Для крейсера «Адмирал Кузнецов» сформирован 100-й корабельный истребительный авиаполк

Полк МиГ-29К корабельного базирования приступит к несению службы на авианесущем крейсере с 2016 года, заявил начальник морской авиации ВМФ РФ генерал-майор Игорь Кожин в эфире телеканала «Россия 24».

«МиГ-29К — машина современная, там реализован очень большой научный потенциал. Получив эти машины, мы получили новое качественное вооружение. Сейчас стоит задача как можно скорее ввести его посадки на палубу, подготовить летный состав. Полк, который будет заниматься на этих самолетах, мы фактически укомплектовали. Задача стоит уже в этом году к выходу на боевую службу на авианесущем крейсере "Адмирал Кузнецов" — это очень важно. Это основная задача 2016 года, и я думаю, мы с ней справимся», — сказал Кожин.

По информации военного блога bmpd, первого декабря 2015 года в составе Морской авиации ВМФ России был сформирован второй (после 279-го) отдельный корабельный истребительный авиационный полк, получивший 100-й номер — в честь первого корабельного истребительного авиационного полка в советской морской авиации, существовавшего в Крыму с 1986 по 1992 годы.

«Новый 100-й отдельный корабельный истребительный авиационный полк сформирован в 859-м Центре боевого применения и переучивания летного состава Морской авиации ВМФ России в Ейске и в качестве материальной части получил 24 новых корабельных истребителя МиГ-29КР и МиГ-29КУБР (типы "9-41Р" и "9-47Р"), поставленных Морской авиации в 2013-2015 годах АО "РСК "МиГ" по контракту от 29 февраля 2012 года», — говорится в публикации.

Отмечается, что из Ейска полк будет переведен в состав Морской авиации Северного флота для использования с тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

Напомним, «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» является единственным авианосцем в составе ВМФ России. Был заложен на Черноморском судостроительном заводе 1 сентября 1982 года. Спущен на воду 4 декабря 1985 года. На корабле во время походов базируются самолеты Су-25УТГ и Су-33, вертолеты Ка-27 и Ка-29.

defendingrussia.ru

Строевые МиГ-29К на крымской «Нитке»

1 декабря 2015 г. в составе Морской авиации ВМФ России был сформирован 100-й отдельный корабельный истребительный авиационный полк, который получил свой номер в честь 100-го исследовательско-инструкторского истребительного авиаполка МА ВМФ Советского Союза, существовавшего в Крыму с 1986 по 1992 гг. и готовившего летчиков отечественной палубной истребительной авиации для нынешнего ТАВКР «Адмирал Кузнецов». В то время полком командовал Тимур Апакидзе – именно он вскоре после распада СССР подготовил и возглавил сформированный на Северном флоте 279-й корабельный истребительный авиаполк, получивший на вооружение новейшие на то время корабельные истребители Су-33, которые на долгие годы стали основой авиагруппы «Кузнецова». Нынешний 100-й полк оснащается новейшими многофункциональными корабельными истребителями МиГ‑29К, поставки которых Министерству обороны завершились в 2014 г. В этом году строевые «МиГи» должны начать полеты с палубы корабля, а пока, в период с конца мая по начало июля, они впервые поработали на наземном испытательном и учебно-тренировочном комплексе «Нитка» в Крыму, на котором после долгого перерыва возобновилась подготовка российских истребителей-палубников. В июне–июле на крымской «Нитке» побывал наш корреспондент, ставший свидетелем тренировочных полетов МиГ‑29К на комплексе и подготовки их летчиков к посадкам на корабль.

В настоящее время воссозданный 100-й отдельный корабельный истребительный авиаполк, на вооружение которого поступило 24 многофункциональных корабельных истребителя МиГ‑29К и МиГ‑29КУБ (иногда, для отличия от самолетов экспортной версии, поставляемых ВМС Индии, именуются МиГ‑29КР и МиГ‑29КУБР), базируется на аэродроме Центра боевого применения и переучивания личного состава МА ВМФ России в Ейске, где близится к завершению строительство нового Наземного испытательного учебно-тренировочного комплекса корабельной авиации (НИУТК КА). Первые четыре самолета были изготовлены РСК «МиГ» и поставлены Министерству обороны в конце 2012 г., следующие десять – в течение 2013 г., а передача заключительной десятки завершилась в конце 2014 г.

С начала 2015 г. на базе Производст­венного комплекса РСК «МиГ» в Луховицах, где строились МиГ‑29К/КУБ для российской морской авиации, представители летного и инженерно-технического состава будущего 100 окиап приступили к изучению новых для них самолетов, а затем, при поддержке летчиков-испытателей РСК «МиГ» – к ознакомительным полетам. В числе первых на новых «МиГах» самостоятельно поднялись в воздух командир полка полковник Владимир Кокурин, его заместитель по летной подготовке подполковник Сергей Лучников, командиры эскадрилий майор Павел Михно и капитан Кирилл Ревякин. Их наставниками, кроме заводских испытателей, стали уже освоившие новый самолет летчик-инспектор МА ВМФ полковник Николай Дериглазов и летчик-инспектор 45-й Армии подполковник Борис Кальмуцкий – они, как и командир полка и его заместитель, являются ветеранами 279 окиап, опытнейшими палубными летчиками.

Прошлой осенью самолеты перебазируются с заводского аэродрома в Ейск, сюда же прибывает и личный состав формируемого полка. Наконец, наступает момент, когда необходимо переходить к отработке летчиками 100 окиап взлетов с трамплина и посадок на аэрофинишер. Но строительство НИУТК КА в Ейске еще не завершено, поэтому командование Морской авиации прорабатывает вопрос возможности использования для этой цели ставшего российским законсервированного комплекса «Нитка» в Крыму. Тем более перед полетами на «Кузнецове» тренировки нужны и летчикам 279 окиап, летающим на Су-33.

Немного истории. Строительство наземного испытательного и учебно-тренировочного комплекса (НИУТК, позднее – просто «Нитка») на аэродроме Новофедоровка близ г. Саки в Крыму началось еще в 1976 г. Перед комплексом ставились задачи отработки авиационно-технических средств будущих советских авианосцев – катапульты, аэрофинишеров, аварийного барьера, оптической и инструментальной систем посадки, а также испытаний первых советских корабельных самолетов, использующих для взлета катапульту, а для посадки – аэрофинишер, и дальнейшей подготовки к полетам на них строевых военных летчиков авиации ВМФ. Позднее от применения на советских авианосцах катапульты отказались, вместо этого их решено было оснащать взлетным трамплином. Но для начала его предстояло отработать на «Нитке».

Первый экспериментальный трамплин Т-1, имевший высоту 5 м, длину 60 м, ширину 30 м и угол схода 8,5°, спроектированный в Невском проектно-конструкторском бюро и изготовленный на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве, был смонтирован в Саках в 1982 г. К испытаниям были привлечены соответствующим образом доработанные прототипы истребителей Су-27 (Т10-3) и МиГ‑29 (№918), а также МиГ‑27 (№603) и Су-25 (Т8-4).

По результатам первого этапа испытаний самолетов на комплексе «Нитка» было принято решение об изменении профиля взлетного трамплина. Расчеты специалистов ЛИИ, ЦАГИ и ОКБ показали, что наилучший результат будет достигнут, если поверхность трамплина будет образовывать не дуга цилиндра, а кривая третьего порядка. Угол схода самолета с трамплина при этом увеличится с 8,5 до 14,3°. Пока строился новый трамплин, получивший название Т-2, летом 1983 г. на «Нитке» приступили ко второму этапу испытаний самолетов – отработке посадки на аэрофинишер на втором блоке комплекса. Позднее началась отработка взлетов экспериментальных самолетов с трамплина Т-2.
В дальнейшем, в 1987–1991 гг., на комплексе «Нитка» проходили испытания опытные образцы корабельных истребителей Су-27К (будущих Су-33) и МиГ‑29К (9.31), отрабатывались методики взлета на них с трамплина, захода по корабельным системам посадки и, собственно, посадки на аэрофинишер, летчики-испытатели тренировались перед первыми полетами на «Тбилиси» (так тогда еще именовался ТАВКР «Адмирал Кузнецов»).

После распада СССР уникальный тренировочный комплекс в Саках стал собственностью Украины. Когда в 1994 г. на Северном флоте ВМФ России началось освоение палубы «Адмирала Кузнецова» строевыми летчиками, со всей остротой встал вопрос необходимости их тренировок на наземном комплексе. Поначалу удавалось договариваться с правительством Украины об аренде крымской «Нитки» в интересах МА ВМФ России, и тренировки североморцев на своих Су-33 и Су-25УТГ здесь в 1994–2007 гг. проводились практически ежегодно, хоть и не были ритмичны по годам, сильно зависели от политической обстановки, а в отдельных случаях просто срывались, несмотря на имевшееся межправительственное соглашение. Ситуация обострилась во второй половине прошлого десятилетия: после 2007 г. российские палубные летчики смогли полетать на «Нитке» в Крыму только в 2010 г. В связи с этим в 2008 г. принимается решение о строительстве своего собственного, российского НИУТК КА в Ейске. Но весной 2014 г. Крым возвращается в состав России, и личный состав крымской «Нитки» переходит на службу в российские Вооруженные Силы. Если не брать в расчет техническое состояние долгое время простаивавшего комплекса, других препятствий для тренировочных полетов наших палубников здесь больше нет. И вот, спустя шесть лет после предыдущей тренировки, в Саках снова появляются российские палубные самолеты.

Специалисты «Нитки» во главе с ее командиром майором Александром Зыриным в кратчайший срок, без какого бы то ни было финансирования, провели анализ готовности всех систем комплекса для начала тренировок. Оказалось, что он вполне боеготов и способен обеспечить полеты палубных летчиков. С санкт-петербургским «Пролетарским заводом» – изготовителем аэрофинишеров – удалось оперативно решить все формальные вопросы, связанные с продлением ресурса поставленных им систем.

В начале мая этого года на аэродром в Новофедоровке прибыли четыре Су-33 и три Су-25УТГ из состава 279 окиап Северного флота. В последней декаде мая на «Нитку» из Ейска перелетела и авиагруппа от 100 окиап в составе пяти самолетов МиГ‑29К/КУБ – три одноместных истребителя (бортовые номера 33, 34, 39) и два двухместных (52, 53). Участвовал в тренировках и МиГ‑29КУБ (бортовой номер 51), используемый РСК «МиГ» и Министерством обороны для совместных государственных испытаний. Самое деятельное участие в подготовке летчиков 100 окиап принял шеф-пилот РСК «МиГ» Михаил Беляев.

Тренировкам способствовала и погода: «тугой» ветер очень часто дул строго в благоприятном, встречном направлении, а это в условиях «Нитки» является определяющим при планировании полетов с трамплина и посадок на аэрофинишер. Обеспеченность тренировок авиационным топливом была ритмичной, что позволило выполнить запланированное количество летных смен. По отработанной годами методике летчики 279 окиап на крымской «Нитке» для отработки взлета с трамплина Т-2 используют двухместные самолеты Су-25УТГ (взлеты Су-33 с трамплина крымской «Нитки» не практикуются уже давно из-за отсутствия стартовых задержников, как на авианосце). Подобное ограничение коснулось и новых «МиГов». Несколько взлетов с трамплина «Нитки», в рамках испытаний самолета, произвел только шеф-пилот РСК «МиГ» Михаил Беляев. Взлет с трамплина летчикам строевых МиГ‑29К предстоит отработать уже на «Кузнецове». Поэтому главной задачей для них в этот раз стала отработка посадки на аэрофинишер. Этот вопрос и был успешно решен, а специалисты «Нитки» обеспечили сопровождение полетов на самом высоком уровне: опыта и умения в этой работе им не занимать.

По решению командования ВМФ в 2018 г., в период модернизации аэродрома в Саках, планируется и полномасштабная реконструкция на новом технологическом уровне учебно-тренировочного комплекса «Нитка». Можно надеяться, что высокий потенциал крымской «Нитки» будет востребован и еще послужит делу подготовки корабельных летчиков Морской авиации ВМФ России.

Личный состав 279 окиап закончил свою работу в Крыму и убыл к месту базирования в Североморск для продолжения тренировок на авианосце 24 июня. Летчики 100 окиап продолжали полеты на «Нитке» до 8 июля, а 11 июля самолеты полка вернулись в Ейск для подготовки к перелету в Североморск.

Главным итогом тренировки корабельных летчиков МА ВМФ России этого года в Саках стало то, что в течение двух месяцев на наземном комплексе в Крыму безаварийно были отработаны взлетно-посадочные режимы корабельных истребителей для последующего перехода к полетам на авианосце, а летчики нового 100-го отдельного корабельного истребительного авиаполка уверенно осуществили первые самостоятельные посадки своих строевых МиГ‑29К/КУБ на аэрофинишеры наземного комплекса.

Ближайшая задача командования – подготовка для двух полков достаточного количества молодых палубных летчиков, достойной смены ветеранам корабельной авиации ВМФ России. Не менее остро стоит на повестке дня вопрос размещения личного состава и авиатехники 100 окиап после планируемого в этом году перебазирования полка в Североморск.

 

Еще по теме:

100-й полк: советская глава истории

 

100-й исследовательско-инструкторский истребительный авиаполк был сформирован 10 марта 1986 г. в составе 33-го Центра боевого применения и переучивания летного состава морской авиации в Очакове (Николаевская область) в соответствии с директивой Главного штаба ВМФ Советского Союза от 24 декабря 1985 г. На этот полк возлагались задачи подготовки летчиков для будущих корабельных истребителей Су-27К и МиГ‑29К, которыми предстояло оснастить авиагруппу тяжелого авианесущего крейсера проекта 1143.5 (нынешний ТАВКР «Адмирал Кузнецов»). Поскольку к тому времени самих корабельных истребителей еще не существовало (опытный Су-27К впервые взлетел в 1987 г., первый МиГ‑29К – в 1988 г.), 100 ииап комплектовался обычными серийными «сухопутными» самолетами Су-27 и МиГ‑29, технику пилотирования и особенности боевого применения которых и предстояло освоить на первых порах летчикам полка. В дальнейшем, с появлением первых серийных корабельных истребителей, предполагалось приступить к тренировкам военных летчиков по посадкам на аэрофинишер и взлетам с трамплина на комплексе «Нитка» на аэродроме Новофедоровка близ г. Саки в Крыму, определенном местом базирования 100 ииап. Здесь полк, который возглавил 32-летний подполковник Тимур Апакидзе, вошел в состав сформированного в 1986 г. нового 1063-го Центра боевого применения и переучивания летного состава корабельной авиации (в него были также включены преобразованный в инструкторско-исследовательский 299-й корабельный штурмовой авиаполк на самолетах Як-38М и МиГ‑21 и эскадрилья учебно-тренировочных самолетов L-39).

Читать дальше...

 

Печатная версия материала опубликована в журнале "Взлёт" № 7-8/2016

www.take-off.ru

Новости России: На защите морского неба — новейшие истребители - Свободная Пресса Юг

Потребность в укреплении обороноспособности нашей страны растет. Особенно ощутима она на Юге России — слишком много здесь потенциально рискогенных факторов. Это — и враждебно настроенная соседняя Украина, с вожделением посматривающая на воссоединившийся с Россией Крым, и относительная близость воюющего Ближнего Востока, и Северный Кавказ, где остается высокая опасность распространения экстремизма и терроризма. В этой связи российское руководство принимает абсолютно верные решения о дальнейшем совершенствовании системы обороны и безопасности на южных рубежах страны.

Второй в России корабельный истребительный авиаполк

Мы уже писали о том, что в Крыму к 2018 году планируется развернуть новый десантно-штурмовой полк — на базе 7-й гвардейской десантно-штурмовой (горной) Краснознамённой орденов Суворова и Кутузова дивизии, дислоцированной на Северном Кавказе. Но не только десантниками прирастет оборона Черноморского побережья. 20 марта 2016 года на военном аэродроме в Ейске (Краснодарский край) начались полеты новейших многофункциональных всепогодных истребителей МиГ-29 КР/КУБР. Они поставлены на вооружение вновь созданного 100-го отдельного корабельного истребительного авиационного полка.

По данным открытых источников, 100-й отдельный корабельный истребительный авиационный полк был сформирован 1 декабря 2015 года в составе Морской авиации ВМФ Российской Федерации. До этого момента в составе ВМФ РФ существовал один 279-й отдельный корабельный истребительный авиационный полк, входящий в состав Северного флота. На его вооружении находятся палубные перехватчики Су-33, а также учебно-тренировочные самолеты Су-25УТГ. Вновь созданный 100-й полк получил номер в честь 1-го корабельного истребительного авиационного полка, который существовал в период с 1986 по 1992 гг. в составе морской авиации ВМФ СССР и базировался в Крыму. Затем, после распада Советского Союза, весной 1992 г. полк вошел в состав авиации ВМС Украины. В то же время, свыше 100 офицеров полка отказались принимать украинскую присягу и перешли на службу в российские вооруженные силы. Среди них был и будущий Герой России полковник Тимур Апакидзе, о котором мы немного расскажем ниже. В 1996 году 100-й полк морской авиации Украины был расформирован. Те же военнослужащие советского полка, которые не стали принимать украинскую присягу, продолжали службу преимущественно в составе авиации Северного флота ВМФ РФ. Новый 100-й отдельный корабельный истребительный авиационный полк был сформирован на базе 859-го Центра боевого применения и переучивания летного состава Морской авиации ВМФ РФ, который находится в Ейске.

Читайте также

Крым от диверсантов защитят дельфины?

Министерству обороны потребовались надежные помощники

Легенда морской авиации

На вооружение полка были поставлены 24 новых корабельных истребителя МиГ-29 КР и МиГ-29КУБР. Известно, что в настоящее время учебные полеты авиаполка проводятся в Ейске, но в ближайшем будущем летчики полка отправятся в город Саки. Этот небольшой городок с 25-тысячным населением расположен в 45 км. от Симферополя и в 5 км. от побережья Черного моря, и известен как бальнеогрязевый курорт. Еще в советское время в городе был открыт Центр боевого применения морской авиации ВМФ. На момент распада Советского Союза его возглавлял легендарный летчик-истребитель полковник авиации Тимур Автандилович Апакидзе (1954−2001) — кстати, выпускник Ейского высшего военного авиационного училища лётчиков имени В.М.Комарова. 26 сентября 1991 года именно он первым выполнил посадку корабельного истребителя Су-27К (Су-33) на палубу тяжёлого авианесущего крейсера (ТАКР) «Адмирал Флота Советского Союза Николай Кузнецов». Когда распался Советский Союз, Тимур Автандилович отказался принимать украинскую присягу, отверг и предложение возглавить ВВС Грузии, а продолжил службу в Морской авиации ВМФ Российской Федерации, отбыв в Североморск. Здесь он командовал единственным в России 279-м отдельным корабельным истребительным авиационным полком, затем — 57-й смешанной корабельной авиационной дивизией Морской авиации Северного флота.

Затем, уже в звании генерал-майора авиации, Тимур Апакидзе занял должность заместителя командующего авиацией ВМФ РФ по летной подготовке. 17 июля 2001 г. во время показательного полета на празднике в честь 85-летия морской авиации под Псковом Тимур Апакидзе выполнял фигуры высочайшего пилотажа и разбился при посадке самолета. Вот такие героические люди служили в Центре боевого применения морской авиации ВМФ РФ, где теперь придется совершенствовать свои навыки новому поколению морских летчиков. Пилоты 100-го полка морской авиации будут оттачивать мастерство взлета и посадки на палубу корабля на специальном комплексном тренажере, которым располагает учебный центр в г. Саки. Летчиков будут готовить к назначенному на осень большому походу тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза» Кузнецов. Предполагается, что после окончательного укомплектования и прохождения курса подготовки, 100-й полк, сформированный в Ейске, будет также переведен в состав Северного флота ВМФ РФ.

Читайте также

«Бог войны» стреляет на Кавказе

К чему готовят российских артиллеристов на масштабных военных учениях

На вооружении полка — 24 суперсовременных самолета

Новейшие истребители МиГ-29 КР/КУБР, поставленные на вооружение полка, представляют собой версию истребителей конструкторского бюро Микояна и Гуревича, прежде поставлявшихся для морской авиации ВМФ Индии. Экспортная модель была модифицирована и адаптирована для использования российской морской авиацией. О самолетах говорят как о представителях новейшего поколения. В них установлены более мощные, чем в предыдущих модификациях, двигатели, новейшее радиоэлектронное оборудования. Истребитель может совершать боевые вылеты в любое время суток, вне зависимости от погодных условий. Его основной задачей является обеспечение воздушного прикрытия корабля в ближней зоне, противокорабельная защита соединения и уничтожение объектов сухопутных войск вероятного противника.

Известно, что взлетный вес самолета составляет 22,4 т., бомбовая нагрузка — до 4,5 т. Самолет способен обнаруживать воздушные цели на расстоянии до 130 км., наземные цели — на расстоянии до 30 км., надводные цели — на расстоянии до 120 км. Российское командование рассчитывает в перспективе укомплектовать всю истребительную палубную авиацию исключительно МиГ-29 КР/КУБР. Пока же количество самолетов ограничено, они будут использоваться вместе с Су-33, которые также находятся на вооружении российской морской авиации ВМФ.

Начальник морской авиации ВМФ РФ генерал-майор авиации Игорь Кожин в интервью телеканалу «Россия 24» заявил, что «МиГ-29К — машина современная, там реализован очень большой научный потенциал. Получив эти машины, мы получили новое качественное вооружение. Сейчас стоит задача как можно скорее ввести его посадки на палубу, подготовить летный состав. Полк, который будет заниматься на этих самолетах, мы фактически укомплектовали. Задача стоит уже в этом году к выходу на боевую службу на авианесущем крейсере „Адмирал Кузнецов“ — это очень важно. Это основная задача 2016 года, и я думаю, мы с ней справимся».

yug.svpressa.ru

Корабельный авиаполк Северного флота на МиГ-29КР выполнит полеты с имитатора авианосца в Крыму

10 января 2019 г., AEX.RU –  100-й отдельный корабельный истребительный авиаполк (ОКИАП) Северного флота в ближайшее время впервые в полном составе перебазируется на аэродром Саки в Крыму, где затем выполнит полеты с находящегося там наземного имитатора авианосца. Об этом сообщает "Интерфакс" со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией.

"Перелет в Крым полка, на вооружении которого находятся истребители МиГ-29КР/КУБР, ожидается в конце февраля - начале марта", - уточнил он.

В Саках находится аналог авианосца - Наземный испытательно-тренировочный комплекс (авиационный) НИТКА.

Собеседник агентства напомнил, что перед дальним походом тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" к берегам Сирии в 2016 году подготовку к походу на комплексе НИТКА в Крыму прошли летчики 279-го ОКИАП на самолетах Су-30 и Су-25УТГ.

Ранее сообщалось, что на комплексе НИТКА в Саках прошли подготовку к полетам на МиГ-29КР менее 10 летчиков, включая военных и гражданских летчиков-испытателей, а также пилотов 100-го ОКИАП. В Саках в то время находились четыре МиГ-29КР.

100-й ОКИАП Морской авиации Северного флота был сформирован в 2015 году. Первоначально в его составе были 24 истребителя МиГ-29КР/КУБР.

В ночь на 30 октября один из крупнейших плавучих доков в мире ПД-50 затонул на 82-м судоремонтном заводе (микрорайон Росляково, Мурманск) при выходе из него тяжелого крейсера "Адмирал Кузнецов". В результате аварии один из кранов плавдока упал на палубу авианосца

В настоящее время "Адмирал Кузнецов" проходит ремонт и модернизацию на 35-м Судоремонтном заводе (филиал Центра судоремонта "Звездочка", входит в Объединенную судостроительную корпорацию).

Как сообщил ранее президент ОСК Алексей Рахманов, "Адмирал Кузнецов" будет отремонтирован к концу 2020 года и вернется в состав ВМФ РФ в 2021 году.

"Адмирал Кузнецов" в феврале 2017 года вернулся в Североморск из похода в Средиземное море, в ходе которого впервые в истории ВМФ было осуществлено боевое применение палубных истребителей Су-33 и МиГ-29КР в Сирии. По официальным данным, "Адмирал Кузнецов" потерял во время похода два палубных истребителя. Аварии произошли при заходе на посадку, летчики катапультировались.

www.aex.ru

100-й корабельный авиаполк объявляется в розыск

По данным некоторых СМИ, в течение 28 – 29 мая самолеты и летчики 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка (ОКИАП) Морской авиации Северного флота (СФ) перелетели с далекого Севера в крымские Саки, где находится Наземный испытательно-тренировочный комплекс (авиационный) НИТКА – полный аналог авианосца «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

В Саках оказались палубные учебно-тренировочные самолеты Су-25УТГ, истребители Су-33 и впервые отмеченный в составе полка Су-30 в варианте спарка. Последнее, как представляется, объяснимо – по своим характеристикам он больше похож на Су-33, и нужен для подготовки молодых пилотов.

Насколько плотно палубники будут использовать комплекс НИТКА – сказать трудно – уже сообщалось об его технической неготовности на данный момент осуществлять посадки корабельных самолетов с зацепом.

Но здесь скорее интересно другое. А куда подевался на необъятных просторах России сравнительно недавно воссозданный 100-й ОКИАП на новеньких МиГ-29К/КУБ?

По ряду причин самолеты и летчики этого полка оказались в основной своей массе неготовы летать с палубы авианосца, когда он ходил к берегам Сирии в конце 2016 – начале 2017 годов. Судя по всему, он и сейчас остается в пасынках у командования Морской авиации. Одно время он сидел в Ейске, где в состоянии постоянного долгостроя находился второй комплекс НИТКА, который начали сооружать еще тогда, когда комплекс в Саках принадлежал Украине.

Но все изменилось – по крайней мере, на картах — в 2014 году. А комплекс в Ейске продолжают строить, и конца этому строительству не видно. Его уже обещали сдать в эксплуатацию – на самом высоком уровне — и в конце 2016 года, и в конце 2017 года, но воз и ныне там. А 100-й ОКИАП по-прежнему не готов летать с авианосца, пусть он и находится в ремонте, поскольку основная масса его летчиков не прошла необходимые предварительные регламенты подготовки, главный из которых – взлеты с комплекса НИТКА и посадки на него.

Напомним, что в феврале 2017г. корабельная авианесущая ударная группа СФ вернулась в Североморск из Средиземного моря. В составе группы были, в частности, авианосец «Адмирал Кузнецов« и тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий«. Палубная авиация «Адмирала Кузнецова« была задействована в военной операции в Сирии. По официальным данным, в двух авиапроисшествиях, не связанных с боевыми действиями, авиагруппа потеряла 2 истребителя.

 

Олег Бестужев

news-time24.ru

Историческая справка 279 окиап: prokhor_tebin — LiveJournal

Оригинал взят у eagle_rost в Историческая справка 279 окиап

по факту получения Морской Авиацией ВМФ РФ новых корабельных истребителей, выкладываю справку о 279 корабельном истребительном авиаполку
279 отдельный корабельный штурмовой авиационный полк Авиации ЧФ/СФ
(279 отдельный корабельный истребительный Смоленский Краснознаменный
авиационный полк им. Б. Ф. Сафонова,
279 корабельный истребительный авиационный полк,
279 морской штурмовой авиационный полк)
01.12.1973г. на аэродроме Саки согласно директиве ГШ ВМФ от 19.03.1973г. и приказу ГК ВМФ СССР от 15.09.1973г. было начато формирование 279 отдельного корабельного штурмового авиационного полка – первого отечественного полка корабельный авиации вооруженного самолетами вертикального взлета и посадки Як-38 (Як-36м). Данный полк подчинялся непосредственно командующему Авиации ЧФ. Контроль за формированием новой части был возложен на заместителя командующего генерал-майора авиации Г. В. Павлова. В составе полка имелось 3 эскадрильи: 1-я и 2-я АЭ на самолетах Як-38 и Як-38у и 3-я эскадрилья на самолетах Миг-21пфм,ум.
К январю 1974г. формирование 279 окшап было в основном завершено, однако еще до весны 1974г. происходил процесс комплектования полка личным составом. Летом десять летчиков полка и техсостав приступил к изучению самолета на Саратовском авиазаводе и Рыбинском моторном заводе.
Практическое изучение самолета летчиками проводилось в Ахтубинске в феврале 1975г. Первый самостоятельный полет на Як-36м выполнил 3 марта летчик-инспектор боевой подготовки Авиации ВМФ полковник Ю. Н. Козлов.
23.04.1975г. командир полка Ф. Матковский первым совершил самостоятельный вылет на самолете Як-36м по самолетному, а 18.08.1975г. по вертикали.
К октябрю 1975г. в полк поступили 2 МиГ-21ум, а в ноябре – 10 Як-36м.
15.12.1975г. состоялась первая летная смена в полку с Аэр. Саки, а 06.04.1976г. – первые полеты с палубы такр «Киев».
С 16 июля по 10 августа 1976г. 279 окшап на борту такр «Киев» совершил переход из Севастополя на Северный флот. Всего за время перехода было выполнено 45 полетов с палубы корабля. По прибытию на Север полк был включен в состав ВВС СФ с местом дислокации на Аэр. Североморск-3. Здесь произошла смена командиров полка: вместо Ф. Г. Матковского его принял майор В. Н. Ратненко.
04.11.1976г. на основе личного состава полка был сформирован еще один штурмовой полк – 299 корабельный штурмовой полк (Инструкторско-Исследовательский). Задачей нового полка была подготовка летного и технического состава корабельной штурмовой авиации для Авиации Северного и Тихоокеанского флотов.
После завершения программы переучивания с середины марта 1977г. личный состав полка приступил к полетам с корабля.
С 10.12.1978г. 279 окшап в составе 2-х эскадрилий Як-38 и эскадрильи МиГ-21 вошел в состав сил постоянной готовности ВВС Северного флота.
В период с 24 апреля по 6 июня 1980г. группа личного состава полка участвовала в операции «Ромб» на территории Афганистана. В ходе ее исследовалась возможность применения самолетов вертикального взлета и посадки в условиях высокогорья. Результаты испытаний оказались малоутешительными – тяги двигателей Як-38 не хватало для взлета, с какой либо боевой нагрузкой.
В 1980г. личный состав полка (26 летчиков и 16 Як-38) решал задачи боевой службы на борту такр «Киев» - уже четвертой в истории полка. 01.08.1980г. 279 окшап было вручено Боевое Знамя полка и выдана грамота Президиума Верховного Совета СССР.
В 1981г. личный состав полка принимал участие в учениях «Запад-81».
В 1982г. полк участвовал в учениях «Щит-82», в этом же году личный состав на такр «Киев» совершил дружественные визиты в порты Болгарии и Алжира. В 1985г. в ходе очередной БС личный состав полка посетил Сирию и Югославию.
В 1986г. эскадрилья самолетов МиГ-21пфм,ум выводится из состава полка. Вместо них вводятся новые самолеты Су-25.
В 1988г. личный состав полка на такр «Баку» совершили визиты в порты Сирии Латакию и Тартус.
В 1989-90гг. самолеты Як-38 были сняты с вооружения полка и взамен них из частей ВВС СА начали поступать штурмовики Су-25, на которые в 1990г. переучился личный состав полка. Планировавшийся на замену Як-38 самолет вертикального взлета и посадки Як-141 так и не был принят на вооружение.
По окончании переучивания полк был переименован в 279 отдельный морской штурмовой авиационный полк.
В феврале 1992г. 279 омшап вместе с 38 окплвп вошел в состав 57 смешанной корабельной Смоленской Краснознаменной авиационной дивизии. В том же году руководством ВМФ было принято решение вооружить полк корабельными истребителями Су-27к.
5 апреля 1993г. первые четыре самолета Су-27к перелетели с авиазавода г. Комсомольска на Амуре на Аэр. Североморск-3. В это же время в состав полка поступили 7 палубных учебных самолетов Су-25утг, составивших 3 эскадрилью полка. В этом же году в состав полка влилось около ста человек летного и технического состава из 100 киап, перешедшего под юрисдикцию Украины.
01.12.1993г. полк был переименован в 279 корабельный истребительный авиационный полк.
В 1994г. полк передал свои самолеты Су-25 в состав 88 омшап ВВС СФ.
С 1994г. на основании достигнутой договоренности между Правительствами России и Украины полк продолжил использование украинский комплекс НИТКА для подготовки летного состава.
31.08.1994г. летчик 279 киап подполковник И.С.Кожин впервые совершил посадку Су-27к на палубу такр «Адмирал Кузнецов».
В 1995г. 1-я эскадрилья полка вошла в состав сил постоянной боевой готовности ВВС флота.
К концу 1995г. 279 имел в своем составе 24 Су-33 в 1-й и 2-й эскадрильях, а в 3-й эскадрильи – 7 Су-25утг и 1 Су-27уб.
В день 50-летия Победы 9 мая 1995г. 5 Су-33 279 киап участвовали в воздушном параде над Поклонной горой в г. Москве.
С 23.12.1995г. по 22.03.1996г. летчики полка участвовали в БС на такр «Адмирал Кузнецов», совершив 524 полета над водами Атлантики и Средиземного моря.
В июле 1996г. 4 Су-33 участвовали в воздушном параде в Санкт-Петербурге в ознаменование 300-летия Российского флота и в честь Дня Воздушного флота.
В 1997г. летчики полка приступили к освоению программы заправки самолетов в воздухе. С 1997г. 279 киап является лидером среди частей ВВС в освоении ближнего воздушного боя и нестандартного маневрирования на самолетах 4-го поколения.
После расформирования 01.05.1998г. управления 57 скад полк стал именоваться 279 отдельным корабельным истребительным авиационный полком и принял в наследие от 57 дивизии почетное наименование «Смоленский» и орден Красного Знамени.
Хотя палубные истребители уже более пяти лет находились на вооружении полка, только 31 августа 1998г. согласно Указу Президента РФ самолет Су-33 (Су-27к) был официально принят на вооружение авиации ВМФ.
В октябре-ноябре 1999г. большинство строевых летчиков полка освоили посадку на палубу и взлет с такр «Адмирал Кузнецов» в ночных условиях.
С 2000г. самолеты Су-33 проходят ремонт и модернизацию на заводе изготовителе КнААПО. Там же ведутся работы по постройке палубного двухместного самолета Су-27куб, который сможет решать широкий спектр задач, от обучения летчиков до ведения воздушной разведки и нанесения ударов по надводным целям авиационными ракетами.
С 22.09.2004г. по 22.10.2004г. полк участвовал в дальнем походе в Северо-Восточной Атлантике на борту такр «Адмирал Кузнецов».
Указом Президента Российской Федерации № 535 от 09.05.2005г. за большие успехи в освоении корабельной авиационной техники, высокие показатели в летной подготовке и в целях сохранения и приумножения боевых традиций летчиков-североморцев 279 отдельному корабельному истребительному авиационному Смоленскому Краснознаменному полку ВВС Северного флота было присвоено почетное наименование «имени дважды Героя Советского Союза Б. Ф. Сафонова».
В период с 23 августа по 14 сентября 2005г. экипажи полка участвовали в боевой службе на борту такр «Адмирал Кузнецов» в северной части Атлантического океана.
Всего за свою историю полк выполнил 10 походов на боевую службу на борту такр «Киев», и по 1 боевой службе на такр «Баку» и такр «Адмирал Кузнецов».
За время своего существования полк по числу аварий и катастроф занял «лидирующее» место в Авиации ВМФ.
- 06.06.1977г. из-за ошибки летчика в технике пилотирования на взлете потерпел аварию Як-38 лейтенанта В. В. Калинина. Самолет столкнулся с землей и получил повреждения, летчик невредим;
- 17.10.1978г. днем в ПМУ при выполнении полета в составе пары из-за открытия фонаря кабины передней кабины произошла катастрофа самолета МиГ-21ум пилотируемого командиром полка подполковником Ратненко Виктором Николаевичем и ст. лейтенантом Бивзюком Сергеем Ивановичем. При заходе на посадку на Аэр. Североморск-3 через 2 мин. 40 сек после взлета летчики допустили потерю скорости и срыв самолета в штопор. На удалении 2500 м от торца ВПП самолет столкнулся с землей, разрушился, экипаж погиб;
- 18.05.1979г. днем в ПМУ при заходе на посадку на Аэр. Североморск-3 из-за нарушения управляемости произошла катастрофа Як-38 пилотируемого заместителем командира АЭ по политической части ст. лейтенантом Гусенковым Ляонасом Константиновичем. Самолет опрокинулся на спину, летчик погиб;
- 25.06.1981г. при выполнении сложного пилотажа на малой высоте в районе Аэр. Североморск-3 из-за ошибки летчика в технике пилотированная произошла катастрофа Як-38 пилотируемого ст. лейтенантом Солодовником Николаем Ивановичем. Летчик до последнего пытался вывести самолет из снижения и средствами спасения не воспользовался;
- 06.07.1981г. из-за технической неполадки в системе управления двигателями при взлете с Аэр. Североморск-3 произошла авария Як-38 ст. л-та М. П. Евграфова. Самолет столкнулся с землей и получил повреждения. Летчик благополучно катапультировался;
- 19.08.1982г. днем в ПМУ при выполнении полетов с такр «Киев» на самолете Як-38 пилотируемого ст. лейтенантом Г. И. Шевченко сорвало фонарь кабины. По команде руководителя полетов летчик катапультировался. Самолет упал в море и затонул, пилот был подобран катером;
- 21.07.1985г. днем в ПМУ при заходе на посадку на такр «Киев» по неустановленной причине произошла авария самолета Як-38 пилотируемого капитаном И. Д. Лукащук. Система катапультирования сработала штатно, пилот был поднят спасательным вертолетом;
- 10.02.1986г. ночью после выполнения полета в зону на простой пилотаж при заходе на посадку в СМУ произошло столкновение с землей самолета МиГ-21пфм. Его пилотировал начальник ПД и АСС полка майором Владимир Кириллович Щиголь. Самолет разрушился, пилот погиб. Катастрофа произошла из-за ошибки летчика в технике пилотирования;
- 28.07.1986г. днем в ПМУ при заходе на посадку на Аэр. Североморск-3 из-за нарушения балансировки самолета вследствие отказа системы управления двигателями произошла катастрофа Як-38 пилотируемого начальником штаба АЭ майором Плющевым Олегом Николаевичем. Самолет на удалении 1,5 км от ВПП упал на землю, разрушился и сгорел, пилот погиб;
- 12.07.1988 г. при взлете с коротким разбегом с такр «Баку» из-за ошибки летчиков в эксплуатации авиационной техники произошла авария самолета Як-38у с экипажем майора В. А Свиташова и подполковника Н. П. Руденко;
- 27.11.1992г. ночью в ПМУ при выполнении полета в зону пилотажа на малых высотах из-за ошибки летчика в технике пилотирования, выполняя пикирование, потерпел катастрофу на Су-25уб с экипажем ст. штурмана полка летчика подполковника Демьяненко Валерия Викторовича и ст. инспектора-летчика ОБП ВВС СФ полковника Кондратьева Александра Николаевича. Самолет столкнулся с землей, экипаж погиб;
- 21.01.1995г. произошла авария самолета Су-27уб пилотируемого экипажем подполковника Г. В. Рыжова и подполковника И. С. Кожина;
- 17.06.1996г. днем в СМУ при заходе на посадку на Аэр. Североморск-3 из-за потери пространственной ориентировки произошла катастрофа Су-27к пилотируемого заместителем командира эскадрильи подполковником Кузьменко Виталием Александровичем. Самолет столкнулся с землей, пилот погиб;
- 05.09.2005г. днем в ПМУ при посадке на палубу такр «Адмирал Кузнецов» из-за обрыва троса аэрофинишера был потерян самолет Су-33 пилотируемый подполковником Юрием Корнеевым. Система катапультирования сработала штатно. Самолет упал в море, а летчик был спасен вертолетом АСС.
На вооружении полка стояли самолеты: Як-38, Як-38у МиГ-21ум,пфм, Су-25, Су-25утг, Су-27к (Су-33), МиГ-29к.
В различное время полком командовали: Ф. Г. Матковский (1973-76гг.), В. Н. Ратненко (1976-78гг., погиб), В. В. Козыренко (1978-80гг.), Н. П. Едуш (1980-83гг.), В. И. Тепляков (1983-88гг.), Н. П. Руденко (1988-93гг.), ГРФ И. И. Бохонко (1993-96гг.), ГРФ П. П. Кретов (1997г.), ГРФ И. С. Кожин (1997-2002гг.), С. Г. Рассказов (2002-2006гг.), ГРФ И. Ф. Матковский (2006-2009гг.), Е. Кузнецов (с 2009г.).

prokhor-tebin.livejournal.com

Читать онлайн книгу Взлёт, 2016 № 07-08 (139-140)

сообщить о нарушении

Текущая страница: 4 (всего у книги 8 страниц)

Назад к карточке книги
F-35 дебютирует в Европе

Третий F-35B (BK-3), заказанный Великобританией, на авиашоу в Фэйрфорде...

Европейский дебют новейшего американского истребителя пятого поколения F-35 должен был состояться еще два года назад, в июле 2014 г., на авиашоу Royal International Air Tattoo (RIAT) в британском Фэйрфорде и авиасалоне в Фарнборо. Но тогда воплотиться этим планам помешало возгорание двигателя 23 июня 2014 г. на самолете F-35A (№10-5015) ВВС США на авиабазе Эглин, повлекшее временный запрет на полеты всех истребителей этого типа. В итоге, до недавнего времени, несмотря на то, что уже построено и поставлено заказчикам свыше 150 серийных F-35, их практически нельзя было увидеть за пределами США. Исключением стали только первые полеты собираемых с прошлого года в Италии F-35A для ВВС этой страны (но все они после облета перебазируются за океан), а также локальная «командировка» пары голландских F-35A в Нидерланды в мае-июне 2016 г. Полноценная же публичная премьера F-35 в Европе состоялась на авиашоу в Фэйрфорде и выставке в Фарнборо в июле.

29 июня 2016 г. группа из трех истребителей F-35B совершила беспосадочный трансатлантический перелет из США в Великобританию. В нее вошли третий переданный ВВС Великобритании самолет F-35B (BK-3, бортовой номер ZM137) и два F-35B (BF-28 и BF-29, бортовые номера 168726 и 168727) из состава 501-й учебной истребительно-бомбардировочной эскадрильи (VMFAT-501) Корпуса морской пехоты США с авиабазы Бофорт, Южная Каролина. После девятичасового беспосадочного перелета в сопровождении двух танкеров KC-10 три F-35B приземлились на авиабазе Королевских ВВС Фэйрфорд, где для них были подготовлены взлетно-посадочные позиции, оборудованные специальными алюминиевыми теплозащитными платформами. Для технической поддержки британского визита F-35B из США также прилетели два самолета KC-130J.

На следующий день, 30 июня, в Фэйрфорд прибыла вторая тройка самолетов – на этот раз F-35A из состава 61-й истребительной эскадрильи (61 FS) с авиабазы Люк, штат Аризона. Три F-35A (AF-53, AF-63 и AF-69, бортовые номера 12-5042, 12-5052 и 12-5058 соответственно) взлетели с авиабазы Лэнгли в Вирджинии и осуществили во время перелета по семь дозаправок в воздухе – три от танкера КС-135 и четыре от КС-10.

1 июля пара F-35B совершила полет над Роситом в Шотландии, где находятся в постройке два новых британских авианосца – HMS Queen Elizabeth и HMS Prince of Wales – будущие носители таких истребителей, а 5 июля – над авиабазой Мархэм – первым аэродромом базирования будущих строевых F-35B Королевских ВВС Великобритании.

8, 9 и 10 июля на проходившем в Фэйрфорде авиашоу RIAT 2016 полеты выполняли британский и американский F-35B (BK-3 и BF-29), а также два F-35A (AF-53 и AF-63), можно было увидеть и парные полеты F-35A совместно с F-22A и даже с легендарным истребителем времен Второй мировой войны P-51D Mustang.

В летной программе начавшего работу 11 июля авиасалона Farnborough International Airshow 2016 принимали участие британский BK-3 и американский BF-28. Несмотря на дождливую погоду, церемония открытия выставки была скрашена совместным проходом F-35B с пилотажной группой Red Arrows, а на следующий день было продемонстрировано совместное маневрирование с имитацией дозаправки в воздухе от самолета KC-130J. В сольном летном показе, помимо традиционных проходов на большой и малой скорости, он демонстрировал эффектное зависание и маневрирование на режиме висения. Поскольку на ВПП аэродрома Фарнборо не имелось теплозащитных платформ для короткого взлета и вертикальной посадки F-35B, показ этих элементов здесь не представлялся возможным. Для участия в демонстрационной программе самолет прилетал из Фэйрфорда. Таким образом, те, кто не посетил RIAT 2016, увидеть F-35 вблизи на земле так и не смогли: в статической экспозиции Farnborough International Airshow 2016 выставлялся только знакомый по предыдущим выставкам полноразмерный макет.

Выбор Фэйрфорда и Фарнборо для полномасштабной зарубежной публичной премьеры F-35 не случаен: Великобритания является не только одним из главных партнеров США по этой программе, но и крупнейшим на сегодня зарубежным заказчиком таких самолетов – британские Королевские ВВС и ВМС планируют получить в общей сложности 138 истребителей F-35B.

К настоящему времени построены и формально переданы ВВС Великобритании пять F-35B, но все они пока базируются в США. Самолеты BK-1, BK-2 и BK-4, числящиеся за 17-й эскадрильей, дислоцируются на авиабазе Эдвардс в Калифорнии, где участвуют в программе испытаний. Еще один, BK-3, приписан к 501-й учебной истребительно-бомбардировочной эскадрилье Корпуса морской пехоты США (VMFAT-501) в Бофорте, где проходят курс обучения британские пилоты и наземный персонал. BK-5 поставлен в конце июня 2016 г. и вскоре тоже прибудет в Бофорт.

Первым подразделением британских ВВС, получившим F-35B, станет 617-я эскадрилья, которая будет сформирована в этом году в Бофорте и после получения самолетов и подготовки экипажей в 2018 г. перебазируется в Мархэм. Достижение ее начальной оперативной готовности (IOC) намечено на 2019 г. На флоте первой станет 809-я корабельная эскадрилья. Летные испытания F-35B на авианосце HMS Queen Elizabeth планируется начать в 2018 г., достижение начальной оперативной готовности ожидается в 2020 г.

Другими европейскими заказчиками F-35A сегодня выступают Италия (получит 60 таких машин, а также три десятка F-35B), Норвегия (52), Нидерланды (37) и Дания (30). И еще до «официальной» британской премьеры F-35 уже успели побывать в итальянском и голландском небе.

.. и на авиасалоне в Фарнборо

На земле F-35 можно было рассмотреть только на авиашоу RIAT. На снимке – F-35B из состава 501-й учебной истребительно-бомбардировочной эскадрильи Корпуса морской пехоты США

Первый беспосадочный трансатлантический перелет из США в мае этого года совершили два F-35A, входящие в состав 323-й эскадрильи ВВС Нидерландов. Эти самолеты – AN-1 (бортовой номер F-001) и AN-2 (F-002) были построены и переданы заказчику еще в 2012—2013 гг., но продолжают оставаться в США – с января 2015 г. они дислоцируются на авиабазе Эдвардс в Центре войсковых испытаний (Operational Test and Evaluation Center). 23 мая 2016 г. в сопровождении двух голландских самолетов-заправщиков KDC-10 и транспортного C-17A они совершили 8,5-часовой беспосадочный перелет с американского аэродрома Патаксент Ривер на авиабазу Леварден в Нидерландах. Истребители приняли участие в дне открытых дверей в Левардене 10 и 11 июня, совершили несколько демонстрационных полетов по стране, в т.ч. совместные с F-16, одной из задач которых было сравнить их шумность, поскольку этим сильно озабочены местные жители. 14 июня в том же составе группа убыла обратно в США. Из 37 заказанных Нидерландами F-35A пять будут постоянно базироваться на американской авиабазе Люк с тренировочными целями, а оставшиеся 32 будут в оперативном использовании Королевских ВВС Нидерландов. Боевая служба F-35A в 323-й эскадрилье на авиабазе Леварден начнется в 2019 г., достижение ее начальной оперативной готовности планируется в 2021 г.

Если ВВС Нидерландов держат первенство в пересечении на своих F-35A Атлантического океана в восточном направлении, то в обратную сторону первыми этот путь освоили итальянцы. Как известно, Италия будет единственным местом в Европе, где уже осуществляется сборка F-35. Первый самолет для ВВС Италии, AL-1 (MM.7332, 32-01), был собран на местном предприятии FACO в Камери и поднялся в воздух 7 сентября 2015 г. После передачи его ВВС Италии 3 декабря 2015 г. началась подготовка к перелету в США, в первую очередь – тренировки экипажей по дозаправке в воздухе от танкера KC-767 итальянских ВВС, проходившие в США. Перелет стартовал 3 февраля 2016 г. В нем, кроме непосредственно AL-1, участвовали еще шесть самолетов: два заправщика KC-767, два истребителя сопровождения TF-2000A и два поисковоспасательных C-130J. Перелет проходил с промежуточной посадкой на португальской авиабазе Лажеш на Азорских островах. Самолеты прибыли на базу Патаксент Ривер 5 февраля, совершив, таким образом, первый трансатлантический перелет F-35 в западном направлении. С 24 мая первый итальянский F-35A дислоцируется на авиабазе Люк. Там же находятся две следующие машины – AL-2 (MM.7333, 32-02) и AL-3 (MM.7334, 32-03), перелетевшие туда из Камери 18 мая 2016 г. в сопровождении двух KC-767 и двух C-130J с промежуточными посадками на Азорах и в Портсмуте. Четвертый собранный в Италии самолет – AL-4 (MM.7335, 32-04) – впервые поднялся в воздух 24 мая 2016 г. и, как ожидается, станет последним итальянским F-35A, поступившим на базу Люк в США: следующий за ним AL-5 в конце 2016 г. будет передан 13-й эскадрилье (авиагруппе) 32-го авиаполка ВВС Италии на авиабазе Амендола. Помимо F-35A, там же планируется дислокация всех 30 итальянских F-35B, сборка первого из которых ожидается в Камери в 2017 г.

Демонстрационный полет F-35A в паре с легендарным истребителем второй мировой войны P-51D

В ноябре 2015 г. первые два F-35A (AM-1 и AM-2, бортовые номера 5087 и 5088) получили и ВВС Норвегии. В настоящее время они находятся на авиабазе Люк в составе 62-й истребительной эскадрильи ВВС США (62 FS). В ближайшее время будут собраны и поставлены еще два норвежских F-35A. Всего Норвегия планирует закупить 52 самолета, на 22 из которых уже выделены средства, при этом от четырех до семи машин будут постоянно находиться на американской базе Люк в тренировочных целях. Непосредственно в Норвегию, на авиабазу Орланд, где дислоцируется 332-я эскадрилья, первые F-35A должны прибыть в 2017 г В мае 2016 г. закупка 27 самолетов F-35A была, наконец, одобрена правительством и парламентом Дании. Поставка их ожидается в 2021—2026 гг. Они должны заменить F-16 в 727-й и 730-й эскадрильях на авиабазе Скридструп.

За пределами Европы, помимо, собственно, США, истребителями F-35A пока располагает только Австралия. Она получила два первых самолета – AU-1 и AU-2 (бортовые номера А35-001 и А35-002) в декабре 2014 г. Пока они находятся в составе 61-й истребительной эскадрильи ВВС США на авиабазе Люк. Непосредственно в Австралии первые F-35A должны появиться в конце 2018 г., когда они начнут поступать в 3-ю эскадрилью Королевских австралийских ВВС на авиабазе Уильямтаун. Достижение ее начальной оперативной готовности намечено на 2020 г. Текущими планами ВВС Австралии предусматривается закупка 72 истребителей.

Следующим обладателем F-35А в скором времени станет Израиль. Первый его самолет – AS-1 (бортовой номер 901) – поднялся в воздух 25 июля 2016 г. Самолеты для ВВС Израиля получат там название P-351 Adir и будут отличаться от базовой версии установкой бортового комплекса обороны израильской разработки и возможностью применения израильского управляемого вооружения. Уже в декабре 2016 г. первые два F-35I (AS-1 и AS-2) планируется передать в состав 140-й эскадрильи ВВС Израиля на авиабазе Неватим. Израиль имеет твердые контракты на 33 самолета и опцион еще на 17, а общее количество заказанных машин может достичь 75 единиц.

В нынешнем году ожидается также постройка первых В-35А для Японии (АХ-1 и АХ-2), планирующей получить 42 таких истребителя, а ориентировочно в 2018 г. – головных машин для Турции и Южной Кореи.

Два истребителя пятого поколения ВВС США – F-22A и F-35A – в совместном полете на RIAT 2016

F-35A (12-5058) из состава 61-й истребительной эскадрильи ВВС США на статической стоянке в Фэйрфорде

Британский F-35B в групповом полете с парой Eurofighter Typhoon и легендарными Red Arrows

Сами же США к началу этого года располагали уже 144 серийными истребителями F-35 всех трех модификаций. 83 самолета F-35A были поставлены в ВВС, 39 «вертикально садящихся» F-35B – в Корпус морской пехоты и 28 «авианосных» F-35C – в ВМС. Всего Пентагон планирует получить 2443 машины (ВВС – 1763 F-35A, Корпус морской пехоты – 353 F-35B и 67 F-35C, ВМС – 260 F-35C).

Первым американским подразделением F-35B, достигшим начальной оперативной готовности, 31 июля 2015 г. стала 211-я истребительно-бомбардировочная эскадрилья Корпуса морской пехоты (VMFA-211) на авиабазе Юма. На ее вооружении пока состоят самолеты с «урезанной» версией программного обеспечения Block 2B.

Когда этот номер уже сдавался в печать, стало известно, что 1 августа 2016 г. статуса начальной оперативной готовности достигло и первое подразделение F-35A – 34-я истребительная эскадрилья ВВС США на авиабазе Хилл в Юте, имеющая 12 самолетов версии Block 3i. Первое «флотское» подразделение F-35C с наиболее полной версией программного обеспечения Block 3F, согласно имеющимся планам, должно достичь состояния IOC к концу 2018 г.

По официальным данным Lockheed Martin, к началу 2016 г. построено и поставлено заказчикам в общей сложности 154 серийных самолета F-35 (в т.ч. 90 F-35A, 42 F-35B и 22 F-35C), не считая 20 опытных экземпляров (14 летных и шести – для статических и ресурсных испытаний). На 2016 г. запланировано изготовление и поставка 53 следующих машин.

Виктор Друшляков

Фото автора

Строевые МиГ-29К на крымской «Нитке»

1 декабря 2015 г. в составе Морской авиации ВМФ России был сформирован 100-й отдельный корабельный истребительный авиационный полк, который получил свой номер в честь 100-го исследовательско-инструкторского истребительного авиаполка МА ВМФ Советского Союза, существовавшего в Крыму с 1986 по 1992 гг. и готовившего летчиков отечественной палубной истребительной авиации для нынешнего ТАВКР «Адмирал Кузнецов». В то время полком командовал Тимур Апакидзе – именно он вскоре после распада СССР подготовил и возглавил сформированный на Северном флоте 279-й корабельный истребительный авиаполк, получивший на вооружение новейшие на то время корабельные истребители Су-33, которые на долгие годы стали основой авиагруппы «Кузнецова». Нынешний 100-й полк оснащается новейшими многофункциональными корабельными истребителями МиГ-29К, поставки которых Министерству обороны завершились в 2014 г. В этом году строевые «МиГи» должны начать полеты с палубы корабля, а пока, в период с конца мая по начало июля, они впервые поработали на наземном испытательном и учебно-тренировочном комплексе «Нитка» в Крыму, на котором после долгого перерыва возобновилась подготовка российских истребителей-палубников. В июне-июле на крымской «Нитке» побывал наш корреспондент, ставший свидетелем тренировочных полетов МиГ-29К на комплексе и подготовки их летчиков к посадкам на корабль.

В настоящее время воссозданный 100-й отдельный корабельный истребительный авиаполк, на вооружение которого поступило 24 многофункциональных корабельных истребителя МиГ-29К и МиГ-29КУБ (иногда, для отличия от самолетов экспортной версии, поставляемых ВМС Индии, именуются МиГ-29КР и МиГ-29КУБР), базируется на аэродроме Центра боевого применения и переучивания личного состава МА ВМФ России в Ейске, где близится к завершению строительство нового Наземного испытательного учебно-тренировочного комплекса корабельной авиации (НИУТК КА). Первые четыре самолета были изготовлены РСК «МиГ» и поставлены Министерству обороны в конце 2012 г., следующие десять – в течение 2013 г., а передача заключительной десятки завершилась в конце 2014 г.

С начала 2015 г. на базе Производственного комплекса РСК «МиГ» в Луховицах, где строились МиГ-29К/КУБ для российской морской авиации, представители летного и инженерно-технического состава будущего 100 окиап приступили к изучению новых для них самолетов, а затем, при поддержке летчиков-испытателей РСК «МиГ» – к ознакомительным полетам. В числе первых на новых «МиГах» самостоятельно поднялись в воздух командир полка полковник Владимир Кокурин, его заместитель по летной подготовке подполковник Сергей Лучников, командиры эскадрилий майор Павел Михно и капитан Кирилл Ревякин. Их наставниками, кроме заводских испытателей, стали уже освоившие новый самолет летчик-инспектор МА ВМФ полковник Николай Дериглазов и летчик-инспектор 45-й Армии подполковник Борис Кальмуцкий – они, как и командир полка и его заместитель, являются ветеранами 279 окиап, опытнейшими палубными летчиками.

Прошлой осенью самолеты перебазируются с заводского аэродрома в Ейск, сюда же прибывает и личный состав формируемого полка. Наконец, наступает момент, когда необходимо переходить к отработке летчиками 100 окиап взлетов с трамплина и посадок на аэрофинишер. Но строительство НИУТК КА в Ейске еще не завершено, поэтому командование Морской авиации прорабатывает вопрос возможности использования для этой цели ставшего российским законсервированного комплекса «Нитка» в Крыму. Тем более перед полетами на «Кузнецове» тренировки нужны и летчикам 279 окиап, летающим на Су-33.

Немного истории. Строительство наземного испытательного и учебнотренировочного комплекса (НИУТК, позднее – просто «Нитка») на аэродроме Новофедоровка близ г. Саки в Крыму началось еще в 1976 г. Перед комплексом ставились задачи отработки авиационно-технических средств будущих советских авианосцев – катапульты, аэрофинишеров, аварийного барьера, оптической и инструментальной систем посадки, а также испытаний первых советских корабельных самолетов, использующих для взлета катапульту, а для посадки – аэрофинишер, и дальнейшей подготовки к полетам на них строевых военных летчиков авиации ВМФ. Позднее от применения на советских авианосцах катапульты отказались, вместо этого их решено было оснащать взлетным трамплином. Но для начала его предстояло отработать на «Нитке».

Первый экспериментальный трамплин Т-1, имевший высоту 5 м, длину 60 м, ширину 30 м и угол схода 8,5°, спроектированный в Невском проектно-конструкторском бюро и изготовленный на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве, был смонтирован в Саках в 1982 г. К испытаниям были привлечены соответствующим образом доработанные прототипы истребителей Су-27 (Т10-3) и МиГ-29 (№918), а также МиГ-27 (№603) и Су-25 (Т8-4).

По результатам первого этапа испытаний самолетов на комплексе «Нитка» было принято решение об изменении профиля взлетного трамплина.

Торможение МиГ-29К аэрофинишером. На переднем плане – оптическая система посадки «Луна»

Контрольный осмотр троса аэрофинишера специалистами «Нитки» после посадок самолетов


Расчеты специалистов ЛИИ, ЦАГИ и ОКБ показали, что наилучший результат будет достигнут, если поверхность трамплина будет образовывать не дуга цилиндра, а кривая третьего порядка. Угол схода самолета с трамплина при этом увеличится с 8,5 до 14,3°. Пока строился новый трамплин, получивший название Т-2, летом 1983 г. на «Нитке» приступили ко второму этапу испытаний самолетов – отработке посадки на аэрофинишер на втором блоке комплекса. Позднее началась отработка взлетов экспериментальных самолетов с трамплина Т-2.

В дальнейшем, в 1987—1991 гг., на комплексе «Нитка» проходили испытания опытные образцы корабельных истребителей Су-27К (будущих Су-33) и МиГ-29К (9.31), отрабатывались методики взлета на них с трамплина, захода по корабельным системам посадки и, собственно, посадки на аэрофинишер, летчики-испытатели тренировались перед первыми полетами на «Тбилиси» (так тогда еще именовался ТАВКР «Адмирал Кузнецов»).

После распада СССР уникальный тренировочный комплекс в Саках стал собственностью Украины. Когда в 1994 г. на Северном флоте ВМФ России началось освоение палубы «Адмирала Кузнецова» строевыми летчиками, со всей остротой встал вопрос необходимости их тренировок на наземном комплексе.


Подполковник Борис Кальмуцкий (справа) и капитан Кирилл Ревякин после первой посадки на МиГ-29К на блок аэрофинишера

Поначалу удавалось договариваться с правительством Украины об аренде крымской «Нитки» в интересах МА ВМФ России, и тренировки североморцев на своих Су-33 и Су-25УТГ здесь в 1994—2007 гг. проводились практически ежегодно, хоть и не были ритмичны по годам, сильно зависели от политической обстановки, а в отдельных случаях просто срывались, несмотря на имевшееся межправительственное соглашение. Ситуация обострилась во второй половине прошлого десятилетия: после 2007 г. российские палубные летчики смогли полетать на «Нитке» в Крыму только в 2010 г. В связи с этим в 2008 г. принимается решение о строительстве своего собственного, российского НИУТК КА в Ейске. Но весной 2014 г. Крым возвращается в состав России, и личный состав крымской «Нитки» переходит на службу в российские Вооруженные Силы. Если не брать в расчет техническое состояние долгое время простаивавшего комплекса, других препятствий для тренировочных полетов наших палубников здесь больше нет. И вот, спустя шесть лет после предыдущей тренировки, в Саках снова появляются российские палубные самолеты.

Специалисты «Нитки» во главе с ее командиром майором Александром Зыриным в кратчайший срок, без какого бы то ни было финансирования, провели анализ готовности всех систем комплекса для начала тренировок. Оказалось, что он вполне боеготов и способен обеспечить полеты палубных летчиков. С санкт-петербургским «Пролетарским заводом» – изготовителем аэрофинишеров – удалось оперативно решить все формальные вопросы, связанные с продлением ресурса поставленных им систем.

Момент зацепа троса аэрофинишера гаком МиГ-29КУБ

В начале мая этого года на аэродром в Новофедоровке прибыли четыре Су-33 и три Су-25УТГ из состава 279 окиап Северного флота. В последней декаде мая на «Нитку» из Ейска перелетела и авиагруппа от 100 окиап в составе пяти самолетов МиГ-29К/КУБ – три одноместных истребителя (бортовые номера 33, 34, 39) и два двухместных (52, 53). Участвовал в тренировках и МиГ-29КУБ (бортовой номер 51), используемый РСК «МиГ» и Министерством обороны для совместных государственных испытаний. Самое деятельное участие в подготовке летчиков 100 окиап принял шеф-пилот РСК «МиГ» Михаил Беляев.

Тренировкам способствовала и погода: «тугой» ветер очень часто дул строго в благоприятном, встречном направлении, а это в условиях «Нитки» является определяющим при планировании полетов с трамплина и посадок на аэрофинишер.

Обеспеченность тренировок авиационным топливом была ритмичной, что позволило выполнить запланированное количество летных смен. По отработанной годами методике летчики 279 окиап на крымской «Нитке» для отработки взлета с трамплина Т-2 используют двухместные самолеты Су-25УТГ (взлеты Су-33 с трамплина крымской «Нитки» не практикуются уже давно из-за отсутствия стартовых задержников, как на авианосце). Подобное ограничение коснулось и новых «МиГов». Несколько взлетов с трамплина «Нитки», в рамках испытаний самолета, произвел только шеф-пилот РСК «МиГ» Михаил Беляев. Взлет с трамплина летчикам строевых МиГ-29К предстоит отработать уже на «Кузнецове». Поэтому главной задачей для них в этот раз стала отработка посадки на аэрофинишер. Этот вопрос и был успешно решен, а специалисты «Нитки» обеспечили сопровождение полетов на самом высоком уровне: опыта и умения в этой работе им не занимать.

По решению командования ВМФ в 2018 г., в период модернизации аэродрома в Саках, планируется и полномасштабная реконструкция на новом технологическом уровне учебно-тренировочного комплекса «Нитка». Можно надеяться, что высокий потенциал крымской «Нитки» будет востребован и еще послужит делу подготовки корабельных летчиков Морской авиации ВМФ России.

Традиционное «посвящение» в корабельные летчики после первой собственной посадки на аэрофинишер проходит капитан Кирилл Ревякин. Справа – командир 100 окиап полковник Владимир Кокурин

Совместное фото личного состава 100 окиап и комплекса «Нитка» на память после окончания тренировки, 8 июля 2016 г.

Личный состав 279 окиап закончил свою работу в Крыму и убыл к месту базирования в Североморск для продолжения тренировок на авианосце 24 июня. Летчики 100 окиап продолжали полеты на «Нитке» до 8 июля, а 11 июля самолеты полка вернулись в Ейск для подготовки к перелету в Североморск.

Главным итогом тренировки корабельных летчиков МА ВМФ России этого года в Саках стало то, что в течение двух месяцев на наземном комплексе в Крыму безаварийно были отработаны взлетнопосадочные режимы корабельных истребителей для последующего перехода к полетам на авианосце, а летчики нового 100-го отдельного корабельного истребительного авиаполка уверенно осуществили первые самостоятельные посадки своих строевых МиГ-29К/КУБ на аэрофинишеры наземного комплекса.

Ближайшая задача командования – подготовка для двух полков достаточного количества молодых палубных летчиков, достойной смены ветеранам корабельной авиации ВМФ России. Не менее остро стоит на повестке дня вопрос размещения личного состава и авиатехники 100 окиап после планируемого в этом году перебазирования полка в Североморск.

Назад к карточке книги "Взлёт, 2016 № 07-08 (139-140)"

itexts.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о