до прибытия «чёрных кораблей» коммодора Мэттью Перри войска Айдзу наряду с другими силами охраняли бухту Эдо, продолжив службу и после отплытия Перри. Армия Айдзу имела два набора правил ведения войны, «Правила для командиров» (яп. 将長禁令 Сё:тё: кинрэй?) и «Правила для солдат» (яп. 士卒禁令 Сисоцу кинрэй?). Они были введены в 1790-х годах и устанавливали профессиональные, современные стандарты проведения военных операций. В «Правилах для солдат» имелись два пункта, защищавшие гражданское население на территории врага; подобная интерпретация прав человека при военных действиях была записана в правилах Айдзу более чем за 70 лет до первой Женевской конвенции 1864 года.
Флаг Айдзу конца периода Эдо. Изображает иероглиф 會, ранее писавшийся в слове «Айдзу» вместо 会.- 敵地といえども猥りに田畑を踏荒らすべからざる事。
«На вражеской территории запрещено без причины вытаптывать рисовые поля.»
- 敵地に入って、婦女を犯し、老幼を害し、墳墓を荒らし、民家を焼き、猥りに畜類を殺し、米金を掠取り、故なく林木を伐り、作毛を刈取べからざる事。
«Вступая на вражескую территорию, запрещено насиловать женщин, причинять вред детям и старикам, осквернять могилы, сжигать дома, резать скот без нужды, присваивать деньги и рис, без причины вырубать лес и жать созревающий рис.»
Во время правления девятого главы рода, Мацудайры Катамори, хан Айдзу направил большое количество военных сил в Киото, где Катамори занимал пост защитника Киото (яп. 京都守護職 Кё:то Сюгосёку?). В годы бакумацу, предшествующие реставрации Мэйдзи, хан Айдзу встал на сторону просёгунских сил, сражаясь со сторонниками императора, происходившими в основном из ханов Тёсю и Сацума. Род Мацудайра, следуя указаниям сёгунского правительства, стал первым официальным покровителем Синсэнгуми, военной полиции, действовавшей в Киото.
В 1868 году сёгун был свергнут, и Мацудайра Катамори ушёл со своего поста вместе с ним. Императорский двор, состоявший из уроженцев Сацумы и Тёсю, объявил Катамори и весь хан Айдзу «врагами императора», призывая покарать их. Катамори пытался уладить дело мирным путём — в частности, много раз приносил официальные извинения новому правительству — однако оно не обратило на них внимания. В конце концов силы хана Айдзу вступили в войну Босин наряду с войсками Северного Альянса (Оуэцу Рэппан Домэй), но уже в октябре 1868 года императорская армия осадила замок Цуруга, цитадель хана Айдзу. С этой осадой связан трагический инцидент — самоубийство членов Бяккотая («Отряда белого тигра»), группы молодых самураев (преимущественно подростков), совершивших харакири на вершине холма после того, как дым, поднимающийся от замка, убедил их в том, что главная крепость Айдзу пала.
Известные люди
Игрушка акабэко (яп. 赤べこ?, «красная корова») — традиционный символ Айдзу.- Для персоналий, родившихся до реставрации Мэйдзи, указан традиционный японский порядок имён: Фамилия Имя
- Сиба Горо — генерал, участвовавший в подавлении китайского восстания ихэтуаней.
- Ямамото Яэко — защитница Айдзу в период войны Босин, позже — одна из основателей университета Досися (англ.) в Киото.
- Ямамото Какума — бывший самурай, брат Ямамото Яэко, вместе с ней принявший участие в основании университета Досися.
- Такаминэ Хидэо — бывший самурай, получивший образование в США. В эпоху Мэйдзи стал педагогом, внедрял в Японии образовательные методы Песталоцци.
- Ибука Кадзиносукэ — бывший самурай, в период Мэйдзи принявший христианство и основавший в Японии отделение YMCA (Христианской организации молодых людей).
- Ямакава Кэндзиро — выпускник Йельского университета, физик, исследователь, ректор Токийского университета и Киотского университета.
- Ямакава Сутэмацу — сестра Ямакавы Кэндзиро, выпускница Вассарского колледжа. Принимала участие в основании колледжа Цуда, организатором которого была Цуда Умэко, дочь известного японского агронома Цуды Сэна и подруга Сутэмацу.
- Ямакава Хироси — брат Кэндзиро и Сутэмацу, военный деятель, генерал Императорской армии Японии.
- Ямакава Футаба — сестра Кэндзиро, Сутэмацу и Хироси, педагог, коллега Такаминэ Хидэо.
- Накано Такэко — защитница Айдзу, погибшая в бою во время осады замка.
- Сайго Таномо — бывший главный советник рода Мацудайра, впоследствии синтоистский священник и преподаватель боевых искусств, в частности, учитель Сокаку Такэды.
- Урю Ивако — работница социальной сферы, много сделавшая для помощи беднякам и сиротам.
- Акидзуки Тэдзиро — бывший самурай, позднее преподаватель.
- Для персоналий, родившихся после реставрации Мэйдзи, указан стандартный порядок имён: Имя Фамилия
- Сюнроку Хата — фельдмаршал императорской армии Японии. На Токийском процессе был приговорён к пожизненному заключению
- Хидэё Ногути — врач, сделавший значительный вклад в борьбу с сифилисом. Его портрет размещён на банкноте в 1000 иен (по состоянию на 2007 год).
- Цунэо Мацудайра — сын Мацудайры Катамори, был послом Японии в США и Великобритании.
- Исао Мацудайра — внук Мацудайры Катамори, политик, губернатор префектуры Фукусима в 1976—1988 годах.
- Сэцуко Мацудайра — дочь Цунэо Мацудайры, принцесса императорского дома, вышедшая замуж за брата императора Хирохито.
- Цунэнари Токугава — внук Цунэо Мацудайры, с 1963 года глава основной ветви рода Токугава.
- Киёси Сайто — художник.
Список даймё
№ | Имя | Годы правления |
---|---|---|
Род Гамо (тодзама, 919 000 коку), 1590—1598 | ||
1 | Гамо Удзисато (яп. 蒲生氏郷) | 1590—1595 |
2 | Гамо Хидэюки (яп. 蒲生秀行) | 1595—1598 |
Род Уэсуги (тодзама, 1 200 000 коку), 1598—1601 | ||
1 | Уэсуги Кагэкацу (яп. 上杉景勝) | 1598—1601 |
Род Гамо (тодзама, 600 000 коку), 1601—1627 | ||
3 | Гамо Хидэюки (яп. 蒲生秀行) | 1601—1612 |
4 | Гамо Тадасато (яп. 蒲生忠郷) | 1612—1627 |
Род Като (тодзама, 400 000 коку), 1627—1643 | ||
1 | Като Ёсиаки (яп. 加藤嘉明) | 1627—1631 |
2 | Като Акинари (яп. 加藤明成) | 1631—1643 |
Род Хосина/Мацудайра (симпан, 230 000, впоследствии 280 000 коку), 1643—1868 | ||
1 | Хосина Масаюки (яп. 保科正之) | 1643—1669 |
2 | Хосина Масацунэ (яп. 保科正経) | 1669—1681 |
3 | Мацудайра Масаката (яп. 松平正容) | 1681—1731 |
4 | Мацудайра Катасада (яп. 松平容貞) | 1731—1750 |
5 | Мацудайра Катанобу (яп. 松平容頌) | 1750—1805 |
6 | Мацудайра Катаоки (яп. 松平容住) | 1805 |
7 | Мацудайра Катахиро (яп. 松平容衆) | 1806—1822 |
8 | Мацудайра Кататака (яп. 松平容敬) | 1822—1852 |
9 | Мацудайра Катамори (яп. 松平容保) | 1852—1868 |
10 | Мацудайра Нобунори (яп. 松平喜徳) | 1868 |
Литература
- 野口 信一 会津藩. — 東京: 現代書館, 2005. — 206 с. — ISBN 4-7684-7102-1 (Синъити Ногути Айдзу-хан. — Токио: Гэндай Сёкан, 2005. — 206 с. — ISBN 4-7684-7102-1)
- Harold Bolitho Proceedings of the British Association for Japanese Studies. — London, 1977. — Т. 2. — С. 1-17.
Ссылки
dic.academic.ru