Танк Тигр — характеристики

Тяжелый танк Тигр служил немецкой армии в течение последних лет Второй мировой войны. Он на практике доказал свои преимущества и показал, что является превосходной боевой машиной, однако и не без недостатков. Например, танк страдал от избыточной массы и размеров, а также нехватки ресурсов. Тигр стал первым немецким танком, который получил 88 миллиметровую зенитную пушку в качестве основного орудия, совместив при этом хорошую броню и неплохую подвижность для своих размеров. Недостаток ресурсов привел к производственным проблемам и снижению качества комплектующих, что еще больше усугубило недостатки высокотехнологичной машины, чья концепция в корне отличалась от советской, нацеленной на массовое производство простых машин.

В целом применение Тигра нельзя назвать особо удачным, поскольку слишком много факторов мешало этому, однако, сам танк зарекомендовал себя грозным и во многом новаторским, оставившим незабываемый след в истории Второй мировой войны и заслужившим любовь танковых асов, например, Курта Книспеля.

Советский танк меняет все

До момента появления нового Т-34 такие машины вермахта как Пз-3 и Пз-4 вполне хорошо справлялись со своими обязанностями. Немцы, постоянно пытавшиеся создать все более совершенное оружие, еще в 1937 году начали работы по проекту, который смог бы заменить в будущем Пз-4, однако отменили его из-за слишком медленного развития и низкого приоритета. К тому же, после встречи с британскими матильдами и французскими Чар Б1, немцы поверили, что их техника на голову сильнее вражеских.

Так и было до момента встречи с новой советской разработкой. Т-34 буквально потряс Вермахт, поскольку превосходил Пз-4 буквально во всем, имея рикошетную и прочную броню, хорошее орудие и отличную подвижность, а, главное, их количество постоянно росло. После захвата нескольких образцов Т-34, он был внимательно изучен специалистами, и высокими чинами, после чего было решено, что необходим новый танк.

Немедленно немцы приступили к разработке «противотанка» для Т-34. Проекты были представлены несколькими фирмами — Даймлер-Бенц, МАН и Хеншель , позже, в 1939 году, к ним присоединился Порше. Проект Ман в конечном счете станет превосходным средним танком под названием Пантера, вобравшим в себя все сильные стороны Т-34 в виде широких гусениц, наклонной толстой брони и мощной 75 миллиметровой пушки. Проекты Порше станут VK3001 и VK4501.

Изначально Хеншель и Порше были выбраны для представления своих проектов, ограниченных весом до 35 тонн. Каждая фирма показала свой опытный образец, под названиями VK3001 (H) и VK3001 (P) соответственно («H» для Хеншель и «P» для Порше). Они не прошли отбор, однако продолжили своё развитие, после чего был представлен VK4501 . Он уже был в весовой категории тяжелых танков, имел около 45 тонн и мощную 88 мм зенитную пушку. Это орудие создавалось для борьбы с воздушными целями, однако показало свою исключительную удачность, после чего было переделано и в противотанковое. Фирме Крупп поставили задачу обеспечить поставки главной пушки и монтаж башни.

Порше против Хеншеля

Показ новинки был назначен на 20 апреля 1942 года, в качестве подарка на день рождения фюрера. Опытный образец Хеншель стал VK4501 (H), в то время как образец Порше стал VK4501 (P). Доктор Фердинанд Порше всегда поддерживал тесную связь с Гитлером, и его фирма часто извлекла выгоду из этого, поэтому он считал, что победитель уже определен и остались лишь формальности, из-за чего начал производить свой VK4501 (P) еще до получения приказа, создав ко времени показа 100 образцов.

Действительно, при рассмотрении опытных образцов Порше оказался фаворитом, однако, позже, всплыл существенный недостаток его танка в виде новаторской электрической трансмиссии, которая мало того, что была не особо надежной, так еще и требовала для своего производства дефицитную медь. В октябре 1942 специальная комиссия, известная как «Комиссия Тигра», должна была вынести окончательный вердикт. И для производства был выбран образец Хеншель. Танк получил название PzKpfw VI Tiger.

Доработка проекта

Развитие проекты продолжалось и после его утверждения для производства. Постепенно его вес увеличился до 55 тонн, напомню, что изначально лимит был 45 тонн. Такая прибавка вынудила инженеров менять конструкцию ходовой, добавив в неё дополнительные колеса в шахматном порядке, увеличив таким образом ширину гусениц, что привело к невозможности транспортировки на железнодорожных платформах. Поэтому было создано 2 типа гусениц — стандартные широкие для боевых условий и узкие для транспортировки. Установка последних отнимала у подготовленного экипажа около получаса на каждую из сторон и заключалась не только в замене гусениц, но и в снятии внешнего ряда колес. Приемная комиссия в итоге одобрила проект Тигра, поскольку он имел отличную пушку и хорошую броню, что позволяло закрыть глаза на недостатки. Серийное производство было намечено на август 1942 года, в нём вышло первые 4 Тигра, а всего предполагалось производить 12 машин в месяц.

Начало производства

Производство началось с августа 1942 года и продолжалось до августа 1944 года, в конечном итоге было произведено 1350 экземпляров. Сложная конструкция Тигра не позволяла его производить в больших количествах, которых бы хватило на перелом тогда уже начавшегося поражения в войне. Образцы Тигра различались мелкими деталями, в зависимости от места производства, поскольку сказывалась нехватка ресурсов, комплектующих и просто фронтовой опыт.

Двигатели Майбах

Первые 250 Тигров были оснащены двигателем Майбах HL 210 P30 мощностью 650 л.с. Следующие образцы получили Майбах HL 230 P45 с мощностью, увеличенной до 700 л.с. Они были спроектированы на базе самолетных двигателей и оказались пригодны для адаптации к средним и тяжелым немецким танкам, нуждающихся в мощных моторах. Майбах HL 230 P45 также использовался на Пантере. Дальность действия составляла около 140 километров по шоссе и всего 45-50 по бездорожью. В немецких докладах говорилось, что Тигр ехал всего два с половиной часа, после чего требовал дозаправку. Из-за этого много машин было потеряно по причине внезапно закончившегося топлива в бою. Их приходилось оставлять и взрывать, чтобы не дать противнику захватить себе.

Из-за огромного потребления топлива мощным Майбахом, передвижение танка к передовым частям своим ходом было очень затруднено, а часто и вовсе невозможно, поэтому приходилось восстанавливать поврежденные железнодорожные пути и транспортировать Тигры таким образом. Маршруты, специально планировали заранее, избегая непроходимые из-за веса мосты, узкие дороги и пересечённую местность. Также Тигры были весьма подвижны и динамичны на поле боя, но вот просто по прямой ехали медленно, отставая от мобильных передовых частей, что часто вынуждало ждать их или вступать в бой без поддержки.

Усовершенствования

Начиная с 391 произведенного экземпляра, была введена новая башня, обладающая измененной командирской, которая была очень похожа на ту, что имела Пантера. Был добавлен фиксатор ствола и врезан аварийный люк из задней части башни. В июне 1943 года крепления противовоздушного пулемета MG34 было немного усовершенствовано и адаптировано под измененную башню, а в августе осталась лишь одна фара на корпусе. После того, как 800 Тигр был создан, производств перешло на колесо со стальной каймой, вместе оригинального колеса с изнашивающейся резиной. Последние приблизительно 54 Тигра были созданы благодаря поврежденным корпусам, многократно спасаемых танков с поля боя, которые отправлялись на завод и использовались с новыми башнями

Разновидности

Ранняя производственная серия Тигра получила название PzKpfW VI Ausf. H. Она отличалась тропической системой для двигателя, облегчавшей эксплуатацию в горячем климате пустыни, таком, с каким сталкивались в Северной Африке. Также он мог преодолевать водные препятствия довольно большой глубины вброд. PzKpfW VI Ausf. E стал новой модификацией и заменил собой предшественника, начиная с февраля 1944 года. По немецким традициям корпус Тигра был использован для создания других машин, обеспечивающих потребности армии. Например, была создана бронированная ремонтно-эвакуационная машина (БРЭМ), позволявшая буксировать поврежденные танки, с которыми не справлялись по причине большого веса обычные тягачи. Ведущий танк существовал как «Бефехлспэнзер Тайгер» с дополнительным оборудованием связи, командирская версия «Befehlspanzer» и штурмовое орудие «Sturmtiger» имевшее морскую пушку калибра380 мм и предназначенное для разрушения долговременных укреплений.

Броня

Конструкция тигра была весьма типичной для своего времени. Интересно, что его бронелисты были расположены преимущественно под прямым углом, в отличии от Пантеры, имевшей хороший наклон брони. Лобовая деталь имела 100 миллиметров в тощину и была установлена практически вертикально, под наклоном 80 градусов, в неё был установлен курсовой пулемет и прибор видения для механика-водителя. Выше был расположен горизонтальный лист брони толщиной 63 миллиметра, под углом 10 градусов. Нижняя лобовая делать имела толщину 100 миллиметров и обратный наклон в 66 градусов. Они соединялись между себя популярным в Германии способом «Ласточкин хвост». Стык башни и корпуса был открыт и являлся одним из самых уязвимых мест Тигра. На поле боя много машин вышло из боя, получив клин башни одним попаданием или даже осколками. Позже было добавлено специальное бронекольцо для защиты. Крыша корпуса имела 30 миллиметров. Боковое бронирование составляло 80 миллиметров без наклона.

Ходовая

Широкие гусеницы были специально разработаны для лучшего сцепления и проходимости. Они позволили тяжелому Тигру вполне непринужденно передвигаться по пересеченной местности. Нельзя сказать, что он обладал выдающейся проходимостью, но её хватало для большинства ситуаций. Приподнятое звездообразное ведущее колесо находилось спереди, направляющее сзади, между ними было 8 опорных катков, расположенных в шахматном порядке. Для тяжелого танка подвижность была очень хороша. Торсионная подвеска немецкого образца также имела свою заслугу в этом.

Корпус

Крышка двигательного отсека имела решетку на своей поверхности для вентиляции, выхлопные трубы были установлены сзади на расположенной под небольшим наклоном практически вертикальной бронеплите. Сам двигатель был накрыт 82 миллиметровой плитой под углом 8 градусов. Экипаж состоял из 5 человек, а именно командира, водителя, наводчика, заряжающего и радиста. Водитель находился в передней левой части корпуса, радист в левой. Трансмиссия, проходящая по середине, разделяла боевое отделение на две части. Каждый член экипажа имел свой персональный люк на крыше корпуса перед башней. Водитель имел привор видения прямо перед собой, а радист имел курсовой пулемет калибра 7,92 MG34 с интегрированной системой видения.

Башня

Башня имела тяжело бронированную, прямоугольную маску орудия и сильно закругленные борта. Задняя часть также была округой и без наклона (в отличии от Пантеры, имеющей большинство листов брони под наклоном). Главное орудие, KwK36 калибра 88 мм была расположено по центру башни и выступала за корпус. Ствол имел 3 четко разделенные секции и дульный тормоз двухкамерного типа на конце для компенсации отдачи. Командир, наводчик и находились в башне, оснащенной гидроприводом горизонтального наведения. Наводчик сидел спереди слева, заряжающий справа, за ними, по центру, командир. Большая казенная часть орудия делила башню пополам, поэтому командир имел свою круглую командирскую башенку с люком, которым мог пользоваться и наводчик, а заряжающий имел свой прямоугольный люк. Ранние Тигры имели командирские башенки с прорезями для наблюдения, а поздние получили башенки из литой стали, подобные тем, что устанавливались на Пантеры и имевшие перископ. Наводчик также управлял спаренным с пушкой пулеметом MG34 калибра 7.92. Вдоль каждой стороны башни было установлено 3 дымовых гранатомета для постановки дымовых завес при отступлении или скрытном перемещении. Толщина лобовой брони башни составляла 100 миллиметров, достигая 200 миллиметров около основания ствола и скрепляясь в том месте сваркой. В других частях она имела толщину 82 миллиметра за исключением крыши толщиной в 26 миллиметров. Гидропривод находился на дне корпуса и отбирал мощность у двигателя. Так же, как и в Пантере, наводчик использовал ручной привод башни для точного наведения непосредственно перед стрельбой по цели. Ведение огня требовало полной остановки из-за отсутствия на танке стабилизирующих систем орудия. Функция ручного наведения так же могла быть применена как аварийная, в случаях отказа основного гидропривода. Две щели для применения личного оружия были размещены в задней части башни, хотя, с февраля 1943 года, осталась только одна. Также был добавлен аварийный люк на задней правой стенке башни, который мог выполнять коммуникационный функции между командиром танка и пехотой.

Боеприпасы Тигра

Снаряды орудия были подобны снарядам к своему предшественнику — зенитной пушке. Существенно различали их лишь электрический спуск и полуавтоматический затвор у Тигра. Танк обычно нес около 92 снарядов на борту, хоть иногда их число и доходило до 100. Обычно половина снарядов была осколочно-фугасного типа, а остальная состояла из бронебойного, подкалиберного и кумулятивного типов. Орудие имело превосходную баллистику и могло поражать цели на огромных дистанциях. Рекомендовалось стрелять максимум на 2500 метров по неподвижным целям, однако, в июле 1944 года наводчик из экипажа командира 3-й роты 506-го тяжелого танкового батальона гауптмана Ваккера поразил танк Т-34, находившийся на дистанции 3600 метров. И это был далеко не единичный случай. Таким образом, танк Тигр имел возможность уничтожать своих врагов с таких расстояний, с которых те ему не были способны что либо сделать.

Тигр в действии

Так же, как и в случае Пантеры, интерес к танку лично Гитлера вынудил ускорить производство и ввести в строй машины до прохождения всех испытаний и исправления недоработок. Фюрер всегда был настойчив в вопросах, касающихся возможности получить сверхмощное оружие, не имеющее аналогов в мире. Поэтому часто такие проекты отправлялись на фронт, не успев избавиться от детских болячек. Тигр не стал исключением. К тому же немецкая инфраструктура страдала от налетов бомбардировщиков и танки не получали должного обслуживания и запасных частей.

На практике это очень сильно повлияло на эффективность применения Тигров и ограничило их влияние на ход войны.Когда топливо стало дефицитным, немецкая пехота вынуждена была перестать рассчитывать на поддержку, поскольку Тигры часто отзывались из-за недостатка бензина. А из-за ненадежности трансмиссии и невозможности её регулярного обслуживания, экипажи были проинструктированы заранее занимать выгодные позиции, на которых будут заметны цели в радиусе поражения. Немецкие экипажи передвигались лишь в случае необходимости, чтобы лишний раз не вырабатывать ресурс двигателей и шестерней. Такие приказы продемонстрировали понимание немецким командованием, что даже самый прекрасный танк имеет свои ограничения.

Как и в случае с Пантерой, экипажи Тигра были проинструктированы о том, что можно спокойно подставлять под удар свою лобовую броню. И действительно, поначалу танк был практически неуязвим для вражеских танков, пушек, гранат и винтовок. В одном немецком командира Тигра, содержится запись о более чем 200 попаданиях боеприпасами калибра 14,5 мм, 14 прямых калибра 52 мм и около 11 от мощной пушки калибра 76,2 мм. После 6 часового сражения танк вернулся и принял участие в бою на следующий день.

29 августа 1942 года Гитлер впервые отдал приказ пустить в бой тяжёлые танки Тигр. 16 сентября 1942 года 4 из них приняли участие в боях под Ленинградом, выдержали такое испытание и пошли в бой на следующий день. Однако, этот дебют показал и слабые стороны танка, в результате чего, 21 сентября, они были потеряны из-за огня противотанковых орудий и слишком мягкой почвы, из который не могли выехать. Тигр, как и Пантера, имел одну неприятную особенность из-за своей шахматной подвески. Суровой советской зимой между колесами набивалась грязь, которая замерзала за время остановки и намертво сковывала ходовую, лишая танк подвижности до тех пор, пока экипаж не очищал все вручную или паяльной лампой. Советская Армия очень заинтересовалась новым тяжелым танкам и постоянно предпринимала попытки для его захвата в работоспособном состоянии, также как и немцы в своей время при встрече с Т-34, чья конструкция дала жизнь проекту Пантеры. Также и советские инженеры, получив 16 января 1943 года Тигр, отметили много интересных особенностей, например, очень трудно пробиваемую для всех имеющихся на вооружении пушек толстую броню. Это привело к проектированию самоходных артиллерийских установок серии «СУ» и, позже, танков ИС-1, ИС-2, которые до конца войны стали достойным врагом Тигра.

Производство Тигра почти не росло и к концу войны танков хватало все меньше, поскольку враг значительно превосходил по численности войска Вермахта. Однако, Тигр благодаря своей пушке и оптике позволял подготовленным экипажам не вступать в бой, а расстреливать приближающегося противника издалека, чем и стали пользоваться немцы все чаще. Немецкие силы при отступлении постоянно использовали засады с замаскированными танками и это приносило отличные результаты. Ничего не подозревающие советские танки внезапно оказывались поражены буквально из ниоткуда, после чего Тигры просто отходили с позиций, не оставляя ничего кроме подбитых врагов.

Американцы, столкнувшись с Тигром впервые, вынесли много уроков. Их средние танки Шерман были не способны пробить противника более чем с 700 метров в то время как сами поражались с любых разумных дистанций. Американские танкисты сообщали о 30 прямых попаданиях, которые всего лишь отскакивали от толстой лобовой брони грозного противника. В конце концов стало понятно, что единственный способ борьбы — это численное превосходство, когда несколько Шерманов изображало приманку, а по флангам ехали другие. Поскольку количество американских танков исчислялось десятками тысяч, размен 1 Тигра на нескольких Шерманов считался вполне приемлемым. Также он мог быть уничтожен 57 миллиметровой противотанковой пушкой, пусть и с небольших дистанций.

Советы также быстро научились бороться с Тиграми. Это были групповые атаки, противотанковые пушки и минные поля. Хотя часто обездвиженный танк продолжали вести огонь из своего орудия и пулемета, становясь стационарной огневой точкой. Пехота использовала противотанковые гранаты и зажигательные коктейли, бросаемые на тонкую решетку двигателя и вызывающие пожар.

Эпилог

Позже на свет появился наследник грозной машины, PzKpfw VIB Тигр 2, так же известный как Королевский Тигр. Он получил более толстую броню с наклонными листами и длинноствольную пушку. Но Тигр 2 появился ближе к концу войны, был выпущен в малом количестве и не смог особо ни на что повлиять.

А вот сам PzKpfw VI Тигр серьезно повлиял на умы врагов, заставив их искать способы борьбы с машиной, имеющей отличное бронирование, пушку и оптику. И, даже найдя их, пришлось нести тяжелые потери, отдавая за один немецкий танк несколько своих. Поэтому Тигр вошел в историю как легенда, пусть и не такая яркая как Т-34, известный как танк победы, но достаточно яркая для того, чтобы лишь одним своим названием заставить задуматься, сколько врагов было уничтожено, и сколько могло быть уничтожено еще, не помешай ей в этом некоторые обстоятельства.

Tiger I: обзор, характеристики, сравнение параметров

Добавить к сравнению Машина добавлена к сравнению Добавить комплектацию техники к сравнению Комплектация техники добавлена к сравнению

Добавить к сравнению технику в базовой комплектации Убрать машину из сравнения Добавить к сравнению технику в текущей комплектации Убрать машину из сравнения

Разработка танка началась в 1937 году компанией Henschel. Выпускался серийно с 1942 года. Впервые использовался в боевых действиях под Ленинградом. Танк участвовал в боях в Тунисе, самое массовое применение было в ходе сражения на Курской Дуге. Несмотря на прекращение производства летом 1944 года, «Тигр I» использовался до конца войны. Всего было выпущено 1354 танка.

Командир

Наводчик

Механик-водитель

Радист

Заряжающий

Огневая мощь

ед. Урон

мм Бронепробиваемость

0}»> ед/мин Урон в минуту

0, ‘specification_delta-good’: $data с Время сведения

0, ‘specification_delta-good’: $data м Разброс на 100 м

0}»> шт Боезапас

Мобильность

0}»> / 0}»> / т Масса/Предельная масса

0}»> л.

с. Мощность двигателя

0}»> л.с./т Удельная мощность

км/ч Максимальная скорость

0}»> град/с Скорость поворота

0}»> град/с Скорость поворота башни Скорость гориз. наведения

Живучесть

0}»> ед. Прочность

/ / мм Бронирование корпуса

0}»> / 0}»> / 0}»> / / мм Бронирование башни

0, ‘specification_delta-good’: $data с Время ремонта ходовой

Наблюдение

0}»> м Обзор

0}»> м Дальность связи

Технические характеристики указаны для техники с уровнем обучения экипажа 100%.

Танк «Королевский тигр» — Описание конструкции

Танк «Королевский тигр» — Описание конструкции
Содержание
Танк «Королевский тигр»
Описание конструкции
Боевое применение

Компоновка танка «Тигр» Ausf.B такая же, как и у всех немецких танков периода Второй мировой войны, то есть с передним расположением трансмиссии.Отделение управления находилось в передней части танка. В нем размешались главный фрикцион, коробка передач и механизм поворота. Слева от коробки передач располагались органы управления танком, контрольные приборы и сиденье механика-водителя. Справа — курсовой пулемет, сиденье стрелка-радиста и часть боекомплекта пушки. Радиостанция также находилась в отделении управления — над коробкой передач и правой бортовой передачей.

Боевое отделение располагалось в средней части танка. Над боевым отделением на шариковой опоре размещалась башня, в которой устанавливались пушка и спаренный с ней пулемет. Слева от пушки располагались механизмы управления огнем, телескопический прицел, ножные педали для поворота башни от гидропривода и ножной спуск пулемета, сиденья наводчика и командира танка. Справа от пушки располагалось сиденье заряжающего. В нише башни и по стенкам корпуса в боевом отделении находился боекомплект. На днище танка под вращающимся полом боевого отделения устанавливался гидропривод поворота башни и размещались два топливных бака. В моторном отделении, располагавшемся в кормовой части корпуса, размешались двигатель, вентиляторы и радиаторы системы охлаждении, топливные баки. Между моторным и боевым отделениями имелась перегородка. Силовая установка танка «Тигр» Ausf.B была целиком заимствована у танка — «Пантера», а трансмиссия — у танка «Тигр» Ausf.F.

Отделение управления «Королевского тигра»

Тигр II имел классическую компоновку: отделение управления — в лобовой, боевое — в средней, моторное — в кормовой части танка, с передним расположением трансмиссии.

Корпус «Королевского Тигра» по форме был идентичен корпусу танка — «Пантера». Он изготавливался из катаных броневых плит, соединенных в шип и обваренных аустенитовыми электродами. В корпусе танка использовалось шесть типов плит толщиной от 150-мм до 25-мм. Верхний лобовой лист корпуса выполнялся сплошным и имел только амбразуру под шаровую установку курсового пулемета. В передней части крыши корпуса были смонтированы смотровые приборы механика-водителя и стрелка-радиста, защищенные броневыми П-образными скобами. В верхней части лобового листа слева сделан вырез, чтобы обеспечить механику-водителю максимальный обзор. Кроме того в передней части крыши корпуса имелись люки-лазы механика-водителя и стрелка-радиста. Для входа и выхода из танка крышки люков приподнимались вверх и отводились в сторону с помощью специального подъемно-поворотного механизма. Как и на танке «Пантера» люки-лазы были выполнены в крышке люка, предназначенного для монтажа и демонтажа трансмиссии.

Между люками-лазами имелось вентиляционные отверстие закрытое броневым колпаком.

Кормовая часть корпуса делилась на три отсека внутренними водонепроницаемыми переборками. Два крайних при преодолении водных преград вброд могли заливаться водой. В центральный же отсек, где находился двигатель, вода не поступала. Крайние отсеки закрывались сверху броневыми решетками, четыре из них служили для притока воздуха, охлаждавшего радиаторы, а две средних — для его отвода. В крыше центрального отсека имелся люк, в крышке которого размещались две отдушины для притока воздуха к воздушным фильтрам, и три отверстия: для заливки волы в систему охлаждения, для доступа к горловине системы питания и для установки воздухоподводящей трубы при подводном вождении танка (системой OПВТ было оснащено незначительное количество машин ранних выпусков). В днище корпуса были предусмотрены люки для доступа к торсионам подвески, к спускным кранам систем питания, охлаждения и смазки, к водооткачивающей помпе и к спускной пробке картера коробки передач.

Перед сиденьем стрелка-радиста в днище был оборудован аварийный люк. Верхняя ветвь гусеницы и вертикальная часть борта корпуса прикрывались 6-мм фальшбортом, который одновременно являлся подкрылком.

Башня танка «Королевский Тигр» — сварная, овальной обтекаемой формы с развитой кормовой нишей. Изготавливалась из катаных броневых листов, соединенных в шип. Лобовая бронеплита соединялась с бортовыми плитами замками типа «ласточкин хвост». Борта и задняя стенка башни были наклонены под углом 25°. На левом борту имелась выштамповка под командирскую башенку. На прототипах и первых серийных машинах ниже выштамповки располагался лючок для выброса стреляных гильз, который позже заварили, а затем и вовсе ликвидировали. Кроме того в обеих бортах имелись бойницы для стрельбы из личного оружия, которые также позже заваривались.

Передняя стенка башни представляла собой сварную выгнутую бронеплиту, имевшую переменную толщину — 80-мм в нижней части, затем резко уменьшавшуюся до 60-мм, а затем плавно — до 50-мм. В передней стенке башни имелись три выреза: центральный — для установки пушки; правый — для спаренного пулемета, левый — для телескопического прицела (на танках ранних выпусков, оснащавшихся бинокулярным прицелом, слева от пушки имелись два выреза).

Компоновка башни
Типа «Порше» Типа «Хеншель»
Нажмите на схему, чтобы увеличить

Крыша башни состояла из трех листов: переднего и заднего наклонных, и центрального — горизонтального. На крыше устанавливалась командирская башенка с семью смотровыми приборами и рельсом для крепления зенитного пулемета. По конструкции она была аналогична башенке танка «Тигр» Ausf.E поздних выпусков. Справа от командирской башенки располагался прямоугольный посадочный люк заряжающего, а перед ним — прибор наблюдения. Кроме того, в крыше башни устанавливался вентилятор, имелись лючки для выброса стреляных гильз и установки устройства ближнего боя, а в кормовом листе — люк для монтажа и демонтажа пушки, закрывавшийся массивной крышкой на болтах, в которой, в свою очередь, имелся люк для погрузки боеприпасов и аварийного выхода из танка.

Начиная с 51-го танка была введена новая башня типа «Хеншель», отличавшейся от башни типа «Порше» более простой конфигурацией, расположением люков и лючков в крыше, полным отсутствием каких-либо отверстий в бортах и отсутствием люка для демонтажа пушки в кормовом листе. Гнутый лобовой лист заменили сплошным прямым бронелистом толщиной 180-мм. Наконец, ввели новую маску грушевидной формы, заимствованную у тяжелого танка «Пантера II». В новой башне пушка устанавливалась с некоторым смещением вправо от продольной оси танка. Диаметр башенного погона в свету составлял 1850-мм. Башня приводилась во вращение гидравлическим поворотным механизмом, заимствованным у танка «Тигр» Ausf. E. Скорость поворота зависела от частоты вращения коленчатого вала. При 2000 об/мин и включенной повышающей передаче башенного привода башня совершала полный оборот за 19 с, при 1000 об/мин и выключенной повышающей передаче — за 77 с. В ручном режиме для полного оборота башни наводчику необходимо было сделать 700 оборотов маховика. Снаружи корпус и башня танка покрывались «циммеритом», поверх которого наносилась камуфляжная окраска, изнутри они были выкрашены в темно-желтый цвет.

Основное вооружение танка «Королевский тигр» — пушка 8,8 cm KwK 43 калибра 88-мм, производившаяся на заводе фирмы «Fr.Garny» во Франкфурте-на-Майне. Ствол орудия имел длину 71 калибр — 6298-мм: вместе с дульным тормозом — 6595-мм. Масса пушки — 1605 кг,а всей установки вместе с маской — 2265 кг. Начальная скорость бронебойного снаряда — 1000 м/с. Предельная длина отката — 580-мм. Вертикальная наводка — в пределах от -8град. до +15град.

Характеристики снарядов орудия KwK 43 L/71

Тип снаряда PzGr 39/43
(бронебойный)
PzGr 40/43
(подкалиберный)
HiGr 39
(кумулятивный)
Масса снаряда, кг 10,16 7,5 7,65
Начальная скорость, м/с 1000 1130 600
Бронепробиваемость, мм, при угле встречи 0° на дистанции, м:
500 185 217 90
1000 165 193 90
1500 147 170 90
2000 132 152 90

Пушка снабжалась вертикальным клиновым затвором и полуавтоматикой копирного типа. Противооткатные устройства были смонтированы над стволом орудия и состояли из гидравлического тормоза отката (справа) и воздушно-жидкостного накатника (слева). Подъемный механизм пушки — винтового типа. Пушка уравновешивалась с помощью специального уравновешивающего механизма. располагавшегося в башне с правой стороны от пушки. Спусковой механизм электрического типа с предохранительным устройством. В боевом отделении под сиденьем наводчика устанавливался воздушный компрессор для продувки ствола пушки после каждого выстрела. Устройство продувки ствола заканчивалось двумя форсунками по обе стороны затворного кольца. Поток воздуха выдувал пороховые газы из зарядной каморы и предотвращал их поступление в боевое отделение. С пушкой был спарен 7,92-мм пулемет MG-34 (на танках последних выпусков МG-42). Курсовой пулемет размещался в лобовом листе корпуса в шаровой установке. На командирской башенке на рельсе устройства для зенитной стрельбы «Fliegerbeschussgerat 42» можно было установить пулемет MG-34.

Танк «Королевский тигр»

По комплексу «огневая мощь — бронезащита» танк «Королевский тигр» был одним из сильнейших танков Второй мировой войны.

Танки «Королевский тигр» первоначально оснащались бинокулярным телескопическим шарнирным прицелом TZF9d/l, а затем монокулярным телескопическим шарнирным прицелом с переменным увеличением TZF9d. Шарнирное соединение прицела обеспечивало свободу перемещения объективной части вместе со спаренной установкой пушки и пулемета по всему диапазону вертикального угла обстрела при неподвижном окуляре. Окулярная часть прицела шарнирно поднималась к крыше башни и имела регулировку по высоте.

Особенностью оптической схемы с переменным увеличением являлось наличие трех линз оборачивающей системы вместо двух, обычно применявшихся в танковых телескопических прицелах с постоянным увеличением. Первая линза оборачивающей системы была закреплена в корпусе прицела неподвижно. Вторая и третья линзы были связаны между собой кулисным механизмом и включались в оптическую схему попеременно. При включении второй линзы прицел давал 5-кратное увеличение с полем зрения 12,5-кратное, при включении третьей линзы 2,5-кратное увеличение с полем зрения 25 градусов. Курсовой пулемет MG-34 оснащался 1,8-кратным телескопическим прицелом KZF2. Боекомплект пушки состоял из 84 (у первых 50 танков из 77) выстрелов, которые укладывались в нише башни (22) и нишах подбашенной коробки в отделении управления и боевом отделении. Боекомплект пулеметов составлял 4800 патронов. В качестве вспомогательного вооружения танк оснащался «устройством ближнего боя»- («Nahkampfgerat») — мортиркой калибра 26-мм, в боекомплект которой входили дымовые, осколочные и осколочно-зажигательные снаряды. Мортирка располагалась в правой части крыши башни.

Тяжелый танк «Королевский тигр»

«Тигр II» оснащался V-образным 12-цилиндровым четырехтактным карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения фирмы «Майбах», модель HL 230 P30.

На танке «Тигр II» устанавливался 12-цилиндровый карбюраторный четырехтактный двигатель Mavbach HL230P30 мощностью 700 л.с. (515 кВт) при 3000 об/мин (на практике число оборотов не превышало 2500). Диаметр цилиндра 130-мм. Ход поршня 145-мм. Цилиндры располагались V-образно под углом 60 градусов. Степень сжатия 6,8. Сухая масса двигателя 1300 кг. Топливо — этилированный бензин с октановым числом не ниже 74. Емкость семи бензобаков 860 л. Подача топлива принудительная, с помощью двух диафрагменных насосов «Solex.» Карбюраторов — четыре, марки «Solex 52FFJHD».Система смазки — циркуляционная, под давлением, с сухим картером. Циркуляция масла осуществлялась тремя шестеренчатыми насосами, из которых один нагнетающий и два отсасывающих. Система охлаждения — жидкостная. Радиаторов — четыре, соединенных по два последовательно. Емкость радиаторов около 114 л. По обеим Сторонам двигателя располагались вентиляторы типа «Zyklon». Для ускорения запуска двигателя в холодное время года предназначался термосифонный подогреватель, отапливаемый паяльной лампой, которая устанавливалась с наружной стороны кормового листа корпуса. Запуск двигателя штатно осуществлялся с помощью электростартера. В случае необходимости был возможен запуск двигателя вручную или с помощью пускача. Рукоятка ручного запуска двигателя соединялась с кулачковой муфтой на коленчатом валу двигателя. Рукоятку вставляли в небольшое отверстие в кормовом листе корпуса с правой стороны, чуть ниже выхлопной трубы. Отверстие закрывалось бронекрышкой.

Panzerkampfwagen VI Ausf. B «Tiger II»

Высокий вес и недостаточная мощность двигателя обусловили невысокие ходовые качества и общую низкую надежность немецкого танка «Тигр II».

Для пуска двигателя с помощью пускача снималась крышка большого люка на уровне коленчатого вала двигателя. Пускач неподвижно фиксировался на броне танка с помощью двух держателей и шестерня на валу пускача входила в зацепление с шестерней на коленчатом валу двигателя. С помощью специального устройства был возможен запуск двигателя танка от двигателей автомобилей «Kubelwagen» или «Schwimmwagen». Трансмиссия состояла из карданной передачи, коробки передач со встроенным главным фрикционом, механизма поворота, бортовых передач и дисковых тормозов. При этом главный фрикцион, коробка передач и механизм поворота, состоявший из двух суммирующих планетарных рядов, конструктивно были объединены в единое целое двухпоточный механизм передач и поворота.

Коробка передач «Maybach OLVAR» OG(B) 40 12 16В продукции завода «Zahnradfabrik» в Фридрихсхафене — безвальная, с продольным расположением осей, восьмиступенчатая, с постоянным зацеплением шестерен, с центральным синхронизатором и индивидуальными тормозами, с полуавтоматическим управлением. Коробка обеспечивала восемь передач вперед и четыре назад. Ее особенностью являлось отсутствие общих валов для нескольких шестерен, каждая шестерня монтировалась на отдельных подшипниках. Коробка снабжалась автоматическим гидравлическим сервоприводом. Для переключения передач было достаточно перевести рычажок, не выжимая педали главного фрикциона. Сервопривод автоматически, без участия водителя, выключал главный фрикцион и ранее включенную передачу, производил синхронизацию угловых скоростей включаемых зубчатых муфт, включал новую передачу, а затем плавно включал и главный фрикцион.

Немецкий тяжелый танк «Tiger II»

В ряде официальных советских документов 1940-х годов танк назывался «Тигр-Б», а в советской литературе — «T-VIB».

В случае отказа гидравлической аппаратуры переключение шестерен и выключение главного фрикциона можно было производить механическим путем. Система смазки шестерен — струйная, с подачей масла в место зацепления при сухом картере. Особенностью коробки передач танка «Тигр» Ausf.B по сравнению с танком «Тигр» Ausf.E являлось наличие радиатора, охлаждавшего масло. Радиатор располагался в специальном резервуаре с водой, не имевшей циркуляции и заменявшейся вручную. Многодисковый главный фрикцион с трением рабочих поверхностей в масле был конструктивно встроен в коробку передач, так же как и стояночный тормоз. Фрикционно-шестеренчатый механизм поворота с двойным подводом мощности обеспечивал танку по два фиксированных радиуса поворота на каждой передаче. При этом максимальный радиус составлял 114 м, минимальный — 2,08 м. Более крутые повороты при включенной передаче, в том числе вокруг отстающей гусеницы, трансмиссией танка не обеспечивались. При нейтральном положении коробки передач был возможен поворот вокруг центра тяжести танка движением забегающей гусеницы вперед и отстающей назад с радиусом В/2, где В — ширина танка. Бортовые передачи — двухрядные, комбинированные. с разгруженным ведомым валом. Механические дисковые тормоза LB900.4 были разработаны инженером Клауе и изготовлены фирмой «Argus».

Königstiger (нем.- «бенгальский тигр»)

Танк Sd.Kfz.182 Pz.Kpfw VI Ausf.B «Tiger II», Германия, 1945 год.

Ходовая часть танка применительно к одному борту состояла из девяти цельнометаллических сдвоенных опорных катков с внутренней амортизацией, расположенных в шахматном порядке в два ряда (пять катков во внешнем ряду, четыре — во внутреннем). Размеры катка — 800×95-мм. Подвеска — индивидуальная, торсионная, одновальная. Диаметр торсиона — от 60-мм до 63-мм. Балансиры передних и задних опорных катков снабжались гидравлическими амортизаторами, размещенными внутри корпуса.

Немецкий Panzerkampfwagen VI Ausf. B

Ходовая часть «Тигра II» с каждого борта состояла из 9 сдвоенных опорных катков с внутренней амортизацией, ленивца и ведущего колеса переднего расположения. Поддерживающих катков не имелось.

Ведущие колеса переднего расположения имели два съемных зубчатых венца по 18 зубьев в каждом. Зацепление цевочное. Направляющие колеса диаметром 650-мм имели металлические бандажи и кривошипные механизмы натяжения гусениц. Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, из 92 траков каждая (46 гладких траков, 46 — двухгребневых траков). Ширина боевых гусениц Kgs 73/800/52 — 818-мм, транспортных Kgs 73/660/52 — 658,5-мм. Транспортные гусеницы танка «Королевский тигр», представляли собой боевые гусеницы «Пантеры» и использовались при перевозке по железной дороге.

Электрооборудование «Королевского тигра» было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 12В. Источники: генератор «Bosch» GTLN700/12-1500L1 мощностью 0,7кВт, два аккумулятора «Bosch» емкостью 150А.ч. Аккумуляторные батареи соединялись параллельно. При нажатой кнопке пуска стартера батареи с помощью переключателя SF/Se8 переключались на последовательное соединение, обеспечивавшее напряжение в 24В, необходимое для работы стартера. Потребители: электростартер «Bosch» BPD 6/24 мощностью 4,4кВт и напряжением 24В, система зажигания, башенный вентилятор, контрольные приборы, подсветка прицела, приборы звуковой и световой сигнализации, аппаратура внутреннего и внешнего освещения, звуковой сигнал, спуски пушки и пулеметов. Боевое отделение оснащаюсь электрическим обогревателем мощностью 100Вт.

Немецкий танк

Танк Sd.Kfz.182 Pz.Kpfw VI Ausf.B «Tiger II», март 1945 года

Все танки оснащались радиостанцией Fu5, имевшей дальность действия 6,4 км, телефоном и 9,4 км телеграфом, и системой внутренней связи «Bordsprechanlagе В».

Система пожаротушения — автоматическая,включала в себя пять зарядов огнегасящей смеси «СВ» общей емкостью 3 л. Термодатчики, соединенные с четырьмя форсунками, были расположены в частях моторного отделения, наиболее подверженных возникновению пожара. Если температура в силовом отделении превышала 120 градусов по Цельсию, то система разбрызгивала один заряд смеси в течении 7 секунд. Если пожар не удавалось погасить, то срабатывал другой заряд и.т.д. Сигнализация была выведена на панель приборов механика-водителя.

Тактико-технические характеристики танка
«Королевский тигр» (Pz.Kpfw VI Ausf.B)

Боевая масса, т ……………………. 69,8 (68,5)
Экипаж, чел. ……………………….5
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед……. 10286 (10280)
длина корпуса .. …………………………. 7380
ширина……………………………………… 3755
высота ……………………………………… 3090
клиренс……………………………………….495
Высота линии огня, мм ………………. 2260
Толщина брони, мм:
лоб корпуса ………………………………… 150
борт и корма …………………………………80
крыша …………………………………………..40
днище …………………………………..40 — 25
лоб башни ……………….. 180 (80-60-50)
борт и корма …………………………………80
Макс, скорость движения, км/ч:
по шоссе ………………………………………38
по пересеченной местности ……………20
Запас хода, км:
по шоссе ……………………………………. 170
по пересеченной местности ………….. 120
Преодолеваемые препятствия:
угол подъема, град. ………………………..35
ширина рва, м ………………………………2,5
высота стенки, м …………………………..0,85
глубина брода, м …………………………. 1,6
Длина опорной поверхности, мм ……..4120
Удельное давление, кг/см2………………. 1,02
Удельная мощность, л.с./т ………………. 10,3

в скобках приведены отличающиеся данные танка с башней «типа Порше»


<< Назад — Вперед >>


< Назад   Вперед >

Информационный центр Tiger I — Технические характеристики

Информационный центр Tiger I — Технические характеристики

 


Технические характеристики Panzerkampfwagen VI Tiger I Ausf. E (SdKfz 181)

&nbsp
Общие данные 
Производитель Хеншель, Крупп (башня)
Фгст. числа 250001-251346
Радио (внутренний) Домофон
Радио (внешний) FuG5 и FuG2
Экипаж 5 (Водитель, радио оператор, наводчик, командир и заряжающий)


Размеры
Длина (с пистолетом) 8,45 м (27,7 фута)
Длина (без пистолета) 6,316 м (20,66 фута)
Ширина с гусеницами 3,72 м (12,2 фута)
Ширина с транспортировочными гусеницами 3,14 м (10,3 фута)
Высота до корпуса 1,78 м (5,8 фута)
Высота до купола 3,00 м (9,8 фута)
Боевой вес 57 250 кг (126 214,5 фунтов) 
Транспортный вес 52 250 кг (115 191,4 фунта)

&nbsp
Технические характеристики автомобилей
Модель двигателя Maybach HL 210 P45
Maybach HL 230 P45 (из FGST 250251)
Тип двигателя V-12 с водяным охлаждением
Рабочий объем (HL 210) 21 литр, (HL230) 23 литра
Мощность (макс. ) (HL 210) 650 при 3000, (HL 230) 700 при 3000 об/мин
Трансмиссия Maybach Olvar Type OG 40 12 16, 8 вперед, 4 передачи
Максимальная скорость 1-я передача 2,8 км/ч (1,8 миль/ч)
Максимальная скорость 2-я передача 4,3 км/ч (2,7 миль/ч)
Максимальная скорость, 3-я передача 6,2 км/ч (3,8 миль/ч)
Максимальная скорость, 4-я передача 9,2 км/ч (5,7 миль/ч)
Максимальная скорость 5-я передача 14,1 км/ч (8,7 миль/ч)
Максимальная скорость 6-я передача 20,9 км/ч (13 миль/ч)
Максимальная скорость 7-я передача 30,5 км/ч (18,9 миль/ч)
Максимальная скорость, 8-я передача 45,4 км/ч (28 миль/ч)
Максимальная скорость 1-я передача заднего хода 2,8 км/ч (1,8 миль/ч)
Макс. скорость 2-я передача заднего хода 4,3 км/ч (2,7 миль/ч)
Макс. скорость 3-я передача заднего хода 6,2 км/ч (3,8 миль/ч)
Макс. скорость 4-я передача заднего хода 9,2 км/ч (5,7 миль/ч)
Трек контактная поверхность 3,605 м
Гусеница ширина 720 мм (2,36 фута) боевая, 520 мм транспортная
Ссылки на трек 96 звеньев
Вес на ссылка (боевая) 26,76 кг (59 фунтов)
Общий вес пути на сторону 2880 кг (6349 фунтов)
Подвеска тип Поперечное кручение баров
Количество опорные катки с каждой стороны 4 двойных и 4 тройных
Опорное колесо тип Резина (ранняя) или Сталь (поздняя)
Ходовое колесо размер 800 x 75 мм (31,5 x 2,95 дюйма)
Скорость (максимум) 45,4 км/ч (28 миль/ч)
Скорость (на дорога) 20 км/ч (12,5 миль/ч)
Диапазон (на дорога) 125 км
Диапазон (вездеход) 80 км
Альпинизм (шаг) 0,8 м (2,6 фута)
Подъем (градусы) 35°
Траншея пересечение 2,5 м (8,2 фута)
Вброд глубина 1,6 м (5,24 фута)
Заземление клиренс 470 мм
Заземление боевые гусеницы давления 1,04 кг кв. см (14,8 фунтов на кв. дюйм)
Заземление напорные транспортные пути 1,43 кг кв. см (20,4 фунтов на кв. дюйм)
Минимум радиус поворота 3,44 м (11,28 фута)
Максимум радиус поворота 165 м (525 футов)
Рулевое управление коэффициент 1,28
Рулевое управление тип Гидравлический рекуперативный привод с колесным управлением
Отношение веса к мощности 12.3 л.с./т
Топливо емкость 569 литров (примерно 125 галлонов)
Топливо тип Бензин
Топливо расход (по дороге) 4,32 литров/км
Топливо расход (по пересеченной местности) 6,75 литров/км

&nbsp
Огневая мощь
Основной оружие 8,8 см кв. к. Нарезная пушка 36 L/56
Начальная скорость пули 600 м/с (ОФ)
773 м/с (AP)
930 м/с (AP/вольфрамовый сердечник)
Эффективная дальность 3000 м бронебойными и 5000 м осколочно-фугасными снарядами
Вместимость 92 снарядов, иногда модифицированных для перевозки 106 или 120 патронов
Ружье прицел ТЗФ9б 2,5x, 24°, позже TZF9c
Высота -6,5° — +17°
Ход 360° (гидравлическое и ручное перемещение)
Скорость перемещения от 25 до 60 секунд в зависимости от оборотов двигателя
Стрельба высота 2,195 м
Вторичный оружие 2 x 7,92 мм MG-34 (1 коаксиальный в башне, один на шаровой опоре)
Боеприпасы 4800 x 7,92 мм
Прицел К. З.Ф.2 (1,8x 18°)
Высота -10° — +20°
Траверса 15° с обеих сторон (ручной траверса)

&nbsp
Броня 
Тип брони Прокатный однородный лист из никелевой стали
Электросварная конструкция из замкового листа
Лоб корпуса 100 мм (3,94 дюйма) @ 24°
Борт корпуса (верхний) 80 мм (3,15 дюйма) при 0°
Борт корпуса (нижний) 60 мм (2,36 дюйма) при 0°
Задняя часть корпуса 80 мм (3,15 дюйма) @ 8°
Верхняя часть корпуса 25 мм (0,98 дюйма) под углом 90°
Дно корпуса 25 мм (0,98 дюйма) под углом 90°
Передняя часть башни 100 мм (3,94 дюйма) @ 8°
Маска орудия 120 мм (4,72 дюйма) @ 0°
Борта башни 80 мм (3,15 дюйма) @ 0°
Задняя часть башни 80 мм (3,15 дюйма) @ 0°
Верх револьверной головки 25 мм (0,98 дюйма) позже 40-45 мм (1,57-1,77 дюйма) @ 81-90°

&nbsp
Статистика производства Panzerkampfwagen VI Tiger I Ausf. E (SdKfz 181)

&nbsp
  Номер     Фгст. #
Дата Произведено   Цель&nbsp Примечания Достигнуто
апрель 1942 1 0  Включен прототип V1; 1 доставлено  
Май 1942 г. 0 0  1 доставлено  
июнь 1942 г. 1 5  0 доставлено 250001
июль 1942 г. 0 15  0 доставлено  
 август 1942 г. 8 10  9 доставлено 250009
сентябрь 1942 г. 3 15  2 доставлено  
 октябрь 1942 г. 11 16  Прототип V2 включен в номер; 8 доставлено 250012
 ноябрь 1942 года 17 18  14 доставлено 250022
 декабрь 1942 года 38 30  Прототип V3 включен в номер; 35 доставлено 250039
январь 1943 г. 35 30  30 доставлено (из них 1 восстановить автомобиль) 250076
февраль 1943 32 30  30 доставлено (из них 3 командирские машины) 250111
март 1943 г. 41 40  35 доставлено (из них 4 командирские машины) 250143
апрель 1943 г. 46 45  42 доставлено (из них 5 командирские машины) 250184
Май 1943 50 50  43 доставлено (из них 4 командирские машины) 250230
июнь 1943 г. 60 60  49 доставлено (из них 6 командирские машины) 250280
июль 1943 г. 65 65  53 доставлено (из них 4 командирские машины) 250340
август 1943 г. 60 70  63 доставлено (из них 11 командирские машины) 250405
сентябрь 1943 г. 85 75  48 доставлено (из них 7 командирские машины) 250465
Октябрь 1943 г. 50 80  82 доставлено (из них 3 командирские машины) 250550
 ноябрь 1943 г. 56 84  34 доставлено (из них 2 командирские машины) 250600
 декабрь 1943 года 67 88  80 доставлено 250656
январь 1944 93 93  78 доставлено (из них 9 командирские машины) 250723
февраль 1944 95 95  96 доставлено (из них 6 Командирские машины и 1 была восстановленной машиной) 250816
март 1944 г. 86 95  84 доставлено (из них 4 Командирские машины и 1 была восстановленной машиной) 250911
апрель 1944 г. 104 95  88 доставлено (из них 6 командирские машины и 3 машины перестроенные) 250991
Май 1944 100 95  79 доставлено (из них 6 командирские машины и 5 перестроенных машин) 251101
июнь 1944 г. 75 75  100 доставлено (из них 4 командирские машины и 5 перестроенных машин) 251201
19 июля44 13 58  63 доставлено (из них 2 командирские машины и 8 машин перестроенных) 251340
август 1944 г. 6 9  13 доставлено (из них 3 командирские машины и 11 машин перестроенных) 251346

&nbsp

&nbsp
&nbsp
&nbsp
&nbsp
&nbsp
&nbsp
&nbsp
&nbsp
&nbsp
&nbsp
&nbsp
&nbsp

&nbsp
&nbsp
&nbsp
&nbsp
&nbsp
&nbsp
&nbsp
&nbsp
&nbsp
&nbsp
&nbsp
&nbsp

&nbsp

Разработка King Tiger

Королевский Тигр как преемник Тигра I стал кульминацией развития немецких тяжелых танков во Второй мировой войне. «Ягдтигр» превосходил его по весу на несколько тонн, но не был лучшим танком в целом по подвижности (вес и мощность двигателя), огневой мощи и бронированию.

Корни тяжелого танка Tiger II восходят к 1937 году, когда были разработаны первые концепции танка массой 30 тонн. Первоначальные концепции позже разделились на разработки Panther и Tiger.

 

 

 

Аспекты выбора подходящих двигателей для танков:

 

Наличие подходящих двигателей является важной предпосылкой для разработки тяжелых танков. Распространенным высокопроизводительным двигателем в 1937 году был Maybach HL 120 TRM для Panzer IV, двигатель V 12 мощностью 280 л.с. из 12-литрового куб.см. Из-за веса автомобиля отношение мощности к весу составляло 10 л.с. / л, что обычно считалось недостаточным. Целевым было соотношение ок. 20 л.с./л, что требовало двигателя мощностью 600, предпочтительно 700 л.с. для 30-тонного. бак.

Некоторые производители двигателей выразили сомнение в том, что такой двигатель может быть реализован с 12 цилиндрами, вместо этого может потребоваться 16-цилиндровая конструкция. Поскольку в те времена мощность двигателя более-менее соответствовала его габаритам, место для размещения 16-цилиндрового двигателя значительно сузило бы боевое отделение танка.

В качестве альтернативы рассматривались авиационные двигатели. Такие двигатели обеспечивают максимальный крутящий момент на низких оборотах, что, в свою очередь, требует соответствующего подбора компонентов трансмиссии, таких как редукторы. Это увеличило бы общий вес и уменьшило бы маневренность. От плана по двигателям самолета отказались.

Никаких намеков на то, почему немцы вообще остановили свой выбор на бензиновых двигателях, не обнаружено. Причина, вероятно, заключалась в лучшем соотношении мощности и потребности в пространстве по сравнению с дизельными двигателями. подорганизация Waffenprüfamt 6 (Waprü 6) / Panzer und Motorisierung, Tanks and Motoring  обычно разделяла заказы на разработку и заключала частичные контракты с несколькими компаниями. Заказы на изготовление бронекорпусов, корпусов башен и орудий обычно доставались Круппу. Wegmann выполнил сборку башен из своих компонентов, а Henschel выполнил точную обработку, например. необработанные броневые корпуса и окончательная сборка танков со всеми компонентами субподрядчиков.

В 1937 году компании Henschel, Daimler-Benz и MAN получили контракты на разработку 30-к. Танк. Ferdinand Porsche AG вступила в игру на более позднем этапе.

Концепции Daimler Benz / MAN позже привели к созданию танков Panther среднего веса, а концепты Henschel привели к созданию тяжелых танков Tiger.

 

 

 

Д.В. / Durchbruchwagen Breach car

 

В соответствии с приказом Waprü 6 от 19 января37 для развития 30 к. шасси Henschel спроектировал бронированный корпус из мягкой стали с толщиной стенок 50 мм по всему периметру и 20 мм для днища и крыши корпуса. Боковые стенки представляли собой скрепленный болтами двухсекционный узел, поскольку в то время прокатка цельной броневой стенки была еще невозможна.

 

Использовались отдельные ведущие и рулевые механизмы. Ширина гусеницы составляла 20 см, был установлен двигатель Maybach HL 120 мощностью 280 л.с. Название относится к новой боевой роли, предназначенной для машин.

Уже в апреле 1937 года Henschel представила усовершенствованный концепт DW 2. Он был очень похож на DW 1, но отличался некоторыми улучшениями в плане моторики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                     Source: T. Jentz, H. Doyle: Germany’s Tiger танки: Д.В. к Тигр I

 

Уже в ноябре 1936 года Крупп получил заказ на постройку башни для 30-к. средство передвижения. Планировалось установить 7,5-см орудие. Поскольку Krupp предоставил только проектную концепцию, были проведены испытания шасси с бетонными плитами на корпусе, чтобы имитировать вес башни.

 

 

 

VK 30.01 (H) и (P)

 

Разработка VK 3001 (H) в Henschel основывалась на опыте проекта D.W. В соответствии со спецификациями заказа компания Henschel построила шасси с толщиной 50-мм брони по периметру, 25-мм верха и 20-мм днища корпуса. Боковые стенки корпуса были выполнены цельными. Его подвеска отличалась торсионами с чередующимися 70-сантиметровыми опорными катками, возвратными катками и шириной гусеницы 52 см. Установленный Maybach HL 116 с 6 цилиндрами и ок. 300 л.с. обеспечивали максимальную скорость ок. 35 км/ч.

Несколькими месяцами ранее Krupp получил контракт на проектирование башни с 7,5 cm KwK L/24 и двумя пулеметами, направленными вперед и назад.

. к Тигр I

 

В период с марта по май 1940 г. было изготовлено три шасси, два из которых впоследствии были переоборудованы в САУ «Sturer Emil» (Упрямый Эмиль) с 12,8-см пушкой. Одно шасси осталось в качестве испытательной машины. Позднее для обучения водителей танков было построено еще четыре шасси. Шасси так и не были укомплектованы разработанными для них башнями 7,5 cm KwK L/24. Позднее башни использовались в качестве стационарных огневых точек на Атлантикволле.

 

К концу 1939, а также Porsche вступил в игру по созданию 30-дюймового автомобиля. танковое шасси с его типом 100, которое было построено на новом заводе Nibelungenwerke в Австрии недалеко от Линца.

В то время как концепция трансмиссии Henschel была консервативной с бензиновым двигателем и механической трансмиссией, Porsche действовал независимо и разработал бензиново-электрическую трансмиссию с двумя параллельно установленными двигателями воздушного охлаждения рабочим объемом 10 л, 10 цилиндрами и мощностью 210 л.с., каждый напрямую вождение центральной оси генератора для звездочек.

VK 3005

Х. Дойл: Немецкие танки «Тигр»: Д.В. to Tiger I

 

В трансмиссии Porsche реализована еще одна фирменная особенность Porsche: колесная машина с двумя колесами, смещенными друг относительно друга, и торсионом, соединенным 90°, поэтому они расположены по направлению движения. Как и в случае с бензиново-электрической трансмиссией, эта концепция сохранялась во всех конструкциях Porsche для танков Tiger во время войны.

Двигатели воздушного охлаждения этого автомобиля под названием «Леопард» оказались очень чувствительными и требовали чрезмерного обслуживания. Концепция трансмиссии была новаторской, но слишком ненадежной и сложной для желаемого использования. Всего было построено одно шасси.

 

 

ВК 3601 (Н)

 

К середине 1940 г. компания Henschel получила контракт на постройку шасси на базе VK 3001(H), но с башней со 105-мм пушкой. Кроме того, он должен был иметь лобовую броню толщиной 100 мм. Более широкий погон башни и последовавшие за этим доработки броневого корпуса увеличили общий вес.

В проекте предусмотрено бронирование корпуса толщиной 80 мм спереди, 50 мм по бортам и корме и 25 мм снизу и сверху корпуса. Был установлен Maybach HL 174, 12-цилиндровый двигатель мощностью 450 л.с., 8-ступенчатая коробка передач OLVAR 40 12 16 и рулевой механизм Henschel L 600C. Диаметр металлических дисков опорных катков 800 мм, максимальная скорость 50 км/ч.

VK 360101 от 4501 до Tiger II

 

Когда Waprü 6 остановила план установки 10,5-см орудия, орудие с коническим каналом ствола 0725 рассматривалось как вариант. Однако, поскольку количество вольфрама, необходимого для боеприпасов этого орудия, в Германии отсутствовало, от этой концепции отказались.

Наконец, VK 3601 (H) планировалось оснастить такой же башней с 8,8 cm KwK L/56, которую Krupp разработал в сотрудничестве с Porsche для шасси VK 4501 (P).

Помимо прототипа было построено еще четыре шасси, которые впоследствии использовались в качестве тягачей.

 

 

 

VK 4501 (H) и (P)

 

Компания Krupp получила заказ на разработку башни для серии VK 3001 и обратилась к Porsche Kw 8,8 с предложением Л/56. Необходимые модификации, т.е. увеличить Kranzdurchmesser до 1850 мм, увеличить вес до более чем 40 т. Проект VK 4501(P) стал результатом решения увеличить лобовую броню до 100 мм.

Кроме того, оба 10-литровых двигателя были заменены на 15-литровые куб.см и мощностью 310 л.с. каждый, которые приводили в действие два генератора Siemens по 275 кВт каждый. Что касается подвески, то Порше перешел от колес с резиновой футеровкой к колесам, экономящим резину, с резиновой подушкой между двумя дисками колеса.

0005

 

 

 

 

VK 4501 (P)   Quelle: T. Jentz, H. Doyle: Немецкие танки Tiger: D.W. к Tiger I

 

Было построено несколько машин, но только одна была принята на вооружение.

 

В конце концов, HWA разработала только две концепции для проекта, официально именовавшегося «проектом Тигра»: VK 3601 от Henschel и Porsche тип VK 4501 (P). Заказ на производство шести шасси каждого в течение года достался обеим компаниям. После того, как все рассмотренные варианты орудия для башни VK 3601 были отброшены, 8,8-сантиметровая башня, разработанная для шасси Porsche, должна была использоваться и на шасси Henschel. Необходимые модификации для установки башни привели к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VK 3601 Источник: Т. Дженц, Х. Дойл: Немецкие танки «Тигр»: Д.В. к Tiger I

 

концепт выше 40 к., VK 4501(H). Самой яркой особенностью модифицированного шасси Henschel были боковые стенки, которые теперь доходили до внешних ободов гусеницы и были прибл. на 30 см дальше к центру на VK 3601.

Уже на этом этапе разработка называлась «Проект Тигр».

Во время кампании против России немецкие войска столкнулись с советскими танками Т 34 и KW 1 и 2, которые во многих отношениях превосходили немецкие танки. Это особенно способствовало развитию более тяжелых немецких танков. Свидетельством актуальности является тот факт, что разработки были приняты на вооружение более или менее без серьезных испытаний.

В связи с этим Krupp получил заказ на производство 100 бронекорпусов VK 4501 (P), хотя окончательное решение по этой концепции еще не принято.

 

Обоим производителям, Henschel и Porsche, было приказано закончить демонстрационный автомобиль до 20 апреля 1942 года. Оба смогли выполнить требования в последний момент, не проведя испытаний автомобилей.

Во время испытаний автомобиль Porsche не смог доказать свою пригодность для крупносерийного производства, и в конечном итоге дизайн Henschel был принят.

 

 

 

Panzerkampfwagen Tiger, Ausführung E / Tiger I

 

Официальный заказ на серийное производство Tiger I был получен компанией Henschel в октябре 1942 г., производство началось уже в августе 1942 г. Всего до августа 1944 г. было построено 1350 танков. хотя во время производства было реализовано несколько модификаций. Это имело место, особенно в начале, когда автомобили, которые производились буквально с чертежной доски, страдали от многих проблем с прорезыванием зубов.

Наиболее заметной модификацией стал переход с резиновых колес на спасательные резиновые колеса начиная с 19 февраля.44.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Tiger I, Fgst-Nr. 250570, октябрь 1943 г.                                                                                  Источник: T. Jentz, H. Doyle: Немецкие танки «Тигр»: D.W. к Тигр I

 

VK 4502 (H), VK 4502 (P) Porsche-Typ 180,  / VK 4503  (H)

 

Несмотря на то, что самые серьезные проблемы Tiger I были решены через некоторое время, и он в основном выдержал испытание, был отдан приказ в ближайшее время заменить его улучшенной версией.

Главной задачей была установка пушки с повышенной бронепробиваемостью. Помимо этого, была нацелена на максимально возможную стандартизацию сборочных деталей будущей Panther II, которая разрабатывалась одновременно. Кроме того, новый «Тигр» должен был получить наклонную броню для лучшей защиты.

 

Несмотря на то, что ему дважды отказывали, Порше придерживался своих инновационных концепций и продолжал их оптимизировать. Его VK 4502 (P) / Porsche-type 180 появился как улучшенная версия VK 4501 (P) сразу после того, как ему не удалось получить контракт на Tiger I. Он имел те же характеристики подвески и трансмиссии, … и те же проблемы с трансмиссией.

Компания Porsche представила не отдельный автомобиль, а концепт с комбинированными вариантами расположения башни (спереди и сзади), трансмиссией (гидравлическая и электрическая трансмиссия) и четырьмя различными типами двигателей. Тем не менее, ненадежность двигателя снова привела к отказу от его концепции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Porsche-Typ 180 mit Turm hinten

 

В апреле 1942 года Henschel начала работу над шасси для башни с длинной пушкой 8,8 cm KwK L/71. Построение автомобиля переходного проекта VK 4502(H), предложенное Henschel в связи с огромными изменениями по стандартизации Tiger с Panther II, было отклонено Waprü 6, и концепция VK 4503(H) стала основой для позже Королевский Тигр.

Его первая версия во многом напоминала VK 4501 (H). Позже конструкция была изменена, чтобы напоминать «Пантеру» с наклонными бортовыми и лобовыми броневыми листами. Krupp разработал одну башню для обеих концепций, разница заключалась в электрическом приводе поворота для Porsche и гидравлическом приводе для машины Henschel.

С октября 1942 г. по март 1945 г. всего ок. Было построено 492 Tiger II (общее количество источников расходится). После выпуска первых 50 башен, часто называемых «башенками Porsche», с 19 июня производство переключилось на обычные турели или «башни Henschel».44.

KENIGSTIGER MIT SERIGERS. : От VK 4501 до Tiger II

Бюллетень разведки США времен Второй мировой войны, 19 июня.43 (Одинокий часовой)

   









         

НОВЫЙ НЕМЕЦКИЙ ТЯЖЕЛЫЙ ТАНК

В Тунисе немецкая армия впервые ввела в бой свой новый тяжелый танк пз. кВт. 6, который он называет «Тигр» (см. рис. 3). Наиболее заметными особенностями нового танка являются его 88-мм пушка, 4-дюймовая лобовая броня, большой вес и отсутствие разнесенной брони. Хотя Pz. кВт. 6 имеет вероятно, был принят в качестве стандартного немецкого танка, можно ожидать будущих модификаций.

Танк «Тигр», крупнее и мощнее Pz. кВт. 4, 1 примерно 20 футов в длину, 12 футов в ширину и 9 1/2 футов в высоту. Ствол 88-мм орудия нависает над носом почти на 7 футов. Танк весит в бою 56 тонн (или, с некоторыми переделками, целых 62 тонны). тонн), и, как сообщается, имеет максимальную скорость около 20 миль в час. Обычно у него есть экипаж из пяти.

Вооружение Pz. кВт. 6 состоит из 88-мм танковой пушки (Kw. K. 36), которая ведет огонь неподвижно боеприпасы аналогичны или идентичны боеприпасам для обычных 88-мм зенитно-противотанковое орудие; 7,92-мм пулемет (MG 34), который установлен соосно с левой стороны 88-мм; и второй 7,92-мм пулемет (MG 34), который установлен на корпусе и стреляет вперед.

    
Кроме того, установлен комплект из трех дымогенераторов. по бокам башни.

Башня вращается на 360 градусов, а установка для пушки и спаренного пулемета похоже на обычный немецкий тип.

Необычайно интересная система подвески показана на рис. 4. Гусеница выполнена металла. Справа на рис. 4 находится передняя ведущая звездочка, а слева — задняя направляющая. Там нет возвратных роликов, так как гусеница едет поверх резиновых колес типа Кристи. в оправе. Следует отметить, что имеется восемь осей, каждая с тремя колесами в сторону, или каждая с одно одинарное и одно двойное колесо в сторону. Таким образом, имеется 24 колеса — 8 одинарных колес и 8 двойные колеса по бокам танка. Система перекрытия аналогична подвеске система, используемая на немецких полугусеницах.

Танк снабжен двумя гусеницами: широкой (2 фута 4,5 дюйма) и узкой (чуть ниже 2 фута). Широкая дорога используется в бою, а узкая — для административных маршей и маршей. где маневренность и экономичность эксплуатации имеют приоритет над давлением на грунт. пунктирная линия на фиг.4 указывает внешний край узкой дорожки. Когда используется узкая дорожка, восемь колес за пределами пунктирной линии можно удалить.

Броневая обшивка Pz. кВт. 6 имеет следующие толщины и углы:

Нижняя носовая пластина_________    62 мм (2,4 дюйма), 60° внутрь.
Верхняя носовая пластина_________ 102 мм (4 дюйма), 20° внутрь.
Передняя панель_____________ 62 мм (2,4 дюйма), 80° наружу.
Ведущая пластина____________ 102 мм (4 дюйма), 10° наружу.
Передняя часть башни и маска_____ Возможно, до 200 мм (8 дюймов), закругленные.
Боковые и задние части башни_______ 82 мм (3,2 дюйма), вертикально.
Нижние борта (за тележками)__ 60 мм (2,4 дюйма), вертикально.
Верхние стороны____________ 82 мм (3,2 дюйма), вертикально.
Задний________________ 82 мм (3,2 дюйма), 20° внутрь.
Пол________________ 26 мм (1 дюйм).
Верх_________________ 26 мм (1 дюйм).

Угловое (в отличие от закругленного) расположение большинства доспехов — плохая конструктивная особенность; по-видимому, полагались на качество и толщину брони, при этом никаких усилий не предпринималось. сделано, чтобы представить трудные углы удара. Кроме того, ни одна из доспехов не имеет лицевой закалки. знакомая немецкая практика увеличения лобовой брони танка за счет бортовой — это также очевидно в случае с Pz. кВт. 6.

Несомненно, немцы разрабатывали танк «Тигр» для удовлетворения потребности в полностью бронированной машине.