2С19 — это… Что такое 2С19?

2С19 «Мста-С»
Боевая масса, т42
Экипаж, чел.5
История
Год(ы) производствас 1989 —
Основные операторы
Размеры
Длина корпуса, мм6040
Ширина корпуса, мм3584
Высота, мм2985
Клиренс, мм435
Бронирование
Тип бронигомогенная стальная
Вооружение
Калибр и марка пушки152,4-мм 2А64
Тип пушкинарезная гаубица
Длина ствола, калибров53
Боекомплект пушки50
Углы ВН, град.−4…+64°
Углы ГН, град.360°
Прицелыпанорамный 1П22, прямой наводки 1П23
Пулемёт(ы)НСВТ-12,7 «Утёс»
Подвижность
Тип двигателяV-образный 12-цилиндровый 4-тактный дизель жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л.с.840 (В-46-6 — 780)
Скорость по шоссе, км/ч60
Запас хода по шоссе, км500
Удельная мощность, л.с./т20 (В-46-6 — 18,6)
Тип подвескинезависимая с длинными торсионами
Ширина гусеницы, мм580
Преодолеваемый подъём, град.30°
Преодолеваемая стенка, м0,85
Ширина преодолеваемого рва, м2,8
Преодолеваемый брод, м1,2

«Мста-С», индекс 2С19 — современная российская самоходно-артиллерийская установка (САУ) класса самоходных гаубиц, построенная на ходовой части танка Т-80 и буксируемого орудия 2А65 «Мста-Б», имеющего аналогичную с 2С19 качающуюся часть.

Предназначена для уничтожения тактических ядерных средств, артиллерийских и миномётных батарей, танков и другой бронированной техники, противотанковых средств, живой силы, средств ПВО и ПРО, пунктов управления, а также для разрушения полевых фортификационных сооружений и препятствования маневрам резервов противника в глубине его обороны.

Может вести огонь по наблюдаемым и ненаблюдаемым целям с закрытых позиций и прямой наводкой, включая работу в горных условиях. При стрельбе используются как выстрелы из боеукладки, так и подающиеся с грунта, без потери в скорострельности (7—8 выстр/мин).

В 1989 году новая самоходка была принята на вооружение артиллерийских полков мотострелковых и танковых дивизий Советской армии под обозначением 2С19 «Мста-С» (С — самоходная, в отличие от буксируемого орудия 2А65 «Мста-Б»). Впервые демонстрировалась на авиасалоне в г. Жуковском в августе 1992 года.

История создания

2С19 «Мста-С» разрабатывалась на замену в войсках гаубицы 2С3 «Акация». В начале 1980-х годов ГРАУ выдало КБ Уральского завода транспортного машиностроения (УЗТрМ) им. Я. М. Свердлова в Свердловске (Екатеринбург) новые требования на самоходную гаубицу калибра 152,4 мм.

Предполагалось унифицировать ходовую часть с уже стоявшими на вооружении танками Т-72 и Т-80. Артчасть предполагалась универсальной — для применения как на САУ, так и в буксируемой артиллерии.

Главным конструктором стал Юрий Васильевич Томашов. Основными разработчиками САУ под кодовым обозначением ГРАУ 2С19 были назначены: УЗТрМ (ныне ФГУП «Уралтрансмаш») — разработчик шасси «Изделия 316» и машины в целом, Тульское КБ приборостроения — разработчик боевого отделения, КБ завода № 9 в Свердловске — качающейся части.

Первые серии новых самоходных гаубиц выпускались на заводе «Уралтрансмаш», позже специально для производства этих установок построили завод в г. Стерлитамаке (Башкирия).

Описание конструкции

Бронированный корпус САУ по конструкции и геометрии подобен корпусу танка Т-72, нижняя часть корпуса применением в подвеске торсионных валов и балансиров от танка Т-80. В корпусе смонтированы двигатель, трансмиссия, приводы управления и подвеска.

Ходовая часть САУ аналогична танковой (Т-80) и состоит (применительно к одному борту) из шести опорных катков, направляющего колеса с механизмом натяжения гусеницы, ведущего колеса со съёмными зубчатыми венцами и пяти поддерживающих роликов. Подвеска независимая с длинными торсионами, из-за чего соответствующие катки правого и левого бортов расположены не соосно (катки левого борта смещены вперёд на 110 мм). Гусеница шириной 580 мм, оснащённая резинометаллическими шарнирами и обрезиненной беговой дорожкой, тоже заимствована у Т-80.

Башня сварена из катаных броневых листов. В ней находятся: гаубица 2А64 с системой наведения и прицеливания, система автоматизированной подачи и хранения снарядов (включает в себя конвейер подачи снарядов с грунта, укладку 6ЭЦ19 с программируемой выдачей и исполнительный механизм координации углов с подачей снарядов от укладки к орудию), агрегат бортового питания АП-18Д с автономной системой питания, фильтровентиляционное оборудование, средства связи (внутренние телефонные, внешние проводные и радио) и система герметизации казённой части гаубицы, предотвращающая загазованность боевого отделения. Масса башни без боекомплекта — 13 500 кг.

Боекомплект расположен в башне. Он состоит из 50 выстрелов калибра 152 мм (стандартный набор — 20 ОФС и 30 АРС), а также 300 патронов для пулемёта. Масса боекомплекта составляет 2470 кг. Привод 2Э46 гаубицы электрический: по вертикали — автоматически, по горизонтали — от пульта управления.

Пулемётно-зенитная установка с дистанционным управлением и прицелом ПЗУ-5 (ПЗУ-7), смонтированная на командирской башенке и предназначенная для самозащиты от лёгких бронированных машин, вертолётов и самолётов, аналогична применяемой на танках Т-64А/Б/БВ и Т-80УД. Управляется она дистанционно из башни.

Члены экипажа переговариваются с помощью аппаратуры внутренней телефонной связи 1В116 на семь абонентов. Внешняя связь осуществляется с помощью УКВ-радиостанции Р-173 (дальность до 20 км).

К дополнительному оборудованию самоходки относятся: автоматическое ППО 3-кратного действия с аппаратурой управления 3ЭЦ11-2; две фильтровентиляционные установки; система самоокапывания, смонтированная на нижнем лобовом листе; ТДА, работающая от основного двигателя; система 902В «Туча» для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами; два танковых дегазационных прибора (ТДП).

Операторы

Примечания

  1. The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 159. — ISBN 1-85743-437-4
  2. The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 315. — ISBN 1-85743-437-4
  3. The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 196. — ISBN 1-85743-437-4
  4. The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 177. — ISBN 1-85743-437-4
  5. The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — P. 274. — ISBN 1-85743-437-4

Литература

  • The Military Balance 2007 / C. Langton. — London: Routlege / The International Institute for Strategic Studies, 2007. — 450 p. — ISBN 1-85743-437-4

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Armored Warfare | Наш парад

Обзор

«Мста-С» — мощная современная САУ с гаубицей калибра 152 мм, оснащенная автоматизированной системой заряжания. Максимальный угол возвышения орудия в 68° позволяет вести огонь с большого расстояния (до 30 км). «Мста-С» предназначена для поражения артиллерийских батарей, разрушения оборонительных сооружений, подавления пунктов управления, уничтожения живой силы и огневых средств, вооружения и военной техники. САУ оснащена системой самоокапывания и может преодолевать водные преграды глубиной до 1,2 м (с оборудованием для подводного вождения — до 5 м).

«Мста-С» может использовать боеприпасы разных типов: осколочно-фугасные, кумулятивные, кассетные, активно-реактивные, генерирующие помехи, целеуказательные, атомные (мощностью 2,5 килотонны) и высокоточные — планирующие корректируемые снаряды с лазерным наведением «Краснополь» и «Краснополь-М», оснащенные выдвигающимися аэродинамическими рулями и стабилизаторами. Огонь «Мсты-С» могут корректировать беспилотные летательные аппараты (БПЛА), а система управления огнем (СУО) может «запоминать» более десятка целей.

Тактико-технические характеристики САУ 2С19М2 «Мста-С»

Начало серийного производства

2012 год

Экипаж

5 человек (7 — при стрельбе с грунта)

Боевая масса

43 тонны

Орудие

нарезная гаубица 2А64М2

Калибр орудия

152,4 мм

Длина ствола

47 калибров

Скорострельность

10 выстрелов в минуту

Боезапас

50 выстрелов

Максимальная дальность стрельбы

29 км (активно-реактивным осколочно-фугасным снарядом), 25 км (управляемым снарядом)

Пулеметы

1 × 12,7-мм НСВТ

Мощность двигателя

780 л.c.

Скорость по шоссе

60 км/ч

Запас хода

500 км

Длина корпуса

6,04 м

Длина с пушкой вперед

11,92 м

Ширина корпуса

3,38 м

история создания

Разработка самоходной гаубицы 2С19 «Мста-С» («Объект 316») началась в 1976 году. «Мста-С» была ответом СССР на SP70 — новую самоходную гаубицу НАТО с максимальной дальностью стрельбы 30 км. У советской САУ 2С3 «Акация» (которую должна была заменить «Мста-С») предельная дальность стрельбы составляла 20 км, и нужно было восстановить паритет.

В Центральном конструкторском бюро УЗТМ (ныне ЦКБ «Трансмаш») параллельно с «Объектом 316» разрабатывался альтернативный вариант перспективной самоходной гаубицы — «Объект 327». Его орудие размещалось не в башне, а на вращающейся площадке; заряжание было полностью автоматизировано. Из-за сложности доработки эта версия САУ в производство не пошла.

Опытно-конструкторские работы по «Мсте-С» стартовали в 1980 году. На шасси танка Т-72 была размещена массивная башня весом 13,5 т, в которой находилась гаубица 2А64 калибра 152 мм. По итогам полевых испытаний в 1984 году для устранения раскачки орудия торсионы и катки ходовой части были заменены на компоненты от Т-80. В 1986 году была выпущена установочная партия из 6 САУ, в 1988 году началось серийное производство, а в 1989-м «Мста-С» поступила на вооружение Советской армии.

Фотографии предоставлены РИА Новости

«Мста-С» модернизировалась дважды. В 2008 году армия России получила первые САУ модели 2С19М1 с автоматизированной системой управления огнем (СУО) «Успех-С». В 2013 году в части поступили самоходные гаубицы 2С19М2, оснащенные новым орудием 2А64М2 с улучшенной скорострельностью (10 вместо 7–8 выстрелов в минуту) и комплекcом «Накидка», защищающим САУ от высокоточного оружия.

предприятие-изготовитель

АО «Уралтрансмаш»

История Уральского завода транспортного машиностроения началась в 1817 году — с основания в Екатеринбурге Мельковской золотопромывальной фабрики. Золотоносных песков хватило только на 12 лет, и фабрика была закрыта. В начале 1840-х в ее производственных помещениях разместилась Мельковская мануфактура, выпускавшая паровые машины и котлы. Завод привлекал квалифицированных рабочих и инженеров; к концу XIX века на нем делали турбины, горнодобывающее оборудование, подъемные краны, локомобили и прокатные станы.

В 1917 году предприятие было национализировано. В 1936 году на нем был налажен выпуск оборудования для нефтедобычи. В начале Великой Отечественной войны на завод были эвакуированы несколько предприятий Москвы, Сталинграда и Подольска. За годы войны были изготовлены 1238 легких танков Т-60 и Т-70, десятки тысяч узлов и деталей для танков Т-34, ИС-2 и ИС-3, самоходных артиллерийских установок СУ-85, СУ-100, ИС-152.

В 1942 году на заводе была создана специальная конструкторская группа, впоследствии преобразованная в Центральное конструкторское бюро «Трансмаш» — головное КБ СССР и (впоследствии) России по разработке самоходной артиллерии. ЦКБ «Трансмаш» разработало и модернизировало около 40 моделей военной техники, включая производившиеся на Уралтрансмаше САУ «Акация», «Тюльпан», «Гиацинт-С», «Мста-С», зенитно-ракетный комплекс «Круг», гусеничные минные заградители ГМЗ, ГМЗ-2, ГМЗ-3. В 2016 году в ЦКБ «Трансмаш» работает более 150 человек; средний возраст конструкторов — 43 года. Молодые специалисты, доля которых составляет 46%, приходят в ЦКБ из Уральского федерального университета (Екатеринбург), Южно-Уральского государственного университета (Челябинск), Балтийского государственного технического университета «Военмех» (Калининград).

В настоящее время ФГУП «Уралтрансмаш» входит в структуру Научно-промышленной корпорации «Уралвагонзавод» и является единственным российским предприятием, производящим САУ. Завод выпускает и мирную продукцию — лифтовые лебедки, станки-качалки для добычи нефти, низкопольные трамваи. Уралтрансмаш разработал и изготовил трамвай R1 (Russia One), который пользователи Рунета нарекли «трамваем Дарта Вейдера» из-за антрацитового цвета и впечатляющего внешнего вида.

Биография главного конструктора

«Конструирование боевой машины — это сложный и долгий коллективный труд. Но в итоге именно ты как главный конструктор должен выбрать наиболее перспективную разработку. Это твоя ответственность. Цена ошибки — не только годы труда, вложенные средства, но и человеческие жизни».

Главный конструктор САУ «Мста-С» Юрий Васильевич Томашов родился 8 августа 1929 года. Он начал карьеру помощником мастера на Уралмашзаводе в 1948 году. После окончания вечернего отделения Уральского политехнического института в 1954-м Юрий Васильевич начал работать на Уралтрансмаше (тогда УЗТМ), где прошел путь от техника-конструктора до генерального конструктора (которым он стал в 1978 году). Заместителем главного конструктора ЦКБ «Трансмаш» (тогда ОКБ-3) Юрий Васильевич был назначен в возрасте 31 года. При участии и под руководством Ю. В. Томашова разработано 35 моделей военной техники. 20 из них были приняты на вооружение, в том числе 152-мм самоходная гаубица 2С3 «Акация», 240-мм самоходный миномет 2С4 «Тюльпан», дальнобойная самоходная 152-мм пушка 2С5 «Гиацинт».

Ю. В. Томашов часто выезжал на полевые испытания прототипов и принимал участие в доводке техники. Посидев в кресле командира «Акации» во время стрельб, он предложил решение проблемы загазованности боевого отделения САУ (создание внутри кабины избыточного давления). Юрий Васильевич, обладатель более 60 авторских свидетельств на изобретения, нашел ответ на многие инженерные задачи — в частности, механизировал заряжание «Тюльпана», вес снарядов которого составляет от 130 кг (осколочно-фугасных) до 228 кг (активно-реактивных).

Изобретательский талант Юрия Васильевича нашел применение не только в ВПК. Томашов занимался и разработками гражданской направленности. Под его руководством были созданы автомобильный самосвал с разгрузкой на обе стороны ЗИЛ-УЗТрМ-345 и установка для тушения пожаров на нефтяных и газовых скважинах «Штурм».

Самая известная работа конструктора — «Мста-С». Юрий Васильевич руководил ее проектированием, испытаниями, модификацией и даже разрабатывал на ее основе перспективный лазерный танк. Конструктор в шутку называет мощную САУ своей «лебединой песней» — он и сейчас сотрудничает с Уралтрансмашем, консультируя молодых коллег по широкому кругу вопросов.

Ю. В.Томашов — лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, кавалер орденов Ленина (дважды), Трудового Красного знамени, «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

интересные факты

«Мста-С»: база для «лазерного танка»

«Мста-С» несколько раз модернизировалась; на ее основе пытались создать колесную САУ (на шасси от тяжелого грузовика КрАЗ). Но самая интересная модификация «Мсты-С» — самоходный лазерный комплекс (СЛК). Устройство под названием «Сжатие» не было так называемым «бумажным танком» — концептом, существовавшим только на чертежах. Это был полностью функциональный прототип, который показал хорошие результаты во время испытаний на полигоне в 1992 году. Лазерный излучатель для «Сжатия» разработало НПО «Астрофизика» под руководством Н. Д. Устинова. Основным элементом был искусственный цилиндрический кристалл рубина (по другим данным — алюмоиттриевого граната с добавкой неодима) весом 30 кг. Роль ЦКБ «Трансмаш», по словам генерального конструктора Ю. В. Томашова, заключалась в том, чтобы создать «броневой носитель, который нес установку бережно». Для этого потребовалось значительно увеличить башню «Мсты-С» и найти место для генераторов, заряжавших конденсаторы, от которых запитывалась батарея из 16 лазеров. 12 лазеров были боевыми, а остальные использовались для зондирования (поиска бликующих линз) и наведения на цель. СЛК 1К17 «Сжатие» не был первой машиной своего типа. В 1982 году Советская армия приняла на вооружение СЛК 1К11 «Стилет» на шасси ГМЗ, тоже созданное ЦКБ «Трансмаш» и НПО «Астрофизика». СЛК «Сжатие» был гораздо мощнее «Стилета» и мог выжигать светочувствительные элементы различных систем бронетехники противника лучами с разной длиной волны. Это делало бесполезными защитные фильтры.

СЛК «Сжатие» наносил необратимые повреждения оптике бронетехники на расстоянии до 8 км (что гораздо дальше максимального расстояния поражения любым танковым снарядом). По понятным причинам СЛК мог стрелять только прямой наводкой. Его эффективность зависела не только от рельефа, но и от погодных условий, конденсаторы долго заряжались, а цена была очень высокой. Последнее обстоятельство предопределило то, что массово «лазерный танк» не производился. И теперь на единственный экземпляр «Сжатия» можно посмотреть в военно-техническом музее в Ивановском. Посмотреть с гордостью: этот продукт отечественного ВПК опередил технологии остального мира как минимум на 10 лет.

Обзор

«Акация» — первая отечественная серийная самоходная 152-мм гаубица второго поколения с большим максимальным углом возвышения орудия (60°), возможностью вести круговой обстрел и механизированным заряжанием. Ее боевое назначение — уничтожение бронетехники, артиллерии, пунктов управления и живой силы противника с разных дистанций (преимущественно с закрытых позиций). САУ оснащена системой самоокапывания и может преодолевать водные преграды глубиной до 1 метра.

САУ «Акация» может использовать боеприпасы разных типов: осколочно-фугасные, активно-реактивные, кумулятивные, бронебойные, осветительные, химические и тактические ядерные (мощностью в 2 килотонны). Новые модификации «Акации» могут использовать высокоточные боеприпасы — корректируемый снаряд «Сантиметр» и управляемый крылатый снаряд «Краснополь».

Тактико-технические характеристики САУ 2С3М2 «Акация»

Начало серийного производства

2006 год

Экипаж

4 человека (6 — при заряжании с грунта)

Боевая масса

27,5 тонн

Орудие

нарезная гаубица 2A33

Калибр орудия

152,4 мм

Длина ствола

28 калибров

Скорострельность

3–4 выстрела в минуту

Боезапас

46 выстрелов

Максимальная дальность стрельбы

17,3 км (осколочно-фугасным снарядом), 20,5 км (активно-реактивным осколочно-фугасным снарядом), 20 км (управляемым снарядом)

Пулеметы

1 × 7,62-мм ПКТ

Мощность двигателя

520 л.c.

Скорость по шоссе

60 км/ч

Запас хода

500 км

Длина корпуса

6,97 м

Длина с пушкой вперед

7,77 м

Ширина корпуса

3,25 м

история создания

САУ 2С3 «Акация» — первая самоходная гаубица СССР после долгого перерыва. В 1955 году с подачи Н. С. Хрущева артиллерию объявили морально устаревшей. Работы над перспективными САУ были свернуты; уже готовые прототипы (например, СУ-152Г) в массовое производство не поступили. Предполагалось, что будущее — за ракетными технологиями, развивавшимися тогда очень быстро. Интересно, что США примерно в тот же период совершили схожую с советской ошибку, лишив свои самолеты-истребители F4B и F4C пушек и оставив только ракеты.

Вьетнамская война показала, что пушки — и авиационные, и самоходные — было рано списывать в утиль. F4 несли потери в боях с вооруженными пушками «МиГ». В наземных операциях доказала свою эффективность американская 155-мм самоходная гаубица М109 «Паладин», производство которой началось в 1963 году. Советское руководство осознало необходимость развивать самоходную артиллерию, и в 1965 году разработка отечественных САУ возобновилась.

САУ 2С3 «Акация» — советский ответ «Паладину» — была разработана в сжатые сроки в ОКБ «Трансмаш» под руководством Г. С. Ефимова. Конструкторы и инженеры работали без отпусков и выходных; первые опытные образцы 2С3 были изготовлены в конце 1968 года, а в 1971-м САУ была принята на вооружение Советской армии. Шасси «Акации» было создано на основе шасси зенитно-ракетного комплекса «Круг». Орудием стала 152-мм гаубица 2А33, унифицированная по баллистике и используемым боеприпасам с буксируемой гаубицей Д-20. По компоновке (переднему расположению моторно-трансмиссионного отделения) САУ 2С3 «Акация» получилась схожей с «Паладином».

Первые варианты 2С3 превосходили M109 по ряду характеристик — дальности стрельбы, подвижности, защите. В дальнейшем американский соперник 2С3 вышел вперед по дальнобойности за счет установки нового орудия в одной из ранних модификаций (все равно проигрывая «Мсте-С», а позднее — «Коалиции-СВ»). «Акация» же получила увеличенный (с 40 до 46 выстрелов) возимый боезапас и механизацию подачи снарядов с грунта (в модификации 2С3М 1975 года), новый панорамный прицел (2С3М1, 1987 год), автоматизированную систему управления наведением и огнем (СУАНО) «Механизатор-М» и систему для стрельбы дымовыми гранатами (2С3М2, 2006 год). Опытная модификация 2С3М3 предусматривает установку новой СУАНО и новой гаубицы 2А33, использующей боеприпасы «Мсты-С».

Биография главного конструктора

Георгий Сергеевич Ефимов родился 7 августа 1910 года в Царицыне (впоследствии Сталинград, ныне Волгоград). Работать начал в 13 лет чертежником на заводе «Баррикады», в 1929 году перешел на Сталинградский тракторный завод (СТЗ). В 1935 году окончил вечернее отделение Сталинградского механического института. В 1941–1945 годах работал в Особом конструкторском бюро (ОКБ) опытного завода №100 в составе Челябинского Кировского завода (ЧКЗ), был ведущим инженером тяжелого танка ИС-3. В 1945–1947 годах Г. С. Ефремов работал на Ленинградском Кировском заводе (ЛКЗ) ведущим инженером в Особом конструкторском бюро танков (ОКБТ) Ж. Я. Котина. В 1947 году перешел на Уралмашзавод в ОКБ-3, где в 1953 году стал генеральным конструктором, сменив Л. И. Горлицкого; на этой должности Георгий Сергеевич проработал до своей смерти в 1978 году.

Г. С. Ефимов реорганизовал структуру ОКБ-3; при нем оно получило собственный опытный цех, были созданы несколько бюро по направлениям. Большое значение генеральный конструктор придавал подбору перспективных молодых специалистов. Все это позволило создавать новые модели бронетехники раз в 2–3 года. Под руководством Георгия Сергеевича было разработано 24 проекта боевых машин, 13 из которых были приняты на вооружение. Среди них — зенитная самоходная установка ЗСУ-37-2 «Енисей», зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) 2К11 «Круг», гусеничный минный заградитель ГМЗ («Объект 118»), 152-мм самоходная гаубица 2С3 «Акация», 240-мм самоходный миномет 2С4 «Тюльпан» и 152-мм дальнобойная самоходная пушка 2С5 «Гиацинт». Среди инженерных традиций, заложенных Г. С. Ефимовым, — автоматизация боеукладки САУ и использование в конструкции САУ новых материалов (легких сплавов и неметаллов).

Г. С. Ефимов — лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, кавалер орденов Отечественной войны II степени, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета».

интересные факты

Классическое шасси «Акации»

При том, что серийное производство «Акации» было начато 46 лет назад (в 1970 году, за год до принятия САУ на вооружение), порядка 1850 единиц 2С3 в настоящее время находятся на вооружении армии России.

«Акацию» можно назвать «заслуженной» или «классической» машиной; в особенности это относится к ее шасси. Если собственно САУ была разработана в конце 1960-х, то платформа «Акации» создавалась в 1947–1952 годах, когда ОКБ-3 руководил Лев Израилевич Горлицкий. На базе шасси с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения (МТО) были созданы самоходные пушки СУ-100П и СУ-152П, самоходная гаубица СУ-152Г. Изделия были рекомендованы для принятия на вооружение, но по не зависевшим от конструкторов причинам в серийное производство не пошли. Уникальность платформы, которая после доработки под руководством Г. С. Ефимова была использована для создания зенитно-ракетного комплекса «Круг» и (впоследствии) САУ «Акация», в том, что она не была основана на каком-либо танке. Будущее шасси «Акации» было разработано с нуля; все его базовые узлы — трансмиссия, ходовая часть, моторные системы — были собственной конструкции ОКБ-3. В 2017 году классическому шасси «Акации» исполнится 70 лет.

aw.mail.ru

Самоходная гаубица 2С19 «Мста- С» | TechTraveling

Дабы поставить точку в репортаже с Парада Победы в Самаре, расскажу детально об одной машине, которая достойна отдельного разговора. Как вы уже поняли, это 152-мм дивизионная самоходная гаубица 2С19 «Мста-С». Человека, который видит ее впервые, эта бронемашина просто поражает своими гигантскими размерами и огромной пушкой. Особенно она впечатляет мальчишек)

Не так давно, отечественная компания «Звезда» выпустила масштабную сборную модель этой самоходки — так что, я думаю, мой фотообзор окажется совсем не лишним при постройке модели. Дополняя фотографии, также немного расскажу об истории создания и боевого применения этого оружия.

История создания гаубицы 2C19 «Мста-С»

В семидесятых годах XX века возникла необходимость заменить имеющиеся в частях Советской Армии самоходные установки «Акация» — дальность их огня была уже недостаточной и уступала новейшим американским САУ. Разработку новой машины поручили специалистам «Уралтрансмаша». Естественно, в первую очередь встал вопрос орудия, которое будет устанавливаться на самоходную платформу. В 1976 году в Волгограде начались работы по созданию новой буксируемой гаубицы, которая бы соответствовала современным требованиям по дальности и точности стрельбы. Впоследствие это орудие было принято на вооружение под обозначением «Мста-Б». Новейшее орудие установили на шасси танка Т-72, получив первую опытную машину под индексом «Объект 316».

В 1984 году «объект 316» вышел на Ржевский полигон для испытаний. В ходе данных испытаний были выявлены существенные недостатки машины, самым серьезным из которых была большая раскачка орудия при стрельбе. По результатам проведенных испытаний решили основательно переработать шасси машины — корпус, двигатель и трансмиссию оставить прежними (от танка Т-72), а вот катки и торсионы заменить на новые (от танка Т-80). Этого оказалось достаточно для устранения пресловутой раскачки.

После доработок на «Уралтрасмаше» выпустили установочную партию из шести гаубиц 2С19 «Мста-С», которые с успехом прошли государственные, а затем — и войсковые испытания. В 1989 году самоходная гаубица 2С19 «Мста-С» была принята на вооружение Советской Армии.

Самоходная гаубица 2C19 «Мста-С» на службе и в бою

С конца восьмидесятых годов машины производились на двух заводах — в Свердловске (Екатеринбург) и Стерлитамаке. Спустя чуть более пяти лет с момента принятия на вооружение, гаубицы прошли боевое крещение в Первой Чеченской кампании. Боевое применение показало высокую точность и эффективность стрельбы, однако выявило отсталость системы управления наведением орудия. Начались работы по модернизации САУ, продолжавшиеся, в итоге, более десяти лет и вылившиеся в усовершенствованную САУ 2С19М1, поступившую на вооружение в 2008 году, а затем — и в еще более совершенную 2С19М2.

Помимо обеих чеченских кампаний, гаубицы «Мста-С» повоевали в Эфиопии, куда они поставлялись на экспорт, а также в военном конфликте на территории Украины. На настоящий момент, самоходные артустановки «Мста-С», помимо Российской Армии, состоят в эксплуатации еще полдюжины государств (Азербайджан, Белоруссия, Венесуэлла, Украина, Эфиопия).

Что же касается дальнейшей модернизации, в настоящий момент все работы в этом направлении остановлены, т.к. ведется разработка САУ нового поколения 2С35 «Коалиция-СВ», которая, в следующем десятилетии должна полностью заменить самоходную гаубицу 2С19 «Мста-С» в частях Российской Армии.

Самоходная гаубица 2C19 «Мста-С» в деталях

Давайте теперь в подробностях рассмотрим боевую машину.

Главное, что сразу бросается в глаза — огромная башня и не менее огромная 152-мм пушка 2А64. Она полностью унифицирована с буксируемой «Мста-Б» по типам используемых боеприпасов. На стволе орудия мы можем видеть эжектор (устройство продувки ствола от пороховых газов) и дульный тормоз на срезе. «Труба» наверху ствола — противооткатное устройство.

В походном положении ствол орудия закреплен на опоре. При стрельбах орудие может подниматься на угол до 68 градусов. В зависимости от типа применяемого снаряда, дальность стрельбы составляет до 28 километров.

Снаряды подаются как из боеукладки в башне, так и с грунта (т.е. снаружи машины). Для этого в задней части башни предусмотрен механизированный подающий лоток.

На предыдущей и следующей фотографии как раз хорошо виден этот лоток в сложенном состоянии.

Сама башня, без боекомплекта весит 13.5 тонн и имеет толщину брони 15 миллиметров. Такая броня защищает лишь от стрелкового оружия и осколков. Учитывая, что самоходная гаубица 2С19 «Мста-С» предназначена для действия во втором эшелоне, на удалении 15-20 км от линии фронта — такой защиты достаточно.

На крыше башни также имеется 12.7-мм пулемет НСВТ. На данной машине он снят — поскольку техника, в ожидании парада, несколько дней стояла в городе.

Корпус как я уже писал выше, в целом идентичен танку Т-72. Ходовая часть самоходной гаубицы 2С19 «Мста-С» максимально унифицирована с танком Т-80 и состоит из шести пар обрезиненных опорных и пяти пар поддерживающих катков.

«Трубу» в задней части башни я так и не смог идентифицировать. Похожа на ОПВТ, но вряд ли «Мста-С» способна преодолевать реки вброд. Буду благодарен вам, если уточните что же это такое.

На лобовом листе башни мы видим закрепленные запасные гусеничные траки, а также — шесть установок дымовых гранат. Кстати, обратите внимание на резиновые вкладыши на траках — вставлены для того, чтобы не повредить городской асфальт.

Вот здесь эжектор ствола виден хорошо, а дульный тормоз наборот — накрыт брезентом.

Ну и напоследок — еще немного деталировочки для моделистов, для доведения до ума модели гаубицы от «Звезды».

comments powered by HyperComments

Понравилась статья? Расскажите о ней друзьям!

techtraveling.ru

2С19 «Мста-С». Оружие и военная техника. Добавил Серёга Обрывкин — VilingStore.net

(индекс ГАБТУ — объект 316, по классификации НАТО — M1990 «Farm») — современная российская 152-мм дивизионная самоходная гаубица . Разработана на Уральском заводе транспортного машиностроения. Главный конструктор САУ — Ю. В. Томашов, 152-мм орудия 2А64 — Г. И. Сергеев. САУ 2С19 предназначена для уничтожения тактических ядерных средств, артиллерийских и миномётных батарей, танков и другой бронированной техники, противотанковых средств, живой силы, средств ПВО и ПРО, пунктов управления, а также для разрушения полевых фортификационных сооружений и препятствования манёврам резервов противника в глубине его обороны. Может вести огонь по наблюдаемым и ненаблюдаемым целям с закрытых позиций и прямой наводкой, включая работу в горных условиях. При стрельбе используются как выстрелы из боеукладки, так и подающиеся с грунта. В 1989 году новая самоходная гаубица была принята на вооружение артиллерийских полков мотострелковых и танковых дивизий Советской армии. Впервые демонстрировалась на авиасалоне в городе Жуковском в августе 1992 года.


2С19 «Мста-С»


Головным разработчиком 2С19 был назначен Уральский завод транспортного машиностроения, гаубица 2А64 проектировалась в ОКБ-2. В 1983 году был изготовлен первый макетный образец, а в ноябре этого же года было завершено изготовление опытного образца, который в течение 1984 года на Ржевском полигоне проходил испытания. Изначально САУ 2С19 разрабатывалась на базе танка Т-72, однако в ходе испытаний были выявлены серьёзные недостатки, среди которых была большая раскачка орудия при стрельбе. Для устранения замечаний было принято решение от базы танка Т-72 оставить геометрию корпуса, двигатель, трансмиссию и приводы управления. При этом торсионы и катки ходовой части САУ были заменены на новые, разработанные на базе применяемых в танке Т-80. После устранения замечаний к 1986 году были изготовлены 6 самоходных гаубиц 2С19 установочной партии. Изготовленные САУ были отправлены на государственные, а затем на войсковые испытания. После завершения войсковых испытаний и доработок выявленных недостатков в 1989 году самоходная гаубица была принята на вооружение Советской армии

Самоходная гаубица выполнена по башенной схеме. Корпус машины по геометрии подобен корпусу танка Т-72, сварен из стальных броневых катанных листов и разделён на три отделения: отделение управления, боевое и силовое (моторно-трансмиссионное). В передней части по середине корпуса расположено место механика-водителя с органами управления шасси. В средней части располагается боевое отделение. На крыше корпуса на шариковый погон диаметром 2444 мм установлена сварная башня. Масса башни без боекомплекта составляет 13,5 тонн. В башне установлено орудие 2А64, а также места экипажа. По правому борту в передней части башни размещается сидение командира, по левому борту в передней части башни установлено сидение наводчика и прицельные приспособления. За наводчиком и командиром размещены два места для заряжающих САУ. Место командира оборудовано поворотной башенкой, установленной на крыше башни, по своей конструкции аналогичной башенкам командира танков Т-64 и Т-80. В кормовой части башни установлены два механизированных конвейера с зарядами и снарядами. Под башней на днище корпуса расположена вращающаяся платформа пола, закреплённая к погону четырьмя трубами. Подача в укладки может осуществляться с грунта через специальный механизированный подающий лоток, расположенный снаружи на корме башни. В кормовой части корпуса САУ находится моторно-трансмиссионное отделение аналогичное таковому на танке Т-72. Бронирование САУ 2С19 обеспечивает противопульную и противоосколочную защиту экипажа. Толщина листов корпуса и башни составляет 15 мм

Основным вооружением САУ 2С19 является 152-мм гаубица 2А64. Орудие полностью унифицировано по баллистическим характеристикам и используемым боеприпасам со 152-мм буксируемой гаубицей 2А65. Основными узлами орудия 2А64 являются: ствол, затвор, электрооборудование, досылатель, противооткатные устройства, люлька, ограждение, уравновешивающий и подъёмный механизмы. Ствол орудия представляет собой трубу-моноблок соединённую с казёнником, в передней части ствола находится эжектор, на дульном срезе трубы закреплён дульный тормоз. В казённике расположен вертикально-клиновой затвор с полуавтоматикой копирного типа. Выстрел из орудия может производиться как вручную, так и электроспуском. Копирная полуавтоматика затвора предназначена для открывания затвора при накате после выстрела орудия. Люлька сварная обойменного типа, в люльке закрепляется сектор подъёмного механизма. В задней части люльки болтовым соединением закреплено ограждение. На ограждении размещены элементы ударно-спускового механизма, досылатель, линейка для измерения длины отката, а также механизм блокировки спуска. Электромеханический досылатель снаряда и заряда, а также механизм удаления стреляной гильзы, предназначены для облегчения работы заряжающего. Противооткатные устройства состоят из веретённо-модераторного тормоза отката, цилиндр которого закреплён в казённике орудия, и из пневматического накатника, заполненного азотом.

Для наведения орудия, осуществления разведки местности днём и в ночной период времени, в командирской башенке установлен комбинированный прицел ТКН-3В с прожектором ОУ-3ГКУМ. Для стрельбы из зенитного пулемёта установлен прицел ПЗУ-5. Место наводчика оборудовано артиллерийским панорамным прицелом 1П22 для стрельбы с закрытых огневых позиций и прицелом прямой наводки 1П23 для ведения огня по наблюдаемым целям. Место механика водителя оборудовано тремя призменными приборами наблюдения ТНПО-160, а также прибором ночного видения ТВНЕ-4Б для вождения в ночных условиях. Для очистки смотровых и прицельных приспособлений САУ 2С19 оборудована специальной пневматической системой очистки

В 2С19 установлен V-образный 12-цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель В-84А жидкостного охлаждения с наддувом мощностью 780 л.с. Кроме дизельного топлива, двигатель имеет возможность работы на керосине марок ТС-1, Т-1 и Т-2[4].
Трансмиссия механическая, двухпоточная, с планетарным механизмом поворота. Имеет семь передних и одну заднюю передачу. Максимальная скорость движения на седмой передней передаче составляет 60 км/ч

vilingstore.net

152-мм ГАУБИЦА 2С19 «МСТА-С». Техника и оружие 1996 06

152-мм ГАУБИЦА 2С19 «МСТА-С»

Разработка САУ «Мста-С» велась в ПО «Уралтрансмаш» под руководством главного конструктора Ю. В. Томашева.

В 1989 году САУ была принята на вооружение под названием 2С19 «Мста-С», индекс артиллерийской части – 2А64. Буква «С» в названии означает самоходная, в отличие от буксируемой гаубицы «Мста-Б» (индекс артиллерийской части – 2А65).

Первоначально серийное производство САУ 2С19 велось на заводе «Уралтрансмаш» в г. Свердловске, а затем на Серлитамакском машиностроительном заводе (Башкирия).

На базе САУ 2С19 разработана ее модификация 2С30 «Исеть».

Гаубица 2А64 имеет раздельно-гильзовое заряжание. Подача снарядов автоматическая, подача зарядов полуавтоматическая. Весь боекомплект расположен в башне и позволяет проводить заряжание при любых углах горизонтального и вертикального наведения. Наличие полуавтоматических систем заряжания облегчает работу экипажа и обеспечивает скорострельность до 7-8 выстрелов в минуту при использовании возимого боезапаса, и до 6-7 выстрелов – при подаче выстрелов с грунта. При стрельбе с грунта требуется дополнительно еще два человека для подачи снарядов в специальном конвейере – один для снарядов, другой для зарядов.

Горизонтальное и вертикальное наведение орудия осуществляется с помощью электрических приводов наведения 2Э46.

На командирской башенке САУ смонтирован 12,7-мм зенитный пулемет НСВТ. Стрельба из пулемета может вестись с помощью системы дистанционного управления из башни.

САУ 2С19 имеет противопульную броню. Ходовая часть машины унифицирована с танками Т- 72 и Т-80. САУ оснащена V-образным 12-цилиндровым четырехтактным дизелем В84А жидкостного охлаждения. Для обеспечения питания электрооборудования САУ есть специальный газотурбинный двигатель АП18Д мощностью 16 кВт.

САУ 2c19 «Мста-С» со 152-мм гаубицей 2А64

2C19 в боевом положении

Вид на механизм снарядов с грунта

Подвеска шасси независимая торсионная с длинными торсионами, из-за чего катки правого и левого борта расположены не соосно.

Первый, второй и шестой катки имеют регулируемые телескопические амортизаторы, которые используются во время стрельбы для гашения колебаний. Несмотря на высокие баллистические качества орудия система не имеет ни опорных плит, ни откидывающихся сошников. Время перехода из походного положения в боевое составляет 1-2 минуты.

«Мста-С» оборудована системой приема и передачи исходных данных для стрельбы. Данные могут передаваться по проводному каналу и по радио.

Режим огня: за первый час – 100 выстрелов; за второй час – 60 выстрелов.

В боекомплект гаубицы входят осколочно-фугасные снаряды ОФ-45, активно-реактивные снаряды ОФ-61, кассетные снаряды 3023 (содержат 42 кумулятивных противотанковых суббоеприпаса), снаряды постановщики активных радиолокационных помех ЗНСО, спецбоеприпасы ЗВДЦ8 и другие. Кроме того, могут использоваться все штатные боеприпасы 152-мм гаубиц Д-20 и 2С3 и управляемые снаряды с лазерной подсветкой 30Ф39 «Краснополь» в составе выстрела ЗВОФ64.

Баллистические данные гаубица «Мста-С»

Индекс снарядаВес снаряда, кгВес ВВ в снаряде, кгНачальная скорость, м/сДальность, км
ОФ-4543,367,6581024,7
ОФ-6142,867,8082828,9
302342,80 26,0
ЗНСЗО43,5622,3
30Ф3950,006,620,0

Схема 2С19 в походном. положении

Схема САУ 2С19 при ведении огня

Послевоенные самоходные установки

57-мм авиатранспортабельная установка АСУ-57

85-мм авиатранспортабельная артустановка АСУ-85

122-мм самоходная гаубица 2С1

152-мм самоходная гаубица 2С3

Су-152Т (Публикуется впервые)

Cy-152П

Су-152У

Тяжелая самоходная установка ИСУ-130

1. СУ-152Т. Из опытной партии 1949 г.

2. СУ-152. 1965 г., опытный образец

3. СУ-122-54. 1949 г. В серии с 1954 по 1956 гг.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *