Британская разведка рассказала, что ВСУ сбили четверть лучших вертолетов России Ка-52 «Аллигатор». Разбираемся, что происходит
Похоже, на фронте войны в Украине российские ВКС стали чаще использовать (и чаще терять) свои лучшие ударные вертолеты Ка-52 «Аллигатор». Британская разведка заявила, что с начала конфликта Россия потеряла уже четверть всего своего парка этих машин. Источники, связанные с ВСУ, в последние дни также все чаще рапортуют о сбитых «Аллигаторах». Разбираемся, действительно ли Ка-52 стали падать чаще, и если да, то в чем может быть причина.
Демонстрационный полет Ка-52 с отстрелом тепловых ловушек. Фото: wikipedia.orgОткуда мы знаем, что Ка-52 стали сбивать чаще?
Украинские военные в последние недели стали все чаще рапортовать о сбитых «Аллигаторах» — в частности, 24 октября было заявлено об уничтожении сразу трех машин. Разведка Великобритании 25 октября сообщила о том, что из 90 имеющихся для войны с Украиной Ка-52 уничтожена уже примерно четверть (то есть более 20 машин).
Нидерландский Сайт Oryx, специализирующийся на подсчете потерь боевой техники по открытым источникам с фото- или видеоподтверждениями, дает практически такую же статистику — с 24 февраля авторам ресурса удалось подтвердить 23 уничтоженных «Аллигатора». Пять или шесть из этих вертолетов были уничтожены, начиная со второй половины сентября — это почти четверть потерь за всю войну. Реальные потери РФ могут быть больше — отнюдь не всегда сбитые летательные аппараты падают туда, где их легко заснять для подтверждения потери.
Что собой представляет Ка-52
Несмотря на то что Ка-52 «Аллигатор» — самый современный вертолет российской армии и стоит на вооружении немногим более 10 лет (с 2011 года), это разработка еще времен Советского Союза. В семидесятых годах Совмин СССР озаботился тем, что у армии страны, по сути, нет полноценного ударного вертолета. Главной винтокрылой машиной советской империи был знаменитый Ми-24, сделанный по концепции «летающей БМП». Вертолет мог и уничтожать вражескую бронетехнику, и перевозить и десантировать пехоту. При этом делал и то, и другое недостаточно эффективно.
В США же тем временем испытывали ставший впоследствии легендарным AH-64 «Апач» — возможно, он и сейчас остается лучшим ударным вертолетом в мире. А на тот момент у СССР и вовсе не было ничего похожего по возможностям. Поэтому в 1976 году был объявлен конкурс на создание специальной ударной машины, «убийцы танков». В нем приняли участие два главных вертолетных конструкторских бюро СССР: КБ имени Миля и ОКБ «Камов». Если первые уже создали немало моделей для Советской армии (Ми-24 и Ми-8 и сегодня стоят на вооружении, в том числе и в Беларуси), то бюро Камова специализировалось до этого только на морских вертолетах.
Особенностью «камовской» машины стала так называемая соосная схема расположения несущих винтов. Вертолет не имеет рулевого винта в хвосте, зато над несущим винтом сверху вращается еще один такой же. Это позволяет подниматься выше и набирать высоту быстрее, уменьшает вибрацию корпуса (и пилотам становится легче целиться). Пилоты вертолетов соосной схемы могут чувствовать себя в несколько большей безопасности — у машины меньше уязвимых мест (при традиционной схеме противнику достаточно попасть ракетой в рулевой винт в хвосте, чтобы машина потеряла управление). Есть у такой схемы и недостатки, но они некритичны.
Еще одной особенностью машины стало сокращение экипажа до одного человека. Обычно в вертолете сидят двое: один пилотирует, второй стреляет. Однако в КБ «Камов» решили, что современные приборы дают пилоту достаточно возможностей, чтобы он мог управлять и системами вооружения. Одноместную машину можно было сделать меньше, легче (что позволяло повесить больше брони) и готовить меньше специалистов для вертолетного парка.
В 80-х вертолет Камова выиграл конкурс у машины Миля, и было решено, что будущей основной боевой машиной СССР будет именно «камовская» модель, которая получила название Ка-50 «Черная акула». Однако Союз распался раньше, чем поступил в войска новый вертолет. Только к 1995 году Ка-50 приняли на вооружение, да и то из-за тотального безденежья девяностых ее закупали малыми партиями. Вертолет успел поучаствовать во второй чеченской войне — и эксплуатация машины показала, что один член экипажа со всеми системами все-таки не справляется. На «Черную акулу» добавили еще одного человека, сохранив почти всю конструкцию машины прежней. Так и получился Ка-52 «Аллигатор».
Этот бронированный вертолет предназначен для ударов по живой силе и бронетехнике. Он вооружен 30-миллиметровой автоматической пушкой, блоками неуправляемых авиационных ракет и может нести различное управляемое вооружение (например, противотанковые ракеты «Атака» и «Вихрь» с дальностью около 10 километров). Вертолет оснащен системами обзора, дневными и ночными прицелами, радиолокационной станцией. Чтобы повысить защищенность машины, используется не только броня, но и так называемый комплекс бортовой обороны «Витебск».
Если на Ка-52 нацелилась ракета, «Витебск» оповещает о лазерном облучении (если боеприпас наводится по лазерному лучу), ставит помехи (мешая навестись ракетам с самонаведением по радару) или отстреливает тепловые ловушки (стараясь «обмануть» ракеты с тепловой головкой самонаведения).
Уникальной особенностью Ка-52 является система эвакуации экипажа — если машина подбита, пилоты могут отстрелить винты своего вертолета заранее установленным зарядом взрывчатки, а потом катапультироваться вместе с креслами вверх. Такой ход дает значительно больше шансов выжить вертолетчикам, даже если машину подбили.
Словом, Ка-52 оказался вполне удачной и современной машиной. Что не помешало КБ имени Миля, проигравшему конкурс, все же протащить на вооружение российской армии и свой вертолет Ми-28 «Ночной охотник». Теперь в ВС РФ два вертолета с почти одинаковыми функциями. Практического смысла в этом никакого — вероятно, дело в лоббизме.
По данным авторитетного военного издания Military Balance, на 2022 год в российской армии было 133 Ка-52 «Аллигатор». Скорее всего, в Украине воюют далеко не все машины — к примеру, весной российские издания писали о столкновении двух вертолетов неназванных моделей под Саратовом, причем было указано, что пилоты катапультировались. Но поскольку единственный в мире геликоптер с катапультой — это Ка-52, то однозначно можно констатировать, что крушение вдали от фронта потерпел именно «Аллигатор» (еще возможность катапультирования была на Ка-50, однако серийно он не производится).
Как сбивают лучшие вертолеты России
Это делают из самого разного оружия, включая даже модели, которые предназначены абсолютно для другого. К примеру, известно как минимум о нескольких случаях уничтожения Ка-52 из украинского противотанкового ракетного комплекса «Стугна». Иногда по вертолетам стреляют даже из систем средней дальности «Бук-М1» (можно увидеть в ролике ниже), однако они явно нужнее украинцам, чтобы держать на расстоянии российские самолеты и сбивать крылатые ракеты.
В основном Ка-52 несут потери от огня переносных зенитно-ракетных комплексов. Это наиболее массовые противовоздушные системы ВСУ, которые предназначены для стрельбы по низколетящим целям — а вертолеты летают как раз довольно низко. Для уничтожения российских «Аллигаторов» украинцы используют тактику, являющуюся частью так называемой сетецентрической войны.
Она основана на широком применении беспилотников и быстрой передаче информации по интернету. Над линией фронта постоянно висят БПЛА — как только их оптика замечает летящие вертолеты (а в небе спрятаться негде), сведения о том, кто и где летает, поступают зенитчикам.
С весны российские вертолеты, как мы неоднократно рассказывали, использовали так называемую стрельбу с кабрирования — запуск неуправляемых ракет по направлению вперед-вверх, задрав нос машины. Такое применение позволяет добиться большей дальности стрельбы — при околонулевой точности. Тактика имеет единственный плюс — она позволяет держаться вне зоны действия украинских ПЗРК и тем сохранять вертолеты и жизни пилотов.
Однако пользы от такого «расстреливания неба» ракетами немного, попасть в цель можно разве что случайно. Вертолет действует как слабая РСЗО (из-за малого калибра ракет), однако полет Ка-52 обходится намного дороже, чем использование грузовика Урал-4320, на котором смонтированы РСЗО «Град». Кроме того, ресурс любого авиадвигателя конечен, и использовать машину для таких «салютов» чересчур расточительно.
Однако стрелять с кабрирования хорошо только тогда, когда можно просто ударить по неведомым целям, не сильно заботясь о результате. Но в последние месяцы ВСУ наносили российской армии чувствительные поражения, и армейской авиации РФ волей-неволей приходится порой поддерживать свою пехоту атаками по конкретным наземным целям.
При этом, в отличие от украинских военных, российские пилоты вертолетов не имеют оперативной связи с пехотой и целеуказания от них. Потому они вынуждены подолгу находиться над полем боя, давая операторам ПЗРК украинской армии возможность бить по себе. При нормальном целеуказании вертолетам не пришлось бы заходить в зону действия переносных зенитно-ракетных комплексов: основные российские управляемые ракеты «Атака» и «Вихрь» имеют дальность 8−10 километров (ПЗРК на такое расстояние не достают).
Однако, похоже, что российские вертолетчики толком не знают куда бить. Так, в сентябре «Аллигаторы» нанесли в Запорожской области удар «Вихрями» по объекту, который сочли баржей с украинскими десантниками. Однако оказалось, что это всего-навсего опора старого моста времен Второй мировой.
Тут рашисти кажуть що знищили баржу з десантом. Але це опора для моста поблизу Кам’янка-Дніпровська. Тільки птахам зіпсували відпочинок.
47.516334, 34.381451 pic.twitter.com/wf6KRMP7OX
— Промисловий Портал (@ua_industrial) September 14, 2022
Возможно, активизировавшееся участие российских вертолетов в боевых действиях связано с тем, что Россия теряет подавляющее превосходство в артиллерии — в первую очередь на Херсонском направлении, где войска РФ отрезаны от своих баз широким Днепром. Использование авиации как эрзац-артиллерии возможно, но это дорого и опасно. Сбить вертолет из ПЗРК намного проще и дешевле, чем подавить орудие управляемым снарядом из пушки или ракетой РСЗО HIMARS.
О том, что россияне пытаются использовать авиацию как средство поддержки в условиях недостаточной плотности огня артиллерии, пишет украинский военный эксперт Александр Коваленко, указывает на это и британская разведка. В ведомстве считают, что России по-прежнему не удается поддерживать достаточное превосходство в воздухе, чтобы осуществлять эффективную авиационную поддержку вблизи линии фронта, а ее артиллерийские боеприпасы на исходе.
При этом защитные системы «Аллигатора» — в первую очередь комплекс бортовой обороны «Витебск» — судя по всему, показывают себя хуже, чем ожидалось. Так, во время уничтожения очередного Ка-52 из ПТРК «Стугна» оборонный комплекс, похоже, не смог ни предупредить пилотов о лазерном облучении, ни обмануть ракету с помощью помех. И такое случается часто.
Похоже, что российские вертолеты Ка-52, достаточно хорошие и современные в общем-то машины, не могут эффективно использоваться сами по себе — без хорошей разведки, оперативной связи с пехотой, которая давала бы целеуказание, без понимания, куда стрелять. Если в условиях замерших фронтов и отсутствия контратак ВСУ с их помощью можно было просто имитировать бурную деятельность, выпуская ракеты в небо, то сейчас, похоже, Ка-52 приходится оказывать реальную поддержку своей пехоте.
Читайте также
Производство боевых вертолетов Ка-52 «Аллигатор» на заводе ААК «ПРОГРЕСС» имени Сазыкина: smitsmitty — LiveJournal
?- Армия
- Производство
- Авиация
- Cancel
«Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» имени Сазыкина» — одно из крупнейших предприятий аэрокосмической промышленности России.
![](/800/600/http/kranigruz.ru/images/images/img-3_1/vertoleti-ka-52-alligator-vooruzhenie_25.jpg)
ОАО «Арсеньевская Авиационная Компания «ПРОГРЕСС» им. Н.И. Сазыкина» — авиастроительная компания, расположенная в городе Арсеньев, одно из крупнейших предприятий аэрокосмической промышленности РФ. Входит в холдинг ОАО «Вертолёты России».
1.
Авиатехника, произведенная заводом, неоднократно демонстрировалась на международных авиасалонах и выставках вооружений. ААК «Прогресс» на протяжении десятилетий тесно сотрудничал со всемирно известными конструкторскими бюро – А.С. Яковлева, О.К. Антонова, М.Л. Миля, Н.И. Камова, МКБ «Радуга».
2.
Завод начинает свою работу в 8 утра, уже в 8.30 тут негде припарковаться, ведь на заводе трудится более 6000 человек.
3.
Производственная площадь завода – 290 000 кв.м.
4.
Жители Арсеньева уже привыкли к частым полетам вертолетов над городом и даже не обращают на них внимание.
![](/800/600/http/ic.pics.livejournal.com/i_korotchenko/20427537/1557783/1557783_original.jpg)
5.
Всего на заводе расположено 30 цехов основного и вспомогательного производства. Я начинаю с литейного производства.
6.
В этом цехе установлена не имеющая аналогов в России итальянская комплексная механизированная линия для изготовления форм и заливок алюминиевого, магниевого и чугунно-стального литья.
7.
Передовая технология обеспечивает увеличение размерной точности отливок, их физических характеристик, а также позволяет изготавливать формы для магния, алюминия, стали и чугуна на одном оборудовании.
8.
До последнего времени литейные производства «Прогресса» — титановое, чугунно-стальное, алюминиевое и магниевое, были расположены в разных корпусах. Все это оборудование использовалось более 30 лет, имеет значительный износ, часть комплекса находилась в ремонте или же вообще не работала. Поэтому формы для плавки металлов приходилось изготавливать вручную путем трамбовки земляной смеси. А это очень трудоемкий процесс.
![](/800/600/http/kranigruz.ru/images/images/img-3_1/vertoleti-ka-52-alligator-vooruzhenie_24.jpg)
9.
Далее идем в механический цех программной обработки деталей площадью 1933 кв. м.
10.
Очень точные механические станки с программным управлением, предназначены для обработки крупногабаритных деталей и узлов и выполняют все операции — расточные, токарные, фрезерные.
11.
Цех программной обработки деталей ОАО «ААК «Прогресс» укомплектован станками CTX 300 Alpha-D производства немецкой фирмы DMG. Эта фирма уже поставляла на предприятие токарно-фрезерные центры, которые в настоящее время успешно работают, осваивается широкая номенклатура деталей.
12.
На этих станках обрабатываются все виды материалов, которые применяются сейчас на предприятии.
![](/800/600/http/img-fotki.yandex.ru/get/16132/156188502.76/0_22f1c2_17c44444_XXL.jpg)
13.
На заводе была создана группа, которая разрабатывает управляющие программы на новое оборудование. В нее вошли молодые перспективные и ответственные специалисты. На предприятии приобретена программа для виртуальной проверки управляющих программ «Vericut».
14.
Святая святых «Прогресса» – агрегатно-сборочный цех:
15.
Тут из тысяч деталей ваяется облик вертолета
16.
29 октября 2008 г. в городе Арсеньев Приморского края на заводе «Прогресс» началось серийное производство боевых вертолетов Ка-52 «Аллигатор»
Согласно данным из открытых источников, до 2015 года ВВС должны получить 12 машин.
18.
Разработка модернизированного двухместного боевого вертолета Ка-52 на базе одноместного Ка-50 «Черная акула» началась еще в 1994 году. 25 июня 1997 года состоялся первый полет новой машины. Но из-за финансовых трудностей ее не смогли запустить в серийное производство. Решение о начале работ было принято только после создания вертолетостроительной интегрированной группы ОАО «ОПК «Оборонпром», объединившей практически все компании, занятые в разработке и производстве российской вертолетной техники.
![](/800/600/http/war-book.ru/wp-content/uploads/2019/02/00036612-.jpg)
19.
Ка-52 может вести боевые действия днем и ночью, как в простых, так и в сложных погодных условиях, применяя все средства поражения. Командирская и разведывательная машина армейской авиации позволяет повысить эффективность групповых действий войск. Кроме того, Ка-52 может использоваться в качестве учебного вертолета для подготовки и тренировки пилотов.
20.
В процессе производства первоначальные летные характеристики Ка-52 планируют повысить за счет установки более мощных двигателей совместной разработки санкт-петербургского завода им. В.Я.Климова и ОАО «Мотор-Сич». Эти двигатели развивают мощность до 2500 лошадиных сил на взлетном и 2700 лошадиных сил на кратковременном чрезвычайном режимах.
21.
Сейчас «Прогресс» готовит к производству корабельный вариант Ка-52, Ми-34С1 – легкий вертолет, Ка-62 – средний многоцелевой вертолет.
22.
Цех окончательной сборки. Тут можно увидеть Ка-52 в почти готовом виде.
23.
Процесс постройки вертолета от изготовления первых деталей до начала проведения летных испытаний занимает порядка 9 месяцев.
![](/800/600/http/i07.fotocdn.net/s127/ddc43eea8793b9b0/public_pin_l/2883328964.jpg)
24.
Многоцелевой всепогодный боевой вертолет Ка-52 «Аллигатор» — двухместная модификация ударного Ка-50. Предназначен для решения широкого круга боевых задач днем и ночью в любое время года с применением всех средств поражения Ка-50. Это командирская машина армейской авиации, призванная повысить эффективность групповых действий боевых вертолетов.
25.
Вертолет Ка-52 соосной схемы от своего предшественника отличается расширенной носовой частью фюзеляжа и двухместной кабиной экипажа, в которой катапультные кресла пилотов расположены «бок о бок».
![](/800/600/http/war-book.ru/wp-content/uploads/2017/08/00010479.jpg)
26.
Вертолет пригоден для использования в учебном варианте. Высокие летные данные соосной машины в сочетании с уникальной маневренностью позволяют Ка-52 выполнять боевые маневры в малом объеме воздушного пространства для занятия выгодной атакующей позиции за кратчайшее время.
27.
Большое число вариантов вооружения достигается размещением на правом борту скорострельной подвижной пушки, а также на шести точках подвески под крылом в различных сочетаниях ПТУР, НАР, ракет «воздух-воздух», стрелково-пушечного оружия контейнерного типа и бомб различного калибра. По боевой мощи оружия «Аллигатор» не уступает Ка-50 и превосходит все остальные существующие боевые вертолеты. Общая масса средств поражения на подкрыльевых держателях составляет 2000 кг.
28.
Опытный прототип Ка-52 на 85% создан на базе «Черной акулы». Конструкторы постарались, чтобы потяжелевший на тонну вертолет не потерял уникальных боевых качеств Ка-50.
![](/800/600/http/ic.pics.livejournal.com/aviator_ru/19334291/708250/708250_original.jpg)
29.
Следующий этап после сборки вертолета – испытания, идем на ЛИС (летно-испытательная станция) и выясняем что полеты в этот день, к сожалению, были отменены.
Огромное спасибо пресс- службе завода за предоставленные снимки. Они тут будут для полноты картины:
30.
31.
32.
33.
34.
35.
Вот и все, идем назад на проходную и в очередной раз проходим мимо «музея под открытым небом«. Пускай тоже будет!
В 2006 г. администрацией и Думой Арсеньевского городского округа, а также руководством ААК «Прогресс» принято совместное решение о создании в Арсеньеве Дальневосточного музея авиации.
36.
В экспозиции представлена выпускаемая заводом противокорабельная ракета П-270 «Москит» — советская / российская сверхзвуковая низковысотная противокорабельная крылатая ракета с прямоточной воздушно-реактивной двигательной установкой.
ПКР «Москит», входит в состав ракетных комплексов, предназначенных для поражения надводных кораблей водоизмещением до 20 000 тонн из состава корабельных ударных группировок, десантных соединений, конвоев и одиночных кораблей, как водоизмещённых, так и на подводных крыльях и воздушной подушке в условиях современных и перспективных средств огневого и радиоэлектронного противодействия противника на дальность стрельбы от 10 до 120 км (по низковысотной траектории) и 250 км (при высотном профиле полёта).
37.
Очень интересный экспонат — вертолет Ми-24А.
38.
А вот и модификация Ми-24, более привычная глазу:) Эта техника так же использовалась в вооруженных конфликтах в Афганистане, Эфиопии, Чаде, Ираке.
39.
Всегда нравилась эта «стрекозья» морда
40.
Так же в музее был замечен еще один интересный экспонат — Аэросани Ка-30.
41.
Аэросани — механическое транспортное средство, не оснащенное трансмиссией. Оно движется за счет толкающего воздушного винта, приводимого двигателем внутреннего сгорания. Проще говоря, расположенный сзади винт, вращаясь, заставляет сани скользить на лыжах по снегу или на поплавках по воде. Обычно на аэросанях используются авиационные моторы и винты.
42.
Начиная с 20-х годов аэросани строили в СССР для освоения Севера и военных нужд. В конце 50-х изготовлено несколько десятков саней «Север-2» с использованием кабины и частей кузова автомобиля «Победа». В 1962 году на заводе «Прогресс» началась разработка аэросаней «Ка-30», в большей мере отвечавших поставленным требованиям, с применением современных для тех лет конструктивных решений. Их производство предприятие «Дальмашзавод» в Комсомольске-на-Амуре освоило в 1966-м, а ежегодный выпуск составил 25-30 машин. В производстве «Ка-30» использовались авиационные технологии, разработанные в ОКБ Н.И. Камова.
43.
И вот еще видео про вертолет Ка-52 с интернетов:
—
Спасибо за внимание!
—
-Использование фотоматериала разрешается только при моем личном согласии.
-Если вы используете фотографии в некоммерческих целях не забывайте ставить активную ссылку на мой журнал.
-Все снимки, размещенные в этом журнале, моего авторства, если не написано обратное.
-Текстовое описание объектов использовано из открытых источников
smitsmitty
Tags: ААК «Прогресс», авиа, приморье, производство, репортаж
Subscribe
Круизный сезон открылся во Владивостоке заходом лайнера Amadea
26 февраля во Владивостоке стартовал круизный сезон 2018. К причальной стенке морского вокзала первый раз в 2018 году пришвартовался круизный…
Астрономическое комбо в небе над Владивостоком
В ночь с 31 января на 1 февраля в небе произошло одновременно несколько астрономических явлений, связанных с одним небесным телом. Последняя ночь…
Навигация в бухте Золотой Рог ограничена из-за сложной ледовой обстановки
Во Владивостоке замерзла незамерзающая бухта Золотой рог – движение судов по ней ограничено.
Из-за крепких морозов акватория полностью…
Photo
Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq
Круизный сезон открылся во Владивостоке заходом лайнера Amadea
26 февраля во Владивостоке стартовал круизный сезон 2018. К причальной стенке морского вокзала первый раз в 2018 году пришвартовался круизный…
Астрономическое комбо в небе над Владивостоком
В ночь с 31 января на 1 февраля в небе произошло одновременно несколько астрономических явлений, связанных с одним небесным телом. Последняя ночь…
Навигация в бухте Золотой Рог ограничена из-за сложной ледовой обстановки
Во Владивостоке замерзла незамерзающая бухта Золотой рог – движение судов по ней ограничено. Из-за крепких морозов акватория полностью…
Mediabakery — Фото StockTrek Images
Товар в корзине
Посмотреть корзину
Мои коллекции
Добавить в коллекцию Боевой вертолет Ка-52 «Аллигатор» ВВС России.
Поделиться этим изображением
Товар в корзине
Стандартные лицензии без лицензионных отчислений
Неограниченное количество расширенных лицензий
Лицензия на 10 пользовательских мест, неограниченная печать
Лицензия на неограниченное количество мест $99
Товары для перепродажи 250 долларов
или Подпишитесь и
Экономьте по-крупному на этом фото!Вы уже приобрели это фото
Вам нужно обновить этот размер? Добавьте новый размер в корзину или повторно загрузите фото.
Для скачивания доступен следующий размер
XL 5024x3350px | 16,7 x 11,2 дюйма при разрешении 300 точек на дюйм 90 005Фото :: Боевой вертолет Ка-52
html>
Фото :: Боевой вертолет Ка-52
| ||||||||||||||||||||||||||||||
|
|