Содержание

172 | это… Что такое Ми-172?

Ми-8 (по классификации НАТО — Hip) — советский многоцелевой вертолёт, разработанный ОКБ М. Л. Миля в начале 1960-х годов. Является самым массовым двухдвигательным вертолётом в мире, а также входит в список самых массовых вертолётов в истории авиации. Широко используется для выполнения множества гражданских и военных задач.

Первый прототип В-8 поднялся в воздух 9 июля 1961 года; второй прототип В-8А — 17 сентября 1962 года. После ряда доработок Ми-8 был принят на вооружение советских ВВС в 1967 году. Ми-8 используется более чем в 50 странах, включая Индию, Китай и Иран.

Модернизация вертолёта Ми-8, завершившаяся в 1980 г., привела к созданию усовершенствованного варианта этой машины — Ми-8МТ (при поставках на экспорт — Ми-17), который отличается более тяжёлым вооружением. Ми-17 не столь широко распространены, используются примерно в 20 странах.

В 1991 г. начато производство новой модификации Ми-8АМТ (экспортный вариант называется Ми-171).

Эта модификация ориентирована на гражданское/транспортное применение.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Модификации
    • 2.1 Опытные
    • 2.2 Пассажирские
    • 2.3 Транспортные
    • 2.4 Многоцелевые
    • 2.5 Специального назначения
      • 2.5.1 Воздушные командные пункты
      • 2.5.2 Медицинские
      • 2.5.3 Постановщики помех
      • 2.5.4 Сельскохозяйственные
    • 2.6 Ударные
  • 3 Конструкция
  • 4 Технические характеристики
  • 5 Боевое применение
  • 6 Эксплуатанты
  • 7 Происшествия
  • 8 Галерея
  • 9 См. также
  • 10 Примечания
  • 11 Ссылки

История

К концу 1950-х г. в составе советских ВВС насчитывалось уже несколько вертолётных дивизий. Стоявший на вооружении многоцелевой Ми-4 мог перебросить в тыл врага сразу 19 десантников или же принять на борт 8 носилок, одно орудие или автомобиль.

Военные были довольны этой машиной, однако её конструктор считал, что настало время машин с газотурбинными двигателями.
Во второй половине 1950х г. были приняты на вооружение мобильные ракетные комплексы «Луна» и для их переброски потребовался вертолёт большой грузоподъемности. Им стал газотурбинный Ми-6, самый грузоподъемный по тем временам. Вскоре и на замену Ми-1 пришел турбовинтовой Ми-2. Осталось заменить Ми-4 машиной нового поколения. Проект получил индекс Ми-8.
Но 17 мая 1961 года произошла трагедия: в авиакатастрофе на вертолёте Ми-4 разбился командующий артиллерией Владимир Яковлевич Колпакчи. Гибель командующего артиллерией Владимира Яковлевича Колпакчи произвела на министра обороны СССР маршала Родиона Малиновского столь сильное впечатление, что он навсегда невзлюбил вертолет. Он категорически отверг новый проект Михаила Миля Ми-8.
Решающей оказалась позиция Никиты Сергеевича Хрущева, который верил в талант конструктора. По его настоянию, заказчиком Ми-8 выступило Министерство Гражданской Авиации. Выдвинутые заказчиком жесткие требования экономичности окончательно сформировали облик уникальной машины.
Работы над Ми-8 шли полным ходом, когда Михаила Миля неожиданно вызвали в Кремль. Предложение, которое сделал ему Хрущев было поистине удивительным — он должен был поехать в США, чтобы оценить и, при необходимости, закупить несколько вертолетов фирмы Sikorsky. Но, конечно, главным делом был осмотр производства и испытаний американских вертолетов. Милю с коллегами удалось даже полетать на новеньком S-58.
В 1964 после отстранения Хрущева Командование ВВС не стало принимать на вооружение Ми-8. Были закуплены лишь несколько десятков машин для апробации. Михаилу Леонтьевичу пришлось сражаться за свое детище. МИ-8 был высоко оценен Министерством Гражданской Авиации, сделавшим заказ на массовую серию. И уже вскоре винтокрылую машину ожидал небывалый триумф.
В июне 1965 года Советский Союз представил на международном авиасалоне в Ле-Бурже одну из самых представительных экспозиций. Вертолеты КБ Миля Ми-8, Ми-6, и летающий кран Ми-10 произвели сенсацию среди специалистов. После авиасалона в Ле-Бурже руководство военное командования СССР наконец-то оценило достоинства Ми-8. Он стал использоваться как десантный, транспортный, медицинский вертолет, машина РЭП, летающий командный пункт, постановщик мин. Нет такого рода войск, который не применял бы эту машину. Тщательно продуманная конструкция Ми-8 имела огромный ресурс модификаций. Позже на его базе был разработан и построен вертолет-амфибия Ми-14.

Модификации

Вертолёт Ми-8 является мировым рекордсменом по количеству модификаций.

Опытные

  • В-8 — Первый опытный экземпляр с одним ГТД АИ-24В. Первый полёт 24 июня 1961 года.
  • В-8А — Второй опытный экземпляр с двумя ГТД ТВ2-117.
  • В-8АТ — Третий опытный экземпляр.
  • В-8АП — Четвертый опытный экземпляр.

Пассажирские

  • Ми-8П (экспортное обозначение — Ми-17П) — пассажирский вертолёт на 28 мест. Имеет иллюминаторы прямоугольной формы.
  • Ми-8ПА — модификация Ми-8П с двигателями ГТД ТВ2-117Ф.
  • Ми-172

Транспортные

  • Ми-8Т — транспортно-десантный вертолёт для ВВС.
  • Ми-8ТС — экспортный вариант Ми-8Т для ВВС Сирии, доработанный для условий сухого климата.

Многоцелевые

Ми-17В-5 Казанского вертолётного завода.

  • Ми-8ТБ
  • Ми-8ТВ — экспортный вариант Ми-8ТБ. Отличалась установкой ПТУР 9M14M «Малютка» или их полным отсутствием.
  • Ми-8АТ
  • Ми-8АВ — воздушный минный заградитель для сухопутных войск. Устанавливался миноукладчик ВМР-1. Мог устанавливать от 64(в первых модификациях) до 200 мин.
  • Ми-8АД — модификация воздушного минного заградителя для сухопутных войск предназначенный для постановки малогабаритных неизвлекаемых противопехотных мин.
  • Ми-8МТ — модификация с двигателями ТВ3-117.
  • Ми-8МТВ или Ми-8МТВ-1 — модификация с двигателями ТВ3-117ВМ. Запущена в серийное производство в Казани в 1988 году.
  • Ми-8МТВ-2
  • Ми-8МТВ-3
  • Ми-8МТВ-5 — изменена форма носовой части («дельфиний нос»).
  • Ми-8МТКО — вариант со светотехникой, адаптированной к применению пилотажной системы ночного видения.
  • Ми-17-1В — экспортный вариант Ми-8МТВ.
  • Ми-8АМТ (экспортное обозначение — Ми-171) — вариант Ми-8МТВ с небольшими изменениями, производимый на Улан-Удэнском авиационном заводе (с 1991 года).
  • Ми-17КФ — модификация Ми-8МТВ-5 с авионикой фирмы Honeywell. Разработан ОКБ имени Миля совместно с КВЗ по заказу канадской компании Kelowna Flightcraft. Первый полёт 3 августа 1997.
  • Ми-8ТГ — модификация Ми-8П с политопливными ГТД ТВ2-117Г.
  • Ми-14 — многоцелевой вертолёт-амбифия. См. также: Модификации Ми-14.
  • Ми-18 — удлиннённый вариант Ми-8МТ. Серийно не производился.

Специального назначения

Ми-8ПС-7 Специального летного отряда «Россия» Управления делами Президента РФ

  • Ми-8ТЭЧ-24 — летающая технико-эксплуатационная часть. Оборудовалась слесарным, электротехническим, контрольно-поверочным и другим оборудованием используемым в процессе эксплуатации и ремонта вертолетной техники.
  • Ми-8ТЗ — заправщик и транспортировщик топлива.
  • Ми-8БТ — буксировщик трала.
  • Ми-8СП — специальный морской спасательный.
  • Ми-8СПА — поисково-спасательный вертолёт для поиска космонавтов и экипажей летательных аппаратов в случае приводнения.
  • Ми-8ТЛ — лесопожарная модификация, оснащенная системой массированного сброса воды и водяной пушкой.
  • Ми-8С — штабной вертолет с круглыми иллюминаторами.
  • Ми-8ПС — штабной вертолет с квадратными иллюминаторами.
  • Ми-8КП — специальный командный пункт для проведения широкомасштабных комплексных поисково-спасательных операций.
  • Ми-8ГР или Ми-8Р — разведчик предназначенный для визуального наблюдения и фотографирования в прифронтовой полосе.
  • Ми-8К — артиллерийский корректировщик.
  • Ми-8ТАКР — вертолет с комплексом телевизионного наблюдения.
  • Ми-8ВД — радио-химический разведчик.
  • Ми-8С — модификация с комбинированной силовой установкой из турбовальных двигателей, работающих на несущий винт, и тягового турбореактивного.
Воздушные командные пункты
  • Ми-8ВКП или Ми-8ВзПУ — воздушный командный пункт.
  • Ми-8ИВ или Ми-9 — воздушный командный пункт для командиров дивизий, серийная модификация.
  • Ми-19 — воздушный командный пункт для командиров мотострелковых и танковых дивизий. Оснащён автоматизированным комплексом связи. Создан в 1987 году на базе Ми-8МТ.
  • Ми-19Р — воздушный командный пункт для командиров ракетных дивизий РВСН. Оснащён автоматизированным комплексом связи. Создан в 1987 году на базе Ми-8МТ.
Медицинские
  • Ми-8МБ
    — воздушный госпиталь. Создан на базе Ми-8Т.
  • Ми-8МТБ — бронированный воздушный госпиталь. Создан на базе Ми-8МТ.
  • Ми-8МТВМ — медицинская модификация Ми-8МТВ.
  • Ми-8МТВ-МПС — медицинский поисково-спасательный вертолёт на базе Ми-8МТВ.
  • Ми-17Г — экспортный вариант воздушного госпиталя.
  • Ми-17-1ВА «Амбулатория» — экспортный вариант Ми-8МТВ в санитарном варианте.
Постановщики помех
  • Ми-8СМВ — постановщик помех, оборудованный станцией постановки помех «Смальта-В».
  • Ми-8ПП — вертолет РЭП, оборудованный комплексом «Поле».
  • Ми-8ППА — доработанная версия Ми-8ПП.
  • Ми-8МТП — постановщик помех.
  • Ми-8МТПБ — постановщик помех.
  • Ми-8МТПИ — постановщик помех.
  • Ми-8МТПШ — постановщик помех.
  • Ми-8МТД — постановщик помех.
  • Ми-8МТР1 — постановщик помех.
  • Ми-8МТР2 — постановщик помех.
  • Ми-8МТС — постановщик помех.
  • Ми-8МТУ — постановщик помех.
  • Ми-8МТШ1 — постановщик помех.
  • Ми-8МТШ2 — постановщик помех.
  • Ми-8МТШ3 — постановщик помех.
  • Ми-8МТЯ — постановщик помех.
  • Ми-8МТ1С — постановщик помех.

Ми-171Ш на авиасалоне МАКС-2007.

Сельскохозяйственные
  • Ми-8АТС — сельскохозяйственный вариант с устройствами распыления удобрений. Создан на базе Ми-8Т.
  • Ми-8МТСх — сельскохозяйственный вертолёт. Создан на базе Ми-8МТ.

Ударные

  • Ми-8АМТШ (экспортное обозначение — Ми-171Ш) — транспортно-штурмовой вертолёт, оснащается комплектом вооружения, эквивалентным Ми-24 и адаптируется под применение техники ночного видения. На авиасалоне Фарнборо-99 получил наименование «Терминатор».

Конструкция

Ми-8 в трёх проекциях.

Технические характеристики

Источник: Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля[2]

В-8Ми-8ПМи-8ТМи-8МТ
(Ми-17)
Ми-18Ми-8МТВ-1
(Ми-17В-1)
Ми-8АМТ
(Ми-171)
Ми-172
Год постройки19611965196519751980198719911991
Экипаж3 человека3 человека3 человека3 человека3 человека3 человека3 человека3 человека
Число пассажиров (десантников)18 человек28 человек24 человека24 человека30 человек24 человека27 человек26 человек
Длина (с вращ. винтами)25,31 м25,31 м25,31 м25,31 м25,31 м25,31 м25,31 м
Высота (с вращ. рулевым винтом)5,54 м5,54 м5,54 м5,54 м5,54 м5,54 м5,54 м
Диаметр несущего винта21 м21,3 м21,3 м21,3 м21,3 м21,3 м21,3 м21,3 м
Масса пустого5726 кг7000 кг6934 кг7200 кг7550 кг7381 кг6913 кг7514 кг
Нормальная взлётная масса11 570 кг11 100 кг11 100 кг11 500 кг11 100 кг11 100 кг11 878 кг
Максимальная взлётная масса12 000 кг12 000 кг13 000 кг13 000 кг13 000 кг13 000 кгн/д
Двигатели1 × АИ-24В2 × ТВ2-1172 × ТВ2-1172 × ТВ3-117МТ2 × ТВ3-117МТ2 × ТВ3-117ВМ2 × ТВ3-117ВМ2 × ТВ3-117ВМ
Мощность двигателей1 × 1900 л. с.2 × 1500 л. с.2 × 1500 л. с.2 × 1900 л. с.2 × 1900 л. с.2 × 2000 л. с.2 × 2000 л. с.2 × 2000 л. с.
Максимальная скорость250 км/ч260 км/ч250 км/ч270 км/ч250 км/ч250 км/ч250 км/ч
Крейсерская скорость225 км/ч225 км/ч220 км/ч240 км/ч240 км/ч230 км/ч230 км/ч
Динамический потолок4200 м4500 м5000 м5550 м6000 м6000 м6000 м
Практическая дальностьн/д425 км480 км520 км580 км590 км570 км715 км

Боевое применение

  • Шестидневная война (1967)
  • Октябрьская арабо-израильская война (1973)
  • Эфиопо-сомалийская война (1977—1978)
  • Афганская война (1979—1989)
  • Ирано-иракская война (1980—1988)
  • Война Пакиша (1981)
  • Карабахский конфликт
  • Первая чеченская война (1994—1996)
  • Эфиопо-эритрейская война (1998—2000)
  • Вторжение боевиков в Республику Дагестан (1999)
  • Каргильская война (1999)
  • Вторая чеченская война (1999)
  • Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008)

Эксплуатанты

Страны пользователи вертолёта Ми-8. Красные — Военное пользователи, Зелёные — Гражданское пользователи, Синие — Военные и гражданские пользователи.

Используется в более чем 50[3] странах мира.

  • Россия
  • Абхазия
  • Азербайджан
  • Алжир
  • Армения
  • Ангола
  • Афганистан
  • Бангладеш
  • Белоруссия
  • Болгария
  • Босния
  • Буркина-Фасо
  • Бутан
  • Венесуэла — 20 Ми-17 (на вооружении ВВС страны), 6 Ми-17 заказаны.[4]
  • Венгрия
  • Вьетнам
  • Гайана
  • Германия
  • Грузия
  • Джибути
  • Замбия
  • Египет
  • Индия — эксплуатируется большое количество вертолётов Ми-8 и Ми-17, запланирована поставка ещё 80 вертолётов Ми-17В-5.[5]
  • Индонезия — 6 Ми-17-В5 поставлены в июле 2008 по контракту, заключённому в 2005 году. [6]
  • Ирак
  • Иран — 5 Ми-171 заказаны, из которых 2 уже поставлены.[7]
  • Казахстан
  • Китай
  • КНДР
  • Колумбия
  • Куба
  • Латвия
  • Литва
  • Мексика
  • Молдавия
  • Монголия — 1 Ми-171 поставлен в августе 2008.[8]
  • Нигерия
  • Никарагуа
  • Польша
  • Перу
  • Судан
  • Сербия
  • Таджикистан
  • Туркмения
  • Украина
  • Черногория
  • Чехия
  • Хорватия
  • Эквадор
  • Эритрея
  • Южная Осетия
  • ООН

Происшествия

В общей сложности произведено более 12 000 вертолетов Ми-8[9], некоторое число которых было потеряно в ходе военных конфликтов. В частности, с начала конфликта в Чечне российские вооружённые силы потеряли по меньшей мере 45 машин[10]. В результате катастроф вертолётов Ми-8 и его модификаций погибли бывший заместитель МВД Михаил Рудченко, два российских губернатора — Александр Лебедь и Игорь Фархутдинов и представитель президента РФ в Госдуме Александр Косопкин[11].

Галерея

См. также

  • Ми-14
  • Ми-18
  • Ми-38

Примечания

  1. Доработки вертолетов типа Ми-8/Ми-17 для эксплуатирующих организаций // МВЗ имени М. Л. Миля
  2. Лётно-технические характеристики вертолётов Ми-8/17 // МВЗ имени М. Л. Миля
  3. Вертолет Ми-8 — самый распространенный в мире // МВЗ имени М. Л. Миля
  4. Россия завершила поставку вертолетов Венесуэле
  5. 80 новых вертолетов Ми-17В-5 постепенно должны заменить вертолеты Ми-8 в ВВС Индии
  6. Россия передала Индонезии шесть многоцелевых вертолетов Ми-17-В5
  7. Россия начала поставку в Иран транспортных вертолетов Ми-171
  8. Улан-Удэнский авиационный завод поставил министерству обороны Монголии вертолет Ми-171
  9. Вертолет Ми-8 — самый распространенный в мире // МВЗ имени М. Л. Миля
  10. См. статьи Список потерь российской авиации в Первой чеченской войне и Список потерь российской авиации в Чечне (с 1999 г.)
  11. В катастрофе вертолета Ми-171 на Алтае погиб полпред президента РФ в Госдуме Александр Косопкин

Ссылки

  • ОАО Московский вертолетный завод им. М. Л. Миля
  • Центральный музей Военно-воздушных сил РФ
  • Ми-8 DataBase
  • Ми-8 Фотографии
  • Фотографии Ми-8
  • Фотографии Ми-8ППА (постановщик помех)
  • Фотографии деталировки Ми-8
  • http://www.aviastar.org/helicopters_rus/mi-8-r.html

Вертолёты конструкторского бюро имени М. Л. Миля

Военные или двойного назначения: Ми-1 · Ми-2 · Ми-4 · Ми-6 · Ми-8 / Ми-9 / Ми-13 / Ми-17 / Ми-18 / Ми-19 · Ми-10 · Ми-14 · Ми-24 / Ми-25 / Ми-35 · Ми-26 · Ми-28 · Ми-38

Гражданские: Ми-12 · Ми-34

Проекты: В-3 · В-7 · Ми-20 · Ми-54 · Ми-Х1

 

172 | это.

.. Что такое Ми-172?

Ми-8 (по классификации НАТО — Hip) — советский многоцелевой вертолёт, разработанный ОКБ М. Л. Миля в начале 1960-х годов. Является самым массовым двухдвигательным вертолётом в мире, а также входит в список самых массовых вертолётов в истории авиации. Широко используется для выполнения множества гражданских и военных задач.

Первый прототип В-8 поднялся в воздух 9 июля 1961 года; второй прототип В-8А — 17 сентября 1962 года. После ряда доработок Ми-8 был принят на вооружение советских ВВС в 1967 году. Ми-8 используется более чем в 50 странах, включая Индию, Китай и Иран.

Модернизация вертолёта Ми-8, завершившаяся в 1980 г., привела к созданию усовершенствованного варианта этой машины — Ми-8МТ (при поставках на экспорт — Ми-17), который отличается более тяжёлым вооружением. Ми-17 не столь широко распространены, используются примерно в 20 странах.

В 1991 г. начато производство новой модификации Ми-8АМТ (экспортный вариант называется Ми-171). Эта модификация ориентирована на гражданское/транспортное применение.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Модификации
    • 2.1 Опытные
    • 2.2 Пассажирские
    • 2.3 Транспортные
    • 2.4 Многоцелевые
    • 2.5 Специального назначения
      • 2.5.1 Воздушные командные пункты
      • 2.5.2 Медицинские
      • 2.5.3 Постановщики помех
      • 2.5.4 Сельскохозяйственные
    • 2.6 Ударные
  • 3 Конструкция
  • 4 Технические характеристики
  • 5 Боевое применение
  • 6 Эксплуатанты
  • 7 Происшествия
  • 8 Галерея
  • 9 См. также
  • 10 Примечания
  • 11 Ссылки

История

К концу 1950-х г. в составе советских ВВС насчитывалось уже несколько вертолётных дивизий. Стоявший на вооружении многоцелевой Ми-4 мог перебросить в тыл врага сразу 19 десантников или же принять на борт 8 носилок, одно орудие или автомобиль. Военные были довольны этой машиной, однако её конструктор считал, что настало время машин с газотурбинными двигателями.
Во второй половине 1950х г. были приняты на вооружение мобильные ракетные комплексы «Луна» и для их переброски потребовался вертолёт большой грузоподъемности. Им стал газотурбинный Ми-6, самый грузоподъемный по тем временам. Вскоре и на замену Ми-1 пришел турбовинтовой Ми-2. Осталось заменить Ми-4 машиной нового поколения. Проект получил индекс Ми-8.
Но 17 мая 1961 года произошла трагедия: в авиакатастрофе на вертолёте Ми-4 разбился командующий артиллерией Владимир Яковлевич Колпакчи. Гибель командующего артиллерией Владимира Яковлевича Колпакчи произвела на министра обороны СССР маршала Родиона Малиновского столь сильное впечатление, что он навсегда невзлюбил вертолет. Он категорически отверг новый проект Михаила Миля Ми-8.
Решающей оказалась позиция Никиты Сергеевича Хрущева, который верил в талант конструктора. По его настоянию, заказчиком Ми-8 выступило Министерство Гражданской Авиации. Выдвинутые заказчиком жесткие требования экономичности окончательно сформировали облик уникальной машины.
Работы над Ми-8 шли полным ходом, когда Михаила Миля неожиданно вызвали в Кремль. Предложение, которое сделал ему Хрущев было поистине удивительным — он должен был поехать в США, чтобы оценить и, при необходимости, закупить несколько вертолетов фирмы Sikorsky. Но, конечно, главным делом был осмотр производства и испытаний американских вертолетов. Милю с коллегами удалось даже полетать на новеньком S-58.
В 1964 после отстранения Хрущева Командование ВВС не стало принимать на вооружение Ми-8. Были закуплены лишь несколько десятков машин для апробации. Михаилу Леонтьевичу пришлось сражаться за свое детище. МИ-8 был высоко оценен Министерством Гражданской Авиации, сделавшим заказ на массовую серию. И уже вскоре винтокрылую машину ожидал небывалый триумф.
В июне 1965 года Советский Союз представил на международном авиасалоне в Ле-Бурже одну из самых представительных экспозиций. Вертолеты КБ Миля Ми-8, Ми-6, и летающий кран Ми-10 произвели сенсацию среди специалистов. После авиасалона в Ле-Бурже руководство военное командования СССР наконец-то оценило достоинства Ми-8. Он стал использоваться как десантный, транспортный, медицинский вертолет, машина РЭП, летающий командный пункт, постановщик мин. Нет такого рода войск, который не применял бы эту машину. Тщательно продуманная конструкция Ми-8 имела огромный ресурс модификаций. Позже на его базе был разработан и построен вертолет-амфибия Ми-14.

Модификации

Вертолёт Ми-8 является мировым рекордсменом по количеству модификаций.

Опытные

  • В-8 — Первый опытный экземпляр с одним ГТД АИ-24В. Первый полёт 24 июня 1961 года.
  • В-8А — Второй опытный экземпляр с двумя ГТД ТВ2-117.
  • В-8АТ — Третий опытный экземпляр.
  • В-8АП — Четвертый опытный экземпляр.

Пассажирские

  • Ми-8П (экспортное обозначение — Ми-17П) — пассажирский вертолёт на 28 мест. Имеет иллюминаторы прямоугольной формы.
  • Ми-8ПА — модификация Ми-8П с двигателями ГТД ТВ2-117Ф.
  • Ми-172

Транспортные

  • Ми-8Т — транспортно-десантный вертолёт для ВВС.
  • Ми-8ТС — экспортный вариант Ми-8Т для ВВС Сирии, доработанный для условий сухого климата.

Многоцелевые

Ми-17В-5 Казанского вертолётного завода.

  • Ми-8ТБ
  • Ми-8ТВ — экспортный вариант Ми-8ТБ. Отличалась установкой ПТУР 9M14M «Малютка» или их полным отсутствием.
  • Ми-8АТ
  • Ми-8АВ — воздушный минный заградитель для сухопутных войск. Устанавливался миноукладчик ВМР-1. Мог устанавливать от 64(в первых модификациях) до 200 мин.
  • Ми-8АД — модификация воздушного минного заградителя для сухопутных войск предназначенный для постановки малогабаритных неизвлекаемых противопехотных мин.
  • Ми-8МТ — модификация с двигателями ТВ3-117.
  • Ми-8МТВ или Ми-8МТВ-1 — модификация с двигателями ТВ3-117ВМ. Запущена в серийное производство в Казани в 1988 году.
  • Ми-8МТВ-2
  • Ми-8МТВ-3
  • Ми-8МТВ-5 — изменена форма носовой части («дельфиний нос»).
  • Ми-8МТКО — вариант со светотехникой, адаптированной к применению пилотажной системы ночного видения.
  • Ми-17-1В — экспортный вариант Ми-8МТВ.
  • Ми-8АМТ (экспортное обозначение — Ми-171) — вариант Ми-8МТВ с небольшими изменениями, производимый на Улан-Удэнском авиационном заводе (с 1991 года).
  • Ми-17КФ — модификация Ми-8МТВ-5 с авионикой фирмы Honeywell. Разработан ОКБ имени Миля совместно с КВЗ по заказу канадской компании Kelowna Flightcraft. Первый полёт 3 августа 1997.
  • Ми-8ТГ — модификация Ми-8П с политопливными ГТД ТВ2-117Г.
  • Ми-14 — многоцелевой вертолёт-амбифия. См. также: Модификации Ми-14.
  • Ми-18 — удлиннённый вариант Ми-8МТ. Серийно не производился.

Специального назначения

Ми-8ПС-7 Специального летного отряда «Россия» Управления делами Президента РФ

  • Ми-8ТЭЧ-24 — летающая технико-эксплуатационная часть. Оборудовалась слесарным, электротехническим, контрольно-поверочным и другим оборудованием используемым в процессе эксплуатации и ремонта вертолетной техники.
  • Ми-8ТЗ — заправщик и транспортировщик топлива.
  • Ми-8БТ — буксировщик трала.
  • Ми-8СП — специальный морской спасательный.
  • Ми-8СПА — поисково-спасательный вертолёт для поиска космонавтов и экипажей летательных аппаратов в случае приводнения.
  • Ми-8ТЛ — лесопожарная модификация, оснащенная системой массированного сброса воды и водяной пушкой.
  • Ми-8С — штабной вертолет с круглыми иллюминаторами.
  • Ми-8ПС — штабной вертолет с квадратными иллюминаторами.
  • Ми-8КП — специальный командный пункт для проведения широкомасштабных комплексных поисково-спасательных операций.
  • Ми-8ГР или Ми-8Р — разведчик предназначенный для визуального наблюдения и фотографирования в прифронтовой полосе.
  • Ми-8К — артиллерийский корректировщик.
  • Ми-8ТАКР — вертолет с комплексом телевизионного наблюдения.
  • Ми-8ВД — радио-химический разведчик.
  • Ми-8С — модификация с комбинированной силовой установкой из турбовальных двигателей, работающих на несущий винт, и тягового турбореактивного.
Воздушные командные пункты
  • Ми-8ВКП или Ми-8ВзПУ — воздушный командный пункт.
  • Ми-8ИВ или Ми-9 — воздушный командный пункт для командиров дивизий, серийная модификация.
  • Ми-19 — воздушный командный пункт для командиров мотострелковых и танковых дивизий. Оснащён автоматизированным комплексом связи. Создан в 1987 году на базе Ми-8МТ.
  • Ми-19Р — воздушный командный пункт для командиров ракетных дивизий РВСН. Оснащён автоматизированным комплексом связи. Создан в 1987 году на базе Ми-8МТ.
Медицинские
  • Ми-8МБ — воздушный госпиталь. Создан на базе Ми-8Т.
  • Ми-8МТБ — бронированный воздушный госпиталь. Создан на базе Ми-8МТ.
  • Ми-8МТВМ — медицинская модификация Ми-8МТВ.
  • Ми-8МТВ-МПС — медицинский поисково-спасательный вертолёт на базе Ми-8МТВ.
  • Ми-17Г — экспортный вариант воздушного госпиталя.
  • Ми-17-1ВА «Амбулатория» — экспортный вариант Ми-8МТВ в санитарном варианте.
Постановщики помех
  • Ми-8СМВ — постановщик помех, оборудованный станцией постановки помех «Смальта-В».
  • Ми-8ПП — вертолет РЭП, оборудованный комплексом «Поле».
  • Ми-8ППА — доработанная версия Ми-8ПП.
  • Ми-8МТП — постановщик помех.
  • Ми-8МТПБ — постановщик помех.
  • Ми-8МТПИ — постановщик помех.
  • Ми-8МТПШ — постановщик помех.
  • Ми-8МТД — постановщик помех.
  • Ми-8МТР1 — постановщик помех.
  • Ми-8МТР2 — постановщик помех.
  • Ми-8МТС — постановщик помех.
  • Ми-8МТУ — постановщик помех.
  • Ми-8МТШ1 — постановщик помех.
  • Ми-8МТШ2 — постановщик помех.
  • Ми-8МТШ3 — постановщик помех.
  • Ми-8МТЯ — постановщик помех.
  • Ми-8МТ1С — постановщик помех.

Ми-171Ш на авиасалоне МАКС-2007.

Сельскохозяйственные
  • Ми-8АТС — сельскохозяйственный вариант с устройствами распыления удобрений. Создан на базе Ми-8Т.
  • Ми-8МТСх — сельскохозяйственный вертолёт. Создан на базе Ми-8МТ.

Ударные

  • Ми-8АМТШ (экспортное обозначение — Ми-171Ш) — транспортно-штурмовой вертолёт, оснащается комплектом вооружения, эквивалентным Ми-24 и адаптируется под применение техники ночного видения. На авиасалоне Фарнборо-99 получил наименование «Терминатор».

Конструкция

Ми-8 в трёх проекциях.

Технические характеристики

Источник: Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля[2]

В-8Ми-8ПМи-8ТМи-8МТ
(Ми-17)
Ми-18Ми-8МТВ-1
(Ми-17В-1)
Ми-8АМТ
(Ми-171)
Ми-172
Год постройки19611965196519751980198719911991
Экипаж3 человека3 человека3 человека3 человека3 человека3 человека3 человека3 человека
Число пассажиров (десантников)18 человек28 человек24 человека24 человека30 человек24 человека27 человек26 человек
Длина (с вращ. винтами)25,31 м25,31 м25,31 м25,31 м25,31 м25,31 м25,31 м
Высота (с вращ. рулевым винтом)5,54 м5,54 м5,54 м5,54 м5,54 м5,54 м5,54 м
Диаметр несущего винта21 м21,3 м21,3 м21,3 м21,3 м21,3 м21,3 м21,3 м
Масса пустого5726 кг7000 кг6934 кг7200 кг7550 кг7381 кг6913 кг7514 кг
Нормальная взлётная масса11 570 кг11 100 кг11 100 кг11 500 кг11 100 кг11 100 кг11 878 кг
Максимальная взлётная масса12 000 кг12 000 кг13 000 кг13 000 кг13 000 кг13 000 кгн/д
Двигатели1 × АИ-24В2 × ТВ2-1172 × ТВ2-1172 × ТВ3-117МТ2 × ТВ3-117МТ2 × ТВ3-117ВМ2 × ТВ3-117ВМ2 × ТВ3-117ВМ
Мощность двигателей1 × 1900 л. с.2 × 1500 л. с.2 × 1500 л. с.2 × 1900 л. с.2 × 1900 л. с.2 × 2000 л. с.2 × 2000 л. с.2 × 2000 л. с.
Максимальная скорость250 км/ч260 км/ч250 км/ч270 км/ч250 км/ч250 км/ч250 км/ч
Крейсерская скорость225 км/ч225 км/ч220 км/ч240 км/ч240 км/ч230 км/ч230 км/ч
Динамический потолок4200 м4500 м5000 м5550 м6000 м6000 м6000 м
Практическая дальностьн/д425 км480 км520 км580 км590 км570 км715 км

Боевое применение

  • Шестидневная война (1967)
  • Октябрьская арабо-израильская война (1973)
  • Эфиопо-сомалийская война (1977—1978)
  • Афганская война (1979—1989)
  • Ирано-иракская война (1980—1988)
  • Война Пакиша (1981)
  • Карабахский конфликт
  • Первая чеченская война (1994—1996)
  • Эфиопо-эритрейская война (1998—2000)
  • Вторжение боевиков в Республику Дагестан (1999)
  • Каргильская война (1999)
  • Вторая чеченская война (1999)
  • Вооружённый конфликт в Южной Осетии (2008)

Эксплуатанты

Страны пользователи вертолёта Ми-8. Красные — Военное пользователи, Зелёные — Гражданское пользователи, Синие — Военные и гражданские пользователи.

Используется в более чем 50[3] странах мира.

  • Россия
  • Абхазия
  • Азербайджан
  • Алжир
  • Армения
  • Ангола
  • Афганистан
  • Бангладеш
  • Белоруссия
  • Болгария
  • Босния
  • Буркина-Фасо
  • Бутан
  • Венесуэла — 20 Ми-17 (на вооружении ВВС страны), 6 Ми-17 заказаны.[4]
  • Венгрия
  • Вьетнам
  • Гайана
  • Германия
  • Грузия
  • Джибути
  • Замбия
  • Египет
  • Индия — эксплуатируется большое количество вертолётов Ми-8 и Ми-17, запланирована поставка ещё 80 вертолётов Ми-17В-5.[5]
  • Индонезия — 6 Ми-17-В5 поставлены в июле 2008 по контракту, заключённому в 2005 году. [6]
  • Ирак
  • Иран — 5 Ми-171 заказаны, из которых 2 уже поставлены.[7]
  • Казахстан
  • Китай
  • КНДР
  • Колумбия
  • Куба
  • Латвия
  • Литва
  • Мексика
  • Молдавия
  • Монголия — 1 Ми-171 поставлен в августе 2008.[8]
  • Нигерия
  • Никарагуа
  • Польша
  • Перу
  • Судан
  • Сербия
  • Таджикистан
  • Туркмения
  • Украина
  • Черногория
  • Чехия
  • Хорватия
  • Эквадор
  • Эритрея
  • Южная Осетия
  • ООН

Происшествия

В общей сложности произведено более 12 000 вертолетов Ми-8[9], некоторое число которых было потеряно в ходе военных конфликтов. В частности, с начала конфликта в Чечне российские вооружённые силы потеряли по меньшей мере 45 машин[10]. В результате катастроф вертолётов Ми-8 и его модификаций погибли бывший заместитель МВД Михаил Рудченко, два российских губернатора — Александр Лебедь и Игорь Фархутдинов и представитель президента РФ в Госдуме Александр Косопкин[11].

Галерея

См. также

  • Ми-14
  • Ми-18
  • Ми-38

Примечания

  1. Доработки вертолетов типа Ми-8/Ми-17 для эксплуатирующих организаций // МВЗ имени М. Л. Миля
  2. Лётно-технические характеристики вертолётов Ми-8/17 // МВЗ имени М. Л. Миля
  3. Вертолет Ми-8 — самый распространенный в мире // МВЗ имени М. Л. Миля
  4. Россия завершила поставку вертолетов Венесуэле
  5. 80 новых вертолетов Ми-17В-5 постепенно должны заменить вертолеты Ми-8 в ВВС Индии
  6. Россия передала Индонезии шесть многоцелевых вертолетов Ми-17-В5
  7. Россия начала поставку в Иран транспортных вертолетов Ми-171
  8. Улан-Удэнский авиационный завод поставил министерству обороны Монголии вертолет Ми-171
  9. Вертолет Ми-8 — самый распространенный в мире // МВЗ имени М. Л. Миля
  10. См. статьи Список потерь российской авиации в Первой чеченской войне и Список потерь российской авиации в Чечне (с 1999 г.)
  11. В катастрофе вертолета Ми-171 на Алтае погиб полпред президента РФ в Госдуме Александр Косопкин

Ссылки

  • ОАО Московский вертолетный завод им. М. Л. Миля
  • Центральный музей Военно-воздушных сил РФ
  • Ми-8 DataBase
  • Ми-8 Фотографии
  • Фотографии Ми-8
  • Фотографии Ми-8ППА (постановщик помех)
  • Фотографии деталировки Ми-8
  • http://www.aviastar.org/helicopters_rus/mi-8-r.html

Вертолёты конструкторского бюро имени М. Л. Миля

Военные или двойного назначения: Ми-1 · Ми-2 · Ми-4 · Ми-6 · Ми-8 / Ми-9 / Ми-13 / Ми-17 / Ми-18 / Ми-19 · Ми-10 · Ми-14 · Ми-24 / Ми-25 / Ми-35 · Ми-26 · Ми-28 · Ми-38

Гражданские: Ми-12 · Ми-34

Проекты: В-3 · В-7 · Ми-20 · Ми-54 · Ми-Х1

 

Ми-171А2 Пассажирский транспортный вертолет, Вертолеты России

Ми-171А2 — гражданский транспортно-пассажирский вертолет, разработанный Московским вертолетным заводом им. М.Л. Миля. Фото: Вертолеты России.

Ми-171А2 был представлен на выставке HeliExpo в Далласе в 2012 году. Фото: Вертолеты России.

Вертолет имеет модернизированную версию несущего винта и зубчатых передач. Фото: Вертолеты России.

Вертолет отличается улучшенными летно-техническими характеристиками. Фото: Вертолеты России.

Ми-171А2 имеет Х-образный рулевой винт. Фото: Вертолеты России.

Вертолет оснащен двумя двигателями ВК-2500ПС-03. Фото: Вертолеты России.

Вертолет вмещает двух членов экипажа и 24 пассажира. Фото: Вертолеты России.

Ми-171А2 — гражданский транспортно-пассажирский вертолет среднего класса, разработанный Московским вертолетным заводом имени Миля, дочерним предприятием холдинга «Вертолеты России».

Впервые вертолет был представлен на выставке HeliExpo в Далласе, штат Техас, США, в 2012 г. Первый полет вертолета был совершен в 2012 г.

Вертолет экспонировался на Международном авиационно-космическом салоне в 2013 г.

Разработка и проектирование вертолета Ми-171А2

«Ми-171А2 — гражданский транспортно-пассажирский вертолет среднего класса, разрабатываемый Московским вертолетным заводом им.

В январе 2012 г. изготовлен планер первого прототипа вертолета. В конце 2012 г. изготовлен планер второго прототипа. В ноябре 2014 г. холдинг «Вертолеты России» приступил к летным испытаниям первого прототипа9.0003

Второй прототип начал свои летные испытания в ноябре 2015 года, после чего прошли предполетные испытания и процесс сертификации.

Вертолет будет сертифицирован на соответствие нормам летной годности Авиарегистра Межгосударственного авиационного комитета (МАК).

Вертолет Ми-171А2 вобрал в себя лучшие качества серии Ми-8/17. Вертолет является усовершенствованной версией Ми-171А1, выпускаемой Улан-Удэнским авиационным заводом. Новый вертолет оснащен модернизированными несущими винтами и редукторами, а также фюзеляжем и двигательными установками.

Вертолет оснащен разнообразным специализированным оборудованием для обеспечения нового уровня безопасности и комфорта. Он имеет стеклянную кабину и предлагает улучшенные летно-технические и эксплуатационные характеристики, усовершенствованную силовую установку и трансмиссию.

На самолете установлены композитные лопасти несущего винта с увеличенным в 4,5 раза ресурсом. Он имеет Х-образный рулевой винт, что является важной особенностью вертолетов среднего класса, выпускаемых в России.

Вертолет может выполнять ряд задач, в том числе лесоохранные, патрульные, строительные, погрузочно-разгрузочные работы, пожаротушение, поисково-спасательные работы и медицинскую эвакуацию.

Авионика российского вертолета среднего класса

Вертолет оснащен комплексом авионики КБО-17 разработки Ульяновского конструкторского бюро приборостроения, входящего в состав ОАО «Радиоэлектронные технологии».

«Впервые вертолёт был представлен на выставке HeliExpo в Далласе в 2012 году».

Кабина оборудована автоматическими системами предупреждения о критических условиях полета, а также предупреждения и предотвращения столкновений с внешними объектами.

Оснащен всепогодным цифровым телевидением и тепловизионными камерами. Он также оснащен многофункциональным дисплеем высокого разрешения с 15-дюймовым экраном. Кроме того, он имеет многофункциональный дисплей и системы сигнализации.

Полетные данные отображаются на больших дисплеях для повышения безопасности полета и снижения утомляемости пилота. Вертолет также включает в себя новые системы навигационного оборудования.

Уменьшен объем и вес авионики для облегчения контроля за состоянием оборудования.

Размеры и особенности кабины Ми-171А2

В кабине вертолета могут разместиться до двух членов экипажа и 24 пассажира. Длина кабины 6,36 м, ширина 2,34 м, высота 1,8 м. Общий объем салона 23м³. В салоне установлены энергопоглощающие сиденья. VIP-версия Ми-171А2 имеет от восьми до четырнадцати посадочных мест.

Двигатели транспортного вертолета Ми-171А2 и их характеристики

Вертолет Ми-171А2 оснащен двумя двигателями ВК-2500ПС-03, разработанными АО «Климов». Взлетная мощность каждого двигателя составляет 2400 л.с. Двигатель оснащен электронной системой автоматического управления FADEC. Двигатель изготовлен на производственном комплексе ОАО «Климов», расположенном в Шувалово.

Вертолет имеет крейсерскую скорость 260 км/ч и максимальную скорость 280 км/ч. Рабочий потолок составляет 6000 м, а потолок висения — 4000 м.

Взлетная масса вертолета 13 000 кг. Максимальный взлетный вес с подвешенным грузом составляет 13 500 кг. Максимальная дальность полета с основными топливными баками составляет 800 км.

Максимальная полезная нагрузка вертолета в кабине составляет 4000 кг, а максимальная полезная нагрузка на внешней подвеске — 5000 кг.

Вертипедия — Мил Ми-172

Производная от Ми-8МТВ, Ми-172 — пассажирский вертолет; VIP-версия также существует. Пассажировместимость составляет 26 человек помимо экипажа из трех человек, а нормальная взлетная масса Ми-172 составляет 11878 кг.

Производная от Ми-8МТВ, Ми-172 — пассажирский вертолет; VIP-версия также существует. Пассажировместимость составляет 26 человек помимо экипажа из трех человек, а нормальная взлетная масса Ми-172 составляет 11878 кг.

Обзор

Данные о конструкции, производстве и статусе

Конфигурация

Основные летно-механические характеристики


Тип вертикального взлета и посадки: Вертолет

Подъемные устройства: 1 одиночный несущий винт

Специальное устройство управления: 1 хвостовой винт

Требуемый экипаж: 3 в бок о бок

Шасси: Колеса (неубирающиеся)

Ключевые характеристики
Данные о ключевых физических характеристиках

Диаметр главного ротора: 21,30 м 69,88 футов
Максимальный вес брутто (земля):  

Количество двигателей: 2 турбины
Максимальная скорость горизонтального полета: 250 км/ч 135 узлов
Максимальный диапазон: 620 км 335 нм
Максимальная выносливость:  

Детали самолета
Данные о конфигурации самолета, весе, летно-технических характеристиках и оборудовании

Компоновка и размеры

Вес и производительность

Детали двигателя

Основное подъемное устройство

Основное управляющее устройство

Габаритные размеры
Общая высота:  
Полная длина:  
Общая ширина: 21,30 м 69,9 футов

Размеры планера
Длина планера:  
Ширина планера:  
Высота планера:  

Размеры шасси
База шасси:  
Трасса шасси:  

Размеры кабины
Внутренняя высота кабины:  
Внутренняя длина кабины:  
Внутренняя ширина кабины:  

Гири
Максимальный вес брутто (земля):  
Максимальная полная масса (в воздухе):  
Максимальный взлетный вес:  
Пустой вес: 7 514 кг 16 566 фунтов

Характеристики подъема
Максимальная скорость набора высоты:  
Эффективность парения
Наведение на потолок IGE:  
Hover Потолок ОГЭ: 3980 м 13 058 футов
Ограничения
Максимальная скорость горизонтального полета: 250 км/ч 135 узлов
Никогда не превышайте скорость:  
Потолок обслуживания: 6000 м 19 685 футов
Дальность и выносливость
Максимальный диапазон: 620 км 335 нм
Максимальная выносливость:  

Приведенные данные силовой установки предназначены для неустановленной, статической работы на уровне моря.

Нормальные рейтинги
Макс непрерывно:  
Взлетный / расчетный:  
Средний:  
Максимум:  
Рейтинг OEI
Непредвиденные обстоятельства OEI:  
OEI непрерывный:  
OEI 30 секунд:  
промежуточное звено OEI:  

Характеристики несущего винта
Диаметр: 21,30 м 69,88 футов
об/мин:  
Направление вращения: По часовой стрелке
Тип концентратора:

Характеристики лопасти несущего винта
Конструкция лезвия: Цельнометаллический
Аккорд лезвия:  
Геометрия кончика лезвия: Обычный
Поворот лезвия:  
Количество лезвий: 5

Производные характеристики несущего винта
Площадь диска: 356,33 м² 3835,6 кв. футов
Загрузка диска:  
Прочность:  

Производные характеристики лопасти несущего винта
Площадь лезвия на лезвие:  
Скорость наконечника:  

Характеристики рулевого винта
Диаметр: 3,91 м 12,83 фута
Конфигурация: Толкатель
Направление вращения: Верхний отвал вперед
об/мин:  

Характеристики лопасти хвостового винта
Количество лезвий: 3
Конструкция лезвия:  
Аккорд лезвия:  
Поворот лезвия:  

Производные характеристики хвостового винта
Площадь диска: 12,01 м² 129,2 кв. футов
Прочность:  

Производные характеристики лопасти хвостового винта
Скорость наконечника:  
Площадь лезвия (на лезвие):  

Рекомендации

Использованные ссылки и источники


Вертолетная рабочая лошадка и боевая лошадка Ми-8/Ми-17

Ефим Гордон, Дмитрий Комиссаров
2003 г. (стр. 56)
Книга


Московскому вертолетному заводу имени Миля 50 лет

Любимая Книга
1998 (стр. 143)
Книга


Связанные общедоступные ресурсы

Ресурсы, связанные с Ми-172, предоставлены из открытых источников в Интернете.