Все китайские танки / Библиотека / Арсенал-Инфо.рф
Экспериментальный танк «Jaguar»
Середина 1970-х годов ознаменовалась стабилизацией взаимоотношений между Китаем и США. В 1972 году визит в Китай нанес американский президент Р. Никсон. В следующем году страны обменялись дипломатическими миссиями высокого ранга, в 1979 году президент Дж. Картер объявил о формальном дипломатическом признании КНР.
Следствием этого стало стремительное увеличение американо-китайской торговли и сотрудничества. Ряд американских фирм, с одобрения своего правительства, решили передать Китаю некоторые военные технологии, способные подстегнуть развитие китайской промышленности. В области танкостроения результатом стало начало работ по совместному проекту основного боевого танка «Jaguar», который с середины 1980-х годов создавался на базе Туре 69 с участием фирм «Textron Marine» и «Land Systems». Поскольку машина предназначалась для экспортных поставок в страны «третьего мира», то ее постарались сделать максимально дешевой.
Шасси предоставила китайская сторона, а американцы взяли на себя монтаж верхней части корпуса, башни и двигателя.
Танк «Jaguar».
В конструкции корпуса длину которого в сравнении с Type 69-I, несколько увеличили, широко использовали комбинированное бронирование. Дополнительную защиту получили моторно-трансмиссионное отделение и топливные баки. Толще стала и бортовая броня. На лоб корпуса также добавили два дополнительных броневых листа. К сожалению, автору не удалось найти информации, разместили ли их непосредственно на «старой» бронекорпуса или же установили на определенном расстоянии, заполнив полость каким-либо третьим материалом. В любом случае уровень защищенности танка в лобовой проекции существенно вырос.
В отличие от исходного образца, башня, разработанная компанией «Cadillac Gage» на основе боевого модуля легкого танка Stingray, представляла сварную конструкцию из плоских броневых листов различной толщины, расположенных под рациональными углами наклона. В лобовой части также применили комбинированное бронирование. Боевое отделение оборудовали вращающимся поликом. «Американское» происхождение башни привело к тому, что в нарушение сложившихся в Китае традиций, расположение экипажа копировало стандарты НАТО: командир с наводчиком размещались справа, а заряжающий слева от орудия.
В качестве основного вооружения установили стабилизированное в двух плоскостях 105-мм нарезное орудие М68 (лицензионную копию британской Royal Ordnance L7A3) с коротким откатом.
Пушка имела эжекционную продувку ствола и оснащалась термоизолирующим кожухом. Механизмы наводки — электрогидравлические, но в случае выхода их из строя предусматривался переход на ручное наведение. Углы вертикальной наводки находились в диапазоне от -4° до +17°. Боекомплект орудия состоял из 34 унитарных выстрелов. Дополнительное вооружение состояло из спаренного с пушкой 7,62-мм пулемета с боекомплектом в 3500 патронов и 12,7-мм зенитного пулемета Browning М2НВ (600 патронов), причем его турель располагалась над люком командира.
Систему управления оружием DFCS практически без изменений позаимствовали с легкого танка Stingray. В ее состав входили интегрированный в прицел наводчика лазерный дальномер, тепловизионные приборы ночного видения и баллистический вычислитель. Учитывались следующие считываемые с датчиков параметры: угол наклона цапф орудия, температура воздуха и заряда, ветер, тип боеприпаса и угловая скорость цели.
Перечисленные мероприятия повлекли увеличение массы машины до 42 т, поэтому для сохранения достойной подвижности пришлось доработать силовую установку. На танк установили дизельный двигатель 8V-92TA V8 американской фирмы «Detroit Diesel» мощностью 750 л.с. Он устанавливался в едином блоке с автоматической трансмиссией Allison XTG-411 (четыре передачи вперед и две — заднего хода) и мог быть заменен в полевых условиях за 50–60 минут. Запас топлива составлял приблизительно 1000 л.
Подвеска применительно на один борт включала пять опорных катков большого диаметра, полностью идентичных таковым Туре 69, два поддерживающих ролика и ведущее колесо заднего расположения.
Предполагалось, что стоимость одного танка «Jaguar» составит для покупателя примерно 2,4 млн долларов. В 1988 году приступили к сборке первых двух прототипов. Американцы прислали две готовые башни, но вскоре прекратили свое сотрудничество с Китаем. После событий, произошедших в 1989 году на площади Тяньаньмэнь, администрация США наложила запрет на военное сотрудничество с Китаем, который самостоятельно достроил оба прототипа и подверг их испытаниям. Для замены американской башни китайская фирма СМЕС попыталась создать боевой модуль собственной конструкции, но потерпела неудачу. Проект закрыли, а военно-техническое сотрудничество Китая и США с тех пор не возобновлялось.
Тактико-технические характеристики танка «Jaguar»
Компоновочная схема — классическая.
Боевая масса, т — 42,0.
Экипаж, чел — 4.
Основные размеры, мм:
— длина с пушкой вперед — 9600.
— длина по корпусу — около 6000.
— ширина — 3270.
— высота полная — 2630.
— клиренс — 425.
Удельное давление на грунт, кг/см2 — 0,98.
Бронирование, мм:
— лоб корпуса — ?
— борт корпуса — ?
— лоб башни — ?
— борт башни — ?
— крыша — ?
Вооружение (боезапас, выстр.):
— 105-мм нарезная пушка М68 — 1 (34).
— 7,62-мм пулемет М240C — 1 (3500).
— 12,7-мм зенитный пулемет Browning М2НВ — 1 (600).
Углы вертикальной наводки орудия, град — -4…+17.
Стабилизация вооружения — двухплоскостная.
Механизм заряжания — ручной.
Подвижность:
— тип и марка двигателя — дизельный 8V-92TAV8.
— количество цилиндров (их расположение) — 8 (V-образное).
— максимальная мощность, л. с — 750.
— удельная мощность, л. с./т — 17,86.
— максимальная скорость, км/ч — 55.
— емкость топливных баков, л — около 1000.
— запас хода, км — 540.
Преодолеваемые препятствия:
— подъем, град — 35.
— крен, град — 30.
— ров, м — 2,7.
— стенка, м — 0,8.
— брод, м — 1,4.
Опытный танк «Jaguar» (Китай — США. 1988 — 1990 год).
В середине 1970-х годов отношения между Китаем и Соединенными Штатами Америки стабилизировались, а к концу десятилетия страны наладили полноценные дипломатические отношения. В то время Вашингтон рассматривал Китай не как конкурента, но как некую «буферную страну» между СССР и США. В долгосрочной перспективе американцы надеялись поспособствовать превращению Китая в мощную страну, которая могла бы оттянуть от них часть внимания Советского Союза. Решать эту задачу планировалось не только дипломатическими, но и экономическими методами. Среди прочего США планировали передать Китаю ряд технологий, в том числе и оборонных, которые могли бы подстегнуть развитие китайского вооружения. К передаче предлагались не самые продвинутые технологии, однако и они могли изменить баланс сил в Евразии. Результатом именно такой политики стало появление первого и последнего на данный момент совместного проекта в области бронетехники. США и Китай сообща начали глубокую модернизацию среднего танка «Тип 69» и его дальнейших модификаций, представлявших собой китайский вариант советских бронемашин Т-55. Перспективный основной боевой танк получил название «Jaguar». Планировалось, что этот танк будет поставляться только на экспорт, что значительно повлияло на его облик. От китайской стороны в проекте участвовала компания CMEC, Соединенные Штаты представляла фирма Cadillac Gage …
В середине 1980-х годов на базе танка «Тип 69-I» разработка нового танка началась. В начале 1989 года «Кадиллак Гейдж» и китайская корпорация СМЕС официально объявили о завершении его разработки. К этому времени были изготовлены две машины, а в 1990 году закончились их испытания. Шасси предоставил Китай, а монтаж верхней части корпуса, башни, двигателя проводили американцы.Поскольку задачей было создание сравнительно дешевого танка для экспортных поставок, китайские конструкторы взяли за основу шасси танка «Тип 69», который фактически представлял собой модификацию «Типа 59». Общие моменты конструкции шасси остались прежними, но она претерпела определенные изменения. К примеру, для повышения уровня защиты было добавлено несколько новых бронелистов. Борта корпуса «Ягуара» стали немного толще, чем у «Типа 69», а на лоб корпуса были добавлены два дополнительных листа.
К сожалению, неизвестно, как именно их разместили: непосредственно на «родной» броне корпуса или на определенном расстоянии от нее с заполнением полости неким третьим материалом. Так или иначе, уровень защиты лобовой проекции заметно вырос. Интересной чертой нового бронирования стал его внешний вид. Благодаря гладкому «зализанному» лбу корпуса и оригинальным бортовым экранам новый танк внешне отличался от других бронемашин и выглядел, что называется, футуристически. На разных изображениях прототипов нового танка бортовые экраны имеют разные очертания, а их внешний вид позволяет предполагать применение как резиновых и резинометаллических, так и только металлических панелей. Однако на более поздних изображениях длинномерные металлические детали отсутствуют, а вместо них используются цельнорезиновые детали.
Согласно техническому заданию на проект, боевая масса нового танка должна была равняться 41-42 тоннам. Это было больше, чем у исходного «Типа 69» и поэтому пришлось доработать силовую установку. Вместо китайской копии дизеля В-55 на Jaguar решили устанавливать дизель Detroit Diesel 8V-92TA мощностью 750 л.с. Использование этого мотора, несмотря на возросшую боевую массу танка, сулило небольшое, но повышение ходовых качеств. Согласно расчетам, «Ягуар» смог бы разгоняться на шоссе до 55-60 км/ч и преодолевать на одной заправке до 550 км. Ходовая часть танка Jaguar почти полностью аналогична соответствующим агрегатам машины «Тип 69». Она имела по пять опорных катков на борт, направляющие и ведущие колеса. Опорные катки устанавливались на торсионной подвеске с применением гидропневматической амортизации. Примечательно, что ходовая часть танка «Ягуар» сохранила характерный признак всех машин, созданных на базе советского Т-55 – зазор между первой и второй парой опорных катков. Опорные катки получили новый резиновый бандаж, а гусеницы – резинометаллический шарнир. Компания Cadillac Gage разработала башню для «Ягуара» на базе готового боевого модуля от легкого танка Stingray. Основным оружием танка стало нарезное орудие M68 калибра 105 миллиметров, представлявшее собой лицензионную копию британской пушки L7. Внутри боевого отделения удалось разместить 34 унитарных выстрела для пушки. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемет, а на башне предусмотрели зенитный пулемет калибра 12,7 миллиметров. Выбор типа вспомогательного оружия оставили за заказчиком. Вне зависимости от него, ящики для боеприпаса позволяли перевозить до 3500 патронов для спаренного пулемета и до 600 для зенитного. Пушка и спаренный пулемет могли наводиться по вертикали в пределах от -4 до +17 градусов. Горизонтальная наводка – круговая.
Наведение пушки осуществлялось при помощи электрогидравлической системы с двухплоскостной стабилизацией. Система управления оружием DFCS почти без изменений была заимствована с легкого танка Stingray. Командир и наводчик располагали несколькими прицелами, в том числе и ночными, лазерным дальномером и баллистическим вычислителем. Широкое использование в «Ягуаре» агрегатов и аппаратуры «Стингрея» было обусловлено тем фактом, что оба этих танка изначально делались для продажи третьим странам. Разработка башни с использованием американских наработок привела к интересному изменению в области рабочих мест экипажа. На китайских танках того времени командир и наводчик располагались слева от пушки, заряжающий – справа. На танке Jaguar, как и на «Стингрее», рабочее место заряжающего разместили слева от казенника орудия, а наводчик и командир работали справа от него. Поскольку бронированное шасси создавалось на основе танков «Тип 59» и «Тип 69», отделение управления осталось на прежнем месте: слева от продольной оси. Для того чтобы заинтересовать потенциальных покупателей, CMEC и Cadillac Gage предусмотрели возможность замены тех или иных электронных систем на аналогичные. Предполагалось, что в таком случае любой покупатель сможет заказать танки с необходимым составом оборудования. По состоянию на конец восьмидесятых годов один экземпляр танка Jaguar, вне зависимости от конкретного состава оборудования, обошелся бы покупателю в 2,4 миллиона долларов.
Ориентировочно в 1988 году началось строительство первых двух прототипов нового танка. Американские участники проекта прислали две готовые башни, но вскоре вышли из проекта. В 1989 году, после событий на площади Тяньаньмэнь, руководство Соединенных Штатов запретило любые отношения с Китаем в военно-технической сфере. Согласно этому указу, компания Cadillac Gage отказалась от продолжения сотрудничества. В дальнейшем Китай самостоятельно достроил оба прототипа и провел их испытания. Ожидаемые характеристики полностью подтвердились, хотя обнаружились и недостатки. Китайская фирма CMEC в течение некоторого времени пыталась создать собственный боевой модуль для нового танка и представить его для продажи, но не смогла сделать даже копию американской башни. Из-за отсутствия подходящей башни и невозможности дальнейшего развития, проект основного танка Jaguar был закрыт. Военно-техническое сотрудничество Китая и США, а тем более создание совместных проектов, более не возобновлялось.
Боевая масса, кг 42000
Экипаж, чел. 4
Основные размерения, мм:
— Длина по корпусу (с пушкой вперед) нет данных (9600)
— Ширина 3270
— Высота 2630
— Клиренс 425
— База х Колея 3840 х 2855
Среднее удельное давление на грунт, кг/кв.см 0,98
Вооружение (боезапас, выстрелов):
— 105-мм нарезная L7/М68 (34 выстрела)
— 7,62-мм пулемет М240С (3500 патронов)
— 12,7-мм зенитный пулемет М2НВ (600 патронов)
Углы вертикального наведения, град. от -4 до +17
Стабилизатор вооружения двухплоскостной
Механизм заряжания нет
Средства постановки дымзавесы 2х6 гранатометы
Тип и марка двигателя дизель «Detroit Diesel»
Максимальная мощность, л.с. 750
Удельная мощность, л.с./т 17,86
Максимальная скорость, км/ч: 55-60
Запас хода, км 500-550
Преодолеваемые препятствия:
— ров, м 2,7
— стенка, м 0,8
— брод, м 1,4
Источники : http://otvaga2004.ru , https://topwar.ru
Jaguar был совместным китайско-американским проектом основного боевого танка. в 1980-х годах с целью модернизации танка Тип 59 и его варианты. С политической точки зрения такое предприятие было бы практически невообразимо, если бы не китайско-американское Политика «разрядки», установленная в XIX в.70-е годы. Цель этого политика заключалась в том, чтобы лучше стабилизировать глобальный баланс сил, превращение Китая в своего рода «буферное государство» между США и СССР. Среди прочего, это касалось передачи военные технологии США в Китай; Jaguar был частью этого наследия. Разработка Jaguar началось где-то в середине 1980-х и формально объявлено в конце 1988 года. Двумя основными участниками были Cadillac Gage в США, а Китайская национальная компания по импорту и экспорту машин и оборудования Корпорация в Китае. Хотя Ягуар уже был полностью планируется к середине 1989, политические последствия площади Тяньаньмэнь Square Massacre вынудила команды США и Китая расстаться, и Китай явно потерял интерес к проекту. Неустрашимый, Кадиллак Гейдж продолжил разработку Jaguar в одиночку, наконец объединив корпус и башня в октябре 1989 г. Хотя это разработка увенчалась полным успехом (несмотря на политическое суматоха, которая его потрясла) заказы на Ягуары никогда не размещались. перенасыщенный рынок подержанных танков после холодной войны, часто видя полностью исправных танков, проданных по цене металлолома, фактически обрекли проект. В своем сборки, Jaguar был столь же запутанным, как и проект, который породил его, будучи китайским танком, модернизированным по американским технологиям, на основе на танке, разработанном в Советском Союзе (т. Т-55, который Тип 59 был лицензионной копией), и изначально вооружен основным орудием разработана в Британии. V12 заменен дизельный двигатель, обычно ассоциируемый с вариантами Т-55. с двигателем Detroit Diesel 8V-92TA V8 мощностью 750 л.с. тот же двигатель, что и в Cadillac Gage морской скат легкий танк, но с новой гидравлической системой охлаждения). силовой агрегат соединен с автоматической коробкой передач Allison XTG-411, с 4 передними и 2 задними скоростями. Подвеска Ягуара такая же торсионная система от Т-55/Тип 59, хотя Кадиллак Gage также предложил модернизацию гидропневматической торсионной подвески. Его стальные гусеницы также являются стандартными для Type 59, но ходовая часть состоит из нескольких различных компонентов, в частности барабанного типа. опорные колеса с резиновыми накладками. Вооружение состоит из нарезной 105-мм пушки М68 со спаренным с ней 7,62-мм автоматом пушка и 12,7-мм Пулемет M2HB на крыше. Основное орудие и спаренная пушка полностью стабилизирована, и, как и у большинства вариантов Т-55, 34 везут патроны. Точный качества брони Ягуара засекречены, хотя ее легко гораздо лучше защищен, чем большинство вариантов Т-55. Другое примечательное функции защиты включают автоматическое возгорание углекислого газа система пожаротушения, противоосколочные подбойники, бронированный боеукладок, положения для ERA и несколько дополнительных систем NBC (включая системы избыточного давления). Оптика и электроника на Jaguar были существенно улучшены по сравнению с Тип 59а так же с пассивными тепловизионными прицелами цифровой огонь компьютер управления, система управления огнем Jaguar — та же модель используется на Cadillac Gage Stingray. Предлагаемый Цена Jaguar составляла 2,4 миллиона долларов. Было два разных прототипа Jaguar, но никаких других вариантов известны.
|
Время, когда Китай и Америка сотрудничали в создании танка
Еще одним странным танком, разработанным во время холодной войны, был Jaguar, совместный китайский и американский проект 1980-х годов, предназначенный для модернизации Type 59. Неудивительно, что политическая ситуация в время усложнило разработку танка, но прототип был завершен. Готовая машина выглядела как странная комбинация Т-55, «Леопарда» и «Абрамса».
Идея объединения сил США и Китая в 1980-х годах кажется безумной, но это действительно произошло благодаря деятельности президента Никсона, начавшего в 1970-х период разрядки между США и Китаем. Две страны работали вместе, поскольку у них был общий враг: Советский Союз.
По иронии судьбы, танк, который две страны собирались построить вместе, был основан на советской конструкции.
В то время Китай обладал огромной армией, но снабженной устаревшей техникой и вооружением. Jaguar был частью попытки Китая изменить это.
Сотрудничество США и Китая
В середине 1980-х Cadillac Cage и Китайская национальная корпорация по импорту и экспорту машин и оборудования (или CMC) начали работу над этим новым танком. В основу танка лег Type 59, почти идентичная китайская копия советского Т-54.
10 000 Type 59 были построены Китаем и составляли основную часть их бронетанковых войск. Однако, поскольку базовое шасси машины было разработано в 1940-х годах, Type 59 сильно устарел по сравнению с новейшими основными боевыми танками (ОБТ).
Танки Тип 59, участвовавшие в параде в честь 10-го Национального дня КНР в 1959 году (Общественное достояние / Википедия)Но это шасси было прочным, адаптируемым, надежным и доступным в большом количестве, поэтому оно послужило основой для Jaguar. Западные технологии использовались для дополнения и обновления конструкции, в то время как дешевые производственные возможности Китая покрывали его производство.
Проект никогда не предназначался для производства ведущего в мире ОБТ, который мог бы сравниться с такими машинами, как Challenger I, Abrams и Leopard, а вместо этого танк, который мог бы справиться с большинством угроз на поле боя по низкой цене.
Ожидаемая цена Jaguar составляла около 1 миллиона долларов, что значительно меньше, чем что-то вроде M1A1 Abrams, который в то время стоил около 4 миллионов долларов. «Ягуар» не мог сравниться с этими модернизированными современными ОБТ в бою один на один, но Китай хотел количества, и четыре «Ягуара» на каждый «Абрамс» были цифрой, которой они были довольны.
Получите удовольствие от затраченных средств
Китайский модернизированный ОБТ Тип 59 «Ягуар» pic.twitter.com/Gw1CHn3YDp
— Цезарь (@Ninja998998) 19 октября, 2018
Возможно, Jaguar и был дешевым, но все же это был очень боеспособный танк, причем практически все важные аспекты базового Type 59 были улучшены. Он был вооружен китайской версией американской 105-мм нарезной пушки M68, которая сама по себе является американской копией легендарной британской L7. Это орудие является самым успешным танковым орудием Великобритании и использовалось на многих танках во время холодной войны, таких как Leopard, M48 Patton, M60, Centurion и даже на ранних M1 Abrams. Он все еще находится в эксплуатации сегодня.
Еще одна ирония заключается в том, что британцы разработали L7 в 1950-х годах как прямой ответ на Т-54, основу для Type 59. Танк мог поставляться с дополнительным пулеметом калибра .50 на крыше.
Важной особенностью была полная стабилизация основного орудия и система управления огнем, чего очень не хватало на Type 59 (ранние модели полностью отсутствовали со стабилизированным орудием). Jaguar имел лазерный дальномер и использовал ту же британскую систему управления огнем, что и на легком танке Cadillac Cage Stingray, что давало ему возможность вести огонь на ходу по другим движущимся машинам.
Для работы в ночное время Jaguar также был оснащен системой ночного видения с усилением изображения.
Компоновка была такой же, как и у базовой машины, с двигателем сзади, тремя членами экипажа в башне и водителем спереди. Броневая защита осталась такой же, как у Type 59, но была усилена щитом из разнесенной брони, что придавало Jaguar внешний вид, схожий с танками с композитной броней.
Все эти изменения увеличили массу танка с 40 тонн до более чем 45, поэтому вместо него был использован 750-сильный (заявления о мощности) Detroit Diesel, что привело к улучшению отношения мощности к весу. Его подвеска была такой же, как у Type 59.s, но Cadillac Cage предложил модернизацию гидропневматической торсионной подвески.
Ягуар, который никогда не ездил
Ягуар Type 59 в действии (Фото предоставлено общественным достоянием)Проект продвигался быстро, так как он был в основном построен из ранее существовавших компонентов. К октябрю 1989 года законченный автомобиль проходил испытания в США и, очевидно, оказался фантастическим автомобилем для своего класса.