ВЗГЛЯД / Как адмирал Эссен стал последним великим флотоводцем царской России :: Общество

Сто пять лет назад, 7 мая 1915 года, преждевременная смерть оборвала земные дни Николая Оттовича Эссена. Знаменитый российский адмирал, человек, много сделавший для развития отечественного военного флота и обогативший его историю яркими примерами героизма. Как складывалась его жизнь и карьера – и почему даже японцы отказались брать его в плен?

Уход Эссена из жизни стал истинной трагедией для России – адмирал умер на взлете, в расцвете своего таланта, да еще и в разгар мировой войны, когда Отечество крайне остро нуждалось в подобных людях. Благодаря Эссену российский Балтийский флот встретил врага на тщательно подготовленных позициях – адмирал разработал оборонительную систему так искусно и тщательно, что мощные эскадры кайзера даже и не помышляли о прорыве к Кронштадту и Петербургу.

На уровне задач своего времени

А начиналось все в 1860 году в Петербурге, где будущий флотоводец родился 11 декабря в семье товарища (заместителя) министра юстиции Российской империи, статс-секретаря, тайного советника, сенатора Отто Вильгельмовича фон Эссена (1828-1876) и Любови Алексеевны (в девичестве Дружининой).

Эссен происходил из семьи остзейских (прибалтийских) немцев, многие представители этой этнической группы верно служили России на военных и гражданских должностях. В частности, семья Эссенов состояла в родственных отношениях с семейством Коцебу, один из представителей которой, тоже Отто, стал знаменитым российским мореплавателем, совершил три кругосветных плавания, сделал много географических открытий. Отто Коцебу скончался еще за тринадцать лет до рождения Коли Эссена, но как знать, возможно, именно наличие такого родича послужило причиной того, что пятнадцатилетнего мальчика отдали в Морское училище.

Первые годы службы протекали вполне стандартно – учеба, набор опыта, постепенный подъем по карьерной лестнице. Эссен стремился стать настоящим профессионалом и неуклонно пополнял свои знания. Он еще отучился сначала в механическом отделении Николаевской морской академии, а потом и в Артиллерийском офицерском классе. Это было время стремительной научно-технической революции во флоте.

Прежние белокрылые красавцы, парусные линейные корабли и фрегаты, окончательно канули в прошлое, а на смену им пришли неуклюжие и уродливые поначалу «утюги» – броненосцы и крейсера, двигавшиеся на паровой тяге.

Очень скоро стало понятно, что любой флотский офицер должен быть еще и грамотным техническим специалистом. Любой корабль двигался и жил за счет пара и электричества, снабжался все более сложным оружием, артиллерийским и торпедным, оснащался разными тонкими приборами, позволявшими измерять дистанцию до неприятеля, регулировать эффективный пушечный огонь, поддерживать загоризонтную радиосвязь. Однако и в начале XX века значительную часть российских морских офицеров составляли так называемые марсофлотцы, воспитывавшиеся еще на палубах парусных кораблей. Они категорически отставали от заданных эпохой нормативов и потому на вес золота ценились «технари» типа Эссена.

Первую командирскую должность, впрочем, ему дали не слишком рано. В 36 лет получил под свое начало миноносец – столь крохотный, что не имел даже собственного имени, лишь номер 120. В 1898-1900 годах Николай Оттович являлся старшим офицером канонерской лодки «Грозящий», а затем в течение года – командиром парохода «Славянка». В жизни он руководствовался девизом, который передал и своему сыну: «Работать не покладая рук, не зная отдыха».

Свою первую по-настоящему значимую должность Эссен получил 6 февраля 1902 года. Он стал командиром крейсера «Новик». Выстроенный в Германии по российскому заказу «Новик» стал по тем временам одним из лучших крейсеров в мире – благодаря своей рекордной скорости в 25 узлов. По мысли авторов проекта, это должен быть опасный «охотник», способный уничтожать всех, кто слабее его, и гарантированно уходить от тех, кто сильнее.

Николай Оттович вступил в командование «Новиком», когда крейсер находился на стоянке в греческом Пирее – а потом Эссен отвел судно на Дальний Восток, где оно вступило в состав базировавшейся в Порт-Артуре российской тихоокеанской эскадры. Германский военно-морской атташе в Порт-Артуре Альберт Гопман (будущий противник Эссена во время Первой мировой) оставил словесный портрет Николая Оттовича: «Мне представили маленького плотного капитана II ранга, шедшего мелкими быстрыми шагами по набережной. Чистое круглое лицо, большие умные синевато-серые глаза… Это лицо и глаза из тех, что надолго врезаются в память. Говорят, хрустально бескорыстный, крайне независимый человек».

В порт-артурской западне

С началом в 1904-м войны с Японией броненосцы порт-артурской эскадры большей частью отстаивались в гавани. Однако экипаж «Новика» демонстрировал чудеса неутомимости. Крейсер постоянно выходил в море – участвовал в боях с японским флотом, прикрывал российские миноносцы, проводил разведку.

В бою 27 января Эссен, стремясь дать русской эскадре время на то, чтобы успеть выйти из гавани навстречу врагу, атаковал на своем маленьком крейсере сам флагман адмирала Того – могучий броненосец «Микаса». Позже в своем рапорте он описывал это так: «Повернув вправо, и дав машинам 135 оборотов (22 узла хода), пошел на головной корабль неприятеля, имея в виду, что благодаря такому движению крейсер представляет собой наименьшую цель неприятелю, быстрота же передвижения цели затрудняет ему пристрелку; кроме того, находясь на правом фланге своей эскадры, я не мешал ей в съемке с якоря и маневрировании».

«Новик» попал под интенсивный огонь, но «танцевал» перед японским флотом в течение получаса. Крейсер получил попадание снаряда, из-за чего рулевое отделение наполнилось водой. Эссен приказал отступать, но настроение у экипажа после боевого крещения было самое великолепное. Служивший на «Новике» лейтенант Андрей Штер записал в дневнике: «Вольнонаемный капельмейстер нашего оркестра до такой степени увлекся войной, что категорически отказался уходить с «Новика», а просил на следующий раз выдать ему ружье, должно быть, вместо дирижерской палочки». За это дело Эссен получил награду – золотую саблю.

А 26 февраля «Новик», на борту которого находился сам командующий русской эскадрой Степан Осипович Макаров, вышел на помощь «Стерегущему», принявшему неравный бой с четырьмя японскими миноносцами. Спасти «Стерегущий» не успели: он, избитый вражескими снарядами, пошел ко дну. Однако сам факт того, что командующий самолично устремился на выручку маленькому суденышку, оказал на русскую эскадру громадное воодушевляющее воздействие.

Через две недели Макаров велел Эссену сдать «Новик» капитану II ранга Максимилиану Шульцу, а самому перейти командиром на эскадренный броненосец «Севастополь».

Казалось, Эссену бы радоваться – он, оставаясь по званию всего лишь кавторангом, получил один из мощнейших на флоте кораблей! Но Николай Оттович был невесел – он знал, что на «Севастополе», этой тихоходной «коробке», ему уже не придется так часто участвовать в громких делах. Жене писал: «Вчера принял броненосец, сдал «Новика» Шульцу. Команда кричала в мою честь: «Ура!», провожали сердечно… К «Новику» я привык, крейсерская служба мне больше по душе, и это повышение не радует». Впрочем, у Макарова не было выбора – он убедился, что ряд командиров крупных кораблей откровенно не соответствуют своим должностям, и торопился заменить их боевыми и энергичными офицерами. А вскоре талантливого командующего не стало – флагман Макарова «Петропавловск» налетел на японскую мину и ушел ко дну с большей частью экипажа.

После его смерти для русской эскадры наступили черные дни. Дело не только в унынии, охватившем флот после гибели всеми любимого Макарова. Беда в том, что достойного преемника ему так и не нашлось. Таким преемником мог стать Эссен, но он для того был еще слишком мал в звании. Безвольный и бесталанный Вильгельм Карлович Витгефт, ставший командующим, предпочел уныло отстаиваться в гавани. Высшее начальство буквально вытолкнуло Витгефта в море, велев покинуть Порт-Артур, над которым нависла угроза захвата с суши, и прорываться во Владивосток. Исход последовавшего за этим боя при Шантунге решила роковая случайность – два японских снаряда, попавших в боевую рубку флагманского «Цесаревича», убили Витгефта, вывели из строя большую часть его штаба и оставили русскую эскадру без руководства.

В этой тяжелейшей обстановке Эссен на своем «Севастополе» пытался в одиночку атаковать врага, но японский снаряд, нарушивший работу одной из кочегарок, замедлил и без того невысокую скорость броненосца. Возникла паника и неразбериха, в результате которой большая часть эскадры вернулась в уже обреченный Порт-Артур и лишь некоторые русские корабли интернировались по нейтральным портам.

Ум и отвага

Порт-Артур окружили с суши и было ясно, что рано или поздно он падет. Но там все еще оставались крупные силы российского ВМФ – броненосцы, крейсера, миноносцы. На создание этих кораблей была потрачена масса труда и гигантские суммы. Необходимо, казалось, сделать все, чтобы спасти их для будущего. Это вполне понимал Эссен, но не понимали «пещерные адмиралы» Павел Ухтомский и Роберт Вирен, руководившие эскадрой на финальном этапе ее существования.

Эссен, 10 августа выходивший на обстрел японских сухопутных позиций на своем «Севастополе», предлагал повторить попытку прорыва во Владивосток – его не слушали. Кончилось тем, что японцы, захватив в окрестностях Порт-Артура гору Высокую, установили на ней дальнобойную артиллерию и попросту перетопили русскую эскадру прямо в гавани, на мелководье. Позже, когда крепость пала, японцы подняли все эти корабли, отремонтировали и ввели их в состав своего флота.

Но «Севастополь» врагу не достался. 25 ноября Эссен вывел свой броненосец на внешний рейд, а затем в бухту Белый Волк и начал готовиться к прорыву.

Японцы обрушили на дерзкого капитана атаки миноносцев. «Севастополь» и несколько уцелевших русских миноносцев яростно отстреливались, потопив и повредив нескольких «японцев». Но так долго продолжаться не могло – одна из вражеских торпед все же поразила броненосец в корму, нанеся ему тяжелейшие повреждения и сделав прорыв невозможным. Однако Эссен продолжал использовать свой корабль в качестве плавучей батареи – поддерживая огнем своих двенадцатидюймовок русскую пехоту, державшую фронт в районе Ляотешаня. Последнюю боевую стрельбу «Севастополь» провел 19 декабря, перед самой сдачей крепости. Затем броненосец с помощью буксира отвели в море и затопили на глубокой воде, чтобы он не достался неприятелю.

Японцы, пораженные мужеством Эссена, не стали брать его в плен – выпустили под честное слово о неучастии в дальнейших боевых действиях. Николай Оттович вернулся на Балтику, овеянный славой одного из главных героев этой неудачной войны. Карьера его рванула вверх – в 1905 году он заведующий стратегической частью Главного морского штаба, 1906-м – командир строившегося в Англии для российского Балтфлота мощного крейсера «Рюрик», затем – командующий отрядом минных крейсеров.

Это была эпоха напряженной и плодотворной работы по восстановлению и реформированию российского ВМФ – и опытнейший, умнейший Эссен являлся одним из главных ее вдохновителей.

Эссен ратовал за то, чтобы моряки постоянно практиковались в дальних плаваниях. Он внес много полезных предложений по развитию морской тактики и был автором кораблестроительной программы, делавшей упор на развитие дредноутного флота. Он любил говаривать, что «флот существует только для войны, и потому все, что не имеет отношения к боевой подготовке, должно быть отброшено, как не только ненужное, но и вредное».

5 апреля 1907 года он произведен в чин контр-адмирала с зачислением 27 августа того же года в свиту Его Императорского Величества, а в следующие годы получает звания вице-адмирала и «полного» адмирала. С началом Первой мировой войны Николай Оттович назначен командующим флотом Балтийского моря. Но еще ранее он, предвидя начало боевых действий, озаботился созданием мощной обороны на подступах к столице. В рамках созданного под его руководством плана крепость Кронштадт была перевооружена новыми совершенными орудиями, на побережье Финляндии воздвигнут форт Ино, а в южной части Финского залива – мощнейшие форты Красная Горка и Серая Ло­шадь с батареями орудий ка­либром от 152 до 305 мм. Он же распорядился начать против германского флота минную войну – минирование вражеских вод продолжалось всю осень 1914-го и последующую зиму, и вражеские ВМС и торговый флот несли от этого ощутимые потери. В какой-то момент они оказались настолько велики, что кайзер Вильгельм мрачно сказал: «Война в Балтийском море слишком богата потерями без соответствующих успехов».

Николай Оттович совершил несколько выходов на эсминцах на рекогносцировку к Ирбенскому проливу, отделявшему Рижский залив от Балтийского моря. Он правильно предвидел, что кайзеровский флот будет пытаться взламывать русскую оборону именно в этом месте и торопился укрепить защиту пролива. В одном из таких походов он серьезно простудился. Времени на лечение практически не было, и Эссен продолжал исполнять свои обязанности – напряженно работал, пока не слег. Его доставили в одну из клиник Ревеля с крупозным воспалением легких, где он и скончался. Последними его словами, сказанными уже в забытьи, были: «Пойдем-пойдем… Вперед!». Общее впечатление от смерти Эссена его сподвижник Иван Ренгартен выразил словами: «Теперь нет самого главного, умерла душа, нет хозяина».

Эссена похоронили на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге, могила сохранилась. Сын прославленного адмирала Антоний Николаевич, тоже военный моряк, погиб в 1917-м при выполнении боевого задания, многие другие родственники уже в советское время подверглись репрессиям. Тем не менее Эссены живут в России и сегодня.

Память об адмирале не стерлась. В 1987-м на экраны вышел фильм «Моонзунд», в котором роль Николая Оттовича сыграл прославленный Евгений Евстигнеев, а в фильме «Адмирал» (2008) – Андрей Толубеев. А в ноябре 2014-го в Калининграде был спущен на воду новый корабль флота российского – фрегат «Адмирал Эссен».

чем живут его казанские потомки

Медсестра больницы стала крестной мамой боевого корабля, а руководитель пресс-центра вуза восстановил свою историческую фамилию

Федеральные каналы в июне сообщили, что в Калининграде торжественно передан ВМФ России новый корабль — фрегат «Адмирал Эссен». Представитель древнего рода прибалтийских немцев Николай Оттович фон Эссен — герой Порт-Артура, командующий Балтийским флотом в Первую мировую войну. На поднятие Андреевского флага были приглашены ближайшие потомки адмирала: его внучатые племянники Майя и Николай фон Эссены, живущие и работающие в Казани.

Николай Оттович фон Эссен — герой Порт-Артура, командующий Балтийским флотом в Первую мировую войну

ВОЗВРАЩЕНИЕ АДМИРАЛА

«Это была уже наша третья поездка в Калининград, — рассказывает корреспонденту «БИЗНЕС Online» Николай фон Эссен, руководитель пресс-центра Казанского государственного энергетического университета. — Первый раз мы ездили туда в 2011 году, когда закладывался корабль. Тогда, во время закладки, по флотской традиции мы поместили в одной из его частей памятную закладную доску, прикрепив ее к днищу изнутри четырьмя винтами. Один прикрутил командующий флотом, второй — губернатор Калининградской области, третий — директор завода, наконец, четвертый достался нам с сестрой Майей. Осенью 2014 года мы участвовали в церемонии спуска фрегата на воду».

Спуск на воду — мероприятие важное и торжественное, но это еще не начало службы корабля. Он должен пройти испытания, которые могут длиться месяцами. Пресловутую бутылку шампанского разбивают о борт судна именно тогда. Кстати, это всегда делает женщина, которая по давней морской традиции становится его крестной. Так что Майя фон Эссен, старшая медицинская сестра бывшей Казанской городской больницы скорой помощи №2 (сейчас она называется медсанчастью КФУ прим. ред.), — крестная мама грозного боевого корабля, носящего имя ее двоюродного прадеда. «Майя — медработник, — Николай фон Эссен гордости за сестру не скрывает. — А они видят не просто жизнь без прикрас, видят и страдания, и смерти, так что они на все по-другому смотрят. У себя в больнице она на хорошем счету, больные к ней тянутся. Ее направление — это гемосорбция, это гемодиализ, плазмаферез, работа очень сложная, ответственная, а Майя — одна из тех, кто лучше всех знает оборудование и проводит все эти процедуры».

Майя фон Эссен и боевой корабль имени ее двоюродного прадеда

Сегодня новый сторожевой корабль «Адмирал Эссен» несет службу в составе Черноморского флота ВМФ России. Николай Оттович фон Эссен, чьим именем назван фрегат, родился 11 декабря 1860 года в Санкт-Петербурге в семье товарища (заместителя) министра юстиции, статс-секретаря Отто Вильгельма (Васильевича) фон Эссена. Николай был прекрасно воспитан и образован. Говорил на русском, английском, французском и, конечно, немецком языках. В 1881 году с отличием окончил Морской кадетский корпус, затем — артиллерийский офицерский класс. В 1892-м началась его служба на Тихоокеанском флоте. Служил старшим артиллерийским офицером на крейсере «Адмирал Корнилов», затем командовал штабным кораблем «Славянка», крейсером «Новик», эскадренным броненосцем «Севастополь». Участвовал в сражениях в Порт-Артуре. За боевые заслуги во время Русско-японской войны фон Эссен был награжден орденом Святого Георгия IV степени и золотым оружием с надписью «За храбрость», был произведен в капитаны 1-го ранга. В 1906-м был повышен до контр-адмирала, в 1909 году его назначили командующим Балтийским флотом. Он изменил систему обучения и воспитания флота, создал из своей бывшей 1-й Минной дивизии, которой командовал два года, лучшее соединение флота, кузницу командных кадров. В 1911 году ему было присвоено звание вице-адмирала, а в 1913-м он был произведен в адмиралы. Балтийский флот встретил начало Первой мировой войны под его командованием. Адмирал блестяще провел активные минные постановки в Южной Балтике, которые прикрывали путь на Петроград. 7 мая 1915 года он умер от крупозного воспаления легких.

ФАМИЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

О личности и характере славного адмирала можно судить не только по романам Александра Степанова «Порт-Артур» и Валентина Пикуля «Моонзунд», в роду фон Эссенов есть семейное предание, как одно упоминание фамилии командующего Балтийским флотом спасло жизнь его родному брату.

Николай фон Эссен с семьей на церемонии поднятия флага, Калининград, июнь 2016

Младший брат адмирала Алексей Оттович фон Эссен (Майя и Николай — его правнуки) с начала ХХ века получил назначение в Закавказское наместничество, там пережил революцию, был в Азербайджане заместителем министра юстиции мусаватистского правительства. После прихода Красной армии начались аресты, взяли и Алексея Оттовича. Следствие по его делу поручили балтийскому матросу. И вот первый допрос: «Фамилия…» — «Эссен…» — «Ты не родственник Гололобого?» Так на флоте Николая Оттовича звали потому, что он был лысым, и Алексей Оттович — тоже, они оба были довольно похожи. Отвечает: «Да, родственник. Брат». И моряк его отпускает. А так бы — к стенке и в расход…

Уже в Тифлисе, современном Тбилиси, где в конце концов оказалась семья, Алексея Оттовича арестовывали еще три раза, но ему всякий раз чудом удавалось спастись. А в 1937 году его арестовали и объявили врагом народа. По тому времени родственникам лучше было от него отказаться, но никто из семьи этого не сделал. Они поступили похитрее — так, как им посоветовали: уволились с прежних мест работы, чтобы на новых никто не догадался потребовать с них никакого отчета, хотя фамилию, да еще такую, спрятать было сложно…

Сегодня новый сторожевой корабль «Адмирал Эссен» несет службу в составе Черноморского флота ВМФ России

«Бабушка моя, которая знала множество языков и занималась репетиторством, боялась учить своих детей иностранным языкам, — рассказывает Николай Алексеевич. — Не дай бог во дворе кто-то услышит от них «вражескую» речь! Только вот сестра деда взяла, да и в паспорте написала: немка. А тут война началась! Пришлось выдумывать всякие оправдания, что на самом деле мы не немцы, а шведы, чтобы не сослали. Потому что Тбилиси был прифронтовым городом, а гитлеровцы уже штурмовали Эльбрус».

ТРУДНОСТИ ПЕРЕЕЗДА, ТРУДНОСТИ «ПЕРЕВОДА»

Вплоть до 1993 года эта ветвь рода фон Эссенов (потомки Алексея Оттовича) проживала в Тбилиси, но известные события (а если быть точнее, гражданская война) заставили их фактически эвакуироваться в Казань.

«Отсюда родом наша мама, — объясняет причину выбора нового места жительства Николай Алексеевич. — Мне было 13, я был в 8-м классе, когда мы с папой, мамой и старшей сестрой Майей переехали сюда. Хотя я и бывал здесь, у бабушки, еще в советские времена, но когда из Грузии приехал насовсем, нельзя сказать, что я такой наивный, но, может, я себе нарисовал, навыдумывал Россию по кино, по передачам центрального советского телевидения. Выяснилось, что тот русский язык, на котором я говорю, отличается от того, на котором говорят мои здешние сверстники. Я долгое время пытался вникнуть и вообще понять новый для меня русский. И у меня было даже какое-то отторжение, когда я слышал слова наподобие «прикалываешься»… Я долгое время не мог понять, что они имеют в виду. Если честно, даже уже учась в вузе, если кто-то сказал при мне выражение «Корки мочить», я не знал, гадость он про меня какую-то говорит или наоборот. Но я же ехал сюда — в Р-о-с-с-и-ю! Хоть и было мне всего 13, но небольшой культурный шок у меня был. Я столько всего узнал, здесь было так много новых слов! Я не знал этих красивых, даже закрученных выражений, когда кто-то кого-то куда-то очень далеко…

Николай фон Эссен получил отвертку для закрепления закладной доски на днище корабля, 2011 год

Любая эмиграция, даже возвращение на исконную родину, в Россию, сами понимаете, ряд проблем… У меня ведь целая эпопея с паспортом случилась. Я же сюда, в Казань, приехал без гражданства. До 2000 года был гражданином Советского Союза. И такая была морока — ходить в паспортный стол! Чтобы на тебя смотрели и в коридорных очередях, и в зеленой форме внутренней службы: «Понаехали тут!» Знаете, мои предки, прибалтийские немцы, в Россию не переезжали. Это Россия пришла туда, где мы были, понимаете? Прибалтийское немецкое дворянство, в отличие от некоторых других российских немцев, вошло, в хорошем понимании этого слова, в сговор с Петром I, благодаря чему Прибалтика как раз и стала частью Российской империи. Петр смог убедить немецкое дворянство Прибалтики, дав ему определенные права, льготы, которые отобрал шведский король. На фоне этого щедрый Петр сказал: «Я вам все верну». Поэтому я считаю себя законным жителем, абсолютно естественным россиянином, потому что мои предки благосклонно отнеслись к данной идее и стали частью этой страны. Вы знаете, я читал, что в середине XVIII века в Русской армии, как у нас в футболе сейчас, иностранцам платили больше. Но прибалтийские немцы, которые уже стали россиянами исконными и в большей части своей служили в Российской армии, возмутились: «А что такое? Почему такая разница?» И с тех пор уже всем одинаково платили жалование. Кстати говоря, наши служили верой и правдой. В середине XVIII века был создан еще один — третий гвардейский после Преображенского и Семеновского — специальный полк, на который опиралась императрица. Он как раз состоял из прибалтийских немцев.

В 1914 году, когда началась Первая мировая война, или, как у нас ее еще называли, Германская, многие потомки прибалтийских немцев, будучи даже генералами, меняли свои фамилии на русифицированные. Николай Оттович этого не сделал, то есть не отказался от своего отца, ведь по отцовской линии передается фамилия. Более того, даже когда наступил апогей войны между Россией и Германией, его фамилию во всех газетах Российской империи печатали, как и положено, с приставкой «фон», невзирая на то, что более немецкой фамилии, наверное, трудно было придумать. Одним из самых важных участков театра военных действий на Петроградском морском направлении руководил человек с такой вот фамилией. И никто на флоте не мог обвинить фон Эссена в том, что он не патриот. Его фамилию не стеснялись правильно писать в документах, приказах и распоряжениях высшие военные чины империи. Именно так она была опубликована и в соболезновании по поводу его кончины от болезни. А сейчас, к сожалению, корабль так назвать нельзя. Я ведь неоднократно писал на имя командующего ВМФ уже после закладки, чтобы фрегат именовался «Адмирал фон Эссен». Сейчас нельзя, чтобы российский фрегат именовался с приставкой «фон», а тогда погибать было можно. Это большевизм, волюнтаризм какой-то, не имеющий ничего общего с Россией…»

Копия мемориальной доски установленной при закладке корабля

БОЛЬШАЯ БЮРОКРАТИЯ С ТРЕМЯ МАЛЕНЬКИМИ БУКВАМИ

«Собирая и восстанавливая семейный архив, удалось раскопать метрику бабушки, где черным по белому было написано «фон Эссен», — продолжает Николай Алексеевич. — Приставка «фон» у немцев означает принадлежность к дворянству. Кстати, на надгробном камне самого что ни на есть русского композитора Михаила Ивановича Глинки, когда его прах покоился в Берлине, перед фамилией были высечены эти самые буквы. Это сделали, чтобы подчеркнуть уважение к его происхождению. И вообще, дворянства может лишить только тот, кто его дал. А именно — император. Но никак не большевистская или советская — кому как нравится — власть. Другое дело, что в Советском Союзе какие-то привилегии этого класса упразднили. И даже больше… Теперь Союза нет, и я, уже имея бабушкину и свою метрики на руках, пришел для начала в районный загс: «Моя фамилия пишется таким образом: «фон» с маленькой буквы, потом пробел, потом с большой». На меня своеобразно так посмотрели: «Зачем тебе это нужно?» Я как мог постарался объяснить: восстановление исконной фамилии, преданность предкам, их традициям… Загс не унимался: «Зачем вообще что-то менять — живете же нормально». Набираюсь терпения и объясняю про нормальность и ненормальность в моем понимании. Они посмотрели на меня еще внимательнее: «Может, вам с психологом поговорить?» Продолжаю настаивать. Они тоже: «А давайте двойную фамилию напишем: Фон-Эссен. Будет вполне законно, изменение фамилии, так часто делают». Объясняю, что у меня не изменение, а восстановление фамилии, то есть наоборот — изменение изменения. В общем, пришлось идти в районный суд, писать исковое заявление. Судья, женщина в возрасте, заявление все-таки приняла. Просто я ей начал объяснять: «Вот давайте возьмем вашу фамилию…» — «Нет! Мою брать не надо». А мою, значит, можно? Почему кто-то должен решать за меня, как будет звучать моя исконная фамилия? Извините, но это фундаментальные права человека. В Германии — хоть там и республика, но никто в фамилиях ничего не отменял! Даже во времена ГДР.

Конкурс судомоделистов имени фон Эссена

Не сразу, но суд взял-таки сторону истца, то есть мою. Судья потом мне: «Вы знаете, я и в Верховный суд ходила, и свое решение показала: «Как это — правомочно?» Оказалось — да. После суда, который я выиграл, загс отказывался выполнять его решение. Через какое-то время они сдались, махнули рукой: давайте мы вам прямо в вашем старом советском свидетельстве о рождении впишем перед фамилией эти самые буковки «фон». Вписали. И поставили уже российскую печать: «Внесено на основании постановления суда».

Когда уже переоформляли паспорт, паспортистка и говорит: «А у меня компьютерная программа не пишет так — с маленькой буквы. Все фамилии начинаются только с больших букв. У нас с этим строго — это федеральная программа. Это святое, как корова». И тому подобное. Пошел к начальнику, разъяснил ситуацию — начальник приказал одолеть федеральную программу. Одолели».

КУБОК АДМИРАЛА ФОН ЭССЕНА

«Как продолжаем традиции нашего адмирала? — Николай фон Эссен на минуту задумался. — Мы с отцом (он, конечно, в большей степени) в рамках республиканских соревнований по судомоделизму несколько раз проводили Кубок адмирала фон Эссена. Есть призы, определенные премии, грамоты, которые вручаются победителям. Кубок переходящий, правда, в этом году провести конкурс не удалось, но я уверен, что в следующем он состоится. Он просто обязан состояться хотя бы потому, что на таком важнейшем участке наших границ появился корабль «Адмирал Эссен». В связи с этим, может быть, удастся привлечь спонсоров, может быть, организуем все на более высоком уровне. И имя адмирала фон Эссена придаст ему определенный статус. В Казани есть Адмиралтейская слобода, в Зеленодольске — крупнейший судостроительный комплекс. Словом, Казань, Татарстан были и остаются таким регионом, где закладывался и продолжает строиться российский флот.

Церемония поднятия Андреевского флага на «Адмирале Эссене»

Молодежь и роботами, и компьютерами занимается, а почему судомоделизм отстает? Разве судостроение — это не один из двигателей нашей экономики? Как раз через судомоделизм ребята постигают его азы, а самое главное — узнают историю своей страны, славные ее страницы. Ведь идет развитие не только навыков каких-то — вырезания, склеивания, окрашивания: точное копирование ведет к соприкосновению с большой историей страны. Кстати, в Кубке участвуют только модели кораблей времен адмирала фон Эссена, конца XIX — начала XX века. Это один из самых непростых периодов в нашей историографии, потому что почти на все события того времени навешивались постоянно какие-то ярлыки. И до сих пор эти ярлыки продолжают оставаться в умах людей. А ведь задача наша какая? Объединиться нации, не делиться на белых и красных, хотя о предках ты обязан помнить. И когда в Калининграде на «Адмирале Эссене» поднимали Андреевский флаг, а я с семьей находился рядом с этим фрегатом — аж ком в горле стоял. А когда гимн России зазвучал — это вообще было нечто! Я еле сдержался. Про остальных — не будем…»

Управляемый ракетный фрегат «Адмирал Эссен»

Управляемый Ракетный фрегат пр.
«Адмирал Эссен» пр.
пр.11356 / Класс «Адмирал Григорович»
 

Проект 11356 Класс «Адмирал Григорович» фрегаты строятся на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде для российский флот. Суда используют ту же конструкцию, что и для индийского Фрегаты ВМФ класса Talwar.

Фрегаты класса «Адмирал Григорович» может использоваться для борьбы с надводными, противолодочными и противовоздушными средствами миссии, и способны выполнять миссии как одиночное судно, а также часть оперативной группы. Класс «Адмирал Григорович» имеет малозаметный корпус. конструкция разработана Северным проектно-конструкторским бюро. Корпус и надстройки были разработаны, чтобы иметь низкую радиолокационную, акустическую и инфракрасную сигнатуры. Фрегат В кормовой части имеется летная палуба для размещения вертолета Ка-27 или Ка-31.

Ракетный комплекс «Калибр», установленный на борту фрегата, выполняет функции противокорабельной и противолодочные ракеты. Запуск ракет осуществляется с помощью восьмиячеечной подпалубной установки 3С-14Э. пусковая установка дополнена системой управления огнем 3Р-14Н-11356 и комплектацией 3С-25Э радар. Противовоздушную оборону обеспечивает ЗРК средней дальности «Штиль-1». комплекс, переносной зенитно-ракетный комплекс «Игла» и зенитно-ракетный комплекс АК-630М. орудийная система. Противолодочные возможности обеспечивают два спаренных торпедных аппарата и РБУ-6000. ракетная установка с глубинными бомбами.

Комбинированная газогазовая (ГГГ) двигательная установка система, объединяющая две маршевые турбины и две наддувные турбины, приводит в движение Admiral Класс Григоровича. Главная силовая установка вырабатывает максимальную выходную мощность мощностью 56 000 л.с. Силовая установка обеспечивает максимальную скорость 30 узлов и крейсерский дальность 5000 миль. Судно может непрерывно работать в течение 30 суток.

Направляемый Ракетный фрегат «Адмирал Эссен» заложен 8 июля 2011 года на ССЗ «Янтарь» в Калининграде. (завод № 01358), спущен на воду 07.11.2014, сдан 31.05.2016, присвоен на Черноморский флот.

Сейчас в эксплуатации.

Скорость
Технические характеристики
Смещение (тонны):
Стандарт: 3350
Полная нагрузка: 3860
Dime 124,8
Ширина: 15,2
Осадка: 4,66
33 (узлов): 30
Диапазон: 4850 NMI (14 узлов)
Автономность (дней): 30
Ходовая часть:

1×46000 М7Н1 (2х6000 л. с. ГТУ, 2х17000 л.с. форсажных ГТУ), 2 фиксированного шага гребные винты, 4 ДГ по 800 кВт

Вооружение:

1х8 ВЛС «Калибр-НК» (8 ракет)
2х12 ЗРК «Штиль-1» система VLS (24 ракеты))
1х1100 мм А-190-01
2х6 30 мм АК-630М
2х1 12,7-мм крупнокалиберные пулеметы 6П58 «Корд»
8х1 ЗРК «Игла-1» Пусковые установки
2х2 533-мм торпедный аппарат ДТА-53-11356
1х12 РБУ-6000 Пусковая установка РПК-8Э
2х10 55 мм гранатомет ДП-65
1 вертолет Ка-27 или Ка-31
1 Орлан-10 беспилотный летательный аппарат

Электроника:

МР-710 Фрегат-М1356), РЛС 3Ц-25ЭК, МР-212/201-1 Вайгач-У навигационная РЛС, Мостик-Мастернавигационная РЛС, Ядро-2-6000А, комплекс ТК-25, Гидролокатор МГК-335ЭМ-03 «Платина», ГАС противодиверсионный МГ-757.1 «Анапа-М», ГАС «Требование-М» боевая информационно-управляющая система, комплекс спутниковой связи «Центавр»,
PK-10 Smely decoy RL (4 KT-216 launchers)

Complement: 220

 

Russian Navy Disintegrates Further

Russian Navy Disintegrates Further

EN

  • дополненная реальность
  • Великобритания

ЕН

  • дополненная реальность
  • Великобритания

Война на Украине Россия

Российский флот, когда-то один из самых престижных и вызывающих страх в мире, в понедельник стал немного ближе к ржавчине и распаду . в российских и украинских СМИ было объявлено о выводе из боевого состава крупнейшей в мире по водоизмещению атомной подводной лодки «Дмитрий Донской».0164 и будут вычеркнуты из списков военных кораблей Кремля.

 В 2022 году официальные СМИ Москвы сообщили, что Россия рассматривает возможность вывода из эксплуатации массивной подводной лодки класса «Тайфун», межконтинентального корабля-носителя баллистических ракет, предназначенного для того, чтобы дать Москве возможность наносить незамеченные удары ракетами с ядерными боеголовками по целям по всему миру.

Морская репутация России получила, вероятно, самый серьезный удар во время войны на Украине в апреле 2022 года, когда украинские береговые батареи с использованием противокорабельных ракет отечественной разработки «Нептун» потопили флагман и самый большой военный корабль Черноморского флота Москвы, крейсер «Москва», в ночная помолвка.

Тонущий флагман «Москва» (кредит BBC)

 В сообщениях того времени указывалось, что украинские военные отвлекли операторов ПВО «Москвы» с помощью беспилотника, позволив двум скользящим над морем «Нептунам» беспрепятственно врезаться в военный корабль. Российские власти первоначально утверждали, что ущерб был нанесен в результате пожара на борту, но выжившие и военно-морские чиновники позже отвергли это утверждение. Оценки моряков, погибших или утонувших в результате затопления, колеблются от 40 до 600.

В октябре 2022 года два российских фрегата, «Адмирал Макаров» и «Адмирал Эссен», по сообщениям, были сбиты украинскими дистанционно управляемыми моторными лодками со взрывчаткой. Эффектная атака беспилотников-камикадзе, произошедшая в якобы священных водах базирования Черноморского флота в гавани Севастополя, глубоко смутила российское военно-морское руководство. Это также вызвало обвинения в некомпетентности и плохом руководстве даже в российских СМИ, контролируемых государством.

 Российские власти заявили, что корабли получили лишь незначительные повреждения. Украинские власти заявили, что «Маркаров», новый флагман Черноморского флота, был поврежден.

В марте украинская баллистическая ракета класса «земля-земля» поразила десантный корабль «Орск», потопив его у причала в порту Бердянск. Российские военные заявили, что подняли судно в июне.

 По сообщениям украинских СМИ, в других боях первого полугодия войны боевой корабль Черноморского флота Саратов также был потоплен ракетой, а боевые корабли «Цезарь Куньков» и «Новочеркасск» были поражены, но не затонули.

 Украинские военные заявили, что они также уничтожили три и повредили два патрульных катера класса Raptor в районе острова Змеиный, недалеко от побережья Одесской области Украины. Российские силы захватили стратегический объект, контролирующий движение кораблей и авиации в северо-западной части Черного моря, в марте, но оставили его в конце июня после того, как украинские военные применили дальнобойные гаубицы, недавно доставленные из Франции, для обстрела острова.

 Военно-морской потенциал России ухудшился не только после украинских ударов. В мае 2022 года два российских корабля, десантный корабль «Митрофан Москаленко» и эсминец «Гремящий», загорелись в сухом доке в Мурманске, Россия. В июне 2022 года единственный в России авианосец «Адмирал Кузнетов» вышел из строя из-за отсутствия технического обслуживания. В 2019 годуи снова в 2022 году корабль в сухом доке загорелся, получив серьезные повреждения.

Обвинения в растрате средств крутятся вокруг, казалось бы, нескончаемого ремонта корабля. Российские власти заявили, что повреждения будут устранены, и корабль будет работать еще четверть века.

Вероятно, самая известная морская катастрофа в России произошла в 2000 году, когда российская атомная подводная лодка «Курск» затонула на глубине 108 футов (32 метра) в Северном Ледовитом океане, и экипаж остался на дне. Хотя глубина моря была меньше длины корабля, а другие страны во главе с Великобританией предложили для помощи высокотехнологичные мини-подводные лодки и высококвалифицированных водолазов, правительство Владимира Путина отклонило предложения международной помощи и предприняло собственную спасательную операцию. Через несколько дней все 118 человек на борту скончались от холода и недостатка кислорода.

Подводная лодка «Курск» до и после затопления. Кредит: RFE/RL

Стареющий российский флот с годами страдал от ряда проблем из-за отсутствия технического обслуживания, сложностей с комплектованием и ограниченного финансирования. В последние годы сокращающийся российский военно-морской флот все больше опережает США и Китай, чьи вооруженные силы вовлечены в гонку вооружений за военно-морское господство в западной части Тихого океана.

 

Джейсон Джей Смарт

Джейсон Джей Смарт, доктор философии, политический советник, жил и работал в Украине, Молдове, Кыргызстане, Казахстане, России и Латинской Америке. Из-за его работы с демократической оппозицией к Pres. Владимир Путин, Смарт был пожизненной персоной нон грата в России в 2010 году. Его веб-сайты можно найти по адресу www.JasonJaySmart.com / www.