«Стратофрейтер» Транспортный самолет «Боинг» С-97. Арсенал-Коллекция, 2013 № 04 (10)
«Стратофрейтер» Транспортный самолет «Боинг» С-97
Транспортный самолет С-97 А
История авиации XX века знает довольно много более или менее удачных попыток создания транспортных самолетов на базе бомбардировщиков. Ещё в начале 20-х гг. британская фирма «Виккерс» создала на основе двухмоторного бомбардировщика «Вими» его пассажирскую модификацию «Вими Коммершиел» с существенно переделанным фюзеляжем. В 40-е годы из бомбардировщика «Авро» «Ланкастер» получился пассажирский самолет «Йорк». Наконец, в 50-е годы в СССР именно таким образом были созданы лайнеры Ту-104 (на базе Ту-16) и Ту-114 (на основе Ту-95). Но, пожалуй, наиболее богатый опыт подобных конверсий накопила американская фирма «Боинг». Ещё во второй половине 30-х гг., опираясь на элементы конструкции так и не пошедшего в серию бомбардировщика ХВ-15 (модель 294) была создана пассажирская летающая лодка модель 314 «Клипер» (естественно, от ХВ-15 было взято лишь крыло, а фюзеляж сделали полностью новый). Затем на базе знаменитой «Летающей крепости» — бомбардировщика В-17 — был создан пассажирский лайнер с герметичной кабиной модель 307 «Стратолайнер». Идя проторенной дорогой, специалисты «Боинга» предложили подобную конверсию «Сверхкрепости» — бомбардировщика В-29. Но, поскольку разработка этого варианта началась в начале 1942 г., когда США только-только вступили во Вторую мировую войну, модификация, получившая обозначение «модель 367», разрабатывалась не как пассажирская, а как военно-транспортная.
Проектирование и испытания
Разработку модели 367 возглавил шеф-конструктор «Боинга» Велвуд Б. Билл. Проект был готов к 20 июня 1942 г. — ещё до первого полета прообраза 367-й модели, бомбардировщика В-29, состоявшегося 21 сентября 1942 г.
При создании транспортного варианта конструкторам пришлось решить проблему кардинального, по сравнению с бомбардировщиком, увеличения объема фюзеляжа. Было выбрано довольно неординарное решение — фюзеляж в поперечном сечении представлял собой перевернутую восьмерку. При этом нижняя окружность «восьмерки» примерно соответствовала по диаметру фюзеляжу В-29, а грузовая палуба находилась на уровне пересечения окружностей. Верхняя часть имела существенно больший диаметр, а её размеры позволяли разместить три 1,5-тонных грузовика либо два легких танка. Для загрузки в хвостовой части фюзеляжа имелся двухстворчатый люк и приставная рампа. Для облегчения манипуляций с грузами предусмотрели монорельс под потолком грузовой кабины длиной 22,55 м с лебедкой. Нижняя часть «восьмерки» также использовалась для перевозки грузов — в ней были оборудованы два грузовых отсека (перед крылом и за ним), загрузка которых осуществлялась через боковые люки.
Успешное начало испытаний прототипа В-29 дало «зеленый свет» практической реализации проекта транспортника. 23 января 1943 г. были заказаны три прототипа, получившие военное обозначение ХС-97 и регистрационные номера 43- 27470-43-47472. Поскольку второй и третий прототипы имели некоторые отличия от первого, они получили фирменное обозначение «модель 367-1-2», в то время как первый обозначался «367-1-1». Первый ХС-97 вышел на испытания 15 ноября 1944 г., а в воздух его поднял экипаж, возглавляемый Эллиоттом Мерриллом. Силовую установку ХС-97 составляли четыре 18-цилиндровых мотора «Райт» R-3350-23 мощностью по 2200 л.с. Не прошло и двух месяцев после начала испытаний, как новый самолет отличился рекордом. 9 января 1945 г. первый прототип, пилотируемый все тем же Мерриллом и другим фирменным пилотом испытателем Форнасером установил рекорд трансконтинентального перелета, преодолев с грузом 9079 кг расстояние между Сиэтлом и Вашингтоном (3738 км) за 6 часов 3 минуты. Средняя скорость, таким образом, составила 617,851 км/ч. Таким образом, новый самолет, получивший согласно «боинговской» традиции название «Стратофрейтер», продемонстрировал свое подавляющее превосходство над другими транспортниками.
С-97 А из состава Военной авиатранспортной службы
Первый прототип ХС-97
6 июля 1945 г. военные заказали предсерийную партию из десяти «Стратофрейтеров». В её рамках строились машины трех вариантов. Первые шесть самолетов, получивших обозначение YC-97 (номера 45-59587-45-59592), незначительно отличались от прототипов. Они получили более мощные двигатели R-3350-57А (2325 л.с.) в модифицированных мотогондолах, прозванных «Энди Гамп»[* Энди Гамп — герой популярных комиксов, представитель «среднего класса», отличающийся заносчивым характером и длинным носом.]. Другими отличиями были увеличенная емкость топливной системы и мощность электрогенераторов. Самолет был рассчитан на перевозку 134 военнослужащих либо 83 раненных на носилках. Постройка YC-97 велась медленно — сказалось окончание войны, тем не менее, программа не была закрыта. Первый самолет впервые поднялся в воздух лишь 21 марта 1947 г. Но уже 11 октября началась эксплуатация этих машин на регулярной линии Авиатранспортного командования (АТК), соединявшей авиабазу Фэйрфилд-Сусуин в калифорнии с Гавайскими островами.
Три самолета предсерийной партии (номера 45-59593 — 45-59595) построили в варианте YC-97A (фирменное обозначение модель 367-4-66). Эти машины строились с широким применением компонентов бомбардировщика В-50, представлявшего собой дальнейшее развитие В-29. В частности, в конструкции YC-97A применили новый алюминиевый сплав 75ST вместо ранее применявшегося сплава марки 2024. Несколько изменили конструкцию крыла, увеличив площадь закрылков, а также установили киль увеличенной высоты. Также установили новые 28-цилиндровые моторы «Пратт энд Уитни» R-4360-35A мощностью 3000 л.с., пневматическую противообледенительную систему, защищавшую передние кромки крыла и хвостового оперения, заменили тепловой, увеличили мощность гидроприводов управления рулями и носовой стойкой шасси. Наконец, применили стекла пилотской кабины с электрообогревом типа HESA. Первый YC-97A впервые поднялся в воздух 28 января 1948 г. Он остался в распоряжении фирмы-изготовителя и использовался в различных испытательных программах вплоть до января 1965 г. Третий YC- 97А участвовал в знаменитом Берлинском воздушном мосту. В мае 1949 г. он в 27-ми рейсах перевез в Западный Берлин 453,6 т различных грузов, главным образом, угля. Для его погрузки и разгрузки в грузовой кабине установили ленточный транспортер.
Наконец, последний предсерийный самолет (45-59596) построили в варианте YC-97B (фирменный индекс модель 367-4-7). Эта машина предназначалась для перевозки высокопоставленных лиц. Вместо грузовой кабины оборудовали пассажирский салон с 80 комфортабельными креслами, туалетными кабинами, а в нижней части фюзеляжа за крылом поместили бар. Также самолет получил многочисленные иллюминаторы «пассажирского типа» — круглые (на других YC-97 иллюминаторов было немного, и имели они прямоугольную форму). После завершения испытаний самолет получил обозначение С-97В, а затем — VC-97B. Но и на этом переименования не закончились — в 1954 г. ему присвоили обозначение C-97D.
KC-97L применялись, главным образом, для дозаправки самолетов тактической авиации (в данном случае — F-4 «Фантом>>)
Хвостовая часть KC-97F. В ВВС США стандартной является система заправки при помощи штанги, а не гибкого шланга
Серийное производство
Первый контракт на постройку серийных С-97А был подписан 24 марта 1947 г. Он предусматривал поставку 27 таких самолетов по цене 1159 тыс. долларов за единицу. В декабре 1948 г. этот заказ увеличили до 50-ти единиц. Самолеты С-97А получили номера от 48-497 до 48-423 и от 49-2589 до 49-2611. Поскольку предприятие «Боинга» в Сиэтле было загружено выпуском бомбардировщиков В-50 и пассажирских самолетов «Стратокрузер» (гражданского варианта «Стратофрейтера»), для производства транспортников расконсервировали завод в Рентоне.
Главным внешним отличием С-97А от YC-97A стала «борода» под пилотской кабиной — выступающий обтекатель, в котором находилась антенна РЛС AN/APS-42. Также самолеты получили ещё больших объемов топливные баки (29490 л). Двигатели установили марки R-4360-27, а вместо применявшихся на прототипах винтов «Кертисс Электрик» с электроприводом установили пропеллеры «Гамильтон Стандарт» с гидроприводом. С 28-го серийного самолета появилась грузовая дверь на верхнюю палубу в правом борту спереди, система парашютного десантирования грузов, а также узлы внешней подвески под передней частью фюзеляжа. Последние применялись для перевозки трех- и четырехлопастных винтов большого диаметра, не помещавшихся в грузовой кабине.
Самолеты С-97А с 1949 г. использовались, главным образом, в частях Военной авиатранспортной службы (ВАТС), но некоторые машины попали и в Стратегическое авиационное командование (САК), где применялись для обеспечения соединений бомбардировщиков В-50. Пять С-97А были переоборудованы в штабные транспортные самолеты — два из них получили обозначения VC-97A, а ещё три — VC-97D. Самый первый серийный С-97А, применявшийся для испытаний, некоторое время носил обозначение JC-97A.
В 1948-49 гг. фирма «Боинг» успешно испытала систему дозаправки самолетов в воздухе с применением заправочной штанги — т.н. «Боинг Флаинг Бум». Этой системой оборудовались самолеты-заправщики КВ-29Р, переоборудованные из бомбардировщиков. Но в ходе эксплуатации оказалось, что их летные качества недостаточны для эффективного взаимодействия с бомбардировщиками В-50. Военным требовался заправщик с более высокой крейсерской скоростью. В этой ситуации был сделан вполне логичный выбор в пользу «Стратофрейтера». В июне 1950 г. с «Боингом» подписали контракт на переоборудование трех С-97А в заправщики КС-97А. Заправочная штанга на этих самолетах устанавливалась на месте хвостового грузового люка. Но возникла проблема с размещением оператора заправки. На бывших бомбардировщиках для этого идеально подходила кабина хвостового стрелка, однако на транспортниках она отсутствовала. Поэтому на КС-97 кабина оператора была оборудована в выступе у корня заправочной штанги. В рабочем положении оператор располагался лежа на животе.
Испытания тройки КС-97А, прошли вполне успешно. Фактически, эти машины стали прототипами серийных самолетов-заправщиков КС-97Е. Но с самих КС-97 после испытаний заправочное оборудование сняли — эти машины были не полноценными заправщиками, а лишь «демонстраторами технологии», поскольку на них отсутствовали дополнительные топливные баки. Два КС-97А были переоборудованы в стандартные транспортные, а третий, вместе с ещё двумя С-97А — в штабной самолет VC-97D. Такая модификация отличалась заглушенными грузовыми люками, наличием пассажирских дверей, как у гражданских «Стратокрузеров», а также усиленным комплектом средств связи, позволявшим применять самолеты в качестве воздушных командных пунктов (ВКП). Кроме того, самолеты получили подкрыльевые узлы подвески, позволявшие применять подвесные топливные баки (ПТБ) емкостью 2950 л — такие же, как на бомбардировщиках B-50D. С осени 1950 г. самолеты VC- 970 служили в составе САК.
Уже упоминавшийся вариант C-97D от VC-97D отличался упрощенным оборудованием — он предназначался лишь для перевозки пассажиров, но не мог применяться как ВКП. В этот вариант были переоборудованы один YC-97A, один VC-97B, два С-97А и, наконец — все три VC-97D, когда их лишили функций ВКП.
Пилотская кабина «Стратофрейтера»
Двигатель R-4360 — монструозная четырехрядная «звезда»
Мотогондолы С-97
Установка дополнительных топливных баков в грузовой кабине КС-97
Второй серийной модификацией стал самолет С-97С (модель 367-4-29). Было заказано 14 таких машин, получивших номера от 50-690 до 50-703, поставки которых начались в феврале 1951 г. От предыдущей модели эти машины отличались лишь двигателями R-4360-35A и незначительными изменениями в составе бортового оборудования. Также была предусмотрена возможность быстрого переоборудования в санитарноэвакуационный вариант МС-97С — при этом самолет перевозил 79 раненных или больных на носилках и четырех сопровождающих. Именно в таком качестве и применялись эти самолеты во время войны в Корее — на их борту возвращались на родину раненные из госпиталей в Японии.
С-97С стал последней серийной транспортной модификацией «Стратофрейтера» — все последующие самолеты этого типа строились уже как заправщики. Первым серийным вариантом заправщика стал КС-97Е (фирменное обозначение — модель 367-4-29 — как ни странно, осталось таким же, как и у С-97С), построенный в количестве 60 единиц (51-183 — 51-242). Эти машины оборудовались более мощными, по сравнению с предшественниками, двигателями FM360-35C (3500 л.с.). В грузовой кабине разместили четыре металлических дополнительных топливных бака общей емкостью 27 255 л — таким образом, емкость топливной системы КС-97Е возросла по сравнению с С-97С почти вдвое. КС-97Е, как и последующие модификации, представлял собой конвертируемый самолет: штанга дозаправки и кабина оператора монтировались на специальной панели, установленной в хвостовом грузовом люке. В случае необходимости эту панель можно было заменить штатным двухстворчатым грузовым люком и, сняв дополнительные топливные баки (трубопроводы и насосы оставались), получить, таким образом, транспортный самолет. Но и в заправочном варианте сохранялась возможность перевозки личного состава — 65 солдат либо 49 раненных на носилках.
Первый КС-97Е вышел на испытания 14 июня 1951 г., но уже в следующем году на линии завода в Рентоне эту модификацию сменила следующая — KC-97F (модель 367-76-29). Торжественная церемония принятия её на вооружение состоялась 23 апреля 1952 г. В общей сложности было построено 159 КС- 97F, получивших номера от 51-243 до 51-397 и от 51-7256 до 51-7259. Главным отличием от предшественника стали ещё более мощные моторы R-4360-59B (3800 л.с.). Самолеты КС- 97E/F поступали на вооружение САК. Поскольку к тому времени поршневые бомбардировщики В-50 уже сошли со сцены, главной задачей для «Стратофрейтеров» стала дозаправка в воздухе реактивных средних бомбардировщиков В-47. Согласно штатам, каждому крылу из 45-ти таких бомбардировщиков придавалось 20 KC-97E/F. Первыми получили КС-97 305-е и 306-е средние бомбардировочные крылья (СБАКР), дислоцированные на авиабазе Мак-Дилл (шт. Флорида). В общей же сложности КС-97 разных модификаций вооружили заправочные эскадрильи 29-ти СБАКР, вооруженных В-47, и двух средних разведывательных авиакрыльев, летавших на самолетах RB-47. Привлекали «Стратофрейтеры» и для дозаправки самолетов тактической авиации в первую очередь при трансатлантических перелетах. В августе 1953 г. самолеты KC-97E/F обеспечивали перелет полусотни истребителей-бомбардировщиков F-84G «Тандерджет» с континентальной части США в Великобританию и Французское Марокко. Подобные перелеты, казавшиеся невероятным достижением, уже спустя несколько лет стали рутинными, а дозаправка в воздухе стала обычным делом в американской тактической авиации. Для обеспечения трансатлантических перелетов тактической авиации в 1955 г. сформировали 4050-е и 4060-е заправочные авиакрылья (ЗАКР), дислоцированные соответственно, на авиабазах Вестовер (шт. Массачусетс) и Доу (шт. Мэн), а впоследствии — ещё несколько частей, в т.ч. 4081-е ЗАКР на авиабазе Эрнест Хармон (Ньюфаундленд, Канада). В 1957 г. заправочную эскадрилью с КС-97 ввели в состав 407-го крыла стратегических истребителей, вооруженного самолетами F-101 «Вуду» (Грейт Фоллс, шт. Монтана), но здесь «Стратофрейтеры» эксплуатировались недолго — около года. Наконец, в 1958 г. КС-97 поступили в 4397-е учебное ЗАКР (Рандольф, шт. Техас), где они эксплуатировались до 1963 г.
Фюзеляж С-97 имел в сечении форму перевернутой «восьмерки»
Самолет-заправщик KC-97G
Последним серийным вариантом «Стратофрейтера» стал KC-97G (модель 367-76-29 — так же, как и KC-97F). Таких машин построили гораздо больше, чем всех предыдущих модификаций — 592 (заказано было ровно 600, но на восемь последних самолетов заказ отменили). Они получили номера 51-7260/7271, 52-826/938, 52-2602/2806, 53- 106/365 и 53-3815/3816. Цена одного KC-97G составляла 1205 тыс. долларов. Самолеты этой модификации получили более совершенное бортовое оборудование, позволившее сократить состав экипажа с пяти человек до четырех (из состава экипажа исключили бортрадиста). Перекомпоновали ДТБ в фюзеляже, уменьшив их размер, и перенеся часть запаса топлива в подкрыльевые баки — это позволило увеличить вместимость (без демонтажа ДТБ) до 96 солдат или 69 носилочных раненных.
Поставки самолетов KC-97G в части САК начались 29 мая 1953 г. 8 февраля следующего года состоялась торжественная церемония передачи заказчику 500-го «Стратофрейтера» с момента начала производства. Последний же, 888-й «Стратофрейтер» был выпущен в Рентоне 18 июля 1956 г. — он стал и последним поршневым самолетом, построенным фирмой «Боинг». 16 ноября эту машину передали в состав 98-й заправочной эскадрильи. А уже со средины 1957 г. в частях заправочной авиации на смену КС-97 начали поступать реактивные КС-135А. Пожалуй, последней громкой акцией с участием «Стратоврефтеров» стал кругосветный беспосадочный перелет трех бомбардировщиков В-52В, состоявшийся 16-18 января 1957 г. В ходе этого перелета, продолжавшегося 45 часов 19 минут, «бомберы» трижды дозаправлялись в воздухе от самолетов КС-97. По мере расформирования средних бомбардировочных крыльев КС-97 передавались в части ВВС Национальной гвардии.
Заправщик KC-97G из 180-й эскадрильи (Национальная гвардия шт. Миссури) обеспечивает дальний перелет штурмовиков A-7D
Мотоустановки КС-97
Модификации и модернизации
На основе КС-97 было создано ряд несерийных вариантов, применявшихся для различных испытаний. В 1953 г. один КС-97Е (51-332) переоборудовали в вариант KC-97F, отличавшийся от оригинала системой дозаправки посредством гибкого шланга, а не штанги. Предполагалось, что такая система может оказаться более удобной для дозаправки небольших самолетов тактической авиации. Система успешно прошла испытания (в качестве дозаправляемого самолета выступал разведчик «Дуглас» RB-66B «Дистройер»), но на КС-97 не применялась. Однако её использовали на заправщиках КВ-50 в трехточечном варианте: хвостовая штанга и два подкрыльевых заправочных агрегата с гибкими шлангами, что позволяло одновременно заправлять три самолета.
Два самолета KC-97G — 52-2693 и 52-2762 — в 1955 г. переоборудовали в турбовинтовой вариант (фирменное обозначение модель 367-86-542). Эти машины получили двигатели «Пратт энд Уитни» YT34-P-5 мощностью 5700 л.с. Поначалу турбовинтовые «Стратофрейтеры» предусматривалось обозначить YC-97H, но позже был сделан вывод, что объем внесенных изменений настолько велик, что речь идет уже не о модификации, а о новой машине. Поэтому для самолетов отвели обозначение YC-137. Но этот порядковый номер уже был «занят» одной из транспортных модификаций «Боинга» 707. В конечном итоге, «многострадальные» самолеты таки получили официальное обозначение YC-97J.
Переоборудование значительно увеличило стоимость самолетов — каждый из YC-97J обошелся казне в 2 106 542 доллара. На летные испытания первый YC-97J вышел 19 апреля 1955 г., а 11 августа того же года его передали военным. Оба турбовинтовых «Стратофрейтера» эксплуатировались испытательной эскадрильей 1700-й авиатранспортной группы.
Летные характеристики YC-97J по сравнению с поршневыми «Стратофрейтерами» существенно улучшились. Прежде всего, ТВД были намного легче 28-цилиндровых поршневых монстров, поэтому вес пустого YC-97J уменьшился по сравнению с КС-97 на 4,5 т (до 32740 кг). На 78 км/ч увеличилась максимальная скорость. Кардинально улучшилась и скороподъемность — высоту 6100 м КС-97 набирал за 50 минут, a YC-97J для этого требовалось всего 14,4 минуты! Фирма «Боинг» пыталась ещё с 1950 г. «пробить» идею оборудования «Стратофрейтеров» турбовинтовыми двигателями. Испытания YC-97J, казалось бы, полной мерой подтвердили целесообразность такого решения. Но военные считали саму конструкцию КС-97 морально устаревшей, сделав ставку на турбореактивный КС- 135. От постройки турбовинтовых «Стратофрейтеров», равно как и от модернизации в этот вариант поршневых машин отказались. Итогом стало полное прекращение «Боингом» работ в области турбовинтовых самолетов — далее компания занималась лишь реактивными лайнерами.
KC-97L отличался дополнительными турбореактивными двигателями
Несколько «демобилизованных» С-97 эксплуатировались гражданскими авиакомпаниями
После того, как заправочные авиачасти были насыщены самолетами КС-135, часть КС-97 прошла переоборудование для других целей. В частности, много машин вернулись к чисто транспортным функциям. 27 KC-97G были модифицированы в пассажирский вариант С-97К. При этом для снижения расходов в самолетах установили пассажирские кресла, демонтированные со списанных транспортников «Дуглас» С-54. В 1963- 1964 гг. 136 KC-97G из частей Национальной гвардии были переоборудованы в грузовые самолеты C-97G с демонтажем всего комплекса оборудования для дозаправки. Такую же конверсию прошли и несколько более старых машин КС-97Е и КС- 97F, получивших, соответственно, обозначения С-97Е и C-97F.
Самолет-заправщик KC-97L
В общей сложности, C-97E/F/G эксплуатировались в 19-ти эскадрильях ВВС Национальной гвардии. В частности, в штате Нью-Йорк на них летали три эскадрильи, в Джорджии, Аризоне, Оклахоме и Теннеси — по две, и ещё в восьми штатах — по одной эскадрилье.
Три C-97G (52-2724, 53-196 и 53-220) были переоборудованы в самолеты радиоэлектронной разведки EC-97G. Разведывательное спецоборудование несли и некоторые другие «Стратофрейтеры», не получившие специального обозначения. Подобные машины применялись, в частности, для разведки над территорией ГДР — они совершали рейсы в Западный Берлин, маскируясь под обычные транспортники.
29 самолетов KC-97G фирмой «Фэрчайлд-Стратос» были переоборудованы в поисково-спасательные самолеты НС- 97G. Они использовались в поисково-спасательной службе во второй половине 60-х гг., заполнив «прогалину» между снятием с вооружения самолетов НС-54 и насыщением частей спасательным вариантом «Геркулеса» — НС-130.
82 самолета KC-97G, которые продолжали использоваться в Национальной гвардии в качестве заправщиков, начиная с 1964 г. были модернизированы в вариант KC-97L. Работы проводила фирма «Хайес», а их целью было увеличение крейсерской скорости и потолка заправщиков для обеспечения взаимодействия с новыми самолетами тактической авиации. Фирма использовала опыт, накопленный при переоборудовании бомбардировщиков В-50 в заправщики KB-50J. При этом самолеты получили два дополнительных ТРД, установленных под крылом на месте ПТБ. На KC-97L также установили пару ТРД J47-GE-25A тягой по 32 кН.
В составе регулярных ВВС США «Стратофрейтеры» прослужили до 1973 г. Несколько дольше они продержались в частях резерва ВВС и Национальной гвардии. В ВВС Национальной гвардии заправочные модификации КС-97 эксплуатировали в общей сложности 12 эскадрилий. В начале 70-х гг., когда КС-135 регулярных ВВС были задействованы в Индокитае, самолеты KC-97L Национальной гвардии привлекались к обеспечению полетов в Европе. Главной их базой был Рейн-Майн в ФРГ. Туда по ротации на два-три месяца прибывали эскадрильи заправщиков из разных штатов. В то время «Стратофрейтеры» уже воспринимались как «летающий антиквариат», а полеты на них считались довольно утомительными из-за отсутствия бустеров: как вспоминал один из ветеранов Национальной гвардии «при боковом ветре управление самолетом превращалось в армрестлинг».
Последний экземпляр KC-97L сняли с вооружения 136-го крыла Национальной гвардии штата Техас, базировавшегося в аэропорту Далласа, в июне 1978 г. Чуть ранее в том же году прекратила эксплуатацию KC-97L 151-я авиагруппа из штата Юта, до 1977 г. летали на этих самолетах 171-е крыло Нацгвардии штата Пенсильвания и 161-я группа из Аризоны.
KC-97L во всей красе
«Стратофрейтер» не сделал особо впечатляющей экспортной карьеры — помимо США, они эксплуатировались в ВВС лишь двух стран. Первой из них был Израиль — здесь служили восемь KC-97G и один KC-97F. Интересно, что в Израиль попал и один из предсерийных YC-97. Правда, в ВВС он не служил, а применялся фирмой IAI в качестве летающего стенда для испытаний оборудования. А под занавес карьеры, в начале 70-х гг. три KC-97L «в пакете» с истребителями F-4C, поставили в Испанию. В этой стране заправщики получили обозначение ТК-1 и эксплуатировались до 1979 г. Кроме заправщиков, Испания получила два транспортника C-97G, но они использовались только как источник запчастей.
Ещё в 1957 г. «Стратофрейтер» получил ограниченный гражданский сертификат летной пригодности согласно норм AR-23. Поначалу «сняли военную форму» несколько самолетов, переданных различным фирмам для испытаний оборудование. Позже довольно много демобилизованных самолетов попали в гражданские авиакомпании. Они использовались для грузовых перевозок, но, прежде всего, — для тушения лесных пожаров. Ещё в 1988 г. в гражданском авиационном регистре США числилось более двух десятков «Стратофрейтеров» — четыре C-97G, 13 KC-97G и шесть KC-97L.
Некоторое количество демобилизованных «Стратофрейтеров» эксплуатировалось за пределами США. Например, три C-97G эксплуатировались швейцарской компанией «Балэйр». Они в 1969-70 гг. осуществляли рейсы в интересах Международного Красного Креста, доставляя гуманитарные грузы в Биафру. А последний «Стратофрейтер» (бывший 53-3816) попал в Мексику, в компанию «Аэро Пасифико», где эксплуатировался до конца 80-х гг.
Основные характеристики С-97С и KC-97G
С-97С | KC-97G | |
Размах крыла, м | 43,89 | 43,05 |
Длина самолета, м | 35,78 | 33,65 |
Высота, м | 11,66 | 11,66 |
Площадь крыла, кв.м | 164,34 | 164,20 |
Масса, кг: | ||
пустого самолета | 37 422 | 37 450 |
взлетная | 79 379 | 79 450 |
максимальная посадочная | 54 930 | |
Скорость, км/ч | ||
максимальная | 604 | 603 |
крейсерская | 482 | 480 |
Практический потолок, м | 10 670 | 10 670 |
Скороподъемность у земли, м/с | 5,58 | |
Дистанция, м | ||
взлетная до высоты 15 м | 1900 | |
посадочная с высоты 15 м* | 1060 | |
Дальность полета, км | 6920 | 6880 |
* при реверсе двух двигателей
Самолет-заправщик KC-97L ВВС США
Михаил ЖИРОХОВ Андрей ДИКОВ
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
military.wikireading.ru
Тяжёлый военно-транспортный самолёт Boeing C-97 Stratofreighter » Военное обозрение
Тяжелый военно-транспортный самолет Boeing C-97 Stratofreighter стал примером удачной трансформации боевого самолета. При его создании компания Boeing использовала богатый опыт, накопленный во время разработки и производства дальних бомбардировщиков. Самолет стал развитием знаменитого бомбардировщика В-29 в транспортном направлении. Помимо транспортного варианта, существовал и гораздо более массовый самолет-заправщик КС-97, который на долгие годы стал основным самолетом своего класса в составе ВВС США.Военно-транспортный самолет С-97 Stretofreighter был построен на базе широко известного бомбардировщика В-29, однако обладал большими размерами, чем «Суперкрепость». Достигалось это за счет расширения фюзеляжа, установленного поверх существующей конструкции и имеющего больший диаметр. Данная схема получила у американских летчиков прозвище «double bubble» (двойной пузырь). Всего за годы производства было выпущено 77 самолетов в транспортной модификации. При этом самолетов-заправщиков КС-97 было построено в разы больше — 811. Любопытно, что обе модификации самолета можно было легко конвертировать из заправщиков в транспортные и обратно — на самолетах-заправщиках полностью демонтировалось оборудование, предназначенное для дозаправки самолетов в воздухе. Но самой массовой моделью стала KC-97G (всего было построено 592 самолета), самолеты данной модели можно было легко превратить в транспортные, даже без демонтажа систем дозаправки.
B-29 Superfortress
В годы Второй мировой войны приоритет, естественно, отдавался созданию боевых самолетов, долгое время транспортная авиация финансировалась по остаточному принципу. В то же время в 1942 году впервые поднялся в небо транспортный вариант бомбардировщика Lancaster под названием Avro York, но выпускать данный самолет начали только в 1945 году. В США компания Boeing смогла создать транспортный вариант В-29 Superfortress также в 1942 году, а уже в январе 1943 года компания получила контракт от ВВС США, который предусматривал строительство трех опытных экземпляров нового самолета под обозначением ХС-97.
Разработка транспортного самолета, создающегося на базе бомбардировщика B-29, который затем «прославился» бомбардировками Хиросимы и Нагасаки, была поддержана американскими военными. Им был необходим транспортный самолет, обладающий большой дальностью полета. Самолет получил фирменное обозначение компании Boeing Model 367, военными использовалось другое обозначение — XC-97 (X обозначает экспериментальную модель). Первый из трех заказанных военными прототипов впервые поднялся в небо 9 ноября 1944 года.
Стоит отметить, что XC-97 имел много общего с бомбардировщиком B-29, включая крыло и силовую установку. На первый взгляд фюзеляж транспортного самолета, который в сечении представлял цифру восемь, был совершенно новым, однако фактически его нижняя часть мало отличалась от фюзеляжа B-29. Это же справедливо и для хвостового оперения самолета, которое крепилось к верхней части «восьмерки», имевшей в сечении больший радиус, чем нижняя часть фюзеляжа. После завершения продолжительной серии испытаний прототипов в июле 1945 года был получен первый заказ на изготовление 10 предсерийных самолетов, шесть из них должны были быть выполнены в грузовом варианте YC-97, три в варианте для перевозки личного состава — YC-97A и один самолет YC-97B с 80 креслами для перевозки пассажиров в главной кабине, как на гражданских пассажирских самолетах.
Изначально транспортный самолет создавался двухпалубным: нижняя часть фюзеляжа оригинального B-29 была сохранена, но вместо бомбоотсеков в ней появились специальные грузовые отсеки, а в верхней части к сечению фюзеляжа был «добавлен» еще один фюзеляж, диаметр которого составлял 3,35 метра. Благодаря этому фюзеляж самолета приобрел свое оригинальное сечение в виде восьмерки, а вдоль бортов появились глубокие характерные складки. Данная форма фюзеляжа сохранилась и на некоторых современных авиалайнерах компании «Boeing», однако внешние обводы стали гораздо более обтекаемыми.
Первый прототип самолета, который поднялся в небо еще в ноябре 1944 года, по управляемости был на уровне бомбардировщика В-29. Свои скоростные характеристики и возможности по решению возложенных на него задач самолет продемонстрировал 9 января 1945 года. Тогда самолет совершил перелет по маршруту Сиэтл — Вашингтон с грузом 9072 кг на борту, самолет преодолел данную дистанцию за 6 часов 4 минуты со средней скоростью полета 616 км/ч. К этому моменту ставившиеся на самолет первоначально двигатели Wright R-3350-23 мощностью 2200 л.с. были заменены на более мощные R-3350-57A (2325 л.с.). При этом специалисты компании Boeing планировали поставить на самолет еще более мощные силовые агрегаты.
На самолетах YC-97A уже стояли 28-цилиндровые двигатели Pratt&Whitney R-4360 Wasp Major, развивавшие мощность 3000 л.с., при этом гондолы двигателей были перепроектированы, также использовались новые четырехлопастные воздушные винты. Для того чтобы удерживать транспортный самолет на курсе при неработающем внешнем двигателе, вертикальное оперение было сделано более высоким, предусматривалась также возможность его складывания. Также на борту самолета появилась противообледенительная система, а при производстве крыла и некоторых других элементов применялся новый сплав 75ST. Емкость топливной системы самолета довели до 26 670 литров. Топливная система включала в свой состав 3 мягких топливных бака, находящихся в центроплане, а также по 16 баков в каждой из консолей крыла. Самолет мог брать на борт до 18 598 кг грузов, погрузка производилась через расположенный в задней части фюзеляжа грузовой люк. С помощью электрической лебедки грузы можно было легко перемещать по всей 23,8-метровой грузовой кабине по специальным направляющим. Легкая бронетехника и автомобильный транспорт заезжали на грузовую палубу самолета самостоятельно. Транспортник мог взять на борт не менее 134 военнослужащих и 69 раненных на носилках с сопровождающими их медиками.
Версия самолета YC-97B рассматривалась компанией Boeing в качестве прототипа будущего гражданского авиалайнера и использовалась для перевозки пассажиров VIP-класса. В салоне этого самолета были сделаны иллюминаторы круглой формы, а на верхней палубе установлены ряды кресел (схема 3+2, всего 80 мест), там же была и кухня. Чтобы спуститься на нижнюю палубу, надо было воспользоваться трапом спиралевидной формы. Задний грузовой люк был демонтирован, однако самолет помимо пассажиров мог взять на борт до 7711 кг различных грузов.
Первый из шести заказанных YC-97, который стал последним самолетом фирмы Boeing с двигателями Wright, поднялся в небо 11 марта 1947 года. Данные самолеты совершили настоящий переворот в американских грузоперевозках. По заданию Авиационного транспортного командования они совершали полеты на Гавайи. Позднее командование было переименовано в Военную авиационную транспортную службу — Military Air Transport Service (MATS). В 1948 году данные самолеты приняли участие в работе Берлинского воздушного моста, в это время машины находились в небе по 9-12 часов в сутки. В 1948 году военные заказали 27 транспортных самолетов С-97, а затем довели заказ до 50 единиц. Первые серийные экземпляры Stratofreighte имели незначительное визуальное отличие в виде небольшого по форме «нароста», находящегося в носовой части фюзеляжа. Это был обтекатель антенны метеорадара APS-42.
После того как в 1950 году грянула война в Корее, заказы на самолеты C-97 существенно выросли, а компания Boeing, учитывая имеющиеся контракты на постройку В-47 и В-52, едва успевала с ними справиться. В результате производство самолетов С-97 Stratofreighter было перенесено на завод в Рентоне. В те годы Стратегическое авиационное командование ВВС США особенно остро нуждалось в большом количестве самолетов-заправщиков. Они были нужны для дозаправки стратегических бомбардировщиков в полете. По этой причине компания Boeing осуществила цикл испытаний, установив на трех самолетах, получивших обозначение КС-97А, систему дозаправки в воздухе «Flying Boom». Это была система собственной разработки, которая была признана успешной и самолеты пошли в серию. Количество выпущенных самолетов-заправщиков КС-97Е, KC-97F и KG-97G составило 592 единицы (а всего до 18 июля 1956 года военные получили 888 самолетов С-97 разных модификаций). Первые самолеты-заправщики могли взять на борт до 26 498 литров топлива, однако уже на самолетах КС-97Е появились дополнительные топливные баки, которые позволили довести этот показатель до 56 750 литров. Большую часть топлива можно было передавать на дозаправляемые самолеты. Управлял процессом закачки оператор, который располагался в задней части фюзеляжа самолета в лежачем положении.
К моменту окончания серийного производства в 1956 году, в США было произведено 888 самолетов C-97 всех возможных модификаций. Уже в процессе летной эксплуатации машины дорабатывались в разнообразные варианты. К примеру, на самолете KC-97L были смонтированы два ТРД General Electric J47-GE-23, обладавшие тягой по 23,13 кН. Это было сделано с целью совместимости самолета-заправщика с реактивным бомбардировщиком Boeing B-47. В то же время самолеты KC-97G, переоборудованные в исключительно транспортный вариант, обозначались как C-97G, а полноценная пассажирская версия самолета обозначалась как C-97K. Специальные поисково-спасательные модификации машины обозначались как HC-97G. Помимо ВВС США, самолеты в незначительном количестве использовались для различных задач в ВВС Израиля и Испании (три самолета KC-97L). В Испании они получили новое обозначение — ТК.1.
Летно-технические характеристики C-97 Stratofreighter:
Габаритные размеры: длина — 33,7 м, высота — 11,7 м, размах крыла — 43,1 м, площадь крыла — 161,1 м2.
Масса пустого самолета — 37 410 кг.
Максимальная взлетная масса — 79 370 кг.
Силовая установка — 4 ПД Pratt Whitney Wasp R-4360-59B, мощностью 4х3500 л.с.
Максимальная скорость полета — 604 км/ч.
Крейсерская скорость полета — 482 км/ч.
Практическая дальность полета — 6920 км.
Практический потолок — 10670 м.
Экипаж — 4 человека (пилот, второй пилот, штурман и бортинженер).
Полезная нагрузка — 134 солдата, 69 носилок с сопровождающими, или 17 010 кг груза.
Источники информации:
http://www.airwar.ru/enc/craft/c97.html
http://aviadejavu.ru/Site/Crafts/Craft20615.htm
http://avia.pro/blog/boeing-kc-97l-stratofreighter-foto-harakteristika
http://ru-aviation.livejournal.com/3397044.html (фото)
Материалы из свободных источников
topwar.ru
|
|
|
|
jdbilety.ru
Хартия’97 :: Новости Беларуси — Белорусские новости — Новости Белоруссии — Республика Беларусь
Белорусскую писательницу знают и любят в Польше.
Они защищают свои земли, воспетые еще Артуром Конан Дойлом.
Разница налицо.
Лидчане пришли на открытие памятника с бело-красно-белыми флагами и знаменами с «Погоней».
Побед белорусских пляжников над Россией и Швейцарией оказалось не достаточно.
В 2018 году украинскому кинорежиссеру присвоили премию Европейского парламента «За свободу мысли».
Радиационный фон часов значительно превышает естественный.
Марк Эспер посоветовал России изменить свое поведение.
Один из киосков Олексина появился в Копыльском районе.
Глава МВД Украины прокомментировал выдачу боевика «ДНР» России.
Континент Большая Адрия находится под европейской частью Евразии.
Брестское «Динамо» сыграло с белостокской «Ягеллонией» в прощальном матче Василюка.
Недавний украинский политзаключенный рассказал о разговоре с генерал-лейтенантом ФСБ.
Прапановаў арганізаваць курсы роднай мовы пры беларускіх цэрквах ад архіепіскапа ніколі не гучала.
Президент Украины анонсировал второй этап обмена пленными.
Автомобильный парк нашей страны однообразный.
Также президент Евросовета призвал РФ уважать территориальную целостность Украины.
Очередь занимали с 6 утра.
Соответствующее письмо Трампу направили представители американского Института атомной энергетики.
Скелет найден на острове Хоккайдо.
Форвард брестского «Динамо» провел первый тайм спарринга с польской «Ягеллонией».
Обмен завершен, но игра за Украину только начинается.
Именно действия наших князей определили исход битвы.
Награды вручены 24 освобожденным морякам.
Белоруску, которая потерялась 20 лет назад, позвали замуж в прямом эфире
Открытие совершили ученые Потсдамского астрофизического института.
В Вашингтоне отметили, что обладают крупным преимуществом над РФ в сфере ракетных технологий.
Траву красили в зеленый цвет.
Мировые лидеры приветствуют освобождение украинцев.
Памяцi Алега Бябенiна.
Об этом рассказал президент Украины.
За месяц верующие преодолели 620 км и побывали в четырех областях страны.
Президент Украины носил их в поддержку украинских пленных.
charter97.org
Карта сейсмического районирования ОСР-97-С в масштабе 1: 8 000 000 [IMAGE]
Расширение карт 8000х5000Комплект карт ОСР-97 (A, B, C) для территории Российской Федерации является нормативным документом, позволяющим оценивать степень сейсмической опасности в средних грунтовых условиях для объектов разных сроков службы и категорий ответственности, на трех уровнях, отражающих расчетную интенсивность I сейсмических сотрясений в баллах шкалы MSK-64, ожидаемую на данной площади с заданной вероятностью P(%) в течение определенного интервала времени t (в данном случае, t = 50 лет):Карта ОСР-97-А соответствует 10%-ной вероятности превышения (или 90%-ной вероятности не превышения) расчетной интенсивности в течение 50 лет или среднему периоду Т повторяемости сотрясений один раз в 500 лет;Карта ОСР-97-В соответствует 5%-ной вероятности превышения (или 95%-ной вероятности не превышения) расчетной интенсивности в течение 50 лет и Т=1000 лет;
Карта ОСР-97-С соответствует 1%-ной вероятности превышения (или 99%-ной вероятности не превышения) расчетной интенсивности в течение 50 лет и Т=5000 лет.Согласно новой редакции Строительных норм и правил (СНиП II-7-81*) «Строительство в сейсмических районах», карта ОСР-97-А рекомендована для использования при массовом промышленном и гражданском строительстве. Карты ОСР-97-В и ОСР-97-С предназначены для проектирования и строительства объектов повышенной ответственности и особо ответственных сооружений (здания и сооружения, эксплуатация которых необходима при землетрясении или при ликвидации его последствий — системы энерго- и водоснабжения, пожарные депо, сооружения связи; здания с одновременным пребыванием в них большого числа людей — вокзалы, аэропорты, театры, цирки, концертные залы, крытые рынки, спортивные сооружения; больницы, школы, дошкольные учреждения; здания высотой более 16 этажей; другие здания и сооружения, отказы которых могут привести к тяжелым экономическим, социальным, экологическим последствиям и т.п.).Новые карты сейсмического районирования территории Российской Федерации не только концептуально отличаются от всех карт, созданных в прежние годы, но и не имеют пока прецедента использования всего комплекта (а не одной карты) в мировой практике сейсмостойкого строительства. Благодаря конкретным вероятностным оценкам, эти карты впервые позволили реалистично оценивать степень сейсмического риска на конкретных территориях и для конкретных объектов.
www.twirpx.com
97 закон ЖКХ — Федеральный закон 97 ЖКХ — 97 закон РФ о ЖКХ
Что такое Постановление правительства №97 и дает ли оно право не платить за коммунальные ресурсы.
В последнее время Интернет — пользователей очень заинтересовало Постановление Правительства № 97. В законе о ЖКХ устанавливаются федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг по каждому региону РФ. Внимательные читатели заключили, что некие «межбюджетные трансферты» оплатят счета по коммунальным услугам за них, нужно только правильно обратиться.
Что же такое этот «закон о ЖКХ 97″?
Официально это постановление устанавливает стандарт цены на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в этом помещении на 1 кв. м. Эти средства должны быть предоставлены регионам для того, чтобы граждане могли получать свои льготы и субсидии на оплату ЖКУ, а также на улучшение жилищных условий граждан в рамках нескольких федеральных социальных программ.
Пользователи сети трактовали его кто как хотел. В связи с этим данная тема породила множество слухов и сплетен среди населения. Кто-то с помощью постановления пытался покрыть взносы на капитальный ремонт дома, кто-то получить субсидию на ЖКХ. В конце концов закон о ЖКХ 97 связали с идеей о том, что выделенные средства — это плата за все коммунальные ресурсы. Правительство все оплатило за граждан. Сторонники «теорий заговоров» активно развивали эту тему, публикуя письма из аппарата президента. Все, где хоть как-то упоминалось это постановление.
Сегодня эти споры уже не имеют значения и какого-либо основания. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2017 г. № 584 так называемый закон о ЖКХ 97 был отменен. Это решение опубликовано на официальном сайте правительства.
Важно упомянуть, что свои субсидии граждане не потеряют. Об этом заявили в документе, который мы привели выше.
Возникает вопрос: если нет стандартов, то как тогда рассчитывать субсидии? Как же выплаты? Объясним. По сути, эти стандарты устанавливаются для планирования федерального бюджета. Опираясь на стандарт, чиновники смогут рассчитать сколько средств нужно перечислять регионам, чтобы компенсировать их траты на субсидии. После отмены постановления №97 с регионами федеральная казна будет рассчитываться «по факту». Эти межбюджетные отношения людей не коснутся. Регионы продолжат рассчитывать субсидии по привычным формулам и суммы выплат не изменятся.
P.S: К вопросу о правах. Неоплата ЖКУ — это административное правонарушение. Оплата использованных ресурсов — обязанность каждого собственника жилья согласно ст. 30 Жилищного кодекса РФ.
prozkh.ru
Современный текст псалом 97 на русском языке с толкованием — Философия
Просмотров: 747
При чтении христианского текста православного псалма 97, с первых же стихов невозможно не заметить его сходство с псалмом 95, некоторыми фразами повторяя его практически полностью. Оба они, как и еще целый ряд песней в четвертой книге псалмов, имеют хвалебное содержание, направленное на проповедь Иеговы среди языческих народов. Из толкования 97 псалма ясно, что в нем автор приводит в качестве аргумента многочисленные военные победы еврейского народа, и это неудивительно, поскольку он написан во времена, когда сила Бога определялась силой народа, которому Он покровительствовал.
Чтение христианского псалма 97 это утешение в скорби
В православном тексте 97 псалма присутствует ссылка на одну из величайших побед израильского народа: под словами «Все концы земли увидели спасение Бога нашего» однозначно подразумевается разгром ассирийского войска, в несколько раз превосходящее силой противника, произошедшее при царе Езекии. «Все концы земли» ‑ имеется в виду, что все языческие народы узнали об этом событии и ужаснулись, увидев в нем настоящее чудо Божие, ибо до этого войско ассирийцев считалось непобедимым. Православная церковь советует читать, слушать онлайн и смотреть видео с текстом 97 псалма тем, кто сильно скорбит, чтобы Бог послал им утешение.
Слушать на видео православную молитву псалом 97 на русском языке
Читать церковный текст молитвы псалом 97 на русском языке
Воспойте Господу новую песнь, ибо Он сотворил чудеса. Его десница и святая мышца Его доставили Ему победу. Явил Господь спасение Свое, открыл пред очами народов правду Свою. Вспомнил Он милость Свою к Иакову и верность Свою к дому Израилеву. Все концы земли увидели спасение Бога нашего. Восклицайте Господу, вся земля; торжествуйте, веселитесь и пойте; пойте Господу с гуслями, с гуслями и с гласом псалмопения; при звуке труб и рога торжествуйте пред Царем Господом. Да шумит море и что наполняет его, вселенная и живущие в ней; да рукоплещут реки, да ликуют вместе горы пред лицем Господа, ибо Он идет судить землю. Он будет судить вселенную праведно и народы — верно.
Православный Псалтырь, текст псалом 97 на церковно славянском языке
Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь; спасе eго десница eго и мышца святая eго. Сказа Господь спасенiе свое, пред языки откры правду свою. Помяну милость свою iакову и истину свою дому Израилеву; видеша вси концы земли спасенiе Бога нашего. Воскликните Богови, вся земля, воспойте и радуйтеся и пойте. Пойте Господеви в гуслех, в гуслех и гласе псаломсте, в трубах кованых и гласом трубы рожаны; вострубите пред царем Господем. Да подвижится море и исполненiе eго, вселенная и вси живущiи на ней. Реки восплещут рукою вкупе, горы возрадуются от лица Господня, яко грядет, яко идет судити земли; судити вселенней в правду, и людем правостiю.
filosofia.ru