Дьявол идет: 101 год назад танки впервые были применены на поле боя

Дьявол идет: 101 год назад танки впервые были применены на поле боя — ТРК Звезда Новости, 15.09.2017

В стране и мире

16:45 15.09.2017

Сто один год назад, 15 сентября 1916 года, на реке Сомме произошел «премьерный показ» новой боевой техники — танка.

Читайте нас на:

Пятнадцатого сентября 1916 года в ходе битвы на реке Сомма на французском театре Первой мировой войны британская армия впервые в военной истории применила первые танки.
 

«С исторической точки зрения изобретателями танка являются англичане. Вообще-то первый раз бронированные машины англичане применили в самом начале XX века в 1900-1901 гг в англо-бурской войне, это были просто покрытые броней автомобили», — рассказал сайту телеканала  «Звезда» военный историк и публицист Александр Широкорад.
 

Позже британцы доработали свои бронемашины и на свет появились первые танки, а к 1916 году новый вид вооружения уже был готов выйти на поле боя. Так, в битве на Сомме англичане задействовали сразу 50 танков Mk V.
 

Широкорад отмечает, что хотя танки двигались крайне медленно, их скорость не превышала 5-7 км/ч, но этого было достаточно для преодоления заграждений.
 

«Шла позиционная война, то есть на небольших пространствах находилась огромное количество окопов, пулеметов, живой силы противника…При транспортировке танков уже на поле боя, за несколько километров 17 танков вышли из строя, а остальные 32 танка пошли в атаку на немцев. Немцы поначалу были испуганы и в немецких окопах слышались крики «дьявол идет».
 

Танкам удалось достичь определенной тактической внезапности. Английские войска продвинулись на 3-4 км. В ходе боя 10 танков были выведены из строя, а еще 7 повреждены, то есть вообще-то для Второй мировой войны бой для танка был неудачен, то есть подавляющее большинство танков было уничтожено», — отметил эксперт.


 

Так или иначе, для своего времени применение танков стало прорывом в военном деле, а армии мира начали вести активную разработку нового типа вооружений, которое и сегодня является одной из важнейших единиц на поле боя.
 

  • ТЕГИ:
  • в стране и мире
  • дата
  • танки
  • битва на сомме
  • видео
  • боевое применение
  • vstrane_i_mire

Экспертное мнение и аналитика

Картина дня

18:18 В стране и мире

В МИД ФРГ сообщили, что часть немецких дипломатов покинули Россию 1 мая

17:50 В стране и мире

Анкара готова заменить часть американских F-16 на собственные самолеты Hurjet

17:31 В стране и мире

Сошедший с рельсов в Брянской области грузовой поезд ехал из Гомеля

17:07 В стране и мире

Первомайская демонстрация в Париже переросла в столкновения с полицией

17:05 В стране и мире

Возле кортежа с главным прокурором Болгарии произошел взрыв

Популярное

Сервер игры Minecraft рухнул после цифрового митинга у памятника Жириновскому

Пламя и вагоны на боку: кадры с места схода с рельсов поезда под Брянском

Два человека в автомобиле исчезли на трассе М-4 «Дон»

Аналитики допустили, что из-за искусственного интеллекта исчезнет 26 млн рабочих мест

Блиновскую спросили, было ли в ее списке желаний уголовное дело

Шоу, которое нельзя пропустить: как выглядит закулисье конкурса «Звезда-2023»

Читать далее

читайте ниже следующую новость

/news/next/?referer=/news/201709151645-1i3m. htm&date=2017-09-15 16:45:00

Предлагаем посмотреть эту страницу на версии сайта для мобильных устройств.

https://mcdn.tvzvezda.ru/storage/old-images/news/vstrane_i_mire/content/201709151645-1i3m.htm/1.jpg

Как на протяжении столетия менялась бронетанковая техника

RT на русском

15 сентября 1916 года в битве при Сомме англичанами впервые были применены танки. Несмотря на большое количество недоработок, эти машины показали свою эффективность. Вторая мировая война и начало противостояния между СССР и США стали стимулом для развития бронетанковых войск. С окончанием холодной войны значимость танков снизилась, однако ведущие державы продолжают их совершенствовать. Как эволюционировала бронетанковая техника и что ожидает её в будущем — в материале RT.

© RT на русском

Поля Первой мировой войны стали полигонами для испытания новейших на тот момент видов вооружений. Неудивительно, что именно в этот период впервые применили и авиацию, и танковые силы. Боевое крещение танки прошли 15 сентября 1916 года в битве при Сомме.

Видео дня

Английские войска пустили в бой танки Mark I, оснащённые 57-мм пушкой и несколькими пулемётами. Машины двигались со скоростью 6 км/ч и помогали прорывать инженерные укрепления противника — проволочные заграждения и траншеи.

Mark I («самец»)

Wikimedia Commons

Атака англичан завершилась успешно. Потери пехоты при наступлении оказались в 20 раз меньше, чем обычно.

Mark I весом почти 30 тонн и длиной около 10 м фактически выполнял функцию тарана, оказывал огневую поддержку пехоте и прикрывал солдат от пуль и мелких осколков.

Однако первое боевое применение выявило и существенные недостатки английского танка. Из 49 машин подготовленных к бою, 17 вышло из строя до его начала. Девять танков сломались во время атаки, а ещё пять — застряли в болоте. Но оставшимся 18 танкам удалось продвинуться на 5 км вглубь линии немецкой обороны.

Загадочные «цистерны»

Mark I был громоздкой, капризной и неуклюжей машиной, которая, безусловно, нуждалась в совершенствовании. Тем не менее, в целом английский танк продемонстрировал перспективность применения подобной техники, особенно в условиях позиционного боя, когда линия фронта представляет собой сплошные траншеи, окопы, минные поля и преграды из колючей проволоки.

Создание Mark I во многом стало следствием стремительного научно-технического прогресса перед Первой мировой войной. В частности, в конце XIX века были изобретены основные элементы будущей конструкции танка: гусеничная платформа, двигатель внутреннего сгорания, броня, скорострельные пушки и пулемёты.

Англичане назвали свою боевую машину «tank», что в переводе означает резервуар, цистерна. Военные с Туманного Альбиона держали в секрете разработку и при перевозке обозначали в документах гусеничные машины как «цистерны» (tanks).

Великие державы подхватили опыт Великобритании и начали создавать собственные образцы. Первое время громоздкие машины были лишены поворачивающейся башни, гусеницы находились не в нижней части танка, а по бокам, опоясывая корпус.

Орудия были установлены по периметру танка, а броня не выдерживала прямого попадания снаряда. На ходу в танке скапливались выхлопные газы и бензиновые пары, температура внутри машины иногда достигала 70 градусов.

Никакой «методички» по использованию танков не было ни у одной страны мира, и командиры не имели чёткого представления о том, как их применять в бою. За нелепый внешний вид и неповоротливость русские офицеры прозвали танки «лоханями».

Первые проекты российских танков оказались неудачными. Среди них «Царь-танк» (в форме гигантского артиллерийского лафета), танк Пороховщикова («Русский вездеход»), боевая машина Менделеева (сына известного химика), бронированный трактор Гулькевича.

Средство прорыва обороны

Советское танкостроение ведёт отсчёт с 1919 года. Тогда Красная армия захватила трофейный французский танк Renault FT. Машина была разобрана и тщательно исследована. Так появился советский танк МС. Первый экземпляр получил название «Борец за свободу тов. Ленин».

Пушечный танк Рено FT

Wikimedia Commons

Renault FT оказался довольно удачной, простой в производстве и дешёвой машиной. При её создании французы ушли от ромбической формы кузова и добавили поворачиваемую орудийную башню. В итоге получился лёгкий и относительно манёвренный (по тогдашним меркам) танк, послуживший во многом основой для всего последующего танкостроения.

Достижения англичан и французов продемонстрировали перспективность использования на поле боя небольших бронированных машин. Хотя в головах европейских и советских конструкторов жила идея создания тяжёлых и сверхтяжёлых танков, которые бы обладали мощными орудиями и непробиваемой бронёй.

Межвоенный период (1918—1939) был временем бурного развития танкостроения. Танки приняли участие почти во всех локальных конфликтах 1920—1930-х годов и зачастую играли решающую роль в сражениях.

В 1929 году Советским Союзом была утверждена «Система танко-тракторного автоброневого вооружения РККА» и разработана «Теория глубокой наступательной операции», предусматривающая применение крупных бронетанковых соединений.

Москва сделала ставку на производство скоростных крейсерских танков (до 30 тонн), способных в кратчайшие сроки покрывать большие расстояния и эффективно действовать на оперативных просторах. В виду отсутствия научно-технологической базы СССР создавал машины на основе американского танка M1931 (танк Кристи) и английского Vickers Mk E.

Переработанным вариантом M1931 стал лёгкий танк БТ-2 (семейство «быстроходных танков»), а лёгкий Т-26 напоминает Vickers Mk E. Обе модели стали основными танками советской армии. Причём БТ-2 был позднее модифицирован в БТ-5 и БТ-7, которые легли в основу легендарного Т-34.

БТ-2 серийный пушечно-пулемётный

Wikimedia Commons

Широкомасштабное производство танков началось в 1929 году на Ленинградском заводе «Большевик» (бывший «Обуховский сталелитейный завод», основанный в 1863 году).

Также центрами танковой промышленности стали Харьков и Москва.

В 1930-е годы советские конструкторы пытались создать тяжёлые танки (свыше 30 тонн). Первым стал пятибашенный Т-35. Однако идея рассредоточения огня оказалась несостоятельной: командир танка не мог управлять стрельбой одновременно из всех башен и давать целеуказания наводчикам.

Тяжелый танк Т-35А на параде

Wikimedia Commons

К началу Второй мировой войны у великих держав сложились разные представления о роли и назначении танков в бою. Французы, американцы и итальянцы отводили танкам вторичную роль сопровождения кавалерии и пехоты.

Англичане придавали танковым войскам большее значение. На вооружении Великобритании стояли два типа танков: поддержки пехоты и крейсерские. Пехотные были слишком тихоходными, но обладали мощной бронёй. Крейсерские, наоборот, отличались быстроходностью и слабой защитой.

Германия и Советский Союз имели схожие взгляды на применение танков. Обе страны рассматривали танк как средство прорыва глубокоэшелонированной обороны противника и дальнейшего наступления в тылу.

Основная боевая единица

Вторая мировая война выявили недостатки в подходах к использованию танков. Прежде всего, великие державы не продумали сценарий крупномасштабного сражения между танковыми частями и не позаботились о системе противовоздушной обороны бронетехники. Также война ознаменовала закат эры лёгких танков.

Колоссальный опыт, полученный во Второй мировой войне, и начавшееся противостояние между СССР и Западом стали естественным стимулом дальнейшего совершенствования танков.

Танки воспринимались как основная боевая единица для прорыва обороны противника. В период холодной войны проводились смелые эксперименты с компоновкой и вооружением. Важным этапом стал отказ от существовавшего разделения танков на лёгкие, средние и тяжёлые: В 1970-е годы на вооружение встал «основной боевой танк».

Усилия конструкторов были направлены на улучшение ходовых качеств, стабилизацию орудия, повышение точности и дальности стрельбы, а также на улучшение защитных характеристик.

Наиболее удачной послевоенной моделью стал советский Т-54/55 , который производился до 1974 года.

Средний танк Т-54 в музее Верхней Пышмы

Wikimedia Commons

Это был первый в мире серийный танк с автоматической противоатомной защитой (корпус герметизировали и снабдили нагнетателем для создания избыточного давления, препятствующего проникновению внутрь радиоактивной пыли) и комплексом активной защиты КАЗ «Дрозд».

На базе Т-55 появился средний танк Т-62. Его отличительной особенностью была гладкоствольная пушка калибром 115 мм, которая могла вести стрельбу оперенными подкалиберными снарядами с очень высокой начальной скоростью (1615 м/с). Средняя дальность стрельбы прямой наводкой составляла 4 000 м, а наибольшая — 5 800 м.

Танк Т-62

РИА Новости

Павел Лисицын

Символом революции в танкостроении является танк Т-64, который выпускался с 1969 года. В этой машине сочетаются подвижность средних танков, высокий уровень защиты и огневая мощь тяжелых танков.

Т-64 стал первым танком «второго поколения» и послужил основой для создания Т-72 и Т-80, модернизированные варианты которых стоят на вооружении российской армии.

Танк Т-72 Б1

РИА Новости

Сергей Пивоваров

Т-72 стал самым массовым танком второго поколения и поставлялся почти во все страны Варшавского договора. А Т-80 стал первым танком с единой газотурбинной силовой установкой и системой встроенной динамической защиты. До этого на танки преимущественно ставились дизельные моторы.

В боевом строю

Окончание холодной войны привело к сворачиванию концепции крупномасштабной сухопутной войны, где танки играли ведущую роль. В 1990-е годы численность танков в западных странах и РФ была значительно сокращена. В 2000-е годы ряд государств (например, Бельгия и Голландия) даже решили вывести танки из состава вооруженных сил.

Кроме того, в связи с распространением переносных ракетных комплексов танки оказались уязвимы, особенно в условиях городских боёв.

Современный характер войны требует усиления защиты танков от попаданий кумулятивных снарядов. Конструкторы решили сделать башню танка необитаемой и отделить боекомплект от экипажа. Ещё одной тенденцией стала максимальная автоматизация процессов управления, наводки, ведения огня и взаимодействия с другими войсками на поле боя.

Воплощением самых передовых технологий в танкостроении является российский проект Т-14 «Армата».

Танк Т-14 «Армата» механизированной колонны Московского гарнизона

РИА Новости

Илья Питалев

Это единственный в мире танк третьего поколения, который абсолютно не похож на другие машины.

Концепция Т-14 заключается в более эффективном взаимодействии с артиллерией, зенитными комплексами и другими танками. «Армата» имеет необитаемую орудийную башню, представляющую собой роботизированный боевой модуль.

К достоинствам Т-14 относят систему активной защиты «Афганит» и комплекс динамического бронирования «Малахит», способные обезопасить танк даже от новейших переносных комплексов. Необычайной крепостью отличается многослойная металлокерамическая броня лобовой части.

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский отметил в беседе с RT, что в будущем танк останется «наиболее устойчивым и мощным средством» на поле боя как в оборонительных, так и в наступательных операциях. Но современные танки должны быть защищены от высокоточного и самонаводящегося оружия и средств радиоэлектронной борьбы.

«Повышение эффективности современной бронетанковой техники при выполнении поставленных задач постепенно приводит к сокращению её общей численности. Однако танки и впредь будут оставаться важнейшей составляющей вооруженных сил армий мира. Не раз я слышал прогнозы о «смерти» танков и ни разу они не сбывались», — заявил Мураховский.

Армия, Войска, Оружие, Илья Питалев, Сергей Пивоваров, Виктор Мураховский, Renault, Журнал «Арсенал отечества», РИА Новости

Первая битва танк против танка произошла 100 лет назад

Сто лет назад на этой неделе британские и немецкие танки вошли в историю на полях сражений Первой мировой войны. В последний год войны у французского городка Виллер- Бретонне, две стороны столкнулись в первом в истории сражении танк против танка.

Связанная история
  • Эволюция американского танка

Оглядываясь назад на битву и на танки с обеих сторон, можно понять, насколько далеко продвинулась бронетанковая война за последнее столетие. Танковое сражение при Виллер-Бретонне, хотя и короткое, было предвестником грядущих событий.

Немецкий танк A7.

Getty Images

Весной 1918 года военное положение Германии выглядело отчаянным. Германия была истощена как в экономическом, так и в военном отношении после четырех лет войны. Поскольку миллионы людей уже были убиты и покалечены, армии угрожала нехватка живой силы. Весеннее наступление, направленное на уязвимый стык между французской и британской армиями, получившее название Kaiserschlacht , не достигло своих целей, которые поставили бы немцев в более выгодное положение для прекращения войны.

Последующее наступление началось в конце апреля с целью захвата французского города Амьен. Город Виллер-Бретонне был ступенькой к победе. Перед наступлением немецкая армия собрала столько танков, сколько могла, чтобы возглавить атаку.

Британская армия Mk. IV «женский» танк на учениях с войсками армии США.

Getty Images

К 1918 году концепция танка уже некоторое время обсуждалась. Леонардо да Винчи задумал тяжелую вооруженную и бронированную подвижную наземную машину еще в 1482 году. Однако первые современные танки были созданы британской армией под прикрытием разработки «цистерн с водой». «Танки» Mark I впервые участвовали в боевых действиях в 1916; это прозвище используется до сих пор.

24 апреля 1918 года немецкие войска начали штурм Виллер-Бретонне. Подготовительный артиллерийский обстрел дымом, взрывчаткой и горчичным газом обрушился на позиции британской армии. Это привело к снижению видимости всего до 30 ярдов, поэтому защитники понятия не имели, что с ними вот-вот случится. После прекращения артиллерийского огня волна немецкой пехоты и танков A7M двинулась на британские позиции.

«Мужской» танк Британской армии Mark IV.

Гетти Изображений 900:28 У британской стороны было 12 танков Mark IV. Представленный в 1917 году, Mark IV весил 28,4 тонны, имел экипаж из восьми человек, стальную броню толщиной от 8 до 12 миллиметров и двигатель Daimler мощностью 105 лошадиных сил, развивавший максимальную скорость 3,6 мили в час. Mark IV выпускался в двух вариантах: «мужской» (вооруженный тремя корабельными орудиями, приспособленными для использования на суше, и тремя пулеметами) и «женский» (вооруженный пятью пулеметами для защиты мужских танков от вражеской пехоты).

Немецкая сторона ввела в бой 13 танков A7V. Также введен в 1917, A7V весил 29,9 тонны, имел экипаж не менее 18 человек и имел стальную броню толщиной от 6 до 20 миллиметров. Два 100-сильных двигателя Daimler давали ему быструю скорость по пересеченной местности почти пять миль в час. A7V имел две 57-мм пушки и шесть пулеметов.

Подбитый танк A7. Как будто водителю было не о чем беспокоиться, A7 был настолько высоким, что он рисковал опрокинуться при движении по неровной местности.

Getty Images

Сама битва была короткой по продолжительности, но большой по историческому значению. Шесть британских Mark IV были отстранены от боевых повреждений. Два A7 получили механические повреждения на поле боя, а третий, получивший прозвище Nixe, был сильно поврежден орудиями Mark IV. Экипаж Никсе, опасаясь взрыва боеприпасов, бросил танк.

Немецкие и британские танки в основном предназначались для наступательных орудий для борьбы с окопавшейся пехотой в окопах, с пулеметами для борьбы с пехотой и полевыми орудиями для разрушения дотов и других укреплений. Хотя и союзники, и центральные державы знали, что в конечном итоге танки столкнутся друг с другом, танки были настолько новыми, что ни одна из сторон не была готова к такому сражению. Танкам не хватало скорострельных орудий, специально предназначенных для поражения танковой брони.

Основной боевой танк Британской армии Challenger II, наши дни.

Мэтью Ревелл//Getty Images

Это не продлится долго. По мере роста популярности танков на поле боя они становились быстрее, лучше вооружены и бронированы. Тенденция к механизированной войне привела к тому, что все державы отказались от позиционной войны, и многие танки были специально разработаны для борьбы с другими танками. Сегодня 70-тонные танки мчатся по дорогам со скоростью 45 миль в час, покрытые стальной броней толщиной в сотни миллиметров, поражая танки противника на расстоянии более мили. Технологии гарантируют, что к 100-летию первого танкового сражения танки будут продолжать доминировать на поле боя в обозримом будущем.

Кайл Мизоками

Кайл Мизоками — писатель по вопросам обороны и безопасности, работает в Popular Mechanics с 2015 года. Если речь идет о взрывах или снарядах, он обычно поддерживает их. Статьи Кайла публиковались в The Daily Beast, U.S. Naval Institute News, The Diplomat, Foreign Policy, Combat Aircraft Monthly, VICE News и других. Он живет в Сан-Франциско.

Tanks Reigned Supreme на полях сражений Второй мировой войны > Министерство обороны США > История

На полях сражений Второй мировой войны использовались технологии, изменившие правила игры. В небе дебютировали стратегические бомбардировщики. Авианосцы безраздельно господствовали на морях. А звездой сухопутной кампании стал танк.

Впервые танки использовались в конце Первой мировой войны, но ограниченно и в основном для непосредственной поддержки пехоты.

В период между Первой и Второй мировыми войнами двигатель танка был улучшен, чтобы увеличить его скорость и мощность; Также появились системы гусеницы и подвески, а также модернизация вооружения.

Доктрина также эволюционировала, что дало танкам более важную роль в качестве военного средства для крупных маневров, включая использование в качестве мобильной артиллерийской поддержки, замены традиционной конной кавалерии и роли боевых инженеров.

Перед тем, как США вступили во Вторую мировую войну, армия США провела крупномасштабные общевойсковые учения в Луизиане, метко названные Луизианскими маневрами. Некоторые танки и противотанковые силы были переброшены дружественными и оппозиционными силами. Однако танков для учений не хватило, поэтому их заменителями послужили грузовики с нарисованной на них надписью «танк».

Извлеченные уроки оказались ценными для войск, участвовавших в учениях, и старших командиров, которые руководили учениями и дослужились до высших генералов во время войны, включая Омара Брэдли, Дуайта Эйзенхауэра и Джорджа Паттона.

Тем временем союзники и враги Америки не бездействовали в разработке, производстве и доктрине танков. Они производили очень мощные танки — прежде всего Германия и Советский Союз, а также Великобритания, Франция и другие.

В начале войны США полагались на свой легкий танк серии M2. Они были легкими и маневренными, но плохо бронированными. Некоторые из них участвовали в битве за Гуадалканал в 19 г. 43, где японцы также выставили несколько легких танков, но в начале войны искали более боеспособную замену.

Эта замена пришла в 1942 году и называлась средним танком M4, но более известна как M4 Sherman.

Интересно, что именно британцы впервые назвали его Шерманом в честь генерала армии Уильяма Т. Шермана, который сражался на стороне Союза во время Гражданской войны.

С 1942 по 1945 год было произведено около 50 000 танков Sherman, которые несли службу как на Тихоокеанском, так и на европейском ТВД. Они продолжали использоваться в течение многих лет после войны.

Первым тяжелым армейским танком был M26 Pershing, который был развернут ближе к концу войны. Его конструкция легла в основу послевоенной серии M60.

В рамках программы ленд-лиза США поставляли танки союзникам по всему миру, в том числе китайцам, свободному французскому правительству в изгнании оккупированной Франции, Великобритании и СССР.

В то время как танки участвовали в боевых действиях на Тихом океане, они действительно вошли в игру в Европе и Северной Африке, где были большие открытые пространства, подходящие для маневрирования.