Крупные аварии самолета Як-42 в 1982-2011 гг. Справка

Согласно материалам комиссии по расследованию обстоятельств трагедии, причиной катастрофы стал «человеческий фактор». В итоговом документе расследования отмечается, что к моменту крушения экипаж находился в полете без отдыха 23 часа, что на пять часов больше разрешенного испанскими нормами. Летчик был переутомлен и не выполнил команды авиадиспетчера повернуть в сторону моря, а повернул в сторону гор, где и разбился.

25 декабря 1999 года Як-42 кубинской компании «Кубана де авиасьон» потерпел катастрофу примерно в 200 х километрах к западу от Каракаса (Венесуэла).

Лайнер во время совершения посадочного маневра над аэропортом города Валенсия врезался в расположенную неподалеку гору. Вслед за этим раздался сильный взрыв и вспыхнул пожар. Все находившиеся на его борту 22 человека погибли. Среди десяти пассажиров четверо были кубинцами, четверо – венесуэльцами и двое – голландцами. По мнению экспертов, трагедия произошла из за ошибки членов экипажа, плохо знавших особенности аэропорта назначения – Валенсию.

17 декабря 1997 года самолет Як-42 украинской компании «Аэросвит» врезался в горный массив Пиерия на севере Греции при попытке произвести посадку в международном аэропорту Салоник (Греция). Погибли 74 человека, в том числе восемь членов экипажа. В 2005 году суд в Греции признал двух авиадиспетчеров виновными в преступной халатности, повлекшей за собой авиакатастрофу.

21 ноября 1993 года самолет Як-42, арендованный частной македонской авиакомпанией «Авиаимпекс», потерпел катастрофу в Македонии. В плохих метеоусловиях и в темноте самолет врезался в гору в двух километрах от аэродрома города Охрид. Экипаж погиб, из 108 пассажиров уцелел только один. Катастрофа произошла во время захода на посадку из за ошибки в определении высоты.
(по материалам РИА Новости).

Летом 1992 года Як-42 разбился в китайском городе Нанкине. На борту самолета было более 100 пассажиров. Самолет был приобретен Китаем у бывшего Советского Союза в 1986 году за 15 миллионов долларов по каналам межправительственной торговли. До начала эксплуатации в КНР он имел два капитальных ремонта. Китайские техники самостоятельно обслуживали лайнер, без помощи российских специалистов.

(по материалам газеты «Сегодня», 06.06.1994, Китайский Ту 154 разбился под Сианем).

13 сентября 1990 года при заходе на посадку разбился Як 42, летевший из Волгограда в Свердловск (ныне Екатеринбург). Авария произошла около аэропорта Кольцово. Из 128 человек, находившихся на борту, погибли четверо.
(По материалам Российской газеты, 06.02.1991, №24, Жертвы ЧП всегда конкретны. Научимся ли мы находить конкретных виновников?).

28 июня 1982 года Як-42 компании «Аэрофлот» на высоте 9 километров потерял управление и упал около города Мозырь в Белоруссии. Погибли 132 человека. Причиной катастрофы признано разрушение механизма горизонтального стабилизатора из за усталости металла.

http://kommersant.ru/doc/699802

Материал подговлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ria.ru

В катастрофах Як-42 за 35 лет эксплуатации погибли 569 человек — Российская газета

По данным Консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов», представленных экспертом «Российской газеты» Валерием Шелковниковым, за 35 лет эксплуатации самолетов Як-42 с ними произошло восемь катастроф, включая ярославскую. Погибло в общей сложности 569 человек, десятки получили увечья. Разбился вместе с пассажирами каждый 23-й из произведенных самолетов.

Хроника катастроф

28 июня 1982 года

Самолет Yakovlev 42 Ленинградского управления гражданской авиации выполнял пассажирский рейс из Ленинграда в Киев. Находясь на маршруте, он потерял контроль управления и упал с высоты 10 000 метров в районе населенного пункта Мозырь (Белоруссия). Причиной катастрофы явилось разрушение механизма управления горизонтальным стабилизатором. Погибли все 132 находившихся на его борту пассажиров и членов экипажа. После катастрофы всем самолетам Як-42 было запрещена эксплуатация. В конце 1984 года после технической доработки полеты вновь возобновились.

14 сентября 1990 года

Самолет Yakovlev 42 Северо-Кавказского управления гражданской авиации выполнял пассажирский рейс из Волгограда в Свердловск. При заходе на посадку ночью самолет столкнулся с верхушками деревьев, не долетев 1700 метров до полосы, и разломился. Погибли четыре человека из 128 находившихся на борту.

31 июля 1992 года

Самолет Yakovlev 42D китайской авиакомпании China General Aviation Corp. выполнял местный пассажирский рейс из Нанкина в Сямэнь. Сразу после взлета на высоте 60 метров было потеряно управление самолетом, он упал в пруд на удалении 600 метров от торца полосы и загорелся. Погибло 108 человек из 126 находившихся на борту.

20 ноября 1993 года

Самолет Yakovlev 42D македонской авиакомпании Avioimpex выполнял международный пассажирский рейс из Женевы (Швейцария) в Скопье (Македония). Из-за плохой погоды в аэропорту назначения экипаж развернулся на город Охрид и столкнулся с вершиной горы на высоте 4900 футов. Из 116 человек, находившихся на борту, в живых остался один.

17 декабря 1997 года

Самолет Yakovlev 42 украинской авиакомпании AeroSvit Airlines выполнял международный пассажирский рейс из Одессы (Украина) в Фессалоники (Греция). При снижении экипаж не попал на полосу и вынужден был уйти на повторный заход. Неправильно выполняя команду диспетчера, самолет столкнулся с горой. Все 70 человек, находившихся на борту, погибли.

25 декабря 1999 года

Самолет Yakovlev 42D кубинской авиакомпании Cubana de Aviaciаn выполнял международный пассажирский рейс из Гаваны (Куба) в Валенсию (Венесуэла). При заходе на посадку, не долетев 12 километров до аэропорта назначения, самолет столкнулся с вершиной холма. Все 22 пассажира, находившиеся на борту, погибли.

26 мая 2003 года

Самолет Yakovlev 42D украинской авиакомпании Ukrainian-Mediterranean Airlines выполнял международный пассажирский рейс вне расписания из Бишкека (Киргизия) в Трабзон (Турция). При заходе на посадку самолет столкнулся с горой на высоте 4600 футов. Все 75 человек, находившиеся на борту, погибли (в том числе 62 испанских миротворца, закончивших свою миссию в Афганистане).

rg.ru

Несчастливые рейсы: самые крупные катастрофы самолетов Як-42

Катастрофа Як-42 под Ярославлем, которая произошла 7 сентября, стала далеко не первым трагическим инцидентом с самолетами этого типа. С момента начала выпуска Як-42 произошли уже восемь катастроф, которые закончились потерей этих машин и унесли жизни более 450 человек.

Як-42 — среднемагистральный трехдвигательный пассажирский самолет, разработанный в СССР в середине 1970-х для замены технически устаревшего Ту-134. Самолет выпускался Смоленским авиационным заводом (1977-1981), а в 1978-м году выпуск был налажен и на Саратовском авиационном заводе.

Самолет Як-42 впервые поступил в авиакомпанию «Аэрофлот» в конце 1980 года, но уже в 1982 году его производство было остановлено из-за авиакатастрофы под Мозырем. Лишь через два года в 1984 году самолет вновь стали эксплуатировать. В 2003 году производство самолетов было окончательно остановлено в связи с закрытием заводов. На сегодняшнее время износ российского авиапарка среди Як-42 составляет примерно 50%. Як-42 эксплуатируют 35 авиакомпаний. В строю остаются около 100 таких машин. Ремонтом и модернизацией самолетов Як-42 до сих пор занимается Минский авиаремонтный завод.

Технические характеристики самолета:
длина — 36,38 м, высота хвоста — 9,83 м, размах крыла — 34,88 м, площадь крыла — 150 кв.м, дальность полета — 2900 км, экипаж — 2 пилота и 1 инженер, число пассажиров — 120.

Самые крупные катастрофы с самолетами Як-42

28.06.1982 — Мозырский район, Гомельская область, Беларусь: погибли 132 пассажира (выживших нет). Технический сбой, потеря управления, борт упал с высоты более 9 тысяч метров. Причиной катастрофы Як-42 авиакомпании «Аэрофлот» признано разрушение механизма горизонтального стабилизатора из-за усталости металла.

31.07.1992 — Нанкин, Китай: 108 погибших из 126 пассажиров и членов экипажа. Отказ техники, падение на взлете. Самолет был приобретен Китаем у Советского Союза в 1986 году за 15 млн. долларов. До начала эксплуатации в КНР он имел два капитальных ремонта.

13.09.1992 — Свердловск (ныне Екатеринбург), Россия: погибли 4 четыре человека из 128, находившихся на борту. Самолет, летевший из Волгограда, разбился при заходе на посадку.

21.11.1993 — Охрид, Македония: 115 погибших, 1 выживший. Як-42, арендованный частной македонской авиакомпанией «Авиаимпекс», врезался в гору. В плохих метеоусловиях пилоты ошиблись с выбором высоты.

17.12.1997 — Салоники, Греция: 74 погибших. Як-42 украинской компании «Аэросвит» врезался в горный массив Пиерия при заходе на посадку. Следствие причиной катастрофы назвало преступную халатность двух диспетчеров.

25.12.1999 — Валенсия, Венесуэла: 22 человека погибли. Як-42 кубинской авиакомпании «Кубана де авиасьон» во время посадочного маневра врезался в расположенную неподалеку гору. Причиной катастрофы называется ошибка пилотов.

28.05.2003 — Трабзон, Турция: 75 человек погибли. При заходе на посадку в условиях тумана самолет, принадлежавший компании «Украинские Средиземноморские линии» и перевозивший из Афганистана миротворцев, врезался в гору.

7.09.2011 — Ярославль, Россия: погибло 43 человека, выжили двое. При взлете разбился Як-42 авиакомпании «Як Сервис». На борту самолета находилась хоккейная команда «Локомотив», которая летела в Минск на матч КХЛ. По предварительной информации, самолет не успел набрать высоту и зацепился за антенну маяка.

Крупнейшие авиакатастрофы с участием спортивных команд и делегаций

18.11.1948 — в авиакатастрофе над Ла-Маншем погибли 6 ведущих хоккеистов сборной Чехословакии.

4.05.1949 — в результате авиакатастрофы возле итальянского Турина погибла в полном составе команда футбольного клуба «Торино», а также журналисты, официальные лица, тренер — все, кто находился на борту. В общей сложности погиб 31 человек.

5.01.1950 — во время третьего захода на посадку в сложных метеоусловиях в Свердловске (ныне Екатеринбург) разбился самолет Ли-2. Погибли 8 хоккеистов команды ВВС СССР (в том числе брат знаменитого советского тренера Анатолия Тарасова — Юрий), врач, массажист и члены экипажа. Самый звездный хоккеист того клуба Всеволод Бобров время вылета (6 часов утра) проспал, и администраторы команды взяли ему билет на вечерний поезд.

6.02.1958 — в аэропорту Мюнхена (ФРГ) при попытке взлететь разбился самолет, в котором находились футболисты английской команды «Манчестер Юнайтед», возвращавшейся из Белграда, где она играла матч Кубка европейских чемпионов. Всего из находившихся на борту погибли 23 человека, в том числе 8 спортсменов, тренер, секретарь команды, один из директоров «МЮ» и восемь спортивных корреспондентов.

16.07.1960 — при заходе в аэропорт «Каструп» (Дания) потерпел крушение самолет, погибли восемь футболистов второй сборной Дании.

15.02.1961 — при посадке в Бельгии разбился «Боинг-707» авиакомпании Sabena, совершавший полет по маршруту Нью-Йорк — Брюссель. Погибли все находившиеся на его борту 72 человека, а также один человек на земле. В катастрофе погибла сборная США по фигурному катанию (34 спортсмена и тренера), которая направлялась на чемпионат мира в Прагу (Чехословакия). Чемпионат мира был отменен в знак скорби по погибшим.

3.04.1961 — самолет Douglas C-47A потерпел крушение в Кордильерах (Чили). В результате катастрофы погибли все, находившиеся на борту — чилийская футбольная команда «Грин Кросс» и члены экипажа (24 человека).

26.09.1969 — в Андах на пути в Ла-Пас (Боливия) разбился самолет с 25 игроками боливийской футбольной команды «Стронгест». Погибли 19 футболистов и руководители клуба.

1.04.1970 — под Красноярском потерпел катастрофу пассажирский самолет Ан-24. Погибли все пассажиры, в том числе юношеская волейбольная команда, и члены экипажа.

14.11.1970 — в Вирджинии (США) в авиакатастрофе погибли 37 игроков команды университета Маршалла (Хантингтон, Западная Вирджиния) по американскому футболу. Помимо спортсменов на борту самолета находились члены тренерского штаба, болельщики, а также заведующий кафедрой спорта (всего 75 человек). Никто не выжил.

31.12.1970 — в авиакатастрофе в полном составе погибла любительская футбольная команда из Алжира «Эйр-Ликвид», направлявшаяся на товарищеский матч в Испанию.

13.10.1972 — в Андах на пути в столицу Чили город Сантьяго в авиакатастрофе погибла часть команды по регби из Монтевидео (Уругвай). Всего на борту самолета FH-227 находилось 45 человек, из них выжили 16.

29.11.1975 — в авиакатастрофе погибла команда автогонщиков Формулы-1 Embassy Racing. Шестиместный самолет «Пайпер Ацтек», на котором команда возвращалась с гонок во Франции в Лондон, упал и сгорел при посадке.

11.04.1979 — над городом Днепродзержинск (Украина) самолет Ту-134, выполнявший рейс Ташкент-Минск, столкнулся с самолетом, летевшим из Челябинска в Кишинев. Погибли 178 человек (165 пассажиров и 13 членов экипажа), включая 17 членов футбольной команды «Пахтакор» из Узбекистана, выступавшей в то время в высшей лиге. Команда летела в Минск на игру с местными динамовцами. По указанию, поступившему из ЦК КПСС, информация о катастрофе скрывалась несколько дней. Лишь после того, как краткий некролог был помещен на первой полосе узбекской партийной газеты, «Советскому спорту» разрешили опубликовать небольшое сообщение о произошедшей с «Пахтакором» трагедии.

14.03.1980 — в авиакатастрофе принадлежавшего Польше самолета Ил-62 под Варшавой погибли 22 члена национальной сборной США по боксу.

8.12.1987 — около города Лима (Перу) в результате взрывов на борту самолета F-27 в полном составе погибла футбольная команда «Альянс». Тела погибших обнаружить не удалось, поскольку самолет упал в море. Известно, что всего в самолете находились 43 человека.

7.06.1989 — в аэропорту столицы Суринама Парамарибо произошла авиакатастрофа самолета серии DC-8-60, в результате погибли 23 голландских футболиста суринамского происхождения, находившихся на борту разбившегося самолета. В общей сложности погибли 176 человек (из 187 пассажиров и членов экипажа).

27.04.1993 — недалеко от Габона в результате неисправности двигателя в море упал самолет DHC-5 Buffalo, на борту которого находились члены футбольной сборной Замбии. Всего погибло 30 человек, в том числе 18 футболистов.

24.08.2008 — в Киргизии потерпел крушение самолет «Боинг-737», направлявшийся из Бишкека в Тегеран. На борту самолета находились 90 человек, в том числе 17 членов юношеской сборной Ирана по волейболу. Десять из них погибли. Спастись удалось 25 пассажирам и членам экипажа.

15.07.2009 — на северо-западе Ирана разбился самолет Ту-154М иранской авиакомпании Caspian Airlines, совершавший перелет из Тегерана в Ереван. На борту находилась юношеская сборная Ирана по дзюдо. Спортсмены летели в Армению на тренировки, а затем должны были вылететь в Венгрию для участия в соревнованиях. Все 168 человек, совершавших этот перелет, погибли.

7.09.2011 — Ярославль, Россия: погибло 43 человека, выжили двое. При взлете разбился Як-42 авиакомпании «Як Сервис». На борту самолета находилась хоккейная команда «Локомотив», которая летела в Минск на матч КХЛ. Среди погибших — два белорусских игрока: капитан сборной защитник Руслан Салей и молодой форвард Сергей Остапчук.

naviny.by

Катастрофа Як-42 под Наровлей — Howling Pixel

Катастрофа Як-42 под Наровлей — крупная авиационная катастрофа пассажирского самолёта Як-42 Ленинградского объединённого авиаотряда (Аэрофлот), произошедшая в понедельник 28 июня 1982 года в Наровлянском районе Гомельской области (Белорусская ССР) и в результате которой погибли 132 человека. Это первая и крупнейшая катастрофа с участием Як-42, а также крупнейшая авиационная катастрофа в Белоруссии.

Самолёт

Як-42 с бортовым номером 11040104 и серийным 04-01 был выпущен Саратовским авиазаводом и свой первый полёт совершил 21 апреля 1981 года. Авиалайнер был передан Министерству гражданской авиации, где получил бортовой номер СССР-42529 и к 1 июля поступил в 344-й лётный отряд (Ленинградское управление гражданской авиации). Ко дню катастрофы он имел общий налёт 795 часов.

Экипаж

Катастрофа

Лайнер выполнял рейс 8641 из Ленинграда в Киев и в 09:01 МСК, задержавшись на минуту из-за опоздавшего пассажира, вылетел из аэропорта Пулково, после чего занял эшелон 9000 метров (по другим данным — 10 000). Всего на борту были 124 пассажира: 113 взрослых и 11 детей. В 10:45 самолёт вошёл в зону Бориспольского центра управления воздушным движением. Находясь в районе ОПРС Птичь и в 10 километрах от трассы, экипаж начал предпосадочную подготовку. В 10:48:58 экипаж связался с диспетчером и доложил о подходе к расчётной точке начала снижения, на что получил команду занимать эшелон 7800 метров. Экипаж подтвердил полученную команду и приступил к снижению. Больше рейс 8641 на связь не выходил.

Спуск осуществлялся под контролем автопилота, который около 10:51:20 постепенно довёл угол стабилизатора до 0,3° на пикирование. Неожиданно в 10:51:30 угол стабилизатора резко (за полсекунды) увеличился, превысив 2° и выйдя за упор. Самолёт на секунду испытал отрицательную перегрузку в 1,5g, но автопилоту за счёт отклонений штурвала и руля высоты удалось снизить её до 0,6g. Однако стабилизатор не отреагировал на команду перейти на кабрирование (подъём носа самолёта), тогда как Як-42 всё больше уходил в пике, поэтому автопилот через три секунды отключился. Рули высоты тем временем увеличили отрицательный угол уже до 5°, что заставляло авиалайнер уходить во всё более крутое пике, а также увеличило отрицательную перегрузку до 1,5g. Пилоты стали тянуть штурвалы на себя, но тут появился быстро увеличивающийся левый крен. Через несколько секунд крен достиг 35°, а самолёт под углом пикирования 50° нёсся к земле со скоростью 600 км/ч. Отрицательная перегрузка к тому моменту уже значительно превысила 2g. Як-42 падал с вертикальной скоростью 300 м/с и вращаясь против часовой стрелки вокруг продольной оси. Из-за колоссальных аэродинамических перегрузок его конструкция начала разрушаться, а в 10:51:50, на высоте 5700 метров и при скорости более 800 км/ч, фюзеляж разорвало на несколько частей.

Обломки самолёта были найдены у западной окраины деревни Вербовичи и в десятке километров юго-западней районного центра Наровли (часто ошибочно указывают Мозырь). Их разбросало по территории размерами 6,5 на 3,5 километра и площадью 23 км². Погибли все находящиеся на борту 132 человека. Это крупнейшая авиационная катастрофа на территории Белоруссии, а также в истории Як-42 и всех самолётов ОКБ Яковлева.

Причина

В расследовании причин катастрофы принимал участие и сам Генеральный конструктор ОКБ — Александр Яковлев.

Первопричиной крушения Як-42 стал катастрофический отказ механизма перестановки стабилизатора (МПС), представляющего собой винтовой домкрат. Из-за проектно-конструктивной ошибки винтовая пара постоянно находилась в условиях повышенного износа, характерного для этапа приработки на кривой износа пары трения по времени. Истиранию витков гайки также способствовал и неудачный выбор смазки. Это не был заводской брак Саратовского серийного завода. Завод выпускал МПС с соблюдением всех параметров, заложенных конструкторами (размеры резьбы, марки материалов, смазка и т.п.). Если бы это был заводской брак, он бы проявился на единичных машинах (а не на всём парке самолётов данного типа, как это было в действительности). Регламент по осмотру данного механизма был таков, что при периодических осмотрах каждые 300 лётных часов невозможно было обнаружить признаки повышенного износа винтовой пары. В результате резьба настолько износилась, что в данном полёте произошло разъединение гайки и винта. Так как данный механизм является также и передней опорой для стабилизатора, то от набегающего воздушного потока тот быстро перешёл на максимальный угол, тем самым введя самолёт в пике. При дальнейшем росте скорости произошло отделение стабилизатора из-за повышенного воздушного напора, что заодно привело и к появлению быстро растущего левого крена.

Виновники авиакатастрофы

За выпуск в серию дефектной конструкции, приговором Верховного суда РСФСР от 20 октября 1983 г. к лишению свободы на 2 года по ст. 172 УК РСФСР (халатность) с отсрочкой приговора (ст. 46-1 УК РСФСР) сроком на 1 год были осуждены руководители, утвердившие чертежи МПС, поставившие на них свои подписи и печати[2]:

  • Андреев Сергей Александрович, 1932 г. р., уроженец г. Москвы, русский, образование — высшее, женатый, член КПСС с 1964 года, ранее не судимый, заместитель Главного конструктора Московского машиностроительного завода «СКОРОСТЬ» (с 1976 г.).
  • Первушин Юрий Павлович, 1926 г. р., уроженец г. Дедовска Истринского р-на Московской области, русский, образование — высшее. Окончил Московский авиационный институт в 1954 г., женатый, член КПСС с 1956 года, ранее не судимый, начальник отдела механизмов Московского машиностроительного завода «СКОРОСТЬ» (с 1975 г.).
  • Румянцев Георгий Иванович, 1927 г. р., уроженец г. Москвы, русский, образование — высшее — окончил Московский авиационный институт в 1956 г., женатый, член КПСС с 1952 года, ранее не судимый, начальник бригады управления Московского машиностроительного завода «СКОРОСТЬ» (с 1975 г.).

Последствия

После катастрофы под Наровлей эксплуатация и производство Як-42 были приостановлены на 2 года. При тщательном осмотре всех данных самолётов повышенный износ резьбы привода стабилизатора был обнаружен на многих из них. Эксплуатация и производство Як-42 были возобновлены в 1984 году.

См. также

Примечания

  1. Ануфриев Г. Остаться на высоте // 7 дней. — 2008. — 27 ноября (№ 48). — С. 18.
  2. Данил Бенатов Киев. «Ленинград-Киев» – полет, прерванный 35 лет назад. DELFI. Дата обращения 24 апреля 2019.

Ссылки

  • Виктор Чамковский. «Ленинград — Киев». Прерванный полёт. Документальный детектив (17.10.2008). Дата обращения 18 марта 2013. Архивировано 8 апреля 2013 года.
  • Катастрофа Як-42 Ленинградского УГА близ Наровли, Белоруссия. Airdisaster.ru. Дата обращения 18 марта 2013. Архивировано 8 апреля 2013 года.
  • Елена Анкудо. Упавшие с неба, БелГазета (29 июля 2002 г.). Дата обращения 18 марта 2013.
  • Яковлев Як-42 Бортовой №: CCCP-42529. Russianplanes.net. Дата обращения 18 марта 2013. Архивировано 8 апреля 2013 года.
  • Государственный архив Российской Федерации опись 2, фонд А428, единица хранения 3925. Дело по обвинению Андреева С.А., Румянцева Г.И., Первушина Ю.П. в совершении преступления, предусмотренного ст. 172 УК РСФСР. Том 30 Протокол судебного заседания, приговор, частное определение
  • Интервью государственного обвинителя Юрия Костанова посвященное процессу против Андреева, Румянцева, Первушина
  • Кто-то должен упасть. Вспоминаем самую страшную авиакатастрофу в истории страны.
Катастрофа MD-83 близ Анакапы

Катастрофа MD-83 близ Анакапы — авиационная катастрофа, произошедшая в понедельник 31 января 2000 года. Авиалайнер McDonnell Douglas MD-83 авиакомпании Alaska Airlines совершал плановый рейс AS 261 по маршруту Пуэрто-Вальярта—Сан-Франциско—Сиэтл, но при подлёте к Сан-Франциско рухнул в воду в 4,5 километрах от побережья острова Анакапа (Калифорния) из-за отказа механизма перестановки стабилизатора. Погибли все находившиеся на его борту 88 человек — 83 пассажира и 5 членов экипажа.

Кладбище Памяти жертв 9-го января

Кладбище Памяти жертв 9-го января (бывшее Преображенское кладбище) — кладбище во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга.

На других языках

This page is based on a Wikipedia article written by authors (here).
Text is available under the CC BY-SA 3.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

howlingpixel.com

Авиакатастрофа Як-42 близ Наровли. 1982

  • Дата авиакатастрофы: 28.06.1982 г.

  • Время авиакатастрофы: 10:51

  • Страна авиакатастрофы: СССР

  • Место авиакатастрофы: Белорусская ССР, Гомельская область, близ пос. Вербовичи, Наровлянский район

  • Марка самолета: Як-42

  • Регистрация воздушного судна: СССР42529

  • Название авиационной компании: Аэрофлот (СССР)

  • Подразделение: Ленинградское УГА, 1-ый Ленинградский ОАО

  • Рейс: 8641

Хронология событий:

Обломки самолета были выявлялись в 10 км на юго-запад от Наровли (в 500 м на запад деревни Вербовичи), которое разбросано на площади 23 кв.м. в виде эллипса размером 3,5х6,5 км, который ориентирован от 20 градусов до 200 градусов под углом справа 70 градусов по отношению к ЛЗП (координаты начала разброса – 29°29’ восточной долготы, 51°45’ севрной широты) на равнинной местности, которая покрыта отдельными лесными массивами.  Самыми крупными найденными частями были: нос фюзеляжа, имея кабину пилотов по шестнадцатый шпангоут, хвост фюзеляжа от 49 до 79 шпангоута, имея вертикальное оперение и часть стабилизатора, левый борт средней часть фюзеляжа от 35 до 43 шпангоута, центроплан, имеющий консоли крыла по 19-22 нервюры. 

Данные о потерпевших:

  • Всего на борту было 132 человек: 8 членов экипажа и 124 пассажиров. Всего погибло 132 человек: 8 членов экипажа, 124 пассажиров.

Детали авиакатастрофы:

  • Этап полета: снижение

  • Выявленные причины авиакатастрофы: отказ техники, недостатки в конструкции

Данные о самолете:

  • Марка самолета: Як-42

  • Марка самолета: СССР42529

  • Страна, в которой регистрировалось воздушное судно: СССР

  • Дата производства воздушного судна: 21.04.1981

  • Заводской номер самолета:: 11040104

  • Часы наработки воздушного судна: 795

  • Циклы наработки воздушного судна: 496

  • Двигатели: 2253601001003 2253604901066 2253604901062

Данные о рейсе:

  • Рейс: 8641

  • Тип рейса: Регулярный пассажирский

  • Авиационная компания: Аэрофлот (СССР)

  • Подразделение: Ленинградское УГА, 1-ый Ленинградский ОАО

  • Страна, в которой регистрировалась авиационная компания: СССР

  • Летел из: Ленинград (Пулково)

  • Летел в: Киев (Борисполь)

  • Первоначальный пункт: Ленинград (Пулково)

  • Окончательный пункт: Киев (Борисполь)

Дополнительные данные:

Данные об экипаже:

  • КВС Вячеслав Николаевич Мусинский

  • второй пилот Александр Сергеевич Стигарев

  • штурман-стажер Виктор Иванович Кедров

  • бортмеханик Николай Семенович Виноградов

  • бортпроводник Анна Николаевна Шейкина

  • бортпроводник Тамара Михайловна Васищева

  • бортпроводник Ольга Павловна Павлова

  • бортпроводник Юрий Борисович Рябов

avia.pro

Катастрофа Як-42 под Наровлей Википедия

Катастрофа Як-42 под Наровлей — крупная авиационная катастрофа пассажирского самолёта Як-42 Ленинградского объединённого авиаотряда (Аэрофлот), произошедшая в понедельник 28 июня 1982 года в Наровлянском районе Гомельской области (Белорусская ССР) и в результате которой погибли 132 человека. Это первая и крупнейшая катастрофа с участием Як-42, а также крупнейшая авиационная катастрофа в Белоруссии.

Самолёт

Як-42 с бортовым номером 11040104 и серийным 04-01 был выпущен Саратовским авиазаводом и свой первый полёт совершил 21 апреля 1981 года. Авиалайнер был передан Министерству гражданской авиации, где получил бортовой номер СССР-42529 и к 1 июля поступил в 344-й лётный отряд (Ленинградское управление гражданской авиации). Ко дню катастрофы он имел общий налёт 795 часов.

Экипаж

  • В. Н. Мусинский

  • Н. С. Виноградов

Катастрофа

Лайнер выполнял рейс 8641 из Ленинграда в Киев и в 09:01 МСК, задержавшись на минуту из-за опоздавшего пассажира, вылетел из аэропорта Пулково, после чего занял эшелон 9000 метров (по другим данным — 10 000). Всего на борту были 124 пассажира: 113 взрослых и 11 детей. В 10:45 самолёт вошёл в зону Бориспольского центра управления воздушным движением. Находясь в районе ОПРС Птичь и в 10 километрах от трассы, экипаж начал предпосадочную подготовку. В 10:48:58 экипаж связался с диспетчером и доложил о подходе к расчётной точке начала снижения, на что получил команду занимать эшелон 7800 метров. Экипаж подтвердил полученную команду и приступил к снижению. Больше рейс 8641 на связь не выходил.

Спуск осуществлялся под контролем автопилота, который около 10:51:20 постепенно довёл угол стабилизатора до 0,3° на пикирование. Неожиданно в 10:51:30 угол стабилизатора резко (за полсекунды) увеличился, превысив 2° и выйдя за упор. Самолёт на секунду испытал отрицательную перегрузку в 1,5g, но автопилоту за счёт отклонений штурвала и руля высоты удалось снизить её до 0,6g. Однако стабилизатор не отреагировал на команду перейти на кабрирование (подъём носа самолёта), тогда как Як-42 всё больше уходил в пике, поэтому автопилот через три секунды отключился. Рули высоты тем временем увеличили отрицательный угол уже до 5°, что заставляло авиалайнер уходить во всё более крутое пике, а также увеличило отрицательную перегрузку до 1,5g. Пилоты стали тянуть штурвалы на себя, но тут появился быстро увеличивающийся левый крен. Через несколько секунд крен достиг 35°, а самолёт под углом пикирования 50° нёсся к земле со скоростью 600 км/ч. Отрицательная перегрузка к тому моменту уже значительно превысила 2g. Як-42 падал с вертикальной скоростью 300 м/с и вращаясь против часовой стрелки вокруг продольной оси. Из-за колоссальных аэродинамических перегрузок его конструкция начала разрушаться, а в 10:51:50, на высоте 5700 метров и при скорости более 800 км/ч, фюзеляж разорвало на несколько частей.

Обломки самолёта были найдены у западной окраины деревни Вербовичи и в десятке километров юго-западней районного центра Наровли (часто ошибочно указывают Мозырь). Их разбросало по территории размерами 6,5 на 3,5 километра и площадью 23 км². Погибли все находящиеся на борту 132 человека. Это крупнейшая авиационная катастрофа на территории Белоруссии, а также в истории Як-42 и всех самолётов ОКБ Яковлева.

Причина

В расследовании причин катастрофы принимал участие и сам Генеральный конструктор ОКБ — Александр Яковлев.

Первопричиной крушения Як-42 стал катастрофический отказ механизма перестановки стабилизатора (МПС), представляющего собой винтовой домкрат. Из-за проектно-конструктивной ошибки винтовая пара постоянно находилась в условиях повышенного износа, характерного для этапа приработки на кривой износа пары трения по времени. Истиранию витков гайки также способствовал и неудачный выбор смазки. Это не был заводской брак Саратовского серийного завода. Завод выпускал МПС с соблюдением всех параметров, заложенных конструкторами (размеры резьбы, марки материалов, смазка и т.п.). Если бы это был заводской брак, он бы проявился на единичных машинах (а не на всём парке самолётов данного типа, как это было в действительности). Регламент по осмотру данного механизма был таков, что при периодических осмотрах каждые 300 лётных часов невозможно было обнаружить признаки повышенного износа винтовой пары. В результате резьба настолько износилась, что в данном полёте произошло разъединение гайки и винта. Так как данный механизм является также и передней опорой для стабилизатора, то от набегающего воздушного потока тот быстро перешёл на максимальный угол, тем самым введя самолёт в пике. При дальнейшем росте скорости произошло отделение стабилизатора из-за повышенного воздушного напора, что заодно привело и к появлению быстро растущего левого крена.

Виновники авиакатастрофы

За выпуск в серию дефектной конструкции, приговором Верховного суда РСФСР от 20 октября 1983 г. к лишению свободы на 2 года по ст. 172 УК РСФСР (халатность) с отсрочкой приговора (ст. 46-1 УК РСФСР) сроком на 1 год были осуждены руководители, утвердившие чертежи МПС, поставившие на них свои подписи и печати[2]:

  • Андреев Сергей Александрович, 1932 г. р., уроженец г. Москвы, русский, образование — высшее, женатый, член КПСС с 1964 года, ранее не судимый, заместитель Главного конструктора Московского машиностроительного завода «СКОРОСТЬ» (с 1976 г.).
  • Первушин Юрий Павлович, 1926 г. р., уроженец г. Дедовска Истринского р-на Московской области, русский, образование — высшее. Окончил Московский авиационный институт в 1954 г., женатый, член КПСС с 1956 года, ранее не судимый, начальник отдела механизмов Московского машиностроительного завода «СКОРОСТЬ» (с 1975 г.).
  • Румянцев Георгий Иванович, 1927 г. р., уроженец г. Москвы, русский, образование — высшее — окончил Московский авиационный институт в 1956 г., женатый, член КПСС с 1952 года, ранее не судимый, начальник бригады управления Московского машиностроительного завода «СКОРОСТЬ» (с 1975 г.).

Последствия

После катастрофы под Наровлей эксплуатация и производство Як-42 были приостановлены на 2 года. При тщательном осмотре всех данных самолётов повышенный износ резьбы привода стабилизатора был обнаружен на многих из них. Эксплуатация и производство Як-42 были возобновлены в 1984 году.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Виктор Чамковский. «Ленинград — Киев». Прерванный полёт (неопр.). Документальный детектив (17.10.2008). Дата обращения 18 марта 2013. Архивировано 8 апреля 2013 года.
  • Катастрофа Як-42 Ленинградского УГА близ Наровли, Белоруссия (неопр.). Airdisaster.ru. Дата обращения 18 марта 2013. Архивировано 8 апреля 2013 года.
  • Елена Анкудо. Упавшие с неба, БелГазета (29 июля 2002 г.). Дата обращения 18 марта 2013.
  • Яковлев Як-42 Бортовой №: CCCP-42529 (неопр.). Russianplanes.net. Дата обращения 18 марта 2013. Архивировано 8 апреля 2013 года.
  • Государственный архив Российской Федерации опись 2, фонд А428, единица хранения 3925. Дело по обвинению Андреева С.А., Румянцева Г.И., Первушина Ю.П. в совершении преступления, предусмотренного ст. 172 УК РСФСР. Том 30 Протокол судебного заседания, приговор, частное определение
  • Интервью государственного обвинителя Юрия Костанова посвященное процессу против Андреева, Румянцева, Первушина
  • Кто-то должен упасть. Вспоминаем самую страшную авиакатастрофу в истории страны.

wikiredia.ru

Такие разные у самолётов судьбы

30 мая 1977 года, авария Як-42 СССР-1975  ОКБ Яковлева, Львов

При уборке перед касанием РУД на «малый газ» самолёт «провалился» и грубо приземлился. Шасси разрушились, самолёт сгорел. Недостатки конструкции двигателя Д-36.

28 июня 1982г. катастрофа самолёта Як-42 СССР-42529 Ленинградского УГА, р-н Мозыря.

При снижении с высоты 9000 м до 7800 м в момент перекладки стабилизатора самолёт перешёл  на снижение со скоростью 300 м/с с углом тангажа до 50 град. На высоте 5700 м на приборной скорости 810 км/ч самолёт разрушился.

Причина: самопроизвольная перекладка стабилизатора на пикирование из-за рассоединения винтовой пары механизма его перестановки из-аз конструктивного несовершенства узла и низкого качества производства.

Полёты всех Як-42 были прекращены более чем на 2 года: их эксплуатация с пассажирами была возобновлена в конце 1984 г.

При осмотре всего парка этих машин подобные дефекты были найдены и на других машинах.

?? сентября 1987 г., ЧП с Як-42 СССР-42356 УГАЦ, Быково

Сгорел на стоянке во время тренировки спецназа.

14 (13?) сентября 1990г. катастрофа самолёта Як-42 СССР-42351 Северокавказского УГА, Свердловск

При ЗНП экипаж преднамеренно уклонился от опубликованной схемы с целью затянуть снижение. Выход на посадочный курс был выполнен с боковым уклонением 1200 м, в процессе его исправления самолёт приобрёл избыточную вертикальную скорость. После прохода ДПРМ он находился в непосадочном положении. Решение на уход на второй круг было начато с запозданием. Як-40 зацепил деревья и упал в 1700 м от ВПП.

Лётчик-инструктор работал без отдыха вторую ночь подряд.

31 июля 1992 г., катастрофа Як-42 В-2775 АК China General, р-н Нанькин (КНР)

Сразу после взлёта, на высоте 60 м, самолёт потерял контроль и упал в пруд в 600 м от ВПП.

20 (21?) ноября 1993 г., катастрофа Як-42 RA-42390 АК Avioimpex, р-н Охрид (Македония)

Из-за плохой погоды в Скопье экипаж был направлен на ЗАР Охрид, в процессе выполнения ЗНП самолёт уклонился от заданной схемы и был отправлен на второй круг. При выполнении повторного захода самолёт столкнулся с горой.

Причины: слабое радионавигационное оборудование аэродрома, недостатки в управлении воздушным движением; языковой барьер (диспетчер разговаривал на македонском языке, а экипаж – на английском и русском, в результате чего одна из команд была понята экипажем неправильно.)

17 декабря 1997 г., катастрофа Як-42 UR-42334 АК AeroSvit Airlines , р-н Салоники (Греция)

Первоначально рейс в Салоники выполнялся на Боинг 737, однако из-за проблем с двигателем тот приземлился в Одессе, и пассажиры продолжили свой путь на Як-42 АК Air Lviv.

В процессе ЗНП КВС отклонился от заданной схемы ЗНП, в результате чего подошёл к ВПП на большой высоте, потерял ориентировку, пролетев над аэродром и даже не заметив этого. Самолет был отправлен на второй круг,  однако вследствие замешательства в экипаже не выполнил предусмотренный схемой правый разворот и столкнулся с горой. Диспетчеры не имели возможности контролировать полёт Як-42 по РЛС.

В процессе поиска Як-42 потерпел катастрофу С-130 греческих ВВС.

Причина: языковой барьер, нарушения в технологии работы диспетчерами и экипажем, плохая организация полёта.

25 декабря 1999 г., катастрофа Як-42 CU-T1285 АК Cubana, Беджума (Венесуэла)

В процессе снижения для ЗНП самолёт столкнулся с горой.

 26 мая 2003 г., катастрофа Як-42 UR-42352 АК UM Air, р-н Мачка (Турция)

В условиях грозы и ливневого дождя самолёт отклонился от заданной схемы и столкнулся с горой.

Перевозил испанских миротворцев из Кабула.

7 сентября 2011 г., катастрофа Як-42 RA-42434 АК ЯК сервис, Ярославль

Во второй половине разбега прекратился рост скорости, самолёт выкатился за пределы ВПП. Экипаж, несмотря на её недостаток, попытался перелететь через препятствие. Як-42 зацепился за антенну, свалился на крыло, столкнулся с землёй, разрушился и сгорел. Официальной причиной названо то, что один из пилотов в процессе разбега нажимал на тормоза. Неофициальная причина – взлёту Як-42 помешал ЛА, обеспечивавший подготовку к приёму высшего руководства РФ, ожидавшегося на следующий день.

лето-осень 2014 года, боевые потери Як-42, аэропорт Донецк (Украина)

В ходе боёв за аэропорт уничтожены Як-42 UR-42372, -42377, -42381 -42383, находящиеся там на хранении.

avialp.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *