Подводные лодки проекта 667бдрм 🔥 описание «Дельфин», «Кальмар», «Навага»
Ядерный потенциал Российской Федерации формируют классическая тройка из тяжелых бомбардировщиков межконтинентального применения, ракет наземного базирования и субмарин с баллистическими ракетами на борту. Рассмотрим более подробно информацию об истоках ПЛ с ядерным оружием, а именно об атомоходах проекта 667а. Какая у них история создания, конструкция, технические характеристики и многое другое.
Содержание
- История создания
- Конструкция атомной подводной лодки проекта 667 БДРМ
- Тактико-технические характеристики
- Система вооружений
- Ближайшее будущее корабля
- Модификации
- Источники
История создания
Вообще, возникновение самой идеи о постройке подлодки, вооруженной баллистическими ракетами, связано с одним интересным фактом. Он заключается в превосходстве США перед СССР в данной сфере.
Ведь, как известно, начиная с конца 50-х до конца следующей декады в Америке успели сконструировать 4 типа стратегических ядерных ПЛ. Это были:
- USS George Washington – главный корабль в серии из 5 атомоходов;
- Ethan Allen;
- Will Rogers;
- Lafayette.
Каждый из них входил в систему «Поларис» (американская ядерная программа тех времен), будучи вооруженными баллистическими ракетами дальнего и ближнего действия. Всего в этот период ВМС США насчитывали 41 подводный ракетоносец. Они располагали 656 ракетами в сумме.
В СССР того времени были лишь 37 единиц такой техники и всего 104 ракеты, которые могли запускаться только с поверхности воды. Разумеется, такой расклад не устраивал советское правительство. Это дало толчок всей корабельной и ракетостроительной промышленности к созданию отечественной ПЛ, сопоставимой с зарубежными аналогами.
Так родился проект 667. На борту должны были размещаться баллистические ракеты Р-21 крупного размера, выпускающиеся из ракетного комплекса (РК) Д-4. Однако проект остановился на этапе проектирования из-за выявленных недочетов и появления новых ракет и комплексов.
Поэтому было решено доработать проект 667 на 667а, в котором применялись малогабаритные Р-27, стартующие с Д-5.
Главным конструктором назначили С. Н. Ковалева, по проектам которого были построены 92 субмарины.
После выполнения технического проекта (1962 год), в 1963 году были внесены поправки в вооружение. Спустя три года начались испытания первой модели К-137 «Ленивец», в ходе которых была достигнута скорость в 28,3 узла, вместо планируемых 25.
В 1967 году К-137 официально встал в строй ВМФ СССР. Именно субмарины этого проекта стали самыми многочисленными во флоте страны (в боевой готовности были 34 единицы). В последствии ПЛ проекта 667а модифицировались, получая, в основном, новое ракетное вооружение.
Конструкция атомной подводной лодки проекта 667 БДРМ
Головной корабль серии — атомную подлодку Б-51 «Верхотурье» — заложили на праздник, 23 февраля 1981 года. Для постройки кораблей этого проекта было выбрано основное предприятие советского атомного кораблестроения — Северодвинский машиностроительный завод «Севмаш». В течение 9 лет, начиная с 1981 года по 1990 год, предприятием было спущено на воду и введено в строй 7 кораблей проекта 667БДРМ. Последним кораблем этой серии стал РПКСН К-407 «Новомосковск».
Подводный ракетоносец «Верхотурье» получил ярко выраженный горб, в котором разместились 16 баллистических ракет. В классификации НАТО корабль получил шифр «Delta-IV», продолжая тем ряд боевых судов под шифром Delta. Размеры подлодки впечатляли. Длина корпуса лодки составила 167 м, а водоизмещение выросло до 11740 тонн. Атомная субмарина имела двухкорпусную конструкцию, ставшую традиционной для кораблей предыдущих серий. Прочный основной корпус корабля и переборки изготавливались из прочной стали, способной выдержать длительные интенсивные нагрузки и обладающей антикоррозийными свойствами. Конструкция корабля и прочностные характеристики материалов позволяли лодке опускаться на глубину до 600 м.
Основные узлы и агрегаты подводного корабля размещались на специальных амортизационных платформах, снижающих вибрацию и акустические шумы. Отсеки с энергетической установкой имели локальные звукопоглотители. Легкий корпус был покрыт специально разработанным для этих целей маскирующим материалом, обеспечивающим меньший гидроакустический фон корабля. Отличительной чертой субмарин проекта 667БДРМ стали гребные винты, которые имели пять лопастей, и обладали улучшенной гидроакустической картиной.
Подобные мероприятия и новшества существенно повысили скрытность корабля, приблизив гидроакустические параметры советской субмарины к параметрам американского ракетоносца типа «Огайо».
Во время боевых походов советские ракетные подводные крейсера «Екатеринбург» и «Подмосковье» сумели более недели оставаться в море незамеченными кораблями стран НАТО. Это стало причиной того, что американские субмарины вынуждены были приблизиться к местам постоянного базирования советских подлодок, подвергая себя большому риску быть обнаруженными.
Все корабли проекта получали автоматизированную систему управления вооружениями «Омнибус-БДРМ», с помощью которой осуществлялся анализ поступающей информации, определялись параметры боевого применения тактического оружия. Помимо этого лодки оснащались новым гидроакустическим оборудованием «Скат», имеющим две антенны. Одна антенна была расположена в носовом обтекателе, вторая — использовалась в буксируемом варианте. Ракетное вооружение обладало улучшенным навигационным комплексом «Шлюз», позволяющим с высокой точностью определять местоположение лодки во время пуска ракет.
Главной энергетической установкой для всех подлодок являлся ядерный реактор ВМ-4СГ, который обеспечивал паром две турбинные установки ОК-700А. Суммарная мощность двигательной установки составила 60 тыс. л. с. В качестве резервных двигателей на судах использовались электродвигатели по 225 л.с. каждый. Ядерная установка обеспечивала кораблям подводный ход со скоростью 24 узла.
В отличие от кораблей ранних серий на «дельфинах» существенно улучшились условия личного состава, обеспечивающие комфортное несение службы во время длительных и дальних боевых походов. Экипаж субмарины по штату насчитывал 140 человек.
Тактико-технические характеристики
Габариты «Наваги» внушительны. Ведь в длину она составляет около 128 метров при ширине чуть меньше 12 метров. Надводное водоизмещение – 7640 тонн, а подводное 11500 тонн. Во время надводного хода подлодка оседает примерно на 8 метров от поверхности воды.
На своей рабочей глубине в 320 метров «Навага» развивает скорость в 16 узлов. Всплывая на поверхность, она может выдать до 26 узлов. Максимально возможно погрузиться на 400 метров.
Экипаж может находиться в подлодке до 60 дней.
Субмарина приводится в движение разными типами энергетических установок (ЭУ). Главная ЭУ представлена двумя автономными блоками. Каждый блок состоит из водо-водяного реактора (использующего воду, как замедлитель и теплоноситель), паротурбинной установки и турбогенератора с автономным приводом. В сумме такая установка выдает около 52 тыс. л. с. Оба атомных реактора размещены в защищенном 7 отсеке субмарины, а парогенераторы, их аппаратура и оборудование находится в 8 и 9 отсеке.
Для помощи основной ЭУ в ПЛ предусмотрена многофункциональная дизель-электрическая установка. Она состояла из двух дизель-генераторов, под которые был выделен 6 отсек подводной лодки проекта 667а.
От этих ДГ работает аккумуляторная станция, заряжая свинцово-кислотные аккумуляторы, размещенные во втором отсеке. Задачи аккумуляторных батарей и дизель-генераторов это обеспечение АПЛ электричеством в случае неисправности реактора.
На борту ПЛ «Навага» установлено довольно продвинутое, для своего времени, радиоэлектронное оборудование. В него вошли информационно-управляющая система «Туча», гидроакустический комплекс «Керчь» и радиолокационный комплекс «Альбатрос» и многое другое.
В ПЛ, разного года выпуска, отличались навигационные системы. К примеру, в самых последних моделях, выпущенных в конце 80-х годов и позднее, применялась уже спутниковая навигация.
Система вооружений
Говорить много о главном оружии кораблей проекта 667БДРМ не приходится. Сегодня все шесть кораблей, находящиеся в составе российского флота переоборудованы под новые модернизированные модификации баллистических ракет Р-29РМУ2 и Р-29РМУ2. 1 типа «лайнер». Количество ракет осталось прежним — 16 шт., однако все боевые части имеют четыре боевых блока. Ракетный комплекс Д-9РМ, которыми оснащаются российские ракетоносцы проекта 667БДРМ, считается за океаном одним из самых мощных ракетно-ядерных систем. Ракетный залп может осуществляться из подводного положения корабля на глубине до 55 метров.
В качестве тактического оружия, лодки оборудованы минно-торпедными комплексом, состоящим из 4-х торпедных аппаратов калибра 533 мм. Лодка может вести огонь всем существующим на сегодняшний момент торпедным оружием, включая ракето-торпеды. Запас торпед составляет 12 шт. Управление огромным кораблем осуществляется через центр БИУС «Омнибус-БДРМ». Через этот комплекс осуществляется обработка поступающей информации о целях и условиях для маневрирования и последующего боевого применения средств вооружения корабля. Серьезным преимуществом, которым обладают модернизированные лодки проекта 667БДРМ, является наличие нового гидроакустического комплекса «Скат». Новый ГАК оснащается крупногабаритной антенной, защищенной стеклопластиковым обтекателем.
Противовоздушная оборона корабля возложена на зенитно-ракетные комплексы 9К310, находящиеся в распоряжении членов экипажа. Управление кораблем осуществляет экипаж из 140 человек.
Ближайшее будущее корабля
Исходя из потребности российского ВМФ, иметь в строю до 10 боеспособных подводных ракетоносцев, на самом высоком уровне принято решение о поддержании кораблей проекта 667БДРМ в высокой степени технической готовности. Техническое состояние всех шести кораблей, находящихся в составе 31-й дивизии, на данный момент удовлетворительное. Самый новый из всех ракетоносцев этого проекта — подводная лодка К-18 «Карелия» — прошла в 2010 году капитальный ремонт. По предварительным данным срок службы корабля продлен еще на 10 лет. Аналогичные мероприятия коснулись и других субмарин проекта 667БДРМ. Предполагается, что вся дивизия в полном составе сможет достойно нести боевое дежурство до 2025 года.
Помимо несения боевого дежурства, российские подводные лодки в целях поддержания боеготовности на высоком уровне, участвуют в запуске коммерческих грузов в рамках освоения космических программ. Для запуска искусственных спутников используются ракеты Р-29РМ. Благодаря таким программам, удается не только поддерживать ракетный комплекс на должном уровне, но и осуществлять мониторинг всех систем корабля.
Перспективы российских подводных ракетоносцев на сегодняшний день выглядят не совсем радужно. Остро встает вопрос об обеспечении технической базы действующих кораблей, ресурс которых естественным образом подходит к концу. В планах командования ВМФ по модернизации отечественного флота, подводные лодки проекта 667БДРМ занимают сегодня важное место. Именно они должны обеспечить обороноспособность страны на переходный период до тех пор, пока в строй не войдут новые подводные лодки, пока не закончится модернизация субмарин других классов.
Модификации
Отечественные подводные лодки «Мурена», «Груша», «Кальмар» и «Дельфин» — это модификации проекта 667а. Все они представляли мощь ядерного потенциала СССР и России в дальнейшем. Кроме того, на одной из представительниц проекта 667БДРМ, названной «Новомосковск», удалось получить уникальный опыт.
Дело в том, что, принимая участие в операции «Бегемот-2», ракетный отсек подводной лодки проекта 667б был опустошен полностью. Это означает, что были выпущены все 16 ракет дальнего действия. Такое достижение никогда не повторялось ни АПКр российского ВМС, ни зарубежными подводными ракетоносцами.
Среди всей этой техники 667 проекта следует подчеркнуть уникальность модернизированного проекта 667ат АПЛ «Груша». В отличие от других представителей, носивших баллистические ракеты, эта субмарина обладала комплексом дозвуковых крылатых ракет С-10 «Гранат».
Основное применение АПКр «Груша» находила у берегов США в качестве средства патрулирования и наблюдения. Однако внедрение новых технологий гидролокации в этой стране позволило обнаруживать субмарину, в настоящее время эта функция возложена на другие малошумные типы подводных лодок.
Из-за чего следовало увеличить дистанцию от берега, а это, в свою очередь, означало увеличение дальности поражения ракет. Так, на свет появилась «Мурена» с меньшей шумностью и усовершенствованным Р-29 на борту.
Последней модификацией 667а является лодки проекта 667БДРМ «Дельфин».
С его борта возможен пуск не только баллистических ракет Р-29РМ, но и искусственных спутников. Он был совершен на уже знакомой АПЛ «Новомосковск». Находясь в подводном положении, она выпустила ракету-носитель с первым ИСЗ производства Германии. Еще один пуск был сделан ракетой «Штиль-1», поднявший на околоземную орбиту еще один искусственный спутник Земли.
АПЛ проекта 667БДРМ обладают высоким потенциалом модернизации, поэтому, начиная с 2012 года, идет перевооружение и ремонт субмарин этого типа. Кроме того, в 2011 году конструкторы смогли создать новую версию старой Р-29РМУ2, применявшейся на борту «Дельфина». Разработка получила название Р-29РМУ2.1. Новая ракета способна нести 12 ядерных блоков малого класса и обходить более современные и совершенные противоракетные комплексы.
Источники
- https://warbook.club/voennaya-tehnika/podvodnye-lodki/delfin-667a/
- https://militaryarms.ru/voennaya-texnika/podvodnye-lodki/proekt-667bdrm/
- https://warways.ru/flot/podvodnye-lodki/proekt-667bdrm.html
Залечь на дно. ВМФ решил расстаться с легендарными подлодками | Армия | Общество
Алексей Козаченко
Примерное время чтения: 4 минуты
12080
К-18 «Карелия», 1 января 1994 года. Commons.wikimedia.org
Россия выведет из состава флота легендарные советские подлодки проекта 667, которые пережили рекордное количество модернизаций. АиФ.ru выяснял, почему они настолько долго задержались на флоте.
Подлодки этого типа были разработаны еще в 1960-е годы Центральным конструкторским бюро морской техники «Рубин». Субмарины пережили рекордное число модернизаций, в ходе которых они вооружались новыми ракетными комплексами, более мощными и дальнобойными. Помимо проекта 667-БДРМ, АПЛ модернизировались в рамках проектов 667-Б, 667-БД и 667-БДР. Все семь кораблей этого проекта были введены в строй еще в Советском Союзе. На момент развала СССР эти субмарины оставались наиболее современными и составляли костяк ядерных сил ВМФ России. Проект 667 БДРМ «Дельфин» — самая свежая модификация легендарной серии, семь кораблей этого типа построены в 1984-1990 годах.
Комфортная и бесшумная
При создании проекта 667-БДРМ большое внимание уделялось снижению шумности судна, а также уменьшению помех работе гидроакустической бортовой аппаратуры. В результате атомная подводная лодка по характеристикам гидроакустической заметности приблизилась к уровню американской АПЛ с баллистическими ракетами третьего поколения «Огайо». Также были значительно улучшены условия обитаемости. На крейсере есть сауна, солярий, спортивный зал. Усовершенствованная система электрохимической регенерации воздуха за счет электролиза воды и поглощения углекислоты твёрдым регенерирующим поглотителем обеспечивает концентрацию кислорода в пределах 25% и углекислого газа — не более 0,8%.
Подлодки проекта 667-БДРМ стали одними из первых советских АПЛ, практически полностью неуязвимыми в районе их боевого дежурства. При боевом патрулировании в арктических морях, которые прилегают непосредственно к российскому побережью субмарины, даже при самых благоприятных для противника гидрологических условиях они могут быть обнаружены на дистанциях не более 30 км.
Незаменимые
Ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 667-БДРМ «Дельфин» продолжают оставаться основой морской составляющей стратегической ядерной триады России, постепенно передавая эту роль подводным лодкам проекта 955 «Борей». Начиная с 2012 года они перевооружаются усовершенствованными БРПЛ Р-29РМУ2.1 «Лайнер» вместо ракет предыдущей модификации Р-29РМУ2 «Синева». Переоборудование прошли К-18 «Карелия», К-407 «Новомосковск», К-114 «Тула», К-51 «Верхотурье», проходит К-117 «Брянск». БС-64 «Подмосковье» переоборудована в носитель глубоководного аппарата специального назначения. Все действующие субмарины этого класса находятся в составе 31-й дивизии подводных лодок Северного флота и базируются в бухте Ягельная, порт приписки — Гаджиево.
Последние две субмарины более раннего проекта 667-БДР «Кальмар» до сих пор несут службу: К-44 «Рязань» в составе Тихоокеанского флота, БС-136 «Оренбург» перестроена для выполнения особых заданий в носитель сверхмалых подводных лодок и входит в состав спецподразделения Северного флота.
Рекорды
В ходе учения «Бегемот-2» 6 августа 1991 года с АПЛ К-407 «Новомосковск» был запущен весь боекомплект 16 ракет подлодки с интервалом в 14 секунд. Это стало мировым военно-техническим рекордом. Для сравнения: максимальный залп американской АПЛ «Огайо» — 4 ракеты «Трайдент-2».
7 июля 1998 года состоялся первый в мире запуск спутника с борта подводной лодки. Запущенная с АПЛ К-407 «Новомосковск» ракета «Штиль-1» вывела на околоземную орбиту два немецких спутника: Tubsat-N и Tubsat-N1. Пуск проводился из подводного положения. Спутник массой 70 кг был выведен на круговую орбиту высотой 400 км. Такой же запуск был повторен подлодкой К-84 «Екатеринбург» в 2006 году.
подводные лодкиАПЛВМФ России
Следующий материал
Новости СМИ2
Атомная баллистический Ракетные подводные лодкиПроект 667БДРМ Дельфин НАТО: Класс Delta IV Завершено 7 единиц Суда Северное машиностроительное предприятие, Северодвинск
Общие характеристики — пр.667БДРМ
Схемы Ядерный шар Ракетный подводный крейсер проекта 667БДРМ Модернизация Ракетный комплекс Д-9РМ заменен на ракетный сложный
Д-9РМУ2 (баллистические ракеты Р-29РМУ «Синева» (3М37У2)) на ССЗ «Звездочка», Северодвинск:
К-18 08. 2004-12.2009, К-51 23.08.2010-30.12.2012, К-84 3.12.1996-30.06.2003, К-114
24.07.2000-5.01.2006, К-117 27.07.2002-01.2008, К-407 11.2008-27.07.2012 Флоты Северный Флот : К-18, 51, 64, 84, 114, 117, 407 Корпус Номера К-18: 807(1991), 820(1994), 804(2000), 839(2010?) Списан — Экспорт 9040 0 — | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проект 667БДРМ класса «Дельфин» | Оружейные системы.
netНАТО: Delta IV
Обзор
Проект 667БДРМ
ВМФ России Проект 667БДРМ (НАТО: Delta IV) подводная лодка класса в 2018 году. В эксплуатации Разработка 1970-е Разработчик Советский Союз Производство 1981 — 1990 Производство э Советский Союз
—
Севмаш Номер выпуска 7 Обозначения Delta IV (название в отчетах НАТО) Известные пользователи Советский Союз Факты Проект 667БДРМ Общий Происхождение Советский Союз Тип Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами Пополнение 135, в том числе 40 офицеров 9 0028 Размеры Рабочий объем (поверхность) 11,740 т Водоизмещение (подводное) 18,200 т Длина 167,4 м Ширина 18 0,98 м 11,71 м по ватерлинии в надводном положении Осадка 10,5 м в надводном положении Ходовая часть Компоновка Атомная Источник энергии 2 атомных реактора ВМ-4СГ по 90 МВт 2 турбины ГТЗА-635 по 22 000 л. с. 2 дизель-генератора ДГ-460 по 460 кВт Ходовая часть 2 вала, винты пятилопастные Подвижность Скорость (надводная) 14 — 15,3 уз Скорость (подводная ) 24 узла Диапазон Без ограничений Глубина 320 м рабочая глубина 400 м максимальная глубина Выносливость 90 суток Датчики Гидролокатор МГК-520.6 Скат-БД РМ МГ-518 Север Надводный поиск МРК-50 Каскад Перископ Да Боевое управление МВУ-132БДРМ Система управления огнем Омнибус-БДРМ Система связи Молния-Н Самооборона Радиоэлектронная борьба РЭБ МРП-21А Радиопеленгатор «Салив-П» Ложные цели МГ-74 «Корунд-2» с возможностью запуска из торпедных аппаратов Противовертолетный Переносной ЗРК 9К38 «Игла» Торпеды Трубная компоновка 4x 533 мм Типы вооружения УСЭТ-80 УРПК-6 Водопад-ПЛ
Источник: sever флот1 — © Авторские права принадлежат первоначальному владельцу.0028
Дельфин
Русский «дельфин»
Россия Подробнее
САЭТ-60М
Боевая нагрузка
12 единиц оружия
Баллистические ракеты
Пусковая установка
ШПУ Д-9РМ, 16 шт. 8
Р-29РМУ2.1 Лайнер (после 2-го дооснащения)
Глубина пуска
До 55 м
Скорость пуска
До 7 узлов
Носитель
Подводная лодка проекта 667БДРМ
ВМФ России Подводная лодка проекта 667БДРМ (НАТО: Delta IV).
Источник: Автор неизвестен
Авторские права: Авторские права принадлежат первоначальному владельцу
Проект 667БДРМ
ВМФ России Проект 667БДРМ (НАТО: Delta IV) Подводная лодка класса 2012 г.
Источник: www.mil.ru 9 0028
Copyright: GNU Attribution Share Alike license
Проект 667БДРМ
Проект 667БДРМ класс
ВМФ России Подводная лодка проекта 667БДРМ (НАТО: Delta IV) в 2018 г.
Источник: severflot1
Авторские права: Авторские права принадлежат первоначальному владельцу
Проект 667БДРМ
Подводная лодка ВМФ России проекта 667БДРМ (НАТО: Delta IV) в 2018 г.
Источник: severflot1 класс
ВМФ России пр.667БДРМ ( NATO: Подводная лодка класса Delta IV) во время ремонта в 2017 г.
Источник: СРЗ «Звездочка»
Copyright: GNU Attribution Share Alike license
Проект 667БДРМ класс
ВМФ России Подводная лодка проекта 667БДРМ (НАТО: Delta IV) во время ремонта в 2017 году.
Источник: СРЗ «Звездочка»
Авторское право: GNU Attribution Share Alike license
Проект 667БДРМ класса
ВМФ России Проект 667БДРМ (НАТО: Дельта IV ) класса подводной лодки в 2007 г.
Источник: ВМС США
Copyright: Public domain
Проект 667БДРМ класса
ВМФ России Проект 667БДРМ (НАТО: Delta IV) класса подводной лодки в 2011 г.
Источник: www.mil.ru
Copyright: GNU Attribution Share Alike license
< Предыдущий > Следующий
Статьи по теме
Р-29РМУ2 Синева
Шесть из семи БДРМ проекта 667БДРМ модернизированы с возможностью пуска Р-29Подводная лодка РМУ-2 «Синева» запустила баллистическую ракету.