Авиация Первой мировой войны | это… Что такое Авиация Первой мировой войны?
Авиация Первой мировой войны — воздушные войска, применявшиеся на всех фронтах войны в её течении. Отличительными чертами была сравнительная архаичность конструкций и быстрое их улучшение. Во время войны авиация была представлена дирижаблями, самолётами и воздушными шарами.
Содержание
|
Применение
В Первой мировой войне авиация применялась для достижения трёх целей: разведки, бомбардировки и истребления авиации противника. Ведущие мировые державы добились больших результатов в ведении боевых действий с помощью авиации.
Авиация Центральных Держав
Авиация Германии
Основная статья: Имперские военно-воздушные силы Германии
Авиация Германии — вторая по численности авиация в мире на начало Первой мировой войны. Насчитывала около 220—230 самолётов. Но между тем стоит отметить, что это были устаревшие самолёты типа «Таубе», авиации предоставлялась роль транспортных средств (тогда самолёты могли перевозить 2-3 человек). Расходы на неё в немецкой армии составляли 322 тысячи марок.
Во время войны, немцы проявили большое внимание к развитию своих воздушных сил, одними из первых оценив то влияние, которое война в воздухе оказывает на войну на земле. Немцы стремились обеспечить себе превосходство в воздухе за счет максимально быстрого внедрения в авиацию технических новшеств (например, самолетов-истребителей) и в определенный период с лета 1915 по весну 1916 практически удерживали господство в небе на фронтах.
Большое внимание также уделялось немцами стратегическим бомбардировкам. Германия была первой страной, применившей военно-воздушные силы для нападения на стратегически тылы противника (заводы, населенные пункты, морские гавани). С 1914 года, сначала германские дирижабли а затем — многомоторные бомбардировщики регулярно проводили бомбардировки тыловых объектов Франции, Великобритании и России.
Значительную ставку Германия сделала на жесткие дирижабли. За время войны, было построено более 100 жестких воздушных кораблей конструкции Цеппелина и Шютте-Ланца. До войны немцы в основном планировали применять дирижабли для авиаразведки, но быстро оказалось, что над сушей и в дневное время дирижабли слишком уязвимы.
Основной функцией тяжелых дирижаблей стало морское патрулирование, разведка на море в интересах флота и дальние ночные бомбардировки. Именно дирижабли Цеппелина впервые воплотили в жизнь доктрину дальних стратегических бомбардировок, производя налеты на Лондон, Париж, Варшаву и другие тыловые города Антанты. Хотя эффект применения, исключая отдельные случаи, был в основном, моральным, мероприятия по затемнению, воздушные тревоги существенно нарушили работу не готовой к такому промышленности Антанты, а необходимость организации ПВО привела к отвлечению сотен самолетов, зенитных орудий, тысяч солдат от линии фронта.
Тем не менее, появление в 1915 году зажигательных пуль, позволяющих эффективно поражать наполненные водородом цеппелины, в итоге привело к тому, что с 1917 года, после больших потерь в финальных стратегических налетах на Лондон, дирижабли стали использоваться только для морской разведки.
Авиация Австро-Венгрия
Основная статья: Военно-воздушные силы Австро-Венгрии
Авиация Турции
Из всех воюющих держав, авиация Османской Империи была самой слабой. Хотя турки начали развивать боевую авиацию с 1909 года, технологическая отсталость и крайняя слабость промышленной базы Османской Империи привели к тому, что Первую Мировую Турция встретила с очень небольшими военно-воздушными силами. После вступления в войну, турецкий авиапарк пополнился более современными германскими самолетами. Пика своего развития — 90 машин в строю и 81 пилота — турецкие ВВС достигли в 1915.
Авиастроение в Турции отсутствовало, весь парк машин обеспечивался поставками из Германии. Около 260 аэропланов было поставлено из Германии в Турцию за 1915-1918 год: кроме того, некоторое количество трофейных машин восстанавливалось и использовалось.
Несмотря на слабость материальной части, турецкие ВВС показали себя достаточно эффективно во время Дарданельской Операции и в боях в Палестине. Но с 1917 года, поступление на фронт в больших количествах новых истребителей англичан и французов и истощение ресурсов Германии привели к тому, что турецкие ВВС были практически истощены. Попытки изменить положение предпринимались в 1918 году, но не завершились из-за произошедшей революции.
Авиация Антанты
Авиация России
Основная статья: Императорский военно-воздушный флот
Эмблема и опознавательный знак Русского Императорского военно-воздушного флота
На момент начала первой мировой войны Россия имела самый большой воздушный флот в мире из 263 самолётов. [1] При этом авиация находилась в стадии формирования. В 1914 году Россия и Франция произвели примерно одинаковое число самолётов и являлись первыми по выпуску аэропланов среди стран Антанты в этом году, всё же отставая от Германии по этому показателю в 2,5 раза. Вопреки общепринятому мнению, в боях российская авиация показала себя неплохо, но из-за слабости отечественного авиастроения (особенно из-за малого производства авиамоторов), не могла полностью проявить свой потенциал.[2]
К 14 июля в войсках было 4 «Ильи Муромца», единственных в мире на тот момент серийных многомоторных самолетов. Всего же за время войны было произведено 85 экземпляров этого первого в мире тяжелого бомбардировщика. Тем не менее, несмотря на отдельные проявления инженерного искусства, военно-воздушные силы Российской Империи уступали германским, французским и британским, а с 1916 года — еще и итальянским и австрийским. Основной причиной отставания стало плохое положение дел с производством авиамоторов, и нехватка авиаинженерных мощностей.
До самого конца войны, страна не смогла наладить серийное производство истребителя отечественной модели, вынужденная изготовлять по лицензии иностранные (зачастую, устаревшие) образцы.По объему своих дирижаблей, Россия занимала в 1914 году третье место в мире (сразу после Германии и Франции), но ее парк кораблей легче воздуха был в основном представлен устаревшими моделями. Лучшие российские дирижабли Первой Мировой были построены за границей. В кампании 1914-1915 года российским дирижаблям удалось провести всего один боевой вылет, после чего, в связи с техническим износом и невозможностью для промышленности обеспечить армию новыми дирижаблями, работы по управляемому воздухоплаванию были свернуты.
Также Российская империя стала первой страной в мире, применившей авиаматки. На начало войны было 5 таких кораблей в строю флота.[3]
Авиация Великобритании
Основная статья: Королевский лётный корпус
Великобритания была первой страной, выделившей свои военно-воздушные силы в отдельный род войск, не подконтрольный армии либо флоту. Королевские Военно-Воздушные Силы (англ. Royal Air Force (RAF)) были сформированы 1 апреля 1918 года на бахе предшествующего Королевского Летного Корпуса (англ. Royal Flying Corps (RFC)).
Великобритания заинтересовалась перспективой применения летательных аппаратов на войне еще в 1909 году и добилась в этом значительных успехов (хотя и несколько отставала в это время от признанных лидеров — германии и Франции). Так, уже в 1912 году фирма «Виккерс» разработала экспериментальный аэроплан-истребитель, вооруженный пулеметом. «Vickers Experimental Fighting Biplane 1» был продемонстрирован на маневрах в 1913 году, и хотя в то время военные заняли выжидательную позицию, именно эти работы легли в основу первого в мире аэроплана-истребителя Vickers F.B.5, поднявшегося в воздух в 1915 году.
К началу войны, все британские ВВС были организационно сведены в Королевский Летный Корпус, разделявшийся на морскую и армейскую ветви. В 1914 году, RFC состоял из 5 эскадронов, насчитывавших в сумме около 60 машин. За время войны, их число резко выросло и к 1918 году RFC состоял из более чем 150 эскадронов и 3300 аэропланов, став в итоге крупнейшими на тот момент ВВС мира.
В ходе войны, RFC решал разнообразные задачи, от воздушной разведки и бомбардировки до заброски шпионов за линию фронта. Летчики RFC стали первооткрывателями многих отраслей применения авиации, как-то первое применение специализированных истребителей, первое аэрофотографирование, штурмовка позиций противника в поддержке войск, заброска диверсантов и защита собственной территории от стратегических бомбардировок.
Британия стала также единственной кроме Германии страной, активно развивавшей авиапарк дирижаблей жесткого типа. Еще в 1912 году в Великобритании был построен первый жесткий дирижабль R.1 «Mayfly», но из-за повреждений при неудачном выводе из эллинга он так никогда и не поднялся в воздух. Во время войны, в Британии было построено значительное количество жестких дирижаблей, но по разным причинам их военное применение началось лишь в 1918 году и было чрезвычайно ограниченным (дирижабли использовались лишь для противолодочного патрулирования и имели лишь одно столкновение с противником)
С другой стороны, британский парк мягких дирижаблей (насчитывавший к 1918 более 50 воздушных кораблей) применялся очень активно для противолодочного патрулирования и сопровождения конвоев, добившись значительных успехов в борьбе с немецкими субмаринами.
Авиация Франции
Французская авиация наряду с русской показала себя с лучшей стороны. Большая часть изобретений, улучшивших конструкцию истребителя, была сделана французскими летчиками. Французские летчики уделяли основное внимание отработке тактических действий авиации, и в основном сосредотачивали свое внимание на противостоянии германским ВВС на фронте.
Стратегические бомбардировки в годы войны французская авиация не производила. Отсутствие пригодных для эксплуатации многомоторных самолетов сдерживало налеты на стратегические тылы Германии (как и необходимость сосредотачивать конструкторские ресурсы на производстве истребителей). Кроме того, французское моторостроение в начале войны несколько отставало от лучшего мирового уровня. К 1918 году французы создали несколько видов тяжелых бомбардировщиков, включая очень удачный Farman F.60 Goliath, но применить их в действиях не успели.
В начале войны, Франция обладала вторым по объему парком дирижаблей в мире, но по качеству он уступал германскому: французы не имели на вооружении жестких дирижаблей, подобных цеппелинам. В 1914-1916 годах, дирижабли довольно активно использовались для разведки и бомбардировочных операций, но их неудовлетворительные летные качества привели к тому, что с 1917 все управляемое воздухоплавание было сосредоточено только в военно-морском флоте на патрульной службе.
Авиация Италии
Хотя до войны итальянская авиация не числилась в списке сильнейших, за время конфликта с 1915-1918 она пережила бурный взлет. Это было во многом обусловлено географической особенностью театра военных действий, когда позиции основного противника (Австро-Венгрии) были отделены от Италии труднопреодолимым, но сравнительно узким барьером Адриатики.
Италия также стала первой после Российской Империи страной, массово применившей в боевых действиях многомоторные бомбардировщики. Трехмоторный Caproni Ca.3, впервые поднявшийся в воздух в 1915, стал одним из лучших бомбардировщиков той эпохи, он был построен более чем в 300 экземплярах, и производился по лицензии в Великобритании и США.
В годы войны, итальянцы также активно применяли для бомбардировочных операций дирижабли. Слабая защищенность стратегических тылов Центральных Держав способствовала успехам подобных налетов. В отличие от немцев, итальянцы делали ставку на небольшие высотные мягкие и полужесткие дирижабли, уступавшие цеппелинам в дальности и боевой нагрузке. Так как австрийская авиация, в целом, была достаточно слаба и к тому же рассредоточена по двум фронтам, итальянские аппараты применялись до 1917 года.
Авиация Соединенных Штатов
Так как Соединенные Штаты долгое время оставались в стороне от войны, их военно-воздушные силы развивались сравнительно медленнее. В результате, к моменту вступления Соединенных Штатов в мировую войну в 1917 году, их военно-воздушные силы существенно уступали авиации других участников конфликта и примерно соответствовали по техническому уровню положению на 1915 год. Большинство наличных самолетов было разведывательными либо «общего назначения», отсутствовали истребители и бомбардировщики, способные участвовать в воздушных сражениях на Западном Фронте.
Чтобы возможно скорее решить проблему, армия США развернула интенсивное производство лицензионных моделей британских, французских и итальянских фирм. В результате, когда в 1918 году на фронте появились первые американские эскадрильи, они летали на машинах европейских конструкторов. Единственными аэропланами, спроектированными в Америке и участвовавшими в мировой войне, оказались двухмоторные летающие лодки фирмы Curtiss, отличавшиеся отличными для своего времени летными характеристиками и интенсивно использовавшиеся в 1918 году для противолодочных патрулей.
Внедрение новых технологий
Vickers F.B.5. — первый в мире истребитель
В 1914 году все страны мира вступили в войну с самолётами без всяческого вооружения за исключением личного оружия пилотов (винтовка или пистолет). По мере того, как авиационная разведка все сильнее начинала сказываться на ходе боевых действий на земле, возникла необходимость в оружии, способном предотвращать попытки противника проникнуть в воздушное пространство.
Быстро выяснилось, что огонь из ручного оружия в воздушном бою практически бесполезен.В начале 1915 года, англичане и французы начали первыми ставить пулеметное вооружение на самолеты. Так как воздушный винт мешал обстрелу, первоначально пулеметы ставили на машины с толкающим винтом, расположенным сзади и не препятствующим ведению огня в носовой полусфере. Первым истребителем в мире стал британский Vickers F.B.5, специально построенный для воздушного боя с помощью закрепленного на турели пулемета. Тем не менее, особенности конструкции самолетов с толкающим винтом в то время не позволяли развивать достаточно высоких скоростей, и перехват быстроходных разведчиков был затруднителен.
Спустя некоторое время, французы предложили решение проблемы стрельбы через винт: металлические накладки на нижние части лопастей. Пули, попадающие в накладки, отражались не повреждая деревянного пропеллера. Это решение оказалось не более чем удовлетворительным: во-первых, боеприпас быстро расходовался впустую из-за попадания части пуль в лопасти винта, во-вторых, удары пуль все же постепенно деформировали пропеллер.
3 ноября 1914 года сержант Гарро изобрёл пулемётный синхронизатор. Это новшество позволяло вести огонь через винт самолёта: механизм позволял пулемету выстрелить только тогда, когда перед дулом не было лопасти. В апреле 1915 года, эффективность этого решения была продемонстрирована на практике, но по случайности, экспериментальный самолет с синхронизатором был вынужден приземлиться за линией фронта, и был захвачен немцами. Изучив механизм, фирма «Фоккер» очень быстро разработала собственную версию, и летом 1915 года Германия выставила на фронт первый истребитель «современного типа» — Fokker E.I, с тянущим винтом и стреляющим сквозь диск пропеллера пулеметом.
Появление эскадрилий германских истребителей летом 1915 года оказалось для Антанты полной неожиданностью: все ее истребители имели устаревшую схему и уступали аппаратам Фоккера. С лета 1915 по весну 1916, немцы доминировали в небе над Западным Фронтом, обеспечив себе существенный перевес. Это положение стали называть «Бич Фоккера»
Только летом 1916 года, Антанте удалось восстановить положение. Поступление на фронт маневренных легких бипланов английских и французских конструкторов, превосходивших в маневренности ранние истребители Фоккера, позволило изменить ход войны в воздухе в пользу Антанты. Поначалу Антанта испытывала проблемы с синхронизаторами, поэтому обычно пулеметы истребителей Антанты того времени размещались над пропеллером, в верхнем бипланном крыле.
Немцы ответили появлением новых истребителей-бипланов Albatros D.II в августе 1916 года, и Albatros D.III в декабре, имевших обтекаемый фюзеляж типа полумонокок. За счет более прочного, легкого и обтекаемого фюзеляжа, немцы придали своим машинам лучшие летные характеристики. Это позволило им вновь получить значительное техническое преимущество, и апрель 1917 года вошёл в историю как «кровавый апрель»: авиация Антанты вновь начала нести тяжелые потери.
За апрель 1917, англичане потеряли 245 самолетов, 211 летчиков были убиты или пропали без вести, а 108 были захвачены в плен. Немцы потеряли лишь 60 аэропланов в бою. Это наглядно продемонстрировало преимущество полумонококковой схемы над ранее применяемыми.
Ответ Антанты, тем не менее, был быстрым и эффективным. К лету 1917 года, появление новых истребителей Royal Aircraft Factory S.E.5, Sopwith Camel и SPAD, позволило восстановить положение дел в воздушной войне. Главным преимуществом Антанты стало лучшее состояние англо-французского двигателестроения. Кроме того, с 1917 года Германия начала испытывать жесткий дефицит ресурсов.
В итоге, к 1918 году, авиация Антанты добилась как качественного так и количественного превосходства в воздухе над Западным Фронтом. Немецкая авиация более была не в силах претендовать более чем на временное достижение локального доминирования на участке фронта. В попытке преломить ситуацию, немцы пытались разработать новые тактические приемы (так, например, во время летнего наступления 1918 года были впервые широко применены воздушные удары по аэродромам базирования, с целью уничтожить вражескую авиацию на земле), но подобные меры не могли изменить общей неблагоприятной ситуации.
Тактика ведения авиационных боев в Первую мировую войну
В начальный период войны при столкновении двух самолётов сражение велось из личного оружия или при помощи тарана. Впервые таран был применён 8 сентября 1914 года русским асом Нестеровым. В результате оба самолёта упали на землю. В марте 1915 года другой русский летчик впервые применил таран без падения собственного самолёта и вернулся на базу. Такая тактика применялась в силу отсутствия пулемётного вооружения и его малой эффективности. Таран требовал от лётчика исключительной точности и хладнокровия, поэтому редко применялся.
В боях позднего периода войны авиаторы пытались обойти самолёт противника сбоку, и, зайдя противнику в хвост расстрелять его из пулемёта. Эту тактику использовали и при групповых боях, при этом побеждал пилот проявивший инициативу; заставивший противника улетать. Стиль воздушного боя с активным маневрированием и стрельбой с ближней дистанции получил название «догфайт» («собачья драка») и до 1930-ых доминировал в представлении о воздушной войне.
Особым элементом воздушного боя Первой Мировой были атаки на дирижабли. Воздушные корабли (особенно жесткой конструкции) имели достаточно многочисленное оборонительное вооружение в виде турельных пулеметов, в начале войны практически не уступали самолетам скоростью, и обычно существенно превосходили скороподъемностью. До появления зажигательных пуль, обычные пулеметы оказывали очень слабое воздействие на оболочку дирижабля, и единственным способом сбить воздушный корабль было пролететь прямо над ним, сбросив на киль корабля ручные гранаты. Несколько дирижаблей было сбито, но в целом, в воздушных боях 1914-1915 года дирижабли обычно выходили победителями из встреч с самолетами.
Положение поменялось в 1915 году, с появлением зажигательных пуль. Зажигательные пули позволяли воспламенить смешивающийся с воздухом вытекающий через пробитые пулями отверстия водород, и вызвать уничтожение всего воздушного корабля.
Тактика бомбардировочных операций
В начале войны, ни одна страна не имела на вооружении специализированных авиационных бомб. Германские цеппелины проводили первые бомбардировочные вылеты в 1914, используя обычные артиллерийские снаряды с приделанными матерчатыми плоскостями, самолеты сбрасывали на позиции противника ручные гранаты. Позднее были разработаны специальные авиационные бомбы. В ходе войны наиболее активно применялись бомбы весом от 10 до 100 кг. Наиболее тяжелыми авиационными боеприпасами, примененными в годы войны, были сначала 300-килограммовая немецкая авиабомба (сбрасываемая с цеппелинов), 410-килограммовая русская авиабомба (применяемая бомбардировщиками «Илья Муромец») и 1000-килограммовая авиабомба, примененная в 1918 году по Лондону с германских многомоторных бомбардировщиков «Цеппелин-Штаакен»
Приспособления для бомбометания в начале войны были очень примитивны: бомбы сбрасывались вручную по результатам визуального наблюдения. Усовершенствование зенитной артиллерии и возникшая в результате этого необходимость в увеличении высоты и скорости бомбардировки повлекли за собой создание телескопических бомбовых прицелов и электрических бомбодержателей.
Помимо авиабомб, развивались и другие виды авиационного оружия. Так, всю войну аэропланами успешно применялись метательные стрелки-флешетты, сбрасываемые на пехоту и кавалерию противника. В 1915 году, английский флот впервые успешно применил во время Дарданельской Операции торпеды, запускаемые с гидросамолетов. В конце войны, были начаты первые работы по созданию управляемых и планирующих авиабомб.
Противодействие авиации
средства звукового наблюдения времен Первой мировой войны
После начала войны стали появляться зенитные орудия и пулемёты. Сначала они представляли собой горные пушки с увеличенным углом возвышения ствола, затем, по мере возрастания угрозы, были разработаны специальные зенитные орудия, способные послать снаряд на большую высоту. Появились как стационарные батареи, так и подвижные, на автомобильной или кавалерийской базе и даже зенитные части самокатчиков. Для ночной зенитной стрельбы активно применялись зенитные прожектора.
Особое значение приобрело раннее предупреждение о воздушном нападении. Время подъема самолетов-перехватчиков на большую высоту в Первую Мировую было значительным. Чтобы обеспечить предупреждение о появлении бомбардировщиков, начали создаваться цепи постов передового обнаружения, способных обнаружить вражеские самолеты на значительном расстоянии от их цели. К концу войны начались эксперименты с звуколокацией, обнаружением самолетов по шуму моторов.
Наибольшее развитие в Первую Мировую получила противовоздушная оборона Антанты, вынужденная бороться с германскими налетами на свои стратегические тылы. К 1918 году, в ПВО центральных районов Франции и Великобритании находились десятки зенитных орудий и истребителей, сложная сеть связанных телефонными проводами постов звуколокации и передового обнаружения. Тем не менее, обеспечить полную защиту тылов от воздушных нападений не удавалось: и в 1918 году германские бомбардировщики совершали налеты на Лондон и Париж. Опыт Первой Мировой в плане противовоздушной обороны был подытожен в 1932 году Стэнли Болдвином во фразе «бомбардировщик всегда найдет дорогу» («The bomber will always get through»).
Противовоздушная оборона тылов Центральных Держав, не подвергавшихся существенным стратегическим бомбардировкам, была намного слабее развита и к 1918 году находилась, по сути дела, в зачаточном состоянии.
Примечания
- ↑ http://blogs.mail.ru/mail/izora/5B02E8C7518D8FE.html Концепция проекта «Санкт-Петербург- Родина Отечественной авиации»
- ↑ Alan Durkota, et al., The Imperial Russian Air Service: Famous Pilots & Aircraft of World War One
- ↑ http://blogs.mail.ru/mail/izora/8FCC90677FC0208.html Вот Вам БАБУШКА и 100 летний ЮБИЛЕЙ из истории РУССКОЙ АВИАЦИИ
Ссылки
http://www.soldiering.ru/avia/file/record.php
См. также
Рождение истребительной авиации
Военный летчик Петр Николаевич Нестеров
Как и прочие крупные военные конфликты, Первая мировая война способствовала быстрому развитию вооружения, в том числе и авиации. В 1916 году, 25 марта, формируются первые истребительные авиационные отряды Русского императорского воздушного флота. За более чем вековую историю истребители из оборонительного средства для поражения воздушных целей превратились в многофункциональные боевые самолеты.
О первых шагах истребительной авиации – в нашем материале.
Для завоевания превосходства в небе
Полеты самолетов-истребителей на авиашоу – всегда кульминация праздника, самый впечатляющий для зрителей момент. Скорость и маневренность современных истребителей, воздушные «танцы» многотонных машин, выполняющих сложные трюки, не только поражают воображение, но и восхищают силой конструкторской мысли. И сейчас уже сложно себе представить пионеров истребительной авиации, которые летали на деревянных самолетах и поражали противника с помощью пистолета или броском тяжелого предмета с высоты.
Можно сказать, что истребительная авиация появилась тогда, когда было создано большое количество военных самолетов, стали чаще случаться воздушные столкновения и возникла задача завоевания превосходства в небе. До этого самолеты применялись в основном в качестве разведчиков или бомбардировщиков. И считается, что первым самолетом, созданным специально для «истребления» себе подобных, был итальянский Caproni Са.20 1914 года. Несмотря на то что машина отличалась высокой скоростью, хорошей управляемостью, оснащалась дисковым пулеметом, стоявшим на опоре над винтом, и первым в мире авиационным прицелом, в серию моноплан не пошел. Причина тому – недальновидность итальянских военных, сделавших ставку на бомбардировщики.
«Красный барон» Манфред фон Рихтгофен
Впрочем, реальные бои Первой мировой все расставили на свои места. С нарастанием боевых действий и количества самолетов стало понятно, что задачи авиации нужно разделять и среди самолетов требуется специализация. По сути, в это время и складывается структура авиации, сохранившаяся и по сей день.
В 1915 году в Имперских ВВС Германии появляется революционная машина – истребитель-разведчик Fokker E. I, способный стрелять сквозь работающий винт мотора. Достигалось это благодаря синхронизатору, который позволял выпускать пули только при определенном положении лопастей. «Фоккеры» вызвали переполох в стане противника и навсегда изменили тактику ведения воздушного боя. Благодаря фронтальной стрельбе немцы быстро завоевали превосходство в воздухе и удерживали его, пока технологию не скопировали другие страны. Именно на «Фоккере» модели Dr.I знаменитый «Красный барон» Манфред фон Рихтгофен, самый заслуженный ас Первой мировой, выиграл свои последние 20 сражений.
«Ваше Высочество, вы собираетесь применить эти игрушки?»
В Российской империи военное руководство долгое время скептически относилось к первым попыткам применять аэропланы в боевых целях. Когда великий князь Александр Михайлович, впечатленный перелетом француза Луи Блерио через пролив Ла-Манш, в 1910 году предложил военному министру генералу Сухомлинову создать военный авиафлот, тот сквозь усмешку спросил: «Я вас правильно понял, Ваше Высочество, вы собираетесь применить эти игрушки Блерио в нашей армии?» Благо, мнение министра не было решающим, и начало военной авиации было положено.
По инициативе снизу создаются первые вооруженные аэропланы – уже в 1911 году в ходе маневров войск Варшавского военного округа русские летчики решают задачи по уничтожению аэростатов и самолетов противника. В том же году авиатор А.М. Габер-Влынский впервые в отечественной практике произвел стрельбу из пулемета в воздухе. Основы высшего пилотажа и боевого маневрирования разрабатывал Петр Нестеров, в 1913 году прославившийся своей «мертвой петлей».
В 1912 году были сформулированы требования к истребителям: такой самолет должен «превосходить аппарат противника скоростью, способностью брать высоту и поворотливостью». На авиазавод «Дукс» в Москве даже был отправлен заказ на производство 24 бронированных аппаратов с пулеметами, но до начала Первой мировой он так и не был реализован.
Первый русский истребитель
В Первую мировую войну Российская империя входит с самым большим среди всех участников боев воздушным флотом в 263 единицы, но многие самолеты были устаревшими, а опытных пилотов катастрофически не хватало. Кроме того, самолеты еще не были вооружены, и экипажу приходилось отстреливаться пистолетами. Среди других средств поражения было запугивание противника опасными маневрами и, например, таран, который впервые реализовал тот же Петр Нестеров.
Когда Германия начала активно использовать цеппелины для разведки и бомбометания, активизировались процессы по созданию воздушной обороны в разных городах, в том числе и в столице. В конце 1915 – начале 1916 года в российской авиации появляется свой первый полноценный истребитель − РБВЗ-С-16, разработанный Игорем Сикорским. Его главным новшеством был синхронизатор стрельбы через вращающийся винт. Создание такого самолета стало решающим шагом к появлению отдельного рода авиации – истребительной, необходимость в которой уже окончательно назрела.
Истребитель С-16 Игоря Сикорского
12 (по новому стилю 25) марта 1916 года выходит приказ начштаба Верховного Главнокомандующего генерала от инфантерии М. В. Алексеева, в соответствии с которым во 2-й, 7-й и 12-й армиях были созданы первые штатные истребительные авиационные отряды, и уже в апреле они были отправлены на фронт.
Полевая авиаремонтная мастерская Императорского военно-воздушного флота, Первая мировая война
На вооружении первых истребительных отрядов стояли как первые отечественные истребители С-16 и МБ, так и иностранные машины «Ньюпор-X», «Кордон» и другие. К 1917 году истребительная авиация составляла 40,1% от общего состава военно-воздушного флота страны.
В период между Первой и Второй мировыми войнами истребительная авиация качественно изменилась во всем мире. Росли мощность истребителей и скорость их полета. В СССР формировались конструкторские коллективы Н.Н. Поликарпова, А.С. Яковлева, С.А. Лавочкина, А.И. Микояна, создавались первые истребители нового поколения. Но это, как говорится, уже совсем другая история.
Как самолеты использовались в Первой мировой войне
Несмотря на то, что самолеты были относительно новым изобретением, гонка за превосходство в воздухе началась во время Первой мировой войны. Оригинал:
Бригадный генерал Билли Митчелл в кабине самолета-преследователя Томаса Морса, около 1910-х годов. Предоставлено: Bettmann Archive/Getty ImagesК началу Первой мировой войны самолет существовал немногим более десяти лет, но обе стороны конфликта быстро осознали преимущества создания летающих боевых машин и неустанно работали на протяжении всей войны, чтобы развиваться быстрее. , более крупные и смертоносные истребители и бомбардировщики. Понятие «господство в воздухе» было неслыханным до 19 века.14, но к концу Великой войны победа в войне в небе стала тактической необходимостью.
Самолеты Первой войны предназначались для разведки
ullstein bild/Getty ImagesДвухместный разведывательно-боевой самолет на военно-морском аэродроме Германии, где воздушный стрелок проверяет пулемет.
Основной военной ролью самолетов в Первой мировой войне была разведка, говорит Джон Гуттман, историк военной авиации, автор более дюжины книг о самолетах и летчиках-истребителях времен Первой мировой войны. Воздушные шары использовались военными более века, чтобы увидеть поле боя с высоты птичьего полета, в том числе во время Гражданской войны в США, но самолеты с неподвижным крылом времен Первой мировой войны могли летать глубоко в тылу врага. отслеживать передвижения войск и картографировать местность.
«Это был двухместный самолет с пилотом, который управлял полетом, и наблюдателем впереди, который держал бинокль и делал записи», — говорит Гуттман.
Рукописные рисунки и наблюдения на лету не всегда были точными, но оказались критически важными в некоторых ранних операциях. В 1914 году, например, британские самолеты-разведчики Королевского летного корпуса предупредили британских и французских командиров о том, что немецкие войска готовятся к осаде Парижа через Бельгию. Армии союзников смогли обойти немцев с фланга, что привело к битве на Марнах, ставшей решающей ранней победой.
Вскоре на разведывательные самолеты установили камеры, которые делали десятки аэрофотоснимков, которые впоследствии обрабатывались и склеивались для создания панорамных карт поля боя. Эти все более четкие и увеличенные изображения давали полевым командирам беспрецедентную информацию для позиционирования артиллерии и планирования передвижения войск.
Первые воздушные бои и летающие асы
Universal History Archive/Universal Images Group/Getty ImagesПилоты на немецком моноплане Fokker Eindecker атакуют авиаторов на французском биплане Voisin, c. 1915 на этой иллюстрации.
В начале Первой мировой войны самолеты-разведчики были такой новинкой, что вражеские пилоты махали друг другу рукой, пересекая линию фронта. Но вскоре до них дошло стратегическое значение самолетов-шпионов, а вместе с ним и жгучее желание сбить самолеты противника с неба.
«До 1915 года не существовало такого понятия, как истребитель, — говорит Гуттман. «Но после Марны военачальники стали серьезно относиться к идее устранения другого парня».
В начале стычек медлительные самолеты-разведчики стреляли друг в друга из табельных пистолетов и винтовок. Наземные бригады начали устанавливать пулеметы перед местом наблюдателя, но из-за винта, крыльев и стоек их было трудно навести.
Прорывным изобретением стало «прерывающее устройство» или «синхронизирующее устройство», которое позволило переднему пулемету безопасно стрелять непрерывным потоком пуль через вращающиеся лопасти пропеллера самолета. Все, что нужно было сделать пилотам, это навести нос самолета на противника и открыть огонь.
Инженеру голландского происхождения Энтони Фоккеру приписывают разработку первой синхронизированной передачи для немецкой армии, которую он установил на одноместный Fokker E-1 в 1915 году. Легкий самолет был настолько маневренным и смертоносным, что союзники прозвали его « Фоккер Бич».
Впервые самолеты поднялись в воздух специально для ведения боя воздух-воздух, а французы стали называть «л’асом» или асом любого летчика, сбившего пять и более вражеских самолетов. Хотя у этих асов не было недостатка в мастерстве и смелости, победителями в большинстве ранних «воздушных боев» становились пилоты, летающие на лучших технологиях.
«С того момента, как истребители стали практичными, это стало настоящим началом гонки вооружений за превосходство в воздухе», — говорит Гуттман. «Характеристики самолета, его простота в управлении, его вооружение, его скороподъемность — все это стало факторами в постоянной борьбе за то, чтобы придумать что-то лучшее, чем то, что было у противника».
Инженеры союзников ответили созданием собственных одноместных истребителей, таких как британский Sopwith Camel, названный так из-за горбовидной выпуклости на фюзеляже, предназначенной для размещения двух синхронных пулеметов, установленных спереди.
Когда компания Sopwith представила трехкрылый «триплан», немцы ответили Fokker DR-1, любимцем не кого иного, как Манфреда фон Рихтгофена, страшного «Красного барона», которому приписывают 80 официальных убийств до его красного , трехкрылый истребитель был наконец сбит в 1918 году.
Дирижабли Цеппелин бомбят гражданские цели
MPI/Getty ImagesПлакат правительства США, демонстрирующий примеры британских и немецких дирижаблей и самолетов, чтобы общественность могла укрыться, если увидит врага самолет, с. 1915.
Мы обычно связываем воздушные бомбардировки с тактикой блицкрига нацистской Германии во время Второй мировой войны, но первая кампания целенаправленных бомбардировок произошла в 1915 году, когда Германия отправила высотные дирижабли Zeppelin для ночных бомбардировок гражданских объектов в Лондоне и Эдинбурге.
Наполненные водородом цеппелины, изначально использовавшиеся для разведки, летали на высоте 11 000 футов и могли отключать двигатели для проведения внезапных атак. Британская общественность осудила «детских убийц», и военные, наконец, направили истребители, вооруженные зажигательными пулями, чтобы поджечь массивные цеппелины.
Первые бомбардировщики начали свою карьеру как самолеты-разведчики, которые оснащались все большим количеством оружия, поскольку им приходилось пробиваться из тыла врага. Гуттман говорит, что самые большие самолеты-разведчики, такие как четырехмоторный российский гигант, известный как «Илья Мурамец», начали нести бомбы, чтобы сбрасывать их на врага «в качестве последнего оскорбления».
Немцы взяли страницу из русского справочника и построили свой собственный массивный бомбардировщик под названием Zeppelin Staaken R.VI, биплан с размахом крыла более 138 футов, на борту которого находилось до девяти членов экипажа. Внушающий страх немецкий бомбардировщик совершал рейсы в Лондон и Париж, сбрасывая бомбы весом более 2200 фунтов, включая прямое попадание в лондонский Королевский госпиталь Челси.
Все готово для роли большой авиации во Второй мировой войне
К концу Первой мировой войны было «бесспорно», говорит Гуттман, что самолеты — это оружие будущего. К 1918 году бомбардировщики союзников уже летали группами, чтобы атаковать немецкие заводы по производству боеприпасов вдоль французской границы, а немецкие истребители были развернуты для ведения эпических воздушных сражений.
Все было готово ко Второй мировой войне, когда превосходство в воздухе стало для союзников одним из решающих факторов как на европейском, так и на тихоокеанском театрах военных действий.
Авиация в годы Первой мировой войны • Авиация Первой мировой войны • MyLearning
В 1914 году, когда началась Первая мировая война, авиация только зарождалась. В годы войны роль авиации сильно изменилась. Сначала самолеты в основном использовались британскими военными для разведки (сбора информации), но позже новые технологические достижения позволили пилотам сбрасывать бомбы и сбивать самолеты противника.
Цветная открытка «Верни меня к милому старому Блайти»
Первая мировая война велась на Западном фронте как война на истощение, в которой ни британские, ни немецкие войска не могли захватить больше территории или заставить друг друга отступить. Вместо того, чтобы перемещаться, чтобы вести крупные формальные сражения, каждая армия оставалась в окопах, которые обозначали границы их территории, и пыталась измотать другую сторону постоянными небольшими атаками и случайными наступлениями.
Как использовались самолеты в 1914-1918 гг.?
Разведка:
Аэрофотокамера, установленная на носу самолета FE2
В окопах Западного фронта каждой стороне было трудно обнаружить, что делает противник. Самолеты летали над окопами, фотографируя происходящее в тылу. Эти изображения затем использовались для создания карт.
Аэрофотоснимок Западного фронта
В марте 1915 года, во время битвы при Нев-Шапель, фотографии, сделанные британским пилотом лейтенантом Чарльзом Дарли, заставили британцев изменить свои планы атаки после того, как на снимках была показана совершенно новая немецкая траншея. После этого англичане стали часто делать аэрофотоснимки — более 19 лет.000 только в битве на Сомме.
Мозаика аэрофотоснимков окопов времен Первой мировой войны
На фотографиях можно было запечатлеть передвижение войск, подготовку к бою и изменения в траншейных сооружениях, но их съемка была сопряжена с большим риском для пилота, который должен был лететь по прямой линии, становясь цель для наземных войск противника.
Аэрофотоснимок французской деревни со стереоскопом
Пулеметы, стреляющие вперед:
Ранние пилоты иногда несли основное оружие, такое как пистолеты и ручные гранаты, а некоторые даже сбрасывали бомбы и ракеты. Это было опасно, и было трудно поразить цель на земле, если только пилот не летел очень близко к земле. В то же время самолеты также обстреливались войсками противника, а иногда и сбивались. Чтобы сделать пилотов менее уязвимыми, голландский инженер Энтони Фоккер создал направленный вперед пулемет, который мог стрелять через движущийся винт.
Атаки и бомбардировки:
Поскольку война продолжалась, обе силы начали использовать авиацию для уничтожения ключевых целей. Сначала пилоты сбрасывали бомбы вручную, но вскоре к верхним крыльям самолетов прикрепили пулеметы, а позже прикрепили бомбодержатели, так что экипаж мог сбрасывать бомбы, просто потянув за спусковой трос.
Вскоре пилоты начали атаковать друг друга в «собачьих боях», часто пытаясь помешать вражеским самолетам фотографировать.