339 втап — Главная страница

Уважаемые

ветераны — авиаторы !

Смотрите видео «Бессмертный полк» в Витебске 9 мая 2017 г. с участием ветеранов 339 втап 

1. Планируется с 20.02.2017 г. открыть Гостевую книгу для посетителей без регистрации (гостей) сайта . Записи рекламного характера сторонних    пользователей  недопустимы и будут оперативно убираться ;

2. Начата и активно проводиться подготовка мероприятий по празднованию (май 2017 г.) 75 — летия со дня образования 3-й гвардейской Смоленской орденов Суворова и Кутузова  военно-транспортной авиационной дивизии ;

3. В Комнате Боевой Славы (Журжево) проводиться фотографирование у Знамени 339 военно-транспортного авиационного полка ;

4. Смотрите новый видеоролик «Случай с НЛО в 339 втап»

— — — — — — — — — — — —

Смотрите видео 339 втап ,

размещенное в разделе «Текущая подборка видео 339 втап» внизу Главной страницы

нашего сайта . Убедительно просим отзываться на просмотренные ВАМИ видео и фотоматериалы в качестве комментариев к ним в Гостевой книге нашего сайта .

— — — — — — — — — —

———————————————————————————

24 апреля 2015 года на базе 103 мобильной бригады 

проведена военно-историческая конференция , посвященная

70-летию Победы советского народа и его Вооруженных Сил

в Великой Отечественной войне.

Тема конференции : «Транспортно-десантная авиация и Воздушно-десантные

войска в годы Великой Отечественной войны».

Видеорепортаж о конференции смотрите здесь.

……………………………………………………………………………………………………………

 

По сложившейся традиции ежегодно в Витебске День защитника Отечества (февраль) и День Военно-воздушных  сил (август) отмечаются праздничными мероприятиями ветеранов 339 втап .

Это, как правило, митинг у Памятного знака авиаторам 339 втап

(Журжево) и праздничный обед (кафе, город).

…………………………………………………

    Торжества по случаю юбилея (2014 г. — 70-летие 339 втап) состоялись. Программа праздника выполнена полностью.

   Фото и видео репортажи размещаются на нашем сайте по мере готовности (см.таблицу «Текущая подборка видео 339 втап» главной страницы сайта). 

………………………………………..

                По организационным вопросам обращаться в Совет ветеранов полка (телефоны — см. «Комната Боевой Славы» сайта 339 втап)

 

vtap339.ucoz.ru

339 втап — Командование ВТА

  

Командование военно-транспортной авиации  

 

   

 1946-  1950

генерал-лейтенант авиации Смирнов К.Н.Командующий ДТА ВДВ1946-1949
Командующий ТДА ВДА1949-1950
1950-1969маршал авиации Скрипко Н.С.Командующий ТДА ВДА1950-1953
помощник командующего ВДВ по ТДА1953-1953
Командующий ТДА ВДВ1953-1955
Командующий ВТА ВВС1955-1969
1969-1980генерал-полковник авиации Пакилев Г.Н. Командующий ВТА ВВС 
1980-1986маршал авиации Волков А.Н. 
Командующий ВТА ВВС 
1986-1997генерал-полковник авиации Ефанов В.В. Командующий ВТА ВВС 
1997-1999генерал-лейтенант авиации Дырдин В.А. Командующий ВТА ВВС1997-1998
Командующий 61-й ВА ВГК (ВТА)1998-1999
1999-2007генерал-лейтенант авиации Денисов В.Ф.Командующий 61-й ВА ВГК (ВТА) 
2007-н.вр.генерал-майор авиации Качалкин В.Т. Командующий 61-й ВА ВГК (ВТА)1

 

 

 

 

 

Генерал-лейтенант авиации

Смирнов Константин Николаевич.

 

   Родился в 1899г. В Красной Армии с 1918г. В 1921г. окончил школу летчиков, участник Гражданской войны. 

С 1922 г.  — летчик, командир звена, отряда, эскадрильи,

с 1936г. -помощник командира, командир бомбардировочной авиабригады, авиадивизии. В Великую Отечественную войну – командир истребительной авиадивизии,

с 1942г. – командующий ВВС 12 Армии, с ноября того же года – командующий 2-й Воздушной Армии,

с 1943г. – командующий ВВС военного округа.

В 1946-1950гг. –  командующий десантно-транспортной авиацией.

 

  

Маршал авиации

Скрипко Николай Семенович.

 

   Родился 5 декабря 1902г. В 1914г. окончил высшее начальное городское училище. В декабре 1919г. добровольно вступил в ряды Красной Армии. В годы Гражданской войны командовал артиллерийской батареей.

   В 1927 проходил обучение в 1-й военной школе летчиков им. А.Ф. Мясникова. В 1929г.-командир отдельного авиаотряда, участник маневров на территории Белоруссии. В 1936г. –  командир учебной авиабригады. В 1937г. обучается в высшей летно-тактической школе.

  С 1938г. по 1941г. возглавлял легкобомбардировочный авиаполк, смешанную авиадивизию, дальнебомбардировочный авиакорпус.

   В августе 1941г. назначен на должность командующего ВВС 5-й Армии, а затем командующим ВВС Юго-Западного фронта. С марта 1942г. – зам. Командующего АДД, а с декабря 1944г. и до конца войны – первый заместитель командующего 18 Воздушной Армии, в которую была сведена вся АДД.

В 1944 г. Н.С. Скрипко одному из первых присвоили воинское звание Маршал авиации.

В 1950 г. назначен командующим транспортно-десантной авиацией.

В 1955 г. по его инициативе транспортно-десантная авиация выводится из состава ВДВ и преобразуется в Военно-транспортную авиацию ВВС.

   За боевые заслуги в годы Гражданской и Великой Отечественной войны, успешное руководство боевыми операциями АДД, за плодотворную деятельность по боевой подготовке объединений ВВС Н.С. Скрипко награжден тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, пятью орденами Красного Знамени, орденами Суворова I и II степеней, Кутузова I и II степеней, Отечественной войны I степени, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, иностранным орденом и многими медалями.

 

 

 

Генерал-полковник авиации

Пакилев Георгий Николаевич

   Родился 10 октября 1922 года. В марте 1941г. Был направлен в канск (Красноярского края), где был зачислен в 84-ю АЭ ГВФ для обучения летному делу.

   В августе того же года, после окончания летной подготовки на самолете У-2, направлен в Вознесенское авиационное училище летчиков (истребительное), где проходил обучение до июля 1944 года. После окончания с отличием Вознесенского ВАУЛ был назначен летчиком-инструктором этого училища.

   В июле 1946г., после расформирования Вознесенского ВАУЛ, направлен в 30-ю бад 45-й ВА, где служил до августа 1950г.

   С августа 1950г. По май 1958г. Проходил службу на острове Сахалин в 30-й бад на различных должностях. В 1957г. закончил Военно-политическую академию. Позже по замене был переведен  в Белорусский военный округ на должность командира бомбардировочного полка. В октябре 1959г. Назначен начальником политотдела 76-й бад, которую в апреле 1960г.расформировали. После этого назначен начальником политотдела 6 втад ВТА.

   В августе 1962г. направлен на учебу в ВАГШ, после окончания которой в августе 1966г. назначен командиром 14-й втад Дальневосточного ВО. С этого времени службу продолжал до увольнения в запас в ВТА в должностях зам. командующего ВТА по боевой подготовке, первым зам. командующего ВТА, командующим ВТА – членом военного совета ВВС.

   Военно-транспортной авиацией  командовал 12 лет.

  «Заслуженный военный летчик СССР», кандидат военных наук. Награжден орденами: Ленина, Октябрьской Революции, Красного Знамени (двумя), Красной Звезды (тремя), многими медалями, а также орденами и медалями иностранных государств.

Автор книги об истории ВТА «Труженики неба» (Воениздат, 1978г.)

После увольнения длительное время возглавлял эксплуатационный отдел Авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина.

 

 

 

 

Маршал авиации

Волков Александр Никитович

   Родился в городе Валуйки (Белгородской обл.) 25 марта 1929г.

Окончил:

Военно-авиационное училище им. М. Расковой (1951г.),

Военно-воздушную академию (1961г.),

Военную академию Генштаба (1973г.)

С 1951г. – летчик, старший летчик, командир звена.

С июля 1961г. зам. командира, с 1963г. – командир эскадрильи.

В 1964-1966гг. зам. командира, с июля 1966г. – командир тбап ДА.

В 1969-1971гг. командовал авиационной дивизией,

с 1975г. – тяжелым бомбардировочным авиационным корпусом ДА.

С 1980 по 1986гг. – командующий военно-транспортной авиацией.

С 1986г. – заместитель ГК ВВС.

За период службы в ВВС освоил 11 типов самолетов.

В 1987-1990гг. – Министр ГА СССР, председатель Комиссии по делам ИКАО.

В 1990-1992гг. – в группе генеральной инспекции МО СССР.

Депутат Верховного Совета СССР 11-го созыва.

«Заслуженный военный летчик СССР» (1974г.). Награжден орденом Ленина, орденами Красного Знамени, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени и многими медалями.

 

 

  

 

Генерал-полковник авиации

Ефанов Вячеслав Васильевич

   Родился 18 марта 1937г. До службы в армии работал токарем на заводе.

   В Вооруженных силах с 1955г. 

   В 1956г. окончил 9-ю военную авиационную школу первоначального обучения летчиков,

в 1958-м – Балашовское ВВАУЛ,

в 1968г. – ВВА им. Ю.А.Гагарина,

в 1979г. – ВА ГШ ВС СССР.

   За время службы последовательно прошел должности помощника командира корабля, командира корабля, командира отряда, зам. командира АЭ, командира АЭ, зам. командира полка, командира полка, командира дивизии, зам. начальника штаба ВТА,  начальника штаба ВТА. Командующий ВТА.

   Освоил 6 типов самолетов при общем налете 6000 часов.

   Летчик-снайпер. Заслуженный военный летчик РФ, кандидат военных наук.

   Награжден двумя орденами Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 2 и 3 степеней, «За военные заслуги» и многими медалями.

 

 

 

 Генерал-лейтенант авиации

Дырдин Вячеслав Александрович

   Родился 4 сентября 1944г. В Оренбурге. Там же в 1961г. Начал трудовую деятельность слесарем на машиностроительном заводе.

   В 1966г. Окончил Балашовское ВВАУЛ.

   Последовательно занимал должности от помощника командира корабля до командующего ВТА.

В 1970-1973гг. – слушатель командного факультета ВВА им. Ю.А. Гагарина,

в 1981-1983гг. – основного факультета ВА ГШ ВС СССР им. К.Е. Ворошилова.

   Заслуженный военный летчик РФ. За период летной работы освоил 6 типов самолетов при общем налете 4000 часов.

   Награжден орденами Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 2 и 3 степеней, «За военные заслуги», орденом «Слава» республики Афганистан и многими медалями.

 

 

 

 

 

Генерал-лейтенант авиации

Денисов Виктор Федорович

 

 

   Родился 14 июня 1948 г. в селе Васильевка Ставропольского района Куйбышевской области.

В 1970 г. окончил Балашовское высшее военное авиационное училище летчиков с золотой медалью,

в 1980 г. — Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина с золотой медалью.

В 1980 г. назначен командиром военно-транспортного авиационного полка.

С 1987 по 1991 г. командовал военно-транспортной авиационной дивизией. Участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В период с 1985 по 1989 г. выполнял боевые полеты в Афганистан.

После окончания в 1993 г. военной академии Генерального штаба ВС РФ был назначен заместителем командующего ВТА;

с 1997 г. — первый заместитель командующего ВТА.

С 1999 г. по 2007г. командовал 61-й Воздушной армией Верховного главного командования (военно-транспортной авиации).

   Награжден орденами Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах» III степени, «За военные заслуги», орденом Дружбы. Заслуженный военный летчик РФ.

 

 

 

Генерал-майор авиации

Качалкин Виктор Тимофеевич

 

   Родился 29 марта 1963 г. в поселке Качалин Ростовской области.

Окончил:

 — Балашовское высшее военное авиационное училище летчиков (1984 г.),

 — Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина (1993 г.),

 — Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил РФ (2003 г.).

   Прошел все летно-командные должности в Военно-транспортной авиации от командира корабля до командующего армией. Летает на всех типах самолетов, стоящих на вооружении в Военно-транспортной авиации, в том числе на Ан-124 «Руслан». Имеет налет более 3.000 часов.

 

 

 

 

Должность первого заместителя командующего ВТА исполняли:

 

1

 генерал-полковник авиации Г.С. Счетчиков

1958-1968

 Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации И.А. Тараненко

1968-1969

 генерал-лейтенант авиации Г.Н. Пакилев

1969-1980

 генерал-лейтенант авиации В.В. Гладилин

1980-1987

 генерал-лейтенант авиации М.П. Заика

1987-1991

 генерал-лейтенант авиации В.К. Трапезников

1991-1997

 генерал-лейтенант авиации В.А. Дырдин

 В 1997 году должность первого заместителя командующего ВТА была сокращена.

 

 

 

 

Должность заместителя командующего ВТА исполняли:

 

1970-1978

 генерал-лейтенант авиации Б.М. Константинов

1978-1980

 генерал-майор авиации В.В. Ноздрачев

1980-1985

 генерал-майор авиации Б.П. Кулыгин

1985-1986

 генерал-майор авиации В.А. Дырдин

1986-1987

 генерал-майор авиации В.К. Трапезников

1987-1990

 генерал-майор авиации И.И. Козий

1997-1999

 генерал-майор авиации В.Ф. Денисов

1999-2005

 генерал-майор авиации Е.А. Калугин

2005-2007

 генерал-майор авиации В.Т. Качалкин

  В 1990г. должность заместителя командующего ВТА была сокращена, а в 1997г. введена вновь.

 

 

Помощник командующего ВТА

Заместитель командующего по боевой подготовке

Заместитель командующего по боевой и морально-психологической подготовке

 

1

 Герой Советского Союза генерал-майор авиации С.Г. Гетьман

1

 генерал-лейтенант авиации В.И. Лебедев

1961-1966

 генерал-майор авиации В.М. Трохин

1966-1968

 генерал-майор авиации Г.Н. Пакилев

1968-1969

 генерал-майор авиации В.В. Гладилин

1970-1973

 генерал-майор авиации В.И. Княжев

1973-1980

 генерал-майор авиации М.П. Заика

1980-1985

 генерал-майор авиации В.А. Грачев

1985-1991

 генерал-майор авиации А.М. Полоник

1991-1993

 генерал-майор авиации В.Г. Устинов

1993-1997

 генерал-майор авиации В.Ф. Денисов

 — С 1970г. вместо должности помощник командующего ВТА введена : заместитель командующего по боевой подготовке

 — С 1992г. заместитель командующего по боевой подготовке стал заместителем командующего по боевой и морально-психологической подготовке

  — В 1997г. должность заместителя командующего по боевой подготовке была упразднена

 

 

 Начальники штаба ВТА

 

1946-1947 полковник Ф.Д. Котляренко
1947-1960 генерал-лейтенант авиации И.Н. Лышенко
1960-1968 генерал-лейтенант авиации Н.М. Калашников
1968-1980 Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации В.Г. Карякин
1980-1986 генерал-лейтенант авиации В.В. Ефанов
1986-1991 генерал-лейтенант авиации В.А. Дырдин
1991-1993 генерал-лейтенант авиации С.А. Суслов
1993-1997 генерал-лейтенант авиации В.Г. Устинов
1997-н.вр. генерал-майор авиации А.К. Одинцев

 

  

 * По материалам книги «ВТА России 75 лет».©»ИИГ»Полигон-Пресс»2006

vtap339.ucoz.ru

339 втап — О.В. Сивухин. Статьи, очерки о 339 втап.

                                                                                                                                                       

…………………………………………………………………………..


1 августа 1917 года в г. Городня Черниговской губернии в семье Федота Леонтьевича и Ирины Ивановны Зайцевых родился четвертый ребенок. Мальчика назвали Николаем. Отец тяжело болел, поэтому всем детям пришлось с малых лет за­рабатывать на хлеб. В 1933 году Коля окончил среднюю школу и уехал в Баку, где работал на заводе сначала грузчиком, а затем кочегаром.

Срочную военную службу Николай прохо­дил в Воздушно-десантных войсках. На одном из крупных учений сержант Зайцев, отличив­шийся при десантировании, был представлен наркому обороны К. Ворошилову. На вопрос маршала, кем он хочет стать после окончания службы, Николай без колебаний ответил, что его мечта стать летчиком. Так он оказался в военном училище. После окончания 7-й Военной школы летчиков в декабре 1938 года был направлен в одну из авиационных частей Киевского осо­бого военного округа и уже осенью 1939 года участвовал в боях за освобождение Западной Украины и Западной Белоруссии. Затем вое­вал в Финляндии. В августе 1940 года полк, в котором служил молодой летчик, был перебазирован на аэродром Стрый (Западная Украина), где для него и начался отсчет тех 1418 страш­ных дней Великой Отечественной войны. Первое ранение Николай получил под Киевом в авгус­те 1941 года, второе — в феврале 1942 года на Брянском фронте в районе Мценска. Тяжело раненный и обгоревший, он был доставлен в госпиталь Тамбова.После выздоровления в составе 2-й воздуш­ной армии принимал участие в Курской битве, освобождении Украины, Польши, Чехословакии. В конце августа 1944 года в оккупированной Словакии началось антифашистское восстание. Советское руководство приняло решение ока­зать помощь восставшим. Переброска войск 2-й Чехословацкой бригады в район боевых дейс­твий была поручена командующему Авиацией дальнего действия главному маршалу авиации А. Голованову.Взлетно-посадочная полоса высокогорного аэродрома Три Дуба, выбранного для посад­ки, имела небольшой уклон, поэтому к выпол­нению задачи привлекались только опытные экипажи.

Самолеты на задания вылетали группами по 20 машин, посадку осуществляли с двух­минутным интервалом. Боевая задача была выполнена успешно. Посадочным способом летчики десантировали 902 военнослужащих Чехословацкой воздушно-десантной бригады и около 202 тонн грузов. Среди наиболее отли­чившихся при выполнении поставленной задачи командованием был отмечен и Николай Зайцев — командир отдельной авиационной транспорт­ной эскадрильи. На завершающем этапе войны заместитель командира 228-го авиационного транспортного полка майор Зайцев принимал участие в Берлинской операции.

День Победы встретил на аэродроме Шпро-тау.

Всего за годы войны Николай Федотович выполнил более 500 вылетов и спецзаданий, награжден шестью боевыми орденами.

После окончания войны офицер служил в Австрии. 228-й смешанный авиационный полк, которым он командовал, выполнял воздушные перевозки и специальные задания в интересах командования Центральной группы войск.

В апреле 1949 года подполковник Зайцев был назначен командиром 334-го Берлинского авиационного полка 281-й авиационно-транспортной дивизии. Сначала полк базировался на аэродроме Выползово, а затем перелетел в Псков (пос. Кресты). И Псков, и военный го­родок были в руинах. Непростые задачи при­шлось решать командиру: восстанавливать разрушенную инфраструктуру аэродрома, за­ниматься строительством жилья для офице­ров и членов их семей, казармы для солдат, школы для детей.

В полку шло переучивание летного соста­ва на новый самолет Ил-12Д, разрабатывались методики и практически осваивались полеты с планерами Ц-25 и Як-14 на буксире, полеты в сложных метеоусловиях по радиотехнической системе ОСП-48. Было непросто. Однако бла­годаря усилиям всего коллектива полка и вы­соким организаторским качествам командира жизнь налаживалась.

 В 1952 году 334-й полк был признан лучшим в транспортно-десантной авиации (ТДА), а его командиру присвоили во­инское звание полковника.

Весной 1953 года десять экипажей полка по заданию правительства были командирова­ны в Китай для оказания помощи в создании ВВС Народно-освободительной армии КНР и обучения китайских летчиков полетам на са­молетах Ил-12.

В 1954 году полковник Зайцев был назначен заместителем командира 3-й гвардейской транс­портно-десантной дивизии в составе авиации воздушно-десантных войск. В этот период в ТДА стали поступать снятые с вооружения Дальней авиации самолеты Ту-4. Специально дорабо­танный для выполнения десантно-транспортных задач бомбардировщик получил название Ту-4Д. Техника загружалась в две специальные кабины П-90, которые подвешивались под кры­лья самолета. В одну кабину можно было за­грузить пушку, в другую — автомобиль ГАЗ-67. В таком варианте загрузки и с учетом слабой тяго-вооруженности самолета полеты с грун­товых взлетно-посадочных полос были делом очень не простым.Работу по освоению Ту-4Д личным составом 3-й гвардейской дивизии возглавил полковник Зайцев. Переучивание проходило на полевых аэродромах в Молдавии. 

Copyright MyCorp © 2019

Календарь

«  Август 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

vtap339.ucoz.ru

339 втап — История полка. Командиры полка.


   24 июля 1944 года личному составу полка на аэродроме Бердичев Винницкой области УССР вручено Боевое знамя и Грамота Президиума Верховного Совета СССР. Этот день стал днем рождения полка. Громя врага летом 1944 года, полк действовал в интересах 2-го и 4-го Украинских и 1-го Белорусского фронтов с аэродрома Бердичев и Прилуки, произведя 226 боевых вылетов и сбросив 3447 бомб общим весом 250 тысяч килограммов. Всего за период 1944 года полк произвел 392 боевых вылета, сбросив на голову врага 435 тысяч килограммов бомб. В воздушных боях было сбито 5 истребителей противника.    

 26.12.1944 года 339 бомбардировочный полк дальнего действия переименован Директивой Генерального штаба No. Орг/10/315706  в  339-й бомбардировочный авиационный полк.              На заключительном этапе войны 1945 года боевые удары наносились по важным стратегическим пунктам противника. Было совершено 350 боевых вылетов, сброшено 6600 бомб. За весь период боевых действий с июня 1944 года по май 1945 года было совершено 576 вылетов, сброшено 10107 бомб общим весом 732814 килограммов. Последний боевой вылет был совершен на логово врага город  Берлин 2 мая 1945 года.                             
                                                                                   

  24 июля 1944г.

Аэродром Бердичев.

Вручение Боевого Знамени

и Грамоты Президиума Верховного Совета СССР.

                                                                                  

       Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 июня 1945 года за боевые действия по обеспечению наступательной операции, успешные бомбовые удары по важнейшим пунктам и коммуникациям противника и проявленные при этом личным составом полка героизм, самоотверженность и высокую боевую выучку, полк был награжден орденом Суворова III степени. За мужество и отвагу личный состав полка 10 раз отмечался в приказах Верховного Главнокомандующего. Боевые потери полка составили 7 экипажей, отдавших свою жизнь за честь и свободу нашей Родины

По окончании боевых действий полк в очередности базировался на польских аэродромах Цеханув, Легница, Познань, Олава. 

9 мая 1947 г. полк вошел в состав 3-й гвардейской авиационной транспортной Смоленской орденов Суворова и Кутузова дивизии  и передислоцировался на аэродром Витебск — северный.

С 6 декабря 1956 года в городе Витебске на смену ЛИ-2 пришел самолет ТУ-4 , а в 1958г. первым в ВТА ВВС освоил турбовинтовой самолет Ан-12 . На самолетах Ан-12 полк участвовал во всех крупных учениях, проводимых по плану Министерства Обороны СССР.

После Великой Отечественной войны для полка продолжалась непрерывная боевая подготовка, напряженный ратный труд, который по сути сравним с боевым.
8 Орденов Ленина, 126 Орденов «Красная Звезда». И свыше 400 служащих нашего полка награждены другими боевыми наградами.

Высокую оценку Главкома ВВС полк получил при выполнении задания по оказанию помощи жителям города Ташкент, пострадавшего от землетрясения в 1966 году. Свидетельством высоких качеств самолета Ан-12, летного мастерства личного состава стал полет дальностью 17000 км в Перу. Надеемся, что, политики, и дипломаты еще вспомнят экипажи ВТА и в частности, 339 ВТАП, которые в 1970 году с исключительной самоотверженностью доставили народу Перу, пострадавшему от землетрясения полевые госпитали, продукты питания, врачей и т.д. Кстати несколько лет назад в средствах массовой информации вспоминались и поощрялись участники тех событий, работавшие в Перу.

В исключительно сложных условиях личный состав успешно выполнял задачи в интересах Министерства нефтяной и газовой промышленности по обеспечению строительства нефтепровода Усть-Балык — Омск.

На самолете АН-12 вписано много славных страниц в историю полка:
— экстренная помощь Ташкенту, пострадавшему от землетрясения в 1966г.
— транспортировка нефтегазовых труб, операция «Труба» в 1966г.
— интернациональная помощь Обьединенной Арабской Республике в 1967г.
— события в Чехословакии в 1968г.
— ближневосточный конфликт.
— интернациональная помощь Корее, Вьетнаму, Камбоджи, Индонезии, Йемену, Анголе, Эфиопии в 1972-1980г…
— землетрясение в Перу.
— участие в учениях «Днепр» в 1967г., «Двина» в 1970г.

Знаменательным в истории части стали 1973-1974 годы, когда полк первым в Военно-Воздушных Силах начал осваивать самолет нового поколении ИЛ-76 , а 14 июля 1974 года экипаж кавалера орденов II и III степени «За Службу Родине» подполковника Недоборова В.И. первым осуществил перелет из Ташкента в Витебск, положив начало успешному переучиванию всего летного и инженерно-технического состава полка.

Постоянно совершенствуя летное мастерство, технические и специальные знания, повышая боеготовность, личный состав полка выполнил все поставленные перед ним задачи по воздушным перевозкам, десантированию войск и боевой техники, обеспечив безаварийную летную работу.
Полк учавствовал в учениях: «Весна-75», «Щит-79» и других. Выполнял боевые задачи. Осуществлял международные перевозки, полеты в Антарктиду.

С 1979 года – суровое небо Афганистана. Члены экипажей 339-го полка доставляли десантников, технику, другие грузы за горы Гиндукша.

В 1984 году, в канун своего 40-летия, 339-й военно-транспортный полк, за успехи в боевой и политической подготовке, большую военно-патриотическую работу среди населения города Витебска был награжден высшей наградой Белорусской ССР – Почетной Грамотой Верховного Совета БССР.

В 1989 году страшное землетрясение в Армении. Уже спустя несколько часов на помощь пострадавшим прибыли витебские авиаторы. Но боевые традиции, слава и доблесть живут среди личного состава 339-го военно-транспортного ордена Суворова III степени авиационного полка.

Сама история 339-го полка уникальна. Именно этой ордена Суворова авиационной части более 40 лет назад было доверено первой в СССР освоить новую авиационную технику. В последствии наиболее подготовленные офицеры полка направлялись в другие части, куда поступала на вооружение новая авиационная техника. Таким образом 339-й полк стал настоящей кузницей кадров для всей ВТА ВВС.

Если Вам приходилось читать в средствах массовой информации или слышать из выступлений политиков и дипломатов о тех или иных событиях произошедших в Корее и Комбодже, Вьетнаме и Кубе, Сирии и Египте, Сомали и Эфиопии, Йемене и Перу, Анголе и многих других странах следует читать и считать здесь работали авиаторы 339-го военно-транспортного ордена Суворова III степени авиационного полка из Витебска.

В 1996г. после распада СССР полк был расформирован. Последний самолет Ил-76 МД покинул аэродром Витебск — северный 30 июля 1996 года навсегда. Самолетный парк вошел в состав Трансавиаэкспорт. Перебазирован в Минск.

 

 

Взлет последнего Ил-76 с аэродрома

Витебск-северный.  30.07.1996г.

Борис Тарасов.

 

 

 

Командиры 339  военно-транспортного авиационного

   ордена Суворова III степени

  полка

 

 

 

 

 

 P.S.  Огромная просьба ко ВСЕМ, кто располагает фотографиями, информацией о командирах полка — поделитесь!!!

 

vtap339.ucoz.ru

«Я душой все в том же полку» Герой России Сомов С.А. — Воспоминания — Каталог статей

 
  

СОМОВ С.А. В КРЫЛАТОМ СТРОЮ

Глава 4 ВОСПОМИНАНИЯ 

     По приглашению Совета ветеранов 339-го ордена Суворова военно-транспортного авиационного полка я с Белорусского вокзала в поезде Москва-Полоцк ехал в г. Витебск, где прошли самые безоблачные дни моей 36-летней службы в авиации.

     Здесь я служил в должности командира авиаполка, а затем — заместителя командира авиадивизии, которую возглавлял умелый организатор, если не сказать легендарный, летчик генерал Н. Ф. Зайцев. 

 

     На этот раз я ехал на юбилейные торжества, посвященные 60-летию 339-го авиаполка, командиром которого был в 1957 г. И в памяти всплыли страницы героической летописи полка как в годы полыхавшей войны, так и в мирные дни в строю тружеников неба.

     Свой боевой путь полк начал 24 июля 1944 г. на украинской земле с аэродрома Бердичев, где ему было вручено Боевое Знамя. Этот день и стал днем его рождения.

Воодушевленные успешным завершением Сталинградской битвы и начавшимся сражением на Курской дуге полк на самолетах Ли-2 под руководством полковника Поликарпова Николая Яковлевича начал боевые действия. За период пребывания на фронте полк произвел 756 боевых вылетов, сбросив при этом на голову врага более 10 тысяч бомб общим весом около 740 тонн.

   Полеты производились днем и ночью по важным военным объектам, в том числе и по Берлину с аэродромов Прилуки, Ходчакув-Велихин, Янув (Польша).

За мужество и отвагу многие из состава полка были награждены боевыми наградами. Полк 10 раз отмечался в приказах Верховного Главнокомандующего.

   Указом Председателя Президиума Верховного Совета от 11 июня 1945 г. за проявленные личным составом героизм, самоотверженность и высокую боевую выучку, полк был награжден орденом Суворова III степени.

   Отгремели орудийные залпы, улеглась пыль на фронтовых дорогах, а в полку продолжалась напряженная работа, которая по сути сравнима с боевой.

   В 1957 г. я принял полк в г. Слуцке, и вскоре на цветущей земле Молдавии в лагере Воронково мы приступили к освоению поступившего на вооружение самолета Ту-4Д, оборудованного под десантирование парашютным способом личного состава ВДВ.

   Несмотря на отсутствие комфорта в условиях жизни: палатки, жаркое лето, когда летчики с мокрыми куртками на спине выходили из самолета, мы успешно справились с поставленной задачей. Самым радостным событием для нас был перелет на самолетах Ту-4 на аэродром «Северный» г. Витебска, где первым произвел посадку мой заместитель подполковник Николай Тарасов. Освоение нового самолета — это была победа всего коллектива полка и, в первую очередь, моих ближайших помощников Героя Советского Союза Григория Богомазова, Николая Тарасова, Сергея Троицкого, Василия Суворова и организатора партийно-политической работы Михаила Чугунова. Это они, влюбленные в свою профессию люди, с щедрой душой и высокой ответственностью, помогали мне. И их образ я до сих пор ношу в своей душе.

   Неумолим бег времени. Пришло новое поколение. В 1958 г. полк, который я передал полковнику Богомазову, первым в ВТА переходит на новый турбовинтовой самолет АН-12.

   На крыльях могучих лайнеров полк участвует во всех крупных ученьях, проводимых министром обороны СССР, а также в ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф на территории нашей страны и за ее пределами, проявляя при этом высокое летное мастерство, мужество и отвагу.

   Так, при доставке гуманитарной помощи в Йемен на самолете АН-12, пилотируемым командиром экипажа Калтыгиным, при заходе на посадку не стала на замок стойка ноги шасси. Старший техник Байрамгалин спустился в прорубленное в полу грузовой кабины отверстие, ухитрился ломом дожать ее и поставить на замок. За мужество и находчивость он был награжден орденом Красного Знамени. Впервые в мирной жизни офицер технической службы награждался столь высокой боевой наградой.

   Высокую оценку Главкома ВВС получил полк при выполнении задания по оказанию помощи жителям г.Ташкента, пострадавшим от землетрясения в 1966г. Свидетельством высоких качеств самолета АН-12 и летного мастерства личного состава стал полет дальностью 17 000 км в Перу. В исключительно сложных условиях личный состав успешно выполнял задачи в интересах министерства нефтяной и газовой промышленности по обеспечению строительства нефтепровода Усть-Балык-Омск.

   Знаменательным в истории части стали 1973-1974 гг., когда полк первым в Военно-Воздушных Силах начал осваивать самолет нового поколения — ИЛ-76, а 14 июля 1974 г. экипаж подполковника В. И. Недоборова совершил первый вылет на новом самолете.

   С 1979 г. полк через суровое небо Афганистана доставляет десантников, технику, другие грузы.

   В 1984 г., в канун своего 40-летия, за успехи в боевой и политической подготовке, большую военно-патриотическую работу среди населения г. Витебска полк был награжден высшей наградой Белорусской ССР — Почетной Грамотой Верховного Совета БССР.

   В 1989 г. страшное землетрясение произошло в Армении. Уже спустя несколько часов на помощь пострадавшим прибыли витебские авиаторы.

   Волнующие и незабываемые минуты довелось пережить в день юбилея полка 24 июля. К назначенному времени потянулась цепочка ветеранов в авиагородок «Журжево», откуда много лет начинался старт по маршрутам мирного неба. Многие из них шли с женами, детьми и внуками. И среди них были и те, чья молодость была опалена пламенем войны. Опираясь на трость и поддерживаемый нежно рукой жены, шел на встречу подполковник Чернов. Белая прядь волос была видна из под фуражки, да и усы словно снегом припорошило. А старожилы полка помнят, когда после окончания летной школы, он пришел в полк и в первом же полете на Пил-лау совершил подвиг, достойный похвалы и уважения.

   «Мера зрелости» — так назвал журнал «Авиация и космонавтика» подвиг летчика Чернова.

   На Белорусской земле героические подвиги совершил Петр Щетина, помогая изгонять фашистов из Витебска. И как дань его мужеству и отваге, его имя занесено в книгу Почетных граждан г. Витебска. Много славных страниц он вписал в историю полка и в мирные дни. Он — заслуженный военный летчик СССР, и грудь его украшают многие награды.

   Пришел на встречу и неутомимый труженик неба подполковник М. И. Афанасьев. Не раз в суровом небе войны Михаил Иванович смотрел смерти в глаза, но не дрогнул, а выстоял и победил. Мы обнялись и вспомнили дни минувших лет и нашу встречу во Вьетнаме, куда он на самолете АН-12 доставлял гуманитарную помощь населению.

   И всматриваясь в лица ветеранов войны, вспомнил строчки моего друга поэта Федора Агапова:

Дотронешься до сердца их, узнаешь,

Что этот мир, сияющий в лучах,

Они когда-то из огней пожарищ,

Не дрогнув, выносили на плечах!

   Вскоре прибыли на встречу гости из Москвы, Смоленска, Минска. Среди них: начальник отдела боевой подготовки ВТА генерал Алексеенко Геннадий Иванович, который в 1987 г. возглавлял этот полк. В должности штурмана корабля в полку начинал службу генерал А. В. Медовиков, а закончил службу главным штурманом ВТА.

   Высокое летное мастерство и организаторские способности показали генералы В. Г. Акимов и Г. С. Обидин. Начав службу в полку в должности правого летчика, они, пройдя по всем должностным ступеням, в разные годы возглавляли 3-ю Гвардейскую военно-транспортную авиадивизию, поддерживая ее славные традиции.

   Аплодисментами был встречен генерал-полковник авиации В. В. Ефанов, который тоже служил в этом полку. В последующих годах, проходя службу в должности командующего ВТА, он снискал уважение у подчиненных и руководства ВВС России. Его участие в афганских событиях стали важными в совершенствовании лет-но-тактической и психологической подготовки, которая используется в частях ВТА.

   Нетрудно догадаться, о чем ведут речь при встрече ветераны, конечно же, «об огнях пожарищах, о друзьях товарищах…» И потому здесь можно было услышать:

— А помнишь тот полет на Берлин?

— А в Афганистан!

— А во Вьетнам!

— А в Анголу и Перу!

   Все это — страницы героического пройденного пути. Но как и в каждом доме или семье, у нас в полку были и свои «земные» заботы и проблемы, которые приходилось решать общими усилиями. И кто-то спросил меня:

— А помните ваш приказ о наказании офицера Ковалева?

— Конечно помню, — с улыбкой ответил я.

   Но те, кто не был знаком с этим приказом, попросили рассказать об этом.

   Наш летный лагерь в Воронково был расположен среди доброжелательного и гостеприимного населения Молдавии, за что мы им были благодарны.

   Как-то в воскресенье офицер Ковалев, поздно вечером возвращаясь из села Воронково с песней «Все выше, и выше, и выше…», перепутал дорогу в лагерь. А утром перепуганные жители села обнаружили его … на кладбище, спокойно спящим среди могил. Подобного случая в авиации не было со времен полета Можайского.

   Пришлось задуматься над тем, как наказывать этого офицера, которого хоть в книгу рекордов Гиннесса заноси. К тому же по возрасту он был старше меня, да и прошедшая война его не пощадила. Однажды при возвращении с боевого полета самолет, в котором он был старшим бортовым техником, был сбит и рухнул на землю. Товарищи по полету погибли, а его в госпитале умные хирурги «сложили по частям», «склеили» и подлечили. И он снова продолжил службу в полку.

   Приказ, о котором напомнил ветеран, начинался со слов: «О наказании офицера Ковалева за преждевременное и самовольное отправление на кладбище…» И объявил ему «выговор».

   А далее было сказано: «Ограничиваюсь этим наказанием лишь только потому, что Ковалев на кладбище лежал головою в сторону нашего аэродрома…»

   Этот приказ у многих вызвал улыбки. Но офицеры полка правильно восприняли его цель, направленную на усиление дисциплины и ответственности за исполнение своих служебных обязанностей, что положительно сказалось в освоении самолета Ту-4. А офицер Ковалев добросовестным трудом заслужил снятия этого взыскания. Инженер полка Сергей Троицкий напомнил еще один эпизод, который можно, пожалуй, увидеть лишь в кино. Наши жены поездом из Витебска прибыли в Воронко-во, чтобы посмотреть на лагерную жизнь. Мы сняли им комнаты в г. Рыбнице. Позагорав дней десять под ласковым солнцем на берегу Днестра, они поездом отправились обратно в Витебск. А вечером того же дня из штаба дивизии поступила телеграмма, чтобы мы на следующий день к 10 часам прибыли на совещание в г. Витебск. Прибыв в Витебск на самолете в назначенное время и выслушав указания генерала Зайцева, мы поспешили на вокзал, чтобы встретить своих жен.

   Они, выходя из вагона и увидев нас с букетами цветов в руках, были весьма удивлены.

— Да как же это могло случиться? — естественно спросили они. 

   Мы про телеграмму из штаба дивизии, конечно, промолчали, лишь коротко ответили:

— Для милых жен не жалко и самолетов полка.

   Они понимали, что все это не так, но «рыцарский» комплемент согревал их души.

   И вот еще один забавный момент встречи.

   Подошедший ветеран обратился ко мне.

— Вас хочет видеть одна женщина.

— Надо же… помнят, — с улыбкой произнес мой давний друг полковник В. Серебряков.

   Жены ветеранов стояли в тени деревьев, оживленно беседуя между собой. При подходе к ним, одна из них спросила:

— А вы помните меня?

— Конечно, — улыбаясь, ответил я.

Услышав мой ответ, женщины заинтересованно приблизились, и кто-то из них сказал:

— А ну, Сергей Алексеевич, выкладывайте, с чего это ваше знакомство началось?

— А началось с молдавской земли.

   Наш молодой, стройный и красивый штурман корабля Анатолий Орлов в селе Воронково встретил смуглянку-молдаванку Лидию. И как в романах пишут, влюбился с первого взгляда. В тот вечер он попытался увести ее, но местные ребята, обескураженные таким оборотом … арестовали его. И заканчивая эту веселую беседу, сказал:

 — О том, как его освободили, и как они вскоре сыграли свадьбу, она расскажет вам сама. А я рад, что их союз был согрет теплом ее лучистых глаз, и с той поры они живут в любви и согласии и служат примером для многих влюбленных.

   При встрече ветеранов было все: и воспоминания, и объятия, и теплые слова, от которых слезой заволакивало глаза. Трудным был путь ветерана, да не легок он и сегодня. Слишком дорого мы платим за несовершенство системы государственной власти. Может быть, поэтому, была и ностальгия по прошлому.

   У нас было много интересного. Мы жили дружной единой семьей, не делили себя по образовательному уровню и национальному признаку. В полку были различные спортивные кружки по интересам. Активно действовал коллектив художественной самодеятельности, где участвовали наши семьи. И в торжественные праздничные дни со сцены клуба звучала гордо песня:

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью, Преодолеть пространство и простор…

   «Мы не просто распевали песни, — говорит маршал авиации Иван Пстыго. — Мы жили их идеями, их содержанием, что сплачивало, консолидировало. Каждый тянулся к светлому и чистому, оберегая от влияния дурного, безнравственного. И мы гордились своей причастностью к тому, что возвышало нашу Родину в глазах всего мира».

   С волнением в душе пролетел тот миг, когда под звуки торжественного марша перед нами пронесли Боевое Знамя 339-го военно-транспортного авиаполка. Это была встреча с боевой молодостью. Наши торжественные мероприятия закончились в ресторане «Аврора», где мы свой первый тост провозгласили за Победу и за тех, кто шагая по дорогам войны, не дожили до этого дня.

   Поблагодарив за участие в торжественных мероприятиях руководство г. Витебска, Совет ветеранов 339-го авиаполка во главе с Борисом Тарасовым и командира летного отряда «ТрансАвиаЭкспорт» Игоря Вашкевича, внесшего большой вклад в организацию торжественных мероприятий, мы возвращались домой с верой и оптимизмом, что не угаснет память о тех, кто здоровье и молодость души отдал служению Отечеству. И хотя после распада СССР полк в 1996 г. был расформирован, я душой все в том же полку, и звучат в моем сердце строчки из гимна полка:

Взлетая в небесную высь,

Присяге верны были свято.

Службой Отчизне гордись

И помни о 339-м.


vtap339.ucoz.ru

339 втап — Сомов Сергей Алексеевич

Меню сайта

 

 

 

Сомов Сергей Алексеевич

 

 

 

 

 

 

Сомов Сергей Алексеевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  — командир эскадрильи 64-го штурмового авиационного полка (182-я штурмовая авиационная дивизия, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт), старший лейтенант (на время первого представления к званию Героя Советского Союза в апреле 1945 года).
   Родился 15 ноября 1920 года в селе Зобово Шарлыкского района Оренбургской области в многодетной крестьянской семье. Русский. В 1921 году, спасаясь от голода, семья переехала в Томскую область, с село Чубур. В конце 20-х годов отец, потомственный кузнец, перебрался на металлургический комбинат в город Сталино (теперь Новокузнецк). Здесь Сергей окончил школу и затем 2 курса металлургического техникума. Параллельно учился в местном аэроклубе.

 

 

   Осенью 1940 года призван в Красную Армию и направлен в Новосибирскую авиационную школу пилотов. По окончанию школы сержант Сомов на фронт не попал, а был направлен в Забайкалье в 52-й запасной авиационный полк для переучивания на Ил-2. Осваивал грозный штурмовик уже в 64-м штурмовом авиационном полку в Бурятии. Только в августе 1944 года, получив звание «младший лейтенант», Сомов в составе своего полка отправился на фронт.

   Первый боевой вылет младший лейтенант Сомов совершил в октябре 1944 года в небе Восточной Пруссии. С первых дней показал себя умелым и отважным бойцом. В феврале 1945 года Сомов получил очередное воинское звание «лейтенант» и был назначен командиром эскадрильи. К тому времени он совершил только 18 боевых вылетов, был награжден орденом Красного Знамени. В конце марта 1945 года за 80 боевых вылетов получил второй орден Красного Знамени. За участие в боях за город-крепость Кенигсберг награжден орденом Александра Невского.

   Отличился на завершающем этапе боев в Восточной Пруссии. 14 апреля 1945 года шестерка Ил-2 под командованием лейтенанта Сомова мастерским ударом уничтожила вражеский бронепоезд, действовавший на железнодорожном пути Пиллау — Кенигсберг. Все участники боевого вылета получили награды: летчики — ордена Красного Знамени или Красной Звезды, стрелки — медали «За отвагу». Командир группы старший лейтенант Сомов был представлен к званию Героя Советского Союза. Но представление не было реализовано.

   Всего к концу войны совершил 118 боевых вылетов, из них 100 — в качестве ведущего. Участвовал в параде Победы 24 июня 1945 года.

   После победы остался в военной авиации. В 1946 году большинство частей штурмовой авиации было расформировано и старший лейтенант Сомов был переведен заместителем командира эскадрильи в 239-й транспортный авиационный полк. Освоил транспортный Ли-2, затем Ил-12. Участвовал в ликвидации сильного землетрясения в Ашхабаде в 1948 году, в освоении Арктики. В 1954 году окончил Военно-воздушную академию и получил направление в 3-ю военно-транспортную дивизию.

   Военно-транспортной авиации Сомов отдал более 30 лет. Командовал авиационным полком, возглавлял службу безопасности полетов Военно-транспортной авиации. Был награжден еще тремя орденами Красной Звезды. Первым — «за освоение новой техники и большой личный вклад в подготовку летчиков Военно-транспортной авиации». Вторым — после командировки во Вьетнам, где Сомов обучал летчиков Вьетнама и Лаоса пилотированию на Ли-2 и лично несколько раз доставлял грузы в Лаос и вывозил раненых. Третий (из послевоенных) орден Красной Звезды получил в 1968 году за организацию доставки советских войск во время известных событий в Чехословакии. Выполняя задания правительства совершал полеты в небе Африки, Южной Америки.


   К увольнению в запас полковник Сомов налетал около шести тысяч часов (250 суток, 8,5 месяца в воздухе), освоил за годы службы 22 типа самолетов, от фанерного биплана По-2 до могучего «Антея».

   В канун 50-летия Победы инициативная группа из Всероссийского клуба Героев Советского Союза и полных кавалеров орденов Славы, подняв фронтовое представление в Подольском архиве Министерства обороны, выступила с ходатайством к Президенту России о присвоении полковнику в отставке Сомову С.А. высокого звания.

   Указом Президента Российской Федерации от 27 марта 1996 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов Сомову Сергею Алексеевичу присвоено звание Героя Российской Федерации.

   В настоящее время полковник Сомов живет в Москве, активно участвует в военно-патриотической работе.

   Награжден тремя орденами Красного Знамени, четырьмя орденами Красной Звезды, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1 степени, За службу родине 3 степени.

   Автор книги «В крылатом строю» М.: «Гелиос АРВ», 2006

    

 

Вспоминает Сомов Сергей Алексеевич

   Очень запомнился вылет 14 апреля 1945 года под Кенигсбергом. Шестеркой Ил-2 я вылетел на задание по сопровождению наших войск. Во время подхода к цели, заместитель командира дивизии Филатов, который находился на станции наведения «Дунай-22», перенацелил меня на бронепоезд. Этот бронепоезд, который получил в войсках название «железный крокодил» курсировал между Кенигсбергом и Пиллау, наносил большой ущерб нашим частям и быстро скрывался, как только его нащупывали. Последние три дня он очень мешал нашему наступлению.

   Я передал летчикам своей группы: «Идем на «железного крокодила». Мы, конечно, понимали, что бронепоезд не спрячется где-то в складках местности или в лесном массиве, и потому, снизившись до высоты 500-600 метров, пошли вдоль железной дороги. Сразу же попали под мощный огонь зенитной артиллерии и начали выполнять противозенитные маневры — идя вдоль линии, поворачивали то влево, то вправо, и продолжали внимательно наблюдать за железной дорогой. Вдруг, вижу, что железная дорога как бы прерывается и замечаю в этом месте вспышку.

   По пламени вспышек мы всегда обнаруживали танки и артиллерию, и я, сразу же передав товарищам: «Крокодил» под нами, в атаку!», перевел штурмовик в пикирование. Не обращая внимания на рвущиеся вокруг зенитные снаряды, нацелился прямо на паровоз. Он стремительно несся мне навстречу, и, даже, если бы меня сбили, то Ил-2 все равно бы в этот паровоз врезался. Когда выпущенные мною реактивные снаряды попали в него и отбросили метров на 10, я понял, что теперь бронепоезд никуда не уйдет. Вместо обычных 3-4 заходов на цель мы сделали целых 12. Подожгли вагоны, сбили все его башни. Со станции наведения сообщили: «Видим, молодцы!» Когда вернулись на аэродром, меня встретили командир полка, замполит и начальник штаба, сообщили, что поступило известие о том, что мы уничтожили бронепоезд и поздравили с этой победой. Через несколько дней от командира корпуса пришла телеграмма с благодарностью за оказанную войскам помощь. А командующий 1-й воздушной армией

Хрюкин отдал приказ представить всех участников операции к награждению.

   — Все летчики и бортовые стрелки, участвовавшие в уничтожении бронепоезда, были представлены к награждению орденам и медалям и получили эти награды. Я же был представлен тогда к званию Героя Советского Союза

 

 

 

Календарь

«  Август 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

vtap339.ucoz.ru

339 втап — Самолет ИЛ-76

                                                                                       

Ил-76

  

 

  Разработка транспортного самолёта Ил-76 в ОКБ С.В. Ильюшина началась в 28 июня 1966 года. По техническому заданию требовалось создать самолёт с вдвое большей грузоподъёмностью и дальностью, чем у Ан-12, но без ухудшения взлётно-посадочных характеристик.     Проектирование самолёта велось под руководством заместителя генерального конструктора Г.В.Новожилова. В конструкции самолёта применено 180 изобретений разной степени значимости, из них более 30 получили зарубежные патенты. Осенью 1969 года изготовлен полномасштабный макет самолёта. В декабре того же года на опытном заводе ОКБ в Москве началась постройка первого прототипа. Первый полёт состоялся 25 марта 1971 года с Центрального аэродрома им. М.В.Фрунзе (командир экипажа — Герой Советского Союза Э.И.Кузнецов). А уже в мае он демонстрировался на 29 международном авиасалоне в Ле Бурже. Первый серийный Ил-76 был изготовлен в 1973 году на авиазаводе №84 в Ташкенте (ныне ТАПО им. В.П.Чкалова). 

   Ил-76 представляет собой высокоплан с фюзеляжем круглого сечения, стреловидным крылом (25° по линии четверти хорд) и Т-образным хвостовым оперением. Силовая установка состоит из 4 турбореактивных двухконтурных двигателей Д-30КП конструкции ОКБ П.А.Соловьёва. Двигатели установлены на пилонах под крылом. Для запуска двигателей в передней части левого обтекателя установлена вспомогательная силовая установка ТА-6 Ступинского КБ машиностроения. В правом обтекателе размещаются аккумуляторы и фотоаппарат. Шасси пятиопорное с передней стойкой. Основное шасси состоит из 4 четырёхколёсных опор. Широкопрофильные шины низкого давления обеспечивают способность самолёта действовать с грунтовых и снежных полос. Механизация крыла включает трёхщелевые закрылки Фаулера (впервые в мире) и пятисекционные предкрылки. Для облегчения погрузки и разгрузки грузовая кабина оборудована 4 элетротельферами грузоподъёмностью по 2,5 т. Для погрузки несамоходной техники имеется две лебёдки. Кабина экипажа двухэтажная, имеется туалет. 

   Ил-76 выпускался в гражданском и военном вариантах. Военный десантно-транспортный самолёт отличался кормовой стрелковой установкой с двумя двухствольными пушками ГШ-23. Предназначен для десантирования моногрузов (до 47 т) и боевой техники с высоты 4000 м, личного состава с высоты 8000 м. Предусматривалось применение в качестве бомбардировщика (бомбы калибром до 10 т, морские мины). Ил-76М и Ил-76МД широко применялись в войне в Афганистане, при этом ни один самолёт не был сбит. Один Ил-76М является экспонатом музея ВВС в Монино, Ил-76МД — экспонатом музея ВТА в Иванове.

   Гражданский самолёт расчитан на перевозку 6 авиационных контейнеров УАК-5 (УАК-5А) или жёстких грузовых поддонов ПА-5,6, 12 контейнеров УАК-2,5 или жёстких поддонов ПА-2,5, 6 гибких поддонов ПА-3,6, 3 авиационных контейнеров УАК-10 или стандартных 20-футовых морских контейнеров. Титановый пол кабины и поверхность рампы снабжены роликовыми дорожками, которые в походном положении убираются в специальные колодцы. Груз крепится к швартовым узлам на полу с помощью цепей. 

   Войсковые оценочные испытания самолёта начались в ноябре 1973 года. В 1974 году на вооружение Военно-транспортной авиации стали поступать первые Ил-76 (приказ МО СССР о принятиии на вооружение вышел 21 апреля 1976 года). В 1977 году началась регулярная эксплуатация самолёта Аэрофлотом. 5 апреля 1978 года Ил-76, принадлежащий Центральному управлению международных воздушных сообщений, выполнил первый международный рейс в Болгарию. Применялся Ил-76 и в полярной авиации. 10 декабря 1983 года Ил-76ТД впервые пролетел над Северным полюсом, в 1986 году начались рейсы в Антарктиду. В процессе производства самолёт неоднократно модернизировался. Существовали многочисленные модификации самолёта различного назначения, несколько летающих лабораторий. В июле 1973 года на Ил-76 было установлено 25 мировых рекордов (24 официально зарегистрированы в ФАИ).

Изготовлено около 950 самолётов Ил-76 всех модификаций. Из них 120 поставлено на экспорт в 11 стан мира (не считая случаев сдачи в аренду): в Алжир, Индию, Ирак, Иран, Йемен, Китай, КНДР, Ливию, Сирию и др. В настоящее время самолёты семейства Ил-76 экспуатируются многими авиакомпаниями России и СНГ. Дальнейшим развитием конструкции стали самолёты Ил-76МФ и Ил-76ТФ с удлинённым на 6,6 м фюзеляжем и двигателями ПС-90А-76.

 

 

                                   Модификации самолёта:


   Ил-76 — базовая.
   «976» (СКИП) — самолётный командно-измерительный пункт. Разработан в середине 80-х годов на базе Ил-76МД. На самолёте установлен радар кругового обзора «Шмель». В 1987 году построено 5 самолётов.
   А-50 — самолёт ДРЛО. Оборудован радаром кругового обзора «Шмель». Выпускается с 1984 года.
   А-60 — самолёт с лазерным оружием на борту. Переоборудован 1 Ил-76МД.
   Ил-70 — самолёт ДРЛО (проект). Разрабатывался с августа 1969 года. Позже все работы переданы в ОКБ Г.М.Бериева.
   Ил-76К, Ил-76МДК-II — самолёты для тренировки коосмонавтов в условиях невесомости. Стенки, пол и потолок грузовой кабины обиты мягкими матами; вдоль стенок на трёх уровнях установлены поручни. В разное время переоборудовано не менее 7 самолётов.
   Ил-76ЛЛ — летающая лаборатория. Переоборудовано несколько самолётов.
   Ил-76ЛЛ3 — летающая лаборатория для испытания двигателя Д-90А (ПС-90А). Переоборудован 1 Ил-76МД. Первый полёт 26 декабря 1986 года.
   Ил-76ЛЛ4 — летающая лаборатория для испытания двигателей Д-236Т и Д-27. В 1989 году переоборудован 1 самолёт Ил-76.
   Ил-76ЛЛ5 — летающая лаборатория для испытания двигателя ТВ7-117С. В 1989 году переоборудован 1 самолёт Ил-76Т.
   Ил-76М — военно-транспортный самолёт (модернизированный). Оснящён кормовой кабиной и управляемой турелью с двумя двухствольными пушками ГШ-23, специфической военной навигационной аппаратурой, аппаратурой связи и РЭБ. В состав экипажа дополнительно включён техник по авиационно-десантному оборудованию. Фюзеляж полностью герметизирован. Разрабатывался с марта 1970 года. Первый полёт 24 марта 1978 года. Выпускался серийно.
   Ил-76МД — дальний. Оснащён двигателями Д-30КП второй серии и дополнительными топливными баками (запас топлива увеличен до 90 т). На военных Ил-76МД устанавливалась аппаратура постановки активных и пассивных помех. Первый полёт 6 марта 1981 года. Выпускается с 1981 года.
   Ил-76МД «Скальпель-МТ» — летающий госпиталь. Построено 2 самолёта. В грузовой кабине установлены 3 модуля: операционная, палата предоперационной подготовки, приёмный покой. Применялся во время войны в Афганистане для доставки раненых в СССР.
   Ил-76МД-90, Ил-76ТД-90 — модернизированные с двигателями ПС-90А-76. Разработаны в 1993 году. С марта 2003 года переоборудуются

   Ил-76МД в Воронеже и Ил-76ТД в Ташкенте. Первый полёт 27 декабря 2005 года.
   Ил-76МФ, Ил-76ТФ — транспортные самолёты с удлинённым на 6,6 м фюзеляжем. Оснащаются двигателями ПС-90А.
   Ил-76П (Ил-76ТП, Ил-76ТДП) — самолёт для борьбы с лесными пожарами. Впервые применён при тушении лесных пожаров в Красноярском крае летом 1990 года.
   Ил-76ПП — постановщик помех. Разработан Таганрогским АНТК им. Г.М.Бериева. Переоборудован 1 Ил-76МД.
   Ил-76ПС (Ил-76МДПС) — поисково-спасательный. Несёт на борту катер «Фрегат», который сбрасывается на парашюте вместе с командой спасателей. Разрабатывался с июня 1972 года. Построен 1 прототип (в настоящее время находится в Кировоградском лётном училище). Первый полёт 18 декабря 1984 года.
   Ил-76ПСД — поисково-спасательный дальний. Оснащён двигателями ПС-90А-76.
   Ил-76СК (Ил-76ВКП) — воздушный командный пункт.
   Ил-76Т — гражданский транспортный самолёт. Отличается двигателем Д-30КП с тягой 12000 кгс. Разрабатывался с марта 1970 года. Первый полёт 4 ноября 1978 года. Впервые продемонстрирован на выставке авиатехники ГосНИИ ГА в феврале 1979 года. Выпускался серийно.
   Ил-76ТД — дальний. Оснащён двигателями Д-30КП второй серии и дополнительными топливными баками. Взлётная масса увеличена до 190 т. В грузовой кабине могли устанавливаться 3 пассажирских модуля на 33 пассажира каждый. Первый полёт 5 мая 1982 года. Выпускается с 1982 года.
   Ил-76ТД-С — санитарный (аэромобильный медицинский комплекс «Айболит»).
   Ил-78 — танкер. Применяется для дозаправки самолётов в воздухе. Разработан в 1984 году. Переоборудуются снимаемые с вооружения ВТА Ил-76 и Ил-76М.
   Ил-150 — самолёт ДРЛО на базе Ил-76МД-90 (проект). Разрабатывается с 2000 года.

   Adnan 1 — самолет ДРЛО на базе Ил-76МД для ВВС Ирака с РЛС Thompson-CSF Tiger G.

   Baghdad- другое обозначение Adnan 1.

   • Adnan 2 — вариант Adnan 1 для контроля и наведения истребителей

vtap339.ucoz.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *