почему он не числится в войсках

В 1976 году в КБ Камова, под руководством советского конструктора Сергея Михеева началась разработка ударного вертолета Ка-50. По степени и смелости закладываемых в него конструкторских решений, он стал поистине уникальной машиной, из-за чего его судьба сложилась неудачно: на вооружение его приняли, но в войсках его нет. Несмотря на то, что вертолету удалось повоевать во второй чеченской кампании, и он получил положительные отзывы летчиков, производство было прекращено в 2009 году: всего было выпущено 17 вертолетов, включая предсерийные образцы. Почему же так получилось?

Wikimedia Commons / Sergey Ryabtsev

Дело в том, что конструкторы хотели сделать вертолет настолько совершенным, что банально не рассчитали возможности промышленности и развитие электроники на тот момент. Ка-50 изначально разрабатывался как одноместный ударный вертолет, хотя во всем мире от такой схемы отказались все, включая американцев. К плюсам одноместной схемы можно отнести: меньшую массу вертолета, вызванную в том числе меньшим использованием брони, защищать которой приходится всего одного, а не двух летчиков. Вдвое сокращалась стоимость обучения пилотов, а в случае потери вертолета и гибели экипажа, погибал один пилот, а не двое.

Вместе с тем возникала неизбежная проблема – как одному летчику одновременно пилотировать вертолет и использовать комплекс вооружения? У пилота всего две руки и одна голова, а в бою ему пришлось бы быть и летчиком, и оператором вооружения, и поддерживать связь с наземными подразделениями и делать еще много чего, что в других ударных вертолетах обычно делают два члена экипажа. Решить эту проблему были призваны новейший прицельно-навигационный комплекс, система автоматизация полета и обмена тактической информацией, кроме того, планировалось, что Ка-50 будут выводить на цель вертолеты разведки и целеуказания Ка-29. Впоследствии, именно так действовали оба вертолета в Чечне. Грубо говоря, Ка-50 должен был, используя свои выдающиеся скоростные и маневренные качества, получить «наводку» от Ка-29, оперативно выйти на цель, нанести удар быстро покинуть опасный район, пока противник не пришел в себя и не задействовал средства ПВО.  

В 1980 году КБ Камова и Миля одновременно начали разработку ударных вертолетов по спецификациях военных и в результате создали две абсолютно разные машины. Причем в 1986 году Ка-50 на испытаниях больше понравился военным, чем Ми-28, однако в войска пошла милевская машина, а вот Ка-50 пришлось пережить трансформацию в фактически новый вертолет Ка-52. Но, повторимся, сначала именно Ка-50 был объявлен победителем конкурса.

Полная взлетная масса «Черной акулы» достигала 10,8 тонн, масса нагрузки – 2,8 т, максимальная скорость – 350 км/ч, но при пологом пикировании Ка-50 мог разогнаться до 390 км/ч, что делало его самым быстрым серийным вертолетом в мире. Применение соосной схемы обеспечивало ему выдающуюся маневренность: он мог делать «мертвую петлю» без разгона и летать задом на скорости 90 км/ч. А во время одного боевого вылета в Чечне вертолет, уходя от столкновения с препятствием, продемонстрировал поистине самолетную скороподъемность – 30 м/сек.

Впервые в мире вертолет оборудовали катапультным креслом: в случае возникновения аварийной ситуации лопасти несущих винтов отстреливались, и летчик мог катапультироваться на скорости до 400 км/ч на любой высоте. Пилота защищала двухслойная алюминиево-стальная броня выдерживающая попадание бронебойных пуль калибра 12,7 мм, также бронировались все жизненно важные узлы вертолета. По бокам фюзеляжа в отдельных мотогондолах были установлены два газотурбинных двигателя  ТВ3-117К совокупной мощностью 4400 л.с. со специальными экранно-выхлопными устройствами для снижения тепловой заметности. С подвесными баками вертолет мог пролететь 1100 километров, динамический потолок составлял 5500 метров.

К минусам Ка-52 можно было отнести «перехлест» несущих винтов при выполнении определенных маневров, из-за чего разбились два предсерийных вертолета. При эксплуатации летчикам не рекомендовалось выходить на критические режимы полета, хотя, после устранения проблем, перехлеста винтов больше не наблюдалось. Вооружение Ка-50 состояло из 30-мм пушки, неуправляемых ракет, авиабомб, ПТУР и ракет «воздух-воздух».

Несмотря на всю революционность, на определенном этапе Ка-50 перестал удовлетворять военных именно в силу своей… революционности! Использование вертолета-целеуказателя Ка-29 было признано неудобным и снижающим тактические возможности Ка-50, летчику которого, несмотря на обилие всевозможных вспомогательных систем, одному все же было трудно выполнять сразу несколько задач. Поэтому было принято решение дополнить экипаж оператором, что потребовало переделки вертолета из одноместной в двухместную машину. Так появился на свет Ка-52, который по множеству узлов и агрегатов унифицирован с Ка-50. 

Именно Ка-52 в значительной мере удовлетворял требованиям военных, а Ка-50 было решено снять с вооружения после выработки ресурса. Тем не менее, не стоит говорить о том, что одноместные ударные вертолеты не имеют права на жизнь. Однозначно имеют и можно не сомневаться, что подобные вертолеты скоро появятся. По мере развития искусственного интеллекта, вполне будет возможно заменить второго пилота «виртуальным», а вскоре и сами вертолеты станут беспилотниками.

Ка-50 сильно опередил свое время: в 80-90 годы прошлого века развитие электроники и автономных систем банально не позволяло создать некое подобие виртуального «помощника» летчику, которому так и приходилось большинство задач решать самостоятельно: и вертолетом управлять, и применять оружие, попутно выполняя множество второстепенных функций. Как бы то ни было, Ка-50 навсегда вошел в историю отечественного и мирового вертолетостроения как революционная машина, на которой был использован целый ряд инновационных разработок, значительно опередивших свое время.

РИА Новости — события в Москве, России и мире сегодня: темы дня, фото, видео, инфографика, радио

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/

Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Политика

В мире

Экономика

Общество

Происшествия

Армия

Наука

Спорт

Культура

Религия

Туризм

Президент Абхазии поручил перевести силовые структуры на усиленный режим из-за ситуации в Грузии

Вчера, 22:31

Популярное

Россия нашла новое мощное оружие в земле

Кирилл Стрельников

Китай начинает издеваться над Америкой

Дмитрий Косырев

Год «адских санкций»: Россия стала жить лучше, чем Британия

Виктория Никифорова

Специальный репортаж

Аналитика

Фото

Видео

Инфографика

Тесты

Опросы

Подкасты

Трамплин для майдана. Чем Грузия поплатится за отмену закона об иноагентах

Вчера, 16:45

Хорошие новости

Сергей Аксенов: все центральные объекты Крыма максимально защищены

Рекомендуемое

Специальная военная операция на Украине

«Все, кто рядом, — двухсотые». Что происходит под Марьинкой

Вчера, 08:00

Больше не марионетка. Чем Зеленский напугал Запад

Вчера, 08:00

Культура

Тайные посылы и наркотики: к каким купюрам нужно присмотреться

Вчера, 08:00

Туризм

Тайное убежище Паустовского. Курорт «для своих» в Рязанской области

Вчера, 08:00

Сотни болгар вышли на защиту памятника советским воинам

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.

Туризм

Секретный район Дагестана: где найти красивые места без толп туристов

9 марта, 08:00

Протесты в Тбилиси13

9 марта, 13:12

Идут на обострение. США и Япония создали новую угрозу Китаю

«Не могли поймать 40 лет». Что успел совершить «якутский Чикатило»

Наука

Следы ведут в Россию: кто придумал технологию, которая изменила мир

Культура

Убежали и растворились: как живут российские актеры за границей

Грузия решила взять под контроль иноагентов и оказалась на грани катастрофы

Давид Нармания

Украинцы выкопали Черное море и взорвали газопровод в Балтийском

Владимир Корнилов

Китай убедился в неизбежности конфликта с США

Петр Акопов

Железняков ответил канадским спортсменам, выступившим против допуска России

Вчера, 21:21

Хоккей

«Автомобилист» вышел вперед в серии плей-офф КХЛ против «Металлурга»

Фигурное катание

Костомарову вновь могут ампутировать часть руки из-за сепсиса, пишут СМИ

Футбол

В «Бешикташе» ответили на вопрос о трансфере Баринова летом

Футбол

В Крыму заявили, что местные клубы готовы войти в российский футбол

Вход на сайт

Почта

Пароль

Восстановить пароль

Зарегистрироваться

Срок действия ссылки истек

Назад

Регистрация на сайте

Почта

Пароль

Я принимаю условия соглашения

Войти с логином и паролем

Ваши данные

Восстановление пароля

Почта

Назад

Восстановление пароля

Ссылка для восстановления пароля отправлена на адрес

Восстановление пароля

Новый пароль

Подтвердите пароль

Написать автору

Тема

Сообщение

Почта

ФИО

Нажимая на кнопку «Отправить», Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности

Задать вопрос

Ваше имя

Ваш город

Ваш E-mail

Ваше сообщение

Сообщение отправлено!

Спасибо!

Произошла ошибка!

Попробуйте еще раз!

Обратная связь

Чем помочь?

Если ни один из вариантов не подходит,
нажмите здесь для связи с нами

Обратная связь

Чтобы воспользоваться формой обратной связи,
Вы должны войти на сайт.

Разблокировать аккаунт

Вы были заблокированы за нарушение
правил комментирования материалов

Срок блокировки — от 12 до 48 часов, либо навсегда.

Если Вы не согласны c блокировкой, заполните форму.

Назад

Разблокировать аккаунт

Имя в чате

Дата сообщения

Время отправки сообщения

Блокировался ваш аккаунт ранее?

ДаНет

Сколько раз?

Удалили мое сообщение

Ваше сообщение было удалено за нарушение
правил комментирования материалов

Если Вы не согласны c блокировкой, заполните форму.

Назад

Удалили мое сообщение

Чтобы связаться с нами, заполните форму ниже:

Ваше сообщение

Перетащите, или выберите скриншот

Связаться с нами

Если вы хотите пожаловаться на ошибку в материале, заполните форму ниже:

Ссылка на материал

Опишите проблему

Перетащите,
или выберите скриншот

Связаться с нами

Чтобы связаться с нами, заполните форму ниже:

Ваше сообщение

Перетащите,
или выберите скриншот

Показать

Морской десантно-транспортный вертолет Камов Ка-29

Страна происхождения Советский Союз
Поступил на службу 1985
Экипаж 3 мужчины
Размеры и вес
Длина 11,3 м
Диаметр несущего винта 15,9 м
Высота 5,4 м
Вес (пустой) 5,52 т
Масса (максимальная взлетная) 12,6 т
Двигатели и характеристики
Двигатели 2 турбовальных двигателя Климов ТВ3-117В
Мощность двигателя 2 х 2 190 л. с.
Максимальная скорость 250 км/ч
Крейсерская скорость 235 км/ч
Сервисный потолок ~ 5 км
Дальность (с грузоподъемностью 2 т) 460 км
Переправочная дальность 740 км
Выносливость до 3 — 4 ч
Полезная нагрузка
Пассажиры 16 мужчин
Внутренняя полезная нагрузка ~ 3 т
Внешняя полезная нагрузка 4 т
Вооружение
Пушка четырехствольный 7,62-мм пулемет (1 800 патронов), приспособление для 23-мм или 30-мм пушки
Ракеты 8 х Штурм-В (АТ-6 Спираль) или Атака-В (АТ-9 Спираль-2) противотанковая управляемая ракеты
Другое
контейнеры с неработающими ракетами, бомбами, суббоеприпасами дозаторы, торпеды

 

Ка-29ТБ (Транспортно Боевой) — специализированный штурмовой транспорт, производный от в Семейство Ка-27, предназначенное специально для поддержки морских десантных операций и отличающееся существенно измененным планер. Его разработка началась в 1973. Прототип сделал свое дело первый полет в 1976 году. Испытания были завершены в 1979 году, и производство началось в 1984 г. Тип поступил на вооружение в 1985 г. Первый пример видели западные наблюдатели на десантном корабле Иван Рогов в 1987 году в Средиземном море. Ка-29ТБ первоначально предполагалось, что это Ка-27Б, в результате чего выделение западного отчетного названия Helix-B. Многие из новых вариантов остался незамеченным, а Ка-29ТБ изначально считался вариант с минимальными изменениями базового противолодочного корабля Ка-27ПЛ вертолет, но без радара. Фактически это была совершенно новая машина. Около 59этих вертолетов было произведено. Это в служба в ВМФ России (до 47) и ВМС Украины (до 12).

Ка-29ТБ отличается совершенно новой, значительно расширенной носовой частью фюзеляжа. с кабиной экипажа, в которой бок о бок размещаются три члена экипажа, один из этих членов экипажа, действующий как стрелок, чтобы нацелить различные типы вооружения, установленные на четырех точках подвески пары подкосных боковых пилонов вертолета, и спрятанный сзади обучаемый 7,62-мм пулемет и шарнирно-сочлененная дверь на правая сторона носа. Кроме того, двухкомпонентный изогнутый лобовое стекло Ка-27 уступило место пятисекционному блоку.

Ка-29 вмещает 16 полностью экипированных военнослужащих. Как вариант в мед. роль эвакуатора он может нести 4 носилки, 7 сидячих раненых и медицинские работники. Также он может нести внешние нагрузки на строп с максимальным весом 4 000 кг.

Этот вертолет мог быть вооружен противотанковыми управляемыми ракетами 9М114 система «Штурм-В» (западное отчетное название АТ-6 или спираль). На каждой точке подвески может быть четыре противотанковых ракеты. С начала 1990-е улучшились и стали более способными Атака-В Имеются противотанковые управляемые ракеты (АТ-9 или Спираль-2). Ка-29 тоже может нести контейнеры с неуправляемыми 57-мм или 80-мм реактивными снарядами, бомбами, дозаторами суббоеприпасов и даже торпеды. Он также может несут контейнеры с 23-мм пушкой и боезапасом по 250 снарядов в каждом. Предусмотрена установка 30-мм пушки над левым аутригером с Боекомплект 250 патронов подается из кабины. Это оружие используется для поддержки морских десантов и ослабления обороны противника.

Ка-29 это тоже бронированный. Он имеет 350-килограммовую броню вокруг кабины и двигателей.

Воздушные данные проекты стрелы образуют левый борт носа, который также несет электрооптический датчик по правому борту и ракета наведение / освещение и капсула TFR по левому борту.

Ка-29 могут быть размещены на кораблях или прибрежных базах. Этот вооруженный и бронированный Вертолет не требует сопровождения боевого корабля и может действовать самостоятельно.

Этот вертолет имеет соосные несущие винты. Такая конструкция значительно уменьшила вибрации. Кроме того, значительно повысилась точность стрельбы. Ка-29 испытывали вместе с одновинтовым Боевой вертолет Ми-24, оснащенный такими же прицелами и неуправляемые ракеты. Оказалось, что Ка-29 гораздо точнее.

Некоторые производство Ка-29 было остановлено. Однако при необходимости он может быть перезапущен для новых десантных кораблей ВМФ России.

Варианты

Ка-31 — вертолет дальнего радиолокационного обнаружения, созданный на базе базовый Ка-29ТБ. Его основная задача — дальнее обнаружение воздушные и морские угрозы.

Ка-33 это гражданский транспортный вертолет, разработанный на базе Ка-29. Это было впервые обнаружен в 1997 году. Однако, похоже, что этот тип не получил производственные заказы.

Камов Ка-32А — Аэрокосмическая техника

Многоцелевой вертолет Камов Ка-32А.

Также построено

специальных вариантов: Ка-32А1 и Ка-32А11ВС для пожаротушения и Ка-32А2 для десантно-полицейских операций.

Одно из основных предназначений Ка-32 — летающий кран для строительства зданий.

Ка-32 используется для тушения пожаров. Имеет внешний резервуар для воды емкостью 5000 литров.

Вертолет находится на вооружении канадской компании Vancouver Island Helicopters для лесозаготовительных работ.

Коаксиальные винты противоположного вращения обеспечивают очень управляемый полет, позволяя точно размещать тяжелые грузы для строительства.

Соосный несущий винт имеет два трехлопастных цельнокомпозитных несущих винта. который можно сложить для компактного хранения.

Вертолет может перевозить крупногабаритные грузы до 5т на внешней подвеске.

Камов Ка-32А — автономный компактный авиатранспортер с большой удельной мощностью и массой, который может работать независимо от наземной поддержки. Основные функции гражданского вертолета Ка-32А: пассажирский и грузовой транспорт, летающий кран для строительства зданий, перевозка крупногабаритных грузов до 5 т на внешней подвеске, лесозаготовительные, поисково-спасательные, медицинские и аварийно-эвакуационные, погрузочно-разгрузочные работы. разгрузка судов в море и оффшорные операции.

Вертолеты использовались для установки линий электропередач и опор канатной дороги в отелях для индустрии горнолыжного отдыха.

Разработка прототипа Ка-32 началась в 1969 году. Первый опытный образец совершил свой первый полет в 1973 году. Первый действующий Ка-32 совершил свой первый полет в октябре 1980 года. Впервые он был представлен на Парижском авиасалоне в июне 1985 года.

Ка-32 создан на базе морского вертолета Ка-27 (Хеликс). Первый полет гражданского вертолета Ка-32А состоялся в 1990 году. Строились также специальные варианты: Ка-32А1 и Ка-32А11ВС для пожаротушения, Ка-32А2 для десантно-полицейских и федеральных операций. Ка-32А11ВС получил сертификат Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA) в октябре 2009 года.. Сертификация позволит вертолету летать в небе над странами Европейского союза (ЕС).

Произведено более 140 вертолетов семейства Ка-32, вертолет находится на вооружении эксплуатантов в России (МЧС, ГУВД г. Москвы), Канаде (Vancouver Island Helicopters для лесозаготовок), Германии (Helog), Швейцария (HeliSwiss), Тайвань, Тенерифе (PANH для пожаротушения), Папуа-Новая Гвинея (Heli Niugini для морских работ), Мьянма, Южная Корея и ряд других стран.

Более 40 вертолетов Ка-32 находятся на вооружении Республики Корея, корейской лесной авиации и морской полиции. Первый из семи заказанных ВВС Республики Корея (RoKAF) был доставлен в июле 2004 года. Вертолеты используются для поисково-спасательных операций (SAR) и оснащены комплексом авионики израильской компании IAI Lahav.

В мае 2010 года Камов передал МЧС Азербайджана два вертолета Ка-32. В ближайшее время Азербайджан также получит четыре дополнительных вертолета Ка-32.

Конструкция Камова Ка-32А

Конструкция вертолета, в основном изготовленная из титана и композитных материалов, отличается высокой коррозионной стойкостью и поэтому подходит для морских операций.

Ка-32А имеет соосный несущий винт, вращающийся в противоположных направлениях, а не несущий и рулевой винты. Соосный несущий винт имеет два трехлопастных винта диаметром 15,9 м. Лопасти цельнокомпозитные и складываются для компактного хранения при базировании вертолета на палубе корабля.

«Выпущено более 140 вертолетов семейства Ка-32».

Соосные несущие винты противоположного вращения обеспечивают очень управляемый, стабильный и точный полет, позволяя вертолету перевозить грузы с минимальным отклонением от заданного места, например, в узких каньонах, и обеспечивать точное размещение тяжелых грузов для строительства. Отсутствие рулевого винта способствует безопасности вертолета при маневрировании вблизи препятствий и снижению чувствительности к изменениям силы и направления ветра.

Ка-32 имеет возможность подъема и перевозки груза массой 5т на внешней подвеске.

Кабина пилота

Кабина экипажа вмещает пилота по левому борту и штурмана по правому борту. Сиденье для третьего члена экипажа, например машиниста спасательного подъемника или грузчика, устанавливается за штурманом. Кабина и салон оборудованы кондиционерами. Лобовое стекло оснащено спиртовой системой защиты от обледенения. Экипаж может попасть в салон из кабины экипажа.

Кабина экипажа оборудована трехосным автопилотом с электромеханическим пилотажным регулятором. Автопилот работает в режиме автоматического захода на посадку и может зависать на заданной высоте над обозначенной посадочной площадкой.

Навигационный комплекс включает в себя доплеровский радиолокационный индикатор висения, радиовысотомер и два индикатора горизонтальной ситуации.

Кабина Ка-32А

Основная кабина может быть сконфигурирована для перевозки до 16 пассажиров или грузов. Доступ в основную кабину осуществляется через раздвижную дверь по левому борту сразу за основной стойкой шасси. С правого борта рубки установлена ​​аварийная дверь.

Авионика

Ка-32 оснащен комплексом авионики, включающим доплеровский индикатор висения (DHI), два индикатора горизонтальной обстановки (HSI), доплеровский блок, радиовысотомер и компьютер данных о воздухе (ADC). Трехкоординатная система автопилота обеспечивает автоматический заход на высоту до 25 м от земли.

Двигатели

Два турбовальных двигателя Климов ТВ3-117МА установлены бок о бок над основной кабиной и перед приводом несущего винта. Мощность двигателей составляет 1633 кВт каждый.

Полицейский вертолет Ка-32А2

Основная роль полицейского вертолета Ка-32А2 заключается в обеспечении воздушной мобильности силовых структур и специальных групп для противодействия преступной и террористической деятельности. Роли включают в себя поиск и обнаружение преступных групп, высадку групп правоохранительных органов и спецназа в районе боевых действий, пресечение боевых действий и поддержание наблюдения и присутствия в период нормализации после боевых действий.

«Камов Ка-32А — автономный малогабаритный транспортный вертолет большой мощности и массы».

Полицейский вертолет, в котором могут разместиться 12 полицейских или солдат, оснащен оборудованием для связи, внешними громкоговорителями и прожектором L2AG, установленным под носом. Кабина оборудована для спуска как с левого, так и с правого борта. Орудия, установленные на цапфе, могут быть установлены в задней двери основной кабины по левому борту, а также в заднем окне правого борта.