Стратегическая авиация Википедия

Советский дальний бомбардировщик Ту-22М3.

Стратегический бомбардировщик — боевой самолёт, способный нести авиационное оружие (авиационные бомбы, крылатые и баллистические ракеты), в том числе ядерное, предназначенный для нанесения бомбовых и/или ракетных ударов по стратегически значимым объектам, расположенным на территории враждебного государства, как правило, вне главных театров военных действий, с целью подрыва его военного и промышленного потенциала.

В отличие от тактических бомбардировщиков, предназначенных для поражения объектов противника (мобильной и стационарной техники, тактических баз и личного состава) на театре военных действий, стратегические бомбардировщики, как правило, обладают:

  • межконтинентальной дальностью полёта, увеличенной по массе боевой нагрузкой, обладающей наиболее мощным поражающим воздействием;
  • более комфортными условиями обитаемости для экипажа, с целью сохранения его работоспособности в длительном полёте (в режиме боевого дежурства).

В мирное время, средства поражения (особенно ракетно-ядерные), носимые стратегическими бомбардировщиками, чрезвычайно страшны для государств, являющихся потенциальными противниками, и фактически сдерживают «поджигателей войны». Стратегические бомбардировщики, в отличие от тактических, более универсальны, но и более дорогостоящие, они способны уничтожать заводы, электростанции, магистральные дороги, мосты, плотины, важные объекты сельского хозяйства, военные объекты и целые города, как на театре боевых действий, так и вне его, в частности — на другом континенте. В настоящее время лишь Россия и США располагают боевыми самолётами такого класса.

Ограничение термина[ | ]

Бомбардировщик принято называть стратегическим только когда он обладает межконтинентальной дальностью действия (свыше 5000 км) и способен применять ядерное оружие. Например, самолёты типа Ту-22М, Ту-16 и Б-47 (B-47) способны применять стратегическое ядерное оружие, но не обладают межконтинентальной дальностью полёта, и поэтому часто называются

ru-wiki.ru

Стратегическая авиация — надёжный небесный щит России

Мы гордимся нашей страной, которая за последнее время возрождается и последние достижения, особенно в области вооружения, дают нам право думать, что Россия способна дать отпор не только зарвавшимся политикам, но и некоторым странам тоже.

Немного истории

Российские перспективные авиационные комплексы, подводные лодки, системы залпового огня и комплексы ПВО, новейшие танки и системы радиоэлектронной борьбы становятся лучше мировых аналогов. Это лучше всего видно на примере возрождения авиационной промышленности.

За весьма короткий исторический срок удалось привести в порядок и упорядочить работу оборонного комплекса, заняться перспективными разработками и восстановить производство. Свой день рождения 23 декабря отмечает дальняя авиация и на её примере посмотрим, что удалось сделать в этой области.

В этот день в 1914 году был подписан указ о создании отряда тяжёлых аэропланов «Илья Муромец», но только лишь в 50-е годы прошлого столетия дальняя авиация приняла современные очертания и начала стремительно развиваться.

Первый российский тяжёлый самолёт-бомбардировщик «Илья Муромец»

В начале 60-х годов у Советского Союза в строевых частях стратегической авиации были приняты на вооружение самолёты Ту-16 с турбореактивными двигателями, всего лишь через шесть месяцев небо начал бороздить турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95. Спустя лет шесть для дальней авиации в строевые части поступили сверхзвуковые самолёты Ту-22.

Первый реактивный стратегический бомбардировщик ВВС СССР Ту-16 «Барсук»

В 1987 году вошёл в строй новый стратег – вершина конструкторской мысли, самый быстрый бомбардировщик Ту-160 «Белый лебедь», позволяющий выполнять сверхзвуковой 45-минутный полёт с включением форсажных камер, а противостоящий ему перехватчик F-A/18 мог удерживать такую скорость не более 10 минут.

Российские ВКС на данный момент располагают 16 единицами Ту-160, 30 машинами Ту-95 и 12 самолётами Ту-22М3. В состав дальней авиации входят также разведчики Ту-22МР и топливные воздушные танкеры Ил-78. Остальные самолёты находятся на хранении.

Дальнейшая модернизация и новая разработка ПАК ДА

Основными ударными самолётами в стратегических ядерных силах сдерживания – это модернизированные бомбардировщики Ту-160М1, Ту-160М2 и Ту-95МС. Задача для этих самолётов и также для Ту-22М3, прорвав оборону нанести удар по стратегически важным объектам и надводным целям противника, применив, если нужно, ядерное оружие.

Действуя с согласия законного правительства Сирийской народной республики, все эти бомбардировщики, одиночно и группами уничтожали укреплённые объекты террористов в Сирии. Получив новый прицельный комплекс для ракетоносца Ту-160, который позволяет использовать не только ядерные Х-55, но и обычные крылатые ракеты  большой дальности Х-555 и Х-101, вкупе с высокоточным бомбовым вооружением, наши «Белые лебеди» успешно громили скопления боевиков, склады с оружием и топливные запасы.

Модернизированный Ту-95МС, это уникальная машина с турбовинтовыми моторами, позволяющая разогнаться до скорости более 900 км/час, опробовала на территории Сирии стратегическую крылатую ракету класса «воздух – земля» Х-101/102 с большой дальностью действия.

Ту-95МС единственный в мире турбовинтовой самолёт летающий со скоростью выше 900 км/час.

Имея сравнительно небольшой радиус боевого применения сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22М3 достаточно эффективно уничтожал хорошо укреплённые объекты боевиков ИГИЛ. Этот самолёт весьма успешно действует против надводных сил противника, за что получила прозвище «убийца авианосцев».

Сверхзвукрвой Ту-22М3 действует на тактической глубине и имеет прозвище «убийца авианосцев».

В конце текущего года российские авиастроители, выполняя программу дальнейшей модернизации стратегической авиации, выпустили с заводских стапелей новую модификацию бомбардировщика, получившего индекс Ту-160М2 и персональное имя «Виталий Копылов».

Эта машина по боевой эффективности в 2.5 раза превосходит Ту-160М1, она оснащена более экономичными двигателями с широким ресурсом, позволяющим ракетоносцу совершать более дальние полёты.

Модернизированный Ту-160М2 — это совершено новая машина, превосходящая своего предшественника в 2.5 раза по боевой эффективности.

На Ту-160М2 поставят новейшие системы управления вооружением и современную электронику, кабину пилотов оснастят вместо аналоговых приборов ЖК-дисплеями и по замыслу инженеров на самолёте будет использована возможность интеграции оборудования от различных фирм. Всего таких машин будет выпущено 50 единиц, они призваны заменить к 2025 году Ту-95МС, которые к тому времени выработают свой ресурс.

В 2025 году запланировано впервые поднять в воздух перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА), который по мнению военных экспертов, должен заменить все эти три самолёта. Принято решение отказаться от сверхзвуковой версии этой машины, сделав упор на незаметность и оснащение её сверхдальними гиперзвуковыми крылатыми ракетами.

ПАК ДА с ракетами большой дальности для нанесения удара не надо выходить из воздушного пространства Росссии.

В итоге совершенно очевидно, что с ракетами повышенной дальности ПАК ДА для нанесения удара нет необходимости покидать воздушное пространство своего государства и двигаться на сверхзвуковой скорости, ведь находясь в пределах своих границ, он находится под охраной российских средств ПВО и сопровождается своими истребителями.

Заключение

Авиационная составляющая, её современные средства доставки и вооружение с повышенной дальностью поражения делают небесный ядерный щит России могучим сдерживающим фактором для любых мировых агрессоров.

 

aviarf.ru

Стратегическая авиация Википедия

Советский дальний бомбардировщик Ту-22М3.

Стратегический бомбардировщик — боевой самолёт, способный нести авиационное оружие (авиационные бомбы, крылатые и баллистические ракеты), в том числе ядерное, предназначенный для нанесения бомбовых и/или ракетных ударов по стратегически значимым объектам, расположенным на территории враждебного государства, как правило, вне главных театров военных действий, с целью подрыва его военного и промышленного потенциала.

В отличие от тактических бомбардировщиков, предназначенных для поражения объектов противника (мобильной и стационарной техники, тактических баз и личного состава) на театре военных действий, стратегические бомбардировщики, как правило, обладают:

  • межконтинентальной дальностью полёта, увеличенной по массе боевой нагрузкой, обладающей наиболее мощным поражающим воздействием;
  • более комфортными условиями обитаемости для экипажа, с целью сохранения его работоспособности в длительном полёте (в режиме боевого дежурства).

В мирное время, средства поражения (особенно ракетно-ядерные), носимые стратегическими бомбардировщиками, чрезвычайно страшны для государств, являющихся потенциальными противниками, и фактически сдерживают «поджигателей войны». Стратегические бомбардировщики, в отличие от тактических, более универсальны, но и более дорогостоящие, они способны уничтожать заводы, электростанции, магистральные дороги, мосты, плотины, важные объекты сельского хозяйства, военные объекты и целые города, как на театре боевых действий, так и вне его, в частности — на другом континенте. В настоящее время лишь Россия и США располагают боевыми самолётами такого класса.

Ограничение термина

Бомбардировщик принято называть стратегическим только когда он обладает межконтинентальной дальностью действия (свыше 5000 км) и способен применять ядерное оружие. Например, самолёты типа Ту-22М, Ту-16 и Б-47 (B-47) способны применять стратегическое ядерное оружие, но не обладают межконтинентальной дальностью полёта, и поэтому часто называются дальними бомбардировщиками. (На самом деле такое применение термина «дальние бомбардировщики» некорректно, так как такие бомбардировщики, не обладая межконтинентальной дальностью полета, в остальном технически также являются стратегическими бомбардировщиками. То есть, межконтинентальные и так называемые «дальние» бомбардировщики являются не чем иным, как двумя подклассами стратегических бомбардировщиков).

Однако, из-за неопределённости критериев с одной стороны, и политической конъюнктуры с другой, некоторые страны могут называть не только технически стратегические, но тактические и оперативно-тактические бомбардировщики стратегическими (Xian H-6A — ВВС Китая, Vickers 667 Valiant — ВВС Великобритании, Mirage 2000N — ВВС Франции, FB-111 — ВВС США). В последних случаях часто это вызвано применением (в том числе — планируемым) технически тактических и оперативно-тактических бомбардировщиков в качестве стратегических. Порой применение тактических и оперативно-тактических бомбардировщиков в качестве стратегических целесообразно, если стратегические цели на территории противника оказываются в зоне досягаемости тактической и оперативно-тактической ударной авиации.

История

Американский Б-2 (B-2) Спирит (1997).

Стратегическая авиация (в том числе стратегическая бомбардировочная), в полном смысле этого термина, начала активно развиваться в первые годы холодной войны. Тем не менее к стратегическим бомбардировщикам вполне обосновано относят дальние тяжёлые бомбардировщики времён Второй мировой войны:

Собственно эти самолёты тогда и использовались в качестве стратегических бомбардировщиков. Советский Ту-4 по характеру своего боевого применения также являлся стратегическим бомбардировщиком.

Во время Второй мировой войны стали появляться и проекты межконтинентальных бомбардировщиков. В Германии и Японии существовали планы использования таких бомбардировщиков для налётов на США с территории Европы и Азии соответственно (см. Amerika Bomber и Nakajima G10N). В США, в свою очередь, разрабатывался проект межконтинентального бомбардировщика для налётов на Германию в случае падения Англии — в итоге дальнейшего развития этого проекта во второй половине 1940-х годов началось массовое производство первого «настоящего» стратегического бомбардировщика B-36. B-36, будучи поршневым самолётом, вскоре стал достаточно уязвимым для быстро совершенствовавшихся реактивных истребителей, несмотря на свою очень большую для тех лет высоту полёта. Тем не менее в течение ряда лет B-36 составляли основу стратегических ядерных сил США.

Дальнейшее развитие этого вида военной техники пошло быстрыми темпами. Через какое-то время стратегические бомбардировщики, оснащённые как правило ядерным оружием, постоянно несли боевое дежурство, обеспечивая условия взаимно-гарантированного уничтожения в случае войны. Главным послевоенным требованием к стратегическому бомбардировщику, к выполнению которого стремились авиаконструкторы, являлась способность самолёта доставить ядерное оружие до территории потенциального противника и вернуться обратно. Такими самолётами в период холодной войны стали американский Boeing B-52 Stratofortress и советский Ту-95.

Сверхзвуковые стратегические бомбардировщики

В начале-середине 1950-х годов ещё не существовало зенитных ракет (ЗУР), способных поражать высокоскоростные высотные цели.

Единственным средством борьбы с такими целями являлись истребители-перехватчики (такие как, например, американский Convair F-102 Delta Dagger). Таким образом, задача неуязвимости бомбардировщика поддавалась решению путём создания бомбардировщика с очень высокими высотными и скоростными качествами.

В США по этой доктрине были разработаны B-58 и A-5. Особенностями этих самолётов является, например, полное отсутствие любого другого вооружения, кроме стратегических ядерных авиабомб — а иногда и единственной ядерной авиабомбы.

Примерным советским аналогом можно считать Ту-22 и М-50.

Вершиной этой доктрины являются нереализованные в серии американская «Валькирия» XB-70A и её советский аналог — Т-4 («сотка»).

Несостоятельность доктрины выяснилась с появлением ЗРК ПВО, таких, как С-75, уверенно поражающих такие цели, как сверхвысотный самолёт-разведчик U-2. Производство B-58 было свернуто, первый палубный стратегический бомбардировщик A-5 был переделан в разведчик.

На этом новом этапе развития вооружений от дальнего и стратегического бомбардировщика по-прежнему требовалась высокая скорость, но уже не как средство преодоления ПВО, а как средство сокращения подлётного времени — длительности прибытия к месту нанесения удара. Для преодоления же ПВО планировался, например, полёт на сверхмалой высоте.

В этой парадигме первыми серийными сверхзвуковыми такие дальние бомбардировщики, как FB-111, Ту-22М и английский TSR.2 (который не попал в серию из-за переориентации Великобритании на использование ПЛАРБ с ракетами «Поларис»). В англоязычных текстах такие самолёты называются «интердиктор».

С развитием новых технологий также серийные стратегические бомбардировщики получили сверхзвуковую скорость и способность летать как на больших, так на предельно малых высотах (B-1, Ту-160), а в некоторых случаях и стелс-технологии пониженной радиолокационной заметности (B-2, Xian H-20, ПАК ДА и частично B-1B и Ту-160), а также конфигурацию «летающее крыло» (Xian H-20). Данный комплекс характеристик увеличивает вероятность удачного проникновения в чужое охраняемое воздушное пространство.

Тем не менее высокая стоимость создания и содержания самолётов данного типа, а также их сомнительная эффективность в локальных войнах (в случае с Россией в условиях наличия на вооружении Су-34 и Ту-22М), не даёт возможности быстро заменить авиапарк и некоторые типы самолётов остаются на вооружении в течение нескольких десятилетий (яркие примеры: B-52 и Ту-95). Однако моральное и техническое старение машин данного типа вызывает необходимость их замены. Так, в США была запущена программа по разработке нового бомбардировщика NGB (Next-Generation Bomber) для замены B-52 (после 2030 года, когда предварительно, самолёты данного типа будут сняты с боевого дежурства). В России планируется заменить Ту-95 на модернизированные Ту-160М1/М2 (первые поступят на вооружение с конца 2010-х годов) и ПАК ДА. Также, вторым в мире (после американского B-2) стратегическим бомбардировщиком технологий стелс и «летающее крыло» начал отрабатываться прототип китайского Xian H-20.

Как правило, стратегические бомбардировщики разрабатывались непосредственно для доставки ядерного оружия. Но они иногда использовались и в локальных войнах. В частности Ту-16, Ту-22 и Ту-22М ограниченно применялись в Афганской войне, B-52 — во Вьетнаме и Ираке, B-2 — в Югославии и в Ираке (2003), Ту-160 — в в Сирии против Исламского государства.

Основные стратегические бомбардировщики

Холодная война

Опытные и нереализованные проекты

Современные

Будущие

См. также

wikiredia.ru

Стратегическая авиация — Стратегическое ядерное вооружение России

Стратегические бомбардировщики, находящиеся на вооружении Вооруженных сил России, входят в состав Командования Дальней Авиации ВКС России. Командующий—генерал-майор Сергей Иванович Кобылаш —назначен на эту должность 16 сентября 2016 г.

По состоянию на начало 2017 г. в составе КДА находилось около 66 стратегических бомбардировщиков двух типов, на вооружении которых находились примерно 200 крылатых ракет большой дальности.

Количество бомбардировщиковВсего крылатых ракет
БомбардировщикТип и количество крылатых ракет 

 

Ту-95МС (Bear H)55до 16 КРВБ ?
Ту-160 (Blackjack)1112  КРВБ ?
Всего66  ~200

 

Подразделения дальней авиации

В состав КДА входят две авиационных базы, на вооружении которых состоят стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95МС. Кроме этого, в составе армии находятся бомбардировщики Ту-22М3 (Backfire C).

6950-я Гвардейская авиационная база (1 разряда) (бывшая 22-я гвардейская тяжелая бомбардировочная дивизия) в городе Энгельсе (Саратовская область), включает в свой состав два полка тяжелых бомбардировщиков: 121-й гвардейский с бомбардировщиками Ту-160 и 184-й полк с бомбардировщиками Ту-95МС.

Кроме этого, в состав базы возможно входит 203-й полк самолетов-заправщиков Ил-78, базирующийся в Рязани. В Рязани также расположен учебный центр, в котором могут базироваться стратегические бомбардировщики.

6952-я авиационная база (бывшая 326-я тяжелая бомбардировочная дивизия) в Украинке (Амурская область). В состав дивизии входят 79-й и 182-й гвардейский полки бомбардировщиков Ту-95МС.

Стратегические бомбардировщики

Стратегический бомбардировщик Ту-95МС (Bear H) был создан в КБ А. Н. Туполева. Серийное производство самолета осуществлялось в 1984-1991 гг. на авиационном заводе в г. Куйбышеве (в настоящее время—Авиационный завод Авиакор, г. Самара). Бомбардировщик оснащен турбовинтовыми двигателями. Ударное вооружение бомбардировщика состоит из шести крылатых ракет большой дальности Х-55, размещенных в бомбовом отсеке. Вариант бомбардировщика, обозначаемый как Ту-95МС16, может дополнительно нести до 10 крылатых ракет, размещаемых на пилонах под крыльями, но дальность бомбардировщика при этом значительно уменьшается.

Стратегический бомбардировщик Ту-160 (Blackjack)был разработан в КБ А. Н. Туполева. Серийное производство самолета осуществлялось в 1984-1992 гг. и вновь с 1999 г. на авиационном заводе в г. Казани (в настоящее время—Казанское авиационное производственное объединение им. С. П. Горбунова). Ударное вооружение бомбардировщика состоит из 12 крылатых ракет большой дальности Х-55, размещаемых в бомбовом отсеке. После осуществляемой в настоящее время программы модернизации бомбардировщики будут способны нести бомбы свободного падения и неядерные крылатые ракеты.

Крылатые ракеты

Крылатые ракеты Х-55 (AS-15, РКВ-500А), состоящие на вооружении дальней авиации, разработаны в МКБ Радуга (г. Дубна, Московская область). Производство ракет с 1983 г. осуществлял Дубнинский машиностроительный завод. Был разработан также вариант ракеты Х-55СМ, обладающий большей дальностью за счет дополнительных топливных баков. Этот вариант обозначается РКВ-500Б. Существует вариант ракеты известный как Х-555, который возможно представляет собой неядерный вариант Х-55.

В России также разработана новая крылатая ракета, которая по всей видимости призвана заменить Х-55 и ее варианты. Новая ракета известна как Х-101 (возможно, что вариант ракеты в ядерном оснащении обозначается как Х-102).

russianforces.org

Стратегическая авиация СССР — Политическое образование

Стратегическая авиация СССР – это стратегические бомбардировщики, которые заслуживают особой гордости. Они являются настолько сложными и дорогостоящими машинами, что их производили только две страны в мире – СССР и США. Стратегический бомбардировщик Ту-95 находится на вооружении ВВС России и даже в настоящее время представляет серьёзную угрозу для территории США. На нём менялись двигатели, бортовое навигационное оборудование, вооружение, но и сегодня по внешнему виду самолёт остаётся таким же, каким был 60 лет назад. Ведь первый полёт он совершил ещё при жизни И. В. Сталина – 12 ноября 1952 года.

На Ту-95 установлены четыре экономичных турбовинтовых двигателя НК-12МВ ОКБ Н. Кузнецова мощностью по 9330 л.с. каждый, которые вращают восемь попарно сдвоенных винтов, вращающихся в разные стороны. Такие винты придают самолёту необыкновенный солидный вид. Огромный самолёт с длинными стойками шасси и большим (50 метров) размахом крыльев красив на земле, а ещё красивее в воздухе. Способен доставить термоядерное оружие на любой континент планеты.

Естественно возникает вопрос о нужности стратегических бомбардировщиков при наличии межконтинентальных баллистических ракет. Вот что, отвечая на данный вопрос, пишет академик Е. А. Федосов: «Мне не давали покоя сомнения смогут ли Генеральный секретарь ЦК КПСС и его соратники в течение 8-12 минут принять решение о нанесении ответного удара, если американцы решат развязать ядерную войну? Я отвечал себе: «Нет, не смогут». Поэтому критерий контрсиловой борьбы казался мне совершенно недопустимым. Наличие авиационной составляющей и, соответственно концепция ответного удара больше грели мне душу, потому что самолёты с ракетами можно поднять по боевой тревоге в любой момент и, в зависимости от развития ситуации, либо нанести гарантированный удар возмездия по врагу, либо, если тревога оказалась ложной, вернуться на аэродром. Вот эта неадекватность реакции является очень важным моментом в авиационной составляющей».

Кстати, американский В-52 тоже летает с 1950-х годов по сегодняшний день. Прорвать ПВО СССР он не мог, но в его задачу и не входит прорыв обороны. Его задача выпустить крылатые ракеты. Думаю, что слабую американскую противовоздушную оборону Ту-95 прорвать мог, но с появлением совершенных крылатых ракет эта необходимость отпала, так как ракеты выпускаются до входа в зону ПРО.

О встрече с Л. И. Брежневым Е. А. Федосов пишет: «Мне пришлось с ним встречаться трижды, и он не производил впечатления недалёкого, впавшего в старческий маразм человека, каким его изображают сейчас пародисты… Во всех трёх случаях я видел перед собой человека достаточно разумного, и наши проблемы, военно-промышленного комплекса он понимал хорошо. Говорил он без всяких бумажек, твёрдо, добротным языком и производил впечатление достойного лидера великой державы. Брежнев был очень ровным человеком в отношении с людьми, с аппаратом, умел с ними работать».

Положительно он характеризует работу Министров авиационной промышленности Петра Васильевича Дементьева и Ивана Степановича Силаева, который сменил на министерском посту В. А. Казакова, а о Министре обороны СССР, маршале Д. Ф. Устинове и Главнокомандующем ВВС СССР, Главном маршале авиации П. С. Кутахове описал следующий эпизод, происшедший во время учений Советской Армии: «Однажды Генеральный штаб проводил в южной части ГДР, близ Магдебурга, учения по отражению «нападения» НАТО, в составе английских дивизий. События развивались так, что возникла необходимость быстро перебросить крупное танковое соединение из Польши в район «боя». Но время-то мирное, все шоссе забиты автомобилями, и танки застряли в «пробках». И дело идёт к тому, что «условные англичане» вот-вот одержат победу. Подняли боевые вертолёты, но их мощи не хватает. Тогда Устинов командует:

— Поднять в воздух фронтовую авиацию! Атаковать передний край противника!

П. С. Кутахов, главком ВВС тут же докладывает:

— Товарищ маршал, я не могу выполнить ваш приказ, поскольку в районе аэродромов — грозовая обстановка.

Дмитрий Фёдорович вспылил:

— Что же это за всепогодная авиация, которая боится дождя и не может воевать?! Враг-то рядом!

Действительно, погодка серенькая стоит, облачность, где-то грозовые зоны, видимо, образуются, но, по моим соображениям, метеоусловия не настолько плохи, чтобы не выполнить приказ министра обороны СССР. Я – к Катухову:

— Павел Степанович, что же вы так нас позорите? Более-менее видно же всё…

— Ты знаешь, — он взглянул на меня, — всё, что здесь происходит — для начальства. А если я брошусь выполнять приказ, и хоть один лётчик разобьётся, никогда себе этого не прощу.

Рисковал ли Катухов? Должностью главкома ВВС – несомненно. После этого эпизода я проникся к нему ещё большим уважением. А вообще, он сделал очень много для авиации. До него над судьбами ВВС больше размышляли, но мало делали. Он же фактически стал нашим соавторам в создании поколений боевых машин – сначала линии МиГ-23, а потом – МиГ-29, Су-27, стратегических систем, Су-25, ряда вертолётов… Всё это было создано во времена Павла Степановича Катухова, как главнокомандующего ВВС. По сути дела ему, да ещё его заместителю по вооружению Михаилу Никитовичу Мишуку СССР во многом был обязан тем, что имел одни из самых мощных ВВС в мире. Они рука об руку работали со специалистами авиационной промышленности, и я вспоминаю тот период, как «золотой век», когда мы не столько конфликтовали, сколько стремились найти лучшие решения любой проблемы, возникавшей в процессе этой совместной работы.

Впрочем, надо отдать должное и Д. Ф. Устинову – в этом эпизоде в ГДР с П. С. Катуховым он не стал, как говорится, «лезть на рожон». Может быть, свою роль сыграло то, что Дмитрий Фёдорович имел огромный и жизненный и промышленный опыт, а это, несомненно, сказывалось на его восприятии и понимании людей. Думаю, что его (Д. Ф. Устинова — Л. М.) роль в победе в Великой Отечественной войне не меньше, чем роль Жукова. Устинов ведь был наркомом вооружений, а армия воевала тем, что поставлял тыл».

Но вернёмся к рассмотрению стратегической авиации. Именно при Л. И. Брежневе возобновили строительство самолётов дальней авиации, свёрнутое Н. С. Хрущёвым. В СССР было восстановлено производство стратегических бомбардировщиков Ту-95МС, которые оснащались самым современным оборудованием и вооружением, включая крылатые ракеты. На Ту-95МС установили четыре двигателя ТВД НК-12М (МВ) мощностью 15 000 л. с. каждый. Он уже мог брать на борт 20 тонн вооружений и обладал максимальной взлётной массой 185 тонн, дальностью полёта с максимальной боевой нагрузкой 10 500 км и максимальной скоростью 830 км в час.

Вернули в строй самолёт и создали крылатые стратегические ракеты для самолёта Ту-95: А. А. Туполев, главный конструктор Ту-95МС В. А. Антонов, генеральные конструкторы ракет для стратегического бомбардировщика Ту-95 А. Я. Березняк и И. С. Селезнёв. Игорь Сергеевич Селезнёв возглавил создание первой стратегической авиационной ракеты, у которой после выброса из отсека раскрывались крылья, как лезвия перочинного ножа. Созданием ракет мы также обязаны Владимиру Николаевичу Челомею и Евгению Александровичу Федосову. Стратегический бомбардирощик-ракетоносец Ту-95МС оснащался шестью стратегическими крылатыми ракетами Х-55. Мы не отставали от США и наша ракета и наш Ту-95 были лучше американского Б-52.

Второй стратегический бомбардировщик СССР — «Ту-160» поднялся в воздух в 1981 году. Первые самолёты поступили в строевую часть дальней авиации в мае 1987 года. Его вид изумляет. Кажется, он прилетел к нам из других миров. Создавало самолёт конструкторское бюро А. Н. Туполева. КБ руководил Алексей Андреевич Туполев – сын А. Н. Туполева. Главным конструктором Ту-160 был назначен Валентин Иванович Близнюк. Отработкой систем самолёта занимался Валентин Тихонович Климов. Разработчиками радиоэлектронного оборудования из ленинградского НИИ «Электроавтоматика» руководил главный конструктор Е. С. Липин, специалистами Раменского приборного КБ – главный конструктор Г. Е. Джанджгава, ракетчиками из МКБ радуга – генеральный конструктор, вышеуказанный И. С. Селезнёв.

На долю Генерального директора Государственного научного центра ГосНИИАС (НИИ авиационных систем) Евгения Александровича Федосова выпала доля по комплексному объединению усилий все этих подразделений для получения высокоэффективной системы управления вооружением самолёта Ту-160. И создание мощной и надёжной системы управления вооружением удалось. Ту-160 поражал территорию противника с огромных расстояний, не входя в зону континентальной системы ПВО, сочетая самую совершенную систему управления вооружением с самыми замечательными лётно-техническими характеристиками самолёта.

На самолётах устанавливалось четыре двигателя ТРДДФ НК-32 тягой 25 000 кгс каждый. Ту-160 имеет стреловидное крыло с большим корневым наплывом и поворотными консолями, оборудован системой дозаправки в воздухе. Максимальная взлётная масса самолёта Ту-160 составляет 275 тонн, скорость полёта 2200 км в час, дальность полёта 13 200 км, максимальная боевая нагрузка 45 000 кг.

Ту-160 рассматривался не только как самолёт, созданный для поражения далеко расположенных континентальных целей. Предусматривалось его использование и на морских театрах военных действий. Для борьбы с авианосным и другими видами флота противника самолёт должен подняться на высоту 15-17 тыс. метров в кратчайший срок и для этого самолёт должен обладать скоростью не менее 2 скоростей звука. С таких высот бортовой локатор Ту-160 обнаруживает цели на расстоянии в 600 и более километров.

Для нанесения удара по авиабазам самолёт должен лететь с дозвуковой скоростью на предельно малых высотах. Для подавления авиации противника на базах сначала наносится удар аэробаллистическими ракетами Х-15, а затем ракетами Х-55.

«Создание Ту-160 смело можно считать своеобразным подвигом, который совершила авиационная промышленность СССР в целом и КБ им. А.Н. Туполева в частности. Крылья и мотоотсеки машины изготавливал Воронежский авиазавод, оперение и воздухозаборники – Иркутский, шасси – Куйбышевский агрегатный, фюзеляж, центроплан и узлы поворота панелей крыла – Казанский авиационный завод, который проводил потом и общую сборку серийных самолётов. На долю последнего выпала, пожалуй, наибольшая нагрузка по выпуску головной партии Ту-160.

Создание самого тяжёлого в мире многоцелевого и многорежимного ракетоносца-бомбардировщика с изменяемой геометрией крыла – это путь в неизведанное. Поистине инженерным шедевром, к примеру, стало создание низкорасположенного стреловидного крыла с большим корневым наплывом и поворотными консолями…Чтобы создать это крыло, пришлось разрабатывать технологию сварки титана с глубиной вакуума в сварочных камерах до 10 в минус шестой степени. То есть обеспечить фактически, космические условия. Такая установка была создана на Казанском авиационном заводе с помощью НИАТ. И примеров инженерных решений, которых не имела ни одна страна в мире, я мог бы привести ни один десяток.

Первый полёт опытного образца Ту-160 выполнил экипаж лётчика-испытателя Б. И. Веремея 19 декабря 1981 года, в день рождения Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева. Эта машина оказалась настолько великолепной, что было решено строить 100 самолётов. На мой взгляд, Ту-160 стал вершиной достижений чисто самолётостроительных технологий в СССР, основанных на использовании уникальных материалов, проведении широкомасштабных работ по использованию многошпиндельных станков с числовым программным управлением и т. д.

Мне потом приходилось видеть наш бомбардировщик и В-1 на различных международных выставках и, честно говоря, американская машина явно уступала Ту-160 по многим параметрам. И сколько бы я не встречал В-1, под каждым почему-то стояло ведро, в которое сочился керосин – видимо, с герметичностью топливных баков у него не всё ладно», — написал Е. А. Федосов.

При проектировании и производстве стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160 были использованы все лучшие свойства его предшественников – самолётов Ту-95, Ту-22М и сверхзвукового пассажирского Ту-144. Системы управления вооружением для первых двух машин были поставлены и на Ту-160, но на новой элементной базе.

О разработке системы управления вооружением Ту-160 Е. А. Федосов в частности пишет следующее: «Выставка» ракеты должна быть произведена с величайшей точностью, так как ошибка в какой-нибудь градус может увести её далеко в сторону от первой зоны коррекции, и она просто «заблудится», не «увидев» под собой того рельефа, который заложен в её памяти. Поэтому нам пришлось создать на стенде достаточно большой объём программ, провести тысячи «полётов», и прежде чем Ту-160 был принят на вооружение, мы полностью обрабатывали двенадцать или четырнадцать версий программного обеспечения систем управления оружием.

При этом каждая редакция версии была доведена до логического конца, имела законченный вид, но поступали новые вводные, мы сталкивались с какими-то неизвестными доселе явлениями, и приходилось снова и снова менять алгоритмы. К тому же мы выгребали сотни и тысячи ошибок из каждой версии программы пока не доводили её до блеска.

Мы также отрабатывали методику оценки качества программного обеспечения, так называемую его верификацию. Это тоже очень сложная задача… И если бы мы пошли по американскому пути верификации, то нам, наверное, всей жизни не хватило бы, чтобы её провести. Полунатурное же моделирование, которое фактически даёт возможность «жить» в реальном полёте, позволило нам в кратчайшие сроки проверить в комплексе всю программу управления системами самолёта и оружия…

Наше тестирование, помимо логического анализа цепочек программ и на соответствие с картами прошивок, позволяло ещё и видеть как система работает в динамике. Этот процесс, думаю, ещё не осмыслен теоретически до конца, но он очень важен – взаимодействие «живой» программы и «живой» аппаратуры в реальном масштабе времени ещё ждёт своих исследователей.

Оглядываясь назад, я иногда сам удивляюсь, как нам удалось отработать «без помарок» и в сжатые сроки такой сложнейший комплекс, как Ту-160. Надо сказать, что на первых же боевых учениях 37-й воздушной армии, в которых участвовал этот самолёт, по его работе не было сделано ни одного замечания: если ракета сходила с него, то она попадала в цель.

И по сей день мы уверены, что наша авиационная составляющая в стратегической триаде, благодаря Ту-95МС и Ту-160, играет весьма значительную роль. Более того: эта роль в настоящее время начинает возрастать, что связано как с ухудшением геостратегических условий, в которых оказалась Россия после распада СССР, так и с рождением новых военных доктрин», — утверждает указанный выше автор.

И далее Е. А. Федосов пишет: «Вообще, и Ту-160, и другим машинам, заложенным в 70-80–х годах, на мой взгляд, крупно повезло, потому что в этот период нашими Военно-Воздушными силами командовали люди, которые прошли большую жизненную школу и были профессионалами высшего класса. Большинство из них прошли Великую Отечественную войну – П. С. Кутахов (Главком ВВС в период закладки, создания и испытаний Ту-160 – Л. М.) стал Героем Советского Союза, Н. М. Мишук… заместителем главкома по вооружению. Под стать им был и весь аппарат, на плечах которого лежала ответственность за настоящее и будущее ВВС. Его работники участвовали, по сути дела, в создании и принятии на вооружение трёх поколений боевых самолётов и вертолётов… При П. С. Кутахове была сохранена структура, которая формировалась ещё в годы войны».

Наши учёные конструкторы добились не имевших в то время в мире результатов, когда каждая выпущенная с самолёта ракета попадала в цель. Кстати, для полётов на Ту-160 впервые в нашей авиации была использована глобальная навигационная спутниковая система.

45 000 кг вооружения Ту-160 размещается в двух отсеках и включает множество всевозможных управляемых ракет, корректируемых и свободнопадающих бомб, а также других, как ядерных, так и обычных средств поражения. На барабанных держателях может размещаться до 12 крылатых ракет типа Х-55 и Х-55А дальностью полёта до 3000 км или 24 ракеты малой дальности полёта.

Испытания крылатых стратегических ракет, то есть ракет, несущих ядерное оружие дало следующие результаты: «Мы очень быстро отработали ракету методами моделирования, сделали 15 пусков и ракету приняли на вооружение. При этих пусках мы потеряли всего одну ракету – рассыпался подшипник в генераторе питания, что привело к его разрушению. Статистика же американцев была такова: 50 процентов удачных, на 50 процентов неудачных пусков, а сделали они их более сотни», — написал Е. А. Федосов.

И кто-то смеет говорить об отставании СССР от США?! Высокие лётно-технические характеристики самолёта позволили нашим лётчикам установить на нём 44 мировых рекорда скорости и высоты полёта. Ту-160 в состоянии не только поразить, например территорию Америки, но и защитить себя от истребительной авиации и зенитных ракетных комплексов. Более того, под фюзеляжем Ту-160 предусмотрено размещение твёрдотопливной ракеты-носителя, обеспечивающей выведение на околоземную орбиту высотой 500-700 км лёгких искусственных спутников земли массой до 500 кг. Эти спутники могут обеспечить молниеносную разведку как любой точки суши и моря, так и околоземных орбит в районе возможных боёв, а также выполнить другие поставленные задачи. Тяжёлый многорежимный многоцелевой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 является самым мощным ударным комплексом в мире.

lawinrussia.ru

Стратегическая авиация Китая | Армейский вестник

Китай справедливо считают третьей мировой сверхдержавой, которая имеет 4 место по количественному ракетному составу стратегических ядерных сил. В основном их представляет 2-й артиллерийский корпус КНР, который имеет на вооружении, только по официальным данным, 90 МБР и БРПЛ дальностью от 5500 до 13500 км, 130 баллистических ракет средней дальности (БРСД и БРПЛ) дальностью 1750 – 3000 км и 204 ОТБР с дальностью 300 – 600 км, 54 стратегические крылатые ракеты (СКР) DH-10.

Типы снаряжения разделяющихся головных частей не указываются, поэтому количество ББ точно неизвестно, но предположительно,- не менее 300-500 ББ.

Но достаточно давно в жаргоне военных стратегов, да и простых любителей военной техники, появился термин «Ядерная Триада», который характеризует три главные компоненты стратегических ядерных сил:

— сухопутные (мобильные передвижные, шахтные и железнодорожные) стратегические ракетные комплексы;
— баллистические или крылатые ракеты подводных лодок и их носители;
— стратегическая авиация большой дальности с крылатыми ракетами большой дальности, либо аэробаллистическими ракетами.

Китай имеет все 3 компоненты этой триады. Но стратегическая авиация до сих пор продолжает быть слабой стороной китайских РВСН. Подобный вопрос остаётся открытым также в ВВС Франции и Великобритании, но если эти государства являются относительно небольшими, и не считают нужным инвестировать разработки в области стратегической авиации, мягко говоря, «прячась под американское крыло», то Поднебесная – единица самостоятельная, почти полностью находящаяся в окружении вражеского лагеря, как собственно и Российская Федерация; а «спрятаться под крыло» российских «Бэкфаеров», «Блэкджеков» и «Медведей» также не вариант, у РФ и своих потенциально опасных оперативно-стратегических направлений хватает.

Китай, не на шутку озабоченный американской концепцией «быстрого глобального неядерного удара», сосредоточил уйму усилий на разработке перспективных систем ПВО и ПРО, малозаметной истребительной авиации 5-го поколения, а также огромной серии передовых эсминцев УРО типов 052С и 052D, которые должны стать основным сдерживающим фактором для действий ВМС США на просторах Тихого и Индийского океанов, а стратегические ракетоносцы было решено «отложить в долгий ящик», который, судя по настроениям, откроют не ранее 2025 года.

Ходит множество слухов, что КНР ведёт секретные разработки перспективного стратегического бомбардировщика, который обладает боевым радиусом действия не менее 7000 км (только такая дальность позволит ВВС Китая нанести мощные удары крылатыми ракетами вглубь Североамериканского континента), причём облик будущего «стратега» очень сильно напоминает американский B-2 «Spirit».

Другие источники склонны утверждать, что разрабатывается бомбардировщик средней дальности длиной около 30 м, данные догадки видимо были сделаны после того, как 24 января 2013 года «Рособоронэкспорт» опроверг сообщения китайских и российских интернет-издательств о готовящейся поставке в КНР 36 бомбардировщиков средней дальности Ту-22М3. Так или иначе, ВВС Китая, которые имеют на вооружении 120 бомбардировщиков-ракетоносцев средней дальности H-6K, нуждаются исключительно в малозаметных бомбардировщиках большой дальности.

Н-6К является вполне современным реактивным бомбардировщиком, несущим серьёзный арсенал средств радиотехнической разведки, связи и навигации, примером служит замена подфюзеляжной турели на радиопрозрачный обтекатель РЛС обзора нижней полусферы

Касаемо применения стратегической авиации, Китай имеет  очень неудобное географическое положение: минимальное расстояние от восточного побережья Китая до западных берегов США составляет 8000 км и Аляски – 5000 км, данный путь проходит над водами Тихого океана, где ВМС США имеет полное превосходство и будут доминировать ещё достаточно долгое время.

И, в случае глобального военного конфликта, ракетоносцы ВВС Китая не смогут так просто по прямой выйти на рубежи пуска СКР CJ-10A (аналог Х-55), поскольку ещё над серединой океана будут перехвачены корабельными системами «Иджис» и палубной авиацией ВМС США, даже если будут изготовлены по технологии «стелс», БРЛС AN/APG-79 у американских «Супер Хорнетов» никто не отменял. Поэтому, для правильного огибания американских тихоокеанских АУГ и ЭМ УРО, которых уже хватает для построения 2-3 рубежей ПВО, необходимо добиться просто фантастического радиуса действия в 10-12 тыс. км, который в истории реактивной авиации ещё не достигался.

Представляя конфликт с участием Китая и США, скорее всего РФ также будет участником, и сможет помочь ВВС Китая расчистить морской подход к Штатам, но будем опираться на то, что КНР – самостоятельная держава, да и РФ может быть занята, скажем, на Европейском ТВД.

Но что же есть у китайцев в данный момент?

Китайские бомбардировщики средней дальности H-6K можно считать стратегическими носителями при применении крылатых ракет CJ-10A, но никак нельзя назвать оперативными единицами, поскольку максимальная скорость не превышает 1М. На подвесках по 6 СКР CJ-10A (DH-10)

Примерно 200 единиц произведённых по лицензионному соглашению Ту-16, 120 из которых были глубоко усовершенствованы за счёт установки 2-х новых экономичных российских турбовентиляторных двигателей Д-30КП-2 с тягой 10780 кгс каждый, благодаря чему максимальная скорость бомбардировщика доходит до 1060 км/ч, крейсерская – 780 км/ч. Практический потолок при этом составляет около 13000 м.

Экономичность двигателей Д-30КП-2 позволяет эскадрильи самолётов выполнять МРАУ крылатыми ракетами CJ-10A в радиусе 5500-6000 км (3000 км – непосредственный боевой радиус H-6K с 6КР на подвесках + 3000 км – радиус действия КР CJ-10A). Т.е., 6000 км – максимальная дальность удара бомбардировщика H-6K, для сравнения: Ту-160 при НВМ с ракетами Х-55СМ имеет дальность удара 10000 км, Ту-95МС -9000 км; B-1B (с использованием AGM-86A) – 8300 км.

Китайская стратегическая КР DH-10A (CJ-10A) является аналогом российской Х-55 и американской BGM-109A. Двигатель установлен в фюзеляже, выдвигается лишь небольшой воздухозаборник, который слабо влияет на радиолокационную заметность ракеты

Пока что китайская стратегическая авиация имеет достаточно ограниченное поле деятельности, которое простирается от северных берегов Австралии, охватывает всю Аляску, Европу и Азию, территория же США для ракетоносцев КНР, увы, пока недосягаема. По всей видимости, именно будущий проект, называемый в сети Н-20, ликвидирует отставание Поднебесной в этом направлении.

/Евгений Даманцев/

army-news.ru

Падающие вопросы стратегической авиации США » Военное обозрение

Новогодние каникулы принесли оригинальную новость из Штатов. 4 января стратегический бомбардировщик В-52 во время выполнения полета потерял двигатель. Двигатель отвалился и упал на землю, разбросав осколки не хуже фугасной авиабомбы из арсенала бомбера. Хорошо, что никто (по заявлениям прессы) не пострадал, а экипаж смог довести самолет до базы и посадить. Благо, наличие еще семи моторов это позволяло.


Как говорят в России, «у соседа дача сгорела — мелочь, а приятно». Если же трезво подойти к проблемам американской стратегической авиации, то здесь есть приятные для нас, как для потенциальных «клиентов», аспекты.

Проблема замены В-52 стоит не первый день, и даже не первый год. Бомбардировщику столько раз уже продлевали срок эксплуатации, что это реально вызывает удивление. Ну неужели величайшая страна с самой-пресамой армией и промышленностью не в состоянии разработать новый самолет?

Видимо, не может. Между тем, окончание эксплуатации В-52 намечено на 2040 год. В Минобороны США считают, что к этому времени подоспеет бомбардировщик нового поколения В-21, созданием которого занимается компания «Northrop Grumman».

А пока суд да дело, В-52 продолжают свою нелегкую (в прямом смысле этого слова) службу. В ожидании.

Причем после этой аварии, в отличие от практики, применяемой в нашей авиации, о запрете на полеты В-52 никто речи даже не ведет. Министр авиации США Дебора Джеймс вообще заявила, что «это всего лишь обычный отказ двигателя». Расследования и остановки полетов не будет…

Ничего себе, «обычный отказ», могут сказать понимающие суть проблемы. Когда двигатель самолета начинает изображать из себя авиабомбу — это все-таки не совсем обычно.

Но, как говорится, это не наши проблемы.

Да, у нас проблем тоже хватает. И, кстати, при обсуждении проблем изношенности В-52 весьма и весьма часто некоторые «эксперты» проводят параллели и аналогии с нашим Ту-95.

Но увы, «тут не все так однозначно». Стоящие сегодня на боевом дежурстве Ту-95МС — это не тот самолет, который можно равноценно сравнивать с В-52. Все-таки разработан он был в конце 70-х годов прошлого века, а производство началось с 1985 года.

А те «тушки», которые были ровесниками В-52, уже давно или музейные экспонаты, или списаны и разобраны. Факт. Все 66 стоящих на вооружении «Медведей» — это из сотни выпущенных именно Ту-95МС. И никаким образом равнять их с В-52 нельзя, поскольку они моложе «Боинга» лет на 20 минимум.

Здесь стоит напомнить, что последний из 744 В-52, самый «свежий», B-52H с серийным номером 61-0040 покинул цеха завода 26 октября 1962 года. И таких горемык осталось всего 65 штук.


Американцы умеют секретить свои поражения так, как нам и не снилось. Невозможно точно сказать, сколько было потеряно В-52 по причинам аварий и отказов, есть информация, что больше сотни, то есть каждый седьмой. Это не считая сбитых, над чем в свое время тоже весьма плодотворно работали наши летчики-истребители.

Между тем получается, что самому молодому «стратегу» авиации США в этом году исполнится 55 лет. Срок, однако, сопоставимый с кораблем. Да и то, не всякий корабль или судно может похвастаться таким долголетием. Тем не менее, скрипят, но служат.

Но чисто усталостные явления — неоспоримый факт сегодня. Отказы систем, пожары, КЗ в проводке — это норма для самолетов-ветеранов. Правда, разрушение то ли системы крепления, то ли самой мотогондолы — это уже нечто новое. И показательное.

Да, два слова о двигателях. Двигатели для В-52 — это тоже проблема. Pratt & Whitney уже давно прекратила их производство. И когда возникла необходимость, выяснилось, что сегодня снова начать производство компания не в состоянии. Чертежи, оказывается, были уничтожены пожаром в архиве еще в 1996 году.

Была даже предпринята попытка приспособить для В-52 двигатели от «Боинга-747». Не вышло, самолет взлететь-то взлетел, но второй раз совершить такой подвиг желающих не нашлось.

Конечно, есть некоторый запас моторов на складах, на консервации. И на нелетающих самолетах. Понятно, что они служат донорами. Вопрос, хватит ли их до 2040 года, открыт.

Будущее стратегической авиации США сегодня выглядит несколько туманно. Учитывая то, что ее боеготовность основана на 66 В-52, можно порадоваться, так как ничего в этом хорошего нет. Для США.

Если «старички» начнут сыпаться (а они начнут, физику никто не отменит даже для Минобороны США) по причине усталости конструкции, то их снимут с вооружения. И что останется?

И останутся два десятка B-2 «Spirit». Все. Кто-то может возразить, что есть у США 63 самолета B-1B «Lancer». Простите, не соглашусь. Все-таки В-1В — это больше тактический бомбардировщик, не приспособленный сегодня для использования ядерных боеприпасов. И сравнивать его уместно с Ту-22М3, как мне кажется.


В-1В
Ту-22М3

Перспектива создания B-21 тоже не совсем ясна. Его разработка находится на самом начальном этапе. Только в 2016 году окончательно был утвержден разработчик — компания «Northrop Grumman». И сразу же пошли скандалы, инициатором многих из них стал всеми нами обожаемый сенатор Джон Маккейн.

Сенатор-ястреб обрушился на компанию с горой обвинений в алчности и непатриотизме. После чего бюджет серьезно урезали.

Станет ли программа создания В-21 ожидаемой программой создания «недорого и прекрасного во всех отношениях самолета», сказать сложно. Страсти не утихают и сегодня.

«Независимые эксперты» (странно, но командование ВВС США почему-то с ними согласно) считают, что концепция бомбардировщика выбрана неверно. И что получить 180 самолетов, а именно столько запланировано, по дешевке не получится. Кстати, и вопрос дешевизны тоже немаловажен. Сейчас его предполагаемая цена одного В-21 составляет 560 млн. долларов. Но, как показывает практика, впоследствии она приподнимется еще. 146%.

Так что вопрос, а так ли реально дешев и прекрасен гипотетический В-21, тоже открыт.

Вообще, создается впечатление, что американцы намереваются в очередной раз наступить на одни и те же грабли. Я о проекте «дешевого» истребителя F-35, который и не такой уж дешевый, и не очень-то истребитель. Пока он больше похож на истребитель бюджета и чемодан без ручки. Но об истребителях разговор особый.

А сами? А что сами? У нас, кстати, все не так печально. Можно и порадоваться даже.

Такой мертвой зоны, как в США, не замечается. Да, наши 66 Ту-95МС прослужат еще полтора-два десятка лет. И, замечу, только приблизятся к порогу рекорда В-52. Но у нас, слава чему-то там, архивы не горели и двигатели исправно выпускают.

И у нас есть реально то, чего нет у Штатов.

Ту-160. Да, всего 37. Но 10 из них планируется модернизировать до уровня Ту-160М к 2020 году. А с 2023 года начнется производство 50 машин Ту-160М2.

Есть сомнения? У кого-то возможно, будут. Но здесь есть именно та изюминка, которая способна испортить американский пирог. И Ту-95МС, и Ту-160, во-первых, находятся в эксплуатации не 55 лет, и, во-вторых, для указанных задач у нас имеется все необходимое. Вопрос времени и денег.

Да, у нас имеются вопросы в области стратегической дальней авиации. Но они стоят, а не падают. И перспектива, как мне кажется, у нас более реальная.

И, прошу заметить, я ни слова не сказал про разработки ПАК ДА. Учитывая, что «Грумман» только приступает к работам по созданию В-21, наши работы в этом направлении как бы сопоставимы.

Но у нас, повторю, есть Ту-160…

topwar.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *