Стратегическая авиация РФ и США: Кто контролирует небо?

В предшествующих статьях мы рассмотрели стратегический ядерный баланс между РФ и США в области межконтинентальных баллистических ракет (МБР) наземного базирования и баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) соответственно. Кроме того, подробно рассматривался вопрос общего количества стратегических носителей и ядерных боезарядов в арсеналах стран и их соответствие договору СНВ-3 (ограничивает количество носителей до 700 и количество боезарядов до 1550).

 

В данной статье, мы обратимся к последнему оставшемуся компоненту ядерных сил — стратегическим бомбардировщикам. В арсеналах США и России бомбардировщики представляют наименьшую долю от стратегических ядерных сил — 5,5% боезарядов у Вашингтона (85 бомбардировщиков, каждый из которых, согласно СНВ-3, приравнивается к одной боеголовке) и около 3% у РФ (примерно 50 бомбардировщиков в строю).

На первый взгляд — это очень малая доля, и никакого весомого вклада она не несёт. Тем не менее, есть одно «но» — стратегический бомбардировщик хоть и считается за один ядерный боезаряд, на самом деле он их несёт намного больше, к примеру, российский Ту-160 «Белый лебедь» (по классификации НАТО Blackjack) несёт до 12 стратегических крылатых с ядерными боеголовками. Таким образом, реальная мощь стратегических бомбардировщиков недостаточно сильно выражена на бумаге. В целом же они имеют как свои преимущества перед МБР, так и недостатки. К преимуществам бомбардировщиков можно отнести большую непредсказуемость направления удара, возможность смены боевого задания в полёте, возможность применения неядерного высокоточного оружия в локальных и региональных конфликтах. Главным же недостатком можно назвать меньшее быстродействие при нанесение ответного удара — современные МБР требует не более 5 минут для предстартовой подготовки, чего нельзя сказать об авиации. С другой стороны, если в небе находится несколько самолетов на боевом дежурстве, то уничтожить их над «родной» территории превентивным ударом практически невозможно. Однако, перехват бомбардировщика или крылатой ракеты на данный момент технически более реален, нежели эффективная работа противоракетной обороны (ПРО).

Теперь остановимся на стратегической авиации сторон подробнее, и сравним эффективность имеющихся вооружений.

США — «невидимка» без ракет и «старый добрый» B-52

Согласно данным Государственного департамента США от 1 января 2016 года, на боевом дежурстве находятся 12 бомбардировщиков B-2 Spirit и 73 B-52H Stratofortress. Есть и еще один бомбардировщик, который ранее относился к стратегическим — B-1B Lancer, однако самолёт был лишен возможности нести ядерное оружие и выведен из соответствующего списка, о причинах этого поговорим ниже.

Начнем с B-52H, который, несмотря на свой преклонный возраст (стоящие на вооружении машины произведены в 60-х годах прошлого века, и их возраст уже превышает 50 лет),остается фактически единственным носителем стратегических крылатых ракет в американской армии. Речь идёт о ракетах AGM-86B ALCM, максимальная дальность полёта которых превышает 2400 километров. Также на вооружении имеются высокоточные неядерные модификации этих ракет, поражающие цели на дистанции до 1200 километров. Это делает B-52 основным авиационным средством ядерного сдерживания.

Что касается B-2 Spirit, то самолёт является самым высокотехнологичным и дорогим бомбардировщиком в мире. Самолёты начали поступать на вооружение с 1994 года, всего была выпущена 21 машина, после чего производство свернули — сказалась огромная цена. С учетом стоимости разработки, цена одного B-2 составляет фантастические 2,1 миллиарда долларов. За эти деньги США получили Stealth машину с одним из самых низких показателей эффективной площади рассеяния (ЭПР — чем он ниже, тем объект менее заметен для радиолокаторов противника),более того, имеется косвенная информация, что ЭПР огромного B-2 меньше, чем у небольших Stealth истребителей F-22 и F-35. Изначально, за счёт этого планировалось незаметно заходить в зону противовоздушной обороны противника (ПВО) и наносить удар. Однако, современные российские радиолокаторы способны обнаруживать цели такого типа — сниженная заметность только уменьшает расстояние обнаружения, но полностью его не исключает. Учитывая то, что B-2 вооружены только свободнопадающими ядерными бомбами и не несут стратегических крылатых ракет, нанесение эффективного удара в глубине территории такого противника, как Россия, кажется крайне маловероятным. К примеру, российский зенитно-ракетный комплекс С-400 обнаруживает «обычные» цели на расстоянии до 600 километров. Даже если тот-же B-2 «увидят» только на расстоянии 200 или 100 километров, бомбы сбросить он не успеет. Поисками «невидимок» могут заниматься также современные и модернизированные истребители, такие как Су-30СМ, Су-35С, МиГ-31БМ и т.п. Именно этот факт и делает B-2 несколько странным самолётом — реальная его роль в гипотетическом глобальном ядерном конфликте мизерна, несмотря на рекордную стоимость. Самолёт больше подходит (и часто используется) для нанесения неядерных ударов в локальных конфликтах.

Ну и несколько слов о B-1BLancer. Этот бомбардировщик, внешне многим похожий на российский Ту-160, получился не таким, каким он планировался изначально. Реально значимых сверхзвуковых скоростей он не достигает — потолком является скорость 1,25М (то есть, на четверть быстрее скорости звука). Ракеты AGM-69 SRAM, которые до 1990 года (до того момента как их сняли с вооружения) мог нести самолёт, летели всего 160 километров, что ни шло ни в какое сравнение с советскими крылатыми ракетами. Позже самолёт нес атомные свободнопадающие бомбы, а в последствии бомбардировщик и вовсе лишили возможности нести ядерное оружие и исключили из перечня стратегических вооружений. Именно поэтому B-1B не числится в списках СНВ-3. Тем не менее, вернуть ядерные бомбы на самолёт при желании возможно — вряд ли это потребует серьезных доработок. Другое дело, что свободнопадающие бомбы вглубь российской или китайское территории донести непросто даже для B-2, а для B-1 это и вовсе будет практически невозможно.

Что касается перспектив — ведется разработка нового стратегического бомбардировщика в рамках программы Long Range Strike Bomber program (LRS-B). Примерный облик самолёта был раскрыт 27 февраля 2016 министром ВВС США Деборой Ли Джеймс. Бомбардировщик, получивший обозначение B-21, будет выполнен по схеме «летающее крыло», так же, как и B-2. Основные требования к самолёту — ещё большая радиолокационная малозаметность и адекватная стоимость (пока планируемая цена за один самолёт — 564 миллиона долларов). В общей сложности Northrop Grumman должен получить 80 миллиардов долларов на разработку и производство 100 новых бомбардировщиков. Производство начнется не раньше середины 2020-х годов. B-21 должен будет заменить весь парк B-52H и B-1B. Новый бомбардировщик, вероятно, будет нести перспективные же крылатые ракеты, которые разрабатывают в рамках программы LRSO (Long-range standoff weapon). Реальной информации о том, когда это оружие будет разработано и какими характеристиками оно будет обладать пока нет.

«Белый лебедь» и «Медведь» несут самые совершенные стратегические крылатые ракеты

Как и в США, на вооружении России стоит 2 типа стратегических бомбардировщиков — Ту-95МС (Bear по классификации НАТО) и Ту-160 «Белый лебедь».

Обратимся сначала к Ту-95МС. Базовая версия Ту-95 поступила на вооружение СССР ещё в далёком 1956 году. Однако самолёты ранних серий уже все списаны. Модернизированные «Медведи», которые стоят на вооружении России были выпущены в период с 1981 по 1992 год, то есть они заметно «моложе» американских B-52. Всего имеется 64 самолёта этого типа, однако примерно половина из них, вероятно, находится на хранении, а в строю имеется около 30−35 машин. Главное оружие Ту-95 — крылатые ракеты Х-55СМ с максимальной дальностью пуска 3500 километров. Кроме того, началась модернизация бомбардировщиков до уровня Ту-95МСМ (до 35 машин). Модернизированные ракетоносцы получают возможность применять новейшие крылатые ракеты Х-101/102 — с неядерной или ядерной боевой частью соответственно. Новая ракета обладает выдающимися и непревзойденными характеристиками — максимальная дальность полёта составляет 5500 километров, при этом ракета имеет филигранную точность: круговое вероятное отклонение (КВО) составляет всего 5 метров. Кроме того, ракета создана с применением технологии радиолокационной малозаметности. Неядерная Х-101 уже успешно применена в боевых условиях во время Сирийского конфликта. Ту-95 несет 8 крылатых ракет — будь то Х-55 или Х-101/102. После модернизации самолёты будут служить еще достаточно долго — как минимум до 2030-х годов.

Наиболее совершенный российский стратегический бомбардировщик — это Ту-160. На данный момент в составе военно-воздушных сил РФ имеется 16 самолётов этого типа. Максимальная скорость полёта самолёта заметно выше, чем у американского «двойника» B-1B — 1,6M. Кроме того, Ту-160 несёт 12 стратегических крылатых ракет во внутренних отсеках самолёта. Используются те же крылатые ракеты, что и на Ту-95МС — Х-55 и новейшая Х-101/Х-102. Самолёты этого типа начали проходить модернизацию — они получают новую радиоэлектронную аппаратуру, позволяющую применять высокоточное неядерное оружие. Кроме того, ведутся работы над возобновлением производства «Белового лебедя» с глубокой модернизацией до уровня Ту-160М2. Обновленная машина будет иметь полностью новую электронную «начинку» и заметно превосходить по возможностям предшественника. Точное количество бортов, которые планируется построить пока не известно, но были разговоры о 50 единицах. Производство по планам начнется в 2023 году.

Что касается проекта кардинально нового бомбардировщика ПАК ДА (Перспективный комплекс дальней авиации),то после решения о возобновлении производства Ту-160 сроки реализации проекта становятся очень туманными — раньше первый полёт планировался в 2025 году, но теперь такая дата кажется маловероятной. Облик самолёта пока не раскрыт, вероятнее всего будет создан дозвуковой малозаметный ракетоносец, возможно, похожий на американский LRS-B.

Выводы

Стратегическая авиация США в количественной плоскости несколько превосходит российскую. Однако американские самолёты на данный момент вооружены заметно хуже — уже принятые на вооружение РФ крылатые ракеты Х-101/102 превосходят по дальности действия американский аналог более чем в 2 раза, что обеспечивает российским бомбардировщикам гарантированный отстрел всего боезапаса с безопасного расстояния по любому противнику. Тем не менее, сбить B-52H, несущий AGM-86B ALCM, задача так же очень непростая. Кроме того, не несущий крылатых ракет B-2 в условиях реальной глобальной ядерной войны вряд ли сможет реализовать свой потенциал, несмотря на то, что сама платформа является наиболее технологичной в мире.

Что касается дальнейших перспектив — то программа B-21 только стартовала — еще неизвестно с какими она трудностями столкнётся и будет ли реализована в полной мере. Тоже самое касается и российского проекта ПАК ДА — будущее обеих машин пока туманно. Этого нельзя сказать о Ту-160М2, запустить производство которого может и не просто, но вполне реально. Учитывая уровень, которого достигли российские разработчики в сфере стратегических крылатых ракет, глубоко модернизированный Ту-160 с этим вооружением еще десятилетия сможет осуществлять свою функцию ядерного сдерживания, а также сможет участвовать по надобности и в локальных конфликтах.

Стратегическое ядерное сдерживание есть и будет в обозримом будущем

Теперь коротко подведём итоги цикла статей о каждом из компонентов стратегического ядерного оружия США и РФ.

Как мы поняли, Россия имеет заметное преимущество перед США в сфере МБР наземного базирования, обладая мобильными пусковыми установками, более развитыми системами прорыва противоракетной обороны (ПРО),и вплотную подойдя к созданию маневрирующего гиперзвукового боевого блока. Это можно связать в том числе и с тем, том США вышли из договора об ограничении систем ПРО и стали активно развивать этот вид оружия, что заставило Россию ассиметрично ответить на формирующую угрозу.

Что касается субмарин с БРПЛ — то на данный момент в этой сфере более сбалансированными силами обладают США, применяющие однотипные атомные подводные лодки (АПЛ) Ohio с очень надежными ракетами TridentII. Тем не менее, Россия первой смогла создать стратегическую АПЛ 4 поколения — 3 субмарины проекта 955 «Борей» уже находятся в строю. Поэтому на некоторое время, пока США не разработают замену Ohio — SSBN (X),баланс может полностью выровняться, а то и сдвинуться в российскую сторону.

О стратегической авиации же мы поговорили выше. Её роль в осуществлении ядерного сдерживания всё же ниже, чем у МБР и БРПЛ, однако они занимают свою нишу. На данный момент в этой сфере можно говорить о состоянии, близком к паритетному.

Суммирую всё вышесказанное можно прийти лишь к одному выводу — ядерное оружие продолжает играть свою главную, положительную роль — сдерживает мир от глобальных войн. Более того, в обозримой перспективе ситуация не изменится — каждый шаг сторон находит быстрый ответ. К примеру, до тех пор, пока США развивает систему ПРО, Россия будет развивать свои МБР и боевые части способные прорывать эту ПРО. Единственный получатель выгоды в такой ситуации — производители вооружения, которые всегда будут иметь хорошее финансирование. Все спекуляции же и заявления на тему ядерной войны несут либо пропагандистский, либо деструктивный характер (люди просто не понимают, о чем они говорят).

Англоязычная версия статьи (Russia vs. America: A Nuclear Bomber Showdown) опубликована в американском консервативном издании National Interest.

Автор: Леонид Нерсисян

Источник: ИА REGNUM

dfnc.ru

Боевая авиация США и России: состояние авиации, гонка за пятое поколение и война 4+ — ПАК-ФА, ПАК-ДА, Т-50, F-22, F-35

Боевая авиация в современной войне занимает одно из ведущих мест.

Используя только боевые самолеты, современные страны могут смещать режимы, уничтожать экономику и инфраструктуру противника, сковывать его наземные действия; а заход даже одного авианосца серьезно изменяет баланс сил в регионе.

Но реальное соотношение авиационных возможностей США и России, несмотря на все заверения Кремля, показывает невероятное отставание как в количественном, так и в качественном отношении.

По технологиям Россия отстает на десятилетия, а в количественном отношении в разы.

«Обозреватель», основываясь на данных, собранных Flight Global, провел анализ реальных возможностей авиации США и РФ.

Трехкратное превосходство

По количеству боевых самолетов США продолжают уже который год удерживать ведущие позиции. Пентагон, по итогам 2015 года, обладает 2 785 боевыми самолетами. Самый ближайший конкурент — Китай, который располагает 1 528 единицами. За ними уже следует Россия, на вооружении которой стоит 1 438 боевых самолетов.

Но при оценке китайской боевой авиации необходимо учитывать тот факт, что каждый четвертый китайский боевой самолет — это модифицированные копии советских самолетов 50-60-х годов. Правда, их производство продолжается до сих пор или было завершено несколько лет назад.

В свою очередь Россия также находится на стадии критически необходимого обновления парка самолетов, которые были разработаны в 70-80-х годах. Сейчас он частично модернизируется. Так, Кремль с начала 2010-х запустил масштабную программу по улучшению боевых качеств машин путем установки новых двигателей, электроники и вооружения новыми типами ракет.

Если напрямую сравнивать все истребители США и РФ, то Пентагон обладает практически трехкратным преимуществом в количестве. Но необходимо отметить, что в США практически все истребители обладают возможностью нанесения высокоточных ударов по наземным целям. В России такая возможность доступна лишь модифицированным истребителям и в основном возложена на фронтовые бомбардировщики Су-24 и Су-34, а также штурмовик Су-25.

Еще одним важнейшим аспектом войны в воздухе остается повышенная мобильность авиации США. Пентагон располагает не только огромным количеством авиабаз по всему миру, но и самым большим авианосным флотом, в состав которого входит 10 авианосцев.

Кроме того, ВВС США владеет самым большим парком воздушных заправщиков и самолетов дальнего радиолокационного обнаружения, которые существенно расширяют возможности авиации.

Разрыв в десятилетия

Текущее состояние авиации России упирается в хроническое отставание СССР от США в авиационной сфере. С развалом страны советов оно лишь усугубилось, образовав дополнительный 10-15-летний разрыв в технологическом плане между странами.

Сейчас свои истребители Россия дотягивает на предприятиях до поколения 4+, уровня, которого американские машины достигли в 80-90-е годы прошлого века. В то же время США уже вели разработку истребителя F-22 пятого поколения. Аналогичные разработки Москвы были сорваны развалом СССР и глубоким экономическим кризисом 90-х. Разработки смогли возобновиться лишь в 2002 году.

За это время США не только начали выпуск своего F-22, но и завершили его серийное производство, выпустив около 200 штук.

Его российский аналог ПАК-ФА, идущий под обозначением Т-50, только сейчас проходит летные испытания, которые продолжаются с 2010 года. И если начальные планы Кремля к 2020 году предполагали создание 52 истребителей Т-50, то теперь контракт сокращен до 12 штук. При этом сама разработка разделена на два этапа — кроме экономики, сказались еще и проблемы с разработкой нового двигателя и отсутствие для Т-50 новых ракет.

«До 2017 года завершится первый этап создания истребителя Т-50 с переходным двигателем. До 2020 года будут испытываться новейший штатный двигатель и новое оружие», — сообщил гендиректор корпорации «Тактическое ракетное вооружение», Борис Обносов, передавали «РИА Новости».

Еще хуже в России обстоят дела с проектом нового стратегического бомбардировщика ПАК-ДА, который должен заменить почетных ветеранов Ту-95, совершивших первый полет при Сталине, и более новых Ту-160. Но сейчас в Кремле стараются не вспоминать об этом проекте, который по первоначальным планам должен был «встать на крыло» в 2020 году.

По состоянию на 2015 год из сообщений российских СМИ известно, что сейчас работы находятся в состоянии «проведения реконструкции и технического перевооружения производственной базы» для выпуска опытных самолетов ПАК-ДА. Учитывая судьбу Т-50, вполне можно предположить реальные сроки выполнения проекта.

При этом, судя по предварительному описанию, при выборе предэскизного проекта победила схема «летающее крыло». «Из-за огромного размаха крыльев и особенностей конструкции ПАК-ДА не сможет преодолеть скорость звука, но зато будет невидим для радаров», — писали, со ссылкой на источник в ВВС РФ «Известия».

Таким образом, ПАК-ДА, скорее всего, будет аналогом известного американского «стелса» В-2, который совершил свой первый полет еще 1989 году. При этом в США уже ведутся работы над созданием новой машины на его базе.

Гонка поколений

Ради справедливости стоит отметить, что разработки самолетов новых поколений сталкиваются с определенными трудностями не только в России. Даже в США правительство было вынуждено сократить закупки бомбардировщиков В-2 на уровне 21 штуки. Стоимость одного В-2, без учета затрат на разработку, достигла 1,1 млрд долларов. Дешевле, но тоже астрономическую сумму стоит истребитель F-22 — 150 млн без учета затрат на разработку. Эти самолеты получили статус самых дорогих машин в своих классах за все время существования авиации.

Даже новый американский проект легкого истребителя F-35, который создавался, как удешевленная версия F-22, уперся в высокую стоимость. При этом разработчик Lockheed Martin не оглашает полную стоимость самолета, опубликовав лишь данные о стоимости самолета без двигателя. Так, базовая версия F-35 без движка стоит 98 млн долларов, а самая дорогая, с возможностью вертикального взлета и посадки — 116 млн долларов, без дорогостоящей двойной двигательной системы.

Такие ограниченные данные, а также массовый отказ зарубежных отказчиков от F-35, заставили западных журналистов провести собственные исследования стоимости F-35. В результате, средняя цена, по их оценкам, составляет 150 млн долларов за базовую версию. И 200-300 млн долларов за самую дорогую.

Стоит отметить, что за 150 млн долларов можно купить 3-5 истребителей 4+ поколения F-16, в зависимости от комплектации. И, как показывает практика, возможностей F-16 вполне хватает для решения большинства боевых задач во время современных локальных войн. А технологии «стелс» не всегда могут обеспечить абсолютную неуязвимость, повышают расходы на экспулатацию и накладывают ограничения на количество боезапаса.

Война 4+

В этой ситуации основной, хоть и не решающей ударной силой, как в США, так и в России остаются самолеты прошлых поколений.

Для США это огромный парк истребителей F-15, F-16 и F-18, штурмовиков A-10. Для России — истребители МиГ-29/35, Су-27/35, штурмовики Су-25, фронтовые бомбардировщики Су-24 и приходящие им на замену Су-34. Главным их отличием, если не вдаваться в сравнение ракетного вооружения, является лишь доведение российских машин до уровня американских аналогов.

Такой же концепции, особенно в ключе туманных перспектив F-35, следуют и страны НАТО. В их бюджетах также нет астрономических сумм для закупки сверхновых самолетов.

В результате, текущее состояние авиации находится на стадии, когда технологии позволяют создавать более совершенную технику, но руководство стран либо не имеет на нее денег, либо не видит в ней необходимости. При этом США находится в самом выигрышном положении, сохраняя возможность ответить на появление даже серийного российского истребителя пятого поколения Т-50 своей модификацией F-22 до уровня поколения 5+. А также обладая огромной инфраструктурой, позволяющей Пентагону использовать авиацию в любой точке мира.

Напомним, что «Обозреватель» подготовил серию материалов о реальном состоянии ядерных сил России.

О реальном состоянии баллистических ракет, часть из которых уже исчерпала все возможные заводские сроки использования, и работоспособность которых проверяют опытным путем: запуская и наблюдая, полетят они или нет, читайте в первой части серии материалов.

Во второй статье была поднята тема модернизации подводных сил и состояния стратегической авиации России.

При этом, у Путина фактически есть лишь 60 секунд для того, чтобы нажать на «красную кнопку» в случае ядерной атаки со стороны США. Третья часть серии материалов была посвящена состоянию системы предупреждения о ракетном ударе.

Не надоедаем! Только самое важное — подписывайся на наш Telegram-канал

www.obozrevatel.com

сравнение. Стратегическая авиация России и США

На протяжении всей своей истории человечество модернизировало способы ведения военных действий. Это привело к тому, что в XXI веке существуют военные технологии, которые из-за своей мощи несут достаточно серьезную угрозу всему миру. Но, как мы понимаем, подобный уровень развитости боевого сектора существовал далеко не всегда. Некоторые рода войск в тех или иных государствах имеют длинную и насыщенную историю формирования и развития. Таковыми в большей части случаев являются военно-воздушные силы.

На сегодняшний день мощной авиацией могут похвастаться такие страны, как Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки. Вот уже несколько лет подряд данные государства негласно соревнуются в вопросе лучшего военного оснащения и мощи. В подобном вопросе очень часто сравниваются Военно-воздушные силы, потому что именно на этот род войска в современном мире положено большое количество задач и функций. Но для того чтобы провести сравнительную характеристику авиации России и США, необходимо рассмотреть данные военные секторы в отдельности. Это позволит выделить их слабые и сильные стороны, а также ответить на вопрос о том, какая страна занимает главенство в воздухе на сегодняшний день.


Что такое авиация?

Долгое время вооруженные силы многих государств состояли из артиллерии, пехоты и кавалерии. При этом некоторые рода войск имели достаточно высокий уровень развитости. Но появление самолетов полностью поменяло представление о структуре вооруженных сил. Уже в Первой мировой войне авиация использовалась как один из способов поражения физической силы противника. По мере технической эволюции данный военный сектор развивался. Уже к концу XXI века авиация стала основным элементом вооруженных сил любого государства. При этом техническое оснащение данного рода войск стало куда более мощным и смертоносным.

Виды авиации

Техническое развитие военного оснащения, которое началось в конце XX века и продолжается по сей день, во многом коснулось военно-воздушных сил всех государств. Большое количество технических средств авиации дает возможность выделить её отдельные виды, а именно:

1. Стратегическая авиация – используется в большинстве части случаев для проведения разведывательных и специальных операций.

2. Фронтовая – это силы ближнего действия. Используются, как правило, для поражения основных сил противника в процессе военных действий.

3. Перевозка техники, личного состава, провизии и иных объектов лежит на военно-транспортной авиации.

4. Немаловажную роль играет санитарная авиация, посредством которой производится доставка раненых в места оказания медицинской помощи.

Авиация России и США, сравнение которой будет представлено в этой статье, наделена представленными элементами упомянутого рода войск. Однако в каждом из этих государств он имеет свои специфические особенности. Именно на их основе можно сравнивать ВВС России и США, что происходит в последнее время очень часто. Ведь данные страны являются наиболее мощными в военном плане. Для детального сравнения авиация США и России должна быть проанализирована в отдельности. Потому что рода войск этих держав имеют свои особенности.

ВВС Российской Федерации

Авиация РФ представляет собой хорошо оснащенный род войск, который является частью общих Вооруженных сил. Вплоть до 2015 года он подвергался многочисленным структурным реорганизациям. Итогом стало создание Воздушно-космических сил, в структуру которых вошла авиация и войска противовоздушной обороны. Представленная часть армии имеет достаточно богатую структуру. В процессе формирования независимой России авиация не была новинкой. Военно-воздушные силы существовали еще в императорские времена. Они были сформированы в 1910 году. Вся авиация в то время делилась на отдельные отряды. В период существования СССР Военно-воздушные силы достигают пика своей мощи.

Боевое крещение новая советская авиация прошла в Испании, в период гражданской войны. Распад Советского Союза ознаменовал начало новой эры. Авиация России стала приоритетной сферой государственного финансирования, что, безусловно, сказалось на техническом оснащении данного рода войск.

Задачи и структура российских ВВС

Авиация России и США, сравнение которых будет представлено далее, имеет свои структуры и функциональные задачи. ВВС РФ в данном случае реализуют следующие направления деятельности вооруженных сил, а именно:

1. Отражение воздушной агрессии.

2. Защита государства от атак с воздуха.

3. Авиационная поддержка пехоты.

4. Поражение живой силы противника и иных объектов.

5. Защита важнейших объектов внутренней инфраструктуры государства.

Что касается структуры авиации России, то она состоит из представленных ранее элементов, которые присущи системам многих государств, с классическими военно-воздушными силами.

Общие сведения об американских ВВС

Следует учесть тот факт, что на сегодняшний день Военно-воздушные силы Соединенных Штатов Америки являются наиболее многочисленными, если судить по количеству задействованных людей и летательных аппаратов. Как отдельный род войск, ВВС начали свое существование в 1947 году. До этого момента они находились в составе армии США. По сути, ВВС является авиацией, потому что в Америке эти понятия смежные. Противовоздушная оборона принадлежит по большей части армии. Авиация неплохо зарекомендовала себя за все время существования как один из самых боеспособных родов войск.

Структура авиации США

Учитывая большую численность техники и физических сил, задействованных в деятельности авиации, данный род войск имеет достаточно разветвленную структуру. На сегодняшний день она включает, помимо министерства ВВС, еще 11 командований. За время своего существования авиация Соединенных Штатов отлично показала себя в следующих кампаниях, а именно:

  • в операции по доставке беспризорников из Вьетнама;
  • доставка гуманитарной помощи СНГ;
  • доставка гуманитарной помощи в страны, пострадавшие от цунами 2004 года;
  • доставка сомалийской гуманитарной помощи.

Однако даже с учетом представленных особенностей авиация США и России может сравниваться исключительно на основе технического оснащения, которое отвечает за боевую мощь.

Превосходство численности

Численность боевой техники – это один из критериев, на основе которых анализируется авиация России и США. Сравнение ВВС данных стран показало, что Америка вот уже несколько лет подряд является главенствующим государством в небе. Количество самолетов США, по сводке на 2015 год, составляет около 2 700 единиц боевой техники. При этом российская авиация в этом плане отстает очень сильно. Разрыв исчисляется не сотнями, а тысячами единиц техники. Таким образом, ВВС США в условиях реальной войны могут доставить множество хлопот России. Если говорить простым языком, то американские летчики «задавят числом».

На сегодняшний день в РФ насчитывается 1 400 самолетов, что выводит государство на третье место после США в мировом авиационном рейтинге. При этом такой разрыв в численности наблюдался практически всегда. Например, авиация России и США 2013 года также была подвергнута сравнению. Показатель численности свидетельствовал о преимуществе американцев в два раза.

Оперативность авиации

Авиация РФ и США, сравнение численности которых показало преимущество последнего критерия, должна быть проанализирована также с позиции оперативности. Громоздкий арсенал боевой техники США не был столь грозным оружием, если бы Америка не обладала большим количеством авиабаз по всему миру. То есть уровень оперативного реагирования американской авиации достаточно высокий вследствие разветвленной сети военных точек. Этот позитивный момент обуславливается участием Америке в блоке НАТО. Как ни странно, но Российская Федерация в этом плане также не отстает. При этом отсутствие авиабаз по всему миру компенсируется наличием большой территории самого государства. По сути, Россия является самой большой по площади страной мира, что позитивно сказывается на её военном секторе.

Стратегическая авиация России и США: сравнение

Одним из самых значимых преимуществ американских ВВС является стратегический сектор, который представлен истребителями. Сегодня машины данного типа являются основой боевой мощи авиации США. Их главная особенность состоит в том, что практически вся американская техника стратегического назначения предназначена для осуществления сверхточных ударов по целям на земле. То есть в условиях выполнения специальных операций истребители США являются незаменимыми.

Российская авиация таким размахом похвастаться не может. Подобного рода возможности возлагаются в основном на бомбардировщики фронтового типа, например: «Су-24», «Су -34», «Су-25». Таким образом, стратегическая авиация России и США, сравнить которую пытаются повсеместно, показывает преимущество Америки в данном случае. Однако стоит отметить, что Россия начала еще в 2010 году активную программу модернизации и омоложения своих Военно-воздушных сил. Вследствие этого уже к 2025 году в РФ ожидается «приход» новых стратегических бомбардировщиков типа ПАК-ДА. При этом Соединенные Штаты Америки продлили деятельность своей боевой техники до 2030 года. Это свидетельствует о постепенном старении авиационного сектора Штатов.

Таким образом, стратегическая авиация России и США характеризуется наличием большого количества техники и постепенным обновлением российских ВВС, что, безусловно, даст нам преимущество перед американцами через несколько лет.

Отрыв в качестве на сегодняшний день

Авиация России и США, сравнение которой зачастую говорит о превосходстве последних, показывает отсталость отечественной техники в плане качества и новизны летательных аппаратов. Даже невзирая на факт начатой программы «омоложения» Военно-воздушных сил, начатой в 2010 году, о чем уже было указано ранее, самолеты Америки в несколько раз превосходят на техническом уровне машины РФ. Это крайне негативный фактор, ведь он ставит под угрозу исход любых боевых действий с Америкой для нашей державы. Проблема в том, что на сегодняшний день в России вся авиация представлена аппаратами 4-го поколения. США достигли данного технического прогресса еще в 80-е годы прошлого столетия.

Таким образом, авиация России и США в сравнении показывает преимущество качества американских самолетов. Помимо этого, на территории РФ давно ведутся разработки технических средств, которые должны стать аналогом известного американского «B-2» («Стелса»). При этом в США на основе уже представленного самолета разрабатывается новая техника.

«Запас» на случай войны

Стоит отметить тот факт, что все начатые технических разработки — как в США, так и в России — требуют огромных денежных сумм. Их отсутствие существенно замедляет процесс обновления авиапарка. Поэтому в случае полномасштабных военных действий основная конфронтация будет происходить с использованием самолетов 4-го поколения по обеим сторонам баррикад.

Американцы будут использовать истребители класса F-15, F-16, F-18, а РФ – штурмовики «Су-2″5 и истребители «МиГ-28», «МиГ-35» и т. п. Когда авиация России и США 2014 года сравнивалась, то анализ показал ту же характеристику авиапарка. Поэтому в ближайшее время особых изменений, как мы понимаем, не предвидится. Все смены рассчитаны минимум на 5 лет.

Заключение

Итак, в статье была проанализирована военная авиация США и России с учетом разных — качественных и количесттвенных — критериев. В заключение следует отметить, что представленные характеристики основаны на сухой статистике и отдельных эпизодах боевого использования авиации обеих стран. Основное сравнение будет возможно лишь при прямом столкновении США и Российской Федерации, которого, будем надеяться, никогда не случится.

autogear.ru

Военное обозрение: Россия-США-Китай: у кого пехота, авиация и флот лучше — Свободная Пресса

Американское издание National Interest составило рейтинг мощнейших ВМС, сухопутных войск и ВВС мира. Везде фигурируют виды вооруженных сил США, Китая и России.

По версии журнала, сильнейшими военно-морскими силами обладают США, Китай, Россия, Великобритания и Япония. Как отмечает автор статьи Кайл Мизоками, Россия занимает третье место потому, что основу ее нынешнего ВМФ до сих пор составляют советские корабли, а постройка новых и их принятие на вооружение идут довольно медленно.

В список лучших сухопутных войск вошли США, Китай, Индия, Россия и Великобритания. Издание предсказуемо считает самыми сильными американские СВ с численностью 535 тысяч человек. Пехота Народно-освободительной армии Китая, в свою очередь, может похвастаться численностью в 1,6 млн. военнослужащих. Индийские СВ с 1,12 млн. военнослужащих зажаты между традиционными конкурентами — Пакистаном и Китаем, им приходится постоянно доказывать свою способность защищать протяженные территориальные границы. Сухопутные войска ВС РФ в настоящее время получают новое современное вооружение — они достаточно хорошо оснащены и полностью механизированы, а главное — имеют солидный боевой опыт. Численность СВ РФ достигает 285 тысяч человек — половина армии США, говорится в статье. Автор материала также подчеркивает, что на вооружение российской армии скоро поступит универсальная боевая платформа «Армата», которая сможет выполнять функции танка, боевой машины пехоты и артиллерии.

В рейтинг лучших ВВС планеты National Interest включил только четыре страны — США, Россию, Китай и Японию. При этом Мизоками внес в список не только американские ВВС, но и авиацию флота и Корпуса морской пехоты. ВВС США насчитывают 5,6 тысяч самолетов, а ВМФ располагает авиапарком, в который входят 3,7 тысячи машин.

Как пишет NI, у России в состав ВКС входят 1500 боевых самолетов и 400 военных вертолетов. Несмотря на то, что авиапарке хватает старых МиГ-29, Су-27 и МиГ-31, российская авиация вступила в период устойчивой модернизации. Одним из примеров является Су-35, который сочетает в себе лучшие качества. Кроме того, российские военные в настоящее время работают над истребителем пятого поколения Т-50 и над новым стратегическим бомбардировщиком ПАК-ДА.

Насколько рейтинг журнала National Interest, который многие российские эксперты называют американской «популярной механикой» за порой откровенный популизм, отображает реальный расклад сил?

— Рейтинг NI сильнейших флотов мира предполагает, что в Китае в последнее время были стремительно реализованы программы по созданию и обновлению ВМС, которые в настоящее время оцениваются как силы, способные вести операции вдали от своих берегов и противостоять США, — говорит военный эксперт, заведующий отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ Владимир Евсеев. — Да, действительно — новые подводные и надводные корабли — эсминцы и фрегаты, строятся сериями. Китайский подводный флот вообще крупнейший в мире — в его составе более 70 дизельных и атомных подлодок.

Однако ВМФ РФ имеет превосходство по подводным лодкам в плане противокорабельных ракет большой дальности и совершенства баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ), которые могут поразить любой участок земного шара. Кстати, по этому показателю американские БРПЛ «Trident-2 D5» с максимальной дальностью стрельбы с полной нагрузкой в 7800 км, которыми оснащены британские ПЛАРБ типа Vanguard, превосходят китайские ракеты. Кроме того, китайский авианосец «Ляонин» (советский «Варяг») сложно назвать полноценной боевой единицей — исходя из совокупности факторов, он может эффективно выполнять задачи только в прибрежных районах. А для ВМС Великобритании все-таки строятся два авианосца типа Queen Elizabeth.

«СП»: — В рейтинге сухопутных войск американский журнал, видимо, опирался на их численность…

— Здесь на второе место я бы поставил все-таки Россию — по боевым и техническим показателям, по возможности информационного обеспечения. На мой взгляд, в режиме реального времени сейчас могут воевать только США и Россия. Кроме того, по высокоточному оружию Китай отстает от России. Да, на вооружении Сухопутных войск НОАК состоят ракеты, которые могут оснащаться как ядерными, так и обычными боеголовками, но точность отечественных систем вооружения на порядок выше.

Численность армии — важный показатель, но далеко не главный, он компенсируется применением тактического ядерного оружия (ТЯО), которого у российской армии довольно много. Кроме того, обратим внимание на эффективность боевого применения сил и средств, способность вести боевые действия в разных условиях, а также — наличие боевого опыта. В этом плане, например, китайцы и индийцы уступают тем же британцам.

По рейтингу ВВС я, наверное, соглашусь с экспертом американского издания. Все-таки у ВВС НОАК, несмотря на огромный скачок вперед, есть проблемы с двигателестроением, с транспортной авиацией, топливозаправщиками, а также со стратегической авиацией, ведь китайские «стратеги» Н-6 — это копия советских Ту-16. Позиции Японии в этом «воздушном» рейтинге спорные: их ВВС технически хорошо оснащены, но по численности вряд ли могут претендовать на четвертое место.

«Cтратег» ВВС НОАК Xian HY-6 (Фото: ru.wikipedia.org)

— Без учета ядерного оружия список стран по силе ВМС составлен правильно, — полагает военный историк Александр Широкорад. — Но вообще по числу вымпелов самый большой флот у Китая, у которого очень много малых кораблей, находящихся в боевом составе. Что касается сухопутных войск, то по их численности, огневой мощи и ТЯО Россия находится на втором месте.

Но существует такое понятие Льва Николаевича Толстого как «дух в войсках». По этому показателю вперед я бы поставил японцев, китайцев и израильтян, а только потом русских (к слову, самая большая по численности армия мира — китайская — в основном все-таки состоит из контрактников, причем с большим конкурсом на место). Боевой дух американцев, несмотря на огромное количество конфликтов, в которых США участвовали все эти годы, оставляет желать лучшего. Они привыкли к тому, что на переднем крае воюют местные, как это было в Афганистане, а также к полному превосходству над противником в небе и на земле — в артиллерии. Конечно, у США есть мотивированные и сильные подразделения спецназа, но в общевойсковом бою этого мало. Правда, у Штатов есть Национальная гвардия — действующий резерв ВС США, который также привлекается к зарубежным операциям.

— На мой взгляд, в рейтинге ВМС первое место без вопросов должны занимать США, второе — Китай, третье — Япония, четвертое — Южная Корея и пятое — Россия, — считает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. — Я беру в расчет именно флот как таковой, морская компонента стратегических ядерных сил — это отдельная история.

Формально российский флот можно поставить даже на второе место, но в силу географического положения страны наш ВМФ раскидан по нескольким театрам военных действий (ТВД), которые между собой вообще никак не соединяются. Между европейскими флотами теоретически возможен переход по внутренним водным путям кораблей малого водоизмещения, и то — именно теоретически. Кстати, ВМС Индии могут даже поспорить с флотом Южной Кореи (самые сильные надводные неавианосные корабли — это как раз южнокорейские эсминцы), но Великобритания здесь даже в десятку не входит. ВМС Великобритании уже давно не правят морями. Британские военные возможности в целом за последние годы существенно сократились. Но, в принципе, это нормальное состояние, которое укладывается в общеевропейский тренд всеобщего и полного разоружения.

«СП»: — По сухопутным войскам пятое место Великобритании в рейтинге NI также выглядит натянутым, если не брать отдельные подразделения спецназа…

— Я думаю, что сегодня английские сухопутные войска даже в тридцатку сильнейших не входят. На первом месте здесь США, второе и третье делят Россия и Китай, а на четвертом должна быть Индия. Пятое и шестое места я бы отдал Южной Кореи и КНДР, а седьмое — Израилю. Сухопутные войска Североатлантического альянса — это вообще мифическая вещь, в котором реальны только американские и турецкие войска.

Что касается ВВС, то второе-третье опять-таки делят РФ и Китай (по численности боевых самолетов ВВС НОАК занимают второе, но по качеству — третье), а четвертое — Индия. Причем здесь Япония — непонятно: основу ее авиапарка составляют F-15, и, наверное, ее можно поставить только в конец десятки. Индия, несмотря на часть устаревших самолетов и вывод их из боевого состава, имеет огромные ВВС, которые по численности, вероятно, превосходят даже ВКС РФ.

Истребители F-15 (Фото: Zuma/TASS)

Отмечу, что Северная и Южная Кореи по всем видам вооруженных сил должны находиться в десятке. Конечно, у КНДР достаточно специфичный флот — «москитный», тем не менее, его нельзя назвать слабым.

svpressa.ru

ВВС России против США. Кто кого?: 101 — LiveJournal

Если Россия не поддержит нас с воздуха, придется отступить из Бруклина на Лонг-Айленд
Экстренное сообщение И. Стрелкова, ноябрь 2016 г.

В каждой шутке есть доля шутки. Недавнее заявление о том, что Россия в уходящем году опередила США по выпуску военных самолетов, недвусмысленно указало на то, кто наш «вероятный противник» и с кем намерены соревноваться российские авиастроители.


ВВС США — соперник не из простых. Самый непростой. Первый в мире потребитель авиационного керосина. Единственный на сегодняшний день оператор истребителей пятого поколения. Колоссальный боевой опыт. Тысячи единиц авиатехники, размещенные на авиабазах по всему миру.

Но удастся ли янки сохранить свое воздушное превосходство в новом веке? Российский ВПК медленно встает с колен — и вот очередной результат. Обогнали Америку по выпуску военных самолетов.

«Если в 2013 году мы поставили для ВВС 68 боевых и учебно-боевых самолётов и один военно-транспортный самолет, то в этом году планируется поставка 100 самолетов — боевых, военно-транспортных, а также самолётов специальной авиации»


Представитель ОАК Владислав Гончаренко.

Опытные граждане отнеслись к данной новости с долей известного скептицизма. Чего не придумают «эффективные менеджеры» для оправдания своих скорбных «достижений»! В заявлении Гончаренко прозвучало три подозрительных момента: учебно-боевые, военно-транспортные и самолеты специальной авиации.

Но позвольте, корректно ли ставить в один ряд учебно-«боевой» Як-130 с макс. взлетной массой 10 тонн с могучими боевыми машинами из «первой линии» — истребителями-бомбардировщиками взлетной массой 30-45 тонн? Учебный Як даже радара не имеет, не говоря уж о таких высокотехнологичных дорогостоящих системах, как оптронные прицельные комплексы или двигатели с отклоняемым вектором тяги.

Транспортный «кукурузник» L-410, «генеральский» бизнесджет Ан-148, подлатанные МиГ-31БМ и Ту-95… Нет! Обозначьте количество по-настоящему боеспособных современных самолетов: представителей многоцелевого семейства Су-30, тактических бомбардировщиков Су-34, сверхманевренных истребителей Су-35. Рядом — новые самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО/АВАКС) А-100 «Премьер», специализированные самолеты для авиации ВМФ, тяжелые ударные БПЛА и стратегические беспилотные разведчики… На этом стоит умерить фантазию и задать простой вопрос: «СКОЛЬКО?»

Фронтовые бомбардировщики Су-34

Ответ удивит — количество поставленных ВВС России новых истребителей и бомбардировщиков как минимум не меньше аналогичного числа новых боевых самолетов, пополнивших состав ВВС США в 2014 году. Авиационная промышленность Штатов что-то совсем ослабела — 20…30 истребителей в год для собственных ВВС и еще некоторое кол-во единиц для ВВС стран НАТО. На конвейере всего пара моделей — новый F-35 и многоцелевое семейство F/A-18 («СуперХорнет», «Гроулер»). Все работы по постройке/модернизации истребителей четвертого поколения стремительно теряют приоритет — теперь все надежды связаны только с перспективным F-35.

Производство «Рэпторов» прекратилось в 2011 году, парк истребителей-бомбардировщиков F-16 не обновлялся уже десять лет, а последний истребитель «Игл» был передан ВВС США в далеком 1989-ом. «Флотский» истребитель-бомбардировщик F/A-18E/F уже давно перестал пользоваться популярностью на внутреннем и внешнем рынках. Все потенциальные заказчики, один за одним, выбирают «локхидовский» F-35. В связи с потерей интереса к своим истребителям «Боинг» планирует полностью свернуть производство F/A-18E/F и закрыть сборочную линию в Сент-Луисе в 2015 году.

На этом фоне успехи российской Объединенной авиастроительной корпорации выглядят настоящим триумфом: целая линейка суперсамолетов, каждый из которых претендует на звание лучшего в своем классе. В течение 2014 года ВВС России пополнились:
— 12 истребителями Су-35С с непревзойденными летными характеристиками;
— 18 фронтовыми бомбардировщиками Су-34;
— 7-10 (по разным данным) многоцелевыми истребителями Су-30СМ.

Увы, за радостью побед скрываются обидные факты. У «опережающей» России всего 5 прототипов истребителя пятого поколения, в то время как у соперника — 115 летающих F-35 по состоянию на октябрь 2014 г. Согласно опциону LRIP-8 фирма «Локхид Мартин» получила в текущем году очередной заказ на 29 «Молний» (4 палубных F-35C, 6 «вертикалок» F-35B и 19 базовых F-35A) + заказ на постройку 14 истребителей для пяти зарубежных заказчиков. Первые поставки машин из партии LRIP-8 запланированы на 2016 год. При том, что в настоящее время на предприятиях «Локхид Мартин» уже находится на различных этапах сборки 71 многоцелевой истребитель F-35 из контрактов предыдущих лет.

Реальная ситуация еще серьезнее: аббревиатура LRIP в названии опционов означает Low-Rate Initial Production — мелкосерийное производство на первом этапе. Все последние восемь лет «Локхид Мартин» не спеша собирает свои «Молнии», насыщая ими различные испытательные подразделения и учебные центры ВВС и авиации Военно-морских сил. 115 самолетов — по меркам Америки их даже не начали строить. Когда же включится основной конвейер в Форт-Уэрт (шт. Техас), расчетный темп производства составит 1 самолет в сутки, что означает свыше 300 истребителей F-35 ежегодно.

Сейчас Штатам торопиться явно некуда — только за последние 10 лет их авиация пополнилась огромным количеством современной авиатехники, в т.ч. 187 строевыми «Рэпторами» и четырьмя сотнями F/A-18E/F (в т.ч. мод. EF-18G) для авиации ВМС и КМП. Впереди — амбициозная программа F-35. Что до огромного парка стареющих «Орлов» и F-16, эра этих машин неуклонно подходит к концу. На сегодняшний день они представляют собой мост между четвертым и пятым поколением.

Нечто похожее наблюдается в сфере беспилотной авиации. За первое десятилетие XXI века янки намолотили внушительное количество разведывательных и ударных БПЛА различных моделей. Игрушки получились занятные, но не слишком-то эффективные: уровень технологий не позволил получить ту технику, о которой мечтали в Пентагоне. Невыразительные ЛТХ, малая полезная нагрузка, необходимость дистанционного управления — в результате, бодрый старт сменился продолжительным периодом рецессии и переоценки существующих подходов.

Поэтому неудивительно, что при всей любви к беспилотникам авиационная промышленность США осилила за 2014 год лишь один опытный экземпляр морского разведывательного БПЛА MQ-4C «Тритон» (на базе «Глобал Хок»). Все так же летает с авианосцев концепт-демонстратор X-47B. Машина демонстрирует немалый потенциал, но какой-либо серьезный разговор получится лишь с появлением вдвое более крупного X-47C с боевой нагрузкой 4,5 тонны (не ранее 2018 г.). Что касается всевозможных «Риперов» и «Предейторов» — упоминание о них в данном контексте имеет не больше смысла, чем упоминание о учебно-боевых Як-130.

Авиация специального назначения

Немногочисленные, но критически важные машины для обеспечения эффективной работы ВВС и ВМС. Базовая противолодочная авиация, самолеты видовой и радиотехнической разведки, воздушные командные пункты, какие-то совершенно уникальные машины для командования специальных операций…

Что было сделано на этом поприще по обеим сторонам океана?

Россия — один самолет наблюдения Ту-214ОН, для выполнения полетов по программе «Открытое небо». Разведчик оснащен полным комплексом оборудования для выполнения ответственных миссий: современной цифровой аппаратурой для аэрофотосъемки, РЛС бокового обзора с синтезированной апертурой, а также системами для наблюдения в ИК-диапазоне.

«Боинг», в свою очередь, может гордиться пятью «Посейдонами», переданными авиации ВМС в уходящем году. Многоцелевой авиационный комплекс для поиска подводных лодок и освещения обстановки на морских коммуникациях. P-8 Poseidon построен на базе пассажирского авиалайнера модели «737-800», оснащение самолета включает в себя поисковую РЛС с высоким разрешением, датчики аномалий в магнитном поле Земли, вызванных корпусом субмарин, а также комплект сбрасываемых радиогидроакустических буев (РГБ), системы радиотехнической разведки и торпедное вооружение для уничтожения обнаруженных подлодок.

Отечественные авиастроители также прилагают усилия в данном направлении. У нас отсутствуют столь прогрессивные разработки, как «Посейдон», но есть программы модернизации существующих противолодочных самолетов. Летом 2014 г. авиации ВМФ России был передан первый модернизированный Ил-38Н с цифровым поисково-прицельным комплексом «Новелла». Конечно, самолет Ил-38 уже не молод — ему около 40 лет (Ил-38 — разработка на базе Ил-18), но «начинка» таких самолетов имеет куда большее значение, чем их планер и ЛТХ. В этом ключе, программа модернизации «Новелла», безусловно, является важной страницей в истории отечественной морской авиации.

Из других новинок авиастроения — в начале декабря 2014 г. на вооружение Сил специальных операций ВВС США были приняты два самолета MC-130J «Коммандо II». Очередная импровизация на базе турбовинтового транспортника С-130 «Геркулес», предназначенная для выполнения особых заданий: высадки и эвакуации спецназа (в т.ч. беспосадочным способом — с использованием системы «Воздушный крюк»), проведения поисково-спасательных операций и доставки спец. грузов в зоне боевых действий. От обычных транспортников «Коммандо» отличает не только мрачная окраска и двигатели увеличенной мощности, но также такие чисто военные атрибуты, как бронирование важных узлов и кабины, система дозаправки в полете, оптоэлектронные поисковые системы, работающие в видимом и ИК-диапазонах, а также средства РЭБ и системы отстрела дипольных отражателей.

Заключение

Ничего особенного не произошло. Авиастроители делают свою работу, методично выполняя условия заключенных контрактов. Вместе с тем обстановка внушает тревогу: янки строят столько самолетов, сколько хотят. Мы же — столько, сколько можем. Несмотря на всю шумиху вокруг великого Гособоронзаказа, отечественная авиатехника по-прежнему производится в штучном количестве, без шансов выйти на темпы постройки 50-100 боевых самолетов одной модели в год.

В свою очередь, это ставит сомнение в возможности перевооружения в адекватные сроки отечественных ВВС. С чем предстоит столкнуться в воздухе летчикам первой эскадрильи строевых ПАК ФА (со всем заявленным БРЭО, беспереплетным фонарем кабины и двигателями «второго этапа»). Каким-нибудь беспилотным «Суперраптором» или X-47C? Об этом стоит задуматься уже сейчас.

Модернизированный Ил-38Н авиации ВМФ России (б/н 19) с личным именем «Радий Папковский»

На борту Ил-38Н

Lokheed MC-130J Commando II

Кабина MC-130J

101.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *