Фильм «Царство небесное» — Правда и вымысел

Исторические персонажи — Правда и нет

Балиан, барон Ибелина. Историческая личность, главный герой фильма «Царство небесное», которого изобразил на экранах Орландо Блум. Он был значительно старше, чем образ, показанный в кино (на момент сдачи города Саладину, ему было около 45 лет), и не приехал из Европы, Франции, если точнее, в 1184 году. Несколько поколений предков Балиана жили в Святой земле и отличались мирным терпимым отношением к мусульманам – они попали туда с первым Крестовым походом в 1099 году. Балиан родился в Ибелине и его отцом был не Годфри (Лиам Ниссон), а Барисан из Ибелина. Конечно, никакой трагедии с отцом, появившимся из неоткуда, спустя четверть века, не было. У Балиана из Ибелина было еще двое братьев и все три ребенка – законных. Он не задавался вопросом, бросил ли его Бог – настоящий Балиан был очень набожным человеком, преданным христианином. После смерти старшего из трех братьев, владение землей перешло ко второму, а тот сделал своим вассалом Балиана в 1169 году – почти на два десятилетия до событий фильма

«Царство небесное».

В реальности Балиан не принимал осознанного мужественного решения стать защитником Иерусалима. На фоне того, как Саладин консолидировал войска и был готов к штурму сердца «Царства небесного», Балиан хотел вывести свою жену и детей из Иерусалима. Он послал прошение Саладину беспрепятственно попасть в город и увезти семью. Мусульманского военачальника отговаривали советники, так как Балиан мог быть привлечен к организации защиты Иерусалима. Балиан получил разрешение, дав клятву, что задержится в столице Святой земли только на одну ночь. Когда же он прибыл в город, его фактически принудили взять руководство и не отпустили. Он отослал Саладину еще одно сообщение, в котором объяснил ситуацию и просил освободить его от клятвы. Саладин не только согласился на это, но и выделил отряд воинов, чтобы сопроводить семью барона Ибелина из Иерусалима.

Что отвечает действительности в кино и запомнилось многим – Балиан действительно посвятил в рыцари каждого мужчину христианина в городе, который мог держать оружие во время осады города. Сделано это было скорее из отчаяния, так как основные силы христиан были разбиты Саладином тремя месяцами ранее (а не за несколько дней, как показано в фильме «Царство Небесное»). Саладин выдвинул условия, что готов принять сдачу города и даже сохранить часть привилегий знати и рыцарям, но получил отказ. На него он ответил жесткой клятвой взять Иерусалим со всей решительностью, как это сделали крестоносцы в 1099 году (ту резню несколько раз упоминают в фильме Kingdom of Heaven).

Балиан, который был отличным дипломатом и до этого несколько раз успешно вступал в контакт с Саладином, обратился к мусульманскому военачальнику в преддверии наступления на город. Он действительно пообещал, что будут разрушены до камня все христианские и мусульманские святыни. Более того, что будут казнены все мусульмане, которые взяты под стражу в городе (чтобы не чинить диверсий). Саладин предпочел сохранить город и жизни людей, вместо того, чтобы исполнить свою клятву взять город силой. Таким образом, такое соглашение о сдачи Иерусалима было скорее результатом успешной дипломатии и торжества здравого смысла, чем необходимостью, после того, как две стороны зашли в тупик у стен города.

Королева Сибилла. В фильме ее изобразила Ева Грин. Она вышла замуж за Ги де Лузиньяна в 1180 году, за семь лет до сдачи Иерусалима мусульманам. Тогда вельможи города рассматривали ее как будущую королеву. Сибилла была замужем за Ги до самой смерти последнего, которая имела место спустя целых пять лет после описанных событий. Кроме того, роман между ней и Балианом, который в реальности был еще намного старше королевы, был полностью придуман для фильма

«Царство Небесное» и в действительно не имел места. Интересно, что сын Сибиллы от первого брака был недолго королем, после смерти ее брата Балдуина IV.

Ги де Лузиньян. Ги действительно был коронован как король Иерусалима, но реальная история отличалась от того, что было показано в фильме «Царство Небесное». В кино показано, что прокаженный король Балдуин IV умирает буквально в преддверии осады Иерусалима. В реальности это произошло за два года до этого – в 1185 году. Кроме того, последние годы болезнь Балдуина так усугубился, что он не мог ходить и был слеп. Также реальный король не носил металлическую маску, скрывающую проказу, как показано в фильме. Ему наследовал его племянник, Балдуин V (сын Сибиллы от первого брака) – совсем еще ребенком, при котором был назначен именитый регент и который уже два года был номинальным соправителем). Спустя год умирает этот девятилетний король и уже того, после череды интриг и непростых решений, благодаря браку с Сибиллой Иерусалимской, королем провозглашают Ги де Лузиньяна.

Его считали слабым и бесхарактерным правителем – полной противоположностью того, что мы увидели в кино. Ги сначала отказался выступать с войсками навстречу Садалину, который уже осаждал христианские крепости в Святой земле. Его уговорили другие военачальники, пригрозив назвать Лузиньяна трусом. Он не был компетентным военачальником и, как и показано в «Царство небесное», армия даже не обеспокоилась запасами воды. Войско христиан попало в ловушку, устроенную Саладином и было разгромлено в битве при Хаттине, 4 июля 1187 года – погибло 20 000 воинов, в том числе, более тысячи рыцарей. Ги попал в плен, в котором пробыл год, а сцена с его позорным шествием на осле – вымысел для сюжета фильма. Уже с прибытием в Святую землю войска короля Ричарда Львиное Сердце, тот поддержал Ги, но понимал, что «

Царству небесному» нужен более сильный правитель. Христиане перестали всерьез воспринимать Лузиньяна после поражения под Хаттином.

Саладин. Образ Саладина был довольно точно передан в фильме «Царство Небесное». Он изображен как воин ислама, но, в тоже время, очень рассудительный и которому не чуждо сочувствие, что было редкостью для того времени и тех обстоятельств. Его сильные стороны признавали сами христиане, которые отмечали в Саладине качества настоящего рыцаря, хотя он и был мусульманином. Интересно, что он не был арабом, а Курдом. В фильме был опущен тот факт, что одним из условий сдачи Иерусалима была дань, которую должны были выплатить жители города (хотя, некоторые касты были освобождены от налога, фактически, на свою жизнь). Балиан заплатил за самых нуждающихся сам и даже предложил себя в качестве заложника, за оставшихся христиан, но Саладин не согласился. В итоге переходной период сдачи города и решения вопроса дани растянулся на целых 50 дней, а не на пару часов, как показано в кино.

Рене де Шатиньон. В реальности был даже большим негодяем, чем показано в фильме «Царство Небесное». Он действительно совершал рейды на караваны мусульман, убивал пленных и даже злорадствовал, что Аллах не способен помочь своим подданным, которые вырезали рыцари тамплиеры. Рене был практически неуправляем и Ги де Лузиньян отказался от связей с ним, но позже не решился и выступить против Рене, несмотря на намеренные провокации против мирного договора с Саладином. Ненависть Рене к мусульманам зиждилась на пятнадцати годах, проведенных в их плену с 1160 по 1175 г.г. Рене действительно был казнен Саладином после поражения в битве при Хаттине и сцена с водой тоже исторический факт из хроник.

Тиберий. Тиберий, который изображен в качестве военачальника Иерусалимского – вымышленный персонаж, который не имел общего с описанными в фильме событиями.

 

«Царство небесное» — Еще факты и вымысел

Сцена, где английский король Ричард Львиное Сердце проходит проездом через бывшую деревню Балиана во Франции, вымышлена. Поход Ричарда в Святую землю, который стал известен как Третий Крестовый поход, пришелся на период, когда Балиан уже имел очень маленькое отношение к важным государственным событиям.

В фильме показана Сицилия того времени, как порт Мессина, из которого начинается путешествие в Святую землю. Изображена тогдашняя религиозная ситуация довольно точно – христиане управляли мусульманами. После поражения войска Христиан под Хаттином, король Сицилии посылал корабли с подмогой и припасами.

И хотя трудно сказать, куда именно прибыл морем корабль Балиана, опасности морского пути в Святую землю переданы точно. Тоже войска Ричарда Львиное Сердце столкнулось со штормами и понесло потери в пути. Впрочем, с этой сценой связана другая неточность – побережье Израиля не может предложить подобных ландшафтов с пустыней, похожей на Сахару, еще и у берега моря. Впрочем, съемки на натуре велись в Марокко в Африке, где топография своя.

С топографией самого Иерусалима тоже не все хорошо – город показан островом среди пустыни из песчаных дюн, без деревьев, без множества холмов, которые и сегодня окружают старый город – например гора Сион или Масличная гора, без каменоломен. Таким образом, армия Саладина беспрепятственно подводит штурмовые башни к стенам города, что в реальности очень проблематично и что испытала на себе армия Крестоносцев в 1099 году во время предыдущей крупной осады Иерусалима.

В отличие от реального Балиана, который был крестоносцем, мужчиной за сорок с жизненным опытом и жизнью в Святой земле, персонаж Орландо Блума удивительно быстро вошел в роль умелого фехтовальщика, после пятиминутного урока сражения на мечах в лесу. Более того, он спланировал защиту города, знак, как разметить поле боя для выстрелов катапульт, будучи простым кузнецом в деревне во Франции. Также он становится настоящим господином в своих новых владениях. Балиан в фильме «Царство небесное» подсказывает идею копать землю в поисках воды – удивительно, что они не додумались до этого за всего годы жизни в этом месте и за поколения опыта своих предков, живущих в пустыне.

Балиан в фильме несколько раз произносит проникновенные речи, суть которых в важности сохранения жизни людей – что Иерусалим – это, в первую очередь, люди, а не святыни, камни и стены. Довольно смелое утверждение и торжество равноправия для умов 12 столетия. Оно диссонирует с самой сутью Крестовых походов – когда десятки тысяч мужчин из Европы преодолевали половину тогда известного мира, чтобы попасть в

«Царство Небесное», а не к местным людям. Более того, люди того времени и убеждений расценивали насилие во имя Бога, как необходимое, даже как праведное дело.

По дороге в порт Мессина есть довольно неоднозначная сцена, где христианин в одежде священника декларирует вслух, что убить неверного – это путь в «Царство небесное». В Библии и христианской традиций нет подобной риторики, в отличие от Корана. Позже, во время жаркого спора о выставлении войск против Саладина, один из присутствующих говорит: ‘‘Войско Христово, несущее его крест, невозможно победить’‘. Это также риторика, имеющая мало общего с христианской, в отличие от мусульманской.

Во время осады Иерусалима войсками Саладина, мы видим зрелищные сцены обстрела города из катапульт, как и ответные меры по разметкам Балиана. В то время самые лучшие установки были способны бить на расстояние всего около 200 метров с весом камней до 150 килограмм и не были оружием массового разрушения стен Иерусалима, как показано в кино «Царство Небесное».

Поражение войска христиан под предводительством Ги де Лузиньяна, известное в истории как Битва под Хаттином, действительно имело место и стало важным событием в изменении баланса сил в Святой земле. Тогда погибло 20 000 воинов, де сотни тамплиеров были казнены по приказу Саладина, а знати оказали достойное содержание в плену. В реальности место, где продлила битва, снова же, мало напоминает пустыню с песчаными дюнами – сегодня это зеленые поля недалеко от побережья.

 

www.recenzent.org.ua

Список королей и правителей Иерусалима (с 1099 по 1205)

Первый крестовый поход (1096-1099)

Годфруа Булонский
(род де Булонь)

Godfrey de Bouillon

1099-1100

Годфруа Булонский, по известным ему одному причинам, уклонился от чести стать королем вновь созданного Иерусалимского королевства, не короновался, и до конца дней своих довольствовался почетным титулом «Защитник Гроба Господня». Умер через год после взятия Иерусалима. Однако счет латинских королей Иерусалима ведется в истории от Годфруа.
см. также генеалогию
Материалы о Годфруа Булонском в разделе Homo Dominator

 

 Герцог НижнегоЛоррана 1087-1100
протекторИерусалима 1099-1100
 

Балдуин I
(род де Булонь)

Baldwin I deBoulogne

1100-1118

Родной брат Годфруа Булонского. Формально стал первым коронованным королем Иерусалимского королевства.

Граф Эдессы
1098-1100

Балдуин II
де Ле Борг
(род де Булонь)

Baldwin II de Le Bourg

1118-1131

Двоюродный племянник Годфруа Булонского

Граф Эдессы
1100-1118

Фульк V д’Анжу
(род д’Анжу)

Fulk (V) d’Anjou

1131-1143

Был женат на Мелисенте, дочери короля Балдуина II

Герцог Анжуйский

Мелисента
(род де Рэсэль)

 

Melisende

1143-1152

Дочь Балдуина II. Формально была регентшей при малолетнем Балдуине III

 

Балдуин III
(род д’Анжу)

 

Baldwin III

1143-1163

Сын Фулька д’Анжу и Мелисенты

Второй крестовый поход (1147-1149)
Союзнический договор с византийским императором Мануилом I (1159)

Амори I
(род д’Анжу)

 

Amaury I

1163-1174

Сын Фулька д’Анжу и Мелисенты, родной брат Балдуина III см. также генеалогию
Материалы об Амори I в разделе Homo Dominator

 

Балдуин IV, «Прокаженный»
(род д’Анжу)

 

Baldwin IV «The Leper»

1174-1185

Сын короля Амори I от первого брака с Агнес Куртене

Балдуин V
(род де Монферра)

 

Baldwin V

1185-1186

Племянник Балдуина IV, сын его сестры Сибиллы от первого брака с Гилиельмом Монферра. В 1184 году Балдуин IV объявил его своим наследником, но ребенок умер в 1186 году, едва достигнув девятилетнего возраста.

 

Ги I де Лузиньян
(род де Лузиньян)

 

Guy de Lusignan

1186-1194

Хаттинская битва (1187)
Захват Иерусалима Саладином (1187)
Третий Крестовый поход (1189-1192)

 

Конрад де Монферра
(род де Монферра)

Conrad de Montferrat

1191-1192

Правитель Иерусалимского королевства. Не короновался. Был женат на Изабелле, дочери короля Амори I от второго брака с Марией Комненой

Генри де Шампань (Шампанский)
(род де Шампань)

Henry de Champagne

1192-1197

Правитель Иерусалимского королевства. Не короновался. После убийства Конрада Монферра женился на Изабелле, дочери короля Амори I от второго брака с Марией Комненой

Амори II де Лузиньян
(род де Лузиньян)

Amaury II de Lusignan

1197-1205

Родной брат Ги де Лузиньяна.
Правитель Иерусалимского королевства. Не короновался. После трагической гибели Генри Шампанского женился на Изабелле, дочери короля Амори I от второго брака с Марией Комненой

Коннетабль Иерусалимского королевства до 1192 года
Сеньор Кипра 1194-1197
Получил титул короля Иерусалима в 1197.
Коронован королем Кипра 1197

  
Президент оао банк, краткосрочный вложение денег под высокие проценты по вкладам в банках. 

monsalvatworld.narod.ru

ИЕРУСАЛИМСКОЕ КОРОЛЕВСТВО — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

ИЕРУСАЛИМСКОЕ КОРОЛЕВСТВО — христианское государство, основанное западноевропейскими рыцарями в Палестине и прибрежной полосе Сирии после 1-го крестового похода.

Состояло из собственно Иерусалимского королевства и вассальных государств — Антиохийского княжества, графств Триполи и Эдесса, которые, хотя и признали сюзеренитет Иерусалимского королевства, фактически сохраняли независимость. Иерусалимское королевство просуществовало с 1099 по 1291 годы. В период наибольшего могущества Иерусалимское королевство контролировало полосу земли шириной в 150 км от моря до Заиорданского плато и около 450 км в меридиональном протяжении от Эйлата до Бейрута.

Первым правителем Иерусалимского королевства был избранный рыцарями-крестоносцами Готфрид Бульонский. Он отказался принять титул короля и 22 июля 1099 года был провозглашен «защитником Гроба Господня» (advocatus S. Sepulchri). После его смерти в 1100 году возник вопрос о юридическом статусе нового государственного образования. Латинский патриарх Иерусалима Даиберт, под властью которого фактически оказался Иерусалим, стремился создать теократическое государство, но, не получив поддержки среди духовенства и баронов, был вынужден признать светского правителя — Балдуина I (1100-1118 годы), брата Готфрида Бульонского. На Рождество 1100 года Балдуин был коронован как «первый латинский король Иерусалима» (rex Latinorum Hierusalem primus). При нем были существенно расширены границы Иерусалимского королевства, захвачены Арсуф, Бейрут, Сидон и Кесария, и вскоре он добился признания сюзеренитета над вассальными государствами — Антиохийским княжеством, графствами Триполи и Эдесса. При Балдуине I благодаря участникам арьергардного крестового похода (1101 год) в Иерусалимском королевстве увеличилось количество жителей-латинян.

Важную роль в королевстве стали играть итальянские города-государства (Венеция, Пиза и Генуя), которые в случае захвата портов получали там кварталы для торговли. После смерти Балдуина I правителем был выбран граф Эдессы Балдуин II (1118-1131 годы), чья политика упрочила позиции крестоносцев. Но уже при преемнике Балдуина II, Фульке Анжуйском, который в 1131-1143 годах правил Иерусалимским королевством вместе с супругой Мелисендой († 1161 год), мусульманская Сирия начала объединяться под предводительством атабека Мосула Имада ад-Дина Зенги (1127-1147 годы). В 1144 году мусульмане взяли Эдессу. Сын Имада ад-Дина Зенги, Нур ад-Дин (1146-1174 годы), правитель Халеба и Дамаска, объединил под своей властью всю Сирию. В Европе был организован 2-й крестовый поход (1147-1149 годы), в котором приняли участие французский король Людовик VII и германский император Конрад III. Этот поход не принес существенных результатов.

В годы правления Балдуина III (1143 (с 1153 годы единолично) — 1162 годы) и Амори I (1162-1174 годы) Иерусалимское королевство сблизилось с Византийской империей и фатимидским Египтом, но крах последнего привел к подчинению объединившихся Сирии и Египта Салах-ад-Дину, который провозгласил себя султаном. Король Балдуин IV Прокаженный (1174-1185 годы), а затем его племянник Балдуин V (1185-1186 годы) могли бы выступить против Салах-ад-Дина, но политика последующих правителей (Ги Лузиньяна и др.) привела Иерусалимское королевство к краху. В 1187 году Салах-ад-Дин разгромил войско крестоносцев при Хаттине и захватил большую часть королевства, в т. ч. и Иерусалим. В руках крестоносцев оставался лишь порт Тир, откуда Конрад Монферратский начал военную кампанию против мусульман. В ходе 3-го крестового похода (1189-1192 годы), в котором приняли участие западноевропейские государи (германский император Фридрих I Барбаросса, французский король Людовик VII, английский король Ричард I Львиное Сердце), христианами были отвоеваны некоторые важные стратегические пункты, в частности Акра. Возникло новое королевство (т. н. Второе Иерусалимское королевство). Оно сохранило прежнее название, несмотря на то что Иерусалим был утрачен (столицей нового государства стала Акра, или Сен-Жан-д’Акр, ныне г. Акко, Израиль).

Первый правитель нового государства Конрад Монферратский 24 апреля 1192 года был убит асассинами (смотрите Неоисмаилиты). Его преемники, короли Генрих Шампанский (1192-1197 годы), Амори II Лузиньян (брат Ги Лузиньяна; 1197-1205 годы), стремились защищать границы Иерусалимского королевства. Амори II удалось восстановить прибрежную полосу Иерусалимского королевства от Яффы до Бейрута. Преемницей Амори II стала Мария Монферратская (1205-1212 годы; до 1210 года правила вместе с регентом Жаном Ибелином). Ее муж Иоанн Бриенний в 1210-1212 годах как король, а после смерти супруги как регент (1212-1225 годы) при дочери Изабелле (Иоланте) возглавлял военную кампанию в Египте. В 1219 году ему удалось взять порт Дамиетту (ныне Думьят, Египет) и добиться от султана Египта согласия обменять его на Иерусалим. Сделка не удалась из-за сопротивления папского легата.

Чтобы получить помощь с Запада, Иоанн Бриенний выдал дочь Изабеллу замуж за германского императора Фридриха II Гогенштауфена, который сверг своего тестя с престола и встал во главе Иерусалимского королевства. Путем переговоров с мусульманскими правителями императору Фридриху II удалось вернуть Иерусалим. По договору, подписанному 18 февраля 1229 года в Яффе, перемирие с египетским султаном аль-Камилем продлевалось на 10 лет 5 месяцев и 40 дней; оговаривались территориальные уступки для франков: Сидонская сеньория (без Бофора) в своих прежних границах, сеньория Торона, область Назарета и Сефории, земли Лидды и Рамлы, «дорога паломников», Вифлеем и Иерусалим возвращались христианам (в Иерусалиме священные для мусульман места — мечеть Аль-Акса и мечеть Куббат-эс-Сахра (Купол скалы) — оставались в их руках, никому из христиан входить туда не дозволялось). Император также обещал султану помощь в борьбе против его врагов, как мусульман, так и христиан. Фридрих II вступил в Иерусалим 17 марта 1229 года, провозгласив себя на следующий день правителем Иерусалимского королевства. Политикой Фридриха II в Иерусалимском королевстве были недовольны бароны. Начавшиеся «ломбардские войны» между императором и баронами завершились в 1243 году победой баронской коалиции. Сохранив формальное господство Гогенштауфенов, бароны пытались организовать коллегиальное правление под главенством Иоанна (Жана) Ибелина, потом его сына Балиана. В 1244 году Иерусалим был вновь взят мусульманами.

С 1250 по 1254 годы государством правил организатор 7-го и 8-го крестовых походов французский король Людовик IX Святой, но после его отъезда усилились анархия, соперничество генуэзцев и венецианцев («война святого Саввы») и распри между претендентами на престол (Гуго III и Карлом Анжуйским). Мамлюкский султан Бейбарс захватывал города и крепости Иерусалимского королевства. В 1291 году пал последний оплот крестоносцев на Востоке — крепость Сен-Жан-д’Акр.

Иерусалимское королевство занимало только южную часть владений крестоносцев — от Аскалона на юге до Бейрута на севере. Кроме Иерусалима ему принадлежали города Наблус, Акра и Тир; они же составляли часть королевского домена. Вся остальная территория распадалась на 4 баронства и др. сеньории. Баронствами считались княжество Галилея со столицей в Тивериаде, графство Яффы и Аскалона, сеньория Сидона, сеньория Керака. Правители этих владений обладали правом иметь свой суд, чеканить монету и иметь собственную печать. Бароны являлись вассалами короля. Кроме 4 баронств в Иерусалимском королевстве было 22 крупные сеньории — Арсуф, Хеврон, Бейрут, Ибелин и др. Значительным влиянием обладали католические иерархи: за помощь и участие в крестовых походах Римско-католическая Церковь получила обширные земельные владения.

Королевская власть в Иерусалимском королевстве существенно ограничивалась Высокой палатой (Haute Cour), состоявшей из представителей высшей знати и рыцарства. Специальные законоположения (ассизы) Высокой палаты определяли порядок феодальной службы, права сеньоров, обязанности вассалов, принципы юрисдикции, касавшиеся высших слоев Иерусалимского королевства. Для простолюдинов был учрежден др. суд — Палата горожан (Cour des Bourgeois). Впоследствии законоположения обеих палат составили правовой кодекс «Иерусалимские ассизы» (Assises de royaume de Jérusalem), куда также вошли юридические трактаты, написанные, в частности, Иоанном (Жаном) Ибелином.

Знать в Иерусалимском королевстве жила в основном в Иерусалиме и др. крупных городах, владела как земельными, так и безантными (в виде доходов от торговли, поступлений от рыночных налогов и проч.) фьефами. Итальянские города обеспечивали связь Иерусалимского королевства с Западной Европой, но, поскольку целью их торговли были внешние рынки, в Иерусалимском королевстве не создалось предпосылок для экономической и политической консолидации. Связи между отдельными государствами крестоносцев и сеньориями были весьма слабыми. Вместе с тем у Иерусалимского королевства были тесные контакты с Киликийской Арменией и Византийской империей, «восточные» черты социальной и политической организации которых оно унаследовало. На социальные структуры Иерусалимского королевства повлияли и прежде существовавшие мусульманские институты. Уже после 1-го крестового похода и взятия Иерусалима большая часть рыцарей вернулась в Западную Европу. За счет последующей эмиграции с Запада увеличивалось население западных владений на Востоке, с течением времени получивших общее название «Outremer» (Заморье). В целом Иерусалимское королевство представляло собой государство, где небольшая прослойка западных рыцарей правила арабским и сирийским населением.

Римско-католическая Церковь стремилась держать под контролем церковные владения на Востоке (о Иерусалимском латинском Патриархате смотрите статью Латинские Патриархаты). Не реже 1 раза в год Святую землю посещали папские легаты, папы нередко вмешивались в выборы латинского Иерусалимского патриарха. Местное христианское население было подчинено латинской церковной иерархии. Большинство православных архиереев перебрались в Византию, где сохранялась ветвь Иерусалимских патриархов в изгнании. В то же время в источниках XII-XIII веков упоминаются несколько православных епископов, живших в Иерусалимском королевстве. Они рукополагали священников и отправляли богослужение для местного восточнохристианского населения, но не обладали административной властью. Католические прелаты не вмешивались во внутреннюю жизнь палестинских арабов-христиан, которые, выплачивая установленные сборы латинским епископам, продолжали вести богослужение по византийскому обряду и поминать на литургии православных патриархов в изгнании.

Армия Иерусалимского королевства была немногочисленной и состояла в основном из «латинян». Недостаток войск в значительной степени компенсировался созданием духовно-рыцарских орденов. Ордены тамплиеров и госпитальеров (смотрите Мальтийский орден) были созданы в начале XII века. Они подчинялись непосредственно папе Римскому, в основном были самостоятельными и не несли воинскую повинность, хотя на самом деле участвовали во всех главных сражениях. Франки, родившиеся и выросшие на латинском Востоке, считали Святую землю своей родиной и негативно относились к вновь приезжающим крестоносцам.

Благодаря мусульманско-христианским контактам в Иерусалимском королевстве быт и нравы крестоносцев подверглись существенной ориентализации: они стали украшать дома коврами, добавлять в пищу специи, посещать бани и прочее. Искусство Иерусалимского королевства представляло собой своеобразную смесь западного, византийского и мусульманского стилей. Крестоносцами были построены крепости Крак-де-Моав (ныне Эль-Карак, Иордания), Монфор, Бофор и др. Многие архитектурные сооружения крестоносцев целенаправленно разрушались: культовые постройки в Иерусалиме уничтожены после 1187 года, большинство замков после их взятия мусульманами срыто. Из художественных мастерских города Сен-Жан-д’Акр происходят иллюминированные рукописи исторических и литургических сочинений, из которых наиболее известна иллюминированная Псалтирь короля Мелисенды (Melisende Psalter — Lond. Brit. Lib. Egerton, 1139). В Иерусалимском королевстве было создано немало литературных и исторических сочинений, представляющих большой интерес для исследователей (в частности, «Хроника» Вильгельма Тирского).

Источники:

Fulcherii Carnotensis Historia Hierosolymitana / Hrsg. H. Hagenmeyer. Hdlb., 1913;

Willelmi Tyrensis archiepiscopi Chronicon / Ed. R. B. C. Huygens. Turnhout, 1986. 2 vol.;

La Continuation de Guillaume de Tyr (1184-1197) / Éd. M. R. Morgan. P., 1982;

Regesta regni Hierosolymitani, 1097-1291 / Ed. R. Röhricht. Oeniponti, 1893-1904. N. Y., 1960r. 2 vol.;

Le cartulaire du chapitre du Saint-Sépulcre de Jérusalem / Publ. par G. Bresc-Bautier. P., 1984;

Papsturkunden für Kirchen in Heiligen Lande / Hrsg. v. R. Hiestand. Gött., 1985;

Jerusalem Pilgrimage, 1099-1185 / Ed. J. Wilkinson. L., 1988;

Die Kanzlei der lateinischen Könige von Jerusalem. Hannover, 1996. 2 vol.

©Православная Энциклопедия

w.histrf.ru

История Иерусалима. История — Путеводитель по Израилю

В XI в. до н. э. Иерусалим, принадлежавший до того хананейскому племени иевусеев, был завоёван царём Израиля Давидом. Его сын, царь Соломон, расширил крепостные стены, и построил на горе Мориа Первый Храм.

После смерти Соломона в 928 г. до н. э. еврейское государство раскалывается на государство Израиль на севере, объединяющее 10 из 12 колен израилевых, и государство Иудея (объединявшее колена Иуды и Вениамина) с центром в Иерусалиме на юге.

Северное царство к 716 г. до н. э. было завоёвано царём Ассирии Саргоном II.

В результате проводимой Ассирийской империей политики принудительных депортаций населения покорённых стран, десять северных колен полностью растворились среди других семитских народов Ближнего Востока.

В 586 г. до н. э. Иерусалим был завоёван и разрушен вавилонским царём Навуходоносором II.

Последующее ослабление Вавилонии, и возвышение Персидской империи сделало возможным возвращение евреев из вавилонского пленения, и основание в 516 г. до н. э. Второго Храма.

Завоевания Александра Македонского в IV в. до н. э. приводят к образованию на развалинах Персидской империи ряда эллинистических государств. Иудея подпадает под влияние греко-сирийского царства Селевкидов.

Постепенно нарастает раскол евреев на эллинизированных и традиционно настроенных.

В 168 г. до н. э. царь Антиох IV Епифан оскверняет Второй Храм, посвятив его языческому богу Зевсу, и заклав на алтаре в Святая Святых свинью.

В 165 г. до н. э. евреи восстали против греческого господства, восстание протекало под предлогом защиты религии. Ослабевшее к тому времени царство Селевкидов не смогло подавить восстание, принявшее характер войны за независимость.

Иуда Маккавей очищает Храм, осквернённый греками. С 152 г. до н. э. власть в Иудее переходит к священническому роду Хасмонеев.

Начиная с 20 г. до н. э., вассал Римской империи, иудейский царь Ирод I Великий начинает амбициозную реконструкцию Храма, продолжавшуюся фактически до уничтожения города римлянами в 70 г. н. э.

В 66 г. н. э. в римской провинции Иудея вспыхивает восстание евреев против римского господства. Император Тит подавил восстание к 71 г. н. э.

В ходе борьбы с восставшими, римляне в 70 г. н. э. разрушают Храм, и подвергают значительным разрушениям сам Иерусалим, уничтожив, в том числе, его крепостные стены.

В ходе восстания погибают до 600 тыс. евреев, более миллиона проданы в рабство. В честь разрушения Иерусалима в Риме воздвигнута триумфальная арка.

В 130 г. римляне основывают на развалинах Иерусалима военное поселение Элия Капитолина, от которого до нашего времени сохранились участки главных дорог — кардо (шедшей с севера на юг), и декуманус (шедшей с востока на запад).

Новый город был посвящён Юпитеру Капитолийскому, чей храм был расположен на святой для евреев Храмовой горе (гора Мориа), где располагался Соломонов Храм.

Это становится одним из поводов для второго большого восстания евреев против римлян — восстания Симона бар Кохбы (132—136).

Подавление восстания привело к гибели до 580 тыс. евреев, уничтожению 50 городов и 985 деревень. Стремясь уничтожить почву для новых восстаний, римский император Адриан запретил уцелевшим евреям появляться в Иерусалиме, а страну переименовал из Иудеи в «Сирия Палестина», в честь древнего племени филистимлян.

После распада Римской империи Иерусалим входит в состав Византии. После того, как император Константин Великий дал христианству статус государственной религии, Святую землю посещает его мать, императрица Елена.

Она устанавливает принятые в настоящее время места событий Евангелий. На месте Голгофы, и на месте погребения Иисуса основан Храм Гроба Господня.

В 361 г. римский император Флавий Юлиан разрешает евреям начать строительство Третьего Храма, однако в 363 г. строительство полностью прекращено из-за пожара; местное население к тому времени было преимущественно христианским, и относилось к строительству враждебно.

В 614 г. персы завоёвывают Иерусалим; в 625 г. контроль над городом возвращается к Византии.

В 637 г. Иерусалим был завоёван мусульманами, вытеснившими из региона Византийскую империю. Завоеватель, арабский халиф Омар, в исламской традиции считается вторым из первых четырёх праведных халифов.

Заняв Иерусалим, он гарантировал его обитателям жизнь, и посетил Храм Гроба Господня, но, однако, помолился в его дворе, не заходя внутрь самого храма.

В VII в. мусульмане строят на Храмовой горе мечеть Аль-Акса, и монумент Кубат-ас-Сахра (Купол Скалы).

В 1099 г. крестоносцы занимают Иерусалим в ходе Первого крестового похода, перестраивают ряд ключевых христианских храмов.

В 1187 г. султан Саладин отбивает Иерусалим у крестоносцев. Ключи от Храма Гроба Господня передаются Саладином мусульманской семье, и до настоящего времени переходят в ней по наследству, от отца к старшему сыну.

В 1191—1192 гг. в во время Третьего крестового похода христиане под командованием английского короля Ричарда I Львиное Сердце безуспешно пытались отвоевать Иерусалим у мусульман.

В 1219 г. крепостные стены уничтожаются султаном Дамаска Муаззимом.

В 1229 г. Иерусалим снова оказывается под властью крестоносцев, начавших восстаналивать крепостные стены, вскоре разрушенные эмиром Керака Даудом.

В 1243 г. христианам удалось вновь занять Иерусалим, однако уже в 1244 г. был захвачен хорезмийцами, разрушившими крепостные стены. Город остался беззащитным перед нападением.

В 1247 г. Иерусалим занимают египетские мамелюки.

С 1517 г., Иерусалим входит в состав Османской империи, правившей городом вплоть до поражения в Первой мировой войне. Основная часть современного Старого города была построена именно в этот период.

В 1917 г. город занят войсками Великобритании, получившей контроль над Палестиной в 1922 г. согласно мандату Лиги Наций.

В ходе первой арабо-израильской войны 1948 г. Старый город занят войсками Иордании, выбитыми из города в ходе Шестидневной войны 1967 г.

Израильские десантники входят в Старый город через Львиные ворота, и занимают Храмовую гору. Через 36 часов руководство Израиля приняло решение о возвращении контроля над поверхностью Храмовой горы исламской организации ВАКФ.

На сегодняшний день население Старого города остаётся преимущественно арабским.

Статус Иерусалима как «вечной и неделимой столицы Израиля» оспаривается палестинской стороной.

guide-israel.ru

Иерусалимское королевство крестоносцев: 1099 – 1187 гг

Крестоносцы

Власть мусульман в Иерусалиме была прервана в 1099 году, когда город завоевали крестоносцы. За 50 лет до этого персидский путешественник, посетивший Иерусалим, писал: «Город окружен каменной стеной, скрепленной известью с железными воротами. Иерусалим очень большой город. Во время моего посещения в городе насчитывалось около 20 тыс. жителей. В городе большие базары, мощеные улицы, много ремесленников».

Несмотря на то, что Иерусалим за год до этого, летом 1098 года, пережил очередную смену власти: фатимиды (династия халифов из Египта) захватили Иерусалим у сельджуков, (персидская династия тюрков, принявших ислам), и связанные с этим разрушения и невзгоды, в городе было достаточно продуктов и воды.

Однако, зная о приближении крестоносцев, запасы продовольствия были увеличены, укреплены крепостные стены и построены новые сторожевые башни. Колодцы в окрестностях Иерусалима были отравлены, посевы уничтожены, а лес вырублен, чтобы лишить крестоносцев возможности построить осадные машины. Все христиане, проживающие в городе были выселены, а евреев собрали в еврейском квартале.

Передовые отряды крестоносцев, поднявшиеся 7 июня 1099 года на гору Наби Самуэль, увидели купола церквей и стены города. Это были не те стены, которые мы можем видеть сегодня, сегодняшние были построены значительно позднее, но и то, что крестоносцы увидели, было довольно внушительным. Однако общий энтузиазм и уверенность в защите свыше были настолько велики, что особого беспокойства это не вызвало.


Христиане, жители Иерусалима, изгнанные из города, присоединились к армии крестоносцев и принесли им дополнительные сведения. Это помогло крестоносцам лучше разобраться в ситуации. Не было никакой возможности штурмовать город со стороны отвесных склонов реки Кедрон и долины Гай бен-Гееном. Единственный въезд в город с севера (со стороны сегодняшней Рамаллы) тоже был надежно защищен.

Тогда крестоносцы разделили свои силы: часть армии стала у Дамасских ворот (шаар Шхем), другая, во главе с Танкредом, героем средневековой поэзии, стала на северо-западе от города, напротив башни Голиафа. Командир французов Раймон из Сент-Жизель вместе с Готфридом Бульонским встали на горе Сион. Все ждали чуда – Всевышний должен был открыть им Иерусалим.

После 5-дневной подготовки, проходившей в стычках с мусульманами, защитниками города, крестоносцы приняли решение атаковать Иерусалим с севера, со стороны въезда в город. Но в армии не нашлось никакого специального оборудования для взятия крепостных стен! Только у Танкреда была заготовлена лестница, и он первым взобрался на крепостную стену.

Мусульмане без труда сломили эту атаку, и армия крестоносцев вынуждена была отступить. На совете решили держать осаду обычным способом, хотя шансы на успех были минимальные. Неожиданно нашёлся большой запас древесины, которую спрятали защитники города. Но радость оказалась преждевременной. Во всей армии не нашлось ни одного плотника, умеющего строить осадные машины. Тем временем положение атакующих стало ухудшаться. Кончались запасы воды, и они начали собирать утреннюю росу.

17 июня в армию крестоносцев пришло радостное известие: в Яффский порт пришел флот из Генуи. Среди прибывших были специалисты, которые немедленно приступили к строительству осадных башен. Вскоре три осадные башни возвышались над стенами города. Они были защищены металлическими щитами и кожами, вымоченными в уксусе, предохраняющем башни от греческого огня. По случаю окончания строительства был объявлен 3-дневный пост, после которого началось торжественное шествие вдоль крепостных стен.

Крестоносцы шли под палящими лучами солнца босиком с непокрытыми головами. Возглавляли шествие священники с хоругвями и картинами святых. Удивленные мусульмане наблюдали со стен за происходящим, всячески насмехаясь, время от времени, пуская стрелы в сторону странной процессии. Но и на этот раз чуда не произошло, не помогли ни хоругви, ни картины с ликами святых.

14 июня на рассвете, под прикрытием воинов, осадные башни приблизили к стене. Начался бой. Он продолжался весь день. К вечеру пострадала осадная башня на горе Сион, позже вышли из строя и две другие башни. Атакующие вновь вынуждены были отступить.

На следующий день бой разгорелся с новой силой. В 9 часов утра, как сообщают очевидцы, в тот час, когда был распят Иисус Христос, один из атакующих сумел взобраться на стену. Готфрид Бульонский последовал за ним. Следом взобрался Танкред, и вскоре защитники города были сброшены со стены. Они начали отступать к Храмовой горе. Но преимущество было очевидным, и армия крестоносцев ворвалась в город.

Упоение победой было так велико, а обида за несостоявшееся чудо столь болезненна, что ворвавшиеся в город крестоносцы устроили невиданную резню. Кони всадников ступали по щиколотку в крови. Евреи, спрятавшиеся в синагоге, были сожжены заживо, а немногие из оставшихся в живых были проданы в рабство. Вот, что пишет участник этих событий: «Некуда было уйти от трупов. Части тел валялись повсюду, и кровь заливала землю. Ужас вызывали не только растерзанные тела, но и сами убийцы, вымазанные в крови от ступней ног до макушки».

Вскоре, около Гроба Господня собрался совет. Была прочитана благодарственная молитва, и состоялись выборы властелина города, получившего имя «Защитника Гроба Господня». Им стал знатный рыцарь Готфрид Бульонский. В последствии его брат Болдуин Лотарингский был объявлен первым Королем Иерусалимского королевства.

Какие преимущества были у Готфрида и его брата по сравнению с другими, трудно сказать, но есть одна деталь, неожиданно проливающая свет на это событие. Их общий предок, славный рыцарь, племянник Карла Великого, Роланд, герой французских сказаний «Песнь о Роланде» перед погребением был помещен «между крестом и филактериями».

Как известно, филактерии – слово греческое, это то же самое, что и тфилин на иврите. Оба эти слова означают амулет, в виде небольшой кожаной коробочки, в которую сложены, написанные на пергаменте тексты из ТАНАХа. О филактериях сказано: «И навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими» [Втор. 6:8]. Этот религиозный обычай был принят иудаизмом еще во времена Второго Храма, но в походной сумке франкского рыцаря они выглядели по меньшей мере странно.

Кроме того, права семейства Готфрида Бульонского на трон Иерусалимского королевства были признаны более основательными потому, что согласно утверждению — он происходил из колена Биньямина, младшего сына Якова, которому при разделе земли Израильской между коленами и достался Иерусалим!

Крестоносцы объявили Иерусалим столицей Латинского государства, и вскоре жизнь в городе потекла своим обычным чередом. Три путешественника, посетившие Иерусалим в период между 1170 – 1180 г.г., оставили нам свои путевые записи. Это были: немецкий священник Теодорих, писавший на латыни, еврей Беньямин из Туделлы, названный «еврейским Марко Поло», писавший на иврите и мусульманин Али аль-Арави, изложивший свои наблюдения на арабском.

«А были ли эти трое в одном и том же городе?»– можем мы задать вопрос. Эти трое, представители трёх враждующих между собой религий, по-разному воспринимали одни и те же события, людей, памятники истории. Но их записи тем самым еще больше подтверждают многообразие и расцвет города после почти 70-летнего правления в нем крестоносцев.

Запись Иоанна из Вирцбурга еще одно тому подтверждение:: «Здесь (в Иерусалиме) есть греки, болгары, итальянцы, немцы, венгры, шотландцы, бретанцы, англичане, французы, богемцы, грузины, армяне, якобиты, сирийцы, несторианцы, индийцы, мароны и многие другие». Даже с мусульманами в то время улучшились отношения, и им было разрешено посещать святые для ислама места.

Обосновавшийся на Храмовой горе рыцарский орден тамплиеров (храмовников!) превратил мечеть Омара в Храм Господа, а мечеть Аль-Акса стала храмом Соломона. В подземных залах мечети, сохранившихся со времен разрушенного римлянами храма, тамплиеры устроили конюшни и держали там своих лошадей. Эти залы они называли «конюшнями царя Соломона».

В 1187 году Саладин (Салах ад-Дин) разгромил армию крестоносцев и изгнал их с большей части Святой земли, а ещё через 100 лет, в 1291 году власть перешла к мамлюкам.

www.isracity.com

Осада Иерусалима (66 год) — Циклопедия

Осада Иерусалима

Военный конфликт

КонфликтПервая Иудейская война
ИтогПобеда евреев

Стороны

Командующие

Силы

неизвестно

30 тысяч солдат

Потери

неизвестно

неизвестно

Осада Иерусалима — осада Иерусалима римской армией в 66 году во время Первой Иудейской войны.

На подавление восстания евреев против Римской империи выступил римский полководец Цестий Галл с 12-м легионом (XII Fulminata) и вспомогательными войсками. Общую численность этой армии, выступившей против мятежников, оценивают в 30 тысяч солдат. Эта карательная армия располагала флотом, осадными и метательными машинами, конницей, стрелками из лука и пехотой.

В битве при Гаваоне Цестий Галл был разбит и окружён.

Однако иудейский царь Агриппа II, коллаборационист и сторонник Рима, видя опасность, в которой оказалось римское войско, и понимая, что окружавшие римлян горы были заняты еврейскими повстанческими отрядами, решил начать переговоры с мятежниками в надежде или всех отклонить от войны, или по крайней мере лю­дей, не солидарных с войной, побудить отпасть от их мятежников.

Агриппа послал поэтому тех из своих приближенных, которые пользо­вались у евреев наибольшим почетом, Боркея и Феба, с обещанием дружбы Цестия Галла и полного прощения со стороны римлян за всё совершив­шееся, если только они положат оружие и перейдут на его сторону. Но мятежники, опасаясь, чтобы народ, соблазнившись этими обе­щаниями, не перешёл к Агриппе, решили убить послов. И действи­тельно, Феба они убили прежде чем тот смог обратиться к народу; Боркея они не успели убить; раненный, он спасся бегством; тех же из народа, которые громко вознегодовали против произошедшего, мятежники кам­нями и кнутами загнали обратно в город.

В этом раздоре, возникшем в среде самих евреев, Цестий Галл усмотрел благоприятный момент для нападения. Он атаковал евреев всей своей армией, вынудил их к отступлению и преследовал до Иеру­салима. Разбив свой стан на так называемом Скопе, в 7 стадиях (стадий = 185−195 м) от города, он 3 дня не подступал к городу, выжидая, может быть, примирительного шага со стороны его жителей, а приказал солдатам делать лишь набеги на окрестные деревни и собрать съест­ные припасы.

На четвертый день осады, 7 октября 66 года, он выстроил войско в боевой порядок и повёл его на город.

Народ был охраняем мятежниками; эти же последние, устрашившись стройной организации римлян, покинули наружные предместья города и ушли во внутренний город и в храм. Цестий Галл занял покинутую местность и превратил в пепел Вецету, новый город и так называвшийся дровяной рынок; вслед за тем он подступил к Верхнему городу и расположился лагерем против царского дворца.

По мнению Иосифа Флавия, если бы Цестий Галл в ту же минуту стал штурмовать стены, он сейчас же овладел бы городом и положил бы конец войне. Но, по Иосифу Флавию, военачальник Тиранний Приск и большинство начальников конницы были подкуплены Флором, и они отклонили его от этого плана.

В Иерусалиме далеко не все желали вести с Римом войну, и лоялисты, по совету Анана, сына Ионафана, пригласили Цестия Галла в город, обещая ему открыть ворота. Но Цестий Галл уже был слишком сильно разгневан, что бы сжалится над городом, а с другой стороны не доверял и лоялистам.

Тем временем, мятежники узнали об измене и сбросили со стены Анана и его людей и камнями разогнали их по домам. Сами же они разместились по башням и стали отстреливаться против тех римлян, которые приступали к стене.

5 дней римляне делали попытки штурма со всех сторон, не достигая никакого результата; но на 6-й день Цестий Галл сформировал сильный отряд отборных солдат, присоединил к ним и стрелков и сделал нападение на северную сторону Храма.

Евреи защи­щались с высоты галерей и неоднократно отбивали атаку на стены, но вынуждены были всё-таки отступить перед горячей стрельбой. Тогда римляне устроили так называемую «черепаху», состоявшую в том, что передовые солдаты крепко упирали свои щиты в стены, следовавшие за ними упирали свои щиты в предыдущие и т. д. Стрелы, падавшие на этот навес, скользили по поверхности, без всякого действия: солдаты могли теперь совершенно спокойно подкопать стену и сделали уже при­готовления к тому, чтобы поджечь храмовые ворота.

Страшная паника охватила мятежников. Уже многие бежали из города, ожидая его покорения с минуты на минуту. Но в этот момент не выдержал сам Цестий Галл — он приказал солдатам отступить назад и неожиданно покинул город.

Мятежники перешли в контратаку, напали на римский арьергард и убили массу всадников и пехоты.

Таким образом, попытка римлян штурма Иерусалима в 66 году захлебнулась. Римляне отступили в лагерь в Скопу, преследуемые еврейскими повстанцами.

cyclowiki.org

Битва за Иерусалим (1948 год) — Циклопедия

Битва за Иерусалим

Военный конфликт

Иерусалим, 1948 год
КонфликтВойна Израиля за независимость
ИтогНичья:
Израиль захватывает Западный Иерусалим,
Иордания захватывает Восточный Иерусалим, включая Старый Город

Стороны

Командующие

Силы

3 тысячи бойцов

8 500 бойцов

Потери

700 погибших военнослужащих,
до 600 убитых мирных жителей

неизвестно

Конвой в Иерусалим. Солдаты Арабского легиона атакуют. Разрушения в Иерусалиме. Иорданцы обстреливают Иерусалим, 1948 год.

Битва за Иерусалим — сражение в ходе Войны Израиля за независимость[1][2].

29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН в Резолюции №181 приняла решение по разделу Эрец-Исраэль на еврейское и арабское государства и об интернационализации Иерусалима. Великобритания, в чьём мандате находилась страна, отказалась участвовать в осуществлении этого плана.

В Иерусалиме, номинально продолжавшем находиться под властью англичан, воцарилась анархия. Старый город Иерусалима с его еврейским населением оказался отрезан от нового города, разделённого на зоны, находившиеся под еврейским и арабским контролем.

[править] 1947

Арабы получили поддержку от антисемитски настроенных элементов в британской администрации и армии и развязали террористическую войну против еврейского населения Иерусалима. Беспрерывные нападения арабов на еврейские автоколонны со снабжением, прибывавшие в Иерусалим по дорогам, связывавшим город с приморской равниной, привели к фактической блокаде еврейского населения Иерусалима. Ввиду того, что британские власти не принимали никаких практических мер для нормализации положения, Еврейское агентство и Ва‘ад леумми сформировали чрезвычайный комитет, в обязанности которого входило обеспечение еврейского населения Иерусалима необходимыми службами, продовольствием, водой, топливом и электричеством. Во главе комитета стоял еврейский комендант города Дов Иосеф.

[править] 1948

В начале 1948 года теракты арабов существенно усилилась: 1 февраля была взорвана типография «Палестайн пост» и серьёзно повреждена поликлиника Хадасса; 23 февраля во время взрыва на улице Бен-Иехуда в центре Иерусалима погибло около 50 человек; 11 марта при взрыве во дворе Еврейского агентства погибло 12 человек.

9 апреля, в ответ на антиеврнейские теракты, боевики Иргун и Лехи произвели совместную карательную акцию в арабской деревне Дейр-Ясин, служившей отправным пунктом для нападений на близлежащие еврейские кварталы Иерусалима. Во время резни в Дейр-Ясине было казнено 254 жителя деревни, что вызвало осуждение антисемитов и предателей из Ишува.

13 апреля арабские боевики напали на автоколонну, которая следовала к университету и больнице Хадасса на горе Скопус, отделенным от еврейских районов Иерусалима арабскими кварталами, и убили 78 человек — врачей, медсестёр и научных работников. Находившиеся на месте преступления британские солдаты не только не препятствовали нападению, но и помешали отряду Хаганы оказать помощь жертвам нападения арабских боевиков.

В отличие от блокированных еврейских кварталов Иерусалима, арабские кварталы города не были отрезаны от населенных арабами районов к северу, югу и востоку от Иерусалима. Разделявшие еврейские и арабские кварталы улицы превратились во фронтовые линии, вдоль которых были были протянуты проволочные заграждения и возведены укрепления. Оборону еврейских районов осуществляли отряды Хаганы, Иргуна и Лехи. Арабские районы вначале контролировались арабской милицией, а затем — Арабский легион из Трансиордании.

В начале апреля 1948 года Хагана с боями доставила с запада страны бойцов, продовольствие и оружие в осажденный Иерусалим в ходе операции «Нахшон», ставшей первой крупной военной операцией Хаганы, рассчитанной на освобождение главной дороги к городу.

В середине мая Пальмах приступил к операции «Хар’эль», целью которой было овладение пунктами, господствовавшими над дорогой в Иерусалим. Но опасение, что британцы передадут свои укрепленные позиции в Иерусалиме арабам, заставило еврейское командование прекратить операцию и бросить все силы в Иерусалим.

[править] После провозглашения независимости

В полночь с 14 на 15 мая 1948 года, во время истечения срока Британского мандата и провозглашения государства Израиль, британские мандатные власти и последние британские воинские части покинули Иерусалим. Еврейским вооружённым силам удалось занять оставленные англичанами правительственные здания в центре города. Незадолго до этого Хагана завладела некоторыми арабскими кварталами нового города.

Тем не менее осада Иерусалима арабами продолжалась ещё два месяца по причине того, что Латрун, господствовавший над дорогой из Тель-Авива в Иерусалим, не был взят еврейскими вооружёнными отрядами.

В конце мая был повреждён трубопровод, снабжавший Иерусалим водой из реки Яркон. Городская электростанция перестала действовать из-за нехватки топлива. Население еврейского квартала Старого города (около 2-х тысяч человек) жестоко страдало от почти герметической блокады.

В месяцы осады еврейской части Иерусалима (конец 1947 года — середина июля 1948 года) находившаяся под контролем еврейских войск западная часть города, а также гора Скопус подвергались интенсивному артиллерийскому обстрелу (главным образом Арабским легионом), в результате которого 170 человек было убито и около 1 тысячи ранено.

Продовольствие, вода и топливо распределялись среди еврейского населения города по карточкам, электроснабжение прекратилось. Ввиду того, что еврейская часть Иерусалима оказалась отрезанной от кладбища на Масличной горе, захоронения производились на временных местах погребения. Была сооружена взлётно-посадочная полоса для лёгких самолётов ВВС Израиля, посредством которых поддерживалось сообщение с другими частями Израиля.

Армия Египта вторгшаяся в страну после провозглашения независимости, удалось подойти к южному и юго-западному подступам к Иерусалима и соединиться с частями Арабского легиона, который блокировал Иерусалим с востока, севера и северо-запада и держал в осаде еврейский квартал Старого города.

Хотя в ночь с 17 на 18 мая еврейским частям удалось прорваться в Старый город, однако немногочисленные защитники еврейского квартала, которые понесли большие потери, более не могли удерживать позиции.

28 мая еврейский квартал капитулировал; раненые, женщины, дети и старики (около 1 300 человек) были эвакуированы в западную часть города, а защитники квартала взяты в плен. Оставлены были также еврейские населенные пункты Атарот и Неве-Я‘аков к северу от Иерусалима.

22 мая египетские силы и Арабский легион предпринял атаки против киббуца Рамат-Рахель на южной окраине Иерусалима, а также на горе Скопус на севере, но эти атаки были отбиты немногочисленными защитниками. На западных подступах к Иерусалиму были отражены атаки легиона на киббуц Ма‘але-ха-Хамишша.

Три попытки еврейских сил занять Латрун оказались безуспешными, и связь с городом возобновилась лишь после того, как при содействии иерусалимских добровольцев в труднейших условиях была проложена грунтовая дорога Дерех Бурма в обход Латруна.

11 июня 1948 года при посредстве ООН было достигнуто соглашение о прекращении огня, согласно которому восточный Иерусалим, включая Старый город, оказался под контролем Трансиордании, а Западный Иерусалим — под контролем Израиля.

В ходе десятидневных боёв, вспыхнувших 9 июля 1948 года, еврейские силы прорвали линии обороны египетских войск и овладели деревней Эйн-Керем к юго-западу от Иерусалима. В ночь с 16 на 17 июля части Армии Обороны Израиля и отряды Иргуна ворвались в Старый город с двух сторон, но покинули его за несколько часов до вступления в силу второго соглашения о прекращении огня. В октябре 1948 года в результате операции «Иоав» египетские части были вынуждены оставить свои позиции, и угроза Иерусалиму с юга была устранена.

Таким образом, и арабы и евреи в 1948 году не сумели добиться решительного успеха в Иерусалиме, и 10 декабря 1949 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию по которой весь Иерусалим и его окрестности должны были быть переданы под международное управление. Правительство Израиля 13 декабря 1949 года официально провозгласило Иерусалим столицей Государства Израиль и распорядилось о переводе из Тель-Авива в Иерусалим Кнесета и правительственных учреждений. 13 декабря 1949 года парламент Трансиордании принял закон об аннексии захваченных арабскими силами районов бывшей Палестины, в том числе восточный Иерусалим.

Окончательно Иерусалим перешёл под контроль Израиля в результате Шестидневной войны.

cyclowiki.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *