«Рабочая лошадь» армейской авиации Журнал Министерства обороны Российской Федерации
АРМЕЙСКИЙ СБОРНИК №09 2022 Г
Ю. АКВИЛЯНОВ,
полковник в отставке
История армейской авиации начинается с появлением в составе вооруженных сил летательных аппаратов — аэропланов, в русском языке эти машины впоследствии получили название «самолет».
В ходе Первой мировой войны авиация сформировалась как вид вооруженных сил противоборствующих сторон, получивший впоследствии название «военно-воздушные силы» (ВВС). К окончанию мировой войны ВВС воюющих государств располагали достаточно широким рядом самолетов различного предназначения: разведывательные, корректировщики огня артиллерии, истребители, легкие и тяжелые бомбардировщики, которые выполняли широкий круг задач тактического и оперативно-стратегического назначения.
В Советском Союзе 23 марта 1932 года РВС СССР выпустил постановление «Об основах организации Военно-воздушных сил РККА», в соответствии с ним ВВС «переводят из оружия вспомогательного назначения, которое они по существу занимали до сих пор, на роль самостоятельного рода войск», и поэтому было произведено деление Воздушных сил Красной Армии в соответствии со стратегическим и оперативно-тактическим назначением на войсковую, армейскую и фронтовую авиацию, а в соответствии с боевыми задачами, летно-техническими данными и вооружением летательных аппаратов военная авиация подразделялась: на разведывательную, истребительную, штурмовую и бомбардировочную».
Вертолет Ми-2
Перед Великой Отечественной войной армейская авиация Красной армии являлась составной частью ВВС и предназначалась для усиления общевойсковых армий. Она состояла из смешанных авиационных дивизий и бригад, находившихся в подчинении командования общевойсковых армий, и располагала самолетами тех же типов (разведчики, истребители, штурмовики, бомбардировщики), что и фронтовая авиация. Разделение соединений ВВС фронта на фронтовую, армейскую и войсковую распыляло силы авиации и не давало использовать ее на направлениях главного удара. Опыт войны показал, что это приводит к неоправданному разбросу сил, поэтому в мае 1942 года армейская авиация в Красной армии была упразднена. Части и соединения, входившие в ее состав, были переданы в формировавшиеся воздушные армии советских ВВС.
В послевоенный период благодаря бурному развитию вертолетостроения и появлению винтокрылых машин различного вида и предназначения армейская авиация как род войск в составе ВВС получила второе рождение.
В 1945 году в ОКБ Братухина (ОКБ-3) были построены два опытных вертолета, получившие наименование «артиллерийский корректировщик» (заводская марка Г-3). Обе машины довольно успешно прошли всесторонние заводские испытания, в ходе которых было принято решение о постройке небольшой (10 экземпляров) войсковой серии этого вертолета на одном из авиационных заводов. Всего за два года (1945—1946 гг.) было построено пять серийных аппаратов.
В воздушном параде в 1946 г., кроме вертолета «Омега-II» (был построен в конце Великой Отечественной войны), приняли участие два вертолета Г-3 (летчики К.И. Пономарев и В.Г. Мареев). По целому ряду причин, главным образом организационных, построенные серийные вертолеты Г-3 не были в полной мере использованы по своему прямому назначению. В 1948–1949 гг. один из серийных вертолетов Г-3 был передан в воинскую часть для обучения и тренировки летного состава.
На следующий год в воздушном параде в День авиации принимали участие три вертолета ОКБ-3: вертолет Г-4 и два вертолета Г-3. Из намечавшейся серии вертолета Г-4 в десять экземпляров было построено на серийном заводе всего лишь четыре, и с конца 1948 г. дальнейшая постройка этих вертолетов была приостановлена.
Тем не менее, 28 октября 1948 года в подмосковном городе Серпухове была сформирована первая авиационная эскадрилья, оснащенная вертолетами Г-3 и Г-4 авиаконструктора И.П. Братухина. Это были так называемые многоцелевые вертолеты, способные подниматься на высоту до 2,5 тысяч метров. Она положила начало армейской авиации как отдельному роду войск.
С тех пор 28 октября является официальным днем рождения (а фактически — возрождения) армейской авиации в России.
Армейская авиация (АА) — род войск, предназначенный для обеспечения и поддержки Сухопутных сил в ходе боевых действий.
Армейская авиация на начальном этапе своего становления по характеру выполняемых задач подразделялась на: разведывательную, штурмовую, транспортную, специального назначения.
Она входила в состав Военно-воздушных сил СССР, при необходимости передавалась в Сухопутные войска и долгие годы находилась в их составе, имея название «авиация Сухопутных войск».
Первоначально вертолеты выполняли только вспомогательные задачи — доставка почты, донесений, корректировка огня артиллерии, воздушная разведка. В дальнейшем при совершенствовании вертолетов и авиационных средств поражения, развития тактики и способов ведения боевых действий задачи армейской авиации расширялись.
В 1950 году в СССР началось серийное производство вертолета Ми-1, созданного в ОКБ Миля и получившего высокую оценку как наших, так и иностранных специалистов. В частности, английский пилот Джон Фрикер, летавший на вертолетах одного класса — советском Ми— 1, американском S-51 и английском «Сикамор», отмечал: «В своей категории вертолет Ми-1 не уступает по летным характеристикам ни одной из западных машин» [1].
Запуск в серию вертолета Ми-1, положительные результаты его применения, расширяющиеся потребности в таком аппарате явились причиной создания за десятилетия многих его модификаций, предназначенных для использования в народном хозяйстве и в армии. Грузоподъемность вертолета Ми-1 составляла всего 300 килограммов, он мог поднимать три человека. В Вооруженных Силах СССР вертолет Ми-1 использовался, прежде всего, для ведения разведки и обеспечения связи.
Мощным толчком в развитии мирового вертолетостроения послужила война в Корее 1950 — 1953 гг., развязанная США против Корейской Народно-Демократической Республики.
В американской армии вертолеты вначале применялись для ближней воздушной разведки, связи, выбора огневых позиций, эвакуации раненых. В 1951 г. на вертолетах начали осуществлять переброски небольших воинских подразделений с их вооружением.
Ввиду того, что грузоподъемность применявшихся вертолетов не отвечала возросшим требованиям, была поставлена задача создать вертолеты большего размера и грузоподъемности. Такие вертолеты были созданы и в конце 1951 г. стали поступать в Корею. Количество действовавших там вертолетов возросло с 25 в начале конфликта до 125 к окончанию корейской войны.
За весь период военных действий в Корее вертолеты показали высокую эффективность и получили среди военных признание, как высокомобильное средство передвижения на поле боя. Это не могло не отразиться на общем отношении к вертолетам как в США, так и в других странах.
В СССР в этот период над созданием вертолетов работали специальные вертолетные опытно-конструкторские бюро Н.И. Камова и М.Л. Миля и частично ОКБ А.С. Яковлева.
Военно-транспортный вертолет Ми-8Т
28 мая 1953 года вертолет ОКБ Миля Ми-4 прошел контрольные испытания. «Четверка могла развивать скорость около 200 километров в час. Потолок равнялся 5500 метрам, нормальная грузоподъемность — 1200, а максимальная — 1600 килограммов.
Ми-4 стали широко использовать в народном хозяйстве Советского Союза. Появляются Ми-4: пассажирские, санитарные, строится сельскохозяйственная машина, вертолет оборудуется шасси-поплавками. Вертолеты Миля начинают применять для борьбы с лесными пожарами и другими стихийными бедствиями, открывается регулярное вертолетное пассажирское сообщение.
Само собой разумеется, не обошли вниманием этот вертолет и военные. В 1954 году Ми-4 впервые участвовал в воздушном параде на Тушинском аэродроме. Высадка десанта с артиллерией группой вертолетов произвела на зрителей, особенно на зарубежных военных специалистов, неотразимое впечатление.
В 1952–1953 годах совершили первые полеты тяжелый транспортный вертолет продольной схемы Як-24 и, предназначенный для ВМФ вертолет соосной схемы Ка-15.
Можно констатировать, что в СССР с 195–1954 годов началось широкое внедрение вертолетов в народном хозяйстве страны. Советские Вооруженные Силы также начали активно использовать вертолеты в своей повседневной деятельности и боевой подготовке войск. Именно вертолеты с этого времени и стали основной составляющей армейской авиации Сухопутных войск, а в ВВС и ВМФ начали формироваться вертолетные подразделения с учетом специфики этих видов ВС.
В 1957-м в Сызрани на базе Военного авиационного училища летчиков началась подготовка кадров вертолетчиков.
В последующие годы на вооружение армейской авиации Сухопутных войск поступили вертолеты нового поколения. Это, прежде всего, вертолеты ОКБ Миля Ми-2, Ми-8, Ми-6.
Ми-2 — многоцелевой вертолет, первый полет совершил 22 сентября 1961 года. Машина имела оригинальную для того времени двигательную установку — два газотурбинных двигателя, расположенных сверху над фюзеляжем в так называемом «кабане». Мог брать на борт до 10 человек.
В 1965 году было развернуто серийное производство в Польской Народной Республике. Вертолеты успешно применялись как в гражданских, так и в военных целях и долгие годы составляли основу легкой винтокрылой авиации в «Аэрофлоте», Вооруженных Силах СССР и РФ. Состоял на вооружении армий стран Варшавского договора. Серийное производство было завершено в 1992 году. По классификации НАТО вертолет получил кодовое название Hoplite — «гоплит» (пеший воин в армии Древней Греции).
Вертолет Ми-8 выполнил свой первый полет 9 июля 1961 года. Эти вертолеты стали самыми многочисленными летательными аппаратами в армейской авиации Сухопутных войск СССР. Надежный в эксплуатации и достаточно неприхотливый в обслуживании в полевых условиях, Ми-8 наилучшим образом вписался в выполнение военных функций — от транспортировки грузов и личного состава до модификаций вертолета, предназначенного для высадки воздушных десантов, огневой поддержки Сухопутных войск и выполнения узкоспециализированных задач.
Вертолеты более ранней модификации Ми-8Т, Ми-8ТВ, Ми-8П, Ми-8ПС, оснащены двумя двигателями ТВ2-117 взлетной мощностью 1500 л. с., с 10-ступенчатым компрессором. Вертолеты поздних серий (Ми-8МТ, Ми-17 и др.) значительно модернизированы. Двигатели заменены на более мощные (взлетная мощность — 2000 л. с.) ТВ3-117 с 12-ступенчатым компрессором. Вертолеты этих модификаций имеют более сложное и совершенное бортовое радиолокационное оборудование (БРЭО), существенно повышающее как боевые, так и летные характеристики вертолетов. В частности, Ми-8 модификации АМТ способны выполнять полет ночью и в сложных метеоусловиях.
Транспортный вертолет Ми-6
Вертолет Ми-6 — тяжелый многоцелевой вертолет, оснащенный двумя турбовальными двигателями со свободной турбиной, его компоновочная схема признана классической. Постановлением Совета Министров СССР о разработке воздушного гиганта от 11 июня 1954 года вертолет Ми-6 рассматривался как «…новое средство переброски войсковых соединений… и почти всех видов дивизионной артиллерийской техники…» и должен был по заданию перевозить 6 тонн грузов при нормальном взлетном весе, 8 тонн — при перегрузочном и 11,5 тонны в случае полета на укороченную дистанцию.
Вертолет разрабатывался сразу в транспортном, десантном и санитарном вариантах. Впервые предусматривалась перевозка грузов на внешней подвеске. ОКБ Миля в тот период окончательно отказалось от экономически невыгодной схемы комбинированного винтокрылого летательного аппарата, оставив в своем проекте только небольшое разгрузочное крыло. Размеры грузовой кабины Ми-6 (12х2,65х2,5 м) были близки к габаритам грузовых кабин самолетов АН-8 и АН-12. Вдоль ее бортов и посредине можно было установить 61 легкосъемное откидное сиденье, а в санитарном варианте разместить 41 больного на носилках и двух медработников. Причем такая вместимость была не предельной для данного вертолета: в экстремальных ситуациях при эксплуатации Ми-6 в нем перевозили до 150 человек. Усиленный пол со швартовочными узлами обеспечивал транспортировку в грузовой кабине различных видов техники и тяжеловесных грузов. Например, две самоходные артустановки СУ-57 или БТР-152, различные артиллерийские орудия и гаубицы со штатными тягачами либо инженерную технику соответствующей массы. Демонтируемая система внешней подвески обеспечивала перевозку крупногабаритных грузов массой до 8 тонн.
Ввиду большой заинтересованности Вооруженных Сил в тяжелых вертолетах, правительственное решение о запуске Ми-6 в серийное производство последовало почти за два года до завершения государственных испытаний.
В 1965 году вертолет Ми-6 был с большим успехом продемонстрирован на Международном авиасалоне в Ле Бурже (Франция). В журнале «Эвиэйшн Уик» (США) была опубликована статья, посвященная салону, в которой констатировалось: «Американские летчики, которые имели возможность изучить русские вертолеты… были поражены успехами русской вертолетной техники». За большие заслуги в развитии вертолетостроения в 1966 году М.Л. Милю было присвоено звание Героя Социалистического Труда. [2]
Коллектив ОКБ Камова разработал версию первого боевого вертолета Ка-25 для ВМФ. Эта машина имела два двигателя с соосным расположением несущих винтов. Серийное производство вертолета Ка-25 началось в 1965 году. Принят на вооружение как многоцелевой вертолет корабельного базирования. Для экономии места на палубе или в ангарах корабля лопасти несущих винтов складывались в горизонтальной плоскости. Вертолет предназначался, прежде всего, для поиска, обнаружения и уничтожения подводных лодок противника. Машина могла брать на борт бомбовое и торпедное вооружение общей массой до 1100 кг. Основным торпедным вооружением вертолета были торпеды АТ-1 массой 550 кг. Данный вид торпеды способен был атаковать подводную лодку на глубине от 20 до 200 метров, при скорости последней 25 узлов.
Глубинные авиабомбы ПЛАБ-250-120, ПЛАБ-50-64, ПЛАБ-МК были способны поразить подлодку противника на глубине до 300 метров. Модификации вертолетов Ка-25БТ предназначались для разминирования акваторий от электромагнитных и акустических мин путем траления.
60-е годы 20-го столетия стали периодом самого широкого использования винтокрылых машин во всех отраслях народного хозяйства, включая Вооруженные Силы СССР. В Сухопутных войсках благодаря вертолетам возросла аэромобильность всех родов войск. В ходе войсковых учений вертолеты в кратчайшие сроки перебрасывали личный состав вместе с оружием и военной техникой на достаточно большие расстояния.
Военные вертолеты активно привлекались для ликвидации стихийных бедствий, пожаров, спасательных операций, для мероприятий по локализации и эвакуации космонавтов. Постепенно увеличилась численность вертолетов, что позволило сформировать вертолетные части.
Новым этапом в развитии вертолетов явилась война в Юго-Восточной Азии. В марте 1965 года США развернули полномасштабные боевые действия против Демократической Республики Вьетнам. Война продолжалась десять лет и закончилась в апреле 1975 года поражением и выводом войск США и их союзников из Южного Вьетнама, что привело к объединению обеих частей страны и созданию Социалистической Республики Вьетнам.
В ходе этой войны Соединенные Штаты самым активным образом использовали вертолеты в боевых действиях против Вьетконга и Вьетнамской Народной армии. Был дан мощный толчок развитию боевых вертолетов.
В 1962 году на Окинаве формируется первое подразделение, получившее на вооружение боевые вертолеты. В этом же году были утверждены штаты 11-й экспериментальной воздушно-десантной дивизии (для которой вертолеты должны были стать основным штатным средством передвижения и огневой поддержки), в течение следующих двух лет дивизия (получившая пополнение из состава 2-й пехотной дивизии США) отрабатывала новую для своего времени концепцию ведения мобильной войны с применением вертолетов.
3 июля 1965 года в Форт-Беннинг (США) 11-я экспериментальная вдд получила символику и номера формирований 1-й кавалерийской дивизии (в название добавилось слово «аэромобильная»). В это время численность дивизии составляла 15 787 человек. На вооружении имелись 93 легких разведывательных вертолета OH-13, 111 многоцелевых вертолетов UH-1B, 176 многоцелевых вертолетов UH-1D, 48 транспортных вертолетов CH-47, шесть самолетов OV-1, 1600 автомашин. В сентябре 1965 года дивизия была переброшена в Южный Вьетнам.
Уже первые операции, проведенные во Вьетнаме, показали, что по оснащению и организации 1-я аэромобильная дивизия оказалась наиболее приспособленной для ведения войны в данных условиях. В 1968 г. ею было проведено до 100 аэромобильных операций, в ходе которых удавалось быстро и внезапно сосредоточивать силы и средства в определенных районах, держать под воздействием и контролем обширную территорию.
В ходе войны вертолеты армейской авиации США перевезли основной объем военных и материально-технических грузов, а также обеспечивали переброску личного состава в районах боевых действий.
Именно в этот период новым направлением в вертолетостроении США становится создание ряда машин нового типа — боевых вертолетов. Наряду с транспортными и разведывательными вертолетами американским войскам потребовались вертолеты огневой поддержки и ударные вертолеты.
С 30 июня 1959 года на вооружение Армии США начали поступать первые серийные шестиместные вертолеты UH-1A «Ирокез». Поставки версии UH-1A в войска закончились в марте 1961 года в связи с поступлением на вооружение улучшенного варианта вертолета UH-1B с двигателем T53-L-5 мощностью 960 л. с., а позднее T53-L-11 (1100 л. с.). Полезная нагрузка нового вертолета достигала 1360 кг, при этом он мог поднять двух пилотов и семь солдат в полной экипировке или пять раненых (из них троих на носилках) и одного сопровождающего.
Дальнейшим развитием семейства стала модификация UH-1E, предназначавшаяся для Корпуса морской пехоты США (КМП). От UH-1B она отличалась новым составом радиооборудования, а начиная с 1965 года — новым несущим винтом, аналогичным UH-1C. Серийно UH-1E выпускался с февраля 1963 года по лето 1968 года.
Все эти вертолеты активно использовались во Вьетнаме для десантных и спасательных операций. В варианте вертолета огневой поддержки он оснащался двумя пулеметами М60 калибра 7,62 мм и двумя блоками НУР калибра 70 мм (по 7 или 19 ракет).
Вертолет «Кобра» AH-1 (англ. Cobra, заводской индекс изготовителя — Bell Model 209) — американский ударный вертолет, разработанный фирмой Bell Helicopter в начале 1960-х годов.
Первый в мире специально спроектированный серийный боевой вертолет. С большим успехом применялся в войне в Индокитае и других вооруженных конфликтах. В начале 21-го века вертолеты AH-1 находились на вооружении ряда иностранных государств, в том числе и США.
Конструктивные особенности вертолета: бронированные сиденья для пилотов, борта кабины (сдвижные щитки), боковые проекции двигателя и часть уязвимых элементов конструкции. Все системы неуязвимы к одиночному поражению 12,7-мм бронебойной пулей; обеспечение минимум 30 мин полета после одиночного поражения 23-мм ОФЗ снарядом зенитной установки ЗУ-23-2.
На 4 узлах подвески размещается различное вооружение: до 4 ПТУР TOW, до 8 шт ПТУР AGM-114 Hellfire (AH-1W и AH-1Z), УР типа AIM-9L; до 2 подвесных пушечных установок, а также НАР калибром 70 и 127 мм. Возможна подвеска до 2 ПТБ. В состав БРЭО входят средства связи, навигационное и прицельное оборудование (без РЛС), НЦС. Средства противозенитной обороны состоят из аппаратуры отстрела ДО и ЛТЦ, а также дымовых шашек.
В ходе боевых действий во Вьетнаме с 1965 по 1973 годы американская сторона безвозвратно потеряла около 300 вертолетов «Кобра».
Боинг CH-47 «Чинук» (англ. Boeing CH-47 Chinook,) — тяжелый военно-транспортный вертолет продольной схемы. Разработан на основе вертолета CH-46 и широко эксплуатируется с начала 1960-х годов.
Вертолет огневой поддержки Ми-24
За время войны во Вьетнаме показал свою высокую эффективность. Помимо транспортного назначения, применялся как постановщик дымовых завес, распылитель аэрозолей, эвакуатор подбитой и брошенной авиатехники.
Всего США использовались 550 вертолетов CH-47A, совершено 2,6 млн вертолето-вылетов с налетом 1182 тыс. часов, из которых 996 тыс. часов в боевых условиях, перевезено около 8,5 млн человек и 4,5 млн тонн грузов, эвакуировано более тысячи летательных аппаратов общей стоимостью — 3 миллиарда долларов. Также при эвакуации вьетнамских беженцев был зарегистрирован своеобразный рекорд в перевозке людей: 147 человек с багажом.
Многоцелевой вертолет UH-1D «Ирокез ». США
Дальнейшим этапом развития боевых вертолетов стало оснащение их противотанковым вооружением. Эти вертолеты стали выполнять ударные задачи по борьбе с бронетанковой техникой противника.
В период арабо-израильской войны в октябре 1973 года вертолеты впервые стали целенаправленно использоваться для борьбы с танками и другими бронированными целями. Так, 14 октября при поддержке восемнадцати вертолетов, оснащенных ПТРК TOW, израильтянам удалось уничтожить возле перевала Митла почти половину наступавшей танковой бригады Египта.
В 70-е годы арсенал оружия, размещаемого на вертолетах, значительно расширился. Боевые вертолеты оснащались встроенными в корпус крупнокалиберными пулеметами и малокалиберными до 30 мм автоматическими пушками. На пилонах вертолеты могли нести по 2–4 кассеты с НУР или УР. С принятием на вооружение управляемых противотанковых ракетных комплексов, они стали устанавливаться и на вертолеты. Увеличение дальности стрельбы противотанковых ракет с 2 до 4 км дало возможность на первом этапе их использования поражать наземные бронированные цели на достаточно безопасном для винтокрылых машин расстоянии.
Таким образом, вертолет из «рабочей лошади» армейской авиации превращался в грозного, «зубастого» зверя, представлявшего большую опасность для сухопутных войск.
В СССР в этот период остро встал вопрос о создании настоящего боевого вертолета, способного вести эффективный бой с наземным противником.
Разработка проекта изделия «240» (В-24) началась после выхода Постановления Совета Министров СССР и ЦК КПСС 6 мая 1968 года в ОКБ М. Л. Миля. Опытные машины (ОП-1 и ОП-2) были готовы через год. Значительная часть узлов и агрегатов была унифицирована с Ми-8 и Ми-14.
Серийный выпуск начался в 1971 году. В 1976 году вертолет официально был принят на вооружение и строился самой массовой серией. Имеет множество модификаций, экспортировался во многие страны мира. Активно использовался в годы Афганской войны, в период боевых действий в Чечне, а также во многих региональных конфликтах.
Ми-24 (по классификации НАТО: Hind — «Лань») советский ударный вертолет. Неофициальное название — «Крокодил». Стал первым советским (европейским) и вторым в мире (после AH-1 «Кобра») специализированным боевым вертолетом.
Ми-24 построен по классической одновинтовой схеме с пятилопастным трехшарнирным несущим и трехлопастным рулевым винтами. Шасси трехстоечное, убирающееся, с поворотной передней опорой.
В носовой части фюзеляжа размещена двухместная кабина экипажа по тандемной схеме: «летчик» — «оператор» находится в отдельной передней кабине, за ним — командир экипажа (летчик), кабина которого для удобства обзора приподнята на 0,3 м над кабиной оператора, бортовой техник может размещаться на откидном сиденье в грузовой кабине за кабиной летчика. Экипаж находится в герметизированных кабинах, снабженных системой кондиционирования или системой жизнеобеспечения (для вертолетов Ми-24Р), для предотвращения попадания зараженного воздуха и радиоактивной пыли в них поддерживается небольшое избыточное давление.
Стальными плитами бронировались кабина экипажа, маслобаки двигателей, главный редуктор и гидробак. Кресло летчика бронированое, откидное, с бронезаголовником, кресло оператора не бронировано, лобовые стекла броневые, плоские и обогреваемые, снабжены стеклоочистителями и системой опрыска (спиртом), боковые выпуклые стекла органические, не бронированные.
Центральная секция фюзеляжа состоит из грузовой кабины, в которой могут разместиться до восьми десантников, и задней конусообразной части для размещения оборудования и ниш для складывания основных стоек шасси.
Ударный вертолет «кобра» AH-1
Одной из главных особенностей вертолета является крыло площадью 6,75 м² с отрицательным поперечным V −12°, которое обеспечивает до 30 процентов подъемной силы, в зависимости от скорости и других факторов. Для улучшения боковой устойчивости на больших скоростях было принято решение установить крылья с отрицательным углом поперечного V. Позднее по концам крыла были установлены вертикальные пилоны с направляющими для противотанковых управляемых ракет. Так вертолет получил свой характерный силуэт.
Транспортный Самолет SH-47 «Чинук»
В Вооруженных Силах СССР Армейская авиация до 1990 года находилась в составе ВВС и определялась как вид авиации, после чего была передана в Сухопутные войска как род войск. В ВС Российской Федерации в 1993 Армейская авиация была переименована в Авиацию сухопутных войск и являлась родом Сухопутных войск. В 2003 году Авиация Сухопутных войск вошла в состав ВВС России.
С 2015 года в составе авиации Военно-космических сил Российской Федерации АА — род авиации, предназначенный для непосредственной авиационной поддержки и обеспечения боевых действий войск и выполнения других задач. Состоит из авиационных бригад и полков, оснащенных в основном вертолетами различного назначения. Сокращенное наименование АА ВКС РФ.
Основными задачами АА являются: уничтожение бронетанковой и другой техники; подавление войсковых средств ПВО; уничтожение вертолетов противника в воздухе; сопровождение, высадка и огневая поддержка десантов и разведывательно-диверсионных групп; выполнение воздушной разведки, ведение радиоэлектронной борьбы; целеуказание истребителям-бомбардировщикам; корректировка артиллерийского огня; сопровождение и прикрытие колонн войск на марше; минирование местности; транспортные перевозки; эвакуация военнослужащих. Таким образом, вертолет превратился в многоплановое средство обеспечения боевой деятельности войск.
В настоящее время армейская авиация имеет на вооружении современные авиационные комплексы, является высокомобильным средством, выступает как одно из основных средств достижения целей в вооруженных конфликтах, решает не только боевые и специальные задачи, но и задачи по ликвидации последствий стихийных бедствий природного и техногенного характера.
Опыт, накопленный армейской авиацией в военных конфликтах, весьма разнохарактерен и свидетельствует о том, что эффективность ее применения была разной. Она определялась прежде всего боевыми, тактико-техническими характеристиками и степенью пригодности авиационной техники к боевым действиям, как правило, в сложных климатогеографических условиях, быстротой адаптации к обстановке руководящего и летного состава и, что немаловажно, уровнем профессиональной подготовки летного состава, авиационных специалистов, а также слаженностью авиационных формирований при выполнении боевых и других задач.
Продолжение следует
ЛИТЕРАТУРА:
- Гай Д.И. Вертолеты зовутся МИ. тире М.: Московский рабочий, 1976. С. 21.
- Там же. С. 105.
Popular Mechanics сравнил ВКС России и ВВС Украины
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
Русское оружие
16. 02.2022 10:10
Поделиться
Олег Корякин
Журнал Popular Mechanics на фоне продолжающейся истерии вокруг Украины сравнил российские и украинские ВВС
Владимир Астапкович/РИА Новости
Согласно альманаху Flight Global за 2022 год, ВВС Украины имеют в строю всего 69 истребителей. Это 43 многоцелевых истребителя-бомбардировщика МиГ-29 и 26 истребителей превосходства в воздухе Су-27. Все они были построены во время холодной войны. То есть им более 30 лет. С тех пор государство не закупало новых самолетов.
Проблема возраста усугубляется тем, что Украина не может провести модернизацию, получить доступ к новому вооружению и запасным частям, поскольку их производит Россия. Неясно, сколько из украинских истребителей действительно находятся в пригодном для полетов состоянии.
Киев все же модернизировал некоторые МиГи и Су: обновил электронику (включая новый радар и навигационную систему для МиГов), навигационные системы, нашлемные системы целеуказания и новый бортовой компьютер для Су-27. Однако количество модернизированных самолетов, очевидно, невелико.
В 2020 году Украина приступила к реализации нового плана расходов на ВВС «Видение 2035», который предусматривает закупку новых самолетов на сумму 12 миллиардов долларов, включая истребители, которые, вероятно, будут приобретены в странах НАТО.
Украина также имеет небольшой парк ударных самолетов. Он включает 12 бомбардировщиков Су-24 и 17 штурмовиков Су-25. Армия также эксплуатирует 34 ударных вертолета Ми-24.
Опять же, все эти машины были созданы еще до распада Советского Союза и являются очень старыми. Это не только делает их более сложными в эксплуатации и уязвимыми для современных самолетов, но и превращает в легкую цель для систем ПВО.
Россия имеет в своем распоряжении гораздо более грозную воздушную армаду, указывает Popular Mechanics. Согласно альманаху Flight Global, РФ располагает более чем 1000 боевых самолетов. Хотя многие устарели, Москва обновила значительное количество этих машин, оснастив их более современными технологиями и вооружением. Например, только самолетов типа Су-27 у России 350, включая более новые Су-27СМ и новейшую версию Су-35. Российские Су-27, в отличие от украинских, оснащены более мощными РЛС, новейшей авионикой и полностью модернизированным вооружением класса «воздух-воздух» и «воздух-земля».
Воздушный флот России разбросан по всей стране, но может быть быстро сконцентрирован на любом конкретном театре военных действий. Однако воздушная мощь не ограничивается истребителями — Россия также использует мощные системы ПВО, такие как С-400.
Поделиться
#самолеты
#ВКС России
#Украина
Главное сегодня
Заявления Владимира Путина и Си Цзиньпина по итогам переговоров в Кремле. Главное
Совместное заявление Владимира Путина и Си Цзиньпина по стратегическому взаимодействию России и Китая. Главное
Сенатор Пушков: Недовольство стран Европы визитом Си Цзиньпина не изменит позицию КНР
Ушаков: Путин и Си Цзиньпин обсуждали военное сотрудничество России и Китая
Барбашов: Киев провел в Снигиревке новую эксгумацию убитых ВСУ жителей для обвинения ВС РФ
Госдума одобрила особый порядок экзаменов в школах приграничных регионов
российских самолетов доставили спасательные вертолеты Национальной гвардии в Афганистан > Национальная гвардия > Просмотр статьи , спасательные вертолеты HH-60G Pave Hawk и другие самолеты ВВС США, к которым они привыкли.
Летчики 129-го спасательного крыла находились в Афганистане и нуждались в самолетах для перевозки спасательных вертолетов HH-60G Pave Hawk. Операции «Иракская свобода» и «Несокрушимая свобода» привели к тому, что C-17 Globemasters и C-5 Galaxies были чрезвычайно загружены, и, по словам старшего старшего сержанта, из-за высоких темпов работы этих самолетов было запланировано выполнение контракта на грузовые воздушные перевозки. Энтони Праймус из эскадрильи логистической готовности.
Вход в российский дальнемагистральный тяжелый транспортный самолет Волга-Днепр Ан-124.
Огромный белый фюзеляж, забрызганный синей краской и русскими надписями, представлял собой редкое зрелище для 129-го летного полка. «Это был первый раз, когда Ан-124 перевозил 129-й груз», — сказал Пржимус.
Авиакомпания «Волга-Днепр» — гражданская компания, базирующаяся в России и располагающая крупнейшим в мире парком самолетов Ан-124, согласно данным на ее веб-сайте. Уникальные возможности и погрузочное оборудование Ан-124 позволяют перевозить негабаритные грузы, такие как тяжелые двигатели, спутники и вертолеты. В январе 2002 года «Волга-Днепр» стала первой гражданской авиакомпанией, выполняющей рейсы в Афганистан.
«Волга-Днепр» перевозит военные самолеты, грузы и военнослужащих по всему миру, — рассказал радист Ан-124 Сергей Менашев, летавший на самолете более 20 лет.
«Мы немного перебрасываем военных по воздуху и летаем в зоны боевых действий в Афганистане», — сказал он. «Приятно быть здесь, в Калифорнии».
После того, как самолет приземлился и экипаж высадился, к делу приступил грузовой экипаж. Нос самолета открыли и русские и 129Грузовые бригады работали, преодолевая языковой барьер, чтобы согласовать план загрузки трех вертолетов Pave Hawk.
«Как только они приземлились, экипаж хотел сразу же загрузить груз, что помогло сократить сроки», — сказал 1-й лейтенант Марио Монтеро, офицер по развертыванию установки эскадрильи логистики. «Экипаж был очень дружелюбным и своевременным».
С поднятым носовым обтекателем и открытой передней частью российский экипаж задействовал лебедку, а 129-й летчик направил вертолеты вверх по трапу и к самолету. Процесс требовал быстрой связи и координации между двумя бригадами.
Пока экипажи грузили вертолеты, Тех. сержант Джон Селог, специалист по радиоэлектронному противодействию 129-й ремонтной эскадрильи, с любопытством осмотрел Ан-124. Он был одним из двух летчиков 129-го полка, которые должны были летать на этом самолете.
«Я с нетерпением жду полета — это должно быть интересно», сказал он с широкой улыбкой.
Через три часа после приземления Ан-124 вертолеты были загружены и закреплены для дальней дороги в Афганистан. Но предстояло еще много работы.
Самолет C-17, управляемый и управляемый резервистами ВВС с базы ВВС Маккорд, был загружен 129-м персоналом во время загрузки вертолета. Ан-124 стоял рядом с С-17 на взлетной полосе.
В дополнение к набору Total Force был действующий элемент управления воздушным транспортом танкера с базы ВВС Трэвис. Команда TALCE предоставила необходимое оборудование для загрузки грузового самолета. Они также предоставили дополнительные услуги по подготовке груза для надлежащей авиаперевозки.
«Это отличный пример того, как все наши ВВС работают», — сказал полковник Уэйн Олбрайт, заместитель командира 129-го полка. «Действительная служба, гвардия и резервисты тренируются и работают по одним и тем же стандартам, благодаря чему даже такая новинка, как загрузка Ан-124, выполняется без особых усилий».
Россия собирает 450 самолетов, 300 вертолетов, но массовый воздушный удар по Киеву «маловероятен» – военная разведка
Россия собирает 450 самолетов, 300 вертолетов, но массовый воздушный удар по Киеву «маловероятен» – военная разведкаЕН
- дополненная реальность
- Великобритания
ЕН
- дополненная реальность
- Великобритания
ЭКСКЛЮЗИВ Война на Украине
Россия собрала сотни самолетов и вертолетов на авиабазах на западе России, но массированный воздушный удар по Киеву «маловероятен», сообщила Kyiv Post украинская военная разведка.
Андрей Юсов, представитель Главного разведывательного управления Министерства обороны Украины, сказал: «У нас есть информация о наличии примерно 450 самолетов тактической авиации (не стратегических бомбардировщиков) и около 300 вертолетов, половина из них ударные вертолеты».
«Они размещены в основном на территории Российской Федерации не менее чем в 200 километрах от границы, сосредоточены в разных местах, но вне зоны нашего обстрела», — сказал Юсов.
Поставленный в США высокоточный ракетный комплекс HIMARS, находящийся в руках ВСУ, представляет серьезную угрозу для российских аэродромов и стоящей на них авиации. По его словам, российские аэродромы и авиационные средства преднамеренно размещены на расстоянии 200 и более километров от границы, чтобы не попасть в зону потенциального удара залпа HIMARS с максимальной дальностью 80 километров.
Юсов сказал, что последние оценки угроз военной безопасности Украины не указывают на то, что Россия планирует использовать все эти самолеты одновременно в массированной воздушной атаке, но они могут быть использованы для поддержки целей Кремля на востоке Украины.
«Эти силы в первую очередь могут быть использованы на Донбассе», — сказал он. «[Воздушный] удар по Киеву маловероятен.
«Наступление России на востоке продолжается, и это реализация плана [президента России Владимира] Путина по захвату территорий Донецкой и Луганской областей к концу марта».
Указывая на прошлую неуместную уверенность Кремля в том, что его силы возьмут Киев за три дня, когда Россия начала свое полномасштабное вторжение почти год назад, Юсов предсказал, что нынешняя попытка Москвы завоевать восточные регионы Украины потерпит неудачу, с самолетами или без них.
«России не удастся реализовать этот план», — сказал он.
«[Но] чтобы защитить Украину, нам нужно усилить не только нашу ПВО, но и авиацию, в том числе [американские истребители четвертого поколения] F-16, о которых Украина ведет переговоры с нашими зарубежными партнерами», — добавил Юсов.
В сообщениях средств массовой информации от 13 февраля, в том числе в крупных международных изданиях, предупредили, что Россия собирает самолеты у границ Украины или вблизи них в рамках подготовки к серии разрушительных авиаударов. Если эти атаки действительно будут осуществлены, это станет сменой парадигмы в годичном нападении Кремля на Украину, переходом от массированных наземных атак против украинских сил к полноценной, относительно высокотехнологичной «воздушной войне».
15 февраля Юрий Игнат, пресс-секретарь Командования ВВС Вооруженных Сил Украины, сообщил Kyiv Post , что недавнее сосредоточение Москвой военной авиации в западных районах России было относительно удалено от российско-украинской границы, развернуто обычным образом, и несовместимо с подготовкой к крупной воздушной военной кампании.
«Авиацию никто не держит на границе, как танки или другую технику. Россия поддерживает большое авиационное [присутствие] на 40 аэродромах вокруг границы с Украиной, но это не значит, что она находится на границе», — сказал Игнат.
В обновлении ситуации от 16 февраля от Министерства обороны Великобритании говорится: «Российская авиация по-прежнему значительно отстает в войне, сдерживаемая сохраняющейся высокой угрозой со стороны украинской ПВО и рассредоточенным базированием из-за угрозы ударов по российским аэродромам. ”
«По всей России они [ВВС России], вероятно, сохраняют практически неповрежденный парк из 1500 боевых самолетов с экипажем, несмотря на потерю более 130 с начала вторжения… Однако маловероятно, что ВКС [ВВС России] в настоящее время подготовка к резко расширенной воздушной кампании, поскольку в нынешних условиях боя она, вероятно, понесет неприемлемые потери самолетов», — говорится в заявлении.
Юсов сообщил Kyiv Post , что способность России наносить крупные ракетные удары, ключевой компонент современной тактики воздушных налетов, за год боевых действий резко сократилась из-за сокращения запасов управляемых ракет и крайне ограниченных мощностей по производству новых.
«Россия утверждает, что у нее есть резервы для долговременной войны, но это неправда… «То, что они торопятся и что-то происходит хаотично на востоке, говорит о проблемах, с которыми сталкивается российская армия в Украине», — сказал Юсов.
Тем не менее, Кремль может нанести ограниченный ракетный удар, предупредил Юсов.
«Запасы высокоточного оружия России значительно сокращены… Однако, если мы говорим об устаревших образцах, таких как ракета С-300, запасы таких ракет у России значительны… Вот почему, в первую очередь, украинские фронтовые города находятся под угрозой», — сказал он.
Александра Клитина
Александра Клитина старший корреспондент Kyiv Post. Бывший заместитель министра в Министерстве инфраструктуры Украины, она имеет более чем 10-летний опыт работы с частными и государственными учреждениями, в качестве государственного служащего и в частных финансовых и инвестиционных компаниях.
Стефан Коршак
Стефан Коршак, старший корреспондент по вопросам защиты Kyiv Post. Он из Хьюстона, штат Техас, и является Йейли. Работает в журналистике на постсоветском пространстве более двадцати лет, а с 2015-2019 гг.