Транспортная авиация

 

Транспорт является одной из ведущих отраслей любого современного государства. Объем предоставляемых транспортных услуг напрямую зависит от общего состояния экономики страны. Однако сам по себе транспорт зачастую стимулирует значительное повышение уровня активности этой самой экономики.

Авиационным транспортом является транспорт, который способен перевозить грузы и пассажиров по воздуху. Для такого вида транспорта характерными являются высокая скорость перевозки, а также способность преодолевать огромные расстояния. Он используется, прежде всего, для доставки грузов и пассажиров в труднодоступные районы, а также для осуществления срочных перевозок.

Гражданская авиация Российской Федерации является довольно сложной многоцелевой отраслью с большим и разнообразным парком самолетов, достаточно обширной сетью аэропортов, учебных заведений, авиаремонтных предприятий, а также системой управления полетами.

 

Транспортная авиация

 

Свою особую роль воздушный транспорт играет в достаточно плохо освоенных районах Российской Федерации, где он наряду с сезонными видами транспорта является практически единственным средством сообщения.

На сегодняшний день такой вид транспорта как воздушных занимает третье место по всему объему всех пассажирских перевозок. Кроме того он применяется также и в народном хозяйстве для доставки очень срочных грузов, при строительстве мостов, а также в проведении работ в сельской местности, рыбного промысла, и геологоразведки. Уровень развития воздушного транспорта на сегодняшний день является показателем степени научно-техническим потенциалом страны.

Сейчас рынок авиаперевозок является достаточно высококонкурентным, государство только лишь регулирует тарифы на услуги аэровокзалов, а вот стоимость остальных видов услуг воздушного транспорта формируется под воздействием, как спроса, так и предложения.

Транспортная авиация

Перевозки пассажиров и грузов производятся регулярными и нерегулярными авиаперевозчиками. Стоимость услуг, которые предоставляют нерегулярные перевозчики намного ниже, однако значимость их также намного меньше. Именно поэтому лидирующие позиции на рынке перевозок все же занимают регулярные перевозчики.

В гражданской авиации постоянно вводятся новые требования и проверки, которые с этого года будут производиться на постоянной основе с соблюдением всех правил авиационной безопасности. 

avia.pro

ВВС России: начало возрождения

ВВС России: начало возрождения


От редакции «РН»: Данный материал — продолжение статьи автора «Военное авиастроение: выход из пике» с обзором ситуации с поставками новейшей и модернизированной тактической авиации в ВВС России, опубликованное 31.08.2013 на сайте «Сделано у нас»

.

***

От автора. Материал должен был увидеть свет до МАКС-2013, но в Коммерсант он просто не влез по объему. В нём — данные о положении военного авиастроения в России за последние несколько лет. В процессе его создания огромную помощь мне оказал наш форумчанин misha12, за что ему огромное спасибо.

***

Российские ВВС сегодня заслуженно являются одними из крупнейших в мире. Несмотря на все сокращения, сейчас в их составе — около сотни самолетов стратегической и дальней авиации, около 450 истребителей, до 300 фронтовых бомбардировщиков и штурмовиков, до 80 разведчиков и порядка 220 самолетов военно-транспортной авиации. Численность вертолетов различного назначения — около 900 единиц. Таким образом, парк российских ВВС насчитывает порядка 2000 летательных аппаратов разного класса.

При этом нужно сказать честно: львиная доля этих машин фактически выработала свой ресурс и устарела. Эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко отмечает: «Похоже, что имеется отставание от современных западных ВВС в части возможностей РЭБ и в авиационных средствах поражения, особенно класса «воздух-поверхность».

При этом нельзя не заметить и положительные сдвиги — по словам Макиенко, за последние пять лет предпринимаются энергичные меры для улучшения ситуации. ВВС начали массово по современным понятиям получать новую и порой даже современную технику, растет среднегодовой налет летчиков, вообще резко интенсифицировалась боевая учеба. Фактически, по масштабу поставок военной авиатехники Россия вышла на третье место в мире, уступая лишь США и, возможно, Китаю.

***

ТАКТИЧЕСКАЯ АВИАЦИЯ

Сегодня этот вид боевой техники обновляется в ВВС России быстрее других. За последние годы Минобороны получило несколько партий новых самолетов. Среди них сверхманевренные истребители Су-35С, бомбардировщики Су-34, многофункциональные истребители Су-30СМ, Су-30М2 и Су-27СМ3. В этом году ожидаются первые поставки в авиацию ВМФ России легких палубных истребителей МиГ-29К/КУБ, а также подписание целого ряда контрактов. Многие из этих соглашений Минобороны планирует заключить на МАКС-2013.

Надо отметить, активно идет и модернизация парка тактической авиации России — на данный момент новое оборудование и вооружение получили уже около двух сотен истребителей, перехватчиков, штурмовиков и бомбардировщиков.

Активно идет подготовка к началу производства перспективного комплекса фронтовой авиации — Т-50, который в будущем станет основной ударной силой ВВС России.

***

ДАЛЬНЯЯ АВИАЦИЯ


На данный момент на вооружении дальней авиации России стоят несколько типов летательных аппаратов — самый большой в мире сверхзвуковой стратегический ракетоносец-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности Ту-160, стратегический ракетоносец Ту-95МС, многорежимный дальний ракетоносец-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности Ту-22М3, выполненный на его же базе разведчик Ту-22МР и топливозаправщик Ил-78М.

Главный российский «стратег» — Ту-160 — на сегодняшний день является самым могущественным и эффективным в мире подобным комплексом. Он имеет самые мощные в истории авиации двигатели, выдающие суммарную тягу в 100 тысяч кгс на форсаже. Максимальная скорость полета на большой высоте — свыше 2000 км/ч, максимальная дальность — свыше 13 тысяч километров. То есть свою боевую нагрузку — 40 тонн вооружения — машина может доставить в любую точку мира без дозаправки. В его арсенале – стратегические крылатые и аэробаллистические гиперзвуковые ракеты, а также свободнопадающие бомбы.

По данным агентства «Авиапорт», по совокупности характеристик и составу вооружений этот самолет по праву считается лучшим в мире в своем классе и значительно превосходит американский аналог B-1B «Лансер». Ракетоносец выпускался на Казанском авиационном производственном объединении (КАПО) имени С.П.Горбунова. Всего в ВВС России сейчас служат 16 машин. 2 крайних новых самолета Минобороны получило в 2000-ом и 2008-ом годах. Сейчас все Ту-160 входят в авиагруппу 6950-ой Гвардейской авиабазы 1 разряда, которая базируется в Энгельсе Саратовской области.

Модернизацию на заводе в Казани сейчас проходят 3 первых машины. Обновленные Ту-160 получат приставку «М» и будут отличаться новым комплексом вооружения и системой его управления, а также современной БРЛС и авионикой, что позволит удвоить боевую эффективность машины. К 2020 году такую модернизацию должны пройти по сути все Ту-160.

На смену этой машине через 12 лет придет новая — перспективный комплекс дальней авиации. Её облик уже практически определен. По заявлениям главкома ВВС России Виктора Бондарева, это будет дозвуковой стратегический ракетоносец. Его отличие от существующих самолетов дальней авиации, например, Ту-160, заключается в том, что он будет нести больше вооружения, сообщил главнокомандующий военно-воздушными силами РФ генерал-лейтенант Виктор Бондарев.»ПАК ДА будет дозвуковым, все его отличие в том, что он будет нести больше, чем Ту-160, и вооружение будет значительно серьезнее. Все остальные задачи будут решать ракеты», — сказал он.

Планируется, что

новая машина будет собираться на новом заводе, который построят на территории Казанского производственного объединения имени Горбунова. Еще в августе 2009 года между Минобороны России и компанией «Туполев» был подписан контракт на проведение НИОКР по созданию ПАК ДА сроком на три года.

Через 3 года года стало известно, что аванпроект нового бомбардировщика уже завершен и подписан, начинаются опытно-конструкторские работы по нему. К слову, проект самолета был утверждён в марте 2013 года. По некоторым данным, технический проект нового бомбардировщика должен быть полностью завершён уже через год.

На Казанском авиазаводе выпускался и другой дальний ракетоносец-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности — Ту-22М3. Его максимальная взлетная масса — свыше 124 тонн, дальность полета — 7 тысяч километров. Он оснащен парой двигателей тягой до 50 тысяч кгс. Вооружен самолет сверхзвуковыми управляемыми и гиперзвуковыми ракетами разной дальности, а также обычными и ядерными свободнопадающими бомбами.

Ожидается, что до 2020 года будут модернизированы 30 бомбардировщиков — до версии Ту-22М3М. Год назад по этой схеме уже прошел модернизацию первый самолет. Согласно техзаданию, все обновленные машины получат новый комплекс бортового оборудования и вооружения — новейшие высокоточные бомбы и крылатые ракеты. Эта программа модернизации самолета, как выяснилось, не единственная. В прошлом году, по некоторым данным, частичное обновление прошли ещё 4 машины — в них установили новый комплекс бортового и наземного оборудования СВП-24-22 по программе «Гефест». Такие комплексы уже успешно функционируют на фронтовых бомбардировщиках Су-24М. Таким образом, на сегодняшний день в ВВС уже 5 модернизированных по двум программах Ту-22М3. Всего же по программе «Гефест» планируется оснастить 30 бортов — соответствующий контракт с Минобороны подписан еще года назад. Сейчас на вооружении ВВС России стоит около полусотни Ту-22М3. Точное их число неизвестно по понятным причинам.

Разведчик Ту-22МР по своим летным характеристикам полностью совпадает с базовым Ту-22М3. Разница лишь в наличии бортового комплекса разведки, БРЛС и комплекса РЭП. Первые такие машины поступили в ВВС России в 1994 году. Как и в случае с базовым Ту-22М3, для его разведывательного варианта проработана программа модернизации. Она включает внедрение нового современного разведывательного комплекса повышенной мощности и обновленного бортового радиоэлектронного оборудования самолета. На сегодняшний день данных о ходе модернизации Ту-22МР пока нет.

Патриархом дальней авиации России по праву считается стратегический ракетоносец Ту-95МС, который выпускался в Советском Союзе в 80-х годах 20 века. Его предок — Ту-95 — был принят на вооружение ВВС СССР еще в 1965 году. К слову сказать — Ту-95МС не был какой-либо модернизацией Ту-95. По сути, на тот момент это был новая машина.

Этот самый быстрый в мире турбовинтовой самолет способен доставить 9 тонн ракет большой дальности и бомб на 10,5 тысяч километров. На нем установлены 4 двигателя общей мощностью 60 тысяч лошадиных сил. На вооружении ВВС России сейчас стоят 32 таких бомбардировщика,

ещё 3 десятка числятся в резерве.

Уже в этом году первые самолеты должны пройти модернизацию до версии Ту-95МСМ. По некоторым данным, обновленные машины получат новый навигационный комплекс. А современный прицельный комплекс, который планируют установить на ракетоносец, позволит использовать новейшие крылатые ракеты.

Топливозаправщик Ил-78М — машина, которая может гарантированно обеспечить топливом «стратегов» в заданной точке воздушного пространства. На сегодняшний день этот самолет является единственным топливозаправщиком в российских ВВС. Он выполнен на базе военно-транспортного оперативно-стратегического Ил-76МД и может заправлять топливом не только самолеты дальней, но и тактической авиации, а также машины дальнего радиолокационного обнаружения и разведки (ДРЛОиР). Самолет оснащен 4 турбореактивными двигателями общей мощностью около 50 тс. Ил-78М обладает максимальной взлетной массой в 210 тонн и может взять на борт свыше 90 тонн топлива, которое размещается в 3-х баках. Самолет в состоянии передать 60-65 тонн горючего при удалении от точки вылета в 1800 км или 32-35 тонн при удалении на расстояние в 4000 км.

Этих машин сейчас всего 19 в российских ВВС. Все они построены еще в СССР. В прошлом году капитальный ремонт на Рязанском авиаремонтном заводе прошел один заправщик. А полтора месяца назад Ульяновский завод «Авиастар-СП» запустил в производство глубоко модернизированную версию воздушного танкера — Ил-78М-90А. Он, в свою очередь, создан на базе также глубоко модернизированного тяжелого рампового военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А. Главные отличия от самолета предшественника — новые более мощные, но и более экономичные двигателя ПС-90А-76. Они почти на 20% экономичнее. У заправщика «стеклянная» кабина, в которой вся информация о системах самолета сведена на 8 многофункциональных ЖК-дисплеев. Первый опытный самолет этой модификации на заводе обещают построить за год, а госиспытания машина пройдет уже в 2015-ом. По некоторым данным, после этого заправщик может попасть в ГОЗ и начнёт серийно выпускаться для нужд Минобороны. Заводчане планируют построить для российских ВВС более 30 самолетов, которые в перспективе заменят стареющие Ил-78М.

Таким образом, за несколько лет парк стратегической авиации России пополнил один новый Ту-160, а на «Авиастре-СП» строится первый опытный заправщик Ил-78М-90А. Модернизацию уже прошли не менее 5 дальних бомбардировщиков Ту-22М3 и один топливный заправщик Ил-78М. Точное количество модернизированных стратегических ракетоносцев Ту-95МСМ пока неизвестно.

***

ВОЕННО-ТРАНСПОРТНАЯ АВИАЦИЯ

Военно-транспортная авиация в структуре военно-воздушных сил России по разнообразию авиапарка уступает лишь боевой авиации. Судите сами. На сегодняшний день в ее состав входят сверхтяжелый турбореактивный военно-транспортный самолет Ан-124 «Руслан», тяжелые турбореактивный военно-транспортный Ил-76МД, а также турбовинтовой Ан-22 «Антей». Из пассажирских — турбореактивные Ил-62, Ту-154 и Ту-134, турбовинтовые Ан-140-100, L-410UVP-E20 и Ан-24. Легкие военно-транспортные Ан-72 и Ан-26, средний военно-транспортный Ан-12ПП и легкий транспортно-пассажирский поршневой самолет Ан-2. Говорить о каждой из этих машин нет смысла, поскольку многие из них совсем скоро пойдут под списание. Потому остановимся на самых интересных и важных и тех, которые в последние годы подверглись модернизации либо поступили в войска только с заводов.

За последние 2 года в ВВС России, согласно контрактам, поступило 3 турбовинтовых грузопассажирских самолета Ан-140-100 — один в 2011-ом, 1 — в 2012 году и один пока в этом. Еще один такой самолет был направлен в авиацию ВМФ России. Таким образом, самарский завод «Авиакор», где производят эту технику, полностью выполнил поставки по двум договорам. Еще по двум завод в ближайшие годы построит для Минобороны ещё 10 бортов. Напомним,

Ан-140-100 предназначен для перевозки до 52 пассажиров и грузов, а также на международных линиях, с возможностью эксплуатации как на аэродромах с искусственным покрытием, так и на грунтовых ВПП. Отличительные черты самолета — высокие летные характеристики

и топливная эффективность, надежность и экологичность, высокий уровень комфорта на борту.

Тот же «Авиакор» передал ВВС России и, вероятно, 3 последних новых Ту-154М — по одному с 2010-го по 2013 годы. Это версия знаменитого советского пассажирского самолета с усовершенствованными экономичными двигателями.

Кроме того, Минобороны получило 9 новых легких турбовинтовых пассажирских самолетов L-410UVP-E20 за последние 3 года. Самолет это чешский, но завод Aircraft Industries c 2008 года более, чем наполовину принадлежит российской Угольно-металлургической компании, которая находится в Верхней Пышме, что в Свердловской области.

В этом году начал совместные госиспытания с Минобороны России тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А. Он является глубокой модернизацией транспортного Ил-76МД. От предшественника обновленная версия транспортника отличается новым модифицированным крылом, более мощными двигателями тягой в 16 тонн, усовершенствованной топливной системой. Кроме того, на самолете установлен цифровой прицельно-навигационный комплекс, автопилот и «стеклянная» кабина. Сейчас ульяновский завод «Авиастар-СП» строит 3 серийных Ил-76МД-90А. Срок сдачи самолетов Минобороны — 2014-2015-е годы.

Глубоко модернизированный Ил в России будет производиться впервые. Ранее его предшественника делали в Узбекистане на ГАО «ТАПОиЧ» — Ташкентском производственном объединении имени В.П.Чкалова.

Согласно контракту, ульяновские авиастроители должны произвести 39 Ил-76МД-90А до 2018 года. Этот контракт — крупнейший в российской военно-транспортном авиастроении за последние 20 лет. Кроме этого, в конце мая Минобороны заключило контракт с ТАНТК им. Г.М.Бериева

на поставку 6 самолетов-амфибий Бе-200 ЧС. Все машины должны быть поставлены до конца 2016 года.

Помимо производства новой техники на авиаремонтных заводах идет капитальный ремонт и предыдущей модели Ил-76 МД. За последние три года уже отремонтировано минимум 3 борта. Также были восстановлены два самолета дальней противолодочной обороны (ДПЛС) Ту-142М3 — по одному в 2011-ом и 2012-ом. Эта машина стала выпускаться с середины 80-х годов прошлого века. За основу нового самолета противолодочной обороны тогда взяли стратегический бомбардировщик Ту-95РЦ. На борту летающего охотника за подлодками установили модернизированную поисково-прицельную систему «Коршун» с радиогидроакустической аппаратурой «Заречье». На самолете была заново спроектирована кабина экипажа, усовершенствована система заправки топливом в воздухе. Вооружение Ту-142М3 состоит из радиогидроакустических буев, глубинных бомб, противолодочных торпед и управляемых ракет. На данный момент, по некоторым данным, в ВВС России осталось около полутора десятков этих машин. Видимо, все борта, которые еще имеют ресурс, будут модернизированы в ближайшие годы.

В этом году капремонт на Ивановской авиаремонтном заводе прошел один Ан-22 — тяжёлый турбовинтовой транспортный самолёт, предназначенный для перевозки до 60 тонн груза на расстояние до 5000 км. Он стал первым в истории советским широкофюзеляжным самолётом. Прошел плановый капитальный ремонт и Ил-22ВКП. На 20 авиаремонтном заводе его подлатали и модернизировали. Машина обзавелась новой аппаратурой связи и бортовыми компьютерами для командования штаба. Также важнейшим изменением стало появление радиоретранслирующей станции, передающей и принимающей информацию в цифровом формате. Благодаря этому нововведению, борт стал совместим с различными автоматизированными системами управления войсками. Передача самолета Минобороны состоялась около 2-х месяцев назад.

Также за 3 года ульяновский завод «Авиастар-СП» отремонтировал и модернизировал 3 Ан-124-100. Этих сверхтяжелых военно-транспортных самолетов в ВВС России осталось около двух десятков. В 2012 году Минобороны и завод подписали контракт, согласно которому ульяновцы отремонтируют 6 «Русланов», причем 3 из них — в этом году. Первый обновленный борт заводчане уже передали на испытания.

Однако, по словам эксперта Центра анализа стратегий и технологий,

несмотря на стабильные поставки новой и модернизированной техники ВТА в войска, остается ряд острых нерешенных проблем. Одной из важнейших он считает отставание России в разработке военно-транспортных самолетов грузоподъемностью 18-20 тонн.

«Имеющиеся Ан-12 бесконечно устарели, а создание среднего многоцелевого самолета на замену этим машинам уже более 10 лет не может двинуться с места. При этом самолеты в этой нише крайне востребованы на мировом рынке. Если ОАО «Ил» будет и дальше работать над проектом МТА с прежней ошеломляющей динамикой, рынок будет потерян в пользу американцев и бразильцев», — отмечает Макиенко.

Действительно, пока развитие проекта МТА — многоцелевого самолета средней грузоподъемности — не очень заметно. Сейчас, видимо, идут работы над созданием опытных образцов самолета. По словам заместителя директора «Рособоронэкспорта» Виктора Комардина, как только они появятся и будет, что показать потенциальным клиентам, обе стороны СП — и Россия, и Индия — обещают его всячески поддерживать. «Рособоронэкспорт» активно подключится к продвижению МТА на мировом рынке, как только появятся первые опытные образцы этого самолета. После того, как создадут прототип, испытают и представят самолет, начнется этап его производства одновременно в России и Индии. После этого «Рособоронэспорт» начнет играть большую роль «, — сказал Комардин.

***

АВИАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Впервые за долгие годы в ближайшее время Минобороны получит 4 спецборта — два самолета радиотехнической и оптико-электронной разведки Ту-214Р и два лайнера воздушного наблюдения Ту-214ОН «Открытое небо». Один из них Минобороны получили прямо на МАКС-2013. Об оборудовании этих самолетов известно лишь, что оно будет самым современным и позволит выполнять возложенные на экипажи функции в полном объеме. Оба контракта сейчас выполняет КнААЗ им С.П.Горбунова. Кроме того, был модернизирован один Ил-22ВКП.

***

РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ АВИАЦИЯ

В ноябре 2011 года ТАНТК им Г.М.Бериева передал Минобороны первый, а в конце февраля этого года — второй серийно модернизированный самолет ДРЛОиР А-50У. Как сообщается предприятие, в обновленной машине осуществлен переход на новую элементную базу бортового радиотехнического комплекса. Кроме того, кардинально модернизированы рабочие места членов тактического экипажа самолёта. А-50У получил «стеклянную» кабину с обилием многофункциональных ЖК- индикаторов. На самолёте установлен новый комплекс связи. Также в отличие от базового самолёта, А-50У имеет комнаты отдыха для экипажа, буфет с бытовым оборудованием и туалет.

Сейчас ведутся работы над созданием самолета ДРЛОиР следующего поколения — А-100. По мнению некоторых экспертов, эта машина превзойдет по своим характеристикам А-50У и будет строиться на базе Ил-76МД-90А. Сегодняшний комплекс А-50У может обнаружить наземные цели и определить их координаты, причём обнаружение может насчитывать до 300 объектов одновременно. Бомбардировщики обнаруживаются на расстоянии до 650 км, истребители — до 300 км, а колонны танков — 250 км. По-видимому, все эти характеристики будут значительно расширены и дополнены в новом самолете разведчике.

***

АРМЕЙСКАЯ АВИАЦИЯ

Сегмент армейской авиации в российских ВВС обновляется быстрее всего. Даже тактическая авиация не успевает за вертолетами по поставкам техники.

Сейчас на вооружении вертолетных частей стоят около 350 ударных винтокрылых машин. Из них 66 основных ударных Ми-28Н, 40 многоцелевых всепогодных боевых Ка-52 и 34 транспортно-боевых Ми-35М. Остальные — примерно 226 бортов — различные модификации транспортно-боевого вертолета Ми-24. Транспортных вертолетов на сегодня в армии около 450. Из них 40 — сверхтяжелые Ми-26, остальные 410 приходятся на транспортные модификации Ми-8. Для учебных целей используется примерно полсотни вертолетов. То есть общее количество машин на данный момент — 850 единиц.

В этом году в боевые части уже поступили 8 Ми-28Н, 16 Ка-52. Кроме этого, авиастроители сдали один тяжелый транспортный вертолёт Ми-26, 12 многоцелевых Ми-8АМТШ и 2 — Ми-8МТВ5. Пять учебных вертолетов Ансат-У — 5 и столько же многоцелевых Ка-226, возможно, были произведены в 2012-ом, но поставлены в этом году.

Таким образом, только за первые 7 с половиной месяцев 2013-го в российскую армию уже поступило 49 новых и 1 модернизированный вертолет. Всего же за почти 5 лет поставок российская армейская авиация получила кроме перечисленных выше ударных два корабельных вертолета РЛД Ка-31Р, 12 Ми-26, около 150 Ми-8, 24 Ансат-У и 15 единиц Ка-226. Итого — 343 новых вертолета. Кроме того, один Ми-26 прошел капитальный ремонт.

Исходя из планов постройки, резонно предположить, что к 2020 году общее количество вертолетов в армейской авиации вырастет примерно на полторы сотни штук и достигнет отметки в 1000 вертолетов разных классов. При этом почти все они будут относительно свежей постройки.

***

ЭКСПОРТ АВИАТЕХНИКИ

Мнения в том, как можно охарактеризовать сегодняшнюю ситуацию в экспорте военной авиатехники за границу, диаметрально разошлись.

Дело в том, что по сравнению с прошлыми годами, наблюдается падение спроса на внешнем рынке. «В период между МАКС-2009 и МАКС-2011 было продано 44 истребителя семейства МиГ-29 (24 единицы в Индию и 20 — в Мьянму) и 42 «Сухих» (20 — во Вьетнам, 16 — в Алжир, 6 — в Уганду), то есть всего заключены контракты на 86 самолетов нового производства, — подтверждает эксперт Центра Анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. — В период после прошлого МАКС-2011 подписаны контракты только на 42 технологических комплекта в Индию и 6 Су-30МК2 — в Индонезию. Плюс 4 Як-130 — в Белоруссию. Итого имеем 52 самолета за два года против 86 за предыдущие два года». Однако, по словам представителей ОАК, причин для беспокойства нет.

Сокращение экспорта связано с тем, что старые контракты уже выполнены, а вновь подписанные еще не начали реализовываться. Например, крупнейший импортер нашей боевой авиатехники — Индия — перешла к стадии лицензионного производства, а не покупки готовой техники в России. Естественно, такие поставки не могут идти в зачет готовых проданных машин. Именно из-за этого просели показатели экспорта техники. Из самых известных и крупных — контракт на поставку 6-ти истребителей Су-30МКИ в Индонезию, который был выполнен в мае этого года. Тогда же был подписан и уже частично оплачен контракт на поставку 30-ти ударных вертолетов Ми-28Н и истребителей МиГ-29М/М2.

Стоит также отметить крупнейший контракт между Россией и США о поставках на экспорт в Афганистан 30-ти транспортно-боевых вертолетов Ми-17В5. Сюда же стоит отнести и недавний контракт о развитии транспортного центра Ми-8/17 в ЮАР.

А это уже совершенно другой, мировой уровень обслуживания своих экспортных поставок. И именно такая политика России на рынке мирового экспортного военного авиастроения поможет завоевать новые рынки, путь на которые раньше нам был просто закрыт. А если учесть, что год от года на самолеты и вертолеты растет гособоронзаказ, то российскому боевому авиастроению и вовсе выпал уникальный шанс — возродиться в своем былом величии вновь.

***

Источник

rossiyanavsegda.ru

Проблемы и перспективы военно-транспортной авиации России

Автор: Сергей ГРОМОВ  

В последние годы в Вооруженных силах России заметно увеличилась доля нового, современного или модернизированного вооружения и техники. Однако до радикального обновления военно-транспортной авиации (ВТА) пока дело не дошло. Можно назвать несколько причин такого положения дел.

 

Срок службы самолетов ВТА изначально довольно высок – отдельные самолеты могут оставаться на службе несколько десятилетий. Впрочем, рано или поздно замены потребует любая техника. Кроме того, обновление парка ВТА само по себе дорогое удовольствие.

После распада СССР практически прекратилось финансирование новых проектов и новых закупок, а многие предприятия оказались вне территории России. 

И речь не только о поставщиках комплектующих, но в первую очередь о конструкторском бюро Антонова и Ташкентском авиационном производственном объединении имени Чкалова. Это обстоятельство, даже при наличии должного финансирования, увязывало проектирование и серийное производство новых самолетов, а также продолжение производства имеющихся моделей с экономическим состоянием соседних государств, а также с политикой и межгосударственными отношениями.

То, что этот риск – не преувеличение, было наглядно продемонстрировано судьбой Ан-70 (на фото). Уже практически готовый к серийному производству проект был фактически свернут, после того как Украина объявила о прекращении военно-технического сотрудничества с Россией и наложила запрет на поставку в Россию продукции военного и двойного назначения.

В свете вышесказанного прекращение производства самолетов Ил-76 в Ташкенте и начало производства в Ульяновске новой модификации Ил-76МД-90А, несмотря на затраты, выглядит вполне обоснованно в долгосрочной перспективе. Но начало производства Ил-76МД-90А в России не снимает всех проблем. В парке нашей ВТА сегодня числятся легкие Ан-26, Ан-72, средние Ан-12, тяжелые Ил-76, Ан-22 и сверхтяжелые Ан-124, а также некоторое количество других самолетов. Абсолютное большинство всех этих машин было произведено в СССР, и ресурс многих из них практически исчерпан.

Если в сегменте тяжелых самолетов имеется поставленный на производство Ил-76МД-90А (хотя темпы производства, даже в случае ежегодного наращивания, не позволяют в ближайшем будущем обновить парк Ил-76), то в остальных нишах замена пока не готова, а она нужна была еще вчера. Особенно критично выглядит состояние легких и средних самолетов как наиболее часто эксплуатируемых, да к тому же и самих старых (самому молодому Ан-26 – 30 лет, Ан-12 – 43 года, Ан-22 – 40 лет). А увеличившаяся за последние годы интенсивность эксплуатации еще быстрее «съедает» имеющийся ресурс.

Таким образом, есть вполне реальный риск резкого сокращения парка ВТА России. Между тем, он имеет критическое значение для Вооруженных сил как в плане снабжения, так и для быстрой переброски войск. Например, после гибели российского бомбардировщика Су-24 в Сирии именно ВТА обеспечила быстрое усиление ПВО российской авиабазы. ВТА обеспечивает также снабжение российской 102-й военной базы в Армении, где из-за существующих проблем в российско-грузинских и в армяно-азербайджанских отношениях других возможностей снабжения просто нет.

Перспективы 

К сожалению, быстрых (пусть даже временных) решений накопившихся проблем не существует. Например, нельзя быстро пополнить парк ВТА старыми гражданскими самолетами, как это было сделано в ВМФ, когда для нужд «Сирийского экспресса» были приобретены старые гражданские сухогрузы.

Единственно возможное решение – это капитальный ремонт и модернизация имеющихся самолетов и параллельное начало производства новых самолетов для замены старых. Для замены легких и средних транспортников рассматривались Ил-112В и Ил-214 (МТС), или Ан-178 соответственно. Ан-178 по известным причинам исключается. Таким образом, будущее российских легких и средних транспортников естественным образом остается за «илюшинскими» проектами. Что касается сверхтяжелых самолетов, рассматривается возможность возобновления производства Ан-124 «Руслан» на территории России. Напомним, что Ан-124 – крупнейший в мире серийный грузовой самолет, обладатель многочисленных мировых рекордов по грузоподъемности, дальности и высоте полета.

При этом как в проектах новых транспортных самолетов, так и в проектах модернизации имеющегося парка необходимо учитывать, что в российской армии появляются новые образцы вооружения, в частности – бронетехника нового поколения, которая создается в рамках программ «Курганец-25», «Армата» и «Бумеранг».

Гражданские и специальные самолеты 

Обсуждая будущее военно-транспортной авиации, нельзя обойти гражданскую авиацию. Во-первых, транспортные самолеты, которые находятся у гражданских авиакомпаний, при необходимости могут быть использованы и для военных перевозок. Таким образом, гражданские самолеты играют роль резерва для ВТА. Во-вторых, привлекательность самолета для гражданских перевозчиков в целом увеличивает шансы проекта на успех.

Однако гражданский рынок грузоперевозок имеет свои нюансы. В частности, для гражданских транспортников жесткие требования, которые предъявляются для военных самолетов, часто бывают избыточным. В этом плане перспективными могут быть и машины, созданные на базе пассажирских самолетов. В качестве примера можно рассмотреть Ил-114Т с грузоподъемностью 7 т, созданный на базе пассажирского Ил-114. Такой подход, благодаря унификации с пассажирскими моделями, позволяет минимизировать расходы и практикуется крупными авиастроительными компаниями, в том числе «Боингом» и «Эйрбасом».

Ну и, наконец, новые поколения транспортных самолетов, безусловно, послужат также базой для создания огромного количества специальных моделей как гражданского, так и военного назначения: это топливозаправщики, ДРЛО, противолодочные, пожарные, самолеты-госпитали и т.д. Очевидно, что российская авиация остро нуждается в серьезном обновлении парка ВТА как путем ремонта и модернизации старых самолетов, так и, прежде всего, посредством производства новых. И существующие проекты, при правильном подходе производителя и государства, позволяют решить эту задачу.

2017г., июль    
«Новый оборонный заказ. Стратегии» 

dfnc.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *