Содержание

Первая мировая война

Техника Первой мировой на фото

Машины убийства и выживания: техника Первой мировой

Война всегда способствовала развитию техники, и Первая мировая не стала исключением. К моменту начала этого конфликта развитие орудий убийства и разрушения и так достигло небывалых высот, а война дала еще один толчок увеличению мощи и разнообразия применяемого оружия. Некоторые его виды стали впервые широко использоваться именно во время Первой мировой, а какие-то и вовсе только возникли во время войны. Параллельно развивались технические средства, обеспечивающие жизнь военнослужащих на фронте. ИТАР-ТАСС собрал фотографии всевозможной техники времен Первой мировой, которая помогала людям убивать и выживать.

Первые танки

«Чан. Осторожно. Петроград»: рождение танка

Во время Первой мировой войны появился новый участник боевых действий, без которого теперь нельзя представить себе ни один военный конфликт – танк. Его появление было связано с тем, что развитие атаки отстало от развития обороны, и существовавшее тогда оружие уже практически не позволяло прорвать более-менее укрепленные позиции. Именно это стало в 1914 году главной причиной перехода к позиционной войне. Первоначально решить эту проблему пытались с помощью артиллерии, но она оказалась малоэффективной, так как на время артподготовки противник мог укрыться в подземных убежищах и после ее окончания вновь занять свои, пусть и разрушенные, позиции. А имея пулеметы, на тот момент было возможно отразить атаку почти любого числа пехотинцев. (Забегая вперед, можем сказать, что первый проект британского танка так и назывался – «гусеничный истребитель пулеметов».) Задача перед военными инженерами обеих противоборствующих сторон была одинаковой: найти способ защиты идущих в атаку войск.

Решение, как это часто бывает, одновременно нашли два человека – британец Суинтон и француз Этьен. Оба они по сути вернулись к идее средневековых лат, с тем лишь отличием, что латы, достаточные для того, чтобы остановить пулю, человек был носить не в состоянии, поэтому в них нужно было одеть машину.

Французские бронеавтомобили и британская кавалерия. 1914 год
© National Library of Scotland

Здесь возникла новая проблема. Автомобили и бронеавтомобили уже существовали, но они были не в состоянии не то что прорывать оборонительные укрепления, но и просто двигаться по пересеченной местности. Суинтон и Этьен нашли решение в одной и той же машине – поставлявшемся и в Великобританию, и во Францию американском тракторе «Холт».

Но здесь Суинтон оказался расторопнее больше чем на год: свой проект «гусеничного истребителя пулеметов» он отправил в военное министерство в самом начале войны – 20 октября 1914 года, а Этьен написал главнокомандующему Жозефу Жаку Сезеру Жоффру лишь 20 декабря 1915-го. Справедливости ради стоит заметить, что еще в 1913 году поручик австро-венгерских железнодорожных войск Бурштынь представил в военное министерство своей страны проект вполне работоспособного «истребителя пулеметов», но какой-то «дальновидный» чиновник поставил на проекте резолюцию «Человек сошел с ума…»

В России во время Первой мировой также разрабатывался собственный танк. Это был оригинальный двухместный «Вездеход» инженера Александра Пороховщикова. Машина была во многих отношениях удачной, что подтвердили испытания: она легко преодолевала вертикальные стенки, у нее была удобная коробка передач, и она развивала скорость, которая и не снилась британскому «Вилли» — 40 км/ч. У «Вездехода» был лишь один недостаток: его гусеница (кстати, единственная), была резиновой, и когда война перешла в позиционную стадию, маленький танк с хрупкой гусеницей оказался непригоден для преодоления многочисленных рядов проволочных заграждений. Пороховщиков получил заказ на разработку более мощного «Вездехода – 2», но на дворе уже был январь 1917 года. Едва ли нужно говорить, что стало с его проектом. Сам инженер, который был еще и летчиком и предпринимателем-самолетостроителем, в конце 1940 года был обвинен в шпионаже и антисоветской деятельности и полгода спустя расстрелян

© Репродукция Фотохроники ТАСС

Как бы то ни было, первенство в разработке «истребителя пулеметов» захватили британцы. Опуская перипетии испытаний опытных образцов и разногласий разработчиков, перейдем сразу к итоговому варианту, который был готов к концу 1915 года. Основной отличительной чертой новой машины от ее прародителя – трактора – стали гусеницы, охватывающие корпус по периметру.

Машина, получившая на стадии разработки имя «Большой Вилли» (был и «Маленький Вилли», но он проиграл конкуренцию более крупному собрату), была покрыта листами брони толщиной чуть более чем в сантиметр. На тот момент такую броню не могла пробить ни одна пуля. Основное отличие «Вилли» от танков современной конфигурации заключалось в том, что его вооружение располагалось не в башне сверху, а в боковых выступах корпуса, которые назывались спонсонами. Это были либо пять пулеметов (тогда танк назывался «Самкой»), либо три пулемета и две 57-миллиметровые морские пушки (тогда он становился «Самцом»). «Вилли» имел двигатель мощностью 105 лошадиных сил (как, например, у Ford Focus с объемом двигателя 1,6) и мог развивать максимальную скорость в 6 км/ч. На деле за час по пересеченной местности «Вилли» проходил два-три километра. Экипаж состоял из восьми или девяти человек, из которых четыре занимались исключительно управлением машиной.

«Вилли» очень неуклюже поворачивал: для того, чтобы повернуть направо, стопорили правую гусеницу, для поворота налево – соответственно, левую. Но так можно было сделать только незначительный поворот, потому что водитель имел доступ к управлению лишь первыми двумя передачами. Чтобы сделать по-настоящему крутой вираж, он жестами (внутри «Вилли» из-за грохота не было слышно даже крика) указывал своим помощникам номера третьей или четвертой передач, и каждый из них выставлял нужную на свою гусеницу. У самых первых «Вилли», получивших маркировку Mk-I, для поворотов сзади также были приделаны два колеса, действовавшие по принципу корабельного руля, но они не приносили никакой пользы, и на следующих моделях от них отказались.

Новую машину продемонстрировали и испытали в феврале 1916 года. Она была признана удовлетворяющей ожиданиям, и правительство разместило заказ на производство первых ста «истребителей пулеметов».

Тогда же возникло слово «танк», которым в итоге стали называть не только Mk-I, но и всех его собратьев, причем, как ни странно, здесь не обошлось без «российского следа». Tank по-английски – это всего лишь «чан» или «цистерна». Такой эвфемизм был придуман для защиты новой разработки от внимания немецких шпионов. Укрытые для транспортировки брезентом машины действительно напоминали цистерны, и британцы запустили слух, что эти цистерны изготовлены по заказу российского правительства и предназначены для отправки в Петроград. На каждом брезенте старательно выводили мелом по-русски: «Чан. Осторожно. Петроград». В итоге слово tank прижилось в английском и русском языках, тогда как для немцев танк – это Panzer, то есть «бронированный», а для французов – char – «повозка».

Британский Mk валит дерево перед танковой атакой под Камбре. Ноябрь 1917 года

© AP Photo

Пора вступить в бой настала для танков 15 сентября 1916 года. Произошло это на реке Сомма на севере Франции. В тактическом отношении все говорило против танковой атаки: землю развезло от дождей, и танки рисковали увязнуть в ней, да и количество машин оставляло желать лучшего – их было всего несколько десятков, тогда как для полноценного прорыва необходимы были сотни машин (в ноябре 1917 года прорвать фронт под Камбре не смогут почти 400 британских танков). Но британский главнокомандующий Дуглас Хейг, и сам не доверявший танкам, исчерпал уже все возможности для наступления и решился на отчаянный шаг.

Кто-то в первой линии окопов истерически крикнул, что явился дьявол, и это слово разнеслось по позициям с огромной быстротой. — Очевидец о первой в истории танковой атаке на Сомме

Ночью на передовые позиции выдвинулись 49 танков. Цели достигли 32 из них – еще 17 либо заглохли, либо застряли по дороге. На рассвете эти 32 танка и пошли в первую в истории танковую атаку. Немецкие солдаты, никогда прежде не видевшие ничего подобного, в панике бросали оружие и бежали. Очевидцы сообщали, что некоторые из немцев пытались сдаваться танкам в плен. За танками следовала английская пехота. Первая линия немецкой обороны была взята практически без потерь. Но к девяти часам утра запас горючего в танках стал подходить к концу, экипажи вынуждены были прекратить атаку и возвращаться на базу, и наступление на этом, по сути, закончилось.

Из 32 танков, пошедших в атаку на Сомме, в расположение самостоятельно возвратились 18. Почти все участвовавшие в атаке танкисты были ранены в голову осколками пуль, залетавшими в незащищенные смотровые щели. Однако несмотря на все это генерал Дуглас Хейг почти сразу после этой атаки послал в Лондон телеграмму с требованием к правительству заказать еще тысячу таких машин.

В Первой мировой войне успели принять участие еще множество танков: несколько моделей Mk, английские «Уиппеты», французские «Шнейдеры» и «Сен-Шамоны», немецкие A7V. Все они, за исключением, пожалуй, «Уиппета» были очень неудачными, да и «Гончую» (так переводится с английского слово whippet) нельзя было назвать прорывом в деле танкостроения. Таким прорывом ближе к концу войны стал танк FT-17, разработанный Луи Рено – тем самым, который основал названную его именем автомобильную компанию. Но в истории все-таки навсегда остался неуклюжий Mk-I, просто потому, что он был первым.

Химическое оружие

Каждый тринадцатый: химическое оружие на фронтах Первой мировой

Конвенции, запрещающие применение химического оружия, были приняты на международных конференциях в Гааге еще в 1899 и 1907 годах. Однако с началом Первой мировой войны они были забыты, причем не только Германией, как полагают некоторые: российские войска, например, тоже применяли химическое оружие, в частности, во время Брусиловского прорыва.

Немцы впервые попытались применить химическое оружие в феврале 1915 года против российских войск в районе Варшавы. Однако хлор, который они использовали, не принес ожидаемого эффекта из-за установившихся сильных морозов.

Академик Николай Зелинский в 1950 году
© Фотохроника ТАСС

В апреле того же года немцы применили хлор уже на Западном фронте, севернее бельгийского города Ипр. Туда были доставлены шесть тысяч баллонов, в которых содержались 180 тонн газа. Эта атака оказалась успешной, и британское и французское командования в тот же день начали обеспечение своих солдат простейшими средствами защиты – в первую очередь, марлевыми повязками, которые вскоре были заменены на противогазы, причем лучшим считался российский угольный противогаз, разработанный в том же 1915 году профессором Московского университета Николаем Зелинским.

А два года спустя, 12 июля 1917 года все под тем же Ипром немцы применили уже другое химическое оружие – темно-коричневую жидкость с запахом горчицы, испарения которой так и называли – горчичный газ, но после этого дня их стали называть ипритом. Это оружие в тот день унесло жизни 90 тыс. британских и французских солдат.

Спектр применявшихся во время Первой мировой отравляющих веществ не ограничивается хлором и ипритом. В разное время и на разных фронтах противники применяли фосген, дифосген, хлорпикрин, хлорацетофенон, люизит и адамсит. В общей сложности воюющие страны израсходовали за годы Первой мировой более 125 тыс. тонн отравляющих веществ, а число солдат, погибших от отравления, достигло миллиона человек, то есть каждый тринадцатый погибший был убит именно химическим оружием.

Империя Круппов

Крупп — фамилия немецкого оружия

Берта Крупп перед портретом своего покойного мужа Густава Круппа. 3 февраля 1951 года
© AP Photo/Jaeger

Основателем династии немецких промышленников, на протяжении столетия снабжавших германскую армию артиллерией, был Фридрих Крупп (1787-1826), построивший в городе Эссен в Рурской области на западе Германии сталелитейный завод. Его сын Альфред (1812-1887) в 1847 году изготовил первое небольшое орудие, а уже в 1856 году фирма получила военные заказы из Египта, в 1861 году – из Бельгии, а в 1863 – из России. Тогда же, в 1860-х годах Альфред Крупп приобрел угольные шахты и рудники, и его фирма превратилась в промышленную империю. На момент его смерти эта империя поставляла оружие уже в 46 стран. Продолжателями дела Альфреда Круппа стали его сын Фридрих Альфред (1854-1902) и внучка Берта (1886-1957), в честь которой была названа серия гигантских пушек, выпускавшихся в Первую мировую.

Берта вышла замуж за Густава фон Болен унд Хальбаха (1870-1950), который стал еще одним достойным наследником и продолжателем дела Круппов. 

Густав Крупп

Тюремное фото Альфрида Круппа

Именно при Густаве и Берте империя Круппов в годы Первой мировой войны стала крупнейшим поставщиком вооружений германской армии. По окончании Первой мировой по условиям Версальского мирного договора более половины производств империи Круппов должны были быть демонтированы. Густав попытался противодействовать этому и в 1923 году был приговорен к 15 годам лишения свободы, однако на деле провел в тюрьме лишь семь месяцев.

Альфрид Крупп (в центре) на Нюрнбергском процессе
© AP Photo

С приходом к власти в Германии нацистов заводы Круппов вновь заработали на полную мощность. Старший сын Густава и Берты Альфрид (1907-1967) в 1938 году вступил в НСДАП. В 1943 году Гитлер издал так называемый Закон Круппа, по которому концерн объявлялся исключительной семейной собственностью. Широко известно, что во время Второй мировой на заводах Круппов использовался труд заключенных концлагерей.

В 1948 году за использование рабского труда Нюрнбергский трибунал приговорил Альфрида Круппа фон Болен унд Хальбаха к 12 годам лишения свободы, однако в 1951 году он был амнистирован и ему даже вернули часть предприятий, которые были переведены на производство станков и оборудования для тяжелой промышленности.

После смерти Альфрида в 1967 году имущество концерна было передано его благотворительному фонду. В конце XX века концерн Круппов объединился с концерном «Тиссен» (правильнее «Тюссен», Thyssen AG) в предприятие ThyssenKrupp AG, которое по сей день является одним из крупнейших в мире производителей стали и оборудования.

«Большая Берта» под Ипром во время Первой мировой войны
© AP Photo

«Большая Берта»

На самом деле циклопические пушки этой серии, изготовленные на заводах Круппа для германской армии, назывались «Толстая Берта» («Dicke Berta»). Они были названы в честь дочери Фридриха Альфреда Круппа. Это были 420-милиметровые мортиры со стволами длиной более пяти метров, весившие почти по 43 тонны. «Берты» стреляли снарядами массой от 810 до 1160 килограммов на расстояние почти в 10 километров. Применяли их в основном на бельгийской территории: «Берты» бомбили Льеж, Антверпен и Ипр. Впрочем, работали они и под Верденом и на Восточном фронте. По разным данным, в общей сложности было изготовлено от двух до семи таких орудий.

100 лет назад завершилась битва на Сомме — РТ на русском

18 ноября 1916 года на северо-западе Франции у реки Сомма закончилось одно из крупнейших сражений Первой мировой войны. Начиная с 1 июля, с обеих сторон погибло около 1 млн человек: французов, англичан, немцев. RT рассказывает о наиболее значительных эпизодах битвы, о роли авиации и самом раннем в истории боевом применении танков, а также о том, какое отношение к событиям на Сомме имеет автор «Властелина колец».

«Мясорубка» испортила планы Антанты

В декабре 1915-го и марте 1916 года во французском городе Шантийи состоялись конференции стран — участниц блока Антанта. По итогам длительных переговоров делегации от Франции, Великобритании, Российской империи и примкнувшей к ним Италии впервые с начала войны приняли согласованные планы военной кампании на основных направлениях, занятых войсками Германии и её союзников. Русская армия с июня переходила в наступление на оборонительные рубежи Австро-Венгрии, Болгарии и Османской империи на Восточном фронте. Англо-французские войска в июле приступали к взлому германской линии обороны на Западном фронте.

Хотя Первая мировая считается преимущественно войной позиционной, к началу 1916 года германская армия ещё продолжала, выражаясь языком военных стратегов, удерживать инициативу. В феврале немцы устроили у французского города Верден настоящую, как впоследствии назовут эту битву историки, «мясорубку». По словам начальника Генерального штаба Германии Эриха фон Фалькенхайна, «около 90 французских дивизий, то есть примерно 2/3 общей вооружённой силы Франции, были перемолоты на мельнице Вердена». Столь крупные потери повлияли на дальнейший ход событий на Западном фронте.

По изначальному замыслу англо-французского командования, союзные войска силами 5 армий, состоявших из 64 дивизий, должны были 1 июля перейти в наступление и прорвать германскую оборону у реки Сомма, использовав при этом 50% тяжёлой артиллерии и до 40% авиации, имеющихся у них на этом рубеже. Но из-за больших потерь у Вердена французы смогли направить в район Соммы лишь 18 дивизий 6-й армии генерала Эмиля-Мари Файоля, в то время как английское командование выставило 16 дивизий 4-й армии генерала Генри Роулинсона и 3-й армии генерала Эдмунда Алленби.

Маршал Фердинанд Фош и генерал Дуглас Хейг руководили ходом операции. Согласно плану, союзные войска рассекали оборону немцев на фронте шириной в 70 км, а затем принимались громить 2-ю немецкую армию под командованием генерала Карла фон Бюлова и генерала Макса фон Гальвица. К началу операции союзные войска Антанты имели в своём распоряжении 32 пехотных и 6 кавалерийских дивизий, 2189 орудий, 1160 миномётов и 350 самолётов. Германское командование располагало 8 дивизиями, 672 орудиями, 300 миномётами и 114 самолётами.

«За всю жизнь у меня не было лучшей охоты»

Подготовка к началу наступления длилась 5 месяцев. На оперативном участке вдоль берега реки Сомма англичане и французы проложили 250 км обычных и 500 км узкоколейных железных дорог, построили 6 аэродромов, 150 бетонированных площадок для артиллерии особой мощности, водопроводную сеть и 13 эвакуационных госпиталей. Наступление на германские оборонительные рубежи проходило в несколько этапов: с 24 июня союзники вели артиллерийский обстрел вражеских позиций, а 1 июля уже союзническая пехота пошла в атаку. На первом этапе французские войска действовали успешнее, чем их британские союзники. Армии генерала Эмиля-Мари Файоля удалось захватить в северных районах Соммы несколько сильно укреплённых позиций немцев и ряд населённых пунктов. Англичане действовали менее успешно из-за недостаточного боевого опыта. Большую часть британских экспедиционных сил на этом участке фронта составляли «китченеровские» формирования, собранные из гражданских добровольцев, для которых участие в битве при Сомме стало первым серьёзным опытом. Но в то же время на стороне Англии, например, воевал и 1-й Ньюфаундлендский полк, в состав которого входили королевские канадские войска. Из-за дезорганизации и сильного сопротивления немцев этот полк был почти полностью уничтожен. Один из немногочисленных выживших в первые дни боёв при Сомме солдат и офицеров полка — Артур Рели — вспоминал:

«В окопе перед нами были лишь клочки травы, и всё. Каждому солдату на спину прикреплялись специальные треугольники из олова. Они отражали солнечные лучи, и артиллерия таким образом могла увидеть наши спины и понять, как далеко мы находимся от окопов».

В первые июльские дни битвы союзники потеряли около 6 тыс. убитыми, тогда как немцы — около сотни человек. Несмотря на многочисленные потери, английские и французские войска постепенно продвигались вглубь германских оборонительных рубежей. В течение июля союзнические войска пытались вытеснить немцев сразу с нескольких позиций, и с большими потерями им это удалось. Но к 17 июля германское командование перебросило в район Соммы с других фронтов дополнительно 13 дивизий, а к концу июля — ещё 9 дивизий. В состав немецких дивизий входили авиационные соединения, которые регулярно обстреливали окопы английских и французских солдат и весьма успешно воевали с противником в небе. Немецкий лётчик Манфред фон Рихтгофен так рассказывал о своих воздушных боях:

«За всю жизнь у меня не было лучшей охоты, чем в ходе битвы на Сомме. Утром, как только я поднимался, первый англичанин уже был сбит, а последнего эта участь настигала после заката. Это похоже на Эльдорадо для лётчиков. Каждый раз, когда мы поднимались в небо, происходило сражение. Нередко мы выигрывали по-настоящему крупные бои. Английских машин насчитывалось 40–60. Они вызывали нас на бой и никогда не уклонялись от него. Французы же всячески пытались избежать встречи с противником в воздухе». 

«Танки неуклюжие и очень шумные»

К началу сентября союзнические войска продвинулись на несколько километров вглубь позиций немецкой армии, прорвав третий эшелон обороны. Немцы оперативно перебросили в район боевых действий войска под командованием кронпринца Рупрехта Баварского и не дали продолжить наступление англичанам и французам. 15 сентября в районе деревни Курселет командование союзников впервые в истории военных сражений задействовало танки. Массовая атака бронированных машин повергла немцев в шок. Благодаря 18 танкам англичанам за 5 часов удалось продвинуться на 4 км вперёд. Один из солдат 24 батальона 1-го Ньюфаундлендского полка так описывал свои впечатления о новейшем оружии того времени: «Первые танки были ужасны. Я провёл за ездой в нём всего лишь 5 минут и был счастлив, когда наконец выбрался оттуда. Они были неуклюжие и очень шумные».

Применение первых танков оказало довольно сильное психологическое воздействие не только на немецких солдат. Английский поэт Зигфрид Сэссун так описал появление танков в своём стихотворении «Атака»:

«Отражена на лицах лишь растерянность.

Беги на смерть, спеши на смерть, на смерть ползи…

Грохочет пульс, скрежещет сталь, в грязи

Надежда тонет… Боже, помоги?».

В бою, начавшемся 15 сентября, также впервые принимали участие войска Новой Зеландии. Они являлись частью британского экспедиционного корпуса. В своих мемуарах о боях на Сомме старший сержант новозеландской дивизии Сесиль Мальтус рассказывал:

«Мы находились в тяжелейших условиях. Вокруг была одна грязь — о подобии одеяла и мечтать не приходилось. С трудом удавалось засыпать каждую ночь. Мы мечтали о сухой одежде и тёплой ванне. Но мы постоянно были утомлёнными, нас тошнило от всего». 

«Немецкая армия потерпела поражение»

К началу октября германское командование окончательно прекратило наступление на Верден и полностью сосредоточилось на обороне своих рубежей в районе Соммы. Последней позицией, которой удалось овладеть союзническим войскам, стали высоты в районе реки Анкр. Но сил на дальнейшее продвижение у англичан и французов больше не было. Из-за плохой погоды, упадка духа и слабеющего сопротивления с обеих сторон все наступательные действия на Сомме были прекращены. В результате за 4,5 месяца боевых действий войскам стран Антанты удалось продвинуться лишь на 10 км вглубь фронта общей протяжённостью в 35 км.

Число погибших в сражении с обеих сторон составило примерно 1 млн человек: около 200 тыс. французов, 400 тыс. англичан и более 400 тыс. немцев. С точки зрения отвоёванных у неприятеля территорий исход битвы сложился не в пользу стран Антанты, но потенциал германской армии был значительно ослаблен. В конце декабря 1916 года в одной из лондонских газет появилась депеша, в которой Дуглас Хейг, командовавший британскими войсками при Сомме, по 38 пунктам раскритиковал действия союзников и подробно разобрал все их ошибки. При этом британский военачальник счёл нужным подчеркнуть: «Несмотря на то, что немецкая армия является одной из самых сильных европейских и мировых армий, а также несмотря на их неприступные оборонительные рубежи, она потерпела в этом году поражение на Сомме».

«Властелин колец»

Первую мировую войну прошли многие будущие знаменитости. Не миновал её и создатель мира Средиземья, автор трилогии «Властелин колец» Джон Роналд Роуэл Толкин. В июне 1916 года его батальон был отправлен во Францию и впоследствии принимал участие в битве при Сомме. Перед началом боевых действий Толкин прошёл трехнедельную подготовку в британском военном лагере. В качестве офицера-связиста будущий писатель отвечал за коммуникации между фронтовыми командирами и армейским командованием. В первые дни сражения на Сомме Толкин оставался в резерве, но уже в августе-сентябре 1916 года ходил в атаки на удерживаемые немцами деревни. Впечатления, полученные писателем во время боёв, отразились в его будущих литературных произведениях, в частности во «Властелине колец». В одном из своих писем Толкин признался: «Мертвецкие болота и окрестности Мораннона (ворота в Мордор. — RT) многим обязаны Северной Франции после битвы при Сомме».

 

Эдуард Эпштейн

Танки Первой мировой войны | TANKI-TUT.

RU

Содержание

  • 1 Танки Великобритании
  • 2 Танки Франции
  • 3 Танки России
  • 4 Танк Германии

Первая мировая война отличалась от всех предыдущих войн обилием новшеств – военной авиацией, подводной войной, химическим оружием и, конечно же, танками, которые вывели сражения из тупика окопной войны.

Танки Великобритании

Самый первый танк в войне был построен 9 сентября 1915 года в Великобритании. Сначала он получил название «Little Willie», но после доведения до ума и вывода в серию ему присвоили имя «Mark I». 15 сентября 1915 года танки этого типа впервые были применены в бою, во Франции, во время битвы на Сомме.

Mark I

Первое боевое применение танков показало – конструкция Марка I несовершенна. Танки ломались, легко пробивались, медленно ездили – все эти недостатки приводили к огромным потерям. В итоге машину было решено существенно изменить. У нее убрали хвост, поменяли глушитель, реконструировали выхлопные трубы, увеличили толщину брони – и в итоге изменения привели к появлению сначала Марка IV, а затем и Марка V – последнего британского танка Первой мировой войны.

Mark V

Параллельно с «Марками» в 1917 году англичане строили скоростной танк Уипетт, или Марк А – достаточно быстроходную и надежную машину, которая неплохо показала себя в боевых действиях. Уипетт сильно отличался от других английских танков, но основные машины по-прежнему были ромбовидными – к изготовлению танков нового формата англичане приступили уже после Первой мировой войны.

Уипетт

Танки Франции

Первыми французскими танками стали «Шнейдер» и «Сен-Шамон», сконструированные в 1917 году. Эти машины имели целый ряд недостатков, однако были достаточно эффективны при массированном применении. В итоге танки переделали в бронетранспортеры – для этих целей их конструкция оказалась подходящей.

Сен-ШамонШнейдер

Гораздо большую роль в развитии мирового танкостроения сыграл французский танк Renault FT-17 – первый в мире серийный легкий танк, первый танк с классической компоновкой и первый танк с вращающейся башней. Идея его разработки пришла полковнику Этьену в 1916 году, когда он решил, что армии очень нужен тип танка для сопровождения пехоты. В итоге было решено создать небольшую дешевую машину, идеальную для массового производства. Таких машин планировалось выпускать по 20-30 в день, что позволило бы полностью оснастить французскую армию танками.

Разработкой новой машины занялся конструктор-фабрикант Луи Рено. В итоге в 1917 году на свет появился Renault FT-17 – результат долгих проб и ошибок.

Renault FT-17

Сразу после выхода на поле боя танки получили мировое признание. Их поставляли в Россию (затем – в СССР), Польшу, США, Японию, Италию, Румынию, Китай и ряд других стран. Машину долгое время совершенствовали, и после войны она осталась на вооружении у многих стран, а во Франции по-прежнему была основным танком. Некоторые экземпляры Renault FT-17 дожили аж до Второй мировой войны, причем принимали участие в боевых действиях на начальном ее этапе.

В итоге именно конструктивные особенности Renault FT-17 стали основой для дальнейшего танкостроения.

Танки России

Еще до Первой мировой войны в России был проект танка, созданный сыном Д. И. Менделеева Менделеевом Василием Дмитриевичем. К сожалению, проект танка так и не реализовали.

Бронеход Менделеева

Уже в Первую мировую войну Николай Лебеденко разработал первый российский танк – «Царь-танк». Эта огромная машина с экипажем в 15 человек и длиной корпуса 17,8 метров была вооружена мощными орудиями  и поражала своими размерами. Был построен опытный образец, однако на ходовых испытаниях он почти сразу застрял колесом в небольшой ямке, и мощности двигателей не хватило, чтобы вытащить машину. После такого провала работы над этим танком были завершены.

Царь-танк

В итоге во время Первой мировой Россия не производила свои танки, а лишь активно использовала импортную технику.

Танк Германии

В Германии роль танков в войне поняли слишком поздно. Когда немцы осознали мощь танков, у германской промышленности не было ни материалов, ни людских ресурсов для создания боевых машин.

Тем не менее, в ноябре 1916 года инженеру Фольмеру приказали спроектировать и построить первый немецкий танк. Танк был представлен в мае 1917 года, но не удовлетворил командование. Был отдан приказ спроектировать более мощную машину, но работы над ней затянулись. В итоге первый немецкий танк А7V  появился только в 1918 году.

А7V

Танк имел одну существенную особенность – защищенные гусеницы, которые были так уязвимы у британских и французских машин. Однако машина обладала слабой проходимостью и в целом была недостаточно хороша. Практически сразу же немцы создали новый танк, А7VU, по форме больше похожий на английские танки, и эта машина применялась уже более удачно, став прародительницей будущих тяжелых танков.

А7VU

Кроме танков А7V  в Германии было построено два сверхтанка «Колоссаль», которые весили около 150 т. Эти самые крупные в мире танки так и не приняли участия в боях, а после войны их уничтожили по Версальскому договору.

5 сражений Первой мировой войны, где использовались танки (и как они действовали)

 

Первая мировая война часто воспринимается как война застоя не только на поле боя, но и со стороны руководителей войны. Начало и конец войны характеризовались бурным движением. А за кулисами инновации в тактике, технологиях и медицине развивались впечатляющими темпами. Немногие разработки олицетворяют этот прогресс лучше, чем танк.

 

Великобритания выставила на вооружение первые танки в 1916 году. Им потребовалось менее двух лет, чтобы довести концепцию от чертежной доски до поля боя. Удивительное достижение, это было свидетельством решимости небольшой группы инженеров и новаторов, поддержанной такими людьми, как Уинстон Черчилль и Дуглас Хейг. Но история танкостроения не закончилась в 1916 году. Она только началась, и впереди был долгий и трудный путь. Ниже приведены пять сражений Первой мировой войны с участием танка, а также некоторые ключевые моменты его дальнейшего развития во время войны.

 

1. Дебют танков Первой мировой войны на Сомме
Прототип танка, известный как «Мать», через Австралийский военный мемориал, Кэмпбелл

 

Битва на Сомме в 1916 году имеет несколько заметных отличий. Первый день, 1 июля, стал самым кровавым в истории британской армии. Более 19 000 человек были убиты, «выйдя из-под контроля» перед лицом сильного немецкого пулеметного огня. Это было также первое настоящее испытание для добровольцев «Новых армий», набранных и обученных в первые годы войны. В их число входили многие из тех, что стали известны как батальоны Палс, названные так потому, что они состояли из мужчин из одного района, которых поощряли объединяться и служить вместе. В течение более четырех месяцев союзники атаковали мощную немецкую оборону за атакой, что привело к кровопролитию беспрецедентного масштаба и принесло генералу сэру Дугласу Хейгу титул «Мясник Соммы».

 

Битва на Сомме также стала свидетелем дебюта танка, который, как надеялся Хейг, принесет долгожданный прорыв после месяцев борьбы. Армия заказала 100 новых танков, названных Mark I, но к запланированному наступлению 15 сентября их прибыло менее 50. Из них половине не удалось добраться до линии фронта из-за различных механических трудностей. В итоге у Хейга осталось 25.

.

 

Танк Mark I во Флер-Курселетт. Рулевые колеса, прикрепленные к задней части танка, вскоре были сняты через Библиотеку Конгресса 9.0004

Вам понравилась эта статья?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

Помимо того, что танки были немногочисленны, они столкнулись с другими проблемами при своем первом появлении в битве при Флер-Курселетт. После долгих лет тяжелых артиллерийских обстрелов земля в секторе Сомма была полностью вспахана и состояла из густой грязи. Танки, и без того медленные и механически ненадежные, с трудом справились с условиями. Их новинка также вызвала проблемы. Экипажи никогда раньше не сражались на своих новых машинах, и у них было очень мало времени на тренировки с пехотой, которую они должны были поддерживать.

 

Тем не менее, несмотря на эти трудности, несколько танков, участвовавших в бою, смогли довольно далеко зайти вглубь вражеской территории, прежде чем сломаться или застрять. Четыре танка поддержали пехоту при взятии деревни Флерс, что стало одним из успехов атаки. И психологическое воздействие появления этих огромных металлических монстров, ковыляющих по Ничейной земле, вызвало панику среди немецких позиций.

 

Танк Mark I, подбитый во время битвы при Флер-Курселетте. Эта фотография была сделана годом позже в 1917, и растения снова выросли, через Австралийский военный мемориал, Кэмпбелл

 

Несмотря на то, что танк был немногочисленным, сомнительным с точки зрения механики и эксплуатировался на далеко не идеальной местности, он продемонстрировал достаточный потенциал во Флерсе, чтобы убедить военачальников союзников в том, что он заслужил свое место.

 

2. Затопление в Пасшендале

 

90 004 Третья битва при Ипре, которую часто называют Пасшендале в честь одной из последних целей наступления, началась 19 июля.17, менее чем через год после дебюта танка. С 1914 года союзники заняли город Ипр, окруженный с трех сторон немецкими позициями. В 1917 году генерал Хейг планировал вырваться из Ипра, захватить окружающие его возвышенности и продвинуться к бельгийскому побережью.

 

К 1917 году проектирование танков продвинулось дальше. В мае того же года британцы представили Mark IV, лучше вооруженную и бронированную версию Mark I. Более 120 танков должны были поддержать атаку на Ипр, но и здесь условия были не в их пользу.

 

Третья битва при Ипре запомнилась главным образом двумя вещами: человеческими жертвами и грязью. Предварительная бомбардировка поля боя взбаламутила землю, уничтожив рвы, служившие стоками. Эти условия усугубились не по сезону проливным дождем в июле 1917 года. В результате образовалось почти непроходимое болото из густой всасывающей грязи. Танки просто тонули. Более 100 человек были брошены их экипажами.

 

Ипр был низшей точкой для только что сформированного танкового корпуса. Они сыграли минимальную роль в остальной части битвы, и некоторые начали сомневаться, станет ли танк когда-либо успешным оружием на поле боя.

 

Мужской танк Mark IV, выведенный из строя в грязи Ипра, через Австралийский военный мемориал, Кэмпбелл

 

3. Танк демонстрирует свои возможности в Камбре

 

Сторонники танка требовали возможности показать свои возможности в нужных условиях. Их шанс представился в ноябре 1917 года, когда был одобрен план нападения на линию Гинденбурга возле Камбре. Сочетание нескольких факторов позволило танкам повлиять на ход боя. Впервые они применялись массово, с участием более 400 танков. Земля была известняковой и твердой, гораздо лучше для танков, чем грязь Пашендейла. Главное, чтобы нападение было неожиданным. Успехи в артиллерии, связи, воздушной разведке и картографировании устранили необходимость в предварительной бомбардировке.

 

Первая атака 20 ноября, возглавляемая многочисленными танками, увенчалась выдающимся успехом. Союзники продвинулись на 5 миль за несколько часов и взяли в плен 8000 человек. 23 ноября впервые с 1914 года зазвонили колокола собора Святого Павла в Лондоне в честь великой победы. К сожалению, торжества были недолгими. Хотя первые атаки принесли значительный успех, британцам не хватило подкреплений, чтобы сохранить набранный темп. Немцы начали контратаку, используя новую тактику пехоты с участием быстроходных, хорошо вооруженных «штурмовых» отрядов, которые проникли на позиции союзников. Контратака отбросила британцев назад, и они были вынуждены сдать часть ранее захваченной территории.

 

Битва при Камбре не оказалась великой победой, на которую надеялась Британия. Однако для танков это был момент большого значения. При использовании в качестве сосредоточенной силы танки показали, насколько мощным может быть их воздействие. Камбре также продемонстрировал потенциал сочетания танков с пехотой, артиллерией, пулеметами и авиацией. Это был решающий урок для союзников в использовании общевойсковой войны, который был реализован в битве при Амьене.

 

4. Первая битва танков против танков
Руины Виллер-Бретонне, через Австралийский военный мемориал, Кэмпбелл

 

Разработка собственного варианта танка в Германии была неизбежна. Действительно, A7V дебютировал в 1918 году. В апреле того же года Германия планировала наступление на город Виллер-Бретонне в рамках своего наступления на Амьен. Эта битва войдет в историю как первое столкновение танков с танками.

 

Атака немцев 24 апреля началась с разрушительного огня с примесью ядовитого газа и дыма. Немецкая пехота и танки вышли из дымки и вошли в город. В центре Виллер-Бретонне три британских танка, два женских Mark IV и один мужской, столкнулись лицом к лицу с тремя A7V. Вооруженные только пулеметами, два женских танка не могли нанести большого ущерба толстой броне немецких A7V и вскоре были вынуждены ретироваться. Но самец, вооруженный двумя 6-фунтовыми орудиями, выстрелил по головному немецкому танку, в результате чего был убит оператор. Последовательными выстрелами было ранено несколько членов экипажа A7V из 18 человек, и все три немецких танка отступили.

 

Первая битва танков против танков завершена. Битва при Вилье-Бретонне продолжалась, и австралийские войска в конечном итоге вытеснили немецких атакующих из города.

 

Немецкий A7V, захваченный во время битвы при Виллер-Бретонне, через Австралийский военный мемориал, Кэмпбелл

 

5. Битва при Амьене

 

Битва при Амьене стала отправной точкой периода Первой мировой войны, известного как Стодневное наступление, во время которого союзники предприняли серию наступательных операций, которые в конечном итоге привели к поражению Германии. 1918 началось немецким весенним наступлением, начатым с целью разгромить союзников до того, как можно будет пустить в дело огромные запасы людей и техники из Соединенных Штатов. К июлю немецкие силы были истощены, и Весеннее наступление закончилось без победы, к которой стремилась Германия.

 

Союзники выбрали район вокруг реки Сомма, чтобы начать контратаку в районе города Амьен. Амьен был важным транспортным узлом для союзников с железнодорожным сообщением с Парижем, поэтому важным фактором при его выборе было удержание немцев от артиллерийского огня. Однако еще одним соображением была местность в этом районе: она хорошо подходила для танков.

 

В битве должны были участвовать французская армия и британский экспедиционный корпус, в состав которого входили британские, канадские и австралийские войска. Скрытность была критически важна, поэтому припасы для атаки доставлялись ночью, и многие солдаты не получали приказов до последней возможной минуты. В Амьене танковый корпус должен был развернуть сотни новейших британских танков Mark V, а также меньший, легкий и быстрый танк под названием Whippet.

 

Танк Whippet был представлен в 1918 году и мог двигаться со впечатляющей скоростью 13 км в час через Австралийский военный мемориал, Кэмпбелл

 

Наступление на Амьен объединило многие уроки, которые союзники усвоили в ходе войны. 8 августа пехота при поддержке более 400 танков, 2000 орудий и 1900 самолетов пошла в атаку «всеми средствами». Эта мощная сила впечатляющим образом прорвала немецкие позиции. К концу дня союзники захватили 13 000 пленных. Командующий немецкими войсками генерал Людендорф назвал это «черным днем ​​германской армии».

 

Танки в Первой мировой войне
Танк Mark V. Полосы, нарисованные на передней части корпуса, были добавлены к танкам союзников из-за большого количества захваченных и использованных немецкими войсками через Австралийский военный мемориал, Кэмпбелл

 

.

История танка символизирует кривую обучения, с которой столкнулись союзники во время Первой мировой войны. Это также свидетельствует об их способности к инновациям и адаптации. Между 1916 и 1918 годами союзники узнали, как лучше всего использовать танки и, что особенно важно, как сочетать их с пехотой, артиллерией и авиацией для достижения «всех родов войск». Этот стиль ведения войны станет характерным для следующего глобального конфликта: Второй мировой войны.

Танки в Первой мировой войне — HISTORY CRUNCH

ТАНКИ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

Танки сыграли значительную роль в Первой мировой войне. Фактически, танки были впервые разработаны во время Первой мировой войны Великобританией и со временем стали важным оружием для всех разных наций. Первая мировая война была смертоносным конфликтом, о чем свидетельствуют миллионы военных и гражданских жертв, которые она вызвала. Большое количество жертв было отчасти результатом развития и использования оружия, имевшего место во время войны. В целом, танки были одним из самых значительных видов оружия Первой мировой войны наряду с другим важным оружием, таким как: самолеты, дирижабли, пулеметы, отравляющие газы, винтовки и подводные лодки.​

РАЗРАБОТКА ТАНКА ДЛЯ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Первая мировая война характеризовалась прежде всего патовой позиционной войной, что особенно актуально на Западном фронте. Фактически, союзные державы (Великобритания и Франция) изо всех сил пытались отбросить немецкую армию, которая также изо всех сил пыталась набрать темп в своих собственных сражениях. В результате каждая страна искала способ выхода из тупика в свою пользу. Это заставило разные европейские державы разрабатывать и использовать разные виды оружия. Великобритания стала первой страной, разработавшей танк и применившей его в бою. Великобритания надеялась, что новое изобретение положит конец тупиковой ситуации на Западном фронте и позволит британским войскам наступать против немецкой армии.0005

Британский танк Mark I в Первой мировой войне.

«Маленький Вилли» (ранний дизайн танка)

Разработка первого танка началась в 1915 году и основывалась на более ранних конструкциях бронированных машин, которые уже использовались в Первой мировой войне. В частности, первая практическая конструкция танка была разработана компанией William Foster & Co Ltd в Линкольне. , Англия. Этот первый проект, который был завершен в сентябре 1915, назывался «Маленький Вилли» и считается прототипом первого британского танка. Танк «Маленький Вилли» представлял собой 14-тонный бронированный кузов с двигателем «Даймлер» мощностью 105 л.с. Он также включал гусеницы, которые стали стандартной формой движения для всех более поздних танков. Тем не менее, конструкция «Маленького Вилли» доказала британской армии, что у изобретения есть потенциал. В первоначальный дизайн были внесены изменения, в том числе изменена форма корпуса, чтобы лучше соответствовать потребностям полей сражений Западного фронта. Например, ромбовидная форма была выбрана потому, что она позволяла танкам лучше преодолевать вражеские траншеи и выходить из них. Кроме того, новая конструкция, которая сначала называлась «Большой Вилли» или «Мать», включала в себя бортовые 6-фунтовые (57-мм) орудия. После испытаний британское правительство заказало производство 150 танков типа «Мама», что произошло в начале 1916.

Британские командиры хотели использовать танк для внезапного нападения на немецкие войска в прифронтовых траншеях в 1916 году и поэтому старались держать разработку танка в секрете. Например, первоначальное название танка было «Сухопутные», так как они предназначались для пересечения вражеских окопов и помощи наступающим солдатам в захвате вражеских окопов. Для сохранения секретности британское командование стало называть новое изобретение «водовозами» или «цистернами для воды». Это произошло потому, что форма машины напоминала резервуар для воды, и это позволило британцам предложить разумное объяснение того, что это было, при транспортировке на передовую. Название прижилось и осталось по сей день.

Британский танк Mark V в Первой мировой войне.

ПЕРВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТАНКОВ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

Первым танком, использовавшимся в бою, был британский Mark I. Британский генерал Дуглас Хейг. Битва на Сомме была одним из крупнейших и самых смертоносных конфликтов Первой мировой войны. Битва на Сомме произошла летом и осенью 1916 года в окопах Западного фронта на севере Франции. Сегодня это сражение вспоминают как одно из самых значительных в Первой мировой войне и считают характерным для характера боевых действий того времени. Например, во время битвы на Сомме сотни тысяч солдат как союзных, так и центральных держав были ранены и убиты. Таким образом, битва рассматривается как пример «расхода человечества», которым стали известны окопы Западного фронта. Битва была настолько крупной, что состояла из нескольких более мелких конфликтов. Например, битва при Флере-Курселетт была важна, потому что в ней впервые использовались танки в качестве оружия.

Британский танк Mark I во время битвы на Сомме. (1916)

Инфографика «Оружие времен Первой мировой войны» (нажмите, чтобы увеличить)

15 сентября 1916 года британцы представили первые танки на поле боя в битве на Сомме. Первое использование танков в бою имело неоднозначные результаты. Многие из них вышли из строя из-за механических повреждений и были в значительной степени неуправляемы или застряли в густой грязи Северной Франции. Однако они также давали психологическое преимущество, поскольку немцы были потрясены, увидев эти гигантские машины, приближающиеся к ним через «нейтральную полосу».

Тем не менее, они смогли атаковать немецкие позиции и убедили британцев, что они являются полезным инструментом в военных действиях. Это заставило британцев заказать постройку большего количества танков для использования в других сражениях. Кроме того, другие европейские страны, включая Францию ​​и Германию, начали разрабатывать свои собственные танки по мере продолжения войны, и танки будут играть важную роль в оставшейся части войны. Как уже говорилось выше, первым танком, использовавшимся в боях Первой мировой войны, был Mark I. По мере продолжения Первой мировой войны Великобритания продолжала разрабатывать версии оригинального танка, включая Mark IV и Mark V. Следует также отметить, что британские разработали «мужскую» и «женскую» версии каждого танка. Например, в Британии производились как «мужской» Mark I, так и «женский» Mark I. Две версии танка отличались расположением вооружения. Например, «мужская» версия включала пару 6-фунтовых орудий, а «женская» версия включала только несколько пулеметов.​

После успешного применения танков англичанами и французы, и немцы приступили к разработке собственных модификаций. Например, к концу войны Франция произвела больше танков, чем любая из крупных держав. При этом Франция не представила свой первый танк до 1917 года, которым был Schneider CA1. Вторым французским танком Первой мировой войны стал «Сен-Шамон». Однако к 1918 году французы разработали тысячи Renault FT. Renault FT был революционной конструкцией танка, поскольку он включал в себя первую полностью вращающуюся башню, которая стала обычным явлением для танков до конца 20-го века. Со своей стороны, Германия представила свой первый танк в 1918, ближе к концу Первой мировой войны, а всего было произведено всего 20 штук. Немецкий танк назывался A7V и участвовал в боевых действиях только с марта по октябрь 1918 года. Таким образом, Великобритания и Франция значительно превосходили немцев по количеству танков.

Британский танк Mark IV. Это немецкие солдаты, захватившие танк в битве при Камбре. (декабрь 1917 г.)

Французский танк Renault FT-17 времен Первой мировой войны во время битвы при Сен-Миеле.

Немецкий танк A7V в Первой мировой войне. (1918 г.)

ЗНАЧЕНИЕ ТАНКОВ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

Некоторые историки спорят о влиянии танков на исход войны и общие военные усилия каждой страны. Например, хотя танки более широко использовались на Западном фронте, они не обязательно оказывали большое влияние на другие фронты Первой мировой войны. война. Однако она оказалась в этом отношении малоэффективной, так как патовая обстановка войны продолжалась еще несколько лет после 19-го века.16 введение танка. Другие утверждают, что танк был важнее как психологическое оружие из-за страха и замешательства, которые он вызывал у противника. Несмотря на это, танк имеет важное значение как новое оружие в Первой мировой войне, и с тех пор его изобретение оказало влияние на боевые действия.

ССЫЛКА НА ЭТУ СТАТЬЮ

АВТОР

  • Элиас Бек

НАЗВАНИЕ

  • «Танки в Первой мировой войне»

ВЕБ-САЙТ

  • History Crunch (historycrunch.com)

URL-адрес

  • https://www.historycrunch

ПОСЛЕДНЕЕ ОБНОВЛЕНИЕ

  • 20 мая 2021 г.

ПЕРВАЯ ОПУБЛИКОВАННАЯ

  • 3 июня 2015 г. 9055

СВЯЗАННЫЕ РЕСУРСЫ

Причины Первой мировой войны — PowerPoint с примечаниями Cloze (5 причин!)

Жизнь в окопах Первой мировой войны – вопросы и ключ (включая Google Doc)

Причины Первой мировой войны — чтение, вопросы, таблица и ключ (21 страница/5 причин)

Оружие Первой мировой войны — PowerPoint с примечаниями Cloze (танк, самолет, газ и т.

 д.)

Системы Альянса перед Первой мировой войной — вопросы и ключ (включая Google Doc)

Союзные державы Первой мировой войны — вопросы и ключ (включая Google Doc)

Австралия в Первой мировой войне – вопросы и ключ (включая Google Doc)

Австро-Венгрия в Первой мировой войне — вопросы и ключ (включая Google Doc)

Балканская пороховая бочка времен Первой мировой войны – вопросы и ключ (включая документ Google)

Великобритания в Первой мировой войне – вопросы и ключ (включая Google Doc)

Центральные державы Первой мировой войны — вопросы и ключ (включая Google Doc)

Дредноут времен Первой мировой войны — вопросы и ключ (включая Google Doc)

Атака танков | Музей национальной армии

Первая мировая война

15 сентября 1916 года лицо битвы изменилось навсегда. Великобритания применила тщательно охраняемое секретное оружие против ничего не подозревающего врага. Это было оружие, которое со временем полностью изменит характер сухопутной войны и заменит кавалерию в качестве ударной силы армий.​​​​​​​

Британский танк Mark IV на испытаниях, 1917 г.

Британский танк Mark IV на испытаниях, 1917 г.

Проблема

К концу 1914 г., после непродолжительного подвижного периода, Западный фронт превратился в сложную систему траншей обороны, когда союзные и немецкие войска противостоят друг другу от бельгийского побережья до швейцарской границы.

Результатом этого стал тупик и тупик. Нужно было найти какой-то путь, чтобы прорвать оборону врага, к «зеленым полям за ними».

В апреле 1915 года немцы попытались использовать отравляющий газ для достижения этой цели. Несмотря на некоторые ранние успехи, были разработаны меры противодействия, и союзники тоже начали использовать это оружие против его изобретателей.

Респиратор с фильтром и газовая сигнализация, 1916 год

Секретное решение

Британцы начали обдумывать механическое решение для позиционной войны. Подполковник Эрнест Суинтон, Королевские инженеры, предложил бронированную машину, но поначалу не вызвал особого интереса со стороны военного министерства. Вместо этого именно Адмиралтейство первым восприняло идею «сухопутных кораблей».

В конце концов удалось убедить и военное министерство. В январе 1915 года в Шуберинессе в Эссексе были проведены испытания. Несмотря на некоторые ранние неудачи, к августу 1915 года Комитет по сухопутным кораблям решил продолжить проект.

Танк Mk 1 во время учений в Эльведене, Саффолк, 1916 г. прототип гусеничной машины. Он был основан на колесных тракторах с гусеницами американского производства.

Получившаяся машина была названа «Маленький Вилли» в честь наследного принца Германии Вильгельма. Но это не было полным успехом и не могло удовлетворить некоторые требования военных.

RNAS отвечала за самые ранние набеги на механизированные боевые действия в виде Секции броневиков RNAS, 1914

Centipede

Были разработаны и другие проекты, в том числе корабль под названием «Сороконожка Его Величества». При этом использовались специально разработанные гусеницы и другие функции, в том числе знакомая ромбовидная форма. Он соответствовал требованиям военного министерства, и после постройки 19 января16 января новую машину тайно испытали в Линкольне в ночь с 19 на 20 января.

Известный как «Мать», он столкнулся с интенсивными испытаниями в ближайшие месяцы. Результаты были обнадеживающими, и 12 февраля 1916 года министр боеприпасов Дэвид Ллойд Джордж заказал 100 самолетов.

Министр боеприпасов Дэвид Ллойд Джордж (справа) беседует с генералом сэром Дугласом Хейгом (второй слева), 1916 год. Они сформировали Моторно-пулеметную службу в составе Пулеметного корпуса. Позднее, 1 мая 19 г.16 танки были переименованы в Тяжелую секцию Пулеметного корпуса.

Весной 1916 года новые силы тренировались в Бисли, а затем в Эльведене в Саффолке под командованием Суинтона. К тому времени танки развились в два основных типа. «Самец» был вооружен двумя шестифунтовыми пушками и пулеметами, а «самка» — только пулеметами.

«Самка» Mark IV (слева), вооруженная пулеметами, и «самец», дополнительно вооруженный двумя шестифунтовыми пушками, c1917

«Самка» Mark IV (слева), вооруженная пулеметами, и дополнительно «мужчина» вооружен двумя шестифунтовыми пушками c1917

Обучение

В июне 1916 года прибытие первых танков Mark I позволило экипажам освоиться со своими новыми машинами. Каждый мужчина выучил свою роль — наводчика, заряжающего или водителя — а также научился основам обслуживания. Все это делалось в условиях строжайшей секретности. Мужчины сказали гражданским лицам в соседнем Бери-Сент-Эдмундс, что они работали над цистернами для воды или «танками» для российской армии.

26 июля 1916 года король Георг V осмотрел танки в Эльведене, и на одном из них ему пришлось прокатиться по ухабам. К концу месяца генерал сэр Дуглас Хейг решил, что первая группа танков отправится во Францию ​​для помощи в наступлении на Сомму, которое началось 1 июля 19 года.16.

Танки Mark I в долине Шимпанзе перед боем у Флер-Курселет, 15 сентября 1916 г.

Британская пехота продвигается вместе с танком Mark I, 1916 г.

Во Францию ​​

Роты D отправились во Францию ​​со своими танками. Операция, известная как «Альпака», имела большой успех, и танки благополучно прибыли.

После дальнейших секретных тренировок в тылу было решено, что танк дебютирует для поддержки 4-й армии. Сорок девять танков Тяжелой секции должны были присоединиться к атаке на деревню Флер-Курселлет 15 сентября 19 сентября.16.

В обстановке строжайшей секретности танки были выдвинуты на линию фронта. Но их присутствие не могло быть скрыто от всех. 13 сентября стрелок A Roads Королевской гарнизонной артиллерии отметил: «Готовится еще одно «Большое дело». Увидел, как к линии фронта подошли бронегусеницы».

В бой

Для помощи шести дивизиям, участвовавшим в наступлении, танки были разбиты на небольшие группы. Они возглавят атаку, уничтожая опорные пункты, пулеметные позиции, проволоку и блиндажи, а также позволят пехоте, находящейся сзади, продвигаться вперед и обеспечивать свои цели.

Перед началом Часа 15 сентября 1916 года танки вышли на линию старта. Но некоторые сломались и не смогли продолжить. Когда началась атака , только 15 из 49 двинулись на нейтральную полосу.

Танки на Сомме, сентябрь 1916 г.

Танк Mark I C19 «Клан Лесли» в Долине Шимпанзе с пехотой, 15 сентября 1916 г.

Танк Mark I C19 «Клан Лесли» в Долине Шимпанзе с пехотой, 15 сентября 1916 г. прорыв

Эти машины оказали большое влияние на стоявшие перед ними баварские войска, многие из которых были напуганы. Нескольким танкам удалось продвинуться далеко вглубь обороны противника.

Их количество постепенно сокращалось из-за поломок и действий противника. Флерс был захвачен, но, несмотря на храбрость экипажей, полностью прорваться танкам не удалось.

Взаимодействие

Одной из основных проблем была координация действий танков и пехоты. Один танк, C22, добрался до опорного пункта на немецкой линии обороны, известной как Четырехугольник, но, выдержав вражеский огонь, был отведен.

«Пехота сообщает, что он [командир С22] хорошо поработал, но вернулся слишком рано. Если бы он остался в Четырехугольнике, он, вероятно, был бы захвачен, и обширные атаки в последующие дни не потребовались бы».
Дневник боевых действий №№ 2, 3 и 4 отделений, рота С, пулеметный корпус (тяжелое отделение) , 15 сентября 1916 г.

Боевой дневник отделений №№ 2, 3 и 4 роты С пулеметного корпуса (тяжелое отделение), 15 сентября 1916 г. Немцы впервые столкнулись с танками, общая цель Флерса не удалась. Некоторые офицеры-танкисты впоследствии считали, что в атаку было брошено слишком мало танков с наспех обученными бойцами, а ключевой элемент внезапности был потрачен впустую.

Тактические изменения

Танки снова использовались в ноябре 1916 года в битве при Анкре. В попытке найти способ использовать оружие были приняты новые методы. Тяжелые потери в первый день Соммы заставили англичан экспериментировать с новой тактикой. К сентябрю артиллерия и пехота действовали сообща, а войска наступали за ползучим огнем. К сожалению, использование танков вызвало проблемы с этим методом.

Во Флерсе в результате обстрела были оставлены большие бреши, чтобы освободить место для машин, а это означает, что оборона противника осталась нетронутой. В других местах, таких как Хай-Вуд, пехота настигала тихоходные танки и оказывалась в ловушке шквального пулеметного огня, неся при этом огромные потери.

Экипажам танка выдали маски для защиты от осколков. Их не всегда носили из-за темноты и жары в машинах.

Карта, показывающая запланированные маршруты танков для битвы при Анкре, ноябрь 1916 г.

Битва при Анкре

В Анкре было решено, что танки будут следовать за пехотой. Это сохранит целостность артиллерийского огня, позволяя войскам продвигаться вперед. В инструкциях войскам подчеркивалось, что «пехота танков ждать не будет».

Это означало, что вместо этого танки будут зачищать пехоту, зачищая оставшиеся пулеметы и опорные пункты. Для сохранения фактора внезапности артиллерии было приказано прикрывать артиллерийским огнем шум танков, пробиравшихся к линии фронта.

К сожалению, сами танки по-прежнему были медленными, громоздкими и подверженными техническим проблемам. И в клейкой ноябрьской грязи Соммы они тоже были уязвимы, чтобы застрять.

«Я приписываю тот факт, что танки не смогли достичь своей цели, чрезвычайно плохим грунтом, который им пришлось пересечь, который был хуже, чем я себе представлял».
Отчет капитана Ричарда Клайвли о танковых операциях , 15 ноября 1916 г.

Замаскированные танки и наступление пехоты во время битвы за Полигон-Вуд, 26 сентября 1917 г.

Замаскированные танки и наступление пехоты во время битвы за Полигон-Вуд, 26 сентября 1917 г. весной и летом 1917 года. Но именно в Камбре в ноябре того же года танки впервые были применены в массовом порядке.

Они почти достигли неуловимого прорыва.