Дальняя авиация ВКС РФ. Досье — Биографии и справки
ТАСС-ДОСЬЕ. 23 декабря ежегодно в Вооруженных силах Российской Федерации (ВС РФ) отмечается памятная дата — День Дальней авиации ВВС России. Она была установлен в 1999 г. по приказу главнокомандующего Военно-воздушными силами (ВВС) РФ Анатолия Корнукова.
С 1 августа 2015 г. Дальняя авиация (ДА) ВВС РФ входит в состав Воздушно-космических сил (ВКС) РФ. Является стратегическим резервом Верховного главнокомандования и одной из трех (наряду с Ракетными войсками стратегического назначения и морскими стратегическими силами) компонент стратегических ядерных сил России.
Командующий дальней авиацией — генерал-лейтенант Сергей Кобылаш (с 16 сентября 2016 г., сменил на этом посту генерал-лейтенанта Анатолия Жихарева).
Техника и вооружение
В строю ДА состоят:
- стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-160 (16 единиц) и Ту-95МС (более 30 единиц),
- дальние сверхзвуковые бомбардировщики Ту-22М3 (не менее 14 единиц),
- дальние самолеты-разведчики Ту-22МР и самолеты-топливозаправщики Ил-78.
Основное вооружение — авиационные крылатые ракеты большой дальности и ракеты оперативно-тактического назначения в ядерном и обычном снаряжении, авиабомбы разного назначения и калибра.
В ноябре 2017 г. на Казанском авиационном заводе продемонстрировали Ту-160М2 — опытный образец, построенный в рамках возобновления производства этого стратегического бомбардировщика-ракетоносца. Его первый испытательный полет запланирован на начало 2018 г. Минобороны РФ ожидает прироста боевой эффективности модифицированного варианта более чем в 2,5 раза по сравнению с базовой моделью.
По состоянию на 2017 г. в состав ДА входят управление командования Дальней авиации, две тяжелые бомбардировочные дивизии, Центр боевой подготовки и переучивания летного состава, а также воинские части связи, тыла и обеспечения. По информации Минобороны РФ, в текущем году общий показатель налета в ДА превысил 20 тыс. часов, средний налет на экипаж составил более 120 часов.
ДА принимала участие в совместных военных учениях «Запад — 2017», «Боевое содружество — 2017», учениях стран ОДКБ, показе авиационной техники по плану Международного военно-технического форума «Армия — 2017», а также в конкурсе по воздушной выучке летных экипажей объединений ВВС РФ «Авиадартс — 2017» (заключительный его этап прошел в Китае в рамках «Армейских международных игр», российские и китайские экипажи показали одинаковые результаты по очкам).
На одном из летно-тактических учений дальние бомбардировщики Ту-22М3 выполнили задачи в акватории Берингова моря, полеты в арктических широтах осуществлялись с посадкой на аэродроме Анадырь. В декабре два стратегических ракетоносца Ту-95МС совершили полеты с дозаправкой в отдаленных районах Азиатско-Тихоокеанского региона и впервые приземлились на аэродроме Биак в Индонезии. В течение года экипажи ДА проводили воздушное патрулирование в акваториях Черного, Балтийского, Каспийского и Баренцева морей, Северного Ледовитого, Атлантического и Тихого океанов.
Боевое применение
Самолеты дальней авиации участвовали в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., в боевых действиях в Афганистане в 1980-х гг., на Северном Кавказе в 1990-х гг. и в операции по принуждению Грузии к миру в 2008 г.
17 ноября 2015 г. российские стратегические и дальние бомбардировщики, вылетевшие с аэродромов в РФ, нанесли массированные удары новыми крылатыми ракетами Х-101 и авиабомбами по объектам боевиков террористической организации «Исламское государство» (запрещена в РФ) на территории Сирии.
По данным СМИ, это стало первым боевым применением Ту-160 и самолетов семейства Ту-95. В 2015-2017 гг. самолеты ДА неоднократно наносили авиаудары по объектам террористов в Сирии. В зону ударов входили защищенные командные пункты боевиков, склады оружия и боеприпасов. Высокоточное оружие применялось с максимальной дальности — после пуска ракеты пролетали несколько тыс. км. По оценкам СМИ, в рамках сирийской кампании ВС РФ были задействованы в общей сложности шесть ракетоносцев Ту-160, до шести Ту-95МС и до 14 Ту-22М3.
Планы развития
В настоящее время в России разрабатывается перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА). Ожидается, что к началу 2020-х гг. будет готов проект этого самолета и собран первый летный прототип. Кроме того, ведется глубокая модернизация находящихся в строю самолетов ДА: замена вооружения, радиоэлектронного оборудования и авионики, двигателей.
Об истории
- 23 декабря 1913 г. совершил первый испытательный полет самый большой (на тот момент) самолет в мире — четырехмоторный тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец» авиаконструктора Игоря Сикорского.
- 23 декабря 1914 г. по указу императора Николая II была сформирована первая в мире эскадра таких самолетов. Эту дату принято считать днем создания российской дальней (стратегической) авиации. Начальником эскадры стал Михаил Шидловский (генерал-майор, председатель совета акционеров Русско-Балтийского вагонного завода, на котором строились бомбардировщики «Илья Муромец»).
- В 1930-е гг. среди военных многих стран стала популярна так называемая «доктрина Дуэ», названная по имени ее автора, итальянского генерала Джулио Дуэ, и предполагавшая приоритет «воздушного наступления», в первую очередь — действий стратегической бомбардировочной авиации. В ВВС РККА для этого были созданы сначала тяжелые бомбардировочные авиационные корпуса, а затем авиационные армии особого назначения. На их вооружении находились самолеты ТБ-3 и ДБ-3.
- В годы Великой Отечественной войны Авиация дальнего действия, которой командовал Александр Голованов, подчинялась непосредственно Ставке Верховного Главнокомандования. Основными боевыми самолетами этого периода были бомбардировщики Ил-4, Ер-2, Пе-8.
- В 1946 г. в СССР была создана Дальняя авиация, состоявшая из трех воздушных армий (впоследствии — корпусов). Cтратегические бомбардировщики стали носителями ядерного оружия. На вооружение ДА поступали сначала поршневые (Ту-4), затем турбовинтовые (Ту-95) и реактивные (Ту-16, М-4, 3М, Ту-22 разных модификаций, Ту-160) самолеты.
- В 1998 г. ДА была преобразована в 37-ю воздушную армию Верховного Главнокомандования (стратегического назначения).
- 17 августа 2007 г. по приказу президента РФ и Верховного главнокомандующего ВС РФ Владимира Путина впервые с 1992 г. возобновилось боевое дежурство стратегической авиации — регулярные полеты в регионах активного судоходства и экономической деятельности Российской Федерации.
- В 2009 г. вновь создано Командование Дальней авиации ВВС России, которому, в частности, была передана ракетоносная авиация Военно-морского флота.
- Стальные крылья армии России
- Ракетоносец-«стелс»: что известно о новом российском бомбардировщике
День дальней авиации России | ДА ВВС РОССИИ
Ежегодно 23 декабря в России отмечается День дальней авиации – профессиональный праздник всех военнослужащих, имеющих непосредственное отношение к дальней авиации ВВС России. Это сравнительно молодой праздник. Он был учрежден лишь в 1999 году по приказу главнокомандующего ВВС страны Анатолия Корнукова.День дальней авиации России
Праздничная дата безусловно была выбрана неслучайно, она имеет под собой историческое обоснование. Именно 23 декабря 1913 года свой первый испытательный полет совершил четырехмоторный тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец». Это первый в мире серийный многомоторный бомбардировщик авиаконструктора Игоря Ивановича Сикорского. Его по праву называют «прадедушкой» всех современных стратегических бомбардировщиков ВКС России. Лишь год спустя – 23 декабря 1914 года вышел императорский указ Николая II. В результате в России было утверждено постановление Военного совета о формировании эскадры бомбардировщиков «Илья Муромец». Данное событие стало отправной точкой в истории тяжелой бомбардировочной авиации не только в нашей стране, но и во всем мире. В 2018 году дальняя авиация России отмечает уже свой 104-й день рождения.
Первая мировая
В годы Первой мировой войны экипажи эскадры бомбардировщиков «Илья Муромец» совершили порядка 400 боевых вылетов. В 1917 году в составе эскадры насчитывалось 20 четырехмоторных бомбардировщиков. После Октябрьской революции в марте 1918 года началось формирование Северной группы воздушных кораблей (СГВК). Самолеты «Илья Муромец» данной группы должны были привлекаться для полярных экспедиций и разведки Северного морского пути. Однако напряженная обстановка и ожесточенные сражения на фонтах гражданской войны в России не позволили реализоваться данному проекту. В ноябре 1918 года СГВК была переименована в Авиагруппу. Авиагруппа, в свою очередь, в 1919 году получила официальное название – Дивизион воздушных кораблей.
Дальнейшее развитие дальней авиации в нашей стране было связано с принятием на вооружение в 1930-е годы тяжелого бомбардировщика ТБ-3. Он был спроектирован известным авиаконструктором Андреем Николаевичем Туполевым. В 1936 году в части ВВС РККА начали поступать новые бомбардировщики ДБ-3, а также и ДБ-3Ф, сконструированные в КБ Сергея Ильюшина.
В 1936-1938 годах авиационные бригады и корпуса тяжелых бомбардировщиков сводятся в три отдельных воздушных армии особого назначения. Все три армии находились в непосредственном подчинении наркома обороны СССР. В 1940 году части и соединения тяжелых бомбардировщиков вошли в сформированную дальнебомбардировочную авиацию главного командования Красной Армии (ДБА ГК). К началу Великой Отечественной войны в состав ДБА ГК входило 5 авиационных корпусов, 3 отдельных авиационных дивизии и один отдельный авиаполк. По мнению специалистов, на 22 июня 1941 года ДБА насчитывала всего порядка 1500 самолетов и практически 1000 подготовленных экипажей, находящихся в полной боевой готовности.
Великая Отечественная
Первые боевые вылеты советские дальние бомбардировщики совершили уже 22 июня 1941 года. В годы войны экипажи дальней авиации приняли участие во всех крупных сражениях Красной Армии. А также выполняли специальные задания советского командования.
Уже в ходе войны в марте 1942 года дальнебомбардировочная авиация была реорганизована в авиацию дальнего действия, а в декабре 1944 года – в 18-ю воздушную армию. В 1946 году на базе этой армии была образована Дальняя авиация ВС СССР. Всего за годы Великой Отечественной войны летный состав дальних бомбардировщиков осуществил порядка 220 тысяч боевых вылетов. В результате, на позиции и объекты инфраструктуры противника сбросили более двух миллионов авиационных бомб различных калибров.
Послевоенные годы
В 1950-е годы принимается на вооружение реактивная техника. Встали в строй дальние бомбардировщики Ту-16 и стратегические бомбардировщики Ту-95 и 3М. После этого бесспорно произошел настоящий качественный скачок в развитии дальней авиации Советского Союза. В те же годы самолеты и экипажи дальней авиации приступили к освоению неба над Арктикой. За годы с 1970 по 1980-е состав дальней авиации пополнили новые авиационные комплексы. Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160 получили на вооружение крылатые ракеты авиационного базирования, обладающей большой дальностью полета.
После вынужденного затишья и простоя, который был связан с распадом Советского Союза и тяжелым экономическим состоянием страны, интенсивность полетов экипажей дальней авиации снова начала расти в 2000-е годы. Так в 2001 году российские стратегические бомбардировщики впервые после десятилетнего перерыва появились в районе над Северным полюсом. В августе 2007 года дальняя авиация России возобновила полеты в удаленных регионах планеты уже на постоянной основе. Патрулирование воздушного пространства осуществляется в регионах экономической деятельности и активного судоходства России. Полеты на воздушное патрулирование выполняются в акватории над нейтральными водами Арктики, Атлантики, Черного моря, Тихого океана как с базовых, так и с оперативных аэродромов на территории нашей страны.
После завершения Второй мировой войны самолеты дальней авиации принимали участие в боевых действиях. Например, в Афганистане в 1980-е годы и на Северном Кавказе в 1990-х годах. А также, в операции по принуждении Грузии к миру в 2008 году. 17 ноября 2015 года российские дальние и стратегические бомбардировщики взлетели с аэродромов на территории России. Они нанесли массированные удары новыми крылатыми ракетами авиационного базирования X-101 и авиационными бомбами по объектам боевиков террористической организации «Исламское государство» (запрещена в России) на территории Сирии. Эта операция стала первым боевым применением российских стратегов – Ту-160 и самолетов семейства Ту-95. Как известно, в 2015-2017 годах самолеты дальней авиации ВКС России неоднократно привлекались к нанесению авиационных ударов по позициям и объектам террористов на территории Сирийской Арабской Республики.
Наши дни
За 104 года своего существования дальняя авиация России прошла большой путь. Славный путь от первой эскадры четырехмоторных бипланов «Илья Муромец» и до своего современного облика. Сегодня на вооружении дальней авиации ВВС России состоят современные реактивные и турбовинтовые самолеты. Во-первых, это сверхзвуковые стратегические ракетоносцы с крылом изменяемой стреловидности Ту-160 и Ту-160М. Во-вторых, четырехмоторные турбовинтовые стратегические бомбардировщики Ту-95МС и Ту-95МСМ. В-третьих, это модернизированные дальние бомбардировщики Ту-22М3. А также, самолеты-заправщики Ил-78 и иные типы авиационной техники. Только в 2018 году состав дальней авиации пополнился еще четырьмя модернизированными бомбардировщиками-ракетоносцами Ту-95МС и одним бомбардировщиком-ракетоносцем Ту-160.
Основным вооружением самолетов российской дальней авиации являются авиационные крылатые ракеты большой дальности, ракеты оперативно-тактического назначения в обычном и ядерном снаряжении, а также, авиационные бомбы различного назначения и калибра.
В настоящее время в состав дальней авиации России входят:
- управление командования дальней авиации,
- две тяжелые бомбардировочные авиадивизии,
- Центр боевой подготовки и переучивания летного состава,
- а также различные воинские части связи, обеспечения и тыла.
В 2018 году экипажи самолетов российской дальней авиации успешно выполнили планы по налету, боевой подготовке и боевому применению. Общий налет составил более 20 тысяч часов. За прошедший год в стране проводилось более 40 летно-тактических учений и тактико-специальных учений. Мероприятия проводились с подразделениями и частями обеспечения под непосредственным руководством командующего дальней авиацией, а также командиров соединений и воинских частей. Самолеты дальней авиации и их экипажи принимали активное участие в мероприятиях боевой и оперативной подготовки. По плану вышестоящих органов военного управления принимали участие в масштабных маневрах «Восток-2018». Кроме того, в совместном антитеррористическом учении «Иссык-Куль-Антитеррор-2018». В совместном учении вооруженных сил стран членов ШОС «Мирная миссия-2018». А также, во многих других мероприятиях, в том числе международных.
Новые рубежи
Впервые в 2018 году сверхзвуковые стратегические бомбардировщики Ту-160 выполняли полеты на арктическом аэродроме Анадырь. По сообщению пресс-службы Минобороны России, аэродром Анадырь использовался для проведения летно-тактических учений с авиационным полком. Сложность задачи заключалась в том, что посадка осуществлялась после выполнения длительного полета в арктических широтах. И на незнакомый для экипажей стратегической авиации аэродром с неустойчивыми метеорологическими условиями. А также в 2018 году строевые экипажи российской дальней авиации выполнили практические пуски новых управляемых авиационных ракет на морском полигоне по реальной морской цели. Данные пуски были признаны штатными. Все выпущенные ракеты поразили цель, продемонстрировав безусловно высокую эффективность новых российских авиационных систем вооружений.
Как известно, в 2018 году впервые за пять лет самолеты российской дальней авиации выполнили полеты в Венесуэлу. Причем, в составе полноценной авиационной группы. Она состояла из пары стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160 и обеспечивающих подразделений. После прилета в Венесуэлу и в результате проведения соответствующей подготовки российские экипажи выполнили специальный полет над акваторией Карибского моря со взлетом и посадкой на аэродроме Майкетия. Благодаря этому, экипажи получили ценный опыт совершения полетов в удаленных географических районах планеты, а также, в условиях южных широт.
23 декабря безусловно профессиональный праздник всех военнослужащих, имеющих отношение к отечественной дальней авиации. Не только действующих, но и бывших, а также ветеранов Великой Отечественной войны.
Памятник Дальней авиации
Девичье поле — старинный малолюдный парк в центре Москвы, недалеко от Садового кольца, между станциями метро Парк культуры и Смоленская.
Сквер, огороженный невысокой чугунной оградой и засаженный старыми деревьями, исторически был украшен двумя памятникам. Монументальным каменным — Льву Толстому, в торце сквера, выходящем в сторону кольца. И более скромным памятником врачу, детскому доктору и основателю больницы Филатову. Он располагается в противоположном торце сквера, смотрящем в сторону Новодевичьего монастыря. А также, типовой бюст военачальника Фрунзе перед фасадом выходящего на сквер здания Общевойсковой академии. В сквере имеется фонтан, к сожалению, не работающий.
К этим памятникам в 2014 году был прибавлен ещё один. Министр Обороны России Сергей Шойгу торжественно открыл памятник лётчикам Дальней авиации на центральной аллее сквера Девичьего поля. Церемония открытия состоялась 12 ноября в год столетия Дальней Авиации России. В ней приняли участие командующий Дальней авиацией генерал-лейтенант Анатолий Жихарев. А также, последний командующий Дальней авиацией СССР Герой Советского Союза генерал-полковник Василий Решетников.
Памятник, созданный скульптором Салаватом Щербаковым и архитектором Игорем Воскресенским, имеет весьма впечатляющее художественное решение. Он представляет собой три фигуры лётчиков — Российской Империи, Советского Союза и Современной России. Летчик имперского времени одет в подбитую мехом лётную куртку, шлем, краги, галифе и сапоги. На поясе у него кортик, а на груди — орден Святого Георгия. Советский лётчик — Герой Советского Союза, одетый в форму сталинского времени. Современный лётчик стоит по центру, выступая как связующее звено между другими двумя. Он твёрдо и пристально всматриваясь в небо.
Летчики стоят на фоне карты страны, окружённой лавровым венком. Вокруг венка начертан девиз Дальней авиации: «Мастерство. Отвага. Достоинство. Честь». Имперский двуглавый орёл венчает карту. Бронзовая композиция установлена на невысокий гранитный постамент.
Памятник создан по инициативе не только командования и ветеранов Дальней авиации России, но и Российского военно-исторического общества.
Гимн Дальней Авиации России
Как известно, впервые Гимн прозвучал в Москве, на праздничном концерте посвящённом 90-летию Дальней авиации, 25 декабря 2004 г. Его исполнил ансамбль театра народной драмы, в концертном зале «Россия». Автор слов Юрий Баранов, а музыку написала Александра Шевцова.
Чтобы ваш кондиционер работал без проблем, обращайтесь в официальный сервисный центр производителя.
vvs.moscow
День дальней авиации России » Военное обозрение
Ежегодно 23 декабря в России отмечается День дальней авиации – профессиональный праздник всех военнослужащих, имеющих непосредственное отношение к дальней авиации ВВС России. Это сравнительно молодой праздник, который был учрежден лишь в 1999 году по приказу главнокомандующего ВВС страны Анатолия Корнукова.Праздничная дата была выбрана неслучайно, она имеет под собой историческое обоснование. Именно 23 декабря 1913 года свой первый испытательный полет совершил четырехмоторный тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец» (первый в мире серийный многомоторный бомбардировщик) авиаконструктора Игоря Ивановича Сикорского – «прадедушка» всех современных стратегических бомбардировщиков ВКС России. Ровно год спустя – 23 декабря 1914 года императорским указом Николая II в России было утверждено постановление Военного совета о формировании эскадры бомбардировщиков «Илья Муромец». Данное событие стало отправной точкой в истории тяжелой бомбардировочной авиации не только в нашей стране, но и во всем мире. В 2018 году дальняя авиация России отмечает свой 104-й день рождения.
В годы Первой мировой войны экипажи эскадры бомбардировщиков «Илья Муромец» совершили порядка 400 боевых вылетов. В 1917 году в составе эскадры насчитывалось 20 четырехмоторных бомбардировщиков. После Октябрьской революции в марте 1918 года началось формирование Северной группы воздушных кораблей (СГВК), самолеты «Илья Муромец» данной группы должны были привлекаться для полярных экспедиций и разведки Северного морского пути. Однако напряженная обстановка и ожесточенные сражения на фонтах гражданской войны в России не позволили реализоваться данному проекту. В ноябре 1918 года СГВК была переименована в Авиагруппу, а в 1919 году получила официальное название – Дивизион воздушных кораблей.
Дальнейшее развитие дальней авиации в нашей стране было связано с принятием на вооружение в 1930-е годы тяжелого бомбардировщика ТБ-3, который был спроектирован известным авиаконструктором Андреем Николаевичем Туполевым. Также в 1936 году в части ВВС РККА начали поступать новые бомбардировщики ДБ-3, а затем и ДБ-3Ф, сконструированные в КБ Сергея Ильюшина.
В 1936-1938 годах авиационные бригады и корпуса тяжелых бомбардировщиков были сведены в три отдельных воздушных армии особого назначения. Все три армии находились в непосредственном подчинении наркома обороны СССР. В 1940 году части и соединения тяжелых бомбардировщиков вошли в сформированную дальнебомбардировочную авиацию главного командования Красной Армии (ДБА ГК). К началу Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года в состав ДБА ГК входило 5 авиационных корпусов, 3 отдельных авиационных дивизии и один отдельный авиаполк (всего порядка 1500 самолетов и практически 1000 подготовленных экипажей, находящихся в полной боевой готовности).
Первые боевые вылеты советские дальние бомбардировщики совершили уже 22 июня 1941 года. В годы войны экипажи дальней авиации приняли участие во всех крупных сражениях Красной Армии, а также выполняли специальные задания советского командования.
Уже в ходе войны в марте 1942 года дальнебомбардировочная авиация была реорганизована в авиацию дальнего действия, а в декабре 1944 года – в 18-ю воздушную армию. В 1946 году на базе этой армии была образована Дальняя авиация ВС СССР. Всего за годы Великой Отечественной войны летный состав дальних бомбардировщиков осуществил порядка 220 тысяч боевых вылетов, сбросив на позиции и объекты инфраструктуры противника более двух миллионов авиационных бомб различных калибров.
Дальний бомбардировщик ДБ-3Ф (Ил-4)
В 1950-е годы после принятия на вооружение реактивной техники – дальних бомбардировщиков Ту-16 и стратегических бомбардировщиков Ту-95 и 3М – произошел настоящий качественный скачок в развитии дальней авиации Советского Союза. В те же годы самолеты и экипажи дальней авиации приступили к освоению неба над Арктикой. В 1970-1980-е годы состав дальней авиации пополнили новые авиационные комплексы: Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160, которые получили на вооружение крылатые ракеты авиационного базирования, обладающей большой дальностью полета.
После вынужденного затишья и простоя, который был связан с распадом Советского Союза и тяжелым экономическим состоянием страны, интенсивность полетов экипажей дальней авиации снова начала расти в 2000-е годы. Так в 2001 году российские стратегические бомбардировщики впервые после десятилетнего перерыва появились в районе над Северным полюсом. В августе 2007 года дальняя авиация России возобновила полеты в удаленных регионах планеты уже на постоянной основе. Патрулирование воздушного пространства осуществляется в регионах экономической деятельности и активного судоходства России. Полеты на воздушное патрулирование выполняются в акватории над нейтральными водами Арктики, Атлантики, Черного моря, Тихого океана как с базовых, так и с оперативных аэродромов на территории нашей страны.
После завершения Второй мировой войны самолеты дальней авиации принимали участие в боевых действиях в Афганистане в 1980-е годы, на Северном Кавказе в 1990-х годах, а также в операции по принуждении Грузии к миру в 2008 году. 17 ноября 2015 года российские дальние и стратегические бомбардировщики, взлетевшие с аэродромов на территории России, нанесли массированные удары новыми крылатыми ракетами авиационного базирования X-101 и авиационными бомбами по объектам боевиков террористической организации «Исламское государство» (запрещена в России) на территории Сирии. Эта операция стала первым боевым применением российских стратегов – Ту-160 и самолетов семейства Ту-95. В 2015-2017 годах самолеты дальней авиации ВКС России неоднократно привлекались к нанесению авиационных ударов по позициям и объектам террористов на территории Сирийской Арабской Республики.
Ту-22М3, фото: mil.ru
За 104 года своего существования дальняя авиация России прошла большой путь от первой эскадры четырехмоторных бипланов «Илья Муромец» до современного облика. Сегодня на вооружении дальней авиации ВВС России состоят современные реактивные и турбовинтовые самолеты. Модернизированные дальние бомбардировщики Ту-22М3, сверхзвуковые стратегические ракетоносцы с крылом изменяемой стреловидности Ту-160 и Ту-160М, четырехмоторные турбовинтовые стратегические бомбардировщики Ту-95МС и Ту-95МСМ, а также самолеты-заправщики Ил-78 и иные типы авиационной техники. В 2018 году состав дальней авиации пополнился четырьмя модернизированными бомбардировщиками-ракетоносцами Ту-95МС и одним бомбардировщиком-ракетоносцем Ту-160.
Основным вооружением самолетов российской дальней авиации являются авиационные крылатые ракеты большой дальности, а также ракеты оперативно-тактического назначения в обычном и ядерном снаряжении и авиационные бомбы различного назначения и калибра. В настоящее время в состав дальней авиации России входит управление командования дальней авиации, две тяжелые бомбардировочные авиадивизии, Центр боевой подготовки и переучивания летного состава, а также различные воинские части связи, обеспечения и тыла.
В 2018 году экипажи самолетов российской дальней авиации успешно выполнили планы по налету, боевой подготовке и боевому применению. Общий налет составил более 20 тысяч часов. За прошедший год в стране было проведено более 40 летно-тактических учений и тактико-специальные учения с подразделениями и частями обеспечения под непосредственным руководством командующего дальней авиацией, а также командиров соединений и воинских частей. Самолеты дальней авиации и их экипажи принимали активное участие в мероприятиях боевой и оперативной подготовки по плану вышестоящих органов военного управления, принимали участие в масштабных маневрах «Восток-2018», совместном антитеррористическом учении «Иссык-Куль-Антитеррор-2018», совместном учении вооруженных сил стран членов ШОС «Мирная миссия-2018» и многих других мероприятиях, в том числе международных.
Ту-160, фото: mil.ru
Впервые в 2018 году сверхзвуковые стратегические бомбардировщики Ту-160 выполняли полеты на аэродроме Анадырь. По сообщению пресс-службы Минобороны России, арктический аэродром Анадырь был задействован для проведения летно-тактических учений с авиационным полком. Сложность задачи заключалась в том, что посадка на данный аэродром осуществлялась после выполнения длительного по времени полета в арктических широтах на незнакомом для экипажей стратегической авиации аэродроме с неустойчивыми метеорологическими условиями. Также в 2018 году строевые экипажи российской дальней авиации выполнили практические пуски новых управляемых авиационных ракет на морском полигоне по реальной морской цели. Данные пуски были признаны штатными, все выпущенные ракеты поразили цель, продемонстрировав высокую эффективность новых российских авиационных систем вооружений.
В 2018 году впервые за пять лет самолеты российской дальней авиации выполнили полеты в Венесуэлу в составе полноценной авиационной группы, состоявшей из пары стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160 и обеспечивающих подразделений. После прилета в Венесуэлу и проведения соответствующей подготовки российские экипажи выполнили специальный полет над акваторией Карибского моря со взлетом и посадкой на аэродроме Майкетия. Благодаря этому экипажи получили ценный опыт совершения полетов в удаленных географических районах планеты, а также в условиях южных широт.
Ту-95МС, фото: mil.ru
23 декабря «Военное обозрение» поздравляет всех военнослужащих, как действующих, так и бывших, а также ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих отношение к отечественной дальней авиации, с профессиональным праздником!
По материалам из открытых источников
topwar.ru
история создания и описание самолетов
Дальняя авиация России занимает особое место в рядах военно-воздушных и стратегических ядерных сил РФ. Верховное главное командование использует её для решения оперативно-стратегических задач при межконтинентальных и морских военных конфликтах.
История создания дальней авиации РФ
История дальней авиации России берёт своё начало 23.12.1914 г., когда император Николай II издал указ о создании первой в мире эскадры четырёхмоторных самолётов, носивших название «Илья Муромец». Это был первая в мире попытка объединения бомбардировщиков тяжёлого класса. Командующим эскадрой стал М. В. Шидловский, пришедший в авиацию из морского ведомства. В то время он являлся действующим председателем Русско-Балтийского вагонного завода, где и выпускались воздушные машины «Илья Муромец».
На протяжении Первой мировой войны эти самолёты дальней авиации России выполнили более 400 боевых задач, в том числе бомбардировку важных стратегических объектов противника и разведку расположения ударных сухопутных группировок. В 1917 году эскадра состояла из четырёх военных отрядов и насчитывала более двадцати машин. За всё время проведения боевых операций был утрачен только один самолёт.
Развитие дальней авиации в СССР
В сентябре 1917 года эскадра бомбардировщиков была уничтожена. Самолёты попросту сожгли, чтобы они не достались врагу. Дальняя авиация России начала возрождаться уже после Октябрьской революции. 22.03.1918 г. был издан декрет Совета Народных Комиссаров, в котором говорилось о создании Северной группы воздушных лайнеров «Илья Муромец» численностью в 3 боевые единицы.
Очередной качественный этап развития этого направления авиации пришёлся на тридцатые годы ХХ столетия. В этот период молодую армию России вооружили новейшими воздушными машинами авиаконструкторов Туполева и Ильюшина. С первых дней ВОВ дальняя авиация России успешно выполняла боевые задачи в глубоком тылу врага, чем внесла неоценимый вклад в великую победу над врагом.
В послевоенные годы развитие стратегического воздухоплавания вышло на новый этап. На вооружение стали поступать современные самолёты «Ту» и «Ил», которые и составляют в настоящее время основу парка современной дальней авиации РФ.«Илья Муромец» – первый в мире стратегический бомбардировщик
Первый в мире стратегический бомбардировщик был сконструирован при участии выдающегося авиастроителя И. И. Сикорского. Место производства «Ильи Муромца» – Русско-Балтийский вагонный завод. Первый раз воздушное судно поднялось в небо 10.12.1913 г. Самолёт до 1918 г. выпускался серийно в различных модификациях. Во время Первой мировой войны 23.12.1914 г. машины «Илья Муромец» были сведены в единую эскадру – первое в мире соединение боевых воздушных судов. Именно поэтому 23 декабря в России празднуется день дальней авиации ВВС России.
Самолёты «Илья Муромец» использовались как бомбардировщики, штурмовики или разведчики. Бомбовые снаряды могли быть размещены как внутри, так и снаружи, вертикально вдоль фюзеляжа. Для сброса снарядов впервые был разработан и использован электронный срабатыватель, а для обороны от вражеской авиации были установлены восемь пулемётов. По окончании Гражданской войны уцелевшие самолёты использовались для организации почтовых и пассажирских перевозок на маршруте Москва — Орел — Харьков. Воздушные суда «Илья Муромец» могли развивать максимальную скорость до 130 км/ч. Их высотный потолок достигал 3200 м, дальность полёта – до 560 км, а максимальное время нахождения в пути составляло около 4,4 часа.Самолёт «ТБ-3» – первый бомбардировщик дальней авиации СССР
Разработка первого в СССР дальнего бомбардировщика началась в 1925 году. Уже в 1930-м его опытный образец, имевший секретную маркировку «АНТ-6», поднялся в небо. Первое серийное воздушное судно «ТБ-3» совершило свой полет в 1932 году. Эти самолёты применялись в качестве бомбардировщиков, военно-транспортных или десантных судов.
Стратегические машины «ТБ-3» хорошо зарекомендовали себя во время военных конфликтов в различных странах. В конце 1930 годов, в связи с развитием средств ПВО и истребительной авиации, машины устарели, и в 1938 г. их серийное производство прекратилось. Несмотря на это, стратегические самолёты «ТБ-3» выполняли боевые задачи и во время ВОВ.За всё время производства было выпущено более 800 лайнеров различных модификаций. Такая машина обладала улучшенными техническими характеристиками: её максимальная скорость достигала 380 км/ч, высота полёта могла составить до 7000 м при его дальности около 3 тыс. км. Самолёт «ТБ-3» был способен удерживать до 2 тонн бомбовых зарядов.
«Ил-4» – основа дальней авиации во время Великой Отечественной войны
Дальний бомбардировщик под кодовым названием «ЦКБ-26» начал разрабатываться в КБ С. В. Ильюшина в начале 1930 годов. Первый опытный образец поднялся в воздух в 1935 г. Он был изготовлен из цельной металлической конструкции со свободнонесущими дюралевыми крыльями. Фюзеляж имел обтекаемую форму и имел овальное сечение. Дальность полёта опытного образца составляла до 3 тыс. км. Экипаж машины состоял из трёх пилотов, а её оборонительное вооружение было представлено тремя пулемётами. Демонстрация образца состоялась в 1936 году, а серийное производство было освоено в 1938 г. Такие машины получили новые двигатели, позволяющие развивать скорость до 445 км/ч. Бомбовая нагрузка составляла 2,5 тонны, также были улучшены оборонительные свойства воздушного судна. Самолёты дальней авиации России «Ил-4» по скорости и дальности полётов были лучшими в мире в своё время.
Также для ВВС военно-морского флота на базе такой машины был создан торпедоносец «ДБ-3Т», предназначавшийся для уничтожения морских целей и минирования фарватеров. Воздушное судно «ДБ-3Т» стало первой массовой российской моделью, которая могла выполнять определённые функции в акватории.Во время ВОВ самолёт «Ил-4» стал основой российской дальней авиации, осуществляя рейды по глубоким тылам противника, воинским эшелонам техники и аэродромам. За все время производства было выпущено более 7 тыс. различных модификаций такого легендарного бомбардировщика.
«Ту-4» – первый в России воздушный носитель ядерного оружия
Сразу после окончания ВОВ дальняя авиация России осталась без необходимых машин. К тому времени воздушные двухмоторные суда «ИЛ-4» выработали свой технологический ресурс возможностей. Актуальным стал вопрос о создании стратегического бомбардировщика нового типа. Таким самолётом стал «Ту-4» – поршневая машина, которая являлась адаптированной копией американского воздушного боевого судна «В-29».
Этот бомбардировщик впервые поднялся в небо в 1947 году, а в авиационные части самолёт стал поступать в 1949 г. Освоение выпуска такой машины подарило стране современное воздушное судно нового типа и вывело СССР в лидеры стратегической авиации. «Ту-4» имел максимальную скорость 558 км/ч, его высота полёта составляла до 11 200 м при дальности до 6200 м. Такая машина была по-новому вооружена. Свыше 11 тонн боевой нагрузки мог взять на борт этот самолёт ВВС России. Дальняя авиация пополнилась уникальным представителем, имеющим возможность переносить на своём борту ядерное вооружение типа «РДС-3».«Ту-16» – первый реактивный самолёт дальней авиации РФ
«Ту-16» является первым в России стратегическим самолётом дальней авиации, имеющим реактивный двигатель. Предназначение этой машины – решение различных стратегических задач. Инженеры конструкторского бюро Туполева начали трудиться над созданием самолёта в 1950 году, а уже 27 апреля 1952 г. первый опытный образец поднялся в небо. В конце года это воздушное судно запустили в серийное производство. Машины «Ту-16» впервые пополнили стратегические авиационные ряды в 1954 г.
Конструкция этого самолёта отличалась наличием стреловидного среднерасположенного крыла и оперения такой же формы. Фюзеляж самолёта состоял из пяти отсеков и имел круглое сечение. Кабина бомбардировщика отличалась повышенной герметичностью, была разделена на два отсека и усилена бронированным стеклом и защитными плитами. Экипаж самолёта состоял из шести пилотов. Основными двигателями машины являлись две турбореактивные установки различных модификаций. Бомбардировщик мог переносить до 9 тонн бомб, которые размещались в одном отсеке. Также «Ту-16» можно было вооружать двумя управляемыми ракетами крылатого типа «КС-1».
Модель «Ту-16» получилась настолько удачной, что на ее основе начали выпускать самолёты-разведчики «Ту-16Р», лайнеры-топливозаправщики «Ту-163» и первый в России авиационный ракетный комплекс «Ту-16К-10». Также этот бомбардировщик стал прототипом для реактивного пассажирского авиалайнера «Ту-104», который начали выпускать в 1964 году. Первый в России стратегический реактивный самолёт «Ту-16» по праву считается долгожителем отечественной и зарубежной авиации. Он был снят с вооружения только в 1994 году.«Ту-95МС» – основа дальней авиации РФ
«Ту-95МС» – стратегический самолёт российской дальней авиации, предназначенный для нанесения ракетно-бомбового удара по стационарным объектам в любое время суток вне зависимости от погодных условий. Работы по проектированию базовой модели судна «Ту-95» начались в начале 1950 годов. В 1956 г. первые серийные машины поступили на вооружение в части дальней авиации.
В связи со стремительным переоснащением стратегического воздухоплавания США, российским правительством было принято решение о создании новейшего самолёта, который мог бы составить конкуренцию американской авиации. В 1981 году ряды дальней авиации РФ пополнил модернизированный самолёт «Ту-95МС».
Сегодня основная машина дальней авиации ВВС России является высокопланом с четырьмя турбовинтовыми двигателями, которые расположены на крыльях стреловидной формы. Судно оборудовано дифференциальными редукторами, с помощью которых вращаются в разные стороны два спаренных четырёхлопастных винта. Кабина экипажа расположена в носовой части фюзеляжа, она полностью герметична. Также имеется камбуз и туалет.Ракетоносец оснащён современным радиолокационной установкой «Обзор», бортовым комплексом обороны, включающим в себя самые современные разработки российских военных инженеров, а также наступательным и оборонительным вооружением. В настоящее время у ВВС России имеется 60 самолётов «Ту-95МС» различных модификаций.
«Ту-160» – «Белый лебедь» российской дальней авиации
Самолёты «Ту-160» являются современными сверхзвуковыми ракетоносцами. В основе их конструкции лежит изменённая геометрия крыла. Эти представители дальней авиации РФ могут поражать важные цели противника ядерным оружием даже в глубоком тылу врага при континентальных военных конфликтах.
Работы по созданию такой боевой машины начались в 1975 году. Инженеры КБ Туполева сконструировали сверхзвуковой стратегический ракетоносец. В результате был создан «Ту-160» – свободнонесущий моноплан с крылом большего удлинения, на котором имелись четыре силовые установки. Конструкция самолёта позволяла разместить всё ракетно-бомбовое вооружение внутри в одинаковых отсеках. Экипаж самолёта – четыре пилота, для которых предусмотрена герметичная кабина в носовой части бомбардировщика.
Первые испытательные полёты начали проводить в 1981 г., а в конце 1980-х годов серийные машины стали поступать на вооружение. На сегодняшний день самолёт «Ту-160» обладает лучшими лётными характеристиками в сравнении с мировыми аналогами. Максимальная скорость машины на высоте составляет до 2000 км/ч, возле земли – 1030 км/ч. Практический высотный потолок может достигать 16 км, дальность полёта – до 13200 м. Сегодня на вооружении российской дальней авиации состоит 15 машин. Они носят название «Белый Лебедь».В 2014 году страна отпраздновала знаменательную дату – 100 лет дальней авиации России. Подробнее об этом написано ниже.
День дальней авиации ВВС России
Праздничной датой для лётчиков дальней авиации РФ является 23 декабря. В 1999 году приказом Главнокомандующего ВВС России Анатолия Корнукова был определён день дальней авиации России. Дата 23 декабря выбрана не случайно. Именно в этот день в 1914 году была сформирована первая воздушная эскадрилья «Илья Муромец».
2014 год стал юбилейным – исполнилось 100 лет дальней авиации России. В связи с этим было проведено множество торжественных мероприятий. Немаловажным событием в праздновании столетнего юбилея стало открытие нескольких памятников и монументов, посвящённых главной ударной силе ВВС. Участие в этом процессе принял и совет ветеранов дальней авиации России.Заключение
В настоящий момент дальняя авиация России, благодаря своим заслугам перед Отечеством, имеет полное право называться главной ударной силой ВВС РФ. Это подразделение является важным стратегическим резервом верховного главнокомандования. Воздушным отрядом, который может решать военные задачи вне зависимости от географического положения стратегического объекта, является именно дальняя авиация России. 2014 год стал юбилейным для этого подразделения ВВС. Ведь именно тогда страна отметила 100 лет со дня основания дальней авиации.
fb.ru
Дальняя авиация ВВС России | Военное оружие и армии Мира
Дальняя авиация (ДА) — оперативно-стратегические объединение ВС РФ, стратегический резерв Верховного Главнокомандующего (ВГК). Предназначена для решения стратегических (оперативно-стратегических) и оперативных задач на театрах военных действий (стратегических направлениях).
В 2014 году Дальняя авиация будет отмечать вековой юбилей. 23 декабря 1914 года император Николай II утвердил решение о создании первого в мире соединения тяжелых воздушных кораблей «Илья Муромец». Командиром эскадры был назначен бывший морской офицер М. В. Шидловский. День Дальней авиации ВВС РФ учрежден в 1999 году приказом Главнокомандующего ВВС генерал-полковника А. М. Корнукова.
С НАЧАЛА ВЕКА
За годы Первой мировой войны экипажи воздушных богатырей выполнили около 400 боевых вылетов на разведку и бомбардировку объектов противника, бортовым стрелковым вооружением уничтожили 12 вражеских истребителей.
За всю войну неприятелю удалось сбить только один самолет. В апреле 1917 года на вооружении эскадры находилось 20 бомбардировщиков. В сентябре они были сожжены, чтобы не достались подходившим к Виннице немецким войскам. Дальняя авиация стала возрождаться уже при советской власти. Декретом Совета Народных Комиссаров от 22 марта 1918 года предписывалось сформировать Северную группу воздушных кораблей «Илья Муромец» в составе трех боевых единиц.
ПЕРЕД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
Бурное развитие ДА получила в 30-х годах XX века, когда на вооружение ВВС поступили бомбардировщики А. Н. Туполева ТБ-3. В 1933 году впервые в мире были сформированы тяжелые бомбардировочные корпуса, а в январе 1936 года — первая авиационная армия резерва ВГК (армия особого назначения). В этом же году в строевые части начал поступать спроектированный в КБ С. В. Ильюшина двухмоторный дальний бомбардировщик ДБ-3 (Ил-4). В 1936-1938 годах авиабригады и корпуса были сведены в три воздушные армии (ВА) особого назначения и непосредственно подчинены наркому обороны. В 1940 году управления этих армий расформировываются и создается Дальнебомбардировочная авиация Главного командования (ДБА ГК) Красной армии, состоявшая из тяжелобомбардировочных авиакорпусов.
В НЕБЕ ФРОНТОВОМ
В канун Великой Отечественной войны ДБА ГК включала пять авиакорпусов, три отдельные авиадивизии и один отдельный авиаполк (около 1500 самолетов). Постановлением ГКО от 5 марта 1942 года Дальнебомбардировочная авиация была преобразована в Авиацию дальнего действия (АДД). В декабре 1944 года АДД была переформирована в 18-ю воздушную армию и подчинена командованию ВВС с сохранением своего назначения как средства ВГК. В годы войны ДБА-АДД принимала участие во всех крупных операциях Красной армии, ее экипажи выполнили около 220 тыс. боевых вылетов, сбросив 2 млн 276 тыс. бомб различного калибра. За боевые заслуги четыре авиакорпуса, 12 дивизий, 43 полка дальнего действия были преобразованы в гвардейские, семь дивизий и 38 полков награждены орденами, восьми корпусам, 20 дивизиям и 46 авиаполкам присвоены почетные наименования. 269 авиаторов стали Героями Советского Союза, шестеро удостоились этого звания дважды, около 25 тыс. солдат и офицеров награждены орденами и медалями.
ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ
После войны была проведена реорганизация ДА: постановлением Совмина СССР от 3 апреля 1946 года на базе 18-й ВА создается Дальняя авиация Вооруженных сил, в состав которой вошли воздушные армии с органами управления в Смоленске, Виннице и Хабаровске. В 1947 году на вооружение принят бомбардировщик Ту-4. В 1950-х годах началось качественное обновление ДА. На вооружение поступили турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95, реактивный дальний бомбардировщик Ту-16 и реактивные стратегические бомбардировщики М-4 и 3M, составлявшие до 1980-х годов основу самолетного парка Дальней авиации. В 1961 году ДА была переведена с армейской на корпусную организацию, ее основу составили три отдельных тяжелых бомбардировочных корпуса. В результате очередной реформы, проведенной в 1980 году, командование ДА упразднялось, а на основе корпусов были сформированы три воздушные армии ВГК: 24,30 и 46-я. Четыре дивизии, вооруженные стратегическими бомбардировщиками, вошли в состав 37-й ВА ВГК (стратегического назначения), штаб которой был расположен в Москве. В 1988 году на базе управления 37-й ВА ВГК (СН) было воссоздано управление ДА с подчинением ей 46-й и 30-й ВА. В 1970-1980-е годы ДА пополнилась авиационными комплексами Ту-22МЗ, Ту-95МС и Ту-160, способными наносить удары по заданным целям в любой точке земного шара.
В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
После распада СССР больше половины аэродромов и самолетов остались за пределами территории России. В связи с этим в 1994 году управления 30-й и 46-й ВА были расформированы, оставшиеся в РФ соединения и части непосредственно подчинены командованию ДА. В апреле 1998 года ДА была вновь преобразована в 37-ю ВА. В 2010 году было воссоздано Командование ДА. Основные направления развития Дальней авиации: поддержание и наращивание оперативных возможностей по выполнению поставленных задач в составе стратегических сил сдерживания и сил общего назначения за счет проведения модернизации бомбардировщиков Ту-160, Ту-95МС, Ту-22МЗ с продлением срока службы; создание Перспективного авиационного комплекса Дальней авиации (ПАК ДА).
Оставить эмоциюНравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь
6544warfor.me
Дальняя авиация России Википедия
Командование Дальней авиации | |
---|---|
Флаг ВВС России | |
Годы существования | 2009 — наст. вр. |
Страна | Россия |
Подчинение | Главнокомандующему ВКС России |
Входит в | ВВС России |
Тип | Командование |
Функция | защита |
Дислокация | Москва Москва |
Снаряжение | Бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22М3, Ту-95МС, Ту-160 |
Участие в | Военная операция России в Сирии |
Командиры | |
Действующий командир | генерал-лейтенант Сергей Кобылаш |
Известные командиры | см.список |
Командование Дальней авиации — объединение Военно-воздушных сил России в подчинении главнокомандующего ВКС России. Является стратегической авиацией — компонентом стратегических ядерных сил России.
Ту-95МС ВВС России, 2011 год. Ту-160, 2011 год. Ту-22М3, 2011 год.Содержание
- 1 История
- 2 Участие в операциях
- 3 Командующие
- 4 Вооружение
- 5 Состав
- 6 Базирование
- 7 Примечания
- 8 Литература
- 9 См. также
- 10 Ссылки
История[ | ]
Датой создания Дальней авиации считается 10 (23) декабря 1914 год, когда император Николай II утвердил решение о создании эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец». Начальником эскадры стал Михаил Шидловский (бывший морской офицер, председатель совета акционеров Русско-Балтийского вагонного завода, на котором строились воздушные корабли «
ru-wiki.ru
история создания, описание и интересные факты :: SYL.ru
Военно-воздушные силы Российской Федерации состоят из нескольких подразделений, у каждого свои функции и задачи. Оперативно-тактическая авиация, военно-транспортная авиация, армейская авиация и дальняя авиация в свою очередь состоят из бомбардировочной, разведывательной, истребительной, штурмовой, специальной и транспортной авиации.
Военно-воздушные силы РФ включают в себя территории с авиационными базами, которые напрямую подчинены главнокомандующему.
История дальней авиации России
Чуть больше ста лет назад, при царе Николае Втором, была создана воздушная эскадрилья, которая состояла из прародителей современных самолетов — лайнеров «Илья Муромец». Несмотря на то, что первые бомбардировщики поднялись в воздух в 1923 году, военный праздник, посвященный дальней авиации, был введен только 23 декабря 1999 по приказу главнокомандующего ВВС России.
«Илья Муромец» — это С-22, сконструированный Сикорским. Первый самолет вышел с конвейера вагонного завода. Сделан он был из дерева, имел два крыла и четыре мотора, то есть являлся бипланом. Вес машины составлял около пяти тонн. Для военных действий самолет оборудовали двумя площадками и пулеметами в пространстве между шасси и сверху фюзеляжа.
Первым пилотом стал сам авиаконструктор Сикорский. Через полгода испытательных полетов самолеты начали выпускать для армии Российской Империи. Разрешение сесть за штурвал мог получить исключительно офицер. Более того, бортовой механик так же должен был носить офицерское звание.
С 1914 года все «муромцы» были оборудованы новейшими двигателями с большей мощностью, кроме пулеметов появились держатели бомб, бомбовый прицел и шесть мест для экипажа. Это были первые бомбардировщики типа Б дальней авиации России. Эта же машина установила рекорд длительности полета — 6 ч. 30 мин.
Российская авиация в Первую мировую войну
Эскадрилья была сформирована из большого штата летчиков и наземного обслуживающего персонала. М. Шидловский стал командующим дальней авиации того времени. Были построены ремонтно-механические амбары и склады, свои подразделения связи, метеослужба, летная школа (которую снабдили специальными учебными самолетами), создана специальная зенитная артиллерия.
Во время Первой Мировой войны пилотируемые группы потеряли только одну единицу «муромца» и совершили около четырехсот разведывательных миссий.
В 1916 году С-22 был снова модернизирован до типа Е. Таким образом, новый самолет весил уже более семи тонн и был оснащен восемью огневыми точками — обстрел мог проводиться со всех сторон ВС.
1917 год — создание очередной модификации «Ильи Муромца» — Ж. Однако после февральской революции все планы по постройке тяжелых бомбардировщиков в количестве 120 штук провалились. Разрушение эскадры продолжилось снятием с должности Шидловского, которого объявили монархистом.
Когда войска Российской Империи начали отступать от Винницы осенью 1917 года, «муромцев» решили сжечь, чтобы враг не захватил их. Крайний боевой рейс С-22 выполнил в 1920 году 21 ноября, далее использование самолетов ограничилось в сфере пассажирских и почтовых перевозок.
Конструкторские бюро Туполева и Ильюшина
30-е годы ХХ века вошли в историю страны большим прорывом в развитии самолетостроения. Для подразделения дальней авиации проектировка кардинально новых машин началась еще в 1927 году. В итоге известнейший в наши дни инженер-конструктор А. Туполев создал свои детища ТБ-1, ТБ-3 и ТБ-4, пущенные на дальнейшее серийное производство. Бомбардировщики были тяжеловесами, изготовленными из цельных кусков металла, шасси было переоборудовано в лыжный механизм. Советский Союз вышел на первое место по качеству двухмоторных бомбардировщиков.
Мало кто знает, но бомбардировщик ТБ-4 (или АНТ-20) был сконструирован и в виде грузопассажирского самолета. Он получил название «Максим Горький» и первым пилотом стал знаменитый летчик дальней авиации М. Громов. Являясь мировым рекордсменом в поднятии пятнадцатитонного груза на высоту в пять километров, самолет «прожил» всего около года. Лайнер разрушился на глазах у публики после аварийного столкновения в воздухе во время показательного полета 1935 г.
Следующая разработка для дальней авиации стала по-настоящему феноменальной. Шел 1932 год, П. Сухой, руководствуясь наставлениями А. Туполева, разрабатывает низкопланерный самолет с одним двигателем. Он так же являлся цельнометаллическим. Именно на нем один из лучших летчиков, Валерий Чкалов, установил мировой рекорд дальности полета. Летчик вылетел из Москвы на АНТ-25 через Северный полюс и достиг побережья Тихого океана в Калифорнии. Километраж пути составил 10 140.
В те же 30-е годы, одновременно с разработками А. Туполева, Главное управление промышленности в сфере авиации собрало всех именитых авиаконструкторов Союза под одну крышу Центрального конструкторского бюро. Руководить пригласили С. Ильюшина. Наряду с проектированием ТБ-4, в 1935 году выпускается совершенно новый вид бомбардировщика — ДБ-3. Через год успешных испытаний самолеты этого типа начали поступать в пользование ВВС.
1938 год — разработка ИЛ-4. Ильюшин создал то, с чем не могли справиться многие другие страны, — первый самолет-штурмовик. Машина с улучшенной мощностью в двигателях и усовершенствованным боевым комплектом участвовала как в финской войне, так и в ВОВ. Общее количество выпущенных ИЛ-4 — 1528 самолета.
Авиация во времена ВОВ
Свои задачи стратегического и оперативно-тактического плана дальняя авиация начала выполнять с первого дня объявления Великой отечественной войны, с 22 июня 1941 г. Главным бомбардировщиком стал ИЛ-4. С самолетов ДБ-3, Пе-2 и Пе-8 экипажи сбрасывали бомбы на головы немцев в захваченных ими европейских городах, Варшаве, Бухаресте, Кенигсберге.
Ни одна крупная операция Красной армии не обошлась без боевых вылетов дальней авиации. Через год после начала войны в армии сформировалось 8 дивизий дальней авиации. Насчитывалось 340 бомбардировщиков с 365 экипажами.
За годы военных действий почти 260 летчиков получили звание Героя Советского Союза.
Послевоенная обстановка ввела самолетный парк дальней авиации в кризис — машины устарели и были списаны. Поэтому в 1947 году было принято решение с помощью бюро Туполева создать новые мощнейшие и тяжелые Ту-4. Это была копия американского бомбардировщика В-29. Самолет был адаптирован под запрос советского руководства. В 1951 году новоиспеченная копия Ту-4 становится первым носителем ядерного оружия.
Скачек в самолетостроении
Середина 50-х годов подняла советское военное самолетостроение на новый уровень. Был создан «Барсук» или Ту-16 — качественно новый моноплан, у которого четко в центре корпуса расположилось стреловидное крыло. Первый выпуск был произведен в Казани, в октябре 1953 г. Управлением Ту-16 занималось 6 человек. Боевое вооружение состояло из башенных дистанционных установок, носовой пушечной установки (ПУ-88) и 23-миллиметровым АМ23.
Другое детище Туполева — турбовинтовой четырехдвигательный стратегический бомбардировщик-ракетоносец «Медведь» (Ту-95). Общая боевая нагрузка составляла 12 000 кг. До сих пор в мире нет аналогов этим двигателям — они считаются самыми мощными.
56-60-е годы — создание ЗМ. Основное отличие от остальных стратегических бомбардировщиков — наличие нового комплекса вооружения — крылатая ракета Д5. Она создавалась для поражения сильно защищенных морских и сухопутных целей. Ее дальность 270 км, а скорость в три раза быстрее звуковой.
Развитие авиации в холодную войну
Организации НАТО и ОВД (Организация Варшавского договора) после окончания Второй мировой являлись основными военно-политическими блоками. Противостояние США и СССР, по мнению историков, в любую секунду могло превратиться из холодной войны в Третью мировую, поэтому дальняя авиация была для Союза отличной ядерной защитой. Вскоре состав дальней авиации пополнили ракетные войска, была создана ракетная дивизия.
Период холодной войны дал толчок к созданию авиационно-ракетного комплекса К-22 на основе Ту-22, который претерпел три модификации.
Символом противостояния стал «Белый лебедь» (Ту-160). Его мощь заключалась не только в сверхзвуковой скорости, но и в изменяющейся геометрии крыла. Впервые самолет поднялся в воздух в 1981 году с аэродрома в Раменском. В дальнейшем «Лебедь» вышел на серийное производство.
Обзор самолетов дальней авиации в наши дни
Современная дальняя авиация является основой ядерных сил Российской Федерации. Базы частей дальней авиации распределены с учетом стратегического назначения и оперативности.
Самолетный парк представлен машинами:
- Ракетоносец Ту-160 — 16 единиц.
- Ракетоносец Ту-95МС — 32 единицы действующих и 60 в запасе.
- Ракетоносец-бомбардировщик Ту-22МЗ — около 12.
- Самолеты-заправщики Ил-78 — 19 единиц.
- Самолеты-разведчики Ту-22МР — 150 единиц.
Самолеты вооружены крылатыми ракетами большой дальности, ядерными и обычными ракетами с оперативно-тактической миссией, бомбами разного калибра.
Военный патруль контролирует пространство Исландии, Норвежское море, Северный полюс, Алеутские острова, восточное побережье Южной Америки.
Музей дальней авиации
Российские музеи, посвященные дальней авиации, расположились в Рязани и Энгельсе. Рязанский музей является старейшим, он был создан в 1975 году в честь тридцатилетия победы в ВОВ. Располагается музей в гарнизоне Дягилева. Его экспозиция представлена военными самолетами (Ту-22М2, Ту-95К, Ту-16), различными документами и фотографиями офицеров и летчиков. Адрес музея: г. Рязань, ул. Белякова, в/ч 41521, Музей дальней авиации.
В Саратовской области находится второй российский музей дальней авиации. Его посетители будут приятно удивлены тем, что располагается он на действующей авиабазе дальней авиации. Здесь можно вживую увидеть настоящие стратегические бомбардировщики — Ту-160. Более того, во владении музея находится целая коллекция крылатых ракет и авиабомб. Адрес музея: г. Энгельс, 1, в\ч 42152.
И самым крупным музеем ВВС является музей в поселке Монино, Московская область. Он признан самым большим авиационным музеем в мире, коллекция самолетов не оставит равнодушным ни одного посетителя. Плюс несколько раз в год в музее проходит День открытых дверей, когда к самым интересным экспонатам подгоняется трап и разрешается осмотр внутренней части боевых машин. Коллекция богата и самыми первыми самолетами, и самыми современными. Адрес музея: Московская область, Щелковский район, п.г.т. Монино, ул. Музейная, д. 1.
Будущее дальней авиации
Командующим дальней авиацией 16 сентября 2016 стал генерал-майор С. И. Кобылаш. На сегодня дальняя авиация ВКС РФ ожидает разработку от ОАО «Туполев» перспективного авиационного комплекса дальней авиации стратегического бомбардировщика-ракетоносца нового поколения. Первый вылет примерно назначен на 2019 г., а введение в строй в 2025 г. Из разных источников приходит информация, что новая машина будет выглядеть по типу «летающего крыла». Конструкция дальнобоя уменьшит возможность обнаружения радарами.
www.syl.ru